Афродита, богиня любви, вышедшая из морской раковины на берег Кипра, была по происхождению морской богиней, власть которой распространялась на море, землю и небо, зверей, птиц, рыб, людей и богов. При раскопках в Анапе были найдены терракотовые статуэтки Афродиты с зайцем, дельфином, голубем или яблоком. Там же был обнаружен и небольшой бронзовый бюст Афродиты со стилизованными рогами в виде полумесяца, обращенного вверх и тремя перьями мудрости. Заяц, дельфин и голубь – это маркеры трехчленного мира: неба (голубь), земли (заяц) и преисподней (дельфин) и трех стихий – воздуха, земли и воды. Во многих древних религиях рыбы связывались с богинями любви и плодородия. Греческая богиня любви и плодородия, земного и человеческого, была рождена Матерью Водой, одним из образов которой была Рыба. Неудивительно, что в истории с Тифоном Афродита оборачивается именно рыбой. Древние греки почитали рыб священными и воздерживались их есть, полагая, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».
Плиний и некоторые другие авторы отождествляли Тифона с кометой, вторжение которой на звездное небо вызвало переполох среди небесных богов. По одному из вариантов мифа Афродита, увлекая за собой юного сына Эроса, бросилась в воды, и оба превратились в рыб. Боги подняли их на звездное небо, и они стали зодиакальным знаком Рыб: южной – Афродита и северной – Эрос. По другому варианту, пересказанному Овидием в «Фастах», рыбы были помещены на звездное небо в благодарность за то, что вынесли на своих спинах богиню с сыном: «Ты, говорят, и твой брат (ибо вы сверкаете вместе / В небе) двоих на спине переносили богов. / Некогда, в страхе бежав от злодея Тифона, Диона / В день, когда Юпитер вступил в бой за свои небеса, / К водам Евфрата придя с младенцем своим Купидоном, / У палестинской реки села на землю она./…/ Ветер тут зашумел по роще; она испугалась/…Сжавши в объятьях дитя, она закричала: «Бегите, / Нимфы, на помощь ко мне, двух вы спасите богов!» / Прыгнула в реку – и тут близнецы их подняли рыбы: / Оба за это они звездами были почтены». В мифе о Венере, приведенном Гигином, богиня рождается из яйца, которое выкатили на берег из Евфрата рыбы, а высидела яйцо голубка. Юпитер дает этой Сирийской Богине выбрать желание, и она просит перенести рыб в число созвездий. И снова – голубь и рыба, неизменные атрибуты богини любви и плодородия.
В греческом мифе эта сирийская богиня именуется Деркето, дочерью которой считалась Семирамида, превратившаяся в голубку и улетевшая на небо. В имени отождествляемой с ней полулегендарной вавилонской царицы Шаммурамат (IX в.) слышится шумерское название юго-западной части нынешнего созвездия Рыб – Sim mah, «Великая Ласточка». Северо-восточная часть созвездия называлась в Междуречье Anunitum («Небесная госпожа»). Считалось, что звезды "Небесной госпожи" отражают на небе реку Тигр, а звезды «Великой Ласточки» - Евфрат. Обычно это созвездие именовалось «Хвостами» (Ziibbati Mes), в нововалонский период просто Zib. Зодиакальные Рыбы охватывают с востока и с юга Квадрат Пегаса, и на некоторых звездных картах Пегас изображался с рыбьим хвостом.К
Две зодиакальные Рыбы могут быть сопоставлены с символикой неба и преисподней. Мифы о Деркето, Семирамиде и Афродите связывают их именно с этими двумя стихиями. Рыба – «бессловное существо, связанное с нижним миром смерти и тайных знаний». Голубь – дух, воспаряющий в небеса. На глобусе из неаполитанского атласа Фарнезе рыбы изображены крестообразно: одна - северная, расположенная вертикально, головой указывает на северный небесный полюс, вторая - южная, расположена горизонтально и указывает головой на запад. "Не случайно северная Рыба указывает на район небесного полюса. Полярная звезда и полярная ось почитались во множестве инициатических традиций путем на небо и способом выхода из обычного человеческого состояния. Весьма примечательно, что в арабской традиции область, окружающая небесный полюс, представлялась в виде рыбы".(5)
Греческие мифы повествуют о том, что козлорогий Пан одновременно с Венерой обзавелся рыбьим хвостом, спасаясь от Тифона, что Немесида, спасаясь от преследований Зевса, обратилась в рыбу, что нереиды плавают по морю, сидя на дельфинах. О наяде, нимфе с острова Нозалы в Эритрейском море, завлекавшей юношей и превращавшей их в рыб, поведал Овидий в «Метаморфозах». Солнце, которому был посвящен этот остров, превратило в рыбу ее самое.
