Как Коран Османа оказался в Ташкенте? История Разное. Древний коран в ташкенте
Как Коран Османа оказался в Ташкенте? — Письма о Ташкенте
Одной из самых известных достопримечательностей Ташкента является комплекс «Хазрати Имам», потому что там хранится самый древний оригинал Корана Османа.
В комплекс «Хазрати Имам» входят медресе «Баракхан», мечеть «Тилла шайх», медресе «Муйи муборак», гробница «Каффал Шоший», мечеть «Намозгох», а также соборная мечеть «Хазрати Имам» и новое административное здание Управления мусульман Узбекистана.
В медресе «Муйи муборак», являющейся частью комплекса «Хазрати Имам», расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана, в фонде которого хранится «Коран Османа» и редкие рукописи.
Здание, где хранится священная книга мусульман, датированная XII веком, это медресе (мусульманская школа) «Муйи муборак». Сам Коран Османа является первоисточником священной книги в переплете, написанной на шкуре оленя в середине VII века. Всего таких Коранов было написано шесть, но до наших дней дошли лишь четыре экземпляра, и лучше всего сохранившийся экземпляр находится в Узбекистане. Хотя и он не целый. В различные периоды недобросовестные хранители продали некоторые страницы из Корана коллекционерам. В Лондоне, Турции и Каире находятся отдельные страницы упомянутых четырех Коранов.
Версий о том, как Коран попал в Узбекистан, много, но наиболее распространена следующая. Когда великий завоеватель Амир Темур разбил в 1402 году турецкого правителя Баязета, при возвращении на родину путь великого полководца пролегал через иракский город Басра, откуда и был привезен в Самарканд Коран Османа, долгое время хранившийся в мечети Хаджа-Ахрара.
В 1869 году генерал фон Кауфман захватил Самарканд и переправил Коран Османа, по преданию написанный собственноручно третьим халифом Османом (644-656 гг.), в императорскую библиотеку в Санкт-Петербург. В 1905 году было сделано 50 копий этого экземпляра Корана, которые за баснословную цену продавались в восточные страны. В 1917 году Коран Османа забрали в город Уфу, представляющий собой центр ислама в России. Вот как это происходило в документальном подтверждении:
Обращение У. Токумбетова в Наркомнац4 декабря 1917 г.Народному комиссариату по национальным делам
В настоящее время в Государственной публичной библиотеке хранится священное сокровище, достояние всего мусульманского мира — Коран Османа.Священные реликвии мусульман должны находиться в руках самих мусульман — все мусульмане России желают этого.Во исполнение чаяния всех российских мусульман, краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа единогласно постановил:
1) Достояние всех мусульман — священный Коран Османа должен немедленно перейти во владение мусульман.2) Священный Коран Османа должен быть краевым съездом вручен национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в настоящее время в г. Уфе.3) Исполнение настоящего постановления поручается председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного шуро, Усману Гидаятулличу Токумбетову и члену Национального парламента Кериму Мухамедшичу Сагидову.
Председатель Краевого мусульманского съездаПетроградского национального округаУсман ТокумбетовСекретарь Ф. ХамидуллинРезолюции: «Выдать немедленно.Народный комиссар И. Джугашвили-Сталин.Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин). 6/XII».
РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4902. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст.Подписи и резолюции — автографы.
Сообщение Совнаркома о выдаче Священного Корана Османа краевому мусульманскому съезду22 (9) декабря 1917 г.
Удовлетворение ходатайства мусульман
В Совет народных комиссаров поступило отношение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, в котором, во исполнение чаяния всех российских мусульман, вышеназванный съезд просит выдать во владение мусульман «Священный Коран Османа», находящийся в настоящее время в Государственной публичной библиотеке.
Исполнение настоящего постановления съезд поручил председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного совета Шуро Усману Гидаятулличу Токумбетову и члену национального парламента Кериму Мухамедшичу Сагидову.
Совет народных комиссаров постановил немедленно выдать краевому мусульманскому съезду «Священный Коран Османа», находящийся в Государственной публичной библиотеке35.
Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин)Управляющий делами Совета Бонч-БруевичСекретарь Горбунов
РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4930. Л. 1.Заверенная копия. Машинописный текст.Подпись Н. Горбунова — автограф.
Позже об этом узнали в Узбекистане и написали письмо правительству, чтобы его вернули истинному хозяину. В 1924 году, по решению Ленина, Коран Османа в специальном вагоне спецпоезда через Оренбург привезли в Ташкент, где он хранился в Музее истории народов Узбекистана. В 1989 году Коран был передан на постоянное хранение Духовному управлению мусульман Узбекистана. Сейчас он хранится в саркофаге, привезенном из Германии, где автоматически поддерживаются оптимальная влажность и температура. Стекла саркофага бронированные и их невозможно сломать или подорвать.
В настоящее время именно из-за Корана Османа Ташкент ежегодно посещают сотни тысяч верующих и туристов из многих стран мира, в особенности мусульманских.
Источник.
