Наследование в древнем вавилоне. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры теории и истории государства и права 27 августа 2011 г протокол №11 Заведующий кафедрой А. А. Буреев (1)
Брачно-семейное и наследственное право В Древневавилонском царстве (по законам Хамураппи). Наследование в древнем вавилоне
Шпаргалка - Брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Университет Натальи Нестеровой
РЕФЕРАТ
На ТЕМУ: брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи
Выполнил:
Проверил:
Бийск
2006
Содержание:
Введение. 3
История Вавилона того времени. 4
История нахождения «Кодекса Хаммурапи». 5
Структура судебника. 6
Брачно-семейное право. 8
Наследственное право. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16
Введение
Изучение древних судебников, одним изкоторых и является судебник Хаммурапи и на сегодняшний день, не потеряло своейактуальности. Судебники, являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения,чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса- это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными,но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее изаконы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложнымисоциальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, ообычаях какого-нибудь государства того времени. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.
Законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) — шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама).Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже.
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — около 630г.г. до н.э.) в Ниневии.
История Вавилона того времени
Первые правители небольшого царстваВавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседнимигосударствами – Ларсой, Исином, Мари, причём точно выбирали наиболее выгодногопартнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских царей смогла значительно расширитьсвои владения, но Вавилон ещё не достиг уровня союзников.
Положение меняется, когдак власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним извеличайших политиков древности. Он управлял Вавилоном с 1792 по 1750г. до н.э.Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата,Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства,включавшего в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая киспользованию собственных войск, но используя продуманную систему политическихсоюзов, он мог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзниковтоже. Таким образом, Вавилонский царь расправился с царем северного государстваМари, которого звали Зимри-Лим.
После объединения страныХаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны – чтобы еговладения не распались на отдельные области, как это было, власть царя должнабыть могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать укрестьян земли, собирать ремесленников в царские мастерские, вновь создаватькрупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальномуупадку страны – люди успели привыкнуть к относительной свободе,самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёлприёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданых, став автором самогоизвестного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками«Кодексом Хаммурапи».
История нахождения «КодексаХаммурапи»
В 1901 – 1902 гг.Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, на протяжении многихвеков являвшегося столицей государства Элам, восточного соседа древнейВавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Оченьосторожно, чтобы не испортить интересный предмет, удалили слой земли и извлеклисначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёнымсразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладковышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложитьогромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением несколькихтрещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки –закруглённый базальтовый столб, высотой в 2м. На лицевой стороне наверху быливырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами, вдлинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал натроне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой,протянутой вперёд руке, он держал коротенький жезл и большой круглый браслет.Другой стоял перед троном в подчительной позе.
Находка была перевезена вПариж и выставлена в одном из залов Луврского музея. Вавилонские клинописныетексты на поверхности столба впервые прочитал и перевёл на французский языквыдающийся учёный В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в томчисле и на русский.
Оказалось, что на столбезаписан тот самый «Кодекс царя Хаммурапи» (либо «Законы царя Хаммурапи»).Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и богасолнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему отимени богов творить суд и расправу над всеми своими подданными.
Структура судебника
Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т. д.В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий вмолитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов.
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, зачародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного родапростейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий.Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующиенормы права различных областей страны расходились между собой.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такогоразличия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждаянорма вводится словом «если» после чего следует изложение возможной ситуациии вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов он былразбит на «параграфы», или «статьи», снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как,вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282.
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по «предмету» регулирования, а расположение норм внутригрупп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации.Так, первая группа норм (п.1 — п.5) устанавливает кару за важнейшиеправонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельствои «изменение» судебного решения судьей. Следующие статьи (п. 6 — п. 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом.Поэтому следующий раздел (п.26 — п. 41), касающийся имущества полученного отцаря за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший впоход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за «дезертирство», как обычно считают, а за то, что, не выполнивсвоих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает импользоваться, т.е. за «кражу»). Последний параграф этого разделакасается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п. 42 (первый вследующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42 – п. 88) регулирует операции снедвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
п.89 — 126 — торговые и коммерческие операции.
п.127 — 195 — семейное право.
