История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Орхестра. Орхестра в древней греции


Орхестра - это... Что такое Орхестра?

Орхестра Театра Диониса в Афинах. Первоначально была круглой, в римское время переоборудована для боёв гладиаторов в виде полукруга

Орхестра (др.-греч. ὀρχήστρα) в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений театральных актёров, хора или музыкантов. Название переводится как «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла фимела — круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет (флейстист).

Сзади орхестры на некотором расстоянии возводилась скена (сначала — палатка для переодевания, затем выполняла функции сценического задника). Орхестру полукругом огибали сиденья для зрителей, сначала деревянные, потом — каменные.

Первый ряд — проэдрия — предназначался для наиболее почтенных афинских граждан и не отгораживался от орхестры.

В эллинистическое время актёры выступают на проскении (он же логейон) — специальной сценической площадке между орхестрой и скеной, а орхестра становится местом для хора и музыкантов. В эллинистическое время первый ряд отгораживается от орхестры особым бортиком и поднимается чуть выше. Скена позднегреческого театра соединяется с орхестрой по касательной. В римских театрах передняя линия скены пересекает орхестру по хорде, а ещё чаще — по диаметру; соответственно орхестра постепенно становится полукруглой.

В эпоху Возрождения с её преклонением перед античностью возводились театры, формы которых повторяли формы античных театров (архитектуры следовали преимущественно описаниям Витрувия). С течением времени псевдоантичная орхестра нового времени трансформировалась в оркестровую яму, а также дала название оркестру — коллективу музыкантов.

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 июня 2011.

dic.academic.ru

ОРХЕСТРА | Энциклопедия Кругосвет

ОРХЕСТРА (греч.orchestra, от orcheomai – танцую), круглая земляная площадка (диаметром 20 метров и более), на которой находился жертвенник и происходило основное действо трагедий и комедий древнегреческого театра – которая была местом игры хора и актеров.

Орхестра являлась аналогом той круглой площадки-площади, на которой в окружении зрителей происходили древние ритуально-обрядовые хороводные представления Дионисии. Площадная родословная орхестры, как первой в истории мирового театра сцены, обусловила и площадный характер синкретического (актерского и сценографического вместе) искусства исполнения древнегреческих трагедий и комедий 5 в. до н.э.

В течение нескольких следующих веков, на протяжении всей эпохи эллинизма, орхестра оставалась основным местом игры актеров, но неизбежность смены ее на площадку иного типа была предопределена. Так как зрители не окружали ее кольцом, а смотрели с амфитеатра, охватывающего ее с трех сторон. Схема этого процесса соответствует общей тенденции развития поэтики античного театра: от классики 5 в. до н.э. к древнеримским спектаклям 1–2 вв. н.э.

Так, по мере уменьшения роли хора, а затем и его исчезновения, происходило постепенное сокращение пространства орхестры от полного круга до полукруга. А в римском театре и это пространство полукруга перестало быть местом игры, стало не сценическим, а зрительским – теперь здесь располагались места для сенаторов. Второй же полукруг орхестры захватывался проскением (просцениум), который теперь, выдвинувшись от стены скены (сцены) до середины орхестры вперед, к зрителям, превратился в приподнятую сценическую площадку вытянутой прямоугольной формы шириной до шести метров. Эта-то площадка и становится основным местом для игры, вытеснившим на многие века круглую сцену орхестры, – она сохранялась лишь в цирке, и только в драматическом театре 20 в. стали вновь появляться сцены-арены (см. АРЕНА).

Античная орхестра являлась не только местом для игры, но была и обобщенным местом действия, что выражалось самой формой античной сценической площадки. Круг орхестры обозначал образ солнца, мироздания. Поэтому все, что на ней происходило: построения, перемещения хора и артистов, их выходы и уходы, приобретало особый смысл. Как писала филолог О.М.Фрейденберг: «слева и справа между орхестрой и скеной проходы; запад всегда означает страну смерти, – здесь западный проход – чужбина, восточный, согласно семантике рождения солнца, – родина». Развивая объяснения смысла происходившего действа, В.В.Иванов указывает, что «символика противопоставления двух проходов – западного, левого и восточного – правого, прямо продолжала архаическую символику древнего греческого противопоставления правого как благого (положительного) и левого как дурного (отрицательного)». Этот исконный содержательный смысл круговой формы орхестры так или иначе и в современных спектаклях закладывается режиссером и художником, когда они избирают местом действия сцену-арену.

