Греческие имена персидских богов. Боги древней персии
Боги и демоны древнего Ирана
Кроме дэвов, появились и демонические существа женского пола - паирики - чародейки в образах то старух, то красавиц. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго.
Дэвы и пери были связаны с другим основополагающим религиозным понятием - "друг" или "друх" - лжи и искажения истины и божественного порядка. В ответ на создание Ахура-Маздой мира, жизни, света, тепла Анхра-Майнью создал смерть, зиму, холод, потоп, от которого людей спас Ахура-Мазда, построив для них специальное убежище.
Читайте мою работу о гибели Старого мира, пожаре, потопе и оледенении "Самая главная катастрофа в истории Земли, во время которой появилось человечество. Когда она произошла"
Появление дэвов и паирик на Земле
Разбив небесную сферу, Анхра-Майнью ворвался в наш мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирик. Созданные им кометы, метеоры и планеты внесли всеобщий хаос, нарушая упорядоченность движения звезд. А затем на Землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и т.д.). Мир спас Ахура-Мазда. После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях.
Особое место в иранских преданиях занимает очень древняя жреческая каста Магов, хотя и принявших зороастрийское учение, но все время остававшихся его тайными противниками.
Ахуры и дэвы - человекоподобные боги и демоны гигантского телосложения
Большинство индоиранских божеств представлялись в человекоческом облике, но отличительной особенностью Вэрэтрагны - бога Победы , обладателя постоянного эпитета "созданный ахурами", "ахуроданный" - было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев своей неистовой отвагой . Это сближает его с третьей аватарой Вишну, во время которой он спас Землю от потопа.Дэвы нередко представлялись в виде гигантов (и здесь), в совершенстве владеющих черной магией.По данным М.Бойс ("Зороастрийцы. Верования и обычаи", 1987), в древней Индии бог победы Вэрэтрагна был замещен Индрой, который имел своим прототипом индоиранского воина героической эпохи. Индра был аморальным и требовал от своих почитателей обильных приношений, за которые он щедро вознаграждал их материальными благами. Разница между Индрой и нравственными ахурами особенно хорошо видна в одном из гимнов Ригведы (Ригведа 4, 42), в котором он и Варуна по очереди высказывают свои претензии на величие.
www.dopotopa.com
Греческие имена персидских богов. Другая история Средневековья. От древности до Возрождения
Греческие имена персидских богов
Древняя религия Ирана имеет отличия от других религий этого региона. Ее называют маздизмом по имени главного бога Агура-Мазды, зороастризмом по имени легендарного основателя этого учения Зороастра (Созерцатель Звезд, по-гречески), авестизмом по названию главной священной книги Авесты, парсизмом по названию современной группы последователей; сторонников этой религии зовут также огнепоклонниками. Одно из направлений этой религии – митраизм.
Главный бог Ахура-мазда (в греческом написании Ормузд) – бог света, ему противостоит бог тьмы (зла) Ангро-Майнью (греческий Ариман). У этих богов имеется свита из духов света и добра агуров и духов зла и тьмы дэвов. Такое разделение на светлое и темное – весьма необычное явление для древних религий.
Учение содержит идею о приходе перед концом света либо сына, либо воплощения бога Ормузда. Он должен родиться от девы. Именно он должен поставить последнюю точку в борьбе добра и зла, после чего ад и находящиеся в нем души грешников будут уничтожены.
Интересно, что основатель религии Зороастр (в ином написании Заратустра или Заратуштра), так же, как и Будда в Индии, со временем стал восприниматься верующими как сам Бог.
Но насколько стар зороастризм?
Самый древний известный текст религии относится к XIII веку н. э. (крестоносцы уже сто лет как «исчезли» в Ираке и, надо думать, проникли в Иран). Почему же нет более ранних документов? Историки полагают, что они, конечно, были, но Александр Македонский и арабы уничтожили их. Очень удобное мнение, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Обратите внимание, все (все!) древние документы почему-либо пропали. Александрийская библиотека, папские архивы, работы античных авторов, древние тексты Библии; тексты буддизма, индуизма, зороастризма; китайские и прочие древние летописи. Сгорели, утонули, мыши съели, Александр Македонский изничтожил, арабы ликвидировали, инквизиция сожгла, император велел по ветру пустить. Но подобные заявления – не более чем домыслы, потому что нет никаких доказательств повышенной прожорливости древних мышей или ненависти А. Ф. Македонского к письменным текстам.
Из пяти священных книг зороастризма четыре написаны на языке, близком санскриту, одна – на среднеперсидском языке пехлеви. Одна из книг называется Зенда-Веста, что означает Благая Весть, Евангелие по-гречески.
Знание того, откуда и куда реально шло развитие, позволяет по-новому взглянуть на особенности зороастризма. Он предстает чем-то вроде николаитства Византийской империи.
Традиционно считается, что пришедший из Индии в Иран пантеон богов претерпел в Иране такие изменения: остались только боги жрецов, а боги-покровители военных и крестьян перестали быть богами, перейдя в ранг дэвов, демонов. Это, полагают историки, результат реформы, проведенной пророком Зороастром, основавшим систему, подобную монотеизму. Ахура-мазда – Господин Мудрость – не просто отделился от других богов, но стал несоизмерим с ними. Сохранились все индоиранские божества, но появился единственный Бог-хозяин. Вместо многих богов, склонных к эксцессам и соперничеству, теперь все вместе они были сведены к одному Создателю, причем в основном сохранились функции и иерархия святых.
В зороастризме обычная индоиранская и индоевропейская схема трехфункционального пантеона превратилась в набор неких существ Амеша Спента (бессмертные святые). Это Спента Майньо (дух святости), Воху Мана (благая весть, аналог Митры), Аша Вахишта (истина, аналог Варуны), Хшатра Ваирья (власть), Армайти (благочестие), Аурват (целостность), Амартат (бессмертие), ставшие носителями определенных качеств. Такой переход не есть что-то необычное. Очень многие боги, например у индийцев, были ранее просто эпитетами к имени основного бога, но со временем отделились от него и приобрели самостоятельное существование, – так, Ашвины Арьяман и Бхага относятся к Митре (его эпитеты), а Ашвины Дакша и Анша – к Варуне, это его эпитеты.
