История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Путеводитель по Вавилону. Путеводитель по древнему вавилону


Путеводитель по Вавилону — Энгурра

Боитесь заблудиться в иностранном городе? Не беда, мы написали путеводитель по древнему городу Вавилону. Он поможет, если вы вдруг окажетесь в 6 веке до нашей эры.

Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю.Геродот

Вавилон — большой город. Первое шумерское поселение появилось здесь не позднее 3-го тысячелетия до нашей эры. Из незначительной деревни он вырос в политический, экономический и культурный центр Древнего мира.

Вавилон — столица Нововавилонского царства. Город расположен на берегах Евфрата в области Аккад. Площадь города — около 4 км², а с учётом «Большого Вавилона» — 10 км².

География, климат, флора и фауна

Жаркий тропический климат. Высокие температуры сочетаются с повышенной влажностью в районах болот. Дышать здесь тяжело.

Пустынные пейзажи среди финиковых пальм и кустов гребенщика. Вдоль каналов и рек растёт ива и  тростник.

Вдали от воды шастают мелкие грызуны, газели и онагры. В болотах можно увидеть кабанов и водоплавающих птиц. В Евфрате много промысловой рыбы. Вроде мирно, но остерегайтесь опасных животных и насекомых: львов, змей, скорпионов, москитов и комаров.

Кликните на карту, чтобы посмотреть в большом размере.

Понять

150 лет назад ассирийский царь Синаххериб разрушил Вавилон. Войска разграбили город и убили немало местных. Затем Синаххериб приказал открыть каналы — город затопила вода и превратила в болото.

Следующий царь Асархаддон восстановил город. Жители возвращались. Через 30 лет царь Ашшурбанапал осадил Вавилон и подавил новый мятеж. После смерти Ашшурбанапала началась гражданская война, в которой вавилоняне обрели независимость. С днями царство росло.

Царь Навуходоносор II сумел превратить Вавилонию в великую державу, а город — в богатый политический, экономический и культурный центр. На улицах шумного города кого только не встретишь: вавилоняне, ассирийцы, евреи, египтяне, мидийцы, эламиты, греки, арабы и другие.

Ещё говорят, что Вавилон — одновременно священный и проклятый город, город роскоши и всех пороков, какие только есть на земле.

Как добраться

С севера дороги идут вдоль берегов Евфрата. Если вы из Ассирии или Урарту, то лучше дойти прямым путём до левого берега реки, а затем спокойно через Сиппар дойти вдоль реки до города к Воротам Канала Шухи. Если вы из Финикии или Лидии, то держите путь по правому берегу до Ворот Лугальирры.

С запада из Египта или Иудеи можно пройти через Сирийскую пустыню к Царским Воротам. Но это опасно:  жара, скорпионы и разбойники-кочевники. Из Аравии добраться сложнее всего: либо через пустыню к Воротам Шамаша, либо делать крюк через Финикию.

Из Мидии нужно перебраться через Тигр и пойти прямым путём через город Кута. Там можно отдохнуть. Через пять часов от Куты — вы уже в Вавилоне у Ворот Канала Мадану. Из Элама и других городов Вавилонии на востоке нужно идти через провинциальный город Киш к Воротам Гишшу.

Из Урука, Ура и других южно-восточных городов идите через священный город Ниппур к Воротам божественного солнца или через город Дильбат к Воротам морского берега.

Вверх или вниз по реке и каналам можно приплыть к пристаням Западного города.

Ориентация

Река Евфрат разделяет Вавилон на Западный и Восточный город. Попасть из одной части в другую можно по Мосту Набопаласара или на лодке. За стенами Западного и Восточного города расположены предместья. Предместья восточного города окружает Внешняя стена Навуходоносора II, эту часть называют «Большой Вавилон». Город поделен на кварталы.

С любого места видно центральное сооружение Вавилона — зиккурат Этеменанки. Стоит лишь поднять голову и найти Этеменанки, чтобы понять, где центр города.

Транспорт

Через каждые ворота по всему городу лежат улицы поперёк или вдоль реки. Если вы привыкли к узким и кривым улочкам своего города, то вас изумят ровные и просторные улицы Вавилона. По воде вас прокатят лодочники.

Кварталы и их достопримечательности

Вавилон — город храмов. Пятьдесят храмов высятся среди трех- и четырехэтажных домов. Двери домов выходят только во двор. Богатые жители выращивают финики прямо во дворе. На нижних этажах живут хозяева, на жарких верхних — рабы и прислуга.

Тройные стены окружают город. Через каждые 20 метров самой первой и высокой стены Имгур-Энлиль стоит башня. Сразу же за ней — вторая стена в 4 метра, Немет-Энлиль, точная копия первой. Дальше — низкая и тонкая Стена рва. Стена набережной защищает Восточный город со стороны реки. Внешняя стена Навуходоносора II имеет 110 башен и длину в 18 километров.

mob063

Эриду

Центральный квартал, древнейшая часть города и религиозный центр 14 храмов. «Дом поднятой головы», Эсагила — центральное святилище бога-покровителя Вавилона — Мардука. Оно находится рядом с зиккуратом Этеменанки. В помещении между двумя двориками стоят золотые статуи Мардука и его жены Царпатнит. Стены храма также блестят золотом и лазуритом.

