Периоды древнего китая. 1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периоды культурного развития Китая. Периоды древнего китая


Периоды культурного развития Китая

Китай, или Срединное Царство, как в древности называли свою страну китайцы, расположен в Восточной и Центральной Азии. Около 5 тыс. лет назад здесь зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Слово «китай» пришло из языка среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени народа (китаев) монгольского происхождения, проживавшего в X-XII вв. н. э. на севере страны. Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Международные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали культуре этой страны сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные влияния.

Вся история Китая связана с правлением династий императоров. Одни династии правили сотни лет, другие — десятки. Основателями новых династий чаще всего становились потомки древнейших аристократических родов, но были в истории Китая случаи, когда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания.

Периоды культурного развития представляют собой этапы правления династий, переживающих подъем, период стабильности и спад, Можно говорить об особой «культурной династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, которые оставили наибольший след в развитии китайской культуры, следует выделить Шан, Чжоу, Цинь, Тан, Цин.

Выделяются следующие периоды культурного развития.

1. Культура Яншао (5-3 тыс. до н. э.).

2.  Культура эпохи династии Шан (XVI-XI вв. до н. э.).

3.  Культурное развитие в период Чжоу и Чжаньго (XI—III вв. до н. э.),

4.  Культура Цинь и Хань (III в. до н. э.- Ш в. н. э.).

5.  «Золотой век» правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.).

6.  Культура Мин и Цин (XIV-XVII вв. - 1911 г.)

Культура Яншао

Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших ре Китая в 5-3 тыс. до н. э., создавали поселения из небольших, углубленных в землю, глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. Эта культура получил свое название по месту первых раскопок, где были найдены керамические сосуды из бледно-желтой и красновато-бурой обоженной глины. Керамические сосуды служили для хозяйственных нужд: в ни хранили вино, масло, в них готовили пищу. Большие сосуды служил погребальными урнами. Глиняные изделия отличались необычайно правильностью форм и сложностью геометрического узора. Обжиг этих изделий происходил при температуре около 1500 °С.

Культура эпохи династии Шан

Во 2 тыс. до н. э. образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех областях жизни Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства. Столица государства — город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, - в отличие от древних поселений, имела отчетливый план. В Шан обрабатывали нефрит, создавая из этого твердого материала прекрасные вещи. Есть много свидетельств тому, что в Шан употребляли алкогольные напитки, приготавливали с ними и использовали их в церемониях. Полагают, что чрезмерное увлечение вином негативно влияло на способность управлять государством.

Культурное развитие в период Чжоу и Чжаньго

В 11 в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем Чжоу. Побели основали династию Чжоу, быстро переняли многие культурные и технические навыки побежденных. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н. э. в китайской истории получил наименование Чжаньго (Борющиеся Царства).

Несмотря на войны, эта эпоха стала периодом культурного и экономического роста. Активно развивалась торговля, этому очень способствовало строительство каналов. В обиход вошли круглые деньги (заменившие продолговатые в форме лопаты-заступа), было создано первое высшее учебное заведение — Академия Цзися. Появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства: бронзовые зеркала, разнообразные предметы из священного камня нефрита, лаковая утварь (производство лака, как и шелкоткачество, в то время известно только в Китае). Стремление уловить и запечатлеть движение вселенной отразилось в гибких переплетениях узоров, нанесенных на серебряные зеркала, чаши, блюда.

В эпоху Чжоу-Чжаньго, несмотря на непрекращающиеся войны, социальные и политические катаклизмы, возникает множество философских течений. Это явление получило название «сто философских школ». Самыми известными из великих философов были Конфуций (который заслужил почетное имя Кун Фу-Цзы — Учитель Кун, в XVII в. латинизированное миссионерами-иезуитами в Конфуций) — основатель конфуцианства, Лао Цзы — основоположник даосизма, Мо Цзы (Мо Ди) — родоначальник моизма.

Конфуций, видя социальные бури и падение морали, происходившие в его время, стремился найти пути создания организованного социального порядка. Даосизм и моизм — религиозно-философские течения эпохи Чжоу, тоже возникли как ответная реакция на катаклизмы времени. Философские учения эпохи Чжоу-Чжаньго определили интеллектуальную традицию Китая более чем на две тысячи лет вперед.

