История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Бокс в древней Греции. Панкратион. В древней греции панкратион


Панкратион – древнейшая греческая борьба без правил

Панкратион – древнейшая греческая борьба без правил фото

В программе древних олимпийских игр этот вид единоборства появился позже борьбы и кулачного боя (в 648 году до н.э.). Это дает основание некоторым исследователям считать, что причиной его появления стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нем почти не было ограничений. Похоже, запрещалось только кусаться. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

Панкратион – древнейшая греческая борьба без правил

Одна из особенностей панкратиона состоит в том, что к борьбе в стойке присоединяется борьба на земле после падения обоих борцов. Борьба на земле завершалась не в силу какого-то заранее определенного условия, как, например, после троекратного падения в античной борьбе, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшего поединка. Смысл схватки заключался в достижении такой ситуации, при которой продолжение ее соперником стало бы невозможным.

Панкратион – древнейшая греческая борьба без правил

При этом допускались удары кулаком или ладонью (без ремней и перчаток) по всем участкам тела, удары ногой, ступней, коленями, удушение, выкручивание суставов.

Удары открытой рукой в панкратионе зачастую были призваны облегчить применение какого-либо борцовского приема. Если они и использовались в нападении, то представляли собой более резко и сильно выполненные приемы борьбы. Удары кулаком в этом виде единоборства ни в коем случае не могли быть такими же тяжелыми, как это было в кулачном бою, особенно когда они направлялись в голову. Ибо повреждения рук, вполне вероятные в этом случае, мало способствовали бы продолжению поединка, как и в кулачном бою, будь руки бойцов там не защищены.

В то же время в обороне удар кулаком имел гораздо больше "прав на применение", даже если при этом спортсмен рисковал повредить руки. При многих приемах и во многих ситуациях в панкратионе удар кулаком в уязвимые точки (например, в нос или подбородок) мог быть последней попыткой избежать грозящего поражения. Когда необходимость вынуждает атлета с помощью удара кулаком избавить себя от невыносимой боли в до предела выкрученном суставе, он непременно нанесет удар, даже рискуя заплатить за это травмой руки. Такая же ситуация возникает при удушении, когда у атлета возникает страх смерти, когда он задыхается и просто не думает о возможной травме руки.

Одним из важнейших и эффективных приемов классической борьбы являлся захват снизу. Правила Панкратиона чрезвычайно усложняли возможность применения этого приема. Если бы панкратиаст с помощью захвата снизу-спереди попытался приподнять соперника, то последний мог мощными ударами кулаком в неприкрытое лицо атакующего (удары ведь не запрещались), обе руки которого были задействованы в захвате, не только свести на нет его усилия, но и, нанеся ему травму, осложнить его дальнейшие действия или же сделать вовсе невозможным продолжение поединка. Хотя эти удары и несравнимы по силе с ударами кулачного боя (поскольку поднятый в захвате панкратиаст не имел такой свободы движений), тем не менее их было вполне достаточно, чтобы привести соперника в шоковое состояние, в котором он наверняка ослабил бы захват и рисковал тем самым попасть в довольно невыгодное для него положение.

Бросок имел в панкратионе столь же малое значение, как и захват. Предшествующий броску наклон головы с целью защиты от захвата за шею можно было легко остановить превентивными ударами кулаков. Даже если одному из борцов удавалось схватить противника для броска, последний имел достаточно возможностей ударами ног в голову и лицо атакующего заставить его отказаться от приема. Если атакующему все же удавалось бросить соперника на землю, то для последнего, согласно правилам панкратиона, падение не означало проигранного раунда, как это имело место в классической борьбе.

Итак, что же сохранилось в борьбе в стойке в панкратионе от классической борьбы? Опасность, с которой был сопряжен для панкратиаста захват соперника обеими руками, требовала от первого прежде всего предотвратить опасные удары кулаком по наиболее чувствительным участкам тела, то есть панкратиаст должен был сделать все возможное, чтобы нейтрализовать руки и кисти рук соперника. Это можно было осуществить, молниеносно схватив противника за руки и обезопасив себя от его ударов и приемов.

Чаще случалось, что панкратиасту удавалось схватить только одну руку соперника. Скорее всего делал он это обеими руками. Затем, чтобы предотвратить ответный удар кулаком, уклониться от которого в данной ситуации гораздо труднее, чем в кулачном бою, он должен был быстро привести соперника в такое положение, когда тот не смог бы ударами кулака сорвать прием. Этого можно было добиться, приведя резким движением захваченную руку в такое положение относительно туловища, при котором соперник предпочел бы сдаться, нежели терпеть сильную боль (например, вывернуть его руку за спину, загибая ее вверх по направлению к голове). Если соперник оказывается наклоненным вперед или же на коленях — ничего другого ему и не остается; если он не желает признать поражение — в этом случае у атакующего появляется возможность удерживать соперника в таком положении одной только рукой, вторую же использовать каким-либо иным образом. Описанная ситуация представляет собой, очевидно, единственную в панкратионе возможность добиться победы уже на этапе борьбы в стойке. Но гораздо чаще исход поединка решался на земле.

Схватка на земле предполагала падение обоих борцов из положения в стойке на песок, причем в панкратионе не имело значения, кто из атлетов вызвал падение. В этом состоит одно из важных отличий панкратиона от Классической борьбы. Обоюдное падение здесь еще ничего не решает. И если считать приемы, ведущие к нему в панкратионе маловероятными, то по другой причине.

Бросок предполагает охват каким-либо образом тела соперника, причем в классической борьбе атакующий не рискует получить удар, ибо удары запрещены правилами. А в панкратионе такой охват легко предотвратить, действуя кулаками. Поэтому можно предположить, что в панкратионе броски, как и захваты снизу, были маловероятны и даже опасны, поскольку противодействие им было слишком эффективным.

У панкратиаста, ухватившего соперника за руку или за кисть, в случае, если сила соперника или недостаток собственных сил не позволяли ему прибегнуть к выкручиванию суставов, оставалась в распоряжении только группа приемов-бросков, из них в первую очередь бросок через плечо. Осуществить его весьма удобно, держа соперника за руку. Этими бросками через плечо в основном и осуществлялся переход от борьбы в стойке к борьбе на земле. Рассматривая изображения этого приема на древних сосудах, остается лишь гадать, представлен ли здесь эпизод из панкратиона или из классической борьбы, и чаще всего точный ответ на этот вопрос будет невозможен. Помочь может разве что стремительность, с которой осуществляется бросок, если только эта стремительность отражена на рисунке.

Разумеется, борьба в стойке в панкратионе не ограничивалась двумя описанными схемами (выкручивание суставов рук и бросок через плечо). Древние рисунки, на которых изображены "побочные" действия из панкратиона (например, захват части тела противника с одновременным ударом кулаком), свидетельствуют о том, что атлеты имели для атаки и другие возможности. Однако то, что изображено, является, по сути промежуточными стадиями борьбы, отвлекающими маневрами или более или менее удавшимися попытками уклониться от приемов соперника.

По внешнему облику атлета-панкратиаста следует поставить между кулачным бойцом и классическим борцом. Он был тяжелее кулачного бойца, но не отличался его великолепной гибкостью и подвижностью. В то же время он отличался от классического борца меньшим весом, более мягким очертанием мускулов и более высокой подвижностью и ловкостью. Открытый, свободный стиль панкратиона, предпочтение толчкам и броскам, нежели захватам, зачастую непредсказуемые варианты перехода к борьбе на земле, отреагировать на которые атлет мог лишь ловкими и быстрыми движениями тела, — это те факторы, которые делали внешний вид панкратиаста гораздо более изящным, чем тело классического борца, как бы воплощавшего в себе вес и мощь. От кулачного бойца панкратиаст должен был отличаться большей подвижностью бедер, что было обусловлено бросками при борьбе в стойке и особенностями борьбы на земле.

Столь подробное рассмотрение особенностей панкратиона связано с тем, что этот вид единоборства без всяких оговорок можно отнести к первому достаточно нам известному боевому единоборству, а также тем обстоятельством, что боевые единоборства многих европейских народов (и не только их, то же самое относится к Индии и Ирану) прямо восходят к нему и немало заимствовали из его технического арсенала.

vilingstore.net

Бокс в древней Греции. Панкратион

Не секрет, что многие виды спорта получили начало в Древней Греции. Спортивные единоборства не исключение. Например, целью бокса и борьбы в Древней Греции было вынудить противника упасть на колени, а иногда даже и убить его.

Для того, чтобы одержать победу над своим оппонентом, бойцы Древней Греции применяли всевозможные приемы и сражались по принципу "кто на что горазд". В боевой комплекс каждого спортсмена входили всевозможные удушающие захваты, различные приемы, направленные на то, чтобы сбить соперника с ног, броски, ну и конечно же удары руками и ногами. Можно сказать, что в то время у каждого бойца был свой стиль борьбы. Сейчас, некоторые специалисты по боевым единоборствам считают, что этот вид борьбы, который кстати, называется панкратион (pancratium), и есть тот самый прародитель всех современных видов классических единоборств.