«Дом основания неба и земли», зиккурат Этеменанки, произведение архитектора Арадаххешу, взмывает на 91 метра в высоту и состоит из семи разноцветных этажей. Зиккурат покоится в центре сада, окруженного стеной и храмовыми помещениями.

Храм Экарзагинна посвящен отцу Мардука, богу Эа. Эрабрири — храм бога Мадану. Эгальмах — храм богини врачевания и смерти Гулы. В нём водятся домашние собаки, культовые животные Гулы. Энамтаггадуха — храм бога кочевников-амореев Амурру. Эалтила — храм Адада, бога бури и грозы, воплощение разрушения и созидания. Ему под разными именами поклоняются хурриты, хатты, хетты и лувийцы. Храм Иштар — Этуркаламма. Энитенна — храм бога луны Сина. Эсагдильаннагидрутуку — храм вестника богов Папсуккаля. Эзидагишнугаль — храм умирающего и воскрешающегося бога-пастуха Думузи. Ему поклоняются также иудеи под именем Таммуз. Эгишлаанки — храм сына Мардука, бога письменности Набу. Эгузаламах — храм бога Нингишзиды, и Эсаггашарра — храм Анунит, одного из воплощений Иштар.

На главной городской Улице Процессий проходят торжества и ритуальные обряды, которые заканчиваются у ворот Эсагилы.

mob062

Кадингирра

Севернее Эриду — квартал Кадингирра. Он назван в честь шумерского имени города. В Кадингирре почти нет жилых домов: лишь дворцы, сады, храмы и неприступные стены. Отсюда царь и высшие чины управляют городом из крепостей и дворцов.

В южной части квартала протекает канал Либиль-хенгалла. Святилище богини-матери Нинмах, храм Эмах, расположен перед Воротами Иштар. Южнее храм Иштар — Эмашдари, храм Набу — Эниггидаркаламмашумма, храм богини финикийцев и угаритов Ашеры — Эхиликаламма.

Улица Процессий в Эриду начинается у Ворот Иштар. Кирпичи ворот сияют ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Барельефы 120 львов и 455 других животных охраняют покой Вавилона. Сами ворота сделали из кедра, привезенного с Запада.

В дворцовый комплекс вряд ли пустят, можно лишь восхищаться его красотой снаружи. Южный дворец — это пять отдельных крепостей внутри одной большой. Для защиты Южного дворца от вод реки построили Западный бастион. В Центральном дворце-музее хранятся трофеи из победоносных походов царя.

Чтобы порадовать жену-мидийку Амитис, которая выросла среди зелени и гор, царь Навуходоносор построил здесь Висячие сады.

Шуанна

Расположен на юго-востоке Восточного города. В южной части, по улице Набу, квартал ограничивается Воротами Ураша. От них идёт дорога в город Дильбат, в центре которого построили зиккурат E-Ибе-Ану, посвященный богине земли по имени Ураш. Здесь Эхурсагтилла, храм бога земледелия Нинурты, и Эшасурра, храм Ишхары.

Новый город

Торговый квартал Вавилона находится на северо-западе Восточного города. Здесь есть храмы: Эурунанам в честь Набу, Экитушгирзаль и Эандасаа в честь Белет-Эанны. На юге проходит улица Мардука к Воротам Мардука в «Большой Вавилон».

Куллаб

Расположенный южнее Нового города квартал назван в честь древнего округа в городе Уруке. Здесь четыре храма: Эгишнугаль в честь Сина, Эмекилибурур в честь Шаррат-Ларсы, Эургубба в честь бога-покровителя квартала Писангунука и Эсаг в честь эпического царя Лугальбанды.

Касири

Находится на юго-востоке Восточного города. Через квартал лежит улица Забабы, ведущая к одноимённым воротам. Дорога из ворот ведёт в город Киш, где покровительствует бог-воин Забаба. В Касири три святилища: постамент ануннаков Экагула, постамент игигов Эдуркуга и храм богини Нанайи, Эмеурур.

Кумар

Центральный квартал Западного города. Здесь семь храмов: Энамтила в честь Владыки Ветра Эллиля, Ээшмах в честь Эа, Экадимма в честь Белили, ипостаси сестры Думузи, Гештинанны, Эмесикилла в честь Амурру, Эдикукаламма в честь бога света и справедливости Шамаша, Ээсиркаламма в честь Писангунука и Энамхе в честь Адада. Улица Адада с моста Набопаласара из Восточного города проходит через этот квартал к Царским воротам.

Туба

Южный квартал Западного города. Здесь три храма: Экитушгарза в честь Белет-Эанны, Эсабад в честь Гулы и Эшиддукишарра в честь Набу. По улице Шамаша из Кумара можно дойти до Ворот Шамаша, а если свернуть направо — до Ворот Адада.

