Наука древнего мира. Лекция 3 Наука и техника Древнего мира. Зачатки науки и развитие техники
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира (стр. 1 из 3). Наука древнего мира


Тема 3. Наука в античном мире

Предпосылки появления науки в Античной Греции

Подлинная наука возникла в античной Гре­ции в период расцвета её культуры (VI — IV вв. до н. э.). Социально-политическая жизнь Древней Греции на рубеже VIII —VI вв. до н. э. во многом воспроизводила характер древневосточного строя. В ней существовало резкое имущественное расслоение общи­ны с сосредоточением частной собственности в руках родовой аристократии, процветала долговая кабала, так что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Однако теряющие гражданскую свободу общинники упорно отстаивали личную независимость, экономические права в борьбе с родовой и имущественной аристократией. Происходят выступлени­я демоса за отмену долгов, передел земель. Завоеваниями этих выступлений оказались следующие. Во-первых, введение законов, что привело к исключе­нию произвола из практики судебных решений. Во-вторых, были проведены реформы Солона, спо­собствовавшие прогрессу частной собственности, отмене долгового рабства, личной кабалы в обеспечение ссуд, искоренению пережитков родовых отношений, подрыву положения родовой знати; был введен новый тер­риториальный принцип деления страны – родоплеменная организация сменилась территориально-социальной: Аттика расчленялась на 48 округов с ясно вы­раженными обязательствами перед госу­дарством. Все социально-правовые новации общественной жизни закрепляются конституцией Клисфена.

В итоге в общественном сознании укореняется три принципа: свобода слова, гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей), гражданское равенство (равенство перед законом). Демократическая форма греческого общества теперь способствовала мак­симальному раскрытию его талантов и возможностей. Стержнь сознания у греков составило понятие не происхождения и социального положения, а личного достоинства человека. Утверждение общезначимого граждан­ского права способствовало высвобождению общественной жизни из-под власти религиозных, мистических представлений.

Использование законов потребовало усиления доводов, критицизма, умения владеть словом, искусством убеждения. Каждый имел право на особое мнение и не боялся его отстаивать. Выработалось принципи­альное отношение греков к истине, которые воспри­нимали ее не как продукт догматической веры, поддер­живаемый авторитетом, но как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. Таким образом, важнейшим результатом демокра­тизации общественно-политической сферы античной Греции стало формирование аппарата логического рационального обоснования, которое превратилось в универсальный способ производства знания в целом. На этом фоне уже могла складываться наука как доказатель­ное познание явлений мира.

В

Отношение древних греков к науке

отличие от Древнего Востока греки противопоставляли самой подлинной науке прикладную науку, занятие которой порицалось. Например, греки противопоставляли физику – науку, изучающую «природное», «естествен­ное», механике – прикладной отрасли, искусству со­здания технических устройств, изобретения и конст­руирования машин. Именно в то время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы, появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.

Непременным условием появления науки является использование идеализации, которая не может возникнуть в рамках материально-практичес­кого отношения к действительности. Обобщение опыта орудийно-трудовой деятельности порождает лишь абстрагирова­ние, т. е. выделение реально существующих признаков, что присуще и высшим животным. Идеализация же пред­ставляет вычленение признаков, которые не суще­ствуют в реальности. Идеализация как форма мышления прак­тически отсутствовала в традиционных обществах на Древнем Востоке.

Для возникновения идеа­лизации требуется отказ от материально-практическо­го отношения к действительности, переход на позиции созерцательности, что и было реализовано в Греции. С идеализацией связаны теоретические вопросы и особый аппарат интерсубъективного обоснования (с позиции обобщенного опыта), применяемый для организации систем знания. Это было явно не индуктивными обобщениями производ­ственной практики. Такой подход, к примеру, присущ постулатам геометрии Евклида, постановке пифагорейского вопроса несоизмеримостей, диогеновскому поиску сущности человека, гераклитовскому представлению огня как основы мироздания и т. п. Все это не имеет каких-то прослеживаемых связей с материаль­ным производством. Причинами, превра­тившими идеализации в стержень познавательных, культурных процессов, давших начало науке, являются созерцательность, направленность на абстрактно-теоретическое рассмотрение предметов в «чистом» виде, господствовавшая в Греции.

В Древней Греции развивались математика, астрономия, биология, география, медицина и многие другие науки. В древности греки все природные явления объясняли волей богов, но в VI в. до н.э. они начали изучать природу и происходящие в ней процессы. Для античной науки и философии характерны, с одной стороны, тяготение к рациональному знанию. но, с другой стороны, античная наука – еще мифологична. Ей свойственны образность мышления и выражения мысли, проблемность в рассмотрении мира и человека. Древнегреческие мудрецы, познавая окружающий мир, размышляя о нем и о жизни человека, уже задают философские вопросы: что значит знать? Что есть истина? Что есть благо? И, в конечном счете, так или иначе ставят проблему: как жить человеку в этом мире? Античной философии свойствен широкий и глубокий подход к миру с попытками объять все мироздание в целом и систематизироватьвсё знание. В науке выделяются математика, естествоз­нание, история. Особое место занимает философия.

Д

Возникновение математики в античном мире

оVI в. до н.э. математика греков ничем не отличалась от древневос­точной. Они не име­ли: 1) развернутого текстового оформления, 2) строгого рационально-логического обоснования. Чтобы стать наукой, они должны были получить и то и другое. Это было достигнуто в результате научной деятельности таких величайших математиков Древней Греции, как Фалес Милетский, Пифагор, Архимед, Аристарх Самосский, Герон, Евклид. Ученые Древней Греции создали единую математическую науку, объединив все знания об арифметике, геометрии и астрономии. Они воспользовались открытиями, сделанными еще древними цивилизациями Египта, Месопотамии и Индии, и систематизировали эти знания, чего раньше никому не удавалось. Хотя уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы.

Заслуга оформления математики в текстах в виде теоретико-логической системы принадлежит Фалесу (624 – 547 до н.э.), а также пифагорейцам, развивавшим на текстовой основе математические представления как сугубо абстракт­ные. Пифагор (ок. 570 – 500 до н. э.) создал таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучал свойства целых чисел и пропорций. Он и его ученики развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение. Отсюда следовал вывод, что красота гармонична.

Большой вклад в развитие математики внес Евклид (ок. 365 – 300 до н. э.), который основал в Александрии математическую школу и написал большой труд по геометрии по названием «Начала». До Евклида много было сделано для развития геометрии, но всё это были отдельные фрагменты. Евклид создал единую логическую систему. Геометрия Евклида описывает метрические свойства пространства. Обычно о «Началах» говорят, что после Библии это самый популярный написанный памятник древности. Этот труд был основательно изучен арабами, а позднее европейскими учеными.

