История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дельфийский оракул. Оракулы в древней греции


ОРАКУЛЫ в античности — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ОРАКУЛЫ в античности - 1) место, где давались прорицания, 2) прорицатель, 3) ответы, полученные вопрошавшими божество.

Среди множества видов мантики (у римлян – дивинации), известных грекам, наибольшим уважением пользовались консультации с оракулами, где прорицания давались божеством или героем (Soph. OT, 498-501). Античная литературная традиция и эпиграфические свидетельства сохранили свидетельства о многочисленных оракулах. Геродот упоминает, по меньшей мере, пять оракульных центров в Балканской Греции и один в Малой Азии, с которыми, вероятно, консультировался лидийский царь Крез для VI в. до н.э. (I, 46). Особую группу составляли оракулы, с которыми консультировались по вопросам здоровья, прежде всего, оракулы Асклепия, однако и задаваемые там вопросы не касались только медицины. Темы консультаций и формулы вопросов демонстрируют таблички, найденные в Додоне, где находился оракул Зевса. Большинство вопросов исходило от частных лиц, меньшая часть – от общин (государств). Большинство вопросов касалось нововведений в культовой практике, а также, какой жертвой будет обеспечена благосклонность божества, один или два касались политических проблем. Частные лица спрашивали, забеременеет ли или родит ли сына жена, будет ли успешными предстоящая женитьба, путешествие или перемена занятий, является ли законным ребенок; спрашивали также о здоровье и в более общей форме о способах завоевать и сохранить расположение божества. Ответы на такие вопросы содержали либо «да», либо «нет», либо формулу «жертвуя то-то и то-то».

Согласно Плутарху (De Pyth. or., 408c), который  в конце жизни сам исполнял  обязанности жреца Аполлона в Дельфах, подобные повседневные вопросы о том, стоит ли жениться, отправляться в плавание или одолжить денег, или от общин – о посевах, стадах или благополучии (следует добавить сюда также консультации по религиозным вопросам) составляют основу функционирования оракула в его время. Однако до 400 г. до н.э. с оракулом в Дельфах определенно консультировались по политическим вопросам, в связи с основанием новых поселений и началом военных кампаний. Авторитет таких религиозных центров, как Дельфы, был непререкаем в вопросах очистительной практики, установления новых культов и отправления уже установленных.

Техника прорицаний в античности была весьма разнообразна. Наиболее авторитетными считались пророчества, данные в состоянии пророческого экстаза (которое могло сопровождаться своего рода трансом) жрецом или, чаще, жрицей от имени божества. Такой метод использовался в нескольких оракулах Аполлона в Малой Азии и, конечно, в Дельфах, хотя в этом святилище важную роль играло также прорицание по жребию (клеромантия). Профетический сон использовался в святилищах Асклепия и Амфиарая: вопрошавший проводил ночь или несколько ночей в храме (инкубация), во время которых, как считалось, божество должно было объявить ему свою волю. В оракуле Зевса в Олимпии использовалась пиромантия (гадание по огню), когда толковались знаки в результате наблюдения за пламенем алтаря Зевса. Пришедшие вопросить оракул героя Трофония в Либадее должны были изобразить спуск в подземное царство (возможно, спускаясь в пещеру, хотя подробности не ясны). Не сохранилось определенных свидетельств о том, как осуществлялись прорицания в Додоне, где находился древний оракул Зевса.

За исключение оракула Аммона в Ливии в Египте, с которым множество греков консультировалось как с оракулом Зевса начиная с V в. до н.э., все наиболее влиятельные оракулы были греческими. В Италии пользовался популярностью оракул Сивиллы в Кумах хорошо известный по «Энеиде» Вергилия (VI, 9-101), который очевидно описывает экстатическую форму пророчества. Также влиянием пользовался оракул Фортуны Примигении (Fortuna Primigenia) в Пренесте. В экстраординарных случаях римские власти или правитель консультировались с т.н. Книгами Сивиллы, которые бережно сохранялись специальными служителями (duoviri, позднее quindecemviri sacris faciundis).

Статью разместил(а)

Кулишова Оксана Викторовна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

w.histrf.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Оракулы

 

акрополе, причем в обоих городах святилища возглавляли жрицы. Однако в беотийском Йемене его оракулы объявлялись жрецами после изучения внутренностей сожженных животных. В Кларосе, что около Колофона, его прорицатель пьет воду из тайного источника и произносит оракул в стихах, тогда как в Тельмесе и других местах толкуют сны [3].

