Народы древней греции. Какие современные народы ближайшие родственники древних греков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Народы древней греции


Происхождение греческого народа. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны

Происхождение греческого народа

Откуда же он явился, этот народ, который ни на микенских табличках, ни в гомеровских поэмах не называл себя «греками», потому что не он сам, а италийцы, вступив в конфликт с жителями Эпира, распространили на весь Греческий архипелаг прозвище малоизвестного племени, в IV веке до н. э. жившего в окрестностях Додоны. Автор «Каталога кораблей» («Илиада», II, 530) использует термин панэллины для обозначения всех жителей Эллады, то есть небольшого региона к югу от Фессалии, а также долины Сперхея. Чаще всего воины, собравшиеся под Троей, именуются ахейцами (akhaios), аргивянами (argeios) или данайцами (danaoi), это явно не самоназвание. Историки указывают на присутствие ахейских племен в полудюжине регионов Греции — от Фессалии до Крита. Имя Аргос («Белый город») носили восемь городов или поселений от среднего бассейна Гелиакмона (Вистрица) и северной Фессалии до острова Нисирос. Имя данайцев связывают не только с подданными мифического царя Даная из Арголиды, отца Данаид, но и с названием крупной реки в Фессалии — Апиданоса. Значит, скорее всего, четыре названия, которыми наиболее древние известные нам письменные источники обозначают греков, — эллины, ахейцы, аргивяне, данайцы — принадлежали племенам, населявшим богатую Фессалийскую равнину. Но откуда они туда пришли?

Существуют три варианта решения этого вопроса. Первый из них, литературный, не хуже и не лучше двух прочих. Он заключается в том, чтобы учесть мнение греческих историков, ведь кому, как не им, знать происхождение собственных предков. Древние считали Эллина, героя-эпонима своей расы, сыном северянина Прометея, или Девкалиона («Белого») и Пирры («Рыжей»). Последних после Великого потопа прибило к горам Фессалии. Следовательно, они явились откуда-то с севера от Олимпа и, согласно традиции, было это приблизительно в 1600 году до н. э., Эллин женился на нимфе Орсее, дав тем самым жизнь четырем родоначальникам эллинских племен.

Лингвистическое решение подсказано поиском среди наиболее древних топонимов полуостровной Греции и Крита серии названий, предшествовавших, безусловно, греческим, и попыткой найти для них соответствия в Европе и Азии. Между тем среди доэллинских имен собственных встречаются два типа: те, что не поддаются объяснению по законам индоевропейских языков, как, например, названия некоторых гор (Мала, Парна, Пинд) и рек (Арна, Таврос), и другие, повсеместно встречаемые на берегах Эгейского моря, с корнями и суффиксами, сравнимыми с имеющимися в индоевропейских языках, хотя их фонетика и нарушает законы греческого: скажем, Коринф и Куриванда, Педас и Педасса, Пергам и Ларисса. В результате напрашивается вывод, что до появления эллинов в Фессалии на Греческом архипелаге обитали по меньшей мере два разных народа: первый — доиндоевропейский, а второй сложился из различных индоевропейских элементов, и его носители употребляли слова с окончаниями на — eus, — тпа, — nthos, — ssos-ssa и т. д. Такие слова широко представлены на наших картах, от берегов Мраморного моря до Крита, в том числе во Фракии, Восточной Греции и на Пелопоннесе.

Что касается собственно протоэллинского региона, то лингвисты, изучающие названия рек и гор, располагают его в Пиерии, к северу от Эпира, то есть приблизительно на территории нынешней северозападной Греции: здесь все топонимы древнегреческого происхождения. Ученые делают вывод, что предки мифического Эллина кочевали между массивом Граммос, медными рудниками у Гревены и бассейном реки Ион. Во время своих миграций к юго-востоку, перегоняя стада или подгоняемые ими, голодные и слишком многочисленные, чтобы прокормиться, они столкнулись со смешанным населением, носителем более высокой культуры, чем их собственная, и назвали их пеласгами. Замечено, что во времена Троянской войны лишь восточные части Греции, Балканский полуостров и прилежащие острова рассматривались как эллинские, словно народ Эллина растворился среди пастухов Пинда и Парнаса и эгейских мореходов. По всей вероятности, название «ахейцы», akhaios, — пеласгическое, то есть доэллинского происхождения, и означает мужи-воины, «товарищи».