Дельфин тоже был увековечен на звездном небе за помощь, оказанную Посейдону в поисках Амфитриты. Его имя носит созвездие Дельфина. «В гомеровских поэмах Амфитрита означает просто "море", причем там она не является женой Посейдона. Ее нежелание выйти замуж за Посейдона совпадает с нежеланием Геры стать женой Зевса, а Персефоны – женой Гадеса».(2) Однако, Посейдон берет в супруги Амфитриту, невзирая на ее старания избежать его любви. От этого брака родились Рода и Тритон.
В Афинах существовал праздник Дельфиниев, во время которого девушки несли молитвенные ветви, увитые белой шерстью. На коринфском побережье у самого морского берега росла сосна и стоял жертвенник Меликерту. «Говорят, что к этому месту дельфин принес ребенка и что Сизиф, найдя его лежащим (на берегу), похоронил на Истме и в честь его устроил Истмийские игры".(7) В этрусском погребальном искусстве дельфины перевозят души на потусторонние острова блаженных.
И, наконец, знаменитый Дельфиний - одна из ипостасей Аполлона. В прежние времена Аполлон-Дельфиний признавался изначальным покровителем мореходства, как об этом сказано в гомеровском гимне: «...так как впервые из моря туманного в виде дельфина близ корабля быстроходного я поднялся перед вами, то и молитесь мне впредь как Дельфинию».(I, 493-496) Современными исследователями были приведены убедительные соображения в пользу того, что "Дельфиний был восточным по происхождению божеством, и его функции заключались в покровительстве растительному и морскому живому миру», и что его имя является отражением "имени хеттского бога плодородия Телепинуса на греческой почве". Окончательное подтверждение тождества Телепинуса и Дельфиния основывается на анализе лингвистического материала. "Таким образом, историческое развитие культа Дельфиния в Греции заключалось в том, что первоначально это было божество растительного и животного мира, заимствованное греками из хеттской среды где-то в микенскую эпоху. ...Первоначальная хтоническая сущность Дельфиния на греческой почве видна из того обстоятельства, что места его культа известны не только в прибрежных, но и внутренних местностях (в Кноссе, Дреросе, Афинах, Спарте). В реликтном состоянии эта функция прослеживается в историческое время в Дельфах, где Аполлон (здесь он превоначально был Дельфинием, что видно из названия города) почитался под эпиклесой Ситалка в качестве покровителя злаков».(8)
Delphos в переводе означает "материнская утроба" и "матка", что соотносит сам образ мужского божества-дельфина с Матерью-дельфином: сын Матери-Рыбы или вышедший из чрева рыбы. Не случайно Аполлон выбирает местом своего святилища Дельфы - ущелье древней Греции, название которого - delphi «означает на самом деле женский детородный орган».(9) Оракул в Дельфах, называвшийся Гай ("расщелина земли"), в давние времена принадлежал Гее, затем, Фемиде и перешел к Аполлону после его победы над драконом. В честь этого события каждые восемь лет устраивалось музыкально-драматическое представление, сюжетом которого было сражение Аполлона с драконом, очищение Аполлона в Темпейской долине и его возвращение в Дельфы.
Использованные материалы:
М. В. Агбунов. Античная лоция Черного моря;
Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
Овидий. Фасты;
Гигин. Мифы;
Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
Овидий. Метаморфозы;
Павсаний. Путешествие в Элладу, книга I;
В.П. Яйленко. Архаическая Греция и Ближний Восток;
Мирча Элиаде. Азиатская алхимия.
