древняя Ольвия - с.Парутино Николаевской области. Ольвия древний город
История Ольвии | Интересное | Журнал | RETROBAZAR
12, Ноябрь
2012 21:36 | 17 фото | просмотров 24027
Ольвия — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района. Во времена расцвета город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами, численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек. На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник. Благодаря раскопкам отечественных и зарубежных археологов на территории Ольвии были открыты и исследованы руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и Восточный и Западный теменосы.
ИсторияОльвия Понтийская являлась одним из четырех наиболее крупных античных государств Северного Причерноморья и сыграла огромную роль в истории региона. Она была основана греческими переселенцами из г. Милета (Малая Азия) во второй четверти 6 в. до н.э. на высоком правом берегу Бугского лимана, неподалеку от его соединения с Днепровским и просуществовала около тысячи лет - до 70-х годов 4 в.н.э. В переводе с древнегреческого «Ольвия» значит «Счастливая». Это официальное название города, засвидетельствованное в изданных городом декретах, надписях на монетах, а также в большинстве литературных источников. На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с античным миром. В 5 в. до н. э. ее посетил «отец истории» Геродот, а в конце I в.н.э. - известный философ и оратор из г. Пруса Дион Хрисостом. Многие античные авторы упоминают Ольвию в своих описаниях Северного Причерноморья - Страбон, Плиний и др. Она входила в Афинский морской союз, подвергалась осаде войск Александра Македонского во главе с полководцем Зопирионом, входила в состав провинции Римской империи.
Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий варварский мир - скифов, сарматов, носителей черняховской культуры. В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га, а его некрополя - около 500 га, а по берегам Бугского, Днепровского, Березанского лиманов располагались полторы сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города. В Нижнем городе существовали выходы пресных вод, которые использовались жителями и оформлялись каптажами и колодцами. В Верхнем городе вода хранилась в специальных водоемах и цистернах. В округе существовали плодородные земли, столь необходимые для развития полиса, автохтонное население отсутствовало. Наличие таких крупных водных артерий, как древние Гипанис и Борисфен (совр. Южный Буг и Днепр), способствовало развитию торговли и обеспечивало население рыбой. В истории Ольвии выделяется три основных периода - 1 - эллинский; 2 - греко-римский; 3 - позднеантичний. Во время первого, наиболее продолжительного периода, государство достигло максимального за всю историю существования расцвета экономики и культуры, развитие которых проходило на базе сохранения и развития традиций греческой метрополии. Второй период характеризуется уменьшением экономического потенциала государства, сокращением территории города, проникновением римских влияний вплоть до введения римского гарнизона и подчинения администрации римской провинции Нижняя Мезия, усилением контактов с варварскими племенами и соответственно ростом влияния неантичных элементов. Третий период является временем окончательного упадка Ольвии. Каждый
из этих периодов делится в свою очередь на ряд этапов, выделенных по переломным моментам и событиям в истории государства. В первой половине 6 в. до н.э. Ольвия представляла собой небольшое поселение, располагавшееся в основном в южной и центральной частях Верхнего города. Первые жилища ольвиополитов были довольно простыми по своему устройству. Это землянки и полуземлянки, выкопанные в материке, иногда с невысокими глинобитными, выложенными из сырцового кирпича или камня наземными стенами. Пол был обмазан глиной и плотно утоптан, шатровые или одно - двускатные крыши покрывались камышом или соломой. Внутри помещений вырезались в материковом грунте столики, лежанки, очаги, углубления для установки сосудов, небольшие ниши в стенках. Со временем, во второй половине и особенно в последней трети 6 в. до н.э., земляночная застройка распространяется почти на всю территорию Верхнего города, в центре которого появляется еще один теменос - с культом Аполлона Дельфиния, и возникает агора - площадь, имевшая торгово-административные и общественные функции. На теменосе Аполлона Врача возводится небольшой храм, богато украшенный вырезанными из известняка и терракотовыми полихромными архитектурными деталями, а на теменосе Аполлона Дельфиния появляется священная роща. На обоих участках строятся алтари. Появление этих двух теменосов, а главное - агоры, и начало выпуска собственной, сугубо местной бронзовой монеты в форме дельфинов позволяет говорить о возникновении государства в конце третьей четверти 6 в. до н.э. С самого начала на территории будущего города были намечены первые магистрали - дома колонистов располагались в Верхнем городе вдоль дороги, которая в будущем стала Главной улицей и вела с севера на юг через все плато Верхнего города. Намечались и поперечные улицы. Вокруг Ольвии во второй половине 6 в. до н.э. формируется ее хора. Возникает множество небольших сельских поселений, население которых занималось земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, в небольшой степени ремеслом. С начала 5 в. до н.э. в городском строительстве происходят существенные изменения - в это время по всей площади города начинают возводиться жилые дома обычного для греческого общества типа. Это наземные дома с внутренними дворами, сырцовыми на каменных цоколях стенами, с крытыми саманом и черепицей крышами. Формируется основная планировка города, жилые кварталы ограничиваются улицами и переулками. Возможно, в первой половине 5 в. до н.э. строится и первая оборонительная стена города, которую мог видеть Геродот во время своей поездки на берега далекого Понта. Ольвия выпускает свою литую бронзовую монету вначале в виде монет-стрелок, затем дельфинов и больших круглых ассов с изображениями Афины, Медузы Горгоны, Деметры.
На рубеже 5-4 вв. до н.э. монетное дело полностью переходит в ведение государства и упорядочению денежного обращения теперь уделяется значительное внимание. Так, декрет начала второй половины 4 в. до н.э. по предложению Каноба, сына Фрасидаманта предписывал производить все торговые расчеты в ольвийской медной и серебряной монете на камне в экклесиастерии. За нарушение постановления продавца и покупателя ожидала конфискация товара и денег. Ольвия все значительнее втягивается в орбиту общегреческих взаимоотношений. Она ведет широкую торговлю как с античными центрами, так и с окружающим варварским миром. Через Ольвию греческие изделия попадают к скифам и племенам лесостепи. Особенно активно развиваются отношения с Афинами. Существует предположение, что Ольвия в результате известной экспедиции афинского правителя Перикла в Понт была на короткое время включена в состав Афинского морского союза и платила ему дань. Возможно, в это время несколько осложняются до этого мирные отношения с местным населением степей Причерноморья - кочевыми скифами, которым греческие обычаи были чужды. Согласно легенде, рассказанной Геродотом, скифский царь Скил построил дворец в Ольвии, часто приезжал в город и жил там по греческим обычаям. Отряд сопровождавших его скифов он оставлял за городскими стенами. Однажды увидев со стен города, что Скил участвует в вакхической процессии, скифы вознегодовали и рассказали о происходящем своему племени. Кончилось это тем, что брат Скила Октамасад велел отрубить ему голову за измену родовым обычаям. В первой половине 4 в. до н.э. намечается новый подъем в развитии экономики города. Активно строятся новые здания и перестраиваются старые, совершенствуетсяблагоустройство города, развивается торговля. Растет количество поселений на хоре, откуда Ольвия получает значительное количество зерна и продукции животноводства.