п.196 — 214 — умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 — 282 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).
Брачно-семейное право
Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.
Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена».
Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 — п. 136). При определенныхобстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нетсредств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; этаженщина не виновна». Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится:«дети следуют за их отцами». Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственныхдетей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). «Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу». Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).
Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). «Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ».
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).
В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня». Слова «станет разорять свой дом» могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопросо имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п.159 — п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 — п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п.150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать». Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения.Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.
Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.
Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).
Наследственное право
Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). «Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства».
Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).
Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)
Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю „ (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).
Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). “Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ». Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господинуумершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми». Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.
Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 — п. 29, п. 31 — п. 32).Статья 31: «Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность». И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома». Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 — п. 38). Статья 38: «Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг».
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). «Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его».
Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг».
Заключение
Законы Хаммурапи — сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием техсудебных дел, которые разбирал Хаммурапи — так до сих пор думают многиеисторики, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкуюкартину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков,препятствовали изменениям в обществе.
«Законы» принадлежат кважнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, надолгое время послужили основой вавилонского права и тем самым даютвозможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.
Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменилоснов этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялисьвплоть до его конца, а частично и позже.
Список использованной литературы:
1. Дьяконова И.М. «История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия», М., 1983г.,
2. Жидков О. А. и Крашенинникова Н. А.«История государства и права зарубежных стран», М., 1999г.,
3. Хрестоматия поистории Древнего Востока, М.,1980.
293.Строитель, построив дом, продал его. Но дом был построен непрочно и вскоре обвалился, задавив хозяина дома. Согласно законам Хаммурапи, в этом случае
- строителя должны были убить;
- строитель должен восстановить дом за свой счет;
- строитель возмещает ущерб и подвергается телесному наказанию;
- строитель возмещает ущерб и лишается свободы;
294.Корабельщик построил корабль по заказу одного купца. Но оказалось, что непрочно, и вскоре судно потонуло вместе со всеми товарами. По законам Хаммурапи, корабельщик
- за свой счет должен построить корабль и возместить стоимость погибшего товара;
- не несет никакой ответственности;
- возмещает стоимость корабля;
- выплачивает штраф;
295.Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями, но затем изменил свое решение в пользу другой стороны, в чем был изобличен. В качестве наказания судья, согласно законам Хаммурапи,
- был отстранен от должности и выплатил сумму иска в 12-кратном размере;
- был лишен жизни;
- был подвергнут телесному наказанию;
- уплатил штраф в 10-кратном размере от суммы иска;
296.Ложное обвинение в преступлении (лжесвидетельство), по законам Хаммурапи, каралось
- наказанием, предусмотренным за преступление, в котором лжесвидетель обвинял;
- смертной казнью;
- денежным штрафом;
- телесным наказанием;
297.В соответствии с Законами Ману (Древняя Индия) существовали следующие варны
-: двиджати;
-: брахманы;
-: кшатрии;
-: вайшьи.
298.В компетенцию этой варны входило государственное управление (Древняя Индия)
-: брахманы;
-: вайшьи;
-: шудры;
-: кшатрии.
299.При царе (Древняя Индия) существовал этот совет
- : пурохита;
-: паришад ;
-: тайный совет;
-: раджа - сабха .
300.В эпоху Маурьев функции политического совета приобрел
-: тайный совет;
-: паришад;
-: царский совет.
301.В эпоху Маурьев Древняя Индия имела следующее административно-территориальное деление
-: главные провинции;
-: обычные провинции;
-: сельская община;
-: деревни.
302.Артхашастры - это
-: трактаты о политике и праве;
-: сборники религиозных предписаний;
-: сборники правовых предписаний;
-: правила поведения;
303.В соответствии с законами Ману существовал такой способ возникновения права собственности
-: наследование;
-: покупка;
-: завоевание.
-: за давностью владения.
304.По законам Ману допускалось получение долга
-: путем частичного выкупа;
-:с помощью хитрости;
-: с помощью силы;
-: принуждения.
