Отгадки древнего египта. Теории и загадки Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет. Отгадки древнего египта


Путь фараонов. Тайны и загадки Древнего Египта

Путь фараонов

Не говорите египтянам о Марсе

Во время повального увлечения НЛО вопрос: «Не пришельцы ли возвели египетские пирамиды?» задавали на всех встречах с читателями «Вокруг света». Вспомнил я об этом разговоре с Владимиром Беляковым, нашим автором, историком и журналистом. Он живет в Каире уже 12 лет и написал несколько интересных книг по Египту.

— А что — похоже на лунную поверхность и марсианские пирамиды, — рассмеялся он в ответ, обводя рукой вокруг. Мы прогуливаемся с ним по плато Кафрас-Самман, любуясь плывущими в жарком мареве тремя великими пирамидами.

Разговор начался с того, что я пересказал ему прочитанную в московской газете заметку с сенсационным названием: «В древнем Египте трудилась бригада строителей с Марса».

«Как известно (так вещала заметка), во время уже первого космического пуска американского корабля в сторону Марса фотокамеры зафиксировали на поверхности планеты следы давней цивилизации. Ученый Ричард Хоглэнд совместно с группой молодых талантливых математиков и физиков, работавших в области астрофизики, а также картографы Пентагона пришли к невероятному выводу: сфотографированные на Марсе гигантские пирамиды и изображения человеческих лиц имеют то же происхождение, что и египетские пирамиды и Сфинкс.

Наиболее убедительным доказательством искусственного происхождения сооружений на марсианской поверхности, особенно изображения человеческого лица длиной и полтора километра, послужил «принцип симметричности». Именно наличие абсолютной симметрии изображения или объекта свидетельствует о том, что они созданы не природой.

Американские ученые, производя математические расчеты пятигранной пирамиды на Марсе, пришли к выводу, что соотношение ее коротких и длинных сторон является не чем иным как знаменитым «золотым сечением», которое подарил миру еще великий Леонардо да Винчи.

Строительство и земных, и марсианских пирамид, как утверждают ученые (во всяком случае, так передает заметка), основывалось на одинаковых математических принципах. Разница лишь в размерах. Ричард Хоглэнд считает, что разгадка тайны египетских пирамид и Сфинкса находится на Марсе».

— Только не скажите об этом египтянам — обидятся, — улыбается Беляков, — Лучше всего об этом может рассказать главный хранитель пирамид Гизы доктор Захи Хаваса, под руководством которого археологическая экспедиция ведет раскопки городка строителей у пирамид. «Городок строителей пирамид»: мое сердце подскочило в груди от этого редкого словосочетания.

Значит, было все-таки организованное строительство. Любители инопланетных версий ведь задают одни и те же вопросы: «Как на ранней стадии развития общества можно было проделать такой огромный объем работы (по сегодняшним подсчетам для возведения одной хеопсовой пирамиды было затрачено более одного миллиарда человеко-часов), кто и как для этого организовал производительные силы в условиях отсутствия элементарных знаний в области математики, физики и ограниченных технических средств для доставки грузов?»

Им противостоит такой авторитет, как Геродот. На основании своих личных египетских впечатлений Отец истории повествует о строительстве Большой пирамиды. Среди множества надписей, покрывавших тогда пирамиду, Геродот приводит одну, но очень любопытную (и доказательную для нашего спора): были затрачены огромные суммы денег на покупку для рабочих лука и чеснока; по мнению древних египтян они повышали работоспособность и энергию. А раз денег требовалось много, то и проживало в городке большое население.

Кто строил пирамиды? Местные крестьяне или тысячи рабов, пригнанных после военных побед из соседних стран?

Геродот писал, что фараон Хеопс заставил строить свою пирамиду весь народ, разделив его на две части. Одни доставляли к берегу Нила блоки из каменоломен, другие занимались их дальнейшей перевозкой. Работало сто тысяч человек, с чем согласны и нынешние египтологи. Правда, они считают, что трудились лишь три месяца в году во время разлива Нила, когда на залитых водой полях прекращались сельскохозяйственные работы.

Первым делом нужно было проложить дорогу, по которой блоки доставлялись к реке. 10 лет ее мостили шлифованными каменными плитами, украшенными резьбой, а потом лет 20 возводили пирамиду. У вас укладываются в голове эти цифры: 10 лет — дорога, 20 — пирамида, 100 тысяч человек строили? Постоянно на строительстве находилось около четырех тысяч строителей, ремесленников, архитекторов.

Прежде чем мы доберемся до раскопок «городка строителей», стоит представить как был организован труд, как вырубали и укладывали блоки.

По источникам можно установить, что все моменты работ, начиная с обмера и выпиливания каменных глыб до их перевозки, шлифовки скрупулезно просчитывались по времени и затратам сил.

Те, кто сейчас изучает гигантский труд строителей пирамид, называют их «лучшими организаторами человеческого труда, которых видел мир».

Блоки из карьеров в Мукаттамских горах вырубались внушительного вида медными стамесками. Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долота, тесла, а также из камня и дерева.

Сразу в карьерах на блоки ставили отметки — кто и когда их изготовил — так определялась норма выработки. В каменоломнях высекали крупные блоки, которые необработанными доставляли на строительную площадку. Тут уже занимались тонкой обработкой камня, шлифовкой и полировкой. И до сих пор между блоками не просунуть лезвие ножа — толщина шва между камнями, как нитка.

На египетских фресках можно отыскать сцены, где одни люди, впрягшись в ременную упряжь, тащат на себе камни и статуи, а другие льют жидкость, чтобы уменьшить трение под полозьями — гибрида саней с тележкой.