К

Греческая космология

осмос" в переводе с греческого означает "устройство", "порядок", "украшение". И этим же словом греки назвали Вселенную. Мир в античном восприятии представлялся как упорядоченное по законам логики и гармонии мироздание, существующее ради высшего (божественного) блага. Греки же находили мудрость в том, чтобы все понять как проявление чего-то одного. Именно к этому стремилсяФалес Милетский (ок. 624 – 547 до н. э.). Все в мире произошло из воды как из первичного строительного материала. После Фалеса за этот материал принимали воздух, огонь и т.д. Осталось же в науке то название, которое предложил Аристотель - "лес", т. е. "материес". Материю как первооснову мира греки также называли "архэ", что означает "начало". Возникает вопрос о той движущей силе, которая приводит к возникновению вещей из воды, понимаемой как архэ. Эта причина движения, изменения, возникновения и уничтожения должна быть внутренне присуща самой материи, должна пронизывать ее, но в то же время быть чем-то отличной от нее. Что же это как не мировая душа? "Все в мире полно богов", говорил Фалес, имея в виду одушевленность всех вещей. В душе находится первоисточник движения и любого изменения вообще. Поэтому вода Фалеса одушевлена, она живая и содержит причину своих превращений в себе самой.

Ученик Фалеса Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н. э.) выдвинул идею о неопределенности первоначала мира не только в качественном, но и количественном отношении. Так возникла мысль о бесконечности Вселенной и о множественности миров. Есть основание полагать, что Анаксимандр впервые высказался о шарообразности нашего мира, а может быть, и Земли. Первоначало мира он называет "апейроном", что в переводе с греческого означает "беспредельное". Апейрон сам по себе не обладает ни качественными, ни количественными характеристиками. Он вечен и бесконечен в пространстве. Все произошло из апейрона. Мир не может возникнуть в единственном экземпляре (иначе центр мира был бы выделенной точкой). Поэтому миров должно быть много, и все они должны быть шарообразны.

Гераклит Эфесский (544 – 483 до н. э.) делает следующий шаг после милетских мыслителей. Он утверждает единый закон перехода небытия в бытие, и наоборот. Этот закон и есть Логос. Все происходит закономерно, подчиняясь космическому Логосу. Сам Логос неизменен. Его никто не может отменить или переиначить. Даже богам это не под силу. Именно Логос связывает Вселенную в единый, закономерный, упорядоченный, вечно изменчивый Космос. Единство мира Гераклит усматривает как в материальной первооснове всего существующего, так и в единой закономерности всех изменений и различий в нем. Постоянно лишь одно закономерное непостоянство. Следовательно, можно сделать смелый вывод о вечном существовании мира, изменчивого и одновременно неизменного в закономерности своего изменения.

Уже V в. до н. э. существовали взгляды, согласно которым пространство и время не делимы до бесконечности, а состоят из цельных неделимых частей – атомов пространства и атомов времени. Пифагор (570 – 490 до н. э) первым назвал Вселенную Космосом, подчеркивая ее упорядоченность, соразмерность, гармоничность, пропорциональность, красоту. Такая характеристика Вселенной естественно вытекает из усмотрения единства мира в числе как основы гармонии. В красоте математики скрыта структура Космоса. Земля имеет форму шара, потому что шар наиболее соразмерен из всех тел. Расстояния до небесных светил не могут быть произвольными, они должны соответствовать гармоническому аккорду.

Анаксагор из Клазомен (ок. 500 – 428 до н. э.) многообразие тел в природе сводит к неисчислимому множеству различных неизменных и бесконечно малых элементов действительного мира, которые он назвал «геомериями – семенами вещей». Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела. Они вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» – тончайшее и легчайшее вещество – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым». Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое. Он первый был тем, кто предположил, что солнце – шар.

Демокрит Абдерский (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) стремился в существующем найти небытие, для того чтобы объяснить изменение (идея Гераклита). Он соглашался с элеатами, что истинное бытие должно быть единым и неизменным. Совместить эти требования можно только при условии, что материя должна для этого не быть единой. Ей следует рассыпаться на отдельные невидимые глазом элементы (атомы), между которыми материи нет: там пустота, просто "место в пространстве" – "ничто", в том смысле, что из него ничего не может возникнуть. Но это есть существующее ничто. Оно обеспечивает возможность движения атома из одного места в другое. А все изменения (возникновения нового) происходят в результате перегруппировки атомов. Атомы земли, воды, воздуха и огня отличаются прежде всего по форме и тяжести. Их бесконечно много. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе – на атомы. Миров бесконечно много. Причина возникновения вещей – мировой "вихрь", он и есть космическая необходимость. Человеческая душа состоит из особых атомов, также по идее подчиненных космическому вихрю. Богов нет, их создали люди из страха перед громом и молнией, перед затмениями Солнца и Луны. И никакой мировой души тоже нет. Вообще человеку не перед кем держать ответ в этом мире, кроме самого себя: ни перед богом, ни перед природой. "Не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от дурных поступков".

А

Античная астрономия

строномы Древней Греции сумели внести большой вклад в развитие этой науки. Величайшим астрономомантичности был Гиппарх Никейский (ок. 190 – 120 до н. э.). Главной заслугой Гиппарха считается то, что он привнёс в греческие геометрические модели движения небесных тел предсказательную точность астрономии Древнего Вавилона. Он осуществил вычисление расстояний до Луны и Солнца и их размеров. Гиппарх составил первый в Европе звёздный каталог, включивший точные значения координат около тысячи звёзд (работу по определению звёздных координат начали ещё в первой половине III в. до н. э. Тимохарис и Аристилл в Александрии). Другим новшеством Гиппарха при составлении каталога явилась система звёздных величин. Эта система в усовершенствованном виде используется в настоящее время. Гиппарх внёс существенный вклад в усовершенствование календаря. Он определил продолжительность тропического года 365 дней (на 6 минут длиннее правильного значения во II в. до н. э.). Все теории движения небесных тел, созданные вавилонскими астрономами, рассматривали только их движения по небу, к тому же только в проекции на эклиптику. Наоборот, астрономы Древней Греции стремились установить орбиты небесных тел в пространстве. Начиная с ещё с пифагорейцев они строили орбиты на основе сочетания больших и малых кругов. Именно на основе этого принципа Гиппарх создал первые дошедшие до нас теории движения Солнца и Луны. В геоцентрической системе Солнце равномерно двигалось по окружности с центром Земли. Гиппарх построил две модели видимого движения Солнца – эпициклическую и эксцентрическую и определил все элементы этого движения. Хотя он много наблюдал также и Луну (определил продолжительность лунного месяца, эксцентриситет и наклон плоскости лунной орбиты и др.), но обнаруженные расхождения с теорией заставили его отказаться от дальнейших поисков.