Вот некоторые аналогии индийских и иранских религиозных категорий:
Индия – Иран
Сома – Хаома
Агни – Атару
Варуна – Агура-Мазда
Митра – Мифра
Индра – демон Индра
Насатьи – демон Нанхайтья
Девы (божества) – Дэвы (злые духи, демоны)
Асуры (злые духи, демоны) – Агуры (благие духи)
Как видим, некоторые божества стали демонами, а некоторые демоны – богами. Такой переход можно проиллюстрировать примером из истории России. Так, доевангельский христианский праздник Ивана Купалы (Иоанна Крестителя) в одно прекрасное время объявили языческим, дьявольским. И очень скоро лешие, домовые, водяные и прочие добрые ребята «поменяли знак» с плюса на минус, из богов природы превратились в нечистую силу. Легко понять, что локальные боги оставались в своем ранге там, где победили их почитатели, и переходили в ранг демонов там, где их почитатели проиграли. У иранцев агуры одержали чисто военную победу над дэвами, а в индийской мифологии, наоборот, побежденными оказались могучие, но неразумные асуры.
Так что подобная реформа могла произойти в Иране лишь в случае коренных изменений в социальной структуре общества, или прийти извне, со стороны. Полагаем, реформа Зороастра есть результат Крестовых походов, то есть она принесена извне. На это указывает, например, известная надпись Ксеркса антидэвовского содержания. Он уничтожил святилища поклонников дэва и насадил культ Ахура-мазды. Так были уничтожены старые верования и насаждены новые, и только так можно понять переход богов в разряд демонов, а демонов – в ранг богов. А Индия крестоносцам оказалась не по зубам. То есть и в Индию, и в Иран одновременно пришла из Европы некая система верований, но в Иране она позже была реформирована новыми пришельцами из той же Европы, практически точно так же, как и в России.
Поэтому зороастризм не есть самостоятельная эволюция индуизма в Иране. Индоевропейские боги пришли из Европы и в Индию, и в Иран независимо, вместе с расселявшимися народами и их жрецами. Зороастризм – местная трансформация религии, пришедшей с Запада и подвергшейся позже ревизии при крестоносцах, носителях новой западной религиозной системы. То, что первоначальной «родиной» местных богов была Европа, следует хотя бы из того, что в германско-скандинавской мифологии тоже имеются асы; это они превратились в Индии в асуров, а в Иране в агуров.
Небольшая группа последователей зороастризма существует сейчас в Индии, они называются парсами. А тех, кто остался в Иране, мусульмане называют гебрами. Этимология названия гебр точно не определена; в частности, его пытались выводить из арабского кафир (неверный), но может быть и так, что слово это произошло из греческого hebraios, еврей. Не есть ли это остатки первичной волны переселенцев из Италии времен похода Моисея? У этой религии особое отношение к огню, что становится понятным, если принять во внимание их исход от подножия Везувия.
Главное занятие парсов – торговля. Из их среды вышли самые крупные капиталисты Индии. В книге «ЗОРОАСТРИЙЦЫ. Верования и обычаи» Мэри Бойс пишет о парсах: «Они играли важную роль в жизни двух государств [Пакистана и Индии], так как из их числа вышло поразительное (соразмерно величине общины) число общественных деятелей, военных, летчиков, ученых, промышленников, издателей газет». Последователи Зороастра переселялись из Ирана в Индию и Пакистан, а не наоборот.
В мифологии тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Западной Сибири, Поволжья, гагаузов дэвы (с разным произношением: дэв, дев, део, дяу, дэу, деу, дию, тив и т. д.) – злые духи. Это показывает, что и сюда эти представления пришли напрямую из Ирана, а не из Индии.
… О важнейшем направлении иранской религии, митраизме, мы уже писали и не станем повторяться. Напомним, что, по нашему мнению, появился он в начале нашей эры в Европе и распространился на Восток. Традиционные историки полагают, что эта религия шла с Востока на Запад, причем до нашей эры; но интересно и мнение апологетов христианства, считавших, что сам сатана внушил митраистам мысль подражать обрядам христиан, дабы дискредитировать последних. Получается, христиане признают, что митраизм вовсе не так древен. Ведь не могли же митраисты древности подражать тому, что появилось в Европе лишь с Рождеством Христовым.
Головной убор митраистского верховного жреца – тиара, или митра. Это название имеет и головной убор Папы Римского; как и жрецы Митры, обувается Папа Римский в красную обувь и так же заведует ключами «бога-скалы» Петра.
Полагаем, что митраизм в том виде, как он известен, есть секта первичного христианства, включившая в свою обрядность предшествовавший культ Бога-Солнца. На территории Ирана это верование еще и «разбавилось» местным фольклором.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
ГРЕЧЕСКИЕ И ПЕРСИДСКИЕ БОГИ. Пифагор. Том II [Мудрецы Востока]
ГРЕЧЕСКИЕ И ПЕРСИДСКИЕ БОГИ
«Все их боги — планеты страстей» —
Астрология так говорила…
Если знание — сила людей,
То незнание — страшная сила!
Целый месяц пробыл Пифагор в гостях у Заратуштры. За это время многое узнал он о Пророке и о его религии. Не со всеми положениями зороастризма согласился Пифагор, но пантеон богов 3аратуштры во главе с Ахура-Маздой ему пришелся по душе. 3аратуштра обладал сверхъестественной способностью уходить в мир бестелесных сущностей и мог преднамеренно погрузиться во внутренний мир другого человека так, чтобы и тот стал свидетелем и очевидцем реальности мира духовного.
Учение Заратуштры о Божественном непосредственно связано с его мистическим опытом. Его философия — ничто иное, как попытка донести до непосвященных в словесной форме свидетельства о мире бестелесного бытия.
Используя существовавшую до него арийскую мифологию, Заратуштра создал совершенно новое, небывалое до него богословское построение. Имена, которые Заратуштра дал сущностям бестелесного мира, для арийцев не новы, но прежде они обозначали лишь понятия, и изредка второстепенных родоплеменных божеств.
Высшая бестелесная сущность, известная Заратуштре, была названа им арийским нарицательным именем Мазда — «мысль, память, мудрый», производным от сложного глагола «ма(н)з-да» — «устанавливать мысль, направлять свое внимание, разум». Сравните: в Индии слово «манас» обозначает ум. Именем Мазда Пророк обозначил психическую энергию мышления.
