Архитектура и мозаика Византии. Мозаика древней византии
Византийские мозаики Равенны
В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.
Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качесто ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.
Искусство Византийской империи
В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.
Расцвет мозаичного искусства приходится на V–VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями – творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.
Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь
Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V–VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.
Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.
Мозаики из смальты
Мозаика – это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.
Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.
Особенности техники
Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.
Художники равеннской школы мозаичной живописи, творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров – от 7 до 15 мм.
Наследие и современность
Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.
Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача – это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.
Мавзолей Галлы Плацидии
Самым старым архитектурным памятником является мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию – покровителю семейной династии.
Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение – так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.
Божественная красота
Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов – быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту – божественную.
Символизм
Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья – о языческих вакханалиях.
Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки – это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени – христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда – райский сад, в который попадают верующие.
Мозаики базилики Сан-Витале
Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города – святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.
Главным фоном на картинах выступает золотой цвет, а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.
Духовная сущность
На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.
Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.
Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, – белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.
Полотна баптистерия православных
В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, – городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.
Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы – это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета – золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.
Тематика Небесного Иерусалима
Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима – города, посланного Иисусом-победителем на Землю.
Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.
Бесценные произведения
Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.
fb.ru
Мозаики из камня и смальты в искусстве Византии
В случае с Византией можно точно назвать год, который стал точкой отсчета византийской империи, культуры, цивилизации. Император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь в 330 году.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.
Периоды истории византийского искусства
• раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века) • иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. • период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081—1185) • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.
По сравнению с античной мозаикой из кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)
Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период
Мавзолей Галлы Плацидии, по преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а ее так называемый мавзолей был молельней-капеллой, посвященной св. Лаврентию - особо чтимому в роду Феодосия мученику и покровителю императорской семьи. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мавзолей представляет собой греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. Тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ свод лишен оконных проемов. Лишь через узкие окна в стенах в церковь проникает тусклый, мерцающий свет.
Нижняя часть стен капеллы (до уровня высоты человеческого роста) облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка. Поверхности купола и арок, а также закругленные участки стен под арками (люнеты) украшены мозаиками из смальты. Кусочки смальты, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. В силу этого свет от нее отражается под разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное сияющее мерцание, словно трепещущее в полутьме храма.
Тематика росписи мавзолея связана с погребальным обрядом. Мозаики расположены только в верхних частях храма. В центре свода — крест (символ победы над смертью) со звездами на синем небе. Своды украшены плотными растительными орнаментами, связанными с символикой райского сада. В южном нижнем люнете изображен св. Лаврентий, идущий с крестом на смерть. Раскрытый шкафчик демонстрирует книги четырех Евангелий, вдохновляющих мученика на подвиг во имя Спасителя.
Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.
В верхних, больших люнетах по сторонам окон изображены апостолы в рост попарно. Они воздевают руки к куполу с крестом, в немом жесте воплощая евангельский призыв, олицетворением которого служит образ св. Лаврентия: «Возьми свой крест и следуй за Мной». Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету круговое движение. Лишь верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете (там, где находится алтарь) изображены симметрично: движение здесь завершается.
В северном нижнем люнете — Христос в образе Доброго пастыря взирает на посетителя со стены над входом. Овцы гуляют вокруг Него по зеленой траве, и Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Одет Божественный пастух в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в сложном контрапостном развороте: его ноги скрещены, рука тянется к овце, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль.
Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Розовато-зеленая гамма, тонкие переходы цвета, использование полутонов в передаче плоти демонстрируют неблекнущее очарование античности, подчеркнутое заключением композиции в тяжелую и пышную раму окружающего коробового свода. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы (изображение решетки под сильно сокращающимся окном) создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства. Композиция строится не центрично и пирамидально (по примеру «Доброго пастыря»), а перекрестно, по диагоналям. Фигура св. Лаврентия запечатлена в движении. Ломкие контуры складок его одежды не падают, а взлетают и перекрещиваются в прихотливом ритме. В лице святого нет и следа мягкой красоты и психологической нейтральности пасторали. В нем остро и властно проявляется духовное начало, экстатическая озаренность мученика за веру.
Баптистерий (крещальня) Православных в Равенне — пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник. Баптистерий декорирован при епископе Неоне (451—73 гг.). Его роскошное убранство позволяет ощутить особую пышность обряда крещения. Декорация весьма продумана с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (обогащенный ионический ордер) и скульптурное убранство (горельефы с образами пророков) органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть.
