МОРГАН, ЛЬЮИС ГЕНРИ. Морган генри древнее общество
Древнее общество. Л.Г. Морган
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора Ф. Энгельс. К доистории семьи (Бахофен, Мак Леннан, Морган) — IXПоследняя страница рукописи ,Древнее общество» (факсимиле) — XVI
Предисловие автора — 3
Часть I. Развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий
Глава 1. Этнические периоды — 5Развитие человечества от самых низших ступеней. — Оно иллюстрируется изобретениями, открытиями и учреждениями. — Две основные формы управления: одна — родовая и социальная, образующая общество (societas), другая — политическая, образующая государство (civitas). — Первая основывается на личностях и родовом начале, последняя — на территории и собственности. — Первая является формой управления древнего общества, вторая — современного или цивилизованного общества — Единообразие человеческого опыта. — Намечаемые этнические периоды: I. Низшая ступень дикости; И. Средняя ступень дикости; III. Высшая ступень дикости; IV. Низшая ступень варварства; V. Средняя ступень варварства; VI. Высшая ступень варварства; VII. Ступень цивилизации.
Глава 2. Средства существования — 14Господство человека над землей. — Власть над средствами существования как условие этого господства. — Только человек приобрел эту власть. — Последовательные виды средств существования: I. Природные средства существования; II. Рыбная пища; III. Мучная пища; IV. Мясная и молочная пища; V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием. — Большие промежутки времени между ними.
Глава 3. Пропорции человеческого прогресса — 26Обзор линий человеческого прогресса. — Главнейшие достижения современной цивилизации. — Античной цивилизации. — Позднейшего периода варварства. — Среднего периода. — Древнейшего периода. — Периода дикости. — Низкое состояние первобытного человека. — Развитие человечества в геометрической прогрессии. — Относительная длина этнических периодов. — Появление семитических и арийских семей.
Часть II. Развитие идеи управления
Глава 1. Организация общества на основе различия полов — 30Австралийские классы. — Они организованы на основе различия полов. — Архаический характер этой организации. — Австралийские роды. — Восемь классов. — Порядок заключения брака. — Происхождение по женской линии. — Изумительная брачная система. — Два мужских и два женских класса в каждом роде. — Нововведения, касающиеся классов. — Род остается в рудиментарном состоянии.
Глава 2. Ирокезский род — 38Родовая организация. — Ее широкое господство. — Определение рода. — Счет происхождения по женской линии составляет архаический порядок. — Права, привилегии и обязанности членов рода. — Право избрания и смещения сахема и вождей. — Обязанность не вступать в брак в пределах рода. — Взаимное право наследования в имуществе умерших членов. — Взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид. — Право рода давать имена своим членам. — Право усыновления в род чужих. — Общие религиозные обряды (?). — Общее кладбище. — Совет рода. — Роды называются по именам животных. — Численность рода.
Глава 3. Ирокезская фратрия — 52Определение фратрии. — Соединение родственных родов в высшую организацию. — Фратрия ирокезских племен. — Ее состав. — Ее порядки и функции. — Общественные и религиозные. — Примеры — Аналогия с греческой фратрией, но в ее архаической форме. — Фратрия чокта. — Чиказа. — Мвхеганов. — Тлинкитов. — Вероятность всеобщего распространения у американских туземцев.