Культура Цинь и Хань

В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую могущественную империю, во главе которой стала династия Цинь, а затем Хань. Цинский правитель — ван принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.), завершив объединение Китая. Он правил недолго, но сумел укрепить централизованную власть. Цинь Шихуанди уничтожил границы самостоятельных царств, разделил страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил чиновника. По его повелению были построены благоустроенные дороги, прорыты каналы, введена единая письменность (упразднены региональные варианты и уменьшено на 25% число иероглифов, используемых на территории Китая), проведена стандартизация системы мер и весов. По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение того времени с сигнальными огнями на башнях, использующимися во время опасности — Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников (ее высота — 10 м, ширина — 5-8 м). Не менее грандиозным было сооружение мавзолея Цинь Шихуанди, который строили около 36 лет (не закончив его строительства) 700 тыс. человек. Великим чудом света можно назвать терракотовую армию из этого мавзолея в 6 тыс. солдат.

После падения династии Цинь, в результате ожесточенной борьбы за власть в 202 г. до н. э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань. За 400 лет правления династии Хань сопутствовали достижения: расцвет художеств, ремесел и музыки, исследования в области географии и философии, технический рост и экономический прогресс. Но в то же время это период не только гражданского мира, но и кровопролитных крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бездействий. В пору расцвета империя Хань не уступала в силе и славе Римской империи, процветавшей в ту пору на далеком Западе. Ханьская империя вела торговлю по Великому шелковому пути с Римом. На Запад доставлялись китайские шелка, на Восток везли изделия из золота и стекла. Великий шелковый путь проходил от Чаньань (центр Китая), через Дунькуань (пустыню Гоби), огибая пустыню Такла-Макан («пойдешь, не вернешься») с двух сторон, через Самарканд, Багдад в Антиохию (на побережье Средиземного моря), по Средиземному морю в Рим. В этот период зародилась историческая наука. Основоположник китайской историографии Сыма Цянь создал 5-томный трактат истории Китая. Важным открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги. В эпоху Хань зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Значительными находками археологов были рельефы гробниц аристократов в провинции Сычуань. В III в. н. э. Ханьская империя была сметена народным восстанем «желтых повязок».

«Золотой век» Культура Тан и Сун

После крушения Ханьской империи страна оказалась раздробленной и легко доступной для кочевых северных племен. Китайцы в большинстве своем бежали на юг за Янцзы. Этот период вошел в историю как период Северных и Южных династий. Его характерной особенностью является то, что политическая ситуация отразилась на духовной культуре эпохи и ее бурном развитии. Возникает религиозный даосизм и чань-буддизм (буддизм пришел в Китай в 65 г. н. э.). В VI в. буддизм приобретает статус государственной религии. Наряду с буддизмом развивается даосизм, который был тесно связан с мистическими сектами, возглавлявшимися священниками из простолюдинов.

Период правления династии Тан (VII-X вв.) и династии Сун (X-II вв.) был эпохой истинного расцвета Китая — «золотым веком» ее культуры. Об этом говорит и тот факт, что, например, чиновники этой эпохи были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.

Период Тан и Сун - время расцвета архитектуры и скульптуры. Дворцы, усадьбы и храмы возводили из дерева по единому принципу. Крыши с загнутыми углами придавали архитектурным сооружениям торжественность. Буддийские пагоды строили из кирпича с нечетным (счастливым) количеством этажей (3, 5, 7...). Статуи храмов были необычайно красивы, примером может служить 17-метровая статуя Будды — Вайрочаны (Владыки Космического света) VII в. в провинции Луньмэнь.

На период Тан и Сун приходится расцвет всех жанров китайской живописи и декоративно-прикладного искусства: вышивка, ткани, эмаль, фарфор. Философская идея «великое в малом» выражалась в жанрах живописи: хуа-няо («цветы-птицы»), шань-шуй («горы-воды»).

Культура Мин и Цин

В XIII в. Сунская империя прекратила свое существование, страна была завоевана монголами. В результате долгой борьбы в середине XIV в. монгольское владычество было свергнуто и установлено правление китайской династии Мин. С этого периода начинается новый подъем культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремесла и торговля. Сооружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена (достигшая 3 тыс. км). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а принесенные монголами обычаи искоренялись правительством. Возрождая имперские традиции, минские правители вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое заняло господствующее положение. Прослеживалось стремление ограничить даосизм и буддизм. Получили разрешение на прибытие в Китай итальянские иезуиты, а позже в страну были допущены другие католические миссионеры. Императорская власть приняла деспотический характер.