Главной особенностью декорации является проведение единого мотива на всех ее уровнях — арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем, мозаическом ярусе декорации. Здесь этот мотив воплощен иллюзионистически: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья располагаются по сторонам апсид, в которых представлены троны с крестами или алтари с раскрытыми Евангелиями на престолах. Выше, в самом последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами, разделяющими фигуры апостолов, а арки или фронтоны — изгибами драпировки, провисающей фестонами с рамы центрального медальона.
Декорация баптистерия тесно связана с темой Небесного Иерусалима, открывающегося взору христианина в сцене Крещения Спасителя (Богоявления), расположенной в куполе, непосредственно над крестильной купелью. Декорация кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы трактованы как своего рода радиусы — золотые лучи, исходящие от центрального диска. Тема Горнего Иерусалима объясняет наличие венцов в руках апостолов: это они сядут на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Так Крещение сразу поставлено в контекст поиска доброго ответа на суде Христовом, и пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса — образ христианской души, приносящей добрый плод. Суд же состоит в том, что «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение.
Баптистерий Православных в Равенне. V в. Мозаика купола. Центральный медальон, содержащий сцену крещения Христа (Богоявление). Вокруг Центрального медальона — апостольский круг.
Тема Горнего Иерусалима выступает в тесном сплетении с темой земной церкви. Наряду с перспективой видения Небесного Града в сцене Богоявления, не менее существенна здесь тема передачи власти и благодати. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодатная энергия через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации). Это истечение благодатной энергии мыслится непрерывным, постоянным.
Идея неиссякаемости, бесконечности этого потока подчеркивается особенностью композиции апостольского круга: в нем нет ни начала, ни конца, нет центра, к которому бы двигались ученики Христовы. Точнее, этот центр расположен за пределами самого круга, это образ Спасителя на центральном медальоне. Живопись в целом весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный. Лишь разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани — она ложится пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив, застывает неестественно ломкими складками.
Тема Богоявления — это в первую очередь тема истечения света, дарования света. Апостолы показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения — просвещения истиной. Лики апостолов внушительны, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Они предстают как реальные личности, чему способствует неотработанная пока еще типология и иконография христианских образов. Крупные носы, резко очерченные носо-губные складки, рельефные морщины, мощно выступающие затылки, пухлые губы, выразительные взгляды. В этих образах, уподобленных римским патрициям, угадывается невероятная внутренняя энергия, что символизирует могущество христианской церкви V века, ставшей практически единственным духовным и политическим авторитетом в западном мире.
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.
Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.
Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.
Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.
Мальчик с корзиной. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.
Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.
Церковь Сан-Витале в Равенне, VI векВ композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI векВ изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI векСтиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.
Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов
Наиболее ярким и завершенным проявлением византийского стиля конца XI столетия и эпохи Комнинов являются мозаики церкви Успения Богоматери в Дафни, близ Афин, представляющие уникальное явление в истории византийского искусства. Храм декорирован отчасти по классической схеме: в куполе — Пантократор с шестнадцатью пророками в простенках барабана, в апсиде — Богоматерь с поклоняющимися пророками. Однако большое количество праздничных сцен расположено на плоских поверхностях стен, а не только на переходных элементах архитектуры между прямоугольными и круглыми частями или арочных проходах.
Христос - Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы. В этот мир благородной и нейтральной красоты не вмещаются кровь, боль и терновый венец Распятия.
В мозаиках Дафни нарастают повествовательные тенденции: сцен становится больше, в них появляются пейзаж, элементы архитектуры, большее внимание уделено сюжету. Однако главным побуждением мастера отнюдь не является тяга к выраженному развитию рассказа. Тщательно отобранные детали, идеальный характер действия, отсутствие каких бы то ни было эмоций и, тем более, экспрессии и духовного напряжения фиксируют мир не как процесс, а как состояние. Художника скорее интересует не что происходит, а как происходит.
Крещение Христа. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100
В Дафни получили развитие композиционные принципы византийской живописи. Композиции мозаик очень свободны, исполнены широкого дыхания не занятого формами пространства. Характерна не просто статуарность, но идеальная завершенная округлость объемов, уподобляющая фигуры росписи прекрасной круглой скульптуре. Изменилось соотношение фигур между собою и с пространством: персонажи изображены в самых разных ракурсах и разворотах, обилие трехчетвертных и профильных абрисов создает постоянное движение объемов из глубины наружу. Объемные, но легкие ткани демонстрируют пластику тел и одновременно отстают от поверхности, как бы слегка отдуваемые ветром.
Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100
В ликах поразительны особая холодноватая красота, безмятежность, бесконечное удаление от мира страстей и эмоций. Даже миловидные нежные типы (Богоматерь, ангелы) полностью отвлечены от душевной умилительности. Ощущение идеального бесстрастия уподобляет образ человека и Богочеловека бесстрастию идеально устроенного и упорядоченного космоса. Цветовая палитра смальты приобретает особую воздушность и внутреннее сияние. Необыкновенное богатство цветовых переливов, мгновенно преображающих основной тон, вызывает ощущение колеблющейся поверхности тканей. Все цвета взяты в едином, холодновато-серебристом ключе с преобладанием пепельных, серебристых, голубых, холодных розовых и сияющих сапфировых оттенков. Золотая смальта фонов выглядит неплотной и прозрачной благодаря светлому, чуть зеленоватому оттенку золота.
Мозаики базилики в Чефалу (Сицилия) относятся к классическому направлению искусства комниновской эпохи, продолжавшему жить на протяжении всего XII столетия. Создание мозаик в Чефалу совпало с царствованием Мануила Комнина, временем широкой экспансии византийского искусства, блистательной работы константинопольских художников по всему миру, реанимирующих славу великой Римской империи, о возрождении величия которой грезил император.
Ансамбль был исполнен константинопольскими мастерами по заказу норманнского короля Роджера II. Композиции сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью. Важнейший элемент мозаичной декорации собора — монументальное изображение Христа Пантократора в конхе апсиды. Этот типично византийский образ традиционно занимал в греческих храмах центральный купол. В руке Христа Евангелие, на развороте которого читается строка: «Я есмь Свет Мира». Отражая двойственный характер сицилийской культуры того времени, надпись воспроизведена на двух языках, на одной странице — на латыни, на другой — по-гречески, хотя при этом само изображение явно принадлежит византийскому мастеру.
Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Чефалу . XII в.
Лик Христа исполнен величия, однако в нем нет той суровой отчужденности и духовного накала, которые характерны для восточнохристианских представлений о Христе как о «грозном Судии». Композиция отличается ясностью, строгостью, прозрачностью художественного языка и внутреннего смысла. Фигура Христа полна изящества и особого благородства форм.
s30556663155.mirtesen.ru
Архитектура и мозаика Византии
В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре.Византия знаменита великолепными сооружениями, призванными укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Большого расцвета Византия достигает в VI в., когда были заложены основы новойархитектуры. Возникает особый византийский архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства
Характерные черты византийского зодчестваСуществует пять основных типов византийских церквей:
1) Базилика. Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.Базилика св. Софии в Охриде. Ок. 1037—50, притвор с галереями — 1317.Базилика св. Софии в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.
2) Простой центрический тип. Центрический план в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма (баптистерий собора св. Софии в Константинополе) происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах.
Баптистерий собор св. Софии в Константинополе
Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе
Церковь Сан Витале в Равенне
3) Тип купольной базилики. Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения
СОБОР СВ. СОФИИ в Константинополе (Стамбуле). После 1453 собор был преобразован в мечеть, а в 1935 объявлен музеем.
Церковь св. Ирины
4Крестокупольный тип. Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Для них характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы. Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и в глубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом.
собор Сан Марко в Венеции
Церковь Святых Апостолов, Церковь Двенадцати Апостоловв г. Салоники
5)Квадратнокупольный тип.Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста. Соответственно совершенно иначе, чем в крестокупольной церкви, размещаются вертикально нарастающие массы и показаны эффекты симметричности форм относительно вертикальной и горизонтальной осей плана. Несомненно, эта схема развилась из типа купольной базилики.