Но разве могли борцы того времени хотя бы предположить, что спустя много лет множество современных единоборств и боевых искусств позаимствуют их тактику ведения боя против противника. Такие элементы боя, как сильные и ошеломляющие противника удары ногами, которые когда-то, еще в те далекие времена, являлись обязательной частью панкратиона, в настоящее время активно используются в карате и таэквондо, а зрелищные смертоносные броски и удушающие приемы, используемые в современной борьбе, тоже пользовались популярностью среди борцов Древней Греции.

Когда-то давно, чемпионом по панкратиону в Древней Греции был спортсмен по имени Диоксипсус. Прославился он тем, что в 336 г. до н. э. он без фактической борьбы выиграл олимпийскую "корону" по панкратиону. Произошло это по причине того, что во всей Древней Греции попросту не нашлось такого борца-смельчака, который бы рискнул выйти на арену против великого Диоксипсуса. Репутация "крутого парня", завоеванная Диоксипсусом, не могла не привлечь внимания императора Александра Македонского, который, кстати очень любил бойцовские состязания по панкратиону. Но поскольку великий в то время завоеватель постоянно находился в военных походах, его последователи, включая Диоксипсуса, возили за собой специальные палатки, в которых солдаты могли тренироваться и обучаться приемам борьбы панкратиона. Некоторые историки полагают, что Александр Македонский, привезя в 326 г. до н. э. панкратион через Гималаи в Китай, заложил основу для возникновения и развития такого единоборства как кунг-фу, что, в свою очередь, послужило началом торжественного шествия и зарождения новых дисциплин по боевому единоборству по всему миру.

www.rostovkick.ru

Панкратион - Википедия

См.также Соревнования Античных Олимпийских игр Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Панкратион (др.-греч. πανκράτιον ← πᾶν- «всё» + κράτος «сила, мощь») — возрождённый древний олимпийский вид единоборства. Слово «панкратион» происходит от названия боевого искусства, впервые включённого в соревнования античных Олимпийских игр.

История[ | ]

Панкратион вошёл в программу Олимпийских игр в 648 г. до н. э.

Легенды называют создателями панкратиона древнегреческих героев — Тесея и Геракла. Тесей с помощью боевого искусства, совмещающего удары и борьбу, победил Минотавра, а затем, став царем (13 век до н. э.) создал Истмийские игры, в программу которых входили и единоборства. Геракл продемонстрировал технику панкратиона в схватке с Немейским львом.

По утверждению Олимпиодора чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля[1].

Панкратион начинал свои состязания на 4 день Олимпийских игр. Сущность этого вида спорта заключалась в проведении поединка двух невооруженных атлетов. Соревнования проходили на специально подготовленной площадке — «мальфо», покрытой толстым слоем мелкого песка. В этих поединках действительно определялись самые сильные, ловкие и мужественные атлеты. Являясь самым оригинальным и самым трудным состязанием древних игр, панкратион сочетал в себе приёмы борьбы в стойке и партере, подсечки и болевые приёмы, удушения. Разрешалось наносить удары руками, локтями, коленями, ногами и головой. Удары выполнялись в голову и корпус, по ногам и рукам. Можно было добивать лежащего соперника, и в то же время повергнутый на площадку противник имел право, защищаясь, выполнять удары даже лежа. Именно в панкратионе атлеты впервые начали выполнять удары в прыжках и сочетать серии ударов с захватами для бросков.

Некоторые исследователи считают, что причиной появления панкратиона стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нём почти не было ограничений. Запрещено было только кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

Если один из бойцов сдавался, то он поднимал большой палец руки вверх, или похлопывал по телу соперника. Судья обязан был вовремя это заметить. Конечно, своевременно успеть остановить схватку удавалось не всегда, особенно если один из бойцов был явно сильнее другого.

Борцы не использовали какое-либо защитное снаряжение. Исход борьбы решался неспособностью одного из участников продолжать схватку или добровольным признанием собственного поражения.

Древний панкратион — это единоборство с минимальными ограничениями. Ещё меньше ограничений было на соревнованиях, проводившихся в Спарте. Кроме того, в Спарте существовал не только мужской, но и женский панкратион.

Победители в панкратионе становились народными героями. Лучшие девушки Греции удостаивались чести увенчать победителя Олимпийских игр лавровым венком. Такие победители заносились в особые списки. Во 2 в. до н. э., то есть почти за пол тысячелетия существования Олимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен.

На развитие панкратиона значительное влияние оказали стилевые различия предшественников этого вида единоборств — египетской борьбы, вавилонского кулачного боя и критского бокса. Также своё влияние на панкратион оказали греческий кулачный бой и борьба. В свою очередь некоторые из этих видовых направлений получили своё дальнейшее развитие и эволюционировали в современные виды единоборств. Так, например, греческая борьба — праматерь сегодняшней греко-римской, а критский бокс является одним из праотцов современного бокса.

Разумеется, в панкратионе был элемент жестокости, опасности, но это не делало состязания грубыми. Период упадка панкратиона начался с победы римского войска над греками в 146 году до н. э. На смену поединкам панкратиона пришли бои вооруженных гладиаторов[источник не указан 1099 дней].

Панкратион и другие единоборства[ | ]

Возрождение панкратиона[ | ]

Сегодня панкратион переживает вторую молодость. Возрождаемый вид борьбы безопаснее своего древнего предшественника. Поединки в нём проводятся с ограничением времени, с использованием легких, удобных и надежных защитных приспособлений, в значительной степени снижающих травматизм. При этом суть борьбы остается неизменной.

Одна из первых школ панкратиона появилась в 60-е годы 20 века в США благодаря американцу греческого происхождения Джиму Арванитису. Система Арванитиса называлась «тау панкратион». Идея панкратиона легла в основу современных «боев без правил». Эта система ориентирована в основном на технику свободного боя и близка к системам рукопашного боя.

В СССР первая самодеятельная секция по панкратиону была организована в г. Вильнюсе (Литовской ССР) в 1986 г. Александром Валдайцевым уроженцем г. Красноярска — выпускником Смоленского Государственного Института Физической Культуры и Спорта. Курсовая работа, Александра Валдайцева была — *Панкратион древности*, что помогло в дальнейшем создать форму и правила для проведения современных соревнований по панкратиону.

В ноябре 1988 г. в Вильнюсе был проведён первый Чемпионат среди Управлений Гражданской Авиации, в котором приняли участие — Эстонское, Белорусское, Украинское, Литовское и Российское Управление Гражданской авиации. В этом же году, на съезде воинов — интернационалистов в Москве в ЦК ВЛКСМ, панкратион был включён в программу физической подготовки Военно — патриотических клубов. В инициативную группу по развитию панкратиона вошли Александр Валдайцев (Вильнюс, Литва), Альфит Хаков (Гродно, Беларусь), Владимир Кленьшев (Барнаул, Алтайский край).

В 1990 году в Вильнюсе, Литва прошел первый Всесоюзный турнир посвященный созданию первой в Мире Спортивной Федерации Панкратиона Литовской республики, в турнире приняли участие 15 команд из 12 республик бывшего СССР.

Весной 1991 года в России, в г. Барнауле (Алтайский край) — впервые состоялся открытый чемпионат России, организатор Владимир Кленьшев.

В октябре 1991 г. состоялся первый Международный Турнир по панкратиону в г. Омск (Россия) организатор турнира — руководитель военно-патриотического клуба «Союз» Владимир Степкин.

К 1993 году география развития и популяризации панкратиона вышла далеко за пределы СНГ. Возрождённый панкратион безопаснее древнего панкратиона. С тех пор на территории Российской Федерации было проведено более 20 первенств и чемпионатов и кубков страны, более 100 Всероссийских и международных турниров.

Правила Александру Валдайцеву помог разработать профессионал — мастер спорта по борьбе, заслуженный тренер Юрий Фролович Стацура, которые с 1993 г. являются основными правилами современного панкратиона. Современные поединки по панкратиону проводятся по правилам, позволяющим максимально освободить соперников от определенных условностей и ограничений, максимально использовать весь технический арсенал невооруженных атлетов и, в то же время, в панкратионе присутствует кодекс чести и сохранены все моральные и этические нормы, присущие ныне действующим Олимпийским видам единоборств.

Поединки проводятся с использованием лёгких, удобных и надёжных защитных приспособлений, в значительной степени снижающих травматизм. При этом суть поединка остаётся неизменной. Современный панкратион — это поединок, в котором разрешается применять практически весь арсенал технических действий борьбы вольной, греко-римской, самбо, дзюдо, бокса, тайского бокса и других видов единоборств (различные удары руками и ногами до полного контакта).

В 1994г. для и координации панкратиона в мире был создан Всемирный Спортивный Центр «Панкратион». Центр зарегистрирован в Ирландии, Дублин — президент Александр Валдайцев.