Виктор Березкин

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

www.krugosvet.ru

орхестра - это... Что такое орхестра?

  • Орхестра — Театра Диониса в Афинах. Первоначально была круглой, в римское время переоборудована для боёв гладиаторов в виде полукруга Орхестра (др. греч …   Википедия

  • ОРХЕСТРА — (греческое orchestra, буквально площадка для танцев, от orcheomai танцую), древнейшая часть древнегреческого театра: окаймлённая амфитеатром круглая площадка диаметром 20 м и более, на которой выступали хор и актёры. В центре орхестры находился… …   Современная энциклопедия

  • Орхестра — (греческое orchestra, буквально площадка для танцев, от orcheomai танцую), древнейшая часть древнегреческого театра: окаймлённая амфитеатром круглая площадка диаметром 20 м и более, на которой выступали хор и актёры. В центре орхестры находился… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОРХЕСТРА — (греч. orchestra от orcheomai танцую), основная часть театрального здания в Др. Греции; окаймленная амфитеатром площадка, на которой выступали хор и актеры …   Большой Энциклопедический словарь

  • орхестра — сущ., кол во синонимов: 1 • площадка (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • орхестра — (греч. orchēstra, от orchéomai  танцую), основная часть театрального здания в Древней Греции; окаймлённая амфитеатром площадка, на которой выступали хор и актёры. * * * ОРХЕСТРА ОРХЕСТРА (греч. orchestra, от orcheomai танцую), основная часть… …   Энциклопедический словарь

  • Орхестра — (греч. orchēstra, от orchéomai танцую)         основная древнейшая часть театрального здания в Древней Греции; круглая (диаметр 20 м и более), окаймленная амфитеатром площадка, на которой в 5 в. до н. э. выступали Хор и актёры. В центре О. был… …   Большая советская энциклопедия

  • Орхестра — ж. Круглая площадка между сценой и местами для зрителей, на которой находился хор, участвовавший в драматическом представлении (в древнегреческом театре). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • орхестра — орхестра, орхестры, орхестры, орхестр, орхестре, орхестрам, орхестру, орхестры, орхестрой, орхестрою, орхестрами, орхестре, орхестрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ОРХЕСТРА —    • Orchestra,          см. Theatrum, Театр, 6 сл …   Реальный словарь классических древностей

  • dic.academic.ru

    Театральное здание в классической Греции

    Театральное здание классической Греции — устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

    Орхестра

    Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов — сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела — алтарь Дионису (впоследствии — обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе — инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также — первоначально — актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально — единственной роли в пьесе).

    Театрон (места для зрителей)

    На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала — только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор — Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые — почётные — места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные — без спинок и на открытом солнце — для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

    Скена

    В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

    С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

    С конца XIX века ведутся споры о существовании в V—IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

    Проскений

    Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой) — передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

    В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии — фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4—1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку[1].

    Пароды

    Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

    См. также

    Примечания

    dic.academic.ru

    Греция, часть 12-я: античный театр в Эпидавре

    Давно Греции в моем журнале не было, а тем не менее, надо завершать рассказ об этом путешествии 10-летней давности. В предыдущей части, написанной еще в августе, был рассказ 4-го дня путешествия о Коринфском канале, покинув который, мы направились в Эпидавр, одно из наиболее примечательных и славных мест античной Эллады.

    Очень подробно писать нет возможности, поэтому будет рассказ в картинках, которые, по-моему, способны и без слов передать незабываемые впечатления от этого места.Здесь видны объекты, которые мы посещали в этот четвертый день путешествия - Эпидавр, Микены и Навплион. Эпидавр расположен в 32 км (20 милях) к востоку от Навплиона и в 63 км (39 милях) на юг от Коринфа.

    По дороге из Коринфа в Эпидавр вдоль дороги расположились апельсиновые плантации и вообще пейзажи за окном были хороши. Отчего-то на ходу из автобуса засняла только это:

    Остановка в этом месте запланирована не была, но души, находившиеся в нашем автобусе, не выдержали этого зрелища и уговорили притормозить. Апельсины скупались буквально мешками, но это того стоило. Никогда в жизни до и после мне не доводилось отведывать столь вкусных апельсинов, прямо с дерева... Жаль на маленьком фото не видно бесчисленных оранжевых точек, усыпавших древесные кроны:

    Провинция на северо-востоке Пелопоннеса — Арголида славится своими цитрусовыми и оливковыми рощами. Поросшие сосновыми лесами горы по берегам Эгейского моря за Коринфским перешейком — обитель духа полубога-получеловека Эскулапа, или Асклепия. Впереди нас ждал Эпидавр (Epídauros), древний город в Греции на берегу залива Сароникос (сохранился в руинах).

