Образование древнего китайского государства. 1 Древний Китай. Образование государства, хозяйство и общественный строй
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государства Древнего Китая. Образование древнего китайского государства


Формирование китайской государственности.

§ 5.2. Государства Древнего Китая

Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.

Формирование китайской государственности.

С рубежа III – II тыс. до н. э. земледельческие общинные объединения сложившиеся на востоке Китая по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н. э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь.Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) еще не в полной мере было даже протогосударством: властные функции центрального правителя в значительной мере были обесценены особой политической организацией союза, да и города представляли всего лишь большие по размерам поселки без специфических элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации:, первая – центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая – промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья – периферийные племена со своими вождями, нередко только на время и условно признававшие власть центра. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников; она же нередко была фактором ослабления объединения, поскольку периферийные племена перекидывались на сильную в тот или другой момент сторону. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом.Верховный правитель – ван – был одновременно и верховным жрецом. Основная его функция заключалась в организации всех общественных дел, земляных работ, причем традиция требовала, чтобы ван нередко лично возглавлял эти работы. Должность его считалась наследственной, но твердого порядка наследования не было; только к концу существования Шан-Инь наследование идет от отца к сыну. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. Среди последних важнейшими были охотничьи администраторы вана, так как охота рассматривалась как важная функция власти и показатель ее престижа. Считалось, что в управлении ван обязан опираться на «почтенных людей», обеспечивавших «согласие народа».На рубеже XII – XI вв. до н. э. на западе от образования Шан-Инь укрепился другой союз племен –Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов. Так сложилось раннее государство Западное Чжоу.Государство Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Мудрость и добродетель гарантировали законность власти новых правителей. Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати; их деятельность опиралась на 14 расположенных по всей стране постоянных армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от вана всю полноту власти над территорией и обязывался в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70 причем вначале до 55 из них получили родственники вана. Это позволяло учесть интересы этнически разных племен, создавших Чжоу.Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX-VIII вв. до н. э. единое государство рушится, удельные правители – их было уже до 160-200 – превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. Часть территорий вообще выпадает из орбиты общей государственной судьбы. В период Восточного Чжоу (VIII-V вв. до н. э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Со временем к V в. до н. э. образуется 7 наиболее крупных и сильных царств, одно из которых - Цинь – в силу разных исторических причин стало лидером в последующем объединении царств и других уделов вокруг одного центра. Усилением централизации была отмечена и внутренняя история этих 7 царств. В значительной степени это прошло под влиянием нового фактора – идеологии конфуцианства и связанного ним легизма . Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н. э.) учил, что государство – это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. Подчинение его власти – одна из высших моральных добродетелей, в этом была главная посылка легизма (законничества). Опираясь на идеи легизма, во многих из 7 царств были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. Самыми знаменитыми стали реформы в царстве Цинь, проведенные министром-легистом Шан-Яном (IV в. до н.э.). Шан-Ян упорядочил общинное землепользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Страна была поделена на административные округа во главе с назначаемыми из центра чиновниками. Это укрепило власть единого правителя (хотя судьба само Шан-Яна была печальной: его казнил собственный наследник), царство приобрело возможность вести более активную внешнюю политику. В течение III в. до н. э. царство постепенно подчинило себе остальные из семи царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство – империю Цинь (III – II вв. до н. э.), ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье.

kruglaw.narod.ru

Государства Древнего Китая - путеводитель

Государства Древнего Китая

Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.

Формирование китайской государственности

С рубежа III – II тыс. до н. э. земледельческие общинные объединения сложившиеся на востоке Китая по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н. э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь.

Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) еще не в полной мере было даже протогосударством: властные функции центрального правителя в значительной мере были обесценены особой политической организацией союза, да и города представляли всего лишь большие по размерам поселки без специфических элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации. первая – центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая – промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья – периферийные племена со своими вождями, нередко только на время и условно признававшие власть центра. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников; она же нередко была фактором ослабления объединения, поскольку периферийные племена перекидывались на сильную в тот или другой момент сторону. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом.