В 1995-96 гг. В Вильнюсе, Литва, Всемирным Спортивным Центром были организованы и проведены первые Чемпионат Европы и первенство среди детей младшего возраста.

Панкратион в России[ | ]

1 сентября 1995 года в Министерстве Юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная Общественная Организация Спортивный Центр «Панкратион», в дальнейшем Российский Спортивный Центра «Панкратион» — президент Владимир Степкин Россия, Омск. [1]

Именно с этой организации началось активное развитие и популяризация панкратиона в Российской Федерации и странах СНГ. Российский Спортивный Центр «Панкратион» имеет более, сорока представительств в России и в странах ближнего зарубежья. Панкратион, как возрождаемый вид спорта, включает в себя два основных раздела — профессиональный и любительский. Регулярно проводятся чемпионаты и первенства cтраны, различные международные турниры, многие из которых стали традиционными. [2]

  1. «Кубок Александра Невского» — г. Санкт-Петербург.
  2. Международный турнир «Кубок Золотого Шлема» г. Омск.
  3. «Кубок Вызова» — Барнаул, профессионалы.
  4. «Кубок Империя» — г. Казань, профессионалы.
  5. «Якутский Бриллиант» — г. Якутск, профессионалы.
  6. Международный турнир — «Байкальский Шторм» — Иркутск, профессионалы.
  7. «Кубок Каспия» — г. Каспийск, Дагестан, юноши.
  8. «Кубок Евроазиатских Чемпионов» — Россия, профессионалы.
  9. Международный турнир «Мемориал Владимира Зборовского» — Омск.
  10. «Кубок Содружества» — Россия, профессионалы.
  11. Открытый Кубок Москвы «MOSCOW OPEN» г. Москва, профессионалы.
  12. «Сталинградская Доблесть» — Волгоград, профессионалы.

23 мая 1998 г в УСЗ ЦСКА, Россия, Москва Российский Спортивный Центр «Панкратион», и Международный Совет по абсолютным поединкам — президент Иншаков А. И., провели первенство Европы среди детей младшего возраста.[3]

29-30 апреля 1999 г. и 28-29 апреля 2000 г. в УСЗ ЦСКА, Россия, Москва Российский Спортивный Центр «Панкратион», и Международный Совет по абсолютным поединкам, в рамках чемпионата Мира среди профессионалов, провели первенство Мира среди детей младшего и среднего возраста. [4]

В 2000 году была создана и зарегистрирована Министерством Юстиции РФ Дальневосточная федерация современного панкратиона. Вдохновителем и куратором федерации является член всемирного совета по абсолютным поединкам. К. П. Н. Дмитрий Коньков.

Дальневосточная федерация современного панкратиона зародилась на пороге нового тысячелетия. В 2000 году новое спортивное объединение начало свою работу. На тот момент хабаровчане (федерация получила прописку именно в Хабаровске) о боях без правил знали очень мало — в основном из зарубежных видеоматериалов. При этом Хабаровск можно было назвать столицей единоборств на Дальнем Востоке. Панкратиону предстояло занять свою нишу. В настоящее время федерация считается одной из ведущих федераций в России по проведению широкомасштабных турниров по профессиональному панкратиону. [5]

В 2007 году в Министерстве Юстиции Российской Федерации зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация Панкратиона России» — президент Владимир Кленьшев. (Свидетельство о регистрации от 27 ноября 2007 г.). В том же году Федерация панкратиона России была принята в состав Российского Союза Боевых Искусств.[6]

1 Сентября 2008 года была зарегистрирована Региональная Общественная организация «Федерация панкратиона города Москвы» — президент Зарщиков Дмитрий. Московская федерация в короткий период времени сумела провести ряд любительских турниров Российского уровня в г. Москве: «Кубок Тактарова», «20 лет спустя», «Герои Отечества», «Воины России», а также ряд турниров по правилам профессионального панкратиона «Кубок Атриум», «Кубок Атриум 2», «Кубок ИНГЕОКОМ», «Золотой кулак России». Совместно с промоутерской компанией FIGHT NIGHTS был проведен турнир в восьмиугольнике «Бои по правилам и без…». [7]

14-15 ноября 2009 г. в городе Омске Российский Спортивный Центр «Панкратион», совместно с Международной Федерацией панкратиона провел первый в России молодежный чемпионат Мира по панкратиону. В чемпионате приняли участие спортсмены из 15 стран — Австралии, Индии, Греции, Кипра, Ирана, России, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Казахстана.[8]

На базе спортивного Центра «Панкратион» была создана Общероссийская Общественная Организация «Всероссийская Федерация панкратиона», решение о регистрации принято Министерством Юстиции РФ 30 июля 2010 года. Президентом избран Владимир Степкин — первый вице- президент Всемирной Спортивной Федерации панкратиона (W.P.A.F.)

Всероссийская Федерация панкратиона является единственным полномочным представителем Всемирной Федерации панкратиона (W.P.A.F.), имеет право на развитие, популяризацию и проведение соревнований различного ранга на территории Российской Федерации.[9]

За прошедшие четверть века формировалась школа современного панкратиона, Российская школа панкратиона по праву считается одной из самых лучших школ Мира.

Наиболее яркими представителями, внесшими достойный вклад развитие панкратиона и формирование Российской школы, являются — Андрей Терентьев, семикратный чемпион России, чемпион Европы, двукратный чемпион Мира, в настоящее время старший тренер сборной команды «Союза ММА России».

Азад Аскеров, неоднократный чемпион России, обладатель кубка России, чемпион Азии, многократный победитель международных турниров — «Кубок Вызова», «Якутский Бриллиант» и многие другие, в настоящее время — президент Азербайджанской федерации панкратиона.

Александр Шлеменко — неоднократный чемпион России, обладатель кубка России, обладатель кубка «Евроазиатских чемпионов», двукратный чемпион мира по версии Bellator MMA.

Самым титулованным бойцом современного любительского панкратиона является тяжеловес — Александр Румянцев, пятикратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы, двукратный обладатель Кубка мира. Россия, Омск.

А главной звездой российского панкратиона является актёр и пропагандист здорового образа жизни Павел Болоянгов -неоднократный Чемпион России, Чемпион Европы, Чемпион Мира среди профессионалов по версиям Professional League of Pankration PLP и World Ultimed Full Contact.

Панкратион признан Министерством спорта России в 2012 и аккредитован в качестве спортивной дисциплины в Федерации спортивной борьбы в России. Ведущие спортсмены Федерации панкратиона России имеют возможность выполнения нормативов массовых разрядов и Мастера Спорта РФ.

Панкратион и Олимпиада[ | ]

Во времена возрождения Олимпийских Игр (1896 нашей эры), панкратион не получил статус олимпийского вида спорта. Ещё в 1895 кардинал города Лион, оглашая свой официальный вердикт относительно восстановления спортивных состязаний Пьеру де Кубертену, основателю Современных Олимпийских Игр, заявил: «Мы принимаем все, кроме панкратиона».

Некоторые усилия по возвращению панкратиона в программу Олимпийских Игр были предприняты перед Играми 2004 года в Афинах. Греция, как страна-организатор, выбрала именно панкратион в качестве претендента на получение олимпийского статуса.

В 1999 году была создана Международная Спортивная федерация панкратиона (I.F.P.A.) Президентом Федерации был избран — Панагиотис Кутрумпас, Греция. [10]

В 2002 году был проведен первый Всемирный конгресс панкратиона. Была создана Всемирная Спортивная Федерация Панкратиона (W.P.A.F.). Федерации Панкратиона, которая была зарегистрирована Международным Афинским Судом 10 октября 2002 года. Президентом Федерации был избран Андреас Мазаракис. В президиум Всемирной Федерации был включен Кленьшев Владимир Геннадьевич. Работая в тесном сотрудничестве с Министерством по спорту и Министерством по образованию и религии Греции, разработала программу возрождения панкратиона как Олимпийской дисциплины.

В 2010 году для консолидации усилий, развитию и популяризации панкратиона во всем Мире, произошло объединение двух международных федераций I.F.P.A. и W.P.A.F.

Президентом единой Всемирной Федерации панкратиона избран Андреас Мазаракис, Греция, первым вице-президентом Владимир Степкин, Россия. В настоящее время состав Всемирной Спортивной Федерации панкратиона входит 54 страны и члены её увеличиваются с каждым годом. [11]

Ведется активная работа по возрождению панкратиона не только, как вида спорта, но и как олимпийской дисциплины. МОК пристально следит за развитием массовых и зрелищных видов спорта, а панкратион — это прародитель стремительно развивающихся во всем Мире смешанных видов единоборств — ММА. Основными критериями развития любого вида спорта являются — массовость зрелищность — посещаемость зрителей, у панкратиона, ММА все это есть.

