История древняя индии. Древняя история Индии (стр. 6 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя история Индии (стр. 2 из 6). История древняя индии


История Индии Википедия

История Индии началась с возникновения Хараппской цивилизации, расположившейся в долине реки Инд, наибольший расцвет которой пришёлся на III тысячелетие до н. э.[1] За Индской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Начиная с VI века до н. э., на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых княжеств и республик[2]. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки[3]. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. В IV веке начался период правления династии Гуптов, который принято считать «золотым веком» Индии[4].

В Южной Индии в разное время доминировало несколько династий, включая такие, как Чалукья, Чера, Чола, Кадамба, Паллава и Пандья. Под покровительством этих правителей в Индии расцвели наука, искусство, литература, астрономия и философия.

После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII век Северная Индия перешла под контроль Делийского султаната. Позже большая часть субконтинента вошла в состав Империи Великих Моголов. Тем не менее несколько туземных королевств, такие как Империя Виджаянагара, продолжали своё существование на юге полуострова, вне зоны досягаемости Моголов. В XVIII веке Империя Моголов пришла в упадок, и вместо неё доминирующее положение в регионе заняла Империя маратхов.

Начиная с XVI века несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании[5]. Годом позднее произошло охватившее всю Индию восстание индийских военных подразделений и царств, которое получило название Первой войны за независимость или Восстания сипаев. Оно бросило вызов контролю Британской компании, но в конце концов было подавлено. В итоге Британская Ост-Индская компания была ликвидирована и Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской Империи. Эксплуатации индийских колоний была важнейшим фактором накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии[6].

В первой половине XX века Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению. В 1920-е и 1930-е годы, миллионы индийцев последовали за Махатмой Ганди, который начал массовую кампанию гражданского неповиновения, основанную на принципе ахимсы, или ненасилия[7]. В конце концов, 15 августа 1947 года Индия получила полную независимость от британского владычества, но при этом она была разделена по религиозному признаку на два доминиона — Индию и Пакистан[8]. Размежевание территорий проходило в условиях индо-мусульманской вражды и кровавых столкновений. 26 января 1950 года вступила в силу Конституция Индии, объявившая страну парламентской республикой. Но при этом Индия осталась в Британском содружестве наций[9].

После обретения независимости, и будучи многонациональным и многорелигиозным государством, Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.

Одной из основных угроз национальной безопасности Индии является терроризм, в особенности в Джамму и Кашмире, Северо-восточной Индии, а к началу XXI века — в таких больших городах, как Дели и Мумбаи. Самым ярким примером может служить террористическая атака на Индийский парламент в Дели, осуществлённая в 2001 году.

Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну. С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошёл в 1999 году в штате Кашмир.

В 1974 году Индия впервые провела подземные испытания ядерного оружия, став таким образом новым членом «ядерного клуба»[10]. В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов[10]. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстроразвивающихся в мире[11]. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы. После выборов в парламент весной 2004 года победу одержала партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. 22 мая 2004 года пост премьер-министра занял известный экономист Манмохан Сингх, в 2014 году его сменил на посту Нарендра Моди.

Периодизация

История Индии может быть условно разделена на несколько периодов:

  • Древняя Индия
    • Период Индской (Харапской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)
    • Ведический период (.ээ—VI вв. до н. э.)
      • Ранневедический период (XIII—+
      • Поздневедический период (IX.бла
    • Буддийский период (…—III вв. до н. э.)
    • Классическая эпоха (II в. до н. э. —…)
  • Индия Средних Веков
    • Период господства мусульман
    • Период господства англичан (1765—1947)
  • Современная история…

Древняя Индия

Палеолит

Древнейшими в Азии артефактами эпохи палеолита являются каменные орудия и три кости коров с отметинами, оставленными этими инструментами, возрастом 2,6 млн лет, найденные индийско-французскими специалистами в районе холмов Сивалик в 300 км к северу от Нью-Дели[12].

В долине реки Нармада был обнаружен череп близкий к яванскому Homo erectus, но более прогрессивный. Описан как подвид Homo erectus narmadiensis в 1985 году. Датировка — более 236 тыс. л. н. (минимальная дата)[13].

