История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зарождение производящего хозяйства. Древнейшее поселение земледельцев возникло


Так возникло земледелие. Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины).

Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)Во главе родовой общины стоял старейшина.Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, пото

unlimitdocs.net

Trojden | Земледельцы энеолита и бронзового зека: Сагдуллаев А. С.

Основные черты эпохи металла

В конце эпохи неолита людьми было совершено ещё одно величайшее открытие: использование меди— первого металла, из которого они стали изготавливать орудия труда и оружие.

Период распространения медных орудий труда наряду с каменными стали называть энеолитом — медно-каменным веком. Это было в 4- середине 3 тысячелетия до н.э.

Однако, несмотря на преимущество перед камнем, медь широкого распространения не получила. Металл начал вытеснять камень только тогда, когда люди научились сплавлять медь с оловом, свинцом или цинком и получать бронзу.

Развитие металлургии оказало большое влияние на материальную и духовную культуру людей. В 4 тысячелетии до н. э. на Древнем Востоке возникают первые города и государства. На юге Средней Азии зарождается поливное (ирригационное) земледелие, появляются многокомнатные дома, построенные из сырцового кирпича, а также гончарные печи для обжига. Керамика украшается изображениями зверей, птиц и растительным орнаментом (листья, цветы).

Поскольку бронза была значительно твёрже меди, постепенно с середины 3 тысячелетия до н.э. она становится основным материалом для изготовления орудий труда, оружия и украшений.

Имея орудия труда из бронзы, люди могли гораздо лучше обрабатывать поля и увеличивать посевные площади, в результате чего у них стали появляться излишки сельскохозяйственной продукции. Скотоводство постепенно отделялось от земледелия. От собирательства и охоты люди переходили к земледелию и скотоводству. На юге начинает развиваться земледелие, а на севере — скотоводство.

Запомните!

Энеолит — медно-каменный век.

Бронзовые булавки и каменные бусы. XVII в. до н.э.

Запомните!

Патриархальная семья — это семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.

Каменные змеи. Амулет. 2 тыс. до н.э.

Начало патриархата

Материнский род существовал лишь до тех пор, пока женщина занимала ведущее положение в добыче продуктов питания. С появлением плужного земледелия, скотоводства и ремесленного производства главная роль в обеспечении семьи продуктами питания переходит к мужчине. За женщиной сохраняется работа по домашнему хозяйству. Главенствующее положение в семье переходит к мужчине, и при создании семьи жена переходит в род мужа. Родство признаётся по отцовской линии. Наступает эпоха патриархата. Переход к патриархальному роду сопровождался формированием патриархальной семьи. Такая семья состояла из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.

Поселения древних земледельцев

Одно из древнейших поселений земледельцев археологи обнаружили у озера Заманбаба в бассейне реки Зарафшан. Древние земледельческие поселения найдены также на территории Хорезма.

В долине Сурхандарьи, недалеко от Шерабада, археологами было обнаружено одно из поселений древних земледельцев — Сапаллитепа. Оно состояло из глинобитных построек — жилых и хозяйственных помещений, мастерских, где изготавливались керамические изделия, орудия труда, оружие и украшения из бронзы. Здесь нашли также зёрна пшеницы и ячменя, хранившиеся в крупных сосудах — хумах.

Три с половиной тысячи лет назад недалеко от современного Шерабада возникло другое поселение — Джаркутан.

Браслет. Бронза. XII в. до н.э.

Запомните!

Заманбаба — древнее поселение скотоводов и земледельцев у озера Заманбаба в Бухарской области (2 тысячелетие до н.э.).

Раскопки поселения Джаркутан

Запомните!

Сапаллитепа — поселение древних земледельцев эпохи бронзы на юге Узбекистана (2 тысячелетие до н.э.).

В его планировке уже прослеживаются первые признаки города. Джаркутан был разделён на две части: цитадель (место пребывания правителя) и окружающие её дома рядовых общинников, ремесленников и торговцев. Внутри цитадели имелось святилище (ранний храм).

Жители поселений эпохи бронзы достигли больших успехов в различных ремёслах, ткачестве, гончарном производства, изготовлении ювелирных изделий, строительстве. В эпоху бронзы люди изобрели гончарный круг и колесо. Появились средства передвижения.

Опорный конспект

Изобретение колеса

Медные зеркала, обнаруженные на поселении Заманбаба

Вопросы и задания

1. Назовите основное отличие эпохи энеолита от эпохи неолита.