е. Жрицы Деметры дают оракулы больным в Патрах, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах больной, обращающийся к Гермесу, за медную монетку получает оракул в виде первых случайных слов, услышанных больным, когда тот покидает рыночную площадь [4].

f. Гера имела древний оракул около Пат. К матери-земле до сих пор обращаются в ахейской Эгире, которую называют "местом черных тополей". Там ее жрица пьет бычью кровь — смертельный яд для всех других смертных5.

g. Кроме этих, есть еще множество оракулов героев: оракул Геракла в ахейской Буре, где ответ дается по бросанию четырех игральных костей6. Есть множество оракулов Асклепия, куда больные собираются, чтобы получить совет или излечиться. О лечении им сообщается в снах после поста [7]. Оракулы фиванца Амфиарая и Амфилоха в Малле совместно с самым непогрешимым из нынешних прорицателей — Мопсом, даются так же, как и оракулы Асклепия [8].

h. Кроме того, у Пасифаи есть оракул в лаконийских Таламах, ему покровительствуют цари Спарты, а ответы он дает во сне [9].

i. Есть оракулы, ответ которых получить много труднее. Например, в Лебадее существует оракул Трофония, сына аргонавта Эргина, где просители накануне должны пройти многодневное очищение, затем разместиться в доме, посвященном Удаче или некоторому Доброму демону, мыться только в реке Геркина и принести жертвы Трофонию, его кормилице Деметре-Европе и другим богам. Здесь просителя кормят священным мясом, особенно мясом барана, принесенного в жертву тени Агамеда, брата Трофония, который помог ему построить храм Аполлона в Дельфах.

j.Когда проситель подготовлен для обращения к оракулу, двое мальчиков тринадцати лет препровождают его к реке, купают и умащают маслами. Он пьет из источника, называемого Вода Леты, позволяющего ему забыть свое прошлое; затем он должен испить из соседнего источника, называемого Вода Памяти, позволяющего ему лучше запомнить, что он видел и слышал. Надев простую обувь и полотняную тунику, а затем украсив себя лентами, как человек, приносимый в жертву богам, он подходил к пропасти прорицалища. Она напоминала огромный горшок для выпечки хлеба глубиной восемь локтей. Спустившись в нее по лестнице, он находил внизу на дне узкое отверстие, куда он, усевшись, протягивал ноги, причем в каждой руке у него было по ячменной медовой лепешке. Неведомая сила неожиданно начинала тянуть его за лодыжки, и словно по воле быстрого течения, он оказывался в темноте и ощущал удар по голове, означавший его мнимую смерть. После чего незримый голос открывал перед ним будущее и множество других тайн. Как только голос смолкал, проситель терял чувство и разум, и он снова оказывался на дне пропасти ногами вперед, но уже без медовых лепешек,д руках. Потом просителя водружали на Трон Памяти и Просили повторить, что он слышал. Наконец, еще не пришедшего в себя, его возвращали в Дом Доброго демона, где он окончательно приходил в чувство и вновь обретал способность смеяться.

k. Невидимый глас принадлежал одному из добрых демонов Золотого века Крона. Он действовал как вездесущий, карающий, бдящий и спасительный дух, а также обращался к духу Трофония, который имел форму змея и прорицал, взимая с просителя в качестве платы медовые лепешки [10].

www.sno.pro1.ru

Дельфийский оракул - Наша Греция

Отдавая должное другим оракулам, следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции всё же был храм Аполлона в Дельфах.

О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому, пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами, не что иное, как божественное откровение.

Второе предание гласит, что Кастальский источник, дарующий пророческий дар, принадлежал богине Гее, которая поставила на его охрану могучего змея Пифона. Впоследствии этот источник достался Аполлону, который умертвил змея, после чего отправился к морю, превратился в дельфина, повстречал критский корабль, заставил критян высадиться на берег, отвел их к источнику и приказал морякам установить жертвенник и стать жрецами. В сознании древних греков обе версии мирно уживались и никоим образом не противоречили друг другу.

Согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битуминизированного известняка, которые при нагревании выделяют газы, выносимые на поверхность подземными водами. В числе этих газов есть и этилен, имеющий сладковатый запах, о котором упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю об особых свойствах Кастальского источника, над которым был возведен храм Аполлона, можно считать вполне достоверной.

