Мифы древних славян вопросы. 6 класс. Литература. Мифы народов мира. Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце.
6 класс. Литература. Мифы древних славян. Народный миф о Солнце. Мифы древних славян вопросы
6 класс. Литература. Мифы народов мира. Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце. - Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце.
Комментарии преподавателя
Наши предки, древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия Богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. Они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. Мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. Так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.
Древней религией славян, их мировосприятием было язычество.
Язычество – вера в существование не одного, а множества богов.
Древние славяне, как и другие древние народы, выражали свои познания на языке мифов.
Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
Славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков.
Познакомимся с пантеоном славянских богов, а также сопоставим его с пантеоном греческих богов.
Верховный бог античных греков – Зевс, у древних славян это Перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – Арес). Бог земледелия у славян – Ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является Деметра. Бог огня у славян – Сварог, у греков – Гефест. У славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. У греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме.
Познакомимся со славянскими богами подробнее.
Древние славяне поклонялись богу Сварогу. Он считался владыкой Вселенной. Во мраке он разжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь Солнцу, поэтому Сварог представлялся отцом Солнца – Даждьбога. Родив Даждьбога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети.
Рис. 1 . Бог древних славян Сварог
Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и сияющей в венце лучей. В Иванов день Солнце выезжает навстречу своему супругу Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны и не встречаются друг с другом до самой весны. Весной же они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были и что видели.
Другой сын Сварогра – Перун – бог грома и молнии. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи. Гром выражает его гнев. По всему небу развевается его одежда и борода. Ветры и бури – его дыхание.
Рис. 2. Бог древних славян Перун (Источник)
Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче. Весной Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский конь переносит его во мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов.
Бог весеннего солнца был Ярило. В его имени есть и яркость, и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне, на голове его венок из весенних цветов, в руке горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами, там тот час вырастает густая рожь. Ярило – покровитель любви, плодородия.
Рис. 3. Бог древних славян Ярило (Источник)
Но были и враждебные человеку боги. Одним из таких богов была Морана.
Самое страшное, враждебное человеку божество Морана, богиня ночи, зимы и смерти. От этого имени вошли в наш язык мрак, мор, смеркаться. Славяне представляли, что Морана живет на севере в недрах, покрытых вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны.
Происхождение мира, смену времен года, появление огня объясняет народный миф о Солнце.
Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный весёлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землею, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами...
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр её вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.
Мы видим, что растения, животные, человек – это дети Матери-Земли и бога весеннего Солнца-Отца Ярилы. Миф объясняет появление всего живого любовью.
А как же объясняется появление у человека ума?
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись небесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою... И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились…
Ум у человека появился от удара по голове «золотой вожжой-яркой молнией», и с тех времен к нам пришли такие выражения, как «блестящий ум», «проблески мысли».
Как объясняется появление огня? Каково его значение в мифе?
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замерзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернется, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших – заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери – опуская их в ложе её, то есть, зарывая в землю.
Согласно славянской мифологии, огонь на землю послал Ярило для того, чтобы всё живое не замёрзло зимой. Огонь противопоставляется мраку и стуже. Есть народные языческие праздники, посвящённые чествованию огня. Это Масленица, когда пекут блины – символ Солнца и зарождения жизни, сжигают куклу, Масленицу, которая олицетворяет Морану, богиню смерти. Есть ещё один праздник Ивана Купалы.
www.kursoteka.ru
6 класс. Литература. Мифы древних славян. Народный миф о Солнце.
Разработка урока по теме
Народный миф о Солнце
6 класс
Якушкина О.Н
Учитель русского языка и литературы
Донецкой гимназии №92
Учитель высшпей квалификационной категории
Донецк
2014
Данная работа представляет собой методическую разработку урока по литературе в 6 классе «Мифы древних славян. Народный миф о Солнце» относится к теме «Мифы Древней Греции. Мифы Древних славян. Библейские притчи».
Верования древних славян, представления о природе и человеке, обычаи, берущие своё начало в эпоху древних славян становятся предметом беседы на уроке.Формы работы на уроке: работа с языковым материалом, анализ текста «Миф о Солнце»
Данная разработка содержит:
Конспект урока по данной теме.
Презентацию: «Мифы древних славян. Миф о Солнце»
В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, PowerPoint. Работа содержит репродукции картин.
Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2007.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.
ТЕМА: Мифы древних славян. Народный миф о Солнце.