Древние строители по мере возведения пирамиды сооружали из глиняных кирпичей или просто земли наклонные платформы, по которым с помощью веревок, деревянных санок и — главное — физической силы каменные блоки поднимались вверх. Платформы наращивали по мере роста пирамиды. Затем их разрушали. Остатки их я видел в Карнакском храме, в Луксоре: к стене пилона привалилась темная груда спекшейся земли.

Особо тщательно готовили основание пирамиды: правильный четырехугольник из тщательно отшлифованных и точно подогнанных каменных блоков.

Удивляет точность во всех расчетах при возведении пирамид. Например, как ориентировали грани пирамид? Ведь египтянам еще не был известен магнитный компас. Ученых настолько поразили результаты измерения пирамиды Хеопса, что их провели повторно.

Так вот ошибка, которую допустили инженеры (а как их еще назвать?) составила всего 1/12 градуса. Первоначальную ориентацию граней пирамид по сторонам света, считают ученые, производили по звездам в момент их восхода и захода в северной части небосвода.

Технология строительства была продумана до мельчайших подробностей. Пирамиду возводили в несколько приемов: после возведения первой очереди каменные блоки поднимали с помощью специальных подъемников. Работы производили сверху — сначала заканчивали отделку у вершины пирамиды, а затем постепенно спускались ниже. Отделкой основания занимались в последнюю очередь.

Теорию инопланетного вмешательства разбивает один, но весьма убедительный факт: скорее всего, технику возведения пирамид египтяне заимствовали из Месопотамии. Там впервые появились ступенчатые пирамиды — зиккураты.

Конструкциям пирамид свойственны очень земные элементы. Стены возводили двумя способами: более тонкие собирали из хорошо обработанных каменных блоков, основу же более массивных стен складывали из грубо отесанных камней худшего качества, которые снаружи облицовывали отшлифованными плитами.

Уже в наши дни построили в долине Гизы небольшую пирамиду: копию пирамиды Микерина. Ее построили японские ученые. Очевидцы рассказывают, как потомки древних строителей — феллахи, блестя под солнцем потными спинами с необыкновенной ловкостью втаскивали громоздкие блоки по наклонным плоскостям, почти не прибегая к механическим приспособлениям, причем, иногда казалось, что глыба вот-вот качнется и поползет вниз, подминая тела людей, но жилистые египтяне, не уступая в сноровке своим предкам, делали несколько неуловимых усилий, и громадный камень замирал и вновь начинал ползти вверх.

Эксперимент был удачно завершен, но белая пирамида недолго красовалась у подножия своих гигантских собратьев: ее разобрали по договоренности с департаментом древней Гизы.

Раскопки, которые проводил доктор Захи Хавас, рассказали много интересного о жизни создателей пирамид. Поселок, где жили строители, делился на две части: в одной селились каменщики, в другой — ремесленники, резчики, а также те, кого можно назвать чертежниками и архитекторами, то есть элита.

Труд на строительстве пирамид был в высшей степени организован. Все рабочие были разбиты на отряды, а те — на мелкие звенья. Иногда разделение зависело от вместимости речной лодки. Самая маленькая группа — человек десять.

Забавно, что и в те времена во всю процветал культ личности, конечно личности фараона, имя которого обязательно упоминалось в названии отряда. Например, один назывался «Как любима белая корона Снофру», или — «Хеопс облагородил два царства».

Строители подражали великим. Они считали себя свободными людьми и требовали к себе соответственного уважения, даже возводили для себя персональные гробницы, украшая их рисунками и надписями. Хотя в этих склепах, иногда вырубленных просто в скале, находили не мумии, а скелеты.

Заказывать мумии им было просто не по карману, — поясняет доктор Хавас — зато в склепах встречаются бюсты. Это для того, чтобы душа, встретясь со своим телом в загробном мире, узнала его.

Судя по бюстам, строители были людьми интеллектуально развитыми, говоря по-современному. Надписи на гробницах обязательно указывают их должности: «начальник отряда ремесленников», или «надзиратель», или «руководитель». «Мою гробницу возвели строители, ремесленники и скульпторы, и я расплатился с ними хлебом и пивом. Надеюсь, они остались довольны».

По мне, эта надпись вызывает симпатию к владельцу данной гробницы. Вряд ли инопланетяне разделили бы с ним трапезу, позарясь на хлеб и пиво, а вот египетские крестьяне и инженеры таким угощением остались, наверное, довольны. Что ни говорите, великие пирамиды возвели простые смертные. Строители древнего Египта.

Дорога восхождения

Касаясь ладонью горячих от солнца камней пирамиды, я сажусь на ее нагретые бока, и мне невольно кажется, что они сохранили тепло рук строителей, которые их тесали и шлифовали.

Спускаюсь от пирамиды Хефрена к его поминальному храму, удивительно сохранившемуся и напоминающему мне своей красотой и гармонией нечто античное. Прохожу мимо погребальной лодки фараона Хеопса, на которой он отправился в последнее путешествие своей жизни.

Плоскости пирамид, стены храма отражают нестерпимый блеск солнца, я закрываю глаза и сразу же передо мной встают картины древней жизни, волны которой бились здесь, у подножия пирамиды.

Я оказываюсь в центре погребального комплекса, за каменной стеной, окружающей пирамиды, которые были его завершающим элементом. Я понимаю, что составляющие этой композиции подчинены высшему разуму и символизируют процесс превращения усопшего фараона в бога Солнца, отмечают все остановки на его пути.

По верованиям древних египтян, смерть была лишь границей, отделяющей одну жизнь от другой. Путь фараона к усыпальнице-пирамиде повторял движение Солнца по небосводу с востока на запад. Поэтому разукрашенная погребальная лодка с резным высоким носом, следуя по пути светила, пересекает Нил, сопротивляясь течению.

Судно движется плавно, не спеша, не слышно мерных ударов весел, с которых не срывается ни одной капли воды. В торжественной тишине лодка, несущая на себе тело фараона, медленно подплывает к специально подготовленной пристани на берегу реки, где бесшумно опускается якорь.

