Фрески древней руси. Живописное искусство в культуре Руси. Техника монументальной и станковой живописи. Мозаики и фрески Древней Руси XI-XIII веков. Византийские и русские традиции в иконописи XI-XIII веков.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Живопись Древней Руси Виды искусства Живопись Фрески. Фрески древней руси


Фрески Древней Руси. Искусство и антиквариат. Добавил Просто Лёша — VilingStore.net

Фрески Древней Руси фото

Фрески древней Руси

Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Фрески древней руси

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Когда появились фрески?

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

Техника росписи в Древней Руси

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

vilingstore.net

Кто писал фрески на Руси?

Дата публикации: 16 сентября 2016

XV и XVI столетия, когда в Италии работали Леонардо и Микеланджело (по традиции их, как и некоторых   других   художников, обычно называют по именам - они столь знамениты, что незачем указывать их фамилии, сразу ясно, о ком речь), стали временем расцвета и русской монументальной живописи. Хотя русские художники не были знакомы с работами итальянских коллег - они писали иконы и расписывали не дворцы, а храмы.

Фрески Святой Софии Киевской

Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской.

kto pisal freski 1 Фреска "Сошествие Христа в ад". (Собор Святой Софии, Киев, первая половина XI века).

О великолепных фресках храма мы уже рассказывали (см. статью блога «Красота и долговечность»). Сцены и персонажи, набранные мозаикой, - это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие Святого Духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

znak 1

Стиль как мозаик, так и фресок в русских храмах точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.

Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей - будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии - и сыновей, ставших известными политическими деятелями древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

kto pisal freski 2    Фрагмент фрески "Семья Ярослава Мудрого"/ (Собор Святой Софии, Киев, первая половина XI века).

Реконструировать этот совершенно уникальный для XI века в соборе святой Софии групповой портрет семейства Ярослава помогла случайно уцелевшая копия с его зарисовки, сделанная в 1651 году голландским художником А. Вестерфельдом.

Владимиро-суздальские фрески

В XII - начале XIII века центром политической и культурной жизни российских земель стал Владимир. Принципы монументальной живописи стали меняться. апостолы - это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны. Во владимирском соборе, как и в Софии Киевской, греческому мастеру помогали русские живописцы, для которых подобное сотрудничество было лучшей школой.

kto pisal freski 3 kto pisal freski 4Фрагмент фрески «Святитель Анимф». (Церковь Спаса Преображения, Новгород Великий). Фрагмент фрески «Столпник Алимпий». (Церковь Спаса Преображения, Новгород, 1378 год)

С Х века по 1240 год в Новгороде было построено 125 церквей. По особому приглашению в Новгород прибыл замечательный византийский живописец Феофан Грек (ок. 1340-1410). За свою жизнь он расписал множество храмов на Руси и за ее пределами, но сохранились лишь фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода.

znak 1

Размещение фресковых росписей на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма.

 

Величайшие мастера эпохи

Новая эпоха в развитии русской истории и культуры началась с объединением русских земель вокруг Москвы. Сплав византийского и славянского наследия образовал ядро русской национальной культуры. Монументальная живопись московской Руси, опираясь на византийские и владимиро-суздальские традиции, пережила необыкновенный взлет в творчестве величайших мастеров эпохи - Андрея Рублёва (ок. 1360-1430) и Дионисия (ок. 1440-1505).

Андрею Рублёву заказывали расписывать важнейшие храмы московской Руси. Вместе со своим учителем Феофаном Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля, а также украшал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, восстанавливал после монголо-татарского ига живопись Успенского собора во Владимире.

kto pisal freski 5Андрей Рублев. Ангел (фрагмент фрески Страшный суд Успенского собора во Владимире, 1408 год).

Великолепен созданный им цикл фресок в Успенском соборе Владимира на сюжет Страшного суда, о котором рассказывает книга Библии Откровение (по-гречески - Апокалипсис) Иоанна Богослова. В ней говорится, что, когда наступит конец света, Бог будет судить каждого за все совершенное им в жизни.

На фресках Рублева мы видим ангела, который трубит, возвещая начало Суда, ангелов и апостолов, учеников Христа, встречающих души на небесах. Иоанн, Матфей, Лука и Марк, авторы четырех Евангелий, повествующих о земном пути Христа, держат на коленях свои книги. Апостол Петр ведет души праведников в рай. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов исполнены доброты и кротости. Живопись Рублева уверяет зрителя, что Бог полон милосердия и сострадания.

kto pisal freski 6Дионисий. Фрески Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год.