Появляются новые типы поселений, в частности, так называемые виллы - отдельно стоящие усадьбы, которым принадлежали большие площади занятой посевами земли. Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика, где основные права принадлежали только свободным гражданам. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы. При угрозе неурожая и голода формировалась чрезвычайная коллегия ситонов, которая занималась, в частности, закупкой и продажей хлеба по приемлемым ценам. Единоличными были должности гимнасиарха, секретаря, глашатая, жреца и др. Важную роль в жизни ольвиополитов играл суд, каждый отдел которого ведал определенными делами. Если в начале существования Ольвии ее население было довольно однородно по своему экономическому положению и этнической принадлежности, то со временем общество все больше расслаивается, растет число рабов и зависимых лиц, социальные противоречия обостряются. Особенно ярко эти противоречия проявились в трудное время, когда в 331 г. до н.э. под стены Ольвии подошел полководец Александра Македонского Зопирион. Положение города, военная организация которого основывалась на системе народного ополчения, было чрезвычайно тяжелым. Большинство сельских поселений было уничтожено, и населению города, кроме военного захвата, стал угрожать голод. Власти полиса были вынуждены пойти на крайнюю меру - они освободили рабов, предоставили права иностранцам, проживавшим в Ольвии, аннулировали долги ольвиополитов. Это способствовало увеличению рядов защитников города и повысило их заинтересованность в победе. Об этих событиях со слов своих предшественников рассказал античный писатель 4-5 вв.н.э. Макробий. В конце 4 - первой половине 3 вв. до н.э. Ольвия достигает наибольшего за всю свою историю расцвета. Она окружена мощными каменными стенами с большими Западными и Северными въездными воротами. В центре Верхнего города проводятся большие градостроительные работы - старые здания основательно перестраиваются, сооружается много новых домов, переделываются и заново строятся общественные и культовые сооружения, застраиваются склоны. Площадь города достигает 50-55 га, численность населения составляет не менее 20-25 тысяч человек. В центре Верхнего плато находилось два упомянутых выше теменоса с храмами и свободно стоящими алтарями. Они были ограждены каменными оградами. Восточный теменос находился на краю плато, и с него открывался прекрасный вид на Нижний город и лиман с гаванью. Сразу за теменосом на склоне находился водоем для подачи воды, облицованный камнем. К югу от теменоса находилась агора - площадь, вымощенная, как и большинство улиц, битыми черепками, ограниченная на востоке стоящим над склоном торговым рядом, на севере - большой стоей - колоннадой, открытой к югу, на западе - еще одним торговым рядом, административным и жилыми домами, на юге - зданием гимнасия. Остальная часть Верхнего города была застроена жилыми домами людей разного достатка - в расположенных в центре жили, очевидно более богатые граждане, у северной оборонительной стены - более бедные слои населения.
В Террасном и Нижнем городе были как очень богатые дома, так и жилища людей среднего достатка. При раскопках открыто несколько домов, отличающихся своей площадью, интерьерами, устройством от основной массы жилых зданий. Очевидно, они принадлежали наиболее влиятельным гражданам ольвийской общины, таким как Каллиник, Протоген или Анфестерий, чьи деяния на благо Ольвии нашли свое отражение в почетных декретах города. В трудную минуту они помогали полису деньгами, проводили ремонты общественных зданий, оборонительных стен, возводили новые постройки, чинили и строили корабли, снаряжали необходимые посольства за свой счет, за что и были особо почитаемы в городе. В это время особенно разнообразны международные связи Ольвии. В частности, поддерживались особенно тесные отношения с ее метрополией - Милетом, о чем свидетельствовал специальный договор, подтверждавший существовавший ранее, по которому граждане обоих городов имели равные права в каждом из них. Издается множество проксений - постановлений полиса о предоставлении прав купцам и гражданам других городов - Гераклеи, Византия, Херсонеса и др. Значительно расширился ареал и объем торговых связей. Наряду с традиционными для 4 в. до н.э. торговыми контрагентами Ольвии - Аттикой, Хиосом, Синопой, Гераклеей Понтийской, начинают завязываться достаточно оживленные отношения с центрами, вышедшими в это время на историческую арену в связи с формированием нового историко-экономического явления - эллинизма - Родосом, Косом, Книдом и др. Главными статьями импорта, как и в предшествующее время, остались вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства. Одновременно усиленно развивалась и внутриполисная торговля, о чем, в частности, говорит обилие находок местных чеканных бронзовых монет разных типов, условно называемых борисфенами. На их лицевой стороне изображалось бородатое божество, предположительно бог реки Борисфена (Днепра), на оборотной - горит и секира.
Городское хозяйство Благоустройство города - находится под контролем магистратов. Строится система крытых каменных водостоков, выводящая воды из центра Верхнего города к Западным воротам и затем в находящуюся за стенами балку. Вдоль улиц, между домами и во дворах также проходили водостоки. Мусор вывозился за пределы городских стен. Активизируется ремесленная деятельность. Ремесло сосредотачивалось, главным образом, в городе, где были различные мастерские. И хотя конкретные остатки их раскопками пока не найдены, нет никаких сомнений, что ольвиополиты делали здесь амфоры, разную столовую и кухонную посуду, черепицу, терракотовые статуэтки, металлические изделия - орудия труда и украшения, производили множество других предметов, необходимых в их жизни. Успешно развивалось сельское хозяйство, особенно на хоре. Параллельно с развитием города после осады Зопириона активизировалась жизнь на поселениях сельской округи. Возродились многие старые поселения, были основаны новые. Существовали поселения разных типов - довольно большие деревни, хутора, отдельно стоящие усадьбы, комплексы из нескольких усадеб. На сельских поселениях строились дома, аналогичные городским, только более скромного облика, с зерновыми ямами, загонами для скота, специальными помещениями для обработки и хранения продукции. Сельская округа Ольвии могла в это время производить до 32 тонн зерна. Крестьяне выращивали пшеницу, ячмень, просо, бахчевые, овощные и садовые культуры, виноград; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; занимались промыслами - рыболовством и в небольшой мере охотой. На поселениях в необходимой мере развиваются ремесла (гончарство, в небольшой мере - металлургия, ткачество), и промыслы, в частности, рыболовство. Из надписей известно, что в Ольвии существовал специальный рыбный рынок, на котором торговали, очевидно, рыбаки и города, и поселений. Расцвет Ольвии нашел свое отражение в развитии полисных институтов. Именно в это время описанная выше структура полиса действовала наиболее активно. Под контролем государства находились практически все стороны жизни ольвиополитов - финансы, международные и торговые связи, городское благоустройство и торговля, монетное дело, система мер и весов и т.п. В конце 4 в. до н.э. были выпущены даже золотые монеты.