Изначально возле источника находился лишь жертвенник. Первый каменный храм в этом месте был сооружен в VII в. до н. э. зодчими Трофонием и Агомедом. Через пару столетий этот храм сгорел, и на его месте был выстроен новый, который, в свою очередь, был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э. После этого был выстроен еще один храм, от которого остались живописные руины, и поныне радующие взор туристов.

В закрытой для посторонних части храма прямо над источником испарений находилось специальное помещение. Там на золотом треножнике восседала жрица, которую в память об убитом змее именовали пифией. Надышавшись паров, пифия впадала в транс и начинала пророчествовать. Поскольку ее речь была сумбурной и малопонятной, имелся специальный жрец, который излагал пророчество в приятной на слух стихотворной форме. Некоторые античные авторы упоминают о том, что кроме жрецов к толкованию пророчеств привлекали философов и поэтов.

orakuly_kadras_6

Как известно, при передаче информации следует избегать лишних промежуточных звеньев, поскольку каждое из них вносит свои помехи. В Дельфийском храме было целых два таких звена — сама пифия и жрец-толкователь, поэтому окончательный вариант оракула мог существенно отличаться от оригинала, однако это мало кого смущало. Поначалу пророчества давались раз в год, в феврале, в день рождения Аполлона. Но спрос на божественное откровение был столь велик, что храму пришлось перейти на ежемесячную работу, а затем и на ежедневную.

Дельфы считались священным местом не только из-за оракула. Здесь, по всеобщему убеждению, находился центр мира, отмеченный омфалом, камнем, водруженным Аполлоном над могилой поверженного Пифона. По некоторым сведениям, это был тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса. Как бы то ни было, омфал считался не только срединой Земли, но и точкой, в которой соединялись обычный и загробный миры.

Неудивительно, что город привлекал толпы паломников, а паломники приезжали не с пустыми руками, поскольку приходить в столь священное место без ценного подарка храму было как-то неприлично. Дельфы быстро богатели и набирали политический вес. Кроме обычных людей сюда наведывались правители греческих полисов и посланцы иноземных держав.

К примеру, когда царь Родоса Дамагет решил жениться, он обратился к оракулу и получил совет: «Возьми в жены дочь лучшего из греков». Царь так и поступил, женившись на дочери героя Мессенской войны Аристомена, который с тех пор вошел в историю как «лучший из греков». Легендарный царь Спарты Ликург получил в Дельфах оракул: «Спарта будет сильна, пока соблюдаются введенные тобой законы». А через несколько столетий Дельфийский оракул провозгласил: «Спарту погубит любовь к деньгам». Так оно и произошло.

Слава и влияние оракула росли, однако храм начал сталкиваться с серьезной проблемой — испарения Кастальского источника стали нерегулярными. Жрецы, привыкшие к богатым подношениям, не смогли отказаться от искушения чем-то заменить «сладкую пневму». В дни, когда источник «не работал», пифий заставляли вдыхать дым тлеющих лавровых листьев. Эффект от этого паллиатива был значительно слабее, но, тем не менее, опытный жрец-толкователь умело превращал неразборчивую ругань задыхающейся от дыма несчастной женщины в глубокомысленное послание Аполлона.

Со временем в оракулах Дельфийского храма становилось всё меньше и меньше конкретики. Пророчества большей частью давались туманные и двусмысленные, над чем вволю насмехались авторы во времена поздней античности. Достаточно вспомнить знаменитый оракул: «Начав войну, сокрушишь великое царство», выданный посланцам лидийского царя Креза, который интересовался перспективами своего похода против Персии. В этой войне великое царство в самом деле оказалось разрушенным. Только это была не Персия, как надеялся Крез, а его собственное. Филиппу Македонскому повезло больше. Оракул «Завоюешь Грецию серебряными копьями» отец Александра Великого принял как руководство к действию и добился большинства своих побед не столько оружием, сколько дипломатией и подкупом.

Дельфы благополучно пережили и римское завоевание. Правда, святилище было разграблено Суллой, но остальные римские правители были к нему благосклонны. Храм Аполлона был закрыт, как и оракул Додоны, в 381 г. н. э., когда христианская церковь окончательно взяла верх над богами античности.

