Древнейшая история Северного Приазовья 1. Древнейшая история северного приазовья
Древнейшая история Северного Приазовья — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Древнейшая история Северного Приазовья
Территория Северного Приазовья (современная юго-западная часть Ростовской области Российской Федерации, южные части Донецкой и Запорожской областей Украины) была заселена человеком ещё с древнейших времён.
Палеолит
В Приазовье были найдены стоянки людей древнего каменного века (поздний палеолит, 40-10 тыс. лет назад):
Мураловка (на берегу Миусского лимана, 19 тыс. лет назад) — были найдены орудия из кремня и кости,
Амвросиевское костище (на реке Крынка, 18-19 тыс. лет назад), используемое в древности для охоты и забоя бизонов («базовый лагерь»),
Каменная Балка 2 (западнее устья реки Дон, 15,6-16 тыс. лет назад), заселение которой связано с временным улучшением климата в Северном Приазовье,
Каменная Балка 1 (рядом с предыдущей, 14,5 тыс. лет назад) существовало в холодный, но влажный период с обилием леса,
Фёдоровка (на реке Каратыш, 13-15 тыс. лет назад) похож на 2 предыдущие стоянки (заселялся дважды), использовался как временное поселение,
Янисоль (у села Малоянисоль на реке Кальчик, 13-14 тыс. лет назад) — обнаружены всевозможные орудия для неспециализированной охоты,
Калка (на берегу Старокрымского водохранилища) — 68 кремнёвых орудий (в том числе 14 — микропластинки для составных орудий).
Мезолит
Памятники Среднего каменного века Приазовья представлены стоянками так называемой Зимниковой группы:
Неолит
В VI тысячелетии до н. э. в Приазовье под влиянием Малой и Передней Азии сложился свой центр ранних (сурских, 5700 — 4350 лет до н. э.) неолитических культур (новый каменный век). Животноводство здесь развивалось по модели Восточной Европы (преобладание коров и овец), развивалась керамика, глинобитные жилища, возделывали ячмень, просо, карликовую пшеницу. Сурские общины расселились в Поднепровье, Приазовье (в том числе в низовьях реки Молочной: поселения Семёновка 1 и Каменная Могила 1, известный грот «Чуринг» и пещера «Колдун»), однако на самой территории Мариуполя ранних неолитических поселений нет.
Археологические раскопки уникального Мариупольского могильника (могильник обнаружен в 1930 году при строительстве завода «Азовсталь») на территории левого берега Кальмиуса обнаружили поздненеолитическое родоплеменное захоронение (5500-5200 лет до н. э.) нижнедонской культуры. Там было найдено 122 захоронения людей, керамика, погребальный инвентарь (раковины моллюсков, пластины и скребки из кремния, бусы, в том числе в виде полумесяца, предположительно игравшие роль денег, погребальные саваны, охра — символ крови и огня, которой осыпали трупы умерших и другие предметы). На керамической посуде учёные увидели орнаментальный рисунок, который был неизменный во всех захоронениях от Днепра до Дона. У людей, захороненных в Мариупольском могильнике была развита религиозная система (существовали амулеты, фигурки быков-фетишей, булавы, близкое расположение к реке, по которой, по многим верованиям, души мёртвых отправлялись в иной мир). Среди находок — 2 вырезанные фигурки быка — образцы реалистического искусства, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице (орудие ткачества). Останки принадлежали людям большой европеоидной расы, имевшим большой рост (172—174 см), очень длинные ноги, массивный скелет. Из археологических данных известно, что часть населения нижнедонской культуры около 5100 года до н. э. под давлением засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура — азово-днепровская (5100 — 4350 до н. э.). Кроме Мариупольского могильника неолитическими стоянками в Приазовье являются: Раздорское, Самсоново, Ракушечный Яр, 5 погребений на хуторе Каратаево (Ростов-на-Дону).
Энеолит
Ранний этап энеолита (медно-бронзовый век, 5-4 тыс. лет назад) В Северном Приазовье связан со становлением среднестоговской (или скелянской, новоданиловской) культуры (3800-3300 годы до н. э.), сформировавшейся на основе традиций нижнедонской и сурской культур в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона. К среднестоговской культуре относят 4 захоронения вблизи Мариупольского могильника (стены могил укреплялись каменными плитами, булавы с почковидным навершием, подвески из зубов сурка, клыков кабана, медные бусины, браслеты, пояс из перламутровых нитей, сверху могила засыпалась камнями). При контакте скелянской и азово-днепровской культур сформировалась следующая энеолитическая культура — квитянская (конец IV—I половина III тыс. до н. э.), положившая начало возникновению курганов («могил») в Северном Приазовье («утробное» положение умершего, ориентировка головой на восток, растительная подстилка, охра как элемент погребения, наличие кромлеха — каменной кольцевой наброски).
К энеолитическим относят также археологические памятники Приазовья:
нижнемихайловской культуры (3000 — 2600 лет до н. э.: курганы в Ильичёвском районе Мариуполя, на месте электростанции комбината имени Ильича) — характеризовалась созданием своеобразных культовых комплексов — стел и алтарей, захоронениями с чернолощёнными горшочками с напутственной пищей,
животиловско-волчанской культуры (середины III тыс. до н. э.: погребения у пгт. Сартана) — присутствовали кроме горшочков и своего рода игральные фишки в виде костей коленных чашечек, астрагалов и метаподиев овец,
ямной культуры (поздний энеолит, середина III тыс. до н. э.: множественные курганы в районе Волонтёровки и Новосёловки, у сёл Кременёвка, Огородное, Чермалык и др.) — ориентация умершего на восход Солнца и Луны, наличие горизонтальных площадок сверху кургана для погребальных ритуалов. Именно этой культуре принадлежит около 80 % всех курганов Северного Причерноморья. В курганах «Каменных могил» да и в самом городе (курган в Мариуполе на пересечении проспекта Строителей и улицы Урицкого, в народе — «Зелёная горка», на старинных картах — «Дед») были найдены следы племён эпохи меди-бронзы.
В 1993 году при строительстве водопровода, проходившего по окраине кургана «Зелёная горка», были найдены кости, обнаружены три погребения, относящиеся к бронзовому веку, не исключено, что в кургане находятся и погребения скифо-сарматского периода. Отдельные курганы имеют объём грунта более 2000 м³, а вес более 2400 тонн. В те годы жили люди довольно высокого роста (мужчины — 173 см, женщины — 160 см), более походили на восточные народы, тогда же активно развивалась индоевропейская (арийская) языковая семья.
Уникальной признана находка Мариупольской археологической экспедиции в 1984 года. Вблизи Мариуполя были обнаружены остатки деревянных четырёхколёсных повозок со сплошными деревянными дисковидными колёсами. Учёными эта находка датирована XXVII веком до н. э. Таким образом, найденные в Приазовье повозки являются на сегодня одним из древнейших видов колёсного транспорта в мире (раньше таковым считался транспорт Месопотамии XXVI века до н. э.).
Бронзовый век
На смену медному веку (энеолиту) пришла эпоха бронзы. Крупнейшие памятники культур бронзового века Приазовья:
катакомбная культура (XXVІІ—XX века до н. э.): захоронение на месте строительства второго маннесмана завода имени Ильича, курганы «Дед», «Виноградники», могильник «Зирка», курган у пос. Каменск — найдены бронзовые ножи, шило, остатки колесного транспорта, захоронение юноши-мастера по изготовлению стрел,
бабинская культура (XX—XVI века до н. э.): курганная группа «Б» на месте завода «Азовсталь», Самойлово, Старый Крым — захоронения выглядят беднее катакомбных, появление мужских поясных пряжек из кости и рога, антропологически — индоиранские племена с примесью древнесредиземноморского типа,
срубная культура (XVI—XII века до н. э.): курганная группа «Баба» у села Николаевка Волновахского района, у посёлка Каменск, группа «В» на месте «Азовстали» — умершего в курганах ограждало деревянное сооружение из брёвен — сруб, отмечался резкий прирост населения,
белозёрская культура (XII—X века до н. э.) — связана с некоторым оскудением местных растительных запасов, что вызвало несколько волн миграций населения.
Железный век
В раннем железном веке в начале I тысячелетия до н. э. в северном Приазовье жили племена киммерийцев (900—650 годы до н. э.), занимавшиеся кочевым скотоводством и земледелием, использующие железо вместо камня практически во всех отраслях хозяйства. Тогда же появляются первые исторические (собственно письменные) источники о Приазовье и его обитателях. Судя по керамике, прослеживается преемственность культуры киммерийцев предшествующей бронзовой белозёрской культуре. Киммерийцы, судя по источникам (Гомер и другие древнегреческие и восточные авторы), были воинской верхушкой разноязычного предскифского населения Северного Причерноморья и Приазовья. Их погребения найдены в нескольких сёлах возле Мариуполя: Огородное, Раздольное, Сартана, Васильевка и другие.
Приазовские степи стали родиной для многих античных племен (2,5-2 тыс. лет назад): в VII веке до н. э. в Приазовье из-за Дона пришли скифы (VII—VI века до н. э., вытеснили киммерийцев), а спустя пять столетий их вытеснили сарматы. Формирование скифов происходило на территории Алтая и Южной Сибири, позже — переместились на Кавказ, а со 2-й половины VII века — в приазовских степях. Непременной деталью скифских захоронений был горит — двойной большой футляр из кожи, дерева или металла для хранения лука и стрел. В VI—V веках до н. э. в Северном Приазовье существовал торговая колония (эмпорий) Кремны (с греч. — «скалистый уступ»). Скифские погребения: возле пгт. Сартана, сёл Кременёвка, Огородное, посёлка Песчаное в Мариуполе. Были найдены застёжки для колчана, бронзовые наконечники стрел, железные мечи — акинаки, монеты. В IV веке до н. э. севернее пгт. Сартана скифы соорудили курган высотой до 5 м («Двугорбая могила»), в котором был погребён знатный скиф, рядом с могилой которого под курганом имелись 2 ямы с заупокойными дарами (деревянная колесница и вино в 19 амфорах — импортировано из района Средиземноморья). Тело скифского вельможи «охранял» слуга со стрелами, а его повара захоронили вместе с бронзовым котлом, наполненным пищей. Построенный курган укрепили по периметру каменным поясом шириной до 3 м и высотой до 2 м, а также рвом и тремя каменными поясами. Скифы были типичными европеоидами, средний рост их 167 см (мужчины) и 159 см (женщины), были вытеснены в первой половине III века до н. э. вторгнувшимися из-за Дона сарматами.