305.В Древней Индии брак представлял собой
-: имущественную сделку;
-: договор, заключаемый главой семьи;
-: покупку невесты;
-: добровольное согласие сторон;
306.Содержание законов Ману основывается на
- моральных предписаниях;
- обычаях;
- предписании царей;
- записях решений судов;
307.Нормы, определяющие повседневное поведение людей в Древней Индии, называются
- Дхарма;
- Артха;
- Кама;
- Шлока;
308.Согласно законам Ману, размер процентов по займам зависел от
- принадлежности к определенной варне;
- цели займа и его обеспечения;
- размера и длительности займа;
- взаимоотношений должника и кредитора;
309.Согласно законам Ману, вина человека, совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежит к варне
- брахманов;
- кшатриев;
- вайшьев;
- шудр;
310.Защищая женщину от нападения, охранник жертвенных даров убил нападающего (брахмана). Согласно законам Ману, охранник
- наказанию не подлежит;
- должен выплатить крупный штраф;
- должен быть казнен;
- подвергается телесному наказанию;
311.По законам Ману вор, совершающий кражу ночью, должен в качестве наказания
- быть казнен;
- заплатить штраф и возместить ущерб;
- понести телесное наказание;
- стать рабом;
312.Кшатрий, оскорбивший брахмана, по законам Ману, подлежит
- штрафу в 100 пан;
- штрафу в 250 пан;
- телесному наказанию;
- смертной казни;
313.Согласно законам Ману, женщина
- не могла расторгнуть брак;
- могла расторгнуть брак в случае неспособности мужа содержать семью;
- могла расторгнуть брак, если муж длительное время без вести отсутствует;
- могла расторгнуть брак в случае неверности мужа;
314."Дважды рожденными" в Древней Индии называли
- брахманов, кшатриев, вайшьев;
- царей;
- жрецов;
- воинов;
315.По законам Ману, после заключения договора купли-продажи если одна из сторон передумала, то
- договор можно расторгнуть в течение 10 дней со дня заключения, без каких либо оснований;
- отказ от исполнения договора был невозможен;
- договор можно расторгнуть, только выплатив штрафы в размере суммы договора;
- договор можно расторгнуть только по специальному решению царя;
316.Согласно законам Ману, право собственности на вещь наступало по истечении
- 10 лет;
- 2 лет;
- 5 лет;
- 30 лет;
317.Легисты в Древнем Китае – это
- :юристы, способствовавшие распространению римского права
- :судебные чиновники
-:сторонники сильного бюрократического государства и строгих законов
- :сборники религиозно-правовых норм.
318.Соответствие названий династий в Древнем Китае и временем их правления:
L1: XIV-XI вв. до н.э.
L2: XI-III вв. до н.э.
L3: 221-207 гг. до н.э.
L4: 206 г. до н.э.-220 г. н.э.
R1: Царство Шань
R2: Царство Чжоу
R3: Империя Цинь
R4: Империя Хань
319.Иньский господствующий класс (Древний Китай) составила
-: жреческая знать;
-: светская аристократия;
- : свободные общинники;
-: аристократия подчиненных племен.
320.В Древнем Китае государственный строй на раннем этапе представлял собой
-: родоплеменную военную демократию;
-: централизованное государство;
-: племенной союз;
-: раннефеодальную монархию;
321.Категории должностных лиц, существовавшая в Древнем Китае
-: староста общины;
-: высшие гражданские чиновники;
-: военные чиновники;
-: советники, прорицатели.
322.Древнекитайское право регламентировало этот вид договора
-: купли-продажи;
-: дарения;
-: аренды земли.
- : поручения.
323.Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, выделялись
- : против нравственности;
-: государственные;
-: религиозные;
-: против личности.
324.Основной целью наказания во времена Цинь в Китае было
-: устрашение;
-: возмездие;
-: причинение страданий;
-: возмещение вреда потерпевшему;
325.В Древнем Китае применялся этот вид наказания
-: клеймо тушью на лице;
-: смертная казнь;
-: штрафы в пользу храма;
-: тюремное заключение.
326.Судебный процесс в Древнем Китае носил
- : характер ордалии;
-: обвинительный характер;
-: состязательный характер;
-: розыскной характер.
327.Высшая судебная инстанция в Древнем Китае
-:император;
-: совет старейшин;
-: первый сенатор;
-: верховный сановник;
328.Какая из приведенных оценок НЕ соответствует характеру древневосточной деспотии?