Что ещё почитать на схожие темы
mytashkent.uz
чайхана для плова, сумка для сума, самый древний Коран (фотосессия, часть 3)
Узбекистан, Ташкент, 3 мая /спец. для Trend Life Эльчин Гусейнов/
В ЧАЙХАНУ - ОТВЕДАТЬ ПЛОВА
Да, я не ошибся, и вы не ошиблись. В Узбекистане чайхана - это место, где едят плов. Узбеки, как и бакинцы, называют плов словом "аш" ("ош"). Поваров, как и у нас, называют "ашпаз" ("ошбаз"). Плов в Узбекистане едят и ранним утром, и днем, и на ужин. Но готовить его принято днем. Например, приглашая в один из ресторанов, наш узбекский друг изрядно помучался, чтобы найти объект, где плов приготовят вечером, а не подадут тот, что был приготовлен днем.
В Азербайджане чайхана предназначается лишь для употребления чая с вареньем, сладостями, плюс курение кальяна и игра в нарды или домино. Чайханщик получает прибыль, предоставляя именно эти услуги. В Узбекистане же в чайхане чайханщик получает прибыль от продажи плова, а сам чай (зеленый), который принято пить в пиалах, подается бесплатно к плову. Главное, закажи плов, а чай можешь заказывать сколько хочешь.
Здесь также очень распространен обычай - несколько приятелей собираются в чайхане на мальчишник, приносят с собой ингредиенты для приготовления плова и сами все готовят. А готовить плов здесь умеет каждый мужчина, наподобие того, как у нас мужчины умеют делать шашлык. Те, кому лень это делать, платят чайханщику за услуги, и он готовит плов из принесенных ингредиентов.
Плов - это, несомненно, ведущее блюдо узбекской кухни. Он состоит из риса, жареного мяса, лука, моркови (желтой), с добавлением изюма, барбариса, гороха (нохуд) и, иногда, фруктов. Главным отличием от азербайджанского плова является то, что в узбекском рис готовят вперемешку с остальными продуктами, тогда как в Азербайджане, в большинстве своем, рис готовят отдельно от ингредиентов. В Узбекистане множество разновидностей плова -самаркандский, бухарский, ташкентский и другие. Каждый, естественно, хвалит плов той местности, откуда он родом. Но, я бы сказал, что в Азербайджане видов плова больше, чем в Узбекистане, причем все они отличаются друг от друга. А в Узбекистане они несколько схожи.
Кстати, в отличие от азербайджанского плова, рис в узбекском варианте плова часто бывает несколько слипшимся, тогда как в Азербайджане повара, приготовившего такой плов, где рисинки не будут "одна к одной", будет считаться непрофессиональным. В Узбекистане не признают привозной, и столь почитаемый у нас иранский или пакистанский рис. Для того чтобы оценить местный сорт риса, я купил на базаре килограмм самого дорогого риса "Лазер" за 6 тысяч сумов (в зависимости от курса - 2-3 доллара за 1 кг). Маме, прекрасно готовящей плов, рис совсем не понравился. Рисинки после варки получились слипшимися.
Вернемся к узбекской чайхане. Чай здесь подается перед началом трапезы, без сахара. У вас, конечно, спросят, какой чай подать - черный или зеленый. Но в большинстве своем заказывается зеленый. С чаем также могут подать такие блюда, как самса, лепёшки, халва и всевозможные жареные и печеные изделия.
В традиционной чайхане посетители собираются за низкими столиками, установленными на тапчанах (специальных кроватях с загородками), украшенных древними коврами.
БЕСЦЕННЫЙ ЭКСПОНАТ ТАШКЕНТА - САМЫЙ ДРЕВНИЙ КОРАН
Одной из самых известных достопримечательностей Ташкента является комплекс "Хазрет Имам". Вы спросите почему? Любой узбек вам сразу ответит: "Потому что там хранится самый древний оригинал Корана Османа".
Нам посоветовали посетить этот комплекс, часть которого древняя, а остальная - построена в старинном стиле несколько лет назад. Само здание, где хранится священная книга, зачастую закрыто. Нам повезло - оно было открыто. Как принято в мечетях, мы сняли обувь перед входом. Увидев наши фотокамеры, нас сразу предупредили, что фото- и видеосъемки категорически запрещены, но запретный плод сладок, а журналиста ничего не остановит. Я попытался сделать несколько снимков без вспышки (смотрите фото).
Сам Коран Османа является первоисточником священной книги в переплете, написанной на шкуре оленя в середине VII века. Всего таких Коранов было написано 6шесть, но до наших дней дошли лишь четыре экземпляра, и лучше всего сохранившийся экземпляр находится в Узбекистане. Хотя и он не целый. В различные периоды недобросовестные хранители продали некоторые страницы из Корана коллекционерам. В Лондоне, Турции и Каире находятся отдельные страницы упомянутых четырех Коранов.
Версий о том, как Коран попал в Узбекистан, много, но наиболее распространена следующая. Когда великий завоеватель Амир Темур разбил в 1402 году турецкого правителя Баязета, при возвращении на родину путь великого полководца пролегал через иракский город Басра, откуда и был привезен в Самарканд Коран Османа, долгое время хранившийся в медресе.
В 1869 году генерал фон Кауфман захватил Самарканд и переправил Коран Османа в императорскую библиотеку в Санкт-Петербург. В 1905 году было сделано 50 копий этого экземпляра Корана, которые за баснословную цену продавались в восточные страны. В 1917 году Коран Османа забрали в город Уфу, представляющий собой центр ислама в России; об этом узнали в Узбекистане и написали письмо правительству, чтобы его вернули истинному хозяину. В 1924 году, по решению Ленина, Коран Османа в специальном вагоне спецпоезда через Оренбург привезли в Ташкент, где он хранился в Музее истории народов Узбекистана. В 1989 году Коран был передан на постоянное хранение Духовному управлению мусульман Республики Узбекистан. Сейчас он хранится в саркофаге, привезенном из Германии, где автоматически поддерживаются оптимальная влажность и температура. Стекла саркофага бронированные и их невозможно сломать или подорвать.
