Киевская Русь: где в Украине найти самые старые памятники прошлого. Памятники древней руси
Времена Древней Руси, памятники культуры: список, описание
Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.
Общая характеристика эпохи
Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.
Тип храмов
Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.
Ранняя церковь
Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.
Особенности
Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, мозаичный пол, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.
Храмы 11 века
Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке – это Софийский собор в Киеве. Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.
Крестово-купольные храмы Древней Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Успенская церковь Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.
Новгородская архитектура
Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить Софийский собор, который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.
Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле – это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.
Постройки в других городах
Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому пророку Илии. Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.
Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных – это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.
Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле – это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.
Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.
Значение
Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.
fb.ru
Достопримечательности Киевской Руси - 15 памятников древней руси в Украине
Посещая европейские страны, мы удивляемся – замкам и церквям может быть более 1000 лет, они хорошо сохранены и извне просто поражают. Но где же наше наследие древности – памятники Киевской Руси?
Десятки, если не сотни, войн, время и равнодушие уничтожили большинство из них. Многие из величественных городов Киевской Руси сейчас стали провинциальными городками, но часто могут похвастаться уникальными достопримечательностями, другие – стали мегаполисами и прячут бесценные сокровища за частоколом небоскребов. Но даже эти малочисленные памятники – бесценные для украинского народа. Так где же их найти?
Памятник легендарным основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь. Источник фото: kyivcity.travel.
Киев
Собор Святой Софии
Столичный град сохранил в себе наибольшее наследие тех древних времен. Конечно, самой известной достопримечательностью является Софийский собор, который построили во времена Ярослава Мудрого. Главный храм тогдашней Восточной Европы сейчас имеет статус объекта мирового наследия ЮНЕСКО. Историки доказали, что храм заложил еще Владимир Великий в 1011 году, а закончил его сын Ярослав в 1037 году.
После монгольского нашествия храм частично оставался в руинах. Киевские митрополиты старались поддерживать храм в адекватном состоянии, однако большая реставрация состоялась аж во времена Ивана Мазепы. В то время храм приобрел тот облик, который мы видим сейчас. Тогда же была построена колокольня, которая является одним из символов столицы.
Источник фото: obovsem.kiev.ua.
Михайловский Златоверхий собор
Достопримечательность архитектуры Киевской Руси стала жертвой советской власти. Михайловский Златоверхий монастырь вместе с величественным собором существовал с 1108 года по 1936, когда его взорвали коммунисты. Построил его внук Ярослава Мудрого Святополк Изяславич. В 17 веке он приобрел формы украинского барокко. Отстроили его только в 2000 году. Сейчас это действующий монастырь и храм УПЦ КП.
Так собор выглядел на фотографии 1875 года. Источник фото: proidysvit.livejournal.com.
Михайловский Златоверхий в наши дни. Источник фото: photoclub.com.ua.
Киево-Печерская лавра
Одну из главных святынь православных христиан, духовный центр украинского народа, тоже не обошла печальная участь войны – главный храм лавры разрушили в 1942 году. Историки поныне ищут виновных, то ли советские войска, то ли Вермахт – неизвестно. Но храм восстановили только в 2000 году.
Построили Успенский собор Киево-Печерской лавры 1078 году во времена сына Ярослава Мудрого Святослава Ярославича. Монастырь на этом месте существовал все время, до сегодняшних дней. Сейчас – это одна из основных святынь православных христиан, принадлежит УПЦ МП.
Источник фото: litopys.com.ua.
С тех времен до сегодня пришли еще 2 памятника Киевской Руси, которые расположены на территории лавры – церковь Спаса на Берестове и Троицкая Надвратная церковь. Все они были значительно перестроены и приобрели свой современный вид в 18 веке.
Церковь Спаса на Берестове. Источник фото: commons.wikimedia.org автор – Константинъ Буркут.
Выдубицкий монастырь
Еще одним украшением Киева является Выдубицкий монастырь. Его история начинается с 1070-х годов, когда был построен Михайловский храм, который является старейшим на территории монастыря. Он также неоднократно перестраивался и восставал из руин, а сегодняшний вид приобрел после 1760 года.
Источник фото: radiosvoboda.org.
Кирилловская церковь
Один из интереснейших памятников древнего Киева. Построен в середине 12 века. Вокруг храма существовал Кирилловский монастырь, который был разрушен в 30-х годах 20 века, а церковь была превращена в музей. В 17 веке была реставрирована и приобрела черты украинского барокко. В том же виде дошла до сегодняшних дней. Изюминкой Кирилловской церкви являются замечательные росписи 12 века, которые были восстановлены Михаилом Врубелем. Среди древних фресок есть и работы мастеров киевской школы 19 века – Николая Пимоненко, Харитона Платонова, Самуила Гайдука, Михаила Климанова и других.