Баб-Лугальирра

По улице Шамаша из Кумара можно дойти до северного квартала Западного города, который на севере заканчивается Воротами Энлиля. Здесь три храма: Энинмах в честь бога света и огня Нуска, Эгишхуранкиа в честь богини Белет-Нинуа и Эбурсаса в честь бога Шара.

Большой Вавилон

За стенами Восточного города находится огромный район «Большой Вавилон». Его охраняет Внешняя стена Навуходоносора II. На севере района царь построил Летний дворец. Рядом селятся богатые и знатные лица города в квартале Бит-Шар-Бабили, что значит «Дом царя Вавилона».

По остальной территории «Большого Вавилона» раскиданы простые дома, храмы и сельскохозяйственные участки. По внешней стене расположены пять ворот, ведущие в разные направления из города.

Чем заняться

Для паломников Вавилон не хуже, чем священный Ниппур. Множество храмов главных и менее почитаемых богов расположено по всему городу. Обязательно посетите пышную Эсагилу в квартале Эриду. О долгой жизни и хорошем здоровье просите Гулу в любом её храме. О сексуальной привлекательности и поэтическом вдохновении просите Нанайю в её храме в квартале Касири. Конечно, маловероятно, что вас пустят, но хотя бы попытайтесь.

Если вы торговец или хотите что-то купить, ступайте на рынки Нового города, где есть любой товар. На каждом рынке вы найдете писарей. Они оформят любую вашу сделку за деньги, если вы сами не умеете писать.

По поводу крупных сделок можно обратиться в торговые гильдии. «Дом Эгиби» имеет 42 здания в городе и ещё несколько десятков в других. Ещё одна гильдия в городе — «Дом Мурашу».

123123123

Для ценителей архитектуры обязательно посещение зиккурата Этеменанки, храма Эсагила и Ворот Иштар. На набережной Евфрата можно опустить ноги в воду и отдохнуть от долгих прогулок.

По всему городу открыты таверны для богатых и бедных путников. Там можно выпить виноградное вино или бражку из фиников. Если поспрашивать, можно узнать, где расположен ближайший публичный дом.

Меры предосторожности

Горожан при всей своей деловитости, трудолюбии и заботливости испортил большой город. Они довольно корыстолюбивы, алчны, эгоистичны, жестоки и мстительны .

На фоне роскоши и богатства в городе процветает преступность, даже организованная. Следите за вещами: на улицах орудуют карманники. В узкие и подозрительные переулки не ходите, в городе участилось вымогательство. В сомнительных трактирах часто собирается сброд со всего города. Ночью на улицу не стоит выходить вообще. Если вы все же стали жертвой преступника, обратитесь к городской страже.

По рынкам и улицам лучше не ходить в одиночку. В сделках остерегайтесь спекуляций, всегда закрепляйте покупку или продажу договором, особенно когда покупаете рабов.

Если вам стало плохо или вы внезапно заболели, обратитесь к ближайшему знахарю. Конечно, вавилонская медицина в целом уступает египетской, но в столице лечат на высоком уровне, правда, очень дорого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engur.ru

Вавилон. Путеводитель по Библии

Перечислив родословные, Бытие переходит к пересказу последней истории, связанной с Вавилоном.

Когда потомки Ноя существовали еще относительно небольшой группой, говорящей на одном языке, они пришли в Шумер и решили построить там огромную башню «высотою до небес».

Однако Бог помешал этому замыслу, заставив людей говорить на разных языках. Они перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить строительство. Вот какой легендой объясняется название города, в котором строилась башня:

Быт., 11: 9. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли…

Другими словами, авторы Библии произвели слово «Вавилон» («Babel») от еврейского глагола «babal», что означает «смешивать», «спутывать». Однако эта этимология ошибочна, так как на вавилонском языке город называется «Bab-ilu», то есть «ворота бога». От этого названия образовалось еврейское «Babel» и греческое «Babylon».

В Вавилоне действительно была высокая башня. На самом деле башни существовали в большинстве шумерских и вавилонских городов. Храмы, посвященные божествам в этих городах, имели форму ступенчатых пирамид. Эти башни назывались зиккуратами.

Строительство огромного зиккурата в Вавилоне было начато шумерским царем, но оно не завершилось — возможно, из-за разрушительного вторжения на юг войска Саргона Древнего. На протяжении многих веков зиккурат оставался недостроенным и, возможно, именно поэтому и приобрел известность (подобную известности падающей Пизанской башни или «Неоконченной симфонии» Шуберта). Можно предположить, что она послужила образцом для библейской истории о недостроенной Вавилонской башне.

Однако в VI в. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор закончил строительство самого большого изо всех известных когда-либо зиккуратов. Он был образован семью постепенно сужающимися ступенями, соответствующими семи планетам. Нижняя ступень имела размер 300 на 300 футов, а вся постройка вздымалась в небо на 325 футов.