Клавдий Птолемей (ок. 87 – ок. 165 н. э.) – древнегреческий астроном, астролог, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В своём основном труде «Великое построение» Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Он сформулировал сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника. Им было найдено так называемое второе неравенство движения Луны. Он также дал окончательное объяснение движения планет.

Об огромном знании космоса эллинами свидетельствует найденный археологами древнегреческий прибор – антикитерский механизм (100 г. до н. э.). Полная схема устройства была представлена только в 1971 году и содержала 32 шестерни. Циферблат на передней стороне служил для отображения знаков зодиака и дней в году. Два циферблата сзади были настроены на 2 цикла: cистема шестерён с передаточным соотношением 254:19 использовалась для моделирования движения Солнца и Луны относительно неподвижных звёзд. Положение Солнца и Луны выводилось на циферблат с одной из сторон механизма. Но он мог моделировать движение не только Солнца и Луны, но и пяти известных в древности планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. По сути, это был древнегреческий календарный компьютер.

П

Естествознание античного мира

онятие «физика» для греков означало нечто совсем иное, нежели современная естественно-научная дисципли­на. У греков физика была такой наукой о природе, которая включала познание не путем опыта, а путем умозрительного уясне­ния происхождения и сущности природного мира как целого. По сути своей это была созерцательная наука. Поэтому античные физики стремились определить первооснову мира и его эле­менты, стихии. За таковыеФалес принимал воду, Анаксимен – воздух, Пифагор – число, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и т. д. Физиками, по сути, были философы.

Они рассматривали природу как целостный, нерасчленимый объект, который можно познать лишь теоретически, умозритель­но. Это было обусловлено тем, что, во-пер­вых, утвердилось представление о природе как некоем естественно возникшем образовании. Во-вторых, укоренилась идея умопостигаемого предмета, неподвластного сиюминутным изменениям в результате критики мировоззрения беспрестанно­го изменения, которое разработал Гераклит, в качестве центрального понятия своей системы – становления. Это закладывало основы возможности естественно-научного знания. В-третьих, утвердился взгляд на мир как на вза­имосвязанное целое.

Всё указанное способствовало использованию такого принципа, как причинность (каузальность), на котором базируется наука и утверждению понятия естественного закона, хотя и в неконкретной форме, учитывая различия в понимании стихий на роль первоосновы мира. Отсутствие в эпоху Античности научного есте­ствознания обусловливалось невозможностью при­менения в рамках физики аппарата математики, поскольку, по Аристотелю, физика и математика – разные науки, относящиеся к разным предметам, между которыми нет общей точки соприкоснове­ния. Греки не применяли эксперимента как метода познания природных явлений, который имеет своей целью подтвердить или оп­ровергнуть то или иное теоретическое предполо­жение. Причиной этого было негативное отношение к материально-вещественнй деятельности свободных граждан. Значимым знанием могло быть только такое, которое было «непрак­тичным», удаленным от трудовой деятельности. Исходя из сказанно­го, очевидно, что научное естествознание как экспериментально обоснованный комплекс теорий сформироваться не могло. Естествознание греков было абстрактно-объясни­тельным, лишенным действенности и созидательности. Оно сводилось к идеальному моделированию действитель­ности в качестве «ядра» картины мира.

Важный вклад Аристотеля в развитие естествознания состоит в том, что он стал основателем системы знаний о природе. В центре аристотелевской физики стоит понятие движения. Это была первая историческая форма учения о движении – теоретическая механика. Все механические движения Аристотель разбивает на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в подлунном, земном мире. Естественное движение – это движение тела к своему месту, например, тяжелого тела вниз, а легкого вверх. Все остальные движения на Земле требуют применения силы. Однако механика Аристотеля не учитывала того, что есть немало видов движения, которые осуществляются без видимого приложения силы. Что вызывает эти движения? Поиски ответа на этот вопрос растянулись на столетия.

Известным ученым-математиком и изобретателем в античном мире был Ктезибий (285 – 222 до н. э.). Он написал первые научные трактаты об упругой силе сжатого воздуха и её использовании в воздушных насосах и других механизмах (даже в пневматическом оружии), заложил основы пневматики, гидравлики и теории упругости воздуха. Так же он изобрел: гидравлический орган; поршневой насос для создания сильной струи или подъёма воды из колодцев;хитроумные водяные часы (клепсидры), которые были самыми точными, пока в XVII веке голландский физик Христиан Гюйгенс не придумал использовать маятник для поддержания незатухающих колебаний; камнеметатель и самострел, который действовал с помощью двигательной силы сжатого воздуха. Его труды тщательно изучал в Александрийской библиотеке Архимед (287 – 212 до н. э.).

Из трех составных частей механики (статика, кинематика, динамика) в древнегреческий период наиболее обстоятельно была разработана статика (и гидростатика). Основополагающую роль в возникновении статики и гидростатики сыграл Архимед. Ему принадлежит установление понятия центра тяжести тел. Он теоретически доказал закон простого рычага (на основе ряда постулатов). В гидростатике Архимед открыл закон, носящий его имя, и теоретически доказал его.

Наряду с теоретической механикой получила развитие и прикладная механика – создание разного рода механизмов и машин. В III в. до н. э. возникла такая специфичная отрасль механики, как пневматика (использование давления воздуха для создания разного рода механических устройств). Основателем этой отрасли считают Ктесибия, жившего и работавшего в Александрии. Он был изобретателем двухцилиндрового водяного насоса, снабженного всасываемыми и наполнительными клапанами; водяного органа, управление которого осуществлялось с помощью сжатого воздуха; водяных часов; военных метательных машин, использовавших силу сжатого воздуха.

Р

Античная медицина

азвитие греческой медицины в первую очередь определялось трудамиГиппократа (ок. 460 – 377 до н.э.). Он – основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача. Гиппократ – автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Высшего развития медицина времен Римской империи достигла в трудах Галена (130 – ок. 200 н. э.), который впервые описал систему знаний, охватившую все виды современной ему медицины. Гален, как и Гиппократ, говорил о четырех телесных соках, равновесие которых в организме является непременным условием здоровья. Он развивал взгляды Гиппократа о различных видах пневмы, которую отождествлял с душой. В организме каждого человека она является частью мировой души и постоянно возобновляется с дыханием. В теле человека, согласно учению Галена, она распадается на жизненную пневму, душевную и физическую.