Сарматы сформировались в Азии, в районе Аральского моря, имея мощную конную армию (ударная сила армии — катафрактарии — воины-всадники, вооружённые тяжёлым длинным копьём с железным наконечником) легко заняли территорию Северного Причерноморья. Сарматские погребения первой половины I века н. э. обнаружены в 4-ёх курганах севернее пгт. Сартана, где находились 15 захоронений, в том числе богатое захоронение жрицы (женщины у сарматов пользовались большим авторитетом и даже принимали участие в сражениях) с заупокойной утварью: кувшины, изготовленные на гончарном круге, пряслице, бронзовые зеркала, курильницы, бусы, богатое платье, расшитая обувь, головной убор. Мужские захоронения сопровождались оружием — мечами, кинжалами. Кроме того в Приазовье обнаружены сарматские захоронения вблизи сёл Шевченко (Никольский район), Самойлово, у устья балок Камышеватой и Самариной.
Готское вторжение в III веке прервало господство сарматов в Северном Причерноморье. В связи с похолоданием готы, постепенно перемещаясь от Балтийского моря к Чёрному, господствовали в Приазовье более 150 лет, за это время они практически полностью уничтожили сарматскую культуру, отрезали Приазовье от Античного мира. Готы занимались земледелием, выращивали крупный рогатый скот.
Кочевые племена в Приазовье
В IV веке в степи Северного Приазовья хлынули полчища гуннов (первый из тюркоязычных народов Приазовья). Их нашествия надолго затормозило здесь развитие экономики и культуры. Смуглые, монголоидные, невысокого роста, смешавшись с коренными народами Северного Кавказа и Северного Каспия (аланами), гунны под предводительством вождя Баламбера столкнулись с готами (вождь готского племени герулов — Алахир), вытеснили их далеко на запад, частично смешались с местным населением. В 371 — 378 годах гунны заняли территорию от Дона и Меотиды (Азовское море) до Днепра и Днестра и низовьев Дуная, в 378 — 445 годах сформировался гуннский племенной союз. В Приазовье сохранилось немного археологических памятников того времени (гуннские луки в Танаисе, погребения с лошадьми у города Мелитополь, на реке Корушан в Бердянском районе, у села Новоивановка и жертвенное место в урочище Макартет в Запорожской области).
Распад гуннского кочевого союза начался после смерти в 453 году вождя гуннов Аттилы. Два сына Аттилы (Динцик и Ирнак) увели гуннов в низовья Дуная (часть орды с Ирнаком позже прошла назад через Приазовье в заволжские степи, растворясь в местных народах, таких как чуваши). На протяжении почти двух столетий по территории Северного Приазовья передвигались разные племена (акациры, сарагуры, уроги, оногуры, авары), распадались и образовывались племенные союзы. Наиболее значительными из таких объединений был союз кутургуров (VI — VII века). Захоронения кутургуров ориентировались головами на запад, черепа после смерти подлежали трепанации (в отличие от родственных оногуров, или утигуров, которые жили южнее и восточнее реки Дон). Длительное время оба народа враждовали (атака оногурского вождя Сандила и т. д.), так и не создав собственных мощных объединений, а в 559 году вождь кутургуров Зибер-хан даже совершил неудачную попытку завоевания Византийской империи.
В 558 году в земли Приазовья, оттесняя кутургуров, вторглись авары (или вархониты — потомки угров и аланов Средней Азии), победившие до этого оногуров, залов и савиров. Авары, продвигаясь дальше на Дунай с 565 года, основали Аварский каганат (538 — 803 годы). Изобрели жёсткое седло, стремена и палашу (своеобразную саблю). Захоронение авар обнаружено на левом берегу реки Мокрые Ялы (ориентировка тела головой на запад, серьги с многогранными подвесками, железные пряжки на поясе, лепные горшочки и т. д.), а также у села Коминтерново — рельефное изображение мужчины в шлеме (?), внушительная стела. Закатом могущества аваров можно считать неудачный поход аваров, славян и персов на Константинополь в 626 году, после чего усиливаются освободительные движения среди кутургуров и оногуров (объединились против аваров в 633 году в союз племён во главе с вождём Кубратом — Великую Болгарию, или Оногурию).
Позже здесь кочевали хазары, печенеги, торки, половцы. Именно хазарами была разрушена уже в 656 году Великая Болгария, а остатки орды праболгар откочевали в 675 году на Дунай (под предводительством хана Аспаруха) и основав там Первое Болгарское царство. Орда же хана Батбая осталась в Приазовье и вошла в состав Хазарского каганата. Позже, в VII—VIII веках, часть болгар ушла на Волгу, создав там государство Волжская Болгария. Хазарами в конце VII века на юге Восточной Европы был образован Хазарский каганат, основным населением которого в Приазовье были всё же праболгары (тюркоязычные народы, кочевавшие в степях, платившие дань вместе с ранними славянскими племенами хазарам). Поселения праболгар салтовско-маяцкой культуры в Приазовье: в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории современного Приморского парка Мариуполя (амфорная керамика, красноглиняная гончарная посуда, железные ножи, пряжки, украшения). В хазарских захоронениях находили также оружие и даже военизированное укрепление, напоминающее замок, на левом берегу у устья Кальмиуса, которое было ограничено с юга валом). Небольшое сезонное стойбище времён Хазарского каганата обнаружено вблизи Ляпинской балки. Хазарское захоронение обнаружено также на территории современного стана «3000» ММК имени Ильича (захоронение хазарки с горшком и набором украшений, зеркалом и монетами) и у посёлка Песчаное (воин со стрелой, конём и точильным камнем).
В первой трети VIII века на Хазарский каганат напали арабы, с севера вторгались венгры (соседствовали ещё с гуннского периода, медленно перемещаясь с Южной Сибири на Урал — VIII век, а затем в степной зоне Дона и Хопра — начало IX века, а под натиском печенегов — в междуречье Днепра и Прута — конец IX века), а часть самой хазарской аристократии приняла иудаизм, вызвав почти 100-летнюю смуту и гражданскую войну в языческом каганате. Завершили разгром государства хазар два удачных похода русского князя Святослава в 965 и 968 годах.
По мнению известного учёного-историка Л. Н. Гумилёва, «… до X века гегемония принадлежала хазарам, а истории Древней Руси предшествовала история Хазарии…». В дальнейшем Русь перехватила инициативу в отношениях с Дикой, или Великой, степью. Однако прекращение жизни в праболгарских (хазарских) поселениях в Приазовье бьло связано не со славянами, а с печенежским вторжением. Все последующие народы Приазовья до славян (печенеги, торки, половцы) относились к тюркским народам, были монголоидами. Все они хоронили своих сородичей в могилах с тушей оседланного коня, часто пользовались для захоронений более древними курганами.
В Приазовье имеются захоронения кочевых народов:
Печенеги (X — середина XI века, появились в Приазовье около 889 году, основав Печенежскую орду, обитали в Приазовье около 150 лет до победы войск Ярослава Мудрого над печенегами в 1036 году) у посёлка Сартана, у сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево. Найдено множество каменных статуй того времени — «каменные бабы» (в переводе — «предки»): песчаные в селе Ялта, Гусельщиково, гранитные в пгт. Мангуш, Октябрьское (в том числе 5 из которых хранится в Мариупольском краеведческом музее): стелы, обработанные только с «лицевой» стороны и изображают мужчин (реже женщин) без головного убора, на лице — «Т»-образный нос и брови и не всегда обозначенные глаза.
Торки (1030 — 1060 годы, появились в Приазовье из Приаралья под давлением половцев, позже теми же половцами были изгнаны в Византию, Иран, Кавказ, на Русь, где со временем ассимилировались) в Приазовье малочисленные (ближайшее на реке Казённый Торец) — захоронения воинов вместе с лошадью, статуи, кумган (горшочек для ритуальных омовений).
Половцы (середина XI — конец XIV века, «Половецкая степь» раскинулась от Средней Азии до Дуная, в Приазовье около 200 лет) захоронения в районе Мариуполя: Новосёловка, «Двугорбая Могила», у сёл Камышеватое, Зажиточное, Васильевка, Раздольное, Самойлово.
Ярчайшие памятники искусства и верований половецкого народа — каменные фигуры половецких воинов и женщин (так называемые «каменные бабы»), которые сохранились до наших дней. Они несут элементы индивидуальности, возможно, даже, что для их изготовления позировали конкретные люди (сородичи, вожди). В отличие от печенежских баб статуи имели головной убор, причёску, набор украшений, одежду. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур, в самом Мариуполе на начало XIX века находилось 16 каменных баб (на углах улиц, на возвышенностях), многие из них были повреждены и утрачены при сооружении зданий. Фигуры каменных баб служили половцам, как места прохождения праздников, обрядов и жертвоприношений.