С пристани пышная процессия, возглавляемая жрецами, переносит тело фараона в нижний храм, служащий воротами на пути фараона в другой мир. Считалось, что в загробное царство переселяется не только душа умершего, но и его тело, которое следует сохранить для «далекого путешествия». Отсюда возникает традиция мумификации. Здесь стоит сделать отступление.

Само слово «мумия» — не египетское. Оно происходит от персидского слова «муммиа» и означает ароматическую смолу, которую с давних пор находили в горных районах и использовали как лекарство, залечивающее раны, царапины на теле, словом — популярное в наши дни «мумие» (мы произносим в таджикском варианте).

Набальзамированные тела стали называть «мумиями» гораздо позже периода Древнего Царства, тогда, когда начали грабить гробницы, добывать оттуда спеленутые тела, вывозить их тайком в Европу и продавать аптекарям, как замену лечебной смолы. Ловкие дельцы, торгуя мумиями на вес, наживали на этом целые состояния.

Но вернемся во времена фараонов, чтобы посмотреть, что делали с телом для его сохранения и передачи в мир вечности. Первая мумия появилась, пожалуй, в египетском пантеоне, когда Анубис, вымыв водой тело Осириса, окунул его в раствор соды и закутал в холст.

Ну, а когда Гор победил Сета, стал править народами, а затем передал земную власть фараонам, то вместе со скипетром он завещал им беречь секреты бальзамирования. Их жрецы передавали по наследству и хранили в такой глубокой тайне, что сейчас секрет древнеегипетского бальзамирования, к сожалению, утерян.

До нас дошла лишь известная запись Геродота: «Сначала извлекали через ноздри мозги. Затем очищали брюшину от внутренностей, оставляя сердце и почки. Тело промывали пальмовым вином и растирали благовониями. Заполняли чистое чрево растертой миррой, корицей, зашивали и выдерживали в крепком растворе соды семь-десять дней. После чего бинтовали полотном и укладывали в саркофаг. На подготовку тела и бальзамирование уходило около двух месяцев».

Занимались обработкой трупов люди из отверженной касты ларасхитов. Свою жизнь они проводили в Доме Мертвых — этакий прообраз морга, куда приносили всех умерших на обработку. Выбрасывали на свалку только тела рабов. Бедных людей вымачивали несколько дней в соляном растворе, людям побогаче — труп умащали, вынув внутренности, богачи и знать могли рассчитывать на мумии.

Дом Мертвых смердел так, что вокруг него не строили домов. Когда фараон Эхнатон перенес столицу из Фив и возвел там Дом Мертвых, то ларасхитов перевозили на специальном корабле, и, по словам современника, «крокодилы разбегались из Реки». Приглашая ларасхитов для работы домой, им оставляли плату и говорили почти почтительно, но как только они завершали свое дело, изгоняли из дома камнями.

В смраде Дома Мертвых эти несчастные проводили всю жизнь, но достигали такого умения и таких знаний анатомии, что с ними советовались (зажав, естественно, нос) даже самые почтенные врачи из Дома Жизни — древнеегипетской медицинской академии.

Секреты погребены в пирамидах, но сейчас ученые обнаружили в мумиях следы кокаина и табака. А ведь нам известно, что и тот, и другой прибыли в Старый Свет из Америки… Вот и еще секрет.

Пока жрецы готовят тело фараона для погребения, давайте пройдемся по нижнему храму Хефрена, гораздо лучше сохранившемуся, чем другие сооружения этого комплекса.

Несмотря на разрушения, можно представить, какие чувства испытывал подданный фараона, входя в восточную дверь монументального здания, охраняемую двумя сфинксами. Никаких украшений, но даже при взгляде на иероглифы, обозначающие имя и титул фараона, трепет пробегал по членам несчастного.

Подавляла сама аскетическая обстановка, лес колонн — монолитов, поддерживающих когда-то каменные плиты потолка, и строй крупных тронных статуй фараона на белом алебастровом полу, отражавшихся в тщательно отполированных стенах розового гранита. Одну из этих статуй Хефрена из темно-зеленого диорита, найденную археологами под полом храмового вестибюля, я видел в Египетском музее.

Скульптуры должны были увековечить, сохранить облик фараона, чтобы его душа не смогла его ни с кем перепутать в другом мире.

И вот при мерцающем пламени многочисленных светильников тело фараона выносят в коридор задней части храма, ведущей на Дорогу восхождения к заупокойному храму.

Через три колонных зала путь вел во двор, выложенный алебастровыми плитами, посреди которого стоял жертвенный алтарь. Перед колоннами из красного гранита высились огромные белые статуи бога Осириса. Они были обвиты полотнами, как мумии, ибо Осирис, убитый злым братом Сетом, воскрес благодаря любви своей жены Изиды и стал владыкой Царства Мертвых и его главным судьей. В заупокойном храме скульптуры Осириса представляли как бы тронные статуи самого фараона.

Процессия проходила мимо богато украшенных настенных барельефов и затем останавливалась. Свершалось таинство обожествления фараона, над которым не будем дерзкой рукой приподнимать завесу, а проследуем после него через коридор, образованный вертикально установленными столбами, на площадку перед пирамидой, куда вносили тело фараона, поднимали в усыпальницу и торжественно укладывали в саркофаг.

Но отчего же ни в одной пирамиде не найдены мумии фараонов? Ответ весьма прост и прозаичен: пирамиды были ограблены еще в далекой древности, во времена фараонов. Так как такое простое объяснение исчезновения мумий не устраивает оппонентов, придерживающихся других точек зрения на пирамиды (научные лаборатории, генераторы энергии и прочее), стоит не просто обратиться к фактам, а рассказать одну почти детективную историю, связанную с ограблениями.

