Бог нефертум древнего египта. Нефертум: Египетский пантеон богов: Мифологическая энциклопедия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство и Боги Древнего Египта (стр. 2 из 3). Бог нефертум древнего египта


Бог Нефертум - сын Сехмет и Птаха, персонификация лотоса

Нефертум - бог лотосаНефертум - бог лотосаНефертум – олицетворение лотоса – символа восходящего солнца. В русскоязычной египтологической литературе обычно считается «богом растительности». Однако это достаточно узкое определение - его роль в египетском пантеоне богов значительно более широкая.

Нефертум - синий лотос, символ возрождения

Справа налево: Фараон Рамсес III и триада богов Мемфиса - Птах, Сехмет и Нефертум. Папирус (фрагмент "Большого папируса Харрис"). XX динаcтия. Ок. 1150 г. до н.э. Британский музей

Справа налево: Фараон Рамсес III и триада богов Мемфиса - Птах, Сехмет и Нефертум. Папирус (фрагмент "Большого папируса Харрис"). XX динаcтия. Ок. 1150 г. до н.э. Британский музейНефертум был сыном бога Птаха и богини-львицы Сехмет. Вместе с ними он составил триаду богов города Мемфиса.

В некоторых областях, особенно в Гелиополе, считался сыном богини Бастет. В городе Буто он, как полагали, был сыном богини-кобры Уаджет.

Именно Мемфис и Буто были основными культовыми центрами этого божества.

Нефертум теснейшим образом связан с одним растением – синим лотосом. Нефертум иногда так и именуется - «Большой цветок лотоса, который появляется из Нун» (Нун – бог исходных, первичных вод – kamt). А лотос, цветок которого закрывается ночью и открывается снова утром в воде с первыми солнечными лучами, был для египтян символом возрождения и символом восходящего солнца. Согласно мифам, Нефертум появляется из цветка лотоса.

Таким образом, Нефертум был связан с богом солнца, который также появился из первобытных вод. Нефертум упомянут в «Текстах пирамид» как «расцвет лотоса перед носом бога солнца Ра».

Разные ипостаси "бога-лотоса"

Нефертум на льве. Изящный амулет из фаянса. Период Птолемеев. Ок. 305-30 гг. до н.э. Бруклинский музей.

Нефертум на льве. Изящный амулет из фаянса. Период Птолемеев. Ок. 305-30 гг. до н.э. Бруклинский музей. Нефертум – многогранная и многозначная божественная персона с широким диапазоном проявлений и ипостасей. Он мог быть и «богом духов» и покровителем парфюмеров, и страшным, кровожадным богом, беспощадным к врагам фараона и Египта.

Нефертум – бог, который мог быть очень воинственным и агрессивным. Здесь свою роль сыграла ассоциация Нефертума с рассветом, разгоняющим тьму, которая полна врагов и опасностей. Также способствовало такому восприятию и то, что Нефертум был сыном воинственной богини-львицы Сехмет.

Иногда он сам изображается человеком с головой льва или стоящим на спине льва.  В этой ипостаси Нефертум сливается с одним из самых жестоких и кровожадных богов Древнего Египта - Махесом.

Символ и фетиш Нефертума - лотос с двумя перьями. Луврский музей

Символ и фетиш Нефертума - лотос с двумя перьями. Луврский музейПоскольку распустившийся лотос очень напоминает Дельту, то есть Нижний Египет, Нефертум почитался и как покровитель этой части Египта.

Лотос имеет сильный аромат - сладковатый и приятный. Нефертум, видимо, благодаря этому обстоятельству, стал «богом духов» и покровителем парфюмеров.

Нефертум чаще всего изображается в виде молодого человека или ребенка, сидящего в цветке лотоса. Поскольку в некоторых случаях он был сыном Сехмет, он иногда изображается с головой льва.

Головные уборы, которые он носил, были различными. Но чаще всего Нефертум изображается с головным убором в виде лотоса, из которого возвышаются два пера.

piramidavorever.ru

Нефертум - это... Что такое Нефертум?

Нефертум — бог растительности.

Сын Сехмет и Птаха (в другом варианте вырос из тела богини полей), олицетворение первозданного лотоса.