Именно походу на половцев (1185 год) посвящён знаменитый памятник средневековой словесности «Слово о полку Игореве». События развивались в ставке одного из самых могущественных половецких ханов — Кончака (предположительно район современного города Славянска). Как известно, этот поход оказался для русских очень неудачным. Однако в результате похода сын Игоря Святославовича вернулся домой с женой-половчанкой (дочерью хана Кончака), и таких междинастических браков во времена Древней Руси и Половецкого ханства было немало. В начале XIII века половцы стали оседать на землю, на это время приходился пик развития торговли Половецкой степи, отдельные ханы стали принимать христианство вслед за русскими. Однако с востока приближались монгольские войска, которые в 1220 — 1223 годах прошли через всю Половецкую степь и вошли в Приазовье.
31 мая 1223 года в Приазовье произошла битва на реке Калке между монголо-татарскими ордами и объединёнными войсками русских и половцев, которая закончилась полным разгромом русичей. В 40-х годах XIII века приазовские степи захватили монголо-татары. Территория Северного Приазовья входила сначала в состав Золотой Орды, а в XV веке отошла к Крымскому ханству. Значительно позже, спасаясь от феодального гнета, на Дон, Днепр, в дикое поле бежали крепостные крестьяне. Так стали появляться в этих местах бродники и возникло донское и запорожское казачество.
Ещё в IX веке через Северное Приазовье пролегали торговые пути, связывающие славянские земли со странами Кавказа. Период развития антского объединения племен соответствует III—VIII векам и связан преимущественно с расцветом соседней Черняховской культуры, с её оседлым животноводством, земледелием, охотой, рыболовством, письменностью (1300—1800 лет назад).
Комплексное изучение данных археологии, нумизматики, лингвистики и письменных источников позволило предположить, что ещё в VII—IX веках между Доном и Северским Донцом (сейчас — территория Донбасса) располагалось самостоятельное могущественное государство, носившее название Русский каганат. С ним многие учёные, в том числе Е. С. Галкина, связывают памятники салтовско-маяцкой археологической культуры (один из них открыт на территории Мариуполя в устье Кальмиуса в 1928 году). Именно население Русского каганата (прежде всего — русы) оказало огромное влияние на развитие Древней Руси. Приход в IX веке на Днепр русов заложил основу могущества государства, столицей которого вскоре стал Киев. Это государство получило название Русская земля (более известно). Историк Л. Н. Гумилёв считает, что завоевание Киева русами можно датировать 852 годом. Совместная жизнь сплотила русов и славян в единый этнос.[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Древнейшая история Северного ПриазовьяОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Древнейшая история Северного ПриазовьяОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Древнейшая история Северного Приазовья[источник не указан 895 дней] Вскоре Древнерусское государство стало самым могущественным государством Восточной Европы.
С X века земли Приазовья находились под влиянием Руси. Начав колонизацию приазовских степей в V—VI веках, русские жили рядом с Кальмиусом и Миусом. Предполагается, что во времена киевского государства русичи проложили через Кальмиус путь, который использовался как дополнительный «из варяг в греки». Так, по одной из легенд, князь киевский Игорь после неудачного морского похода на Царьград в 941 году возвращался домой не через Днепр, где у порогов русичей могли подстерегать печенеги, а именно через Азовское море, реки Кальмиус, Волчью и Солёную. Князь Святослав Игоревич, разгромивши хазар и уничтожив Саркел, по легенде основал на месте теперешнего Мариуполя или в его окрестностях город Белгород, который, возможно, позднее татары переименовали на Белосарай («Белый Дворец») либо создали свой (Балы-Сарай). Коса недалеко от Мариуполя и сейчас называется Белосарайской. Однако первое стационарное поселение земледельцев, как утверждают некоторые историки, на территории Мариуполя образовалось в IX — X веках и называлось Адамаха.
С 1223 года начинается вторжение монголов в приазовские земли. После Западного похода монголов (1236—1242) они вошли в состав Золотой Орды. Однако основным населением орды оставались половцы и частично славяне, именно половецкий язык лёг в основу государственного и литературного языка Золотой Орды, а позже — и Крымского ханства. Приазовье находилось в административной единице Крымский юрт во главе с тудуном, ставка которого находилась в городе Солхате (Старый Крым).
Основные исторические события Золотой Орды:
У села Староласпа были обнаружены остатки золотоордынской крепости с шестью башнями. У посёлка Седово, а также в селе Хомутово, городе Новоазовске — отчеканенные монеты, в Бердянске — монетно-вещевой клад времён Золотой Орды, на правом склоне Клиновой балки (вблизи современного здания профилактория «Здоровье») найдены обломки амфорной керамики эпохи Золотой Орды. А у села Гусельщиково Новоазовского района было обнаружено мраморное надгробие с надписью, посвящённой смерти хана Мамая.
Несмотря на наличие во многих западноевропейских картах XIV века на месте Мариуполя города Папакома (Papacoma)[1], с XVI века и до конца XVII века, территория Мариупольщины связана с жизнью Крымского ханства.
См. также
Напишите отзыв о статье "Древнейшая история Северного Приазовья"
Примечания
↑ http://papacoma.narod.ru/index.htm Сайт, посвящённый истории Северного Приазовья
Отрывок, характеризующий Древнейшая история Северного Приазовья
Я гордо кивнула. – Поверь мне, это не столь приятно, чтобы на них смотреть, – сказал врач, – и тебе будет больно, я не могу тебе этого разрешить. – Вы не будете меня обезболивать или я не буду делать этого вообще, – упорно настаивала я, – Почему вы не оставляете мне права выбора? Если я маленькая, то ещё не значит, что я не имею права выбирать, как мне принимать мою боль! Врач смотрел на меня, широко открыв глаза и казалось, не мог поверить в то, что слышал. Почему-то мне стало вдруг очень важно, чтобы он мне поверил. Мои бедные нервы уже видимо были на пределе, и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и по моей напряжённой физиономии польются предательские потоки слёз, а этого допустить было никак нельзя. – Ну, пожалуйста, я клянусь, что никогда никому этого не скажу, – всё ещё упрашивала я. Он долго на меня смотрел, а потом вздохнул и сказал: – Я тебе разрешу, если ты скажешь мне, почему тебе это нужно. Я растерялась. По-моему я тогда и сама не очень-то хорошо понимала, что заставило меня так настойчиво отвергать обычную, «спасительную» анестезию. Но я не разрешила себе расслабиться, понимая, что срочно нужно найти какой-то ответ, если я не хочу, чтобы этот чудесный врач передумал и всё пошло бы обычным путём. – Я очень боюсь боли и вот теперь решила это перебороть. Если вы мне по-можете я буду очень вам благодарна, – краснея, сказала я. Моя проблема была в том, что я совершенно не умела лгать. И я видела, что врач сразу же это понял. Тогда, не давая ему возможности что-либо сказать, я выпалила: – Несколько дней назад я перестала чувствовать боль и хочу это проверить!.. Врач долго изучающе на меня смотрел. – Ты кому-то об этом сказала? – спросил он. – Нет, пока никому, – ответила я. И рассказала ему во всех подробностях случай на катке. – Ну, ладно, давай попробуем, – сказал врач. – Но, если будет больно, ты уже не сможешь мне об этом сказать, поняла? Поэтому, сразу же подними руку, если только почувствуешь боль, договорились? Я кивнула. Если честно, я абсолютно не была уверена, зачем я всё это затеваю. А также, не была полностью уверена и в том, смогу ли по-настоящему с этим справиться, и не придётся ли обо всей этой сумасшедшей истории горько пожалеть. Я видела, как врач подготавливает обезболивающий укол и ставит шприц на столик рядом с собой. – Это на случай непредвиденного провала, – тепло улыбнулся он, – Ну что, поехали? На секунду мне показалась дикой вся эта затея, и вдруг очень захотелось быть такой же, как все – нормальной, послушной девятилетней девочкой, которая закрывает глаза, просто потому, что ей очень страшно. А ведь мне и в правду было страшно… но так как не в моей привычке было отступать, я гордо кивнула и приготовилась наблюдать. Только много лет спустя я поняла, чем по-настоящему рисковал этот милый врач… И ещё, для меня навсегда осталось «тайной за семью печатями», почему он это сделал. Но тогда всё это казалось совершенно нормальным и, честно говоря, у меня не было времени, чтобы удивляться. Операция началась, и я как-то сразу успокоилась – как будто откуда-то знала, что всё будет хорошо. Теперь я уже не смогла бы вспомнить всех подробностей, но очень хорошо помню то, как потряс меня вид «того», что столько лет беспощадно мучило меня и маму после каждого малейшего перегрева или простуды… Это оказались два серых, жутко сморщенных комочка какой-то материи, которая не была похожа даже на нормальную человеческую плоть! Наверное, увидя такую «гадость», у меня глаза стали, как ложки, потому что врач рассмеялся и весело сказал: – Как видишь, не всегда из нас удаляется что-то красивое! Через несколько минут операция была закончена и я не могла поверить, что всё уже позади. Мой отважный доктор мило улыбался, вытирая полностью вспотевшее лицо. Выглядел он почему-то, как «выжатый лимон»… Видимо мой странный эксперимент обошёлся ему не так уж и легко. – Ну что, герой, всё ещё не больно? – внимательно глядя мне в глаза спросил он. – Только чуть-чуть першит, – ответила я, что было искренней и абсолютной правдой. В коридоре нас ждала очень расстроенная мама. Оказалось, что на работе у неё случились непредвиденные проблемы и, как бы она не просилась, начальство не захотело её отпускать. Я тут же постаралась её успокоить, но рассказывать обо всём пришлось, конечно же, врачу, так как разговаривать мне пока ещё было чуточку трудновато. После этих двух примечательных случаев, «самообезболивающий эффект» у меня начисто исчез и не появлялся больше уже никогда.