Духовная культура ОльвииВысоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес и др. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества. Ольвиополиты были в основной массе грамотными. Об этом свидетельствуют многочисленные находки граффити - надписей, процарапанных на посуде, главным образом, чернолаковой, и высеченные на камне городские постановления, списки граждан, подписи под статуями. Одно из таких граффити содержало перечисление месяцев ольвийского календаря, соответствующего принятому в ее метрополии Милете. В Ольвии были свои философы, ученые, поэты, музыканты. В городе был театр, который упоминается в нескольких надписях. Ольвиополиты достаточно активно занимались спортом, они устраивали состязания в беге, метании копья и диска, стрельбе из лука, рукопашном бое. В соревнованиях участвовали также люди, занимавшие важные посты в государстве - архонты, стратеги. В городе был гимнасий. В быту ольвиополитов использовалось множество предметов искусства. Собственно, даже их повседневная посуда, а особенно применявшаяся на парадном столе, представляла собой художественное произведение. Это чернолаковые, чернофигурные и краснофигурные сосуды изысканных форм и пропорций, с художественно исполненными росписями с мифологическими, историческими, бытовыми, орнаментальными сюжетами. В домах обязательно были небольшие терракотовые, реже - мраморные статуэтки, изображавшие богинь (чаще всего Деметру, Кору, Кибелу), богов, силенов, сатиров, эротов, животных, простых людей - мальчиков и девочек, женщин в изящных одеждах, маски актеров и др. Много образцов мелкой пластики привозилось из Греции, в частности, здесь найдено много танагрских статуэток, славившихся в античном мире своим изяществом и совершенством исполнения. Иногда привозились формы для изготовления терракот на месте. Значительное число терракотовых статуэток изготовлялось в мастерских Ольвии по собственным образцам. Часть мраморной скульптуры была привезена из Греции и выполнена на высоком художественном уровне. Существовала местная школа художественного творчества. В скульптуре она ярче всего выразилась в рельефах с изображением Кибелы. Образ богини повторяет обычный ее облик - со львенком на коленях, тимпаном и чашей в руках, она сидит в кресле с высокой спинкой. Однако манера исполнения отличается от греческих изображений. Вероятно, в Ольвии был изготовлен и мраморный рельеф с изображениями коллегии ситонов, посвятившим его Благосклонно Внемлющему Герою. Расцвет полиса длился примерно до середины - последней четверти 3 в. до н.э., когда Ольвия вступает в полосу затяжного и тяжелого социально-экономического и военно-политического кризиса.
Развитие ОльвииУсиливается процесс нарастания имущественного неравенства и расслоения внутри общины ольвиополитов. Происходит обнищание средних слоев населения и скопление значительных богатств в руках отдельных граждан. В полисе происходят социальные волнения. Яркую картину упадка Ольвии, имущественного неравенства жителей, голода, обостренной военно-политической ситуации рисуют лапидарные памятники Ольвии этого времени - декреты в честь Анфестерия и Протогена, своей благотворительной деятельностью в той или иной мере способствовавших преодолению кризиса. В первом документе речь идет о войнах и голоде, об алтарях, пришедших в негодность, упоминается ольвийский военный флот, распри и раздоры в полисе. Аналогичная картина отражена в гораздо лучше сохранившемся почетном декрете в честь ольвийского богача и общественного деятеля Протогена. Он давал в долг государству огромные суммы денег для заготовки хлеба в неурожайные годы, на восстановление старых и строительство новых укреплений. Кроме того, Протоген помогал полису деньгами, когда саии явились за очередными дарами, и на снаряжение нескольких посольств, в частности к царю Сайтафарну; а когда случился еще один голод - при жреце Плейстархе - продал еще 2500 медимнов хлеба по более дешевой, чем другие торговцы цене, к тому же в кредит и без процентов. Пользуясь тяжелым положением государства, пытаются добиться освобождения ольвийские рабы. В то же время соседние племена скифов, фисаматов и савдаратов, опасаясь жестокости галатов, стремятся укрыться за стенами Ольвии. Ремесла и особенно сельское хозяйство Ольвии приходят в упадок. Около середины 3 в. до н.э. жизнь на сельских поселениях большой хоры замирает - экономика государства лишается одной из важнейших своих основ - товарного производства сельскохозяйственной продукции. Судя по декрету Протогена, государство не только не в состоянии вывозить хлеб на продажу, но даже не всегда может обеспечить собственные потребности в зерне. Все это в свою очередь приводит к сокращению торгового оборота. Нам неизвестно, состоялось ли нашествие галатов, хотя, скорее всего, именно о нем косвенно может свидетельствовать прекращение существования большой хоры в середине 3 в. до н.э. Тяжелый кризис продолжается и позднее, во 2 - первой половине 1 в. до н.э., о чем красноречиво свидетельствует декрет в честь Никерата, изданный до 180 г. до н.э. В декрете речь идет о нападениях варваров, от которых, будучи одним из верховных военачальников, спас граждан полиса Никерат. Одним из его подвигов было отражение нападения на святилище в Гилее, откуда он отослал людей в город, а сам остался и был убит в результате вероломной засады неприятелей. В середине 2 в. до н.э. Ольвия, вероятно, попала под протекторат позднескифского государства в Крыму. В середине 1 в. до н.э. ослабленная длительным кризисом Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покидают город, и жизнь здесь прекращается на несколько десятилетий. Город никогда уже не достигает уровня прежнего расцвета. Ольвиополиты, вероятно, были вынуждены укрыться в других античных центрах или в среде дружественных варваров. Такой средой для них, возможно, стало эллинизированное население нижнеднепровских городищ. Пребывание ольвиополитов среди населения этих городищ способствовало их дальнейшей эллинизации. Жизнь на месте Ольвии возрождается не ранее конца I в. до н.