Через сто лет после Рублева, в начале XVI века, художник Дионисий создал еще один знаменитый фресковый цикл. Он расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре близ Вологды. Удивительно, но эти росписи Дионисий с двумя своими сыновьями делал, уже будучи глубоким стариком. При этом фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись»! Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го.

znak 1

В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня.

Фрески посвящены жизни, точнее - житию, Богоматери. Живопись Дионисия восхищает своим радостным настроением и нарядностью. Краски и поныне сохранили яркость, особенно сияющий голубой фон, и входящему в храм кажется, что над ним простирается лазурное небо. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций.

Итак, искусство фрески, как и все живописное искусство Древней Руси, изначально развивалось в недрах православной церкви. А созданные шедевры до сих пор привлекают внимание не только ученых-историков и искусствоведов, но и всех неравнодушных к духовному достоянию нашего народа.

xn--n1abh7c.xn--p1ai

Живописное искусство в культуре Руси. Техника монументальной и станковой живописи. Мозаики и фрески Древней Руси XI-XIII веков. Византийские и русские традиции в иконописи XI-XIII веков.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Живописное искусство Древней Руси изначально было подчинено религии. В связи с этим, культурным центром, где взяла начало русская живопись был центр христианской Руси – Киев.

Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской.

Наиболее развитыми видами живописи в Древней Руси были монументальная и станковая живопись.

Монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. На Руси техники монументальной живописи заимствована из Византии – это фреска и мозаика.

Фреска – это живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – есть разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т.д. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены 12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, остальные части интерьера были расписаны фреской.

Стиль как мозаик, так и фресок в русских храмах точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.

Станковая живопись - живопись, созданная на станке (мольберте) – в этот период на Руси представлена исключительно иконописью. В XI-XII века иконописи русские мастера обучались у специально приглашенных византийцев. Различить произведения византийских мастеров и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии.

Византийский иконографический канон регламентировал: круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов, технику живописи.

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.

Техника станковой живописи была такова. На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст («поволока») наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела («левкас»), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

В иконописи пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены каноном. Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком «осязаемую» поверхность заменяется на сухую и строгую темперу.

Работами греков являются росписи собора Михайловского Златоверхого монастыря, Софийского собора и других ранних храмов Великого Новгорода, фрески собора Мирожского монастыря) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже в конце XIII в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.: ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета.

В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер.

Ростовские иконы XIV вв. характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.

В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.

 

www.kultura-socio.ru

Фрески новгородских церквей 14-15 веков.

Пост посвящен двум небольшим новгородским храмам, а вернее их фресковым ансамблям. Церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря и церковь Рождества Христова на Красном поле нечасто посещаются туристами, возможно из-за своих скромных размеров. Храм на Красном поле, к тому же, еще стоит на отшибе, за городскими валами, его иногда называют церковью Рождества на Кладбище.Церковь Симеона доступнее, но ее нужно специально обнаружить среди сооружений Зверино-Покровского монастыря.Храм Симеона Богопримца - обетный, первоначально его возвели деревянным, после мора 1467 года. По преданию, храм и должен был стать средством от этого мора. Его срубили за один день по велению архиепископы Ионы, а через год перестроили уже в камне. Это был последний храм свободной Новгородской республики...Хоть я и снимал все мыльницей, но решил рискнуть выложить фото большего размера, чем обычно, поэтому все они увеличиваются после клика.Внутренний столб в церкви Симеона Богоприимца

Внешний вид храма, он самый маленький в Зверином монастыре.

Основная особенность церкви Симеона - это сюжет его фресок, весь ансамбль изображает собой церковный календарь, на стенах выписаны стройными рядами поясные изображения всех христианских святых, на каждый день свой святой. Этакий православный космос..

Архиепископ Иона держит в руке, созданный им храм.

Несмотря на малые размеры, церковь производит сильное впечатление. Тем более, не будем забывать то, ради чего она была возведена, храм Симеона, прежде всего, поминальный. Тысячи, умерших от моровой язвы людей, были захоронены в общей братской могиле - скудельнице, недалеко от церкви.

