Архивы древнего египта. 2. Основные источники по истории Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел 1. Архивы древнего мира и античности. Архивы древнего египта


2. Основные источники по истории Древнего Египта

16

к Египту. Однако страна не располагала запасами олова, важнейшего компонента для получения бронзы, серебра — главного товарного эквивалента древности, и железа, отсутствие которого сдерживало развитие техники и ремесленного производства.

В специфических природных условиях нильской долины сформировался определенный этнический тип, переданный на сохранившихся фресках: древние египтяне были среднего роста, плотного телосложения, брили бороду и коротко стригли волосы. Слегка скуластое лицо с толстыми губами и несколько продолговатым черепом имело некоторые «негритянские» черты, которые контрастировали с обликом азиатов, часто изображаемых на рельефах. Одежда египтян была простой: при работе надевали один небольшой передник, набедренную повязку или короткую юбку. Более торжественной одеждой для мужчин была юбка особого покроя чуть ниже колен и узкая рубашка с короткими рукавами. Женщины носили плотно облегавшие тело длинные платья на одной или двух лямках. Основной пищей древнего египтянина были ячменные лепешки, каша из эммера (этот злак из-затвердой оболочки зерна непригоден для приготовления лепешек или хлеба), свежая, но особенно сушеная рыба (в жарком климате свежая рыба быстро портилась), овощи (лук,салат-латук,чеснок, возможно, огурцы). Излюбленным напитком было ячменное пиво. Мясо употребляли очень редко.

Древнейшее оседлое население появляется в долине Нила в конце VI тысячелетия до н. э. Это были племена, которые приходили из Сахары, Ливийской пустыни и областей современной Эфиопии. Из слияния этнических групп постепенно сформировалась египетская народность. Некоторые статуэтки, изображающие древнейших жителей Египта, черепа, найденные в погребениях Негады, черты сходства древнеегипетского языка с рядом африканских, а также с некоторыми берберскими языками Северной Африки подтверждают факт слияния различных этнических групп в долине Нила. В египетском языке прослеживаются и некоторые заимствования из древнесемитских языков, объяснимые как результат культурных и политических контактов Египта и стран Восточного Средиземноморья (Палестины, Финикии, Сирии). Однако в целом

древние египтяне представляли собой вполне сложившуюся устойчивую народность со своим языком, собственной письменностью и глубоко оригинальной культурой.

Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.

Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.

Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает

17

наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.

Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Рав Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути),написанное вIV—IIIвв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.

Архивы. Деловые и юридические документы.

Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либоархиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее

древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хеканахта).

Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна)— столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще и потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации. Материалы эльамарнского архива помогают установить время правления упомянутых фараонов, азиатских царей, важных событий, поскольку в них приводятся датировки по местным летосчислениям, из них некоторые надежно определяются по астрономическим данным.

Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнскогоархива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством. Тексты этого договора

18

сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Рав Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.

Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-гонильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н. э.; «Большой папирус Харрис»).

В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

Для изучения ливийско-саисскоговремени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия,VII—-VIвв. до н. э.).

О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.

Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажуимущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные —

надежная основа для восстановления египетской истории.

«Поучения» и «пророчества» как источник.

Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона-основателяXII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия.

Особой разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Различные бедствия, о которых «пророчествуют» авторы Ипусер и Неферти, настолько реалистичны и живы, красочны и точны, что исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы придали форму пророчества. Как свидетельства о взрывах народного возмущения «Речение Ипусера» и «Речение Неферти» являются ценнейшими историческими источниками по истории Древнего Египта.

Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из

19

жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, скорее всего в загадочную страну Пунт, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными поручениями. Сохранились два отчета о реальных экспедициях. Один из них был записан на стенах храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахрис подробным изложением подготовки, пребывания в Пунте и возвращения экспедиции в Египет (XVI в. до н, э.). Другим примером является «ПутешествиеУну-Амонав Библ» (XI в. до н. э.), рассказывающее о злоключениях египетского посла в Финикии и Сирии. Подлинные описания путешествий позволяют не только получить сведения об окружающих Египет странах, но и определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире.

Сохранилось множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V—VIIIдинастий(XXIV—XXIIвв. до н. э.). Во времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с Другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — так называемой «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (ср. «Елисейские поля» греческой мифологии). Интересные сведения о египетской религии содержатся в «Мемфисском богословском трактате», в котором рассказывается о том, как бог Птах (покровитель Мемфиса) своим словом творит мир. Этот трактат, в своей основе восходящий к эпохе Древнего царства (III тысячелетие до н. э.), дошел до нашего времени в записи конца VIII в. до н. э.