- : деспотия – это неограниченная власть монарха;
-: государство – верховный собственник земли;
- : население бесправно по отношению к государству:
- : деспотия – непродолжительный этап в истории стран Древнего Востока.
329.Соответствие между датами и местами появления государств
L1: 4 тыс. лет до н.э.
L2: Конец 4 – первая половина 3 тыс. до н.э.
L3: Вторая половина 2 тыс. до н.э.
L4: 16 в. до н.э.
R1: Египет
R2: Древняя Месопотамия
R3: Индия
R4: Китай
330.В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) "колодезными полями" называли
- систему общинного землепользования;
- орошаемые земли;
- земли, находящиеся в частной собственности;
- царские земли;
331.По реформам Ван Мана в Древнем Китае все земли были
- объявлены царскими;
- переданы в частную собственность;
- распределены между общинами;
- объявлены храмовой собственностью;
332.Легистами в Древнем Китае называли
- сторонников жесткого регулирования правом всех сторон жизни;
- императорских судей;
- толкователей права;
- чиновников;
333.Для конфуцианства характерно
- преобладание норм морали над правовыми нормами;
- подчинение моральных норм нормам права;
- сочетание моральных и юридических норм;
- отрицание моральными нормами норм права;
334.Сторонником и последователем идей легизма был китайский император
- Шан Ян;
- Ван Ман;
- Айди;
- Лю Бан;
335.В Древнем Китае выбрасывание золы на улицу расценивалось как
- религиозное преступление;
- административное нарушение общественного порядка;
- обычное бытовое действие;
- мелкое хулиганство;
336.Государственным строем Спарты была
- рабовладельческая аристократическая республика;
- олигархическая республика;
- демократическая республика;
- монархия;
337.В Спарте политическими правами могли пользоваться только
-: Периэки;
-: Спартиаты;
-: Илоты.
338.Герусия (совет старейшин) был органом власти
- Спарты;
- Афин;
- Карфагена;
- Вавилона;
339.Фактическое управление Спартой осуществляли
- эфоры;
- геронты;
- цари;
- спартиаты;
340.Народное собрание в Спарте называлось
- Апелла;
- Экклесия;
- Герусия;
- Систия;
341.Свободные, но политически бесправные жители Спарты назывались
- периэки;
- метеки;
- илоты;
- спартиаты;
342.Илоты в Спартанском государстве были
- государственными рабами;
- частными рабами;
- свободными, но политически бесправными;
- привилегированной группой населения;
343.Право участия в народном собрании граждане Спарты получали по достижении
- 30 лет;
- 18 лет;
- 20 лет;
- 25 лет;
344.Срок полномочий эфоров в Спарте составлял
- 1 год;
- 2 года;
- 3 года;
- 5 лет;
345.По преданию, государственное и политическое устройство Спарты было выработано
- Ликургом;
- Леонидом;
- Гомером;
- Тесеем;
346.Автократор в Афинах – это
- : Один из стратегов, командовавший армией.
- : Высший орган государственной судебной власти.
-: Высшее должностное лицо в городе – государстве.
- : Племенной вождь.
347.Определите период, который не относится к Древней Греции
-: царский;
-: гомеровский;
-: архаический;
-: классический;
348.Родовая аристократия, владельцы крупных земель назывались в Древней Греции
-: эвпатриды;
-: геоморы;
-: демиурги;
-: ареопаги;
349.Гражданское полноправие в Древней Греции наступало
-: с 14 лет;
-: с 16 лет;
-: с 18 лет;
-: с 20 лет;
350.Определите, что относилось к правам и обязанностям афинских граждан
-: защита и почитание отеческих богов;
-: приходит на помощь полису;
-: повиноваться законам;
-: беречь свое имущество;
351.По форме правления Афины представляли собой
-: демократическую республику;
-: централизованное государство;
-: монархическую республику;
-: принципат;
352.Основным органом Афинского государства являлось
-: коллегия судей;
-: народное собрание;
-: коллегия стратегов;
-: коллегия архонтов.
353.Рабочим органам Народного собрания был
-: Совет пятисот;
-: экклесия;
-: коллегия архонтов;
-: гелиэя;
354.Участнику Народного собрания Древней Греции запрещалось
-: в своей речи повторяться;
-: оскорблять оппонента;
-: говорить не по существу;
-: говорить долго.
