Мужской костюм древнего рима.    Костюм Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мужской римский костюм. Мужской костюм древнего рима


Костюм Древнего Рима

В отличие от греческого костюма, который изменялся, постепенно переходя от сложности, чопорности и азиатской пестроты к благородной простоте, развитие римского костюма шло в прямо противоположном направлении: от простой непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезному великолепию. Причина такой эволюции кроется в самой истории развития Рима, его культуре и изменении с течением времени эстетических идеалов.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, длительность и определенная статичность. Прекрасной читалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

Этот идеал подчеркивали сложные одежды, придававшие фигурам римлян величественность и статику. Основными тканями для изготовления одежд служили шерсть и льняное полотно. В костюмах сочетались яркие цвета — красные, фиолетовые, коричневые, пурпурные, желтые. Парадным цветом одежды был белый.

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее (рис. 43).

Основу древнеримского мужского костюма составляли туника и тога. Туника была нижней одеждой и напоминала греческий хитон. Она имела прямоугольный покрой, сшивалась на плечах и надевалась через голову.

Рис. 43. Мужской костюм Древнего Рима:

а) тога; б) полудаментум; в) пенула

 

Тунику чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений. Поначалу она была без рукавов с прорезями для рук, заканчивалась ниже колен и подвязывалась, как хитон, поясом на бедрах. У женщин туника доходила до пят и тоже служила домашней одеждой, была еще особого рода туника, длинная, тесная, не стягиваемая поясом, без всяких складок; ее надевали римские девушки в день совершеннолетия и в день свадьбы.

Полосатая туника, так называемая tunica praetexta, была принадлежностью высших должностных лиц: тунику с широкой пурпурной полосой («клавус»), идущей сверху вниз по середине груди и спины, носили сенаторы; тунику с одной или двумя узкими полосами носили всадники. Была еще туника триумфатора, украшенная и вышитая пальметами. Основным цветом туники был белый, материалом служила шерсть.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины— паллу (или женскую тогу, которая была не столь массивной и тяжелой.) Носить тогу могли только свободные римские граждане — ни рабы, ни чужестранцы носить ее не имели права. «Владыки мира — народ, одетый в тоги», — так характеризовал римлян поэт Вергилий. Для свободных римских граждан тога была даже обязательна. Сципион подвергался упрекам за то, что надевал греческое платье. Лишенные права гражданства и изгнанники теряли право носить тогу.

До нас не дошло изображение ее ранней, более простой формы.

По мнению Дионисия Галикарнасского[1], древняя тога походила на полукруглый плащ этрусков. Правый конец этого плаща набрасывался на правое плечо и плотно при­легал к нему, потом конец этот протягивался под бородой, перебрасывался через левое плечо и закрывал обе руки. Иногда правый конец перебрасывался через левое плечо, и правая рука оставалась свободной. Впоследствии (по всей вероятности, в конце Республики) на этот плащ шло уже больше материи, но все же далеко не столько, сколько нужно было для свободной тоги со складками, которую носили в позднее время. Способ надевания такой средней тоги был тот же, что у греческого гиматия. Подобного рода тога, в противоположность свободной тоге, называлась, по свидетельству Светония2, тогой тесной. На ней намечается уже синус со складками, еще короткий и неглубокий, в который клали обычно правую руку. В таком положении можно представить себе римских ораторов во времен Республики (рис. 43 а).

Тога более поздних времен, которую стали носить со времен Августа, представляла собой сложную драпировку прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 5 х 3,5 м. (Некоторые авторы отмечают, что тога делалась исключительно из льняной ткани). Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь, что существовало несколько способов ее драпировки.

Красота тоги заключалась в ее белизне и изяществе драпировки. Эта драпировка была определена традициями и утверждена законом. Такой вид тога приобрела к периоду расцвета Римской империи. Само собой разумеется, что тога с ее громоздкостью и чрезвычайной сложностью укладки не могла служить повседневной одеждой. Уже во II веке до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородное происхождение и превосходство над остальными членами общества. Тогу с пурпурной каймой носили диктаторы, консулы, преторы, курульные эдилы и некоторые жрецы, расшитую золотом — человек, достигший триумфа, совершивший ка­кой-нибудь подвиг.

