Перейди на мобильную версию - допиши в конце адреса /pda. Древнего египта каноны
особенности древнеегипетского канона - МХК
Изобразительное искусство Древнего Египта.
Особенности древнеегипетского канона
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Книгой о жизни фараонов и вельмож, о знаменитых событиях в стране были рисунки, стенные росписи и рельефы, в которых использовались и иероглифы.
Анимация начинает работать по щелчку мыши.
Нажмите на каждое из изображений, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Творцы произведений искусства пользовались в Египте большим почетом.
Скульптору в Древнем Египте давалось имя « санх » ,
что означает «дарующий бессмертие».
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Для всего изобразительного искусства Древнего Египта характерны:
торжественная монументальность
строгое спокойствие
статичность
симметрия
каноничность
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил.
Строгие законы для создателей произведений искусства были выработаны в эпоху Древнего царства и назывались они канон .
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по управляющей кнопке, для того чтобы посмотреть определение слова «канон» /стоит обратить вниманию учеников на то, что, благодаря канону, мы и узнаем произведения древнеегипетского искусства/.
Щелкните по картинке, для того чтобы лучше рассмотреть Палетку фараона Нармера /здесь стоит отметить, что уже в данной палетке, созданной в самом начале эпохи Древнего царства древнеегипетский канон отразился полностью/.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Основные принципы египетского канона:
Единство изображений и иероглифов.
Размещение сюжетов горизонтальными поясами.
Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
Каждый из принципов появляется по щелчку мыши. Рядом сразу появляется управляющая кнопка, щелкнув по которой, Вы можете перейти к изображениям, поясняющим текст (данный принцип).
Вы можете показать все принципы сразу, а можете делать это постепенно, чередуя текст и изображения.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом свободном от информации месте фона слайда.
При создании канона египетские художники использовали систему разделения фигуры на части.
Единицей измерения служит длина среднего пальца руки.
19 равных частей приходится на фигуру и 2 1/4 – на традиционный головной убор.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Кисти рук изображены таким образом, что нельзя определить, какая рука изображена – правая или левая
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Если требовалось изобразить многоплановую сцену, фигуры помещались одна под другой.
Причем фигуры переднего плана помещались внизу, а дальние располагались наверху.
Иногда эти ряды отделялись горизонтальными линиями.
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по изображению, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Стоящие друг за другом фигуры распределялись так:
тщательно прорисовывалась передняя фигура,
а около нее дорисовывался контур следующих.
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по изображению, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Фигура взрослого и ребенка отличались не пропорциями, а размером.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Фараон может изображаться только в двух положениях: стоящим или сидящим.
Более всех подчинялись канону, как в жизни, так и в искусстве, фараоны.
Второй вариант изображения фараона – в сидящем положении:
тело напряжено, колени сомкнуты,
руки на коленях, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Стоящий фараон изображается так: левая нога всегда выдвинута вперед,
руки плотно прижаты к телу, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Египетские писцы изображаются иначе:
Обычно в позе «лотоса», со скрещенными ногами, табличкой на коленях для папируса, в руках – письменные принадлежности.
Взгляд обращен вперед, глаза широко раскрыты, как будто писец прислушивается к словам, доносящимся из потустороннего мира.
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по изображению, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Египетский мастер изображал мир, стремясь передать его истинный облик ,
а не то, каким он видится человеческому глазу в момент восприятия.
Анимация работает по щелчку мыши.
Заметка: как-то проводилось исследование, в котором приняли участие дети разного возраста: 5-ти и 13-ти лет. Они рисовали натюрморт с чайником. Старший, зная, как трудно правильно «построить» носик чайника, постарался занять такое место, где бы этот носик ему не был виден (так он объяснил потом выбор своего места). Пятилетнего ребенка посадили рядом с ним (ему носик тоже не был виден). Однако, в своей работе пятилетний ребенок нарисовал чайник полностью в профиль с носиком и ручкой. Когда у него спросили, почему он это сделал, он объяснил так: «Нужно, что бы всё было понятно, а то непонятно, что это чайник» /давно читала об этом исследовании, к сожалению, не могу дать ссылку, передала всё своими словами/. Египетский художник действует по этому же принципу: «чтобы всё было понятно». Это, несомненно, связано с религией и с представлениями египтян о вечной жизни. Каждый человек, существо, растение должны изображаться отдельно с наиболее выгодной точки зрения для большей «понятности». Душа «Ба» (птица с головой умершего) путешествует по загробному миру в течении всего времени мумификации. Возвратившись к телу человека, она должна его «узнать» и «взять его образ» с собой на суд Осириса. Но вдруг мумия будет повреждена? Для этой цели создавались погребальные маски, многочисленные «запасные головы», скульптуры. С точки зрения души Ба легко узнать человека по скульптурному изображению. Но что делать, если требуется узнать человека по настенному изображению? Для этого тело человека изображали как бы с разных сторон, наиболее выгодных для рассмотрения. И всё это постепенно превратилось в канон, который египетский художник не мог нарушить, иначе он не обеспечивал умершему вечную жизнь. Отсюда: консервативность изобразительного искусства Древнего Египта. Исключение: Амарнский период (правление фараона Эхнатона).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Как можно охарактеризовать изображения?