Такое сооружение сейчас едва ли может считаться внушительным небоскребом, и оно было намного меньше огромных египетских пирамид. Однако это строение являлось самым высоким в Юго-Восточной Азии, и, что еще примечательней, сейчас оно известно нам как «Вавилонская башня» — наконец достроенная.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Вавилония (609–539 г. до н. э.). История — Путеводитель по Израилю

Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада.

Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

История

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон.

Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.).

В XXII в. до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Старовавилонский период

Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Междуречья племена амореев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства.

В 1895 г. до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне.

Вавилония при Хаммурапи

В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса.

Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств.

За 1764—56 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Средневавилонский период

При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.

Официальным названием государства касситов было Кардуниаш.

Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии.

Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн.

Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.

Ассиро-вавилонский период

Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии.

В начале XI в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи.

Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии.

Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей.

Нововавилонский период

Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.).

«Халдейская империя» (Нововавилонское царство) около 600 г. до н. э.

При Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения.

В 539 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царством Ахеменидов.

guide-israel.ru

По древней Месопотамии Ч 15 История Вавилона (Провинция Бабиль, Ирак)

Их было много, нежных и любивших,И девушек, и юношей, и жён,Ночей и звёзд, прозрачно серебрившихЕвфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!И. Бунин

Геродот, посетивший Вавилон в 5 веке до н.э., когда город уже находился на закате своей славы, утверждал, что «Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов».Когда и кем был основан знаменитый город, неизвестно. Где-то в этих местах находился шумерский городок Кандигир (Ворота Богов). Шумеров вытеснили аккадцы, и старое название уступило другому - Бабили, или Бабилу, что также обозначает - Ворота Богов. Отсюда и происходит известное ныне – Вавилон. Кстати, многие в Ираке говорят по старому Бабилон.

Около 2150 года до н.э. город захватили отряды племён аморитов, и их вождь Сумуабу становится основателем Первой династии вавилонских царей. Затем произошло эламитское нашествие на Шумер (Элам – это местность в Иране). Могущество старых и крупных городов – государств было подорвано войной, а маленький Вавилон беды обошли стороной. Аморитские цари стали подбирать под себя ослабленных соседей.При шестом правителе Первой вавилонской династии Хаммурапи, начинается стремительный взлёт Вавилона. Появился и первый враг – государство Рисмин (территория современного Ирана). Ожесточённая борьба закончилась победой Вавилона. Хаммурапи вошёл в историю не только как великий полководец, но и как великий законодатель древности. Он лично подготовил и обнародовал писаный свод законов вавилонского общества.До нас дошла запись на глиняной табличке того времени по обвинению жены в соучастии убийства мужа. Улики были признаны недостаточными, и женщина избежала казни. Изучив этот текст, современные юристы нашли решение суда соответствующим современным нормам.Интересен отрезок истории противостояния Вавилона и Ассирии. В 689 году до н.э. ассирийский царь Синаххериб захватил Вавилон и подверг его ужасному разгрому. Для того чтобы стереть в памяти последующих поколений само воспоминание о том, где стоял Вавилон, ассирийский царь приказал затопить сожженный город водами Евфрата. И целых 10 лет на месте некогда цветущего города журчала коричневая от ила вода, надёжно спрятав следы былой жизни.Но недолго торжествовал и сам Синаххериб, через несколько лет боги Вавилона отомстили ему. Монарх пал от наёмных убийц, а его сын Асархаддон, увидев во сне вавилонского бога Мардука, решил полностью восстановить город.Далее халдеи, захватив Вавилон, основали Ново-Вавилонскую династию, призвав на помощь против Ассирии полчища мидян. В 612 году до н.э. объединённые войска штурмом захватили Ниневию, ассирийскую столицу. Вместе с гибелью Ниневии исчезла с горизонта и сама Ассирия.Годы правления Навуходоносора Второго (605-563 годы до н.э.) – пора наивысшего расцвета Вавилона. В состав Ново-Вавилонского царства помимо Месопотамии входили Сирия, Финикия и Палестина. Именно этот царь разрушил Иерусалимский храм и пленил евреев. Вокруг города Навуходоносор возвёл лабиринты неприступных укреплений. Река Евфрат разрезала Вавилон на две неравные части.Описания современников того времени очень полны и красочны, легко представить себе Вавилон времён Навуходоносора. Но главной достопримечательностью всё же были не его богатства, а зелёное чудо в пустыне – знаменитые Висячие Сады.Согласно преданию царь повелел создать их для своей любимой жены Амайтис, которая грустила в пустынной Месопотамии о своей северной родине, где высокие горы подпирали небо, а густые леса давали прохладу.Ярусы садов поднимались уступами. Сотни рабов беспрерывно вращали громадное водоподъёмное колесо. Различные деревья были видны издалека и казались людям необыкновенным чудом. Остаётся только напомнить, что к ассирийской царице Семирамиде, жившей задолго до Навуходоносора, эти сады не имеют никакого отношения.Навуходоносора можно назвать первым антикваром. Грозный владыка Вавилона имел огромную коллекцию древностей и раритетов. Большая часть этих сокровищ, как и остатки дворцовой утвари, и клинописные глиняные таблички, после раскопок попали в музей Берлина.После смерти престарелого Навуходоносора Второго наступило время заката Вавилона. Персидский царь Кир в 539 году до н.э. разбил войско царя Валтасара, который после этого предпочёл спрятаться в Вавилоне. Кир с помощью предателей в нужном месте прорыл канал и отвёл воды Евфрата, затем по сухому руслу реки ворвался в спящий город.Далее Вавилон перестал играть какую либо важную роль. Завоевателей персов сменили греки, затем парфяне и римляне. Александр Македонский очень ценил Вавилон и даже хотел сделать его столицей своей империи. Но золотое время этого города прошло, Вавилон медленно угасал. Создатели Библии не любили Вавилон. Библейские пророки наделяли его всеми смертными грехами.«И Вавилон, - предрекал Исайя, - краса царств, гордость халдеев, будет низвергнут Бог, как Содом и Гоморра».Но Вавилон жив! Люди помнят про Вавилон. Саддам Хуссейн восстановил некоторую часть древнего города.По древней Месопотамии Ч 16 Прогулка по Вавилону