церковь монастыря св. Луки в Фокиде
церковь св. Федора в Константинополе
Другие типы сооружений. Как и церковная архитектура, светские постройки вплоть до эпохи Юстиниана чрезвычайно близки по духу римским. Различия, связанные с иным климатом, иными строительными материалами и наличием более тесных связей с Малой Азией, проявлялись лишь постепенно? византийский дворец - сложный комплекс более или менее обособленных, отличающихся необычайной пышностью одно- и двухэтажных построек, размещенных в обширном парке. От жилых домов простых византийцев остались лишь незначительные следы. Монастыри возникали в местах уединения отшельников, где на основе относительно разрозненных построек постепенно зарождалась обитель - место пребывания религиозной общины. В конце концов появлялся развитый план монастырского комплекса, с ограждавшими территорию стенами, с церковью в центре, покоями настоятеля, келейными корпусами, трапезной, как это можно видеть в монастыре Хиландар на Афоне. В планировке городов обнаруживается влияние римского градостроительства: главные проезжие улицы украшались триумфальными арками, колоннами и статуями.
Мозаика. Мозаики набирались из маленьких кусочков смальты - цветного стекла со сколотыми краями, усиливавшими преломление света.
Золотые и серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами. Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему - второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты.
Фон мозаики обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах. В качестве наиболее ярких примеров этого искусства можно назвать
мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне,
мозайки монастырей св. Луки в Фокиде (1-я пол. 11 в.)
Дафни близ Афин Хора в Константинополе (нач. 14 в.),
собора Сан Марко в Венеции (11-15 вв.)
Особенности византийского стиляКак уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.
Другие особенности византийской мозаикиВ более поздние времена исследователи обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться. Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.
10.Живопись раннего Возрождения в Италии. «Общее о Возрождении.
Эпоха раннего Возрождения в Италии приходит на 15в-квадроченто, а именно с 1420 по 1500 годы
Если в эпоху проторенессанса художники работали интуитивно, то в 15 веке они начали использовать научные методы:
-линейную, прямую и воздушную перспективу;
-анатомию и пропорцию.
Одним из создателей прямой линейной перспективы считается Филиппо Бронулесски (скульптор и архитектор 15в)
Он изображал городскую площадь с использованием законов прямой перспективы.
Ведущее искусство эпохи возрождение – Живопись.
Характерные черты для 2-ой половины 15 века:
-аристократический вкус;
-обращение к литературе и мифологическим сюжетам
-философские темы
На искусство оказывает влияние неопластицизм.
Сандро Ботичелли.
Еще одно имя связанное с историей Флоренцией. Одним из художников 2-ой половины 15вв является художник Сандро Ботичелли (его настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипепи; 1445-1510). Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи. После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли (бочонок), это прозвище пристало к нему то ли за чрезмерное пристрастие к вину, то ли из-за его полноты. В пятнадцать-шестнадцать лет одаренный мальчик поступает в мастерскую знаменитого Филиппо Липпи. Усвоивший технику фресковой живописи, Алессандро Боттичелли (прозвище брата стало своего рода псевдонимом художника) поступает в самую знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Верроккьо. В 1469 году Сандро Боттичелли был представлен видному государственному деятелю Флорентийской республики Томазо Содерини, который свел художника с семьей Медичи. С этого времени судьба живописца вплоть до смерти Лоренцо Великолепного связана с домом Медичи. Для них он выполнил свои самые знаменитые и крупные заказы. Сандро Боттичелли никогда надолго не покидал Флоренцию.
У Ботичелли свой собственный оригинальный стиль. Его работы: «Поклонение волхвов» (где он изобразил главных представителей Медичи в образах библейских героев и изобразил самого себя), «Весна» 1477г. (сложный сюжет -3 месяца весны, 8 фигур и ангел (амур), действие происходит слева на право), «Афродита»(богиня любви, сверху амур, он стреляет метит свою стрелу в 3-х граций, 2 месяц апрель – этот месяц посвящен), - завязанные глаза амур – символ слепой любви Афродите.
Характерные черты в работе «Весна»:
-плоскостность пространства
-мало выраженные объемы
-четкие контуры линии напоминают вырезанные фигуры
Венера родилась из пены морской. Обнаженная Венера стоит в большой раковине, которую подгоняют Зефир и Хлорис. Справа девушка Ора (богиня времен года), представляет весну, укрывает плащом Афродиту (идея неопластицизм – духовная любовь). Вместе с Афродитой родились розы (цветы любви). Афродита богиня любви.
Венера - это в римской мифологии богиня любви. А Афродита - богиня любви в греческой мифологии. При том в мифах именно Афродита родилась из пены. Многие картины, если изображаются мифологические герои, будь то, греческие или римские, всегда указываются в скобках. Например Афродита (Венера), Нептун (Посейдон) и т.д.
