Образование древнего государства в Татарстане. Образование древних государств
ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА В ЕГИПТЕ
С развитием в Египте земледелия и скотоводства, с появлением медных орудий труда окончилась жизнь египтян первобытнообщинным строем.
1. Распад родовых общин.
Даже небольшая семья могла вспахать плугом и засеять участок поля, удобренного разливом. Исчезла необходимость обрабатывать землю совместно целым родом.
Старейшины стали отводить участки земли семьям, из которых состоял род. Каждая семья начала вести своё отдельное хозяйство. Она имела орудия труда, несколько голов скота и хижину. Семья обрабатывала свой участок, разводила огород. Ей же принадлежал и собранный урожай. Так большое хозяйство родовой общины распалось на мелкие хозяйства отдельных семей,
С распадом родовых общин исчезло равенство между родичами. Большинство родичей получили маленькие участки земли и сами работали на поле. Вместе со своими соседями они строили и ремонтировали каналы и плотины. Земледельцев, имевших своё небольшое хозяйство, называют крестьянами.
Вожди племён и старейшины захватывали большие участки лучшей земли, принадлежавшей общинам.
2. Классы рабов и рабовладельцев.
С медными орудиями труда и плугом человек мог добыть значительно больше хлеба, чем раньше. Собранного на поле урожая хватало не только для того, чтобы прокормить людей, обрабатывавших землю, но ешё оставался излишек. Он доставался тому, на кого работали люди.
Когда труд людей стал давать некоторый излишек, пленников перестали убивать, так как было выгодно заставить их работать. Пленников забирали себе старейшины и вожди и превращали их в своих рабов. Раньше пленных называли «убитые», а рабов стали называть «живые убитые».
Рабы обрабатывали поля старейшин и вождей, работали за них на постройке плотин и каналов, пасли их стада. Рабы принадлежали своему хозяину. Владелец рабов мог их бить и продавать, как скот. У рабов не было ничего своего. Они лишь получали от хозяина столько еды, сколько было нужно, чтобы они могли работать.
Старейшины и вожди становились владельцами рабов, т. е. рабовладельцами. Сами они не работали на полях. Своим внешним видом рабовладельцы стали отличаться от других жителей Египта. Их одежда была из тонкого полотна, на поясе висел медный кинжал с рукояткой, украшенной золотом. Они носили золотые браслеты на руках и ожерелья на груди.
В IV тысячелетии до н. э. в Египте образовались классы:
класс угнетателей - рабовладельцев
и класс угнетённых - рабов, работавших на своих угнетателей.
3. Первые государства в Египте.
Рабы стремились освободиться от гнёта рабовладельцев. Крестьяне противились захвату земли рабовладельцами. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.
У вождя - самого богатого рабовладельца племени - были отряды хорошо вооружённых воинов, стражники и надсмотрщики. Надсмотрщики наблюдали за тем, как работают рабы, ловили и возвращали владельцам убежавших рабов. Стражники и воины охраняли земли, захваченные рабовладельцами, избивали палками и сажали в тюрьмы непокорных крестьян и рабов.
Число стражников и воинов постепенно увеличивалось, а вместе с этим возрастала и власть вождя. Он уже не собирал ни народных собраний, ни совета старейшин, а сам решал все дела Вожди стали царями.
Так в IV тысячелетии до н. э. в Египте образовались государства.
Их было около сорока. Во главе каждого из них стоял царь. Государство подавляло сопротивление рабов и крестьян защищало жизнь и имущество рабовладельцев.
С появлением медных орудий и развитием земледелия и скотоводства первобытнообщинный строй в Египте сменился рабовладельческим строем.
При рабовладельческом строе одни люди - рабовладельцы - владели другими людьми - рабами - и заставляли их на себя работать.
< НАЧАЛО ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
-> ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО >
hist-world.com
1. Образование Древнерусского государства, его важнейшие функции. Государственное управление в Древней Руси
Похожие главы из других работ:
Возникновение и развитие строя Киевского государства (IX - первая четверть XII в.)