Верховный правитель – ван – был одновременно и верховным жрецом. Основная его функция заключалась в организации всех общественных дел, земляных работ, причем традиция требовала, чтобы ван нередко лично возглавлял эти работы. Должность его считалась наследственной, но твердого порядка наследования не было; только к концу существования Шан-Инь наследование идет от отца к сыну. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. Среди последних важнейшими были охотничьи администраторы вана, так как охота рассматривалась как важная функция власти и показатель ее престижа. Считалось, что в управлении ван обязан опираться на «почтенных людей», обеспечивавших «согласие народа».

На рубеже XII – XI вв. до н. э. на западе от образования Шан-Инь укрепился другой союз племен –Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов. Так сложилось раннее государство Западное Чжоу.

Государство Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Мудрость и добродетель гарантировали законность власти новых правителей. Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати; их деятельность опиралась на 14 расположенных по всей стране постоянных армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от вана всю полноту власти над территорией и обязывался в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70 причем вначале до 55 из них получили родственники вана. Это позволяло учесть интересы этнически разных племен, создавших Чжоу.

Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX-VIII вв. до н. э. единое государство рушится, удельные правители – их было уже до 160-200 – превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. Часть территорий вообще выпадает из орбиты общей государственной судьбы. В период Восточного Чжоу (VIII-V вв. до н. э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Со временем к V в. до н. э. образуется 7 наиболее крупных и сильных царств, одно из которых - Цинь – в силу разных исторических причин стало лидером в последующем объединении царств и других уделов вокруг одного центра. Усилением централизации была отмечена и внутренняя история этих 7 царств. В значительной степени это прошло под влиянием нового фактора – идеологии конфуцианства и связанного ним легизма. Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н. э.) учил, что государство – это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. Подчинение его власти – одна из высших моральных добродетелей, в этом была главная посылка легизма (законничества). Опираясь на идеи легизма, во многих из 7 царств были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. Самыми знаменитыми стали реформы в царстве Цинь, проведенные министром-легистом Шан-Яном (IV в. до н.э.). Шан-Ян упорядочил общинное землепользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Страна была поделена на административные округа во главе с назначаемыми из центра чиновниками. Это укрепило власть единого правителя (хотя судьба само Шан-Яна была печальной: его казнил собственный наследник), царство приобрело возможность вести более активную внешнюю политику. В течение III в. до н. э. царство постепенно подчинило себе остальные из семи царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство – империю Цинь (III – II вв. до н. э.). ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье.

Власть и управление в империи Цинь

В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул – хуанди, который означал претензию на исключительный статус и небывалые ранее полномочия. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной, особа его – священна и прикосновенна. Даже в рамках общего типа древневосточной монархии (см. § 6) китайская империя отличалась особой исключительностью статуса правителя.

Во главе управления империей находились два министра – советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них.

Важнейшим было военное ведомство, которое руководило всеми территориальными войсками и военачальниками; ведомство подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. В числе других ведомств были финансовое, государственного хозяйства, обрядовое. Выделилось и особое «ведомство наказаний» (условно-судебное), которое, однако, непосредственно судопроизводством почти не занималось, а следило за применением законодательства и исполнением наказаний. Специальное учреждение осуществляло централизованный контроль за работой всего государственного аппарата и личным составом чиновничества.

Империя была разделена на 36 крупных областей, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие округа; на уровне общин и условных волостей администрация (организация работ, взимание налогов, исполнение трудовой повинности и т. п.) была в руках самоуправления. Область возглавляли губернатор-наместник и военный начальник. Областные чиновники подчинялись и своему наместнику, и центральному соответствующему ведомству. Военные и военачальники подчинялись только своему ведомству и, через него, императору.