"Венера (лат. venus, род. п. veneris «любовь») в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт."
"Афродита (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста или Ареса."
Читайте также:
lektsia.com
Мозаики Айя Софии - Римская и византийская мозаика
В Святой Софии испытываешь удивительные ощущения от близости истории. То нацарапанный автограф крестоносца, то крест на стене.
Её стены хранят следы перестроек и ремонтов и оттого кажутся еще более древними, сколько людей над ней трудилось, сколько молилось, сколько пряталось за её стенами в годины бедствий. Эта энергетика места очень действует, кажется – останься здесь на ночь, и она наполнится призраками в тогах и доспехах и сами стены её возопиют. Для археолога она объект исследования, здесь каждый камень может рассказать о чем-то.
Отдельная история – мозаики Айя Софии. Они появились позже и, к сожалению, были во многих местах сбиты турками, заметно, что на размер вытянутой руки с саблей, но частично заштукатурены, « рука бойца колоть устала. « То, что было заштукатурено – осталось жить. Мозаики были расчищены в 1935 году, когда Айя София была превращена в музей.
Мозаики в начальный период византийского искусства были в основном орнаментальными. То, что считается относящимся к периоду Юстиниана.
В первые века христианства на стенах храмов были орнаменты, пейзажи и животные. Верующим нужны были образы своих святых, но не было еще установившегося канона.
Иисус Христос мог быть изображен в виде доброго пастыря молодым и в латах римского легионера. Зеленый цвет фона символизирует юность и бодрость жизни. Мозаика 6 века в Равенне.
Стадо овечек довольно рано стало символом паствы. Постепенно формировалась сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души, а якорь — олицетворением надежды на спасение и вечную жизнь. Павлин – бессмертия. Петух - рассвет, возрождение дня. Конь - двоякий символ: начинающей жизни и жизни угасающей. Грифон - власть над небом и землей. Заяц - возрождение и свет во тьме. Олени , пьющие воду – символ христианских душ, жаждущих приобщения к вере, чаша с водой – символ крещения. Виноградная лоза – символ крови Христовой, кто-то вспомнит любимый сюжет резьбы иконостасов времен барокко – вьющаяся виноградная лоза. Хлеб – тело Христово. Сложился язык символов, понятный христианину.
Довольно быстро установилось отдельное отношение к золоту, византийские мозаики в основном делались на золотом фоне. Золото в храме для византийца – совсем не нынешний синоним богатства. Оно символизировало божественный свет. Мозаики , в отличие от античных, которые делались из гальки, выполнялись из смальты. Смальта , благодаря своей неровности создает на поверхностях зыбкий отсвет, менее ровно ложащийся и от этого таинственный.
Период иконоборчества остановил на некоторое время поиск художественных образов святых, но после него процесс продолжился. На мозаиках, сохранившихся в Айя Софии , можно увидеть более поздние изображения уже в привычном нам, каноническом, устоявшемся виде.
В апсиде находится изображение богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью, потому она владычица храма. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует Красоту, Фотий написал о ней:» Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины «. Красота для византийца была синонимом божественности, неслучайно была изгнана одна из императриц, не отличавшаяся красотой. Цвет одежды – темно-синий на золотом фоне – возвышенный, сочетание, связанное позже с имперским духом наполеоновского времени.
По преданию мозаика была выполнена греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев. (умер в 854 году).
Ангел, предстоящий перед Богоматерью.
На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц , он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.
Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии.Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.
Около 878 года были созданы образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев. Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях , выполненных в патриарших мастерских. Фигуры столпообразны, исполнены достоинства , символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.
Во времена пребывания на троне Константина Мономаха (1042-1056 гг) исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. В мозаике появилось много тонких оттенков, создающих сложную живописную гамму, правда, при этом несколько утратилась цельность и величественность предыдущих периодов.Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII , изображенная юной красавицей ( ей было на самом деле в тот момент 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар.
История вносила свои коррективы, Зоя была трижды замужем, Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, "портрет" предудыщего мужа был сбит и замененен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась снова на трон, голову восстановили, что опять-таки говорит о византийской традиции использовать рачительно художественное наследие в новых целях.