Однако нынче в моде археологический подход к решению этого вопроса. После раскопок Орхомены, минойской столицы Беотии, открытия множества городов Арголиды, и в том числе Лерны, а главное — после сравнительного изучения погребальных холмов в южной России, называемых курганами, и аналогичных им могильников в Средиземноморье, от Албании до Малой Азии, большинство археологов допускают возможность вторжения на Балканы нескольких следовавших друг за другом волн индоевропейских пришельцев с начала бронзового века, то есть примерно с 2500 года до н. э. Не стоит думать, что они валили валом: вероятно, их было не более нескольких десятков тысяч человек, кочевавших со своими стадами в поисках пастбищ, жизненного пространства и места под солнцем. По пути они вызвали немало катастроф, зато принесли с собой кое-что новое как на землю самой Греции, так и в район Трои. Поселения более древних обитателей тех мест наверняка не раз горели дотла между 2500 и 1900 годами до н. э.: пожарища характерны для Трои, городков Фессалии, Этреси и Лерны, а в 2300–2200 годах та же судьба постигла многие поселения на критских берегах.

Степняки несли с собой черты совершенно иной цивилизации: захоронения под курганами, оригинальную керамику с плетеным орнаментом, весьма гладкую и имитирующую металл, умение соединять медь со многими другими элементами — мышьяком, цинком, свинцом, серебром, оловом, — изготовлять боевые топоры, кинжалы и мечи, становившиеся все более длинными и прочными, копья с наконечниками и своеобразные доспехи, покрывавшие все тело, а также феодальную систему разделения общества на три или четыре класса и среди последних — касту профессиональных воителей, способных запрячь лошадь в боевую колесницу.

Наиболее древние останки одомашненной лошади, обнаруженные в Македонии, датируются эпохой ранней бронзы. В конце XVII века до н. э. знатные воины-завоеватели требовали, чтобы и в Греции их хоронили под огромными курганами вместе с лошадьми — этот факт доказан раскопками в Марафоне. Нетрудно вообразить, какой ужас охватил мирных земледельцев и пастухов, живших на равнинах Фессалии, Беотии и Аттики, при виде боевых колесниц, этих страшных военных машин, на которых мчались бьющие без промаха лучники и копейщики. Местным жителям, вернее, тем, кто пришел сюда прежде, — пеласгам, лелегам, лапифам или аонам, — оставалось только бежать или покориться.

А еще археологи подтверждают то, что смутно вырисовывалось и из литературоведческого анализа, а также из сравнительного изучения географических названий: с 1600 по 1200 год микенский мир переживал фазу впечатляющей экономической и демографической экспансии. Повсеместно появлялись новые поселения и строились города. Наконец, нестабильности раннего и среднего бронзового веков противопоставляется постоянство обычаев периода поздней бронзы. Ни в Марафоне, ни в Арханах на Крите (древние Аканан) на протяжении XVI–XIII веков в погребальных обрядах не наблюдается никаких изменений. Все эти соображения сводятся к нескольким датам и символичным фактам:

1600–1500: Сооружение в Микенах круга царских гробниц В, затем круга А Появление аналогичных погребений от Левкады до Марафона.

1500–1400: Закладка наиболее древних дворцов в Микенах, Тиринфе и Фивах. Появление царских купольных гробниц, толосов.

1400–1300: Строительство циклопических укреплений и новых дворцов в двадцати городах Греции и на берегах Азии.

1300–1200: Наращивание и совершенствование средств обороны. Массовая колонизация островов и отдаленных побережий.

Не стоит воображать, будто феномен нашествий и слияния захватчиков с местными жителями свойственен исключительно Греции, а главное — что все это прекратилось в 1200 году до н. э. С того времени каждый век был свидетелем того, как по Балканам, не страшась ни Темпейского ущелья, ни Фермопил, маршируют, а порой и обосновываются на полуострове орды завоевателей из самых дальних уголков Европы. Дорийцы, фракийцы, македоняне, кельты, готы, славяне, крестоносцы, албанцы, народы Кавказа и так далее — все они, кто раньше, кто позднее, ступают на землю Греции. Но что больше всего поражает в легендарном походе ахейцев к берегам Азии, а точнее — на Трою, так это то, что они встретили там, если верить древним источникам, языки, обычаи и религии, аналогичные собственным, словно они были братьями или по крайней мере родичами Приама и его вассалов. Вот уже 100 лет археологи отмечают, что шестой слой троянских развалин содержит ту же «минойскую» керамику — серую, потом красную и кремовую, те же типы сосудов, здания, укрепления, что и современные этому слою греческие города (ок. 1900–1360 гг.). С другой стороны, микенская керамика, найденная в Трое VII А, свидетельствует о тесных связях между этим городом и ахейским миром. И начинаешь всерьез задаваться вопросом, а не была ли Троада заполонена теми же кочевыми племенами, что и греческий полуостров в начале II тысячелетия до нашей эры, и не пытались ли ахейцы, ставшие через 500 лет после этого хозяевами Греции, подчинить себе азиатских «минойцев», как они покорили «минойцев» Европы?

