Древнего египта люди. Как жили простые люди в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги и люди Древнего Египта (Д. М. Уайт). Древнего египта люди


Боги и люди Древнего Египта. Глава 1. Долина Нила (Д. М. Уайт)

Глава 1

Долина Нила

Характер долины

Древние египтяне были страстными садоводами и опытными ботаниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что земля, на которой они жили, должна была напоминать цветок, который они больше всего любили изображать на своих памятниках, – лотос.

Рис 1. Карта Древнего Египта

Если вы посмотрите на карту Египта, вы увидите, что очертания этой страны напоминают распускающийся цветок на длинном тонком стебле. Головка цветка – это дельта реки Нил, напоминающая веер, а стеблем является изгибающееся русло реки, в промежутке между первым порогом у Ашвана и далеким Средиземным морем. Источником жизненной силы этого цветка является вода Белого и Голубого Нила, которые берут свое начало из далеких источников, находящихся в самом сердце Африки в 4000 миль от моря.

По причудливости своих очертаний Египет может сравниться только с Чили. В большинстве своем страны по форме своих территорий напоминают квадрат, круг или овал, а вот Египет напоминает влажную зеленую шелковую нить, протянутую среди песков бесконечной пустыни.

Характер и судьба любой страны определяются ее местоположением, рельефом и климатом. Жизнь Египта, как никакой другой страны мира, определялась этими факторами. По сути, Египет и был долиной Нила. Он представлял собой узкую полоску плодородной земли, зажатую с обеих сторон песками. Жители долины теснились на этом клочке земли, как на волшебном ковре, будто расстеленном богами в момент зарождения мира специально для них; и они делали все, чтобы удержаться на нем. Да и найдутся ли глупцы, желающие покинуть благословенную долину, чтобы пуститься в странствия по заброшенным землям Синая или Сахары, где господствуют злые духи?

Действительно, у них почти не было причин выходить за пределы уже освоенной ими полоски плодородной земли. Горы, отделяющие эту полоску земли от пустыни с обеих сторон, были своеобразным барьером, не дающим им возможности покинуть свои земли, они же являлись и их защитой. Земля Египта была их благословенным обиталищем, «уникальным, огромным оазисом, садом среди дикой, нетронутой рукой человека пустыни». Солнце светило там мягко и ровно, излучая живительное тепло. В течение ста дней в году могучая река орошала поля и плантации, покрывая их плодородным слоем ила, который она несла с возвышенности Абиссинии. Земля Египта была столь плодородной по составу и столь темной по цвету, что древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная земля), чтобы противопоставить ее Красной земле, безводной пустыне, окружавшей ее.

Неудивительно, что они восхваляли свою реку, молились на нее, слагали в ее честь такие торжественные гимны, как «Поклонение Нилу».

«Слава тебе, о Нил, берущий свое начало в земле, чтобы накормить Египет. Хвала тебе, о Нил! О ты, который привел человека и его стадо, жить на этих лугах! Хвала тебе, о Нил!»

Рис. 2. Величайшая артерия Египта – река Нил

Древние египтяне были неотделимы от Нила. Они рождались, жили и умирали на берегах могучей реки, вид которой наполнял сердце любого человека, глядевшего на нее, благоговением и восторгом (рис. 2). Нил был не просто источником их существования, он сформировал их единое и сильное государство. Это была артерия, соединявшая каменистые возвышенности, располагавшиеся на юге страны, с изумрудно-зелеными землями дельты Нила, где река внезапно разветвлялась на тысячи мелких протоков перед впадением в море. Возвышенности (в нижней части карты) сначала назывались Верхним Египтом, в то время как дельта, граница которой начиналась в 10 милях вверх по течению от древнего Мемфиса, называлась Нижним Египтом. Два царства первоначально существовали как весьма свободные, но четко определенные конфедерации племен в течение более тысячи лет. Однако по мере неуклонного роста населения они неизбежно должны были рано или поздно объединиться, что и произошло немногим позже 3000 года до нашей эры, незадолго до возникновения Первой династии. Жители Верхнего Египта, где условия жизни были весьма суровыми, по натуре были более воинственными. В чем-то их даже можно было назвать пуританами. Что же касается жителей Нижнего Египта, то они, напротив, были кроткими и общительными людьми: они жили в более мягких природных условиях, на плодородных землях, откуда было легко добраться до восточного Средиземноморья, стоявшего на высоком уровне развития.

Характер людей

Вплоть до самого последнего периода истории Египта даже жители дельты Нила имели весьма ограниченные контакты с внешним миром. Конечно, они всегда завозил и нефть, лес и ювелирные изделия из таких развитых стран, как Сирия, Крит и Финикия, вели столь же оживленную торговлю с Нубией и Суданом. Но в любом случае торговля с зарубежными странами была прерогативой царствующей династии, а потому и культурное влияние было весьма ограниченным.

За египтянами закрепилась репутация домоседов. Они явно интересовались своими соседями гораздо меньше, чем те ими. Таким образом, при всем различии жителей Верхнего и Нижнего Египта, на взгляд иностранного гостя, они были совершенно одинаковыми, очень отличаясь при этом от жителей любой другой страны. Египтяне всегда были отгорожены от остального мира. Они выработали свой собственный образ жизни, не обращая особого внимания на то, как живут люди в других странах. Они сформировались практически в изоляции.

Именно эта замкнутая атмосфера сформировала уникальный характер Древнего Египта (однако не стоит слишком уж преувеличивать замкнутость атмосферы этого государства). Египтяне были не похожи на других людей, с готовностью воспринимавших все новое из-за рубежа. Например, любопытен тот факт, что хотя, по всеобщему мнению, лошадь появилась в Египте не раньше Восемнадцатой династии, то есть около 1700 года до нашей эры, в 1959 году профессор Эмери обнаружил скелет лошади вблизи египетской крепости Бухен в Нубии: эта лошадь похоронена там примерно в период Среднего царства. Значит, египтяне знали о лошадях по меньшей мере за двести лет до того, как они стали использовать их для езды верхом, но почему-то проигнорировали их. Глупо было бы размышлять над этим в отсутствие дополнительных фактов. Возможно, причина в их консерватизме? У них были свои собственные, странные представления о том, как следует жить. И они упрямо их придерживались. Как мы уже отметили, они были «жителями оазиса», обитателями укромного уголка, затерянного среди безводных равнин Северной Африки. За исключением одного довольно позднего периода истории, когда египтяне покинули свою долину, чтобы завоевать обширные пространства Ближнего Востока, внешний мир практически не существовал для них. И даже этот запоздалый опыт империалистических завоеваний, судя по всему, явился скорее результатом их стремления передвинуть вперед свои оборонительные линии, а не основать империю. И если внешний мир обходил их стороной, они вполне были удовлетворены этим и считали, что так и должно быть.

Сказанное ни в коем случае не означает, что это был отсталый народ: он просто существовал отдельно от остального мира. Египтяне, по мнению соседей, вели гораздо более совершенный образ жизни, чем другие народы. Их безмятежность, трудолюбие, порядок вызывали зависть. Они могут считаться одним из наименее невротических обществ, когда-либо существовавших в мире. Их географическая изоляция была столь полной, что вплоть до самого последнего этапа своей истории они не знали вторжений извне; этот факт вкупе с отсутствием постоянного страха быть завоеванными не дал развиться у них чувству вины, которое часто разрушает душу завоевателя.