На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты другой императорской семьи :императора Иоанна Комнина и его жены Ирины , стоящих слева и справа от Богородицы.Императрица была венгерской принцессой Пирошкой ,что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло, родилась в городе Эстергоме в 1088 году, замуж её выдали вопреки её желанию. В Константинополе она приняла православие и имя Ирины.
Там также находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус).
Если сравнить три приведенных изображения Христа в Святой Софии, можно заметить развитие его образа и приближение к канону, который нам хорошо известен.
Мозаика выполнена очень живописно. Золотые "тени" - лучики богоносного света, которые традиционно изображаются на одежде святых.
Наше русское искусство подхватило византийскую традицию в момент крещения Руси, мозаики Софии Киевской перекликаются с мозаиками Святой Софии Константинопольской.
antik-mosaik.livejournal.com
Чем отличается византийская мозаика от римской?
Мозаика – составление картин или панно из мелких однородных частиц. Это могут быть цветные камни, керамика, ракушки или кусочки дерева и стекла, которые кладут на заранее подготовленную поверхность. Почему более известно именно византийская мозаика? Потому, что это изящное искусство было очень развито в Византии в разные периоды ее истории.
Историческая ретроспектива
Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.
Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.
Смальта – особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т.д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.
Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.
Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.
Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.
Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.
Что такое византийская мозаика — видео
Темы составной мозаики также отличались от античных. В отличие от римлян, в Византии основой для панно служили, прежде всего, христианские сюжеты и библейские истории. И отделка предназначалась, прежде всего, для культовых сооружений.
Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.
Этапы развития византийского искусства в мозаике
История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.
В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.
Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.
Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.
Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.
Художественные особенности
Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.
Основные особенности византийской мозаики:
Золотой фон, на котором выделялись фигуры. Такой цвет, благодаря материалу, всегда казался ярким и мерцающим, и днем, и при свете свечей. Причем при колеблющемся свете свечей фигуры казались живыми и движущимися. Это должно было производить неизгладимое впечатление на собравшихся прихожан.
Византийские мастера обязательно выкладывали контуры фигур, что придавало им больше четкости. С большого расстояния (что обычно и бывало, т.к. картины располагались на высоких потолках или дальних стенах) четко очерченные фигуры выглядят выразительнее и эффектнее.
Большое разнообразие цветов и оттенков делало изображения почти живыми и объемными.
Цветное стекло – очень выигрышный материал по сравнению с предыдущими. Оно прекрасно смотрится при любом, даже неярком освещении. А при дневном свете или множестве свечей просто потрясает воображение яркостью и сочностью красок.
Эти картины были главным декором соборов, базилик и других подобных сооружений, они были рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Отсюда и яркий фон, контуры и некоторая «неровность» изображений, что придает им глубины и выразительности.
По сравнению с античными изображениями, ранние мозаичные фигуры более условными, более символичными. Ведь они изображали не простых людей и окружающую реальность, а христианских святых, Иисуса Христа, Богоматерь или императоров.
Особенности композиции
В отличие от многих античных изображений, христианские создавались с «пропагандистской» целью. Художникам важно было донести до населения определенные идеи. Поэтому точность и искусность художественного изображения стало движущей силой для развития этого искусства.
Добиваясь максимальной выразительности, мастера разрабатывали и совершенствовали методы получения новых оттенков и техники укладки.
Поздние образцы демонстрируют уже более правильное и пропорциональное изображение человеческого тела. Фигуры иногда изображаются в движении или в повороте.
Композиция изображений всегда соответствовала строгим христианским канонам. Соборы всегда украшали по определенной системе, символизирующей единство Неба, Рая и земного мира.
Каждое изображение было строго на своем, определенном канонами месте.
Технология работы
Хотя мастера умели придавать отдельным элементам любые геометрические формы, все же основой для укладки стали мелкие кубики прямоугольной или квадратной формы. Реже встречаются овальные и другие элементы.
Основная техника византийской мозаики – это прямой набор. Кубики смальты с неотшлифованной поверхностью укладываются в ряд. И обязательно очень плотно прилегают друг к другу.
По сравнению с древними образцами, эти элементы намного меньше по размеру и изящнее. Благодаря этому удается добиться тонкой выразительности лиц и цветового перехода. Также отличительной особенностью является более утонченная кладка ликов, одежды, мелких деталей.
Золотой, мерцающий фон – основное условие и отличие от других стилей. Само изображение имеет неровную поверхность и специфический, особенный блеск. Другие отличительные черты и особенности техники – правильные пропорции объектов. Особенно это касается более поздних изображений.