Всякое, конечно, бывает на свете, но вряд ли стоит расценивать похищение гречанки Елены из Спарты троянцем Парисом-Александром как бесспорный исторический факт. Скорее это могло быть провокацией, casus belli{6}, способным оправдать давно затеваемый военный поход. В конце концов, не постеснялись же в 1645 году н. э. турки Стамбула бросить 400 военных кораблей на Крит и захватить его якобы в отместку за угон мальтийскими корсарами галеры с царевной из сераля? Это и впрямь исторический факт, а люди нередко развязывали войны и под куда менее серьезным предлогом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Какие современные народы ближайшие родственники древних греков

В представлении ныне живущих людей древние греки воспринимаются едва ли не как образцовый этнос, у которого было все гармонично - и дух, и тело. А какие народы могут похвастаться родственными связями с жителями Эллады? Об этом расскажет Day.Az со ссылкой на russian7.ru.

Сам вопрос о происхождении древних греков не так прост. Земли античной Греции были плавильным котлом для множества народностей. Пеласги, карийцы, минойцы, микенцы - все эти представители догреческого субстрата оставили свой след в эллинах классического периода. Последовавшие в конце II тысячелетия до нашей эры ахейское и дорийское вторжения довершили генетический портрет древнего грека.

Еще на рубеже XIX и XX столетия научный мир был уверен, что древние греки являлись народом родственным европейцам. Так в "Британской энциклопедии" за 1911 год сообщалось, что светлые волосы, кожа и глаза у знати целого ряда греческих городов свидетельствуют о том, что этот тип проник в Грецию еще до начала классической эпохи с территории северо-западной Европы. А британский философ Бертран Рассел был даже убежден, что захватчики с Севера (их нередко называют "нордиками") принесли с собой на юг Балкан и греческий язык.

Имеет ли подобное мнение под собой основание? В некоторой степени, да. К примеру, в IV веке нашей эры александрийский врач и ученый Адамантий отмечал, что из всех знакомых ему народов - греки самые светлоглазые и светловолосые. Кроме того, по словам ученого, чистокровных эллинов отличал высокий рост, широкий размах плеч и статная осанка - выглядит как описание скандинава или германца.

Слова Адамантия могут подтвердить и множество античных статуй, в которых волосы изображаемого персонажа были окрашены в светлые тона. Так, при изучении римских копий знаменитой Афродиты Книдской, созданной Праксителем, ученые обнаружили, что сохранившиеся на них следы красок соответствовали оттенкам золотисто-русого цвета.

Остатки красок сохранились и на греческих терракотовых статуэтках, датированных IV веком до н. э. На них отчетливо просматриваются либо светлые, либо рыжие волосы и голубые глаза. Но самое примечательное, практически все древнегреческие скульптурные портреты имеют ярко выраженные европейские, фактически англо-саксонские черты.

Историки предполагают, что "светлые", "европейские гены" в Грецию принесло сначала ахейское, а затем дорийское вторжение. Национальный тип захватчиков, по мнению директора института исследования классической древности при Гарварде Вернера Йегера, в самом чистом виде сохранился в Спарте.

Существует мнение, что в настоящее время носителями антропологического типа, связанного с дорийским и ахейским субстратами, являются современные понтийцы - греки Северного Причерноморья. Ведь именно Северное Причерноморье, по одной из гипотез, - прародина ахейцев.

Однако классический древнегреческий тип имел и другие расовые признаки: это более смуглые и темноволосые южане - потомки представителей минойской и микенской цивилизаций. Раньше считалось, что они либо исчезли, либо были ассимилированы северными племенами. Не так давно ученые из Института Макса Планка установили, что ДНК современных греков в большей степени указывают на то, что их предками были микенцы, а не выходцы из центральных и северных областей Европы. Ведь не даром еще со времен Гомера греки воспевали свои микенские корни. Еще более интересным является установление родословной прародителей греков.

