Мозаика храмов древней руси. Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Красота и долговечность: древнерусская мозаичная живопись. Мозаика храмов древней руси


Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют  византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале  XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов.  Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения  апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» –  изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

pravlife.org

Мозаики в храмах России - Коллекция витражей

Гораздо более широкое распространение, чем витражи, в церквях и храмах  России получили религиозные сюжеты, выполненные в мозаике.

Как и витражи, мозаика представляет собой сюжет или орнамент, набранный из разноцветных кусочков. Принципиальное отличие заключается в том, что кусочки мозаики наносятся на непрозрачную основу и отражают, а не пропускают свет. Отсюда мозаика украшает стены полы храма, а витражи окна. Если материалом для витражей является стекло, то для мозаики может использоваться многое:  камни, плитка, тоже стекло и прочее. Однако для создания художественных произведений наиболее подходящим материалом следует считать смальту – яркое окрашенное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин.

Как вид монументально-декоративной живописи мозаика древнее витражей, мозаичные панно широко использовались в Древней Греции, Риме, Египте. Своего расцвета мозаичное искусство достигло в Византии. Влияние великой империи на Россию предопределило повсеместное использование в нашей стране фресок (художественной росписи), но мозаика не получает своего широкого распространения из-за дороговизны материала  (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Наиболее значимые мозаики были созданы в церквях Святой Софии (1043-1046) и Архангела Михаила (1108-1113) в Киеве.

Возрождению русской мозаики способствовал великий ученый М. В. Ломоносов. Созданные им технологии производства стекла и смальты, а также построенные мануфактуры, позволили получить качественного и достаточно недорогого материала для творчества российских мастеров и художников. Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX  - в начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, в храме Христа Спасителя в Москве, в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.

Использование мозаик в храмах России, я бы хотел проиллюстрировать, примерами работ современной студии “Art-Way” , сохранившими в себе традиции классической русской православной мозаики.

Архангел Гавриил

Св Афанасий

Покрова

Погребение родителей Сергия Радонежского

Св. Дмитрий Солунский

Крещение

Серафим

Спас Вседержитель

 

kapitroman.livejournal.com

Мозаичное убранство храма | Архитектор Михаил Кеслер

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в разделе докла-да, посвященном эстетике современной церковной архитектуры, сказал следующее: «Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с осо-бым вниманием следить за благообразием возводимых строений». Мозаичное убранство является важной частью благоукрашения храма, и этой теме посвящена статья архитектора М. Кеслера.

 

Происхождение мозаичной декорации

Мозаика — один из древнейших способов декорирования. Как полагают, первым материалом для нее послужили россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, перекликаясь по форме, величине и цвету, могут составлять удивительные по красоте композиции. Пластичными материалами, необходимыми для закрепления узорчатых сочетаний камней, послужили известь, глина и цемент. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое назначение — делала поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также их огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать даже стены храмов.

В Древнем Риме мозаика из кусочков цветного мрамора широко использовалась в декорировании полов и в настенных сюжетных композициях. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки изображений, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Раннее христианство, используя достижения античного мира во всех видах искусства, трансформировало и мозаичную технику. Яркий пример — «Базилика в базилике» в Херсонесе. Первый храм на этом месте построен в VI в. Он был типичной для того времени трехнефной базиликой и обладал красивыми мозаичными полами. Здесь можно видеть изображения птиц и нарядный геометрический орнамент, что характерно для подобных произведений раннего средневековья. Особенно интересна так называемая «мозаика с павлином», найденная на полу. Павлин — символ воскресения — окружен круглыми медальонами с голубями, символами Св. Духа. Материал мозаики — смальта, мрамор, известняк разных цветов.

 

Византийская система мозаичного убранства храма

Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок; они же были первооткрывателями сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, получившего название «смальта». Наиболее популярными материалами для мозаики были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов.

В Равенне сохранилась усыпальница дочери императора Феодосия Галлы Плацидии. Верхняя часть ее стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом — мозаика с изображением Христа в образе Пастыря. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре появляются нежно­голубые, зеленые и ярко­синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение: расценивалось как символ богатства и являлось самым ярким из всех цветов.

Запрещение иконописи в Византии VIII–IX вв. повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы. Вопрос о «веществе» образов играл в иконоборческих спорах значительную роль. Предпочтение драгоценностей было естественной реакцией иконопочитателей на утверждения иконоборцев, считавших неуместным изображение Божества из обычных и дешевых материалов. Мозаика, уподобляющаяся самоцветам и источающая золото, наравне с эмалью должна была казаться веществом, наиболее достойным божественных идей, которые она призвана выражать. Отчасти именно потому так велика и даже определяюща ее роль в процессе развития церковного искусства послеиконоборческого периода. В мозаике использовались чистые, светящиеся цвета, которые испытали на себе очистительное действие огня и считались самым подходящим средством для воспроизведения неземного величия божественных первообразов.

В эпоху «Македонского возрождения» (IX–XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, воплощенный в базилике «Новая церковь» (881 г.). Храм украшен мозаиками, расположенными по строго определенной системе. Его убранство делится на части, соответствующие тройственному единству неба, рая и земного мира. Первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конхи апсиды; вторая — зона тромпов, парусов и верхних частей стен; третья — зона нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен. В верхней зоне находятся изображения Христа, Богоматери, ангелов и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события. С IX до конца XI вв. использовались три варианта купольного убранства: изображения Вознесения или Сошествия Св. Духа и образ Пантократора (Вседержителя) во славе.