Глава 4. Ирокезское племя — 61Племя как организация. — Оно состоит из родов, говорящих на одном диалекте. — Территориальное разъединение вело к образованию различий в языке и сегментации. — Племя — естественное образование. — Иллюстрации. — Атрибуты племени. — Территория и название. — Особый диалект. — Право назначать и смещать сахемов и вождей. — Верования и культ. — Совет вождей. — В некоторых случаях — верховный вождь племени. — Три последовательные формы родового управления: первая — правление одной власти; вторая — двух властей; третья — трех властей
Глава 5. Ирокезская конфедерация — 72Естественное образование конфедераций. — Они основываются на общих родах и общности языка. — Ирокезские племена. — Их поселение в штате Нью-Йорк. — Образование конфедерации. — Ее структура и основания. — Учреждение пятидесяти сахемств. — Они сделаны наследственными в определенных родах. — Число сахемов, установленных для каждого племени. — Эти сахемы образуют совет конфедерации. — Гражданский совет. — Порядок вершения дел. — Единогласие как необходимое условие его деятельности. — Траурный совет. — Порядок поднятия сахемов. — Высшие военональники. — Эта должность является зародышем высшей исполнительной власти. —Умственные способности ирокезов.
Глава 6. Род у других племен ганованской семьи — 88Классификация американских туземцев. — Род у индейских племен, порядки счета происхождения и наследования: — I. Ходеносаунскне племена. — II- Дакотские племена. — III. Племена Мексиканского залива. — IV. Пауии. — V. Алгонкины. — VI. Атапаско-апачи. — VII. Племена северо-западного побережья. — Эскимосы — особая семья. — VIII. Племена салиш, сахаптин и кутенай. — IX. Шошоны. — X. Оседлые индейцы Новой Мексики и Центральной Америки. — Южно-американские индейские племена. — Вероятность универсального распространения родовой организации во всей ганованской семье.
Глава 7. Ацтекская конфедерация — 109Ошибочное представление об ацтекском обществе. — Уровень его развития. — Племена нахуатль. — Заселение ими Мексики. — Основание пуэбло Мексике в 1325 году. — Учреждение ацтекской конфедерации в 1426 году. — Пределы территориального господства. — Вероятная численность населения. — Были ли ацтеки организованы в роды и фратрии? — Совет вождей. — Его вероятные функции. — Должность Монтецумы. — Выборное начато. — Низложение Монтецумы. — Вероятные функции его должности. — Учреждения ацтеков были в основе демократическими. — Их строй был военной демократией.
Глава 8. Греческий род — 125Начальное состояние греческих племен. — Их родовая организация. — Изменения в характере рода. — Необходимость возникновения политической системы. — Проблема, подлежавшая разрешению. — Образование государства. — Описание греческих родов, фратрий и племен, данное Гротом. — Атрибуты рода. — Сходство с ирокезским родом. — Должность вождя рода. — Была ли она выборной или наследственной. — Род — основание социальной системы. — Древность родовой родословной. — Наследование имущества. — Архаический и позднейший порядок. — Родство между членами рода. — Род — средоточие общественного и религиозного влияния.
Глава 9. Фратрия, племя и нация греков — 136Афинская фратрия. — Как она возникла. — Определение Дикеарха. — Ее преимущественно религиозные цели. — Фратриарх. — Племя. — Оно состояло из трех фратрий. — Филобасилевс. — Нация. — Она состояла из четырех племён. — Булё, или совет вождей. — Агора, или народное собрание. — Басилевс. — Положение этой должности. — Военные и жреческие функции. — Вопрос о гражданских функциях. — Правление героического периода было военной демократией. — Определение басилевса, данное Аристотелем. — Позднейшая афинская демократия. — Она унаследована от родов. — Ее могущественное влияние На развитие Афин.
Главе 10. Учреждение греческого политического общества — 148Роды перестают быть основой управления. — Законодательство Тезея. — Попытка заменить рода классами. — Ее неуспех. — Упразднение должности басилевса. — Архонты. — Навкрарии и триттии. — Законодательство Солона. — Имущественные классы.— Частичный переход гражданской власти от родов к классам. — Лица, не принадлежащие ни к какому роду, делаются гражданами. — Сенат. Экклезия. — Политическое общество частью осуществлено. — Законодательство Клисфена. — Учреждение политического общества. — Аттический дем или городская община. — Его организация и права. — Его местное самоуправление. — Локальное племя или округ. — Аттическая республика. — Афинская демократия.