Дорогие мои, чтобы сделать имя верховного божества ближе и понятнее непосвященным, Заратуштра добавил к нему слово «ахура» (асура — бог), отнеся его, таким образом, к арийской категории божеств, соответствующих древнегреческим титанам, то есть энергиям и силам небесных тел и светил.
Причисляя Мазду к ахурам, Заратуштра вынужден был определить его место среди прочих ахуров (асуров). Сделал он это, поставив под надзор Мазды Ахуры планету Юпитер, заместив прежнего ее владыку, Гуру — «Просветленного Учителя», соответствующего индуистскому Брахме и титану Иапету в греческой традиции. Сходным образом построена и вся остальная система божественных сущностей у Заратуштры.
Согласно мифам и легендам древних греков, у Иапета были сестра-титанида Фемида. Фемида была женским олицетворением его функции небесного судьи. И у Иапета было четыре сына от океаниды Асии, в которой усматривается лидийская богиня Асви. Асви — это олицетворение интуитивного доопытного знания о прошлом, нынешнем и последующем состояниях мира.
Две двойни сыновей титана Иапета: Прометей-Эпиметей и Атлант-Менойтий, — соответствуют в системе зороастризма двум сыновьям Ахуры: Спента-Манью и Анхра-Манью. Спента-Манью — это греческий Прометей и Атлант в одном лице. А Злой Дух Анхра-Манью — соответствует греческим титанам Эпиметею и Менойтию.
Эзотерическим Зодиакальным домом Ахура-Мазды как и титана Иапета являлось созвездие Водолея, над которым господствует звезда Большая Рыба, или Фомальгаут (Сатавэса). Вот почему Ахура-Мазда-Иапет так тесно связан с мифом о Вселенском потопе и о единственном спасенном родоначальнике современной расы людей. В древнеиндийской традиции это Ману Вайвасвата, а в древнеперсидской традиции — Йима Хшайта, сын Вивахванта. В послепотопную эпоху дождями, наводнениями и дождевыми потоками ведал Тиштрия, яркая и славная тройственная звезда, сотворенная Ахура-Маздой. Эзотерический цвет Ахура-Мазды — зеленый, в чем есть намек на особое благоволение Ахура-Мазды к зеленому цвету растений. Телесными воплощениями Мазды считались мирт и белый жасмин.
Человек и человечество также были телесным воплощением Мазды Ахуры.
Составные части божественного имени Арта-Вахишта, или Аша-Вахишта, — «Наилучшее Суждение, Правосудие, Правда Богатейшая» — были взяты Заратуштрой из древних арийских преданий. До Заратуштры понятие Арта обозначало наиболее общий закон мироздания, законы и закономерности природы телесного мира.
Арта управляет движением Солнца и Луны, восходами и заходами светил, сменой времен года, циклическим умиранием и возрождением всей природы, рождением, ростом и смертью человека, его возрастами жизни, его местом в общественном разделении труда, общественной иерархией, верностью договорами, справедливостью и правосудием.
Вахишта в общеарийской мифологии — один из семи божественных мудрецов. Сравните с древнеиндийским мудрецом по имени Васиштха — переводится «Богатейший». Заратуштра, не говоря о родственных связях Арты Вахишты, тем не менее, поставил его рядом с Ахура-Маздой, чем отвел ему место, которое в греческой мифологии занимала титанида Фемида, сестра Иапета. А Фемида олицетворяла всемирный Закон, закономерности Вселенной. Она считалась матерью трех Ор, трех Времен года и трех Мойр, трех владычиц Кармы, вершащих человеческие судьбы. По ходу рассказа Урвататнара Пифагор сравнивал зороастрийских богов с древнегреческими жителями Олимпа и тотчас получал стройную и знакомую картину небесной иерархии. И это понравилось греческому философу.
В учении Заратуштры нравственные смыслы понятия Арта стали главенствующими, этим именем Заратуштра чаще всего обозначал не столько закономерности природы и общества, сколько посмертное воздаяние за благие дела в человеческой жизни. Для Заратуштры Арта-Вахишта обладал мужской природой и являлся лишь мужским аспектом Ахура-Мазды, а не отдельным божеством.
Эзотерическим созвездием Арта-Вахишты считалось созвездие Льва, как верховного судьи в царстве зверей.
Цветовой спектр, как и у Мазды,— зеленый, растительное воплощение Арта-Вахишты — мышиный горошек.
Спента-Манью, тождественный Воху-Мане, арийский Прометей и Атлант в одном лице, получил от Заратуштры также многозначительное двусоставное имя Воху-Мана — «добрый промысел, или помысел». Сравните с древнегреческим словом «Прометей», которое переводится как — «мыслящий наперед, промыслитель».
Имя Воху-Мана обозначает в богословии Заратуштры добрый аспект мыслительной энергии. Воху-Мана — покровитель благих мыслей, воздающий за них на посмертном суде души.
Теснейшая связь имени Воху-Маны с душой быка так же объясняется при помощи древнегреческого образа Атланта, который был поставлен титанами править Луной. Луна в эзотерических учениях напрямую связана в земной природе с белым тельцом, а в зодиакальном круге — с созвездием Тельца. Вот откуда постоянные эпитеты Воху-Маны и Маха — «Творец Быка», «Душа Быка», «Семя Быка». Маха — это месяц.
Воху-Мана, как и Атлант, имеет смысловую связь с белым цветом. Ведь энергия добрых помыслов символически тесно сопряжена с белым цветовым спектром света. Иногда символом Воху-Маны называли белый жасмин, то есть священное растение самого Ахура-Мазды.
Перемена в богословии, произведенная Пророком, становится более очевидной при сопоставлении с предшествующими общеарийскими аналогами.
Имя Анхра-Манью (Ангромайнью, Ахриман, Арейман) состоит из двух корней: «злой, недобрый» и «дух». Этот образ, созданный Заратуштрой, также вобрал в себя смыслы древнегреческих имен титанидов Менойтия, яростного и гневливого, буйного и беснующегося воителя, низвергнутого в преисподнюю, и Эпиметея, «сильного задним умом», хитрого, недальновидного, через супругу Пандору и дочь Пирру впустившего в мир людей все виды болезней, бедствий, горестей и страданий.