Византийский художник не изображал пространство, а пользовался им, включая в свои образы и помня о существовании границы между изображением и зрителем. Он никогда не воспроизводил и не показывал свет, исходящий из определенного источника. Вместо этого художник в изображениях использовал реальный свет, учитывая эффекты, производимые им в пространстве между изображением и глазом зрителя. Первым способом использования света было включение в образ сверкающих и излучающих свет материалов (прежде всего золота), которые не только создавали ощущение богатства колорита, но и освещали композиции, помещенные в объемные ниши. Самое сильное освещение отмечало смысловой и композиционный центры изображения (в классическом византийском искусстве они совпадали). Свет окружает фигуры, подобно ореолу святости. В соответствии с перемещением зрителя и движением солнца блики меняют свое положение, но, благодаря особенностям формы отведенных для изображений участков, всегда играют вокруг фигур основных персонажей. Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, которые прорезали купол и апсиду. Так, в верхней зоне, то есть в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона, среди которых преобладали чуть подцвеченный белый и золотой. Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия. Они были нужны и для того, чтобы выявить находящиеся на большой высоте разработанные формы, вопреки сверкающему и поглощающему цвет золоту, которое их окружало. Использование более темных тонов привело бы к видению лишь силуэтов в золотом море.

Следующая зона, то есть праздничный цикл, допускает большее богатство цвета. Здесь колорит ярок и насыщен светом, в то время как темные тона отсутствуют. Впрочем, эти тона господствуют в нижней зоне, где изображены фигуры святых. Здесь цветовая гамма состоит из темно­коричневого, темно­зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Таким образом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы. Для византийских храмов типично сочетание мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшают лишь верхние части интерьера. Стены остаются скрытыми за мраморной облицовкой с блестящей полированной поверхностью. Эта поверхность, контрастируя с мерцанием мозаических кубиков, подчеркивает своеобразные художественные эффекты мозаики. Мраморы серого, коричневого, красноватого и зеленого оттенков в византийских церквях покрывают практически все плоские вертикальные поверхности стен интерьера. Мозаикам остаются лишь ниши, внутри которых композиции кажутся драгоценными камнями в скромной оправе.

Грандиозные мозаичные «полотна» были созданы в главном венецианском соборе — базилике Сан­Марко (XI–XIII вв. с более поздними добавлениями). На фасаде собора выделяются композиция «Страшный суд» и сцены, иллюстрирующие историю доставки в Венецию мощей ее покровителя — св. Марка. Внутреннее пространство собора составляет около 8 тыс. кв. м, все стены и своды украшены мозаичными композициями на золотом фоне.

XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики — самой сложной из мозаичных техник. Свое название она получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания композиций. Главная особенность флорентийской мозаики — тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, позволяющая достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.

 

Мозаики храмов Древней Руси

На Руси мозаика появилась после принятия xристианства (X в.), но не получила большого распространения из­за дороговизны материала: смальту делать не умели, и ее приходилось привозить из­за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в Киеве — в соборе Св. Софии (XI в.) и оставшиеся от несохранившегося собора Михайловского Златоверхого монастыря (1113 г.). Самой сильной стороной киевских мозаик является их колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Как показал детальный анализ мозаической палитры Софийского собора, она состоит из 177 различных оттенков. Так, синий имеет 21 оттенок, золото — 25, серебро — 9, зеленый цвет — 34, желтый — 23, красный — 19, коричневый — 25, фиолетовый — 6, серый — 9 и т. д. Эта палитра ясно показывает нам, как тонко разбирались в неуловимых красочных оттенках средневековые мастера, для которых цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения.

В Софийском соборе мозаики сосредоточены в алтаре и подкупольном пространстве. Они украшают конху и стены апсиды, свод и стены вимы, купол, простенки барабана, паруса и подпружные арки. Тем самым, с помощью мозаики выделяются главные части храма, в которых происходит богослужение.

Войдя в храм, зритель прежде всего обращает взгляд на огромную мозаику в алтарной апсиде. На золотом фоне изогнутой поверхности конхи возвышается фигура Богоматери­Оранты с воздетыми руками. Мозаичист великолепно рассчитал эффект солнечных лучей, полностью озаряющих алтарь в 12 часов дня. Тогда Ее синяя с фиолетовым и с золотом одежда начинает излучать сияние. Евхаристия — мозаика в апсиде — является самым ранним из известных монументальных памятников с изображением обобщенного варианта Евхаристии. Киевская мозаика отличается замечательной монументальностью.

Среди мозаичных изображений Софии Киевской большое место занимает орнамент. Он имеет определяющее значение для композиционного единства фресок с архитектурными формами храма. Орнамент, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень красив и разнообразен по своим мотивам. Здесь можно увидеть цветочные, лиственные и тонкие геометрические узоры. Мотивы орнамента варьируются на золотом фоне, создавая удивительную красоту красочных переливов.