В XVII в. страну захватили маньчжуры, установившие династию Цин, и правили вплоть до 1911 г., до установления республики. В середине XVIII в. цинские правители отгородили Китай от всего мира, ограничив его контакты с другими странами, а в середине XIX в. раздираемая внутренними противоречиями страна стала ареной борьбы западных держав, завершившейся поражением цинского Китая в «опиумной войне». После свержения императорской власти в стране начались либеральные и демократические реформы.

Государство и общество в Древнем Китае

Древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она являлась также сакральной: император провозглашался «сыном неба» — верховного духа, дававшего «добро на правление». В управлении государством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного, сельскохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя управление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи. Государство занимало очень высокое место в системе ценностей, а представители государства — чиновники имели самый высокий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.

Можно сказать, что в жизни древнекитайского общества не было ничего важнее организационной функции. Организованы и упорядочены были труд, отношения между людьми, земельные площади. Все было организовано четко и слаженно. Для того чтобы государственный аппарат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система. Основой успеха и продвижения по социальной лестнице становилась не родовитость, а личные заслуги чиновника, его образование, которое очень ценилось в Китае. Ученость и эрудиция предполагали высшие знания и добродетель в человеке. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными, поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Сам принцип выдвижения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность были провозглашены еще Конфуцием.

В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена. Система чиновничье-бюрократического аппарата, или мандарината, становилась опорой государственной власти. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников-мандаринов стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации. Естественно, что носители знания (мудрецы, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Начало создания мощного управленческого аппарата было положено Цинь Шихуанди, который за время своего короткого правления создал основу имперской государственности и социально-экономической системы Китая. Для управления крупной империей нужно было унифицировать все стороны жизни ее населения, уничтожить проявления малейшей самобытности. Живое многообразие рассматривалось лишь как препятствие на пути к объединению. Во времена правления Цинь Шихуанди критерием учености стали верноподданичество и угодничество по отношению к власти. Безжалостно уничтожилось все, что не соответствовало идее империи и существовавшей власти, императору приписывают высказывание: «Книги — в костер, учеников — в яму». Преследовались исторические книги, поскольку ученых обвиняли в том, что «они изучают прошлое для того, чтобы критиковать сегодняшний век». Исторические книги были публично сожжены, многие ученые бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался умственно, нравственно и физически. Древнейший историк Сыма Цянь отмечал, что после правления династии Цинь людей в больших городах осталось «из десяти лишь два или три». Аналогичные опустошения произошли и в области нравственной культуры, поскольку наблюдались случаи людоедства.

Не нужно думать, что тоталитаризм и культура исключают друг друга, поскольку они предполагают нечто общее в своей основе, а именно: организованность, четкость и порядок. Вот почему в истории требование порядка и культуры нередко оканчивалось установлением тоталитарных режимов, а тоталитаристские настроения в обществе часто маскировались заботой о культуре и всеобщем порядке. Но тоталитаризм, как и рационалистически понимаемая культура, когда она сводится к определенным правилам поведения или к количеству прочитанных книг, ведут к однообразию в общественной жизни, к снижению творчества и к угасанию всего живого в обществе и в человеке. Вот почему в конечном итоге рушились тоталитарные режимы. В истории культуры им противостояли философские учения, обращенные, прежде всего, к внутреннему миру человека, гармония и порядок в котором являются предпосылкой культуры и благосостояния в обществе. Обращение к ритуалам и традициям древности осознавалось в Китае как средство сохранения стабильности и процветания в обществе.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм выше всего ценил силу Закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Тоталитарная доктрина легистов, с ее презрением к людям во имя процветания государства, оказалась нежизнеспособной. Это подтвердила практика династии Цинь и смена ее династией Хань, которая государственной идеологией делает конфуцианство.



biofile.ru

4.4. Культура Древнего Китая

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

«индийским Шекспиром». Мировую известность Калидасе принесли драма «Шакунтала», а также поэмы «Рождение Кумары» и «Облако-вестник».

Философия. Величайшее значение для духовной культуры Древней Индии имела философия. По традиции все древнеиндийские философские школы делились на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергавшие их непогрешимость. К первым относятся веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса и йога. Ко вторым – буддийские и материалистические, атеистические школы, наибольшее распространение среди которых получила чарвака (локаята).