Анхра-Манью теснейшим образом связан с дэвом засухи Апаошей, разрушительным духом смерти и гниения Насу. Апаоша, как следует из арийских преданий о Тиштрии, имел телесное воплощение в виде черного коня с клеймами смерти. В связи с этим нелишне будет напомнить, что низвергнутый с небес Менойтий обретается в царстве вечного мрака и, возможно, сторожит стада черных быков и черных коней Гелиоса в преисподней.
Анхра-Манью пребывает во тьме, он выходит ночью, под покровом темноты вершит свои злые дела в телесном мире. Во мгле преисподней, в мрачном Эребе или Тартаре влачит свои дни поверженный Менойтий.
В традиции зороастризма Анхра-Манью создал вредоносную парику Муш. Муш переводится как «мышь» — это результат народного переосмысления шумерского слова «муш». В Шумере Муш — «Змея, созвездие Змеиного дракона», то есть созвездия Гидра и Рак. Муш стремится затмить Маха и Хвархшэта — Месяц и Солнце. Эзотерически это созвездие Гипериона, где пребывает Менойтий, — Скорпион, символ смерти. Скорпион, как и змея, относится к категории вредных существ храфстра.
Анхра-Манью роднит с древнегреческим титаном Эпиметеем и злополучное вторжение в людской мир болезней, телесных недугов, страданий и других зол.
3аратуштра сочинил молитвы и молился только Бессмертным Святым. В гатах он упоминает свои собственные гимны и славословия в честь Ахура-Мазды и Воху-Маны, свои моления о помощи к Арти-Вахви и небесным светам, то есть звездам. Он неоднократно обещал стать защитником для души Быка и осуждал всякое кровавое жертвоприношение скота.
К достойным почитания и восхваления Заратуштра, прежде всего, относил Семь Бессмертных Святых: Ахура-Мазду, Воху-Ману, Арта-Вахишту, Хшатра-Варью, Спента-Армайти, Харватат и Амэртат, Арти-Вахви и Сраошу.
По Заратуштре творения Ахура-Мазды таковы: Небеса (Асман), Солнце (Хвархшэта), Месяц (Мах) и Звезды (особенно Тиштрия, Сатавэса, Ванант, Хафтаринга, Гвоздь Середины Небес), Вода (Апоахуни), Земля (Зам), Огонь (Атар), Душа Быка (Гэуш Урван), Души Людей (Фраварти). Все они отнесены Заратуштрой к благим сущностям.
Эти божественные сущности Заратуштра предписывал почитать бескровным жертвоприношением, душевным настроем и хвалебным песнопением.
Все творения Анхра-Манью: дэвы и духи — Ака-Мана, Друдж, Айшма, Заурва и другие; дэвы небесных светил — Митра, Урвана Гаочитра, Тира, Ардви-Сура Аннахита, Веретрагва, Зрвад; парики, особенно Муш; дэв Насу — Смерти и Гниения; Суховей Апаоша; Насилие — жертвоприношение быка; злые люди и вредные животные — храфстра, — не достойны почитания и поклонения.
Более того, с обрядами кровавых жертвоприношений этим дэвам Заратуштра призывал бороться самым решительным образом: кумирни и святилища уничтожать, а служащих им колдунов — яту, карапанов и кавиев гнать и истреблять.
Пифагор уезжал на двугорбом верблюде.
Отпуск кончился весь — на работу пора…
Вдоль бульваров стояли, прощаясь с ним, люди
И бросали цветы, и кричали «Ура!»
Целый месяц беседовал Пифагор с Пророком Заратуштрой и его сыном Урвататнарой об их новой вере. Не все принял Пифагор в зороастризме, но зато все понял. И на все свои вопросы о зороастрийской религии получил ответы от самого основателя этой религии — Заратуштры. Пришло время расставания. На прощание Заратуштра обнял Пифагора и сказал: «Знаю, на юге Апеннинского полуострова ты создашь собственную Школу и собственную религию. И тогда ты согласишься с теми положениями моей религии, с которыми не согласился сейчас».
Пифагор уезжал на двугорбом верблюде из ворот царского дворца Вары в Вавилон. Многие жители праведного города вышли на улицы и бульвары, чтобы поприветствовать Посвященного и попрощаться с ним, чтобы бросить ему под ноги белые цветы и отдать дань уважения Сыну Аполлона Гиперборейского. И еще долго за городом толпа босоногих мальчишек провожала необычного гостя, взбивая желтыми пятками придорожную пыль…
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Боги и демоны древнего Ирана
Ахуры, асуры, дайвы и дэвы
Древние иранские племена как богов почитали асуров или ахуров ("владык"), в число которых входили боги Митра, Варуна , Вэрэтрагна и другие божества. Высший ахура имел имя Ахура-Мазда, что означало "Владыка-Мудрость", "Мудрый Господь"* . Ахура-Мазда и ахуры были связаны с одним из основных религиозных понятий - "арта" или "аша" - справедливым правопорядком, божественной справедливостью, и в этом смысле они полностью соответствовали индийским адитьям.Наряду с ахурами у древних иранских племен почитались дайвы, а позднее - дэвы - божества, остававшиеся объектом поклонения части арийских племен, ушедших в Индию, и некоторых иранских племен. Но у других иранских племен дэвы попали "в лагерь зла".
Противоборство светлых сил добра, возглавляемых Ахура-Маздой и сил тьмы под началом Анхра-Манью (Ахримана)
Для древней религии этих иранских племен был характерен дуализм: противопоставление светлых сил темным, добра - злу. Эти представления получили дальнейшее развитие в системе зороастризма с ярко выраженным противоборством двух начал: сил добра, возглавляемых Ахура-Маздой, и сил зла и тьмы, под началом Анхра-Майнью (позже - Ахриман). К воинству лагеря Анхра-Майнью принадлежали дэвы - бывшие боги, ставшие колдунами, которые вредили огню, земле, воде (загрязняли ее), не почитали богов, вызывали распри между людьми, губительные войны и внедряли в жизнь людей алчность и зависть.
Кроме дэвов, появились и демонические существа женского пола - паирики - чародейки в образах то старух, то красавиц. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго.Дэвы и пери были связаны с другим основополагающим религиозным понятием - "друг" или "друх" - лжи и искажения истины и божественного порядка. В ответ на создание Ахура-Маздой мира, жизни, света, тепла Анхра-Майнью создал смерть, зиму, холод, потоп, от которого людей спас Ахура-Мазда, построив для них специальное убежище.