Создание мозаик собора Архангела Михаила отделено от Софии Киевской несколькими десятками лет. Они были последним памятником мозаической живописи на русской почве. Этот вид искусства, неразрывно связанный с расцветом Киевского государства, стоил настолько дорого, что в дальнейшем его уже не применяли в декорировании храмов. Фреска целиком вытеснила мозаику. После монголо­татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XVIII в.

Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750­х гг. М. В. Ломоносов заново разработал методы отливки смальты. К началу 1760­х гг. на специально построенной фабрике под Санкт­Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше 1000 их оттенков, а также разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. Особый художественный интерес представляет набранный им самим образ Христа. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.

В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской обучалась в Италии. В Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17000 различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за рубежом. С поисками в области синтеза монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890 году частной мастерской Александра и Владимира Фроловых. Ее курировала Академия художеств. За сравнительно короткий период в мастерской было создано почти все мозаичное убранство храма Спаса­на­Крови, мозаики многих других церквей России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России — В. М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л. Н. Бенуа, В. А. Косяковым, А. В. Щусевым и многими другими. Здание храма Спаса­на­Крови является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды площадью почти в семь тысяч кв. м. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. В 1930­е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И. И. Бродским, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

 

Современная технология и материалы мозаичных работ

В 1990­е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерcких, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне. В современной практике храмостроительства мозаичная декорация используется, как правило, в виде отдельных образов, расположенных на фасадах и в интерьерах храмов. Исключение составляет храм Преображения в Тушино в Москве, мозаичная декорация которого выполнена художником­монументалистом А. Д. Корноуховым.

Иллюстрируют статью работы мозаичной мастерской художника­монументалиста Максима Богданова. Его мастерской выполнены около пятидесяти мозаичных образов для храмов и монастырей в России и за рубежом. В своих работах мастерская использует стеклянную мозаику или смальту, либо разноцветные кубики из камня. Смальта — великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Она представляет собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов. Смальта прочна, износостойка, жароустойчива и морозостойка, имеет огромный спектр цветов и оттенков. Она интересна тем, что непрозрачна, но, благодаря наполняющим ее толщу крошечным пузырькам, как будто светится изнутри. Золотая смальта изготавливается из золотой фольги, заключенной между двумя слоями тонкого стекла. Изготовление такой смальты сегодня налажено, в частности, художественной студией «Феникс», предлагающей ее по цене, которая ниже стоимости отечественных и зарубежных аналогов.

Натуральный мрамор — один из самых «глубоких» и интересных материалов, используемых в мозаике. Он чрезвычайно прочен, не меняет свою текстуру со временем и имеет массу декоративных достоинств. Рисунок мрамора определяется не только его строением, но и направлением, по которому производится его распиливание, а относительная прозрачность камня порождает на его поверхности тончайшую игру света и тени.

В настоящее время мастера пользуются двумя основными способами при создании мозаики. При прямом наборе на подготовленную основу (стена здания, отдельная основа) наносится предварительный слой раствора. На него переносится рисунок. Затем по фрагментам закладывается рабочий слой раствора (размер фрагмента зависит от того, сколько успеет выложить мастер прежде, чем раствор схватится), в который вдавливаются камни. Прямой набор производится либо с предварительным выкладыванием мозаики «в сухую», либо без предварительного выкладывания. При необходимости швы тонируются в конце работы, или в раствор изначально добавляется какой­либо пигмент. Основное отличие обратного набора состоит в том, что набор идет в зеркальном отражении. При этом можно выложить изображение целиком, а потом скорректировать определенные фрагменты без трудоемкого выдалбливания камней из раствора. В итоге мозаичная поверхность получается более ровной и гладкой, что в ряде случаев оказывается крайне желательным. При обратном наборе на твердую основу — как правило, фанеру — натягивается холст или иная ткань, на которую в зеркальном отражении переводится рисунок. Дальнейший набор мозаики производится с учетом того, что лицевая сторона расположена со стороны холста. В процессе работы камни закрепляются особым водорастворимым клеем. При необходимости что­то изменить нужное место смачивается водой, и камни легко отходят. По окончании работы площадь мозаики покрывается тонким слоем песка, а затем аккуратно расчищается широкой кистью. Песок должен остаться лишь в швах между камнями для того, чтобы раствор не вытек на лицевую сторону мозаики. Затем проводится окончательная заливка. В зависимости от будущего местоположения мозаики и ее размера принимается решение, какая будет арматура, какая должна быть толщина слоя раствора и какой материал использовать. Залитая мозаика сохнет положенное время, затем переворачивается. Ткань либо отходит сама, либо отмачивается горячей водой. Песок и остатки клея смываются. Далее необходимо дать мозаике окончательно просохнуть, и можно приступать к монтажу.

В современной практике часто используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа.

 

Архитектор М. Ю. Кеслер.

Журнал «Иконописец» №24, 2010 г.

Архитектор М.Ю. Кеслер

kesler.ortox.ru

Мозаичная декорация православных храмов

12077

Мозаичная декорация православных храмов

М.М. Кеслер,

МГХПА им. Строганова

Возникновение мозаичного убранства

Мозаика является одним из древнейших способов декорации среды обитания человека. Как полагают, первоначально использовались россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, взаимодействуя формой, величиной и цветом, способны создавать удивительные по красоте композиции. Пластичными материалами, служащими для закрепления узорчатых сочетаний камней, были известь, глина и цемент.