    Фактически Эпидавр это название двух городов в Древней Греции. Один из них, Эпидавр Лимера — маленький город в Лаконии, на юго-восточной оконечности Пелопоннеса. Другой, гораздо более крупный, находился на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса. Ныне здесь маленькая рыбацкая деревушка, но в античности это был центр небольшой области Эпидаврии (причем очень древний: в ходе раскопок в Эпидавре были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения микенской эпохи). На протяжении 8 и 7 вв. до н.э. этот Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: сообщается, что он основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название — Тенедос).

    В 6 в. до н.э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок. К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах 5 в. до н.э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия (Эскулапа). Вид на святилище из космоса:

    Надо сказать, что не в самом Эпидавре, но в его окрестностях и расположены святилище Асклепия с дорическим храмом (380 до н.э.), богато украшенным скульптурами (ныне в местном музее и Национальном археологическом музее в Афинах), с фимелой (толос, архитектор Поликлет Младший, с дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри). Там же - абатон (большой, частично 2-этажный портик), храм Артемиды - все 360-330 до н.э. Вне священного участка - стадион, палестра, катаготий (дом для приезжих), театр (350-330 до н. э. архитектор Поликлет Младший). Некоторые из них запечатлены на почтовых марках:

    Я уже писала о театре в Дельфах, который мы посетили на 2-й день путешествия, но театр в Эпидавре сохранился гораздо лучше. Справедливости ради надо заметить, что в Эпидавре имеются два античных театра, но туристам обычно показывают только один. Второй гораздо меньших размеров, мне удалось найти только такие его фотографии:

    Цитата из Интернета (цитаты и дальше выделены курсивом): Нам рассказывали, что неподалеку от Эпидавра археологи отыскали еще один прекрасно сохранившийся амфитеатр (правда, поменьше — всего на 4 тысячи мест). От разрушений его спас толстый слой земли. Супружеская чета, на земле которой обнаружили амфитеатр, ничего не имела против раскопок на их территории и лишь просила не начинать работ, пока они спокойно не закончат свой век. И оба прожили до ста лет!http://vne.kz/modules.php?op=modload&name=News&file=...POSTNUKESID=59637d225816d2a613e9c89e8c8acfca

    А основная достопримечательность, большой театр, выглядит вот так:

    Общий вид святилища Асклепия и театра:

    Побудил местных жителей построить этот театр огромный поток паломников и больных, посещавших в Эпидавре святилище врачевателя Асклепия, сына бога Аполлона и смертной девушки Коронис. В театр приходили на целый день, принося с собой еду и питье.http://www.odessapassage.com/arhiv/2002/jul2002/arxitek70/index.php3Но о святилище Асклепия и способах лечения больных, которые, кроме прочего, подразумевали лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре я расскажу в следующий раз. Сегодня места хватит только для рассказа о самом театре.

    К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр (350—330 до н.э.), один из красивейших театров древности.

    В нем, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Здесь есть примечания к плану на греческом и немецком языках: http://www.gottwein.de/Hell2000/epid003.php

    Всего было 55 рядов каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек. Изначально существовало 34 ряда, позже римляне достроили еще 21.

    Эти ряды обрамляли орхестру — площадку, на которой выступал хор. Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры, возвышаясь над ней на 23 метра. Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной, или в переводе с греческого — палаткой.

    Первоначально, в 6 и начале 5 в. до н.э., скена и была палаткой, в которой готовились к выходу актеры, но уже к концу 5 в. до н.э. скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Перед скеной вперед выдавался одноэтажный проскений с фасадом, украшенным ионическими полуколоннами. Актеры попадали на крышу проскения как из кулис по обе стороны, так и из самой скены.

    Несколько реконструкций того, как это могло выглядеть в античные времена:

    Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером проскений или просцениум — каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы.