Поделитесь с друзьями!

ourgreece.gr

Оракул Древней Греции

 

Среди многочисленных храмов, посвященных различным божествам, греки с наибольшим почтением относились к храму Аполлона близ города Дельфы. На протяжении почти двадцати столетий сюда стекался народ со всего света. Но приходили в храм не только для того, чтобы вознести хвалу великому богу солнца. Все знали, что именно здесь, в Дельфах, находится великий оракул, способный предсказывать будущее, видеть прошлое и толковать настоящее. За советом к Дельфийскому оракулу обращались как простые пастухи, воины и торговцы, так и цари, императоры и полководцы. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Тайна рождения оракула

Как говорит легенда, на склоне горы Парнас в Дельфах была глубокая темная пещера, где обитал ужасный змей Пифон. Томимый неутолимой жаждой крови, он разорял близлежащие селения, убивал каждого, кто попадался ему на глаза. Бог Аполлон сразился с чудовищем и, победив его, основал на горе Парнас храм. Древние греки считали, что дух Пифона остался в парнасской пещере для того, чтобы помогать избранным предсказывать будущее. Потому местные жители стали называть храм Аполлона Пифийским, а его жриц – пифиями. Другое предание гласит, что Дельфийский оракул появился благодаря… козам. Греческие пастухи, пасшие свои стада на парнасских склонах, однажды заметили, что козы, щипавшие молодую зелень около странной расселины в скале, вели себя очень необычно. Они подпрыгивали, перебирали копытцами, словно танцуя, и издавали звуки, больше похожие на человеческое пение, нежели на блеяние. Пастухи решили узнать причину столь странного поведения коз. Приблизившись к скале, они почувствовали сильный и резкий запах. Через несколько минут «исследователи» сами лихо отплясывали на лугу и напевали какую-то бессмыслицу. Остальные пастухи, удивленные поведением товарищей, заподозрили несчастных в помутнении рассудка. Каково же было их удивление, когда «бессмыслица», которую пропели пастухи, ходившие к расселине, оказалась правдой, точно исполнившимся предсказанием. По округе тотчас же разнесся слух, что у горы Парнас можно самому пообщаться с богами и узнать будущее. Люди толпами шли к расселине, чтобы испытать на себе ее действие. Были и такие, которые в трансе прыгали со скал и разбивались на смерть. Пора было остановить это безумие: проход к горе оградили стеной, а около расселины построили храм, посвященный богу-предсказателю Аполлону. Отныне вещать волю богов под воздействием испарений таинственной расселины должен был только один человек – специальная жрица. Проходили века, одна пифия сменяла другую, продолжая вещать о прошлом и будущем. Неизменным оставалось лишь одно – точность и правдивость предсказаний.

Кастинг пифий

Предсказывать будущее в храме Аполлона считалось необыкновенной привилегией и большой удачей. Естественно, что желающих испытать на себе действие «волшебного» газа из расселины и получить почетное место нашлось много. Однако было замечено, что испарения действуют на всех по-разному, и не все могут настроиться на общение с божеством. Первоначально вещать пробовали жрецы храма, но большее, чего они могли добиться, был эффект опьянения. Войти в глубокий транс не удавалось никому… из мужчин. Тогда поиски начались среди женщин. Результат превзошел все ожидания. Как выяснилось, больше всего газ влиял на впечатлительных молоденьких девушек. Таким образом, на место прорицателя стали приглашать юных греческих дев. Этой традиции придерживались до тех пор, пока не случился первый скандал в стенах храма Аполлона: юную пифию соблазнил и похитил один из путешественников, пришедших за советом. Репутация Дельфийского оракула висела на волоске. Предприимчивые жрецы нашли выход из ситуации. Они решили увеличить возрастную планку при выборе новой пифии. С этого самого момента роль предсказателя стали исполнять старые греческие девы.

Подготовка к общению с богами

Накануне торжественного дня, когда пифия должна была вещать о грядущих и прошедших событиях, она отправлялась в уединенную комнату, где на ложе из лавровых листьев проводила целую ночь. Поутру предсказательница, закрывшись от посторонних взглядов белой накидкой, под чуткой охраной жрецов отправлялась к священному Кастальскому источнику. Обнажившись, она окуналась в прозрачные воды, чтобы очиститься и быть готовой внимать воле богов. Затем пифия шла к ручью Кассотис, где, сделав согласно традициям несколько глотков воды, она набиралась мудрости, чтобы толковать слова Аполлона людям. ПифияВернувшись в храм, пророчица несколько часов проводила в молитвах перед алтарем Гестии. В это время жрецы сжигали на алтаре фимиам, ладан, ветви сосны и белену, чтобы подготовить пифию к «сеансу божественных откровений». Когда же предсказательница ослабевала настолько, что не могла стоять на ногах, ее относили в подземную залу храма, где, собственно, и происходило общение с Аполлоном. Эта потайная комната храма соединялась с вышеупомянутой расселиной. Жрецы усаживали пифию на золотой треножник с высокой спинкой, к которой был прикреплен огромный конус из золотых пластинок. Конструкция кресла предсказательницы была такова, что газ скапливался внутри конуса, и пифия вдыхала его на протяжении всего «сеанса».