В 2007 году было построено новое здание мечети "Хазрати Имом" с двумя минаретами по канонам архитектуры XVI века: айванная галерея представляет собой прекрасную работу резчиков по дереву разных школ (кокандской, самаркандской, бухарской). В этом комплексе прекрасно поработали архитекторы-ландшафтники, из разных стран были завезены экзотические деревья, кустарники, цветы. В весенний, летний и осенний периоды здесь можно увидеть аистов. В ночное время, благодаря подсветке, архитектурный комплекс представляет собой "1000 и одну ночь Шахерезады".
Именно из-за Корана Османа Ташкент ежегодно посещают сотни тысяч верующих и туристов из многих стран мира, в особенности мусульманских.
НА ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ - РЫНОК БЕЗ ДЫНЬ, НО С СУХОФРУКТАМИ
Перед поездкой я недолго думал о том, что надо привезти из Узбекистана. Во-первых, надо было посетить обычный рынок, а во-вторых, приобрести известных дынь и сухофруктов. Обычным городским рынком, куда с удовольствием ходят все ташкентцы, оказался Чорсу-базар. В Ташкенте есть и другой, более красивый и дорогой рынок, но я захотел посетить именно простой, рядом с древним медресе Кукельдаш.
Как и принято, перед базаром стоит множество автобусов, маршрутных такси и другого транспорта, а также находится станция метро "Чорсу". Как и у нас, у входа на базар направо и налево без конца снуют продавцы, предлагая более дешевый товар. Но покупать у них не стоит, заходим внутрь, во дворе базара также многолюдно - как покупателей много, так и продавцов. Кто продает лепешки, кто зелень, кто бананы....
Сам базар состоит из нескольких зданий, в том числе внешне напоминающих музей, и двухэтажного куполообразного здания, как наш бакинский Шярг базары.
На первом этаже, в основном продают зелень, фрукты, рис, фасоль, различные специи, мясо, молочные продукты, восточные сладости, травы, а также корейские приправы (в стране издревле существует крупная корейская диаспора). На втором этаже купола - обилие разных орехов и сухофруктов, в том числе курага, чернослив, миндаль, кишмиш, фисташки, арахис, сушеная дыня, халва и многое, многое другое. Цены тоже низкими не назовешь. Сами узбеки не любят продукты из-за рубежа. Они ценят местное, поэтому цены на узбекскую продукцию более высокие.
Вообще, то сушка фруктов - это недорогой и простой способ их хранения. В сухофруктах в значительной мере сохраняются витамины, которые содержатся в свежих фруктах, их используют для лечебного питания при болезнях сердца, почек, печени, желудка. Например, здесь продается курага, твердая и темная на вид, с косточкой. Именно этот вид засушенного и неприглядного на вид абрикоса советуют местные продавцы. Если его опустить в кипяток и оставить на 12-24 часа, то употребление этого компота укрепляет работу сердца. Мы же, обычно, покупаем светлую и красивую на вид курагу - если она красивая, значит, при обработке использовались химикаты. Светлые фрукты, в частности курага, во время сушки неизбежно темнеют. Для приобретения "товарного вида" их часто обрабатывают диоксидом серы.
Несмотря на то, что я вышел с базара с кульками, полными всевозможных местных деликатесов, я не увидел на базаре дынь и арбузов. Скоро поспеют свежие фрукты и бахчевые, и весной, как это и принято, они с прошлого сезона не сохраняются. Есть повод приехать сюда летом или осенью.
ПОДГОТОВЬТЕ СУМКУ ДЛЯ УЗБЕКСКОГО СУМА
Сум - это узбекская национальная валюта - все денежные расчеты на территории страны производятся в сумах. Сумы были введены в обращение в 1994 году и, несмотря на инфляционные процессы, сум до сих пор не деноминировался. Из-за этого многие туристы буквально впадают в шок, увидев кучу местной валюты при обмене 100 долларов. Сейчас самая крупная купюра в Узбекистане - 1000 сумов. Так что, представьте себе, сколько купюр вы получите за 100 долларов. Туристам здесь советуют не менять больше 100 долларов за раз, так как уместить полученные деньги где-нибудь, кроме как не в специальной сумке, просто невозможно. А представьте себе, что вам поменяют не 1000-сумными купюрами, а, к примеру, 500 или 200. Если местный житель приглашает нескольких зарубежных гостей в ресторан, то у приглашающего всегда в руке сумка с деньгами. Я уже не говорю о том, что кто-то здесь захочет приобрести что-то дорогостоящее, к примеру, машину или дом. Звучит иронично и пугающе, но, наверное, заплатить за машину надо будет деньгами, которые можно уместить в пакете размером с этот же автомобиль.
Туристов здесь также предупреждают не менять большого количества денег из-за того, что при обратном обмене могут быть проблемы. При обмене иностранной валюты в официальных местах вам дадут специальный бланк-сертификат с указанием размера операции. Если вы потеряете этот бланк, а у вас остались на руках сумы, то шансов произвести обратный перерасчет нет. Без бланка-сертификата вам никто не поменяет сумы. Дело в том, что в стране до сих пор действуют "черные рынки" обмена валюты. Если официальный курс 1 доллара в гособменниках - 1700 сумов, то на "черном рынке" - это 2400 сумов. При такой разнице государство вынуждено прибегать к подобному регулированию операций при обмене валют.