э., по прошествии нескольких десятилетий после гетского разгрома. При рассмотрении причин, приведших к возобновлению жизни здесь, не следует абсолютизировать мнение Диона Хрисостома, сообщавшего, что, как ему кажется, город был восстановлен по желанию окружающих скифов, нуждающихся в торговле с эллинами, но не умевших устроить торговое место по эллинскому образцу. Это заявление Диона свидетельствует только о том, что варвары не препятствовали восстановлению города вследствие собственной заинтересованности, однако полностью причин его возрождения не объясняет. Основой экономики Ольвийского государства всегда являлось сельское хозяйство, а не торговля, таким образом, для возрождения жизни здесь требовалось наличие необходимых условий именно для этого. В географическом отношении это место и ранее вполне соответствовало требуемым условиям. Таким образом, основную роль в восстановлении города сыграло изменение военно-политической обстановки в Северо-Западном Причерноморье. С одной стороны, политическое образование Буребисты распалось практически сразу после его смерти, предположительно в 44 г. до н.э., а в 29 г. до н.э. начались планомерные мероприятия римлян по усмирению гетов, в связи с чем они не представляли более опасности для своих восточных соседей. С другой стороны, вскоре началось продвижение на запад сарматских племен, с набегами которых римляне были вынуждены бороться еще около 15 г. до н.э. На рубеже эр разрушению подвергается часть нижнеднепровских городищ, на других - возводятся каменные оборонительные стены. В то же время, задев нижнеднепровские городища, сарматы прошли севернее Ольвии, так как их больше привлекали богатые провинции Подунавья, чем разрушенная Ольвия Таким образом, в конце I в. до н.э. в Нижнем Побужье складываются благоприятные условия для восстановления сельского хозяйства, что и привело к возрождению Ольвийского государства. Не исключен также отток сюда вследствие экспансии сарматов части жителей нижнеднепровских городищ, основным занятием которых также было сельское хозяйство. Определенную роль в возвращении ольвиополитов на старое место сыграло и осознание ими своего единства. Дион подчеркивает патриотизм жителей Ольвии и их безусловное уважение ко всему греческому.
Торговля в ОльвииЧто же касается торговли Ольвии, то она возобновляется постепенно и решающего значения не имела. Даже наиболее массовый керамический импорт этого времени в целом немногочислен. В восстановленном после гетского разгрома городе, очевидно, гражданская община Ольвии формируется заново, не только из коренных ольвиополитов, но и из части эллинизированного населения нижнеднепровских городищ. Это первоначально ираноязычное население (скифы), перенявшее античную культуру, и, очевидно, в течение нескольких столетий нивелируемое этнически, и дало большое количество иранских имен среди должностных лиц, что фиксируется в надписях Ольвии этого времени. Вероятно, именно это дало основание Диону Хрисостому, посетившему Ольвию в 1 в., сообщить, что в восстановленные города, в том числе и в Ольвию, нахлынула масса варваров. Основой экономики Ольвии и ее округи остается сельское хозяйство - земледелие и животноводство. Развиваются виноградарство и виноделие, обеспечивавшие, в основном внутренний рынок. По-прежнему существуют промыслы и ремесло. К середине 1 в.н.э. возобновляется чеканка медных монет, которые сохраняют характер монет автономного города. Медные деньги служили для нужд внутригородского рынка, для торговли с соседними племенами использовались римские денарии. Круг торговых связей римской Ольвии был достаточно широк. Преобладала торговля с малоазийскими и южнопонтийскими центрами - Пергамом, Синопой, Византием. Существовали связи с италийским регионом, однако ввоз товаров оттуда фиксируется в основном до рубежа 1-2 вв., затем его сменяет импорт товаров из западных провинций Римской империи. Кроме того, торговля велась с Аттикой, Восточным Средиземноморьем, Александрией Египетской, а также с античными центрами Северного Причерноморья - Тирой, Херсонесом Таврическим, городами Боспора. Судя по данным эпиграфики, Ольвия продолжала оставаться самостоятельным государством с обычной полисной структурой. Однако во второй половине 1 в., возможно, существовала какая-то зависимость Ольвии от сарматских племен, живших к северо-западу от границ Ольвийского государства. Изучение сарматских памятников нижнебугского региона показывает, что с середины 1 в. они располагаются вокруг Ольвийского государства. Вероятно, их сдерживала система городищ, существовавших в это время по Днепро-Бугскому лиману и державших под контролем границы государства. Насильственного захвата и прямого подчинения Ольвии сарматским царям Фарзою и Инисмею не произошло. Существует ряд фактов, позволяющих говорить об определенном политическом протекторате сарматов над Ольвией - это использование монетного двора города, наличие здесь некоторого количества предметов с сарматскими знаками, погребение двух знатных сармат на хоре Ольвии. Взаимоотношения с Римом в это время не вполне ясны. Вряд ли Ольвия принимала прямое участие в римско - боспорской войне 45-49 гг. Однако она, вероятно, поддерживала Рим, победой которого было обусловлено введение в Ольвии особой ольвийской эры. Выступление на стороне Рима могло обеспечить ей ряд льгот. Если исходить из достаточно обоснованной гипотезы о том, что Фарзой был царем сарматского племени аорсов - союзников Рима в римско-боспорской войне, переселенных ближе к дунайской границе для ее укрепления, то можно предположить, что на них была возложена функция охраны и защиты Ольвии. Ольвия за это чеканила их монеты на своем монетном дворе. На короткое время римские войска появляются в Ольвии в 60-е годы в связи с походом легата римской провинции Мезии Тиберия Плавтия Сильвана в Крым и освобождением Херсонеса от осады скифами. В это время был даже заключен военный союз Ольвии с Тиберием Плавтием Сильваном и царями Аорсии.
retrobazar.com
Ольвия. Город счастья на берегу лимана
Белоснежные каменные стены над водой. Блеск шлемов часовых. Крики торговцев с агоры. Галдеж чаек. Плеск волн. Скрип корабельных канатов. Такую картину застал бы путешественник, случись ему побывать на берегу Бугского лимана в период с 4 века до н. э. по 4 столетие н. э.
Он бы увидел самый Счастливый город в Причерноморье. Ольвию. С тех пор прошло не одно столетие. Давно разрушен прекрасный город. Но мы все равно можем увидеть кусочек его красоты. Благодаря археологам – людям, вернувшим древнюю историю.
История Ольвии
«Ольбия» (прямой перевод с греческого – «Счастливая») была основана выходцами из Милета (Малая Азия) в первой половине 6 века до н. э., во время Большой Греческой колонизации. Сперва на острове Березань возникла Борисфенида, а через столетие пришла пора и нашей героини.