По анатомическим атласам Галена врачи обучались более полутора тысяч лет. Идеей целесообразности живых организмов проникнуты его рассуждения о движении костей и мускулов. Исследования Галена отличали самостоятельность суждений, желание все проверить экспериментально. Он подробно описывает строение кровеносных сосудов, глаза. Одним из главных анатомических открытий Галена называют учение о строении и работе нервов и мозга. В трудах, посвященных фармакологии, Гален писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также – движения и душевного равновесия. Заслугой Галена, которого традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии. В книгах Галена содержится полная энциклопедия медицинских знаний его времени. Его анатомические труды в течение четырнадцати столетий служили руководством для врачей.

Д

Историческая наука

о V в. до н. э. наука история в Древней Греции не существовала. Исторические события облекались в мифы и в таком виде передавались из поколения в поколение. Наиболее ярко это выразилось в сочинениях Гомера «Илиада» и «Одиссея», где отображена война греков с троянцами и другие события. Отцом исторической науки сталГеродот Галикарнасский (ок. 484 – ок. 425 до н. э.) – автор первого полномасштабного исторического трактата – «Истории». Сочинение Геродота – не историческое исследование в современном смысле слова, это – мастерское, бесхитростное повествование человека о множестве событий, о которых он читал, слышал, видел. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Геродот собрал обширный фактический материал по истории не только Греции, но и многих других народов. Его книги содержат в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах, а также исторический рассказ о греко-персидских войнах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Геродот не только историк; некоторые части его сочинения – настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Геродот – чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки народов на территории современной Украины и России. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

После Геродота по заданному им образцу работало множество историков. Например, Фукидид (ок. 460 – 399 / 396 до н. э.), описывая Пелопоннесскую войну, практически не ссылался на волю богов, выводя все причины событий из деяний людей, чем стал образцом для последующих историков, придерживающихся рационалистических позиций. Ксенофонт впервые начал писать автобиографию и исследовал не только события, но и характеры людей.

Древнегреческий образец был впоследствии воспринят другими народами. В частности, римские историки ориентировались на греческие сочинения. Пеорвыми историческими сочинениями были «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданских войнах» Гая Юлия Цезаря (100 – 44 до н. э.). Однако первым римским историком в полном смысле этого слова стал Гай Саллюстий (86 – ок. 35 до н. э.). Его труды «О заговоре Катилины», «Югуртинская война» и сохранившаяся лишь в отрывках «История», как все произведения римской литературы, имели греческий образец. Если для Цезаря таким образцом был Ксенофонт, то для Саллюстия – Фукидид. Фукидид писал о внутреннем разложении Афин, а Саллюстий – о внутреннем разложении Рима. Рим, убеждён он, сам порождает врагов, его знать продажна, его народ ненавидит власти, всюду царит алчность, о благе государства не думает никто. В отличие от Фукидида Саллюстий занят не столько причинами и следствиями событий, сколько нравственными проблемами.

Заложенную традицию продолжили Тит Ливий (59 до н. э. – 17 н. э.) и Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120 н. э.) . Из огромного сочинения Ливия «История Рима от основания города», насчитывавшего 142 книги, сохранилась примерно треть, а от остального труда – лишь незначительные фрагменты. Ливий описал события почти до начала новой эры. Образцом для него служил «отец истории» Геродот. Подобно ему, Ливий больше всего заботится о занимательности рассказа. Именно его «Римская история» стала главным источником сведений о Ромуле и Реме, Тарквинии и Лукреции, Муции Сцеволе и других героях полусказочной древности.

Вершиной римской исторической прозы по праву считается творчество Тацита. Более ранние историки писали о доблести, славе Рима – Тацит же зорко и честно исследовал террор и тиранию, описал условия бесчеловечного режима. Две эти темы – тирания и нравственное противостояние ей – пронизывают главные исторические труды Тацита: «Историю» и «Анналы» (лат. «летопись»).

Б

Греческая философия

лагодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии – Сократу, Платону и Аристотелю – Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. В ней утверждаются онтология ( учение об основах бытия), гносеология (учение о познании), этика (учение о нравственности), эсте­тика (учение об искусстве, прекрасном), логика (учение о законах мышления).

Сократ (469 – 399 до н. э.) – один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип – «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание – путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Он впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями.

Платон (428 / 427 – 348 / 347 до н. э.) создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему. Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. По его мнению, идеи (среди них высшая – идея блага) – вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи – подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона имеется многограная характеристика прекрасного. Красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) создал науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов – человек, этика, политика, искусство. Аристотель – автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия – свойства прекрасного.

Итак, в античности в основном имело место философское познание мира. В рамках философии объединялись сведения и знания и об основах мира, отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания и т. п. Научные элементы формировались в недрах философской системы и еще не выделялись из неё как автономное, самостоятельное целое. Для античной науки и философии характерны, с одной стороны, утилитарность (практичность), тяготение к рациональности, а с другой стороны, сохранение мифологичности. Античной философии свойствен широкий и глубокий подход к миру с попытками объять все мироздание в целом и систематизировать все знание.

studfiles.net

Лекция 3 Наука и техника Древнего мира. Зачатки науки и развитие техники

1. Специфика науки и техники др. Востока

2. Наука и техника в древней Индии и Китае

3. Наука и техника Античных обществ

Древний Восток открывает первые страницы истории науки и техники в нашем понимании. Первые цивилизации возникают в поймах рек (речные цивилизации). Египетская цивилизация — долина Нила, Месопотамия — междуречье Тигра и Евфрата, Индия — Инд и Ганг, Китай — Хуанхэ и Янцзы.

Во всех этих цивилизациях была особая восточная экономическая модель (азиатский способ производства). Главная характеристика этого производства — вся земля принадлежит государству. Единственный, кто распределяет собственность — монарх.

В отличие от других цивилизаций, огромное социальное значение в Египте имели жрецы, они обладали особыми знаниями, которые позволяли им осуществлять власть и над подданными, и над фараоном. Жрецы использовали особый язык для передачи информации и знаний друг другу.

Так как развитие цивилизации зависело от разлива Нила, то развивались такие науки, как астрономия, математика, геометрия.

Математика развивалась вместе с земледелием, потому что постоянно необходимо было делить плодородные земли, а из за разлива Нила границы все время менялись. В Египте была развита налоговая система, поэтому необходимо было ввести математические исчисления с дробями.

| — один

|| — два

||| — три

|||| — четыре

U (перевернутая) — десять

е — сто

Пакман влево на вертикальной палке на диоде — тысяча.

Египтяне открыли число "Пи".