355.Религиозные и семейные дела относились к компетенции
-: коллегии архонтов;
-: коллегии стратегов;
-: Совета пятисот;
-: Народного собрания;
356.К судебному органу в Афинах относился
-: ареопаг;
-: гелиэя;
-: коллегия архонтов;
-: экклесия.
357.Источник права в Афинах
-: обычаи;
-: писанное право - Законы Драконта;
-: прецедент;
-: договор;
-: нормативный акт.
358.Средством обеспечения договорных обязательств в Афинах служили
- государственное устройство империи Александра Македонского;
- один из видов древневосточных государств;
- форму античной монархии;
361.На территории Греции располагались
- Афины, Спарта, Коринф;
- Афины, Милет, Сиракузы;
- Пантикапей, Синоп, Карфаген;
- Афины, Спарта, Карфаген;
362.Первый свод законов в Афинах был составлен
- Драконтом;
- Солоном;
- Клисфеном;
- Периклом;
363.Государственным строем Афин эпохи расцвета была
- демократическая республика;
- монархия;
- аристократическая республика;
- олигархическая республика;
364.Деление общества на эвпатридов, геоморов и демиургов было в
- Афинах;
- Спарте;
- Карфагене;
- Риме;
365.Переход от племенного к территориальному принципу административного устройства Афин был осуществлен в ходе реформ
- Клисфена;
- Солона;
- Перикла;
- Драконта;
366.Сисахфия, осуществленная Солоном в Афинах, означала
- отмену долгового рабства;
- изменение социальной структуры населения;
- введение новой административно-территориальной системы;
- преобразование органов власти;
367.Право занятия должности архонта в Афинах предоставлялось
- представителям разряда пятисотников;
- всем гражданам Афин;
- по наследству;
- представителям разряда зевгитов;
368.В народном собрании Афин могли участвовать
- все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет;
- все взрослые жители Афин;
- лица, состоящие на государственной службе;
refdb.ru
Соответствие функции история государства и права зарубежных стран и их содержания
L1: гносеологическая
L2: прогностическая
L3: прикладная
L4 : идеологическая
R1: изучение и объяснение процессов возникновения и развития государственных и правовых институтов в определенный исторический период
R2 прогнозирование возможных вариантов, тенденций государственного и правового развития
R3: применение мирового опыта государственного и правового развития при разработке законопроектов
R4: формирование активной гражданской позиции, включение в политическую жизнь общества
Поменял р2 и р4
I:
S: Основными подходами к периодизации историигосударства и права зарубежныхстран выступает…и цивилизационный подходы
+:-формационный
V2: - Государство и право Древнего Египта
I:
S: Убийство кошки в Древнем Египте считалось… преступлением
+:- религиозным
I:
S: Какое наименование носили государства Древнего Египта?
-: Полиснаты
-: Полисы
-: Номархии
+: Номы
I:
S: Особенностью престолонаследия в Древнем Египте было наследование по мужской и … линии
+:- женской
I:
S: Исполнительная власть в Древнем Египте была сосредоточенна в руках…
+:- Чати (Джати)
I:
S: Соответствие видов уголовных преступлений
L1: государственные
L2 :религиозные
L3: против личности
L4 : против собственности
R1: измена, заговор, мятеж
R2: убийство священных животных, чародейство
R3: убийство, отступление от правил врачевания
R4: кража, обвешивание, обмеривание
Поменял р3 и р1
I:
S: Основным источником Древне Египетского права являлся:
-: закон
-: судебный приговор
-: кодифицированный сборник
+: обычай
V3- Государство и право Древнего Вавилона
I:
S: Наследование имущества в Древнем Вавилоне осуществлялась…
по праву (закону) и завещанию.
I:
S: Если человек попал за долги в кабалу, то через какое время он может вернуть себе свободу в Древнем Вавилоне.
+: Он работает на заимодавца 3 года, а на 4-й получает свободу
-: Он работает на заимодавца 2 года и на 3-й получает свободу
-: Он работает на заимодавца 5 лет и на 6-й год получает свободу
-: Он остается в долговом рабстве пожизненно
I:
S:. Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора, а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?