    В наши дни хорошо сохранились орхестра и два яруса сидений, на которых, по оценке, могли разместиться 14-17 тыс. зрителей. Прекрасная сохранность зрительных мест и каменной круглой орхестры, окруженной углублением для сбора воды, с «алтарем» в центре, позволяет оценить в полной мере изящество архитектурного решения.

    В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом. Здесь ставились самые разные спектакли, например, "Ифигения". К сожалению, одного сайта больше нет, а Гугль сохранил из него лишь эту маленькую превьюшку картинки с этим событием в трактовке современного нам художника:

    Входной билет в театр, не на спектакль, конечно, а для осмотра туристами в наши дни (в натуральную величину):

    Театр в Эпидавре и поныне славится прекрасной акустикой. «С последнего ряда обычно слышно, как актер шелестит листами бумаги на сцене», - замечает В.М. Меньшиков в книге путевых впечатлений о Греции. Проверено теми, кто бывал здесь: сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны.

    Выступающим на сцене не нужно было повышать голос, их слова и так были отлично слышны во всех уголках амфитеатра. Сейчас гиды демонстрируют акустические свойства с помощью монетки, бросаемой на камень в центре сцены. Ее звон слышен даже на самых дальних рядах.

    Говорят, если даже разорвать бумажку в акустическом центре театра, то это будет слышно в последнем ряду второго яруса...

    В начале 2007 года ученые доказали, что уникальные акустические свойства - чистая случайность. Дело в том, что известняковые ряды поглощают все низкочастотные звуки, как например гул толпы, и отражают высокочастотные, доносящиеся со сцены. Что-то слабо верится...http://andreev-org.livejournal.com/3400.html

    Остатки скамей:

    Если я правильно понимаю, по этой ссылке можно оценить акустику:Audio Examples http://www.wcl.ee.upatras.gr/audiogroup/AncientAcoustics/Epidauros.html

    Это не акустические волны, а рельеф местности, в которой располагается каменная чаша театра:

    Возможно, Эпидавр вообще был самым красивым местом в Греции. Главные его храмы построены в золотой век греческой архитектуры. Но землетрясение V века превратило шедевры Эпидавра в груду мрамора. Уцелел только встроенный в склоны холма театр.http://www.victor.com.ua/greece/index/index_epidauros.htm

    Старинные фото 1-й половины ХХ века:

    Моя панорама театра - использован впервые режим панорамной съемки. Кстати, отчего-то на многочисленных ресурсах, посвященных Эпидавру я не нашла фотографий, сделанных именно в таком ракурсе, похожих на этот мой снимок - может быть, за 10 лет этот вид чем-то застроили?

    Еще одна "панорама" театра - не забывайте, что это был 1997 год и фотоаппарат в моих руках был почти что впервые, о многих возможностях я еще не знала (кадр составлен из нескольких и при нажатии можно посмотреть на него в большом разрешении - 447.03 КБ):

    Здесь можно увидеть и меня, сидящей в первом ряду. :-)

    С начала 50-х гг. XX в. в античном театре Эпидавра ежегодно проводят фестивали, привлекающие самых знаменитых исполнителей со всего мира. Фото 1950-х годов, которые удалось найти:

    С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естественный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны и сосны святилища Асклепия.http://www.greek.ru/tur/guide/pelop/argolida/epid.php

    Вот, например, программа одного из прошедших здесь фестивалей:FESTIVAL 2000 30. Juni bis 26. August ANTIKES THEATER VON EPIDAUROS http://www.epidaurus-festival.de/2000.html

    Этот крупнейший из сохранившихся античных театров используется в летние месяцы по своему назначению и сегодня.

    Лучшие театры мира считают за честь дать представление на этой сцене и ожидают своей очереди. Марка, посвященная знаменитой певице Марии Каллас - фоном ей служит театр в Эпидавре!

    Как замечают на одном из туристических сайтов, здесь проводятся уже не религиозные таинства, которые лицезрели одни лишь мужчины, накачивавшиеся вином - для большей глубины восприятия, — а ставятся классические пьесы, на которые съезжаются все желающие. Иногда зрителей, правда, оказывается слишком много, и как-то недавно в Эпидавре разразился скандал, когда амфитеатр на 14 тысяч мест не смог вместить всех тех, кто приобрел билеты (а их было продано 18 тысяч!). Вот схема секторов, если кого-то интересует:

    Некоторые фотографии сценических декораций:

    Несколько обзорных ссылок самого общего характера для интересующихся искусством античного театра:http://www.krugosvet.ru/articles/112/1011279/1011279a1.htmhttp://www.5ka.ru/31/5334/1.htmlhttp://www.mystic-chel.ru/~ancient-greece/theatre-of-greece.htmhttp://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=551942http://www.ve-group.ru/news_a38.html?n_page=10

    Античные театральные маски:

    И одну цитату об античном театре приведу и здесь:

    Театр родился в древних Афинах почти одновременно с демократией. Начало его восходит ко времени 61-ой Олимпиады (536-532 гг до н.э.), когда поэт Теспис из Икарии, что в Аттике (государстве со столицей Афины), на празднествах Великих Дионисий впервые ввёл в действо мужчину с накрашенным лицом, который вступал в диалог с ведущим хора. Это и был первый актёр.

    Немного позже Эсхил добавил ещё одного актёра. Однако хор ("хорос " - в древнегреческой драме группа из 12 чел., сопровождавшая представление или принимавшая в нём участие пением или пляской), исполнявший круговой танец, сопровождаемый песней, продолжал составлять основную часть представления, тогда как диалог заполнял паузы в лирическом тексте. На этом начальном этапе нужна была лишь круглая площадка для хора и актёров, тогда как зрители стояли вокруг них. Впоследствии для зрителей на Афинской агоре воздвигли деревянные подмостки. Однако окончательным решением был выбор естественного спуска на южном склоне Акрополя, где зрители уже располагались только с одной стороны от актёров. Прямо напротив зрительских трибун в V в. до н.э. была воздвигнута сцена, то есть место, где переодевались актёры и участники хора. Между тем в драматических произведениях стала значительно сокращаться лирическая часть и господствующее значение стала приобретать речь актёров.

    Классическая архитектурная форма театра окончательно сформировалась в IV в. до н.э. "Чаша ", где располагались места зрителей, планировалась весьма искусно с тем, чтобы гармонировать с местностью, иметь хорошую акустику и обеспечивать удобное прохождение зрителей. В передних рядах были установлены роскошные мраморные сидения для выдающихся лиц общества. Сцена приобрела торжественный вид, оформлялась картинами на сюжет действа. Актёры, число которых между тем возросло, стали выходить и играть на приподнятой передней части сцены.

    Греческий театр очень рано узнали и полюбили на Западе. Здесь представления шли в сделанных на скорую руку деревянных театрах. Первая каменная театральная постройка была воздвигнута в Риме в 55-ом г. до н.э. императором Помпеем. Её прототипом явился эллинистический театр на о-ве Митилини. Позже, в эпоху Империй, выкристаллизовался новый тип театра: сцена, оркестр (в древности оркестром - "орхестра" - называлась круглая площадка перед сценой, предназначенная для хора и выделявшихся из него действующих лиц - актёров, примеч. переводчика) и ряды зрителей образовали единое архитектурное целое. http://www.greek.ru/all/art/teatr/

    Ссылки по теме:

    INTRODUCTION TO GREEK TRAGEDY http://depthome.brooklyn.cuny.edu/classics/dunkle/tragedy/index.htm

    Открытки старые http://www.eca.usp.br/enciclopedia/antiguidade/Epidauros.htm

    H.G. Wells (1866–1946). A Short History of the World. 1922.91. The Theatre at Epidauros, Greece http://www.bartleby.com/86/2503.htmlhttp://www.bartleby.com/86/2503.gif

    The theatre of The Sanctuary of Asklepios at Epidaurus - хорошая ссылка на английском, где все изложено сжато, по делу и в хороших иллюстрациях. Чтобы увидеть их, нажимайте там по ссылкам в тексте http://www.whitman.edu/theatre/theatretour/epidaurus/introduction/epidaurus.intro2.htm

    Реконструкции театра в Эпидавре http://www.e-spaces.com/lbw/portfolio/projects/port_cult_her_epid.htmhttp://www.fabricat.com/ENG/sec3.htmlhttp://www.fhw.gr/choros/epidaurus/en/exhibit/model/index1.htmlНесколько реконструкций http://www.lsg.musin.de/geschichte/geschichte/6-griechen/architektur.htmМакеты театров http://www.architekturmuseum.de/ausstellungen/bilder.php?which=138&show=