www.a700.ru
Древняя Греция : На Олимпе
На Олимпе
Спор о богах длился всю ночь. К утру все разошлись по палаткам. У потухающего костра остались только Паисий — египетский воин, служивший в тяжеловооруженной пехоте, и Андротион — из отряда греческих наемников.Дело происходило в VI в. до н. э. в Египте. По приказу фараона большая армия египтян и наемников — греческих и ливийских — направлялась на юг, к истокам Нила. Поход был труден, греки плохо переносили жару. Уставший от похода Андротион говорил тихо и злобно:— Ты хвалишь своих богов, Паисий! По-твоему, боги египтян сильнейшие, и не последний среди них — Апис. Не так ли? В Мемфисе я был во время праздника в честь всемогущего бога Аписа.Тогда я еще не таскал на себе, подобно вьючному ослу, эту кожаную крепость, — Андротион с ненавистью ударил лежащий рядом с ним кожаный щит, — я толкался среди праздничного народа и расспрашивал всех о всемогущем боге Аписе. И я узнал, что всесильный, могучий Апис, явившийся в Мемфисе, — это всего лишь черный бык с белым пятном на лбу. Разве грозные боги могут быть бессловесными животными? Ответь же мне, о мудрыйПаисий.Коричневое лицо Паисия задрожало от гнева.— Зачем же ты явился в страну наших богов? Отчего ты не просил у своих богов удачи на родине? А может, ты здесь потому, что боги твои бессильны. Подумай об этом на досуге.Оставшись один, Андротион долго сидел неподвижно и думал. Может быть, прав Паисий. Счастье, действительно, забыло к нему дорогу. Ему не везло в Милете. И в Египте он не смог, как многие его земляки, заняться выгодной торговлей в Навкратисе — греческой колонии в дельте Нила. Он тянет лямку наемника. А разве мало жертв принес он греческим богам?Чья-то тяжелая рука легла на плечо Андротиона. Он схватился за меч, висевший у пояса. При свете костра Андротион разглядел рослого ливийца, который давно уже сидел невдалеке от костра. Пока Андротион разговаривал с Паисием, ливиец сидел, не меняя позы, казалось, что он спит, низко свесив голову; видна была только густая шапка курчавых волос.Коверкая греческие слова, ливиец сказал:— Я слышал, как вы спорили. Расскажи мне о своей стране и богах. Я хочу знать о них больше.Андротион с благодарностью взглянул на ливийца. Он тосковал по родине, и воспоминания о ней были для него приятны.— Садись, — сказал он, — мой рассказ будет долгим... На севере земли, населенной эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон Окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп — самая высокая из всех гор Эллады. Склоны ее покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег.В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине — золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето, и в чертогах светло. С неба льется яркий голубой свет.В чертогах пируют бессмертные боги. На высоком золотом троне сидит Зевс — царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера. Здесь же дети Зевса — близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест — бог огня и кузнечного дела. Это он выстроил для богов прекрасный дворец на вершине Олимпа. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей. Но сильнейший из них — Зевс, сын бога Крона. Крон был рожден Ураном — Небом и Геей — Землей. Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток и проглатывал их. Последнего сына — Зевса — Рея пожалела. Она поднесла отцу спеленутый камень, и Крон проглотил его. Рея укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчелы кормили его медом, а коза — молоком. Если маленький Зевс плакал, юноши, охранявшие пещеру, начинали военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребенка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите еще и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса.Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряженной четверкой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над миром он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мертвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землей.Зевс сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром — все это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на земле! Взмахнет могучий бог правой рукою и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» — говорят у эллинов.Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома — жертвенник великого бога. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Такой священный дуб Зевса находится в роще Додоны — в Эпире, на севере Эллады. Зевс часто отдыхает в этой роще. Голос его слышится в шелесте листьев и в журчании ручья, протекающего в глубине рощи. Непосвященный ничего не поймет в этих звуках. Но вещие жрецы и престарелые жрицы толкуют по ним волю Зевса. Свою волю Зевс может также передать людям, послав священную птицу — орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.У великого Гомера в «Илиаде» троянский царь Приам, отправляясь к Ахиллу, обратился к Зевсу с молитвой:
Птицу пошли, быстролетного вестника, мощью своею Первую в птицах, которую сам ты всех более любишь, С правой пошли стороны, чтоб ее увидавши глазами,С верой отправился я к кораблям быстроконных данайцев [1].