Появление дэвов и паирик на Земле
Разбив небесную сферу, Анхра-Майнью ворвался в наш мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирик. Созданные им кометы, метеоры и планеты внесли всеобщий хаос, нарушая упорядоченность движения звезд. А затем на Землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и т.д.). Мир спас Ахура-Мазда. После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях.
Особое место в иранских преданиях занимает очень древняя жреческая каста Магов, хотя и принявших зороастрийское учение, но все время остававшихся его тайными противниками.
Ахуры и дэвы - человекоподобные боги и демоны гигантского телосложения
Большинство индоиранских божеств представлялись в человекоческом облике, но отличительной особенностью Вэрэтрагны - бога Победы , обладателя постоянного эпитета "созданный ахурами", "ахуроданный" - было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев своей неистовой отвагой . Это сближает его с третьей аватарой Вишну, во время которой он спас Землю от потопа.Дэвы нередко представлялись в виде гигантов (и здесь), в совершенстве владеющих черной магией.По данным М.Бойс ("Зороастрийцы. Верования и обычаи", 1987), в древней Индии бог победы Вэрэтрагна был замещен Индрой, который имел своим прототипом индоиранского воина героической эпохи. Индра был аморальным и требовал от своих почитателей обильных приношений, за которые он щедро вознаграждал их материальными благами. Разница между Индрой и нравственными ахурами особенно хорошо видна в одном из гимнов Ригведы (Ригведа 4, 42), в котором он и Варуна по очереди высказывают свои претензии на величие. Основатель зароастрийской религии Заратуштра (Зороастр) применял по отношению к Индре титул "дэв" и противопоставлял его ахурам. Это является дополнительным аргументом в пользу того, что адитьи, дайтьи и данавы практически ничем не отличались друг от друга
Как можно видеть, древнеиранские асуры или ахуры во многом отвечали древнеиндийским адитьям, а дайвы или дэвы - дайтьям и данавам. Однако, как и в индийских преданиях, четких различий между ними не было. Наоборот, почитавшиеся одними иранскими племенами и ушедшими в Индию ариями как боги, дэвы, относились другими иранскими племенами - последователями зороастрийского учения как враждебные богам демоны.
Отличие ахуров и дэвов - в их отношении к божественному порядку
Пожалуй, единственным принципиальным отличием ахуров и дэвов, также как и в древней Индии, было их отношение к божественному порядку. Причем, под божественным порядком в зороастрийской литературе, и, в первую очередь, Авесте, подразумевались движение планет, продолжительность года и чередование времен года*. Дэвов рассматривали не только как "еретиков", но и как разрушителей установленного божественного порядка, насылающих на Землю мрак, холод и потоп (не усматриваете ли вы в этом связь дэвов с глобальными катастрофами?) и как силы, вызывающие губительные войны и несущие в мир насилие и смерть. По крайне мере, однажды им удалось разрушить мир, за что Ахура-Мазда изгнал их… под землю (в подземные убежища?).
или
маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в.
до н.э. реформатором древней иранской
религии по имени Заратуштра (греч.
Зороастр). Религия зороастризма
продолжает существовать до
сегодняшних дней. В Иране ее
последователи насчитывают всего ок. 10
000 человек, и мусульмане называют их
габарами (“неверными”). В Индии,
известные под именем парсов (от слова,
означающего “персидский”), они
насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и
сосредоточены преимущественно в
Бомбее и ряде других городов на севере
Индии. Парсы – потомки переселенцев,
покинувших Иран в 10 в.
Заратуштра. Время жизни
Заратуштры остается предметом споров.
Согласно иранской традиции, он жил за 258
лет до Александра Македонского,
который в 333–330 до н.э. завоевал
Персидскую империю, одержав победу над
ее правителем Дарием III. Однако по
мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э.
является слишком поздней.
Соответственно, предполагается, что
слова “до Александра” явились
искажением первоначального “до Дария”,
где под Дарием подразумевался царь
Дарий I Великий (522–486 до н.э.), а не Дарий
III Кодоман (336–330 до н.э.), которого
победил Александр. Исходя из этого
предположения, исследователи получают
для Заратуштры дату ок. 750 до н.э.,
которая согласуется с тем, что для
греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой
столь древней, что они могли относить
время его жизни за 6000 лет до Платона, –
возможно, смешивая время его
действительного рождения и время
сотворения его духовного
предшественника-двойника, который,
согласно зороастризму, имеется у
каждого человека.
Священная книга
зороастризма – Авеста, однако, судя
по ряду признаков, лишь определенную ее
часть можно приписывать самому
Заратуштре. Эту часть составляют Гаты,
священные молитвы, сохранившиеся в
составе Авесты. Гаты –
единственный аутентичный источник
наших сведений о Заратуштре; все прочие
сообщаемые о нем сведения являются
легендарными. Главным внешним событием
в его жизни было обращение некоего “князя
Виштаспы” (греч. Гистаспа), которого по
ряду причин невозможно отождествить с
его тезкой, отцом Дария. В Гатах все
указывает на северо-запад Ирана как на
родину Заратуштры, удаленную от
контактов с городскими цивилизациями
Вавилонии и западного Ирана,
населенного персами и мидийцами.
Вероятно, Заратуштра жил и
проповедовал в Хорезме (территория
современных Таджикистана и
Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).
Иранская религия до
Заратуштры. Чтобы уяснить суть
учения Заратуштры, следует сказать
несколько слов о религии, в которой он
был рожден и воспитан. Прямых
свидетельств о ней не сохранилось, но
многие ее черты, по-видимому,
возродились в религии последователей
Заратуштры.
Индоиранская религия
представляла собой одну из форм
политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально
“небесных”, “небожителей”), здесь
выделялся особый ряд богов,
регулирующих нравственное состояние
общества (Митра, Варуна и др.).
Индоиранское общество подразделялось
на три класса: вожди и жрецы, воины и
простые земледельцы и пастухи. Это
классовое деление получило свое
отражение и в религии: каждому из
перечисленных классов принадлежали
свои особые боги. Асуры были
связаны с первым, высшим классом вождей
и жрецов. В жертву богам приносили
кровь животных, огонь и перебродивший
сок некоего растения (саумы). Эти
жертвоприношения, призванные
обеспечить благополучие человека и
продление его рода (что всегда играло
важную роль в погребальных обрядах), и
позволяли ему как бы заранее вкусить
бессмертие через опьянение саумой.
