Греческий орнамент актуален и сегодня. Орнамент древней греции
Древняя Греция |
Много новых элементов и композиционных решений привнесла в искусство декора величайшая культура античности.Греческая вазопись принадлежит к вершинам мирового прикладного и изобразительного искусства.По вазописи можно проследить всю историю развития греческой орнаментики.В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов.Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500г. до н.э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000г. до н.э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской.
Камарес — стиль росписи керамических изделий
В дворцовый период в минейской культуре (1650г. до н.э.)произошли серьёзные изменения в стиле росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря:наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской.
Морской стиль и стиль Камарес
Важное место в орнаменте Древней Греции занимает ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой.Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Древнегреческий меандр
Активное образование греческих колоний, многие из которых возникли в Малой Азии, обусловило появление ориентального (восточного) стиля.Греческая культура пришла в близкое соприкосновение с Древним Востоком, прежде всего с Месопотамией.В греческую вазопись хлынули восточные мотивы.»Социальный ярус» вазописи наполнился фигурами восточной, а затем и греческой мифологии с мощной объемной лепкой, сменившей геометрический стиль.С введением коринфского ордера в зодчество в орнаментике появляется стилизованное изображение акантового (аканфового) листа. Широко распространенными были пальметты, ионики (овы — яйцеобразные элементы), кимы (набегающая волна из стилизованных листьев) и др. Однако, заимствуя элементы египетского и персидского декора, имеющие для этих народов символическое значение, греческая орнаментика использует их как украшение. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться усиками (стебельками), в которые вплетали фигурки людей и животных.
Похожее
www.tvorchistvo.ru
Эволюция пальметты - Орнамент
Пальметта (по -французски palmette) — это растительный орнамент в виде веерообразной формы листа пальмы.
Пальметта была широко распространена прежде всего в египетской и эллинистической архитектуре — в виде антефиксов, на памятных стелах и надгробиях. Они почти везде встречаются на капителях ионических или коринфских колонн, в богатых украшениях карнизов.
Считается, что мотив пальметты появился в Египте, он представлял собой веерообразный стилизованный цветок лотоса. Существовали разные типы египетских пальметт — как простые, с одиноким цветком, так и с присутствием в мотиве восходящего солнца. Были египетские пальметты с кистями из цветков, а также целая пальмовая ветвь, которая опиралась на свиток.
Пальметта лотос
Из Египта мотив пальметты распространился на Крит, в Месопотамию и Персию. Именно в этих странах были найдены одни из самых ранних образцов пальметт, вероятно, основанные на древнейших египетских мотивах.
В греческом искусстве пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже в какой-то степени заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность орнаменту. Этот мотив часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн. Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту.
Считая пальмовый лист чрезмерно громоздким, они слегка стилизуют этот элемент и добавляют завитки, слегка напоминающие тонкие виноградные усики. В итоге восточная пальметта в Греции принимает более грациозный вид и в итоге занимает почётное место среди других элементов орнамента.
Сложный орнамент на вазе, состоящий из чередования цветков лотоса и пальметт, Древняя Греция
Ионные фризы, Эрехтейон , Афины , (421-406 г. до н.э.).
Капитель на колонне, Эрехтейон
Фриз и Колонна, Эрехтейон, Афины,[Британский музей]
Этрусское ожерелье, музей метрополитен
Этрусские серьги с пальметтами и листьями аканта
Каменный рельеф с арабесками, пальметтами и полупальметтами в мечети Омейядов , Дамаск
Как мы видим, пальметта в процессе своей эволюции приобретает более изящный вид, это можно разглядеть в Персидских и Арабо- мусульманских орнаментах.
Персидские пальметты. Лувр.
Пальметты на этом блюде Османские художники адаптировали и влили в свой стиль.
Пальметта повсеместно встречается и в готическом стиле
Правда, порой она угадывается с трудом, так как порой сложным образом чередуется с розетками и другими элементами
Внимательный и не лишённый воображения взгляд увидит Пальметту в готических сводах
Пальметта присутствует и в орнаментах ренессанса
Постепенно пальметта, традиционно чередовавшаяся в античном искусстве с мотивом лотоса, превращается в раковину. В ренессансном декоре идея пальметты в виде раковины постоянно звучит в изображении различных предметов — жертвенников, вазонов, других аллегорических атрибутов.
