Гигиена в древнем китае. Древние китайцы анализировали все, что их интересовало в жизни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Медицина древнего китая. Гигиена в древнем китае


Древние китайцы анализировали все, что их интересовало в жизни - "Гигиена

В Древнем Китае было известно о скелете, теле, нервной системе, биологической энергии, кровообращении не менее того, что знает наша наука. Они считали кровь красным драконом — символом жизни. Полагали, что для того, чтобы тело было жизнеспособно, дракон должен всегда находиться в постоянном движении — циркуляции.

Древние считали, что человек должен быть активным физически и духовно, они нашли причину очевидного ухудшения состояния здоровья людей, не занимающихся трудом и физическими упражнениями, пришли к сути и важности хорошего кровообращения и воздействия плохого кровообращения, определили основополагающие принципы физиологии, анатомии, траволечения, массажа и иглоукалывания.

В древности почитали лекарей, занимавшихся превентивной, предупредительной медициной, укреплением организма до заболевания. Врачам платили, если пациент был здоров, и ничего не платили в случае его заболевания. Наиболее искусным лекарям разрешалось лечить членов царских семей. Все силы эти лекари прилагали к тому, чтобы их пациенты не болели, поскольку при смерти пациента казнили и лечащего врача. Древние медики предпочитали практиковать предупредительную медицину.

Иглотерапия считалась как лечебным, так и предупредительным средством, она применялась и для улучшения общего самочувствия. Считали, что сознание, тело и дух человека должны быть едины. Иглотерапевты и целители полагали, что упражнения являются лучшим решением духовных и физических проблем человека. Мандаринка стала прерогативой знати, а наиболее сильные из них соревновались за обладание званием Мастера. Мастера служили мандаринам и даже самому императору и его семье.

Неизвестно, как глубоки корни мандаринки, но можно с уверенностью говорить о том, что это первая известная совершенная программа упражнений. Китайцы получили хорошие возможности для ее совершенствования. Считается, что искусство тай-цзи-цюань появилось около трех тысяч лет назад, а иглотерапия — около пяти тысяч лет назад, хотя и не так много было написано о них до нашей эры. Мандаринку долгое время держали под покровом тайны и практиковали только аристократы, которые старательно хранили ее секреты для себя. Великие Мастера обучали на площадках дворцов мандаринов.

китайские врачи легенда

Дыхание

Если ваш мозг в течение определенного времени не получает необходимого количества кислорода, то возможны его заболевания и даже смерть. Человеческий организм есть чудо создания и функционирования, каждый обязан заботиться об этом совершенном механизме, снабжать его пищей, укреплять и тренировать. В среднем легкие человека имеют объем от 3 до 5 литров, но большинство людей дышат поверхностно (впустую) — вдыхают и выдыхают около 0,5—1 литра воздуха за один раз — их легкие работают только на этот объем и не используются на полную мощность. В легких остается отработанный воздух, который способствует утомляемости, и вызывает заболевания. Само поверхностное дыхание — недуг.

Тренировка глубокого дыхания настолько легка, что непростительно не сделать ее привычкой. В среднем человек делает 17 дыхательных движений (вдох и выдох) в минуту. Чем меньше глубоких дыхательных движений в минуту, тем лучше дыхание. От 4 до 8 глубоких вдохов в минуту является идеалом. Надо выполнять это свободно и естественно, а главное, без концентрации внимания на этом, и глубокое дыхание станет привычным.

Дышащие глубоко люди способны дышать в три раза эффективнее среднего человека. Выполняя все эти условия, вы будете в отличной форме постоянно. Осложнения бывают у тех, кто тренируется от случая к случаю, ведет сидячий образ жизни, активизируясь лишь в выходные. У них возможны приступы, растяжения мышц, связок и сухожилий, боли в пояснице, тучность и другие осложнения, а виной всему — вредная привычка переутомлять свой организм.

Если вы занимаетесь спортом, обязательно соедините свои тренировки с мандаринской гимнастикой, и избавитесь от многих проблем со здоровьем. Ваше дыхание будет быстрее восстанавливаться после тренировки. Постепенно вы сможете переносить жизненные стрессы легче. Ваши легкие будут работать эффективнее, без труда выделяя кислород и углекислый газ. Капилляры, подходящие к легким, за счет увеличения глубины дыхания захватывают больше кислорода.

