Ортодоксальные философские школы Древней Индии. Ортодоксальные школы древней индии
Ортодоксальные философские школы Древней Индии
1.1. Веданта
Веданта является одной из шести ортодоксальных школ философии Древней Индии, под которой также подразумевается общее название ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединенных общими темой, предметом и основополагающими текстами и написанными к ним комментариями. Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам — Брахманам, Араньякам и Упанишадам, которые являются пояснительной и дополнительной частью четырёх Вед. Впоследствии, эти древние ведические тексты послужили основой для ортодоксальной школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.
Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания, на которых она основывается, в основном сосредоточена на самосознании, то есть понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.
Термин «веданта» представляет собой санскритское сложное слово:
веда = «знание» + анта = «конец, заключение» — «кульминация знания» или «приложение к Ведам».
Что касается возникновения этой философской школы, то время формирования веданты неизвестно. По мнению большинства учёных, это произошло в послебуддийскую эпоху (около III века до н. э.). В то время как ведический ритуальный религиозный процесс карма-канды продолжал практиковаться брахманами, стали также появляться течения, более ориентированные на джнану (знание). Эти новые философско-мистические течения в ведической религии были сосредоточены на медитации, самодисциплине и духовном самопознании, а не на ритуальных практиках.
В ранних текстах, санскритское слово «веданта» просто использовалось по отношению к наиболее философским ведическим писаниям —Упанишадам. Однако, в более поздний период развития индуизма, слово «веданта» стало употребляться по отношению к философской школе, которая интерпретировала Упанишады. Традиционно, веданта принимает свидетельство писаний, или шабда-праману, как наиболее авторитетный метод познания, в то время как чувственное восприятие, или пратьякша, и заключения, сделанные с помощью логики анумана, рассматриваются как подчинённые шабде.
«Веданта-сутры» являются классическим сочинением ведантизма. Согласно индуистской традиции, они были составлены мудрецом Вьясой около 5000 лет назад. В эпоху Средневековья, в VIII веке, Шанкара написал к ним свой комментарий. Мудрец Вьяса произвёл в «Веданта-сутрах» систематизацию ведантический идей, изложив ведическую философию в форме афоризмов.
Основой веданты является философия Упанишад, в которой Абсолютная Истина называется Брахманом. Мудрец Вьяса был одним из главных поборников этой философии и автором «Веданта-сутр», основанных на Упанишадах. Концепция Брахмана как Верховного Духа или как вечно существующей, имманентной и трансцендентной Абсолютной Истины, являющейся божественной основой всего сущего — выступает как центральная тема в большинстве школ веданты. Понятия личностного Бога или Ишвары также играют важную роль, и различные ведантические школы в основном расходятся в том, как они определяют отношения между Богом и Брахманом.
Философия Упанишад часто выражена загадочным языком, что позволило самые разнообразные её интерпретации. В течение истории, различные мыслители на свой манер истолковали философию Упанишад и других текстов, таких как «Веданта-сутры», в основном руководствуясь своим собственным пониманием и реалиям своей эпохи. Существует шесть основных интерпретаций этих писаний, три из которых получили наибольшую известность как в Индии так и за её пределами, это:
Адвайта-веданта
Вишишта-адвайта
Двайта
Основоположниками адвайта-веданты были Шанкара и его парама-гуру Гаудапада, который изложил философию аджативады. Согласно адвайта-веданте, только Брахман реален, а весь мир — иллюзорен. Как путник в лесу принимает толстую верёвку за змею, так человек, лишённый истинного ведения, считает мир реальным. Как единственная реальность, Брахман не обладает какими-либо атрибутами. Из иллюзорной потенции Брахмана, называемой майя, проявляется материальный мир. Неведение об этой реальности является причиной всех страданий в материальном мире, и только посредством обретения истинного знания о Брахмане возможно достичь освобождения. Когда индивид пытается осознать Брахман с помощью своего ума, под влиянием майи, Брахман проявляется как Бог (Ишвара), — отдельно от мира и от индивида. На самом деле, не существует никакой разницы между индивидуальной душой дживатман (смотрите Атман) и Брахманом. Освобождение (мокша) заключается в осознании реальности этой тождественности (а-двайта, «не-двойственность»). Таким образом, освобождение в конце концов достигается только путём знания (джнаны).