Сохранившиеся медицинские папирусы (они называются по именам их современных владельцев или по месту хранения: Большой папирус Эберса, Хирургический папирус Эдвина Смита), математические произведения (Лондонский математический папирус Ринд и Московский математический папирус из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина и др.) дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.

В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако историю Древнего Египта невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамиди мастаб, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Из погребальных комплексов кроме великих пирамидIII—IVдинастий можно назвать одно из древнейших погребений, возможно, правителя верхнеегипетского царства в городе Энхаб (Нехен) и гробницу фараона Тутанхамона, найденную в 1922 г. неразграбленной. Из других царских захоронений большую ценность представляет своего рода «склад« мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалахДейр-эль-Бахри(к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить фи-

20

зический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.

Кроме царских обнаружено большое количество погребений номовой знати. Если в эпоху Древнего царства многие ее представители строили гробницы около пирамиды своего повелителя-фараона,то во времена Среднего и Нового царств знать предпочитает устраивать захоронения в своих номах. Хорошо сохранившиеся вельможные гробницы обнаружены в Антилопьем номе (совр.Бени-Хасан).Они вырублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и рельефами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хозяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества.

Примерами массовых захоронений являются некрополь раннединастического времени, насчитывающий около 10 тыс. могил (около Мемфиса), захоронение воинов в Фивах, павших при осаде Гераклеополя (XXI в. до н. э.), и знаменитый некрополь в Абидосе. В этом общеегипетском религиозном центре культа Осириса со времен Среднего царства многие жители со всего Египта стремились построить себе кенотафы (т. е. параллельные гробницы с пустым саркофагом; погребение же умершего производилось там, где он умирал). Некрополь Абидоса — около полутора тысяч стел, жертвенников, статуй, миниатюрных моделей храмов — содержит богатейший материал по религии, культуре, общественному устройству Египта.

Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна (или Кахуна) у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати, ремесленными мастерскими. Одним из лучших памятников египетского градостроительства является столица фараона Эхнатона —

город Ахетатон в средней части Верхнего Египта (совр. Эль-Амарна),представленная обширным царским дворцовым комплексом, храмами Атона, особняками знати, административными зданиями, жилыми кварталами, пристанями и некрополем. Город Ахетатон, построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был покинут вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что и определило его хорошую археологическую сохранность.

Из городов более позднего времени хорошо исследован город Танис в Дельте. Раскопки городов дополняются исследованием египетских крепостей. Наиболее крупные из них обнаружены на территории Нубии. На берегу Красного моря был открыт древнеегипетский порт Гасуу.

Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмовопогребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахрии грандиозные храмыАмона-Рав Фивах (в Луксоре и Карнаке). Оригинальными формами храмового строительства стали храмы, вырубленные в скалах, например, полупещерный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия) и храм Рамсеса II вАбу-Симбелев Северной Нубии.

Египетские письменные материалы и памятники археологии являются основными для реконструкции древнеегипетской истории и культуры, но не исчерпываются ими. Довольно значительную информацию можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других областей Восточного Средиземноморья. В богазкёйском архиве хеттских царей, некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира. На территории Нубии, в различных областях Восточного Средиземноморья, входивших в состав египетской империи в период ее наивысшего расцвета, сохранилось большое количество собственно египетских надписей и памятников материальной культуры, а также местных над-

studfiles.net

Раздел 1. Архивы древнего мира и античности

Тема 1.1. Архивы Древнего Востока и Северной Африки

Хронологические рамки существования древневосточных цивилизаций. Особенности источниковой базы. Крупнейшие археологические находки архивов в странах Древнего Востока. Особенности материала для письма в Древнем Востоке (глиняные и деревянные таблички, пальмовые листья, кости животных, камни, металл и т.п.). Виды архивных материалов и спо­собы их хранения. Роль государства в Древнем мире в сохранении инфор­мации об историческом прошлом.