    Architecture from Greece to Rome http://www.sandrashaw.com/Ah2L24.htm

    Вячеслав Шевченко. Театрон. http://www.veer.info/52/shevchenko-2.htm

    Фото японского туриста в Эпидавре http://lemonodaso.exblog.jp/i28/

    В посте также использованы цитаты из следующих ресурсов:http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st027.shtmlhttp://petrov.com.ua/Greece/epidavros.htmhttp://flat.ru/kalmyk/greece/epidaur.htmhttp://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/1/1000720.htm

    Ссылки на предыдущие части путешествия в Грецию:Греция, часть 1-я: Афины http://renatar.livejournal.com/67183.htmlГреция, часть 2-я: Афины http://renatar.livejournal.com/67459.htmlГреция, часть 3-я: Дельфы http://renatar.livejournal.com/69565.htmlГреция, часть 4-я: Арахова, Каламбака, Метеора http://renatar.livejournal.com/69857.htmlГреция, часть 5-я: монастыри Метеора http://renatar.livejournal.com/70279.htmlГреция, часть 6-я: пейзажи от Дельф до Метеоры http://renatar.livejournal.com/70478.htmlГреция, часть 7-я: дорога из Метеоры, Фермопилы и Марафон http://renatar.livejournal.com/73708.htmlГреция, часть 8-я: остров Эгина http://renatar.livejournal.com/82044.htmlГреция, часть 9-я: остров Порос http://renatar.livejournal.com/82965.htmlГреция, часть 10-я: остров Гидра http://renatar.livejournal.com/84649.htmlГреция, часть 11-я: Коринфский канал http://renatar.livejournal.com/87761.html

    renatar.livejournal.com

    Орхестра - Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Орхестра Театра Диониса в Афинах. Первоначально была круглой, в римское время переоборудована для боёв гладиаторов в виде полукруга

    Орхе́стра (др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч. ὀρχέομαι — «танцевать») в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение — «место для плясок».

    Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

    Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла — круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет.

    Сзади орхестры на некотором расстоянии возводилась (сначала — палатка для переодевания, затем выполняла функции сценического задника). Орхестру полукругом огибали сиденья для зрителей, сначала деревянные, потом — каменные. Первый ряд — — предназначался для наиболее почтенных афинских граждан и не отгораживался от орхестры.

    В эллинистическое время актёры выступают на (он же логейон) — специальной сценической площадке между орхестрой и скеной, а орхестра становится местом для хора и музыкантов. В эллинистическое время первый ряд отгораживается от орхестры особым бортиком и поднимается чуть выше. Скена позднегреческого театра соединяется с орхестрой по касательной. В римских театрах передняя линия скены пересекает орхестру по хорде, а ещё чаще — по диаметру; соответственно орхестра постепенно становится полукруглой.

    В эпоху Возрождения с её преклонением перед античностью возводились театры, формы которых повторяли формы античных театров (архитекторы следовали описаниям преимущественно Витрувия). С течением времени псевдоантичная орхестра нового времени трансформировалась в , а также дала название оркестру — коллективу музыкантов.

    См. также[ | ]

    encyclopaedia.bid

    Орхестра — WiKi

    Орхестра Театра Диониса в Афинах. Первоначально была круглой, в римское время переоборудована для боёв гладиаторов в виде полукруга

    Орхе́стра (др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч. ὀρχέομαι — «танцевать») в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение — «место для плясок».

    Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

    Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла фимела — круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет.

    Сзади орхестры на некотором расстоянии возводилась скена (сначала — палатка для переодевания, затем выполняла функции сценического задника). Орхестру полукругом огибали сиденья для зрителей, сначала деревянные, потом — каменные. Первый ряд — проэдрия — предназначался для наиболее почтенных афинских граждан и не отгораживался от орхестры.

    В эллинистическое время актёры выступают на проскении (он же логейон) — специальной сценической площадке между орхестрой и скеной, а орхестра становится местом для хора и музыкантов. В эллинистическое время первый ряд отгораживается от орхестры особым бортиком и поднимается чуть выше. Скена позднегреческого театра соединяется с орхестрой по касательной. В римских театрах передняя линия скены пересекает орхестру по хорде, а ещё чаще — по диаметру; соответственно орхестра постепенно становится полукруглой.

    В эпоху Возрождения с её преклонением перед античностью возводились театры, формы которых повторяли формы античных театров (архитекторы следовали описаниям преимущественно Витрувия). С течением времени псевдоантичная орхестра нового времени трансформировалась в оркестровую яму, а также дала название оркестру — коллективу музыкантов.

    ru-wiki.org