Насколько я себя помню, меня всегда привлекала в людях жажда жизни и умение находить радость даже в самых безнадёжных или грустных жизненных ситуациях. Сказать проще – я всегда любила «сильных духом» людей. Настоящим примером «выживания» в то время была для меня наша молодая соседка – Леокадия. Мою впечатлительную детскую душу поражало её мужество и её по-настоящему неистребимое желание жить. Леокадия была моим светлым кумиром и наивысшим примером того, как высоко человек способен вознестись над любым физическим недугом, не давая этому недугу разрушить ни его личность, ни его жизнь… Некоторые болезни излечимы и нужно только лишь терпение, чтобы дождаться, когда же это наконец-то произойдёт. Её же болезнь была с ней на всю её оставшуюся жизнь и никакой надежды когда-то стать нормальным человеком у этой мужественной молодой женщины, к сожалению, не было. Судьба-насмешница обошлась с ней очень жестоко. Когда Леокадия была ещё совсем маленькой, но абсолютно нормальной девочкой, ей «посчастливилось» очень неудачно упасть с каменных ступенек и сильно повредить себе позвоночник и грудную кость. Врачи поначалу даже не были уверены, сможет ли она вообще когда-то ходить. Но, спустя какое-то время, этой сильной, жизнерадостной девочке всё-таки удалось, благодаря её решительности и упорству, подняться с больничной койки и медленно, но уверенно начать заново делать свои «первые шаги»... Вроде бы всё кончилось хорошо. Но, через какое-то время, к всеобщему ужасу, у неё спереди и сзади начал расти огромный, совершенно жуткий горб, который позже буквально изуродовал её тело до полной неузнаваемости… И, что было самое обидное – природа, как бы издеваясь, наградила эту голубоглазую девочку изумительно красивым, светлым и утончённым лицом, тем самым, как бы желая показать, какой дивной красавицей она могла бы быть, если бы ей не была приготовлена такая жестокая судьба... Я даже не пытаюсь себе представить, через какую душевную боль и одиночество должна была пройти эта удивительная женщина, пытаясь, ещё маленькой девочкой, как-то привыкнуть к своей страшной беде. И как она могла выжить и не сломаться когда, много лет спустя, став уже взрослой девушкой, должна была смотреться на себя в зеркало и понимать, что простое женское счастье ей не дано испытать никогда, каким бы хорошим и добрым человеком она не являлась… Она принимала свою беду с чистой и открытой душой и, видимо, именно это помогло ей сохранить очень сильную веру в себя, не обозлившись на окружающий мир и не плача над своей злой, исковерканной судьбой. До сих пор я, как сейчас помню, её неизменную тёплую улыбку и радостные светящиеся глаза, встречавшие нас каждый раз, вне зависимости от её настроения или физического состояния (а ведь очень часто я чувствовала, как по-настоящему ей было тяжело)… Я очень любила и уважала эту сильную, светлую женщину за её неиссякаемый оптимизм и её глубокое душевное добро. А уж, казалось, как раз она-то и не имела ни малейших причин верить тому же самому добру, потому, что во многом никогда так и не смогла почувствовать, что это такое по-настоящему жить. Или, возможно, почувствовала намного глубже, чем могли чувствовать это мы?.. Я была тогда ещё слишком маленькой девочкой, чтобы понять всю бездну различия между такой искалеченной жизнью и жизнью нормальных здоровых людей, но я прекрасно помню, что даже много лет спустя, воспоминания о моей чудесной соседке очень часто помогали мне переносить душевные обиды и одиночество и не сломаться когда было по-настоящему очень и очень тяжело. Я никогда не понимала людей, которые вечно были чем-то недовольны и постоянно жаловались на свою, всегда неизменно «горькую и несправедливую», судьбу... И я никогда не понимала причину, которая давала им право считать, что счастье заранее предназначено им уже с самого их появления на свет и, что они имеют, ну, прямо-таки «законное право» на это ничем не нарушаемое (и совершенно незаслуженное!) счастье... Я же такой уверенностью об «обязательном» счастье никогда не страдала и, наверное, поэтому не считала свою судьбу «горькой или несправедливой», а наоборот – была в душе счастливым ребёнком, что и помогало мне преодолевать многие из тех препятствий, которые очень «щедро и постоянно» дарила мне моя судьба… Просто иногда случались короткие срывы, когда бывало очень грустно и одиноко, и казалось, что стоит только внутри сдаться, не искать больше причин своей «необычности», не бороться за свою «недоказанную» правду, как всё сра
o-ili-v.ru
Древнейшая история Северного Приазовья - WikiVisually
1. Ростовская область – Rostov Oblast is a federal subject of Russia, located in the Southern Federal District. The oblast has an area of 100,800 square kilometers and its administrative center is the city of Rostov-on-Don, which also became the administrative center of the Southern Federal District in 2002. Rostov Oblast borders Ukraine and also Volgograd and Voronezh Oblasts in the north, Krasnodar and Stavropol Krais in the south, and it is within the Russian Southern Federal District. The Don River, one of Europes largest rivers, flows through the oblast for part of its course, lakes cover only 0. 4% of the oblasts area. The most important ethnicities are the 3,795,607 ethnic Russians, the 77,802 ethnic Ukrainians, the 110,727 ethnic Armenians. Other important groups are the 35,902 Turks,16,493 Belarusians ),13,948 Tatars,17,961 Azeris,11,449 Chechens,16,657 Roma,11,597 Koreans, and 8,296 Georgians. There were also 76,498 people belonging to other ethno-cultural groupings,76,735 people were registered from administrative databases, and could not declare an ethnicity. It is estimated that the proportion of ethnicities in this group is the same as that of the declared group, according to a 2012 official survey 49. In addition, 26% of the population declares to be spiritual but not religious, 12% is atheist, major industries of Rostov Oblast are agriculture, agricultural industry, food processing, heavy industry, coal and automobile manufacture. Областной закон №19-ЗС от29 мая1996 г, Областного закона №442-ЗС от23 ноября2015 г. «О поправках к Уставу Ростовской области», Вступил в силу6 июня1996 г. Опубликован, Наше время, №98–99,6 июня1996 г, Областной Закон №30-ЗС от10 октября1996 г. Вступил в силу с момента опубликования, Опубликован, Наше время, №196,31 октября1996 г. Official website of Rostov Oblast Russian South
2. Донецкая область – Donetsk Oblast is an oblast of eastern Ukraine. It is the most populated oblast, with around 4.5 million residents and its administrative center is Donetsk, however, its Regional State Administration was relocated to Mariupol, a temporary measure due to the ongoing crisis in Donetsk. Historically, the region is an important part of the Donbas region, until November 1961, it bore the name Stalino Oblast, as its capital Donetsk was named Stalino in honour of Joseph Stalin at that time. The oblast is known for its urban sprawl and is associated with mining industry. Subsequently, the War in Donbass started, after Donetsk was under control of the separatist government, the Donetsk Oblast administration was relocated to Mariupol, and later to Kramatorsk. Before the establishment of the first Donetsk Oblast, three districts existed on its territory from 1923 to 1930, the Donetsk Governorate was terminated in 1925. As part of Soviet Ukraine, Donetsk Oblast was established on 2 July 1932 out of Kharkiv Oblast, Dnipropetrovsk Oblast, artemivsk served as the oblasts administrative center for two weeks until 16 July 1932, when the city of Stalino took on the role. Until 1938, Donetsk Oblast included the territories of modern Donetsk Oblast, in June 1938 it was split into Stalino Oblast and Voroshylovhrad Oblast. During the Nazi German occupation from fall 1941 to fall 1943, as part of de-Stalinization in the Soviet Union, in 1961 Stalino along with Stalino Oblast were renamed into Donetsk and Donetsk Oblast, respectively. During the dissolution of the Soviet Union,83. 9% of voters in Donetsk Oblast approved Ukraines declaration of independence in the 1991 referendum. In the mid-1990s the region known for its heightened criminal activity, including the killings of high-profile business people such as Akhat Bragin. In late 2004, the Party of Regions was involved in the creation of a project, South-East Ukrainian Autonomous Republic. In 2014 Ukraine lost control over its border with Russia in Donetsk Oblast, currently, portions of the region are being controlled by the Novorossiya Armed Forces and claimed by the self-proclaimed Donetsk Peoples Republic. Donetsk Oblast is located in southeastern Ukraine, the area of the oblast, comprises about 4. 4% of the total area of the country. Its longitude from north to south is 270 km, from east to west –190 km, the state historic-architectural preserve near the city of Sviatohirsk with the Sviatohirsk Lavra was nominated for the Seven Wonders of Ukraine. The province is divided into 18 raions and 28 municipalities of equal status. These are listed below with their areas and populations, the provinces secondary division consists of various municipalities that are governed by their councils. Those municipalities may consist of one or more populated places, all are administratively subordinate to the raion in which they are located
3. Запорожская область – Zaporizhzhia Oblast is an oblast of southern Ukraine. The oblast covers an area of 27,183 km2, and its population was 1,785 and this oblast is an important part of Ukraines industry and agriculture. The area of the province is 27,183 km², its population was 1,785,243 and this area was the burial place of royal Scythians where they buried their kings. The modern Zaporizhia Oblast was created as part of the Ukrainian Soviet Socialist Republic on 10 January 1939 out of the Dnipropetrovsk Oblast, during the 1991 referendum,90. 66% of votes in the oblast were in favor of the Declaration of Independence of Ukraine. The SBU thwarted an attempt to blow up a line in the Zaporizhzhia Oblast. The following sites were nominated for the Seven Wonders of Ukraine, according to the 2001 Ukrainian Census the population of the oblast was 1,929,171. Some 70. 8% considered themselves Ukrainians, while 24. 7% were Russians, the rest were of assorted nationalities including Bulgarians, Belarusians, and others. Just under half the population considered the Russian language to be their native tongue,22 classical schools,8 Lyceums, a Sichovy Collegium and 54 education-breeding complex bodies arent out of reach to gifted children. New style 38 complex kindergarten-schools work too, over 60,000 children develop their talents through out-of-school institutions. They attend 30 creative centres,6 science-technical stations and four young naturalists stations, five tourists clubs, extra-scholastic education system has such a unique body as the Small Academy of Science. Boys and girls there in six main disciplines, physics-mathematics, chemistry-biology, history-geography, philology, industrial. The Small Academy young members maintain close relations with scientists of big institutes and universities. 26 youngsters became winners of the All-Ukrainian Academy contest, so Zaporizhzhia regional team gained the 1st place,325 secondary schools, five classical schools, a Collegium and three complex-schools use the Ukrainian language. The Greek, Czech, Bulgarian languages are very popular in Yakimivsky, Berdyansky, Priazovsky, one may learn Hebrew, Yiddish, German, Polish, Tatar and other languages attending option courses anywhere. Specialists keep on looking for an adaptive school model,26 institutions develop the humanization process using new teaching technologies. The Khortitsky multi-profile teaching-rehabilitation centre has worked out methods for complete support of sanatorium-boarding-schools children, berdyansk is the town where a Regional boarding school for orphans works out active socialization programs. This system distribute well-trained workers to regional industry and business, the list of specialities includes over 100 names. Vocational schools give courses for improving qualification in cooperation with unemployment centres, more than 1500 jobless persons get new professions every year due it