Орнамент дома в Гамельне
В эпоху барокко в моде по прежнему пальметты, похожие на раковины.
Мы можем лицезреть пальметту в окружении различных элементов в практически любом декоре
Преобразованную в раковину пальметту мы видим, как элемент мебели, в частности это спинка у кресла.
А вот экран для камина Веер,он тоже отдалённо напоминает нам пальметту.
Пальметта никогда не теряла своей популярности, как элемент орнамента.
Старинное кружево с мотивами из пальметт
деталь мебели из Палаццо Россо в Генуе
Стиль рококо превратило пальметту в один из элементов рокайля.
Рокайль становится необычайно сложным.
Старинная бронзовая чернильница в стиле Рокайль
Пальметта и акант — основные элементы орнамента в ампире.
Орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.
Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.
Далее, в зависимости от стиля, пальметта приобретала разный вид, но мы её всегда узнаём
Пальметта в стиле Ар - Деко
Есть в истории орнамента и декоративно – прикладного искусства и знаменитые пальметты. Баденская тиара в виде Пальметты была изготовлена в 1856-ом году по заказу Короля Пруссии Вильгельма первого (1797-1888).
Она предназначалась, как свадебный подарок для его дочери Принцессы Луизы (1838-1923), которая вышла замуж за Великого герцога Баденского Фридриха I (1826-1907). Датская Королева Маргрете унаследовала эту прекрасную тиару.
И в завершение хочется заметить, что пальметту можно увидеть и в ландшафтном дизайне, причём теперь это очень популярно.
Использованные материалы: Meyer, A handbook of ornament (1898) "Das Empire-ornament nach originalgegenständen und quellenwerken aus der empirezeit". Автор: Alexander Speltz. 1924 г http://www.admagazine.ru/ https://ru.wikipedia.org https://nwrugs.com http://www.metmuseum.org/
Ещё почитать:
ornament.rode.land
Греческий орнамент: фото, происхождение и значение
Греческий орнамент или меандр знаком каждому из нас с самого детства. Этот узор вышивают на одежде, гравируют на посуде, рисуют на предметах быта, печатают на обложках книг и учебников.
Происхождение рисунка и его значение
Сложено немало легенд и увлекательных историй о том, как возник меандр и что же он означает. Первые следы этого узора были обнаружены на глиняных черенках эпохи неолита. Ученые полагают, что в непрерывной ленте из прямых углов древние греки находили магический смысл жизни и сюжет о цикличности вселенной. Прямой угол в данном случае - символ мудрости и добродетели. Каждый, кто украшал подол своей одежды таким рисунком, хотел заявить о том, что ведет праведную жизнь.
Если же вспомнить историю меандра, то окажется, что свое интересное название он получил от реки Меандр (Большой Мендерес) в Малой Азии, потока с очень извилистым и непредсказуемым руслом. Составленный из непрерывной ломанной под прямыми углами линии, меандр может считаться достаточно жестким рисунком. В качестве орнамента меандр первоначально был популярен в древнегреческой, древнеримской, романской и византийской культурах, им украшали архитектурные объекты и предметы быта.
Согласно другой теории, меандр обозначает саму вечность - именно поэтому этот рисунок украсил следы зданий в легендарных Помпеях. Город, воскрес из пепла, как воскресает человек при смене поколений.
Совершенно иной взгляд высказали американские искусствоведы, заявившие о том, что меандр - ничто иное как изображение капкана для животных, которые расставляли греческие охотники. По своей конструкции он напоминал лабиринт, из которого невозможно выбраться, а значит мужчины обеспечивали себя беспроигрышной охотой.
Если внимательно изучить культуру Коринфа, то можно отметить, что этот греческий орнамент плотно связан с другими узорами: волнами, кругами и вполне возможно имеет сходное с ними происхождение. Возможно, при помощи такого орнамента древние греки хотели задобрить Олимпийских богов.