turbina.ru

Развалины Вавилона

Исторические данные

Согласно Британской энциклопедии, "вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности, когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонян".Вавилон был богатым городом. "Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, - пишет Остин Лейард, - он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом".Вавилон был также городом весьма оживленным. Как пишет Джозеф Фри, "археологи обнаружили в Вавилоне надписи, рассказывающие об интенсивном городском строительстве во времена Навуходоносора. Так называемая "надпись восточно-индийского дома", хранящаяся в Британском музее, состоит из шести столбиков вавилонского письма, сообщающих нам о грандиозных строительных работах, предпринятых Навуходоносором для роста и украшения города".Эти работы начались при царе Набополассаре, отце Навуходоносора. "В конце VII - начале VI века до Р.Х., - пишет Чарльз Файнберг в своей книге "Пророчества Иезекииля", - Набополассар и его сын... перестроили этот город, развалины которого сохранились до наших дней; именно в это время Вавилон достиг вершины своей славы".Город был окружен болотами. "Древние авторы сходятся на том, - пишет Лейард, - что Евфрат, делил город на две части. Главные из сохранившихся развалин лежат к востоку от реки. К западу от Евфрата развалины немногочисленны. Они находятся в основном между Хиллой и Бирс-Нимрудом. На некоторых участках равнины не сохранилось вообще никаких руин. Объяснение, вероятно, заключается в следующем. Евфрат доныне то и дело изменяет свое русло и теряется в болотах к западу от первоначального русла. С древних времен, очевидно, низменности на запад от реки подвергались постоянным наводнениям. Согласно преданию, Семирамида построила набережную для предотвращения наводнений, а одна из цариц, правивших после нее, использовала разливы реки для того, чтобы наполнить водой гигантское озеро, выкопанное за городскими стенами. Арриан упоминает также, что западная часть города лежала среди болот, служивших ей защитой. Эти гигантские топи существовали за счет влаги из Евфрата".В "Международной стандартной библейской энциклопедии", а также у Геродота мы находим некоторые сведения о поразительных размерах Вавилона и его укреплений.Площадь Вавилона составляла около 500 кв. км, длина его сторон - около 22 км.Периметр города - около 90 км. Город был окружен рвом шириной в 9 метров и двойными стенами.Внешняя стена имела около 100 м в высоту и 25 м в ширину. По ней могло проехать в ряд 8 колесниц (или 11 современных автомобилей). Во внешней стене было 100 ворот, сделанных из литой бронзы. Петли и запоры также были бронзовыми. Над внешней стеной на 30 метров возвышались 250 сторожевых башен.(Следует заметить, что многие ученые полагают оценки Геродота несколько завышенными, и считают, что реальные размеры Вавилона были более скромными.)Падение Вавилона Великого описано у Геродота и, в еще больших подробностях, у Ксенофона.Осадив Вавилон, персы увидели, что им явно не удастся взять штурмом гигантские стены или разрушить ворота города. В лагерь к ним явились два вавилонских перебежчика, Гобрий и Гадат. Тогда же Хрисант, советник царя Кира, заметил, что река Евфрат протекает прямо под мощными стенами, и что ее русло достаточно широко и глубоко для прохода армии. Кир повелел своим воинам выкопать огромные канавы, а двум перебежчикам - составить план нападения на Вавилон изнутри его стен. Пока персы строили каналы, чтобы отвести реку от ее русла, вавилоняне продолжали потешаться над своими врагами из-за крепостных стен. Они начали празднества в честь своих богов, на которых отмечали победу над персами, не понимая, что Кир уже отвел реку Евфрат от ее русла под стенами города и как раз в этот момент входил в Вавилон со своими войсками. Можно сказать, что город был взят без боя благодаря двум перебежчикам и опьянению жителей Вавилона.