Реформы Заратуштры. Заратуштра
отказался от всех богов, за исключением
одного, асура (в древнеиранском
произношении – ахура), т.е. “бога”, “господина”,
мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская
форма – Ормазд), т.е. “Премудрый
господь”, или “Владыка мудрости”.
Неизвестно, был ли Заратуштра первым,
кто провозгласил культ Ахурамазды.
Последнему поклонялся, как великому
божеству, Дарий I, однако мы не знаем,
воспринял ли Дарий этот культ от
Заратуштры и его последователей или
независимо от них. Другие ахуры
игнорировались им, а древние боги-покровители
двух низших классов стали считаться
злыми божествами, демонами. Однако их
атрибуты и качества в системе
зороастризма унаследовали
божественные существа, получившие
наименование “Святые Бессмертные” и
представлявшие собой сущности, ранее
ассоциировавшиеся с младшими
божествами, а теперь подчиненные
Ахурамазде. Ахурамазда считался также
отцом духов-близнецов, которые, при
начале творения, осуществляют выбор
между жизнью и нежизнью, между добром и
злом и т.д. Аналогичный выбор должен
осуществляться каждым человеком,
который призван “мыслью, словом и
делом” встать на сторону Ахурамазды и
Святых Бессмертных в их борьбе против
сил зла.
Заратуштра был убежден, что
вскоре наступит эпоха нового мира и что
только сторонники добра обретут в этом
мире новую жизнь, которая, по мысли
Заратуштры, будет длиться на земле
вечно. А до наступления этой эпохи
умершие должны восходить на мост,
который добрых людей ведет на небеса, а
злых – в ад.
Заратуштра резко осудил две
формы жертвоприношений, совершавшихся
изначально в честь отвергнутых им
богов: кровавые жертвы и возлияния
опьяняющим соком саумы (в это время
называемой хаома в Иране и сома в Индии).
Он сохранил только огненные
жертвоприношения, считая огонь
символом праведности и единственно
верным путем к бессмертию.
Возникновение
дуалистического зороастризма. После
смерти Заратуштры его религия стала
постепенно распространяться на юг (по
территории современного Афганистана) и
на запад (в направлении к Ирану и Мидии).
В ходе этого распространения
зороастризм не мог избежать смешения с
элементами древней религии, богам
которой – Митре, Анахите и другим –
приносили в жертву кровь и хаому, вновь
заструившиеся по алтарям. Эта эволюция,
происходившая в эпоху правления
династии Ахеменидов (553–330 до н.э.),
получила отражение в позднейших частях
Авесты.
Несмотря на восстановление
почитания некоторых древних богов,
Ахурамазда по-прежнему оставался
великим богом, возвышавшихся над всеми
другими богами. Однако теперь его
всемогущество оказалось ограниченным
силой Злого Духа: великое
противостояние и борьба
осуществлялись уже не между двумя
подчиненными духами-близнецами, так
как сам Ахурамазда был отождествлен с
Благим Духом и тем самым низведен на
одну ступень со Злым Духом. Оба они
считались ровесниками. Благому
творению, осуществленному Ахурамаздой,
Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская
форма – Ахриман) противопоставил свое
собственное злое творение.
Эта дуалистическая система
напоминала религию, известную грекам
как “религия магов”. Геродот (ок. 485–428
до н.э.) оставил описание некоторых
обычаев этого мидийского племени. Они
не хоронили и не сжигали своих умерших,
оставляя их тела на съедение птицам.
Они практиковали близкородственные
браки и были искусны в толковании
сновидений, астрологии и магии (дав
последней название). Свидетельства
греческих авторов – Евдема Родосского
(кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же),
Плутарха (ок. 45 н.э. – ок. 120) и других,
наряду со свидетельствами Геродота и Младшей
Авесты, позволяют получить
представления об эволюции этой системы
в послеахеменидский период.
При Селевкидах (323–248 до н.э.)
и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э.
– 224 н.э.) Иран оставался в той или иной
степени эллинизированным, а местная
религия пребывала в упадке. Ее
возрождение пришлось на период заката
Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до
н.э. – 651 н.э.), которая четыре века
спустя пала под натиском мусульманских
завоевателей.
Зороастризм в
послеэллинистическую эпоху. При
Сасанидах зороастризм стал
государственной религией, а
зороастрийское жречество –
государствообразующим сословием.
Тексты Авесты были собраны в единый
корпус, изданы и снабжены комментарием
на пехлевийском языке.
При мусульманских
правителях большинство населения было
обращено в ислам, но к зороастризму
мусульмане относились терпимо, что
позволило ему сравнительно
благополучно просуществовать на
протяжении трех последующих веков.
Зороастрийцы писали трактаты на
пехлевийском языке: один из них был
посвящен опровержению ислама,
христианства, манихейства и иудаизма,
ряд других – проблемам этики,
космологии и загробной жизни или
изложению основных положений
зороастрийской религии. Эти трактаты
дают представление о зороастризме
сасанидской и послесасанидской эпохи.
Зурванизм. В
дуалистической системе зороастризма
вопрос о происхождении двух
антагонистических первоначал либо
оставлялся без ответа (предполагалось,
что эти начала были даны и
сосуществовали извечно), либо побуждал
к поиску новых подходов. Такой подход
был предложен – возможно, под
греческим и вавилонским влиянием – в
системе зурванизма. Зурван (“Время”),
рассматривался здесь как отец Ормазда
и Ахримана, которых он породил, ради
чего он приносил жертвы в течение
тысячи лет. Во время жертвоприношения
он в какой-то момент усомнился в его
действенности. В результате этого
сомнения родился Ахриман, Ормазд же
родился в результате самой жертвы. Это
учение было осуждено как еретическое в
ортодоксальном зороастризме, который
пытался подчинить Зурвана власти
верховного бога, Ормазда, но при этом не
мог объяснить происхождения Злого Духа.
Вероучение ортодоксального
зороастризма. История мира, согласно
ортодоксальному зороастризму,
представляет собой грандиозную драму,
охватывающую четыре трехтысячелетних
периода. В первый период мир еще не имел
материального существования; при этом
его существование могло мыслиться либо
как совершенное, либо как
эмбриональное.