Вы вдыхаете больше кислорода потому, что объем ваших легких увеличивается, и работают они эффективнее — дыхание становится легче. Вы будете удивляться объему ваших легких и дыханию после попыток соединить методы глубокого дыхания с мандаринкой. Выдох, несомненно, играет наиболее важную роль в процессе дыхания, но большинство людей акцентируют внимание на вдохе.

Для хорошего самочувствия выдох должен быть в два-три раза длиннее вдоха, а хороший тест на дыхание должен контролировать не только то, как глубоко вы вдыхаете, но и насколько полно выдыхаете.

дыхание в лесу

Глубокое дыхание

Итак, соотношение должно быть 1 к 2. Добиться этого можно только практикой. И это уже будет большое достижение. Важно с помощью выдоха освободить легкие от токсичных отходов, от застойного воздуха, накапливающегося там. Выработайте привычку концентрировать внимание на удалении этого воздуха из легких. Начните с вдоха за 3 секунды, выдоха за 6 секунд, далее 4 секунды к 8 секундам, 5 к 10, 6 к 12. Начните с 3 к 6. Упражняйтесь на этом уровне несколько дней. После освоения переходите к следующему уровню.

Осмысленное дыхание

Этот метод осваивают в тесной связи с созерцательным аспектом мандаринки, стадиями упражнений и медитацией при работе с жезлом. Осмысленное дыхание предполагает соотношение вдоха и выдоха 1 к 3. Вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот. Концентрируйте внимание на жезле. Выдыхая через рот, делайте «пуф» губами.

Концентрируясь на таком дыхании, вы сможете вдыхать и выдыхать больше воздуха. Постарайтесь освоить эту систему, но не спешите. В большей степени сконцентрируйтесь на мандаринке — выполнении упражнений с жезлом.

Комбинированное дыхание

Этот метод служит для улучшения снабжения организма кислородом. Вдох осуществляйте через рот и нос, а выдох — через рот.

Итоги

Глубокое дыхание должно быть (или стать) естественным. Для эффективности дыхание должно быть расслабленным, как при физических нагрузках, так и в покое. Мандаринка сочетает глубокое дыхание с движениями жезла и тела. Движения в мандаринке должны быть плавными и грациозными, как бы вытекая из вашего дыхания. Глубокое дыхание — путь к насыщенной жизни.

gigiena.com

9 удивительных фактов, которые докажут, что древний Китай был абсолютно сумасшедшим местом

Общеизвестно, что с нашей, современной точки зрения все древние государства были достаточно странными. Но древний Китай — это вообще какой-то параллельный мир со своими законами и традициями.Они варили яйца в моче маленьких мальчиков

То, что нам кажется совершеннейшей дикостью, в китайской провинции Чжэцзян считает деликатесом и носит статус традиционного блюда под названием тунцзыдань (дословно: «яйцо мальчика»). В европейской прессе этот рецепт впервые был описан в 1891 году и уже на тот момент в Китае эта традиция имела многовековую историю. Суть рецепта заключается в следующем: для приготовления блюда, которое у местных жителей считается «весенним деликатесом», куриные яйца отваривают в моче, собранной исключительно у мальчиков, не достигших половой зрелости. Для этих целей в школах региона даже устанавливают специальные вёдра. После того как жидкость закипит яйца из неё извлекают и слегка надбивают скорлупу, чтобы моча проникла внутрь яйца. Далее варка продолжается, этот процесс обычно занимает целый день, при выкипании мочу добавляют. После того как скорлупа растрескивается, солёный на вкус деликатес считается готовым к употреблению.