В "Библейском словаре Унгера" мы читаем, что с момента мирной сдачи Вавилона Великого 13 октября 539 г. до Р.Х. "начался упадок города. Ксеркс разграбил его. Александр Македонский думал о восстановлении его грандиозного храма, но проект оказался слишком разорительным. При властителях, пришедших на смену Александру, Вавилон и его окрестности начали стремительно разрушаться и вскоре превратились в пустыню".(Согласно "Международной стандартной библейской энциклопедии" царь Ксеркс правил с 485 по 465 г. до Р.Х.)Смерть Александра Македонского была прискорбным событием. "Его военачальники, - пишет Джеральд А.Лару, - тут же начали бороться за обладание различными областями его империи. Политические междоусобицы, сражения и мародерство со стороны армий, принадлежавших соперничавшим сторонам, вконец разорили Вавилон. Город переходил из рук в руки, пока, наконец, не оказался под властью Селевкидов. К тому времени он был уже так разрушен, что восстановить его обошлось бы так же дорого, как построить новый. Селевкиды остановились на втором решении. В шестидесяти километрах к северу от Вавилона, на реке Тигр, был воздвигнут город Селевкия, куда мало-помалу и переместилась вся деловая и торговая жизнь Вавилона"."Город, - продолжает Лару, - умирал медленной смертью. При императоре Августе (27 г. до Р.Х.-14 г. по Р.Х.) его посетил историк Страбон, заметивший, что великий город превратился в пустыню.В 116 г. в Вавилоне побывал император Траян, сражавшийся в то время с парфянами. Согласно Диону Кассию, он не обнаружил там ничего, кроме курганов и легенд о курганах.В 363 г. император Юлиан вел войну с Сасанидами, правителями Персии. Во время одного из походов он разрушил стены Вавилона, которые ранее были частично восстановлены персами, использовавшими огороженное пространство в качестве охотничьего заповедника" (Предсказание 5).Примерно в 80 км к югу от современного Багдада лежат покинутые, занесенные песком развалины гордого Вавилона.Судьба Вавилона поражает современных ученых. "Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1, известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже львы - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона".Раскопки на месте древнего Вавилона требуют невероятных затрат труда.Известный археолог Роберт Колдуэй, автор книги "Вавилонские раскопки", писал, что "стены города, например, которые в других древних городах обычно насчитывают в ширину метра три, в крайнем случае 6-7 метров, в Вавилоне обладают толщиной от 17 до 22 метров. Если холмы на месте раскопок обычно достигают в высоту от 2 до 6 метров, то в Вавилоне нам пришлось иметь дело с курганами по 12-24 метра в высоту. Руины Вавилона столь же огромны, как сам этот город во время его существования"."Немецким археологам, - пишет Вернер Келлер в своей книге "Библия как историческая книга", - пришлось убрать более 35 тысяч кубометров обломков, чтобы обнажить часть храма Мардука на Евфрате, заново отстроенного при Навуходоносоре. Вместе со вспомогательными строениями этот храм располагался на участке размерами примерно 450 на 540 метров. Напротив храма высился зиккурат, святилище Мардука в виде башни".Ссылка на источник: http://www.unseal.narod.ru/vavilon.html

chrontime.com

По древней Месопотамии Ч 16 Прогулка по Вавилону (Провинция Бабиль, Ирак)

Учись внимательно слушать, иногда это важнее чем говорить.Ершов Максим

Автобус останавливается перед изящными двух башенными воротами, ослепительно сверкающими майоликовой плиткой. Мы у верхних ворот богини Иштар, которые украшены фигурками животных, олицетворяющих собой различных богов.

Напомню, что Бабили означает с аккадского – Ворота Богов. Ворота богини Иштар Туристов кроме нас ещё парочка человек, и нас уже ждёт удивительно милая женщина гид. Она живёт где-то рядом, и после войны мы — четвёртая её группа, даже наша охрана после войны здесь впервые. Гид сразу объясняет, что ворота являются всего лишь уменьшенной копией подлинных ворот, раскопанных и увезённых в начале 20 века немецкой экспедицией. Пройдя через ворота, оказываемся в уютном дворике с рисунками. Далее, поднявшись по лестнице, посетителям предстаёт знаменитая Дорога Процессий, главная парадная улица древнего города. Каменные плиты торчат из-под современного битума, а где-то вкрапления асфальта. Ширина улицы достигала 26 метров, и очень трудно теперь представить, как по ней колесили золотые колесницы, шествовали войны в доспехах и как здесь с почётом проносили вавилонских богов. Именно по этой дороге провезли в наполненном мёдом гробу тело скончавшегося в Вавилоне Александра Македонского. Слева от Дороги Процессий выстроен целый комплекс крепостных сооружений, от которого безобразно веет новоделом. Вавилон Саддама Хуссейна Саддам Хуссейн восстанавливая город, использовал при кладке стен кирпичи со своим именем. Но как-то странно получилось, Дорога Процессий оказалась значительно выше новых стен. Впрочем, современные ворота Иштар тоже стоят не на своём месте. Далее оказываемся в настоящем лабиринте узких улочек со старинной кирпичной кладкой, где можно легко отстать от группы и стать вавилонским блудником. Гид уверяет, что именно здесь располагались Висячие Сады. Подведя нас к тому месту, где располагался царский дворец, женщина с увлечением рассказывала, как археологи нашли здесь чёрного льва, являвшегося символом Вавилона. Скульптура выполнена из большого куска базальта, которого в Месопотамии нет. Да и само изображение очень сильно напоминает скульптуру хеттов (территория современной Турции). Откуда прибыл лев, теперь уже так и останется загадкой.Древний Вавилон Олицетворяя силу и мощь Вавилона, чёрный лев подмял под себя какую-то жертву. Так будет со всяким, кто решит воевать с Вавилоном. Во времена Османской империи скульптуре отрубили нос, а во времена последней войны лев получил пулевое ранение в живот. Хочется отдельно сказать про дворец Хуссейна, который виден отовсюду, хмурой тучей нависая над древним городом и совершенно не вписываясь в исторический ансамбль. На выходе из Вавилона иракцы воссоздали храм богини Нин-Маш, или храм воды. Он не большой, но аккуратный. Центр храма – дворик с каменным колодцем, вокруг кладовые и комнатки жрецов. Конечно всё это новодел, но в любом случае интересно послушать гида о том, как жрецы проводили здесь свои церемонии, как поливали людей водой из священного колодца. На этом месте строго действовал закон – полное отсутствие огня.По древней Месопотамии Ч 17 Зиккурат Бирс-Немруд

turbina.ru

Trojden | Древний Вавилон: Андреевская Т. П.

1. Вавилонское царство при царе Хаммурапи

В 3-м тысячелетии до н. э. на берегу Евфрата появилось небольшое поселение, получившее название «Врата божьи» — Бабили (Вавилон). Прошли столетия, и некогда маленькое поселение превратилось в большой город. Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.) вновь объединил всю Месопотамию в большое государство, которое мы называем Вавилонией. В период правления Хаммурапи был составлен свод законов - письменных документов, в которых закреплены определенные правила поведения и наказания за преступления.

Законы Хаммурапи были высечены на стеле - высоком черном камне, установленном вертикально. Эти законы - очень важный источник знаний по истории Месопотамии. Из них можно многое узнать о древневавилонском обществе.

В судебнике Хаммурапи было 282 статьи. Там говорилось, например, о наказании вора. В зависимости от того, что человек украл, его могли либо казнить, либо заставить вернуть стоимость украденного. Теперь суд вершился на основании именно этих законов.

Население делилось на свободных граждан, царских служащих и рабов. У царских служащих не было собственной земли, они получали ее в пользование как вознаграждение за службу государству. Полноправные граждане отличались по своему имущественному положению - одни жили богаче, другие беднее.

Особую группу служащих составляли воины. По первому приказу царя воин должен был быть готовым к походу. За отказ участвовать в боевых действиях, даже если воин вместо себя нанимал другого человека, ему грозила смертная казнь.

За военную службу солдат получал участок земли и орудия труда для его обработки. Однако продать эту землю, отдать за долги или передать детям по наследству было нельзя. Выкуп воина из плена осуществлялся за счет средств храма той местности, откуда он ушел в поход, или за счет государственной казны. Если воин погибал, то вдова с малолетним сыном имела право на часть надела.

Часть населения Вавилонии составляли рабы. Они могли принадлежать государству, храму, частным лицам. Рабом мог стать пленный, человек, совершивший преступление или не уплативший долги.

Несмотря на подневольное положение, рабу разрешался брак со свободной женщиной, их дети считались свободными. Сын рабыни по желанию хозяина мог стать его наследником. Раб даже мог оспорить в суде свое положение, но для этого ему требовались серьезные доказательства. В противном случае его ожидало суровое наказание.

Хаммурапи ограничил долговое рабство тремя годами. По вавилонским законам запрещалось кредитору — человеку, дающему деньги, товары или продукты в долг с условием выплаты процентов, — изводить должника тяжелым трудом и побоями.

2. Религиозные верования вавилонян

Успехи в земледелии, ремесле и других занятиях, по мнению вавилонян, зависели от воли богов. Вавилоняне считали, что боги связаны с небесными телами. Так, бог Шамаш олицетворял Солнце, бог Мардук — планету Юпитер, бог Син — Луну, бог подземного мира Нергал — планету Марс, богиня любви и плодородия Иштар — Венеру.

Каждому божеству соответствовало священное число, которое в клинописи иногда заменяло имя бога. Для обозначения первого священного бога ставили цифру 60, бога владыки стихий, потопов, бури и других бедствий — 50.