-: Отец девушки должен вернуть все в тройном размере
+: Отец девушки должен вернуть все в двойном размере
-: Отец девушки должен вернуть задаток и выкупную плату
-: Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе
I:
S:. Какое наказание, согласно Законам Хаммурапи, ждет человек, который объявлен вором за то, что купил из руки сына человека осла без договора свидетелей?
-: Он может отдать стоимость покупки в 12-кратном размере
+: Его должны убить
-: Он может отдать стоимость покупки в 30-кратном размере
-: Он может отдать стоимость покупки в 20-кратном размере
I:
S: В случае … брак считался официально заключенным по законам царя Хаммурапи
+:- наличия письменного договора
V4:- Государство и право Древней Индии
I:
S: По какому принципу делилось общество в Древней Индии?
+: По принципу сословно-Варновому
-: По административно-территориальному
-: Существовало лишь два крупных объединения - рабы и рабовладельцы
-: Все члены общества обладали равными правами и обязанностями
I:
S:. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:
-:Длительного безвестного отсутствия
-: Неверности мужа
+: Такого права она не имеет
-: Неспособности содержать семью
I:
S: Высшая варна в Древней Индии, рожденная из уст Бога являлась варна…
+:-брахманы
I:
S: К какому результату привело социальное расслоение в Древней Индии?
-:к формированию классов
-:к возникновению рабовладения
-:к появлению рабов
+:к формированию варн
I:
S: Соответствие варн и рода занятий
L1: Брахманы
L2: Кшатрии
L3: Вайшьи
L4 :Шудра
R1: Жрецы
R2 Воины:
R3: земледельцы, скотоводы
R4: слуги
Поменял р2 и р3
V5: - Государство и право Древнего Китая
I:
S: Кому в Древнем Китае принадлежала идея, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих, сколько на подчинении закону?
+: Легистам
-: Десятому, последнему разряду населения
-: Правителям династии Хан
-: Конфуцию
I:
S: В Древнем Китае "колодезными полями" называли:
+: Земли, находящиеся в частной собственности
-: Орошаемые земли
-: Земли, находящиеся под контролем государственных чиновников
-: Систему общинного землепользования
I:
S: Какие черты имел государственный строй в древнем Китая?
+:восточной деспотии
-: монархии
-: империи
-:республики
I:
S:Как назывались китайские императоры династии Цинь?
-:властители
-:богдыханы
+:хуанди
-:владыки
I:
Q: Последовательность Древнекитайских династий
1: Шан(Инь)
2: Чжоу
3: Цинь
4: Хань
Поменял 4 и 1.
V6: -Государство и право Древних Афин и Спарты
I:
S: Прообразом суда присяжных в Древних Афинах являлся суд, носивший название…
+:- Гелиэя
I:
S: Герусия (совет старейшин) являлся органом власти в:
-: Персии
+: Спарте
-: Вавилоне
-: Афинах
I:
S: Какой был государственный строй Спарты?
+: Военно-аристократическая республика
-: Олигархическая республика
-: демократическая республика
-: монархия
I:
S: "Остранизм" (суд черепков), в Афинском государстве применявшийся при угрозе государственному строю со стороны какого-либо лица в случае признания его виновным предусматривал…
+:- Изгнание из страны на 10 лет с конфискацией имущества
S: По законам XII таблиц в Древнем Риме судью, уличенного в получении взятки, приговаривали к наказанию в виде:
+:Денежного штрафа в размере 12-кратной стоимости иска
-:Смертной казни
-:Телесного наказания и денежного штрафа в размере стоимости иска
-:Отстронения от должности
I:
S: Что означает принципат в Древнем Риме?
-:Сословия
+:Форма монархии
-:Орган управления
-:Орган правосудия
V 8: Особенности развития средневекового государства и институтов феодального права.
I:
S: Чем отличаются Болонская школа глоссаторов от школы постглоссаторов?