В местонахождении Одаи (штат Тамилнад) были найдены останки пятимесячного ребёнка, которые относят либо к виду Homo erectus, либо к ранним Homo sapiens. Феррикреты (железные панцири) на побережье штата Керала и похожие на них феррикреты в Одаи датируются возрастом 187 тыс. лет[14].

Находки соанской культуры, названной по реке Соан, встречаются в регионе Сивалик[15].

В местонахождении Джвалапурам (en:Jwalapuram) на юге Индии перерыва в археологических культурах, синхронных извержению Тоба 74 тыс. лет назад, не наблюдается[16].

Неолит

С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство (выращивание риса). В эпоху Мергархской раннеземледельческой культуры человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона: развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирование нового культурно-исторического комплекса.

Бронзовый век

В III тыс. до н. э. дравидами создаётся первая индийская цивилизация, получившая название Индской или Хараппской (города Ракхигархи, Дхолавира, Лотхал). У индских дравидов были развиты строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В отличие от Египта и Месопотамии, для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Все сохранившиеся изображения небольшого размера. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. Важная роль отводилась внешней торговле: у Хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

Закат Индской цивилизации приходится на XVII—XIV века до н. э.(?). Точно причина упадка не установлена, но известно, что в это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий или миграционными процессами, проходившими в это время между Кавказом и долиной Инда.

Цивилизация долины реки Ганг[17]

Ганг — крупнейшая река Индии, а Дельта Ганга — крупнейшая дельта в мире, и благодаря обилию осадков и плодородию почв на большей территории долины Ганга могло выживать населения с достаточно высокой плотностью.[18] Древнейшим городом Индии считается Варанаси, расположенный на левом берегу Ганга. Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5000 лет назад. Считается, что возраст Варанаси составляет около 3000 лет.[19]

Ведийский период

За Хараппской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Послеведийский период

Начиная с VI века до н. э., на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых королевств и республик.[20] В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки.[21] В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века, в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.[22][23]

В Южной Индии в разное время доминировало несколько династий, включая такие как Чалукья, Чера, Чола, Кадамба, Паллава и Пандья. Под покровительством этих правителей в Индии расцвели науки, инженерия, искусство, литература, астрономия и философия.

Буддийский период

Середина I тыс. до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведийской религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы — жрецы. В это время в Индии активно возникают оппозиционные брахманизму учения как следствия разочарования части древнеиндийского общества в ведийской (брахманской) религии с её ритуальностью и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и даже конфликтами между брахманами и кшатриями (сословия воинов и правителей в древней Индии). В связи с этим важно то обстоятельство, что и Будда, и Вардхамана Махавира (основатель джайнизма, другой оппозиционной брахманизму религиозной традиции Индии) были выходцами именно из кшатрийского, а не брахманского сословия. Таким образом, старая ведийская религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых «еретических» аскетических движений, так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через познание философии и йоги (практикой преобразования сознания). Одним из таких отшельников и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Персы и греки

В начале буддийской эпохи происходили индийские походы персидского царя Кира, покорившего себе северо-западно-индийское племя гандхара и бравшего дань с ассакенов, то есть индусов Ашвака. Однако походы персов были нестрашны и задевали только окраины Индийских владений.

В 327 до н. э. Александр Македонский во главе большой армии приступил к завоеванию Индии. Некоторые области ему удалось подчинить, но племена Северо-Западной Индии оказали сопротивление. Одержав ряд блестящих побед, Александр отказался продолжить восточный поход и в 325 до н. э. ушёл из Индии. Встреча древнегреческой цивилизации с цивилизацией между Гангом и Гималаями способствовала не только сближению Индии с эллинистическим миром, когда греческое и отчасти персидское влияние стали проникать в западные районы Северной Индии. Индийская цивилизация также оказала некоторое влияние на развитие культуры эллинистических стран, в частности, в области медицины и философии. Окончательно греки были изгнаны с индийских территорий после восстания 317 до н. э.

Маурьи

На волне антигреческой борьбы Пенджаб и долина Инда объединилась под правлением Чандрагупты из рода Маурьев — шудра по варне из Магадхи, который впервые создал единую североиндийскую державу с долинами Инда и Ганга. В конце IV века до н. э. Чандрагупта завоевал Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана.