2. Как вы думаете, как произошло открытие меди?

3. Чем медь отличается от бронзы?

4. Почему произошёл переход от матриархата к патриархату?

5. Когда были одомашнены мелкий и крупный рогатый скот?

6. Какой материал использовали земледельцы для строительства жилищ?



trojden.com

Зарождение производящего хозяйства — Мегаобучалка

Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства этих растений.

В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Не­которые животные рождались уже в неволе. Со временем рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание (доместикация) животных. Появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X—IX тысяче­летиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X—IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикация кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей | Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяй­ство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одо­машнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоя­тельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большин­ство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пше­ница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких живот­ных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кро­ме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельству­ют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хо­зяйства.

Последствия неолитической революции.

Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончар­ный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII—VII тысячелетий до н. э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V—IV тысячелетий до н. э. на Ближ­нем Востоке наступает период энеолита — медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Брон­зовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV—III тысяче­летий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные ору­дия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных, (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства ни территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на сто­янках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Аме­рика, Австралия).

У истоков цивилизации

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда — выделение земледелия и скотоводства, а отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев искотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так

зарождалась торговля.

Протогорода.

Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов — жилище богов. Боги теперь считались покровителями урожая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога ветра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияющими на жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне |в Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э. (вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек), найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, побывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII —VI тысячелетиях до н.э. в Мя­той Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солн­це кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к Другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

megaobuchalka.ru

поздняя родовая община земледельцев - история - Каталог статей

 

Основные достижения неолитического времени.

Неолит — высшая и последняя стадия каменного века. Общие хронологические рамки неолита указать невозможно, так как с усилившейся неравномерностью исторического развития неолитическую эпоху первобытные племена проходили разновременно. Например, на Ближнем Востоке более или менее достоверные остатки культурных растений и домашних животных относят к IX-VIIIтыс до н.э (Палестина, Сирия, юго-Восточная часть Малой Азии), а расцвет неолита к VI—Vтыс. до н. э., на территории Китая неолит начался только в Vтыс. до н. э. и т.д. Климатические условия неолита, флора и фауна близки к современным.

Неолит характеризуется более высокой техникой обработки камня, переходом во многих районах от присваивающих к производящим формам хозяйства, появлением керамики (греч. keramos- глина), ткачества. Наряду с прежними, усовершенствованными способами обработки камня — обивкой, скалыванием, отжимом — в неолите камень шлифовали, затачивали, сверлили. Продвинулась вперед также техника обработки кости и рога. Все это позволило создать более совершенные специализированные каменные и костяные орудия. Широко распространились топоры, тесла, долота, серпы, зернотерки, ступки, песты, каменные и костяные мотыги. Более совершенными становятся наконечники стрел и копий. Из неолитических орудий особенно важное значение имел топор. Топор применялся при рубке деревьев и обработке бревен, при строительстве жилищ, сооружении загонов для охоты, изготовлении средств передвижения (плот, челн, лыжи, сани и т. д.).

В неолите для изготовления орудий начали использовать новые виды материалов (диорит, нефрит, яшма), а также искать кремень в глубине недр, так как во многих районах кремня было недостаточно или его запасы на поверхности земли оказались исчерпанными к этому времени. Кремень добывали в копях, кото­рые исследованы, например, в Англии, во Франции, в Бельгии, н СССР (в районе г. Волковыска Гродненской области). В кремневых шахтах найдены клинья, кирки из рога оленя, заступы из лопаточных костей, светильники;

Наряду с освоением новой техники обработки камня эпоха неолита характеризуется еще одним важным техническим достижением - лепкой и обжиганием глиняной посуды.

Самая массовая находка в поселениях неолита — керамика.В раннем неолите керамика существовала не всюду Она отсутствует в нижних слоях поселений Джармо (Ирак), Рас-Шамра (Сирия), Чатал-Гуюк, Хасилар (Турция), Киракития (Кипр) и др. Этот период развития археологи назвали «докерамическим неолитом».

Пути изобретения глиняной посуды, очевидно, были различны. Гончарство могло возникнуть из обмазывания глиной плетеных сосудов, выдавливания углубления в куске глины и т. д. Первоначально широко распространился ленточный, или жгутовый, способ изготовления керамики. Из глины ч изготовляли жгуты которые накладывали на форму по спирали и сдавливали. Все это производилось вручную, без помощи гончарного круга. Сосуды, изготовленные от руки, были грубыми, плохо обожженными, с круглым дном. Пищу готовили на кострах. Сосуды ставили между! камнями или в специальных углублениях. Керамика различалась по форме, украшению.