Они бинтовали девочкам ноги, уродуя их стопы

Этот обычай в Китае был очень широко распространён с начала X до начала XX века, особенно в знатных аристократических семьях. Всё начиналось с раннего возраста, когда стопа у девочек ещё не сформирована полностью. Первые бинтования часто начинали делать осенью или зимой, чтобы холод уменьшил чувствительность к боли и снизил риск инфекции. В процессе формирования «стоп лотоса», который растягивался на несколько лет, девочкам неоднократно приходилось ломать кости стоп и пальцы на ногах. Естественно, подобные процедуры часто приводили к заражениям и некрозу. Впрочем, нередко некроз провоцировали специально, чтобы пальцы на ногах попросту отвалились, это считалось хорошим знаком. Вообще же, сам этот обычай связан с тем, что престиж невесты напрямую зависел от размера ступни. Так как девушки со «стопами лотоса» уже не могли нормально ходить после всех этих процедур, их часто переносили слуги. Таким образом, неспособность девушки к самостоятельному передвижению была свидетельством достатка и обеспеченности её семьи. Ну а обычные, недеформированные ноги ассоциировались с крестьянским трудом и низким происхождением.

Они весьма своеобразно понимали термин «гигиена»

Неприятный запах тела в среде китайских аристократов и знатных вельмож считался признаком варварства и принадлежности к низшим слоям общества. Для того, чтобы скрыть или замаскировать неприятный запах они шли на некоторые ухищрения. Женщины, например, привязывали мешочки с благовониями к своей талии, а мужчины в присутствии императора обязаны были сосать гвоздику, чтобы ни в коем случае не опозорить царственную особу неприятным запахом из своего рта. При этом простые крестьяне, особенно в северной части Китая, мылись крайне редко. Зимой так и вовсе предпочитали держаться подальше от воды, опасаясь, что контакт с водой в холодное время года сделает их восприимчивыми к болезням. Даосы, например, верили, что именно купание распространяет болезни и потому не мылись совсем.

Они если собственных вшей

Ещё одна странность, которая напрямую вытекает из предыдущей. Если большая часть населения страны чужды понятие санитария и гигиена, не удивительно что вся страна будет буквально кишеть вшами и паразитами. Вши в древнем Китае были настолько широко распространены, что врачи в те времена даже ставили по ним диагнозы своим пациентам. Так, например, если вши равномерно ползали по всему телу пациента, то это было хорошим знаком и можно было говорить о том, что тот, скорее всего, выживет. Если же вши карабкались по телу и бежали с него как крысы с корабля, такой человек, по их мнению, был близок к смерти. Вшей было настолько много, что многие люди просто вылавливали их из своей голов и ели их. У древних китайцев даже существовало специальное лекарство для тех, кто съедал слишком много вшей и получал отравление.

Они кастрировали сами себя

Для бедняка, человека не знатного происхождения, получить работу во дворце императора было невиданной удачей и настоящим счастливым билетом, который давал шанс выбраться из нищеты. Вот только была одна проблемка: работать в качестве слуг императора могли только евнухи. Доходило до того, что многие родители кастрировали своих детей ещё в раннем возрасте, чтобы повысить шансы их отпрыска на получение этой работы. Впрочем, если родители не озаботились этим, то мужчинам самим приходилось кастрировать себя. Самокастрации достигла своего пика во время династии Мин. В определённый момент в стране было более 100 тысяч евнухов. Вот только работу получал не каждый из них. Конкурс был примерно 250 человек на место. Поэтому многие эту процедуру с собой проделывали зря. И вместо работы во дворце, оказывались нищими на паперти.

Они придумали и широко использовали свиные туалеты

Вплоть до промышленной революции основными источниками пропитания на всей планете, в том числе и в Китае, оставались земледелие и животноводство. Но в определённый момент в Китае перестало хватать еды даже для того, чтобы обеспечить собственные нужды, не говоря уже об откорме домашних животных. И тогда находчивые древние китайцы изобрели «свиной туалет». Это по сути обычный туалет, только выгребная яма в нём соединена со свинарником посредством жёлоба или отверстия. Таким образом свиньи утилизируют человеческие фекалии, поедая их. Это одна из самых старых китайских традиций. Наиболее ранние свиные туалеты были найдены в захоронениях периода династии Хань — 206 год до н. э. — 220 год н. э. Сегодня власти Китая настоятельно не рекомендуют использование свиных туалетов, потому как употребление в пищу такой свинины несёт значительный риск для здоровья человека. Однако, в некоторых отдалённых северных провинциях, они используются до сих пор.