Принцип взаимодействия отдельных структурных элементов-блоков, обладающих своим цветом, размером и фактурой, в единой композиции использовался древними мастерами и с применением в качестве составляющих таких материалов, как глазурованный рельефный кирпич (ворота Иштар в Вавилоне).

В Древнем Риме техника мозаики из кусочков цветного мрамора широко использовалась в декорации полов и настенных сюжетных композициях.

Раннее христианство, используя достижения античного мира во всех видах искусства, трансформировало в своих композициях и мозаичную технику. Такова “базилика в базилике” в Херсонесе, открытая в 1889 г. К.К. Костюшко-Валюжиничем. В 1972–1974 гг. здесь проводилась консервация и реставрация мозаичных полов. Первый храм на этом месте построен в VI в. Он являл собой типичную для того времени трехнефную базилику и обладал красивыми мозаичными полами с изображениями птиц и нарядного геометрического орнамента, что характерно для подобных произведений раннего средневековья. Особенно интересна так называемая мозаика с павлином, найденная на полу помещения, некогда примыкавшего к северному нефу базилики. Павлин – символ воскресения окружен круглыми медальонами с голубями, символизирующими Святой Дух. Материал мозаики: смальта, мрамор, известняк разных цветов.

^ Вопрос о “веществе” образов играл в иконоборческих спорах значительную роль. Предпочтение драгоценностей было естественной реакцией иконопочитателей на утверждения иконоборцев, считавших неуместным изображение Божества из обычных и дешевых материалов. Мозаика, уподобляющаяся самоцветам и источающая золото, наравне с эмалью должна была казаться веществом, наиболее достойным тех божественных идей, которые она призвана выражать. Отчасти именно потому так велика и даже определяюща ее роль в процессе развития церковного искусства послеиконоборческого периода. В мозаике использовались чистые, светящиеся цвета, которые испытали на себе очистительное действие огня и считались самым подходящим средством для воспроизведения неземного величия божественных первообразов.

Средневизантийская система мозаичного убранства делится на части, соответствующие тройственному единству неба, рая, или Святой земли, и земного мира. В храме легко можно выделить три зоны: первая – зона куполов и сводов верхнего уровня, в т. ч. конхи апсиды; вторая – зона тромпов, парусов и верхних частей стен; и третья – зона нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен.

В верхней зоне находятся только изображения наиболее священных лиц (Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо является либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события. С IX до конца XI в. византийское искусство использовало только три варианта купольного убранства: “Вознесение”, “Сошествие Святого Духа” и образ Пантократора-Вседержителя во славе.

Византийский художник не изображал пространство, а пользовался им, включая его в свои образы и помня о существовании пространства между изображением и зрителем. Точно так же он никогда не изображал и не показывал свет, исходящий из определенного источника. Вместо этого художник использовал реальный свет, учитывая эффекты, производимые им в пространстве между изображением и глазом зрителя. Первым способом использования света было включение в образ сверкающих и излучающих свет материалов, прежде всего, золота, что помогало не только создавать ощущение богатства колорита, но вдобавок освещать композиции, помещенные в объемные ниши. Самое сильное освещение подчеркивало смысловые и композиционные центры изображений, которые в классическом византийском искусстве совпадали друг с другом. Свет окружал главные фигуры подобно ореолу святости. В соответствии с перемещением зрителя и движением солнца эти блики меняют меняли свое положение, но, благодаря особенностям формы отведенных для изображений участков пространства, всегда играют вокруг фигур основных персонажей. Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, прорезавших крупные композиции, купола и апсиды.

Так, в верхней зоне, т. е. в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона, среди которых преобладали чуть подцвеченный белый и золотой. Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия, но они были нужны и для того, чтобы выявить находящиеся на большой высоте разработанные формы, вопреки сверкающему и поглощающему цвет золоту, которое их окружало. Использование более темных тонов могло привести лишь к образованию силуэтов в золотом море. Следующая зона, то есть праздничный цикл, допускает большее богатство цвета. Здесь колорит ярок и насыщен светом, в то время как темные и мрачные тона отсутствуют. Впрочем, эти тона господствуют в нижней зоне, где изображены фигуры святых. Здесь цветовая гамма состоит из темно-коричневого, темно-зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Таким образом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы.

Для византийских храмов типично сочетание мозаик с мраморной облицовкой стен. Как пра­вило, мозаики украшают лишь верхние части интерьера – купола, своды, конхи, тромпы. Стены же остаются скрытыми за мраморной облицовкой с блестящей поли­рованной поверхностью. Эта твердая поверхность, контрастируя с живописным мерцанием мозаических кубиков, еще более подчеркивает своеобразные художественные эффекты мозаики. Эти мраморы серого, коричневого, красноватого и зеленого оттенков в украшенных мозаикой византийских церквях покрывают практически все вертикальные поверхности стен интерьера. Мозаикам остаются лишь ниши, внутри которых композиции кажутся драгоценными камнями в скромной оправе.

^

С принятием христианства, пришедшего из Византии, Киевская Русь взяла от византийцев технические приемы декорации храмов, но не внесла в них ничего существенно нового. Над киевскими мозаиками, несомненно, трудились греческие мастера. Но как в соборе св. Софии, так и в церкви Архангела Михаила они привлекали к сотрудничеству местные силы, которые участвовали не только в выполнении мозаик, но и в изготовлении смальты.