Исследуя керамику, специалисты датируют поселения, составляют этническую карту областей, определяют уровень развития производства, эстетические вкусы и даже, идеологию и мировоззрение ее изготовителей.

Употребление глиняных сосудов позволило расширить состав пищевых продуктов, улучшить способы приготовления и хранения пищи, сохранять жидкость. Предпосылкой для массового внедрения глиняной посуды в быт являлась оседлость, так как сосуды для переноски во время перекочевок были тяжелы. В свою очередь развившееся гончарство содействовало укреплению оседлости и переходу от стоянок к жизни деревнями.

Неолит знал примитивное прядение и ткачество. Начало ткачеству положено плетением. Этнографии известны самые разнообразные плетеные изделия: корзины, циновки, веревки, сети, сумки, пояса, обувь, головные уборы, сосуды и т. д. Для плетения употреблялись прутья, волос, полоски кожи, древесное волокно. Начало прядению дало плетение из волокон. Вначале пряли вручную, затем с помощью веретена с пряслицем. Позже использовались прялки. С развитием прядения появились ткачество и примитивные станки. Материалом для пряжи служили волокна крапивы, дикой конопли, древесного луба, шерсть, дикорастущий лен. Изделия из льна и шерсти найдены в неолитических свайных поселениях. Неолитические культуры различаются как по степени, так и по направлению хозяйственного развития.

В неолите продолжают совершенствоваться и становятся более организованными охота, рыболовство и собирательство. В некоторых районах развитие рыбной ловли приводит к преобладанию ее значения над ролью охоты, собирательство дикорастущих злаков переходит в примитивное земледелие, происходит дальнейшее приручение животных.

В раннем неолите во многих районах Земли были одомашнены свиньи, овцы, козы, возможно, и крупный рогатый скот. Проблема одомашнивания лошади еще не решена. Кости домашней лошади ранее часто находили только при раскопках поселений бронзового века. На Ближнем Востоке лошадь появилась в эпоху бронзы (около середины IIтыс. до н. э.). Во время раскопок последних лет нашли много костей, как предполагают, домашних лошадей на Южном Урале на неолитических стоянках Давлека-ново, Мурат, Карабалыкты VII, Суртанды VI, VII, а также в поселениях энеолита Южного Приуралья, Поволжья, степной и лесостепной полосы Европы.

Одомашненные животные использовались как тягловая сила, давали людям мясо, кости, жир, шкуру, шерсть, молоко. Первоначально человек разводил животных для мяса, затем научился использовать их шерсть, позднее всего стал пользоваться молоком.

К неолиту относятся неоспоримые доказательства развития земледелия. О месте возникновения земледелия до сих пор идет спор. Одни утверждают, что земледелие зародилось м Передней Азии и оттуда распространилось по всему свету (теория моноцентризма). Другие говорят о самостоятельном развитии земледелия во многих областях (теория полицентризма). Накопленный к настоящему времени археологический, палеоботанический материал обосновывает в большей мере теорию полицентризма.

Установлено, что первоначально люди выращивали те полезные растения, которые в диком виде произрастали в местах их обитания. Например, родиной риса является Индокитай, кукурузы (маиса), картофеля, подсолнечника, табака, тыквы — Америка, ячменя — Передняя Азия и Аравия, пшеницы — Азия, Северная Африка и Европа, капусты — Южная и Западная Европа, чая — Китай, кофе — Абиссиния, какао — Центральная Америка и т. д. Самыми древними злаковыми культурами являются просо, ячмень, пшеница, рис. Рожь и овес относятся к поздним злаковым культурам. Рожь появилась в странах к югу от Кавказа и Каспийского моря. Родина проса и овса не установлена. Остатки проса найдены в неолитических свайных поселениях Швейцарии. Почти все культурные растения, используемые человечеством, были отобраны из множества диких растений первобытными людьми. Судя по археологическим данным, большинство из зерновых злаков было известно в эпоху неолита. В порядке обмена культурные растения распространялись по всей Земле. Вначале возделывались маленькие участки земли. Кустарник, небольшие деревья вырубали каменными топорами и сжигали. Золой удобряли почву. По мере истощения почвы участок оставляли и осваивали новый. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Она сохранилась и сейчас у некоторых племен и народностей. Расчищенные и засеянные участки земли огораживали, защищая их от диких животных.