Основатели знали, где ставить город. Высокие холмы, полноводные Днепр и Южный Буг, наличие естественных преград – балок и оврагов, преграждающих путь степнякам, уйма рыбы, плодородная земля, мало аборигенов.
Две террасы, Верхний и Нижний город. Крепкая стена. Цитадель. Водопровод.
И для торговли место было – лучше не придумаешь. Ольвиополиты оседлали один из самых удобных путей из Греции в Европу. И воспользовались этими преимуществами с умом.
Со временем, на пике своего могущества, население Ольвии достигает 20 тысяч человек, живущих на территории около 50–55 га. Не забываем и о множестве сельских поселений, обеспечивающих город зерном и выращивающих его на продажу.
Затем произошла куча событий, включая визит Отца Истории, осаду македонским полководцем Зопирионом, скифский протекторат, подчинение Митиридату Понтийскому, разгром войсками гето-даков, включение в состав Римской империи, разорительное нашествие готов.
В третьей четверти 4 века, просуществовав почти тысячу лет, жизнь в Ольвии угасает.
И лишь в конце 18 века потомки находят месторасположение города, оказавшего немалое культурное влияние на судьбу региона. А в середине следующего столетия здесь состоялись первые археологические раскопки, вошедшие в систему в начале 20 века и продолжающиеся до наших дней.
До сих пор открыта лишь треть древней Ольвии. Работы, как говорят археологи, еще минимум лет на 200.
К сожалению, несмотря на присвоение еще в 2002 году Историко-археологическому заповеднику «Ольвия» статуса Национального, его финансирование никогда нельзя было назвать щедрым. Что уж говорить об археологической экспедиции, сердце и крови Ольвии, обеспечивающей нас волшебными древностями. В последние годы государственные дотации на ее деятельность и вовсе устремились к нулю.
Выручали волонтеры и студенты, приезжающие на практику. Плюс не забываем о существовании «черных археологов», стремящихся опередить своих официальных коллег, перехватив у них все достойные внимания артефакты для продажи в частные коллекции. Пришлось даже нанимать вооруженную охрану. Как видим, проблем у заповедника выше крыши.
Но все же на сегодняшний день мы можем познакомиться с плодами усилий энтузиастов, увидев хотя бы кусочек древнего города.
Что можно увидеть в заповеднике «Ольвия»
Ольвийский заповедник находится в селе Парутино Очаковского района Николаевской области в 40 км от Николаева и в 30 км от Очакова.
Добраться можно либо рейсовым автобусом из этих городов, либо с организованной группой, собирающейся на турбазах или санаториях все тех же Очакова/Николаева/ Рыбаковки.
Экскурсия по Ольвии занимает около двух часов и стоит 20 грн. Это если в группе не меньше 10 человек. Услуги экскурсовода для одного человека выльются в полторы сотни усердно худеющих украинских денег. Будем честными, весьма по божески. Взамен вы посетите музеи с весьма интересными археологическими находками.
А также познакомитесь с фундаментами, подвалами, остатками стен жилых домов, террас Верхнего города, агоры, святилища-теменоса, гидросистемы, гимнасия, оборонительной стены, гончарных мастерских, суда-дикастерия.
И в качестве изюминки, с натуральными античными склепами «Евресивия и Ареты» – редкий случай, когда сохранились реальные имена тех, для кого строился склеп, – и «Зевсов курган».
Но самое главное – почувствуете неповторимую атмосферу древнего поселения, его улиц, попеременно овеваемых то степным, то морским ветром. Зданий, дававших приют философам и виноделам. Святилищ, помнящих дыхание греческих богов. Площадей, видевших товары со всего света. Стен, закрывающих путь вражеским воителям.
Атмосферу полиса, соединившего Античность и Степь. И, посетив Счастливый Город, возможно, сами станете чуточку счастливее.
В статье использованы фотографии Юрия Перебаева.
Вам также может быть интересно:
Самые интересные места Украины. Подписывайся и будь в курсе.
Если статья понравилась, расскажи друзьям ;)
ua.igotoworld.com
античный город в Николаевской области: travel9life
В переводе с древнегреческого Ольвия переводится как «счастливая, богатая». Население древнегреческого города составляло 15 тысяч человек. Ольвия была одним из четырех крупных античных полисов Северного Причерноморья. Она просуществовала с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Ольвия была основана переселенцами из Милета – сейчас этот город находится на территории Турции. До греков здесь жили скифы, и против такого соседства последние возражать не стали. Легенда гласит, что им очень понравилось вино, которое привезли с собой переселенцы.
Через некоторое время после высадки милетяне обратились к оракулу, который и выбрал такое название городу, назвав его счастливым городом. Правда, в это время уже были известны природные богатства выбранного для колонии края, и оракул знал, о чем говорил.В 1 веке нашей эры Ольвия стала римским городом, который был уничтожен гуннами. Оставшиеся в живых покинули эти места. Город несколько раз восстанавливался, но прежнего расцвета больше не достигал. Ольвия упоминалась в трудах Геродота, Страбона, Плиния старшего. Она торговала с Грецией, входила в Афинский союз. Население занималось ремеслами, рыбалкой и земледелием. Ольвия была центром поставок вина, оливкового масла, тканей, украшений, посуды и предметов роскоши.В 1926 году Ольвию объявили государственным заповедником. На территории по сей день проводятся раскопки. Сохранился главный алтарь, центральная площадь, фундаменты храмов и жилых домов, остатки рынка, склепы, элементы оборонительных сооружений, дорог и многое другое. Продолжаются поиски театра, но он может быть затоплен лиманом, как и около трети территории древнегреческого города. По словам археологов, раскопано не больше 1/80 Ольвии.
На территории заповедника работает музей, который находится в небольшом здании старого маяка. Можно посмотреть на находки времен существования Ольвии – амфоры, детские захоронения в амфорах, терракоты и многое другое.
Остатки жилого квартала. После того, как греки освоились на новом месте, они начали строить дома по классической греческой схеме. Все внутренние помещения находились по двум, трем или четырем сторонам прямоугольного или квадратного внутреннего двора. В богатых домах присутствовали портики с колоннами, жители с более скромным доходом делали колонны из дерева, а дома бедных не имели колонн и портиков.Окна и двери выходили только во внутренний двор, кроме одной входной двери. На улицах жилых кварталов можно было увидеть только глухие стены и заборы. Дома тесно примыкали друг к другу, улицы были тесными - около 2-3 м. Городские власти следили за тем, чтобы входные двери домов открывались только внутрь, чтобы не мешать проходу или проезду по тесным улочкам жилых кварталов.