Отличительной особенностью культуры Древней Индии является ее синтетический характер, нерасчлененность религиозных, моральных, эстетических начал. Индийское искусство неразрывно связано с религиозным и социальным ритуалами. Другими важными чертами культуры Древней Индии являются преклонение перед любовью, чувственностью, жизнью, природой. Для нее также характерна исключительная живучесть традиций. Многие достижения древнеиндийской культуры вошли составной частью в информационный фонд современной Индии, а наиболее ценные из них обогатили общее культурное наследие человечества.

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н. э. до III в. н. э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии и Индии, с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

В истории Древнего Китая выделяется несколько больших исторических этапов: эпоха Шан (Инь) – 1550–1030гг. до н. э.; эпоха Чжоу –1027–256гг. до н. э., в рамках которой особое значение имеет период Чжаньго («Борющихся

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

царств»), датируемый V–IIIвв. до н. э.; эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н. э. – III в. н. э.

Древнейший период китайской культуры

Зарождение цивилизации в Китае относится к рубежу III–IIтысячелетий до н. э. Первые ее очаги появились в нижнем и среднем течении реки Хуанхэ. Важным достижением материальной культуры этого времени было освоение бронзы. Переход китайцев к ирригационному земледелию, характерному для многих древних цивилизаций, был завершен достаточно поздно – только в середине I тысячелетия до н. э. Тогда произошли важные изменения в сфере материальной культуры. Развитие обработки железа создало условия для подъема земледелия и ремесел. В бассейнах Хуанхэ и Янцзы строились гидротехнические сооружения – этого требовало широкое распространение ирригационного земледелия.

Мировоззрение. Во II тысячелетии до н. э. в основном сформировалисьрелигиозно-мифологическиепредставления древних китайцев, поклонявшихся стихийным и природным объектам (известен их культ высоких священных гор), а также духам предков. В это же время зарождается цикл мифов о преобразовании мира в результате деятельности различных божеств и героев. Его сохранила для потомков народная традиция.

Как и в ряде других мифологий, сотворение мира понималось древними китайцами как постепенное преобразование единой бесформенной субстанции, состоящей из мельчайших частичек «ци», путем принятия ею неких очертаний в результате процесса размежевания «ци». Более легкие и светлые частицы ян, поднявшись вверх, создали небо. Тяжелые и темные инь опустились и образовали землю. В результате взаимодействия ян и инь появились сначала пять основных элементов-стихий(вода, огонь, дерево, металл, земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе и человек.

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Ян и инь представляют собой важнейшие диалектические понятия, позволяющие уловить моменты согласования взаимного уравновешивания противоположностей. Так, ян олицетворяет небо, мужчину, свет, добро, теплоту; инь – землю, женщину, темноту, холод, зло и т.д. Ян и инь не столько ведут между собой борьбу, сколько сдерживают и предупреждают формы переразвития друг друга и при взаимодействии достигают гомеостаза. Любой предмет или состояние содержат в себе одновременно ян и инь, поэтому, с точки зрения китайцев, неправильно видеть в мире только противоположности, например, добро или зло, надо стремиться понять их взаимодействие и соотношение.

Мифологические представления о мире служили основой названий Китая на протяжении нескольких тысяч лет. Так, именование страны «Поднебесным государством» отражало представление об особом покровительстве ей со стороны верховного божества – Неба. Название «Срединное государство» должно было подчеркнуть, что Китай расположен в «центре Вселенной». Обитавшим вокруг племенам и народам китайцы дали пренебрежительное имя «варвары четырех сторон света».

Религия. К середине II тысячелетия до н. э. в Китае возникли крупные города, послужившие центрами первого раннегосударственного образования Шан (Инь). С появлением государства начали формироваться культы, которые связывались в первую очередь с фигурой правителя – вана. Он соединялвоенно-административныефункции с функциями верховного жреца. Иньцы уже поклонялись единому верховному богу Шанди, который символизировал Небо.

Культура Китая эпохи Чжоу

Важные изменения произошли в начале I тысячелетия до н. э. в царстве Чжоу, которое подчинило себе государство Шан (Инь). Культ Неба был приспособлен для обоснования божественности власти чжоуских ванов. Правитель царства Чжоу провозглашался сыном Неба (Тянь-цзы),получившим

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

от самого Неба мандат на царствование (Тянь мин). Считалось, что он обладает магической силой дэ, которая делает его посредником между земным и небесным мирами.