Это ограбление произошло, как и подобные ему, во время правления фараона Рамзеса IX (конец XII века до н. э.) в дни ослабления верховной власти и документально зарегистрировано на папирусе.

Все началось, как в той известной истории у нашего классика, когда поссорились два соседа. Только город и имена другие. Губернатор Фив, Города живых, Па-Сер выдвинул тяжкие обвинения против своего коллеги и соперника, правителя Города мертвых, Па-Вера.

Так было положено начало делу об ограблении гробниц фараонов в Долине царей. Па-Сер не только обвинил Па-Вера в попустительстве разбойникам, но и назвал свидетелей, которые дали письменные показания, где сознавались в том, что «грабили склепы, срывали с мумий золотые украшения, амулеты и даже (как же вытерпели это боги!) золотые маски».

Но… дело застопорилось при официальном расследовании, когда все свидетели Па-Сера отказались от прежних показаний, а Па-Вер в отместку устроил шумную демонстрацию, собрав перед домом Па-Сера подчиненных, стражу, рабочих некрополя, инспекторов могил и чуть ли не ларасхитов, всячески унижая своего противника. Тот, горя праведным гневом, бросился искать защиты во дворце фараона. Потратив год, он добился повторного суда, перед которым предстали уже 40 грабителей. Вроде бы правда восторжествовала, но… концовка этой истории достойна пера Аристофана.

Прошло всего… три тысячи лет, и папирус с ценными свидетельскими показаниями грабителей был похищен, продан спекулянтам в Луксоре и вывезен в Европу. Можно сказать, что воры сделали достоянием гласности эту историю о грабителях усыпальницы.

Против них были бессильны все ухищрения по маскировке входов в гробницы, и поэтому жрецы были вынуждены постоянно перемещать с места на место мумии фараонов.

Посетивший долину Нила в середине I в. н. э. Диодор Сицилийский, с горечью писал, что в гробницах фараонов пусто, а видны только следы вандализма.

Все же жрецы собрали оставшиеся мумии фараонов и поместили их в тайнике, вблизи Долины царей, где их обнаружили в 1870 году. Только благодаря этому, мы можем и по сей день созерцать в Египетском музее, в комнате с охлажденным воздухом, десятки мумий, завернутых в коричневые полотна, пропитанные специальными растворами и помещенных под стеклянные колпаки.

Я всматриваюсь в скукоженные личики великих правителей — Тутмоса III, Рамзеса II, Сети I, чьи имена заставляли трепетать простых смертных и ставили на колени целые народы. При жизни правители гневались и смеялись, а сейчас были неподвижны как камень и их ссохшиеся ручки со сморщенной кожей беспомощно лежали на груди.

Такое ли бессмертие, вечную жизнь представляли пять тысяч лет назад жрецы, отправляя правителей в последний путь дорогой восхождения? Теперь уже этот вопрос останется без ответа.

Когда Сфинкс заговорит…

Больше всего времени в долине Гизы я провел у Сфинкса. Невозможно передать ощущение нереальности, отрешенности, когда находишься с ним наедине. Вначале я пытался не поддаваться этому необъяснимому гипнозу, или магнетическому влиянию, стараясь разобраться в своих ощущениях. Я заставлял себя рассматривать Сфинкса просто как скульптуру.

Да, это Большой Сфинкс, длина его 57 метров, а высота — 20, но еще больше поражает, что он высечен из целой скалы и можно согласиться с фразой одного специалиста, что «такого каменного сооружения нет нигде». Но ведь простая констатация размеров не может объяснить странного и глубокого впечатления, которое Сфинкс оказывает на человека, хотя, вроде бы, он совсем не обращает на тебя внимания, его взор устремлен над тобой, летит в какую-то, только ему ведомую даль.

Вольготна, расслаблена поза царя зверей (у Сфинкса — туловище льва) с вытянутыми могучими лапами и пятиметровой головой человека, но весьма непростого, потому что с затылка на плечи спускается царский цемес, праздничный платок — головной убор фараона. И лицом Сфинкс весьма схож с фараоном Хефреном, чью статую из диорита археологи нашли поблизости в развалинах поминального храма.

С Хефреном я столкнулся лицом к лицу в Египетском музее, и впечатление было почти такое же, как и от встречи с Сфинксом. Может быть на меня влияли запомнившиеся слова Геродота, что в Египте не было более деспотических и жестоких правителей, чем Хеопс и Хефрен.

Хефрен сделан из черного диорита, так же как и массивное кресло, в котором он восседает. Цвет черного камня отбрасывает на его лицо какой-то нездешний свет, а головы пантер на подлокотниках лишь усугубляют тягостное впечатление.

Как и у Сфинкса, его глаза на безучастном лице, не отражающем никаких мыслей и чувств, смотрят в какое-то только ему открытое будущее. Человеческие страсти чужды ему, и погрязшее в суете житейское море бушует где-то далеко внизу, не донося ни всплесков, ни шума до тех горных высот, где парит его дух, дух вершителя судеб народных, правителя Египта, владыки и фараона.

Той же надменностью и величавостью веет и от Сфинкса: не камень, не зверь, не человек. А кто? Пожалуй, все-таки — фараон. Да, он велик, несмотря на все раны, нанесенные ему временем и людьми.

По его гордой голове стрелял в 1380 году мусульманский фанатик, а турецкие мамлюки в начале XIX века пристреливали по нему свои пушки перед боем с наполеоновскими солдатами, которые также выбрали позже Сфинкса своей мишенью. Несмотря на то, что его грудь в трещинах, нет части носа и правой щеки, а позже отвалилась традиционная фараоновская бородка (она была вывезена в 1818 году в Англию и находится в Британском музее) Сфинкс по-прежнему величав и загадочен.