Виды на лиман и ту часть заповедника, в которой сейчас идут раскопки.
Остатки оборонных сооружений
Курган Зевса. В склепе под ним были похоронены знатные жители Ольвии.
Храмы Зевса и Аполлона
Алтарь в священном месте Теменос. Теменос - участок, который отводится для служения божеству. Считалось, что находясь в таком месте, человек может ощутить присутствие божества.
Водопровод. Канализация тоже была во всем городе.
Гимнасий. Здесь обучали наукам и искусствам, а также занимались физической подготовкой учеников и проводили соревнования. Воспитательно-образовательное учреждение из Древней Греции. Кстати, с греческого слово gymnos переводится как "обнаженный" - физическими упражнениями здесь занимались без одежды. Для взрослых жителей гимнасий был чем-то вроде клуба, где можно было послушать выступления философов, обменяться новостями и т.д. В гимнасии был бассейн, комнаты для натирания маслом, умывания и т.п.Покровителями гимнасиев считали Геракла и Гермеса. Кстати, если верить греческой мифологии, Геракл был в низовьях Борисфена, возможно, побывал и в Ольвии.
Агора - рыночная площадь, центр деловой и общественной жизни города. Она имела и торговые функции, и административные. Кстати, практически везде, куда ни глянь, на земле лежат черепки. Практически в любых кустах лежат куски древнегреческих амфор, и возле агоры их больше всего. Нам посчастливилось найти верхнюю и нижнюю часть амфор, и до этого впечатляющего события мы еще сомневались - ну не могут же старинные черепки вот так валяться прямо на тропинках. Оказалось, что могут, и такие находки можно брать на память - столько негодных осколков музею не нужно, на выходе даже подарили еще несколько осколков с остатками рисунков.
Землянка самых первых поселенцев Ольвии
Курган Еврисии и Ареты, под ним тоже находится склеп.
Игра света в правом нижнем углу очень похожа на привидение)
Заповедник Ольвия находится в пос. Парутино, около 40 км от Николаева.Ольвия работает с 9:00 до 19:00, без выходных, в зимнее время график работы может меняться.Цена билета около 15-25 гривен.
travel9life.livejournal.com
древнегреческий город в степи.: moyaukraine
Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 2500 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей.
Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века. Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.
Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами... на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.
Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте. При не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.
Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.
А позже, когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом.
На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Она оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.
Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.
Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.
Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.
Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.
В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.
Во времена своего расцвета площадь, занимаемая городом, составляла 50 га. Здесь проживало свыше 20 тысяч человек.
Гористая и долинная части Ольвии были окружены крепкими стенами и оборонными башнями. Сам же город был застроен каменными домами с черепичными крышами. Наиболее богатые из них украшались фресками, мозаикой, колоннами.
Площади и улицы города были вымощены каменными плитами, украшены статуями богов и героев, вырезанными в камне портретами заслуженных горожан и мраморными плитами с декретами города-государства.
Первыми жилищами ольвиополитов были землянки. Позднее дома строят из сырца, на каменных фундаментах, с внутренними двориками. Крыши кроют саманом и черепицей.
Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.
Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.
В центре верхнего города была расположена агора — главная городская площадь, на которой стоял семикомнатное общественное здание для культовых обрядов и купеческих собраний, стены которого были укрыты раскрашенной штукатуркой, монументальный алтарь и искусственные каменные водоемы.
Вокруг агоры располагались здания государственных учреждений Ольвии, гимнасий, театр и ипподром. С севера к агоре примыкал теменос — священное место с храмами, святилищами, алтарями и жертвенниками.
Сохранились уцелевшие части храма Зевса.
Центральный алтарь
Жители Ольвии поклонялись Аполлону – ему были посвящены богато украшенный храм и священная роща. При раскопках был найден алтарь – это большая удача и археологическая редкость.
Существовала в городе и система водоснабжения из глиняных труб. Обнаружены остатки сложной гидросистемы, сооружённой в V веке до н.э. От неё сохранились: каменный водоём, полуподвальное каменное здание, круглая шахта, глубиной 3 метра, подземный ход, два колодца.
Когда притеснённые варварами ольвиополиты обратились за помощью к римлянам, в южной части города возводится укреплённая цитадель. Остатки ее стен раскопаны на окраине города.
Два каменных склепа — семейная усыпальница Эвресивия и Аретты и курган Зевса — сохранились настолько хорошо, что можно даже спуститься под землю, внутрь склепа.
На территории заповедника есть два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом.
Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи...
Ольвиополиты начинают чеканить свою монету – сначала в форме медных стрелок, потом дельфинов, потом круглых ассов с изображениями Афины, Медузы Горгоны, Деметры. Монеты так же можно увидеть в музее.
А древняя бижутерия выглядит вполне современно.
Ещё предметы быта жителей древнего города
Самой славной страницей в истории Ольвии стало успешное противостояние ее войскам Александра Македонского. Император планировал создать свою империю, объединив все земли вокруг Черного и Каспийского морей. Поход на Восток через евразийские степи возглавил полководец Зопирион в 331 г. до н.э.Осада Ольвии, около 330 г., о которой сообщает историк Макробий, застала город в тяжелом положении. Выстоять маленькой Ольвии против лучшей в античном мире армии было практически нереально.Макробий пишет, что «борисфениты, осаждаемые Зопирионом, отпустили на волю рабов, дали права гражданства иностранцам, изменили долговые обязательства и смогли выдержать осаду врага».
Археологические находки открыли для нас и историю предательства: близ Ольвии был найден амфорный остракон — письмо, переданное через ольвийского жителя Никофана к Зоопириону с предложением помочь в захвате города. Измена была раскрыта: археологическое подтверждение этому – коллективное захоронение 52 человек, побитых камнями и расстрелянных из лука. Вероятно, это была казнь предателей.Не сумев захватить Ольвию, вражеские войска вынуждены были отступить. По словам римского писателя II в. н.э. Юстина, Зопирион погиб, «поплатившись за необдуманное начатие войны с неповинным народом», где-то на Дунае.Поражение Зопириона заставило Александра Македонского отказаться от своих прежних планов захвата Северного Причерноморья.
За время своего существования Ольвия входила в Афинский морской союз, позднее – в состав Понтийской державы Митридата Евпатора. Предоставленная самой себе после падения Митридата, Ольвия около 50 г. до н.э. подверглась страшному разгрому со стороны Гетов, предводительствуемых царем Бурвистой.После гетского погрома город на некоторое время прекратил существование. Но вскоре разбежавшиеся при нападении гетов греки снова появились в Ольвии. Но прежнего расцвета город никогда больше не достиг.