Зевс услышал молитву старца и послал ему своего орла. После Зевса Гера — первая среди олимпийцев. Когда Гера в Зевс действуют заодно, все боги бессильны перед ними. Зевс чтит Геру и советуется с ней. Но часто ссорятся Зевс и Гера, нередко возражает Гера повелителю богов, а иногда вмешивается в его дела. Если Зевс сильно разгневан, умолкает Гера. Она помнит, как некогда Зевс, сковав ее золотыми цепями, подвесил между землей и небом, привязав к ногам тяжелые наковальни, и бичевал молниями.Прекрасна и могущественна Гера. Спускаясь с Олимпа, несется над снежными вершинами высоких гор ее богато украшенная золотом и серебром колесница. Гера — царица среди богинь, Афина выткала ей роскошную одежду, украшенную разноцветными узорами. Сама богиня Земли Гея поднесла царице богов яблоню с золотыми плодами.Прекрасна и величава Гера, но часто загорается гневом лицо богини, и сурово расправляется она тогда с людьми и богами. Во время троянской войны Гера много зла причинила троянцам. Когда богиня Артемида стала на сторону троянцев, Гера в гневе ударила ее по лицу колчаном, так что стрелы разлетелись во все стороны. А маленького Гефеста, который родился хилым, богиня в гневе бросила с Олимпа вниз, и он остался хромым на всю жизнь.Эллины почитают Геру как царицу богов и защитницу семейного очага. Особенно чтут ее в Аргосе и Спарте, в Коринфе и Олимпии. На Самосе поклоняются деревянной статуе Геры, закутанной в покрывало. Любимая птица богини — павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царицы богов.В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля — основа жизни. А судьба мореплавателя в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как легкие скорлупки швыряют они корабли, захлестывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон — утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжать свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живет он со своей женой Амфитритой — прекраснейшей из нерейд — дочерей морского старца Нерея.Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин — морские чудовища.Горе тому, кто оскорбит владыку морей! Жестоко преследовалПосейдон Одиссея, ослепившего его сына, одноглазого циклопа Полифема. Лишь в отсутствие Посейдона выпросила Афина у Зевса, чтобы тот разрешил ее любимцу Одиссею вернуться на родину. Не только на море могуч Посейдон. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создает бездонные пропасти, обращает вспять течение рек.Бог морей служит своему старшему брату Зевсу, выпрягает из колесницы царя богов коней и покрывает чехлом его великолепную колесницу.Самый мрачный из богов — Аид царит глубоко под землей, в царстве мертвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведет в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мертвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пес Кербер сторожит вход в царство Аида.Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и живыми вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев троянской войны. Поведал Одиссею Ахилл, что лучше быть живым поденщиком на земле, чем царем в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принес из царства мертвых адского пса Кербера, это был один из двенадцати подвигов героя.Мертвых судят три неподкупных царя — Минос, Эак и Радамант, удостоенные этой чести за правдивость и доброту при жизни на земле. Злодеев обрекают они на вечные страдания. Тантала, оскорбившего богов, вечно мучат голод и жажда. Он стоит по пояс в воде, но стоит ему наклониться — вода убегает от него, а плоды дерева, стоящего рядом с ним, поднимаются кверху, когда он протянет к ним руки [1].Хитроумный Сизиф, обманом вернувшийся однажды из царства Аида на землю, снова попал туда и осужден вечно вкатывать тяжелый камень на высокую гору. Но лишь достигнет Сизиф вершины, камень падает вниз, и он должен снова начинать свой бесполезный труд [3].Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин — жена его Персефона — дочь богини плодородия Деметры.Аид похитил ее, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала в поле цветы. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал ее на колеснице, запряженной черными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и темными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца — Гелиосу и от него узнала, что дочь ее по воле Зевса находится в царстве мертвых.Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать ее, приняла образ старухи. Проливая горькие слезы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернется на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса. Быстро достиг Гермес ворот подземного царства и объявил Аиду волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зернышко — символ брака — и тем навсегда связал ее с царством мертвых.По решению Зевса две трети года — весну и лето — Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю, к мрачному Аиду, и земля .замирает, засыхает растительность, с тем чтобы пышно расцвести, когда вновь вернется на землю Персефона.Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них — бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон — любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище — дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется вместе со своими спутницами музами. Их девять, и каждая из них — покровительница науки или искусства [4]. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.Боятся люди встреч с сестрой Аполлона — вечно юной и прекрасной Артемидой — богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, легкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Ее любимые спутницы и подруги — нимфы — богини полей и лесов и наяды — богини рек и источников. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы ее так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьет источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.Нет на Олимпе богини прекрасней Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня близ острова Киферы. Поэты называют ее «рожденною из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли ее боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня — повсюду благоухают цветы. Дикие звери — львы, волки, пантеры — следуют за ней, как ручные. Афродита — богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде [5]. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок. Люди зовут его нарциссом.Страшен и людям, и богам кровожадный Арес — бог войны.Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. За ним мчатся его сыновья Деймос и Фобос (Ужас и Страх) и богиня раздора Эрида. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал свою помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Он сказал, обращаясь к кровавому богу войны:
Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо,Распря единая, брань и убийства тебе лишь приятны.