Нефертум изображался в виде младенца на цветке лотоса или в виде юноши в головном уборе, напоминавшем цветок лотоса, из которого поднимаются два пера. Священное растение — лотос (эмблема Верхнего Египта), олицетворяющий красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. Центр культа — Мемфис.

Нефертум — в египетской мифологии бог растительности. Центр его культа Мемфис. Нефертум, это сын Птаха (строительство) и Сахмет (разрушение и восстановление), чьё имя обозначает «прелестное дитя богов», был мягким, исцеляющим божеством, получившим имя Имхотеп. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума — лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра» греки приравнивали его к Асклепию — их собственному полубогу медицины. Может показаться, что многие из имён богов были не более чем титулами, привнесёнными из архаического прошлого, нередко включавшимися в имя более ранней личности, проявившей экстраординарные способности в определённом виде деятельности. Так, Нефертум обладает способностями, во многом сходными с умением Хонсу — третьего члена фиванской триады, который также был исцеляющем божеством. В том, что этот бог часто изображался с головой льва, можно обнаружить некоторое влияние Сириуса.

См. также

Ссылки

Литература

  • Hans Bonnet: Nefertem. In: Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. Nikol, Hamburg 2000, ISBN 3-937872-08-6, S. 508—510.
  • Wolfgang Helck, Eberhard Otto: Nefertem. In: Kleines Lexikon der Ägyptologie. Harrassowitz, Wiesbaden 1999, ISBN 3-447-04027-0, S. 199.
  • Richard H. Wilkinson: Die Welt der Götter im Alten Ägypten. Glaube — Macht — Mythologie. Theiss, Stuttgart 2003, ISBN 3-8062-1819-6, S. 133—135.

dic.academic.ru

Нефертум: Египетский пантеон богов: Мифологическая энциклопедия

Боги и демоны Древнего Египта и Шумера

Мифы и легенды Древнего Египта: Путеводитель

Притчи суфийские, египетские, хасидские

Владимир Петрухин: Мифы о загробном мире разных народов

Египетские мистерии. Символика Таро. Путь посвящения

Книга Тота. Алистер Кроули

Мужчина и женщина. Архетипы египетской мифологии

Вернуться к Египетскому пантеону богов >>>. Нефертум – в египетской мифологии бог растительности. Центр его культа Мемфис. Нефертум, это сын Птаха (строительство) и Сахмет (разрушение и восстановление), чьё имя обозначает "прелестное дитя богов", был мягким, исцеляющим божеством, получившим имя Имхотеп. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра» Греки приравнивали его к Асклепию - их собственному полубогу медицины. Может показаться, что многие из имён богов были не более чем титулами, привнесёнными из архаического прошлого, нередко включавшимися в имя более ранней личности, проявившей экстраординарные способности в определённом виде деятельности. Так, Нефертум обладает способностями, во многом сходными с умением Хонсу - третьего члена фиванской триады, который также был исцеляющем божеством. В том, что этот бог часто изображался с головой льва. можно обнаружить некоторое влияние Сириуса .

Энциклопедия рекомендует приобрести книги:

Древний Египет. Энциклопедия

Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Начал философии эзотеризма

Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени посвященного пути

Рекомендуем ознакомится: http://myfhology.info

worldunique.ru

Нефертум - Египетские боги и богини - Каталог статей

В мифологии древнего Египта бог Нефертум отвечал за лечение, растительность и целебные травы. Очень часто его также представляют богом благовоний, которые в основном используются в храмах во время различных церемоний.

Нефертум олицетворял союз земли и огня, так как его родителями были бот Птах и его супруга богиня Сехмет. Поэтому он взял только лучшие качества у своих родителей.

Нефертум, Сехмет и ПтахСогласно легендам, Нефертум появился из творения лотоса, который возник ниоткуда в водах.

Вот поэтому цветок лотоса и является главным атрибутом Нефертума, ведь недаром древние египтяне считали, что он символизирует красоту и процветание, а также рождение и, соответственно второе рождение – воскресение после смерти.

В основном чаще всего Нефертум изображался в виде младенца, который сидит на цветке лотоса. А иногда это был юноша в головном уборе, который очень был похож на лотос. Так как лев – это одно из самых основных священных животных, то иногда Нефертума можно было увидеть изображенном стоящем сверху на льве, а в некоторых случаях его изображали с головой льва.

