Индия – страна контрастов, как говорят про нее побывавшие там туристы (впрочем, не только они: в Индии расположены интеллектуальные центры крупнейших мировых компаний сферы высоких технологий, куда приглашают специалистов). Столицей ее является Нью-Дели. Название государства происходит от названия реки Инд, в старину его жителей так и называли – «люди Инда». Кстати, вторым официально признанным является название Бхарат (от имени древнего почитаемого правителя).
Площадь Индии занимает седьмое место в мировом рейтинге. Численность населения стоит на втором месте и составляет 364 человека на км2. Для сравнения, в России плотность всего 49 человек на км2. Почти 70 % населения живут в сельской местности, хотя процесс урбанизации ускоряется
Интересен тот факт, что хотя в Индии наиболее часто используются хинди и английский, официально признанным являются еще 21 язык. А вот с валютой проще: внутри страны ходит индийская рупия. Но несмотря на бурное развитие Индии в прошлом веке, для большой части ее населения все еще актуальны проблемы бедности и необразованности. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % занимают женщины и 75,3 % мужчины).
Свою историю Индия начала примерно 200 000—500 000 лет назад, именно к этому времени относятся найденные останки прямоходящих людей. Каменный век обязан своим расцветом долине Инд, которая стала колыбелью древнейших цивилизаций. Появление могущественной Индской цивилизации ознаменовало собой наступление Бронзового века на континенте (примерно 3300 г. до н.э.). Она достигла процветания благодаря постройке городов с довольно развитой системой канализации, причем при создании домов использовался кирпич. К сожалению, в то время существование людей было тесно связано с силами природы, поэтому в результате изменений климата, повлиявших на основной источник жизни – Инд, — произошел крах целой цивилизации.
Однако, именно в период ее существования (или позже – тут мнения ученых расходятся) было положено начало индийской ведической культуры. Большое значение имеет религия, которая сослужила свою роль в распространении кастовой теории. В это же время появились «Махабхарата» и «Рамаяна» — древнейшие и самые известные из индийских поэм. Примерно VII — V веком до н. э. ученые датируют создание Упанишад — трактатов, которые сыграли основополагающую роль в религии и философской мысли индийцев.
В 537 году до н. э. произошло событие, перевернувшее представления Индии с ног на голову — юный принц Сиддхарта Гаутама объявил, что стал посвященным, и был наречен Буддой — «пробудившимся».
Тогда же стало известно такое течение, как джайнизм. Подобно буддизму, оно подразумевало аскезу и отказ от убийства животных (в том числе, ради пищи). Понятие «ахимса» является основополагающим для обоих учений, и означает оно принцип ненасилия по отношению к окружающему миру. Носителями религиозных ритуалов были брахманы, и среди населения они пользовались большим авторитетом.
Развитие государственности продолжалось, и к V веку до н. э. были созданы Махаджанапады, то есть шестнадцать царств. Позже они слились, образовав всего четыре «республики» под названиями Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.
Около 520 года до н.э. северо-западная часть Индии была завоевана персидским царем Дарием I, а через несколько веков оказалась под властью Александра Македонского. Естественно, что такое положение дел сказалось на сближении нескольких народов, вызвав культурные и религиозные изменения в индийских традициях. Тем временем из всех Махаджанапад возвысилась Магадха.
В I веке н.э. Индия становится важным участником торговли, особенно бурно развивалась торговля с Римской империей. Оно и не удивительно: римлян привлекали экзотические предметы роскоши, которые могла дать Индия – благовония, специи и даже сахар.
IV — V века считаются Золотым веком, когда появилось множество священных текстов, развивалась научная мысль и культура. Северная часть Индии стала империей и достигла расцвета под правлением династии Гуптов, но распалась после вторжения гуннов из Азии. В истории Индии снова начался период разрозненных царств.
С VII до IX века три династии сражались за контроль над этой территорией. Образованные ими княжества, или раджпуты, были одними из первых, которые продолжали существовать до 1947 года, когда Индия получила независимость от Англии.
Южно-индийские царства распространили своё влияние до территории Юго-Восточной Азии, они были вовлечены в активную торговлю с Европой и Азией. Внутри страны шло развитие литературы и архитектуры. Такое положение дел не менялось до XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который правил северной частью Индии. Он был образован в XII—XIII веках арабами, тюрками и афганцами. Возникшая в результате индо-мусульманская культура отразилась в архитектуре, музыке, религии и одежде, способствовала изменению местного языка. Дели был разрушен в 1398 году после нашествия под предводительством тюркско-монгольский полководца Тимура.
К началу XVII века Индия оказалась во власти династии Моголов. В это время коренным жителям пришлось нелегко, так как мусульманские правители далеко не всегда справедливо относились к подданным-индусам. Но многие из правителей, как Акбар Великий (он вошел в историю благодаря своей терпимости к подданным) поддерживали интеграцию с культурой индусов. В экономическом плане династия Моголов считается самой богатой из всех известных человечеству. Постепенно она все же начала слабеть, и окончательно развалилась после Индийского народного восстания 1857 года.