Так же активно развивает панкратион FILA. По предложению FILA, сейчас это — Всемирный союз борьбы (UWW), панкратион был включен в программу Всемирных игр боевых искусств под эгидой «Спортаккорд» (ГАИСФ) и МОКа.

Правила панкратиона[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

Литература[ | ]

  • Янзина Э. В., Yanzina E. V. Панкратион. К вопросу об интерпретации греческих и латинских спортивных терминов. – 2010.
  • Юхно Ю. А. и др. Состав и структура соревновательной деятельности в панкратионе на современном этапе его развития //Физическое воспитание студентов. – 2011. – Т. 4. – С. 92-95.
  • Круковский Г. И. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ БОРЬБЕ ПАНКРАТИОН //ПЕДАГОГІКА, ПСИХОЛОГIЯ ТА МЕДИКО-БIОЛОГIЧНI ПРОБЛЕМИ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ І СПОРТУ № 23. – С. 423.

encyclopaedia.bid

Панкратион

Панкратион - возрожденный древний олимпийский вид единоборства. Слово "панкратион" ( греч. pan "Все"; греч. kratos "Сила, мощь") происходит от названия боевого искусства, впервые включенного в программу Олимпийских игр Древней Греции в 648 году до нашей эры.

История

Панкратион, являющийся синтезом борьбы и кулачного боя, имеет давние исторические корни. Городок Олимпия, в живописной долине реки Алфей, у подножия священной горы Олимп, стал местом проведения древних Олимпийских игр. Из единоборств в программу античных олимпийских игр входили борьба, кулачный бой, а начиная с Олимпиады 648 до н.э. и панкратион. Панкратион начинал свои состязания на 4 день Олимпийских игр, являясь самым трудным и оригинальным состязанием. Поэтому победители Олимпийских игр в панкратионе становились национальными героями. Методика подготовки бойцов, созданная в панкратионе, перешла в древний Рим, где с ней познакомились древние галльские и германские племена. Знание панкратиона через войска Александра Македонского, завоевавших Персию и дошедших до Индии, задолго до нашей эры было занесено в те самые места, откуда через несколько веков Бодхидхарма отправился в Китай.

Панкратион, пожалуй, наиболее оригинальное и наиболее трудное соревнование древних олимпийских игр. Сущность этого вида спорта заключалась в проведении поединка двух невооруженных атлетов с применением приемов борьбы, ударов руками и ногами, болевых захватов, удушений. Борцы не использовали никакого защитного снаряжения. В этом состязании греки видели отличное средство подготовки юношей к рукопашному бою во время войн. Победители в панкратионе становились национальными героями. Лучшие девушки Греции удостаивались чести увенчать победителя Олимпийских игр лавровым венком.

И все-таки жесткие условия проведения поединков приводили к большому количеству травм, угрожающих здоровью атлетов. По этой причине древнегреческая борьба панкратион не сохранилась до наших дней в первозданном виде.

Возрождения панкратиона

Поединок, пришедший к нам из глубины веков, из программы древних Олимпийских Игр, панкратион переживает вторую молодость. Возрождаемый вид борьбы безопаснее своего древнего предшественника. Поединки в нем проводятся с использованием легких, удобных и надежных защитных приспособлений, в значительной степени понижающих травматизм. При этом суть борьбы остается неизменной. Атлетам разрешается применять практически весь арсенал технических действий борьбы свободной, греко-римской, самбо, дзюдо, восточных единоборств, бокса и кикбоксингу. С целью возрождения на новой основе, в соответствии с современными реалиями и требованиями к спорту XXI века, а также включение панкратиону в Олимпийские игры, была создана Всемирная Федерация Единоборства панкратион в Афинах (Греция) ( англ. WPAF ). Работая в тесном сотрудничестве с Министерством по спорту и Министерством образования и религии, WPAF разработала программу возрождения панкратиона как Олимпийской дисциплины. В рамках этой программы с 25 по 30 августа 2002 года в Калаврита (Греция) WPAF пригласила представителей со всего мира с целью проведения семинара и выдачи сертификатов на официальное представительство. На семинаре присутствовали представители США, Канады, Мексики, Франции, Италии, Португалии, Австралии, Ирана, Литвы, Украина и многие другие. На заключительной церемонии присутствовал Министр спорта Греции, и вручил сертификат официального представителя в Украине вице-президенту Мандрик Александру. Также было предложено, используя официальное разрешение WPAF, зарегистрировать Федерацию панкратиона Украины (UFPA).

Таким образом в конце ХХ века панкратион продолжил свое развитие в форме различных модифицированных или неструктурированных систем рукопашного боя: UFC в США, PRIDE в Японии, вале тудо в Бразилии и т. д.

Начиная с 1995 года, панкратион получил свое развитие в Украине, так в октябре 1995 года был проведен первый Чемпионат Украины по панкратиону в Харькове. Затем в ноябре 1996 года первая сборная команда Украины принимала участие в Чемпионате мира по панкратиону в Москве.

Здоровый интерес зрителей, спонсоров и спортсменов вызывает организация и проведение поединков по панкратиону в Украине. Такими турнирами стали "Киевский бриллиант" и "Ялтинский бриллиант", что с 1999 года систематически проводятся в Киеве и Ялте соответственно.

www.nado.znate.ru

Какие были популярны игры в Древней Греции?

Какие были популярны игры в Древней Греции?. 14751.jpeg

Фото: Тайны, загадки, факты

Игры в Древней Греции были сродни религиозному фестивалю. Греческие Олимпийские игры, как считается, начались в 776 году до нашей эры и послужили вдохновением для их современной реинкарнации в 1896 году. Древние игры проводились в честь величайшего из богов, Зевса, и проводились каждые четыре года в долине Олимпия поблизости от города Элис. Поклонение перед воинским мастерством привело к появлению в играх таких дисциплин, как бокс, бег, борьба, гонки на колесницах. Игры постепенно приобрели вид политического инструмента, использовавшегося городами и государствами для демонстрации своего превосходства над соперниками. Правила были неточными, и в соревнованиях нередко использовались нечестные приемы. Древние Олимпийские игры стали способом распространения Эллинской культуры по средиземноморскому региону. Представляем некоторые из них.

Бокс

Древнегреческий бокс возник в 8 веке до нашей эры и почитался как важная часть греческой атлетической культуры. Имеется множество легенд о том, как появился бокс. Одна из них говорит о том, что этот вид спорта был изобретен героическим правителем Тесеем. В его разновидности бокса двое мужчин сидели друг напротив друга и били друг друга до тех пор, пока один из них не умирал. Со временем сидячее положение сменили на стоячее, а боксеры стали надевать перчатки с шипами. Они сражались совершенно обнаженными. По другой легенде, бокс был выдумкой Гомера. В «Илиаде» микенские воины включили бокс в соревнования, которыми чтили павших. В противоположность современному спорту, в древнем боксе не делалось различий по весу и возрасту. Поединок заканчивался тогда, когда один из участников сдавался, умирал или оба были окончательно истощены схваткой.

Гонки на колесницах

В «Илиаде» Гомера имеется первое литературное свидетельство гонок на колесницах, которые были проведены во время соревнований в честь погибшего Патрокла. В рамках Олимпийских игр древних времен проводились гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми. Впервые гонки появились на Олимпийских играх в 680 году до нашей эры. Изначально они проводились один день, позднее их продлили до двух дней. Это было самое значимое событие, превосходившее даже соревнования наездников. Гонки проходили на широком, плоском, открытом месте, которое называли Ипподром.

Панкратион

Панкратион был формой единоборства, совмещавшей бокс и борьбу. Начало ему было положено во втором тысячелетии до нашей эры. Он считался одним из самых жестоких и опасных видов спорта, так как в нем были допустимы и выдавливание глаз противника, и его удушение. В 648 году до нашей эры панкратион был включен в 33 Олимпийские игры в Греции. Согласно легенде, панкратион также создал Тесей, именно с помощью этой борьбы победивший Минотавра. Панкратион считался особенно зрелищным, так как каждый участник вырабатывал собственный неповторимый стиль.

Еще по теме:

Разоблачаем миф о чистоте и справедливости античных Олимпиад

Жизнь древних греков: мифы и реальность колыбели цивилизации

Олимпиада: допинг использовали еще древние греки

Гусакова Ирина

www.fizcultprivet.ru

История ММА.Панкратион

MixedMartialArts (рус. Смешанные Боевые Искусства)– это способ ведения боя с использованием как ударной, так и борцовской техники. Еще одно популярное названием этого вида единоборств – mixfight. В арсенал ММА на ряду с боксерской ударной техникой вошли удары ногами из кикбокса, удары коленями и локтями из тайского бокса, а также множество приемов из греко-римской и вольной борьбы.Поединок по ММА ведется на двух уровнях:в стойке и в партере. Лежачего противника разрешается добивать. Раньше mixfight называли боями без правил. Первоначальная концепция такого боя представляла собой поединок представителей разных боевых стилей и школ с целью демонстрации уникальных поединков. Так, как правила боя у боксеров и борцов, каратистов и кикбоксеров существенно отличаются, то ограничений для боев без правил не ставили в виду невозможности объективно судить спаринг представителей разных стилей.