Основоположником вишишта-адвайты был Рамануджа. Он утверждал, что дживатман является частичкой, подобной Брахману, но не идентичной Ему. Основное отличие вишишта-адвайты от адвайты заключается в утверждении того, что Брахман, индивидуальные души и материя обладают атрибутами. Они одновременно отличны и неотделимы друг от друга. Данная школа провозглашает путём к освобождению бхакти или любовь и преданность Богу, представляемого в Его изначальной и верховной ипостаси как Вишну. Майя рассматривается как творческая потенция Абсолюта.
Основоположником двайты выступил Мадхвачарья. В двайте Бог полностью отождествляется с Брахманом. Личностный Бог в Своей Верховнойипостаси как Вишну, или как Его аватара Кришна, выступает как источник безличного Брахмана. Брахман, индивидуальные души и материя рассматриваются как вечные и существующие отдельно друг от друга элементы. В двайте бхакти также объявляется путём к освобождению.
Философию двайта-адвайты впервые изложил Нимбарка. Она в основном базируется на появившейся ранее философской школе бхеда-абхеда, основоположником которой выступил Бхаскара. В двайта-адвайте дживатма является одновременно единой с Брахманом и отличной от Него — их взаимоотношения могут рассматриваться с одной стороны как двайта, а с другой стороны как адвайта. В этой школе Кришна считается изначальной Верховной ипостасью Бога — источником мироздания и всех аватар.
Основоположником шуддха-адвайты был Валлабха. В этой философской системе, бхакти также выступает как единственный способ обретенияосвобождения — достижения вечной обители Кришны в духовном мире — планеты Голоки (в буквальном переводе — «мир коров»; на санскритеслово го означает «корова», а лока «планета»). Утверждается, что эта планета, также как и все её обитатели, обладает природой сат-чит-ананда и является местом, где вечно осуществляются лилы Кришны и Его спутников.
Основоположником ачинтья-бхеда-абхеды был бенгальский религиозный реформатор Чайтанья Махапрабху (1486—1534). Данное понятие можно перевести как «непостижимое единство и различие» в контексте взаимоотношений Кришны (выступающего как изначальная верховная ипостась Бога) и индивидуальной души (дживы), а также в контексте отношений Кришны и других его проявлений и энергий (таких, как материальный мир).
В ачинтья-бхеда-абхеде — качественно душа (джива) идентична Богу, но в количественном отношении индивидуальные дживы бесконечно малы по сравнению с безграничным Личностным Абсолютом. Природа таких взаимоотношений (одновременного единства и различия с Кришной) непостижима для человеческого ума, но может быть осознана посредством любовного преданного служения Богу, называемому бхакти или бхакти-йогой. Эта концепция является своего рода синтезом двух школ веданты — чистого монизма адвайта-веданты, где Бог и джива выступают как одно, и чистого дуализма двайта-веданты, где Бог и джива абсолютно отличны друг от друга. Концепция ачинтья-бхеда-абхеды лежит в основе богословиягаудия-вайшнавской традиции индуизма, современным представителем которой является Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).1.2. Миминса
Миманса или мимамса («исследование») — одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Иное название — пурва-мимамса (точный перевод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижениемокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.
Основополагающий текст для школы мимамсы — пурва-мимамса Сутра, написанная Риши Джамини (Rishi Jaimini) (приблизительно в III—I веке до н. э.). Главный комментарий был составлен Сабарой приблизительно в 5-ом или 6-ое веке н. э. Школа достигает своей вершины с философскими трудами Кумарила-бхатты и Прабхакары (приблизительно 700 г. н. э.). И Кумарила-бхатта и Прабхакара (наряду с Мурари, работа которого на данный момент утеряна) написали обширные комментарии к Мимамсасутрабхашьям авторства Сабры.