В Древнем Египте серьезных высот достигли медицина и химия. Это было связанно с религиозной практикой — для мумификации тела необходимо было знать физиологию и свойства некоторых веществ.

Шумеры.

Шумерская цивилизация(2500 лет до н. э.) возникает почти одновременно с древнеегипетской. Особенно у них была развита астрономия, зарождается астрология. Именно шумеры установили, что год равен 365 дням, 6 часов, 15 минут и 41 секунда (современные данные: 365.5.48.46). Шумерская цивилизация использовала шестидесятеричную систему исчисления.

Индия и Китай.

Индийцы развили алгебру и подарили человечеству цифры, которыми мы пользуемся по сей день. В Индии развивается металлургия.

Китайская письменность основана на идеографических правилах (пишутся понятия в виде рисунка). Человечество прошло три этапа в развитии письма:

— пиктографический (картинное письмо, сложные рисунки)

— идеографический

— фонетический

Китайская письменность основывалась на том, что записывались целые понятия.

Античное общество.

В Античной Греции развивалась философия. В рамках философии были сделаны открытия в области физики и математики. Развивалось судостроение, военная техника, архитектура.

Лекция 4 Наука и техника зарубежных средневековых обществ

1. Научные знания и технические изобретения Византии.

2. Наука и техника в Китае.

3. Арабская наука и техника.

4. Наука и техника в средневековой Западной Европе.

1

Математика и естественнонаучные знания Византии основывались на достижениях античной науки (Пифагор, Архимед, Эвклид).

Средневековье — конец V — начало XVI вв.

Расцветом научного знания Византии была эпоха македонского ренессанса.

В эту эпоху прославился ученый Лев Математик. Он изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии и автоматические устройства для тронного зала. Так же было изобретено множество технических приспособлений для императорского дворца (птицы со звуком, львы с движением и ревом и т. д.).

В 550-м г. (иногда в научной литературе называется 671 г.) в Византии была изобретена зажигательная смесь из нефти серы и смолы, которая применялась в военных действиях.

2

Китай в средние века продолжал оставаться передовым обществом. В VIII в. был изобретен компас, который впоследствии стал известен арабам и европейцам. В 682-ом году был изобретен порох (селитра, сера, опилки). В конце IX века была изобретена бумага. В 1150-м г. бумага была завезена в Испанию и распространилась по Европе.

3

Наибольших высот арабы достигли в области математики (изобретение алгебры). Арабы заимствовали из Индии числа и систематизировали существующее на тот момент знание. Развивались астрономия и география. Особое развитие получила офтальмология. Очень хорошо было изучено строение хрусталика глаза.

4

В Средневековой Европе наука и техника не могли развиваться, потому что философия являлась служанкой богословия. Научная мысль должна была все время подтверждать такое важное положение христианского учения как сотворение мира богом из ничего.

Зарождается система образования, которая нам известна (школа, университеты). Постепенно университеты превращаются в анклавы свободной мысли.

Эпоха Возрождения подготавливает появление науки. Идеи Николая Кузанского (1401—1464 гг.) оказали воздействие на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника. Его заслуга в том, что он объяснил, как можно соединить противоположности — духовный и материальный миры (показав это на примерах бесконечного увеличения радиуса окружности и бесконечного приближения одного из углов треугольника к 180°).

Деятелем науки и искусства, оказавшим влияние на дальнейший ход европейского научно-технического прогресса был Леонардо да Винчи. Самое главное его изобретение, повлиявшее на экономическую формацию, — рогулька (самопрялка с приводным колесом).

studfiles.net

Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков.

Древняя Греция и ее культура.

Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснения "греческого чуда". Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдавать другим народам свои собственные достижения.

Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н.э.". Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.

Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги, люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого - это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина, было право частной собственности на средства производства (прежде всего, на главное из них - землю), с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства - иммигранты и женщины - гражданскими правами не обладали и частной собственностью владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.

Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. С началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

Рекомендуем ознакомится: http://www.newreferat.com

worldunique.ru

Философия и наука античного мира, Формирование и развитие античной цивилизации

251 Формирование и развитие античной цивилизации

Общество. Древней. Греции и. Рима в период с IX-VIII вв до не к IV-V вв до не принято называть античным свитомВ античное время греческий мир, не ограничиваясь южной частью. Балканского пивост тров и островами. Эгейского моря, вышел за их пределы. Многочисленные греческие города были основаны на побережьях. Средиземного и. Черного морей, а также на островах. Кипр и. Сицилия. В VIII веке до не большой поток греческих переселенцев наблюдался в направлении побережья южной части. Италии, значения основанных там крупных полисов было столь важным, что эта часть эллинского мира получила н азву"Великой. Греции"Масштабы расселения греков стали поводом для знаменитого римского оратора и политического деятеля. Цицерона сравнивать их с лягушками, которые сидят на берегу прудаерегах ставка.

Основанные на. Востоке греческие города существенно отличались от прежних полисов. Расположенные на землях эллинистических монархий, они находились под властью правителей. Жители таких городов были подданными царей, чем существенно отличались от своих прародителей - граждан небольших эллинских самостоятельных республиік.

В новых исторических условиях контакт греков с жителями стран. Ближнего. Востока был несравненно более тесным, чем раньше. Это способствовало более интенсивному, чем прежде, культурному обмену между пришельцами и кор. Ринне жителями. Востока и становлению новой - эллинистической - культуры, в которой различные элементы сочетались в сложной взаимодействующихї.

Свобода личности в республиках античной. Греции способствовала всестороннему развитию их культуры, коренным образом отличало эти республики от деспотий. Древнего. Востока. В своей основе греческая культура была са амобутним явлением.

Греки внесли огромный вклад в мировую сокровищницу искусства и литературы, начав основные отрасли науки, а также философию

Греческое общество отличалось высоким уровнем грамотности. На основе греческого алфавита в древний период было создано латинский алфавит, а в 863 г не славянскую азбуку - кириллицу, прямую перед дницю современных славянских азбук. Таким образом, письменность всей нынешней. Европы,. Америки,. Австралии, значительной части. Азии и частично. Африки возникла на древнегреческой основснові.

Эллинская наука формировалась и развивалась в несравненно лучших условиях, чем наука в странах. Древнего. Востока, где научная деятельность была прерогативой жрецов, что не могло не накладывать на нее определенный в отпечаток. Эллинская наука была чисто рациональной и носит светский характер. Греческие научные традиции были восприняты наукой эллинистического времени и получили дальнейшее развитиеку.