Все государственные служащие наделялись одним из 20 рангов-чинов, которые далеко не всегда совпадали с должностью. Низшие восемь были доступны выходцам из простого народа, которые могли заслужить их, получить по семейной традиции, путем покупки или в награду. Высшие давались только за службу в чиновничьих должностях; обладателей самых высших – 19-20-го – рангов были единицы, зато они имели право не только на государственное жалованье, но и на получение доли налогов с выделенной им территории (при этом административной власти над ней они не получали). Все остальные получали за службу государственное жалованье – как правило, натуральные выдачи из казенных амбаров.

В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен севера была построена грандиозная Великая стена, аккумулировавшая на десятилетия людские, финансовые и материальные ресурсы страны, начато строительство новой столицы с огромным дворцовым комплексом. Новая государственная администрация позволила разоружить население и знать, перейдя на территориальные ополчения и профессиональную армию.

Доктрина легизма

С самой древности в государственной организации Китая большую, нежели где бы то ни было на Востоке, роль играла особая государственная идея. Иногда вся политика правителей и страны была подчинена особому пониманию задач общества и власти, связанному с учением конфуцианства и выросшей из него идеологии легизма. Многие принципы и правила этой государственной доктрины были изложены в «Книге правителя области Шан», составленной по делам и высказываниям правителя Гунсунь Яна (Шан-Яна) в IV – III вв. до н. э. и как бы предвосхитившей государственную деятельность, приведшую к созданию империи Цинь.

Согласно этой доктрине, ставшей на века классической для Китая, традиция древности – не безусловный идеал: «Чтобы достичь хорошего управления своего века, существует не один путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Правление должно быть требовательным к людям, должно направлять их к общей пользе и собственной выгоде, о которой они не всегда могут дать себе отчет, поэтому строгость наказания - один из безусловных приемов власти: «Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться». В управлении страной следует дорожить суждениями подданных: «Если в стране порядок, это значит, он покоится на суждении семьи». Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Вместе с тем значение новых правителей в том, что они освободили от традиции почитать древних мудрецов и некие условности, они создали почитание должностей, которые единственно способны обеспечить управление государством и его стабильность. Строгость и неусыпный контроль – вот пути к благоденствию народа и государства, даже вопреки стремлениям самих людей: «В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград», ибо, для того чтобы сделать закон всесильным, нет насущнее задачи, чем искоренение преступлений.

Рекомендуем ознакомится: http://www.be5.biz

worldunique.ru

1 Древний Китай. Образование государства, хозяйство и общественный строй

Билет №25

1 Древний Китай. Образование государства, хозяйство и общественный строй.

 Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира. Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта. Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса. В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан. Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану. 6–5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим , о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране. В 221г. до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах. Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории. Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения. В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая. Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги. На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами. Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись. Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики плавили и ковали металл и делали из него  оружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне. С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги. Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен. Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы. Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы. Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения. В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.  Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдельной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам. Эти надписи являются первыми письменными памятниками, найденными в Китае. Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда: «Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно». В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали. В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли. Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс. В I тысячелетии до н.э. на территории современного Китая существовало семь сильнейших царств – Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Период с 481 по 221 гг. до н.э. в истории древнего Китая называется периодом воюющих царств. В течение этого периода создавались предпосылки для образования империи, которая в период ее наибольшего территориального распространения имела протяженность от пустыни Гоби до Южно-Китайского моря, если рассматривать протяженность с севера на юг, а также от Ляодунского полуострова до гор Памира с востока на запад. Империя сложилась к концу III века до н.э. и в таком виде просуществовала до конца II в. н.э., после чего распалась. Период Воюющих царств был временем успешного развития производственных сил, потому что была освоена техника обработки железа. До VI в. до н.э. древний Китай находился еще в бронзовом веке. Орудия, которые применяли в ремесле и сельском хозяйстве, отличались примитивностью. Железные орудия, которые стали употребляться в земледелии, способствовали его широкому развитию. В китайском сельском хозяйстве использовались плуг, серп, коса, лопата, мотыга и другие орудия. Китайцы практиковали глубокую вспашку земли и применяли органические удобрения. Однако плужное земледелие распространялось медленно и неравномерно. Сравнительно широкое применение оно получило в это время только на севере Китая.  Начали проводиться серьезные ирригационные работы на лессовых почвах в бассейне реки Хуанхэ. Создавались большие каналы, плотины и дамбы. Это было обусловлено в первую очередь военными и транспортными целями, но также каналы использовались и для орошения почвы. От каждого канала отводилось огромное количество арыков, несущих воду на поля. Начали строиться и специально предназначенные для ирригации каналы. Земледелие было главным занятием в хозяйственной жизни древнекитайских царств. В Северном Китае преимущественно разводились пшеница, сорго и просо, а в Южном Китае – рис. Развивались садоводство (особенно разведение тутовых деревьев), а также огородничество. Обработка земли была общинным занятием, а не только трудом рабов. Сельскохозяйственное производство держалось на усилиях свободных земледельцев. Земледелие считалось занятием достойным почета и уважения. С добычей железа и навыками его обработки стали развиваться ремесла. Железо шло на изготовление орудий труда и оружия. Царства Чу и Хань прославились мечами, Чжао – лопатами, Цинь – пиками и острогами. К III в. до н.э. железные орудия и оружие получили повсеместное распространение и стали вытеснять бронзовые и медные. В то же время развивается производство изделий из меди и бронзы, такие как зеркала, сосуды, орнаментальные детали колесниц, предметы вооружения. Развивается ткацкое (особенно шелкоткацкое), керамическое, деревообрабатывающее и лаковое ремесла, процветает живопись на шелке. Активно совершенствуется технология письменности, развивается строительное дело, что приводит к строительству великолепных дворцов царей и знати, городов и оборонительных сооружений. На северных границах царств Цинь, Чжао и Янь строятся стены для обороны от набегов кочевых племен, которые впоследствии стали звеньями Великой китайской стены. Успешно развивается кораблестроение, особенно это относится к прибрежным царствам. Китайцы изобретают компас, который сначала использовался при сухопутных путешествиях, а затем стал использоваться и мореплавателями. V-III вв. до н.э. ознаменовались увеличением торгового оборота внутри царств, а также усиления торговых связей между царствами. Налаживались коммерческие связи с соседними племенами. Увеличилась доля рабского труда. Существовало несколько категорий рабов, обозначавшихся терминами ну, бэй, тун, ши, фу, цзе, пу, ли. Рабы делились на частных и государственных, доля частного рабовладения в это время значительно возросла. Основным источником рабов оставались военнопленные. Государственное рабство увеличивалось за счет осужденных за преступления. Также в рабство стали обращать неимущих бедняков, бродяг и бездомных. С разорением общинников развивалось долговое рабство, которое стало впоследствии основным источником частного рабовладения. Развивалась работорговля рабами некитайцами.  Труд рабов применялся в тяжелых работах, на строительстве, промыслах и в ремесле, а также в сельском хозяйстве. К этому времени относится возникновение конфуцианства, даосизма и фацзя. Происходил прогресс естественнонаучных знаний и мировоззренческих наук. Развивалась астрономия, известная на территории китайских царств с глубокой древности. Появились элементарные знания по анатомии и медицине. Развивалась натурфилософия и литературное творчество.2 Расширение Возрождения в Европе. Барокко.

В конце XVI ст. в Италии родился стиль барокко (От итал. barocco - Прихотливый, причудливый), который в XVII в. распространился в других странах Европы и Америки и просуществовал до конца XVIII в. Искусство эпохи барокко, сохраняя определяющие гуманистические основы суток Возрождения, изменилось по содержанию. Оно стало уделять главное внимание страстям и чувствам человека, сочетать реальное и мнимое. Чувственный характер этого искусства, в котором художник игнорирует размеры и норму, изображает контрасты, которые создают иллюзию реальности, производит большое впечатление на зрителя. Искусство барокко распространяется как искусство католической Контрреформации. Одновременно в течение XVII века, этого "века барокко", состоялась научная революция, которая положила конец средневековому видению мира. Великими мастерами живописи эпохи барокко были голландец Рембрандт ван Рейн, фламандец Питер-Пауль Рубенс, испанец Диего Веласкес.