Посредством международных кредитных карт можно расплатиться лишь в некоторых местах, поэтому лучше надеяться на наличные.
ЛУЧШЕЕ ИЗ УЗБЕКСКОЙ КУХНИ
Про плов - самое главное блюдо узбекской кухни - мы поговорили. Естественно, узбекская кухня богата и все описать не удастся. Времена года оказывают влияние на состав основного меню.
Из мяса в Узбекистане предпочитают баранину - это животное тут ценят не только за мясо, но и за курдючный жир. Из него здесь готовят шашлык. Говядина и конина также употребляются в пищу, менее распространено верблюжье и козлиное мясо.
Узбекские блюда не являются особо острыми на вкус, хотя, конечно, пикантны. Используются такие специи, как черный тмин, красный и черный перец, барбарис, кориандр и семена кунжута (сезама). Среди зелени наиболее популярны петрушка, укроп, сельдерей и базилик, или рейхан (узбеки называют райхон).
Множество разновидностей хлеба, сдобного и пресного, является основным элементом в еде для большинства населения. Плоский хлеб, или нон (лепёшка) обычно печется в глиняных печах (тандырах), и подается с чаем, не говоря уже о каждом, отдельно взятом блюде. Некоторые виды лепешек готовятся с луком или мясом, запеченным в тесте, другие посыпаются семенами сезама или калонджи. Для туристов на базарах также пекутся специальные лепешки с изображением местных достопримечательностей.
На обеденный стол, как и в Азербайджане, всегда ставят зелень, помидоры (очень вкусные, напоминающие бакинские), огурцы, сюзьму, а также гатык (густой кефир)
Из супов (шурпа) в Узбекистане распространена их разновидность, несколько напоминающая наш бозбаш с горохом (нохуд), причем картофеля в нем может и не быть. Очень популярна здесь слоеная самса (ковурилган вараки сомса - жареная листовая самса) с мясным фаршем, картошкой, зеленью или овощами.
Пользуются популярностью также суп-лапша с пельменями и фрикадельками (угра чучвара), айвовая долма с ореховой начинкой (бехи дулма), жидкая халва (халвайтар) из курдючного сала или топленого масла, мелкие галушки из теста (мампар), крупные паровые пельмени (манты), рассыпчатая холодная лапша по-ташкентски (нарын).
Продолжение следует....
Первая часть - http://ru.trend.az/life/tourism/1868105.html
Вторая часть - http://ru.trend.az/life/tourism/1869124.html
Фото Эльчина Гусейнова
Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.
www.trend.az
Известно ли точное местоположение Корана Османа? - История ислама - Статьи
Как известно, на заре Ислама аяты Корана сохранялись в памяти и передавались повествователями друг другу в форме предания. После смерти Его Светлости Пророка Мухаммада (с) некоторые сподвижники начали хранить Коран в письменном виде. Во времена Османа были выявлены несоответствия, как между устными, так и письменными экземплярами Корана. Так, сподвижники один и тот же аят читали по-разному. Обеспокоенный этим, Осман решил собрать единый экземпляр Корана. С этой целью он создал группу под руководством Зейда ибн Сабита. Было объявлено, что каждый должен принести свой экземпляр Корана и передать в распоряжение этой группы. Члены группы прослушивали яты Корана в исполнении знаменитых сподвижников, и после обсуждения, записывали их. Таким образом, спустя некоторое время, появился единый уточненный вариант Корана. Все остальные экземпляры были сожжены Османом. С подготовленного экземпляра было переписано 5 копий. Они были посланы в различные города халифата – Мекку, Куфу, Дамаск и Басру. Один из экземпляров был оставлен в мечети Пророка в Медине. Еще один экземпляр Осман сохранил у себя. Это событие произошло в 651 году по Григорианскому календарю.
Знаменитый историк Ибн Кясир, живший в XIV веке, видел один из этих Коранов в мечети Дамаска. Говорят, что этот Коран был уничтожен в результате пожара в 1310 году по хиджре (1892-93 годах по Григорианскому календарю). Еще один экземпляр Корана, который, как утверждают, принадлежит Осману, хранится в Экспозиции священных реликвий в музее Топгапы в Стамбуле. В 1972 году в йеменском городе Сана также был обнаружен очень древний экземпляр Корана. Предполагается, что хранящийся в Институте востоковедения Российской академии наук Коран, также является одним из экземпляров, некогда переписанных Османом. Более знаменит Коран Османа, хранящийся в Ташкенте.
Халиф Осман последние минуты жизни провел за чтением Корана, ворвавшиеся к нему убийцы убили его в таком состоянии. По преданию, кровь Османа пролилась на страницы Корана. Согласно одной из знаменитых версий, после убийства Османа ибн Аффана, Али ибн Абу Талиб взял тот экземпляр Корана себе и забрал с собой, когда уезжал в Куфу. После покорения в XIV веке Куфы, Тимур увез Коран в Самарканд. До 1868 года Коран оставался в усыпальнице Ходжа Ахрара в Самарканде. По одному из преданий, Священный Коран в Самарканд привез один из муридов Ходжа Ахрара. Тот мурид, возвращаясь с хаджа, смог вылечить вали Стамбула (или же османского султана), и в награду попросил отдать ему Коран Османа.