История ММА - Панкратион

Было несколько общих правил для предотвращения летальных исходов поединка, однако и такое нередко случалось. Из экипировки бойцы используют перчатки с открытыми пальцами для удобства захватов и бросков, а также капа.

Перчатки с открытыми пальцами для удобства захватов и бросков

Лишь со временем бои без правил обрели тот вид, к которому мы привыкли сегодня. Появилось много различных направлений смешанных единоборств, единые правила для ведения боя. Сегодня боец ММА – это универсал, совмещающий ударные качества с борцовскими.

Одним из самых древних видов контактного рукопашного боя является панкратион – прародитель смешанных боевых искусств.В древней Греции в 648 году до н.э.панкратион был введен в число дисциплин Олимпийских игр. Его идейными потомками стали этрусканский древнеримский панкратион. В Колизее постоянно проводились бои по древнеримскому панкратиону. Во многих городах Италии, и в первую очередь в Риме воздвигались скульптуры великих победителей соревнований по панкратиону.

Скульптуры великих победителей соревнований по панкратиону

Состязания по панкратиону начинались на четвертый день провеления Олимпийских игр. Суть была простой – поединок без оружия. Ареной для панкратиона была площадка, посыпанная мелким песком. Панкратион был весьма оригинальным и тяжелым видом соревнований на олимпиаде. Бить разрешалось по голове, туловищу и ногам. Подсечки, болевые и удушающие приемы были стандартным арсеналом атлетов. Добивание противника в партере а также возможность отбиваться из лежачего положения были изюминкой такого боя.В панкратионе зародилась концепция ударов в прыжке и переходов из серии ударов на выполнение болевого приема или броска.

Специфика древнего панкратиона отсутствие каких-либо правил. Не допустимыми и неспортивными считались укусы, царапанье и удары в глаза. Впрочем, спартанский панкратион не исключал и таких ударов, являясь самым жестоким боевым искусством тех времен. В панкратионе группы состязающихся разделялись только по возрасту, время боя было не ограничено. В некоторых источниках есть упоминание о великих панкратионцах, дравшихся несколько суток подряд.Однако в суть панкратиона не входила гибель древних спортсменов, поэтому на каждом поединке присутствовал рефери с палкой для того, чтобы вовремя разнять соперников и не допустить летального исхода боя. Боец мог сдаться, если чувствовал, что не способен больше выдержать поединок или в случае попадания под болевой прием противника. При этом необходимо было похлопать по телу противника или показать большой палец руки. В панкратионе не использовалось никакого защитного снаряжения.

Спартанский панкратион

Основные приемы панкратиона – это комбинация приемов более древних стилей ведения боя, таких как египетская борьба или критский бокс. К слову, некоторые стили перекочевали в современность практически неизменными, к примеру, греко-римская борьба – это потомок греческой борьбы, а критский бокс – один из праотцов бокса наших дней.

Однако ничто не вечно и славу панкратиона затмили гладиаторские бои после победы римлян над греками. С тех пор все внимание было приковано к сражению вооруженных людей на арене.

Основные приемы панкратиона

На протяжении нескольких тысяч лет панкратион перетекал в различные виды боевых искусств. Так в Китае панкратион перетек в кунг-фу, во Вьетнаме появилось вьет-ва-дао, бразильский панкратион – это валетудо и капоэйро, в Корее– тхеквон-до,для стран СНГ панкратион стал базой для самбо. Практически в каждой стране мира есть национальное боевое искусство, корни которого – панкратион.

Практически в каждой стране мира есть национальное боевое искусство, корни которого – панкратион

На сегодняшнийдень панкратион постепенно возрождается из пепла. Панкратион обзавелся четким сводом правил, что существенно отличает его от древнего жестокого вида боевых искусств. Бой протекает ограниченное количество времени, защитная экипировка является обязательным атрибутом каждого боя, летальные исходы исключены. Но динамика боя не изменилась – это агрессивное чередование ударов ног, рук, коленей и локтей с бросками, удушающими и болевыми приемами. Такая система боя применима на любой дистанции и из любого положения (стойка, партер), что делает этот стиль боя универсальным и применимым против любого противника.

Первым откликом древнего панкратиона в современном мире стала система Джима Арвантиса

Первым откликом древнего панкратиона в современном мире стала система Джима Арвантиса. В шестидесятых годах в США он открыл свою школу панкратиона под названием мю тао панкратион. Попыткой возродить панкратион в его первоначальном виде стали бои без правил.

С девяностых годов началось активное становление панкратиона. К тому времени секции были открыты более, чем в 110 странах мира. Основной движущей силой современного панкратиона стали всемирные спортивные центры, федерации и лиги панкратиона.

История ММА - Панкратион

mmasport.ru

РУСБОЙ. БЕСПОЩАДНЫЙ. ЧЕЛОВЕК БОЯ. • Просмотр темы

Боевые искусства древней Греции

Единоборство в широком смысле (т.е. в том, который выходит за рамки понятий «честной» схватке один на один) является неким способом, позволяющим уцелеть в бою, достигнуть поставленных целей – по обороне или нападению. Боевое искусство же предполагает реализацию через систему боя высших ценностей, самосовершенствование скорее духовное, чем чисто физическое.

Любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве единоборства. Обратное утверждение не всегда справедливо. Тем не менее, единоборство практически всегда является основой искусства боя.

Боевое искусство (как и любое искусство) – немаловажная сфера общечеловеческой деятельности. Помимо совершенно очевидной практической пользы, оно способно открыть дверь, ведущую к вершине самосовершенствования, познания собственного духа и ко многим другим вершинам…

Где и при каких обстоятельствах возникла та или иная школа единоборств, как она эволюционировала, как усваивалась другими народами; почему при этом усвоении она изменилась так, а не иначе; как вписывалась в новую «шкалу ценностей»; как сумела выйти за рамки техники на уровень искусства; в чем проявился относительно искусства боя синтез различных культур; как сочетались приёмы боя и «оснащение» бойцов (доспехи, наступательное оружие и т.д.)

Всё это – не маловажные вопросы, имеющие прямое отношение к проблемам общечеловеческой культуры.

Боевое искусство Древней Греции - окончательно сложилось после того, как воинственные «варвары» дорийцы сокрушили утончённый Эгейский мир, смешались с ним, многому у него научились, а кое – чему, наоборот, научили его – и стали теми самыми эллинами, которых принято называть древними греками.

Эллада во многом определила направление культуры в Европе: античный, а в какой – то мере, даже современной. И физическая культура, неразрывно связанная с духовной, стало у греков одним из главных стержней цивилизации.

Главное достижение в Греции на этом пути – создание ГИМНАСТИКИ как широкой открытой школы, преодолевшей племенные, ритуально-магические и военно-прикладные рамки. Некоторые отличия в разных полисах, городах- государствах, сохранились, но это не мешало существованию единой гимнастической школы, живой и эволюционирующий.

Оркестрика

Оркестрика- это овладение культурой движения как такового, культурой восприятия звука, ритма и т.д. ... различные подвижные игры, танцы (в том числе и боевые), акробатику, искусство пантомимы.

В конечном счёте, от неё происходит греческий театр – искусство хотя и не боевое , но тесно с боевым связанное.

Едва ли не главным центром, в котором формировались воинственные танцы греков, был Крит. Даже после эллинизации он сохранил свою специфику.

Вот как выглядит освоенный спартанцами критский танец пирриха в изложении самого Платона:

"Путём уклонений и отступлений, прыжков в высоту и пригибаний воспроизводятся приёмы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается танец воспроизводить и движения противоположного рода – стрельбу из лука, метание дротиков и нанесение различных ударов." постоянная смена уровней – характерная черта действий греческих танцоров (и воинов).

Один из танцев – опять же вывезенный с Крита! – даже назывался «геранос» (журавль), так как подражал действиям этой птицы, то поднимающейся «на цыпочки», то склоняющейся к земле.

Журавль или цапля – любимый «образ» звериных стилей Востока.

Там он, как и в Греции, связан с резкостью движений и ударов на разных уровнях, но с предельной дистанции. Кроме резкости, для греков характерна гибкость и сила, отождествляемая с образом змеи; но связывающая два этих параметра мягкость, уже намечавшаяся в эгейские времена.

Даже театр Сафокла и Еврипида прибегал к услугам исполнителей боевых танцев при показе батальных сцен. Известны случаи, когда такой танцор «заигрался»: исполняя роль героя, которому, согласно сценарию, надлежало впасть в боевое безумие.

Чересчур войдя в роль, этот актер атаковал группу своих сценических «врагов» всерьёз – и многих ранил, только чудом никого не убив. Зрители его освистали за это, но не одобрили и потерпевших поражение «врагов».