Рембрандт ван Рейн(1606-1669). Из многочисленных голландских художников XVII в. он достойно занимает почетное место. В 30-е гг. XVII ст. Рембрандт стал популярным художником Голландии. Известным его сделала картина "Анатомия доктора Тульпа" - групповой портрет доктора Тульпа с учениками. Рембрандт впервые, создавая групповой портрет, решил отказаться от традиционной композиции, где все персоны стоят возле одной, позируя художнику. На его картине ученики окружили стол в анатомическом театре, на котором лежит труп, и слушают объяснения доктора Тульпа. Художник сумел показать различную реакцию на каждом из лиц учеников. Некоторые из них, как обеспокоены появлением зрителей, смотрят им прямо в глаза. Картина имела огромный успех. Рембрандт получил заказ на написание портретов, а также произведений на библейские и мифологические темы. Он писал много картин, но все более настойчиво пытался отойти от устоявшихся норм, удивляя современников необычностью творческой манеры. В 1642 г. Рембрандт исполнил на заказ групповой портрет офицеров амстердамской стрелковой роты. Каждый из них заплатил мастеру сто гульденов, рассчитывая занять на картине почетное место, часами позировал стоя ... Однако, когда портрет под названием "Ночной дозор" был закончен, возмущение офицеров не имело границ: вместо, напыщенных воинов, которые уже давно забыли, как нести военную службу, художник нарисовал стрельцов, которые по тревоге выступили в защиту своего города. Художник воссоздал сцену с настоящей жизни, но заказчики этого не поняли. В 1642 г. умерла жена мастера. Дом и мастерскую Рембрандта, который бережливостью не отличался, продали за долги. Художник поселился в гостинице. Его несчастья продолжались: умерла вторая жена, а впоследствии - единственный сын. Эпилогом жизни и творчества гениального художника стала картина "Возвращение блудного сына" - библейский сюжет о забулдыге, который, потеряв все и вся в жизни, вернулся в родной дом, к отцу.Смерти Рембрандта никто и не заметил. Лишь через несколько веков его имя стало всемирно известным, а картины украсили лучшие музеи и частные коллекции. Питер-Пауль Рубенс(1577-1640) был центральной фигурой фламандского искусства XVII в. Общей чертой, объединявшей фламандское искусство с голландским была любовь к жизни, во всех ее проявлениях. Однако, если на картинах голландских мастеров превалировали бытовые сцены, портреты бюргеров и мещан, то фламандские художники должны рисовать то, что устраивало католическую церковь и дворян. В творчестве Рубенса эти особенности проявились наиболее ярко. Придворный художник испанского наместника во Фландрии, он постоянно был перегружен заказами от дворян, церкви, но находил время выполнять дипломатические поручения. Рубенс написал сотни картин, прославляя в ярких красках силу, мужество, красоту человеческих чувств и поступков. У Рубенса было много картин на исторические темы. Одна из самых известных серий "Жизнь Марии Медичи" состоит из 21 произведения, где он изобразил и реальных исторических лиц, и мифологических персонажей, воспроизвел реалии тогдашней исторической эпохи. Творчество Рубенса оказала огромное влияние на становление фламандской школы живописи, а его произведения известны во всем мире. Диего Веласкес (1599-1660). Современники называли этого испанского мастера "художником истины". Д. Веласкес с 1623 до конца своей жизни