Город Мемфис был центром культа Нефертума. Древние египтяне считали, что он покровительствует в основном врачам. А вообще Нефертума почитали как бога, который несет исцеление, приносит упокоение и радость, а также как бога, дарует счастье.  А вот у древних греков был свой Нефертум – Асклепий, у которого были все те же функции, как и у его египетского аналога. Может показаться, что многие из имён богов были не более чем титулами, привнесёнными из архаического прошлого, нередко включавшимися в имя более ранней личности, проявившей экстраординарные способности в определённом виде деятельности. Так, Нефертум обладает способностями, во многом сходными с умением Хонсу - третьего члена фиванской триады, который также был исцеляющем божеством. В том, что этот бог часто изображался с головой льва, можно обнаружить некоторое влияние Сириуса.
Серебряная статуэтка Нефертума

tasherittakemet.ucoz.ru

В шоке - Все боги и демоны древнего Египта

Мы знаем их имена, но не так много о них самих и том, кем они были в действительности... По одним информации больше, по другим ее почти нет. Тем не менее, все эти оставили свой след в древней истории Земли и Египта. Они спорили между собой за власть, воевали и плели интригу - почти как люди... Давайте познакомися с ними в алфавитном порядке:

 

Аментет - богиня Запада, встречавшая умерших во вратах царства мертвых. Отождествлялась с Хатхор.Анубис - в наиболее древних верованиях он считался богом царства мертвых, и культ его был чрезвычайно распространен. Постепенно функции главного божества подземного мира перешли к Осирису, и Анубис стал божеством некрополей, погребальных церемоний, покровителем процесса мумифицирования. Анубиса могли изображать в виде шакала или вместе с шакалом.Ануке - одна из многочисленных египетских богинь плодородия и богиня порогов Нила. Дочь либо сестра богини Сатис.Астарста - Анат - иногда имена употреблялись для обозначения одной и той же богини, а иногда - для двух разных. Астарта (Иштра) - Анат проникла в Египет в период Гиксосского владычества (XVI-XVII вв. до н.э.). Богиня войны, а особенно - боевых колесниц, в этой роли отождествлялась дочерью Ра или его Оком. В ипостаси Анат - богиня охоты.Банебдженет - один из богов плодородия, изображавшийся в виде козла или барана.Бастет - первоначально почиталась как дочь или жена Ра, помогавшая ему в схватках с Апопом. Позже стала олицетворять аспект Ра, связанный с плодородием земли, и в такой трактовке отождествлялась с Исидой. Изображалась в виде кошки или женщины с кошачей головой.Бата - брат Анубиса, один из древнейших богов, почитавшийся в образе быка.Ваал (Баал) - в период владычества Гиксоссов почитался как бог плодородия. Придя из Междуречья, он утратил присущую ему на исторической родине функцию бога-громовержца и божества дождя...Гарпократ - новорожденное солнечное божество, сын фараона, готовящийся принять у отца престол, олицетворяющий восходящее солнце. Изображался в виде младенца, сосущего свой палец.Геб - в процессе эволюции верований Геб вначале олицетворял землю и плодородие, затем стал воплощением мира подземного, являясь одновременно отцом и защитником Осириса. В рамках Гелиопольской космогонии бог земли, входящий в великую девятку.

Джесертеп - один из гигантских змеев, являющихся врагами Ра-Солнца, символ зла, как и змей Индиф.Исида. На протяжении всей истории Древнего Египта Исида изображалась в головном уборе из рогов небесной коровы и солнечного диска, так что ее связь с небом следует считать непрерывной. Позже она известна как супруга Осириса, покровительница умерших. Столь широкий диапазон деятельности придал ей огромную популярность. И далее она почиталась как богиня домашнего очага, любви, материнства, магии, плодородия. Ее отождествляли как мать Гора с царицей-матерью, как звезду Сириус - слезу Исиды по убитому Осирису - с Сатис, а позже - с Бастет.Маат... В некоторых текстах Маат употребляется как абстрактное понятие естественного миропорядка и правды как этической нормы. В то же время существуют упоминания и о персонифицированной Маат, почитаемой как око и дочь Ра или Тота.Мафдет. В начале Древнего Царства - солнечная богиня. Затем она упоминается наряду с Ра, а позже, вытесненная его культом, Мафдет становится богиней возмездия, сестрой Сешет.Мерит-Сегер - богиня, связанная с древними представлениями о змеях, об их связи с царством мертвых. Ее изображали в виде змеи или львицы со змеиной головой.Мерт - богиня-покровительница торжествующих ритуальных гимнов и музыки вообще. Изображалась в виде танцующей женщины.Мехента. Образ этого божества связан с представлениями о связи змей с царством мертвых. Мехента входит в состав свиты Ра, путешествующего по подземному миру.Мехить - богиня-львица.