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с представлениями древних славян о происхождении человека;
показать, как прослеживается в мифе неотделимость человека от природы;
формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру;
развивать творческое воображение, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группах.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
текст мифа о Солнце,
оценочный лист,
карточки для работы в группах,
презентация «Мифы древних славян. Миф о Солнце»
Требования к оборудованию: Windows 2007-2012
Описание работы с презентацией:
слайды презентации содержат анимацию и триггеры.
Триггеры с 17 по 21 слайды. Для того чтобы увидеть правильный ответ на заданный вопрос, нужно на него нажать, тогда проявится верный ответ.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
Учитель:
Родина – это всё и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, её предки, народные песни и сказания, память о предках…
В. Астафьев
Нужно ли современному человеку читать славянские мифы?
Сегодня мы познакомимся с мифологией древних славян. Славянская мифология, в отличие от древнегреческой, которая получила литературную обработку, осталась в целом неописанной. Это связано с тем, что не существует письменных свидетельств о временах славянского язычества. Сведения о нём сохранились только в преданиях, верованиях, обычаях, обрядах.
Наши далёкие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить – творили зло.
Сейчас мы с вами начнём знакомиться со славянскими богами. Посмотрев на изображения богов, ответьте на такие вопросы: Что является доказательством того, что славянские боги представлялись в виде живых существ? Как это связано с тем, что вы уже знаете о славянах, их жизни, верованиях?
ІІ.Мотивация учебной деятельности
Знать
Уметь
Ценить- помнить
Содержание мифа о Солнце; имена божеств, что олицетворяли собой славянские боги; некоторые традиции и обряды предков – славян.
Выделять в тексте эпизоды, помогающие найти ответы на вопросы; пересказывать отрывки из мифа о Солнце; давать характеристику прочитанному; принимать участие в диалоге при обсуждении произведения; строить работу в группах для достижения положительного результата; уметь сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Творчество своих предков, традиции, историю и обычаи своего народа.
«Мои ожидания». Каждый ученик получает стикер в форме капли, символизирующей каплю воды. После чего ученикам предлагается записать на стикере свои ожидания от урока. Начать так: От урока я жду…
Затем каждый ученик выходит к доске и на ватман, где нарисован кувшин и река, наклеивает свои ожидания, пока «закрашивая» только реку.
ІІI. Сообщение темы урока.
ІV.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Приём «Пароль»: представить славян одним словом или предложением.
Ребята, вернувшись от доски, чтобы сесть на своё место, должны сказать слово, которое бы имело отношение к славянам (где жили, как жили, на какие племена делились, чем занимались, во что верили…). Только назвав самостоятельно или с помощью одноклассников информацию, учащиеся садятся за парту.
На предыдущих уроках мы говорили о мифах, о том, как представляли себе сотворение мира древние греки.
Давайте вспомним, что такое миф?
Что послужило толчком к появлению мифов?
А какие вопросы могли, по – вашему, интересовать древних славян? Будут ли они отличаться от вопросов древних славян? Почему?
Теория литературы: миф – рассказ, в котором объясняется устройство мира, явления природы… (те, кто их составлял, свято верил в то, о чём говорилось в мифах)
Мифология –
1. Совокупность мифов какого – нибудь народа.
2.Наука, изучающая мифы.
2. Смотрим презентацию, знакомимся со славянским пантеоном богов.
Блиц - опрос и «опора по теме урока. Приложение №1» позволяют проверить, насколько внимательно и продуктивно ребята смотрели презентацию. ( Ребята смотрят презентацию, перед которой они предупреждаются, что увиденное поможет выполнить следующее задание. Затем блиц – опрос, самопроверка, выполнение задания на соответствие и заполнение оценочного листа.)
3.Перекрёстная дискуссия.
- О чём может быть текст с названием «Миф о Солнце»?
- о том, как появилось солнце на небе;
- о звезде Солнце;
- о том, как Солнце согревает Землю…
- Назовите слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово «солнце» (составляем ассоциативный ряд).
- Читаем текст мифа о Солнце. Первый абзац (Мельников – Печерский. «В лесах»)
После прочтения первого абзаца, задаётся вопрос: Как вы думаете, что будет с Матерью – Сырой – Землёй после того, как « на неё полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света»? (Ребята высказывают свои предположения)
- Читаем текст дальше, заканчивая словами «… в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.»
- Ребята, как вы думаете, что будет происходить на земле дальше? Кто следующим появится на Земле?