Древность и современность
Надо обязательно отметить, что многие приемы византийской мозаики используются в подобных работах и до сих пор. Эти особенности укладки и отделки стали не только визитной карточкой мастеров тех веков. Но и классикой художественных промыслов, к которой обращаются и многие современные художники.
Видео примеры византийской мозаики
К примеру, некоторые современные православные церкви также украшены мозаичными картинами, в соответствии с древне-византийскими канонами. А в художественной академии Равенны, одного из «мозаичных» центров древности, существует отделение, где изучают это старинное искусство.
Специалисты со всего мира приезжают в этот город на семинары и симпозиумы. А выпускники академии работают реставраторами и делают копии известных картин византийской древности.
Где все это можно увидеть?
Великолепные образцы византийской мозаики можно увидеть, если поехать в Стамбул и посетить древнюю Айю-Софию. Богатейшие исторически художественные сокровища находятся в старинном городе Италии Равенне.
Великолепными мозаичными панно украшены местные соборы, баптистерии и мавзолеи древних правителей. Это, пожалуй, самые известные произведения данного стиля в мире.
obplitke.ru
Мозаики Византии. Прикладное искусство Византии IV-XIV века
Похожие главы из других работ:
Византийская культура
3. Литература в Византии
Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы...
Византийские основы мозаичного искусства Киевской Руси
3.2 Мозаики апсиды и вимы
Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века...
Византийские основы мозаичного искусства Киевской Руси
3.3 Мозаики южного северного тимпана
Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста...
Византийские основы мозаичного искусства Киевской Руси
4. Мозаики собора святой Софии в Киеве
«Русь, принявшая в 989 году христианство, стала быстро приобщаться к византийской культуре. Появление в Киеве в 30-х годах XI века греческого митрополита обусловило необходимость возведения большого кафедрального собора...
Византийское искусство
4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИИ
Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она трансформировала их в духе христианского вероучения...
Всемирная история библиографии
1.2.1 Библиография в Византии
На протяжении V-XV веков в крупнейших регионах Азии и Европы развивались феодальные системы. За этот длительный период значительно изменились социально-экономические отношения, состояния культуры...
Декоративное мозаичное панно на тему "Музыка"
2. ИСТОРИЯ МОЗАИКИ
Слово мозаика происходит от итальянского «mazaico» и французского «mozaique», а древние римляне называли эту технику «opus musivum» - «сложенный из кусочков». Мозаика, в широком смысле этого слова, представляет собой особый род изобразительного искусства...
Декоративное мозаичное панно на тему "Музыка"
Технология выполнения мозаики
Мозаика - идеальный материал для творчества. Между прочим, это не просто слова, а чистосердечное признание дизайнера, не раз и не два убеждавшегося в том, как мозаика обогащает интерьер и изменяет масштаб помещения. Все мы знаем...
Домонгольская икона. Канон и его трансформация на русской почве
1. ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ КАНОН ВИЗАНТИИ
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых...
Искусство Древнего Рима, Византии, Италии
2. Искусство Византии.
Эпоха средневековья для историка культуры и искусства охватывает период от падения Римской империи до начала эпохи Возрождения История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. - М.: «Изобраз...
История развития искусства
7. Искусство Византии
Временем возникновения Византии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим двум сыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскую империю...
Культура европейского Средневековья
1. Культура Византии
В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала...
Основы монументально-декоративной живописи в европейском искусстве
4.1 История мозаики
История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду...
Теория искусства в византийском периоде
1.3 Выдающиеся мыслители Византии
В XI--XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан...
Эстетика иконы. История иконописи
1.1 Иконопись Византии
Культ иконы зародился во II в. И расцвел в IV в. В IV в. Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Столицей Восточной части стал Константинополь...
cult.bobrodobro.ru
Знаменитые мозаики мира - Римская и византийская мозаика
Я уже делала подборку самых известных фресок мира. Сегодня пришла очередь мозаики. Приглашаю вас в увлекательное путешествие по мировым храмам и музеям для того, чтобы познакомиться с лучшими образцами мирового мозаичного искусства.