Древняя Месопотамия. Особенности возникновения и развития го­сударства в Месопотамии. Ранняя форма государственной организации — города-государства. Крупнейшие архивы центральных (дворцовый архив Эбла, дворцовый архив царей Мари, дворцовая библиотека-архив Ашурбанипала), храмовых (в Лагаше, Ниппуре и др. городах), местных органов власти. Архивохранилища и письменные памятники в государствах Угарит, Урарту. Частные архивы. Общая характеристика культуры Древней Месопотамии. Эволюция письма и совершенствование хранения докумен­тов. Способы использования письменных источников в древности. Судьба архивов древневосточных государств — судьба самих государств.

Хеттское государство. Периодизация истории Хеттского государства. Особенности этнической основы и письменности Хеттского государства. Дворцовый архив хеттского государства в г. Хаттусас. Роль завоевательных походов в пополнении архивохранилищ и положении Хеттской военной державы в системе международных отношений в регионе. Организация архивов и их судьба в период упадка и разгрома Хеттского государства.

Ассирийская держава, Нововавилонское царство. Ассирия в III— II тыс. до н.э. Значение государственных архивов в Среднеассирийский и Новоассирийский период, превращение Ассирии в великую державу. Разгром Ассирии Мидией и Вавилонией. Судьба архивов покоренного го­сударства. Возвышение Вавилонии в нововавилонский период. Эволюция письменности. Отражение в документах общественного строя нововави­лонского царства, внутренняя и внешняя политика. Общественный строй Ассирии и Хеттского царства по данным судебников. Возвышение централизованного государства Вавилон (XX—XVII вв. до н.э.). Государственный строй Вавилона при Хаммурапи. Роль и место архивов царя, общины и храмов в управлении. Завоевание Вавилонии персами, уничтожение и вывоз архивов.

Древнейший Египет. Ранние и Древние царства в Египте. Периодизация истории государства в Древнем Египте. Раннее создание единого централизованного государства (конец IV — начало III тыс. до н. э.). Экономическая функция государства и его влияние на формирование особой социальной структуры страны. Организация государственного управления и хранения документов. Папирус и способы фиксации информации. Скрибы и их функции. Формирование архивов жрецов и храмов как центров науки (в Карнаке, Луксоре, Фивах). Архивы-библиотеки (в Эдфу).

Древняя Индия. Периодизация истории государства в Древней Индии. Сведения об индийской цивилизации по результатам археологическим раскопок — Мохенджо-Даро, Чанху-Даро, Хараппа. Особенности индийской письменности и способы хранения. Роль природно-климатических особенностей в сохранении документов. Роль храмов в создании и хране­нии документов. Возникновение крупных государств-гегемоний (VI— IV вв. до н.э.). Империя Маурьев (IV—II вв. до н.э.), Нандов, Шунгов, Кан-вов. Письменные памятники государства Магадха.

Древний Китай. Формирование государственности. Государство Шан-Инь (XV—XI вв. до н.э.), Западное и Восточное Чжоу. Социально-экономический строй, особенности духовной культуры. Архивы на службе научных знаний. Конфуций и его деятельность в должности хранителя императорского архива династии Чжоу. Система хранения документов в Древнем Китае. Причины слабой изученности археологией истории архивов в Китае. Влияние на сохранность документов эпохи «Воюющих царств» в Китае — Чжань Го (V—III вв. до н.э.). Раскопки дворцового архива в городе Аньян. Имперский период в истории Китая — династии Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Изобретение бумаги. Особенности хранения и использования документов.