Все рисунки египетских мастеров были:
линейными,
плоскими,
без объема,
без перспективы,
без светотени
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Символическое применение цвета:
Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; символ надежды, молодости, возрождения природы
Черный – цвет благородной земли; символ сохранения и возвращения к жизни после смерти.
Красный – цвет зла, необитаемой и бесплодной земли.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Символическое применение цвета:
Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости.
Ярко-желтый – цвет вечности; символ богов.
Синий – цвет лазури; символ волос божеств.
Голубой – цвет воды, моря; символ обещания новой жизни.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Источники материалов:
Электронное издание: Том 28. Искусство Древнего Египта
Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий.
Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.
Анимация работает по щелчку мыши.
Нажмите на управляющую кнопку возврата, для того, что бы вернуться к предыдущему слайду.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Храм богини Хатхор в Дендере
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Книга Мертвых
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Мериба. около 2450г. до н.э.
Принцип: Единство изображений и иероглифов.
Обратите внимание учеников на то, что изображения и иероглифы представляют собой единое композиционное целое, также общей является цветовая гамма. Проведите параллели с книгой и иллюстрациями к ней (шрифт в книге и стилистика иллюстраций).
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к следующему слайду, поясняющему принцип.
Фрагмент росписи гробницы Нефертари
Принцип: Единство изображений и иероглифов.
Обратите внимание учеников на то, что изображения и иероглифы представляют собой единое композиционное целое, также общей является цветовая гамма. Проведите параллели с книгой и иллюстрациями к ней (шрифт в книге и стилистика иллюстраций).
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к описанию принципов.
Если Вы будете щелкать не по изображению, а по фону слайда, то будете переходить к следующим поясняющим принципы канона иллюстрациям, что нежелательно.
Обратите внимание учеников на то, что в изобразительном искусстве Древнего Египта отсутствует такое понятие, как перспектива. Нет такого понятия, как «загораживание объекта».
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к следующему слайду, поясняющему принцип.
Обратите внимание учеников на то, что в изобразительном искусстве Древнего Египта отсутствует такое понятие, как перспектива. Нет такого понятия, как «загораживание объекта».
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к следующему слайду, поясняющему принцип.
Обратите внимание учеников на то, что в изобразительном искусстве Древнего Египта отсутствует такое понятие, как перспектива. Нет такого понятия, как «загораживание объекта».
Здесь также можно отметить единство изображений и иероглифов (по стилизации и цветовому решению).
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к описанию принципов.
Гробница Аменхотепа II. около 1428 г. до н.э.
Принцип: Разномасштабность фигур.
Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
Здесь также можно обратить внимание учеников на то, что по правилам канона кожа женщин была намного светлее, чем у мужчин.
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к описанию принципов.
Гробница Нахта. Нахт и Тауи. около 1390 г. до н.э.
глаз анфас
голова в профиль
тело анфас
ноги в профиль
Принцип: Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для возвращения к описанию принципов, щелкните по управляющей кнопке возврата, которая появится последней в правом нижнем углу слайда.
Гробница Нахта. Нахт и Тауи. около 1390 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Сцены из крестьянской жизни. 18 династия
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Нахта. Просеивание зерна. около 1390 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Хаемхета. Земледелие. Ок. 1370 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Менена. Обмолот зерна. около 1395 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Статуя писца. Ок. 2450 г. до н.э. 68 см
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Статуя писца Хети. Ок. 2300 г. до н.э. 252 см
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Статуя писца. Ок. 2500 г. до н.э. 51 см
Щелкните мышью по в любом месте палетки, для того, чтобы перейти по гиперссылке к предыдущему слайду.
Палетка фараона Нармера конец 4 тыс. до н.э. шифер, 64 см
multiurok.ru
Понятие «канон» в живописи и скульптуре Древнего Египта (б
Понятие «канон» в живописи и скульптуре Древнего Египта (б.10 в.2)
Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение.
Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило". Каноном древнеегипетского искусства можно назвать свод правил, законов создания художественного произведения, которые становятся посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ. Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.
Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.