Источник фото: mitropolia.kiev.ua.
Золотые Ворота
Это единственный памятник каменного оборонного зодчества времен Руси, который сохранился до наших дней, хотя и частично. Они были построены во времена Ярослава Мудрого, то есть им около тысячи лет. От аутентичного сооружения до нас дошли руины, вокруг которых воссоздали сами ворота уже во второй половине 20 века. Сегодня можно только представлять величие старого Киева, увидев их реконструкцию.
Источник фото: vorota.cc.
В Киеве сохранилось больше всего памятников Киевской Руси. Непоправимый ущерб нанесли большевики с их манией уничтожения церквей. Михайловский Златоверхий, церковь Богородицы-Пирогощи на Подоле, Васильевская и Георгиевская церкви, храм на месте древней Десятинной церкви и некоторые другие – все они были уничтожены в 30-х годах 20 века, простояв до этого не одно столетие.
Церковь Богородицы-Пирогощи в Киеве. Сегодня на ее месте отстроили храм, близкий по формам к первоначальному. Источник фото: intvua.com.
Чернигов
Чернигов был одним из богатейших городов Киевской Руси. В какой-то мере он конкурировал со столицей. Даже сейчас в нем осталось много памятников Киевской Руси.
Спасо-Преображенский собор
Одна из главных святынь древней Руси и главный храм Черниговской земли. Он ровесник Софии Киевской и является одним из старейших храмов на территории Украины. Его строительство начали в 1035 году. Строение заложил брат Ярослава Мудрого Мстислав Храбрый. Спасо-Преображенский собор частично перестраивался на протяжении своей истории, однако сегодня является одним из хорошо сохранившихся храмов Руси на территории Украины. В интерьерах частично сохранились древние росписи 11 века.
Источник фото: dmitrieva-larisa.com.
Борисо-Глебский собор
Неподалеку от Спасо-Преображенского собора находится другая достопримечательность древнего Чернигова – Борисо-Глебский собор. Он был построен между 1115 и 1123 годами. Перестраивался в 17–18 веках в стиле украинского барокко, однако во времена Второй мировой в него попала авиабомба, которая разрушила свод храма. После войны в 1952–1958 годах проводилась реставрация собора, в ходе которой храм приобрел свой первозданный вид. Сегодня в нем находится музей. Из его ценнейших экспонатов – серебряные царские врата, изготовленные на средства Ивана Мазепы.
Источник фото: invtur.com.ua.
Ильинская церковь
Небольшая древняя церковь с почти тысячелетней историей. Находится на склонах Болдиных гор – живописного урочища в Чернигове. Храм появился как церковь у входа в Антониевы пещеры – ровесницы пещер Киево-Печерской лавры. По легенде, их также основал Антоний Печерский. Неоднократно перестраивалась и приобрела свой вид в 17 веке в стиле украинского барокко. Сегодня Ильинская церковь является музеем заповедника «Чернигов древний».
Источник фото: sumno.com.
Успенский собор Елецкого монастыря
Один из самых величественных храмов Чернигова. Был построен в середине 12 века. Во время татаро-монгольского нашествия был частично разрушен, но затем восстановлен. Как и многие другие храмы, был перестроен в стиле украинского барокко, в котором дошел до сегодняшних дней. В интерьере собора сохранились небольшие остатки росписей времен Киевской Руси.
Источник фото: uk.wikipedia.org, автор – KosKat.
Остер
Небольшой провинциальный городок на берегах Десны, казалось бы, ничем не может привлечь туриста. Однако в нем сохранились руины Юрьевской Божницы – алтарной части древнего Михайловского храма, который окончательно был разобран в конце 18 века. Сама церковь была построена по указу Владимира Мономаха на рубеже 11 и 12 веков. На ее стенах сохранились уникальные росписи 12 века, однако сейчас памятник требует значительного внимания, есть угроза потерять ценные росписи из-за неадекватной консервации храма.
Источник фото: mapio.net.