studfiles.net

Архив древнеегипетских жрецов

archiveИтальянскими археологами был найден древнеегипетский архив жрецов, который может пролить свет на жизнь древнего Египта и их религиозные обычаи и обряды. Что удивительно, это первый полный источник, в котором подробно описана религия великого народа. До этого, археологи находили лишь небольшие части священных текстов. Согласно Геродоту, египтяне были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего мира. Поэтому жрецы играли значительную роль в жизни древнеегипетского общества и были самым почитаемым сословием этой страны. Причем, вопреки утверждениям марксистов, священнослужители вовсе не запугивали людей и не подавляли их волю. Наоборот, именно они способствовали просвещению и распространению научных знаний среди населения. В Древнем Египте жрецы были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Чтобы стать жрецом, требовалось серьезное образование. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса (эпоха Рамсеса II), обучение было трудным и начиналось, когда будущему жрецу исполнялось четыре года, а заканчивалось к двадцати годам. Кроме того, жрецы занимались наукой: вели астрономические наблюдения, делали математические расчеты при строительстве зданий, наблюдали за различными природными явлениями. Они также лечили больных, изобретали лекарства, изучали поведение животных и птиц, проводили, что называется, "опросы общественного мнения", докладывая о результатах своей работы лично фараону. Однако, как ни странно, о деятельности этих "поборников прогресса и просвещения" до сих пор известно немногое. Большую часть информации о Древнем Египте ученые получают из не египетских источников, как и вышеупомянутый Геродот. Поэтому до наших дней дошло мало сведений о жизни жрецов, о подробностях проводимых ими обрядов и ритуалов. Эта информация была секретной, и знать ее полагалось только жрецам. Древние египетские тексты, в которых отражена религиозная жизнь народа, весьма малочисленны и отрывочны. Кое-что об этом рассказывается в знаменитой "Книге мертвых", кое-что — в трактате Sarvanga sana, кое-что — в других источниках. Однако сохранились лишь отрывки, которые, в общем-то, достаточно бессвязны. Информация, которая в них содержится, дает представление скорее о религиозной идеологии, нежели об обрядах и правилах. Однако недавно у ученых появился шанс узнать побольше об этой стороне жизни древнеегипетского общества. Как сообщил 26 декабря нынешнего года Высший совет по делам древностей Египта, итальянская археологическая миссия обнаружила во время раскопок архив древнего священнослужителя. Находка сделана в районе Димийя ас-Сабаа, близ озера Карун в оазисе Сива, который расположен в 100 километрах к югу от Каира. Архив представляет собой 150 керамических табличек с текстами, которые рассказывают о религиозных обрядах и повседневной жизни населения Египта греко-римского периода, а точнее, I-II веков нашей эры. Тексты записаны распространенным в то время демотическим (народным) письмом. Оно является упрощенным вариантом иероглифического письма, которое использовалось последними династиями египетских фараонов, а также в начале римской эпохи. Примечательно, что на каждом фрагменте стоит подпись некоего религиозного деятеля, который служил в храме древнеегипетского божества Себека, где и должен был находиться архив. Однако, судя по предположениям итальянских археологов, архив был обнаружен еще в XIX веке и вынесен наружу, а после в силу каких-то обстоятельств утерян. Напомним, что данное божество, изображавшееся либо в виде человека, либо в образе крокодила, исходно было локальным небесным покровителем местности Фаюм. В его "функции" входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Кроме того, известно, что к Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных ситуациях и т. п. Также установлено, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Считается, что центром культа Себека был весь Фаюм. Кроме того, его чтили в разных местах западной части дельты, расположенной неподалеку. В Верхнем Египте это божество почиталось в районе современного Ком-Омбо и некоторых других регионах. Уже во времена Среднего царства (2040-1783 гг. до н. э.) жречество уподобляет Себека нескольким общеегипетским богам. Его считают творцом мира, на него переносятся некоторые эпитеты и черты самого бога Ра. Например, "возникший сам собою в океане". Себек-Ра управляет миром, как фараон, он "владыка эннеады". Однако особенной популярностью данное божество (и, разумеется, его служители) стало пользоваться во время правления царей XII династии, в частности фараона Аменемхата III, государей из греческой династии Птолемеев и римских императоров. Так что, как видите, архивы служителей данного божества могут содержать немало подробной информации о религиозных обрядах и церемониях Древнего Египта, а также о том, как проистекала жизнь в самих храмах. Глава итальянской археологической миссии Марио Капассо пообещал, что специалисты по демотическому письму расшифруют тексты в начале будущего года и опубликуют их в научной работе. Любопытно, что место, где были найдены тексты, оазис Эль-Фаюм, расположенный в 100 километрах к югу от Каира, до сих пор остается малоисследованным, несмотря на свою богатую историю. Этот район с древних времен считался житницей не только Египта, но и Древней Греции и Рима, поскольку урожай здесь собирали два раза в год. Фараоны XII династии даже перенесли столицу поближе к этому "райскому месту", когда остальную территорию Египта охватила сильнейшая засуха. Возможно, именно этим объясняется рост популярности покровителя оазиса Себека и превращение его из локального божества в общеегипетское. Итак, итальянские специалисты уже приступили к расшифровке архива жреца Себека. Так что египтологам остается чуть-чуть подождать: их знания о культуре и религии одной из самых величайших цивилизаций мира скоро пополнятся новыми интересными подробностями.

