Боги и богини Древнего Египта. Богини древний египет
Боги и богини Древнего Египта
Акер
Функция. Додинастическое божество земли. В «Текстах Пирамид» упоминается как один из богов Загробного Царства. Позднее — бог земли, покровитель умерших и один из помощников Ра в его еженощных битвах с Апопом. Иногда считался душой Ба Геба.
Центр культа. Собственных мест культа и храмов не имел.
Иконография. изображался в виде двуглавого сфинкса или льва, олицетворяя восход и заход солнца. Между львами — солнечный диск в «знаке горизонта» — иероглифе, изображающем долину Нила, седловину между восточными и западными горами (по представлениям египтян именно эти горы поддерживают небо)
Функция. Бог солнца. Амон Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как «царь всех богов» и считается богом-творцом.
С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях.
Генеалогия. Муж Мут или богини Амаунет, отец Хонсу.
Местоположение. Вместе с Мут и Хонсу составлял фиванскую триаду. Один из гермопольской огдоады (Великой Восьмерки): Амон и Амаунет являлись одной из четырех пар гермопольской огдоады.
Значения имени. «Сокровенный», «сокрытый», «невидимый», «незримый».
Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф «анх» («жизнь») или в виде человека с головой барана. Телом — голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.
Священные животные. Баран, белый гусь, змей.
Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее древний).
Функция. Бог — покровитель умерших, некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. Анубис-Саб считался судьей богов. Как покровитель магии, обладал даром предвидения. В Древнем царстве — бог Дуата, носивший эпитет «Хентиаменти» — «Первый из западных», т.е. главный из богов Запада (Осирисом в тот период считался умерший фараон). Культ Анубиса очень рано получил широкое распространение. В период Древнего царства считался богом мертвых.
С конца 3-го тыс. до н.э. функции главы Загробного Царства переходят к Осирису, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Анубис становится богом некрополей и связывается с мумификацией умерших и погребальными мистериями (контролирует взвешивание сердца умершего против пера Маат).
Иконография. Почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки, держащим в руке иероглиф «анх» («жизнь»).
Священное животное. Шакал, собака.
Центр культа. Город Каса, находившийся в 17 номе (греч. Кинополь — «город собаки»).
Функция. Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.
Начало появления культа. Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.
Генеалогия. Дочь и жена бога солнца Рa, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.
Иконография. Изображалась в виде женщины с головой кошки.
Атрибут. Музыкальный интрумент систр.
Священное животное. кошка, отражавшая проворство и силу богини.
Центр культа. Бубастис на востоке дельты Нила. По свидетельству греческого историка Геродота в этом городе стоял самый прекрасный храм Египта. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздненств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в 525 г. до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдан укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. (Бернар Брие. Дикие кошки. М.: Диалог, 1995)
Отождествление. Мут, почитавшиеся как око Ра Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор из-за чего приобрела функции солнечного Ока.
Бену
Функция. Символ воскресения и вечной жизни, являлся прообразом Феникса. В Новом царстве олицетворял Ба Ра, в Поздний период — Ба Осириса. Одно из двух божеств Древнего Египта в образе священной птицы (второе — Великий Гоготун).
Иконография. Со времен Среднего царства изображался в виде цапли.
Фетиши. камень Бен-Бен и верба, символизирующая Дерево Ишед на котором находится дом Бену.
Рождение. Появился в начале творения на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало «сотворения мира». Жил на священной вербе (Дом Бен-Бен). Изначальное существо, он не был никем сотворен, подобно Атуму или Ра. Эпитет Бену — «тот, который из себя возник» («бен» — «возникать»).
Центр культа. Гелиополь.
Геб (Кеб)
Функция. Бог земли, растительности. Считалось что Геб — добрый бог: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые растения, из него выходит вода (Нил). Был связан с царством мертвых, т.к., согласно «Текстам пирамид», умерший входил во врата Геба на пути в загробный мир.
Генеалогия. Сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут, отец Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, в некоторых источниках — Сехмет.
Священное животное. Белый гусь.
Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Третий из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра и Шу.
Иконография. Изображался в виде человека с зелеными пятнами или растительностью на теле (как бог ратительности), на голове — корона Нижнего или Верхнего Египта, иногда — гусь. Как бог земли изображался лежащим и опирающимся на локоть: согнутое колено олицетворяло горы, тело — долины. Часто изображался в виде гуся, иногда — в виде человека с головой змея.
Центр культа. Повсеместно.
Сюжеты. Поссорился с Нут (Небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их и Шу разъединил супругов. Геба он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нут поднял вверх.
Бог неба по египетски — Гор
Гор (Хор)
Функция. Бог Солнца. Олицетворял небо и свет. Согласно одному из мифов, Гор был богом неба, а солнце и луна — его глазами. Являлся покровителем власти фараона
Генеалогия. Сын Осириса и Исиды.