Канев
В этом городе довольно неожиданно можно встретить древний храм 1144 года – Успенский собор. Его построил князь Всеволод Ольгович, храм очень приближен в архитектурном плане к Кирилловской церкви в Киеве. Был поврежден татарами и турками в 1678 году, однако был восстановлен через 100 лет в современных формах. В нем был похоронен казачий атаман Иван Подкова, который еще при жизни стал легендой. В Успенском соборе два дня находились останки Тараса Шевченко во время его перезахоронения согласно завещанию поэта. Сегодня это действующий храм УПЦ МП.
Источник фото: panoramio.com, автор – hranom.
Овруч
Небольшой городок Овруч на севере Житомирщины может вас приятно удивить – здесь сохранилась церковь Василия Великого, которую построили около 1190 года при содействии князя Рюрика Ростиславича. Храм разрушался неоднократно, но постоянно отстраивался, пока в 1907–1912 годах ни была проведена масштабная реставрация и восстановление здания в его древнерусских образах. Руины старой церкви вошли в состав восстановленных стен храма. В интерьере сохранились остатки оригинальной росписи.
Источник фото: we.org.ua.
Владимир-Волынский
Некогда величественный город Киевской Руси и столица Волынской земли, сегодня небольшой городок. О былом величии и славе вам расскажет Успенский собор, который еще называют храмом Мстислава по имени его основателя, князя Мстислава Изяславича. Строительство собора относят к 1160 году. За время своего существования претерпел не одно разрушение, однако в 1896–1900 годах был воссоздан в первоначальных формах. Вместе с епископскими палатами образует замочек – укрепленную часть старого города.
Источник фото: mapio.net.
Любомль
По дороге на Шацкие озера загляните в провинциальное волынское местечко Любомль. В нем находится церковь Святого Георгия, которую заложили в начале 1280-х по приказу волынского князя Владимира Васильковича. Как и много других храмов древней Руси, неоднократно подвергался разрушениям, однако затем перестраивался. В конце 18 века церковь приобрела современный вид.
Источник фото: mamache.wordpress.com.
Галич
Один из древнейших городов Киевской Руси, впервые упоминается в венгерских хрониках еще в 898 году. Наибольшего своего расцвета достиг во времена Ярослава Осмомысла, который воспет в «Слове о полку Игореве». Хоть короля Даниила принято именовать Галицким, но как раз он перенес свою столицу из Галича в Холм. В городе и его окрестностях сохранилось 2 церкви, памятники древней Руси в Украине. Самой яркой является Пантелеймоновская церковь в Крылосе, селе под Галичем. Она уникальна тем, что сочетает в себе привычный для Руси византийский стиль с романским. Построена около 1194 года Романом Мстиславичем, отцом Даниила. В 1998 году храм был в последний раз отреставрирован, тогда он приобрел современный вид. Что интересно, в церкви сохранились древние средневековые надписи на стенах. Некоторые из них сохранились еще с княжеских времен.
Источник фото: photographers.ua, автор – Игорь Боднар.
Еще одной древней церковью Галича считают храм Рождества Христова, который был построен во второй половине 13 века. Сведения об истории церкви весьма скупы. Была отреставрирована в 18 веке, а современный вид приобрела после последней перестройки 1906 года.
Источник фото: hram-ua.com.
Львов
Как известно, Львов был основан еще Даниилом Галицким и назван в честь его сына Льва. Однако с того времени до нас дошли всего 2 сооружения – Николаевская церковь и костел Святого Иоанна Крестителя. Это древнейшие здания Львова. Хоть костелы были совсем не характерны для древней украинской архитектуры, но во Львове его построили по просьбе жены князя Льва Констанции, которая исповедовала латинский обряд. Приблизительная дата строительства – 1260 год. Кстати, костел находится неподалеку от площади Старый Рынок, центра княжеского Львова. Сейчас в костеле музей древнейших памятников Львова.
Источник фото: photo-lviv.in.ua.
Относительно Николаевской церкви историки расходятся во мнениях. Ее возвели в период между 1264 и 1340 годами, ориентировочно во время правления князя Льва, который даровал этой церкви землю. Или это был княжеский храм-усыпальница, или ее построили на средства местных купцов – неизвестно. Несмотря на многочисленные перестройки, храм дошел до нас в хорошем состоянии.
Источник фото: photo-lviv.in.ua.
Ужгород
Уникальный памятник средневековья находится в Ужгороде, точнее в пригороде Горцы – Горянская ротонда. Ученые по сей день спорят, кто и когда ее построил, поскольку достоверных исторических источников не сохранилось. Однако есть веские основания считать, что она была построена во второй половине 13 века, когда Закарпатье входило в состав Галицко-Волынского княжества. Подобные сооружения были также в Галиче, Холме, Киеве и Владимире, однако большинство из них не сохранилось. Интересным в Горской ротонде является внутреннее убранство – фрески выполнены в стиле итальянской школы живописи, возможно, учениками Джотто.