4. Украина – Ukraine is currently in territorial dispute with Russia over the Crimean Peninsula which Russia annexed in 2014 but which Ukraine and most of the international community recognise as Ukrainian. Including Crimea, Ukraine has an area of 603,628 km2, making it the largest country entirely within Europe and it has a population of about 42.5 million, making it the 32nd most populous country in the world. The territory of modern Ukraine has been inhabited since 32,000 BC, during the Middle Ages, the area was a key centre of East Slavic culture, with the powerful state of Kievan Rus forming the basis of Ukrainian identity. Following its fragmentation in the 13th century, the territory was contested, ruled and divided by a variety of powers, including Lithuania, Poland, the Ottoman Empire, Austria-Hungary, and Russia. A Cossack republic emerged and prospered during the 17th and 18th centuries, two brief periods of independence occurred during the 20th century, once near the end of World War I and another during World War II. Before its independence, Ukraine was typically referred to in English as The Ukraine, following independence, Ukraine declared itself a neutral state. Nonetheless it formed a limited partnership with the Russian Federation and other CIS countries. In the 2000s, the government began leaning towards NATO, and it was later agreed that the question of joining NATO should be answered by a national referendum at some point in the future. Former President Viktor Yanukovych considered the current level of co-operation between Ukraine and NATO sufficient, and was against Ukraine joining NATO and these events formed the background for the annexation of Crimea by Russia in March 2014, and the War in Donbass in April 2014. On 1 January 2016, Ukraine applied the economic part of the Deep, Ukraine has long been a global breadbasket because of its extensive, fertile farmlands and is one of the worlds largest grain exporters. The diversified economy of Ukraine includes a heavy industry sector, particularly in aerospace. Ukraine is a republic under a semi-presidential system with separate powers, legislative, executive. Its capital and largest city is Kiev, taking into account reserves and paramilitary personnel, Ukraine maintains the second-largest military in Europe after that of Russia. Ukrainian is the language and its alphabet is Cyrillic. The dominant religion in the country is Eastern Orthodoxy, which has strongly influenced Ukrainian architecture, literature, there are different hypotheses as to the etymology of the name Ukraine. According to the older and most widespread hypothesis, it means borderland, while more recently some studies claim a different meaning, homeland or region. The Ukraine now implies disregard for the sovereignty, according to U. S. ambassador William Taylor. Neanderthal settlement in Ukraine is seen in the Molodova archaeological sites include a mammoth bone dwelling
5. Каменный век в Европе – Prehistoric Europe is the designation for the period of human presence in Europe before the start of recorded history, beginning in the Lower Paleolithic. As history progresses, considerable regional irregularities of cultural development emerge, the Histories of Herodotus is the oldest known European text that seeks to systematically record traditions, public affairs and notable events. In contrast, the European regions furthest away from the ancient centers of civilisation tended to be the slowest, in Northern and Eastern Europe in particular, writing and systematic recording was only introduced in the context of Christianization, after 1000 CE. The karstic region of the Atapuerca Mountains in Spain represents the currently earliest known and reliably dated location of residence for more than a single generation and a group of individuals. Latin and ancient Greek language continued to be the primary and best way to communicate and express ideas in Liberal arts education, the climatic record of the Paleolithic is characterized by the Pleistocene pattern of cyclic warmer and colder periods, including eight major cycles and numerous shorter episodes. The northern maximum of human occupation fluctuated in response to changing conditions and successful settlement required constant adaption capabilities. Most of Scandinavia, the North European Plain and Russia remained off limits for occupation during the Paleolithic and Mesolithic, associated evidence, such as stone tools, artifacts and settlement localities is more numerous than fossilized remains of the hominin occupants themselves. The simplest pebble tools with a few flakes struck off to create an edge were found in Dmanisi, Georgia and in Spain at sites in the Guadix-Baza basin and near Atapuerca. Both types of sets are attributed to Homo erectus, the earliest and for a very long time the only human in Europe. However, the Acheulean fossil record also links to the emergence of Homo heidelbergensis, Homo heidelbergensis presence is documented since 600,000 BP in numerous sites in Germany, Great Britain and northern France. Palaeoanthropologists generally agree that Homo erectus and Homo heidelbergensis have immigrated into Europe, debated remain migration routes, again, consensus prevails on this matter, widely debated are origin and evolution patterns. Neanderthal fossil record ranges from Western Europe to the Altai Mountains in Central Asia, Neanderthals are associated with the Mousterian culture, stone tools that first appeared approximately 160.000 years ago. Homo sapiens arrived in Europe around 45,000 and 43,000 years ago via the Levant, generally small and widely dispersed fossil sites suggest, that Neanderthals lived in less numerous and socially more isolated groups than Homo sapiens. Tools and Levallois points are remarkably sophisticated from the outset, yet they have a rate of variability. Artifacts are of nature, symbolic behavioral traits are undocumented before the arrival of modern humans. The Aurignacian culture, introduced by humans is characterized by cut bone or antler points, fine flint blades. The oldest examples and subsequent widespread tradition of prehistoric art originate from the Aurignacian, after more than 100,000 years of uniformity, around 45,000 years BP the Neanderthal fossil record changed abruptly. The Mousterian had quickly become more versatile and was named the Chatelperronian culture, although debated, this fact proved that Neanderthals had to some extent adopted the culture of modern Homo sapiens
6. Ранний палеолит – The Lower Paleolithic is the earliest subdivision of the Paleolithic or Old Stone Age. It spans the time from around 3, the Middle Paleolithic followed the Lower Paleolithic and recorded the appearance of the more advanced prepared-core tool-making technologies such as the Mousterian. Whether the earliest control of fire by hominins dates to the Lower or to the Middle Paleolithic remains an open question. The Lower Paleolithic began with the appearance of the oldest stone tools in the world, roughly 3.3 million ago in eastern Africa, the Gelasian, some 2.5 million years ago, saw the appearance of the Homo genus, possibly developing from australopithecine forebears. Homo habilis is assumed to have lived primarily on scavenging, using tools to cleave meat off carrion or to break bones to extract the marrow, decreasing oceanic evaporation produced a drier climate and the expansion of the savannah at the expense of forests. Reduced availability of fruits stimulated some proto-australopithecines to search out new food sources found in the drier savannah ecology, Homo erectus appeared by about 1.8 million years ago, via the transitional variety Homo ergaster. Homo erectus moved from scavenging to hunting, developing the hunting-gathering lifestyle that would remain dominant throughout the Paleolithic into the Mesolithic, Homo erectus migrated out of Africa and dispersed throughout Eurasia. Stone tools in Malaysia have been dated to be 1.83 million years old, the Peking Man fossil, discovered in 1929, is roughly 700,000 years old. In Europe, the Olduwan tradition split into two parallel traditions, the Clactonian, a tradition, and the Acheulean, a hand-axe tradition. The Levallois technique for knapping flint developed during this time, the carrier species from Africa to Europe was undoubtedly Homo erectus. This type of human is more linked to the flake tradition. Many Mousterian finds in the Middle Paleolithic have been knapped using a Levallois technique, monte Poggiolo, near Forlì, Italy, is the location of an Acheulian littoral handaxe industry dating from 1.8 to 1.1 million years ago. The appearance of Homo heidelbergensis about 600,000 years ago heralds a number of new varieties, such as Homo rhodesiensis. Homo heidelbergensis is a candidate for first developing a form of symbolic language. Whether control of fire and earliest burials date to this period or only appear during the Middle Paleolithic is an open question, the hand-axe tradition originates in the same period. The intermediate may have been Homo heidelbergensis, held responsible for the manufacture of improved Mode 2 Acheulean tool types, in Africa, flakes and axes coexisted in Europe, sometimes at the same site. The axe tradition, however, spread to a different range in the east and it appears in Arabia and India, but more importantly, it does not appear in southeast Asia. Homo sapiens first appear about 200,000 years ago, control of fire by early humans Lomekwi, site of the oldest tools discovered The First People and Culture at Indiana University Bloomington
7. Средний палеолит – The Middle Paleolithic is the second subdivision of the Paleolithic or Old Stone Age as it is understood in Europe, Africa and Asia. The term Middle Stone Age is used as an equivalent or a synonym for the Middle Paleolithic in African archeology, the Middle Paleolithic broadly spanned from 300,000 to 30,000 years ago. There are considerable dating differences between regions, the Middle Paleolithic was succeeded by the Upper Paleolithic subdivision which first began between 50,000 and 40,000 years ago. Activities such as catching fish and hunting large game animals with specialized tools connote increased group-wide cooperation. Both Neandertal and modern human societies took care of the members of their societies during the Middle Paleolithic. Typically, it has assumed that women gathered plants and firewood. Anthropologists such as Tim D. Cannibalism in the Middle Paleolithic may have occurred because of food shortages, around 200,000 BP Middle Paleolithic Stone tool manufacturing spawned a tool-making technique known as the prepared-core technique, that was more elaborate than previous Acheulean techniques. Wallace and Shea split the core artifacts into two different types, formal cores and expedient cores, formal cores are designed to extract the maximum amount from the raw material while expedient cores are more based on function need. This method increased efficiency by permitting the creation of more controlled and this method allowed Middle Paleolithic humans correspondingly to create stone-tipped spears, which were the earliest composite tools, by hafting sharp, pointy stone flakes onto wooden shafts. The use of fire became widespread for the first time in human prehistory during the Middle Paleolithic, some scientists have hypothesized that hominids began cooking food to defrost frozen meat which would help ensure their survival in cold regions