Начало появления культа. Преддинастическое время.
Иконография. Изображался в виде сокола, в виде человека с головой сокола или в виде солнечного диска с крыльями сокола.
Священное животное. Сокол.
Центр культа. Повсеместно.
Хароерис (Гор Старший, Великий Гор) — изначальный бог, ранняя ипостась Гора, от которой позднее произошли другие ипостаси. Бог света. Изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, летящим сквозь мировое пространство. Его глаза — Солнце и Луна. В зависимости от направления полета божества меняются время суток и времена года. Брат Осириса и Сета, сын или муж Хатхор.
Харвер («Великий Хор») — одна из древнейшх ипостасей. В Додинастическую эпоху, жители нильского побережья чтили других солнечных богов — Хора и Вера. Хор являлся богом Солнца, а Вер — богом Неба и Света, но посколку Вера также как и Хора изображали солнечноглазым соколом, их образы в мифологии часто сливались. Одна из ипостасей Хора постепенно отождествилась с Вером, в результате чего возникло новое божество — Харвер.
Харпократ (Гор Младенец) — олицетворение утреннего (новорожденного) солнца. Сын Исиды. Изображался в виде ребенка, кормящегося грудью Исиды или в виде сидящего ребенка, сосущего свой большой палец.
Харсизис (Хор-сын Исиды) — сын Осириса и Исиды, зачатый благодаря волшебным силам: после убийства Осириса Сетом Исида, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Хора, который должен был отомстить Сету.
Хор Бехдетский — олицетворение полуденного солнца. Изображался в виде крылатого солнечного диска или в виде сокола (ястреба).
Хорахте — Гор — обитатель горизонта.
Харсомт — Гор — объединитель обеих Земель.
Хапи
Нет сведений
Хатхор
Нет сведений
Хепри
Функция. Бог солнца, связанный с его восходом, олицетворение утреннего солнца.
Генеалогия. «Создавший сам себя».
Иконография. Изображался в виде скарабея или в виде человека с головой скарабея.
Священное животное. Жук-скарабей.
Центр культа. Гелиополь
Хнум
Функция. Бог воды, плодородия, создатель всех вещей, богов и людей. Считался покровителем гончаров. Согласно мифу, именно он вылепил на гончарном круге первого человека. Божество очень древнее.
Функция. Богиня плодородия, воды и ветра, мореплавания, символ женственности, семейной верности. Выступала как покровительница детей и матерей, как покровительница рожениц облегчала роды и определяла судьбу новорожденных царей. Ее культ как богини-матери, приобретя самостоятельное значение, повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с маленьким Хором. Одна из самых ранних и играющих наиболее важную роль богинь древнего Египта.
Генеалогия. Дочь бога земли Геба и богини неба Нут, сестра Осириса, Сета и Нефтиды, жена Осириса, мать Гора.
Местоположение. Одна из гелиопольской эннеады богов.
Иконография. Изображалась в виде соколицы или крылатой женщины с иероглифом ее имени на голове (трон). Иногда изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове.
Священное животное. Коршун.
Отождествление. В Древней Греции — Гера, Деметра, Ио, Селена, Персефона, Фетида. В античном мире ее называли «та, у которой тысяча имен». В греческую эпоху культ Исиды был распространен практически во всех странах Средиземноморья.
Сюжеты. После убийства Осириса Сетом она, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Хора (Гора), который должен был отомстить Сету.
Маат
Функция. Богиня закона, правды, истины и мирового порядка. Женская копия Тота. Была связана с культом Ра и носила имена «дочь Ра» или «глаз Ра». Большую роль играла в загробном суде Осириса: на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую — статуэтку Маат или перо Маат. Равновесие означало, что покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару — в противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Жрецом Маат был везир.
Генеалогия. Дочь Ра, жена Тота или Птаха.
Значения имени. «Тот, кто является истинным».
Иконография. Изображалась в виде пера страуса или в виде женщины, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями, с пером страуса на голове.
Символ. Страусовое перо.
Центр культа. Некрополь в Фивах, позднее — повсеместно.
Мин
Функция. Бог плодородия и скотоводства, «производитель урожаев», бог дождя, дарующего урожай. Фаллическое божество. Покровительствовал рождению людей, размножению скота, торговле, караванам, Восточной пустыне. В Омбосе выступал как Мин-ях (Мин-Луна). Как и Гор считался главой объединенного Египта. Первоначально являлся богом неба. В период Среднего царства культ Мина слился с культом Амона и Мин приобрел черты бога-творца мира.
Генеалогия. Сын и муж Исиды, сын Ра или Шу, отец Гора.
Эпитеты. «Поднимающий оружие», «телец своей матери».
Иконография. Изображался в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. Вместо плети первоначально изображался удар молнии. На голове — корона, увенчанная двумя перьями. В период Нового царства изображался в виде белого быка.