Они не были агрессивными; им вполне хватало того, что давало мирное, уединенное существование в наполненной солнечным светом долине. Чувствуя себя в безопасности, они были способны стойко и благоразумно относиться к превратностям жизни. Спокойствие и мудрость – плоды ничем не омраченных размышлений о жизни, а древние египтяне были исключительно спокойны и мудры. Египтолог Дж.А. Уилсон упоминает о «чувстве уверенности в себе и в окружающем мире», которое было присуще древним египтянам, и говорит о «свойственном им веселом урбанизме» («Бремя Египта»). Другой ученый, Сабатино Москати, противопоставляет открытость египтян хроническому состоянию страха, в котором жили обитатели Месопотамии. Он говорит о «веселости и процветании» египтян, об их «радостном восприятии жизни, их склонности к улыбке и шутке, которой не знали другие народы Древнего Востока» («Лицо Древнего Востока»).

Совершенно ложным и ничем не оправданным является старое представление о египтянах как о безрадостных, чопорных и напыщенных людях, холодных, как изображения людей на их фресках и памятниках. Эти изображения только на первый взгляд кажутся плоскими и неживыми. При ближайшем рассмотрении видно, что на них почти всегда присутствуют детали, свидетельствующие о неистребимом чувстве юмора (рис. 3).

Рис. 3. Упрямый осел. Фрагмент надгробного барельефа

Как выразился один из наиболее известных современных египтологов Пьер Монте, «мы больше не можем воспринимать египтян как толпу рабов, безмолвно склоняющихся под кнутами безжалостного фараона или жадных жрецов; в жизни рядового египтянина хороших моментов было больше, чем плохих» («Повседневная жизнь Египта во время правления Рамсеса Великого»).

Эта книга достигнет своей цели, если поможет развеять неверное впечатление о Древнем Египте как о мрачном и суровом государстве. Египтяне были раскованны и терпимы, их переполняла жажда жизни, и они могут гордиться тем, что их история не запятнана варварством, которое испортило репутацию многих народов, безусловно высоко развитых и сильных духом.

Чувство преемственности

На страницах этой книги мы рассмотрим разные аспекты повседневной жизни Древнего Египта. Вы можете спросить: до какой степени правомерно говорить о «повседневной жизни» цивилизации, просуществовавшей тысячелетия? Ведь «повседневная жизнь» Нового царства должна была разительно отличаться по всем показателям от «повседневной жизни» Среднего царства, которая, в свою очередь, в той же степени отличалась от «повседневной жизни» Древнего царства.

Большинство книг, посвященных этой тематике, касаются лишь ограниченного периода времени: несколько веков, может быть, тысячелетие. В случае с Древним Египтом мы должны вести речь об огромном отрезке человеческой истории, который занял более трех тысяч лет. По меньшей мере тридцать веков отделяют царя Менеса, основателя Первой династии, от Нектанебо II, последнего из фараонов египтян. А от завершения правления Нектанебо II (в конце Тридцатой династии) до рождения Христа оставалось еще три века.

Тридцать династий… Когда царь Нектанебо II мысленно обращался к эпохе царя Менеса, это было равносильно нашему обращению к Северной Европе бронзового века. Между той и нынешней Британией лежит эпоха, когда страной правили кельты, римляне, саксонцы, норманны и все последующие династии. Как же можно пытаться в рамках одной книги рассказать о «повседневной жизни» Британии? И как можно надеяться сделать это применительно к Древнему Египту?

Безусловно, в истории Египта были свои взлеты и падения, хотя она и была более спокойной, чем история Вавилона и Ассирии. Ни одна, даже самая миролюбивая нация не может и мечтать о том, чтобы прожить три тысячи лет в полной и ничем не потревоженной пассивности. Мы знаем, что спокойствие Египта было жестоко нарушено по меньшей мере два раза, когда страна испытала серьезные проблемы и волнения: это был Первый промежуточный период, который отделял эпоху Древнего царства от эпохи Среднего царства, и Второй промежуточный период, отделявший эпоху Среднего царства от эпохи Нового царства.

«Все меняется, – жаловался в период испытаний писец Хехепера, – все совсем не так, как было в прошлом году, и каждый новый год становится тяжелее, чем предыдущий. Разрушены планы годов, нарушен обычный ход вещей. Земля находится в плачевном состоянии, все в унынии, города и деревни жалуются на свою судьбу. Люди нарушают установленные законы. Нас покинуло уважение».

В эти сложные периоды жители Египта познали всю горечь испытаний и гражданской войны. Их запрятанная в песках пустыни долина могла защитить от некоторых несчастий, которые испытывали более открытые внешним воздействиям страны, но была не в состоянии уберечь их от всех несчастий.

Тем не менее примечательно, что все проблемы промежуточных периодов лишь в некоторой, весьма ограниченной, степени затронули основу жизни египтян. Эти периоды не разрушили основу и структуру египетского общества. Египтяне были глубоко преданы своим древним обычаям, и когда завершалась эпоха раздора, они быстро возвращались к своему старому, привычному, добросердечному образу жизни. Мы уже говорили о факторах, которые дали египтянам чувство стабильности и внушили им оптимистический взгляд на мир. Именно такое мироощущение позволяло им после страшной бури возвращать корабль – свое государство – в спокойное русло.

Они также достойны восхищения за искреннее преклонение перед собственной историей. Они поклонялись своим предкам даже с большей фанатичностью, чем японские синтоисты. Египтян эпохи Нового царства так же глубоко, как и любого современного путешественника, волновал вид пирамид Гизы, построенных, когда их государство было совсем молодым. Они буквально купались в славе и победах своего прошлого. Ирония истории заключается в том, что в конце династического периода фараоны династии Саитов начали копировать произведения искусства и архитектуры великих строителей пирамид, которые жили за две тысячи лет до этого. Это выглядит как если бы англичане вдруг решили вернуться к стилю даже не викторианской или елизаветинской эпох, а к тогам и сандалиям тех времен, когда Британия была римской колонией. Тем не менее предложение саитских царей было не таким странным, как то может показаться на первый взгляд. Образ жизни Египта эпохи Саитов не особенно отличался от образа жизни, который был присущ ему две тысячи лет тому назад. То есть преемственность была налицо. Конечно, за это время произошли некоторые глубинные изменения, которые соответствовали изменившемуся характеру эпохи, однако внешне эти изменения почти не проявлялись. И в этом смысле мы можем с полным основанием говорить об «образе жизни» Древнего Египта; это был вполне дружелюбный, во многом однообразный образ жизни, который просуществовал в более или менее неизменном виде небывало долго.

Поклонение предкам у древних египтян было тесно связано с их представлением о золотом веке. Для большинства наиболее развитых современных народов золотой век находится где-то в будущем. Сегодняшняя жизнь рассматривается лишь как подготовка к более счастливой и славной жизни, которой будут жить дети наших детей в мире свободном от бедности и войн. Эта идея о лучшей жизни, которая часто превращается в представление о жизни как своеобразном отдыхе от жизни, безусловно, тесно связана с представлением христиан о рае. В свою очередь, христианское представление о рае берет свое начало в догматах еврейской философии, которая распространилась на Западе с помощью мощного влияния Библии. Сегодня даже самые несгибаемые консерваторы верят или, по крайней мере, признают всеобщее стремление к завтрашней «сладкой жизни». С другой стороны, древние египтяне не мучили себя сравнением своей жизни с раем, насладиться которым они смогут, только введя систему пенсий, социальной защиты и упразднив свои вооруженные силы. Их золотой век лежал не в каком-то гипотетическом будущем; он был связан с их прошлым, когда землей правили боги. Их прекрасно сбалансированная общественная система была бесценным даром свыше, а людям оставалось только поддерживать необходимый баланс с помощью крепкой власти. Они не ставили перед собой задачу (как это часто делаем мы) преобразовать свою общественную систему: они хотели как можно меньше портить ее. По их мнению, любое изменение было опасным, поскольку оно еще дальше отодвигает общество от времен, когда благородные боги, победив в ожесточенной борьбе своих врагов, мудро управляли долиной. Поэтому неудивительно, что «ни один другой народ не выказывал такого почтения к так называемому «времени предков» или «времени богов». (Алан Гардинер. «Египет эпохи фараонов».) Египтяне утверждали, что человеку следует не вынашивать «прогрессивные» идеалы, а настраивать себя на волну вселенной, поскольку она была первой создана богами. Как сказал Генри Франкфорт, «жизнь человека как индивидуума и члена общества составляла единое целое с природой, и опыт этого гармоничного существования был величайшим благом, к какому только мог стремиться человек» («Религия древних египтян»).