Месхенет - богиня деторождения, от нее зависит предсказание доброй судьбы при рождении ребенка, во многом уже в этот момент она предрешала его судьбу в жизни земной и загробной.

Мин - поначалу, в рамках фиванской космогонии, выполнял ту же роль, что бог Амон. Позже стал считаться одним из богов плодородия, а также покровителем тех, кто отправлялся с караванами к Красному морю. Его священное животное - белый Бык.Монт - богиня фиванской космогонии, почитавшаяся первоначально как богиня неба, позже вошедшая в состав фиванской триады великих богов.Нейт - в додинастическую эпоху почиталась, вероятно, как богиня неба и нередко изображалась в виде небесной коровы. Позже - богиня войны и охоты, покровительница супруг фараона. Впоследствии приобрела функции богини плодородия, покровительницы ткачества. Согласно одному из мифов, Нейт родила Себека, и потому ее часто изображали кормящей грудью крокодила.Непри - бог, которого в ходе путешествия по подземному царству встречает Ра. Он в загробном мире занимается кормлением умерших. Одно из божеств плодородия в Египте. Позже в паре с ним выступает его супруга, выполняющая те же функции, - богиня Непит.Нефертум - бог, имя которого связано с лотосом, и согласно одному из вариантов космогонии из лотоса-нефертума родился Ра.Нефтида - согласно "Текстам пирамид" сопровождает Ра в его плавании по подземному царству. Видимо, поэтому ее изображали на саркофагах с распростертыми крыльями как защитницу умерших. Иногда считалась покровительницей домашнего очага.Нехебет - иногда отождствлялась с Мут как богиня-мать, матерь всех богов. Изображаемая в паре с Уаджеть символизирует объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство.Нехебкау - один из стражей входа в подземное царство, спутник Ра в подземном царстве, а также божество плодородия.Птах - в додинастический период мемфисское божество земли и плодородия. В дальнейшем Птах отождествлялся со множеством богов.Ренетут - первоначально - одна из богинь плодородия и урожая, позже принимающая многие черты Шаи, становящаясяс богиней судьбы. С середины Нового Царства ее стали связывать с загробным культом, введя в состав загробного суда. Сатис - одна из богинь подземного царства. В эпоху Нового Царства приобрела черты богини - защитницы южных границ Египта, а позже - богиня охоты. Себек - бог воды, обеспечивающий разливы Нила, и, следовательно, плодородие. Культ его расцвел в эпоху завершения постройки ирригационной системы, кишевшей крокодилами, священными животными Себека. В одном из вариантов мифа об Осирисе крокодил Себек собирает разрубленное на части Гором тело Сета. Иногда Себек выступает как враг Ра в подземном царстве. Позже появляется женская параллель Себека - богиня Себектед.