8. Поздний палеолит – The Upper Paleolithic is the third and last subdivision of the Paleolithic or Old Stone Age. Very broadly, it dates to between 50,000 and 10,000 years ago, roughly coinciding with the appearance of behavioral modernity, modern humans are believed to have emerged about 195,000 years ago in Africa. Although these humans were modern in anatomy, their lifestyle changed very little from their contemporaries, such as Homo erectus, about 50,000 years ago, there was a marked increase in the diversity of artifacts. In Africa, bone artifacts and the first art appear in the archeological record, between 45,000 and 43,000 years ago, this new tool technology spread with human migration to Europe. The new technology generated an explosion of modern humans which is believed to have contributed to the extinction of the Neanderthals. The Upper Paleolithic has the earliest known evidence of organized settlements, in the form of campsites, artistic work blossomed, with cave painting, petroglyphs, carvings and engravings on bone or ivory. The first evidence of fishing is also noted, from artifacts in places such as Blombos cave in South Africa. More complex social groupings emerged, supported by more varied and reliable food sources and this probably contributed to increasing group identification or ethnicity. By 50, 000–40,000 BP, the first humans set foot in Australia, by 45,000 BP, humans lived at 61° north latitude in Europe. By 30,000 BP, Japan was reached, and by 27,000 BP humans were present in Siberia above the Arctic Circle, at the end of the Upper Paleolithic, a group of humans crossed the Bering land bridge and quickly expanded throughout North and South America. Both Homo erectus and Neanderthals used the same crude stone tools, archaeologist Richard G. Klein, who has worked extensively on ancient stone tools, describes the stone tool kit of archaic hominids as impossible to categorize. It was as if the Neanderthals made stone tools, and were not much concerned about their final forms and he argues that almost everywhere, whether Asia, Africa or Europe, before 50,000 years ago all the stone tools are much alike and unsophisticated. These new stone-tool types have been described as being distinctly differentiated from each other, the invaders, commonly referred to as the Cro-Magnons, left many sophisticated stone tools, carved and engraved pieces on bone, ivory and antler, cave paintings and Venus figurines. The Neanderthals continued to use Mousterian stone tool technology and possibly Chatelperronian technology and these tools disappeared from the archeological record at around the same time the Neanderthals themselves disappeared from the fossil record, about 40,000 years ago. Settlements were often located in valley bottoms, possibly associated with hunting of passing herds of animals. Hunting was important, and caribou/wild reindeer may well be the species of single greatest importance in the anthropological literature on hunting. Technological advances included significant developments in flint tool manufacturing, with industries based on fine blades rather than simpler and shorter flakes, burins and racloirs were used to work bone, antler and hides. Advanced darts and harpoons also appear in period, along with the fish hook, the oil lamp, rope
9. Верблюдовые – Camelids are members of the biological family Camelidae, the only currently living family in the suborder Tylopoda. The extant members of group are, dromedary camels, Bactrian camels, wild Bactrian camels, llamas, alpacas, vicuñas. Camelids are even-toed ungulates classified in the order Cetartiodactyla, along with pigs, hippopotamuses, whales, deer, giraffes, cattle, goats, antelope, Camelids are large, strictly herbivorous animals with slender necks and long legs. They differ from ruminants in a number of ways and their dentition show traces of vestigial central incisors in the upper jaw, and the third incisors have developed into canine-like tusks. Camelids also have canine teeth and tusk-like premolars, which are separated from the molars by a gap. Because of this, camelids have to lie down by resting on their knees with their legs tucked underneath their bodies and they also have a unique type of antibodies which lack the light chain, in addition to the normal antibodies found in other mammals. These so-called heavy-chain antibodies are being used to develop single-domain antibodies with potential pharmaceutical applications, Camelids do not have hooves, rather they have two-toed feet with toenails and soft foot pads. Most of the weight of the animal rests on these tough, the South American camelids, adapted to steep and rocky terrain, can move the pads on their toes to maintain grip. Many fossil camelids were unguligrade and probably hooved, in contrast to all living species, Camelids are behaviorally similar in many ways, including their walking gait, in which both legs on the same side are moved simultaneously. Consequently, camelids large enough for human beings to ride have a typical swaying motion, dromedary camels, bactrian camels, llamas and alpacas are all induced ovulators. The three Afro-Asian camel species have developed adaptations to their lives in harsh, near-waterless environments. Wild populations of the Bactrian camel are even able to drink brackish water, comparative table of the seven extant species in the family Camelidae, Camelids are unusual in that their modern distribution is almost the inverse of their area of origin. Camelids first appeared early in the evolution of the even-toed ungulates, around 45 million years ago during the middle Eocene. Among the earliest camelids was the rabbit-sized Protylopus, which still had four toes on each foot, by the late Eocene, around 35 million years ago, camelids such as Poebrotherium had lost the two lateral toes, and were about the size of a modern goat. The family diversified and prospered, but remained confined to the North American continent until only two or three million years ago, when representatives arrived in Asia, and South America. A high arctic camel from this period has been documented in the far northern reaches of Canada. Fossil camelids show a wider variety than their modern counterparts, one North American genus, Titanotylopus, stood 3.5 m at the shoulder, compared with the about 2 m of the largest modern camelids. Other extinct camelids included small, gazelle-like animals, such as Stenomylus, finally, a number of very tall, giraffe-like camelids were adapted to feeding on leaves from high trees, including such genera as Aepycamelus, and Oxydactylus
10. Каменные орудия – A stone tool is, in the most general sense, any tool made either partially or entirely out of stone. Although stone tool-dependent societies and cultures still exist today, most stone tools are associated with prehistoric, archaeologists often study such prehistoric societies, and refer to the study of stone tools as lithic analysis. Ethnoarchaeology has been a research field in order to further the understanding and cultural implications of stone tool use. Stone has been used to make a variety of different tools throughout history, including arrow heads, spearpoints. Stone tools may be made of ground stone or chipped stone. Chipped stone tools are made from materials such as chert or flint, radiolarite, chalcedony, obsidian, basalt. One simple form of reduction is to strike stone flakes from a nucleus of material using a hammerstone or similar hard hammer fabricator, if the goal of the reduction strategy is to produce flakes, the remnant lithic core may be discarded once it has become too small to use. In some strategies, however, a flintknapper reduces the core to a rough unifacial or bifacial preform, more complex forms of reduction include the production of highly standardized blades, which can then be fashioned into a variety of tools such as scrapers, knives, sickles and microliths. Archaeologists classify stone tools into industries that share distinctive technological or morphological characteristics and he assigned to them relative dates, Modes 1 and 2 to the Lower Palaeolithic,3 to the Middle Palaeolithic,4 to the Advanced and 5 to the Mesolithic. They were not to be conceived, however, as either universal—that is, they did not account for all lithic technology, Mode 1, for example, was in use in Europe long after it had been replaced by Mode 2 in Africa. Clarkes scheme was adopted enthusiastically by the archaeological community, one of its advantages was the simplicity of terminology, for example, the Mode 1 / Mode 2 Transition. The transitions are currently of greatest interest, Kenya Stone tools found from 2011 to 2014 at Lake Turkana in Kenya, are dated to be 3.3 million years old, and predate the genus Homo by half million years. The oldest known Homo fossil is 2.8 million years old compared to the 3.3 million year old stone tools. Dating of the tools was by dating volcanic ash layers in which the tools were found, Oldowan tools were characterised by their simple construction, predominantly using core forms. The blunt end is the surface, the sharp, the distal. Grasping the proximal surface, the hominid brought the surface down hard on an object he wished to detach or shatter. The earliest known Oldowan tools yet found date from 2.6 million years ago, during the Lower Palaeolithic period, and have been uncovered at Gona in Ethiopia. Homo habilis was the hominin who used the tools for most of the Oldowan in Africa, eventually, more complex, Mode 2 tools began to be developed through the Acheulean Industry, named after the site of Saint-Acheul in France
wikivisually.com
Древнейшая история Северного Приазовья 1
Древнейшая история Северного Приазовья Коса Азовского моря Территория Северного Приазовья (современная юго-западная часть Ростовской области Российской Федерации, южные части Донецкой и Запорожской областей Украины) была заселена человеком ещё с древнейших времён. Содержание 1Палеолит 2Мезолит 3Неолит 4Энеолит 5Бронзовый век 6Железный век 7Кочевые племена в Приазовье 8Древнерусское государство 9Золотая Орда Палеолит В Приазовье были найдены стоянки людей древнего каменного века (поздний палеолит, 40-10 тыс. лет назад): Мураловка (на берегу Миусского лимана, 19 тыс. лет назад) — были найдены орудия из кремня и кости, Амвросиевское костище (на реке Крынка, 18-19 тыс. лет назад), используемое в древности для охоты и забоя бизонов («базовый лагерь»), Каменная Балка 2 (западнее устья реки Дон, 15,6-16 тыс. лет назад), заселение которой связано с временным улучшением климата в Северном Приазовье, Каменная Балка 1 (рядом с предыдущей, 14,5 тыс. лет назад) существовало в холодный, но влажный период с обилием леса, Фёдоровка (на реке Каратыш, 13-15 тыс. лет назад) похож на 2 предыдущие стоянки (заселялся дважды), использовался как временное поселение, Янисоль (у села Малоянисоль на реке Кальчик, 13-14 тыс. лет назад) — обнаружены всевозможные орудия для неспециализированной охоты, Калка (на берегу Старокрымского водохранилища) — 68 кремнёвых орудий (в том числе 14 — микропластинки для составных орудий). Мезолит Памятники Среднего каменного века Приазовья представлены стоянками так называемой Зимниковой группы: Зимовники 1, Пищевик 1, Орловское (обе на реке Кальмиус), Ольгинка (на реке Сухая Волноваха) характеризуют укрупнение поселений, этническую пестроту, интенсивность охоты (тур, тарпан, благородный олень, кабан и другие).Неолит В VI тысячелетии до н. э. в Приазовье под влиянием Малой и Передней Азии сложился свой центр ранних (сурских, 5700 — 4350 лет до н. э.) неолитических культур (новый каменный век). Животноводство здесь развивалось по модели Восточной Европы (преобладание коров и овец), развивалась керамика, глинобитные жилища, возделывали ячмень, просо, карликовую пшеницу. Сурские общины расселились в Поднепровье, Приазовье (в том числе в низовьях реки Молочной: поселения Семёновка 1 и Каменная Могила 1, известный грот «Чуринг» и пещера «Колдун»), однако на самой территории Мариуполя ранних неолитических поселений нет. Археологические раскопки уникального Мариупольского могильника (могильник обнаружен в 1930 году при строительстве завода «Азовсталь») на территории левого берега Кальмиуса обнаружили поздненеолитическое родоплеменное захоронение (5500-5200 лет до н. э.) нижнедонской культуры. Там было найдено 122 захоронения людей, керамика, погребальный инвентарь (раковины моллюсков, пластины и скребки из кремния, бусы, в том числе в виде полумесяца, предположительно игравшие роль денег, погребальные саваны, охра — символ крови и огня, которой осыпали трупы умерших и другие пред
Интересуясь прошлым нашего Донецкого края и остального Приазовья, я бываю, кажется, возле вечных творений природы - геологических памятных мест нашей земли. Таких, как замечательный горный уголок Донетчины - гранитные курганы Каменных Могил, нависшие над Кальмиусом живописные гранитные скалы Украинского кристаллического щита, гряды холмов Клебан-Бык, могучие стволы окаменевших миллионы лет назад деревьев под Краматорском, будто парящие в воздухе над гладью Северского Донца меловые-утесы Святогорья.