Кроме того, в оркестрику входили также упражнения с мячом. Их было много, и все они развивали ловкость, реакцию, глазомер, а некоторые – силу.

Значение этих игр было столь велико, что в той же Спарте юношей, непосредственно готовящихся к службе в армии, на первом году обучения называли «сферистами» - игроками в мяч.

Палестрика

Палестрика – упражнения, выполняемые в палестре: тренировочном зале или площадке. Палестрика составляла основу и боевой подготовки, и соревнований. Состязательно-спортивного характера, отвечающих понятию «спорт» гораздо в большей степени, чем египетские соревнования. Именно этот аспект палестрики получил наибольшую известность.

Вообще греков можно считать основателями современного спорта: не будь тогдашних олимпиад, не было бы и нынешних.

Древнейшее из греческих единоборств – борьба. Сейчас классическую борьбу стали называть греко-римской. Это не так: в Элладе правила были даже более «вольными», чем у египтян. Например, подсечки напоминали скорее удар по ногам:

«Вдруг в подколенок ударил пятой и – подшиб ему ноги, Навзничь его опрокинул…» (Илиада;23,725-26)

Также захват противника разрешалось сбивать ударом в руку или плечо.

Болевые приёмы запрещались - и в этом отличие от Египта: правда, там боец, проведя такой приём, предлагал противнику сдаться, но при отказе со спокойной совестью ломал ему кости.

Но «запрещались» - не значит «были неизвестны».

На тренировочных площадках греки во всю отрабатывали удушающие захваты, удары головой и коленом.

Вообще, греческие тренировки заслуживают особого уважения: они подвергались серьёзной научной разработке с дозированием нагрузок, тренажем конкретных групп мышц и т.д.

Имитировались и экстремальные условия например, поединок намазанных маслом атлетов - для умения проводить захваты. Или, наоборот, в яме с сухим песком – чтобы освобождаться от захватов.

В первом случае преимущество получал защищающийся, во втором – нападающий и для обоих это была хорошая подготовка к боевой ситуации.

Борьба , входившая в программу пятиборья отличалась высоким темпом и сводилась в основном к броскам. Позже она выделилась в отдельный вид – и тогда её оккупировали грузные, медлительные тяжеловесы с маховыми приёмами и захватами.

Пятиборье

Пятиборье – «пентатл»- включало борьбу только на финишном этапе. Кроме неё в программу входил спринтерский бег, прыжки с отягощением(специальные гири- «гальтеры»), метание копья и диска на дальность.

Почти каждый вид соревнований(по-гречески «агон») имел некоторое отношение к боевому искусству. Утяжелители при прыжке символизировали оружие.

О копбе и вовсе говорить незачем(метали его своеобразно: просунув два пальца в петлю специального ремня на древке, в броске придавали оружию вращение).

Даже диск раньше использовали в бою: при осаде крепостей на нём писали условия сдачи и перебрасывали через стену, а то и просто, как метательное оружие, бросали на пехотинцев в плотном построении, сминая ряды.

Явный победитель в трёх агонах мог не участвовать в оставшихся двух соревнованиях, или, по крайней мере, в последнем – именно в борьбе. Кого считать явным победителем решали судьи: значение имела не только дистанция прыжка или броска, но и красота, чистота движения. Кроме того, нельзя было рассчитывать на победу в пентатле, если в одном из агонов проиграешь «позорно»- с большим отрывом. Это, а также перенос борьбы на последнее по счёту место, не давало возможности побеждать медлительным «силовикам».

Способным одержать победу в трех последних агонах, но отсеивающихся ещё в двух первых. Эллинская эстетика в данном случае была важнее, чем механический подсчет очков,- и за это эллинов упрекать не приходится.

В пентатле поединок борцов проходил исключительно в стойке. Для победы было достаточно трижды заставить противника коснуться земли любой точкой тела, кроме ступни.

Итак, подлинно «Греко-римская» борьба имела тчетливый силовой уклон.

Основанные на внутренней энергии приёмы, характерные для ряда восточных школ, ей неведомы. Но в своей области греки достигли идеала.

Например, великий борец Милон Кротонский (с ним связано много легенд, но это реальная личность) проделывал такие фокусы: становился на скользкий, смазанный жиром бронзовый диск – и предлагал всем желающим столкнуть его с места. Никому из борцов это не удавалось. Равно как не удавалось разжать руку Милона, сжимающую плод граната. Чтобы доказать, что он держал гранат не силовой хваткой, Милон потом очищал с него кожуру и все видели: ни одно зёрнышко не помято. Никому не удалось также расцепить его пальцы, даже не сгруппированные в кулак, а собранные в фигуру, у каратистов носящую название «кейко»- «голова цыплёнка». Даже борцы, пытавшиеся обеими руками захватить мизинец Милона - терпели фиаско.

Похоже , некоторые борцы, полностью овладев возможностями эллинского стиля, переходили с «механического» на «энергетический» уровень. Это подтверждает и их спортивное долголетие.

Олимпийские игры проводились раз в 4 года, но кроме них, существовали и другие панэллинские состязания, заполнявшие промежутки между олимпиадами: Пифийские, Немейские, Истмийские игры…особенную славу получали периодоники – то есть атлеты, побеждавшие на протяжение всего периода (от Олимпиады до Олимпиады включительно) во всех играх.

Милон, одержав первую победу в не очень молодом возрасте, становился периодоником шесть раз подряд!

Судьба Милона Кротонского в добавок служит иллюстрацией того, что физическое и умственное совершенство не разделимо: он был одним из лучших учеников философа Пифагора! Да Пифагор ведь и сам успешно занимался палестрикой…Борец и философ, сливались в одной личности, давали неожиданный результат. А может быть, наоборот – вполне ожидаемый?

Впрочем, активное долголетие отличает многих греков, и не только борцов.

Воинскую службу эллины традиционно должны были нести до шестидесяти лет, причём даже старший « призывной возраст» сражался в одних шеренгах с молодежью.

Кулачный бой

Наиболее знаменитым представителем этого вида греческого единоборства является Феаген, получивший за свою жизнь свыше 1400 лавровых венков победителя, полный срок его карьеры намного длиннее, чем у любого из современных боксёров.

Кулачный бой узаконен на Олимпийских играх позже борьбы, но он тоже весьма древен. Впечатление от него двойственное. С одной стороны, сами греки расточали ему похвалы, а на тренировках применялись такие прогрессивные методы, как бой с тенью, тренировка с боксёрской грушей и спарринг-партнёрами.Для кулачного боя характерны: очень высокая стойка(подбородок не прижат к груди ), широкие замахи, ограниченный набор ударов и ещё более бедная защита. А главное – бой не на дальней, а на сверх дальней дистанции: боксёры едва доставали друг другу до рук , не то чтобы до головы или корпуса! Чтобы нанести удар, боец внезапно подскакивал к противнику и тут же отпрыгивал на безопасное расстояние.

Греки классического периода наносили удары только в голову ( а по правилам некоторых локальных состязаний – даже только в лицевую часть). Это – дорийская особенность: если эгейские боксёры даже на соревнованиях надевали шлем, то дорийцы не носили шлем даже в бою. Во всяком случае – шлем, защищавший лицо. При наличии щита и панцыря голова (лицо) являлась единственной уязвимой частью тела.

Во времена олимпиад на боксёрах уже не был надет панцырь да и вообще ничего не было надето. Но правило, фиксирующее древний обычай, сохранилось.

В скором времени от него осталась только форма, а не суть, потому что голову бойцов стали защищать шлемом! Он делался из кожи или бронзы и закрывал череп от верхней части лба до ушей ( на лицо – на щёки или скулы – защита, в отличии от Крита, никогда не распространялась), темя и затылок.

Правда, на самых популярных соревнованиях – (Олимпийские, Панафинейские и прочие игры) – шлемы разрешалось применять только во время предварительных тренировок, но не соревнований.

Избранная боксёрами цель была столь мала и легко защитима, что это объясняет дистанцию боя, и его «танцующий» стиль.

Уходя в глухую защиту, боксёр фактически становился неуязвим: по корпусу бить запрещалось. Правда, тут его мог ударить уже не противник, а судья (у которого вместо судейского свистка, была гибкая палка) – специально, чтобы не злоупотреблял статической позицией.

В некоторых случаях, кагда бойцы уж очень долго не могли достать друг друга, судья назначал им «пенальти», во время которого нужно было, не защищаясь выдержать по одному удару противника.

Впрочем, «не защищаясь»- чересчур сильно сказано. Отбивать удар противника как раз разрешалось – запрещено было уклоняться и отскакивать. Последнее важнее всего: у греков не было аналога «ринга» - огороженного пространства; бойцы имели в своём распоряжении всё пространство стадиона. Это тоже облегчало манёвр (так как нельзя было загнать противника в угол), провоцировало дальнюю дистанцию поединка – и, следовательно, его продолжительность.