Но и свирепого Ареса можно одолеть. Не раз побеждала его любимая дочь Зевса — грозная и воинственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьем вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спрыгнула на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу Афинам богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремеслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль Арго, а эллинам, сражавшимся под Троей, — деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных.В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.Не только Афина искусна в ремеслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря, под островом Лемнос. Там научился он ковать «кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды Гефест — бог огня и кузнечного дела — выковал чудесное вооружениеее сыну — славному герою Ахиллу.Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, ее обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест,. освободил Геру и остался среди богов. Он построил на Олимпе золотой дворец для богов.Искусен и Гермес — быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников.В Элладе на всех перекрестках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху — гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счета, изобрел для них меры веса. Гермес хитер, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Еще ребенком он угнал стадо коров у Аполлона. Веселый проказник Гермес любит подшутить над богами — он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона — трезубец, у Ареса — меч, а у Аполлона — лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешественники, купцы и даже воры. Таковы наши боги. Они прекрасны и могущественны. Так же прекрасна и могущественна земля эллинов! Ты понял меня, ливиец?Уже совсем рассвело. Наступал час подъема. Ливиец тяжело поднялся и, разминая затекшие ноги, подошел к Андротиону.— Ты рассказал мне много интересного о своих богах. Я верю, что они прекрасны и смелы. Но здесь, в Египте, тебе следует молиться и египетским богам — это тебе принесет больше пользы. Ты же знаешь, что многие эллины в нашем войске молятся египетским богам. Не следует всецело полагаться на одних богов и забывать о других. Кто из них могущественнее — рассудит время.Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или, как мы их называем, мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.
______
1 Данайцы — греки.
2 Муками Тантала называют нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть.
3 Сизифов труд — так называют тяжелую и бессмысленную работу.
4 Каллиопа — муза эпической поэзии, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Полигимния — муза священных гимнов, Клио — муза истории и Урания — муза астрономии. От слова «муза» наше слово «музыка».
5 Выражение «самовлюбленный Нарцисс» бытует и в настоящее время. Так называют самовлюбленного и самонадеянного человека.
www.sno.pro1.ru
греческая царица богов, 4 буквы, сканворд
греческая царица богов
Альтернативные описания
• «божественная» и, как часто бывает, женская роль Юрия Стоянова в «античной» кинокомедии «Подвиги Геракла» Сергея Овчарова
• богиня неба в античной мифологии
• в греческой мифологии — дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса, богиня брака
• в древнегреческой мифологии — царица богов, жена Зевса, покровительница брака и рождения
• верховная богиня среди олимпийцев, сестра и супруга Зевса, покровительница супружества (мифическое)
• город в Германии
• женское имя: (греческое) имя богини, супруги Зевса
• супруга Юпитера у древних греков
• жена Зевса в древнегреческой мифологии
• покровительница брака в древнегреческой мифологии
• молоко именно этой греческой богини разлилось в млечный путь
• какая древнегреческая богиня соответствует римской Юноне?
• мать Гефеста
• в греческой мифологии царица богов
• на какой реке стоит немецкий город Эрфурт?
• ревнивая жена Зевса
• женское имя
• царица богов у эллинов
• жена Зевса
• греческий аналог Юноны
• царица богов (миф.)
• одна из «Стрелок»
• сестра и жена Зевса (миф.)
• царица богов
• зевс
• детский вариант имени Гертруда
• герман в отрочестве
• сестра и жена Зевса
• уменьшенное от имени Герасим
• супруга Зевса
• певица-«стрелка»
• покровительница брака у греков
• жена Зевса, царица богов
• дружеское произношение имени Герасим
• царица греческих богов
• юный тезка Герасима
• какую богиню возжелал Иксион в стихотворении Валерия Брюсова?