Вавилоняне представляли богов в образе людей, наделенных необычайной внешностью: колоссальный рост, сверкающие глаза, огненное дыхание. Они верили, что боги обладают силой, которая дана вечно.

Вавилоняне верили, что кроме богов существовали еще злые и добрые демоны. Самых опасных демонов называли «семеро злых». Для защиты от них вавилоняне в домах имели изображения добрых сил, прежде всего наиболее главных из них — «семерых мудрых». Как правило, их изображали в виде странных существ, например в виде человека с птичьей головой и крыльями.

3. Чудеса Вавилона

При преемниках Хаммурапи Вавилон начинает терять свое лидирующее положение в Месопотамии. Вскоре ослабленная внутренними распрями Вавилония была покорена своим северным соседом — Ассирией, которую населял народ, родственный вавилонянам. После разгрома Ассирийской державы вновь происходит возвышение Вавилона. Наступает время Нововавилонского царства. Его расцвет приходится на правление царя Навуходоносора II (VI век до н. э.). Именно при нем Вавилон становится самым крупным городом на Востоке. Город представлял собой неприступную крепость, окруженную рвом шириной 12,5 метра. За ним поднималась внешняя стена Немет Энлиль, что означало «место, где живет бог Энлиль», толщиной 3 метра. Затем шла вторая, внутренняя, стена Имгур Энлиль — «услышал бог Энлиль». На стенах через каждые 20 метров возвышались выдвинутые вперед прямоугольные башни. От центрального входа в город шла Дорога процессий в честь главного бога Вавилона Мардука. Эта дорога вела к священным воротам, которые были посвящены богине плодородия Иштар.

Ворота Иштар. Вавилон VI в. до н. э.

Дракон Сирруш на воротах богини Иштар. Изразцы. Вавилон Vl в. до н. э.

Продолжением Дороги процессий в черте города была центральная улица шириной 10-20 метров. Путешественник мог попасть в столицу Вавилона и через другие ворота. Всего их было восемь. От ворот шли прямые широкие улицы, делившие город на прямоугольные кварталы. Каждый квартал имел свое название. Здесь же располагались небольшие храмы.

Дорога процессий вела к знаменитой Вавилонской башне, производившей неизгладимое впечатление на путешественников своей грандиозностью. Это был один из самых больших зиккуратов в Месопотамии.

Вспомните! Какой храм называется зиккуратом? В чем его особенность?

Вавилонская башня была квадратной формы, длина одной ее стороны составляла 90 метров. Такой же была и высота. Каждые семь ступеней башни имели свой цвет. На последней ступени находилось святилище бога Мардука с золотой крышей. Башня имела потайные ходы и лестницы, по которым жрецы поднимались к святыне. Храм был виден издалека. Это был символ мощи и богатства города.

Другой достопримечательностью Вавилона были сады Семирамиды — вечнозеленые висячие сады, считавшиеся одним из чудес света. Платформы, сложенные из камня, поддерживали колонны высотой 25 метров. На них насыпали землю. Чтобы вода не просачивалась, платформы покрывали камышом, кирпичом и заливали асфальтом. Ярусы соединялись лестницами. Цветы и деревья, посаженные там, были привезены из разных стран. На верхнем ярусе находился бассейн. Из него вода стекала ручьями по специальным руслам.

● Один из древнейших сводов законов был принят в правление царя Хаммурапи.

Зиккурат Этеменанки, так называемая Вавилонская башня

Висячие сады Семирамиды

● В течение нескольких тысячелетий город Вавилон был самым крупным городом Передней Азии.

Вопросы и задания

1. Расскажите о вавилонском обществе в период правления царя Хаммурапи. 2. Каковы были источники рабства в Вавилоне?

3. Чем отличались религиозные верования вавилонян и древних египтян, шумеров? 4. Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон (см. памятку № 3). 5. Почему висячие сады, а не Вавилонская башня считались чудом света? 6*. Согласны ли вы со словами греческого историка Геродота: «Вавилон устроен так прекрасно, как ни один из известных наших городов». Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию. 7*. Используя дополнительную литературу, расскажите библейскую легенду о Вавилонской башне.

Изучаем источник

Из законов царя Хаммурапи

О воинах

Статья 35. Если кто-нибудь купит из рук редума крупный или мелкий рогатый скот, данный редуму царем, то он теряет свое серебро. Статья 36. Поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму (легковооруженному воину) ... не могут быть проданы за серебро.

Какое вознаграждение полагалось вавилонянину, поступающему на военную службу? Какие цели преследовало государство, охраняя собственность воинов и их семей?

О рабах

Статья 16. Если кто-нибудь скроет в своем доме беглых раба или рабыню... и на клич глашатая не выведет их, то этот домовладелец должен быть казнен.

Статья 117. Если долговое обязательство схватило человека и он продал за серебро жену, сына, дочь... то три года они должны обслуживать их покупателя и их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

О чем свидетельствует статья 16? Как вы думаете, почему Хаммурапи ограничил долговое рабство?



trojden.com