Для этого генетики расшифровали образцы ДНК минойцев с острова Крит и микенцев из археологических раскопок на Пелопоннесе, относящихся к периоду с 2900 г. до н. э. по 1700 г. до н. э. По словам руководителя исследований Иосифа Лазаридиса, "минойцы, микенцы, как и современные греки имеют генетический вклад предков с Кавказа, Армении и Ирана.  Это говорит о существовании миграции с востока в эгейский регион и в Анатолию уже после появления первых земледельцев".

Ученые установили, что предки основоположников минойской и микенской культур мигрировали на территорию Крита и материковой Греции около 4 тыс. лет назад и позднее смешались с другими пришлыми племенами, которые заселили земли будущей Эллады. Так что можно смело утверждать, что греки являются генетическими родственниками жителей Закавказья и Ирана.

Однако в настоящее время на Среднем Востоке существует народ, который, по собственному убеждению, ведет непрерывную родословную от древних греков. Это калаши, проживающие в труднодоступных горных районах Пакистана. Сами они себя считают потомками воинов Александра Македонского, которые вторглись в Персию в IV веке до н. э.

Есть много факторов указывающих на связи калашей с классической Элладой: они чтут Афродиту и поклоняются Аполлону, которого задабривают жертвоприношениями. Здесь так же, как и в Древней Греции посредниками между людьми и богами выступают оракулы. Язык калашей во многом напоминает древнегреческий, а сами они светлокожи, голубоглазы и имеют вполне европейские черты лица - прямо как в классических древнегреческих скульптурных портретах.

Другие интересные новости читайте на странице Day.Az в Facebook

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

news.day.az

60-66 - Народы древнегреческого мира

60. Эллины и их соседи

Балканский полуостров, равно как и ближайшие к нему части Малой Азии были заселены народами арийского происхождения, между которыми главное место по историческому значению принадлежит грекам, или, как они сами себя называли, эллинам[1]. К сознанию своего национального единства эллины пришли сравнительно поздно (в VIII в. до Р. X.), когда они окончательно стали представлять себя, как единую народность и противополагать ее другим народам, которых безразлично называли варварами. Ближайшими соседями греков на Балканском полуострове были фракийцы, иллирийцы, македоняне и эпироты. Первые два из этих народов говорили на языках, совершенно не похожих на греческий, но два последние, – хотя эллины и причисляли их к варварам, – по языку были тоже греческими племенами, но только сильно отставшими по своему развитию от остальных своих единоплеменников. В Малой Азии, когда греки стали переселяться на её берега, соседями их оказались тоже разные, большею частью арийские же народы, среди которых особенно выдвинулись фригийцы, занимавшие все центральное плоскогорье полуострова[2], и лидяне, господствовавшие при Крезе над большею частью Малой Азии. Эллины были народом, который природа наделила телесною красотою, сметливым умом и сильно развитым эстетическим чувством. Благодаря разнообразию физических условий, среди которых им приходилось жить, и замкнутости отдельных областей, разные племена эллинов и по характеру, и по образу жизни сильно отличались друг от друга, и в общем приморские греки в духовном и общественном своем развитии шли всегда впереди остальной нации.

61. Племенное деление греков

Греческий язык тоже дробился на множество наречий, или диалектов, из которых каждый имел свои, более или менее резкие особенности. В те времена, когда греки уже имели ясное представление о своей стране и о диалектических различиях своего языка, ими было принято делить весь народ на четыре большие этнографические группы – ахеян, дорян, ионян и эолян[3]. В поэмах Гомера, древнейшем литературном памятнике Греции, еще все греки называются ахеянами, но в исторические времена такое имя носили лишь жители северной части Пелопоннеса. По представлению греков, ахеянам принадлежал первоначально весь полуостров, впоследствии его завоевали доряне, которые занимали сначала маленькую область на севере Средней Греции, и их соседи этоляне, поделившие полуостров между собою таким образом, что дорянам досталась восточная его часть, а юго-западная – этолянам, север же ахеяне удержали за собою (Ахея). Третью группу составляли ионяне на востоке Средней Греции. Что касается до эолян, что значит «пестрые», то под этим собирательным именем греки разумели все остальным племена (между прочим и этолян).