Глава 2. Образование Древнерусского государства в IX в.
Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами...
Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь
2 Образование Древнерусского государства в IX в.
Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами...
Государственность восточных славян
2. Образование древнерусского государства
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше...
Древнерусское государство
Глава 1. Образование Древнерусского государства
...
Древнерусское государство
Образование Древнерусского государства
Подходя к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического материализма, историки занялись изучением всего процесса разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодального государства...
Киевская Русь
1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В IX веке
Время с VI по IX в.-- это еще последняя стадия первобытнообщинного строя, время классообразования и незаметного, на первый взгляд, но неуклонного роста предпосылок феодализма. Ценнейшим памятником...
Лестничный принцип организации власти в древнерусском государстве
1.2 Образование древнерусского государства
Ученые не пришли к единому мнению по вопросам образования и развития Древнерусского государства. Одни считают...
Образование Древнерусского государства
Образование Древнерусского государства
Отдельные русские волости - княжения в конце 9 века соединились в относительно единое Древнерусское государство (Киевское) государство. Предпосылками этого объединения были: этническая общность древнерусской народности...
Образование Древнерусского государства в IX-XI вв.
1. Образование Древнерусского государства в IX - XI вв.
...
Образование Древнерусского государства. Критика "норманнской" теории
II. Образование Древнерусского государства
...
Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства
III. Образование Древнерусского государства
древний русь варяг...
Развитие Древнерусского государства
1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения...
Развитие русского права Древней Руси
1.1. Образование древнерусского государства
Из ряда существующих в исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А...
Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности
1. Образование Древнерусского государства.
Возникновение Киевской Руси вписывается в процесс государствообразования, протекающий в IX - X вв. на обширной территории Северной, Центральной и Восточной Европы. Согласно «Повести временных лет»...
Этамы возникновения древнерусского государства
2. Образование древнерусского государства
Последний этап создания Древнерусского государства ис-точники связывают с образованием «Руси», «Русской земли», и народами, создающими это государство, -- «русами» или «ро-сами». Известия о «Руси» и «русах», или «росах»...
hist.bobrodobro.ru
38. Образование в древнейших государствах.
Древнейшие государства в истории человечества, скорее всего, правомерно отнести к долине Двуречья (особенно южной ее части, известной под названием Месопотамия). В течение трех тысячелетий в очаге цивилизаций между Тигром и Евфратом (Пуратту) сменились такие государства, как Урук, Лагаш, Аккад, Вавилон (Вавилония). Как бы обретя собственную жизнь, культуры Междуречья, взаимообогащаясь, развивались даже при падении или исчезновении тех или иных государственных образований. Позже государство со своей самобытной культурой возникло также в северном Междуречье (Ассирия). Замечательного расцвета в Двуречье достигли математика, астрономия, механика, агротехника, различные искусства. Была создана не только письменность, но даже система музыкальной записи. В древних городах возводились дороги и каналы, мосты и акведуки, роскошные дворцы. Появились такие спутники культурной жизни, как бульвары и парки. В число семи «чудес света» вошли с IX в. до н. э. висячие сады Семирамиды (ассир. Шамурамат, или Шамирам).
Учебные заведения появились здесь в III тысячелетии до н. э. и имелись почти в каждом городе. Грамотные люди, в первую очередь писцы, стояли на высоких ступенях социальной шкалы, а платные школы, где готовили писцов, получили название домов табличек (эддуба – по-шумерски). Первые эддубы возникли, вероятно, в домах писцов, а затем уже при дворцах и храмах, о чем свидетельствуют глиняные таблички с клинописью, обнаруженные в археологических раскопках. Универсальными приемами обучения были заучивание наизусть и многократное переписывание, иногда – своего рода диктанты. Вместе с тем ученик знакомился с множеством поучительных историй, сказаний, легенд, музыкой и пением, усваивал правовые знания, практические, особенно строительные, навыки, т. е. получал разностороннее «базовое» образование. Особое место уделялось математике. Вавилонская и хеттская математика и астрономические записи легли в основу древнегреческой науки. Вскоре первые эддубы появились и для девушек. Позже при эддубах стали создаваться «книгохранилища». Знаменитой на весь Древний мир стала библиотека ученого-деспота Ашшурбанипала (VII в. до н. э.), где было найдено (уже после разорения) 24 000 клинописных табличек.
39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
В 3-2 тыс. до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью.
Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса.
До семи лет спартиаты воспитывались в семье. Затем полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет
На первом этапе дети поступали под начало воспитатели пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Физическая подготовка, закаливание были насыщенными.
В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям: публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез.
На втором этапе воспитания добавляли музыку и пение. Подростки и юноши должны были сами добывать еду.
К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина, постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличилось от мужского.
Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах.
Идеал афинского воспитания - совокупность добродетелей. Человек с развитым интеллектом и культурой тела.
В гимнассиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях, укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивались и умственные способности.
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр.
Более скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание.
studfiles.net
Образование древнего государства в Татарстане
Древняя
Восточная Европа. Большинство
историков считает, что территорию древней Восточной Европы занимали в основном
финно-угорские народы, восточные славяне и тюркские племена. Они прошли свою
древнюю историю одновременно с другими народами периферии древнеримской империи
(варварскими народами) в I тысячелетии н.э. Древняя Восточноевропейская цивилизация
была представлена древними славянскими государствами, стоявшими ближе к
Византии, и древними тюркскими государствами, стоявшими ближе к тюркским
государствам общетюркского мира. Вместе с тем эти этнически разные государства
благодаря территориальной близости шире и глубже взаимодействовали между собой,
чем с другими государствами.
Ранними древнетюркскими
государствами Восточной Европы обычно считают позднюю гуннскую империю,
Причерноморскую Булгарию и Хазарский каганат. Они сыграли определенную роль в
развитии государственного сознания и государственной идеологии в государственных
образованиях северотюркских племенных объединений.
Распад последнего из этих
государств — Хазарского каганата часто связывают с падением его столицы Итиль
под ударами киевского князя Святослава (957—972). Историческую лричину распада
Хазарского государства надо видеть не в одной военной неудаче, а, главным
образом, в становлении нового поколения древних государств Восточной Европы —
древнетатарского государства Булгар, Киевского государства древней Руси,
Московского государства древней Руси. По существу, распадаясь, Хазарский
каганат освободил поле для древнетатарского государства.
Поздняя гуннская империя. Ранняя гуннская империя свое начало
берет в конце I тысячелетия до н.э. на Среднесибирском плоскогорье — Прибайкалье и
Забайкалье, населенных различными тюркскими племенами. Согласно китайским
письменным источникам, во главе этого государственного образования стоял Модэ
(206—174). Археологические раскопки, проведенные в Забайкалье, на реке Судже,
выявили большие каменные курганы из глыб гранита. В глубине были обнаружены
бревенчатые срубы, составляющие могильник, где в гробах из досок рядом с
останками погребенного находились предметы обихода — бронзовые зеркала, оружие,
железные удила, керамика, остатки шелковых тканей и др. Оседлая часть населения
занималась земледелием. Им была известна металлургия.
Позже, в III в. н.э. гунны, продвигаясь на запад,
подчинили себе Приаралье, Нижнюю Волгу, а в 375 г. во главе с царем Баламиром
перешли Дон. Тогда и возникла поздняя гуннская империя Причерноморья на
просторах причерноморской низменности (между реками Дунай на Западе и Кальмиус
— на Востоке), включая все бывшие греко-римские города-государства
Причерноморья. Византия сохранила за собой лишь Херсонес в Крыму. В V в. при царе Аттиле (434-453) поздняя
гуннская империя достигла высшего расцвета, столкнулась с готами, с Византией,
содействовала падению Римской империи и вскоре после смерти Аттилы распалась и
сама.
Причерноморская
Булгария. Северное
Причерноморье известно в истории как многоликий в этническом плане регион, где
сочетались многие культуры. В VIII—VII вв. до н.э. здесь обитали этнически неоднородные
киммерийцы. В VII в. до н.э. — III в. н.э. регион стал средоточием различных племен, включая
ираноязычных и тюркоязычных, а также остатков киммерийцев. Вошли они в историю
под общим названием "скифы", создавшие в IV в. до н.э. скифское государство. В III в. н.э. среди многочисленных племен северного
Причерноморья стали выделяться сарматы. В рамках поздней гуннской империи в V в. традиция этнической многоликости
региона сохранилась, возможно, еще добавились славянские племена. Ко всему
этому здесь были греко-римские города-государства и сочетались эллинская,
скифская, тюркская и славянская культуры. Вместе с тем усилилась тюркская
ориентированность края. Ал Масуди (X в.), говоря об этническом составе
северного Причерноморья, писал, что "подле Хазар и Аллан на запад живут
четыре племени Турка: Баджна (половцы, куманы), Бад-жгурд (венгры), Баджнак
(печенеги) и Навкарда (булгары, по-ирански - жители новых поселений, горожане).
В другом месте к четырем тюркским племенам кроме венгров он добавляет еще и Рус
(славяне).
В этом
общеисторическом аспекте следует рассматривать выдвижение на первый план в этом
полиэтническом регионе, где сходились разные культуры, тюркоязычных булгарских
племен. Причем название "булгары" (болгары), как и название "гунны",
скорее, политоним, закрепившийся с образованием государства.
Будучи
наследницей гуннской империи, Великая Причерноморская рулгария со столицей на
Таманском полуострове получила международное признание в VI в. Расцвет государства приходится на
первую половину VII в., когда царствовал балтавар (царь) Кубрат. Государство
объединяло несколько княжеств-эмиратов с централизованным управлением. Так
называемые "белые булгары" во главе с сыном Кубрата Аспарухом
занимали территорию от Приднепровья до Кубани. "Черные булгары" во
главе со вторым сыном хана располагались в нижнем течении Дона. В верхнем и
среднем течении Донца располагались булгары, называвшие себя катрагами.
Хозяйство страны состояло
из традиционного развитого земледелия, идущего со скифских времен,
скотоводства, охоты, рыболовства. Об экономическом богатстве региона в свое
время писали еще греки, вывозившие отсюда хлеб, скот, мед, воск, меха,
строительный лес, рабов. Получили дальнейшее развитие административные к
торгово-ремесленные центры, заложенные еще в греко-римское время (например*
Пантикапей — на месте нынешней Керчи), и новые (Тирищаки, Тану, Таметарка и
др.). Археологические раскопки в этом очень богатом на клады регионе дали много
ценного исторического материала, особенно о причерноморских булгарах. Среди них
— ценнейший клад IV—VII вв., найденный в 1912 г. близ Полтавы (возможно, от слова "балтавар")
и названный в русской историографии "Перещепинский клад". Ученые
установили, что это было захоронение Кубрат хана и его двоюродного брата хана
Аргана. Всего было обнаружено 800 золотых и серебряных изделий на 75 кг,
хранящихся ныне в Эрмитаже (Санкт-Петербург). За последнее время обнаружены и
письменные памятники, описывавшие жизнь Причерноморской Булгарии. В 1991 г. в
Анкаре опубликована поэма, принадлежащая, по мнению ученых, булгарскому поэту
Микаилу Башту, жившему 800 лет назад в Киеве (древне-византийское название —
Шамбатус), "Шан кызы дастаны" (Дастан о дочери Шана).
Причерноморская
Булгария не является государством, "вспыхнувшим" на короткое время, с
тем чтобы зажечь новые государства на Дунае (Болгария) и Средней Волге
(Средневолжская Булгария). Народ этот в Причерноморской низменности совместно с
другими народами жил еще до прихода гуннов. Никифорос Григорас (византийский
историк XIV в.) считает, что булгары "по происхождению были скифами". С
образованием здесь гуннской империи они оказались в ее составе, а затем сами
возглавили объединенное государство. Позже часть их продолжала жить в составе
образовавшегося Хазарского государства. Болгарский этнолог Христо
Тодоров-Бемберски считает, что на месте государства хана Кубрата "образовалось
дуалистическое хазарско-булгарское государство".
Хазарский
каганат. Хазарский
каганат, как древнетюркское государство Восточной Европы, исторически наиболее
близок древне-татарскому и древнерусскому государствам. Хазары — объединение
тюркоязычных племен, родственных гуннам, булгарам, печенегам. М. И. Артамонов
называет их гунно-булгарами. Л. Н. Гумилев отмечает, что они были европеоидами.
Обитали они на Нижней Волге, северо-западе Каспия, в Подонье. Входя в состав
гуннского, а затем Булгарского государств, хазары еще тогда были в более
тесных, связях с образовавшимся в VI в. и просуществовавшим до 740 г.
Тюркским (Западным) каганатом. Это древнетюркское государство западной Азии,
занимая территорию от Семиречья до Аральского моря, в свою очередь, имело более
тесные связи с древнетюркскими государствами Восточной Европы.
Как самостоятельное
государство Хазарский каганат сформировался в середине VII в. и стал преемником греко-римских и гунно-булгарских государственных
традиций в крае. Власть кагана распространялась на Нижнюю Волгу,
Северо-Западный Каспий, Подонье, Приазовье, северное Причерноморье, Крым, за
исключением Херсо-неса, оставшегося в составе Византии.
Сложными были отношения
Хазарского каганата с Византией. Естественно, Хазарский каганат, как наследник
Причерноморской Бул-гарии, сохранил в своих границах бывшие греко-римские
города, что не могло не создавать проблем между ними. В то же время Византия
была заинтересована в том, чтобы хазары противодействовали притязаниям варягов
(русов) в южных землях. Исторические источники утверждают, что город-крепость
Саркель был поставлен в IX в. при византийском содействии именно в этих целях.
Страна
имела развитое земледелие. В степной части развивалось пастбищное скотоводство.
Продолжались ремесленно-промышленные и торговые традиции, увеличилось число
городов. Столицей государства вначале был город Семендер на западном берегу
северного Каспия, а с середины VIII в. — город Итиль на Нижней Волге. Это был период
начавшегося через Кавказ проникновения в регион ислама. Государственную элиту
составляли тюрки-мусульмане. Свободное распространение имели также иудаизм и
христианство. Государственным языком в каганате был тюрки (М. И. Артамонов).
Армия здесь в большинстве своем состояла из тюркских воинов.
Внешние
связи ранних государственных образований древнего Татарстана. Взаимодействие ранних государственных
образований древнего Татарстана (Биляр, Сувар, Буртас, Кашан) с древними
тюркскими государствами Восточной Европы признается всеми историками. <
Однако конкретные формы этого взаимодействия еще мало изучены. Некоторые
историки высказываются в том смысле, что "гуннское нашествие" в
Восточную Европу "выбросило" на здешние земли первых представителей
тюркских племен (Н. И. Воробьев, 1967). Это утверждение преподносилось как шаг
вперед по сравнению с "булгарской теорией", согласно которой
тюрко-язычную этническую основу да Волго-Урале заложили тюрко-язычные булгары,
прибывшие сюда в VII—VIII вв. Путь движения гуннов на Запад тогда лежал южнее Средней
Волги. Он проходил по степным районам Нижней Волги и Подонья. Вероятнее всего,
на территории ранних государственных образований древнего Татарстана осела лишь
отколовшаяся часть гуннов, близких по образу жизни к оседлости, и усилила
местную тюрко-язычную основу. Ставший широко известным гуннский опыт
государственной организации общества, в свою очередь, мог позитивно повлиять на
укрепление здесь государственных начал.
Прослеживаются связи
ранних государственных образований древнего Татарстана с Тюркским каганатом.
Есть версия, что в.576 г. один из вождей племени Теле (по мнению Л. П. Потапова,
теле — потомки гуннов, обосновавшихся в Северном Казахстане) Кара Чурин со
своей дружиной на некоторое время появлялся на Волго-Камье. Однако известные в
истории границы Западного тюркского каганата не включают Волго-Урал. Зато
сибирские татары непосредственно входили в состав Восточного тюркского
каганата. Первые государственные школы они прошли в составе начального
гуннского каганата, а затем в составе Восточного тюркского каганата. Входили
они в состав этого каганата в ранге раннего государственного образования. В
памятнике древнетюркской письменности 732 г. (орхотю-енисейское руническое
письмо, сложившееся в V в.) в ряду представителей государств, прибывших на похороны
принца Кюль Тегина, перечислены два татарских племенных объединения: "токкуз
татар", "отыз татар".
Ранние
татарские государственные образования правого берега Волги, не входя в состав
Причерноморской Булгарии, близко соприкасались с ее восточными и северными
провинциями — с печенегами, обитавшими на севере, булгарами, оставшимися на
Дону и переселившимися к Кубани, а также с котрагами. Несколько позже часть
причерноморских булгар непосредственно участвовала в становлении
древне-татарского государства.
Наиболее широкие
торгово-экономические и культурные связи имели ранние государственные образования
древнего Татарстана с Хазарией. Особенно это стало чувствоваться когда столица
Хазарии была перенесена на Нижнюю Волгу. Возможно, исламизировавшаяся Хазария
тогда стала одним из направлений проникновения ислама в древний Татарстан.
Одновременно усиливается здесь политическое присутствие ' Хазарии. Это
выражалось в уплате дани каганату взамен оказываемого последним авторитетного
покровительства. Арабский географ и путешественник IX—X вв. отмечал, что в эту обширную
страну (Хазарию) входят Семендер, Сувар, еще Беленджер (Булгар), Хемлидж,
Бейдэ.
Причерноморские
булгары в древнем Татарстане. Непосредственное переселение части причерноморских булгар на земли
древнего Татарстана происходит в VII—VIII вв. — ко времени после распада государства
Причерноморских булгар и перехода власти в регионе к хазарам. История фиксирует
в этот период общую миграцию причерноморских булгар в разных направлениях:
Днепровско-Бугском — на запад, на Дунай (так называемые "белые булгары"
во главе с Аспа-рухом), Донском — частично на юго-восток, Северный Кавказ (так
называемые "черные булгары", возможно, оттого, что они селились у "Черной
протоки" реки Кубань), частично на северо-восток, в Волго-Камье. Все же
основная причина этой миграции должна лежать глубже, что еще предстоит выяснить.
Взявшие курс на
Волго-Камье донские булгары, переправившись через Волгу, оказались в крае,
благоприятном для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты. Климатические
условия здесь были более холодными, но технология ведения хозяйства напоминала
традиционную для среднего течения Дона, особенно для его притоков — Хопра,
Бузулука, Медведицы и др. Надо полагать, что условия эти были известны им
заранее. Возможно, дело не обошлось без предварительных переговоров с местным
ранним государственным образованием Биляр. Свою роль сыграли и некоторые
социальные факторы. Переселившиеся булгары нашли здесь этнически близкое
тюрко-язычное население. Нельзя сбрасывать со счета и исламский фактор. Ислам
уже тогда был известен донским булгарам через северный Кавказ, а в древнем
Биляре — через Хазарию.
Прибыв
в Волго-Камье, причерноморские булгары включились в местную систему ранних
государственных образований и втянулись в существующую развитую систему
торговли и обмена.