Попав в Ольвию, переживаешь удивительное ощущение: вокруг — степь — живая, поющая голосами птиц и шепчущая свои истории высокими травами… и — камни.
Холодные и мертвые, застывшие здесь навсегда. О чем молчат они? Что они видели и что помнят? История, застывшая во времени и камне…
Древний город впечатляет – где еще в нашей стране можно побродить по развалинам, которым более 2500 лет?Если закрыть глаза и расслабиться, то мысленно можно увидеть живую жизнь Счастливого города... Мы увидим поднимающиеся из руин храмы, шумящую священную рощу, кричащую торговую площадь, по улицам неспешно идущих граждан... И продолжающуюся жизнь…
moyaukraine.livejournal.com
Ольвия: античный город на берегу Днепро-Бугского лимана
Древнегреческая колония Ольвия в Николаевской области является одним из самых популярных туристических объектов. Раскопки под открытым небом, музей и красивые степные пейзажи на берегу Днепро-Бугского лимана привлекают любителей истории.
«Счастливая» древнегреческая колония
Древний город Ольвия располагался на землях Причерноморья с шестого по четвертый век до нашей эры. Колонию основали выходцы из Милета, переплывшие на кораблях Понт Эвксинский (так греки называли Черное море). Слово «Ольвия» переводится как счастливая. И, действительно, в городе мирно уживались эллины и скифы, процветали ремесла, торговля, культура. Расцвет колонии пришелся на пятый век до н. э.
Древняя Ольвия была не единственной греческой колонией на причерноморских землях. До нашего времени сохранились остатки поселений в Белгород-Днестровском (Тира), Севастополе (Херсонес Таврический), Евпатории (Керкинитида), Черноморском (Калос-Лимен), Керчи (Пантикапей). Сейчас это популярные туристические объекты.
История Ольвии заинтересовала ученых, получивших в свое распоряжение дошедшие до нас древности. Они частично восстановили быт древних греков, рассказав о жизни полиса. Раскопки Ольвии начались в двадцатых годах прошлого века. Археологи изучали руины древнегреческого города, обнаруженные возле села Парутино на берегу Днепро-Бугского лимана.
Раскопки Ольвии
Основная часть построек была раскопана на прилегающих к лиману землях, часть находок поднята с речного дна. И сейчас, купаясь в лимане или прогуливаясь по берегу, можно обнаружить глиняные ручки от амфор и сосудов, расписанные черепки и прочую старинную мелочь.
Как было заведено у древних греков, город делился на верхний, средний и нижний (имел форму неправильного треугольника). Археологи нашли сердце греческого полиса — агору. Были обнаружены Западный и Восточный теменосы (места поклонения божествам). Ученые раскопали остатки башен и стен, окружавших Ольвию, двойные ворота закрывавшие вход в город.
Часть нижнего города затоплена водами лимана и пока недоступна для исследований. Предполагается, что именно там находится амфитеатр Ольвии, его все еще не нашли.
До наших дней сохранились руины храмов, посвященных Зевсу, Аполлону и Асклепию, этих богов больше всего почитали ольвиополиты. Перед храмом Аполлона находился небольшой алтарь, он хорошо сохранился. В наше время его символично поливают вином.
На большой территории разбросаны фундаменты домов горожан, общественных построек и мастерских. Частично сохранился даже городской некрополь. Все это можно увидеть во время экскурсии по Ольвии.
Культурные ценности, предметы быта (амфоры, килики и прочую утварь) можно увидеть в небольшом музее Ольвии. Там же хранятся древние статуи, барельефы, надгробные плиты. Самые большие объекты выставлены под открытым небом (возле маяка, построенного в 19 веке). Самые ценные находки и золотые украшения хранятся в музеях Украины и России.
На территории поселения был создан историко-археологический заповедник Ольвия. Раскопки продолжают по сей день. Для экскурсионных групп доступна законсервированная часть раскопок, в том числе и подземные сооружения. К сожалению, на раскопках активно работают и «черные археологи» вывозящие из страны исторические ценности. Так что территория заповедника находится под вооруженной охраной.
Заповедник Ольвия и остров Березань
Вход в заповедник Ольвия платный. Приобрести билеты и заказать экскурсию можно в кассе. Самое лучше время для посещения заповедника с начала мая и до середины октября. В мае перед туристами предстает цветущая Ольвия, экскурсии проходят по раскопкам утопающим в маках и зеленой траве. Основные объекты экспозиции снабжены указателями с наименованиями и датами. Подробнее о достопримечательностях и истории и Ольвии можно узнать от экскурсоводов.
На территории заповедника есть уникальная фисташковая роща. А на берегу лимана, в тени деревьев, есть родник с питьевой водой, возле него можно поставить палатку и провести выходные на природе. Таким образом совместив поездку в древнегреческий город Ольвия и отдых на берегу лимана.
В состав заповедника Ольвия входит расположенный неподалеку остров Березань, на нем также проводились археологические раскопки. Ученым удалось обнаружить еще одно греческое поселение, основанное жителями Милета.
Оно появилось раньше Ольвии и получило имя Борисфинида – по названию реки Борисфен (древнегреческое название Южного Буга). Самыми интересными находками стали святилище Афродиты, богини любви, и Ахилла Понтараха. Кроме того, на острове нашли следы пребывания древних шведов. Предполагается, что через Березань проходил путь из варяг в греки. Если есть возможность, следует посетить остров.
Много лет подряд на территории заповедника проходил фестиваль авторской песни, греческой культуры и туристического отдыха «Ольвия». Двухдневная программа включала соревнования музыкантов, певцов и бардов из разных стран, парусную регату по Южному Бугу и конкурс красоты «Ольвийская Афродита». Фестиваль проходил в конце августе. С наступлением темноты над Ольвией был виден Млечный путь, можно было наблюдать за падающими звездами и загадывать желания.
Как добраться в Ольвию из Николаева или Одессы
Основным видом транспорта, проезжающего по улицам Парутино, являются туристические автобусы. Автобусные экскурсии в Ольвию из Николаева очень популярны, их предлагают практически все городские турагенства. Такие же предложения можно найти на сайтах туристических бюро Одессы. Причина такой популярности – географическая близость и популярность Ольвии.
Из Николаева можно доехать на автомобиле по Одесскому шоссе, свернуть на Очаковскую улицу (район Варваровка). Дальше трасса идет через Большую Корениху, Старую Богдановку до села Парутино. К заповеднику ведет поворот с Ольвийской улицы (ехать в сторону реки).