1. "Битва при Иссе"
"Александрова мозаика" – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков. Это чудо обнаружили при раскопках древнего города Помпеи на полу одного из помещений дома Фавна и затем перенесли в Национальный археологический музей Неаполя, где сегодня ее может увидеть любой желающий. Грандиозное мозаичное панно (313 × 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. К сожалению, мозаика сохранилась не полностью. Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями. Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. Он без шлема, в прекрасном льняном доспехе, украшенном на груди изображением головы Медузы-горгоны.
Вот мозаика целиком. Сначала она располагалась в музее на полу, но затем ее повесили на стену, чтобы было удобно созерцать это великолепие:
А вот крупнее фрагмент с Александром. Посмотрите, как детально изображена его одежда!
2. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне
Неполная сохранность "Битвы при Иссе" - скорее исключение из правил, ведь мозаичные изображения - одни из самых долговечных. Созданные умелыми руками мастеров несколько столетий назад, они до сих пор не утратили своего великолепия. Прекрасный пример такой сохранности можно увидеть в базилике Сан-Витале в Равенне. Внутренее убранство базилики поражает своим богатым великолепием. Стены храма украшены многочисленными мозаиками, но самые масштабные и известные из них находятся в нижнем уровне апсиды (полукруглом выступе здания). Это портреты византийского императора Юстиниана и его жены Феодоры, которые представляют особую ценность, так как были созданы при их жизни.
Юстиниан I в окружении вельмож и священнослужителей:
Императрица Феодора со своей пышной свитой:
Император и его супруга изображены здесь как заказчики строительства храма (донаторы) с драгоценными литургическими сосудами в руках. Мозаики представляют собой единую композицию и выполнены таким образом, что две процесии как будто движутся навстречу друг к другу, одновременно направляясь к алтарю.
3. "Полтавская баталия" Михаила Ломоносова
Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом, историком и философом. Обладатель живого пытливого ума и незаурядных способностей, он, конечно, не мог обойти стороной художественное творчество. Но так как Ломоносова прежде всего интересовала практическая сторона и конечная полезность любого вида деятельности, то выбор его пал на мозаику. Мозаики Ломоносова стали частью его деятельности как учёного, разрабатывающего способы производства стекла и смальт.
Для создания масштабного полотна "Полтавская баталия" сначала была нарисована картина на картоне. Ломоносов рисовать не умел, и для этих целей был нанят один из городских живописцев. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. Результатом стало грандионзное (481 × 644 см) панно, изображающее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы. Петр I предстает перед созерцателем в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. Он совершает последний выезд на поле сражения в момент, когда исход битвы уже предрешен, но обстановка опасна для жизни царя. Чтобы защитить самодержца пусть даже ценой собственной жизни, ему пресекает путь простой солдат. Поместив фигуру солдата в центр композиции, Ломоносов подчеркнул роль народа в битве с противником.
Увидеть эту грандиозную мозаику Ломоносова сегодня можно в Академии наук в Санкт-Петербурге.
4. Мозаика Павильонного зала Эрмитажа
Интерьер Павильонного зала Эрмитажа создавался в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером. Это один самых красивых и необычных залов дворца. О нем можно писать бесконечно, но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на изумительную мозаику на полу зала, которая предстваляет собой уменьшенную в два раза копию мозаичного пола одной из терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима. Созадавали копию русские мозаисты из Петербургской Академии художеств. Даже уменьшенная в два раза, эта копия огромна и поражает воображение!
5. Карта СССР из цветных камней «Индустрия социализма»
Создание великолепных мозаик из драгоценных и полудрагоценных камней не кажется нам чем-то необычным, ведь Россия богата храмами и дворцами, в которых сохранилось множество таких шедевров.Но "ювелирные" мозаики продолжали создавать и в XX веке!
Эта самая большая географическая карта в мире выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней в мозаичной технике. 27 квадратных метров с изображением подлинной физической карты Советского Союза в масштабе 1:1 500 000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями сегодня хранятся во Всероссийском Научно-исследовательском геологическом институте имени академика Карпинского. Созданием этого гигантского мозаичного панно, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября в 1937 году. Макет мозаики изготовили в Академии художеств, тщательно подобрав цветовую гамму в соответствии с особенностями каждой конкретной местности. Весь камень – отечественный. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит.
Вот как выглядит эта красота вблизи:
В настоящее время питерские умельцы реставрируют драгоценную (во всех смыслах слова) карту и обещают, что к концу 2012 года работа будет завершена.
Каких известных мозаик не хватает в этом списке, на ваш взляд?