Между передними лапами Сфинкса есть надпись, которая свидетельствует о том, как по повелению фараона Тутмоса IV была сделана расчистка Сфинкса от песка, покрывавшего его с головой. Так на протяжении тысячелетий фараоны считали своим долгом оберегать Сфинкса. Почему?

Египтологи определили подлинное имя Сфинкса — Хоремхет, обозначающее «Хор на небосклоне». Хор, он же Гор, Хорус, один из самых сложных образов среди египетских богов. Хор был богом неба, а солнце и луна — его глаза.

Хор изображался в период Среднего и Нового царства по-разному: в виде сокола, солнечного диска с соколиными крыльями, или человека с головой сокола. Но не только. Я видел, например, в Карнакском храме в Луксоре, целую аллею бараноголовых сфинксов, посвященных богу плодородия.

Сфинкс в Гизе — самый древний из известных ученым сфинксов, а в додинастическую эпоху Хор являлся покровителем царской власти. Хором египтяне называли обожествляемого фараона, а горизонтом — место, где он после смерти сливается с богом солнца, начиная свое вечное путешествие по небу.

Отчего же Геродот вообще не упомянул о Сфинксе в Гизе? Оттого ли, что каждые 50 лет его с макушкой заносило песком и великий историк мог просто его не заметить? Некоторые археологи считают, что Сфинкс гораздо старше пирамид, а сходство с Хефреном — просто случайность.

Эхолокаторы обнаружили под левой лапой Сфинкса узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Что это? То ли подтверждается старая легенда о том, что это проход для пуска воды в пирамиду, устроенный для предотвращения попыток ограбления погребальной камеры, то ли просто для отвода воды. Гидрологи обнаружили у основания пьедестала следы эрозии, свидетельствующие, что Сфинкс стоял посреди потока воды. Какой? То ли Нил был так широк в древности, что окружал скалу-пьедестал, обтекая ее, то ли…

И тут ученые сделали сенсационное предположение:

— Это не разлив Нила, а следы библейского потопа, который шел с севера на юг! А геофизики не побоялись назвать конкретную дату библейского потопа — 8000 лет до н. э.

До этого японские археологи тоже сделали неожиданный вывод, прозвучавший, как взрыв, в среде египтологов:

— Обработка камней скульптуры сделана раньше, чем вырублены блоки пирамиды Хеопса, то есть Сфинкс — древнее пирамид.

Англичане, повторив анализ обработанных камней пьедестала, отодвинули дату потопа в глубь веков еще дальше, до 12000 лет.

После чего французские археологи воскликнули:

— Значит, время египетского потопа совпадает с гибелью Атлантиды!

По этой гипотезе получается, что Сфинкс возник в допотопную историю, богатую легендами и мифами, дающую возможность снова реанимировать фантазии о существовании на Земле высокоразвитой цивилизации, о «космическом» происхождении древнего египетского государства, которое было «на голову» выше по уровню развития других народов.

Иероглифы на камнях рассказывают о том, как в долине Нила приземлился «корабль Солнца», с которого сошли девять богов и стали обучать совсем неграмотных жителей математике, астрономии, медицине. Под их руководством возвели город, где на стене храма нарисовали календарь, а в центре высился маяк.

Кто были эти боги — инопланетяне, атланты или представители другой какой-либо цивилизации? Предполагают, что именно от них остались необыкновенные знания у жрецов, которые рассчитывали дни затмения, пользовались удивительными приборами, напоминающими гальванические батареи и аккумуляторы.

Мемфисский жрец записал на папирусе, что при боге долголетия Тоте люди не знали болезней и старости. Но это все было в древности, а затем постепенно стерлось из памяти египтян, даже рецепт «эликсира бессмертия» известный сыну Тота — Гермесу Трисмегисту, прародителю алхимиков. А если эти секреты все же где-то спрятаны? Случайно ли возникла пословица: «Когда Сфинкс заговорит, жизнь сойдет с привычного круга».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Теории и загадки Египта

Египет всегда манил учёных своей неописуемой красотой и загадочностью. Тайны и загадки египетских жрецов и фараонов и по сей день остаются неизученными и недоступными простым обывателям. В вопросе истории возникновения и развития египетской культуры, традиций, существуют разногласия в научном мире. Одни учёные считают Египет первоисточником медицинских знаний, религиозной культуры. Иные же учёные относятся к египетской культуре скептически.

Всё дело в том, что на сегодняшний день не существует достоверных первичных исторических носителей и сведений о египетской культуре, быте. Многие сведения о этой загадочной стране были якобы восстановлены из артефактов в средневековье, но куда подевались сами древние египетские рукописи – это загадка для научного мира. То есть официальная наука в своих исследованиях опирается не на первоисточники, а на уже обработанную историками информацию в отношении культуры древнего Египта.

Ещё одна странность заключается в том, что всемирно известные мумии опознаются учёными не по манускриптам и надписям на гробницах, а по описаниям правителей, которые сохранились до нашего времени. Например, чего стоит только легенда о внеземной красоте Нефертити. Сегодня учёные имеют десятки доказательств что бюст царицы, по которому и была определена её красота был изменён уже в наше время. Изначально, на бюсте Нефертити была изображена с одним глазом, было ли это сделано специально, так как правительница его в действительности не имела, либо это символическое значение, которое понять могут только жители Египта достоверно неизвестно? Также существует множество доказательств того, что бюст этот вовсе не принадлежит правительнице. Он был найден в гробнице, но ведь это абсолютно не означает что он принадлежит ей.

Пока официальная наука отказывается комментировать эти факты. Так как чётких доказательств фальсификации не имеется на сегодняшний день, но стоит отметить тот факт, что и ажиотаж такой вокруг исторических ценностей Египта – настораживает.

Кроме спорности подлинности бюста Нефертити, полемика ведётся в отношении подлинности захоронения Тутанхамона. Этот правитель был обнаружен в начале прошлого века научной экспедицией. Ещё с самого начала работы в отношении установления подлинности гробницы Тутанхамона у ряда учёных зародились сомнения.