Глава 11. Римский род — 159Родовая организация италийских племен. — Основание Рима. — Племена, организованные в военную демократию. — Римский род. — Определения родичей, данные Цицероном, Фестом и Варроном. — Счет происхождения по мужской линии. — Брак вне рода. — Права и обязанности членов рода. — Демократический строй древнего латинского общества. — Число лиц в роде.
Глава 12. Курия, племя и народ римлян — 172Римское родовое общество. — Четыре стадии организации. — 1. Род. 2. Курия, состоящая из десяти родов. 3. Племя, образовавшееся из десяти курий. 4. Populus romanus, образовавшийся из трех племен. — Числовое соотношение. — Как оно возникло. — Концентрация родов в Риме. — Римский сенат. — Его функции. — Народное собрание.— Его права. — Верховная власть народа. — Должность военачальника (Rex). — Его власть и функции. — Демократический по существу характер римских родовых учреждений.
Глава 13. Учреждение римского политического общества — 185Populus. — Плебеи. — Клиенты. — Патриции. — Границы этого сословия. — Законодательство Сервия Туллия. — Учреждение имущественных классов. — Учреждение центурий. — Неравенство прав голосования. — Comltia centuriata вытесняют comitia curiata. — Классы сменяют роды. — Ценз. — Плебеи делаются гражданами, — Учреждение городских округов. — Учреждение сельских общин. — Число племен увеличивается до четырех. — Племена становятся локальными, а не родственными. — Характер новой политической системы. — Упадок и исчезновение родовой организации.— Дело, которое она выполнила.
Глава 14. Переход счета происхождения из женской линии в мужскую — 196Как этот переход мог произойти. — Мотивом его было наследование имущества. — Счет происхождения по женской линии у ликийцев. — Критян. — Этрусков.— Вероятно, у афинян во времена Кекропса. — Сто семейств локров. — Свидетельство брачных отношений. — Туранская система родства у греческих племен. — Предание о Данаидах.
Глава 15. Род у других племен человеческой семьи — 203Шотландский клан. — Ирландский септ. — Германские племена. — Следы прежней родовой системы. — Род у южно-азиатских племен. — У племен северной Азии. — У племен Урала. — Сто семейств китайцев. — Еврейские племена, повидимому, состоявшие из родов и фратрий. — Род у африканских племен. — Род у австралийских племен. — Подразделения фиджийцев и рева. — Широкое распространение родовой организации.
Часть III. Развитие идеи семьи
Глава 1. Древняя семья — 216Пять последовательных форм семьи. — Первая — кровнородственная семья. — Она создала малайскую систему родства и свойства. — Вторая — пуналуальная. — Она создала туранскую и ганованскую системы. — Третья — моногамная. — Она создала арийскую, семитическую и уральскую системы. — Синдиасмическая и патриархальная семьи составляют переходные формы. — Обе они не создали особой системы родства. — Эти системы являются результатом естественного развития. — Две основные формы. Одна — классификационная, другая — описательная. — Общие принципы этих систем. — Их стойкость и постоянство.
Глава 2. Кровнородственная семья — 225Существование в прежнее время этой формы семьи доказывается малайской системой родства. — Гавайская система, взятая как типическая. — Пять степеней родства. — Детали системы. — Она объясняется групповым браком между братьями и сестрами. — Первобытное состояние общества на Сандвичевых островах. — Девять степеней родства у китайцев. — Они совпадают в основе с гавайскими. — Пять степеней родства в идеальной республике Платона. — Таблица малайской системы родства и свойства.
Глава 3. Пуналуальная семья — 245Пуналуальная семья сменила кровнородственную. — Как совершился этот переход. — Гавайский обычай пуналуа. — Он был, вероятно, широко распространен в прошлом. — Роды возникли, вероятно, из пуналуальных групп. — Туранская система родства. — Она создана пуналуальной семьей. — Эта система служит доказательством существования данной формы семьи в то время, когда она сложилась. — Детали этой системы. — Истолкование выражаемых ею видов родства и их возникновение. — Таблица туранской и ганованской систем родства и свойства.