62. Предания о происхождении греков

Сознав свое национальное единство и установив племенные обозначения отдельных групп населения своей страны, греки сочинили целую историю о своем происхождении и расселении. Они объяснили имена племен тем, будто последние происходили от отдельных родоначальников, которые назывались Эолом, Дором, Ахеем и Ионом. С другой стороны, этих всех родоначальников они сделали близкими родными: Дор и Эол были братьями, а Ахей и Ион их племянниками, сыновьями третьего брата (Ксуфа), отец же трех братьев был Эллин. По другим сказаниям, эллинам в Греции предшествовали пеласги, в которых некоторые видели негреческий народ, другие – тех же эллинов, только под другим названием. Греки рассказывали немало и о первоначальные передвижениях племен, но во всем этом было тоже много вымыслов. Самым важным из таких событий считалось переселение дорян из Дориды в Пелопоннес, которое приурочивалось приблизительно к 1100 г. и называлось возвращением Гераклидов. Гераклиды, т.е. потомки героя Геракла (Геркулеса) были изгнаны из своей родины (в Арголиде) и нашли убежище у дорян, живших в маленькой области на севере Средней Греции. Здесь они нашли сочувствие своим притязаниям на господство в Арголиде, и вот доряне помогли им завоевать эту область вместе с другими частями Пелопоннеса. По сказанию, доряне пришли сюда под начальством трех братьев (Темена, Кресфонта и Аристодема), которые и поделили между собою почти весь Пелопоннес. Новейшие ученые в возвращении Гераклидов видели лишь извращенное представление действительного исторического факта – постепенного завоевания дорянами Пелопоннеса, но некоторые историки в настоящее время готовы признавать весь рассказ за простой вымысел.

63. Греки в Малой Азии и на островах

Племенные названия дорян, ионян и эолян встречаются не только в самой Греции, но и на островах Архипелага (другое название Эгейского моря) и на малоазиатском берегу[4]. Порядок, в каком эти племена сидели на островах и на противоположном берегу моря, вполне соответствовал их порядку в самой Греции: южнее жили доряне (на Крите, Родосе и южной части западного берега Малой Азии), севернее – эоляне (на Лесбосе и по берегу южнее Геллеспонта), середину занимали ионяне, область расселения которых (Эвбея, Киклады, Хиос, Самос и противоположный берег Малой Азии) прямо носила название Ионии. Распространение греков по островам и по западному берегу Малой Азии (равно как и появление их на о‑ве Кипре) относится к очень древнему времени – за тысячу и более лет до Р. X., задолго до того времени, когда греки начали колонизировать более отдаленные берега Средиземного моря. В Малой Азии эллины, однако, считали себя пришельцами, да и понятно, так как здесь они не были господами страны, держась не дальше тридцати‑сорока верст от берега и живя по соседству с исконными жителями страны – лидянами, фригийцами и др. малоазиатскими племенами.

64. Восточное влияние на греков

Культура у азиатских эллинов развилась ранее, нежели у их европейских соплеменников. Греков с их родины заставлял выселяться недостаток в земле, из-за которой в самой Элладе велась постоянная борьба между отдельными племенами. Заселяя постепенно острова и западный берег Малой Азии, греческие выходцы приходили здесь в соприкосновение с народами, стоявшими на высшем уровне культуры: у этих народов они и заимствовали начатки своей образованности. На родине эллины занимались первоначально главным образом скотоводством и земледелием, здесь же впервые стали переходить к промышленности и торговле. В Малой Азии и на острове Кипре, когда сюда пришли греки, уже существовала довольно высокая культура, находившаяся под сильным влиянием Вавилона и Египта. В Малой Азии она распространялась посредством сухопутной торговли, на Кипре и островах Эгейского моря – мореплавателями‑финикийцами (на Кипре имевшими и свои колонии). В этой второй своей родине греки познакомились со всем тем, что только было выработано важного Востоком в культурном отношении. Более непосредственное, а потому особенно широкое и сильное влияние должны были оказывать на греков их ближайшие малоазиатские соседи, у которых они заимствовали очень многое в своей материальной культуре – в жилище, домашней утвари, одежде, вооружении и т. п. Сначала греки пользовались продуктами иноземной промышленности (ткани, сосуды, оружие и т. п.), но потом стали изготовлять разные вещи сами, хотя и по иностранным образцам и лишь позднее выработали самостоятельную технику[5]. С Востока через Лидию пришла к грекам чеканка монеты, да и торговые меры греков были также восточного (вавилонского) происхождения. Греческий алфавит, далее, есть не что иное, как измененный алфавит сирийских семитов, перешедший к эллинам или через Малую Азию, или при посредстве финикийцев. Греки только придали некоторым знакам значение гласных (которых не было у семитов) и прибавили еще несколько букв, но название букв (альфа, бета, гамма, дельта и т. д.) и их порядок сохранились те же, что и в финикийской азбуке. Храмы и статуи богов в Греции равным образом носили на себе первоначально следы влияния восточных религиозных верований и искусства. Непосредственно на мифологии и культе греков не сказалось влияния семитов, но у своих малоазиатских соседей они и в религиозном отношении кое‑что заимствовали. Из Малой Азии и с островов Эгейского моря все эти культурные заимствования переходили и к населению коренной Греции и прежде всего, конечно, к населению восточных областей страны.