Преемниками Чандрагупты были Биндусара (293—268 до н. э.) и Ашока (268—231 до н. э.), наиболее могущественный правитель за всю историю Древней Индии. После воцарения он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Однако позже тиранизм Ашоки сменяется политикой «распространения добра» внутри империи, основной целью которой было духовное объединение населения разных частей огромной страны. Важной чертой было особое покровительство буддизму, хотя и обещалась защита всем религиям.

Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. В течение многих веков буддизм мирно сосуществовал с ведийской религией, у которой он позаимствовал некоторые обряды и божества. По сути своей зародившийся в долине Ганга буддизм становится массовой религией, так как был обращён к любому человеку.

Недостатки в политике централизации привели к быстрому распаду державы Маурьев, которая начала терять свои владения уже к концу III века до н. э.. Слишком сильны были различия экономического и общественного развития отдельных частей Индии, населённой к тому же разными племенами. Окончательно династия Маурьев была свергнута в Магадхе в 180 году до н. э.

Классический период

Классическая эпоха характеризуется окончательным формированием стабильной религиозной, общинно-кастовой и экономической системы множества владений противоборствующих мелких династий, поочерёдно создающих непрочные крупные державы разного охвата. Во II веке до н. э. — III веке н. э. Северная Индия вновь становится ареной вторжения различных сил с северо-запада.

Первым из интервентов было Греко-бактрийское царство — эллинистическое государство, отделившееся в начале III века до н. э. от царства Селевкидов. Знатью греко-бактров образовывается особое Индо-греческое царство, расширившее свои границы до Аравийского моря и прекратившее своё существование в конце II века до н. э.

В I веке до н. э. из сопредельного с Кашмиром государства кочевников-саков предпринияты широкие завоевания, которые привели к образованию нескольких владений, крупнейшим из которых стало Индо-скифское царство. Однако ко второй четверти I века н. э. от Парфии отложилось мощное государство, захватившее все индо-скифские территории и в свою очередь ставшее жертвой кашанов Бактрии, которые под предводительством Куджулы Кадфиза I (ок. 30 — 79 гг.) захватили бо́льшую часть владений вплоть до устья Инда. Кушанское царство достигло наивысшего могущества при Канишке (97 — 120 гг.), когда оно считалось одной из четырёх великих держав мира. В III веке Кушанское царство утратило последние территории под натиском сасанидского Ирана.

Следующей объединительницей северной Индии стала династия Гуптов, царь которой Самудрагупта (335—380 гг.) в своих походах достиг Гималаев и верхнего Инда. Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380—415 гг.) ввёл Индию в «золотой век» её развития. Однако и могущественная

wikiredia.ru

Древняя история Индии - часть 6

Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива, изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в наши дни) индуисты разделяются, таким образом, на почитателей Вишну и почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов), однако принципиальных расхождений между ними не было и нет - основное различие сводится лишь к тому, кого из двух великих богов считать главным.

Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и пураны, включающие колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не содержатся в тайне, они доступны всем, а научный анализ показывает, что мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами Индии.

В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу заменяются ритуалом "почитания" божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и доходами с принадлежавших храмам земель.

Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в Бхагавадгите - поэме, включенной в состав Махабхараты. Бхагавадгита (букв. "Песнь Господа") повествует о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников множество родственников и друзей, один из героев устрашился предстоящего кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну) произнес пространную речь о значении долга ( дхармы). Он говорил о том, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих индийцев, знавших наизусть знаменитую Гиту. Но Гита важна и с другой точки зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является добродетелью, для другого – грех.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на отношения между представителями разных общественных групп, внутри же группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом - запрещены совместное принятие пищи и браки между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порой жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы на погребальном костре мужа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В историческом развитии древнеиндийского общества и государственности проявились общие закономерности и особенности исторического развития древневосточных государств. Своеобразным и сложным было формирование древнеиндийской цивилизации. Ее очаги возникли очень рано, еще в III тысячелетии до н. э. в долине Инда. В течении почти тысячелетия функционировала оригинальная общественная структура и государственность, находившаяся в контактах с народами Месопотамии.

