Государственный строй древнего египта. Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта. Государственный строй древнего египта


Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта

1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный ап­парат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и при­служников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное ру­ководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей со­кровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - визир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными госу­дарственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - про­исходит замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также Воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства

становится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чи­новниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, иду­щие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведе­ния военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначен­ный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополчен­цев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте на­чинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наря­ду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается по­стоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и сред­них горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальней­шем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных ох­ранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводи­мой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-но­вобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могуще­ство империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового цар­ства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столи­цы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные орга­ны самоуправления. К их компетенции относились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или визир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

studfiles.net

Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта

1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный ап­парат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и при­служников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное ру­ководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей со­кровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - визир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными госу­дарственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - про­исходит замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также Воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства

становится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чи­новниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, иду­щие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведе­ния военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначен­ный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополчен­цев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте на­чинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наря­ду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается по­стоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и сред­них горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальней­шем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных ох­ранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводи­мой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-но­вобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могуще­ство империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового цар­ства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столи­цы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные орга­ны самоуправления. К их компетенции относились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или визир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

studfiles.net

Государственный строй Древнего Египта

Поиск Лекций

В Египте раньше чем в других странах сложились классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда появились в Египте первые государственные образования достоверно неизвестно, но к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. Название Египет является греческой транскрипцией слова “Avapta”, что означает “Дворец духа Пта” /одного из египетских божеств/. Сами египтяне называли себя “Хемт” /еврейское “хам”/, что указывает на их хамитское по расовой ветви происхождение.

Необходимость регулирования орошения долины Нила требовала создания крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно централизованного государства.

На рубеже VI-III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются 40 номов или областей. Древним основанием нома служило по-видимому племя. Во главе каждого нома стоял “царь”, он же верховный жрец местного культа и обладатель титула “начальника канала”. Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период Раннего царства /XXX -XVIII вв. до н. э./ они насильственно объединяются фараоном Нармером /Менесом/.

Египетское государство периода Раннего царства напоминает древний и достаточно примитивный племенной союз. Общины владели землей на основе общинного землевладения, однако, государственная власть считала себя верховным собственником земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Свободные крестьяне-общинники составляли основную часть населения.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся в окружении могущественных вельмож.

Объединение государства, о котором говорилось выше, нельзя считать однократным актом фараона Менеса. Единство было непрочным и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом.

Итак, период существования Древнего царства в Египте был временем образования первого централизованного сильного рабовладельческого государства.

 

Основной хозяйственной и общественной ячейкой осталась сельская община. Землевладельцы, входившие в эти общины, составляли основную массу трудового населения. Внутри общины углубляется социальное расслоение. Формируется крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями занимавшая важные должности при дворе и в государственном управлении. Положение знатного человека определялось тремя условиями: древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью.

Государственная властьоформляется в виде восточной деспотии. Ее отличительными чертами являются: централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн становились главнокомандующими египетской армии. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и их окружавшая аристократия создавали культ вождей.

Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые шли бы наперекор, например, интересам жреческой, военной и служилой знати. Сам культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом характере господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали народу представление о фараоне, как о божестве /после смерти фараонов возводились гигантские гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Так, пирамида Хеопса строилась 20 лет/.

Придворный штат фараона - привилегированная категория рабовладельцев - был образован из прежней родовой номовой знати. Также создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя /визирь/ (древнеегипетское «джати»).

Египетская история рассказывает о целом ряде исконных форм бюрократии, основными из которых были: иерархия чиновников, внеочередные прохождения ступеней, присвоение званий, титулов, связанное с награждением землей и рабами, приемы и доклады, специальные одеяния (форма, знаки отличия). В практику управления вошли всякого рода совещания (военный совет, царские объезды), переписи населения, податные списки. Уже тогда много внимания уделялось режиму секретности в работе с документами, устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны, определялись сроки прохождения жалоб.

В Древнем Египте не было разграничения представительной, исполнительной и судебной власти. Судя по инструкции, составленной при Тутмосе III для трех визирей и других данным полномочия и объем деятельности визиря были очень широки /руководство управлением государства, судом, распоряжение сокровищами и др. материальными ценностями, в эпоху Нового царства руководство военными силами/. Для укрепления авторитета визиря вокруг его личности был создан религиозный культ. Он уподоблялся богу Тату, который у египтян был богом месяца, а потом стал богом мудрости и письма.

После объединения Египта в одно государство местные царьки, стоявшие во главе номов потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фараона должностных лиц - номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был значительный штат чиновников - казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номархов административными полномочиями были наделены храмы. Низшими органами управления на местах являлись на местах сельские общины.

Во время распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате объединения Египта.

Общественные отношения в период расцветаСреднего царства/ХУШв. до н. э./ отмечены двумя важными чертами: с одной стороны происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах, с другой стороны - расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников - неджесов /маленьких/.

Разбогатевшие представители среднего класса проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и даже землевладельцами. Их называли “сильными неджесами”. Немалое значение в жизни общества приобретают средние слои граждан. Город представлял собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.

Особенностьюобщественных отношений в Новом царстве /XVI-XII вв. до н. э./ являлось возвышение жречества. С ростом его богатства происходит освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

В период Позднего царства/VII-VI вв. до н. э./ резче, чем прежде обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже себя в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Привилегированным сословием наряду со жреческим становится воинское.

Первоначально постоянная армияограничивалась личной охраной фараона и отрядами, состоявшими из ливийских и нубийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров.

В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. Рекрутов поставляли номы и крупные землевладельцы.

После изгнания гиксосов уже в период Нового царства /XVI-XII вв. до н. э./ появляются отряды колесничих, т.е. воинов, сражавшихся на колесницах. Это элитное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. За службу воины получали участки земли.

В это же время получает распространение система наемных войск, в связи с усилением классовой борьбы внутри страны.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. В период Древнего царства высшая судебная инстанция “шесть великих домов” находится в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых людей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности.

В период Нового царства был учрежден Центральный суд /кенбет/ из 30 судей, которые подбирались их знатных граждан разных городов. Наряду с центральным кенбетом были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали и храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон оставался высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судов. Теоретически все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Но практически это вряд ли осуществимо. Хотя в ряде документов утверждается будто египетский суд был блюстителем истины и справедливости, в судах процветали продажность и взяточничество.

 

poisk-ru.ru

Лекция - Государственный строй Древнего Египта

 

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела го- сударства — мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство — проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в го- сударстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник — везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов — происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области — номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую; фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства — специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца или оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

www.ronl.ru