После оккупации Средней Азии Россией, Коран Османа отправляется губернатором Туркестана в Санкт Петербург, и там попадает в Фонд массовой императорской библиотеки. В 1905 году выходит в свет факсимильное издание Корана Османа в прекрасной обработке. После советской революции 1917 года, 19 декабря 1917 года, в ответ на просьбы мусульман, Священная Книга передается Общероссийскому мусульманскому совету в Уфе по личному распоряжению В.И.Ленина. В 1924 году Коран Османа доставляется в столицу Узбекистана Ташкент, с 1941 по 1989 год содержится в Историческом музее народов Узбекистана. В 1989 году Священный Коран передается Духовному управлению мусульман Узбекистана. В настоящий момент Коран Османа хранится в комплексе «Хашт имам» в городе Ташкенте, в медресе Муйи-Мубарак рядом с усыпальницей Абу Бакра Каффал Шашини. Кстати, есть предположения, что когда-то этот Коран был доставлен в Самарканд именно Шашини. Наряду с многочисленными древними рукописными книгами, в медресе Муйи-Мубарак содержится также волос, предположительно принадлежащий Его Светлости Пророку Мухаммаду (с).
Вытесанная из камня огромная копия Корана Османа находится во дворе мечети Биби-ханум в Самарканде.
В 1997 году Коран Османа был объявлен ЮНЕСКО историческим памятником мирового значения.
Коран Османа в Ташкенте неполный, охватывает примерно треть полного текста (начинается 7-ым аятом суры «Багара», завершается 10-ым аятом суры «Зухруф»). Количество строк на листах, изготовленных из оленьей шкуры, меняется от 8 до 12. В соответствии с правилами первичной арабской грамматики, письмо без точек.
В результате одного из проведенных исследований выявлено, что этот экземпляр был переписан около VIII века по Григорианскому календарю (или еще позже), а следы крови на страницах созданы искусственным образом.
Натиг Рагимов
www.islam.az
Коран от Ленина | Вести.UZ
В Ташкенте в комплекс «Хазрати Имам» хранится самый древний оригинал Корана Османа. И руку к этому приложил сам Ленин.
Сюда входят медресе «Баракхан», мечеть «Тилла шайх», медресе «Муйи муборак», гробница «Каффал Шоший», мечеть «Намозгох», а также соборная мечеть «Хазрати Имам» и новое административное здание Управления мусульман Узбекистана.
В медресе «Муйи муборак», являющейся частью комплекса «Хазрати Имам», расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана, в фонде которого хранится «Коран Османа» и редкие рукописи.
Здание, где хранится священная книга мусульман, датированная XII веком, это медресе (мусульманская школа) «Муйи муборак». Сам Коран Османа является первоисточником священной книги в переплете, написанной на шкуре оленя в середине VII века. Всего таких Коранов было написано шесть, но до наших дней дошли лишь четыре экземпляра, и лучше всего сохранившийся экземпляр находится в Узбекистане.
Хотя и он не целый. В различные периоды недобросовестные хранители продали некоторые страницы из Корана коллекционерам. В Лондоне, Турции и Каире находятся отдельные страницы упомянутых четырех Коранов.
Версий о том, как Коран попал в Узбекистан, много, но наиболее распространена следующая. Когда великий завоеватель Амир Темур разбил в 1402 году турецкого правителя Баязета, при возвращении на родину путь великого полководца пролегал через иракский город Басра, откуда и был привезен в Самарканд Коран Османа, долгое время хранившийся в мечети Хаджа-Ахрара.
В 1869 году генерал фон Кауфман захватил Самарканд и переправил Коран Османа, по преданию написанный собственноручно третьим халифом Османом (644-656 гг.), в императорскую библиотеку в Санкт-Петербург. В 1905 году было сделано 50 копий этого экземпляра Корана, которые за баснословную цену продавались в восточные страны. В 1917 году Коран Османа забрали в город Уфу, представляющий собой центр ислама в России. Вот как это происходило в документальном подтверждении:
Обращение У. Токумбетова в Наркомнац
4 декабря 1917 г.
Народному комиссариату по национальным делам
В настоящее время в Государственной публичной библиотеке хранится священное сокровище, достояние всего мусульманского мира — Коран Османа.
Священные реликвии мусульман должны находиться в руках самих мусульман — все мусульмане России желают этого.
Во исполнение чаяния всех российских мусульман, краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа единогласно постановил:
1) Достояние всех мусульман — священный Коран Османа должен немедленно перейти во владение мусульман.
2) Священный Коран Османа должен быть краевым съездом вручен национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в настоящее время в г. Уфе.
3) Исполнение настоящего постановления поручается председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного шуро, Усману Гидаятулличу Токумбетову и члену Национального парламента Кериму Мухамедшичу Сагидову.
Председатель Краевого мусульманского съезда
Петроградского национального округа
Усман Токумбетов
Секретарь Ф. Хамидуллин
Резолюции: «Выдать немедленно.
Народный комиссар И. Джугашвили-Сталин.
Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин). 6/XII».
РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4902. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст.
Подписи и резолюции — автографы.
Сообщение Совнаркома о выдаче Священного Корана Османа краевому мусульманскому съезду
22 (9) декабря 1917 г.