Когда империя Моголов прекратила свое существование, ее позиции на севере и в центральной Индии перешли к государству маратхов. После этого события в основном на арену выступили мелкие государства. В 1761 году маратхи были разбиты афганским наступлением. В этот период все больший вес набирает европейская экспансия. Что и неудивительно ввиду торгового пути между Индией и Европой, проложенного Васко де Гама. Соответственно, первыми, что создал торговые колонии, были португальцы. Следом проявили активность англичане, датчане, голландцы и французы. Нестабильная политическая обстановка была только на руку европейцам.
Со временем стало ясно, что лидерами в гонке держав стали англичане, получившие право на торговлю в 1617 году. Спустя столетие они обосновались настолько, что получили лицензию на свободную торговлю в Бенгалии. Индия воспротивилась столь большим привилегиям, и недовольство вылилось в битву при Плесси (1757 год). В битве победили англичане, спустя несколько сражений они получили еще большую сферу влияния, распространившуюся на всю Индию. Так и подошло к концу существование империи Моголов. В 1857 году разразилась Первая война за независимость, вызванная неприятием Британской Ост-Индской компании и ее управлением. После победы англичан Индия перешла к Британской Империи в качестве колонии.
Но Индия боролась за свою независимость, и ее лидером стал Ганди. Он встал во главе национально-освободительного движения, и революционные действия привели в 1947 году к свободе от англичан. Этому способствовала и мусульманская часть населения, которая с недоверием относилась к индусам, но еще больше отрицала правление Британии. Ганди занимает особую роль не только в истории Индии, но и всего мира: он показал личным примером, что можно добиться многого, не прибегая к насилию. Таков был его принцип, столь близкий древним буддистским монахам. После освобождения Индии ее территория разделилась на Индийский Союз и Пакистанский доминион.Впоследствии, в течение XX века, еще не раз всплывала проблема раздела территорий с Китаем и Пакистаном. И даже в нашем веке равновесие не было достигнуто: в Дели и Мумбаи — самых крупных городах – происходят террористические акты.
В начале 90-х Индия встала на путь реформирования, открыв свой рынок, и в результате ее экономика признана одной из самых быстро развивающихся. Она экспортирует текстильные и ювелирные изделия, занимается разработкой инженерных проектов, создает программное обеспечение. У этой страны, несомненно, большое и светлое будущее.
brahat.ru
§ 16. Древняя Индия. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс
§ 16. Древняя Индия
Природные условия Индии
На юге Азии лежит обширная страна Индия, занимающая территорию полуострова Индостан. Ее отделяют от остальной Азии высочайшие в мире горы Гималаи. Они защищают страну от холодных северных ветров. Берега полуострова омываются теплыми водами Индийского океана. Климат в Индии очень жаркий и влажный. Два месяца в году здесь идут проливные тропические дожди. В это время реки выходят из берегов, заливая все вокруг. Самые большие реки Индии – Инд и Ганг. В их долинах находятся плодородные почвы.
В древности большую часть страны покрывали болота и кишевшие хищниками непроходимые тропические леса – джунгли. Земледельцы Индии издревле вели настоящую войну с лесами. Им приходилось отвоевывать участки под посевы.
Древняя Индия
Древнейшие города Индии
В III тысячелетии до н. э. в долине Инда сложилась самобытная культура. Здесь жил народ, который умел выплавлять металлы, знал множество ремесел, имел свою письменность и строил великолепные города. Однако никто до сих пор точно не знает, что это был за народ, откуда он пришел на эти земли и на каком языке говорил. Его письменность не разгадана и поныне. Находки археологов рассказали нам, что главными занятиями населения долины Инда были земледелие и скотоводство. Люди сеяли пшеницу и ячмень, разводили овец, коз, буйволов и даже сумели приручить слонов. Жители городов вели оживленную торговлю. Изделия их ремесленников находят, например, на территории юга Ирака, где в древности была страна Шумер.
Расскажите о географическом положении и природных условиях Индии.
Одним из крупнейших городов в долине реки Инд был Мохенджо-Даро. В центре города стояла могучая крепость, возведенная на высоком холме. Внутри крепости находились дворец правителя и огромное хранилище для зерна. У подножия крепостного холма раскинулись городские кварталы, разделенные прямыми широкими улицами. Вдоль них стояли двух– и трехэтажные дома, построенные из красного кирпича. В каждом доме имелся колодец, а также комната для омовений. Грязная вода оттуда поступала по трубам в канал, отводивший ее за город. В Мохенджо-Даро имелся и большой плавательный бассейн с помещениями для отдыха. Учеными было найдено множество изделий ремесленников: предметы быта, орудия труда, украшения. Археологи обнаружили керамические сосуды, покрытые блестящей глазурью и искусно расписанные темно-пурпурными рисунками.