Самые известные пророчества

В 546 году до нашей эры лидийский царь Крез объявил войну персидскому правителю Киру II. Прежде чем отправить войска в бой, Крез послал гонца к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чем закончится сражение. Пифия дала такой ответ: «Когда ты перейдешь реку Калис, погибнет великая армия». Так и случилось! Только разбитым оказалось войско Креза, а не Кира II. Когда пифию посетил известный греческий философ Аполлоний из Тианы, он задал ей вопрос: «Сохранятся ли в памяти потомков мои труды и поступки?» Предсказательница дала утвердительный ответ, но добавила, что сам он будет проклят, а рукописи его будут гореть. Пифия не ошиблась: греки долгое время почитали Аполлония, и его философская школа пользовалась небывалой популярностью. Но в эпоху раннего христианства отцы церкви прокляли философа и повелели сжигать все его труды.

Теория предсказаний

Транс Ученые долгое время считали, что предсказания Дельфийского оракула нельзя воспринимать всерьез. В состояние транса пифия входила благодаря действию газа, просачивающегося из расселины, над которой был построен храм Аполлона. Следовательно, пророчества предсказательницы – всего лишь бессмыслица, произносимая под влиянием сильнодействующего вещества, а вовсе не истина, внушенная божеством. Как стало известно FashionTravel, современные ученые разработали другую версию феномена Дельфийского оракула. Исследователи считают, что нашу планету окружает энергетическое информационное поле, где запечатлено не только все, что происходило, но и все, что должно случиться. Эта оболочка Земли представляет собой невероятное количество информации. Она закрыта от обычного человека, так как большинство людей не смогло бы контролировать потоки поступающей информации и не выдержало бы такой нагрузки. Но ученые убеждены, что при правильной подготовке любой желающий мог бы «подключиться» к этому информационному полю. Почему бы не предположить, что пифии Дельфийского оракула в храме Аполлона были именно такими специально подготовленными людьми? Конечно, нельзя говорить об этом с полной уверенностью, но история знает примеры того, как в древности использовались технологии, заново открытые уже в XXI веке.

Материал добавил: christof Просмотров: 4143
Дата добавления: 2009-12-15 Рейтинг материала:
 

titanquest.org.ua

оракул - это... Что такое оракул?

  • ОРАКУЛ — (лат. oraculum, от orare говорить, испрашивать). 1) прорицатель; загадочное изречение, неопровержимо высказанное. 2) изречения богов. 3) человек, изрекающий что либо, подобно оракулу, словам которого дают особенную веру. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Оракул — храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы.… …   Энциклопедия мифологии

  • оракул — См …   Словарь синонимов

  • ОРАКУЛ — ОРАКУЛ, оракула, муж. (лат. oraculum). 1. В античном мире храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (ист.). Дельфийский оракул. 2. Само прорицающее божество (ист.). «Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор, стал… …   Толковый словарь Ушакова

  • Оракул — (лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все …   Энциклопедия культурологии

  • оракул — а, м. oracle m. <лат. oraculum изречение, пророчество, прорицание. БАС 1. 1. У древних греков, римлян и народов древнего Востока прорицание, якобы исходящее от божества и объявленное жрецом. БАС 1. Несмысл приемлет слова сии за оракул. 1783. В …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Оракул — (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире …   Всемирная история

  • ОРАКУЛ — (латинское oraculum, от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передаваемое через жрецов вопрошавшим, а также определённое место, где оглашалось предсказание. В Греции наибольшей известностью пользовались… …   Современная энциклопедия

  • ОРАКУЛ — (лат. oraculum от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле человек, все суждения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОРАКУЛ — ОРАКУЛ, а, муж. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любые вопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной (ирон.). | прил. оракульский,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОРАКУЛ — муж., лат. прорицатель, предвещатель, вещий; | прорицалище, место, заведенье, где предсказывают. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • popular.academic.ru

    Дельфийский оракул - это... Что такое Дельфийский оракул?