Египтяне жили здесь и сейчас. По словам царя Питтакоса из Митилены, секрет счастья заключается в том, чтобы «делать настоящее лучше». Египтяне следовали этой заповеди и были счастливы. Свидетельством тому является высокое качество всего, что они делали, – с самого начала до самого конца.

Первые поселенцы

В этой книге мы будем говорить о «повседневной жизни» Египта между 3200 и 341 годами до нашей эры. Однако династический Египет не появился полностью сформированным. Ему предшествовала долгая додинастическая эпоха, которая длилась по меньшей мере две тысячи лет до появления первого фараона.

Крестьяне додинастической эпохи, которые жили в поселениях Верхнего и Нижнего Египта, постепенно достигли очень высокого уровня развития. Они были умными, изобретательными людьми, которые, собственно, и заложили основу будущего процветающего египетского государства (рис. 4).

Рис. 4. Охотники додинастического периода

Их образ жизни был достаточно комфортным, чтобы египтяне позднего периода смогли изобразить свой благословенный золотой век как бы растворившимся в этой далекой эпохе. Еще за две тысячи лет до начала Первой династии жители долины Нила начали проявлять те черты, которые так высоко оценили их потомки. В Фаюме и Дейр-Тазе в Нижнем Египте, а также в Эль-Бадари, Эль-Амре и Нагаде в Верхнем Египте кочевники и пастухи постепенно освоили земледелие. Они выращивали ячмень и хранили его в земляных бункерах, могли шить и прясть, были искусными лодочниками, хорошо готовили и пекли хлеб, делали самые разнообразные, удивительной красоты гребни, браслеты и обручи, пользовались маслами и ароматизаторами и красили глаза зеленой краской, полученной из малахита. Помимо охоты при помощи луков, стрел и копий, на концы которых надевались искусно сделанные наконечники из кости, они занимались скотоводством, держали коз, овец и свиней, а также приручили кошку и дикую собаку (рис. 5).

Рис. 5. Предметы быта додинастического периода: 1 — наконечники для стрел; 2 — зазубренное лезвие ножа; 3 — гребень из кости

К 4000 году до нашей эры эти талантливые люди достигли заметных успехов и далеко продвинулись в своем культурном развитии. В частности, они научились обрабатывать медь. Именно с этого момента и в Верхнем и в Нижнем Египте началось движение к возникновению единой системы управления Верхнего и Нижнего Египта. Племена, образовавшие до того момента весьма свободную конфедерацию, достигли точки, когда они были готовы объединиться. Непосредственный импульс для начала унификации разрозненных племен, видимо, был получен ими от африканских племен, проживавших большей частью в Верхнем Египте. Мы уже отмечали, что африканское население возвышенностей в верховьях Нила было гораздо более воинственным, чем население дельты Нила. Племена, жившие в Верхнем Египте, также контролировали истоки реки, а значит, и источники воды. Поэтому они могли заставить жителей дельты играть по своим правилам.

В продолжение всей истории Египта жители Верхнего Египта всегда задавали тон, именно они выказывали готовность спасти страну, когда возникала такая необходимость. Они были истинными хранителями древних традиций, сторожевыми псами совести египтян. С другой стороны, жители дельты были открытыми по натуре и более изобретательными, они лучше приспосабливались к меняющимся условиям жизни и новым веяниям времени, которые приходили к ним из Средиземноморья. Именно через дельту из Ближней Азии проникли в Египет и начали распространяться пиктографическое письмо, кораблестроение и обработка металлов (рис. 6, 7).

Рис. 6. Ожерелье додинастического периода

Рис. 7. Глиняные горшки и ящик 4-го тысячелетия до н. э.

На рис. 5 – 7 изображены предметы, которые древние египтяне доисторического и додинастического периода использовали в повседневной жизни. В частности, здесь показаны образцы прекрасно заточенных ножей, которыми они пользовались во время обрядов жертвоприношения; причудливо разрисованная глиняная посуда самых различных видов и стилей; изящные кувшины и вазы, сделанные из самых разных камней; личные украшения и оружие.

kartaslov.ru

Как жили простые люди в Древнем Египте

 

Когда речь заходит о Древнем Египте, то большинство вспоминают о фараонах, пирамидах, мумиях и золотых артефактах. И при этом подавляющее большинство не имеет не малейшего понятия о том, как жили в этой стране самые обычные люди.

 

Настольные игры

 

После трудового дня простые люди в Древнем Египте тоже стремились отдохнуть. Самым популярным способом проведения досуга были настольные игры. Играть могли двое или сразу несколько игроков, а если не было игровых досок, то поле для игры рисовали прямо на земле. Любимой игрой была «сене». Поле было разделено на 30 квадратов – в 3 ряда по 10, в некоторых квадратах рисовали символы, которые обозначали что-то хорошее или наоборот неудачу.

Победителем признавался тот, чьи фишки вошли в «загробную жизнь» первыми, минуя клетки неудачи. Сене была глубоко переплетена с религией. Победителя, как утверждалось, охраняли боги, а на доске часто рисовали гробницы, чтобы защитить умершего во время перехода к загробной жизни.

В игре Асеб на поле было 20 квадратов. Чтобы освободить фишку из «домашнего» квадрата, нужно было выбросить на кубике четыре или шесть. Если фишка становилась на квадрат, удерживаемый противником, она отправлялась обратно на домашний квадрат. Правила «мехена» и другой игры «гончие и шакалы» неизвестны. Доска для мехена выглядела как скрученная змея.

 

Чувство юмора

 

Сегодня мало что известно о древнеегипетском юморе, но это совсем не значит, что у древних оно отсутствовало. Так, в Фивах около 2000 г. до н.э., резчик на стене гробницы создал изображение умершего визиры фараона. Он был очень важной особой при жизни и, скорее всего, должен был быть изображен с благородным лицом.

Но художник придал визирю удрученный взгляд с поднятой бровью, будто Даги был удивлен, что он умер. Резьба, выполненная во время правления Аменхотепа III (1389-1349 г.г. до н. э.), показывает писца и бабуина (это животное ассоциировали с Тотом, богом письменности). У бабуина весьма смешные брови.

Не сдерживали сарказм художники, и когда изображали врагов Египта. Мемориальная доска из слоновой кости показывает пленного ассирийского принца с глупым видом и выпученными глазами. Напряженные отношения с нубийцами, вероятно, заставили художника сделать рельеф, показывающий нубийца с преувеличенными и нелепыми чертами лица.