Источник фото: ukrcenter.com.
К сожалению, большая часть нашего прошлого превратилась в археологию. Называть княжеские города можно долго, но очень мало дошло до нас из тогдашних памятников Киевской Руси. Поэтому стоит ценить и гордиться тем, что нам досталось в наследство от наших предков!
Самые интересные места Украины. Подписывайтесь и будьте в курсе.
Если статья понравилась, расскажите друзьям :)
ua.igotoworld.com
Памятники архитектуры Древней и Средневековой Руси / Открытый урок
Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет» относит к 989 году. Князь Владимир Святославич выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов.
Софи́йский собо́р в Киеве построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века.
Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах Ярославом Мудрым. Представляет собой крестово-купольный храм. На протяжении столетий оставался духовным центром Новгородской республики. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.
Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Униаьная особенность - построена на рукотворном холме. Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резными рельефами. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Арха́нгельский собо́р - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним — император Пётр II. Объект культурного наследия РФ.
Успенский собор во Владимире - белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. До возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Уникальный памятник русского зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Золотые ворота во Владимире - построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро- монголами, в 1238 году дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Золотые ворота в Киеве - памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXI в.
Дмитриевский собор во Владимире - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.
Благовещенский собор – храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. Объект культурного наследия РФ.
Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Объект культурного наследия РФ.
Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в 13 веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.
В росписи Троицкого собора монастыря участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.
Архитектурный ансамбль лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Андроников монастырь (Спасо-Андроников) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В XIV—XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 года монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Объект культурного наследия РФ.
open-lesson.net
какие памятники культуры времён Древней Руси ты знаешь
Одним из главных этапов развития культуры на Руси является принятие христианства. Появились первые монастыри и школы, работающие при церкви. На территории Руси начались строительства храмов из камня.
В Х веке приступают к строительству Десятинной церкви, которая, к сожалению, не сохранилась до сегодняшних дней. В XI веке в городе Киев сооружают Софийский собор, а приблизительно в то же время Спасо-Преображенский в городе Чернигов. Строительство храмов набирает обороты. В городе Владимир возводят сразу два собора: Дмитриевский и Успенский. А недалеко от Дмитриевского собора строят храм Покрова на Нерли. Церковь Спаса на Нередице занимает свое место в Новгороде, а Георгиевский собор появляется в Юрьеве-Польском. На Ярославовом дворище приступают к строительству собора святого Николы.
Одним из главных памятников живописи по праву считают Киевский Софийский собор. Главные его достопримечательности фрески. В соборе находятся такие памятники живописи как иконы Спас Нерукотворный и Георгий Воин , мозаики Святые Лаврентий и Василий и Дмитрий Солунский .
Крестово-купольные храмы Древней Руси смотрите здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Крестово-купольные_храмы_Древней_Руси
Первое действительно крупное литературное произведение появляется в XI веке это Слово о законе и благодати , которое написал митрополит Илларион, а в 1073 году составили первый сборник, в котором были собраны цитаты, сделал это Святослав Ярославич. Литература развивается, и образуется такой жанр житийный. В первую очередь стоит отметить работы летописца Нестора Житие Феодосия Печерского и Сказание о Борисе и Глебе .
Первая летопись на Руси создается в первой половине XII века Повесть временных лет . Затем Владимир Мономах написал Поучение , которое посвящал своим сыновьям. Появляются летописи моление и слово автора Заточника. В конце XII века создается самое значимое произведение, дошедшее до наших дней Слово о полку Игореве.
info-4all.ru
Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси XI-начала XIII вв.
Российский государственный университет им. И. Канта
Исторический факультет
Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси XI - начала XIII вв.
Историческая справка,
выполнила студентка I курса
специальности «история»
Долотова Анастасия.
Калининград
2007
Введение
Цель данной работы – рассмотреть сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры, дать им краткую характеристику.
При выборе архитектурных памятников для включения их в историческую справку основным критерием была степень сохранности строения, т.к. многие из них либо дошли до нас сильно переделанными и не сохранили свой первозданный вид, либо сохранили лишь некоторые свои фрагменты.
Основные задачи работы:
- выявить количество сохранившихся памятников архитектуры Древней Руси XI - начала XIII вв.;
- дать описание их особенным и специфическим архитектурным чертам;
- оценить историческую судьбу памятников.