-:Глоссаторы занимались переписыванием римских законов; постглоссаторы - восстановлением первоначального смысла римских законов
-:Глоссаторы отрицали значимость римских законов, а постглоссаторы считали их основой для создания средневекового права
-:Глоссаторы стремились приспособить римские законы к средневековым нормам обычного права, постглоссаторы - к судебным прецедентам
+: Представители школы глоссаторов стремились установить первоначальный смысл римских законов; главным в деятельности постглоссаторов являлось согласование римского права с нормами средневекового, канонического, городского и обычного права
I:
S:Где в средние века изучали право?
-:В парламенте
+:В университетах
-:При королевском дворе
-:При монастырях
I:
Q: Соответствие этапов развития средневекового государства и характерных признаков
L1: Раннефеодальная монархия
L2: Сеньориальная монархия
L3: Сословно-представительная монархия
L4 : Абсолютная монархия
R1: Сохранение родоплеменных пережитков
R2: Организация власти на основе вассальных отношений; ее децентрализация
R3: Консолидация сословий (духовенства, дворянства и третьего сословия)
R4: Предельная централизация феодального государства, верховенство королевской власти, ликвидация сословно-представительных учреждений, создание централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, полиции
Не менял
I:
S: Политической властью в сеньориальной монархии обладали…
+:- Король и феодалы разного уровня
I:
S: Становление сословно-представительных монархий в Западной Европе относится…веку
+:- к XIV - XV вв.
V9:- Государство и право франков
I:
infopedia.su
Брачно-семейное и наследственное право В Древневавилонском царстве (по законам Хамураппи)
ТОП 10:
Брачно-семейное право
Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.
Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".
Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).
Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).
В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать". Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.
Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.
Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).
Наследственное право
Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".
Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).
Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)
Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).
Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). "Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.
Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - п. 29, п. 31 - п. 32). Статья 31: "Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность". И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, "владением отцовского дома". Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 - п. 38). Статья 38: "Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг".
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). "Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его".
Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) "Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг".
Заключение
Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.
«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.
Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.
infopedia.su
Брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Университет Натальи Нестеровой
РЕФЕРАТ
На ТЕМУ: брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи
Выполнил:
Проверил:
Бийск
2006
Содержание:
Введение
История Вавилона того времени
История нахождения "Кодекса Хаммурапи"
Структура судебника
Брачно-семейное право
Наследственное право
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи и на сегодняшний день, не потеряло своей актуальности. Судебники, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, о обычаях какого-нибудь государства того времени. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.
Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама). Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже.
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630г.г. до н.э.) в Ниневии.
История Вавилона того времени
Первые правители небольшого царства Вавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари, причём точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских царей смогла значительно расширить свои владения, но Вавилон ещё не достиг уровня союзников.
Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял Вавилоном с 1792 по 1750г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства, включавшего в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию собственных войск, но используя продуманную систему политических союзов, он мог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже. Таким образом, Вавилонский царь расправился с царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны – чтобы его владения не распались на отдельные области, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян земли, собирать ремесленников в царские мастерские, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальному упадку страны – люди успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданых, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".
История нахождения "Кодекса Хаммурапи"
В 1901 – 1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, на протяжении многих веков являвшегося столицей государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не испортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб, высотой в 2м. На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами, в длинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке, он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчительной позе.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевёл на французский язык выдающийся учёный В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.
Оказалось, что на столбе записан тот самый «Кодекс царя Хаммурапи» (либо «Законы царя Хаммурапи»). Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над всеми своими подданными.
Структура судебника
Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т. д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов.
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы права различных областей страны расходились между собой.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если" после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов он был разбит на "параграфы", или "статьи", снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282.
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по "предмету" регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - п.5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и "изменение" судебного решения судьей. Следующие статьи (п. 6 - п. 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26 - п. 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за "дезертирство", как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т.е. за "кражу"). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п. 42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42 – п. 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).
Брачно-семейное право
Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.
Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".
Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).
Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).
В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать". Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.
Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.
Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).
Наследственное право
Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".
Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).
Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)
Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).
Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). "Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.
Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - п. 29, п. 31 - п. 32). Статья 31: "Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность". И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, "владением отцовского дома". Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 - п. 38). Статья 38: "Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг".
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). "Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его".
Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) "Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг".
Заключение
Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.
«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.
Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.
Список использованной литературы:
Дьяконова И.М. "История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия", М., 1983г.,
Жидков О. А. и Крашенинникова Н. А. "История государства и права зарубежных стран", М., 1999г.,