Удовлетворение ходатайства мусульман
В Совет народных комиссаров поступило отношение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, в котором, во исполнение чаяния всех российских мусульман, вышеназванный съезд просит выдать во владение мусульман «Священный Коран Османа», находящийся в настоящее время в Государственной публичной библиотеке.
Исполнение настоящего постановления съезд поручил председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного совета Шуро Усману Гидаятулличу Токумбетову и члену национального парламента Кериму Мухамедшичу Сагидову.
Совет народных комиссаров постановил немедленно выдать краевому мусульманскому съезду «Священный Коран Османа», находящийся в Государственной публичной библиотеке.
Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Управляющий делами Совета Бонч-Бруевич
Секретарь Горбунов
РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4930. Л. 1.
Заверенная копия. Машинописный текст.
Подпись Н. Горбунова — автограф.
Позже об этом узнали в Узбекистане и написали письмо правительству, чтобы его вернули истинному хозяину. В 1924 году, по решению Ленина, Коран Османа в специальном вагоне спецпоезда через Оренбург привезли в Ташкент, где он хранился в Музее истории народов Узбекистана. В 1989 году Коран был передан на постоянное хранение Духовному управлению мусульман Узбекистана. Сейчас он хранится в саркофаге, привезенном из Германии, где автоматически поддерживаются оптимальная влажность и температура. Стекла саркофага бронированные и их невозможно сломать или подорвать.
В настоящее время именно из-за Корана Османа Ташкент ежегодно посещают сотни тысяч верующих и туристов из многих стран мира, в особенности мусульманских, пишет 1news.uz
Поделиться ссылкой:
Похожее
vesti.uz
Самый древний Коран хранится в ташкентском комплексе "Хазрати Имам" - Новости по миру - Новости
Одной из самых известных достопримечательностей Ташкента является комплекс "Хазрати Имам" (по-узбекски Хастимом). Вы спросите почему? Любой узбек вам сразу ответит: "Потому что там хранится самый древний оригинал Корана Османа".
Как сообщает islam.az со ссылкой на Trend, в комплекс "Хазрати Имам" входят медресе "Баракхан", мечеть "Тилла шайх", медресе "Муйи муборак", гробница "Каффал Шоший", мечеть "Намозгох", а также соборная мечеть "Хазрати Имам" и новое административное здание Управления мусульман Узбекистана.
Нам посоветовали посетить этот комплекс, часть которого древняя, а остальная - построена в старинном стиле в 2007 году. Интересно, что главным архитектором комплекса мечети являлся президент Узбекистана Ислам Каримов. И на постройку-реставрацию комплекса по некоторым данным было затрачено около 500 млн долларов. Удивительно, но все архитектурные элементы комплекса, несмотря на разницу в возрасте смотрятся как единое целое, поскольку построены в едином восточном стиле. Это потому, что при строительстве-реставрации комплекса использовались схожие ценные материалы, а некоторые элементы брались из старинных зданий и построек.
В медресе "Муйи муборак", являющейся частью комплекса "Хазрати Имам", расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана, в фонде которого хранится "Коран Османа" и редкие рукописи.
Здание, где хранится священная книга мусульман, датированная XII веком, это медресе (мусульманская школа) "Муйи муборак". Оно зачастую закрыто, но нам сделали исключение. Как принято в мечетях, мы сняли обувь перед входом. Обычно осуществлять съемку, как фото, так и видео, здесь запрещено. Но я попытался сделать несколько снимков без вспышки.
Сам Коран Османа является первоисточником священной книги в переплете, написанной на шкуре оленя в середине VII века. Всего таких Коранов было написано шесть, но до наших дней дошли лишь четыре экземпляра, и лучше всего сохранившийся экземпляр находится в Узбекистане. Хотя и он не целый. В различные периоды недобросовестные хранители продали некоторые страницы из Корана коллекционерам. В Лондоне, Турции и Каире находятся отдельные страницы упомянутых четырех Коранов.
Версий о том, как Коран попал в Узбекистан, много, но наиболее распространена следующая. Когда великий завоеватель Амир Темур разбил в 1402 году турецкого правителя Баязета, при возвращении на родину путь великого полководца пролегал через иракский город Басра, откуда и был привезен в Самарканд Коран Османа, долгое время хранившийся в медресе.
В 1869 году генерал фон Кауфман захватил Самарканд и переправил Коран Османа в императорскую библиотеку в Санкт-Петербург. В 1905 году было сделано 50 копий этого экземпляра Корана, которые за баснословную цену продавались в восточные страны. В 1917 году Коран Османа забрали в город Уфу, представляющий собой центр ислама в России; об этом узнали в Узбекистане и написали письмо правительству, чтобы его вернули истинному хозяину. В 1924 году, по решению Ленина, Коран Османа в специальном вагоне спецпоезда через Оренбург привезли в Ташкент, где он хранился в Музее истории народов Узбекистана. В 1989 году Коран был передан на постоянное хранение Духовному управлению мусульман Узбекистана. Сейчас он хранится в саркофаге, привезенном из Германии, где автоматически поддерживаются оптимальная влажность и температура. Стекла саркофага бронированные и их невозможно сломать или подорвать.