Более прозаичное и логическое объяснение появлению орнамента высказывают археологи, предполагая, что меандр символизирует реку с одноименным названием. Ее извилистые берега и резкие пороги напоминают прямоугольные элементы рисунка, а его цикличность - ни что иное как течение реки.
Меандр в современности
Культура Древней Греции издавна вдохновляет лучших дизайнеров и модельеров на создание утонченных и изысканных моделей одежды или предметов быта. Сегодня в моде ювелирные украшения с черным меандром на золоте - такие кольца и серьги демонстрируют многие голливудские звезды. Греческим рисунком украшают стены при создании дизайнерского интерьера кухни или гостиной - спокойный, монотонный и в то же время очень интересный орнамент добавляет в атмосферу комнаты изящности и спокойствия.
Меандр можно встретить и на одежде - им украшают подолы платьев и воротнички, а в последнее время стали модны хлопчатобумажные сорочки-вышиванки с различными орнаментами, в числе которых есть и греческий.
Смелые дизайнеры интерьера предлагают даже ковры и шторы с крупным меандром, а модельеры удивляют количеством вариаций - двойной, тройной, перевернутый орнамент. Несмотря на столь глубинное значение, меандр чаще всего воспринимается как классический декоративный элемент. Возможно, он заслужил такую популярность благодаря простоте исполнения - его сможет нарисовать даже ребенок, а умелые мастерицы могут показать вам даже вязаный меандр. Греки всегда умели видеть красоту в простоте, самое время и нам научиться.
А также почитайте:
Древнегреческие вазы
По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой
www.grekomania.ru
Тайный смысл орнамента Меандр | Самопознание, саморазвитие, успех
Тесей и Ариадна. Древняя Греция. Вазопись
Царевной мудрой АриаднойЦаревич доблестный ТезейСпасен от смерти безотраднойСреди запутанных путей:К его одежде привязалаОна спасительную нить, —Перед героем смерть стояла,Но не могла его пленить,И, победитель Минотавра,Свивая нить, умел найтиТезей к венцу из роз и лавраПрямые, верные пути.Федор СологубНа Кипре в древнейшей его столице – Пафосе есть интереснейшее место – Археологический парк. Не знаю, где бы еще отлично сохранилось такое количество мозаик дохристианского периода. Находятся они буквально в паре сотен метров от гавани и датированы III веком до нашей эры.
В археологическом парке их несколько, совершенно потрясающих. Дом Диониса с мозаиками на тему мифов о Дионисе (его совершенно случайно обнаружил на своем поле фермер, считается, что это была частная римская вилла второй половины II века н.э.), дом Тезея (считается, что это была резиденция римского проконсула с более чем 100 комнатами), дом Эона с различными сценами из мифов, дом Орфея и дом Четырех сезонов.
Некоторые мозаики спрятаны под крышу, некоторые посетители осматривают с деревянных помостов, проходящих над раскопками. Мозаики представляют собой полы, выложенные из крошечных кусочков натурального камня.Выглядят они впечатляюще даже по современным меркам за счет своих габаритов и напоминают огромные ковры, расстеленные на полу. Выполнены мозаики в пастельных тонах, цветовая гамма очень удачна, и …что самое интересное, древние мастера совершенно не использовали красителей при их выкладывании, все они сделаны из камней естественных оттенков.
Сюжеты мозаик повествуют о многочисленных событиях их современников, дополняя сложенные легенды. Но более всего меня заинтересовали орнаментальные узоры, украсившие почти каждую из мозаик. Все они неповторимы, но, несмотря на уникальность каждого из мозаичных рисунков, некоторые мотивы повторяются в каждом из них. Один из таких повторяющихся мотивов напомнил мне свастику – древний солярный символ.
Позже гид рассказал нам о наиболее распространенном древнегреческом орнаменте – меандре, или «вечном лабиринте». Его элементы выстраиваются в длинную полосу и опять-таки ассоциируются со свастикой. Аналогичный мотив я увидела и в серебряных украшениях, выполняемых кипрскими деревенскими мастерами. На этот раз пришла ассоциация со спиралью.