Били греки фронтальной частью сжатого кулака. Изредка наносились рубящме удару сверху вниз – тоже кулаком, а не ребром ладони. Обычно они были направлены в темя, но иногда, вроде бы случайно, попадали в плечо.

Но, пожалуй, главное, что определяло особенности греческого кулачного боя, - это защита рук, не зависимая от собранности кисти. Голыми кулаками эллины не сражались никогда. Само название их школ (разные варианты транскрипции – пудж, пугне, пугил) как раз и указывают на защиту кулака, прежде всего именной обмоткой.

Кулаки эллины сперва обматывали мягким, пропитанным оливковым маслом, тонким ремнём. Этот ремень (та самая цеста или кестос) [1]достигал в длину 3 метра. Правильная обмотка была весьма сложным делом: сперва делали петлю, охватывающую руку перед большим пальцем, потом обматывали одним витком каждый палец, начиная с мизинца, затем следовала многослойная обмотка самого кулака, под конец ремнём закрывали большой палец и пускали несколько последних витков на запястье.

Тиакой «боевой» ремень, сохраняя гибкость, делался более твёрдым.

Постепенно в этом же направлении стала развиваться спортивная цеста. Но она всё ещё оставалась обмоточным ремнём, который пусть и не смягчал удар (скорее берёг кулак), но хоть не делал его жестче…

Стойки бойцов в древних цестах иногда довольно похожи на позиции современных боксёров. Да и блоки их не столь уж однообразны. Аполлоний Родосский защитную технику умелого кулачного бойца охарактеризовал так:

«…Всюду всегда свои руки с его сочетал он руками,Словно как брусья ладьи, что гвоздям противятся острым».

Однако, где-то с 4 века до н.э. бойцы предпочитают легкие, но очень твёрдые руковицы из плетёной кожи, закрывающие пальцы до второго сустава и снабжённые острыми выступами (иногда даже металлическими бляхами).

Поединок, следовательно, напоминал схватку ... с кастетами на обеих руках. Этим тоже объясняются стойки и дистанции.

Хорошо разработаны также уходы, манёвры корпусом. Вообще это характерно для всех античных бойцов (как в спорте, так и на войне, с оружием): не столько отбивать удар, как уклоняться от него.

Перчатки позднегреческого бокса бывали разными. Иногда, кроме продольных ремней, руку перехватывало несколько толстых кожаных валиков (часто закрепляемых медными скобками). Эта конструкция называлась сфайрай; была она не рассекающей, а дробящей.

Боевая же руковица, сплетённая из множества ремней, сохраняла навзвание цесты. Но она далеко ушла от прежней обмотки, превратившись в «костет», усиленный на стыках ремней металлическими бляхами и заклёпками.

Все разновидности поздних перчаток делали опасным любой поединок – даже тренировочный. Не намного облегчало проведение тренировок и применение перчаток уменьшённой жесткости (мейлихрай): они тоже были достаточно травматичны.

Но возврат к ременной обмотке был не возможен – у неё иная биомеханика и тренировка с защитой кулака мягким ремнём формировало бы «устаревшие» навыки, уже не пригодные начиная с 4 века до н.э.

И всё же выход нашёлся: поверх сфайрайев стали надевать эписфайрумы – смягчающие чехлы – предохранители. Несмотря на попытки уменьшить травматизм в не слишком ответственных боях, на официальных состязаниях он возрастает. Тут же и перчатка – цеста была сочтена недостаточной. Постепенно ей на смену приходит мурмексес – «перчатка – челюстелом», по-видимому, имевшая усиленные грани кастетного типа не только над костяшками кулака, но и над средними фалангами пальцев.

При попадание «челюстелом» напрочь сносил нос или щёку, даже если челюсть оставалась цела. Перчатки такого типа позволяли демонстрировать для восхищённых зрителей и работу по твёрдым предметам: перешибание прямым ударом досок и даже плит песчаника.

В эпоху мурмексесов начали появляться бойцы, которые совсем не получали ударов противника: они успевали вовремя отскочить, сманеврировать и в конце концов нанести удар с опережением, а «дать сдачу» противник оказывался уже не в состоянии. Но когда сходились двое таких мастеров, бой заходил в тупик.

Боксёры эпохи плетёных перчаток уклонились в сторону силового единоборства в гораздо большей степени, чем это было в эпоху ремня-цесты.

Но именно кастетное оформление перчатки не позволяло полагаться исключительно на силу, игнорируя точность и маневренность. Несмотря на эти предосторожности, греческий бокс был кровавым зрелищем. Но перчатка делала то, что должен делать кулак: без неё греки не обладали «вырубающим» ударом.

Панкратион

Первые сведения о панкратионе относятся к Олимпиаде-648 до н.э. в отличие от бокса он тогда был действительно изобретен, а не просто узаконен.

«Панкратион» переводится как «всеборье» и этим всё сказано. Разрешались любые приемы, кроме укусов и выдавливания глаз. Помимо боксёрских ударов – менее осторожных, так как не было перчаток – панкратионисты били локтем, ладонью, а также ногами (обычно прямой удар не выше уровня груди) в стойке, в прыжке и даже в падении. Прыжком они компенсировали недостаточную растяжку – иначе ногой и до груди противника не дотянуться.

Панкратион, как и кулачный бой, мог применяться и во время драк (невооруженных). Это его прикладная разновидность называлась «бой ногами о бедра», что указывает на уровень и направление удара: в бедро или в подколенный сгиб, даже не в живот, как это бывало на соревнованиях! Цель ясна: вывести из равновесия. Как не странно, ударов в голень и само колено панкратион избегал. Очень, похоже, что постановка ударов ногами аналогично таковой же для рук: не обладая «вырубающей» силой, греки не решались работать босой ступней в кость.

Зато широко применялся упор ногой в живот противника, проводимый одновременно с захватом – после чего следовало опрокидывание на спину с перебросом противника через себя.

Возник панкратион скорее из борьбы, чем из кулачного боя. Но к ней были добавлены, кроме ударов, еще и некоторые приёмы, не применяющиеся даже профессиональными борцами, а не только пятиборцами.

Обменявшись несколькими ударами, борцы, как правило, схватывались вплотную. Тот, кто сделал ставку исключительно на ближний бой, превратится в мешок с костями гораздо раньше, чем доберется до соперника.

Кроме того, такая установка на ближнюю сцепку с противником исключает успешное действие одного против нескольких. Понятно, от чего «бой ногами о бедра» избегал длительного соприкосновения на дистанции схватки вплотную.

Но только в этих условиях могла проявиться сущность панкратиона. В панкратионе удары не являлись самостоятельными приёмами: они должны были «подготовить почву» для лучшего проведения приёмов борьбы.

Тем не менее, панкратион – единственное единоборство, знавшее принцип нанесения ударов сериями! Кулачным бойцам серии были почти недоступны из- за запрета бить по корпусу. А панкратиаст, таким запретом не связанный и – опять – таки в отличие от греческого боксёра – жаждущий загнать противника в глухую защиту, мог в начале боя обрушить на него шквал безостановочных ударов.

Все соревнования в греческой палестрике проводились на площадках, посыпанных сухим песком.

Только для панкратмона приходилось готовить специальную площадку, называемую «мальфо» - «мягкое поле». На неё насыпали очень толстый слой мелкого песка, поверхность которого увлажняли водой.

Созданный таким образом аналог борцовского ковра несколько снижал травматизм при бросках на землю.

Поединок на мальфо проходил в таких условиях, что заметить поднятый палец было просто не возможно. Сдаваясь, панкратиаст похлопывал победителя ладонью по телу. Если же никто из безнадёжно сцепивщихся в ближней схватке бойцов не мог провести решающий прём, то судья мог подсказать кому-либо из них, как следует осуществить болевой захват(или, наоборот: как освободиться от него).

Не говорит в пользу панкратиона и отсутствие весовых категорий. Их, впрочем,не было и в кулачном бое(как и временных ограничений, либо отсчета очков). Но лишь в панкратионе это привело к полному исчезновению легковесов – они не могли рассчитывать на победу ни при каком уровне техники.

Строго говоря, в панкратионе все решал не рост и вес, а мощность телосложения. Потенциальных панкратиастов можно было определить с детства: все они были широки в кости и обладали развитой мускулатурой. Конечно, мускулатуру надо было еще дополнительно развивать, да и технику боя оттачивать, но все это только при наличии генетического потенциала.

И получалась странная вещь: панкратиасты высокого уровня оказывались неуязвимыми друг для друга. Если они взаимо воздерживались от «грубостей» и не попадались на болевой приём, то их тела, одетые в прочнейшую мышечную броню, могли выдержать любые удары и броски! Разве что удар в голову опасен – но перчаток-то ведь нет. А «режущие» удары, способные пробить мышечный корсет, грекам известны не были.

В самой Олимпии на играх погибло множество кулачных бойцов. А панкратиаст за все время Олимпийских игр не погибло ни разу! Впрочем, если не жизнью, то здоровьем они рисковали. Ведь панкратион – единственный из олимпийских агонов, допускавший болевые приемы.