Так, к примеру, ещё во время самых ранних раскопок на якобы месте захоронения Тутанхамона, многие учёные выказывали своё недоверие к подлинности останков и самой гробницы. Всё дело в том, что раскопки в этой местности велись не один десяток лет и тут внезапно обнаруживается подлинник, да и такой важный для всей исторической элиты.

Находка захоронения Тутанхамона вызвала неописуемый ажиотаж среди всего исторического бомонда. Но раскопки и внутренние работы в гробнице вызывали неописуемое недоумение у всей исторической элиты. Слишком уж всё было скрытно. Никто посторонний, даже журналисты не допускались к гробнице, что само по себе уже было странным фактом неизведанной тайны. Обычно археологи трубят о своих находках на всех углах, стараются каждый шаг экспедиции освещать, протоколировать. Но это не касается раскопок гробницы Тутанхамона. Здесь всё немного по-другому. Всё скрыто за семи печатями тайны и загадки.

Кроме всего прочего, ряд странных смертей сопутствовал этим раскопкам. Отсюда и пресловутая легенда о проклятии гробницы, только вот ложится проклятие не на всех смертных, как ни странно, а только на избранных, которые усомнились в подлинности артефактов. Так, к примеру, учёные из Лондонского университета археологии после посещения гробницы погибли один за другим при непонятных обстоятельствах. Но на этом череда странных смертей не прекратилась. Стали поговаривать о проклятии гробницы, но сегодня учёные склоняются к другой версии развития событий. Скорее всего гробница была подделкой, как и сама мумия. Очень много несоответствий заявленным фактам и тому, что происходило на самом деле обнаружено сегодня учёными. К примеру, крышка саркофага была изготовлена совсем из другого мрамора чем сам саркофаг. Это довольно странно. К тому же, она была расколота. Но прочность египетских саркофагов достаточно высока, такую крышку невозможно даже сдвинуть с места, не прибегнув к использованию технических средств, не то, чтобы расколоть. Поэтому ряд учёных считают, что захоронен в гробнице был не Тутанхамон, а другой правитель, либо представитель высшей касты Египта. Также вызывают недоверие ещё надписи в самой гробнице. Якобы, в ходе раскопок их пытались восстановить, но безрезультатно, поэтому были применены современные технологии, которые сами по себе уничтожили первоисточник информации. Нанося на древние надписи реактивы того времени, учёные уничтожили первоначальный текст, который рассказывал о владельце захоронения – это очень странно.

Вся история древнего Египта покрыта загадками и тайнами. Учёные, которые занимаются восстановлением облика мумий Египта указывают на то, что очень часто происходила путаница. К примеру, археологи утверждают, что мумия принадлежала женщине, но при её изучении становится понятно, что она принадлежит мужчине.

Таким образом рушатся все теории археологов. Как и теория постройки известнейшего Сфинкса. И как ни странно, но на его поверхности обнаружены следы вымывания. Казалось бы, что в этом такого загадочного? Просто в пустыне, где он установлен, дождей нет годами. Поэтому вымываться поверхность Сфинкса не может. Исследуя возможные причины вымываний, учёные пришли к выводу, что скорее всего Сфинкс был установлен в Египетской пустыне намного раньше, чем на это указывает научная элита. Тогда получается, что и история пирамид неподлинна, и что люди ну никак самостоятельно не могли их воздвигнуть.

Сегодня теории и загадки Египта всё также заставляют учёных собирать экспедиции и исследовать исторические памятники того времени. Быть может очень скоро все тайны раскроются, и мы узнаем правду.

No related links found

tainy.net

Загадки древнего Египта | Туристический портал

Египет это страна которая вся наполнена звуками и отголосками своего богатого прошлого, насчитывающего историю в несколько тысячелетий. Это страна броской красоты и волнующих красок - небесно голубое море и пустыня, пустыня, пустыня.

Египет по праву можно считать колыбелью цивилизации. Сегодня эта страна считается сокровищницей руин и памятников культуры, родиной множества мифов и легенд, древних проклятий пирамид и несметных богатств скрытых в них, а так же бесчисленные загадки фараонов.

У каждого кто приехал сюда не просто полежать на теплом песочке у моря, а приобщиться к богатому культурному наследию страны, после посещения некоторых памятников и пирамид останутся самые разнообразные впечатления – кто-то озадачен, кто-то восхищен, кто-то перегружен обилием новой информации, но нет никого, кто бы остался безразличным.

Египетские пирамиды

Египетские пирамиды являются одними из семи чудес света, их тайны, загадки и необычная целительная сила волнует исследователей и ученых со всего мира. Одной из главных загадок Египта является тайна постройки семи из всех дошедших до нас пирамид (3 пирамиды на плато Гиза, Красная и Ломаная пирамида и Медумские пирамиды), постройку которых принято относить к правлению четвертой династии фараонов.

Благодаря тому, что в 1799 году археологами был найден Розеттский камень, египтологи смогли расшифровать иероглифы древнеегипетского алфавита и прочесть все то, что они оставили своим потомкам на многочисленных архитектурных памятниках, книгах и свитках, вазах и многом другом найденном при раскопках. Вот только самые загадочные Великие пирамиды, технология создания которых будоражит умы строителей, исследователей и египтологов уже не одну сотню лет не оставили нам никаких посланий – на их стенах отсутствуют какие бы то не было надписи.

Но ведь можно пойти и другим путем и попробовать посмотреть более внимательно на каменные глыбы, из которых состоят великие пирамиды, и то что не увидеть обывательский взгляд с легкость рассмотрит профессиональный строитель или архитектор - великолепное качество обработки и шлифовки каменных глыб и их огромный вес, даже сегодня в мире существует всего несколько подъемных кранов, которые смогли бы поднять такие глыбы, весящие не одну тонну на такую высоту, как же это тогда удавалось египтянам?