Мифология и религия Древнего Египта (б.11 в.1)
Религия Древнего Египта берет свое начало в первобытно-родовых общинах. Она развивалась из древнейших верований и постепенно превратилась в сложную систему.
Главными богами были боги города-гегемона. Так фиванский бог Амон был главными божеством Египта, когда Фивы являлись столицей объединенного государства.
Фараон являлся основанием иерархии богов. Он становился живым богом религии, и все жители Египта должны были воздавать ему божеские почести. Правя государством от имени богов, фараон, в понимании людей, должен был принести стране материальное благополучие и процветание. На него были возложены священные обязанности по проведению различных ритуалов.Жрецы, служившие разным богам, выполняли в древнеегипетском государстве функции чиновников. Богам преподносись огромные подношения. В честь этих богов в Древнем Египте возводились прекрасные, величественные храмы.На всевозможные культы и ритуалы приходилось тратить огромные средства. Благодаря этим пожертвованиям, а также различным льготам, влияние жрецов значительно усилилось и начало оспаривать власть самих фараонов.Мифы играют особую роль в древнеегипетской культуре и религии, в них выявляется правда о сотворении мира, борьбе солнца с силами мрака, наказании людей за грехи и так далее.В представлении древних египтян бог Ра поднялся из бутона лотоса, появившегося в Нуне (водном хаосе), из его рта явились первые боги, а из его слез – люди. Если верить древнему мифу, земля и люди были сделаны богом-гончаром Птах.Основой этих мифов является доказательство всемогущества богов, которые сами решают судьбу людей. Так, в некоторых мифах бог Ра посылает свою дочь Сохмет-Хатор на землю в виде львицы, чтобы наказать людей за то, что они перестали во всем подчиняться богам. Львица была призвана истребить людей. Огромных усилий стоило другим богам остановить её и спасти оставшееся человечество.В Древнем Египте имел широкое распространение культ мертвых. Согласно древнеегипетской религии, каждый человек имеет несколько душ. Одна из этих душ называлась Ба – птица с человеческой головой, а другая Ка - двойник человека. После смерти египтянина Ба устремлялась в небо, а Ка оставалась на земле вместе с его телом. Тело, по представлениям египтян, должно было как можно дольше сохраняться в неизменном виде, чтобы Ка смогла возродиться. Человек после смерти достигал вечного блаженства только в том случае, если тело его оставалось в целости. Исходя из этого, можно понять, почему фараона после смерти бальзамировали так тщательно. В то же время для Ка обеспечивались практически идеальные условия. Чтобы обезопасить фараона, мумия его размещалась в сердце пирамиды, являющейся символом веры и славы египтян.
Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru
worldunique.ru
Ответы на вопрос "20. Канон в искусстве Древнего Египта"
Художественные каноны искусства Древнего Египта
Тот специфический художественный стиль, который сложился в искусстве и архитектуре Древнего Египта и продолжает и в наши дни поражать своей удивительной цельностью, гармонией и высоким совершенством, был, как уже не раз говорилось, в значительной мере сформирован системой религиозных воззрений древних египтян, ориентированных на возможность веч ной потусторонней жизни.
Это определяло и выбор материалов, и приемы их обработки, и систему пропорций, и пластику статуй, и силуэты фигур, изображаемых живописцами на плоскости, и рисунок и колористку изображений.
Сама система религиозных верований, сложившаяся еще на ранних этапах развития египетской цивилизации, стала важней шей идеологической традицией и почти не менялась на протяжении многих веков. Это предопределило такую же традиционность сюжетов и средств художественной выразительности в египетском изобразительном искусстве.
Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем мире сформировали одно из важнейших художественных качеств архитектуры и искусства Древнего Египта — их монументальность. Она достигалась, в первую очередь, масштабностью произведений архитектуры и скульптуры — гигантскими размерами пирамид фараонов, массивностью пилонов и колоннад храмов, колоссальностью каменных статуй, что уже само по себе обеспечивало их долговечность.
Монументальны и сравнительно небольшие статуи, а порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов — вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, высота которых не превышает 15 сантиметров. Такая «монументальность, ориентированная на Вечность», достигалась не только и не столько абсолютными раз мерами, но и приемами пластической обработки, системой про порций, лаконизмом и обобщенностью форм.