С появлением в Китае в середине I тысячелетия до н. э. новых религиознофилософских учений (конфуцианство, даосизм и легизм) древние мифологические представления выстроились в стройную систему, объяснявшую происхождение мира из хаоса. Фундаментальным произведением, объясняющим циклические мировые процессы, считается «И-цзин»(«Книга перемен»). Данная система оставалась практически неизменной на протяжении тысячелетий.

Письменность. Китайцами еще в древности было изобретено иероглифическое письмо, которым они с некоторыми изменениями пользуются до настоящего времени. Первые известные нам образцы китайской иероглифической письменности относятся к началу правления династии Шан (Инь). Самые ранние надписи из обнаруженных в «Великом городе Шан» были сделаны на костях животных, а также на бронзовых ритуальных сосудах. В настоящее время идентифицировано около 3 тыс. иньских иероглифов. В царстве Чжоу письмо и образование были доступны не только верхушке общества. До нас дошло большое количество текстов эпохи Чжоу, которые активно использовались последующими китайскими авторами. В одном из исторических сочинений рассказывается о приказе вана отлить бронзовые доски с нанесенными на них законами, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Данное сообщение свидетельствует о значительном уровне грамотности китайцев в период Чжоу.

Широкое распространение письма привело к необходимости его унификации. На рубеже IX – VIII вв. до н. э. китайские иероглифы были впервые приведены в единую систему придворным историографом Ши Чжоу. Начиная с периода Шан (Инь), для нанесения иероглифов использовали

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

длинные деревянные и бамбуковые планки. В эпоху Чжоу такой способ письма получил всеобщее распространение. Писали вертикально, сверху вниз. Ширина планки была рассчитана только на один иероглиф. Когда планки связывали вместе, получалась своеобразная книга, которую можно было свернуть.

С древнейших времен иероглифы наносили кисточкой из шерсти животных (особенно ценились заячьи кисточки), которую обмакивали в тушь. При необходимости нанести новый текст написанное ранее соскабливали ножом. Отсюда происходит китайское образное название чиновника – «кисть и нож».

Наиболее древними из дошедших до нас памятников поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения из книги «Шицзин» («Книга песен») – древнейшего в Поднебесной собрания песен и гимнов, созданных с XII по V в. до н. э.

В эпоху Чжаньго появились первые авторские литературные произведения, основанные на фольклорно-мифологическойтрадиции. Показательно в этом плане творчество выдающегося поэта Цюй Юаня(340–278гг. до н. э.). Его лирика отличалась изысканностью формы и глубиной содержания. Созданная им ода «Скорбь изгнанника» заложила основу жанра фу, который получил в дальнейшем значительное распространение в китайской поэзии. Другим крупным поэтом эпохи был Сун Юй(290–223гг. до н. э.). Его лирика пронизана оптимизмом, ощущением радости жизни. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты.

Философия. В середине I тысячелетия до н. э. на территории нынешнего Китая существовало несколько десятков небольших государств, которые вели между собой упорную борьбу за лидерство. На это время, получившее условное название эпохи «Борющихся царств» (Чжаньго), приходится творчески продуктивный период в истории духовной культуры Китая. Тогда, в «осевое

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

время» (термин К. Ясперса), сформировался новый тип мышления, связанный с морально – этическими принципами.

Видимо, не случайно основные древнекитайские философские школы сформировались в бурную эпоху, ознаменовавшуюся кризисом, потрясшим основы жизни китайского общества. Взгляды их представителей расходились в рецептах выхода из кризиса.

В последующие периоды религиозно-философскиеидеи эпохи Чжаньго развивались и дополнялись, но авторитет первых мудрецов оставался непререкаемым для последующих поколений китайских философов.

Кун-цзы– «учитель Кун»(551–479гг. до н. э.), известный миру как Конфуций, выработал основные принципы учения об устройстве общества и государства. Он стал основоположникомрелигиозно-философскойконцепции, которую мы знаем как конфуцианство. После его смерти ученики записали высказыванияКун-цзыи объединили их в книгу «Луньюй» («Беседы и суждения»). Философа интересовали проблемы места и роли человека в обществе, нормы поведения, способные стабилизировать отношения в обществе. Его крайне волновали беды, которые постигли страну. Размышляя над их причинами, он разрабатывал программу исправления общественной морали.

Конфуций утверждал, что в прошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшие государством. Они установили справедливые законы, которые отвечали законам мироздания, и народ неукоснительно выполнял их. Это и было причиной процветания страны. Согласно его точке зрения, в современном обществе правители и подданные отошли от древних традиций и общее падение морали не замедлило сказаться: китайское государство приходило в упадок, закончилось экономическое процветание, начались междоусобные войны и набеги варваров.