 

Артрит

 

Когда исследователи недавно изучили останки тех, кто создавал и украшал знаменитую Долину Царей, они обнаружили что-то странное. Примерно 3500 лет назад большинство резчиков и живописцев, которые украшали могилы фараонов, были родом из деревни Дейр-эль-Медина. Обычно у художников со временем появляются проблемы с руками. Остеоартрит среди исследованных останков мужчин гораздо чаще был распространен в лодыжках и коленях.

После изучения древних записей этой деревни причина была раскрыта. Несмотря на тяжелый труд в некрополе, люди не хотели ночевать «на костях» и каждый день ходили ночевать в другое место. В течение недели они жили в хижинах возле королевских гробниц, а дорога к ним вела через крутой холм, на который дважды в день приходилось подниматься и спускаться.

В конце недели мастера отправлялись в Дейр-эль-Медина, к которому нужно было добираться 2 километра по холмам. В понедельник они снова возвращались к некрополю. Это продолжалось годами, а для некоторых людей – десятилетиями. По всей вероятности, столь длительные переходы и привели к появлению болезни, не свойственной для данной профессии.

 

Рацион

 

О кулинарных рецептах древних египтян, вероятно, уже никто и никогда не узнает. Не было найдено никаких записей, но узнать о том, чем питались египтяне, можно из произведений искусства того времени. Некоторые ингредиенты употреблялись всеми классами, но ряд продуктов простолюдинам был запрещены. К примеру, копчение рыбы было строго уделом жрецов. Зато ежедневной пищей всех слоёв общества было пиво и хлеб.

Хлеб заквашивали в воде, получая мутный напиток, который был существенной частью рациона низших классов. В дополнение к зерновым блюдам, таким как каша, в рацион входили мясо, мед, финики, фрукты и дикорастущие овощи. Рабочие ели только два раза в день.

На завтрак у них был хлеб, пиво, а иногда и лук. На обед к этому добавляли приготовленные овощи и мясо. Жрецы и фараоны питались несоизмеримо лучше. В гробницах были найдены изображения банкетов, где столы ломились от вина, газелей, запеченных в меду, жареной птицы, фруктов и десертов.

 

Зубы

 

Египтяне страдали от разрушения эмали, поскольку в их еде постоянно встречался песок. Проблема на самом деле была огромной. Исследование, проведенное на 4800 зубах из египетских гробниц, показало, что 90 процентов зубов были очень изношены.

Это приводило к возникновению таких состояний, таким как кисты, множественные абсцессы и остеоартрит челюсти. Излишне говорить, что хроническая зубная боль была повседневной неотъемлемой частью жизни в Древнем Египте. Несмотря на известную любовь египтян к чистоте, нет никаких доказательств того, что у древних египтян была развита стоматология.

 

Зерно

 

Торговля в Древнем Египте.

Денежная система Древнего Египта до конца не понятна. Раньше считалось, что она была основана на бартере без какой-либо формы валюты. Но этот вывод был сделан исключительно по сохранившимся изображениям, на которых был показан обмен товарами. Хотя торговля, безусловно, существовала, она не могла поддерживать коммерческую систему государства настолько обширной.

Одним из основных товаров было зерно, которое выращивалось в массовом масштабе. Избыток зерна хранился в сети силосов по всему Египту и использовался для оплаты труда рабочих, которые работали над крупными общественными проектами. Но, к примеру, что было делать, если кто-то хотел купить дом.

Ведь в данном случае мешком с зерном не обойдешься. Древние египтяне работали с единицей стоимости, называемой «шат». Данный валютный стандарт существовал еще в Древнем царстве (2750-2150 до н.э.), но сегодня никто не знает, что это было. Известно лишь, что один шат стоит 7,5 грамма золота.

 

Семья

 

В Древнем Египте приветствовалась традиционная семья с большим количеством детей. Девушки обычно выходили замуж в раннем подростковом возрасте. В то время как примеры брака по любви действительно встречались, брак был в первую очередь способом взаимопомощи в существовании для мужчины и женщины. Мужчина считался несовершенным, пока он не женился.

Фрески традиционно изображают мужчин темными от работы на свежем воздухе, а женщин бледными, поскольку они только вели домашнее хозяйство. Египетские жены рожали много и часто, поэтому они постоянно сталкивались с опасностями, которыми им грозили роды. Эффективной контрацепции не существовало, а акушерки ничего не могли сделать, если что-то «шло не так» во время родов.

Младенцев кормили грудью до трех лет. Мальчиков рано начинали обучать рабочим профессиям, а девочек уходу за детьми, кулинарии и шитью одежды. Ожидалось, что старший сын (а если его не было, то дочь) позаботится о своих пожилых родителях, а когда придёт время достойно похоронит их.

 

Равенство полов

 

Египетские женщины занимались не только домашними делами, при желании они могли работать и иметь собственность. Если в Древнем Риме женщин даже гражданами не считали, то в Египте женщины могли жить даже без мужчины-опекуна. Они могли инициировать развод и обращаться в суд.

Женщин не принуждали к браку, они могли составлять и подписывать юридические документы и строить свою карьеру. Тем не менее, в большинстве высших профессий доминировали мужчины. Лишь небольшой процент женщин стал почетными жрицами, книжниками, целителями и фараонами. По сути, первым регионом, в котором были расширены права женщин, был Древний Египет, а не Запад, как считают многие.

 

Инвалиды

 

В древнем мире о полноценной медицинской помощи речь просто не шла. А психические заболевания считали настолько постыдными, что китайские семьи скрывали слабоумных членов семьи от общественности. В Греции же их бросали на произвол судьбы, и они бродили по улицам. В Древнем Египте к таким людям были совершенно другое отношение.

Местные моральные писания учили уважению к тем, кто имеет физические недостатки. Карлики не рассматривались как инвалиды и часто работали помощниками, надзирателями, опекунами, художниками и артистами. Среди скелетов Дейр-эль-Медина (деревня художников в Долине Царей) были найдены останки молодого человека, который родился с атрофированной ногой. Как показала экспертиза его останков показала, этот человек отнюдь не был изгоем, а хорошо жил и занимал высокое положение. Что касается психических заболеваний, то египтяне вместо того, чтобы обвинять или порицать подобных пациентов, старались адаптировать их в обществе.

 

Насилие

 

На многих произведениях искусства того периода задокументированы сцены из домашнего быта. И хотя выглядят они весьма идеалистически и юридическое равенство действительно имело место в древнеегипетском обществе, насилие в отношении женщин и детей оставалось реальностью. Учёным стали известны ужасающие случаи. Так, у 2000-летнего скелета малыша в оазисе Дахлех были переломы спины, таза, ребер и рук. Некоторые из них были старее других и кости срослись, что является классическим признаком долгосрочного физического насилия.

В древнем городе Абидос была обнаружена 4000-летняя жертва. Женщине было около 35 лет, когда она получила смертельное ранение в спину. Исследование ее костей выявило, что женщина всю жизнь подвергалась физическому насилию. У нее были старые и новые переломы, которые явно свидетельствуют, что несчастную неоднократно пинали или били по ребрам. На ее руках также были травмы, возможно, от попыток защититься. Поскольку ее обидчик явно в течение очень долгого времени был рядом с женщиной, он мог быть ее мужем.

 

vatama.ru

Этногенез Древнего Египта - История - Каталог статей

Древний ЕгипетНовиков Л.Б., г. Апатиты, 2010 г.

Относительно возраста египтян Е.П. Блаватская со ссылкой на Геродота пишет [68]: "Египтяне утверждают, что со времени царствования Геракла до царствования Амазиса прошло 17'000 лет" (Амазис [27] - египетский фараон, живший в 570-526 гг. до н.э. и поддерживающий хорошие отношения с греками).