• богиня, родня Зевса
• солистка группы «Стрелки»
• уменьшенная форма имени Герасим
• певица из «Стрелок»
• В греческой мифологии царица богов, жена Зевса, дочь Кроноса и Реи
• Богиня неба в античной мифологии
• Город в Германии
scanwordhelper.ru
Мифология - Морская раковина: греческая мифология
Афродита, богиня любви греческой мифологии, родившись из морской пены, на раковине добралась до острова Кифера, оттуда до Пелопоннеса и Кипра. "Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными". Кифера была важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. На Крите обнаружено много следов почитания этой богини. К примеру, "пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами, а на украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными. В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте".(1)
Мирча Элиаде упоминает о неолитическом кладе, раскопанном в Фесте, в котором вместе с глиняным изображением богини-матери находилась раковина морского гребешка (petunculus). Любопытно, что рядом с ними "был найден большой кусок магнитного железняка, которого, кажется, на Крите нет". Его присутствие указывает на проникновение на Крит "секретов металлургии" вместе со жрецами культа Кибелы, богини-матери, владычицы земных недр. Вероятно, соседство раковины с железняком имело культовое значение: оба предмета были символами священных сфер космоса - либо верхней (металл, доставшийся с небес) и нижней, либо только нижней, если имелся в виду железняк, "извлеченный из недр (и тогда он тоже символ мирового чрева)". Представляется, что в погребальном культе присутствие этих маркеров священного пересотворения должно было гарантировать либо возрождение, либо, по словам Элиаде, "счастливую судьбу в посмертной жизни".
В битве богов с гигантами последних обратил в бегство страх, который они испытали при ужасном, дотоле неслыханном ими звуке: это была труба Тритона, который, "найдя раковину, выдолбил ее и взял с собой в сражение против гигантов. Такое же воздействие оказала на титанов ракоовина-труба, изобретенная Эгипаном, сыном козы Амалфеи (или Пана): своим "ужасным звуком" она обратила в бегство титанов во время их войны с Зевсом. По другому варианту мифа в бегство титанов обратил Пан, внушив им страх, который с тех пор назвали паническим. Имея нижнюю часть туловища в виде рыбы Пан использовал соответствующее оружие: "бросал во врагов раковины вместо камней". По поводу рыбьей половины туловища Пана у египетских жрецов есть свое объяснение, связывающее козлино-рыбий облик Пана с внезапным появлением в Египте огнедышащего стоглавого Тифона. При его виде египетские боги от страха приняли различные обличья птиц и животных, а Пан бросился в реку и задней части тела придал рыбье обличье, а всему остальному телу - козлиное, и таким образом спасся от Тифона.
Использованные материалы:
Роберт Грэйвс, Мифы древней Греции;
Мирча Элиаде. Азиатская алхимия;
Гигин. Мифы;
Гигин. Астрономия.
www.a700.ru
Вода — Царица или Морская царица » Боги Славян
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев,
Царица ВОДА, Рис.В.Королькова
ВОДА ЦАРИЦА — основа жизни
СТИХИИ. Морская царица относится к стихии ВОДЫ.
ДРУГОЕ ИМЯ — МОРСКАЯ ЦАРИЦА, Матерь-Море
В ЛИТЕРАТУРЕ. И бросилась в глубокую воду. Матери- Морю в колени, чтобы приголубило, смыло слезы со щёк. И поплыла резкими, сильными взмахами, пытаясь прогнать тоску. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.
********
Из обрядов (Додола, Пеперуда, Купала) можно определить, что обливание водой – это вызывание дождя, просьба и заклинание жизнетворной небесной влаги для плодородия земли.
Живая и мертвая вода, целебная и бессильная. Об этом есть в сказках, легендах, преданиях, где герои, окропленные живой или целебной водой, оживают, набираются сил. Добыть живую воду в сказках тяжело, она находится далеко, добираться до нее нужно, преодолевая преграды, охраняет живую воду змей или дракон.
От древних жрецов – волхвов – пошло то, что воду для ворожбы нужно брать особую, живую, целебную. А такой она бывает, когда из криницы или из источника «непочатого», когда еще никто не успел после крика петухов оттуда взять. Чистая вода с того места, где сходятся три воды (речки, ручьи), из семи криниц – такую воду считали очень сильной, всеисцеляющей.