Селкет - эта богиня помогает лечиться злому змею Апопу после его еженощных битв с Ра и его свитой. Изображалась в виде женщины со скорпионом на голове или в виде сфинкса без скорпиона.Сепа - один из богов плодородия и разлива Нила, изображавшийся в виде ядовитой сороконожки - священного насекомого Атума. Иногда - помощник Ра в его битвах с Апопом.Сешет - первоначально богиня знаний, покровительница строителей, позже почиталась как жена Тота.Сиа - олицетворение разума, мудрости, познания; абстрактное божество.Сотис - божество начала нового года и разливов Нила, персонификация звезды Сириус. В загробном мире является одной из покровительниц умерших. Иногда отождествлялась с Исидой.Сехмет - богиня мемфисской триады, считавшаяся покровительницей фараонов, сопровождавшая их в военных походах, помогавшая сражаться с врагами. Позже стала отождествляться с другими богинями-львицами, иногда упоминалась как защитница Ра, считалась покровительницей медицины и врачей.Таурт - богиня плодородия и деторождения. Ее имя связывали и с загробным культом; с момента рождения человека и до его прибытия в царство мертвых осуществляла покровительственные функции.Тефнут - одна из богинь великой девятки, божество влаги. С возвышением культа Ра стала отождествляться с другими богинями-львицами, а иногда с Маат.Хапи - в древности, вероятно, персонификация Нила. Позже Хапи стал распоряжаться разливами, выполняя функции бога плодородия, отождествлялась с Себеком.Хат - Исида, воплощенная в облике самки коршуна.Хатхор - в древнейших верованиях - небесная корова, родившая солнце и остальных богов. Позже ее стали считать богиней Запада, принимающей в руки вечернее солнце, уходящее в загробный мир. В эпоху возвышения культа Ра стала считаться его дочерью и Оком, отождествлялась с иными богинями-львицами. Затем Хатхор взяла на себя функции богини любви, веселья и музыки, продолжая, тем не менее, на протяжении всей истории культа отождествлялась с ролью матери богов - Нут. Отождествлялась они и с Исидой, в роли няньки Гора и кормилицы его земного воплощения - фараона, идентифицируясь с супругой фараона.Хекет - богиня воды, плодородия, покровительница рожениц и новорожденных. Как и иные божества, выступающие в этой роли, одновременно была связана и с загробным царством, способствуя воскресению умершего.Херишеф - на протяжении истории его роль менялась от бога-творца и отца богов до покровителя рыболовства и охоты на водоплавающую дичь.Хнум - бог плодородия и урожая, хранитель истоков Нила, распоряжающийся наводнениями. Считался также покровителем рожениц, а потому владел судьбой человека.Шаи - первоначальное божество доброй судьбы, удачи и богатства, покровитель и хранитель человека. Позже его стали связывать с загробным миром. Первоначально изображался в виде змеи и человека, а позже - и в виде козла.Шеду - бог, защищающий от укусов скорпионов и змей, изображавшийся в виде мальчика, вооруженного луком и стрелами с поверженным скорпионом у ног.

v-shoke.com

Искусство и Боги Древнего Египта

Реферат по истории ИЗО и декоративно прикладного искусства

«Искусство и Боги Древнего Египта»

Студентки первого курса

Шлейфман Евгении

«Люди имеющие разум, должны просить у богов, более же всего мы желаем и молим получить от них знание о них самих, насколько это доступно людям; ибо человек не может принять ничего более великого, и бог даровать ничего более священного, чем истина». (Плутарх)

«Религия есть только формула нравственности». Достоевский Ф. М.

Заводя разговор о богах и обрядах, необходимо изучить основные положения самой священной книги народа. Для древних египтян такой книгой являлась "Книга Мёртвых", которая была для них как Библия для христиан. Но перевод названия является не точным, если переводить буквально, выходит "Изречения выхода в день". Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения.

"Книга мёртвых" может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание. Согласно исследованиям Уоллис-Баджа книга не египетского происхождения, и, хотя местное население того времени имело определённое представление о потусторонней жизни и богах, но они все еще оставались аборигенами и не знали процедуры погребения, описанной в книге. Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта.

Стоит задать вопрос, почему появилось искусство в Древнем Египте, какой цели оно служило? И почему оно так величественно?

Ответом на этот вопрос я вижу две причины.

Первая. Скульптура, архитектура, живопись создавались лишь с целью обозначить власть богов и в первую очередь силу и могущество «бога на земле» - фараона.

Можно привести в пример, что в искусстве Древнего Египта, в рельефах и росписях, фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, угрожающе смотря на человека-зрителя сверху вниз, почти с небес: статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 метров из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. А так же сфинкс Хефрена, стоящий перед храмом этого фараона.

Вторая. Поскольку культурной базой становится «Книга мертвых», то очень важен культ погребения. Наивысшим воплощением его стали пирамиды – гробницы фараонов.

Периоды развития

Раннее царство.

Это период объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя. Первого фараона называют Мемфис, именно он основал столицу нового государства на границе прошлых двух и назвал в свою честь. Фараонов первых двух династий, которые и относят к этому периоду, хоронили в масштабах – сооружение прямоугольной формы с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камерой, состоящей из нескольких помещений. Фараоны первой династии свои гробницы снаружи облицовывали кирпичом, а второй династии - камнем и ярко раскрашивали.

Древнее царство.