Глава 4, Синдиасмическая и патриархальная семьи — 269Синдиасмическая семья. — Ее состав. — Ее характерные черты. — Влияние на нее родовой организации. — Склонность к сожительству парами — продукт позднего развития. — Изучать древнее общество следует там, где мы находим его наиболее типические образцы. — Патриархальная семья. — Отцовская власть — ее основная черта. — Второстепенное значение полигамии. — Римская семья, ее сходство с патриархальной. — Отцовская власть не была известна прежним формам семьи.
Глава 5. Моногамная семья — 276Эта семья — сравнительно недавнего происхождения. — Термины familla. — Семья древних германцев. Гомеровских греков. — Греков эпохи цивилизации. — Затворничество женщин. — Обязанность моногамии не соблюдается мужчинами. — Римская семья. Подчиненное положение женщин. — Арийская система родства. — Она возникла при моногамии. — Ей предшествовала, вероятно, туранская система. — Переход от туранской к арийской. — Римская и арабская системы родства. — Детали первой. — Современная моногамная семья. — Таблица.
Глава 6. Последовательность связанных с семьей учреждений — 300Намечаемая последовательность имеет отчасти гипотетический характер. — Связь этих учреждений в порядке их возникновения. — Доказательства их возникновения в указанном порядке. — Разбор гипотезы вырождения. — Древность человечества. Примечание: «Первобытный брак» Дж. Ф. Мак Леннана — 306
Часть IV. Развитие идеи собственности
Глава 1. Три порядка наследования — 315Собственность в периоде дикости. — Медленный ход прогресса. — Первый порядок наследования. — Имущество распределяется между родичами. — Собственность на низшей ступени варварства. — Зачаток второго порядка наследования. — Распределение среди агнатических родственников. — Улучшение характера человека. — Собственность на средней ступени варварства. — Порядок наследования на этом периоде недостаточно выяснен. — Вероятно, наследовали агнаты.
Глава 2. Три порядка наследования (окончание) — 322Собственность на высшей ступени варварства. — Рабство. — Землевладение у греческих племен. — Культура этого периода. — Ее блеск. — Третий порядок наследования. — Исключительное право детей. — Еврейские племена. — Порядок наследования. — Дочери Салпаада. — Имущество оставалось во фратрии и, вероятно, вроде. — Очередность наследования. — Наследование у афинян. — Исключительное право детей. — Очередность наследования. — Наследство оставалось в роде. — Наследницы. — Завещания. — Наследование у римлян. — Очередность наследования. — Наследство оставалось в роде. — Появление аристократии. — Погоня человечества за собственностью. — Единство происхождения человечества.
Приложения: Предисловие Л. Г. Моргана к книге Л. Файсона и А. В. Хауктта: «Камидарон и курнаи». Мельбурн, 1880 — 331
Указатель авторов — 341
В этот день:
Дни смерти
1891 Умер Карл Людвиг Мюллер — датский нумизмат, автор книг «Монеты Александра Великого», «Монеты древней Африки», «Монеты македонского царя Филиппа II» и «Монеты фракийского царя Лисимаха».