Вода – кровь земли. Потому кровь человека считалась жизнетворной жидкостью. В древние времена люди пили кровь убитых животных и побежденных врагов, чтобы стать сильными и отважными. Позже ограничивались тем, что слизывали капли крови с меча.
В древние времена человек увидел, что вода приносит добро, является важным компонентом природы, оживляет землю и содействует плодородию. Славяне обожествляли воду, считали ее сестрой или женой света, огня, солнца. Поклонялись воде везде и всякой: морю, речке, озеру, источнику, ручью, кринице, росе, дождю.
Человек, смотря в воду, видел там живые лики и поверил, что в воде есть жители, подобные ему. Так возникла вера в божества воды, коих много – в русалок. То, что вода забирала людей в глубину, люди тонули – породило верование в наличие в воде злых духов, нечистой силы. Считали, что без надобности не следует заходить в воду.
Вода в обрядах – символ размножения и парования. Издавна славяне умыкали невест возле воды, и позже браки совершались возле воды, пару себе искали у речки, озера, криницы. Древний обряд умывания молодых из одной посудины сохранился ныне в иных местах как свадебный ритуал.
Вода имеет целебную силу, она присутствует в гаданиях. На Святки девушки смотрят в посудину с водой в надежде увидеть там своего суженого. На Купалу пускают венки на воду – куда венок поплывет, туда и замуж идти.
Христианская религия от язычества взяла воду под опеку и почитает ее, ибо поклонение воде было природным и отстранить его невозможно.
Что ж нам было в начале мира?Не было ничего, – одна водица…Водица, старшая царица…
Сербская песня «Мутный Дунай»:
bogislavyan.ru
Морские сюжеты в древнегреческой вазописи
Петракова А. Е.
Паруса Эллады. Мореходство в античном мире
Море и его обитатели, плывущие корабли и божества морских глубин нередко становились сюжетами древнегреческой вазописи, начиная с гомеровского периода и вплоть до эпохи поздней классики, а сами расписные вазы, сделанные в одном городе, зачастую совершали долгое путешествие по морю к своему будущему владельцу. Изготовленные афинскими гончарами и вазописцами амфоры, килики, кратеры, оканчивали свой путь в домах и гробницах на берегах Азовского, Черного, Адриатического морей, а некоторые из них добирались даже до побережий Испании, т.е. на западный край «обитаемого мира», как называли его древнегреческие философы и историки. Морем перевозили и толстостенные нерасписные тарные сосуды (наиболее распространены были остродонные амфоры, которые хорошо закреплялись в трюмах кораблей), заполненные вином или маслом; морем в изобилии перевозили и нарядную расписную керамику, использовавшуюся во время застолий и для погребений.
Тема моря — одна из актуальных в искусстве греков, не только промышлявших рыбной ловлей и международной торговлей, но и вынужденных отправляться в поисках лучших земель, пригодных для выращивания хлеба, в дальнее плавание к берегам Италии, Малой Азии, Северного Причерноморья, Африки. Морское путешествие и его особенности, все тяготы и чудеса морских дорог нашли отражение в древнегреческих сказаниях и преданиях, в мифах и эпосе, в трагедиях и комедиях, в лирике и эпиграммах. Переменчивого моря боялись — недаром именно в море появлялись на свет и обитали многие чудовища греческой мифологии, такие как Сцилла или Харибда, на просторах моря обитали полудевы-полуптицы сирены, завлекавшие своим пением корабли мореходов на острые скалы, а философ Анахарсис на вопрос: «Какие из кораблей самые безопасные?» отвечал: «Вытащенные на берег». Море пытались усмирить и задобрить, принося дары и обращаясь к помощи морских богов.
Морские обитатели — осьминоги, дельфины, рыбы, раковины наутилуса, кораллы — в изобилии представлены на вазах II тысячелетия до н.э., изготовлявшихся критянами, отважными мореплавателями, бороздившими на своих кораблях Эгейское и Средиземное моря. Точность этих изображений такова, что современные ученые могут определять по ним все виды морских существ, известные обитателям острова Крит.