Как и в чисто византийских мозаиках, в киевских мозаиках грунт состоит из трех слоев. В Софийском соборе первый слой, нанесенный непосредственно на кладку стены, равен по толщи­не 15–20 мм, второй (средний) слой, обычно использовавшийся под предварительный композици­онный набросок, несколько толще (18–25 мм), третий (верхний) слой с остатками фресковой росписи, уточнявшей мозаичисту цветовое решение, имеет толщину в 20–23 мм. Общая толщина грунта приближается к 6 см (в церкви Архангела Михаила она несколько больше: 8–10 см). Слои грунта состоят из кварцевого песка, незначительного количества обломков горных пород и волокон соломы. Так как кубики смальты выкладывались по сырому, предвари­тельно расписанному грунту, то третий слой наносился отдельными участками в соответствии с дневной нормой работы мозаичиста. В мозаиках Михайловской церкви прослеживаются как вертикальные, так и горизонтальные борозды, которые являются (являлись?) линиями спай­ки двух смежных участков работы.

В мозаиках Софии Киевской преобладают кубики прямоугольной формы, встречаются также кубики треугольной и овальной формы. Кубики смальты вдавливались в грунт под различны­ми углами, чем достигалась свойственная одной только мозаике искристость поверхности. Боль­шинство мозаичистов было опытными мастерами, превосходно знавшими свое дело. Они хоро­шо чувствовали форму и умели выявить ее с помощью тонко продуманных цветовых контрастов, что особенно наглядно выступает в трактовке лиц. Например, на 1 кв. дм в наборе лица архидиа­кона Лаврентия (нижний регистр апсиды) уложено 400 кубиков. В разделке одежд и фона коли­чество кубиков на 1 кв.дм. резко снижается: на одежде Богоматери-Оранты оно равно 123 куби­кам, на золотом фоне конхи – 150 кубикам и т. д.

Самой сильной стороной киевских мозаик является их колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Как показал детальный анализ мозаической палитры Софийского собора, она состоит из 177 различных от­тенков. Так, синий цвет имеет 21 оттенок, золото – 25, серебро – 9, зеленый – 34, желтый – 23, красный – 19, коричневый – 25, фиолетовый – 6, серый цвет – 9 и т. д. Подобное цветовое богатство мозаической палитры можно было обрести лишь в результате вы­сокоразвитой техники производства смальт. Палитра Софии Киевской – еще одно свидетельство того, насколько качество колорита моза­ик обусловлено количеством тональных оттенков. Средневековые мастера тонко разбирались в неуловимых красочных оттенках, для них цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения.

Размещение мозаик в Софии Киевской соответствует схеме украшения столичных храмов. На связь с Кон­стантинополем указывает и великолепный святитель­ский чин, состоящий из фронтально по­ставленных фигур, индивидуальные лица которых хра­нят в себе отголоски эллинистической портретной живописи. По-видимому, работавшая здесь артель состояла как из столичных, так и из провинциальных мастеров.

В Софийском соборе мозаики сосредоточены в алтаре и подкупольном пространстве Они ук­рашают конху и стены апсиды, свод и стены вимы, купол, простенки барабана, паруса и подпружные арки. Тем самым с помощью мозаики выделяются главные части храма, в которых совершается богослужение.

Мозаики купола, барабана и парусов при всей своей торжественной величествен­ности и красочной декоративности не сразу привлекают внимание входящих в храм. Переступив его порог, зритель невольно обращает взгляд прежде всего к огромной мозаике в грандиозной алтарной апсиде. На золотом сверкающем фоне изогнутой поверхности конхи возвышается фигура Богоматери Оранты с воздетыми руками. Мозаичист великолепно рассчитал эффект солнечных лучей, полностью озаряющих алтарь в 12 часов дня. Тогда ее синяя с фиолетовым и с золотом одежда начинает излучать сияние.

Над триумфальной аркой представлен Деисус – три медальона с полуфигурами Христа, Бого­матери и Иоанна Крестителя. Над подпружными арками (восточной и западной) между евангелистами расположены ме­дальоны с полуфигурами Богородицы и Христа. Прикрывающие триумфальную арку столбы украшены фигура­ми архангела Гавриила и Богоматери.

Евхаристия – мозаика в апсиде (1043–1046) – самая крупная из сохранившихся мозаических компо­зиций, является самым ранним из известных монументальных памятников с изображением обобщенного варианта Евхаристии. Киевская мозаика отличается замечательной монумен­тальностью. Развертывая всю композицию на плоско­сти, мозаичисты последовательно избегали всего того, что могло бы нарушить этот принцип. Так, они лишили всякого объема престол, сведя его к плоскому, орнаментально разделанному прямоугольнику. Киворий* также проецируют на плоскости, отбрасывая четвер­тую колонку и тем самым отказываясь от всякого на­мека на ракурс. В торжественно выступающих фигурах они нигде не прибегают к перерезываниям, тща­тельно соблюдая такой их порядок, в котором господствует рядоположение со строгим соблюдением интервалов.