65. Сказания о восточных переселенцах

Греки сами сознавали, что начатками своей культуры были обязаны Востоку. Это они и прямо заявляли, и та же мысль лежала в основе их рассказов о том, будто в очень далекие времена к ним приходили и поселялись у них выходцы из чужих стран, которые приносили с собою первые начатки ремесл, искусств и разных знаний. Таковы были переселенцы из Египта Кекропс и Данай: первый из них, по преданию, женился на дочери царя Аттики, сам сделался после него царем и построил крепость Кекропию, около которой и возникли Афины; второй играл подобную же роль в Арголиде. В Беотию, по аналогичному сказанию, переселился финикиец Кадм, построивший крепость Кадмею, цитадель будущих Фив, и научивший население искусству письма и обработке металлов. Наконец, самое название Пелопоннеса выводили из имени фригийского переселенца Пелопса, который тоже женился на царской дочери (в Элиде) и сам потом был царем. Все это – позднейшие легенды, не имеющие никакой реальной исторической основы, но в них зато ясно выразилось сознание греков, что их искусства и знания пришли к ним из Египта, Финикии и Фригии.

66. Троянская и микенская культура

Новейшие ученые стараются осветить вопрос о древнейших культурных влияниях на греков путем раскопок и изучения найденных таким образом предметов. В настоящее время пришли к тому выводу, что еще в самые ранние времена заселения греками берегов и островов Эгейского моря весьма сильно были распространены здесь разнообразные изделия, образцы которых в наибольшем количестве были найдены при раскопках на месте древней Трои (в северо-западном углу Малой Азии между Геллеспонтом и р. Скамандром), а в меньшем – на островах, в самой Греции и на Кипре. Троянская культура,как ее называют, принадлежит эпохе, когда пользовались только каменными и бронзовыми орудиями, делали глиняные сосуды просто руками без гончарного станка, высекали из камня или же лепили из глины грубые изображения богов, но уже довольно далеко ушли в строительном искусстве. Полагают, что культура эта была фригийского происхождения. Предметы другой, более поздней и развитой, уже чисто греческой культуры были найдены преимущественно при раскопках на месте Микен (в Арголиде), откуда она и получила название микенской, хотя такие же вещи были находимы почти на всем протяжении древнейшего эллинского мира. Каменные орудия уже исчезают; бронзовые и медные совершеннее прежних; глиняные сосуды сделаны при помощи гончарного станка и т. п. Нахождение среди этих вещей произведений египетской художественной промышленности дозволяет отнести время процветания микенской культуры к XV – XII вв. до Р. X. Это было как раз то время, когда финикийские купцы охотно посещали берега Эгейского моря; лишь в XII в. они были вытеснены отсюда греками. Таким образом эпоха микенской культуры, на которой сказывается восточное влияние, относится еще к доисторическим временам, если даже считать возвращение Гераклидов, т.е. переселение дорян, около 1100 г. действительно историческим событием.

[1] Греками эллинов называли италийские народы.

[2] Эта страна и называлась Фригией, но то же название носила область и у Геллеспонта.

[5] Это доказано новейшими раскопками на месте древней Трои, в Микенах (в Арголиде) и в Орхомене (в Беотии), где найдено много вещей, сделанных по восточным образцам. 

rushist.com

Народы древней Греции кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Народы Греции легко различимы между собой. Несмотря на то что в целом все жители Греции описываются обычно, как высокие люди, со светлой кожей, вьющимися волосами и подтянутой фигурой, все же есть что-то, что отличает, к примеру, жителей Северной части от тех, что проживают на юге. Отличаются они в основном образом жизни и привычками.