В те далекие времена Египет был населен дравидами Индии, которых Е.П. Блаватская называет индийцами или темнокожими арийцами [68]. "Мы готовы утверждать, - пишет Е.П. Блаватская, - что своею цивилизацией, общим благосостоянием, искусствами - и в особенности искусством строительства, Египет обязан доведической Индии, и что именно колония темнокожих арийцев или тех, кого Гомер и Геродот называют восточными эфиопами, т.е. обитателями Южной Индии, - принесла египтянам свою уже готовую цивилизацию в дохронологических веках".И далее [68]: "Что имеется больше кровного родства между эфиопами и арийскими темнокожими расами, и между последними и египтянами, это нечто такое, что еще может быть доказано. Недавно было обнаружено, что древние египтяне были людьми кавказского типа, и форма их черепов - чисто азиатская". "Самая ранняя форма египетского богослужения и правления, теократического и жреческого, и их привычки и обычаи - все говорит об индийском происхождении", - дополняет Е.П. Блаватская [68].А. Брем [121] отметил другую особенность, объединяющую египтян с индусами. Как пишет выдающийся натуралист, "из древних народов, по-видимому, только индийцы и египтяне питали некоторую симпатию к обезьянам. Древние египтяне высекали их изображения из прочного порфира и придавали своим богам часто внешний вид обезьян; древние индийцы точно так, как и нынешние потомки, строили для обезьян особые дома и храмы".В этой связи становится интересным замечание Г. Шустера [79], который считает, что население Египта, которое по языку образует одну группу с семитскими народностями, в доисторические времена пришло, вероятно, из Азии и в течение веков сильно смешалось с местным негритянским населением. Египтяне гордились тем, что имели предания, уходящие в самую отдаленные глубь времен. Их жрецы насчитывали много тысячелетий существования Земли. Уже в раннюю эпоху в Египте произошло разделение людей по занятости и сословиям. Вошедшие в привычку старинные обычаи, тщательно охраняемые предания и упрямая приверженность старине вскоре создали строго замкнутые классы.По другому мнению [10, 87], до прихода в Древний Египет белых арийских солнцепоклонников, его аборигенное население, в основном, состояло из негроидно-эфиопской этнической группы вперемешку с семитами.Как пишет М. Крестовцева [58], приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось одно из древнейших государств. Этому предшествовала многовековая (!) и почти нам неизвестная история борьбы за гегемонию в стране мелких самостоятельных политических образований («номов»). Эта борьба завершилась примерно на рубеже 4-3 тыс. до н.э. объединением всех номов, которых было около 40, в два более крупные государственные объединения: царство Верхнего Египта и царство Нижнего Египта. Затем пер-вое из них силой оружия подчинило второе, и весь Египет объединился под властью одного фараона.По современным представлениям считается [151], что индоевропейские племена заселяли долину Нила в четыре волны миграции. Первую волну переселенцев историки датируют примерно 3600-3500 гг. до н.э., что нашло отражение в греческом мифе о скитании Ио, бе-жавшей из своей родины в поисках нового для себя пристанища. Однако основная масса первых поселенцев долины реки Нила были уже людьми, антропологически и культурно схожими с средиземноморцами*, став ее населением в восточных районах Дельты еще в додинастический период [87].

*Следует отметить, что во времена Е.П. Блаватской не было такого понятия, как "средиземноморцы", оно вошло в исторический лексикон значительно позднее. Осмелюсь утверждать, что термины "дравиды Индии", или "темнокожие арии", по Е.П. Блаватской, аналогичны понятию "средиземноморцам". Чтобы не вносить большой путаницы, при описании исторических данных мы будем пользоваться понятиями и терминами, принятыми историками.

Считается [87], что первые ростки средиземноморской цивилизации появились в районе Дельты Нила. В западных районах дельты и вдоль морского побережья (северного побережья Средиземного моря) они были известны как ливийцы. По мере увеличения численности народы Средиземноморья начали расселяться в различных направлениях из своей североафриканской области обитания. Их миграция на юг остановилась в Нубии*, где племена переселенцев вступили в конфликт с местным населением, с которым они в итоге смешались. Так появились воинственные нубийцы, которые всегда представляли угрозу для династических фараонов. Однако более многочисленная миграция средиземноморских народов происходила в северном направлении, о чем говорилось выше (файл «Средиземноморцы»).

*Египтяне Нубию называли Куш [87]. Только во времена Древнего царства она вошла в состав Египетского царства, и в период Нового царства для управления этой территорией был назначен царский наместник. В беспокойный период с XXII по XXIV династию Нубия стала независимым царством, а затем ее правители взяли реванш, захватив власть над Египтом, а с 722 по 663 г. до н.э. существовало Нубийской, или Кушитская империя. Столицей Нубии была Напата.

Прошли века, и в Нижнем Египте появилась новая цивилизация [87]. Здесь поселились племена завоевателей с Востока, которые принесли с собой новое искусство, стиль жизни и религиозные верования. Люди начали пахать землю после разливов Нила, сеять зерно и собирать урожай ячменя и пшеницы. Это была эпоха Осириса и Исиды.