Во время Древнего царства была сильная централизованная власть фараонов, что и стало причиной построения пирамид именно в эту эпоху. Ученые того времени стандартизовали письменность, календарь, изучали астрономию, математику медицину. В этот период особенно почитали бога солнца Ра. Именно в его честь, вместе с возведением пирамиды фараона Хуфу в Гизе, был обработан огромный осколок скалистых пород, ставший сфинксом – защитником пирамид. Так же активно строились храмы этого бога. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которых стояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались в столицу (Мемфис). Однако в период пятой династии их влияние сильно возросло: они стали подолгу оставаться в своих номах, сохраняли титул пожизненно и даже стали передавать его по наследству. Такое дробление сильно ослабило центральную власть. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробниц номархов.

Гробницами всех фараонов третей династии должны были стать только изобретенные Имхотепом ступенчатые пирамиды, но закончены были только две. По версии изобретателя, первого советника фараона, такая форма должна была стать лучшим проводником на тот свет, чем в масштабах. Пирамида была окружена огромными каменными стенами, длинною в 547 метра и шириною в 278 метра, но погребальная камера находилась так же под землей.

В конце третей династии культ бога Ра изменил форму пирамид. Они стали строится с прямыми стенами, т.к. считалось что фараоны – дети Ра, а прямые стены, как лучи солнца, помогают им подняться обратно на небо. Шедевром этого времени стала пирамида Хеопса, позже названная одним из чудес света. Т.к. ее высота 146 метров, а это больше чем высота собора Св. Петра в Риме – крупнейшего христианского храма.

Среднее царство.

Начало эпохи среднего царства положили конец войнам и междоусобным распрям. Но центральная власть была все же менее слабой, об этом свидетельствует двукратный перенос столицы сначала в Фивы, а потом в Ити-Тауи. За первый переходный период между Древнем и Средним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараонов из-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителя загробной жизни. В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницах подписываются. Активно начинает развиваться портретная скульптура. К примеру, статуя Сенусерта 3.

Новое царство.

Период нового царства стал эрой выдающихся фараонов и цариц. Это стало причиной появления Долины царей и Долины цариц. В эту эпоху правителей погребали в гробницах высеченных в скалах. Усыпальницы находились на западном берегу Нила, напротив Фив и были практически не заметны снаружи, но внутри они поражают богатыми росписями.

Так же эпоха Нового царства характеризуется обилием скульптур воинов и людей среднего достатка, появляются гравюры, где женщины занимаются подбором благовоний и другими обыденными делами, статуэтки девушек-служанок. Таким примером становится изображение акробатки.

Принципы египетского искусства

Архитектура.

Идеальным воплощением принципов египетской архитектуры стали пирамиды, но к этой форме египтяне пришли только в 2800-2250 годах до н. э. Она стала совершенным воплощением, т.к. в пирамидах полностью нашли себя принципы симметрии и статики, а так же строгой фронтальности.

Архитектуре Египта свойственно стремление к идеальности параметров, к примеру, все храмы строились по единому плану внутренних помещений, а перед ним строилась аллея сфинксов, у входа две парные статуи – все подчеркивает симметрию и статичность. Углы пирамиды направлены до градуса точно по сторонам света из-за желания сделать строения идеальными.

Рельеф.

Рельеф был двух видов: высокий (скульптура возвышается над фоном) и утопленный (изображение было глубже фона). Первый делали обтачивая фон, а второе, вытесывая зону изображения. Все силуэты на рельефах изображены в профиль и изображения подписаны иероглифами.

Росписи.

Египтяне верили, что росписи на стенах внутри и снаружи гробниц и храмов дают возможность умершим или же богам участвовать в изображаемом действе. К примеру, если на стенах гробницы нарисован пир, то после смерти человек не будет голодать. Прежде чем рисовать, на стенах делали разметку красной краской, создавая как бы тетрадный лист в клетку. Контуры рабочие наносили красной краской, старший мастер исправлял их черной краской, потом расписывался основной фон и мелкие детали.

Краски делали из мела, охры и минералов (к примеру, меди и кобальта), они растирались в порошок и смешивались с водой.

В изображении человека были строгие каноны изображения: лицо изображено в профиль, глаза в фас, плечи фронтально, грудь в фас, туловище три четверти, ноги в профиль.

Скульптура.