Дочитываем миф до конца.
- Так на какие же вопросы отвечает славянский миф о Солнце? Ответьте на вопросы, воспользовавшись началом (Опора к теме урока. Приложение №2)
4. Работа с текстом. Найдите в тексте эпизод, в котором объясняется появление растительного и животного мира на земле.
- Почему именно Ярило, а не Дажьбог, Хорс отец всего живого на земле? Что было непременным условием возникновения жизни на земле? (Любовь)
- А как объясняется в мифе появление ума в человеческой голове? Зачитайте.
Внимательно прочитайте фразеологизмы, в которых нашли отражения представления наших предков ( Опора к теме урока. Приложение №3)
Так как же в языке отразились мифологические представления о возникновении ума?
-Как в мифе объясняется появление огня? (перескажите этот эпизод)
-Каково его значение в мифе и какие языческие праздники, связанные с огнём, вам известны? (Масленица, Ивана Купала)
- А как отразились представления славян в загадках, которые так хорошо нам известны с детства?
(Читаем загадки, отгадываем. Опора к теме урока. Приложение №4)
5. Тест по мифу о Солнце. Самопроверка. Заполнение оценочного листа.
6. Работа в группах. «Джиг – соу». Ребята, мифы многих народов тесно связаны между собой, в них много общего. Сейчас мы познакомимся с отрывками из мифов разных народов о сотворении мира. Для выполнения этой работы ребята объединяются в группы (их четыре), читают информацию, выделяют главное, отправляются к другим группам и добывают «чужую информацию», возвращаются, делятся тем, о чём узнали со своей группой. Обсуждаем информацию, а затем отвечаем на вопрос: Что общего в представлении древних людей о сотворении мира? (Карточки – информаторы помещены в опоре к теме урока. Приложение №5).
7. Приём «Выбери позицию»: Ребята должны определить свою позицию относительно вопроса: Помогают ли нам славянские мифы в том, чтобы мы ощущали себя частицей своего народа? Согласен. Не согласен. Имею другую точку зрения. Аргументируют свой выбор, ребята, имея в руках стикер в виде листочка, помещают его на «Дерево решений». Правая сторона – « согласен», слева – «не согласен», под деревом – «имею другую точку зрения». Мы можем увидеть, как распределились мнения. (« Дерево нарисовано на ватмане и помещено на доске).
V Рефлексия. Приём «Микрофон»
Что на уроке было интересным?
Что понравилось больше всего?
Чему научился?
Что вызывало трудности?
Что удивило?
Что было лишним?
Что было неинтересным?
Кто был лидером на уроке?
Кому удалось дать лучший ответ?
Оправдались ли ожидания от урока?
Обращаемся к кувшину, нарисованному на ватмане. Если ожидания оправдались, учащиеся свои стикеры помещают в кувшин, постепенно заполняя сосуд, если не совсем – оставляют стикер на месте, если же у кого – то возникло желание познакомиться с мифологией славян подробнее – на кувшином, имитируя брызги воды. (Так и мы, как этот сосуд, вбираем в себя знаниями, полученными на уроке)
VІ. Подведение итогов. По русскому обучаю подарки. Первое – «хорошуль» (так называется пирог – курник в честь бога Хорса, который готовится по старому русскому рецепту. Такой порог – символ Солнца, жизни. Угощая таким пирогом, желали догой жизни и света, тепла в отношениях). Второе – притча о Солнцею А на перемене у вас есть возможность поводить хоровод, который также символизирует Солнце.
VІІ. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)
Посмотреть мультфильмы: «Краденое Солнце», «Бременские музыканты»(«Луч солнца золотого»), «А у тебя есть солнце», «Петушок и Солнышко». Какие представления древних славян нашли отражения в них?
Дать письменный ответ на вопрос: В чём отличие древнегреческой мифологии от славянской?
Составить коллаж на тему «Знакомое и незнакомое Солнце»
Не существровало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни земли в этом месте. Я сотворил их там- из небытия.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №2
Древние славяне
До рождения света белого тьмой был окутан мир. Был во тьме лиш прародитель наш.
Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3
Центральная Америка
Это рассказ о том, как всё было в состоянии невесомости, всё холодное, всё в молчании, всё быздвижное, всё тихое:в пространстве неба было пусто…Не было ни человека, ни животных…
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4
Древняя Индия
Вначале не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звёзд. Только воды простирались беспредельно. Воды породили огонь. Великой силоц тепла зародилось в них Золотое Яйцо.Через годи из Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя стала - небом, нижняя – землёю, а между ними Брахма образовал воздушное пространство. Так была создана Вселенная.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
БЛИЦ – ОПРОС :
ТЕСТ. МИФ О СОЛНЦЕ.
infourok.ru
Мифы древних славян
Образование 4 апреля 2013
Мифология славян представляет собой чрезвычайно интересное и познавательное явление. Несмотря на то, что в целом ряде своих проявлений она имеет схожие черты с той же античной или скандинавской мифологией, славянская система верований представляет собой вполне уникальный комплекс знаний, преданий и легенд, касающийся всех основных вопросов мироустройства.
Мифы древних славян дошли до нас уже в сильно переработанном виде. Так как в отличие от тех же древних греков, письменность у этих народов появилась уже на излете их языческой истории.
В то же время интерес представляет тот факт, что, несмотря на этническое и религиозное многообразие, славянам удалось до наших дней сохранить общие черты и представления, характерные для их далеких предков. Самым ярким примером этого является традиция сжигания чучела, символизирующая окончание зимы.
Огромный интерес представляет ранняя славянская мифология, боги в которой образовывали своеобразный пантеон, в котором можно выделить три основных уровня:
1. Высшей уровень «заселяли» те божества, от которых напрямую зависело все живое на Земле – Сварог, олицетворявший Небо, Земля и их дети – Перун, Огонь и Даждьбог;
2. На средний уровень мифы древних славян помещали тех богов, которые «отвечали» за развитие того или иного племени, а также за всю хозяйственную деятельность: Род, Чур и другие;
3. Низший уровень составляли существа, «контролировавшие» те или иные сферы окружающей среды – лешие, домовые, упыри, русалки.
Мифы древних славян основное внимание уделяли проблеме происхождения и развития мира, а также почитанию своих давно умерших и легендарных предков.
Как и у большинства других народов, у славян был бог-громовержец - Перун, который у целого ряда племен олицетворял и Небо.
Другие племена богом Неба считали Сварога, который номинально занимал наивысшее положение в иерархии.
Одним из самых почитаемых богов был брат Сварога – Велес, основной задачей которого было охранять скот и способствовать накоплению богатств в роде и племени.
Так как мифы древних славян в основной своей массе сложились, скорее всего, еще до того, как образовались славянские племена, то они не требовали введения каких-то особых культов и обрядов, не было у наших древнейших предков и развитого жреческого сословия.
На Руси первые идолы появились только под влиянием варягов и были посвящены в основном главным божествам – Перуну, Даждьбогу и Хорсу. С принятием христианства все эти истуканы были сброшены с холмов и разрушены.
Главной особенностью славянской мифологии была тесная взаимосвязь реального мира с существами низшего уровня, которые обитали повсюду, то помогая людям, то мешая им. Постоянное общение с берегинями, лешими, домовыми делало повседневную жизнь более сложной и загадочной, а все необычные явления сразу находили множество толкований. Что же касается богов среднего и высшего уровня, то здесь людям оставалось лишь внимательно прислушиваться к их желаниям, безропотно выполняя их волю. Страх перед силами природы и гневом предков был так велик, что им посвящали разнообразные праздники, некоторые из которых дошли и до наших дней.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Дом и семья Можно ли стричься во время беременности? Соблюдать ли правило древних славян?
А знаете, о чем мы поговорим с вами сегодня? Об одной из известнейших старинных примет, которая озадачивает нас вопросом: можно ли подстригаться во время беременности? Давайте разберемся с этой проблемой. С дав...
Духовное развитие Сложный вопрос: почему верования древних славян называют язычеством?
Вы задумывались когда-нибудь над тем, почему верования древних славян называют язычеством? Чтобы ответить на вопрос, следует проанализировать доступные исторические сведения. Известно, что достоверных источников, кром...
Духовное развитие Что такое Пандора? Ящик Пандоры в мифах древней Греции
Довольно часто нам приходится слышать фразу «открыть ящик Пандоры». Что это означает? В каких случаях это выражение употребляется? Да и что такое Пандора? Давайте разберемся в этих тонкостях. После нашумев...
Духовное развитие Ящер - бог воды у древних славян
В момент крещения Руси сонм славянских языческих богов возглавлял Род - вселенский аболют, единый многоликий бог, отличающийся от других богов, главенствующих в мифологиях различных народов. Он воплощал в себе белое и...