Смена народов Греции проходила стремительно. Так, пеласги были изгнаны с территории Греции в том же тысячелетии, в котором они там и появились. Всему виной ахейцы, которые тоже продержались совсем недолго, лишь до конца XIII века до нашей эры. Их сместили дорийцы. Несмотря на то что последние существенно уступали по уровню развития ахейцам, они все же сумели уничтожить основную часть населения и множество городов. Это пагубно сказалось на культуре Греции, так как были забыты все древние письмена, сожжено огромное количество книг, бесследно исчезли прекраснейшие памятники древней культуры.

В период господства дорийцев, с XII по IX века нашей эры в Древне Греции складывается два явных центра, которые противопоставлены друг другу, это Афины и Спарта. Жизнь в этих городах имела ряд принципиальных отличий. К примеру, В Спарте было два короля, и власть передавалась по наследству. Хотя в действительности все решения принимались старейшинами, они владели сразу двумя ветвями власти: исполнительной и судебной. Спарта был городом недружелюбным, его жителям были чужды богатство и роскошь, все это преследовалось по закону. Каждая семья получала от старейшин земельный участок, на котором ей надлежало постоянно трудиться. Вскоре все мужское население Спарты было переориентированы на ведение военных действий, так как конфликты в Древней Греции были не редкостью.Афины же являли собой совсем иное. Город был культурным центром, и жить здесь была куда легче, чем в жесткой Спарте.

Однако, когда в VI веке на Грецию обрушилась очередная беда в виде персов, народы страны объединились, чтобы иметь больше шансов защититься от нападений. Центром греческой армии стали спартанцы. Те, кто жил в Афинах занимались преимущественно строительством кораблей и поставкой боеприпасов для армии. В итоге персы были повержены, а Греция непросто сумела отстоять свои интересы, но и стала одной из могущественных стран. Это, в свою очередь, способствовало развитию торговых отношений.

После успешной битвы Афиняне и Спартанцы вновь разделились, но были вынуждены сойтись, для боя с македонским завоевателем Филиппом II. Отразить эту атаку не удалось, и македонцы установили свою власть над всеми территориями Греции, кроме Спарты.

antiquehistory.ru

Народы Греции - это... Что такое Народы Греции?

Карта языковых меньшинств Греции

Народы Греции — народы и общности, из которых фактически состоит население современной республики Греция, её пёстрая этнографическая картина. В Греции, имевшей долгую и сложную средневековую историю, особенно во времена массовых Балканских миграций, имелись и имеются свои демографические особенности. При этом многие из них отрицаются греческим правительством, взявшим курс на полную эллинизацию христианских меньшинств страны. В определённых регионах республики зачастую остро стоят вопросы национального самоопределения. Под давлением ЕС, выделяются средства и внедряются программы по сохранению ряда автохонных языков республики.

Статус меньшинств

Официальная греческая статистика не ведёт учёт населения по национальности, что является пережитком времён Османской империи, когда её народы делились на религиозные миллеты. Большинство населения Греции составляют греки (90 %), хотя эти данные оспариваются учёными-этнографами из-за значительного недоучёта данным по меньшинствам, особенно языковым.

Официальные

Единственным официально признанным религиозным меньшинством современной Греции являются мусульмане Фракии и Додеканесских островов, включающие турок (0,8 % населения Греции), помаков (болгароязычные славяне-мусульмане, 0,3 %) и цыган-мусульман (0,1 %). При этом наблюдаются явные перегибы греческого правительства по отношению к помакам, которых местные власти (провинция Западная Фракия) принуждают получать образование на турецком и арабском языках, игнорируя до недавнего времени их славяноязычие.

По традиции, унаследованной со времён Византийской империи официально признаются армяне (См. Армяне в Греции).

Непризнанные

Другие меньшинства выделяются в основном учёными-этнографами на языковых основаниях и официально не признаются греческим правительством: албанцы (1-5 %; в том числе арнауты), «славяноязычные греки» или македонские славяне (близки македонцам, 1,6 %), аромуны (1,1 %, включая мегленитов), православные цыгане (еще 1,8 %), сербы (0,3 %), арабы (0,3 %), армяне (0,3 %), евреи (0,05 %) и др., гагаузы, например. Особо следует упомянуть русскоязычных греков-понтийцев, основная масса которых прибыла в Грецию из СССР и стран СНГ в начале 90-х гг. Их количество оценивается в 100 тыс. человек. проживают они в основном в городах Афины и Салоники. Также следует отметить кочевые группы каракачаны, на жизнь и быт которых сильное влияние оказали культура тюркоязычных ерюков и романоязычных влахов.

См. также

med.academic.ru

Введение. Народы Древней Греции. Минойцы.