После запустения главных центров древнейшей цивилизации и вторжения племен ариев произошло общее понижение социально-экономического и культурного уровня. Разрушение начальной государственности и классовой структуры. Проникшие в Индию арийские племена в ходе общественного развития многое заимствовали из социально-экономического и культурного опыта своих более цивилизованных предшественников. Это предопределило быстрый темп исторического развития древнеиндийских племен в I тысячелетии до н. э. и сложный синтез и оригинальность формирующейся государственности и культуры, вобравшей в себя местные институты и традиции индоиранского мира. В связи с постоянным расселением ариев по долине Ганга центр общественного и культурного развития Древней Индии перемещался из долины Инда в долину Ганга. Появляются крупнейшие города и государственные образования. Возникает огромное государство, объединяющее практически всю территорию Древней Индии. Хотя в I тысячелетии до н. э. Древняя Индия имела определенные контакты с иранскими племенами, южной частью Средней Азии и Месопотамией. Эта оригинальность появилась прежде всего в особой общественной структуре Древней Индии. В Индии сложилась система сельских общин со своеобразной и сложной внутренней структурой, бывших не только основной социальной ячейкой древнеиндийского общества, но и административно-политической единицей древнеиндийской государственности, создавшей предпосылки для деспотической формы индийской монархии, которая так и не получила развития в период древности. С рубежа IV – III вв. до н. э. Индия вступает в тесные политические контакты с восточноэллинистическими монархиями, государственными образованиями Средней Азии. До нового объединения под эгидой династии Гуптов Индия переживает процесс политической раздробленности и обособленности отдельных частей, которому противостояло определенное единство индийской культуры. Ее высокий уровень способствовал тому, что завоеватели тех или иных областей Индии подпадали под мощное местное влияние. Но общение с завоевателями и их традициями обогащало процесс исторического творчества, создавая для них дополнительные стимулы. Самобытность, высокий уровень индийской цивилизации, сознание культурного единства, противостоящего политической раздробленности и власти иноземных завоевателей, обеспечили постоянное развитие, и преемственность индийской культуры от ранних стадий ее развития на протяжении всей древности вплоть до новейшего времени. В Индии возникла одна из первых мировых религий – буддизм, распространившийся из Индии в Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, вместе с которым туда проникали и культурные достижения древних индийцев. В ряде областей духовной жизни – эпической поэзии, философии, лингвистике и эстетике, медицине и математике – ими были созданы шедевры, прочно вошедшие в сокровищницу общечеловеческой культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П.Алексеев, В.Г.Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1998. - 479с.: ил.

2. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000. – 495 с.

3. Индия в древности. Г.М.Бонгард-Левин, Г.Ф.Ильин. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 758 с. с ил.

4. История Индии / К.А.Антонова, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1979. – 608с.

5. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов / А.А.Дандамаев, М.В.Крюков и др.; Под ред. В.И.Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.

[1] См.: М.А. Дандамаев. Индийцы в Иране и Вавилонии в Ахеменидский период. – Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982.

[2] К настоящему времени ареал этой культуры необычайно расширился, но ученые по-прежнему употребляют название «хараппская цивилизация». Термин «индская цивилизация» представляется менее удачным, поскольку ограничивает территорию ее распространения.

[3] Первым обратил внимание на древность Хараппы, произвел небольшие раскопки и даже нашел хараппскую печать А. Канингхэм, отчет которого был издан в 1875 г.

[4] См.: B.K. Chatterjee. The Date and Character of the Indus Civilization.-JBRS. 1965, vol. 42, № 3-4, с 390-391.

[5] Г.Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М.: 1956, с. 262-263.

[6] R.E.M. Wheeler. Harappa, 1946.

[7] См., например: R. E. M. Wheeler. Harappan Chronology and the «Rig-Veda» - AI. 1947, vol. 3. с. 214-215

[8] История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд., 1988. стр.320

[9] « Брахман, рождаясь для сохранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что есть в мире, - это способность брахмана… Ведь люди живут по его милости… Только он один имеет право на всю эту землю». Vamsatthappakasini. Vol. 1, 190, 192-193.

[10] Все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на –гупта, - очевидно обозначение своего рода.

mirznanii.com

Древняя Индия | история Индии

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.

Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до х.э. - древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до х.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы.

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной "землей ариев" (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до х.э. древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата.

Северо-восток - средняя и нижняя часть бассейна Ганга - район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии.

Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от п-ова Декан (древнеинд. Дакшина - "юг"). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга.

Центральную часть о-ва Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной низменности, покрытой густыми лесами. Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале христианской эры - также с Юго-Восточной Азией, Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе.

На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге - дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая - на дравидийском (тамильском).

Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до х.э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до х.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры).

В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:

Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев.

Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным образом в долине Ганга.

"Буддийский период" (V-III вв. до х.э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

II в. до х.э. - V в. х.э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.

Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. до х.э.

Но, с другой стороны, современный ученый испытывает значительные сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями в качестве священного наследия.Литература представлена главным образом религиозными гимнами (Ригведа и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами (Махабхарата и Paмаяна), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге (так называемые Законы Ману), о политическом искусстве (Артхашастра) или о любви (Камасутра). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста.

Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, - в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.

Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III-II тысячелетия до х.э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до х.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях - дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко.

Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до х.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.

Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.

Автор и источник публикации: 

История Востока, Председатель редколлегии академик Рыбаков. Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997. http://gumilevica.ku...

indonet.ru

Древняя история Индии - часть 2

Многочисленные данные свидетельствуют о городском ремесле. Металлургия: культура Хараппы – культура бронзового века. Из бронзы изготовлялись мечи, ножи, наконечники для копий и стрел, топоры, зеркала и др. Известны плавка, литье и ковка металлов. Использовались также медь, свинец и драгоценные металлы. Для изготовления металлических фигурок применялся так называемый метод потерянного воска. Обработка камня: зернотерки, гири, некоторые предметы вооружения продолжали изготавливать из него. Процветало гончарное дело, ювелирное искусство, художественные ремесла (резьба по камню и кости, изготовление печатей и др.). Развиты прядение и ткачество. Ремесленная продукция производилась на продажу[5] .

Важную роль в экономике играла торговля, как внутренняя, так и внешняя. Ввозилось сырье для ремесленного производства, драгоценные и полудрагоценные камни. Торговые и культурные связи с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Сухопутная и морская (печати с изображением судов с мачтами, в Лотхале обнаружена крупная верфь, доки для судов, каменные якоря) торговля с Месопотамией. Связи с Двуречьем и влияние культуры шумеров несомненно (схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша со зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (бронза и письменность).

Политическая организация и социальная структура.

Вероятно, хорошо налаженной городской жизнью руководила сильная администрация. В цитадели, возможно, находился дворец правителя или правителей, а также городские власти, осуществлявшие функции контроля над сложной системой городского водоснабжения и канализации и общественных амбаров. Огромные зернохранилища наводят на мысль о централизованных государственных хозяйствах. Высказываются предположения о существовании особого городского совета.

Не ясно, как и откуда осуществлялось управление всей территорией цивилизации, в пользу этого предположения говорит существование единой системы мер и весов, письменность, сходные принципы строительства и др.

Решения вопроса о политической власти разнообразны: В.В. Струве и немец В. Рубен высказывали предположение о рабовладельческой основе общества, целый ряд ученых проводит параллели с политической организацией Древней Месопотамии, полагая, что и на Инде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находился весь земельный фонд. Не исключают из списка и республиканское устройство.

Сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к ним примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения. Несомненно имело место значительное имущественное неравенство, свидетельство чему характер, этажность, размеры домов, а также погребения.

Основание для исследований представляют не только материалы археологических раскопок, но и надписи. Система письменности, много надписей (только печатей более 1 тыс.), выделено 400 различных знаков, но письменность до сих пор не расшифрована (неизвестен язык, который выражает письменность и истоки письменности, споры среди ученых).

Упадок городов.

Города недолговечны, быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной причине пришли в упадок, ориентировочно просуществовали 5-6 веков (ХХIV-ХVIII вв. до н.э.). Некоторые данные указывают на то, что упадок городов начался задолго до их исчезновения и был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации. «В поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без особого плана, некоторые крупные общественные здания уже разрушились[6] , а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение… Хараппе затихает некогда бурная торговля. меняется техника изготовления керамики».

Среди причин упадка называется:

· вторжение арийских племен[7] ;

· внутренние причины: засоление почв, наводнения, наступление Раждутанской пустыни, изменение русла Инда;

· тектонические толчки

· на основе анализа костных останков антропологи пришли к выводу, что причиной гибели жителей нескольких населенных пунктов была малярия и др.