Жрец. Статуэтка из Мохенджо-Даро
К 1500 году до н. э. все древнеиндийские города оказались заброшены. Жители покинули их по неизвестной нам причине.
Арийские племена в Индии
В первой половине II тысячелетия до н. э. с северо-запада на территорию Индии проникли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселились по всему Индостану. Существует много предположений о том, откуда пришли арии. Некоторые ученые полагают, что их прежняя родина – северное побережье Черного моря. Арии были кочевниками, разводили коров и лошадей. Бо?льшую часть населения Индии к этому времени составляли дравиды. Их главным занятием было земледелие. Основную роль в обществе дравидов играли женщины. Они заправляли всеми делами в племени и даже были жрецами. Дравиды поклонялись грозной богине-матери и страшным богам-демонам. Завладев плодородными землями дравидов, арии постепенно перешли к оседлому образу жизни и освоили земледелие. Со временем арии и дравиды образовали единый индийский народ.
Каменная колонна царя Ашоки
Во главе каждого арийского племени стоял вождь – раджа. Вначале их выбирали, но со временем раджи начали передавать власть по наследству. Они превратились в царей, а принадлежавшие им земли – в небольшие государства. В I тысячелетии до н. э. на территории Индии сложилось множество царств. В результате долгих войн в III веке до н. э. почти вся страна была объединена под властью царя Ашоки. Но его государство оказалось непрочным и вскоре после смерти правителя распалось.
Индийские варны
Все население Индии делилось на четыре варны – жрецов, воинов, земледельцев и слуг. По легенде, людей на варны разделил один из главных арийских богов Брахма. Каждую он создал из разных частей своего тела. Из уст его вышли жрецы – брахманы, и поэтому только они получили возможность беседовать с богами. Из своих могучих рук Брахма создал царей и воинов – кшатриев. Они должны были править государством и защищать народ. Из бедер он создал земледельцев – вайшиев. А из ступней, запачканных в пыли, Брахма сделал слуг – шудр.
Бог Брахма. Древнеиндийский рисунок
Каждый индиец с самого рождения причислялся к той же варне, к которой принадлежал его отец. Переходить из одной варны в другую строго запрещалось. Каждый должен был заниматься лишь тем делом, которое ему было суждено по рождению. Люди, принадлежавшие к разным варнам, отличались не только родом занятий, но и своими домами, одеждой, даже ее цветом. Например, брахманы одевались только во все белое, кшатрии – в одежды красных цветов, а вайшии – в желтое. Презираемые же всеми шудры должны были всегда носить одежду черного цвета.
Подведем итоги
В III тысячелетии до н. э. на территории Индии, на землях живших в долине Инда земледельцев, возникли города. Во II тысячелетии до н. э. в Индии появились племена ариев. Одной из главных особенностей созданных ими государств было разделение людей на варны.
Глазурь – стекловидное покрытие на керамике, закрепленное обжигом.
Варна – группа людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями.
• III тыс. до н. э. Возникновение городов в долине реки Инд.
• Первая половина II тыс. до н. э. Вторжение ариев в Индию.
• III век до н. э. Объединение Индии под властью царя Ашоки.
«Все люди – мои дети. И как своим детям я желаю, чтобы они обрели полное благо и счастье и в этом мире, и в другом мире».
Фрагмент надписи царя Ашоки
Вопросы и задания
1. Расскажите о том, как жили и чем занимались обитатели древнейших городов Индии. Как выглядели эти города?
3. Каковы были основные занятия ариев до прихода в Индию? Как изменилась их жизнь после завоевания ими Индостана?
4. Когда возникли государства у ариев? Кому и когда удалось их объединить?
5. На какие варны было разделено население Индии? Как индийцы оправдывали существование варн?
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древняя Индия | история Индии
Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.
Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до х.э. - древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до х.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы.
Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной "землей ариев" (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до х.э. древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата.
Северо-восток - средняя и нижняя часть бассейна Ганга - район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии.
Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от п-ова Декан (древнеинд. Дакшина - "юг"). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга.
Центральную часть о-ва Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной низменности, покрытой густыми лесами. Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале христианской эры - также с Юго-Восточной Азией, Аравией и Египтом.
Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе.
На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге - дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая - на дравидийском (тамильском).
Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до х.э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до х.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры).
В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.
Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:
Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).
Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев.
Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным образом в долине Ганга.
"Буддийский период" (V-III вв. до х.э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
II в. до х.э. - V в. х.э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.
Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.
Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. до х.э.
Но, с другой стороны, современный ученый испытывает значительные сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями в качестве священного наследия.Литература представлена главным образом религиозными гимнами (Ригведа и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами (Махабхарата и Paмаяна), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге (так называемые Законы Ману), о политическом искусстве (Артхашастра) или о любви (Камасутра). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста.
Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, - в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.
Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III-II тысячелетия до х.э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до х.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях - дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко.
Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до х.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.
Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.
Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.
Автор и источник публикации:
История Востока, Председатель редколлегии академик Рыбаков. Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997. http://gumilevica.ku...