arheologija.ru
МОРГАН Льюис Генри » СтудИзба
МОРГАН Льюис Генри (1818—1881) - известный американский историк и этнограф, один из родоначальников антропологии, этнологии и культурологии. Он был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защиту «краснокожих». В качестве адвоката М. успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвящен в члены индейского племени сенека. Классический труд «Древнее общество» (1877) посвящен вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Историю человечества М. разделил на два периода: ранний, когда общественный строй основывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только благодаря родовой организации — самому устойчивому и универсальному институту древнего общества — возможна преемственность развития культуры. Первобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт, важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. М. полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень высокая эффективность. М. был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили на вооружение современной антропологии. М. построил типологию развития семьи и брака, в основании которой положил пять последовательно сменяющих друг друга стадий и форм: 1) кровнородственная брачная общность между всеми лицами одного поколения; 2) пуналуальная — брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами, 3) парная — непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов; 4) промежуточная патриархальная семья с выраженной властью мужа; 5) моногамная — прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника. Согласно М. две первые формы основаны на групповом браке, остальные — на индивидуальном. М. предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию «изобретения — открытия». Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использование железа — важнейшие исторические вехи эволюции культуры дописьменного и раннего письменного общества. Они обозначали переход от одного типа культуры к другому. С историей культуры у М. тесно связана история хозяйства, характер и закономерности которого определяются типом собственности. В начале человечества преобладало коллективное владение землей. Ему соответствовали групповой брак и матриархат (главенство женщины в роду). По мере развития производительных сил и технического прогресса в обществе утверждалась частная собственность, а это вызвало переход от женского к мужскому счету родства и наследованию по мужской линии. Так возник патриархат, который существует по сю пору и знаменует господство железного века. Женщина оказалась прикованной к семье, ее права были сильно урезаны, она попала в подчинение к мужчине.
studizba.com
МОРГАН, ЛЬЮИС ГЕНРИ | Энциклопедия Кругосвет
МОРГАН, ЛЬЮИС ГЕНРИ (Morgan, Lewis Henry) (1818–1881), американский этнолог, теории которого об эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций 19 в.
Морган родился 21 ноября 1818 близ Ороры (шт. Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже (Скенектади). Читал лекции по юриспруденции, получил право на адвокатскую практику. В 1844 переехал в Рочестер (шт. Нью-Йорк).
В 1851 Морган опубликовал книгу Лига ирокезов (The League of the Iroquois). Монументальная работа Системы родства и семейных связей (Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family) вышла в свет в 1871; в ней он не только выступил основателем науки о родстве, но и заложил фундамент своей теории социальной эволюции, полностью представленной в книге Древнее общество (Ancient Society, 1877). Книга неоднократно переводилась на различные языки. Завершила исследования ученого работа Дома и домашняя жизнь американских туземцев (Houses and House-Life of the American Aborigines, 1881).
По мнению Моргана, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. Социальная жизнь человека началась с промискуитета и эволюционировала через ряд семейных форм к моногамии.
Побочным увлечением Моргана стало изучение бобров, он автор книги Американский бобр и его сооружения (American Beaver and His Works, 1868).
Морган никогда не занимал никаких должностей в университете, музее или другом научном учреждении, однако он являлся признанным лидером среди антропологов. Встречался с Дарвином, Гексли и другими научными авторитетами во время поездки в Европу, вел обширную переписку с американскими и зарубежными учеными. В 1875 был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 – президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.
Значение слова "Морган Льюис Генри" в Большой Советской Энциклопедии
Морган (Morgan) Льюис Генри (21.11.1818, Орора, Нью-Йорк, — 17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член
Л. Г. Морган.
Национальной АН США (1875). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее — также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем «Тот, Кто является Мостом» (между индейцами и белыми). Первый крупный труд М., посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851) поныне остаётся важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах (основной из них — «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877, рус. пер., 2 изд., 1934) М. выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. М. разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства, а каждый из них — на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, М. фактически сумел отойти от него и, по словам Ф. Энгельса, «...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97).
Вокруг концепции М. до сих пор идёт борьба между прогрессивным и реакционным течениями этнографической науки. Данные современной этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений М. требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет своё значение и продолжает развиваться марксистской наукой.
Соч.: Дома и домашняя жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934.
Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935; Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, «Советская этнография», 1964, № 4.
А. И. Першиц.
Л. Г. Морган.
Статья про слово "Морган Льюис Генри" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3511 раз