Риши Джамини в тексте Мимамса Сутра (3-ий век до н. э.), подвел итог общих правил Ньяи для интерпретации Вед. Текст содержит 12 глав, из которых первая глава имеет основную философскую ценность. Комментарии относительно Мимамса Сутры Бхартмитры, Бхавадаса, Хари и Упаварса являются утерянными. Сабара (1-ый век до н. э.), первый комментатор Мимамса Сутры, чья работа дошла до нас. Его Бхашья(bhāṣya) — основание всех более поздних работ школы Мимамса. Кумарила-бхатта (7-ой век н. э.), основатель первой школы Мимамсы, написал комментарии и к Сутре и к Бхашье, Сабары. Его трактат состоит из 3 частей, Слокаварттика(Ślokavārttika), Тантраварттика и Туптика. Мандана Мисра (8-ой век н. э.) был последователем Кумарила, который написал Видхививеку и Мимасанукрамани. Есть несколько комментариев к работас Кумарила. Сукарита Мисра написал Кашика (комментарий) к Слокаварттика. Сомесвара Бхатта написал Ньяясудха, также известный как Ранака, комментарий к Тантраварттика. Партхасарати Мисра написал Ньяяратнакара(1300 г. н. э.), другой комментарий к Слокаварттика. Он также написал Састрадипика, независимую работу над Мимамсой и Тантраратной. Варттикабхаранья, написанная Венката Дикситой, является комментарием к Туптике. Прабхакара (8-ой век н. э.), создатель второй школы Мимамсы написал свой комментарий Брхати к Бхашья, Сабары. Ржувимала, написанная Саликантхой, (9-ый век н. э.) является комментарием к Брхати. Его же авторства Пракарнапанцика — независимая работа этой школы и Парисиста краткое объяснения Бхашьи, Сабары. Bhavanātha’s Nyāyaviveka имеет дело с представлениями этой школы в деталях. Основателем третьей школы Мимамсы был Мурари, работы которого до нас не дошли.1.3. Санкхья
Санкхья— философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
В основе слова «санкхья» лежит корень KHYA , в качестве глагола обозначающий — «это называется»; пассивная форма — «известный», «названный», существительное -«взгляд», «мысль», «идея». С приставкой SAM («вместе») корень образует глагольное имя sankhyā -«число», «счёт», что означает «исчисление». Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.
Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:
1. Санкхья Капилы (VII—VI в.в. до н. э.) утверждала как относительный монотеизм, так и абсолютный монизм, основные положения исходят из Веди Упанишад.
2. Теистическая санкхья Махабхараты, Бхагавад-гиты, Пуран (VI—IV в.в. до н. э.). Проводилось различение между Пракрити и Пурушей, который выступал как «Познающий». Полное освобождение души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши, слияния сИшварой. Ведущие представители этого периода: Асури и Панчашикха.
3. Атеистическая санкхья буддийского периода, ставшая таковой под его воздействием. При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары.
4. Санкхья Виджнянабхишну (VII в.). Возвращение к теистической санкхье.
Источником достоверного знания являются три праманы (мера):
пратьякша (присутствующий перед глазами) — прямое восприятие смысла;
· анумана (вывод)- логический вывод;
сабда — устное доказательство.
Вопрос «кто познаёт» является весьма запутанным в теории познания санкхьи.
Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.
Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.
Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Поскольку это первый принцип (таттва) Вселенной, она называется Прадхана («главное», «важнейшее»). Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:
саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.
Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.
Когда гуны находятся в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов.
Первым проявляется махат (Великий), или буддхи, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения. Затем возникаетаханкара, или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом. В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса, или раджаса, бхутада, или тамаса. Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум ((манас)), пять органов восприятия (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия). Из тамаса — пять тонких элементов (танматра). Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов.
Пять органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.
Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения.
Система ньяйи — одна из шести главных теистических школ индийской философии (миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика). Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры».
Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама (не путать с Буддой Гаутамой) и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.
Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.
Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед.
Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.1.5. Йога
Йога— понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.
Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.
В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:
«Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...».
Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».
«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:
1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
4. Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.
В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:
Карма-йога — «йога деятельности»
Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»
Джнана-йога — «йога знания»
Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.
Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), ипраны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». 1.6. Вайшешика
Система вайшешики — одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика).. Она была основана мудрецом Канадой, настоящее его имя — Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.
Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.
Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.
Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.
Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.
Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса — бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию — небытие, которая обозначает все отрицательные факты.
Философские школы Древнего Китая
Даосизм (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос. Другие школы: как жить человеку в этом обществе?
Даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.
Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны - образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.
Легизм. Шан Ян (природа человека - зло). Почти исключительно учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение - наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство. Система тотальной слежки и доносительства начальнику.
Конфуцианство .
Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира.
Античная философия (общая характеристика)
С момента своего рождения философия предстает как триединствосвязанных между собой моментов: содержания, метода, цели.
Что касается содержания, то философия хочет объяснить реальность во всех ее частях и моментах без изъятия, реальность как целое. Что касаетсяметода, то философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Цель философии, в конечном счете, состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. Греческая философия в целом и есть эта бескорыстная любовь к правде. «Люди, — писал Аристотель, — философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».
Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VII в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Внутри этого периода можно различить следующие фазы:
Начальный период античной философии был тем, что обычно именуется ее классикой. Это - период VI - IV вв. до н. э.
1) Период натуралистический с его проблемами физиса (природы) и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуютионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.
2) Период так называемый гуманистический, герои которого —софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека.
3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.
Социально-историческая действительность требовала необычайного развития отдельной человеческой личности, требовала огромного развития субъективных усилий человека. Но такой человек чувствовал и свою самостоятельность, тем самым уходил в свои собственные глубины, развивалось субъективное самочувствие человека. Эту эпоху мы условно называем ранним эллинизмом, относя ее к IV - I векам до н. э. В античности три главные школы раннего эллинизма - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Остальные века античной философии, то есть I - VI н.э., мы условно называем поздним эллинизмом, условно потому, что сюда входит и вся римская философия, настолько развивавшаяся под влиянием греческой философии, что ее тоже удобно будет относить к позднему эллинизму. Сущность позднего эллинизма имела свою собственную и весьма реально представленную историю. Окончательный вид философия этого периода получила только в последние четыре века античной философии, а именно в школе так называемого неоплатонизма, просуществовавшей в течение III - VI вв. н. э.
4) Период эллинистических школэпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры — кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма.
Гибель античной философии. Античная философия началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия. Однако умирала она отнюдь не сразу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже переставали соответствовать античному духу и стали в той или иной степени зависеть от христианской идеологии, в те времена прогрессивной и восходившей.
5) Религиозный период античной языческоймысли — возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.
6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.
lektsia.com
Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
ТОП 10:
Литература основная:
· Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
· Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Индия –одна из самых загадочных и древнейших цивилизаций мира. Её истоки относятся еще к 3 тысячелетию до н.э. Именно тогда возникла так называемая индская культура.
Индийская философия –как и культура, - одна из самых древних в истории человечества. Это одно из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры. Философия оказала колоссальное воздействие на все духовное развитие страны, на общественных деятелей в самой Индии – Р.Тагора, М.Ганди, Дж.Неру и пр. Однако её роль и значение выходят далеко за пределы собственно индийского ареала. Её своеобразие, неповторимость оказали мощное воздействие на многих европейских мыслителей, таких как: Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Эйнштейн, Л.Толстой, наконец – Е.Блаватская и др. Многие из этих идей проникли и в массовое сознание, и в вульгаризированном виде составляют часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о законах «кармы»? Это относится к такой идее как «сансара» или, как обычно её называют в европейской культурной традиции - реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры.
Обратите внимание:
Веды –древнейший памятник индийской культуры. Веды – это поэтические сборники гимнов, посвященные древнеиндийским богам. Язык священных текстов – санскрит – признавался единственным подлинно человеческим языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение.