Фетиши. Лук латук и особый столб, воздвигавшийся во время праздника Мин. Первоначально символом Мина была молния.
Центр культа. Хеммис, Омбос, Коптос, Нубия.
Обычаи. Праздник Мин отмечали в день начала жатвы. Праздничную процессию возглавлял бык, увенчанный короной. Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед столбом, воздвигавшимся в честь Мина. Праздник в честь Мин-ях отмечали в день новолуния в святилище, называемом «Дом Луны».
Отождествление. Гор и Себек. Персонификация Мина — увенчанный короной бык. В Древней Греции — Пан.
Мут
Функция. Повелительница, госпожа неба, «мать» всех богов, «мать матерей». Женская копия Амона. Божество отличалось бисексуальной направленностью.
Генеалогия. Жена Амона, мать Хонсу, всех богов и живых существ.
Иконография. Изображалась в виде женщины с головой коршуна (стервятника) или в виде женщины в головном уборе с иероглифом стервятника или в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта.
Священные животные. Корова, коршун.
Символ (иероглиф). Стервятник. Символ, символизировавший материнство, носили на коронах царицы Египта.
Центр культа. Храм на берегу озера Ашеру около Фив.
Функция. В Богине соединялись одновременно мужское и женское начала. Имела функции демиурга. Являлась создательницей семени богов и людей. В древнейший период — богиня войны и охоты, воды и моря. Богиня города Саис. Носила эпитет — «отец отцов и мать матерей». Связана с загробным культом — глава «дома бальзамирования».
Генеалогия. Жена Хнума, мать Себека и вообще всех крокодилов, Исиды, Хора и Осириса, иногда — мать Ра.
Иконография. Изображалась в виде женщины в красной короне Нижнего Египта, с луком и стрелами в руках? часто — кормящей грудью двух маленьких крокодилов.
Фетиш. Щит с двумя перекрещенными стрелами.
Центр культа. Саис.
Отождествление. В Древней Греции — Афина.
Осирис (греч.) — Усир (егип.)
Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период — местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.
Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.
Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.
Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках — символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы — «Прорастающий Осирис». В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна — погребение Осириса, всходы — его воскресение.
Центры культа. Главные культовые центры — Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее — острова Филэ и Бигэ.
Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства — Ра. В Древней Греции — Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот.
Себек (егип.) — Сухос (греч.)
Функция. Бог воды и разлива Нила, изобилия и плодородия.
Генеалогия. Сын Нейт.
Иконография. Изображался в виде крокодила с короной или человека с головой крокодила.
Священное животное. крокодил.
Центр культа. Файюмский оазис, город Крокодилополь.
Отождествление. Ра, Хнум, Амон, Хонсу, Мин, иногда Сет (когда тот имел облик крокодила).
Сехмет (Сахмет, Сохмет)
Функция. богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером не поддающимся контролю. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.
Генеалогия. Дочь Ра (его грозное Око), в другом варианте — дочь Нут и Геба, жена Птаха, мать Нефертума.
Иконография. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
Священное животное. Львица.
Центр культа. Мемфис. Храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Праздники. 7 января — день, посвященный богине и связанный с увеличением солнечного дня.
Сюжеты. По воле богов, карая людей за их грехи, она в ярости чуть не уничтожила все человечество. Чтобы ее остановить, боги разлили на земле красное вино. Приняв его за кровь, львица опьянела и перестала истреблять людей.
Сет
Нет сведений
Тот
Функция. Бог мудрости, науки, магии и луны. Считался автором основ астрономии, медицины, геоментии, религиозных текстов и «Книги Мертвых». В качестве владыки луны охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе, был владыкой счета и вел подсчет лет, т.к. календарь составлялся на основе фаз луны. Находясь в окружении богов, исполнял роль судьи.
Генеалогия. Муж Маат.
Иконография. Изображался в виде человека с головой ибиса, в виде ибиса или обезьяны павина. На голове изображался лунный диск или корона «Атеф», как у Осириса.
Священное животное. Павиан, птица ибис.
Центр культа. Гермополь.
Отождествление. После завоевания Персидской державы Александром Македонским (конец IV в. до н.э.), когда в Азии и Египте возникают Греческие государства, с ним стали отождествлять Гермеса.
ageiron.ru
Египетские боги: от забвения к изучению
Исторический период Египта начался на рубеже третьего и четвертого тысячелетий до рождества Христова. Древняя культурная традиция, претерпевая влияние захватчиков и внутренние пертурбации, просуществовала до принятия христианства в четвертом веке новой эры. За почти три с половиной тысячи лет список и функции египетских богов претерпевали значительные изменения. Египетские боги приобретали черты и имена, характерные для соседей – ассирийцев, хеттов, гиксосов, эллинов.