Каждый царь считался Осирисом, и символами царской власти были пастушеский посох и цеп для молотьбы [87]. Люди поклонялись своему царю как богу, но по прошествии тридцати лет правления поедали его в ходе каннибалической церемонии, на празднике хеб-сед, чтобы дух царя вошел в наследника, а земля и народ продолжали процветать (некоторыми историками это отвергается). Обглоданные кости монархов были обнаружены в их гробницах. Эта цивилизация оставила после себя изделия из слоновой кости, серебра и драгоценных камней, гончарные изделия, оружие и украшения, зерно, лен и масла. Прошли века, и наметился ее упадок, вызванный ослаблением централизованной власти.Затем наступил период анархий, когда царство подверглось волне нашествий [87]. Орды семитов, возможно, смешавшись с северными горными племенами, хлынули в страну из Сирии и Аравийских степей и свергли власть правителя-Осириса. Эти захватчики, поклонявшиеся Сету (Сутеху), грабили и угнетали местное население. Однако их власть была непрочной и установилась лишь в районе западной Дельты, где не утихали народные восстания. Войны расстроили торговые связи и опустошили страну. Искусство пришло в упадок, и нас-тупило смутное время.Через некоторое время на Севере началось процветание, которое связывают с растущим религиозным влиянием вавилонян [87]. Это были солнцепоклонники, чья религия в конечном итоге захватила господство во всем Египте. Из примитивного Пифома (дома Атума) они, по всей видимости, переселились в столицу провинции, Гелиополь, который стал священным городом Ра-Атум и, вероятно, в течение некоторого времени был столицей всего Нижнего Египта.О времени царствования бога Ра в египтяне сохранили миф, который гласит [148]: "Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов, в наполненном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет - "Черная Земля", как называют свою страну сами ее жители, древние египтяне. Если чужестранец ... спросит, почему земля "черная", ему охотно объяснят, что "черная" - значит живая, плодородная земля, а "Красная Земля" раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов; там - пустыня, царство злого Сета, там - смерть. А жизнь - здесь, в зеленой долине. Добрый речной бог Хапи – пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений - каждый год заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остается густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, черной... Бурлит жизнь в Та-Кемет. Ломятся переполненные зерном амбары, тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах - и благодарные египтяне славят щедрого Хапи, поют ему хвалебные гимны и приносят жертвы..."Затем в Верхний Египет пришла другая цивилизация, отличающаяся от вавилонян [87]. Они были искусными ремесленниками, их воины вооружались медным оружием, и первое поселение, которое они основали, как предполагают, было в Эдфу. В результате последовательных завоеваний, они покорили местные племена и распространили свою власть на достаточно большой территории, которая продолжала увеличиваться. Как и вавилоняне, они оказались солнцепоклонниками, что подтверждается археологическими находками, подтверждающими, что в додинастический период Эдфу являлся центром культа солярного божества, изображённого в виде крылатого диска [27]. Эти солнцепоклонники внедрили улучшенные методы земледелия и для ирригации начали строить каналы [87]. Население стало увеличиваться в численности, росло его благосостояние, в стране царил закон и порядок. В южном Египте они проявили себя почитателями культа Гора-сокола (сына Осириса и Исиды) и восстановили религиозные верования людей, поклонявшихся богу зерна Осирису. Из Эдфу они продвинулись на север, к священному Абидосу, городу захоронения царей (почитавшему богов загробного мира - Хентименти, Упуата и Осириса [27]), и к Тинису, столице четырех объединенных провинций. Несколько монархов, с достоинством носивших белую корону Верхнего Египта, правили "ожидая своего часа".Затем появился великий завоеватель, имя которого было Зару - "Скорпион" [87]. Он повел свою победоносную армию вниз по долине Нила, по мере продвижения расширяя границы царства, пока не достиг провинции Фаюм, где его продвижение на север было остановлено. Однако новая эра над Египтом началась именно с этого времени, поскольку в стране оставалось лишь два царства - Верхнее и Нижнее. Царь Зару не был убит на празднике хеб-сет. Он олицетворял Осириса, правил с одиноким достоинством, носил свою корону с маленькой головной накидкой, открытой спереди, держал в одной руке загнутый пастуший посох, а в другой цеп. Простые люди почтительно склонялись перед ним. В жертву приносилось большое количество пленников, быков и домашнего скота. Стало считаться, что монарх умирает церемониальной смертью и продолжает свою жизнь с возобновленной энергией, которая продлевает его годы. Обнаружена надпись в Абидосе, посвященная данному событию в жизни правителя-Осириса, которая гласит, что "Ты начинаешь свои дни заново; словно святому лунному младенцу, тебе позволено процветать... ты становишься молодым и возвращаешься к жизни снова". Важным событием на празднике было появление перед фараоном избранно-го им наследника, который исполнял религиозный танец; и впоследствии он получал в жены царевну, чтобы его право на трон было надежно защищено. В период правления Зару земледельцы жили в круглых хижинах, расположенных в тени фруктовых деревьев и защищенных оградами [87]. Их квадратные поля окружали ирригационные канавы. Царь, как и другие правители из его рода, был похоронен в Абидосе в одной из кирпичных гробниц того времени [87]. Непосредственно перед основанием I династии, мертвых уже хоронили в вытянутом положении, в отличие от коренной позы эмбриона, принятой в Ниж-нем Египте.Следующим великим монархом стал Нармер, который, по мнению некоторых ученых, был одним и тем же лицом, что и царь Менес [87]. Однако существует мнение, что это были разные исторические личности, и деяния двух или трех монархов приписали Менесу. По-видимому, многие мифы связаны с памятью героической фигуры, завершившей завоевание се-верного царства и создавшей I династию объединенного Египта.А потому, по мнению египетских жрецов [79], первым земным царем Египта был не Зару, а именно фараон Менес (или Нармер), который около 4000 г. до н.э. построил город Мемфис. С основания этой столицы жрецы ведут историю Египетского царства.Согласно жреческой традиции, Мемфис был построен Менесом, но местная теологическая система позволяет предположить, что город существовал еще до его появления [87]. Вполне возможно, что Менес сделал город административным центром северной части своего царства.Здесь сразу становится ясным, что у историков нет единого мнения относительно появления арийцев в Египте: одни [151] считают с 3600-3500 гг. до н.э., другие [87] – значительно раньше, еще за долго до 4000 г. до н.э. Вот почему историю никогда нельзя изучать по одному источнику.Первый триумф главы южного Египта, под именем Нармер, был достигнут в болотистом Фаюме, расположенном между Нижним и Верхним Египтом [87]. На одном рисунке царь Менес изображен держащим одной рукой за волосы властителя Фаюма, который распростер-ся перед ним на коленях в беспомощной позе, в то время как другой рукой он занес над ним булаву, чтобы нанести сокрушительный удар. Там также изображен сокол, символизирующий, что победа посвящена Гору, племенному богу. Внизу убегают враги, а над сражающимися изображены две коровьи головы небесной богини Хатхор. На протяжении последующих 3000 лет каждый из фараонов, которому удавалось одержать победу в битве, изображался, как и Менес, добивающим своего врага, и его значимость подчеркивалась гигантским ростом (!!!).

На многих древних статуях правители изображались гигантами (например, в Шумерах обнаружены изображения Гильгамеша гигантского роста). Однако в исторических эпосах не описывается их гигантский рост. Следовательно, гигантские изображения правителей подчеркивали их значимость. Позднее этот принцип заимствовали другие народы.

После завоевания Фаюма ливийцы стали доминирующим народом в Нижнем Египте [87]. Их столицей был город Саис, центр поклонения богини Нейт. Её символом были щит и две стрелы. Нейт изображалась с зелеными руками и лицом, поскольку она была земным духом, который обеспечивал зеленым кормом стада пастушеских племен. На ее теле был вытатуирован ткацкий челнок, указывающий на то, что она поделилась с женщинами своим ткацким искусством.

Менес подчинил ливийцев и расширил границы своего царства до побережья Средиземного моря [87]. После чего, в присутствии всей своей армии, он принял красную корону царя Нижнего Египта. Чтобы упрочить положение своих наследников, он взял в жены Нейтхотеп, принцессу из царского дома Саиса. В последующие времена триада Саиса состояла из Осириса, Нейт и Гора. Нейт отождествилась с Исидой.После объединения двух царств, правящие классы Верхнего Египта приблизились к расовому типу людей дельты Нила [87], и черты лица многих фараонов стали отчетливо напоминать представителей европейских наций.Культура Гора быстро прижилась в Нижнем Египте [87]. Иероглифы использовались со времени ее возникновения. С Нижнего Египта стал распространяться по стране линейный шрифт, близко напоминающий системы письменности Крита и Эгеи [87]. С района Дельты пошло использование календаря.Во времена позднего додинастического периода население Египта составляло около 1'000'000 человек [87].Следующей выдающейся личностью был Джосер (Джесер) [27] - египетский фараон III династии, правившей около 2780- 2760 гг. до н.э. При нем завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта, он победил кочевников Синайского полуострова и закрепил египетское государство в расположенных там медных рудниках. При нем была подчинена часть Нубии ("двенадцатимилье"), отданная царем жрецам бога Хнума. По современной версии, со времён Джосера начинается строительство пирамид в древнем Египте.По мнению Коростовцевой М. [58], во времена Древнего царства в Египте был распространен староегипетский язык, на котором сохранились так называемые «Тексты пирамид», начертанные на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов V и VI династий (около 2700-2400 гг. до н.э.). «Тексты пирамид» представляют собой огромное собрание магических заклинаний и изречений с большой силой запечатлевшие стремление смертного обрести бессмертие богов. Однако уже в эпоху Древнего царства «Тексты пирамид» становятся уже архаизмом (при фараонах V и VI династий они были лишь записаны). Тем не менее наиболее архаичные тексты перешли в «Книгу мертвых» и в этом заключается их основная ценность [151].В 2600 г. до н.э. над Египтом нависла новая угроза вторжения толп азиатских завоевателей, и жрецы, предупрежденные об опасности, для сохранения в чистоте древних преданий создали Великие Мистерии [142].Дополнительную струю арийской крови принесли в Египет гиксосы, которые вторглись в эту страну, как считают историки, в 1700 г. до н.э., уничтожили регулярную египетскую армию и правящую династию [10]. Господство гиксосов на территории Египта продолжалось 150 лет и ознаменовалось в истории этой страны как эпоха Нового царства.