был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Ведущее место в его творчестве занимали портреты. Испанская аристократия не требовала, чтобы ее рисовали красивее, чем она была в действительности, - она гордилась своим происхождением, а не меняющейся красотой. Поэтому испанцы на портретах живописца - холодные, спокойные и уравновешенные. Веласкес писал портреты членов королевской семьи, испанских дворян и их жен. При этом он никогда не отказался от изображения правды, рисовал человека таким, каким он был. Папа Иннокентий, увидев, каким его изобразил Веласкес, после раздумий сказал: "Слишком похож". Увлекался своими портретами и король, говоря, что на них он, "как живой", не замечая, каким посредственным, слабым и бесхарактерным изобразил его автор. В конце жизни художник создал картину "Пряха", где показал красоту простых женщин-работниц, они соткали ковер, а рядом с ними - придворных дам, которые рассматривали готовую работу. Это было последнее большое полотно Веласкеса, который посвятил свою жизнь служению истине кистью художника. Культура итальянского Возрождения способствовала и большим изменениям в архитектуре. Именно в то время место строителя-ремесленного занял высокообразованный архитектор, который воплощал свои замыслы, опираясь на опыт античных мастеров и научные знания. Развитие архитектуры Италии эпохи Высокого Возрождения связан с Донато Браманте (1444-1514), который определил направления ее развития XVI в. Его творчество связано с Римом. Когда папа римский Юлий II принялся перестраивать Рим, его главным архитектором стал Браманте. По его проекту в 1506 г. началось сооружение собора святого Петра в Риме - главного храма католического мира. Однако построить собор Браманте не успел. По поручению папы Павла III Микеланджело доработал проект, по которому строительство было завершено. Собор святого Петра является сейчас наибольшей церковной постройкой не только в Италии, но и во всем мире. Высота собора - 132 м, площадь - 15 тыс. кв. м (площадь собора святой Софии в Константинополе лишь - 800 кв. м). Выдающимся архитектурным памятником Испании XVI в. стал Эскориал - дворец-монастырь, построенный гениальным испанским архитектором Хуан де Эррера (1530-1597) для короля Филиппа II. Сооружен посреди безлюдного плоскогорья на северо-востоке от Мадрида, дворец испанского короля сильно отличался от архитектурных памятников той эпохи. Внешний вид дворца - сурового и мрачного, без лишних украшений - олицетворял сдержанный и неприступный характер Филиппа II, который пытался подчинить себе весь мир. Однако величественная и суровая красота построенного из серого гранита дворца привлекает и сейчас многих испанцев, которые с гордостью называют Эскориал восьмым чудом света. Городом барокко стал в XVII в. Рим. Там были построены всемирно известные архитектурные ансамбли, многочисленные церкви и дворцы в стиле барокко. Выдающимся архитектором и скульптором новой эпохи стал Джованни-Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Он завершил ансамбль собора святого Петра, создав огромную площадь перед собором с колоннадой, фонтаном и обелиском в центре. Бернини был также автором многих скульптурных композиций для внутреннего убранства собора. Вырезанные им скульптуры всегда производили большое впечатление на зрителей благодаря удивительному сочетанию откровенной чувственности с религиозным вдохновением.