Они пытались бороться с болезнями с помощью активного иммунитета, но очень своеобразно

Как известно, первую работающую вакцину против оспы создал англичанин Эдвард Дженнер в 1803 году. Но попытки лечить подобное подобным предпринимались и раньше, в том числе и в древнем Китае. Так, например, чтобы выработать у человека иммунитет к оспе, они брали оспенные струпья у больного, растирали их в порошок и после долгого хранения вдували с помощью серебряных трубочек здоровым людям в нос. На детей нередко надевали рубашку больного и даже продевали сквозь кожу шёлковые нити, пропитанные содержимым гнойничков.

Не смотря на то, что они изобрели туалетную бумагу, они считали её использование отвратительной вещью

Именно китайцы изобрели бумаги. Они же придумали использовать её для того, чтобы подтирать себе зад после туалета. Но ирония в том, что когда туалетная бумага только появилась, предположительно около 600 года, она считалась довольно гадским изобретением. Прошли столетия прежде чем её стали использовать повсеместно. Так, например, в 1393 году, согласно историческим записям, императорский двор использовал 720 тысяч листков туалетной бумаги. Всю её вывозили и сбрасывали в кучу, которая в какой-то момент стана настолько огромной, что в народе получила название слоновья гора. И тем не менее, в первые годы после изобретения, пользоваться туалетной бумагой люди не спешили. Один из арабских путешественников, посетив Китай так писал о местных жителях: «Некоторые люди здесь совершенно не заботятся о своей гигиене. Вместо того, чтобы использовать воду после того как сделали свои дела, они просто трут себя бумагой».

Они обожали придумывать самые изощрённые методы пыток

Пытки использовали в любой стране древнего мира, куда уж без этого. Но только в древнем Китае их существовало такое огромное количество видов. Из все из них отличались особой жестокостью. Причём пыткам подвергались не только осужденные преступники. В кодексе династии Цинь, например, насчитывается около 4 тысяч правонарушений, заслуживающих пыток. Китайцам нужно отдать должное, далеко не каждый психопат додумается до таких ужасных и жестоких пыток, которые они применяли к преступникам. Ну например: существовала особая «бочка» изнутри утыканная острыми иглами. Через эту бочку за волосы протаскивали жертву, при этом иглы разрывали её плоть. Рядом стоял второй палач с миской солёной воды и неспешно брызгал ею на окровавленное тело жертвы.

p-i-f.livejournal.com

Медицина древнего китая

Знания об анатомии в Древнем мире

Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. В XXVII веке до н. э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частностиголовной мозг, деятельность сердца, распространение крови по сосудам. В древнекитайской книге «Нейцзин» (XI—VII вв. до н. э.) упоминаются сердце, печень, лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н. э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах, нервах, типах телосложения итемперамента, головном и спинном мозге.

Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, владевшего прекрасной техникой препарирования. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель,Герофил. Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и чёрная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которые могут изменяться соответственно содержанию тех же «соков» тела. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввёл в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства. Так возникла «гуморальная» теория строения организма. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая её первоосновой медицины. По Платону (427—347 гг. до н. э.), организм человека управлялся тремя видами «пневмы», помещающимися в трёх главнейших органах тела — мозге, сердце и печени. Ученик Платона Аристотель (384—323 гг. до н. э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии.

Не меньший вклад внесли в изучение анатомии человека древнеримские учёные. Их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии. Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален. Гален считал, что человеческое тело состоит из плотных и жидких частей и исследовал организм путём наблюдения за больными и вскрытия трупов. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. Его основные труды по анатомии: «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Цельс в своих трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диете, терапии, хирургии и патологии. Заложил основу медицинской терминологии. Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов.

Наиболее известный персидский врач Авиценна (980—1037 гг.) написал «Канон врачебной науки» (около 1000 года), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Авиценна прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами, как утверждал Платон, а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком.