Веды считаются одной из древнейших книг на земле.. Самые ранние из них создавались за 1500 – 800 лет до нашей эры. Веды передавались устно, индийцы называли их «шрути» – что значит услышанное.
Самые ранние Упанишадыбыли составлены в Северной Индии в VII или VIII веке до н. э. Буквально термин «Упанишады» означает «сидящий рядом», но он приобрел смысл эзотерического учения, поскольку эти тексты содержат тайные доктрины, которые лесные отшельники передавали своим близким ученикам. Упанишады относятся к числу величайших интеллектуальных достижений в истории человечества. Хотя Упанишады не излагают какую-то одну философскую систему, а скорее выражают интеллектуальные искания, часто противоречащие друг другу, их общей темой является онтологическое единство, вера в то, что всё радикальным образом связано между собой.
Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необходимо:
· знать о различии между вечным и преходящим;
· быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;
· вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;
· владеть техникой медитации.
ВЕДЫ
Самхиты
(гимны)
Основное содержание
Ригведа
Веда гимнов. Собрание 1017 гимнов (самхит). Это обращения к ведическим богам и молитвы. Ригведа была обрядовым руководством для жреца, отвечавшего за исполнение гимнов во время жертвоприношений.
В Ригведе уже присутствуют некоторые предфилософские понятия (философские идеи) – Пуруша, рита, сансара, карма,
Самаведа
Веда песнопений. Описание правильного произнесения гимнов Ригведы во время жертвоприношения. Использовалась жрецом, отвечавшим за музыкальное сопровождение обряда.
Яджурведа
Веда жертвоприношений. Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы. Руководство для жреца, отвечавшего за обеспечение обряда всем необходимым (например, дровами и «сомой»).
Атхарваведа
Веда магических заговоров. Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам. Находилась у брахмана, (главного жреца) или у царского жреца, которые осуществляли общее руководство обрядом.
Система священных текстов
Брахманы
Поскольку главный жрец – брахман составлял комментарии к самхитам, то эти книги и получили название Брахманов.
Араньяки
Некоторые жрецы уходили в лес и становились лесными отшельниками. В результате их комментариев к Самхитам и Брахманам, появились книги Араньяки (лесные).
Упанишады
Когда к отшельникам стали приходить ученики, садились рядом с ними и учились мудрости, появились книги, написанные этими учениками (упанишада – означает сидеть возле, сидение у ног учителя).
Именно Упанишады легли в основу классической древнеиндийской философии.
В индийской традиции относят к ним 108 книг, создававшихся с VI в. до н.э. – по XVI в. н.э. Говоря о древнеиндийской философии имеют в виду, прежде всего Упанишады, созданные в I тыс. до н.э.
Существует три основных разногласия между ортодоксальными школами:
Хотя все ортодоксальные школы признают авторитет Вед, но каждая из школ придает им свою степень значимости.
Разные школы ищут просветления разными путями. Для одних лучший путь – это знания, для других благие деяния, для третьих – вера.
Разные школы дают неодинаковые ответы на вопрос есть ли Бог. Хотя все ортодоксальные школы рассматривают метафизические вопросы, не все рассматривают Бога как ключевую фигуру в мироздании.
Заполните таблицу.
Особенности философии Древней Индии
Автохтонность
Дополнительная литература.
1. Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998.
2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.
3. Брнгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
4. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,
Основные понятия:брахман, атман, майя, дхарма, сансара, мокша, ахимса, ортодоксальные и неортодоксальные школы, гедонизм, аскеза.
ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
1. Особенности китайской философии и основные категории.
2. Конфуцианство – этико-социальная философия.
3. Даосизм – основные идеи.
4. Легизм – школа законников.
Учебная литература
1. Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.
2. Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
3. Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Дополнительная литература.
4. Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.
5. Бабаев Г.А. История философии. Курс лекций.М.2006.
6. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.
7. Мудрецы Китая. СПб., 1994
8. Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.
9. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.
10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен - море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.
Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет. С 2700 г. до н. э. – начало цивилизации Китая. За китайской цивилизацией закрепились эпитеты «великая», «уникальная». Больших успехов китайские ученые достигли в астрономии, математике, географии, медицине, философии и т.д. Народ Древнего Китая изобрел порох, бумагу, компас, книгопечатание. Отдавая должное уникальности, древности и бесспорной оригинальности китайской цивилизации и культуры (особенно архитектуре, литературе, искусству, отдавая дань работоспособности и профессионализму, организованности китайцев) нельзя не отметить такие особенности культуры как восточный деспотизм и вытекающий из этого традиционный культ личности, подавление индивидуальности.
Истоки этого в историческом развитии Китая. Географические и социально-экономические условия древнего Китая требовали коллективных действий, оставляя очень мало места для инициативы личности. Только коллективно можно было справиться с разливами рек, бороться с засухой, построить многие тысячи верст пограничной стены для защиты, создать систему «оповещения» о нападении кочевых племен. Отдельный человек был всегда только частью социальной общности – семьи, рода, клана, государства. Даже общение с умершими предками было коллективное, обряд жертвоприношения умершим предкам совершался всей семьёй или кланом.
Зарождение китайской философии в начале VI века до н. э.относится к периоду войн и распада государственной власти. В силу этого китайская философия всегда носила практический, прикладной характер. Ранняя китайская мысль искала решение насущных общественных проблем, предлагая практичные наставления правителям и гражданам. Древние китайские философы впервые приступили к разработке тех правил, по которым должен жить человек. Философы видели свою основную задачу в теоретическом и практическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского текста.
История китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа:
infopedia.su
21
21. Основные фс проблемы и школы в Древней
Индии
Веды: собрание древнеиндийских
источников, сборников гимнов, передававшихся тысячелетиями устно. В современном
виде оформились после 2000г до н.э. Бомбейские учёные
утверждают их возраст на основе астрономических исследований ~ в 25тыс лет.
Включали 4 сборника.
Фил. упанишад: Закл. часть вед -
философские трактаты – упанишады. Из 150
на сегодняшний день сохранилось 20. В них развивается тематика вед:
космическая тема, поиск причин последственных связей.
Основное внимание уделялось не внешней, а внутренней стороне бытия. Главное
внимание – изучению человека; его нравственному совершенствованию. В кач первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное,
безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность
достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время
противопоставляется Атману. Атман – теория индивидуальной души. Брахман в
индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману.
Учение о законе жизни и
воздаяния: человеческая жизнь – цепь рождений, которая не имеет конца.
Определяется будущее развитие законом причин наследственных связей. Воздаяние –
это и награда и наказание. Рождение определяется предыдущими жизнями. Важнейшая
задача - нравственное совершенствование
и освобождение от страстей, до растворения Брахмана в Атмане.
Смысл
индийской философии: В фил
упанишад - человек не рассматривается во
взаимосвязи с другими людьми. Его жизнь мыслится так: человек не венец творения
бога и не обладателя одной единственной жизнью. Смысл индийской
фил в том, что в отличие от западной, она направлена на внутренне нравственное
самосовершенствование.
Буддизм: Общее описание: Есть 2 основных теории – Хинояма, малый круг(индокитай, бирма, цейлон + индия) и Макаяна,
большой круг( монголия, бурятия,
калмыкия, япония, китай). Будда утверждал значение знаний и труда. Самым
главным грехом он считал незнание, но отрицал существование бога, вечной души,
выступал против собственности. Понятие Будда означает – знающий, нравственный,
одарённый. Сам Будда никогда не утв
своего всезнания, которым был наделён своими учениками. Буддийская община: Гаутама стремился создать наилучшие условия для тех, кто
твёрдо решил работать над развитием своего сознания. Он посылал учеников в мир
с вестью о мировой Общине. От учеников он требовал постоянный контроль над
мыслями и поступками. Для поступающих в общину сущ 2 усл: 1. Нравственная
чистота; 2. Полный отказ от собственности. 4 благородных истины и путь к
великой истине: 1. Страдание воплощённого бытия имеют причину в постоянном
возобновлении рождений и смертей. 2. Причина всех страданий в омрачённости, в жажде земных удовлетворений. 3. Прекращение
страданий закл в остановке круговорота бытия. 4. Путь
прекращения страданий в самосовершенствовании. Этот путь к великой истине
разделён на 8 частей: правильное постижение законопричинности,
правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь,
правильный труд, правильная бдительность и самодисциплина, правильная
концентрация. Идеал совершенного человека: итог развития достижение 6
качеств – сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация,
мудрость. Будда указывал 10 великих препятствий: иллюзия личности, сомнение,
суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание
успокоения и наслаждения, гордость, самодовольство, невежество.
Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.
Зарождение индийской фил относится
к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию
брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она
сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в
древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы), мудры (низшая
бесправная каста).
Все фил сис-мы в древней индии
разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные
3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в
карму (все, что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма
влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы -
незнание, неведение.)
4) Важнейшая задача ч-ка
самоконтроль над своим собственным Я.
5) Цель ч-ка нирвана (блаженство,
мания, счастье)
Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения
души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.
Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э
Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:
1)жизнь есть страдание;2) причины страданий - наши
желания;3) чтоб избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
Чарвака возникает в середине 1 т.
д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса
и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы
строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.
Философия древней
Индии
В философии индии вделяют три
основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н.
э.),
2) классический, или брахмано-буддийский
(500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или
индуистский (с 1000).
Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На
востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые),
дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека. Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные
на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе
индийской философии. Веды подразделяются на две категории шрути
и смрити. Категория шрути –
считаются богооткровенными писаниями без автора,
вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в
устной форме со времён появления вселенной. Примерно 5000 лет назад индийский
мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил
Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур,
Атхарва. 1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме,
большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских
планет. 2) Само-веда – веда
песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 3) Йаджур-веда
– веда жертвоприношений, описание ритуала
жертвоприношения. 4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные
песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней
После этого, для людей с низким интеллектом - женщин,
рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева
составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся
к категории смрити. Мантры
(священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков),
Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют
ритулы жертвоприношений для ограниченного
использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды -
составляют ведическую литературу. Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой
закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова.
Понятие риты является философской основой концепции
дхармы. Боги – подчиняются Рите. Анрита – нарушение
мирового ритма.
Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и
зависят от кармы. Майя – философская категория, которая постулирует утверждение
что все, что окружает человека, является лишь иллюзией. Человек, в силу своего
неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и
является майей. Цель буддиста –
осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется. Атман – отождествляется
с брахманом, и является вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии
начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом
от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это
вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в
джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта. Абсолют –
бог или первопричинная основа бытия всего мира. Итак,
мир гармоничное целое элементов, баланс в котором поддерживается Дхармой. Поведение
и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхармой,
поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека –
круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор,
пока не достигается цель каждого индуиста – мокша.
Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в
боге.
Пути достижения абсолюта или мокши:
Джняна-марга - “путь знаний”.
Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие
интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь
высшую мудрость Вед.
Карма-марга - “путь деяний”,
человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не
думая о результатах.
Бхакти-марга - путь всепоглощающей
преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность
очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.
В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии
утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити
(материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и
бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.
Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные
признают авторитет Вед.
Ортодоксальные школы
Древней Индии.
1) Ньяя
– рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир
существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что
выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре
источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и
сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между
частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман –
изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие
и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед.
Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов, описанных в
ведах.
4) Санкхья
– признает, что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта –
конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6) Йога – система
практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат –
йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса
освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные
школы индийской философии.
1) Индивидуальный
материализм. Школы – Локаяды – считают
что мировая религия не нужна, существует только то, что чувствуем, душа есть
тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм –
первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция
является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее
общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса,
атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет
движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной
жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.
3) Буддизм.
Четыре благородных истины Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавиться путем отказа от желаний