В 2007 году было построено новое здание мечети "Хазрати Имом" с двумя минаретами по канонам архитектуры XVI века: айванная галерея представляет собой работу резчиков по дереву разных школ (кокандской, самаркандской, бухарской). В этом комплексе прекрасно поработали архитекторы-ландшафтники, из разных стран были завезены экзотические деревья, кустарники, цветы. В весенний, летний и осенний периоды здесь можно увидеть аистов. В ночное время, благодаря подсветке, архитектурный комплекс представляет собой "1000 и одну ночь Шахерезады".
Именно из-за Корана Османа Ташкент ежегодно посещают сотни тысяч верующих и туристов из многих стран мира, в особенности мусульманских.
В медресе располагается библиотека Управления мусульман Узбекистана, фонд которой насчитывает около 20 тысяч книг, среди них около 3 тысяч рукописей и переводы Корана более чем на 30 языках.
www.islam.az
Коран Усмана - это... Что такое Коран Усмана?
Коран Усмана
Коран Усмана — древнейшая сохранившаяся до наших дней рукопись Корана, обагренная, как полагают, кровью третьего халифа — Усмана. Хранится в ташкентской мечети Тилла шайх, входящей в комплекс Хазрати Имама.
При зяте Мухаммада, халифе Усмане, был выработан стандартный текст Корана. Предположительно пять первых экземпляров Корана были разосланы в основные города Халифата (один из них сохраняется[1] в стамбульском дворце Топкапы), а шестой экземпляр халиф оставил себе. Считается, что преемник Усмана, Али, увёз эту рукопись из Медины в свою новую столицу, Куфу. Там она сохранялась до вторжения Тамерлана в XV веке. Знаменитый завоеватель вывез древнейший Коран в свою столицу Самарканд, где она хранилась до изъятия царскими властями в 1868 году.
Усманский коран уже имеет диактрические знаки (черточки, заменяющие, как обычно, в куфическом письме точки), но в нем еще нет других над- и подстрочных знаков, принятых в позднейшем арабском письме (хемза, медда, тешдид, сукун, краткие гласные).
Это позволяет датировать его первой четвертью VIII века, т.е. через полвека после убийства Усмана.
После исследования учёными бесценная рукопись поступила в хранилище Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, где тогда уже находились древнейшие списки Нового (Синайский кодекс) и Ветхого Завета (Ленинградский кодекс). После октябрской революции реликвия была возвращена мусульманам Уфы, откуда по ходатайству туркестанских мусульман она была в 1921 году по личному указанию Ленина передана в Ташкент[2]. В 1997 году ЮНЕСКО включило Коран Усмана в реестр «Память мира».[3]
Документальный фильм
Седьмая сура Усманова Корана
В 2003 году в России был создан 52-х минутный документальный фильм «В поисках „Корана ‘Османа“». Съёмки проводились в Узбекистане, в затерянных горных кишлаках, где и по сей день хранятся ценнейшие мусульманские реликвии, среди которых были чудом обнаружены важнейшие фрагменты этой рукописи.
Местные старожилы, в том числе исконные арабы, сохранившие свой язык, поведали исследователям древние легенды, связанные с ней. Список продавали по частям, он конфисковывался КГБ. Рукопись хранили вместе с хиркой пророка Мухаммада — священным символом власти. Эту хирку использовал глава талибов мулла 'Умар, объявляя себя властителем всех мусульман. Рукопись почитали как прообраз всех списков Корана. Её удивительная история связана с судьбами династий, государств, суфийских братств.
Тираж фильма опубликован вместе с монографией Е. А. Резвана «Коран ‘Усмана» (Катта-Лангар, Санкт-Петербург, Бухара, Ташкент) (Санкт-Петербург, 2004) (русско-английское издание ISBN 978-5-85803-265-6).
Следы крови
Следы крови присутствуют на всех трёх древнейших экземплярах Корана, которые принято связывать с личностью Усмана. Арабисты, исследовавшие рукопись, считают следы крови позднейшей подделкой: «Может быть, давно прежде было меньше крови, чем теперь; может быть, кровяные пятна подвергались такой же реставрации, какой… подвергался и текст, — теперь про это мы утвердительно ничего не можем сказать, но одно несомненно, что давно или недавно, но те пятна, которые мы видим теперь, намазаны не случайно, а нарочно, и обман произведен так грубо, что сам себя выдает. Кровь находится почти на всех корешках и с них расплывается уже более или менее далеко на середину листа. Но расплывается она совершенно симметрично на каждом из смежных листов: очевидно, что они складывались, когда кровь еще была свежа. И при этом еще та странность, что такие пятна идут не сплошь на соседних листах, а через лист… Очевидно, что такое распределение крови случайно произойти не могло, а находим мы его таким постоянно» [Шебунин А.Куфический Коран Спб. Публичной библиотеки. — Записки Восточного отделения имп. Русского археолог, общества. Вып. 1-4. Спб., 1892, т, VI, с. 76-77.].
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Ташкентская святыня - Ташкентская святыня
И снова всем здравствуйте, уважаемые ташкентцы и гости нашего сайта. Сегодня мы с Вами путешествуем по улице Карасарайской до площади Хазрат – Имам, где находится одно из древнейших сооружений нашего города – медресе Барак – хана, иначе Суюнидж – хана.