При этом главная странность не в этом. Так одной из первых пирамид в том виде, в каком мы привыкли их видеть принято, считать ту, которая построена фараоном Джосером, при чем по мнению специалистов технология кладки, применяемые материалы, а так же общий архитектурный проект, в принципе все в ней соответствует тем знаниям и уровню развития общества того времени когда она строилась. Но уже через сто лет, была возведена первая великая пирамида на плато Гиза, согласно официальной версии строилась она под руководством фараона Хеопса. И вот здесь первый вопрос, как с разницей всего сто лет можно было возвести такие разные по качеству и сложности возведения пирамиды?

Пирамида Хеопса не только поражает своими размерами, но и те технологии, которые должны были бы применяться при ее строительстве должны быть совершенно отличными от тех которые могли бы быть в то время у египтян – массивные глыбы, которые имеют идеально отшлифованные поверхности. Кроме того шлифовка шла под идеально выверенным углом, что нереально даже имея на руках современные нам инструменты, а что говорить о тех которые были в Древнем Египте.

Напрашивается только один вывод за то столетие которое прошло между между правлением фараона Джосера до воцарения фараона Хеопса, в Египте произошел технологический скачок, правда коснулся он исключительно строительства пирамид, не затронув все остальные сферы жизни. Причем эти знания и умения передавались строителями и архитекторами на протяжении всего правления четвертой династии фараонов, сразу после того как на троне их сменила пятая династия Египетских царей, происходит скачок технологий только в обратную сторону. Как будто пропали все гениальные строители, забыли все знания и ушли в небытие умения, больше у не приодной царствующей династии в Древнем Египте не возводилось ничего такого же монументального и поражающего технологией строительства. Пирамиды, которые создавались позднее, возводились из обычные небольших камней или красного необожженного кирпича, и возвести их в принципе могло общество и в самой ранней стадии его развития - для их строительство нужны были только камни, песок вода и большое количество народа.

Историки, которые, как известно, стараются придерживаться официальной версии развития цивилизаций всеми силами стараются объяснить все неточности и расхождения, возникающие при изучении тайн и загадок Египта. Так небольшие пирамиды, которые схожи со всеми найденными в Египте и датируемые периодом правления все той же четвертой династии, обычно объясняют тем, что они возводились для членов царской семьи, т.е. параллельно со строительство Великих пирамид фараон строит довольно хилые сооружения для своих жен и матерей, неужели они настолько их не любили и не уважали. Еще одной загадкой является и то, что не в одном письменном источнике нет информации о строительстве этих монументов. Так довольно много информации можно найти о военных подвигах и неудачах фараонов, о том, как к ним приезжали послы из других стран для возведения дворца для правящего фараона, а вот о том, что ведется строительство гигантов, способных прославить правителей на века ни слова.

Древняя цивилизация богов Египта и ее следы

В Египте была найдена стела, расшифровка записей на которой рассказала ученым, о том, что Царь четвертой династии Хеопс занимается реконструкцией великого Сфинкса, который охраняет Великую пирамиду принадлежащую богине Исиде, но так как по официальной версии Хеопс пирамиду строили, а не ремонтировал уже существующую историками данная стела была признана как подделка.

А ведь если попытаться сложить все эти лежащие на виду подсказки, то вывод напрашивается один, Великие пирамиды не строились фараонами ни одной из династий, их возведение необходимо относить за несколько тысяч лет до возникновения государства Египет. Египтологи уверены, что древнеегипетская цивилизация фараонов, возникла на руинах куда более старшей и высокоразвитой цивилизации, которая по каким – то причинам исчезла с лица земли.

Количество фактов и следов такой цивилизации, которые сегодня можно найти на всей территории Египта поражают своим количеством.

Так огромные статуи и колоссы, которые археологи находят время от времени, и которые датируются правлением той или иной династии, говорят сами за себя, те технологии, применяемые при их обработке и перемещении в пространстве не доступны человечеству даже сейчас, а уж что говорить про Древний Египет и тот уровень знаний, которыми обладало то общество. Причем многие из этих статуй изготовлены из кварцита, одного из самых твердых материалов на планете и при помощи примитивных инструментов вряд ли возможна такая их обработка и шлифовка. Так же не один вопрос навевает тот факт, что у многих статуй нет лица, оно кем-то отбито, причем тот, кто это сделал, приложил много усилий и времени для этого.

Еще одной загадкой являются огромные саркофаги, которые изготовлены так же из очень твердых материалов – гранита, кварцита, базальта. Изготовить такие монолитные коробки, с четкими линиями, идеальными углами, и даже специальными фасками, предназначенными для того, что при транспортировки не повредились углы довольно трудно даже на современном нам заводе с последними технологическими разработками в этой области. Кроме того, эти саркофаги намного больше человеческого тела, а в том случае если крышка закрыта, то открыть ее возможно только с помощью нечеловеческих усилий, так для кого же они предназначались, вряд ли для обычных тела или даже фараона.

Помимо необъяснимых загадок связанных с передовыми технологиями в строительстве и обработке материала древними египтянами или же цивилизацией жившей задолго до них, от них нам дошли и другие необъяснимые и невероятные знания, которые человечество смогло подтвердить лишь недавно с произошедшем технологическим прогрессом. Так, например, Зодиак Осириса или Дендерский Зодиак, который был обнаружен на потолке одной из египетских капелл в Дендере. Этот своеобразный зодиакальный календарь отражает все циклические процессы нашей планеты. Кроме известных всем 12 зодиакальных созвездий, там можно увидеть всю нашу солнечную систему, вместе с землей, которая движется вокруг солнца.