Среди мозаичных изображений Софии Киевской важную роль играет орнамент. Он весьма значим для композиционного единства фресок с архитектурными формами храма. Орнамент, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень красив и разнообразен по своим мотивам. Здесь можно увидеть цветочные, лиственные и тонкие геометрические узоры. К византийским источникам восходят гофрированные и ступенчатые орнаменты. Основным источником красочных орнаментов Софии Киевской стали драгоценные византийские рукописи Х–XI вв. Мотивы орнамента варьируются на золотом фоне, создавая удивительную красоту красочных переливов. Они объединяют отдельные мозаичные композиции в красочную симфонию, исполненную величественной торжественности.

По общему строю своих форм мозаики Софии Киевской далеки от константинопольского ис­кусства с его свободными живописными группами, тонкой красочной лепкой, относитель­ной пространственностью его композиционных построений. Наибольшую стилистическую бли­зость к киевским мозаикам обнаруживают мозаики Хосиос Лукас, возникшие (созданные?) в начале XI в.

Великолепный цикл киевских мозаик был завершен в несохранившемся соборе Архангела Михаила в Михайловском Злато­верхом монастыре, построенном в 1108–1113 гг. Святополком Изяславичем, в крещении Михаилом, похороненным там в 1113 г.

Мозаики собора Архангела Михаила создавались через несколько десятков лет после Софии Киевской. Их выполнение отличается от мозаик собора св. Софии иными чертами художественного стиля и приемами решения. В создании монументального ансамбля собора Архангела Михаила киевские мастера принимали более активное участие. Декорация центральной апсиды Михайловской церкви мало чем отличалась от системы декорации в апсидах Софийского храма. В конхе была представлена Богоматерь Оранта, ниже шел пояс с Евхаристией, еще ниже был расположен фриз с фигурами святителей.

Михайловские мозаики, как и софийские, выделяются исключительной красотой своих густых, сочных красок. Среди них преобладают зеленые цвета – от изумрудно-зеленых до приглушенных темно-зеленых. В разделке складок хитонов и плащей широко применяется золото, придающее одеяниям парадный характер. Лица набраны из белых, розовых, серых и красных кубиков, в тенях широко использованы темно-серые и серовато-оливковые кубики, волосы даны то светло­ серыми, то белыми, то темно-серыми, то красно-коричневыми. Но особенно эффектна красочная гамма одеяний, поражающая изысканностью своих оттенков (белые и серые тона незаметно пе­реходят в изумрудно-зеленые, коричневато-красные, фиолетовые, синевато-стальные, нежно-ро­зовые). Так создается совсем особая переливчатая гамма, которой византийские мастера владели с замечательным искусством.

Мозаики Михайловской церкви были последним памятником мозаической живописи на рус­ской земле. Этот вид искусства, неразрывно связанный с расцветом экономической и полити­ческой мощи Киевского государства, стоил настолько дорого, что в дальнейшем его уже не при­меняли в декорировке храмов. Этот столь тесно связанный с Византией вид искусства целиком вытеснила фреска.

^

В современной практике храмостроительства мозаичная декорация используется, как правило, в виде отдельных образов, расположенных на фасадах и в интерьерах храмов. Интерьер, решенный с помощью локального покрытия стен и сводов мозаикой – большая редкость в наши дни. Обычно для мозаичных композиций используют смальту либо разноцветные кубики из натурального камня.

Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют чистую смальту ,ее сочетание со стеклом или только стекло. Фирма BISAZZA (Италия) предпочитает венецианское стекло, слегка шероховатое или гладкое, прозрачное или непрозрачное, мозаику из смальты, из стекла с добавлением авантюрина и из стекла с сусальным золотом. Итальянская компания SICIS использует смальту и натуральные камни. Натуральные камни применяет и MEGARON (Италия), хотя в ее коллекции имеется и гладкое и полупрозрачное стекло с добавлением смальты. Мозаика французской фирмы OPIOCOLOR, делается из особой стеклопасты Opio. Испанские фирмы ZIRKONIO, Togama, Gres De Onda, Wizanto, Vidrapur выпускают стеклянную мозаику. Итальянская MARCHETTI FRANCESCO применяет самые разные материалы, вплоть до сусального золота. Фирма CARTER из Китая предлагает стеклянную продукцию, подобную той, что выпускает BISAZZA .Так же на российском рынке появляются достойные производители традиционной смальты, которые не уступают в качестве своим зарубежным аналогам и при этом их стоимость гораздо ниже.

Для небольших изделий подходит мозаика россыпью. Для монументально-крупных объектов лучше использовать мозаичные ленты на тканевой или бумажной основе

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава “Керабонд” с добавлением дисперсии “Изоластик”, увеличивающий эластичность клея. В такой технике автором выполнены мозаики на храме-часовне в честь Лазаря Четверодневного в деревне Шелепино Дмитровского района Московской области (см. иллюстрации на 3-й полосе обложки).

Цементно-полимерный клей применим внутри и снаружи, морозостойкий, водостойкий, белый и серый, наносится на известковую и цементную штукатурки, цементные стяжки, бетонные полы. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Необходимы и другие материалы: виниловый клей для мелких работ, специальный цементный клей для крупных работ; состав для затирки швов между элементами, иногда – акриловый лак при наружных работах.).

lib2.podelise.ru

Храмы Древней Руси - Храмы Жизни

Храмы Древней Руси были удивительно живыми, радостными творениями. Сегодня набрул на свою заметку об их внутреннем пространстве.