Софийский собор (Киев)
Время создания: 1017—1037 гг.
Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа. Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами. С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг. Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады. В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.
Спасо-Преображенский собор (Чернигов)
Время создания: около 1036 г.
Мстислав Владимирович заложил в Черниговском детинце Спасо-Преображенский собор. Этот пятиглавый собор выстроен по византийскому образцу, и скорее всего византийскими каменных дел мастерами.
В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с восьмью столбами и тремя апсидами. Западная пара столбов соединена стенкой, что привело к выделению паперти (нартекса). Высота стен достигала примерно 4,5 м. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. По фасадам храм расчленен плоскими лопатками. Средние закомары, в которых размещено по три окна, резко подняты по сравнению с боковыми. В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлинённость здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты.
Софийский собор (Полоцк)
Время создания:1044-1066 гг.
Построен при князе Всеславе Брячиславиче на территории Верхнего замка. Сведения о первоначальном внешнем виде противоречивы: в одних источниках он упоминается как семиглавый, в других - как пятиглавый. Кладка восточной апсиды древней Софии смешанная: наряду с плитняковым кирпичом (плинфой) использован бутовый камень. Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом эта постройка представляла собой центрическое сооружение. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Устройство трёх граненых снаружи апсид, столь типичных для деревянных храмов, является одной из особенностей полоцкого собора. Софийский собор - первый и еще робкий пример сооружения, в котором проявляются черты, свойственные искусству полоцкой земли, где преимущественно в XII в. появляются многочисленные постройки с оригинальной интерпретацией крестово-купольной системы.
Софийский собор (Новгород)
Время создания: 1045—1050 гг.
Построен храм по повелению новгородского князя Владимира Ярославича. Он представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. У собора пять глав. Шестой купол над круглой лестницей вносил в композицию живописную асимметрию. Большие выступы лопаток укрепляют стены здания по вертикали и разграничивают фасады в полном соответствии с внутренними членениями. Кладка в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих правильной квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелко истолченного кирпича известковый раствор заполняет выемки по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы. Стены новгородской Софии первоначально, по-видимому, не были оштукатурены. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту. В первые века своего существования храм был выше, чем в наши дни: изначальный уровень пола сейчас находится на глубине 1,5 — 1,9 метра. На эту же глубину уходят и фасады здания. В новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера. Новгородцы не использовали также и мозаики для украшения своего кафедрального храма из-за её дороговизны, зато София богато украшена фресками.
Михайловский собор Выдубецкого монастыря (Киев)
Время создания:1070—1088 гг.
В Выдубицах сын Ярослава Мудрого, основал под семейным патронатом монастырь во имя своего небесного заступника — Архангела Михаила. Благодаря его поддержке был поставлен монастырский собор. В XI столетии Михайловский собор представлял большой (25 х 15,5 м) шестистолпный храм с необычайно вытянутыми прямоугольными пропорциями. Мастера, работавшие в это время в Киеве, вели кладку в основном из кирпича с рядами больших необработанных камней. Камни находились на разном расстоянии друг от друга, более крупные из них использовали в средних частях стен, укладывая их в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми). Сама кирпичная кладка была со скрытым рядом. При такой кладке на фасад выводят не все ряды кирпичей, а через ряд, тогда как промежуточные немного отодвинуты в глубь и прикрыты снаружи слоем раствора — цемянки. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался. Таким образом, обработка наружной поверхности стен производилась дважды: сперва черновая, а затем более тщательная. В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. Эта система кладки давала к тому же широкие возможности исполнения декоративных выкладок и узоров. Первоначально церковь завершалась, видимо, одной главой. С запада находился широкий нартекс и шла винтовая лестница на хоры. Стены собора были расписаны фресками, а пол выложен плитками — шиферными и поливными глиняными. Чтобы защитить церковь от подмыва берега водами Днепра, в 1199 году зодчий Петр Милонег возвел громадную подпорную стену. Для своего времени это было смелое инженерное решение. Но к XVI века река размыла и стену — берег обвалился, а вместе с ним и восточная часть собора. Уцелевшая западная часть церкви дошла до сегодняшнего времени в реставрации 1767—1769 годов. Михайловский собор стал княжеской усыпальницей семьи Всеволода Ярославовича.
mirznanii.com
Литературные памятники Древней Руси
/ / Литературные памятники Древней Руси
Памятники литературы Древней
Руси
В одиннадцатом – двенадцатом веках произошёл подъём развития
культуры киевского государства. Культурными центрами становятся крупные города,
которые приобрели за счёт реформ статус европейских центров (Киев, Галич,
Новгород).