Исследователи и археологи и сегодня по всей территории Египта продолжают находить поистине удивительные находки и делать открытия поражающие воображение современного человека, так всего лишь 70 лет были обнаружены системы тоннелей и катакомб под плато Гиза, которые изучаются до сих пор.

warps.ru

Древний Египет

Содержание игры охватывает тему “Древний Египет”. 

Предварительная организация мероприятия: - Всем учащимся 5 классов предлагается подготовить команды (10 человек), придумать название, девиз, выбрать капитана

Оборудование: баллы - «Звездочки»

Ход мероприятия - Представление команд - Инструктаж (объяснение сути работы на каждой станции) - Путешествие по станциям - Команды сдают свои “Звездочки”, определяется победитель игры. - Каждому участнику вручается конфетка 

Блиц (по 1 звезде за каждый ответ)  

Учитель по очереди задает вопрос каждой команде. Время на размышление - 1 минута. По истечении минуты, вопрос сгорает.1. Первая столица объединенного Египта (Мемфис )2. Повелитель Египта, его правитель. (Фараон )3. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. (Писец )4. Знатные, знаменитые люди, советники фараона. (Вельможи )5. Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. (Амон – Ра )6. Сплав меди и олова (Бронза )7. Река, кормилица Египта (Нил) 8. Необычные существа с туловищем льва и головой человека – охранники пирамид. (Сфинксы )9. Священная книга Древнего Египта (Книга Мертвых)10. Свернутый в трубку лист папируса. (Свиток )11. Пленник, человек без прав и свобод. (Раб) 

12. Сословие, стоящее ниже воинов, но выше рабов (земледельцы и ремесленники)

2. Станция "Рекламная" Придумать рекламу о Древнем Египте (от 2 до 5 звезд)

Время на подготовку ответа - 5 минут. время на презентацию - 2 минуты.  

3. Исторические загадки

Задание на скорость. Кто первый из капитанов (или команд) даст верный ответ - тому и звездочка1. Он был царем. Потом завоевал Египет. И стал хозяином корон. Повелевать стал всеми… (Фараон) 

2. Не один год, не один раб Ее строили за просто так. Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить. (Пирамида) 

4. Размышлялки

Время на подготовку ответа - 3 минуты. Учитель по очереди спрашивает каждую команду. И в зависимости от того насколько интересно сформулирован ответ, присуждает звездочки (от 2 до 5 звезд)

1 Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена. (Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. )

2 На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.  

5.«Расскажи о жизни…»

Время на подготовку 5 минут. В зависимости от полноты рассказа, команде присуждаются от 2 до 5 звездочек

1 команда. Расскажите о том, как жили в Древнем Египте ремесленники земледельцы.

2 команда. Расскажите о том, как жили в Древнем Египте вельможи.

3 команда. Расскажите о том, как жили в Древнем Египте фараоны

 

6. Решение кроссворда на скорость

Максимальное время, отведенное на решение кроссворда - 5 минут. В зависимости от количества верных слов присуждаются звездочки - от 0 до 5 звезд.  

7. Команды сдают свои “Звездочки”, определяется победитель игры. 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Древний Египет

Содержание игры охватывает тему “Древний Египет”. 

Предварительная организация мероприятия: - Всем учащимся 5 классов предлагается подготовить команды (10 человек), придумать название, девиз, выбрать капитана

Оборудование: баллы - «Звездочки»

Ход мероприятия - Представление команд - Инструктаж (объяснение сути работы на каждой станции) - Путешествие по станциям - Команды сдают свои “Звездочки”, определяется победитель игры. - Каждому участнику вручается конфетка 

Блиц (по 1 звезде за каждый ответ)  

Учитель по очереди задает вопрос каждой команде. Время на размышление - 1 минута. По истечении минуты, вопрос сгорает.1. Первая столица объединенного Египта (Мемфис )2. Повелитель Египта, его правитель. (Фараон )3. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. (Писец )4. Знатные, знаменитые люди, советники фараона. (Вельможи )5. Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. (Амон – Ра )6. Сплав меди и олова (Бронза )7. Река, кормилица Египта (Нил) 8. Необычные существа с туловищем льва и головой человека – охранники пирамид. (Сфинксы )9. Священная книга Древнего Египта (Книга Мертвых)10. Свернутый в трубку лист папируса. (Свиток )11. Пленник, человек без прав и свобод. (Раб) 

12. Сословие, стоящее ниже воинов, но выше рабов (земледельцы и ремесленники)

2. Станция "Рекламная" Придумать рекламу о Древнем Египте (от 2 до 5 звезд)

Время на подготовку ответа - 5 минут. время на презентацию - 2 минуты.  

3. Исторические загадки

Задание на скорость. Кто первый из капитанов (или команд) даст верный ответ - тому и звездочка1. Он был царем. Потом завоевал Египет. И стал хозяином корон. Повелевать стал всеми… (Фараон) 

2. Не один год, не один раб Ее строили за просто так. Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить. (Пирамида) 

4. Размышлялки

Время на подготовку ответа - 3 минуты. Учитель по очереди спрашивает каждую команду. И в зависимости от того насколько интересно сформулирован ответ, присуждает звездочки (от 2 до 5 звезд)

1 Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена. (Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. )

2 На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.  

5.«Расскажи о жизни…»

Время на подготовку 5 минут. В зависимости от полноты рассказа, команде присуждаются от 2 до 5 звездочек

1 команда. Расскажите о том, как жили в Древнем Египте ремесленники земледельцы.

2 команда. Расскажите о том, как жили в Древнем Египте вельможи.

3 команда. Расскажите о том, как жили в Древнем Египте фараоны

 

6. Решение кроссворда на скорость

Максимальное время, отведенное на решение кроссворда - 5 минут. В зависимости от количества верных слов присуждаются звездочки - от 0 до 5 звезд.  

7. Команды сдают свои “Звездочки”, определяется победитель игры. 

xn--j1ahfl.xn--p1ai