Глядя на эту нерукотворную красоту, невольно задумываешься о том, какие народы в далеком прошлом обитали в наших краях, чьи кони пили воду из Донца, и Кальмиуса, кто поклонялся и приносил жертвы величественным белым меловым скалам-великанам и суровым гранитным курганам?
КИММЕРИЙЦЫ И СКИФЫ В ПРИАЗОВЬЕ
Отблеском прошлого в Приазовье сохранились вы-сеченные на камне протошумерские письмена предшественников одной из самых древних в мире культур шумеров Двуречья и рунические надписи северных викингов. История сохранила нам память и археологические подтверждения того, что в далекие времена на просторах Приазовья обитали свободолюбивые киммерийцы, их сменили многочисленные могучие скифы, после них нашими краями владели воинственные сарматские племена и среди них легендарные аланы. За ними чередой прошли хазары, половцы и многие другие степные народы.
Изображение киммерийских всадников на этрусской вазе. VI в. до н.э.
Киммерийцы обитали в Приазовье на рубеже I и II тысячелетия до н. э, Гомер в своей поэме «Одиссея» писал о них: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами...». Время киммерийцев — загадочный период. Историческая наука не имеет сведений, когда и откуда они появились. Нам о них напоминают многие географические названия: Киммерийский Боспор — это нынешний Керченский пролив, остатки города Киммерии на Таманском полуострове, а археологи находят следы пребывания киммерийцев в Крыму и в Закавказье.
Со страниц истории киммерийцы сошли в VII в до н. э., когда их вытеснил пришедший с востока могучий союз скифских племен. Побывавший в Причерноморье древнегреческий историк Геродот оставил нам легенду, по которой киммерийцы под натиском скифов отступили к реке Днестр, носившей в древности название Тирас. Там гордые киммерийские цари, не желая бежать из родных краев или быть, плененными скифами, разделились на две равные части и стали сражаться, пока не перебили друг друга. Народ похоронил своих царей у речки Тирас и ушел в другие земли.
Скифский период — яркая страница истории. Можно повторить слова историка о том, что скифы выступили на арену мировой истории под звон мечей и пенье стрел. В период своего расцвета Великая Скифия простиралась, от Дона о Дуная. Скифы делились на племенные группы. Часть скифов была кочевниками, а часть — оседлыми земледельцами. Скифы-пахари обитали в северо-западной лесостепной части Скифии. Они возделывали, тучные поля, их пшеница вывозилась в Грецию и другие страны Древнего мира. Культура скифов-пахарей была близкой к праславянской, они ассимилировались с местным населением и вошли позже в число племен праславян.
Скифы-кочевники на степных просторах пасли бесчисленные стада комолых быков и табуны приземистых лохмоногих коней. В приазовском крае между Доном и Крымом обитали сплоченные в военную организацию скифы царские, считавшие царями над остальными скифами. Это были умелые бесстрашные воины. С целью обогащение они ходили в далекие военные походы, даже, в Месопотамию и Переднюю. Азию. Скифский царь Атей сражался с отцом Александра Македонского. В 514 г. до н. э. персидский царь Дарий, перейдя Дунай, вторгся в Скифию. Его 700-тысячное войско достигло Приазовья. Холмы и скалы нашей Донетчины видели бесчисленную конницу и пехоту персов, тысячи нагруженных верблюдов и ослов, от необычного рева которых шарахались боевые кони скифов. Не принимая генерального сражения, скифы вынудили персов бесславно и поспешно удалиться.
Приазовье и Северное Причерноморье можно смело назвать колыбелью многих народов. В I веке н. э. с западного побережья балтийского моря и берегов Рейна на берега Днепра пришли готы. По территории Приазовья проходили пути Великого переселения народов, тут прошли бесчисленные полчища гуннов, которые под предводительством Аттилы покорили затем всю Европу. В Великом переселении народов участвовали и населявшие Приазовье аланы.
ПРИХОД В ПРИАЗОВЬЕ АЛАН (АСОВ)
Скифия на востоке граничила с Сарматией — союзом племён, куда входили аланы, роксоланы, савроматы, языги и другие племена. Воинственные сарматы в III в. до н.э. вытеснили скифов из Приазовья. Владения скифов после этого ограничились Приднепровьем и Крымом. На Северный Кавказ, в низовья Дона и в Приазовье пришли аланы. Используя свое выгодное положение на торговых путях, они умело торговали, и их держава процветала. Алания упоминается в древнескандинавских географических описаниях, где говорится, что она находится возле Меотийского болота — так они называли Азовское море.
Карта миграций аланов. Жёлтым обозначены места расселения аланов в IV веке, до Великого переселения народов и после него; красные стрелки — миграции, оранжевые — военные походы
Прошли века, а память об аланах живет. Дарьяльское ущелье на Кавказе, воспетое М. Ю. Лермонтовым, A. C. Пушкиным, и в наши дни называют «Аланскими воротами». Потомки алан — осетины создали в России на берегах реки Терек автономную республику Аланию.
Я проживал некоторое время во Владикавказе — столице Северной Осетии-Алании. Мои друзья осетины с гордостью называют себя аланами и помнят историю своего народа. Только не все знают то, что по древним скандинавским преданиям королевские династии скандинавских стран ведут свое начало от алан, которые называли себя асами. Мужское имя Аслан популярно в Осетии до наших дней. Среди скандинавов тоже были распространены мужские и женские имена Ас и Аса, Аскольд и другие.
Историки помещают асов в низовья Дона и в Приазовье, где проходил торговый путь «из арабов в варяги». На этих землях длительное время находилась процветающая держава асов. Часть ее территории в VII в. завоевала могущественная империя хазар. В эти времена в хазарский каганат проникали скандинавские купцы и скитавшиеся искатели приключений — военные ватаги варягов. Они, возможно, еще в древности первыми принесли на скалистые берега Скандинавии само название «асы» и их религиозные представления, как нельзя лучше отвечающие интересам правящих слоев норманнов, где тогда формировались военные кланы во главе с харизматическими вождями, позднее названными королями, которые претендовали на высокое происхождение.
Отдельные племена и группы алан под натиском хазар, гуннов, татаро-монголов перемещались как в западном направлении в Европу, так и на восток в Азию. В своей работе об аланах в эпоху Чингизидов Ю.Н. Рерих писал о выдающихся военных предводителях-аланах в монгольской армии. Но многие племена алан мигрировали в противоположном направлении на запад. На старинной географической карте нынешняя Молдавия названа Аланией из-за того, что там жили аланы. Эти Племена позже переместились в Венгрию. Венгры называли их ясами, себя же они называли асами. Значительная часть алан, как свидетельствует история, участвовала в Великом переселении народов и вместе с тевтонскими вандалами и германскими племенами свеев попала в Галлию, а потом в Испанию.
Наблюдая в бурную ту эпоху картину переселения народов, в их числе и алан, можно думать, что племя алан, называвших себя, как мы знаем, асами, во главе с вождем Одином достигло Скандинавии и, как аланы у Чингизидов, вошло там в правящую элиту. В последующем задним числом асы были причислены к лику богов. Этим короли скандинавских стран смогли обосновывать свое божественное происхождение и право на престол.