По Папюсу [142], кочевники совершили нападение на Египет не в 1700 г. до н.э., а на 500 лет раньше, т.е. в 2200 г. до н.э. До своего вторжения в Египет они 500 лет накапливали силы в Аравии, а это уже совпадает со временем создания Великих Мистерий.

Наибольшего могущества гиксосы достигли при царе Хиане (XVII в. до н.э.) [27]. Они ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. Гиксосы основали в Нижнем Египте город Аварис, который стал их столицей, главным богом в которой стал Ваал [27].

У египтян, на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до вторжения гиксосов, основной двигательной силой был человек, а для перевозки грузов использовались деревянные сани, в которые впрягались люди [10].В начале XVI в. до н.э. началось освободительное движение египтян против гиксосов, возглавлявшееся правителем Фив - Секененра [27]. Борьбу завершил фараон Яхмос I (1584- 1559 гг. до н.э.), захвативший их столицу – город Аварис.В 1558 г. до н.э., египтяне после многолетней войны разгромили гиксосов и отбросили их в Малую Азию [10], в Палестину [27]. При Эхнатона начал процветать культ солнечного бога Атона [145].К периоду Нового царства относится «Книга мертвых» [58] – руководство для умершего в загробном мире. В полном объеме она появилась во время XVIII династии, т.е. в XV в. до н.э. «Книга мертвых» дошла до нас во множестве экземпляров и вряд ли можно найти два совершенно тождественных текста. Тем не менее, композиция и содержание 125 главы в основ-ном во всех экземплярах одинаковы. Умерший после смерти попадал в загробный суд – Великий Двор Двух Истин, где председательствовал «Великий бог» Уннефер (одно из имен Осириса). Суд должен был рассмотреть поступки человека на земле и решить дальнейшую судьбу умершего в загробном мире. В заключении первой речи «чистота» умершего отождествлялась с чистотой великого феникса в Гераклеополе, иначе с чистотой самого Осириса. Каждый из сорока двух богов – членов суда «заведовал» особым грехом; и во второй речи умерший убеждал каждого члена суда в отдельности в своей невинности. Главными критериями добропорядочности считались не только выполнение известных на сегодня христианских запретов (не убей, не кради, не прелюбодействуй), но и почитание богов, соблюдение обрядов и жертвоприношений, честность в торговле и в отношениях с людьми, скромность, доброжелательность, отказ от мужеложства; при этом отсутствовал наказ почитать своих родителей.С исторических позиций считается, что первые «северяне», т.е. белокожие арии или индоарии, которые появились на границах Египта, были шардана (ширдана) [89]. Это случи-лось примерно в 1400 г. до н.э. В преданиях египтян упоминаются также дануна, название которых напоминает греческое племя данайцев. Но это может быть и племя, жившее в Ханаане, в то время как шеклал, упоминаемые в это же самое время, могло быть тем же самым народом, что и шакалаша более поздних источников. А в начале XIII в. упоминания о шардана опять появляются в источниках, на сей раз как о наемниках в армии Рамсеса II. Этот контингент был сформирован из числа военнопленных, захваченных фараоном на западных границах дельты в ходе предыдущей кампании. Они служили в качестве телохранителей у Рамсеса во время сирийской экспансии 1287 г. до н.э. Древние статуи египетских богов и фараонов донесли до нашего времени черты европеоидов, правящих Египтом после ухода гиксосов [9]. Например, колосс Рамзеса II (1317-1251 гг. до н.э.), сохранившийся на территории древнего храма Птаха (19 династия) являет изображение европеоида с негроидным налетом. Однако основное население Египта оставалось смешанным в расовом отношении. И это смешение (метизация) коснулось даже фараонов. В изобразительном искусстве древнего Египта эпохи додинастических царств явно прослеживалось наличие двух типов людей: европеоидного и негроидного. В обнаруженном захоронении в "городе мертвых" вблизи Фив предположительно Аменхотепа IV (1424-1388 гг. до н.э.), антропологи усмотрели черты выраженного европеоида [9]. Его длинный нос явно диссонировал с традиционной посмертной маской, которую в соответствии с каноном создавали египетские мастера. Египетский фараон Аменхотеп III (1417-1379 гг. до н.э.), про которого известно, что он имел супругу из ближневосточного индоарийского княжества Митанни, имел более выраженную европеоидную внешность, что недвусмысленно указывало на его европеоидное происхождение. Эти примеры указывают, как пишет А. Белов [9], на то, что Египтом на протяжении веков правили фараоны, имевшие европеоидную внешность. Тем не менее, сам же автор отмечает, при рассмотрении портретов фараонов Египта, можно констатировать, что с антропологической точки зрения фараонами на протяжении веков и тысячелетий становился метисный тип. Не следует забывать о том, как отмечает А. Белов, что в позднем периоде Египта был продолжительный срок, когда на престол царства стали восходить нубийцы - до той поры извечные враги фараонов. А нубийцы к VIII в. до н.э. уже имели черты типичных негроидов. Древние греки, положившие начало династии Птолемеев, в еще большей степени усилили присутствие европеоидного элемента в царственных родословных Египта [9]. Птолемей I после смерти Александра Македонского завоевал Египет в 304 г. до н.э. и официально принял царский титул. Его многочисленные преемники носили имя Птолемей с различными прозвищами.

Литература:

9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.10. Колонтаев К. Арийский след. Природа и человек ("Свет"), 1999.-N 12.-с. 66-69.27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.58. Поэзия и проза древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. М: Художественная литература, 1973.-736 с.68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.79. Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2-х книгах. М.: Айрис-пресс, 2005.87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.89. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. М.: ЗАО Центрролиграф, 2007.-270 с. - (Загадки древних цивилизаций).121. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2002.-960 с.142. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Локид-Пресс, 2003.-336 с.145. Антонова Л.В. Удивительная археология. М.: ЭНАС, 2008, 304 с. (О чем умолчали учебники).148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/ И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.151. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. Составление, перевод, предисловие и комментарии А.К. Шапошникова. М.: Эксмо, 2003.-432 с.

mahada.do.am

Самый древний народ египта - Легенды Древнего Египта - Каталог статей

Самый древний народ Египта

СРОЧНО. ПОМОГИТЕ. ПОЖАЛУЙСТА.

Загрузка.

переведите с русского на немецкий, только не через переводчикРешения:Dubna,5.2.99Liebe Anja,na sind wir wieder zu Hause.Es tat mir leid,dass die Winterferien so schnell zu Ende gekommen sind.Jetzt muss ich wieder in die Schule gehen.Ich erinnere mich oft an Dich und Deine Familie.Gestern sah ich den Krimifilm Derrik fern.Er gefiel mir sehr.Ich möchte Dir eine Videokasette schicken ,damit Du dir einen russischen Film ansehen kannst.Kennst Du schon den Film Dieb?Das ist ein sehr guter Film.Er hilft Dir besser Russland zu verstehen.Ich möchte Dich im Sommer zu uns zu Besuch einladen.Damit Du kommen kannst,sende ich Dir eine Einladung.Lass deine Familie von mir grüßen,besonders DanielTschüssDeine Anja

Помогите пожалуйста! синонимы к слову НЕБО.