В конце Х - начале XII века в древнерусских храмах была распространена мозаика. Основным материалом была смальта (смесь стеклянной массы и различных металлов), а также стекло и камень. Из стекла набирали фоны, изображение одежд, надписи, орнаменты; из камня - изображение ликов, рук и ног. Мозаика создавала удивительное цветовое многообразие. Так, в палитре Софийского собора в Киеве отмечено более 130 цветовых оттенков: 35 - зеленого цвета, 19 - синего, 13 - красного. Мозаика набиралась из кубиков смальты по сырой штукатурке по заранее нанесенному рисунку. Кубики вдавливались во влажный раствор и закреплялись в нем под разным углом. Благодаря этому падающие на мозаику лучи солнечного света, пламя светильников и свечей каждый кусочек смальты отражал по-разному, отчего она мерцала и искрилась. Стены, своды, как бы утрачивая свою материальность, растворялись в блеске и сверкании смальты.

В XII веке наступает новый этап. На смену мозаике приходит фреска, которая теперь украшает не только боковые нефы, галереи, но и подкупольное пространство, алтарь. На фресках начала XII века (собор на Протоке в Смоленске) нанесены, например, изображения птиц и львов, заключенные в медальоны; тонкие и изящные по рисунку, напоминающие многоцветные ковры, растительные орнаменты, платы (живописные изображения как бы висящих на стенах тканей), полилития (роспись, имитирующая поверхность цветного камня).

Большое внимание древнерусские строители уделяли убранству полов. Их украшали мозаикой, керамическими плитками, покрывали камнем и даже медью. Так, в Десятинной церкви в Киеве крупные куски смальты (гораздо большего размера, чем для настенной мозаики) были закреплены в известковый раствор, покрывавший пол храма, и в сочетании с кусочками цветногок амня составляли многоцветные геометрические орнаменты. Мозаичные полы использовались в постройках Киева, Переяславля, Чернигова, Новгорода, Полоцка конца X - XI века. Мозаику дополняли керамическими плитками, покрытыми разноцветной поливой (цветным стеклом, близким по составу к смальте). Мозаикой украшали пол в центре храма, в алтаре; керамическими плитками - пол боковых нефов и галерей. В XII веке поливные плитки становятся основных материалом для покрытия пола - они найдены почти во всех русских городах, где велось в это время строительство из кирпича и камня. В зависимости от размеров в убранстве одного здания могло использоваться от полутора до нескольких тысяч плиток. Укладывали плитки на известковый раствор, глину или просто на песок. Древнерусские мастера чаще делали плитки квадратными и треугольными. Иногда плиткам придавалась форма, позволяющая составить из низ кольцо, круг или другие геометрические фигуры. Их покрывали одноцветной поливой: желтой, зеленой, коричневой; редко - красной, белой, синей, черной. Иногда плитки украшали росписью6 когда поверх поливы одного цвета поливами других цветов наносились орнаменты в виде волн, восьмерок, фигурных скобок и т.д. В убранстве одного храма использовались плитки разных цветов, при этом они укладывались так, что цветовые дорожки, чередуясь, располагались параллельно стенам здания, по диагонали или образовывали узоры. Под влиянием романской архитектуры полы храмов Галича XII - XIII веков набирали из керамических плиток с рельефным декором. Изображения грифонов, орлов, дополненные орнаментами, вырезали на дощецках деревянных рамок, в которых формовали плитки, затем рисунок отпечатывался на влажной глине, а во время обжига рельеф затвердевал.

Алтарь. В древнерусских храмах престолам придавали форму столов, верхняя каменная плита которых покоилась на столбиках-ножках или на четырех стенках (кирпичных или каменных). Алтарная преграда (позднее ставшая иконостасом) первоначально была исключительно символической границей между наосом и алтарем и позволяла молящимся в течение всей службы видеть престол, мозаики и фрески алтаря. Преграды первых храмов сооружались из камня и мрамора. Колонные преграды с резными базами (подножиями) и капителями (навершиями), размещенные между предалтарными столбами храма, поддерживали резной архитрав (горизонтальную балку). Пространства между колоннами преграды примерно на половину их высоты заполняли каменные плиты парапета. С XII века основным материалом алтарных преград стало дерево. В дальнейшем, в первую очередь в Московии, все больше действий, происходящих в алтаре, становились доступны лишь взорам священников, и к XV веку алтарная преграда превратилась в иконостас, ставший отличительной чертой храма Московского царства. На рубеже XV - XVI веков иконостас насчитывал пять чинов (рядов). Каждый из них занимал строго определенное место. Верхний - праотеческий, символизировавший ветхозаветную, дохристианскую церковь от Адама до Моисея (включал изображения патриархов, праотцев, в центре - Святая Троица). Следующий чин - пророческий (подзаконный период от Моисея до Христа, в центре - Богоматерь Знамение). Третий сверху чин - праздничный, новозаветный, благодатный (включает предсказания о Христе, его земной путь, события жизни Богоматери и начальную историю земной церкви, чин не имеет центральной иконы). Следующий ряд - деисусный (деисус - с греч. моление) - посвящен второму пришествию Христа в мир (в центре - Христос, восседающий на троне). Нижний чин иконостаса - местный.