Древнейшим земледельческим орудием была палка-копалка с заостренным концом, которую применяли ранее при собирательстве. Позднее появились палки с плоскими концами (отсюда ведет происхождение лопата) и мотыги. Мотыга является более совершенным и широко распространенным орудием, поэтому раннее земледелие называют мотыжным. Вначале мотыга представляла собой обыкновенный сук с коротким отростком, затем вместо него к рукоятке прикрепляли заостренный камень, роговой пли костяной наконечник. В неолите высушенное зерно превращали в муку с помощью зернотерок.

Наиболее древние поселения земледельцев открыты на Переднем Востоке: Чатал-Гуюк (Южная Турция), Хассуна (южнее г. Моссула в Ираке), Джармо (Ирак).

Поселение Чатал-Гуюк (VII—VIтыс. до н. э.) расположено на двух холмах на юге Турции в Конийской долине. Один только восточный холм занимает площадь 12,8 га, его культурный слой свыше 6 м и делится на 12 горизонтов, из которых три нижних относятся к докерамическому периоду. Основу хозяйства составляло земледелие. Найдены зерна пшеницы, ячменя, гороха, вики, плоды миндального дерева, зернотерки и вкладыши от серпов. Развиты были скотоводство, охота. Жители Чатал-Гуюка в обмен на обсидиан из Сирии доставляли кремень, с побережья Средиземного моря — раковины для бус, камень различных пород. Появляются медные и свинцовые шилья, бусы, подвески, перстни и другие украшения. Жители поселения пользовались шерстяными тканями. Население насчитывало несколько тысяч.

На территории бывшего СССР древнейшей земледельческой культурой является джейтунская, названная по тщательно исследованному поселению Джейтун (расположено в Южной Туркмении, в 30 км к cersepyот Ашхабада). Она во многом сходна с раннеземледельческими памятниками Передней Азии VII—VIтыс. до н. э. (Джармо, Телль Хассуна). Джейтунская культура возникла в VIтыс. до н. э. на плодородной узкой равнине. Земледелие было лиманное (т. е. глубокое одноразовое увлажнение почвы весной водами местного стока). Зерно хранили в ямах, обмазанных глиной, или больших глиняных сосудах — корчагах. Небольшое количество найденных костей домашних животных свидетельствует о скотоводстве.

Поселения располагались на небольших холмах, которые весной не затапливались водой. Поселки небольшие. В каждом из них насчитывается до двух-трех десятков однокомнатных однотипных домов различных размеров прямоугольной формы. Поселок, очевидно, являлся местом обитания родового коллектива. Дома сооружались из необожженных блоков овальной формы, с деревянными перекрытиями. Стены штукатурили глиной, пол выбеливали известкой, затем окрашивали краской. В глину добавляли рубленую солому. Дома без окон с узкими дверными проемами. Возникновение скотоводства и земледелия означало первую крупнейшую производственную победу человека. Если при помощи собирательства и охоты человек лишь присваивал готовые продукты природы, то с переходом к скотоводству и земледелию он стал создавать продукты, обеспечивая себя более разнообразной, а главное, регулярной пищей. Появляются постоянные запасы пищи в виде мяса, зерна, корнеплодов. Земледельцы,, жили оседло. У многих народов земледелие и скотоводство развивались одновременно, но для скотоводов земледелие было подсобным занятием, и наоборот. Ни земледелие, ни скотоводство в неолите не стали основными отраслями хозяйства большей части человечества. Многие племена все еще продолжали заниматься охотой и рыболовством, не зная земледелия. Жилищем в неолите являлись землянки, полуземлянки с перекрытиями из жердей, глинобитные и деревянные дома, жилища из шкур животных, свайные постройки.

Свайные постройки — это отдельные жилища и целые поселки, сооруженные на сваях, на берегах озер, в поймах рек, у морских заливов. Подобные жилые постройки существовали в недавнем прошлом и имеются в наше время у некоторых народов. Первобытные свайные жилища впервые были открыты в Швейцарии на обмелевшем дне Цюрихского озера, а позже в Северной Италии, Южной Германии, Югославии, Австрии, Ирландии, Англии, Швеции, в СССР. В свайных постройках появилась первая в истории человечества деревянная мебель: скамьи, столы, сундуки.