Решения:небо: — небосвод — небосклон — твердь — бог — арша — высота поднебесная — сварог — поднебесье — юпитер — уран — небесная высь — небесная лазурь — свод небес — провидение — надзвездные сферы — небесный купол — небесная твердь — высь.Решение:небосклон облака небесный

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Древний народ Египта

Ведь это нынешние египтяне, как и арабы, смуглые, черноволосые, со жгучими, выразительными черными глазами. А самые древние коренные, так сказать, были высокими и светловолосыми - и это в Африке?Известно высказывание по этому поводу историка Диодора: Египтяне были чужеземцами, которые в давние времена расселились по берегам Нила, принеся с собой цивилизацию со своей прародины, искусство письма и отточенный язык. Они пришли оттуда, где заходит солнце, и были самими древними из людей.Ученые сделали поразительное открытие: клетки кожи древних мумий отличаются от человеческих настолько, что невольно возникает вопрос об их происхождении. Впрочем, специалисты считают, что от богов призошли не только фараоны, но и все люди легендарного периода. Может быть, именно этим объясняются невероятные знания, которыми владели египтяне тех времен.

Появились сенсационные сообщения о том, что много тысяч лет назад египтяне умели проводить уникальные хирургические операции: на сердце, умели пересаживать органы и даже могли изменить пол пациента! У одной из мумий оказалась пересаженной голова! Это значит, что древние врачи уже имели в своем арсенале средства, предотвращающие отторжение организмом чужеродных тканей! Уникальные методы лечения были исключены из медицинской практики после завоевания Египта Александром Македонским.

В бахарийском захоронении на золотой маске одной из мумий ученые увидели вполне узнаваемую хмическую формулу синтеза биологически активного вещества серотонина, который как известно, обладает сильнейшими сосудосуживающими свойствами, резко стимулирует активность нервной системы, понижает температуру тела и замедляет обмен веществ в 40 раз!Выходит, египтяне были осведомлены о том, что модифицированный серотонин вкупе с низким содержанием в крови кислорода и высоким содержанием углекислого газа позволяет входить в состояние гипобиоза, долгого - столетия не предел - сна, что необходимо для внутригалактических и межгалактических перелетов.

Всего комментариев. 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Население Египта. Народ Египта

Население Египта

Население Египта: В Египте проживает 81,713,520 человек. 99,6% населения — египтяне. Доля городского населения составляет около 50%. По годовому доходу на душу населения Египет относят к самому низкому уровню среди среднеразвитых стран. Большая часть населения Египта проживает вдоль берегов Нила, а также вдоль Суэцкого канала.

Этнические группы Египта: 99,6% населения Египта — египтяне . Наряду с арабами в Египте проживают немногочисленные малые народности ; представители шаринильской группы — нубийцы , относящиеся к древним коренным народам Египта; вблизи границы с Суданом — кочевники беджа , кунуз и махас; в оазисе Сива, на границе с Ливией, — несколько тысяч берберов. На севере Египта среди городских жителей немало ливанцев и других выходцев из арабских стран, а также греков, армян, французов, итальянцев.

Средняя продолжительность жизни в Египте: Средняя продолжительность жизни в Египте равна - 71,85 года .

Государственный язык Египта: арабский, распространены также английский, французский , а также берберский.

Религия в Египте: официальную религию - мусульманство - исповедует 90% населения Египта, остальные верующие - христиане .

Возрастная структура населения Египта:

Средний возраст населения в Египте:

Темпы роста численности населения в Египте:

Уровень детской смертности в Египте:

Ожидаемая продолжительность жизни в Египте при рождении:

Общий уровень рождаемости в Египте:

ВИЧ/СПИД - распространение среди взрослых:

ВИЧ/СПИД - люди живущие с ВИЧ/СПИДом:

Основные опасные инфекционные заболевания в Египте:

степень риска: средняязаболевания передаваемые через воду и пищу: бактериальный понос, гепатит А, брюшной тифводный путь: шистосомозпримечание: в Египте был выявлен высокопатогенный вирус птичьего гриппа H5N1; незначительный риск

На тех территориях где позже было воздвигнуто государство древний Египет. были поселения людей. Найденные останки были захоронены здесь за 10 тысяч лет до н.э. Так же здесь обнаружены и специальные небольшие траншеи, в которых древние люди хранили урожай зерна. Подобные находки указывают на то, что уже 4600-4300 гг. до нашей эры здесь развивалось земледелие и оседлый образ жизни.

Глава II НАРОД ЕГИПТА - Государство, армия и общество Древнего Египта

Египетская цивилизация имеет корни уходящие в различные племенные группы обитавших в Северной и Восточной Африке. Чуть позднее в Египет пришли и из мест, где начиналась сильнейшая засуха - Северо-Западной Африки. Результатом стало смешение народностей. Замечено, что ассимиляция проходила далеко не мирно, зачастую проходили кровопролитные войны, порабощения, иногда небольшие стычки. Доказательства до сих пор обнаруживаются в регионах, прилегающих к территории Египта.

Но это лишь одна из теорий возникновения народа Египта, существуют и другие. Так, например, многие считают, что египетский народ произошел от азиатских или семитских национальностей. Но большинство ученых не разделяет подобной точки зрения, считая ее неубедительной. О неверности этой теории сообщают и те факты, что речь Египтян была больше похожа на афразийский диалект, который включал в себя такие языки как берберийский, семитский и кушитский.

Хочется заметить, что цивилизация Египта достаточно быстро развивалась и создавала множество верований и тайн, многие из которых и по сей день являются загадкой для ученых. Взять, к примеру, пирамиды, построенные в государстве древнего Египта. Исследователи не могут сказать что то конкретного, одни предполагают, что их построили исключительно для захоронения своих фараонов, другие считают, что это мистические сооружения, которые были созданы под управлением внеземного разума. Обе теории имеют место быть, ведь на тот момент человечество не обладало теми знаниями, которые внезапно появились у Египтян. Кроме пирамид у них был сооружен водопровод, хранилища для продуктов, развита медицина и многие другие моменты, которые присущи развитой цивилизации, но не доступных для тех времен.

Чем больше узнают про Египет, тем больше обнаруживается новых загадок, которые привлекают к себе множество исследователей. По истине, Египет страна загадок, которые нам никогда не разгадать.

Newer news items:

Older news items:

Страница 22 из 26

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ, стр. 66-67

1. С помощью текста учебника на с. 104-105 дополни предложения.

Большая часть Египта - это безводные пустыни. Поэтому так почитают в Египте Нил - одну из великих рек мира, источник жизни для египтян. Самый древний народ Египта - копты. Столица Египта - город Каир.

2. Запиши, какими видами работ занимались египтяне.

  • Египтяне занимались выращиванием пшеницы и других злаков, разводили скот, охотились.

3. Знаешь ли ты достопримечательности Египта?

4. Дополни изречения египетских мудрецов:

  • Приучи уста твои говорить то, что есть в сердце твоем.
  • Не отвечай злом на зло: тому, кто сделал тебе зло, сотвори благо, чтобы чтобы делом благим победить зло
  • Душа сильная, добровольно перенося лишения, становится еще сильнее.

Источники: vkreditax.ru, tasherittakemet.ucoz.ru, www.yestravel.ru, www.worldsculture.ru, domivse.ru

unk-files.clan.su


Смотрите также