После объединения Египта под властью единого правителя множество богов отдельных областей и племен страны вошло в общий пантеон, но большинство из них почитали только в той среде, где были истоки их культа. Некоторые боги постепенно приобрели общеегипетское значение. Богиня Бастет, имеющая кошачью голову, без сомнения, выросла из культа почитания кошек как хранителей зерновых запасов от мышей. Земледелие играло в Египте огромную роль в отличие, например, от Эллады, поднявшейся в основном за счет торговли и военных захватов. Антропоморфные египетские боги часто наделялись головой животного, на основании почитания которого возник тот или иной культ. Например, бог Тот имел голову ибиса, богиня Сохмет (Сехмет) – голову льва, Анубис – голову собаки.
По мере того, как возвышались те или иные области страны, происходила смена династий или «переезд» столицы на новое место, менялись и египетские боги «первого эшелона». Интересной особенностью древнеегипетской религии являлось наличие большого количества космогонических мифов (то есть версий происхождения мира), причем в каждой местности главную роль в этом непростом деле отводили местному божеству.
Египетские боги в таком большом количестве, становясь основой для местного сепаратизма, без сомнения, не были нужны единой стране. К тому же многочисленные культы требовали расходования большого количества материальных средств, которые со значительно большей пользой можно было потратить на внутреннее обустройство страны, на содержание армии и так далее. А имеющие большие богатства и влияние жреческие кланы напрямую угрожали единоличной власти фараона.
Учитывая все обстоятельства, фараон Аменхотеп IV, приняв имя Эхнатон, вводит культ второстепенного регионального божества Атона (обожествленного солнечного диска) в качестве общеегипетской религии. Но инерция традиции была слишком сильна, и Эхнатон умирает, не достигнув и сорокалетнего возраста. По самой убедительной версии, он был отравлен. Правда, семьи гонения не коснулись, а его жена (знаменитая Нефертити) оставалась в живых и много лет спустя после смерти мужа.
После персидского, а позже эллинского захвата страны египетские боги и богини постепенно начинают терять былое влияние, приходят в упадок. Происходит их слияние с богами захватчиков. Например, Александр Македонский почитался в Египте как сын Зевса-Амона, синкретического египетско-эллинистического божества.
Когда египетские боги, имена которых имели как местное, так и смешанное происхождение, стали уступать место новой религии – христианству, постепенно началось и забвение древнеегипетской письменности. В царствование императора Константина умер последний носитель египетской религиозной традиции, после чего на многие века имена древних египетских богов были известны только по сочинениям греческих и римских историков. Но и те, и другие познакомились с египетской культурой в то время, когда она уже клонилась к закату, да и вряд ли жрецы посвящали чужаков (зачастую агрессивных) в тайны своей религии.
Попытки расшифровать древние иероглифы предпринимались неоднократно как арабскими учеными, так и европейцами, но безрезультатно. И только в начале девятнадцатого века гениальный лингвист Франсуа Шампольон сумел найти ключ к расшифровке египетских текстов. С этого момента началась современная эпоха изучения истории и культуры Древнего Египта.
fb.ru
Древний Египет | Боги Древнего Египта
Боги Древнего Египта, в отличие от богов античности, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.
Амон - бог солнца. Амона изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Анубис - бог-покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.
Апис - бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.
Атон - бог - олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.
Баал - в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет.
Геб - бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
Гор - бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями.
Мин - бог плодородия, “производитель урожаев”, которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.
Нун - воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.
Осирис - бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.
Птах - бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее - животных, растения, людей, храмы и т. д.
Ра - бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера…
Себек - бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.
Сет - бог пустыни, т. е. “чужеземных стран”, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.
Тот - бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса.
Хонсу - бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий.
Хнум - бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом.
Шу - бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками…
Богини Древнего Египта
Астарта - в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В древности Астарта почиталась как богиня сражений…
Баст - богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки.
Исида - богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида обучила женщин жать, прясть…
Маат - богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок.
Меритсекерт - (Мертсегер) богиня, олицетворявшая Фиванский некрополь; считалось, что Меритсекерт охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде женщины или льва с головой змеи.
Нефтида - (Небетхет)супруга демонического бога Сета, младшая из детей Геба и Нут. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове.
Нехбет - богиня царской власти. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне.
Нут - богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Нут называли “огромной матерью звезд, рождающей богов”.
Cелкет - богиня загробного мира, покровительница мертвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. Священным животным богини Cелкет был скорпион.
Сехмет - богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет - львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Таурт - богиня и покровительница женщин и детей. Священным животным Таурт был гиппопотам. Таурт изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью.
Тефнут - богиня влаги. Ее земное воплощение - львица. Тефнут и ее муж Шу - пара богов-близнецов, порожденных Ра-Атумом.Тефнут - любимое Око бога Ра.
Хатхор - богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегала матерей с детьми.