А вот на периферии греческой цивилизации (например, в черноморских колониях) болевые приёмы распространились шире.

К примеру, в Херсонесе проходили соревнования по таинственной « айксиломахии», представлявшей собой, ... борьбу с применением таких приемов, в в частности удушающих захватов. От панкратиона она отличалась только отсутствием ударов.

Иногда панкратиасты участвовали еще в одном из родственных их школе агонов: в кулачном бою или борьбе. Это было нелегким испытанием: оба агона проходили в один день. Причем, если число участников было нечетным, такому «двоеборцу», только что выдержавшему изнурительную схватку, мог для второй схватки достаться абсолютно свежий, еще не сражавшийся ни с кем напарник!

Такой счастливчик назывался эфедрием – «сидячим». Считалось, что он мог одержать победу даже сидя. Но везение эфидрия было о двух концах: если утомленный противник все же брал над ним верх – на следующую олимпиаду «сидячему бойцу» являться уже не стоило, он становился всеобщим посмешищем.

Эти обстоятельства приближали греческие единоборства к условиям боевой обстановки, но все же главным, что обеспечивало высокую боеготовность эллинов, был скорее весь развивающий комплекс приёмов палестрики (да и оркестрики), чем конкретные достижения боевых систем.

Путь атлета и Путь воина в Древней Греции не полностью разделился ( и то и другое – важный элемент общей культуры:именно культуры!), но уже и не полностью совпадали. Многие авторитеты древнегреческой палестрики считали, что в олимпийском движении есть две вершины: пятиборье - пентатл, который требовал гармоничного слияния силы, ловкости, выносливости и быстроты на «нормальном» уровне, и панкратион, добивавшийся той же гормонии на уровне «экстремальном».

Но другие полагали, что эта экстремальность выводит панкратион из числа олимпийских агонов, ибо сама по себе разрушает гармонию. Эти точки зрения смогла бы примирить победа какого-либо чемпиона – панкратиаста в пентатле. Но такое за всю историю олимпиад случалось лишь один раз. Вероятно, этот победитель (некий Феаген) был поистине феноменальным и атлетом и воином. Однако кроме него обе вершины не покорились никому.

Особенность панкратиона заключалась в том, что это единоборство оказалось как раз в промежутке между двумя Путями. Это могло стать его достоинством, но стало скорее недостатком: оба мира, и воинский и спортивный, относились к нему без особого восторга. Воины – как к «баловству», польза которого проявляется весьма редко. А спортсмены – олимпийцы – как к «грубой игре», в которой почти невозможно осуществить чистые, красивые приёмы борьбы или даже бокса.

И тем не менее панкратион ближе, чем остальные искусства олимпийской программы, подходил к воинским, а не спортивным единоборствам. Он, собственно выделился из воинской практики в обозримом для самих эллинов прошлом. Тот же 648 г. до н. э.

Можно считать «изобретением панкратиона лишь в том смысле, что тогда он был окончательно осознан как безоружное единоборство, а не как последний ресурс обезоруженного воина.

Определённая ограниченность всех признаваемых в Олимпии единоборств связана с их абстрагированием от боевой действительности. Можно сказать, что в каждом из них как бы «вынесен за скобки» финальный этап: применение оружия.

Отношение к панкратиону Александра Македонского можно охарактеризовать так: задача полководца – провести сражение таким образом, чтобы навыки панкратиона его воинам не пригодились, а вражеским воинам - не помогли. А та воинская практика, которая породила панкратион продолжала существовать параллельно ему.

Она подверглась достаточной систематизации, чтобы можно было говорить о ней как о самостоятельном явлении, имеющем собственное название.

Название это – « гопломахия»: борьба воинов (точнее, гоплитов: тяжеловооруженных пехотинцев. Гоплита отличало не только хорошее защитное оружие, но также сознательная дисциплина и развитое чувство общественного долга: гоплитами становились полноправные граждане греческих полисов, и согражданами они ощущали себя даже в большей степени чем братьями по оружию.

Эти качества отразились и на особенностях гопломахии. Всё – таки «борьба воинов» полноценным агоном не стала, да и не стремилась им стать, упорно сохраняя военно – прикладное значение. И вот в этих условиях недостатки панкратиона (который заметно ближе к гопломахии, чем остальные греческие единоборства), конечно, не становились достоинствами, но утрачивали заметную часть своих опасных качеств.

Интересно, что кроме гопломахии, абсолютно исключавшей открытые состязания ( только тренировки и применение обретенных навыков на практике, т. е. в бою, а не на соревнованиях), существовал и какой – то компромиссный вариант: схватка воинов в полном снаряжении на боевом оружии, но – без намерения убить. О подобных состязаниях повествует ещё «Илиада». Согласно Гомеру, они длились до первой крови.

В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медь.,

Выйти один на один и померить их мощь пред народом,

Кто у кого скорее пронзит благородное тело

И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной –

Тот победитель.

Правда, по Гомеру, участников этого поединка развели ещё до первой крови, признав победителями обоих – из опасения что они убьют друг друга.

Но на ряде изображений мы видим уже не поединок, а схватки небольших отрядов, а рядом стоит флейтист, своей музыкой задающий ритм боя. И всё же это не воинская пляска, а именно воинское состязание: музыканты сопровождали гоплитов и в настоящих сражениях, помогая управлять действиями войска на поле брони. Причём звук флейты был из числа не побуждающих, а сдерживающих сигналов: он напоминал воинам о необходимости соблюдать осторожность.

В строю приходилось ждать атаки главным образом спереди, поэтому и опасность нападения многих на одного не всегда проявлялась даже при наличии численного превосходства. В этих условиях выработанные панкратионом боевые навыки (прежде всего мужество и выносливость) приобретали особую ценность. Например, древковому оружию (в первую очередь – копьям) обезоруженный боец мог противопоставить опять – таки прежде всего приёмы панкратиона, боксёрские нырки, борцовские захваты. Другое дело, что сейчас довольно трудно сказать, какую долю боеспособности гоплита обеспечивал именно панкратион (и другие официальные боевые агоны), а какую – весь комплекс палестрических и прочих упражнений.

И напоследок – об искусстве разветки, скрытного перемещения, внезапных нападений и прочих подробностей «тайной войны». Высокий уровень тренированности тела и души, существовавший в Элладе, позволял действовать в этой области и людям, не готовившимся специально.

Так ,во время Греко – персидской войны греческий ныряльщик (собератель губок) Скиллит и его дочь Гидна во время бури ночью подплыли к персидскому флоту и перерезали у нескольких кораблей якорные канаты, так что их разбило о скалы, а потом доплыли до греческого флота и передали точные сведения о численности и расположении врага.

Всего им пришлось проплыть свыше 15 километров (в шторм), причём почти всё это расстояние, чтобы не быть замеченными, они преодолели под водой, показываясь над поверхностью лишь на мгновение на мгновение, чтобы сделать вдох. И всё же, по крайней мере дважды, в Греции возникало что – то вроде школ, готовивших не воинов, а разведчиков с навыками воина. Первая из них связана с подготовкой гемеродромов.

Гемеродромы официально были всего – лишь гонцами – скороходами, передающими устные вести. Они передвигались бегом по горным тропам и бездорожью, пересекали хребты альпинистской сложности, форсировали реки и болота. Иногда даже отбивались от разбойников. При этом текст сообщения (например, приказ, отправленный в армию, сражающейся за десятки и сотни километров от своего полиса) сохранялся только в их памяти: так было надежнее.

За сутки гемеродром проделывал 100,120, а иногда до 200 километров по более чем пересеченной местности. Он бежал без оружия, чтобы ничем не отяжелять себя и чтобы подчеркнуть свою не военную функцию. Но, похоже, не будучи официально военным, он попутно занимался « сбором данных»: специально тренированная память сохраняла сведения, о всех встретившихся на пути воинских отрядах, о их передвижениях, составе и т.д. Следовательно, этот гонец – не только символ единства Эллады, но и её разведчик.

Гемеродром имел право умереть от усталости не раньше, чем выполнит задание. Не хотелось бы на этой мрачной ноте заканчивать разговор о греческих боевых искусствах. Нет, эллинами двигал не голый энтузиазм: существовала и профессионализация агонов и ценные призы для победителей. А самое главное - это дух честных состязаний, который превыше политики, религии и экономики. Современная цивилизация в её нынешнем виде не существовала бы без Эллады.

А Эллада немыслима без Олимпиады. Это важнее конкретных достижений борцов, оркестриков и гемеродронов!!!

----------------------- [1] Это обобщающее название: конкретных разновидностей обмоток было несколько. Самые мягкие из них назывались «эмантос» и предназначались для наиболее «щадящих» поединков. 2 Некоторые древнегреческие источники утверждают, что Скллит и Гидна для скрытности применяли дыхательные трубки.

woinru.maxbb.ru