По истечении первого
трехтысячелетнего периода все сущее
было сотворено в своих материальных
формах – начиная с неба, солнца, луны и
звезд и заканчивая первочеловеком,
именовавшимся “Смертная жизнь”, и
первобыком, именовавшимся “Единотворным”.
На это творение Ахриман ответил своим
антитворением, однако его лишила силы
магическая формула – одна из главных
молитв зороастризма, произнесенная
Ормаздом.
Третий период был отмечен
вмешательством Ахримана в творение
Ормазда, в результате которого
Ахриманом были убиты как “Смертная
жизнь”, от которой ведут свое
происхождение люди и металлы, так и
первобык, от которого произошли
животные и растения.
Начало четвертого,
завершающего периода ознаменовалось
приходом на землю зороастрийской
религии, то есть – рождением
Заратуштры. Считалось, что конец
каждого тысячелетия в этот период
будет отмечен приходом нового
спасителя, преемника и чудесного
потомка Заратуштры, последнему из
которых предстоит провозгласить
начало Последнего суда и возникновение
нового мира.
Зороастрийские
жертвоприношения совершались в храмах
при посредстве воды, хаомы, пучка
прутьев и т.п. перед вечным огнем.
Жертвоприношения сопровождались
чтением всех Гат.
Зороастрийцы по сей день
хоронят своих умерших в соответствии с
древним мидийским обычаем: оставляя их
тела на съедение хищным птицам в особых
строениях, известных под названием “Башни
безмолвия”. Зороастрийцы избегают
контактов с трупами и всеми объектами,
считающимися “нечистыми”, а если
избежать осквернения не удается,
подвергаются долгим и сложным обрядам
очищения с помощью воды и коровьей мочи.
По достижении семи (или десяти) лет
каждый зороастриец получает рубаху и
сплетенный из множества прядей пояс,
который он должен носить до своего
смертного часа.
В основе зороастрийской
этики лежат идеи продолжения жизни и
соблюдения чистоты: она превозносит
брак и осуждает аскетизм и посты так же
сурово, как блуд и прелюбодеяния.
Зороастрийцы верят, что
после смерти душа встречается со своей
совестью, предстающей в виде
прекрасной девы или страшной ведьмы –
в зависимости от добрых или злых дел
человека в земной жизни. Теоретически,
посмертная участь человека жестко
обусловлена количественным
соотношением его добрых и злых мыслей,
слов и дел. Однако за умерших
возносятся молитвы, совершаются
богослужебные обряды, приносятся в
жертву цветы и т.д., особенно – на Новый
год.
Парсизм. В индии парсы в
значительной степени отошли от
традиционных зороастрийских верований
и обрядов, однако в их среде большим
почетом пользуются астрология, вера в
переселение душ и теософия. Они
возобновили связи со своими собратьями
в Иране, что привело к расколу в их
собственных рядах по поводу вопросов,
касающихся обрядовой практики и
календаря. Однако гораздо более
сильным было европейское влияние.
Парсы переняли европейскую одежду и
обычаи и сделались преуспевающими
торговцами и промышленниками. Они
славятся своим милосердием. С помощью
европейских ученых им удалось частично
восстановить забытый смысл своих
древних традиций. В настоящее время они
знают, что обвинения в дуализме,
которое в прошлом им нередко
адресовали христиане и мусульмане,
были несправедливы, так как основатель
их религии Заратуштра был, помимо всего
прочего, монотеистом, и все они, как и он,
верят в окончательное торжество добра
над злом.
Иранское влияние на западную
мысль и религию. Начиная с конца
классического периода язычники, а
позднее и христиане, стали видеть в
Заратуштре и магах предшественников
своих собственных учений и верований.
Так, Заратуштру считали учителем
Пифагора. Кроме того, философия,
астрология, алхимия, теургия и магия
нашли отражения в т.н. халдейских
пророчествах. В большинстве своем эти
сочинения, приписываемые восточным
мудрецам, были апокрифическими и несли
на себе сильный отпечаток греческих
понятий и идей с незначительными
вкраплениями иранских элементов.
Иранское влияние на иудаизм
и христианство. По-видимому,
зороастризм стал оказывать влияние на
иудаизм начиная с эпохи вавилонского
плена; это влияние проявилось прежде
всего в области ангелологии,
демонологии и эсхатологии (учения о
конечной судьбе мироздания и
человечества). Иранское влияние
особенно явно прослеживается в учении
о “двух духах”, упоминаемом в
кумранских текстах. Говоря о влиянии
зороастризма на христианство, нелегко
провести границу между тем, что было
воспринято христианством через
иудаизм, а что пришло непосредственно
из Ирана при рождении новой
христианской религии. Так, например,
хотя упоминание о семи Ангелах в Книге
Откровения (1-3) было заимствовано из Книги
Еноха и Книги Товита, однако само это
учение восходит к зороастрийскому
учению о семи Святых Бессмертных. С
другой стороны, вера в ангелов-хранителей
не засвидетельствована в иудео-христианской
традиции нигде до Нового Завета; быть
может, эта вера представляла собой
сочетание зороастрийского учения о
фраваши, духовных существах,
рассматривавшихся как часть
человеческой личности, но существующих
до рождения человека и независимо от
человека, с греко-римскими
представлениями об охранительной роли
гениев. Большинство подобных
заимствований касается области
эсхатологии. Представление о
воскресении, хотя и знакомое иудаизму,
однако приобретшее характер всеобщей
веры лишь в христианстве, уже
существовало в Иране на протяжении
многих веков.
Кроме того, для христиан Иран
был еще и страной трех волхвов (магов),
которые, следуя за путеводной звездой,
пришли поклониться младенцу Иисусу в
Вифлеем. Позднее, продолжая
наметившуюся уже в иудаизме традицию,
христиане отождествляли Заратуштру с
Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и
даже с самим Христом. Начиная с Юстина
Мученика христианские апологеты стали
ссылаться на Заратуштру и персидских
магов как на языческих “свидетелей”
истинности христианства, помогающих
утвердить эту истинность в глазах
язычников. Вместе с тем считалось, что
Заратуштра явился отцом столь
отвратительных, с точки зрения
христиан, суеверий, как астрология и
магия.
