Врачебная этика в древней Греции. Врачебная этика древней греции
Врачебная этика РІ древней Греции «Гиппократов СЃР±РѕСЂРЅРёРєВ» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике Рё правилам врачебного быта РІ древней Греции. Рто «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» Рё «Наставления». Вместе СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё работами РЎР±РѕСЂРЅРёРєР° РѕРЅРё дают цельное представление РѕР± обучении Рё моральном воспитании врачевателей Рё тех требованиях, которые предъявлялись Рє РЅРёРј РІ обществе. Р’ процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать РІ себе Рё постоянно совершенствовать «презрение Рє деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно Рё необходимо для жизни, отвращение Рє РїРѕСЂРѕРєСѓ, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. Ведь врач-философ равен Р±РѕРіСѓВ» («О благоприличном поведении»).
Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum non nocere». Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»).
Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Клятва Гиппократа Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами я моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа.
Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой – обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития. Примером тому является последнее дополнение, которое внесено в текст Присяги врача Советского Союза в ответ на призыв III Конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 г. Вот эти строки:
Сознавая опасность, которую представляет СЃРѕР±РѕР№ ядерное оружие, неустанно бороться Р·Р° РјРёСЂ, Р·Р° предотвращение ядерной РІРѕР№РЅС‹. Ртот призыв объединяет сегодня врачей всех континентов земного шара Рё СЃ РЅРѕРІРѕР№ силой напоминает нам Рѕ великой мудрости, заложенной РІ древности: высокий профессионализм имеет право РЅР° жизнь только РїСЂРё условии высокой нравственности. student2.ru Лекция - Врачебная этика РІ древней Греции  «Гиппократов СЃР±РѕСЂРЅРёРєВ» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике Рё правилам врачебного быта РІ древней Греции. Рто «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» Рё «Наставления». Вместе СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё работами РЎР±РѕСЂРЅРёРєР° РѕРЅРё дают цельное представление РѕР± обучении Рё моральном воспитании врачевателей Рё тех требованиях, которые предъявлялись Рє РЅРёРј РІ обществе. Р’ процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать РІ себе Рё постоянно совершенствовать «презрение Рє деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно Рё необходимо для жизни, отвращение Рє РїРѕСЂРѕРєСѓ, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. Ведь врач‑философ равен Р±РѕРіСѓВ» («О благоприличном поведении»).
Врачеватель должен научиться держать РІ памяти лекарства, СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ РёС… составления Рё правильного применения, РЅРµ теряться Сѓ постели больного, часто посещать его Рё тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ Рё умело, скрывая РѕС‚ больного РјРЅРѕРіРѕРµ РІ СЃРІРѕРёС… распоряжениях, приказывая СЃ веселым Рё ясным РІР·РѕСЂРѕРј то, что следует делать, Рё отвращая больного РѕС‚ его пожеланий СЃ настойчивостью Рё строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить Рѕ первейшей заповеди: «прежде всего РЅРµ вредить». Позднее этот тезис появится РІ латинской литературе: В«Primum non nocereВ». Беспокоясь Рѕ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ больного, врачеватель РЅРµ должен начинать СЃ заботы Рѕ своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать РЅР° это внимание вредно для больного». Более того, РёРЅРѕРіРґР° подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким РІ особенности должно ее доставить» («Наставления»). Наряду СЃ высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему РІРёРґСѓ врачевателя Рё его поведению РІ обществе, «ибо те, кто сами РЅРµ имеют хорошего РІРёРґР° РІ своем теле, Сѓ толпы считаются РЅРµ могущими иметь правильную заботу Рѕ РґСЂСѓРіРёС…В». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду Рё натираться благоухающими мазями, РёР±Рѕ РІСЃРµ это обыкновенно приятно для больных. РћРЅ должен быть справедливым РїСЂРё всех обстоятельствах, РёР±Рѕ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал РІ течение всей жизни, РёР±Рѕ «кто успевает РІ науках Рё отстает РІ нравственности, тот более вреден, нежели полезен». В www.ronl.ru Врачебная этика РІ древней ГрецииКоличество просмотров публикации Врачебная этика РІ древней Греции - 81 ʼʼГиппократов СЃР±РѕСЂРЅРёРєКјКј содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике Рё правилам врачебного быта РІ древней Греции. Рто ʼʼКлятваʼʼ, ʼʼЗаконʼʼ, КјКјРћ врачеʼʼ, КјКјРћ благоприличном поведенииʼʼ Рё ʼʼНаставленияʼʼ. Вместе СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё работами РЎР±РѕСЂРЅРёРєР° РѕРЅРё дают цельное представление РѕР± обучении Рё моральном воспитании врачевателей Рё тех требованиях, которые предъявлялись Рє РЅРёРј РІ обществе. Р’ процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать РІ себе Рё постоянно совершенствовать ʼʼпрезрение Рє деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно Рё необходимо для жизни, отвращение Рє РїРѕСЂРѕРєСѓ, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. Ведь врач-философ равен Р±РѕРіСѓКјКј (КјКјРћ благоприличном поведенииʼʼ). Врачеватель должен научиться держать РІ памяти лекарства, СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ РёС… составления Рё правильного применения, РЅРµ теряться Сѓ постели больного, часто посещать ᴇᴦο Рё тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. КјКјР’СЃРµ это должно делать СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ Рё умело, скрывая РѕС‚ больного РјРЅРѕРіРѕРµ РІ СЃРІРѕРёС… распоряжениях, приказывая СЃ веселым Рё ясным РІР·РѕСЂРѕРј то, что следует делать, Рё отвращая больного РѕС‚ ᴇᴦο пожеланий СЃ настойчивостью Рё строгостьюʼʼ (КјКјРћ благоприличном поведенииʼʼ). Однако, врачуя больного, необходимо помнить Рѕ первейшей заповеди˸ ʼʼпрежде всего РЅРµ вредитьʼʼ. Позднее этот тезис появится РІ латинской литературе˸ КјКјPrimum non nocereКјКј. Беспокоясь Рѕ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ больного, врачеватель РЅРµ должен начинать СЃ заботы Рѕ своем гонораре (вознаграждении), так как ʼʼобращать РЅР° это внимание вредно для больногоʼʼ. Более того, РёРЅРѕРіРґР° подобает лечить ʼʼдаром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким РІ особенности должно её доставитьʼʼ (ʼʼНаставленияʼʼ). Наряду СЃ высокими профессиональными требованиями РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение придавалось внешнему РІРёРґСѓ врачевателя Рё ᴇᴦο поведению РІ обществе, КјКјРёР±Рѕ те, кто сами РЅРµ имеют хорошего РІРёРґР° РІ своем теле, Сѓ толпы считаются РЅРµ могущими иметь правильную заботу Рѕ РґСЂСѓРіРёС…КјКј. Поэтому врачевателю подобает ʼʼдержать себя чисто, иметь хорошую одежду Рё натираться благоухающими мазями, РёР±Рѕ РІСЃРµ это обыкновенно приятно для больных. РћРЅ должен быть справедливым РїСЂРё всех обстоятельствах, РёР±Рѕ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… делах нужна бывает помощь справедливостиʼʼ (КјКјРћ врачеʼʼ). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал ʼʼКлятвуʼʼ, которой нерушимо следовал РІ течение всей жизни, РёР±Рѕ ʼʼкто успевает РІ науках Рё отстает РІ нравственности, тот более вреден, нежели полезенʼʼ. referatwork.ru Врачебная этика РІ Древней Греции «Гиппократов СЃР±РѕСЂРЅРёРєВ» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica РѕС‚ греч. ethos — обычай) Рё правилам врачебного быта РІ ДревВней Греции. Рто «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведеВРЅРёРёВ» Рё «Наставления». РџРѕ единодушному мнению исследователей РЅРё РѕРґРЅРѕ РёР· этих произведений РЅРµ принадлежит Гиппократу. Вместе СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё работами РЎР±РѕСЂРЅРёРєР° РѕРЅРё дают цельное представление РѕР± обучении Рё моральном воспитаВРЅРёРё врачевателей Рё тех требованиях, которые предъявлялись Рє РЅРёРј РІ обществе. Р’ процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать РІ себе Рё постоянно совершенствовать «презрение Рє деньгам, совестливость, СЃРєСЂРѕРјВность, ...решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно Рё необходимо для жизни, отвращение Рє РїРѕСЂРѕРєСѓ, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен Р±РѕРіСѓВ» («О благоприличном поведении») Врачуя больного, необходимо помнить Рѕ первейшей заповеди: «прежде всего РЅРµ вредить». Беспокоясь Рѕ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ больного, врачеватель РЅРµ должен начинать СЃ заботы Рѕ своем вознаграждении, так как «обращать РЅР° это внимание вредно для больноВРіРѕВ». Более того, РёРЅРѕРіРґР° подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестВранцу или бедняку, то таким РІ особенности должно ее доставить... Лучше СѓРїСЂРµВкать спасенных, чем обрить находящихся РІ опасности» («Наставления»). Наряду СЃ высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему РІРёРґСѓ врачевателя Рё его поведению РІ обществе, «ибо те, кто сами РЅРµ имеют хорошего РІРёРґР° РІ своем теле, Сѓ толпы считаются РЅРµ могущиВРјРё иметь правильную заботу Рѕ РґСЂСѓРіРёС…В». Поэтому врачевателю подобает «дерВжать себя чисто, иметь хорошую одежду Рё натираться благоухающими мазяВРјРё, РёР±Рѕ РІСЃРµ это обыкновенно приятно для больных... РћРЅ должен быть справедВливым РїСЂРё всех обстоятельствах, РёР±Рѕ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой неруВшимо следовал РІ течение всей жизни, РёР±Рѕ «кто успевает РІ науках Рё отстает РІ нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Р’ III РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. РІ Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые лиВтературно оформлена Рё вошла РІ «Гиппократов СЃР±РѕСЂРЅРёРєВ», позднее РІ широких кругах ее стали называть РІ честь Гиппократа (его именем). Наряду СЃ врачебной «Клятвой» РІ Древней Греции существовали Рё РґСЂСѓРіРёРµ профессиональные клятвы (ваятелей, купцов, свидетелей Рё С‚.Рї.). Р’СЃРµ РѕРЅРё предполагали помощь Рё поддержку Р±РѕРіРѕРІ, которые освящали «Клятву», равно как Рё наказание клятвопреступников (РІ случае врачебной «Клятвы» это были Р±РѕРіРё Аполлон, Асклепий, Гигиея Рё Панакея). Таким образом, «Клятва», данВная врачевателем РїРѕ окончании обучения, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, защищала пациенВтов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — обесВпечивала врачевателю полное доверие общества. РќРѕСЂРјС‹ Рё правила врачебной этики РІ Древней Греции исполнялись неукосВнительно Рё были неписаными законами общества, РёР±Рѕ, как говорится РІ «НаВставлениях», «где любовь Рє людям, там Рё любовь Рє своему искусству». Сегодня РІ каждой стране существует СЃРІРѕСЏ «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий РґСѓС… древнегреческой «Клятвы», каждая РёР· РЅРёС… соответствует современному СѓСЂРѕРІРЅСЋ развития медицинской науки Рё практики, отражает нациВональные Рё религиозные особенности Рё общие тенденции РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ развития. Гиппократ РЅРµ был «отцом медицины», которая РІ течение тысячелеВтий существовала РґРѕ него, РЅРѕ РІ СЃРІРѕРµ великое время РѕРЅ был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой РјРµВдицины классического периода studfiles.net
|