На греческих геометрических вазах IX-VIII вв. до н.э., помимо бега колесниц и сцен оплакивания умерших, можно встретить изображения морских путешествий (кратер из Британского музея, инв. № 1899.2-19.1), сражений (скифос из музея в Элевсине, инв. № 741) и даже кораблекрушений, тела жертв которых обгладывают рыбы (кратер из музея на острове Искья, инв. № Sp.I/I). Хотя изображения на этих вазах очень условны, будто бы составлены из простейших геометрических фигур, сами сцены очень выразительны и красноречиво демонстрируют особенности восприятия моря древними обитателями Балкан и островов Эгейского моря.
Прорисовка росписи на геометрической ойнохое: Кораблекрушение
Исхия. VII в. до н.э.
(воспр. по: Boardman 1998. P. 161)
На чернофигурных и краснофигурных аттических вазах VI-V вв. до н.э., помимо изображений кораблей под парусами и гребцов, нередки также и сцены из плаваний мифологических персонажей — Язона и аргонавтов, Тезея, Одиссея, встречавших на своем пути множество препятствий, или бога Диониса, похищенного однажды тирренскими морскими разбойниками, которых он в наказание превратил в дельфинов (килик Экзекия из музея в Мюнхене, инв. № 2044). Кроме того, аттическая вазопись изобилует изображениями морских богов и благожелательно настроенных к людям морских существ, среди которых — сам бог моря Посейдон, его жена Амфитрита, их сын Тритон, морские старцы Протей и Нерей, обладавшие даром предсказывать будущее, дочери морского старца Нерея — нереиды, помогавшие морякам и рыбакам и олицетворявшие различные качества моря, дельфины, раковины и разнообразные рыбы.
Кроме ваз, украшенных росписями, греки изготавливали и фигурные сосуды в виде раковин, искусно имитировавшие естественные природные формы. Пустые раковины — естественные природные резервуары — служили для хранения косметики еще в III тысячелетии до н.э., поэтому форму раковин придавали маленьким флаконам для парфюмерии, амфорискам и арибаллам, которые носили на шее или поясе на кожаном шнурке, обвязав за горлышко или ручки. Такой сосуд одновременно исполнял роль и вместилища благовонной мази, и изящного украшения.
Источник: Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. — 304 с.: ил.
labyrinthos.ru
Амфитрита
Амфитрита
(Amphitrite, Αμφιτρίτη). Дочь Нерея, жена Посейдона, богиня моря. Она была матерью Тритона.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АМФИТРИТА
(Άμφιτρίτη), в греческой мифологии одна из нереид, богиня моря, дочь Нерея и Дориды (Hes.Theog. 243), супруга Посейдона. По одной из версий мифа, Посейдон похитил её, по другой - она скрылась от его любви в одной из пещер Океана, ища приют у Атланта. Её примеру последовали и другие нереиды. Посейдон послал на розыски А. дельфина, который нашёл её и с почётом доставил будущему супругу (в благодарность Посейдон поместил дельфина среди звёзд, Ps.-Eratosth. 31). Изображалась А. мчащейся по морю на колеснице в сопровождении других нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном (у Гомера А. ни разу не упоминается в сочетании с другим божеством). Культ А., вероятно, догреческого происхождения, подобно культу Фетиды и других морских женских божеств. A. т.-г.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Амфитрита
— Нереида, дочь Нерея, владычица морей. Посейдон увидел однажды, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами на берегу острова Наксоса. Посейдон пленился ею и хотел увезти на своей колеснице, но Амфитрита укрылась у титана Атланта. Дельфин показал Посейдону убежище Амфитриты, и ей пришлось выйти замуж за Посейдона. Жить она стала в чудесном дворце в глубинах моря. А дельфин за оказанную услугу был превращен в созвездие. От союза с богом Посейдоном у нее родился Тритон, морское божество.
// Алексей ФАНТАЛОВ: Триумф Амфитриты
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
АМФИТРИТА
в греческой мифологии дочь морского бога Нерея и его жены Дориды, супруга Посейдона.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Дионис, Амфитрита и Посейдон.
Дионис, Амфитрита и Посейдон.Скифос «мастера Гиерона».Первая треть V в. до н. э.Лондон.Британский музей.
Нептун и Амфитрита на колеснице, запряжённой тритонами.
Нептун и Амфитрита на колеснице, запряжённой тритонами.Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба.Мрамор.Около 100 до н. э.Мюнхен.Глиптотека.
Кратер с изображением Посейдона и Амфитриты. Конец первой четверти 5 в. до н.э.