(по материалам сборника Древняя Русь. Эрмитаж)  

bratorm.livejournal.com

Красота и долговечность: древнерусская мозаичная живопись

Дата публикации: 23 августа 2016

Традиционно считается, что мозаики из смальты пришли в культуру Древней Руси вместе с византийским влиянием после принятия христианства в X веке. Однако искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.

Уже с IV века именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII веках. В этот период подобный декор на Руси достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений.

Но конечно же, самое большое применение смальтовое оформление интерьеров нашло в древнерусском храмовом зодчестве.

При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики - мозаика пола и мозаика сводов, куполов и стен.

znak 1

Мозаичное оформление пола фрагментарно сохранилось в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов..

София Киевская

В самом первом и одном из самых знаменитых на Руси христианском соборе, построенным, по некоторым данным, князем крестителем Владимиром – Софии Киевской (1037 – 1067) – сохранилось несколько мозаичных панно.

1 oranta

Богоматерь Оранта (мозаика в алтаре храма Св. Софии в Киеве, ок. 1037).

Пожалуй, самое узнаваемое из них – это мозаичное изображение Богоматери с воздетыми ввысь руками. Это Оранта (по-гречески - молящаяся). Поднятые к небесам руки Богоматери возносят Сыну неустанную молитву за людей. Веками Оранту почитали как Заступницу, как Молящую за землю русскую. Уже в древности ее прозвали «Нерушимая стена» - она словно защищает храм. Эта огромная мозаика расположена над главным алтарем и встречает каждого, входящего в храм.

На фризе  под Орантой - мозаика «Причастие» на фризе. Еще ниже идет пояс из мозаичных изображений отцов церкви и святых.

2 pantokrator

Христос Вседержитель (Пантократор) (мозаика в куполе храма Св. Софии в Киеве, ок. 1043-1046).

Главный купол храма украшает панно «Господь Вседержитель (Пантократор)». Он словно властвует над всем пространством. По краям древними мастерами были выложены изображения четырех архангелов, из которых до наших дней сохранился только один.

Также фрагментарно сохранились фигуры апостолов на барабане купола, несколько медальонов с поясным портретом Христа и святых в арках, изображение евангелиста Марка в парусах, фрагменты мозаичных орнаментальных украшений в разных частях храма.

Русские мастера выкладывали панно и декоры Софии Киевской с использованием цветной смальты более 150 оттенков. А в качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской.

znak 1

Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и Спасский (XI века) соборы в Чернигове и Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073 – 1078). К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились..

Михайловский Златоверхий монастырь

Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом монастыре  в Киеве (вторая половина XI века).

3 dmitriy

Мозаика с изображением святого мученика Дмитрия Солунского из храма Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, 1108-1113 (Государственная Третьяковская галерея) .

Одной из самых известных мозаик собора стало изображение Святого Дмитрия Солунского в соборе Архангела Михаила. Оно расположено  с южной грани северо-восточного столба алтарной части. Святой изображен в виде полностью снаряженного воина - блестят золотые латы, есть копье, меч и щит. На высокое положение изображенного воина указывает золотой узор на зеленом плаще.

Собор Святой Софии в Новгороде

Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора святой Софии Новгородской (1048 – 1050).

4 sobor

5 sobor

Интерьер собора Святой Софии в Новгороде (1045-1050).

Декор этого храма не отличается таким богатством красок, как  София Киевская, однако также заслуживает внимания. Мозаика здесь выполнена на основе известняковых плит. В высеченные в известняковой плите углубления заливался плотный розоватый раствор, а в незатвердевший грунт вдавливали кусочки разноцветной смальты. Предварительно в плите делался эскиз красками для будущего мозаичного орнамента.

Отделка не выглядит монохромной и неброской, хотя мастера использовали всего несколько разных оттенков смальты - желтый, зеленый, красный, синий, белый и черный.

Мозаичными плитами в этом храме украшены «горнее место» (место владыки), нижняя часть алтарной аспиды, а также седалище (места для духовенства). Впечатляют наборные мозаичные полы, а также орнаменты стен, доминирующим мотивом которых является крест.

znak 1

В каждой отдельной мозаичной плите алтарной апсиды орнамент из круга, ромба, цветка и звезды варьируется в размере и цвете. Многообразна и форма самих смальт - квадрат, прямоугольник, ромб, лепесток.

Дошедшие до наших дней мозаики храмов и гражданских сооружений выполнены с огромным мастерством и представляют собой доказательство бесспорного таланта древних русских художников, а также высокого уровня развития производств по изготовлению цветной смальты.

Возрождение забытого искусства

И все же мозаика не стала на Руси столь распространенной. После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Да и после татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно она была заменена более дешевой техникой фрески. Не стало мастеров, утраченными оказались секреты изготовления смальты. Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое.

Но в XVIII веке мозаичную технику в России возродил великий ученый М.В. Ломоносов,  который практически заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики.

А затем на Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи  флорентийской мозаики.

znak 1

Флорентийская мозаика отличалась тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы. При этом тонким каменным пластинкам придавали контуры изображаемого предмета или соответствующей детали.

Только теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и так далее. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). А для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.

xn--n1abh7c.xn--p1ai