Проведённые в этих землях раскопки показали учёным, что
народ, обитавший в то время по большей части был грамотный (хотя бы на базовом
уровне). Об этом сделали выводы, основываясь на сохранившихся деловых расписках,
челобитных, распоряжениях о хозяйственных делах и других документах.
Кроме того, доподлинно известно, что и до того как было
принято христианство, Русь знала письменность. Первые рукописные книги
сохранившиеся с того времени представляют собой уникальные произведения
искусства. Написаны они, как правило, на очень дорогом пергаменте, который
изготавливался из обработанной козлиной, телячьей или бараньей кожи, а украшали
их превосходные цветные миниатюры.
Большая часть дошедших до нас книг, которая относится к
данному периоду, имеет религиозное содержание (из ста тридцати книг около
восьмидесяти содержат базовые знания христианской морали и вероучения). Однако
наравне с этим, тогда была и религиозная литература для чтения.
Отлично сохранился «Физиолог» - сборник небольших рассказов
о легендарных и реально существующих камнях, деревьях и птицах (в конце каждого
повествования была религиозная притча, связанная с данным существом или
предметом). К этому же времени исследователи относят и такие выдающиеся литературные
церковные памятники как «Слово о законе и благодати», приписываемое перу
митрополита Иллариона, а также проповеди Кирилла Туровского. Ещё существовали
«апокрифы» (от греческого слова «потаённый») – рассказы, нетрадиционно
истолковывающие библейские сюжеты. Самым популярным из них считается «Хождение
Богородицы по мукам».
Выдающимся литературным памятником считается и «Поучение»
Владимира Мономаха, являющегося поучением княжеским детям и содержащим поучения
о том, как должны в миру вести себя отпрыски дружинников.
И наконец, самым значительным колоссом древнерусской
литературы является «Слово о полку Игореве», основой которому послужил поход,
предпринятый Игорем Святославичем против половцев. Огромной утратой считается
то, что единственная рукопись данного текста сгорела в Москве во время пожара
(1812 год).
Видео-лекция по теме: Древнерусские литературные памятники
Интересные материалы:
student-hist.ru
Памятники архитектуры Древней Руси | Памятники всего мира
Став сильным и влиятельным государством, Русь начала налаживать отношения с соседними странами. Наиболее тесными были связи с Византией, что всячески проявлялось в культурной жизни. Ярким подтверждением этого являются памятники архитектуры Древней Руси. После принятия христианства по всей стране началось строительство церквей и храмов.
Первой церковью, которая была сооружена константинопольскими зодчими, стала Десятинная церковь в Киеве, строительство которой было завершено в 996 году. Воссоздать прежний вид строения нам позволяют археологические раскопки, которые показали, что длинна церкви, примерно, составляла 27,2 м, а ширина – 18.2 м. Десятинная церковь имела характерную византийскую архитектуру: апсиды, нефы, крестовые купола, а в качестве строительного материала использовался плоский кирпич – плинф. Эта церковь была дворцовой и являлась частью ансамбля из нескольких дворцовых зданий.
Таким образом, на Руси был создан первый монументальный ансамбль кирпичной архитектуры, что вознесло Киев над другими городами на Руси. Но спустя некоторое время подобные памятники архитектуры Древней Руси начали появляться и в других населенных пунктах. Так, одним из первых монастырей на Руси стал Елецкий Успенский монастырь. Построен он был в конце ХІ века по приказанию князя Чернигова Олега Святославовича. Существует легенда, что монастырь построен на месте, где на одной из елей появилась икона Божьей Матери. Увидеть монастырь можно и сегодня, хотя он пережил некоторые изменения. Это архитектурное сооружение строилось по подобию Печерского монастыря, что в Киеве.
При строительстве использовался новый тогда вид кладки – равнослойный. Этот вид позволял сделать процесс украшения фасадов более простым и быстрым. Собор был украшен уникальной фресковой живописью, которая сохранилась лишь частично. В ХVІI веке очень популярным в Европе стал стиль барокко, что отразилось и на соборе, который пережил в то время реконструкцию. Особенность монастыря – наличие большого количества подземных ходов и пещер. Одна из самых длинных здесь галерей, что находятся под землей, соединяет Елецкий Успенский собор и Петропавловскую церковь и составляет в длину 70 метров.