    Координаты: 38°28′58″ с. ш. 22°30′22″ в. д. / 38.482778° с. ш. 22.506111° в. д. (G) (O)38.482778, 22.506111

    Дельфийский оракул — оракул, то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах.

    Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала жрица (пифия), был одним из главных прорицалищ в эллинском мире.

    Мифология

    Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой) и место называлось Пифо (др.-греч. πύθω - подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη - лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та — внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.

    История

    Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

    Каменный храм, построенный в сер. VII в. до н. э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369 — 339 гг. до н. э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н. э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии.

    Расцвет Дельфийского оракула относится к VII—V вв. до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон. Крёз был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи. Но ещё во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

    Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н. э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.

    Храм

    Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённых Аполлону. Около этого источника музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой лиры. На фронтоне храма были изречения Семи мудрецов: «познай самого себя», «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «Ε». Деревянное изображение этой буквы было приношением Семи мудрецов, афиняне заменили его на медное, а императрица Ливия подарила золотое. О значении этой надписи существует трактат Плутарха Херонейского (I—II вв. н. э.) «О надписи „Е“ в Дельфах», в котором высказываются следующие версии о смысле символа:

    «Е» означает число «5», поскольку мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Фалес, Солон, Питтак и Хилон), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов; «Е» означает вопросительную частицу др.-греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами; буква «Е» означает второе лицо от глагола др.-греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие; «Е» означает греческий союз др.-греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику; «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке.

    Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса-Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

    Открытым остается вопрос про расселину в скале, откуда якобы поднимались дурманящие испарения. При исследовании храма Аполлона не было обнаружено никаких следов трещины или пещеры[1].

    Оракул

    Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник.

    Пророчества

    В древности прорицания давались один раз в год — в день рождения Аполлона — 7 Бисия (середина февраля — середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI в. до н. э. стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже — ежедневно, кроме особых нечистых дней, а также Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканную одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей, спускалась в адитон, где она пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. При этом Пифия впадала в наркотический экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и толковали жрецы (др.-греч. προφήτης — профеты) храма.

    Сражаться серебряными копьями

    На вопрос царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого, как добиться победы над соседними державами: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом[2].

    Источники

    • Аполлодор
      • «Библиотека»
      • «О богах»
      • «Хроника»
    • Гомер
      • «Илиада»
      • «Одиссея»
      • «Гимн к Аполлону»
    • Павсаний
      • «Описание Эллады»
    • Пиндар
      • «Пифийская ода»
    • Плутарх
      • «Греческие вопросы»
      • «Моралии»
      • «Об умирании оракулов»
      • «О „Е“ в Дельфах»
      • «О том, что Пифия не прорицает стихами»

    Примечания

    Литература

    • Parke Н. W. and Wormell D. E. W., Delphic oracle, v. 1-2, Oxf., 1956 (англ.)
    • Hamilton, Edith (1942). Mythology, Little, Brown and Company. ISBN 0-316-34114-2 (англ.)

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Оракул Греческая мифология

    Оракул (Oraculum), в древности прорицалище, а также одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения Оракула считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большей частью жрецов данного божества, являвшихся истолкователями полученного откровения. Все Оракулы могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений.

    Жрица Дельфийского Оракула, 1891,художник Джон Кольер

    В знаменитейшем из всех Оракулов — дельфийском — одуряющие пары, выходившие из расселины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра, в Оракуле Зевса Аммонского в Ливии — за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги. Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в Оракуле один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского Оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая.

    Возникновением Оракула, как прорицалища, определенное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлениям природы (пары из горячего источника и т.п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали прорицалища и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так например, в Оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть во храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества. Назначение Оракула состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К Оракулу прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для известных периодов греческой истории Оракулы получают, поэтому, значение политических институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т.д.

    Древнейшим из всех прорицалищ считался Оракул в Мероэ в Египте, а за ним непосредственно следовали Оракул в египетских Фивах и Оракул Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался Оракул в Додоне, позднее — Оракул в Дельфах. Кроме того, Зевс имел своих Оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон — в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. Прорицалищами героев были Оракул Амфиарая в Оропосе, Оракулы Трифония и Геракла — в Буре, в Ахайе. Прорицалища с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К Оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно эритрейских и кумейских.

    У римлян существовали Оракулы Фавна и Фортуны в Пренесте, Оракулы Паликов; но италийцы также охотно обращались и к греческим, и к египетским прорицалищам. В Греции Оракулы потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.

    godsbay.ru