Заинтересовавшись тайным смыслом рисунков, я нашла достаточно интересную информацию об орнаментах и лабиринтах, которые они формируют.
См. Все об орнаментах и узорах
Греческий меандр в векторе
Круговые вариации греческого меандра
Меандр (греч. μαίανδρος) – известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Меандр представляет собой бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды.В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой жизни. Прямой путь символизировал добродетель. Меандр состоит только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта.
Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента – так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра «алхан хээ», связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи.
Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья».
Свастика (хас), – слово, состоящее из двух санскритских корней – «благо» и «быть» или «состоять» и, следовательно, означающее «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова – санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика.
Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее – годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света.
Этот знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Свастика, вращающаяся по движению часовой стрелки, представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую. Направление движения имеет также нравственную характеристику: движение по солнцу олицетворяет добро, против солнца – зло.
Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий.
Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года.
Другое название свастики – «гаммадион» означает её, как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли.
Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня.
С распространением буддизма свастика из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете этот символ используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса. Форму свастики имеют две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Янь.
В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, был изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.
В настоящее время этот магический символ распространен главным образом в Индии, Центральной и Восточной Азии.
Меандровые орнаменты в целом содержат символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее множество различных толкований. И, действительно, сложный геометрический рисунок орнаментов, по сути, представляет собой запутанный лабиринт. С древнейших времен лабиринты завораживали человечество.
Критские монеты с изображением лабиринта Дедала. 280 год до н.э.
Ранние лабиринтообразные украшения в греческих домах несли защитный символизм, в их узорах должны были запутаться и потерять свою силу духи зла. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии (Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царей в неприкосновенности. Согласно Геродоту, величайший из таких архитектурных лабиринтов, рядом с озером Моерис в Египте, имел 3000 ловушек и 12 тупиков.
Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут по запутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовались в храмах для обрядов инициации, а также для ритуальных танцев, изображающих переплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековых католических церквей символическое изображение «дороги в Иерусалим», то есть паломничества к святым местам. В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили 200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределах круга диаметром только 12 метров.
Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру.
Поэтапность прохода через лабиринт, имеющая психологическое значение, присутствует в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупик процесса самопознания.
См. Бурятский орнамент и Лабиринт
elena-ray.blogspot.com
Греческий орнамент актуален и сегодня
Греческий орнамент сегодня становится чрезвычайно актуальным в дизайне одежды, предметов домашнего обихода, архитектуре, украшениях мебели, в бижутерии и даже тату. Происходит это оттого, что именно в Греции ещё в IX-VIII веках до нашей эры появились сосуды, украшенные изящными силуэтными, опоясывающими, лучевидными или геометрическими повторяющимися узорами.
Греческий орнамент
Сначала вазы в Греции украшались однотонными, опоясывающими изделия, узорами. В основе своей греческий орнамент содержал геометрический рисунок: зигзаги, треугольники, комбинации из горизонтальных и вертикальных отрезков прямых линий. Постепенно он усложнялся. И вот уже между фризами – так называемыми горизонтальными полосами – стали располагаться фигуры животных и людей. Сегодня греческие узоры и орнаменты широко используются в современном дизайнерском искусстве. Очень часто покрывала украшает греческий орнамент. Фотографии современной посуды, декорированной в подобном стиле, передают совершенство и красоту столовых предметов – они выглядят богато и изысканно.
Основные отличительные особенности греческого орнамента
Это, безусловно, чёткая симметрия, правильность геометрических форм.
Использование сюжетов мифологии.
Сюжеты, взятые из окружающей природы, но переработанные, так сказать, стилизованные.
Широкое применение меандра – круглого либо квадратного – с включением плетёнки и перлов; яйцеобразные варианты узоров – овы.
Для оформления фризов часто берутся такие элементы, как стилизованные изображения листьев алоэ, виноградных лоз, цветов жимолости, листьев лавра, оливкового дерева и водяных растений.
В качестве животных мотивов распространено изображение бычьей головы.