История Введение. Народы Древней Греции. Минойцы.

просмотров - 23

История древнего мира Ладынин, Немировский и тд.

Временные границы со II тыс. до н.э. по V в. до н.э.

Древняя Греция

Территория:

Аттика и Беотия – средняя Греция(важная область для истории)

Лаконика – юго-восточная Греция

Мессения – юго-западная Греция

Фессалия – северная Греция

Киклады – крупнейшее скопление островов на территории Древней Греции.

Изначально на территории древней Греции жил народ, который назывался пеласги.

Но в конце III тыс. до н.э. на эти земли пришли ахейцы и дальнейшая судьба пеласгов неизвестна.

Само понятие греки населœению Древней Греции дали римляне, тогда как сами греки называли себя эллины(ударение на э).

Изначально эллины жили в Южной Фессалии, но в VII в. до н.э. это самоназвание передалось остальным грекам.

Согласно мифологии это название произошло одного человека от которого всœе греки и произошли и его зовут Эллин. Он был сыном Девкалиона и Пирры. По легенде родители Эллина – единственные выжившие после потопа(эта часть мифологии была заимствована с Востока, тк на Грецию по идеи потом не мог попасть).

У Эллина было 3 детей:

1.Дор (от него произошли дорийцы)

2.Эол (эолийцы)

3.Ксуф

У Ксуфа было 2 детей:

1.Ахей (ахейцы)

2.Ион (ионийцы)

Ионийцы жили на севере страны

Эолийцы – на западе

Ахейцы посœелились в центре, куда потом пришли дорийцы.

До III в. до н.э. единого языка в Древней Греции не было

Периодизация истории Древней Греции:

1. С конца III тыс. до н.э. по XII в. до н.э.

Крито-микенский

2. С XI в. до н.э. по IX в. до н.э.

Гомеровский

3. С VIII в. до н.э. по VI в. до н.э.

Архаический

4. С V в. до н.э. по IV в. до н.э.

Классический

5. С IV в. до н.э. по I в. до н.э.

Эллинистический

Особенное развитие сельского хозяйства.

Почва каменистая и бедная.

Выращивался в основном ячмень.

Когда появилась возможность торговать с другими странами, ячмень перестали выращивать, основной промысел перешел на оливки и виноград.

В классический период Греция уже была прославлена своим вином и маслом оливковым.

Характеристика Крито-микенского периода

Основная личность Г. Шлиман

Им найдена Троя (Илион), а также Тиринф и Микены.

А также была возможность найти Кносс, но из-за обмана продавца земель Шлиман отказался покупать землю, на которой был Кносс.

Право нахождения Кносса относится к Эвансу

Минойская культура

Особые условия выдвижения Крита:

1. Перекресток торговых путей

2. Постоянная военная угроза со стороны стран Востока

Бронзовый век начался на Крите в начале III тыс. до н.э. и кончился в конце III тыс. до н.э.

К началу II тыс. до н.э. на Крите появляются первые города-государства: Кносс, Фест, Малия, Като Закро.

Социально-имущественное делœение было сильно развито

Томос – купольные гробницы тех времен

На территории Крита было найдено множество печатей.

В XVII в. до н.э. мощное землетрясение разрушило дворцы

После этого стало единое государство со столицей в Кноссе (XV в. до н.э.)

Минойцы использовали линœейную слоговую письменность А

Была единая система дорог, ведущие в Кносс, была единая система мер (длина и тд.).

Была телœесократия (господство на море)

Крит обладал огромным флотом, из-за чего на Крите не было укреплений вообще, и ярко процветал феминизм.

На Крите священным животным являлся бык и его ублажали (вследствии чего появился о Минотавре)

Площадь Кносского дворца 2,5 гектара

Лабиринта как такого во не было, заблудится было немного проблематично, так как был основной коридор с естественным освещением.

Своебразная культура

Было много фресок, но они всœе были о природе, птичках, морских животных, торжественных процессий и для сакральный действий (жречество). Не найдено ни одной фрески, связанные с охотой и войной.

Тавромахея – игры с быком.

Выделалась также верховная богиня, которую называли Покровительница.

В Кноссе были большие кладовые с зерном, вином и маслом.

А сам дворец являлся святилищем.

Но тут произошло извержение вулкана Фера (Тира, совр. Санторин)

И настал трындец минойцам

И пришли на Крит ахейцы и стало норм.

У них была линœейная слоговая письменность В.

oplib.ru


Смотрите также