Духовное развитие Мара – богиня смерти у древних славян
В старину у язычников многих народностей были свои собственные богини смерти в мифологии. Их боялись и поклонялись, чтобы уберечь свой дом от болезней и горя, связанного с утратой близких. Наши предки не являлись в эт...
Духовное развитие Мифы Древнего Египта: обожествление животных и мертвых
Характерной чертой для египетской мифологии является обожествление животных, доказательством этому являются дошедшие до нашего времени изображения богов, большинство из них нарисованы как человек с головой зверя, реже...
Духовное развитие Легенды и мифы Древнего Египта
Мифы и легенды Древнего Египта отличаются несистематичностью и неполнотой изложения. Многие из них воссоздавались на основе более поздних текстов. Основными источниками информации, которые отражали представление египт...
Духовное развитие Герои легенд и мифов Древней Греции: бог сна Морфей
Загадочная природа сна интересовала людей с древних времён. Толкователи, оракулы и провидцы старались объяснить странные события, участниками или очевидцами которых становились спящие. Так появлялись сонники – к...
Духовное развитие Мифические существа древних славян
Мифология славян колоритна и разнообразна. Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были "свои" мифические существа, неизвестные соседним народам: всевозможные банники, овинники, анчутки и другие. Ру...
Духовное развитие Религия древних славян: во что верили наши предки?
Во что верили древние славяне? Каким Богам поклонялись? Какую религию проповедовали в те стародавние времена, когда о христианстве еще и слыхом не слыхивали? Религия древних славян, которую принято называть язычеством...
monateka.com
Мифы древних славян
История круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов.
Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи.А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой, византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками, князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены.Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил при крещении.
Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом.Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.
Что такое смерть?
Смерть — это момент перехода человека из этого мира на тот свет. Переход из одного состояния в другое человек совершает также, когда рождается и вступает в брак. Поэтому смерть понимали как второе рождение или даже как вторую свадьбу.Предчувствуя смерть, старушки говорили, что они скоро «замуж пойдут». В момент рождения ребенка его душа, которую иногда представляли в виде рыбы или лягушки, получает свою телесную оболочку, а в момент смерти она навсегда расстается с телом.Душа человека также может временно покидать тело во время сна — состояния, близкого к смерти, то есть к «вечному сну». Недаром говорили: «Сон - смерти брат». Отделяется душа от тела и успевает посетить тотсвет и при «обмирании» — так называли в народе летаргический сон, который воспринимали как временную смерть.Узнать о времени наступления смерти нельзя, но можно предугадать ее по различным знакам и приметам. Перед смертью трещат стены, дятел долбит в угол дома, сова кружит над крышей, воробей стучит в окно, курица поет петухом. Смерть предвещают сны: выпавший зуб, белый конь, дом без окон. Умирающий видит возле себя умерших родственников, которые невидимы для окружающих.
В момент предсмертной агонии ангел и черт борются за душу человека. Чтобы облегчить страдания умирающего, его перекладывали на землю, клали под голову солому, накрывали свадебной одеждой. Считалось, что душе легче выйти из тела, если расстегнуть на умирающем одежду, отворить все окна и двери, открыть печную заслонку. Тяжело мучаются перед смертью грешники, особенно колдуны. Во время их агонии кое-где даже разбирали потолок и крышу. С последним вздохом душа покидает тело, словно дуновение ветра, пар или дым. Иногда ее можно увидеть в облике бабочки, мухи или птички. На окно выставляли воду, чтобы душа могла умыться. Пока душа находится в доме, она, по поверью, нуждается и в питье. Похоронный обряд совершают для того, чтобы облегчить душе переход на тот свет, чтобы покойнику хорошо жилось на том свете и чтобы отделить его от живых, для которых он представляет опасность, защитить их от соприкосновения со смертью. Если обряд совершен не по правилам, мертвец будет тревожить своих родственников. Особенно опасными считали мертвецов, умерших «не своей смертью», до установленного им срока, - самоубийц и некрещеных детей. Они не исчерпали отпущенную им долю, не израсходовали свою жизненную силу, а потому встают из гроба, становятся упырями и вампирами и являются к живым, чтобы поживиться их жизнью, забрать их душу и утянуть за собой на тот свет.
источник
7lostworlds.ru
Мифы легенды древних славян
Мифы легенды древних славян
Ответы:
история круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов. Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи. А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши. Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой, византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками, князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены. Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил при крещении.Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил. Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их. Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом. Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.