Происхождение деталей орнамента
Всем известно, что в глубокой древности, когда ещё не существовало письменности, человек через определённые знаки передавал свои эмоции и знания. Потому-то каждая чёрточка на рисунке, каждая точка либо кружок несли определенную информацию. Круг, к примеру, являлся олицетворением Солнца, а квадрат символизировал Землю. Треугольником древние люди изображали горы, а спиралью – развитие либо движение. И поначалу эти элементы применялись именно для письма. Нанося на днище посуды либо на оборотные стороны украшений различные символы, человек тем самым составлял оберег для будущего владельца вещицы или накладывал заговор на удачу в охоте, любовь, счастье. Но вот кто-то заметил, что надписи, составленные из коротких, но повторяющихся знаков, заключают в себе, кроме основной функции, эстетическую ценность. Так появился первый греческий орнамент, который был нанесён не на спрятанную от людских глаз часть предмета, а на его поверхность, чтобы каждый человек мог усладить свой взор правильностью линий, изяществом узоров, погрузиться в гармонию и выразительность рисунка. А сюжеты, взятые из мифологии, ко всему прочему, ещё содержат в себе элемент познания. А уж если кому-то посчастливится рассмотреть настоящий древнегреческий предмет, украшенный орнаментом - например, старинную греческую амфору - то вряд ли он останется равнодушным: столь эстетичными, изящными, высокохудожественными узорами покрыты старинные шедевры греческой орнаментальной росписи.
fb.ru
Греческий орнамент
Геометрический орнамент в виде изогнутой линии - меандр - применялся в вазописи и архитектурном декоре как основной элемент и как разделитель между различными узорами.
Различные виды меандра:
Этот популярный греческий орнамент известен как "линия жизни" и представляет собой непрерывную ломаную линию. Свое название этот греческий узор позаимствовал у горной реки Меандр, русло которой изгибалось на гористых склонах. В современных мебельных дизайнах меандр используется чаще всего для окантовки, как молдинг или багет, а также может находит свое применение в расцветках текстиля, на керамике.
Греческому стилю в интерьере характерны натуральные неяркие цвета, греческие орнаменты, колонны, керамические предметы декора - греческие вазы, статуэтки, скульптуры.
Орнамент древнегреческого геометрического стиля характеризуется повторением элемента, чередованием вертикальных и горизонтальных полос. И постеренно начинают добавляться растительные элементы в традиционный орнамент. Пальметта - это художественный элемент растительного орнамента в виде веерообразного пальмового листа. Греки позаимствовали пальметту у египтян и различных вариантах начали применять ее в своих произведелиях искусства.
Изящным дополнением пальметты стал видоизмененный цветок лотоса, позаимствованный также в Древнем Египте. Видоизменению подвергается и позаимствованный мотив виноградной лозы. Тонкие изогнутые виноградные усики в виде завитков дополняют традиционный растительный орнамент.
Орнамент в виде чередования лотоса и пальметты получил широкое распространение в вазописи и архитектуре Древней Греции. Храм Зевса украшает лепнина с греческим растительным орнаментом с пальметтами и лотосами.
Для создания интерьеров и мебели в греческом стиле мы дополнили наш каталог новыми молдингами с греческим орнаментом. Новый молдинг от "Салой" повторяет орнамент с колоны древнегреческого храма. Пальметта и лотос на молдинге от "Салой" хранят отпечаток древней цивилизации и перенесут его в ваш интерьер.
Резной молдинг Mg-027 от "Салой"
www.saloy.org
Греческий орнамент
Исторический обзор
Древнегреческое орнаментальное искусство известно нам в двух основных дошедших до нас его формах: вазописи и архитектурном декоре. Существуют различные периодизации греческой вазописи – разделение её на чернофигурный и краснофигурный стили, выделение в ней геометрического стиля. Периоды истории вазописи в греческом мире: гомеровский период, ориентализм, архаика, классика, поздняя классика, эллинизм.
Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений.
Характеристика орнамента
Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — огибая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента.
Греческий орнамент. Фото: John Hopper
Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Заимствуя элементы египетского и персидского декора, имеющие для этих народов символическое значение, греческая орнаментика использует их как украшение.
Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстяные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый;
Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов.
Орнаментальные мотивы
Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Широко применялись мотивы: ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметты и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка.
Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий.