Города-государства в Древней Греции. Древние полисы греции
Города-государства в Древней Греции – полис и полисная система
Система государственности в Древней Греции была уникальной и нехарактерной для античного мира. Рассмотрим, почему именно греки являются изобретателями демократии.
Полисная система Древней Греции
Несмотря на то, что всю территорию Древней Греции объединяли общий язык, культурные ценности, религия, традиции, искусство, быть и многое другое, что в себя включают социальная, культурная и духовная сферы жизни общества, политически Древняя Греция представляла собой разрозненное государство. Каждый крупный город, именуемый полисом, имел подконтрольную себе территорию, действующие на ней законы, свою систему управления. Именно в греческих полисах находит свое отражение практически достигшая идеалов демократия, когда народ определял власть и политический курс на предстоящее время.
Рис. 1. Карта греческих полисов.
Не во всех городах Греции власть была выборной. Например, в Спарте власть принадлежала сразу двум царям, которые и осуществляли управление городом.
Классический город-государство в Древней Греции включал в себя не только населенный пункт, но и окрестные пашни, пастбища, а также более мелкие поселения. В каждом городе-государстве жили граждане полиса, обладающие правом голоса, свободные чужеземцы и рабы. Полис в Древней Греции был центром ремесла и торговли, центром сосредоточения ресурсов и формирования политических и социальных институтов.
В некоторых полисах число свободных граждан было меньше, чем чужеземцев или рабов.
Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.
Рис. 2. Воин-спартанец.
В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других – пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.
Всего же в Древней Греции было несколько крупных и полисов, которые играли значимую роль в политических играх греческих архонтов-правителей. Это, прежде всего, Афины и Спарта. Но немалую роль в жизни греков играли Фивы и Микены, Коринф и Дельфы.
Колонизаторская деятельность полисов
Известна колонизаторская деятельность греков в античные времена. Имея быстрые и крепкие суда, они бороздили просторы Средиземного моря. Греческие колонии были основаны в Крыму и на Кавказе, на побережье Киренаики и Южной Италии, в Испании и Малой Азии. На берегах пролива Босфор была основана колония-город Византий, на месте которого через тысячи лет будет и поныне стоять Константинополь (Стамбул).
Первая волна колонизации была вызвана ростом рождаемости. Грекам в Греции попросту не хватало места на полуострове. Люди искали лучшей жизни в других, неосвоенных землях.
Рис. 3. Карта греческих колоний.
Вторая волна произошла из-за вторжения в Грецию племен дорийцев, которые вытеснили часть коренного населения.
Что мы узнали?
Греческие полисы в античное время оказались островком демократии в окружающих Балканы монархических государствах. В полисах тысячи лет назад прошел первый опыт народной власти, который обрел широкую популярность в настоящее время.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Полисы материковой Греции. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]
Полисы материковой Греции
По сообщениям античных авторов, в эллинистический период Греция обезлюдела из-за мощного миграционного движения на Восток, и лишь несколько крупных полисов Греции пытались сохранить свое прежнее значение. Это Афины и, в меньшей степени, Коринф. Центры политической жизни частично переместились в ранее отсталые районы Балканского полуострова. Благодаря резкому росту политической и экономической активности в эллинистических государствах только некоторые островные полисы продолжали свое процветание.
Афины, возглавившие коалицию греческих полисов (Этолия, Фокида, Локрида и ряд других) в Ламийской войне, вспыхнувшей после смерти Александра Македонского с целью освобождения от македонской зависимости, потерпели в 322 г. до н. э. поражение на суше (битва при Кранионе) и на море (сражение у Аморгоса). В 317 г. до н. э. македонцам удалось установить в Афинах олигархический режим Деметрия Фалерского, афинского философа и государственного деятеля, противника демократии, симпатизировавшего Македонии. Однако в 307 г. до н. э. он был изгнан Деметрием Полиоркетом, провозгласившим формальную свободу не только Афинам, где была восстановлена демократия, но и другим греческим полисам, ранее контролируемым Кассандром.
В любом случае контроль над полисами Балканской Греции со стороны Македонии сохранился, что стало причиной новой войны за освобождение. Теперь в антимакедонский союз вошли не только Афины, Спарта и ряд других полисов, но и Птолемей II, желавший ослабления своего традиционного противника на Балканском полуострове – Македонского царства. Т. н. Хремонидова война (267–261 гг. до н. э.), завершившаяся поражением коалиции, привела к падению политического авторитета Афин и к зависимости от Македонии вплоть до римского завоевания.
Значительно понизилась экономическая активность афинского полиса. Политические институты афинской демократии формально продолжали существовать, но претерпели значительную трансформацию. Оплата за выполнение государственных должностей уже не производилась, что способствовало концентрации реальной политической власти в руках имущей верхушки. Верховная власть перешла в руки ареопага и первого из стратегов – стратега гоплитов. Народное собрание практически не собиралось. Полисное ополчение исчезло, его место заняла наемная армия.
В Афинах появилось много богатых иностранцев – из Малой Азии и Сирии, других регионов эллинистического мира, сыновья которых стремились получить риторическое, военное и философское образование и, по возможности, права афинского гражданина. На фоне увядания политического и экономического значения афинского полиса его престиж в качестве центра интеллектуальной жизни в эллинистическую эпоху резко возрос.
Эллинистическое время для полисов Греции характеризовалось острым социальным противостоянием обедневшего демоса и влиятельной в экономическом и политическом отношении имущей верхушки гражданского населения. Наиболее острые формы этот конфликт приобрел в Спарте, внутреннее положение которой было очень тяжелым. К середине III в. до н. э. значительная часть спартиатов лишилась земельных наделов, при этом число полноправных граждан полиса (по сообщениям античных авторов) по сравнению с классическим временем уменьшилось почти на порядок и составляло всего лишь 700 человек, из которых только 100 владели землей. Рост долгов спартиатов, постепенное уравнивание их социального статуса с положением периэков и даже илотов, падение военной мощи Спарты и ее традиционного авторитета в греческом мире привели к осознанию (даже в кругах старой аристократии) необходимости социальных преобразований.
Первым с предложением реформ выступил спартанский царь Агис IV, вступивший на престол в 245 г. до н. э. Отстранив от власти и изгнав своего противника Леонида, второго спартанского царя, он, стремясь возродить мощь спартанского государства и утраченные основы Ликургова строя, ликвидировавшего в свое время неравенство среди спартиатов, пошел на ряд радикальных преобразований. Была предпринята попытка отмены долгов, передела земли в пользу спартиатов, лишившихся земли, а также увеличения числа граждан за счет периэков. Агис разогнал коллегию пяти эфоров, уничтожил все долговые документы. Однако начавшиеся боевые действия с этолийцами вынудили царя-реформатора покинуть Спарту, чем сумели воспользоваться противники реформ. Они вернули на престол царя Леонида, добились в апелле отмены реформ, которые Агис так и не успел завершить, и приговорили его к смерти. Когда Агис вернулся из похода, приговор привели в исполнение (241 г. до н. э.).
Внутреннее положение в Спарте продолжало оставаться очень напряженным и неустойчивым. Начинания Агиса не были реализованы, социально-экономический кризис продолжался. Спустя 10 лет после воцарения Агиса царем Спарты стал сын его политического противника и соправителя Леонида – Клеомен III (235–221 гг. до н. э.). Именно он считается продолжателем дела Агиса IV. Поскольку тот, по мнению Клеомена, действовал нерешительно и мирными средствами, новый реформатор изменил тактику проведения реформ. Теперь они проводились более решительно и силовыми методами.
Заручившись поддержкой спартанской армии (как талантливый полководец, он одержал несколько побед над войсками Ахейского союза), Клеомен перебил эфоров, всю землю объявил государственной собственностью, разделив ее на 4 тыс. клеров, и раздал эти участки спартиатам и частично периэкам. Тем самым он завоевал симпатии подавляющего числа обедневших спартанских граждан. Из Спарты по его приказу были изгнаны 80 наиболее богатых и поэтому ненавидимых рядовыми спартиатами граждан. Таким образом, спартанское гражданское ополчение было доведено в своей численности до 4 тыс. гоплитов. Была осуществлена реорганизация системы государственного воспитания молодежи, а также разрешено включать иностранцев в состав гражданского коллектива.
Поддержка реформ Клеомена подавляющим числом спартиатов, реакция на его преобразования со стороны демоса других пелопоннесских полисов, требовавшего, по примеру Спарты, передела земли и отмены долгов, а также его успехи в борьбе с Ахейским союзом заставили объединиться в борьбе с Клеоменом двух бывших непримиримых противников – Арата, возглавлявшего Ахейский союз, и македонского царя Антигона III Досона. Перевес сил, несмотря на то что Клеомен освободил от рабства (правда, за выкуп) 6 тыс. илотов и 2 тыс. из них включил в состав спартанского ополчения, оказался на стороне антиспартанской коалиции. В битве при Селассии (221 г. до н. э.) он потерпел поражение. В Спарту был введен македонский гарнизон, все реформы отменялись, создавался Эллинский союз под гегемонией Македонии, в который вошли и члены Ахейской федерации, и Спарта, и другие греческие полисы, за исключением Этолийского союза и Афин.
Несмотря на неудачи реформ, социальная борьба в Спарте не прекращалась. Вскоре Спарта вышла из состава Ахейского союза и присоединилась к этолийцам, благодаря тому что на смену восстановленному эфорату пришли новые его члены, сторонники преобразований. Попытка последователя Клеомена, Хилона, провести аналогичные реформы окончилась неудачей, но последовала еще одна – со стороны спартанского тирана Маханида (210 г. до н. э.). О ней нам почти ничего неизвестно, но судя по тому, что олигархическое руководство Ахейского союза вело с ним упорную борьбу, этот правитель преследовал в своей социальной политике те же цели, что и его предшественники.
В 207 г. до н. э. во главе Спарты стал царь Набис (некоторые источники называют его тираном), который в своей внутренней политике являлся продолжателем дела Клеомена (увеличение числа спартанских граждан, в том числе и за счет освобождения илотов, наделение их и периэков землей за счет конфискаций у богатых спартиатов, увеличение мощи спартанского гражданского ополчения). В области внешней политики Набис одним из первых греческих политических деятелей попытался опереться на римлян, а также поддержать аналогичные реформаторские движения вне Спарты (например, в Аргосе).
Римляне нуждались в сближении с Набисом для того, чтобы ослабить силы Македонии и Ахейского союза. Но как только спартанские преобразования стали влиять на внутреннее положение полисов Пелопоннеса, римляне поддержали Ахейский союз в его борьбе с Набисом. В 192 г. до н. э. он был предательски убит. Спарта, окончательно потеряв самостоятельность, вошла в состав Ахейского союза, вскоре завоеванного Римом.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции
В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.
В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.
Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.
Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.
Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.
Афины
Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.
Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).
Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.
Реформы Солона
В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.
В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!
Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.
Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.
Тирания в Афинах
Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.
Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.
Завершение формирования Афинского полиса
Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.
Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.
Спарта
Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).
В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.
Государственное устройство
Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.
Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.
Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.
Быт спартанцев
Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.
Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.
Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.