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Конфуций требовал вернуться к традициям древности, чтобы возродить незыблемую мораль в обществе. Одна из основных ячеек общества – семья; она должна строиться на мудром руководстве главы, на сыновней почтительности и уважении старших. Продолжением этой почтительности являлось, по его мнению, поклонение умершим предкам.

Государство он предлагал строить по образцу семьи: народ должен почитать императора как отца и во всем выполнять его распоряжения, а император обязан всячески заботиться о народе. Одновременно император, испытывающий сыновнюю почтительность к воле Верховного отца – Неба, будет советоваться с ним и правильно совершать все обряды поклонения великому божеству. Таким образом, общество будет строиться по иерархическому принципу и каждый человек займет свою социальную нишу.

Приблизительно в одно время с Конфуцием жил Лао-цзы,основоположникрелигиозно-философскогоучения о связи человека с природой

– даосизма.

Для китайцев Лао-цзыявляется, безусловно, исторической личностью, с чем не соглашаются некоторые зарубежные китаеведы. Дело в том, что о жизни этого мудреца мы знаем только из нескольких дошедших до нас преданий, которые содержат много мифологических сведений. ПеруЛао-цзыприписывают философское произведение «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Уже в названии книги заложены две основные категории данного вероучения. Дао («путь», «метод») – это основа мироздания, его первоначало. Все в этом мире возникло в соответствии с Дао, и он же придает этому миру естественную гармонию, которая распространяется и на человеческое общество. Дао не поддается четкому определению, его осознание возможно только на полуинтуитивном уровне. Дэ («благодать», «благодатная сила») является тем выражением Дао, которое придает энергию всему миру, преобразует его. Дао и Дэ – одновременно регуляторы морали и порядка в обществе, а потому их

studfiles.net

1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая. История художественной культуры и образования Древнего Китая

Похожие главы из других работ:

Искусство Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История искусств древнего Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История развития дизайна

Исторические периоды развития дизайна и их характеристики

РЕНЕССАНС 1400-1600 В декоре 15-го и 16-го веков доминировала концепция подражания искусству древнего мира. Имитация сочеталась с техническими открытиями в производстве стекла, керамики, где было введено глазурование глины...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

Глава I. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая

...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

Глава II. Художественная культура Древнего Китая

...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.2 Скульптура Древнего Китая

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.3 Литература Древнего Китая

Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности...

Китайские культурно-исторические традиции

КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

...

Культура Древнего мира

4. Культура древнего Китая

Китайская культура -- одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III--II тыс. до н. э...

Культура Древнего мира

Культура Древнего Китая

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важнейших особенностей истории Китая...

Культура древних обществ Востока

1.3 Культура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации - в том числе Месопотамии и Индии...

Культура косметики разных народов

2.1 Косметика Древнего Китая

В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им особый блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти...

Культура средневековой Европы

1. Основные периоды развития эпохи Средневековья

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г...

Развитие кубизма

2.2 Периоды развития кубизма и их характеристики

На раннем этапе кубизма, испытавшем влияние Сезанна («Сезановский кубизм», 1907-1909 г.г.), геометризация форм подчеркивала устойчивость, незыблемость основных элементов мира. Грани объемов распластаны на плоскости, образуя подобие рельефа...

Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая

Глава III. Архитектура Древнего Китая

...

cult.bobrodobro.ru

Шпаргалка - История Древнего Китая

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

План

1. Государство Шан (Инь)

2. Государство Чжоу

3. Государство Цинь

4. Государство Хань

5. Основные черты права Древнего Китая

1. Государство Шан (Инь)

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период— Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период—Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.

В XII в. до н. э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

2. Государство Чжоу

Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжалась своими владениями — судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных –арендаторов.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

По преданию, царь Чэн ван (1115—1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями — чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину — линь, пять таких общин объединялись в деревню — ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу — дан, пять дан составляли округ — чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель — цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати сосредоточиваются значительные земельные владения. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

3. Государство Цинь

Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.

4. Государство Хань

Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.

Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора — окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Неоднократно проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган — императорский совет.

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил — погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

5. Основные черты права Древнего Китая

Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности.- В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V—III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Мувана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

www.ronl.ru


Смотрите также