Подобно тому, как мужчины носили вне дома тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или

Светоний (Транквилл Гай) — римский историк, родился ок. 70 г., умер в 160 г. обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Паллы или свободно спускались вниз, или прижимались к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая — спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись (р. 44).

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, двета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая. Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск.

Рис. 44. Палла. Скульптурный портрет Сабины.

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Глина. Высота 0,28 м. Ок. 700 г. до н. э. | Искусство греческой классики (V—три четверти IV в. до н.э.) | Парфенон на афинском Акрополе. 447-438 гг. | Искусство Эллинизма | Костюм Древней Греции | Храма Зевса в Олимпии. 460 г. до н.э. | Искусство Этрурии | Исторические условия развития римского исскуства | Искусство периода Республики | Искусство Римской империи |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.055 сек.)

mybiblioteka.su

Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э.)

. В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокʜᴎϲтому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изгоᴛᴏʙлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен

. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цвеᴛᴏʙая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые

. В период Империи цвеᴛᴏʙая гамма приобретает ᴄᴫᴏжный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цвеᴛᴏʙ: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цвеᴛᴏʙ. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала её .

Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой ᴄᴫᴏжную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Стоит отметить, что одним из наиболее распростᴘẚʜᴇнных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль таким образом, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой

. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, ᴄᴫᴏжная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всᴇᴦᴏ подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти быᴛᴏʙала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распростᴘẚʜᴇнием в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян

. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цвеᴛᴏʙой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Список использованной литературы и источников

Для подгоᴛᴏʙки данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/

>> Костюм Древнего Рима

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима
Хозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней Греции и Древнего Рима)
Развитие архитектуры в Древней Греции и Древнем Риме
Искусство Древней Греции и Древнего Рима
Литература и искусство Древней Греции и Древнего Рима
Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима
Отличия в культуре древней Греции и древнего Рима
Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте
Культура Древней Греции и Древнего Рима
Государство и право Древней Греции и Древнего Рима

Похожие документы

Эволюция государственного устройства Древнего Рима.

Д Р Е В Н И Й Р И М --------------------- На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту- хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан ...

Дипломатия древнего Рима

РИМ не сразу сделался большим рабовладельческим государством. Первоначально Рим был небольшим городом в Италии, который ,в VI в. до нашей эры имел сношения только с соседними (племенами и городскими общинами Средней Италии. В условиях распадения племенного строя и образования классового общества в Риме первоначально сношения с соседними племенами и городами лежали «на плечах городского совета стариков, т. е. сената. Эта обязанность осталась за римским сенатом до конца существования республики (т. е. до 30 «г. до н. э.).В дальнейшем для ведения межплеменных переговоров были выделены жрецы, фециалы, в количестве 20 человек. Из среды этих жрецов выделялся старший жрец, «патер латратус», который обычно и возглавлял посольства к соседним племенам....

Некоторые календари Древнего мира

Древний Египет Изучив табличку из слоновой кости, найденной в Абидосе, ученые сделали вывод о том, что древние египтяне совершали богослужения в честь Сотис, то есть Сириуса, как "предвестнику нового года и наводнения". Вроде бы ничего необычного в такой табличке нет, если бы не одно обстоятельство: она относится ко времени I династии, то есть датируется серединой III тысячелетия до Р.Х. Значит уже в это время у египтян была календарная система, создание которой ученые относят к середине IV тысячелетия до Р.Х., если не к еще более древним временам. ...

Культура древнего Рима

Реферат Культура древнего Рима                                       Содержание:   1.  Введение. 2.  Ранний Рим. 3.  Ранняя Римская республика. 4.  Расцвет Римской культуры....

Костюм скифов

Древнейшей культурой, обнаруженной археологическими раскопками на территории нашей страны, является культура скифов. Племена скифов, земледельцев и скотоводов, кочевали в VII-III вв. до н. э. в южных степях современной территории Украины. Образ жизни скифов, их быт, внешнее изображение описывали греческие античные историки, в частности Геродот (V в. до н. э.). Из этих описаний следует, что скифы были белокурыми, голубоглазыми, искусными наездниками и отличными стрелками. Причерноморские скифы испытывали большое влияние античной греческой культуры, заимствовали многие внешние формы быта греков....

bigreferat.ru

Костюм Древнего Рима

Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

 

znakka4estva.ru

Мужской римский костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

www.narodko.ru