Граффити на стене. Текст повествует о новгородцах, умерших во время эпидемии.

Поновления 19 века выглядят как всегда нелепо, и вроде все тоже самое, а за душу не берет...

Церковь Рождества Христова на Красном Поле - общий вид. Храм снаружи снимать тяжело, уж очень он зарос деревьями и зажат старым кладбищем.

Церковь была построена в 1382 году. Одним из основателей храма в поминальной книге был упомянут сам великий князь Дмитрий Донской.Церковь Рождества и церковь Симеона Богоприимца роднит то, что это два "погребальных" храма. В скудельнице Рождественского монастыря, к которому относился храм на Красном поле, тоже массово хоронили умерших от разных эпидемий,так что здешнему кладбищу более 700 лет.  При церкви Рождества столетиями находили свой вечный покой: странники, нищие, казненные и прочие несчастные. Подобные кладбища назывались "убогими домами".

Храм был расписан лишь в верхней части.

Возможно в росписи церкви на Красном поле участвовали мастера из Сербии.Тогда, в конце 14 века,  на Русь бежало много выходцев с Балкан, под давлением наступавших турок.

Благовестие пастухам из композиции Рождество Христово.

Пророк Софония.

Святитель Симеон Иерусалимский.

Святитель Елевферий Иллирийский.

Пророк Исайя

Ангел благовествующий волхвам.

Пророк Моисей.

Часть композиции Успение Богоматери.

Снятие с креста.

Архангел Гавриил.

Другие посты, посвященные городам Северо-Запада Руси и древнерусскому искусству:Древние храмы Торговой стороны в Новгороде.Господин Великий Новгород и его храмы.Псков - Средний город и Завеличье.Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.Древние церкви Пскова.Псковский кремль.

maximus101.livejournal.com

Живопись Древней Руси Виды искусства Живопись Фрески

Живопись Древней Руси Живопись Древней Руси

Виды искусства Живопись Фрески Зодчество Иконы Литература Житийная Летописи Повести Виды искусства Живопись Фрески Зодчество Иконы Литература Житийная Летописи Повести

Мозаика Алтаря Киевской Софии Интерьер Киевской Софии Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных Мозаика Алтаря Киевской Софии Интерьер Киевской Софии Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь» . В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

Фрески n Роспись растительными красками на сырой штукатурке Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Фрески n Роспись растительными красками на сырой штукатурке Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

Иконы n Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так Иконы n Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса. Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.

Богоматерь Оранта (Знамение) Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Богоматерь Оранта (Знамение) Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Богоматерь Знамение Царскосельская n Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в Богоматерь Знамение Царскосельская n Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

Одигитрия Синайская Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает Одигитрия Синайская Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление

Богоматерь Троеручица Богоматерь Троеручица

Великая Панагия Шире Небес и Ярославская Великая Панагия Шире Небес и Ярославская

Успение Богородицы Успение Богородицы

Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Симон Ушаков

Добрый пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, Добрый пастырь. В Добрый пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» . Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил ( «С еами Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил ( «С еами Бог» ) – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке.

Христос - Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Христос - Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор ( «Вседержитель» ) будто обозревает землю с небес. Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх» . Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410 Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410 Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

Спас Ярое око – икона середины 14 века В русской иконописи периода Золотой Орды Спас Ярое око – икона середины 14 века В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч» . Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

Феофан Грек. Христос Вседержитель Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или Феофан Грек. Христос Вседержитель Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны. Особую популярность получают иконы Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского n Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского n Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве n Три мастера – Феофан Грек, Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве n Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина

Рублёв «Троица» n Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов Рублёв «Троица» n Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Боготец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.

Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век Черт, присущие творчеству Дионисия Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век Черт, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре: n Душевная просветлённость n Гармоническая красота колорита n Отсутствие трагический сцен

present5.com

Мозаики и фрески Софии Киевской: описание, фото

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Владимира I Святославовича. Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому храм Святой Софии считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

софия киевская

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали 12 апостолов и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

фрески софии киевской

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

софия киевская фрески

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную библиотеку Ярослава Мудрого, которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески – это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

софия киевская фото

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

софия киевская фото внутри

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

софия киевская как памятник духовной культуры

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

софия киевская описание

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая Софийская площадь, на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

fb.ru

Культура Киевской Руси

С принятием христианства древнерусское искусство поднялось на новую ступень своего развития. Вместилищем всех древнерусских искусств был храм. Строительство в этот период получило широкий размах. Поражает огромное количество храмов, построенных за сравнительно небольшой срок, только в Киеве, по утверждению одного из современников, уже в начале XI в. было 400 церквей.

Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительного искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.

В основании православный храм имеет форму креста или корабля (церковь, как корабль, на котором спасаются верующие в житейском море).

Храм внутри делится на три части: алтарь, святилище, притвор. Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Алтарь – копия библейской горы Голгофа. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола. Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь.  От прихожан он закрыт перегородкой - иконостасом. В святилище входят верующие. В этом помещении совершаются обряды. Наблюдают службу из притвора тяжело согрешившие или отступившие от веры, на которых священники накладывают епитимью (запрещение). Там стоят и оглашенные, то есть те, кто только готовится принять христианство, и люди другой веры.

Схема крестово-купольного храма: 1. Купол; 2. Солпы; 3. Алтарь; 4. Хоры; 5. Алтарная преграда (Иконостас)

Древнейшим каменным сооружением Киева была Десятинная церковь, выстроенная в честь Пресвятой Богородицы (Успения Богородицы; Богородица почиталась как защитница Руси и многие богородичные храмы на Руси были Успенскими). Монументальный шестистолпный храм, возведенный на главной площади «Владимирова града» в 989—996 годах, стал известен благодаря археологическим раскопкам, так как в 1240 году, во время разгрома Киева ханом Батыем был разрушен. Возвышавшийся в центре Киева храм поражал своей роскошью и величием. Князь Владимир жаловал десятую часть своих доходов на его содержание, отсюда название — Десятинная церковь. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича-плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича (для прочности). Стены не штукатурились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называлась смешанной и была характерна для бол­шинства построек Киевской Руси. Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы, вывезенные князем Владимиром из византийского города Корсуни — все способствовало тому нарядно-богатому впечатлению, которое производил храм внутри.

Для строительства Десятинной церкви были приглашены византийские архитекторы. Они привнесли новую систему планового и пространственного решения архитектуры. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе, именуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определил тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии.

Десятинная церковь. Реконструкция

При Ярославе Мудром Киев начинает соперничать с Царьградом. Князь прилагает много усилий для украшения и укрепления русской столицы. Появляются новые оборонительные сооружения, отстраиваются каменные Золотые ворота (1037), представляющие собой высокую арку с надвратной церковью. Центральные врата городской Киевской стены назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. Около них жители города торжественно встречали князей, возвращающихся из победоносных походов. Остатки двух мощных башен этих врат сохранились и до наших дней.

Золотые ворота. Реконструкция

Как сообщает «Повесть временных лет», князь Ярослав Владимирович построил второй каменный храм Киева, который посвятил божественной премудрости Софии. Он был возведен в 1019— 1031/32 годах на месте древнего монастыря. Возведенная на высоком берегу Днепра София Киевская блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни, асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность храма, подчеркивая его особую роль в государстве. Здание окружали два ряда крытых галерей. Их высота была меньше основных стен храма. Вместе с куполами полусферической формы они придавали общему силуэту здания ту многоступенчатость, которая не была свойственна византийской архитектуре. Такой сложный силуэт появился у собора св. Софии под воздействием деревянного зодчества, может быть, деревянного храма св. Софии, построенного ранее в Новгороде.

Первоначальный вид Софийского собора в Киеве. Реконструкция

Современный вид Софийского собоа в Киеве

Интерьер собора был богато оформлен и как бы претворил религиозные, национальные и даже политические идеи, господствовавшие во времена Ярослава Мудрого. Создателям храма удалось найти верное решение в соотношении разнообразных деталей и украшений. В отличие от византийской традиции в оформлении интерьера киевского Софийского собора были совмещены техники мозаики и фрески. В лучах света искрились драгоценные мозаики, расположенные в центре, боковые же части были украшены фресками. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Приглашенные из Византии художники работали одновременно с местными живописцами.

Особую историческую и художественную ценность представляют мозаики и фрески Софии Киевской.  Согласно канону, в зеркале центрального купола мозаика Христос Панторкатор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырех архангелов (в настоящее время одни из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М. А. Врубелем масляными красками). В конхе центральной апсиды (полукуполе перекрывающем апсиду) – мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесенными руками (высота мозаики 4,45 м) .  Спокойный и торжественный  лик, покровительствующий жест рук воспринимались не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещенного народа, защиты города и государства.