Из Николаева до Парутино можно добраться на рейсовом автобусе с автостанции «Дачная». Автобус идет несколько раз в сутки (в интернете можно найти расписание, узнать стоимость и приобрести билет).
world-of-adventures.ru
Ольвия - это... Что такое Ольвия?
античный рабовладельческое город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название — Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки О. расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области. О. была основана в начале 6 в. до н. э. выходцами из греческого г. Милета. Городу принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Сама О. располагалась на двух речных террасах (Верхний и Нижний город) и в период расцвета (5—3 вв. до н. э.) занимала площадь около 50 га. Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление — цитадель. О. была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицами; в центре Верхнего города находилась агора — торговая площадь, служившая и общественным центром, и теменос — священный участок с храмами и алтарями; в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и др. ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с О. в торговых отношениях. От них О. получала скот, хлеб, кожи и др. продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государств привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В О. выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежела народному собранию и выборному совету, исполнительная власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников — архонтов, стратегов и др. О. проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией — Милетом специальный дружественный договор. В 331 до н. э. О. вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона — полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3—2 вв. до н. э. О. переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизицией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилура. После разгрома скифского царства войсками Митридата VI Евпатора (См. Митридат VI Евпатор), царя Понта, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов (См. Геты), руководимыми Беребистой. Восстановленная О. первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в О. был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия. Жизнь в О. прекратилась, видимо, в 4 в. н. э. Археологические исследования О. и окружающего её могильника эпизодически проводились в 19 в., систематически ведутся с 1901 (наиболее значительными были раскопки Б. В. Фармаковского в 1901—15 и 1924—1926). Территория древнего города объявлена заповедником.
Лит.: Латышев В. В., Исследования об истории и государственном строе города Ольвии, СПБ, 1887; Фармаковский Б., Ольвия, М., 1915; Славин Л. М., Древний город Ольвия, К., 1951; его же, Здесь был город Ольвия, К., 1967; Ольвия, т. 1—2, К., 1940—58; Ольвия, Теменос и агора, М. — Л., 1964.
Ольвия (греч. Olbía), античный рабовладельческий город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название — Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки Ольвии расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области.
Ольвия – самый интересный и обширный археологический объект на Украине, настоящий рай для любителей археологии. Древние греки появились в этих местах в 650 г. до нашей эры, это были выходцы из Милета. Данная местность идеально подходила для основания города: высокое плато с двух сторон окруженное глубокими балками – природное оборонительное сооружение, здесь располагался Верхний город, Нижний город был защищен лиманом. В округе находились обширные плодородные земли, что немаловажно для существования города. Наличие крупных рек - Южный Буг и Днепр, способствовало развитию торговли и обеспечивало население рыбой. Поселенцы назвали свой город Ольвией, что означает "счастливая". Это, и правда, был могущественный процветающий город. В период своего расцвета территория Ольвии составляла около 50-55 га, а его некрополя — около 500 га, кроме того, вокруг располагалось множество сельских поселений, составлявших сельское предместье. В Ольвии были свои философы /Бион Борисфенит, Сфер, Посидоний/, ученые, поэты, музыканты. В городе находился театр, который упоминается в нескольких надписях. Жители активно занимались спортом, устраивали состязания в беге, метании копья и диска, стрельбе из лука и рукопашном бое. Ольвия просуществовала почти тысячу лет — с VI в. до н. э. по IV в. н. э. Позже была разорена варварами и покинута местным населением. Ныне большая часть города затоплена лиманом. На сегодняшний день сохранилась огромная заповедная территория: город и некрополь вместе составляют 270 гектаров. Историки утверждают, что раскопана примерно 1/80 часть города, все остальное еще предстоит "достать" из глубины веков.
В 20 минутах ходьбы от автобусной остановки с. Парутино расположен вход в ЗаповедникПеред входом есть 2 магазина/киоска с продуктами. Вход, как и вся территория охраняется от "черных археологов".
Первые научные раскопки были проведены в 1801 году, а систематические археологические исследования здесь начали проводиться с 1901. Сегодня в Парутино действует национальный музей-заповедник. Экспозиция музея оформленна в здании старого маяка
Воздух Ольвии пробуждает в каждом язычника — служителя Аполлона, так как ольвиополиты поклонялись прежде всего ему. Перед храмом Аполлона стоит главный алтарь в форме креста. Кстати, члены археологической экспедиции и примкнувшие к ним верят: если на душе неспокойно, нужно пойти к алтарю, положить руку на жертвенный камень, молча постоять (по желанию — принести жертву кровью и вином, как это делали древние греки) — и внутреннее равновесие восстановится.
Малый алтарь
Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление - цитадель.
Ольвия была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицамиУчасток И. Жилые кварталы вдоль северной оборонительной стены города
участок НГС (Нижний Город Север) - вид сверху
в центре Верхнего города находилась агора - торговая площадь, служившая и общественным центром
и теменос - священный участок с храмами и алтарями (см. остатки колонн на фото)
в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и др. ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с Ольвией в торговых отношениях. От них Ольвия получала скот, хлеб, кожи и др. продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государств привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В Ольвии выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежела народному собранию и выборному совету, исполнительная власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников - архонтов, стратегов и др. Ольвия проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией - Милетом специальный дружественный договор. В 331 до н. э. Ольвия вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона - полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3-2 вв. до н. э. Ольвия переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизицией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилура. После разгрома скифского царства войсками Митридата VI Евпатора, царя Понта, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов, руководимыми Беребистой. Восстановленная Ольвия первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в Ольвии был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия. Жизнь в Ольвии прекратилась, видимо, в 4 в. н. э.
НекропольСклеп Евресивия и Арепы, IIв н.э.
Склеп под Зевсовым курганом
Дорожки в заповеднике усыпаны осколками древней керамики
По материалам: Официальный сервер Ольвийской Экспедиции История края на сайте ТПП Николаевской области Руслева А. С. доктор исторических наук. (Киев)Журнал «Летопись Причерноморья» №3 Херсон 1999 г. activeclub.com.ua Украинский издательский консорциум БСЭ
Как добраться: Доехать до Николаева (из Киева - поезд, из Одессы - 2,5 часа на маршрутке)
Из Николаева ходят маршрутки в Парутино Расписание Через Парутино также следуют некоторые маршрутки идущие на Очаков из Николаева. ВАЖНО: Все они отправляются не от центрального автовокзала, а от "пригородного".
На обратную дорогу - желательно заранее узнать у местного населения, когда последний автобус уезджает на Николаев (в районе 7ми вечера). Иначе проблематично вернуться.