Именно здесь и хранится один из самых бесценных памятников нашей истории, нашего города, нашей страны. Еще в недавнем прошлом, когда мы изучали историю в школах, нам внушали, что в Туркестане сотни лет жили сплошь неграмотные люди. Отчасти это правда. В отдаленных районах, в горах и сельской местности действительно грамотных было один на сотни километров. Но в городах это было не совсем так. Еще в IX веке, при Саманидах, в Самарканде, Бухаре, в других городах, были известны отличные библиотеки, состоявшие из многих сотен рукописных книг. Многие из них погибли в дни трагедий, охватывавших нашу землю в различные времена.
Легенды рассказывают, что великий Тимур в ходе своих походов собрал большую библиотеку, а его внук, правитель и ученый Мирзо Улугбек, ее приумножил. Говорят, незадолго до своей гибели Улугбек приказал верным людям вывезти книги из Самарканда, укрыв их не то в пригородных селениях, не то в горах Байсуна. Многие сотни лет исследователи и просто «ловцы удачи» пытались отыскать пропавшее книгохранилище, но неудачно. Да и было ли оно? Но один фолиант, дошедший до нас из глубины веков, хранится в Духовном управлении мусульман Средней Азии, что находится там же, в медресе Барак – хана. Знаменитая книга, несомненно, входила в знаменитую библиотеку, принадлежавшую внуку «потрясателя вселенной». Эта священная книга была привезена в Самарканд по приказу Сахибкирана, получившему данное прозвище («хранитель Корана») именно за эту заслугу. Сей фолиант – Коран, один из четырех экземпляров, написанных при третьем преемнике пророка Мухаммада – халифе Османе.
Первая копия осталась у халифа в Медине. Остальные были отправлены в Куфу, Басру и Багдад. Сам Осман, будучи весьма набожным человеком, практически не расставался со своим экземпляром Корана. И когда в 656 – м году противники халифа подняли мятеж, именно в этот момент халиф читал священную книгу. В момент убийства мужа его заслонила жена Наиля, из разрубленной руки которой хлынула кровь. Вслед за ней погиб и сам халиф, кровь которого обагрила страницы самой священной книги мусульман. Со времени этой трагедии Коран стал переходить из рук в руки каждого из правителей халифата и был признан одной из святынь мусульманского мира.
История его появления в Средней Азии окутана завесой тайны. Одна из легенд гласит, что во время жизни шейха Ходжи Ахрара один из его мюридов (последователей) совершал хадж, и на обратном пути оказался в Константинополе, где вылечил от болезни турецкого султана. Правитель пообещал выполнить любую просьбу лекаря, и сдержал свое слово, когда услышал просьбу передать паломнику священный Коран Османа. Новый владелец якобы переправляет Коран с оказией в Ташкент, к своему наставнику.
Но лично меня привлекает другая версия появления книги в Туркестане. Как известно, в 1402 – м году в битве при Анкаре были разгромлены войска турецкого султана Баязида Молниеносного. Именно после этого сражения в числе других трофеев в руки Тимура Тамерлана попадает и бесценный памятник истории раннего средневековья арабского Востока. Первая версия вряд ли имеет под собой историческое обоснование, так как Ходжа Ахрар умирает в 1490-м году, а султаны завоевали право на Константинополь лишь незадолго до этого – 29 мая 1453 года. Вторая же версия подтверждается приличных размеров каменной подставкой для Корана во дворе мечети Биби-ханым. На подставке имеется надпись, подтверждающая роль Тимура в доставке Корана в долину древнего Турана.
После завоевания Самарканда русскими войсками на знаменитую книгу обратил свое «высочайшее» внимание генерал – губернатор Туркестана Константин Петрович фон Кауфман. Будучи тонким ценителем истории, он приказывает переправить Коран в Санкт – Петербург, где он прямым ходом попал в императорскую публичную библиотеку. При ближайшем рассмотрении даже закоренелые скептики относили книгу к VII веку – времени гибели праведного халифа. Получить точную датировку удалось потому, что в Санкт – Петербурге находился один из древнейших списков Корана, принадлежавших некогда одному из хедивов Египта. Он был доставлен из Каирской библиотеки и стал одним из ценнейших экспонатов императорской библиотеки. Именно с ним и сравнили древнюю святыню Средней Азии.
Манускрипт состоит из 365 листов размером 68 на 53 сантиметра и изготовлен из пергамента. Отсутствующие 69 листов заменены бумажными вставками, имитирующими древний материал. Текст Корана написан стилем «архаическая куфа» - одним из древних видов каллиграфического письма. В 1905-м году было осуществлено фототипическое издание фолианта в количестве 50 экземпляров. Примерно половина тиража тогда же пошла в продажу. 9 декабря 1917 года по письму председателя Совнаркома Коран был передан в распоряжение верующих мусульман. Несмотря на исторические катаклизмы, сотрясавшие территорию бывшей Российской империи, Коран благополучно прибывает в Уфу. В дальнейшем его перевозят в Самарканд, бывший в то время столицей Узбекистана.
Перед началом Второй мировой войны святыню перевозят в Ташкент и передают в распоряжение Музея истории. А затем правительство республики под руководством Юлдаша - ата Ахунбабаева в торжественной обстановке передает Коран Духовному управлению мусульман Средней Азии. В настоящее время он находится там же, в том же самом управлении, что дает возможность практически беспрепятственного доступа к тексту древней книги исследователям и экскурсантам.
Так что мы, ташкентцы, вправе гордиться, что именно в нашем с Вами городе есть одна из самых почитаемых святынь не только Средней Азии, но и всего мусульманского мира.