Исследования показали, что упадок некоторых городов начался задолго до появления иноземных племен. В отношении Мохенджо-Даро выдвигались предположения о близости центра тектонической деятельности, наводнениях, которые в конечном счете вынудили жителей переселиться, сильнейшей засухе как следствии изменения русла Инда. Возможно, причины в каждом конкретном случае были разными (разливы рек, изменение климата, эпидемии), но они не дают представления о причинах упадка Харрапской цивилизации в целом. Возможно, они связаны с некоторой варваризацией культуры, что стало следствием резкого расширения границ цивилизации и включения в ее состав отсталых по уровню развития областей.

«ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД».

СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

(XII – VII вв. до н. э.)

Ранний период.

Основными источниками по истории Северной Индии конца II – начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – веды. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веды» родственно, например, русскому «ведать»). Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья – «Благородный» - было самозванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев.

Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Встречаются деревни, но полагают, что это первоначально относилось к непостоянному поселению, скопление кибиток, временной стоянки скотоводов. Городов они еще не знали вовсе и тем словом, которое обозначает «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.

Социальная организация индореев в период их расселения в Пенджбате, видимо, осталась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа – военный вождь и предворитель. Опиравшийся на помощь сородичей и сравнительно немногочисленных слуг. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созывавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоянных межплеменных войн.

Уже в ранневедийскую эпоху засвидетельствован институт рабства, и слово «даса», в древнеиндийском языке обозначающее раба, встречается во многих ведийских гимнах. В целом социальная дифференциация в ранневедийское время была еще выражена довольно слабо.

Поздний период.

В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Значительно большее развитие получило земледелие. С помощью плуга с лемехом, изготовленным из твердых пород дерева, были распаханы обширные пространства Индо-Гангской равнины. Основной тягловой силой были волы, разведение домашнего скота оказывалось большое внимание. Молочные продукты составляли повседневную пищу, а по особо торжественным случаям – устраивался забой скота, в том числе и коров.

Земледельцы поздневедийской эпохи строили дома из дерева и бамбука. Жилища, очевидно, различались по размерам и планировке в зависимости от социального положения их хозяев. Рядом с обыкновенными деревнями возвышались резиденции знати, окруженные валом или частоколом. Военные предводители, сражались на колесницах, запряженных лошадьми. Состязание в беге на колесницах были необходимой частью многодневных ритуалов, описанных в поздневедийских тестах. Описание битв в эпосе сводится, по существу, к описанию поединков колесничих воинов, и лишь за спинами их угадываются массы пеших бойцов. Такая организация точно соответствовала и социальной структуре ведийского общества – на колесницах сражалась знать, а народ составлял ополчения.

Археологические находки «серой расписной керамики» свидетельствуют о дальнейшем развитии в начале I тысячелетия до н. э. профессионального ремесла, в том числе и таких, которые обслуживали повседневные нужды деревенского населения (горшечники и ткачи).

Источники начала I тысячелетия до н. э. продолжают говорить о племенах, но в это время можно четко обозначить ту область, которую занимало каждое племя. Население такой области часто было объединено не столько общностью происхождения и сознанием родственных уз, а сколько территориальной близостью и подчинением одному вождю и правителю. В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования.

Религиозные и эпические произведения содержат довольно скудную информацию об основной массе населения. Свободные и полноправные земледельцы составляли общины, каждая из которых охватывала одну или несколько деревень. Общинников объединяли не только соседские, но, как правило и родственные связи, так как расселения происходило целыми кланами. Старейшины их пользовались огромным авторитетом. Наиболее важные дела решались на сходе, а главные обряды совершались от имени всей общины.

Часть деревенских жителей не обладала полнотою права и потому не могла участвовать в сходах – люди, чуждые коллективу не связанные с ним отношениями родства или свойства. Как правило это были те, кто поздно появился на его территории (иногда же, напротив, первоселенцы, покоренные пришельцами). Неполноправными считались все, кто был занят обслуживающим трудом, в том числе и деревенские ремесленники. Естественно, не могло быть речи, о каких либо правах тех, кто не имел даже личной свободы.

mirznanii.com


Смотрите также