Изменения в общественных отношениях.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему повлек за собой изменения в общественно-родовом строе: раннеродовая община сменилась позднеродовой. В результате повысившейся производительности труда и численного роста членов родовой общины она стала делиться на большие группы ближайших родственников по материнской линии — так называемые материнские домовые общины, или материнские семьи, которые самостоятельно вели хозяйство. Домовая община могла состоять из нескольких десятков сородичей. У членов такой общины было совместное потребление и пользование выделенной им родовой землей, жилищем. Материнская семья жила в отдельном доме. Во главе домовых общин стояли старейшие женщины. Выделение домовых общин в составе рода не подрывало родового единства. В случае необходимости вся позднеродовая община выступала в качестве единого производственного коллектива (например при расчистке участка для земледелия).

В ней сохранялось естественное половозрастное разделение труда, существовали те же формы собственности (общая, индивидуальная).

Земля являлась собственностью племени. Она отделялась от территории другого племени нейтральной лесной полосой. Племенные угодья делились между родами, а родовые — между домовыми общинами. Распределение продуктов было равнообеспечивающим. По мере возрастания относительно регулярного избыточного продукта появилось трудовое распределение. Часть продукта производитель мог оставить себе, что способствовало повышению роли индивидуальной собственности.

С развитием мотыжного земледелия, гончарства, прядения, ткачества, прочной оседлости повысилось значение домашнего хозяйства, а вместе с ним возросло положение женщины. По мере увеличения хозяйственной роли женщины распространилось уксорилокальное брачное поселение. В этих условиях женщины, составлявшие постоянное ядро родовой общины, оказывались реальными собственниками родовых земель, жилищ, запасов.

Мужья -чужеродцы не играли большой роли во внутренних распорядках рода жены. Их положение в период расцвета материнского рода было несколько приниженным в отличие от раннего рода, когда положение мужчин и женщин было равноправным. Подобное положение женщин в обществе часто называют матриархатом (греч. mater— мать, arche— власть, начало). Однако следует иметь в виду, что при коллективном труде, общей собственности, равнообеспечивающем распределении не могло быть все­властия одной группы общества над другой. В позднеродовой общине существовали парные брак и семья. Сохранились пережитки группового брака в виде свободы добрачных и внебрачных половых связей, свободы половых отношений во время племенных празднеств (у австралийцев, индейцев Калифорнии, на Мадагаскаре, в Западной Африке).

Расцвет родо-племенной организации.

По этнографическим данным, родо-племенная организация достигла расцвета в неолите. Позднеродовые общины, подразделяемые на материнские домовые общины, объединялись во фратрии (греч. phratria— братство), фратрии — в племена.

Фратрия — объединение братских родов, появившихся из расчленения материнских. При благоприятных условиях и экзогамном порядке заключения браков роды разрастались. Прокормиться на одной родовой территории становилось труднее. Поэтому от первоначальных материнских родов отделялись группы близких родственников, дававшие начало новым родам. Отделившаяся группа занимала новую кормовую область, но продолжала поддерживать экономическую связь с материнским родом, сохраняя, общее название, обычаи, язык. Материнский и дочерний роды образовывали первоначальную фратрию, разраставшуюся до трех-четырех родов. Роды внутри фратрии считались «братскими», а по отношению к родам второй фратрии племени — «двоюродными». Во время межплеменных войн каждый род выступал в бою в составе своей фратрии, которая выстраивалась отдельно от другой фратрии племени.

Ранние фратрии являлись экзогамными брачными половинами племени. Деление племени на две фратрии называют дуально-фратриальным. Если зародышевое племя состояло из двух родов, то разросшееся - из шести, восьми.

Развитая форма родо-племенной организации с фратриальным делением обнаружена у индейцев Северной Америки в XVIв. (ирокезы, тлинкиты, цимшияне, хайда и др.). Их фратрии, как и роды, носили названия птиц, рыб, животных (ворон, орел, Чреска, медведь). У цимшиян, например, каждая фратрия объединяла по три рода. Фратрии были связаны узами взаимопомощи. Экзогамия распространялась на одноименные фратрии всех племен. Например, мужчина фратрии ворона племени тлинкитов не мог жениться на женщине одноименной фратрии племени хайда. Во время военных набегов члены одноименных фратрий в плен не брались.

Племя времени позднеродовой общины было наиболее широкой социальной ячейкой общества. Исключение представляют ирокезские союзы племен, но они, как и некоторые другие черты их общества, свидетельствуют о начавшемся разложении первобытнообщинного строя.