Контакты асов со скандинавами лежат в основе мифа о том, что Один со своим родом асов пришел на север из далекой Азии, где вначале жили аланы-асы. В скандинавской мифологии сложился культ бога-аса Одина, наделенного характерными чертами древнего вождя. Некоторые исследователи видят в нем обожествленную историческую личность. Для простого народа скандинавов, германцев, англосаксов Один и боги-асы — это покровители земледелия, торговли и военной удачи варяжских дружин. Обитель богов-асов — это прекрасная страна Асгард, которая находится на небе и соединяется с землей мостом, который люди называют радугой. Отец асов Один — мудрейший среди них. Самый красивый в Асгарде — дворец Вальхалла, в нем живут храбрые воины, павшие в битвах.
Представление о географии мира в эпоху создания скандинавских саг описано в «Круге земли». По этому источнику земля имеет форму круга. Из океана в землю врезаются великие моря. От Гибралтара до земли Иерусалимской пролегает Средиземное море, от него отходит рукав, который называют Черным морем. Эти моря делят землю на три континента. На юг от Средиземного моря лежит Африка. На восток лежит Азия, а на запад от нее — Европа (Эния). На севере Европы так холодно, что там ничего не растет, и не живут люди. С северной стороны к Черному морю течет река Дон, которая отделяет Азию от Европы. Континент Азия красив и величествен, там много золота и других богатств, плодороднейшие земли, а люди отличаются мудростью, силой и красотой. Туда и поместили создатели скандинавских саг родину асов и своего бога Одина.
ВОЖДЬ АЛАН ОДИН СТАЛ БОГОМ СКАНДИНАВОВ
О том, как вождь асов Один стал верховным богом норманнов и родоначальником королевских династий скандинавских стран, повествует древнескандинавская «Сага об Инглингах». В ней говорится, что земля асов со столицей Асгард находилась восточнее Танаиса (Дона). В ней правил вождь Один, прославившийся своей мудростью и многими другими достоинствами. Один был великим воителем и покорил многие страны. Он побеждал во всех битвах, и люди верили, что ему суждено побеждать в каждой битве. В «Саге...» говорится, что, посылая воинов на битву, он клал им на голову руку и давал благословение. Замечено было, что люди его, где бы они ни были, на суще или море, произносили его имя и считали, что это должно помочь.
Скандинавский бог Один (художник Максимильян Анатольевич Пресняков)
Один имел дар предсказания будущего. С помощью своего магического искусства он сумел предвидеть, что его потомки будут жить в северной части света, будут там править, а его имя будут прославлять там больше, чем всех других королей. Поэтому он оставил своих братьев Ве и Вили править в Асгарде, а сам в сопровождении множества мужчин и женщин отправился в путь. Вначале направился на запад в Гардарики — страну городов, так называли норманны тогда Русь (гард — город, а рики — государство), потому что на пути «из варяг в греки» находилось много русских городов — Новгород, Ладога и другие. В саге говорится, что на землях, по которым проходили асы, они совершали славные подвиги. Удача всегда была их добрым спутником. В стране, где они останавливались, вырастали хорошие урожаи, наставал мир и благополучие. Жители считали, что асы были тому причиной.
В своем движении асы не останавливались, пока не достигли северной земли Саксленд. Там Один овладел многими землями, на которых посадил править своих сыновей. Старший сын Вегдег стал могучим королем и правителем восточного Саксленда, другой сын Бальд стал править Вестфалией, третьего сына Одина звали Сир, он правил Фракией. Сына Скйолда он поставил править Рейнготландом, потомки его стали королями Дании и Ютландии. От сыновей Одина произошел многочисленный род правителей северных стран. После этого Один направился на север, пока не достиг моря, которое, как тогда считали, окружает всю землю, и посадил своего сына на трон королевства, которое называют Норвегией.
Сам Один поселился возле озера Меларен, построил большое святилище, совершал в нем жертвоприношения по обычаям асов и ввел там законы асов. Эти законы требовали, чтобы всех умерших сжигали на погребальном костре, а пепел вывозили в море или закапывали в землю. В память о знатных людях надо насыпать курган. А для всех, кто проявил большое мужество, надо ставить памятный камень. Один умер в своей постели в Швеции. Перед смертью он острием копья проколол на себе знак и назвал своими всех, кто погиб в битвах. Он сказал, что отправляется в далекий Асгард и будет принимать там в чертогах Вальхаллы своих друзей. Шведы верили, что Один будет жить в Асгарде вечно. Вера в Одина была великой. Считали, что он является перед большими битвами, чтобы дать одним победу, а других забрать в свою обитель. Обе эти участи считаются счастливыми.
На землях, где асы останавливались на пути из Приазовья в Скандинавию, говорит «Сага...», они брали в жены местных женщин. Их потомки стали многочисленными на всем севере, а язык асов стал языком всех этих земель. Сын Одина Ингви был королем Швеции. От него и ведет свою линию династия Инглингов, о которой повествует «Сага об Инглингах».
В наши дни, опираясь на скандинавские саги, известный норвежский путешественник и ученый Тур Хейердал обосновывал свою идею о том, что часть древней норвежской аристократии составляли аланы — выходцы из Приазовья. Возглавляемая Tyром Хейердалом русско-норвежская экспедиция в 2001 году проводила исследования в низовьях Дона и у города Азова, где мог находиться упоминаемый в сагах город Асгард, откуда асы с вождем Одином пришли в Скандинавию.
краевед Виктор Химченко
etnodon.com
История заселения Приазовья Северное Приазовье и обширные
История заселения Приазовья
Северное Приазовье и обширные донские степи известны истории приблизительно в течение трех тысячелетий. Уже у Гомера встречаются сведения о Понте Эвксинском, т. е. о Черном море и о землях, к нему прилегающих. Сведения эти скудны, не отличаются достоверностью и наполнены различными баснословными сказаниями, но из них можно узнать, что уже три тысячи лет назад здесь существовало оседлое и полуоседлое население, известное народам древности.
• «Отец истории» Геродот первый из историков древнего мира дает описание этой местности. • Первыми племенами, о которых упоминает история, на территории нашего края были киммерийцы. О них есть упоминание в «Одиссее» Гомера. Поэт от лица Одиссея говорит: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» .
• Древнегреческий историк и географ Страбон упоминает, что киммерийцы, обитавшие на «темном Боспоре» , часто вторгались в страны, расположенные на южных берегах Понта. Киммерийцы были воинственными племенами. Из греческих источников известно, что войско их было легко одето. Вооружено стрелами, располагало хорошей конницей и собаками. Войско было маневренным, способным к внезапному нападению. Дикие крики всадников, бешеный топот копыт, лай и визг собак наводили ужас на население стран, подвергшихся нападению. Киммерийские воины изображены на древних этрусских вазах.
• Мало сведений сохранилось о быте и общественном строе киммерийцев. Можно предположить, что это были кочевники ( «доители кобылиц» ), а их военные походы - это стремление захватить новые пастбища, обогатиться за счет побежденных.
торки
То рки (гузы, узы) — одно из тюркских племён, кочевавших в причерноморских степях в X—XIII веках. Торки оставили немало следов в топонимике Украины и России: речки Торец и Торч, Торский шлях вдоль реки Тетлиги; города Торческ и Торецк, сёла — Торец, Торки, Торков, Торецкое, Торчин, Торчица, село Торки Ивановской области, деревня Торки в Вологодской области.
• В VII в. до н. э. племена под общим названием «скифы» , вытеснив киммерийцев из степей Дона и Причерноморья, обосновались на территории между Доном и Дунаем, в Крыму и на Северном Кавказе. Геродот пишет, что скифы делились на разные племена: были царские скифы, скифыкочевники, скифы-земледельцы и др. Точно определить границы расселения этих племен определить трудно. Видимо, скифы царские были наиболее привилегированной частью народа и на них опиралась царская власть. О том, как жили скифы царские рассказывают археологические раскопки курганов. Культура их тесно переплеталась с греческой.
• Расцвет скифского искусства относится к VII-VI вв. до н. э. В Скифии были тогда лишь зачатки государственности, рабовладельческого строя, не было изжито родовое начало, не было четкого классового деления и, возможно, не было письменности. Типичные памятники ранней скифской культуры могильные курганы вождей. Находки археологов из курганов говорят о том, что у скифов своя самобытная культура уже существовала. • В курганах найдены шедевры греческого искусства, на которых изображены скифы Северного Причерноморья. Поэтому мы имеем представление об их облике. : бородатые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках.
Скифы-кочевники жили в кибитках. Конина и кобылье молоко были их главной пищей. Конь и бранные потехи определяли их быт. Почитали бога войны, символом которого был меч. «Ежегодно, по словам Геродота, - привозят полтораста возов хвороста , потому, что от непогоды сооружение постоянно оседает. На каждом из таких курганов водружен старинный железный меч, который и служит кумиром бога войны» . Этому богу скифы приносили в жертву каждого сотого пленника.
• Скифы, как кочевники, так и оседлые, охотно вступали в торговые отношения с греками, образовывавшие колонии по побережью Черного и Азовского морей. Они продавали скот, хлеб, меха, рабов, на этом богатели и приобретали у греков вино, предметы роскоши. Многие греческие ювелиры работали по заказам богатых скифов. Отсюда и сокровища древних курганов, которых только на территории Ростовской области около 40 тысяч.
• Академик Б. Д. Греков и другие историки справедливо считают, что « историей скифов должна начинаться и первая страница нашей отечественной истории» Об этом говорил ещё М. В. Ломоносов. Территория Подонья - Приазовья была неотъемлемой частью древней Скифии.