2. В качестве причин более разносторонней дифференциации методов непосредственного обследования больного в Древнем Китае следует назвать культурные и исторические условия. Ранее для китайской женщины считалось неприличным показываться врачу в обнаженном виде. Поэтому китайские медики были вынуждены ограничиваться при оценке внутренних изменений диагностикой на основании состояния языка, глаз и пульса. Этому простому факту обязаны мы сегодня наличием доведенной до совершенства китайской диагностики.

Сходство двух медицин  видно из сравнения основных глав западного учебника дифференциальной диагностики внутренних болезней с  основными главами учебника традиционной китайской медицины, посвященными той  же теме. В целом, и в китайской, и в западной диагностике речь идет об одних и тех же категориях распознавания болезней. В первую очередь при непосредственном обследовании больного и в китайской, и в  западной медицине проверяются одни и те же функции. Связанная с применением  специальной аппаратуры, рассчитанная на использование технических средств  диагностика западной медицины осуществляет, кроме того, проверку многочисленных параметров согласно требованиям современных  естественных наук, т.е. с соблюдением  принципов точности, однозначности, количественного выражения показателей, логической взаимосвязи, возможности  проверки полученного результата и  объективности, что позволяет получить большую надежность результата исследования больного.

 Однако в любом случае - и это следует всегда иметь  в виду - китайский врач, пользующийся  приемами традиционной медицины, сталкивается в своей повседневной  работе с той же действительностью,  что и его современный западный  коллега.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА

Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление  о круговом движении крови. В «Каноне  о внутреннем» говорится, что  сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс —  внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего  духа». Китайские врачи различали  более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Иногда пульс  изучали  не  по часам,   а по дыханию больного, причем каждое исследование пульса должно было соответствовать девяти полным дыхательным движениям.  В тех случаях, когда дыхание больного затруднено или неровно, некоторые медицинские сочинения предлагали исследовать пульс,  используя вместо часов дыхание врача.  Время, необходимое для полного исследования пульса, составляло примерно 10 минут.

Исторические параллели: Традиция внимательного изучения пульса больного была характерна для медицинских  знаний разных стран, однако именно в китайской медицинеона была разработана наиболее глубоко. Позже учение о пульсе было развито в медицинских сочинениях арабов и из арабских трактатов перешло в медицину средневековой Европы.

Основоположником пульсовой  диагностики в Китае считается  знаменитый философ и врач Бянь Цяо ( VI в. до н.э.). Рассказ о нем начинает следующий раздел, посвященный великим врачам Древнего Китая.

Бянь Цяо

Имя этого великого врача  вошло в поговорку. Когда в  Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностикиболезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

4 САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Во второй половине III тысячелетия  до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству  и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по заранее разработанному плану. Прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из известных в истории человечества пример планировки городов.

Один из них — Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи «Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит (см. с. 89). Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35—100. тыс. человек. 

В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа  для помола зерна, санитарно-технические  сооружения: колодцы, бани, бассейн, система  канализации— древнейшие из известных в настоящее время.

Самым замечательным из них  является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и  глубиной около 3 м (рис. 29). Дно бассейна было покрыто битумом; его водонепроницаемость  сохраняется более четырех тысячелетий. С обеих сторон в бассейн ведут  две лестницы с площадками для  купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом (рис. 30). Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились  собственные колодцы. Помещения, где  они находились, были тщательно вымощены.

Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

В каждом кирпичном доме имелась  комната для омовений, которая  представляла собой обычно небольшое  квадратное или прямоугольное помещение  с тщательно выложенным кирпичным  полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был  вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы через  толщу стены выходили в сточную  систему города, которая, по свидетельству  известного английского индолога А. Бэщё-ма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая доевняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал  для  стока  нечистот  глубиной  от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было    снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо    важное    значение.  Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м.  Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы    покрытые    плотно    притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о  высокой  культуре древней  цивилизации долины  Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода  создать   наиболее  совершенный  образец    санитарно-технического строительства древности.

Высокое санитарное состояние  древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III —начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий    уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характерна зует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,— в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал' уровня хараппской культуры.

В XIX—XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних    ресурсов).

5. Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

stud24.ru