Величественная фигура Богоматери, как бы парящей в огромном пространстве золотого фона, представлена фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями, молящейся за род человеческий. Плащ Богоматери, спускающийся с ее головы на плечи, был окрашен пурпуром — царственным цветом, синее платье символизирует ее небесную сущность, а линии, отмечающие складки одежд, прочерчены полосами золота, что указывает на ее божественность. Перестроенная и сильно измененная в более позднее время церковь св. Софии в Киеве сохранилась до наших дней.

Во фресковых росписях созданы образы, исключительные по силе эмоционального воздействия и одухотворенности.  Наиболее интересен был групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора в Киеве, размещенный на трёх  стенах западной части центрального нефа. На некогда обширной композиции был изображен сам великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающий модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время сохранились только замыкающие эту торжественную процессию изображения смиренно ступающих со свечами в руках княжеских дочерей, несущих в храм божественный свет Премудрости и Истины новой веры. Фигуры в богатых одеждах  не лишены индивидуальных портретных черт  и заметно различаются по росту (так художник передал разницу в их статусе, соответствующем возрасту княжон). Есть в соборе и сцены повседневной жизни князей, их светских развлечений: шумные пиры, танцы, поединки, охота на волка и барса, травля медведя. На лестничных переходах, ближе к княжеским хорам, запечатлены игры на константинопольском ипподроме, цирковые представления с участием скоморохов, ряженых, акробатов, флейтистов и плясунов. Среди них можно увидеть наездника на верблюде и музыканта, готового в любую минуту ударить смычком по струнам.

Новгородский собор того же наименования заложен в 1045 году. Новгородский собор несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно поврежден в 1944 году. Вторая святая София — Новгородская, была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром в 1045 г. в самом центре новгородского детинца. Софийский собор был пятиглавым. Каждый, кто плыл по Волхову в Новгород, видел ее сверкающие купола издалека. Более строгая и менее роскошная, чем киевская, Новгородская София была прекрасна по-своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, главный объем храма прямоугольной формы. София Новгородская стала символом торжества православной веры и одновременно олицетворением складывающейся в этих землях русской государственности.

Софийский собр в Новгороде

В древнерусских храмах было много икон. Иконы привозились готовыми из Византии или же писались приглашенными греческими мастерами. Позже появились свои русские художники. Первым художником, имя которого нам известно, был мастер Алимпий, инок, упомянутый в «Патерике» Печерского монастыря, который жил в конце XI в. и прославился своим иконописным даром.

Почти все иконописное наследие Киевской Руси погибло. Сохранилась лишь небольшая часть, среди которых икона исключительной красоты, знаменитая «Владимирская Богоматерь», вывезенная в Киев из Константинополя в начале XII в. возможно именно Юрием Долгоруким. Икона написана выдающимся византийским живописцем. Правда, от древнего письма остались только лики Марии и младенца Иисуса, остальные детали переписаны позднее, в XV—XVI вв. В иконе заложена огромная духовная и нравственная сила. Нежный и светлый облик Богоматери, прижавшей Младенца щека к щеке, получил название «Богоматерь Умиление» — это иконографический тип был чрезвычайно почитаем на Руси. В середине XII в. князь Андрей Боголюбский вывез икону во Владимир, откуда и пошло ее название. Позднее «Владимирскую Богоматерь» торжественно перенесли в новую столицу — в Москву и она стала одним из священных оберегов Древней Руси.

Икона "Спас Нерукотворный

"Икона "Владимирская Богоматерь"

Изображение Лика Спасителя с золотым нимбом обычно украшало военные стяги новгородских князей. Особая выразительность образа на двусторонней иконе «Спаса Нерукотворного», несомненно, сосредоточена в огромных глазах и крепко сжатых губах. Икону отличают удивительная сдержанность в подборе цветов,  идеальная симметрия, математическая выверенная точность композиции. В задумчивом и грустном выражении лица на иконе «Ангел Златые Власы» переданы искренняя доброта и смиренная кротость, ставшие зримым воплощением идеала красоты для художников того времени.

Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература. Создание  славянской  азбуки  связывается   с   именами   византийских миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885).  Это  событие  связано  с  принятием  христианства,  но  дохристианская культура уже имела зачатки систем письма. В 862 г. в Константинополь прибыли послы моравского князя  Ростислава, который просил императора Михаила и  патриарха  Фотия  направить  в  Моравию проповедников для устроения там христианской  религии,  причем  нужно  было, чтобы это велось на наречии, которое будет понятно народу. Оба  брата  были  родом  из  македонского  города  Солуни.  Константин (Кирилл) изучал богословие и был назначен позднее патриаршим  библиотекарем, а также преподавал философию. Он владел несколькими языками, в том  числе  и местным славянским диалектом. Мефодий занимал пост  управителя  в  одной  из славянских провинций Византийской империи. Вскоре после обращения послов к императору  Кирилл  создал  славянскую азбуку, которая состояла из 38 букв.  Поскольку  ее  нельзя  было  составить механически, часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые  были специально придуманы для правильной передачи  звуков  славянских  диалектов. Кириллом же был сделан перевод Евангелия и ряда других церковных книг. Древнейшие памятники славянской  письменности  знают  два  алфавита  - кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX  в.  был  создан  глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для  славянского населения Моравии и Паннонии.

Глаголический алфавит (сверху) и кириллический алфавит (снизу)

  Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это крупнейшие памятники всей культуры Руси.      Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временных лет», составленная в 1113 г. монахом  Нестором.  Однако  «Повесть  временных лет» не самое первое летописное произведение. Древнейшие  летописи  на  Руси известны со времени князя Ярослава Мудрого, хотя  устные  предания  бытовали задолго до этого времени.       В «Повести» автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести историю Руси  в  контекст  всемирного  исторического  процесса,  переработав старинные летописи. Поэтому произведение начинается библейским  рассказом  о Ное, от одного из сыновей которого ведет свое начало славянский  род.  Далее Нестор повествует о возникновении первой династии  Рюриковичей,  о  крещении Руси, о походах киевских князей на  иноземцев,  о  междоусобицах.  Для  этой летописи характерно свободное сочетание элементов жития, поучения,  повести, похвального  слова.  Как  и  всякая  летопись,   «Повесть   временных   лет» отличается сложностью состава и разнообразием включенного в  нее  материала.В нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов,  и  пересказы фольклорных преданий, и выдержки  из  памятников  переводной  литературы,  и записи о явлениях  природы,  и  самостоятельные  литературные  произведения- исторические повести, жития, богословские трактаты  и  поучения,  похвальные слова.        

С XII в. начинается новый период в  истории  русского  летописания.  В условиях феодальной  раздробленности  оно  приобретает  областной  характер. Значительно увеличивается количество  центров  летописания.  Кроме  Киева  и Новгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и  Смоленске, во Владимире и  Ростове,  в  Галиче  и  Владимире-Волынском,  в  Переяславле -Залесском, Рязани и других городах. Появляются родовые княжеские  летописи, жизнеописания отдельных князей, исторические  повести  об  отношениях  между князьями.      Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанр слова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей  красноречия. Наиболее знаменитым  сочинением  является  «Слово  о  Законе  и  Благодати», написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века.  Своим острием «Слово»  направлено  против  притязаний  Византии  на  культурную  и политическую гегемонию в Восточной Европе.      Самым  выдающимся  произведением  литературы  Киевской  Руси  является знаменитое «Слово о полку Игореве». В нем повествуется  о  неудачном  походе князей во главе с  новгород-северским  князем  Игорем  Святославичем  против половцев в 1185 г.      «Слово о полку Игореве» - произведение общерусское, в нем нет  местных черт. Оно  свидетельствует  о  высоком  патриотизме  его  автора,  сумевшего подняться над узостью  интересов  своего  княжества  до  высоты  общерусских интересов.      Это светское  произведение,  в  нем  отсутствуют  церковная  риторика, христианские  символы  и  понятия.  Оно  тесно  связано  с  устным  народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении  природы,  в  широком использовании языческой символики и образов  языческой  мифологии,  типичных для фольклора форм (например, плача) и художественных  средств. 

В целом искусство Киевской Руси явилось фундаментом для дальнейшего развития региональных школ и создания в последующем общерусского художественного стиля.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

www.cherenova.ru


Смотрите также