Греки разработали начала многих важнейших отраслей науки. Достойным внимания является то, что такие названия, как астрономия, анатомия, ботаника, геометрия, грамматика, зоология, история, математика, механика, физика физиология (и целый ряд других) - греческие по происхождению. Почти все эти названия произносились в древности так же, как они звучат и тепеер.

Особых успехов достигла греческая наука в области математики, где определяющая роль принадлежит. Пифагору и его ученикам

Греческие ученые создали геометрию и стереометрии, начала которых разработал. Евклид. Его труды стали образцом для подражания во все последующие времена. На их основе составлялись школьные учебники, по которым, кстати и учатся и в нынешних школаах.

Архимед из. Сиракуз - механик и военный инженер; ученый, который работал во многих отраслях; создал основы тригонометрии. Он основал принципы анализа бесконечно малых величин, а также основные из законы гидростатики и механики, широко применялись для практических целоей.

Зарождение знаний по механике приходится на глубокой древности, а термин"механика"появился в античном мире. Правда, у него в течение длительного времени, по крайней мере до середины XVII в, вкладывали несколько иной содержательные в. Этот термин происходит от древнегреческого слова mechanc, которым называли все искусственно придумано, т.е. понимали его как механическое искусство. Это касалось не только различных машин и механизмов, но и вообще всех"хитроумных"изобретений. Слово mechane употреблялось и в более узком смысле. Первоначально оно означало название подъемных машин, с помощью которых в греческих театрах опускали и поднимали актеров, и вообще механизмов, которые позволяли с помощью силы поднимать значительный вес на достаточно большую высоту. Позже этим словом стали называть различные метательные машины, применявшиеся в античной военной тех. Ницце. В наше время теория машин и механизмов является одним из разделов механики, а название"механика"распространилась на науку о всех видах механического движениеого руху.

Экономические основы рабовладельческого хозяйства определили характер античной механики

Развитие рабства в. Греции был одной из предпосылок для более глубокого разделения труда в производстве. До определенного периода это обеспечивало быстрый рост техники и производительных сил, так как рабовладельцы оде ержалы время для усовершенствования интеллектуальной деятельности. Однако рабовладельческое хозяйство включало в себя элементы, которые тормозили дальнейший рост техники. Рабам в основном поручались такие примитивные и работы, которые совсем не нуждались орудий труда или выполнялись крайне грубыми орудиями, то раб, который сам был орудием труда, не мог проявлять интерес ни в сохранении, ни в совершенствовании этих орудийядь.

Таким образом, с особенностями рабовладельческой экономики были связаны примитивный характер техники и ее медленная эволюция. К рычага и клина в эллинистическую эпоху, начавшуюся на рубеже IV-III вв до не, д добавляются еще блок и винт. В виноделии и маслоделии использовался пресс - как рычажный, так и основан на принципе клина, что вдавливается, позже стали использовать и винтовой пресс. Для под. Ниманн и горизонтального передвижения веса греки и римляне применяли коловорот с горизонтальной осью в первом случае и с вертикальной - во втором. В строительном деле использовались также около оки и системы блоков - полиспасты. Вращательное движение превращали с помощью систем зубчатых колес. Более сложные механические орудия (водяное колесо, червячная передача, винт, насос и тд) применяли ися сравнительно редко - рабский труд не стимулировала распространение механических приспособленияристосувань.

Однако в античном мире существовали виды деятельности, не связанные или почти не связаны с применением рабского труда. Это военная и морская дело, потребности которых в значительной степени определяли развитие антич ческой техники. На греческих и римских судах, как гражданских, так и военных, рабов использовался в качестве гребцов. Более ответственные операции - вождение, управление парусами и тд - были делом вол ьних граждан. Уровень развития техники в военном деле (особенно в эллинистический и римский периоды) был значительно выше, чем в сельском хозяйстве. Уже в V в до не (Пелопоннесская война) в афинские й армии применялись тараны, что достигали гигантских размеров. Для метания тяжелых стрел использовались катапульты; прототипом пулемета был полибол для непрерывного метания стрел; баллисты были назнач ачени для метания камней. Боны давали возможность ядро ??весом в 4 фунта переместить на расстояние 300 метров. Существовали специальные прицельные приспособления и приборы для изменения траекторийни траєкторії.

Очень важным видом деятельности, способствовал развитию техники и механических устройств, было ремесленное производство. В эллинистическом мире, особенно в. Греции, оно было в значительной степени делом свободных грома адян. Именно ремесленным производством связана разработка различных способов подъема и перемещения: грузов при помощи механических устройств,"хитроумных приспособлений"в ткацкой, гончарной, ювелирной деле и тд, то есть всего того, что, используя современную терминологию, можно объединить в понятие"техническая механикаіка".

Значительным стимулом для совершенствования механических устройств было развитие торговли (как внутренней, так и, главным образом, международной). Как обменный эквивалент использовалось золото, а также драгоценные кам мение. Это способствовало усовершенствованию рычага в различных его разновидностях, так как торговые операции требовали можно точных способов взвешивания. Появляются веса и безмены самых разнообразных конструкций: с плавающей точкой опоры, с неподвижной точкой опоры, но перемещаемым грузом, и тд. Взвешивание на безмен базировалось на эмпирическом знании закона рычага, таким образом, эти законы проверялись на пра ктици. В строении безмена было использовано утверждение, что двойном груза, подвешенном к одному плечу рычага (с неподвижной точкой опоры и постоянной по величине противовесом), соответствует вдвое больше в идстань противовеса от точки опоропори.

Принципиально новым в античной механике по сравнению с научными достижениями. Древнего. Востока являлось то, что наряду со стихийным применением результатов многовекового практического опыта большую роль почи инають играть механические теории.

Характерной чертой античной механики является оторванность учения о движении - кинематики - от учения о равновесии - статики. Развитие этих основных отраслей механики течение длительного времени (вплоть до XVII в - пере йода объединения их в единую науку) происходил обособленно. ЦС значительной мере определялось традициями античной науки. Учение о движении разрабатывалось в рамках общего учения о природе: вопрос о сущности движения было одной из фундаментальных проблем древнегреческой философии. Собственно, кинематический описание движений стало делом астрономов, создали для своих наблюдений и измерений достаточно сложные инструмент и и механические модели мироздания: движение небесных тел в соответствии с общепринятыми в античной науке взглядами не нуждался причинных объяснений. Учение о равновесии развивалось на основе опытов, в которых использовались различные устройстваистрої.