Для европейской архитектуры XVI-XVII вв. стали временем больших перемен: старые постройки уступали место новой архитектуре, которая, вдохновленная идеалами гуманизма, превратилась из ремесла в искусство. 3 Франко-прусская война.

К 1870 г. Франция и Пруссия планомерно двигались к войне. Прусский канцлер Отто Бисмарк стремился объединить под своей властью все германские земли, а французский император Наполеон ІІІ - этому помешать, не желая видеть в Европе еще одно сильное государство, да еще и соседнее с Францией. Все, что оставалось сделать прусскому канцлеру для создания единой Германии – это присоединить южногерманские государства. Но этим Бисмарк ограничиваться не собирался: пруссаков манили французские провинции Эльзас и Лотарингия, богатые углем и железной рудой, которые так необходимы были германским промышленникам. Таким образом, причины франко-прусской войны были налицо, оставалось только найти повод. Обе стороны его активно искали, и он вскоре нашелся. В июле 1870 г. правительство Испании, озаботившись поиском кандидата на королевский престол, оставшийся без хозяина после очередной революции, обратилось к родственнику прусского короля принцу Леопольду. Наполеон ІІІ, не желавший видеть по соседству с Францией еще одного коронованного представителя династии Гогенцоллернов, стал вести переговоры с Пруссией. Французскому послу удалось добиться в этом успеха. Но, как оказалось позже, здесь и таилась провокация. Телеграмму французскому императору об отказе Пруссии от испанского престола Бисмарк составил в довольно оскорбительном для французов тоне, да еще и опубликовал ее в газетах. Результат был предсказуемым – взбешенный Наполеон ІІІ объявил Пруссии войну. Соотношение сил Международная обстановка, в которой началась франко-прусская война, была более благоприятной для Пруссии, чем для Франции. На стороне Бисмарка выступили государства, входившие в Северогерманский союз, французский же император остался без союзников. Россия придерживалась нейтральной позиции, с Британией и Италией дипломатические отношения были безнадежно испорчены благодаря бездарной политике Наполеона ІІІ. Единственным государством, которое могло выступить в войну на его стороне, была Австрия, но австрийское правительство, не так давно потерпевшее поражение в войне с Пруссией, не решилось ввязаться в новую схватку с недавним противником. С первых же дней франко-прусская война выявила слабые стороны французской армии. Во-первых, ее численность серьезно уступала противнику – 570 тысяч солдат против 1 миллиона у Северогерманского союза. Хуже было и вооружение. Единственное, чем могли гордиться французы – это более скорострельные винтовки Шаспо. Но самое главное – это отсутствие четкого плана военных действий. Его составили наспех, и многое в нем было нереальным: и сроки мобилизации, и расчеты на раскол между союзниками. Что касается Пруссии, то франко-прусская война, само собой, не застала врасплох ни короля, ни канцлера. Ее армия отличалась дисциплиной и отличным вооружением, была создана на основе всеобщей повинности. Густая сеть железных дорог в Германии позволяла быстро перебросить военные подразделения в нужное место. И, само собой, прусское командование имело четкий план действий, разработанный еще задолго до войны. Военные действия В августе 1870 г. прусские войска начали наступление. Французские корпуса несли поражение один за другим. 1 сентября возле крепости Седан, в которой находился Наполеон ІІІ, началось сражение. Французское командование не смогло избежать окружения, вдобавок ко всему, армия понесла огромные потери от перекрестного артобстрела. В результате уже на следующий день Наполеон ІІІ вынужден был сдаться. Взяв в плен 84 тысячи человек, пруссаки двинулись к французской столице. Известие о поражении под Седаном вызвало в Париже восстание. Уже 4 сентября во Франции была провозглашена Республика. Новое правительство начало формировать новые армии. Под ружье становились тысячи добровольцев, но организовать оборону страны от врага новые власти не смогли. 27 октября капитулировала огромная армия маршала Базена, насчитывавшая почти 200 тысяч человек. По мнению историков, маршал вполне мог дать отпор пруссакам, но предпочел сдаться. На других фронтах Бисмарку тоже сопутствовала удача. В итоге, 28 января 1871 г. французское правительство подписало в Версале перемирие. Франко-прусская война закончилась. Там же, во дворце французских королей, была провозглашена Германская империя. Пройдет полвека, и в этом же зале будут подписывать мирный договор уже немцы, после того как Германия будет разгромлена в Первой мировой войне. Но пока до этого было далеко: в мае того же года стороны подписали мирный договор, по которому Франция не только потеряла Эльзас с Лотарингией, но и кругленькую сумму в 5 миллиардов франков. Таким образом, франко-прусская война 1870-1871 гг. не только объединила Германию, но и существенно ослабила Францию экономически.

l.120-bal.ru