Митраистские мистерии. В 1
в. н.э. наиболее почитаемым богом в
Иране (в особенности – в западном Иране)
был не Ормазд, а солнечный бог Митра. По-видимому,
митраизм смешался в Вавилонии или
Малой Азии с вавилонскими и греческими
учениями и культовой практикой,
положив начало митраистским мистериям,
распространившимся по всей Римской
империи.
Манихейство. Манихейство
представляло собой одно из
гностических течений, будучи основано
на дуализме греческого типа,
противопоставлявшего Дух и Материю.
Основателем манихейства был некий Мани,
начавший свою проповедь в Сасанидской
столице в Халдее ок. 270 н.э. В
манихействе Бог мыслился
трансцендентным и не несущим
ответственности за творение, которое
считалось результатом деятельности
сил зла. При сасанидском правителе
Шапуре I манихейство распространилось
в Иране. Верховным божеством в
манихействе выступал Зурван, а не
Ормазд, последний же отождествлялся с
первочеловеком, чье грехопадение и
спасение составляют существенную
часть мировой драмы. Однако
манихейская этика, с ее строжайшими
запретами, касающимися сексуальной
жизни и определенных видов пищи, была
чужда ортодоксальному зороастризму.
Литература:
Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1–2. М., 1991
Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992
Авеста: Избранные гимны из Видевдата. М., 1993
Терапиано Ю. Маздеизм: Современные последователи Зороастра. М., 1993
Зороастр (Зара-Тустра): Жизненный путь провозвестника в Иране. М., 1994
Зороастрийские тексты. М., 1997
Авеста в русских переводах (1861–1996). СПб, 1998
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
Источник:
www.krugosvet.ru
ancient.gerodot.ru
ПЕРСИДСКАЯ МИФОЛОГИЯ | ЗНАЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ | Читать онлайн, без регистрации
ПЕРСИДСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В то время когда ассирийские цари неовавилонской эпохи создавали мифологические циклы, а египетская и греческая мифологии расцвели пышным цветом, оригинальная персидская или иранская мифология приостановилась в своем развитии; в последующее время почти все записи были уничтожены. Это произошло в царствование Дария (VI век до н. э.) из-за подъема маздеистского, или зороастрийского, дуализма – течения, которое, будучи признанным царем и правящими классами, лишило старую мифологию своего первоначального значения и ценности.
Зороастрийский дуализм являлся религией, которая находилась на более высоком уровне развития, чем религии Египта и Вавилона. Профессор Ростовцев утверждает, что, как и иудейские пророки, Зороастр достиг концепции единого духовного бога – Ормузда, или Ахурамазды, в котором воплощены принципы добра, тогда как принципы зла олицетворял Ариман, он же Ангра-Майнью. Эти два принципа находятся в вечном противостоянии в жизни и в природе, и в этой борьбе участвуют люди. Человек ответственен за свои действия, как хорошие, так и плохие; он хозяин своей судьбы, его воля определяет линию поведения. Если он борется против зла, признает Бога и заботится о чистоте своего тела и души, тогда по прошествии четырех периодов в мировой истории по три тысячи лет каждый, когда настанет время для окончательной победы добра над злом, Ормузда над Ариманом, – воскрешения мертвых и последнего суда, – ему гарантировано место среди спасенных и праведников.
Персидская религия имела сильное влияние на иудаизм и раннее христианство: царь, который был поборником раннего зороастризма, покончил с вавилонским пленом и дал возможность иудеям воссоздать культ волхвов, которые были персами и зороастрийцами. Эта религия в форме обожествления одной из ангельских сил зороастрийской теологии – Митры – распространилась и на западе в период заката Римской империи и стала могущественным соперником зарождающегося христианства. Культ Митры, которого идентифицировали с солнцем, поощрялся римскими военачальниками. Известно, что даже в Британии был храм, построенный в его честь. Современное христианство, в части, касающейся церемоний и ритуалов, имеет элементы, порожденные прежней близостью к митраизму. Прочитав «Восточную оду» Фрэнсиса Томпсона, мы узнаем кое-что о поклонении Митре. Показательно, что оду открывают метафоры из священного ритуала:
И вот на священном востоке
День, верный жрец,
Величественный во всех одеждах,
Поднимается медленно, поднимается плавно
Из своего восточного шатра.
Там появляется круглый священный символ,
Который дает миру благословление рассветом.
Чувства поклонников Митры проявляются еще сильнее в другом стихе:
Ты есть воплощенный свет,
Чье величие исконно и незыблемо, и после
Смерти и возрождения нашего дня и ночи;
От него твой наместнический жезл
С двойной силой черного и белого.
Дающий любовь, и красоту, и желание,
Страх, и притягательную силу, и чистоту,
Смертоносность и жизненную силу огня!
Считается, что оригинальная мифология Ирана и Персии принадлежит к тому типу, который существовал в арийской Индии около 1000 года до н. э., – мифологии ведических гимнов. Множество имен из самого старого слоя иранских традиций имеет корни среди имен в ведических гимнах. Одно из этих имен – Йима, впоследствии ставшее персидским Джамшид. Йима – то же, что и ведический бог Йама: Йама в Индии был божеством мертвых. Альберт Дж. Карной пишет: «...все известное о Йаме-Йиме свидетельствует о том, что это заходящее солнце. Он идет по пути солнца, чтобы отправиться в удаленное жилище, куда ведет за собой людей. ...В Иране солнечная природа Йимы больше подчеркивается, чем в Индии, и старые эпитеты, употребляемые вместе с именем Йимы, очень характерны в этом отношении. Его обычно называют сверкающим, и это прилагательное часто сопутствует солнцу». История Джамшида одна из самых ясных и законченных легенд мифологии, дошедшая до нас из Древнего Ирана. Она сохранилась в созданном значительно позже труде, названном «Шахнамэ», написанном поэтом Фирдоуси, который умер примерно в 1025 году н. э. Фирдоуси использовал древние обычаи, которые являлись мифологией, изложенной в виде псевдоисторических легенд. Интересно отметить, что вскоре после того, как Фирдоуси обратился к фрагментам арийской мифологии как к историческим обычаям и романтическим сказаниям, аналогичный подход был применен на другом конце арийского мира – в Уэльсе, где фрагменты кельтской мифологии были объединены в сборник романтических историй, известный как «Мабиногион».