Таким образом, в теоретической механике античного мира, которая зародилась в. Древней. Греции в VI-V вв до не и развивалась позже в эллинистических государствах и в созданной римлянами империи примерно к V с в не, можно выделить три направления и три линии развития. Статика была непосредственно связана с техническими запросами общества, ее основной задачей было вычисление выигрыша в силе, которого можно достичь и с помощью известных механических устройств и выявление условий равновесия при взвешивании и плавании тел. Кинематический направление было связано, по крайней мере в эллинистическую эпоху, с астрономическими традициями уже имели на то время многовековую историю. В обеих этих областях был достигнут достаточно высокого уровня математизации науки - с использованием геометрии, тригонометрии и методов инфинитезимального характ эру. Общее учение о движении, с которым имели дело философы, было, в основном, качественной теорией. Оно, согласно установок главных философских школ эпохи, оставляло в стороне количественную сторону дела и с аймалося поиском объяснения причин механических явлений, опираясь на повседневный опыт и наблюдения, прибегая к сравнениям и сопоставлениям зіставлень.

Самые ранние произведения античных авторов, посвященные механическим теориям, не сохранились. Однако нет сомнения в том, что большинство из них касались проблем статики, а в их основе лежал принцип рычага. НАСТА упний этап в развитии технических и математических проблем был связан с обоснованием принципа действия винтта.

Как отмечалось выше, уже на ранних стадиях развития греческой философии можно обнаружить начала двух принципиально различных механических концепций - кинетической и динамической

Основные положения динамической концепции сводились к следующим положениям: материи не свойственный самостоятельное движение - сама по себе она может только находиться в покое, движение материи вызывается воздействием на нее акт ных движущих начал - сил, которые существуют независимо от нее и действуют извне. По. Эмпедоклом, например, движение материи обусловлен двумя противоречивыми мировыми силами: любовью и враждойю.

Напротив, с точки зрения кинетической концепции, в природе нет каких-либо особых начал движения, не связанных с материей: материя способна к самостоятельному передвижению

В эпоху античности произошло выделение статики в особую теоретическую дисциплину, которую древние называли"искусством взвешивать"и ставили рядом с арифметикой ("искусством считать"). Статика принадлежала ты их естественнонаучных дисциплин, в. Древней. Греции претерпели крупнейшей математизации. Ярким примером этого может быть статика. Архимеда, созданная по образцу геометрии. Евкли-да. С античной эпохой связано зарождение в статике двух направлений: кинематической и геометричногого.

Первое направление, очевидно, возник на основе практики использования простых механизмов (рычага, наклонной плоскости и др.) для передвижения и подъема грузов. При этом законы равновесия тел изучались путем м рассмотрения явлений, происходящих при нарушении равновесия: например, рассматривали не уравновешенный рычаг, то есть рычаг в движении. Доказательство основных теорем статики в этом случае было связано с. Скрыть ними или очевидными предположениями в области динамикіки.

Второе направление развивалось в связи с необходимостью расчетов условий равновесия, когда речь шла о архитектурные конструкции: балки, плиты и тп, подперты в одной или нескольких точках, а также равновесие подв. Ишэн тяжелых тел, то есть всевозможных разновидностей тяжестей. Задача состояла в том, чтобы свести задачу к схеме недвижимого и уравновешенного рычага. С геометрическим направлением статики связано возникновение понят я центра весовваги.

В VI в до не были заложены основы географии. Этому немало поспособствовало расселения греков на больших пространствах и оживленное судоходство в. Средиземном и. Черном морях. Со временем греки составляют описания. Инд действия, куда проникают через океан (Скилак), северного. Причерноморья,. Ближнего. Востока,. Египта,. Месопотамии,. Персии и даже пивничнного побережья. Германии,. Великобритании и прилегающих к ней островов (Пифий с. Масалииалії).

Художественное творчество. Древней. Греции поражает глубокими началами гуманизма. Многогранное греческое искусство, особенно в период расцвета полисной системы, отличается чувством меры и гармонии. Живопись в современном понимании этого слова впервые появился в. Греции (до этого на. Востоке был известен только раскрашенный плоский рисунок) Архитектура, скульптура и художественное ремесло достигли невиданных еще высосот.

Возникновение театра тоже связано с. Грецией, здесь зародились основные виды драматического искусства: трагедия и комедия. Становление греческой науки способствовало развитию прозаических жанров, позже у греков явил вся роман. Горячие дебаты при обсуждении насущных политических вопросов, связанных с судьбой государства, а также споры сторон в ходе судебных процессов способствовали развитию ораторского искусства. Эти сферы творчества способствовали развитию теории поэзии и риторикиики.

Не меньшее значение имеет греческая литература: эпос и лирика. Мифы о героях были для древних такой же неоспоримой истиной, как мифы о богах, а сами герои становились предметом поклонения. Героические переводы пе ереплиталися друг с другом и с мифами о богах. Возникали собрания (циклы) мифов, объединялись как последовательностью фактов, лежащих в их основе, так и законами религиозного мышления и поэтической фантази й. Мифы были почвой, на которой вырос греческий героический эпос. Важнейшей сюжетной линией греческого эпоса был большой поход на. Троицком. Трою.

Но после создания эпоса эти события были отделены тремя, а то и четырьмя веками, и поэтому к картинам жизни, ушли в прошлое, но запомнились с необыкновенной точностью, добавились детали и подроб бици, заимствованные из жизни, окружало неизвестных нам творцов эпоса. Как и у всех народов, героический эпос у греков был устным творчеством и письменное его закрепление знаменовало последний этап в истории жан ру. Исполнителями эпических произведений и вместе с тем их соавторами, соавторами были певцы (греч. -"аэды"").

uchebnikirus.com

Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира

Тема: Наука и искусство Древней Греции и Древнего мира.

Содержание

Введение.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков.

Древняя Греция и ее культура.

Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснения "греческого чуда". Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдавать другим народам свои собственные достижения.

Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н.э.". Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.

Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги, люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого - это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина, было право частной собственности на средства производства (прежде всего, на главное из них - землю), с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства - иммигранты и женщины - гражданскими правами не обладали и частной собственностью владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.

Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. С началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, - храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, где собирался народ для решения, как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд - разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета - булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. Несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистическии-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем, которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами.

Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века до письменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда - аристократическая община - уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.

mirznanii.com

Зарождение науки

История зарождения науки насчитывает многие тысячи лет. Первые элементы наук появились в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер.

Всего же (с точки зрения истории науки) человечество в своем познании Природы прошло три стадии и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие представления об окружающем мире как о чем-то целом, едином. Появилась так называемая натурфилософия, которая была вместилищем идей и догадок. Так продолжалось до XV столетия.

С XV-XVI вв. началась аналитическая стадия, т.е. расчленение, выделение частностей, приведших к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных естественных наук.