95live.ru

Дворцовые архивы Древнего Египта — Бизнес-архивы

Дворцовые архивы Др. Египта

В дворцовых архивах хранились значительные хозяйственные собрания, включая документы о государственных доходах и расходах и об управлении дворцовым хозяйством. Экономические документы находились либо в сокровищнице (царской казне), либо в отдельном помещении, представлявшем собой часть общего или специального архивохранилища.

Примером большого специального дворцового хозяйственного архива может служить царский архив, найденный при раскопках древнего города Сиппара (XVIII в. до н.э.). В нем было обнаружено более 70 тыс. табличек административно-хозяйственного характера. В дворцовом архиве царя государства Мари из 40 тыс. найденных таблеток (табличек) большую часть составляют документы экономического содержания, причем есть основания предполагать, что хозяйственный архив существовал отдельно от общего документохранилища. Он находился вблизи двора с хозяйственными запасами.

Экономические архивы создавались у царских наместников, которые управляли теми или иными видами хозяйственных работ. При раскопках городов-государств в Древнем Вавилоне были найдены остатки такого архива, принадлежащего наместнику царя Хаммурапи в Ларсе Синидиннаму. В нем уцелели письма-распоряжения самого царя, касающиеся управления краем, постройки и содержания каналов, споров экономико-правового характера между жителями.

Экономические архивы формировались в деятельности отдельных учреждений и городских общин. В их составе были документы по управлению какой-либо определенной отраслью хозяйства или по вопросам общего управления на местах. Как правило, хозяйственные материалы хранились вместе с городской казной и были найдены при раскопках городов Апаррхи, Камиша, Кальху. Говоря о жреческих и дворцовых архивах, существовавших в период расцвета древних государств Двуречья, нельзя не отметить их важного значения и как хранилищ первых научно-технических документов, которые также составлялись на каменных, деревянных, железных и глиняных носителях.

Самыми крупными были дворцовые архивы и архивы жрецов. Там вместе с казной хранились различные документальные материалы, среди которых наиболее важное значение имели финансовые и правовые. Прежде всего это документы, подтверждавшие права на владение рабами и недвижимостью или наследование. Поскольку предоставление таких прав могло быть получено (подтверждено) от главы государства (фараона), данные документы представляли собой официальные царские «хартии», составленные в декларативной форме и удостоверенные печатью.

Хартии хранились в архиве канцелярии дворца, помимо которого существовали также архивы департамента печатей, службы писцов и налоговой службы. Архив канцелярии играл наиболее существенную роль при судебных процессах, связанных с выяснением законности владения тем или иным имуществом.

ifreestore.net

Быт и религиозные обряды египтян в греко-римскую эпоху.

архив Регион: Большой Каир

Дата создания: 27.12.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 0.000

Итальянские археологи обнаружили во время раскопок в Египте архив древнего священнослужителя, который может пролить свет на быт и религиозные обряды египтян в греко-римскую эпоху, сообщил в воскресенье Высший совет по делам древностей Египта.

Архив найден в районе Димийя ас-Сабаа близ озера Карун в оазисе Сива, который расположен в 100 километрах к югу от Каира.

Место, где ведутся раскопки, было заселено еще на ранней стадии египетской цивилизации, но расцвет этой местности ученые относят к 1-2 векам нашей эры.

Архив представляет из себя 150 керамических табличек с текстами, которые рассказывают о религиозных обрядах и повседневной жизни населения Египта греко-римского периода. Тексты записаны демотическим (народным) письмом. Оно представляет собой упрощенный вариант иероглифического письма, которое использовалось последними династиями египетских фараонов, а также в начале римской эпохи.

Примечательно, что на каждом фрагменте стоит подпись некоего религиозного деятеля, который служил в храме древнеегипетского божества Себека, где и должен был находиться архив. Однако, судя по предположениям итальянских археологов, архив был обнаружен еще в 19 веке и вынесен наружу.

Глава итальянской археологической миссии Марио Капассо пообещал, что специалисты по демотическому письму расшифруют тексты и опубликуют их в научной работе.

Оазис Эль-Фаюм, расположенный в сотне километрах к югу от египетской столицы Каира, остается малоисследованным, несмотря на свою богатую историю. Этот район с древних времен считался житницей не только Египта, но и Древней Греции и Рима - урожай здесь собирают два раза в год. Фараоны 12-й династии даже перенесли столицу поближе к этому оазису, когда остальную территорию Египта охватила сильнейшая засуха.

rian.ru

svr.su


Смотрите также