www.konspektov.net
Каноны древнеегипетского искусства | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
Египетское искусство имело множество специфических черт. Оно создавалось не для повседневного просмотра, а для вечности. Статус художника высоко ценился. Это были люди, которые владели сакральным знанием о жизни на земле и о существовании после смерти. Они имели точное представление о том, как изобразить человека, готовящегося перейти в мир вечности. Показать человека нужно было достаточно точно, поскольку считалось, что душа умершего окажется в каком-либо изображении умершего, поэтому, чем точнее изображение, тем легче душа найдет путь к своему пристанищу. У египтян было представление, что человек обладает не одной душой, а одной настоящей и множеством душ двойников. У каждой души было свое предназначение, свои обязанности. Каждой душе нужно было обеспечить место для вечного существования. … Поэтому в погребальных камерах мы находим множество образов умершего человека, выполненных с учётом ряда правил − канонов:
− все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны. Художники старались точно передать цвет всех вещей и изображений человека и животных. Все это должно было быть реально похожим;
− художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с натуры. Они выполнялись по памяти или со специальных масок, специальных заготовок для скульптуры;
− на египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций. Все земные переживания должны были остаться на земле. Портретам присуще безучастное выражение лица, обращенное в вечность;
−очень часто в скульптуре использовалось инкрустирование зрачка. До нас дошли три бюста Нефертити. На одном из бюстов глаз не инкрустирован. Это было связанно с тем, что второй зрачок инкрустировался только после того, когда человек умирал. Этот сакральный акт давал возможность человеку перейти из мира живых в мир вечности;
− в изобразительном искусстве Древнего Египта человека живого и человека умершего изображали по-разному. Живого изображали с руками, опущенными в низ, а человека умершего изображали в виде мумии, т.е. со скрещенными на груди руками;
− чем значимей был человек, тем большей по размеру изображалась его фигура. Разница в изображении подчеркивала социальную иерархию, социальную значимость изображенной фигуры.
− если человека изображали в полный рост, то лицо и ноги нужно было обязательно изобразить в профиль, а грудь развернуть в фас, чтобы сердце было повернуто к зрителю. Профильное изображение подчёркивало, что человек одной частью своего тела принадлежит земле, а второй − вечности.
− египтяне не имели представления о перспективе, не могли показать мир объемным. Они понимали, что есть вещи, которые расположены ближе, а есть вещи, которые расположены далеко, и их надо поместить по-разному на рельефе. Предметы, которые были ближе, располагались внизу рельефа, а предметы, которые были далекими, располагались выше.
В египетском искусстве мы видим постоянное сочетание рисунка и иероглифа. Египетские иероглифы нередко сопровождают тот или иной сюжет. Чаще всего иероглифы наносят по периметру рельефа. Сочетание рисунка с иероглифом называется пиктографией. Пиктограммы были значительным шагом к формированию египетской письменности.
refac.ru
КУЛЬТУРА ЕГИПТА КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГИПТЕ: Искусство Древнего Египта
Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).
Ашмольский музей Искусств и Археологии. Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения.
Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Каноны египетской живописи
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов.
Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность.
Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства). На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах.
Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном.
Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают — так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона.
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество.
Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы (или куска дерева), из которого они высечены. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему… Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
Пережитком искусства и религиозных представлений доклассового общества явилось сохранение в искусстве рабовладельческого Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен
Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов.
Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.
В древнем Египте развивались разнообразные направления искусства, обычно связанные с существующими культовыми практиками
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.
В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Новые черты появились и в рельефах. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература.
korawnskiy.ru
7. Канонизм искусства Древнего Египта. - Культура мировых ц-ций - Каталог статей
Роль искусства в Древнем Египте
Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно не ставило перед собой задачу отобразить что-либо, наоборот, оно "оживляло" образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.
Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного.
Росписи и рельефы Домов Вечности призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово "художник" имело значение "творящий жизнь"
Храмовые изображения божеств должны были стать "телом" для богов, дать им возможность жить на земле.
Изображение человека. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами. Может быть, к этому относятся высказывания современных искусствоведов о том, что в статуях человека "нет ничего лишнего" и "изображаемые как бы застыли в вечности"?
Происхождение канона
Египетского художника волновала лишь одна задача - служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины.
Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремесел, строительством храмов. По велению сердца, облеченному в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы, и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул "старейшина художников".Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.
Что такое канон?Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило". Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к области сокровенных знаний.
В герметических текстах Египет назывался "образом неба", "храмом всего мира" потому, что он - страна, где переносят на землю то, что "организуется и выбирается на небе" (герметический трактат Асклепий).В этом понимании, каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать сумму правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приемы изображения, развивались и обновлялись традиции - канон же оставался неизменным.
Символический язык канона
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов.Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Искусство считалось носителем жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего случайного, преходящего, иллюзорного. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.
Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.
Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя трехмерную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи и глаза - в фас, тело и лицо - в профиль. По версии выдвинутой профессором Ф.Шварцем, человек представлен здесь в реальности в 4-х измерениях, т.е. как объем, который развивается во времени.