Организация власти.

В эпоху поздней родовой общины организация власти по-прежнему была первобытно-демократической. Господствовало братство, связанное узами кровного родства, экономическое и общественное равенство, охраняемое органами управления. Род сохранял самоуправление, осуществлявшееся советом, старейшиной. В совет входили все взрослые члены рода. На время военных столкновений избирались предводители — военные вожди.

Фратрия постоянного самоуправления не имела, но в случае необходимости старейшины и военные вожди родов фратрии могли собираться на совет. В совете племени они действовали солидарно.

В этот период возросла роль племени, которое стало самоуправляющейся социальной ячейкой. Причем племенные органы управления являлись высшими по сравнению с родовыми. Племенной совет состоял из старейшин и военных вождей всех входивших в племя родов, собирался редко, решал только важнейшие вопросы и дела, выходившие за пределы компетенции родов: утверждал избрание родовых старейшин и вождей, в случае нужды смещал их помимо желания рода, улаживал межродовые конфликты, регулировал взаимоотношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир, являлся руководящим органом во время военных действий.

На пост главы племени избирался один из старейшин. Полномочия его были незначительными. Решения, принимаемые им в промежутках между заседаниями совета племени, подлежали утверждению советом.

Родо-племенные органы власти решали вопросы, касавшиеся членов рода фратрии, племени по обычаям, существовавшим веками. Они являлись орудием народной воли. Племенной совет заседал в присутствии членов племени, которые имели право принимать участие в прениях. Решение выносил совет.

Старейшины и военные вожди родов, главы племен на свои должности избирались. Они со всеми вместе участвовали в общественном производстве и не пользовались никакими привилегиями. Любой из них мог быть лишен полномочий в случае совершения недостойного поступка.

В родо-племенном управлении почетное место принадлежало женщинам, которые руководили домовыми общинами, входили в совет рода и даже в наиболее ранние времена являлись главами родов. Например, у гуронов (индейское племя Северной Америки) род управлялся четырьмя женщинами и одним мужчиной. Следовательно, совет племени в своем большинстве состоял тогда из женщин. Родо-племенная демократия была ограничена рамками родства, обычаев, границами рода, племени. Например, в первобытном обществе строго наказывались люди, поступавшие при дележе добычи не по обычаю или нарушавшие брачные правила. Родовые обычаи подавляли интересы личности, сковывая ее традициями. Это обусловливалось трудностью борьбы с природой, объясняющейся низким уровнем развития производительных сил и производительности труда.

Род и племя представляли собой замкнутые организации. Если ссоры внутри рода урегулировались на общем собрании сородичей, то обиды от членов другого рода порождали кровную месть. Племя было еще более замкнутой организацией. Доказательством замкнутости служат межплеменные войны.

Войны не исконны. На заре родового строя войн не было, так как условия существования человечества обусловливались крайне низким уровнем развития производства. Добывание средств к жизни ограничивалось преимущественно присвоением готовых продуктов природы. Никаких запасов не было. Низкий уровень производства в сочетании с большими пространствами незаселенной земли, нейтральные территории, разделяющие отдельные племена, создавали крайне замкнутые, изолированные хозяйства и приводили к обособленности отдельных групп населения. Эти причины не способствовали частому общению племен между собой, а следовательно, не создавали почвы для возникновения вооруженных конфликтов. С ростом народонаселения они могли возникнуть лишь в точках соприкосновения двух чуждых племен. В тех случаях, когда подобные столкновения имели место, поводом к этому, как свидетельствуют источники, служило отмщение за обиду, реже борьба за расширение ставшей недостаточной территории.

Межплеменные войны нередко сопровождались уничтожением поселений, истреблением и захватом в плен жителей. Военнопленных убивали или усыновляли для пополнения убыли в собственных родах. Обряд усыновления заключался в прикосновении губами к груди старейшей женщины, символизировавшем вступ­ление в родство по материнской линии. Военнопленных не порабощали.

studentu.my1.ru

У истоков цивилизации

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда — выделение земледелия и скотоводства, а отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев искотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так

зарождалась торговля.

Протогорода.

Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов — жилище богов. Боги теперь считались покровителями урожая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога ветра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияющими на жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне |в Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э. (вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек), найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, побывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII —VI тысячелетиях до н.э. в Мя­той Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солн­це кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к Другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Похожие статьи:

poznayka.org