Наконец, в настоящее время делаются попытки обосновать принципиальную целостность всего естествознания и ответить на вопрос, почему именно физика, химия, биология и психология стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе?

Происходит также и дифференциация науки, т.е. создание узких областей какой-либо науки, однако, общая тенденция идет именно к интеграции науки. Поэтому последнюю стадию (четвертую), начинающую осуществляться, называют интегрально-дифференциальной.

Рассмотрим подробнее эти эволюционные процессы науки. Собственно наука в современных её формах начала складываться в XVII-XVIII вв. и в силу основной закономерности своего развития превратилась в нашу эпоху в силу, оказывающую значительное влияние на все стороны жизни общества.

Ещё на заре своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и некоторого преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накапливающийся опыт соответствующим образом обобщался и передавался последующим поколениям. Механизм наследования и накопления сведений постепенно совершенствовался за счёт установления определённых обычаев, традиций, а затем - и письменности. Так возникла исторически первая форма науки - наука античного мира, предмет изучения которой составила вся природа в целом.

В этот период возникли первые основы химии, которая использовалась для извлечения металлов из руд, крашения тканей, выделки кожи. Потребности отсчета времени, ориентирования на Земле, предсказания сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. Несколько раньше возникли основы математики, включающей в себя в то время элементы арифметики и геометрии.

Первоначально созданная (античная) наука ещё не делилась на отдельные обособленные области и имела черты натурфилософии. Природа рассматривалась в целостности, с выдвижением на первый план общего и пренебрежением частностями. Натурфилософии соответствовал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами об окружающем мире.

В V-IV вв. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельные области познания выделяются математика, астрономия, зоология и ботаника, минералогия, география, начался процесс дифференциации науки и внедрения самостоятельных по своему предмету и методам отдельных дисциплин.

Со второй половины XV в. в эпоху возрождения начинается период значительного развития науки, начало которой характеризуется накоплением большого фактического материала о природе.

Переход от науки философии к первому периоду в развитии естествознания происходил достаточно долго - почти тысячу лет, что было связано с отсутствием в то время движущих сил развития науки, а также слабым развитием техники. Второй период в развитии естествознания занимает время от середины XII в. до конца XIX в. Именно в этот период были сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Были открыты законы: всемирного тяготения (И. Ньютон – конец в.), сохранения массы в химических превращениях (М.В. Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), периодический закон в химии (Д.И. Менделеев - вторая половина XIX в.). Подлинный переворот в естествознании произошел в результате трех великих открытий - создания Ч. Дарвином эволюционной теории, открытия клетки и закона сохранения и превращения энергии. Такой существенный скачок в развитии науки способствовали дальнейшему прогрессу и дифференциации.

В науке XVII в. господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию материалов (результатов), исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений.

В конце XIX в. - начале XX в. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию, физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Д. Томсон, 1897 г.), заложены основы квантовой механики (М. Планк, 1900 г.), обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. В середине XX в. окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.

В современных условиях изменяется характер научного исследования, подход к изучению явлений природы. На место прежней изоляции отдельных дисциплин приходят их взаимодействие, проникновение одной в другую. К настоящему времени уже насчитывается около 1300 самостоятельных научных дисциплин и свыше 300  специальностей, процесс дифференциации науки продолжается. В то же время происходит процесс сближения и связи отдельных наук, который называется интеграцией.

Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы её дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин.

Одной из главных черт развития науки является её сближение с общественной практикой, производством.

На ранних стадиях техника и производство существенно опережали развитие науки. Они давали науке уже готовый материал для анализа обобщения, ставя перед ней задачи, диктуемые практикой.

Сближение науки и техники, их взаимный интерес и влияние одной на другую получило новый импульс в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного и машинного производства, а также мореплавания. Развитие отдельных дисциплин науки происходит не единым фронтом, а выдвижением в отдельные периоды времени далеко вперед ее отдельных дисциплин. В XVII-XVIII вв. одиночным лидером была механика, в XIX в. - физика, химия, биология, астрономия, в конце XIX в. лидерство вновь перешло к физике (атомной и субатомной), что продолжалось до середины XX в.

Настоящий период развития науки характеризуется групповым лидерством. Кроме физики микромира и твердого тела получили значительное развитие кибернетика, космонавтика, биоорганическая химия, генетика, бионика, в совокупности и взаимосвязи, составляющие основу научно-технического прогресса настоящего времени.

Бурное развитие науки стимулировало зарождение науковедения, изучающего закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, нормы взаимодействия её с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наука — производительная сила современного общества.

Основной особенностью современного периода научно-технической революции является конкретное коренное изменение соотношения между наукой и производством. В настоящее время формируется единая, тесно взаимодействующая система "наука - техника - производство", где ведущая роль принадлежит науке. Теперь обязательным условием научного и технического прогресса стало опережающее развитие науки, составляющее сущность научно-технической революция, основу её поступательного развития.

Необходимость в опережающей роли науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых веществ с ранее неизвестными свойствами, использованием новых видов энергии, дальнейшем изучении непознанных явлений природы и т.д. Наука изучает законы и закономерности этих явлений, их свойства, разрабатывает рекомендации по их практическому применению. Именно наука играет сейчас ведущую роль в решении глобальных проблем будущего -энергетической, экологической, продовольственной.

Опережающее развитие науки создает прочную основу для прогресса техники, производства на основе научных достижений. Производство все больше выступает как техническое приложение и воплощение достижений в науке.

Следовательно, наука в целом, а не отдельные дисциплины, все в большей степени превращается в непосредственную производительную силу общества.

Однако, превращаясь в производительную силу, наука не становится дополнительным элементом производительных сил. Она своими методами

совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда, сам труд.

Рассмотрим основные пути превращения науки в производительную силу.

Первый путь состоит в создании на основе достижений науки новых технологических средств и технологических процессов, улучшающих процесс производства и повышающих производительность труда. Он являлся единственным вплоть до конца XIX в.

Второй путь превращения науки в производительную силу состоит в совершенствовании самого человека, как главной производительной силы общества. Он стал проявляться ещё в XIX в., но наибольшей значительности достиг в период научно-технической революции.

Теперь в производстве широко применяются станки с ПУ, автоматизированные линии, устройства электронно-вычислительной техники, для обслуживания которых требуется не только высокая производительность, но и определенная подготовка человека по математике, физике, химии, кибернетике.

Третий путь превращения науки в производительную силу, особенно проявивший себя в последние 20 лет, состоит в совершенствовании на научной основе производительных процессов, начиная от организации труда на отдельном рабочем месте и кончая общей стратегией развития страны.



biofile.ru


Смотрите также