Основные принципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. Эти черты статуй продиктованы расположением их у стены или в нише. По этой же причине преобладают позы: сидячая с руками на коленях и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой . Позже появляется "поза писца" – человека, сидящего на скрещенных ногах. Правила обязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой или камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми. Лица, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Этим объясняется раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Считалось, что мастера искусств воплощали на земле то, что созидали боги на небе. Над всеми статуями проводился обряд отверзания уст и очей, который уподоблял их живым людям; даже у стел и саркофагов были глаза.

Так же очень популярны скульптуры животных, которых уподобляли различным богам. При храме каждого бога египтяне непременно держали скульптуру его священного животного, считая, что своим движением оно может дать ответы на вопросы людей. На рисунке показана статуэтка кошки, олицетворяющая Баст – богиню радости и любви.

Боги Древнего Египта

Когда на территории Египта существовало несколько небольших государств, в каждом из них было свое божество. Оно изображалось в виде человека или животного, а иногда и человека с головой животного. С объединением Египта все эти боги вошли в единый пантеон. Именно по этой причине невозможно выстроить стройную иерархию божеств. Одни из них так и остались местными, другие превратились в общегосударственных. На разных исторических этапах некоторые боги выдвигались на первый план, в зависимости от наиболее почитаемого бога в городе-столице, другие уходили на второй план.

В наши дни ученые пришли к выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимой глубине своей сущности.

В Египте поклонялись не множеству богов, а напротив, под именем какого-либо божества — Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого изначального Бога... Египетские жрецы говорили: "Из него проистекает сущность всех других богов", "По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его творении".

Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое солнце". Высшее Существо едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении, он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога. Именно поэтому в Египте приняты триады божеств.

В каждой египетской провинции была своя триада, связанных между собой божеств, и это вовсе не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти фараона. Самая главная триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте, так как Осирис был воплощением Добра. Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу — фиванскую.

Теперь рассмотрим этих богов отдельно с точки зрения изображения и поклонения им.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Согласно мифу, Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он сразился с Сетом, но проиграл и победитель отнял у него волшебное Око. Позже состоялась вторя битва, и Гор смог одолеть Сета. Свое волшебное Око Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.

Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет, а когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам..

Нефертум - "прелестное дитя богов", центр его культа Мемфис. Он был мягким, исцеляющим божеством, Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом.

Нут в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.

Что оставили нам Боги Древнего Египта

искусство египет архитектура религия

Пока сбираешь и позже перечитываешь рассказы о мифах, кажется, что эта древнейшая цивилизация уже понята и разгадана современным человеком. Но в действительности, чем больше мы узнаем о ней, тем яснее понимаем, как много еще предстоит постичь. Все сведения о Древнем Египте собранные человечеством, всего лишь видимая вершина, огромного айсберга, скрытого от неискушённого зрителя. Конечно, в пример можно привести разнообразные гипотезы о технологии построения пирамид и сфинксов, а так же иероглифическое письмо, расшифрованное Шампольоном только в 19-ом веке! Ранее и греки, и мыслители периода Возрождения, и многие ученые современники Шампольона пытались разгадать эту загадку на протяжении почти 18-ти веков, а сейчас к расшифровке египетской письменности относятся как к должному. Но люди, уверенные в своем могуществе, забывают про множество неразгаданных тайн. Чтобы развеять обманчивое впечатление всезнания, хотелось бы привести несколько из них.

1. Если плыть по Нилу от древних Фив к его устью, в пути вас заставит остановиться долина. В полукольце гор простирается великий город-призрак Ахетатон. Он просуществовал всего 17 лет, пока Древним Египтом правил его основатель - фараон Эхнатон.

В двадцать один год Аменхотеп IV, будущий фараон Эхнатон стал правителем Египта. Первые два года, прошедшие с момента своего восхождения, Аменхотеп продолжал ту же политику, что и его отец. Но постепенно попадал под власть своей жены Нефертити. Ученые допускают, что вовсе не личные убеждения, а влияние первой красавицы заставило Эхнатона пойти против фиванского жреческого клана и объявить войну неслыханно влиятельному культу Амона-Ра.

Неожиданно, на шестом году своего правления Эхнатон решил порвать со старой религией и возвел на духовный престол единого бога - Атона. Жрецы Амона-Ра, как и следовало ожидать, мгновенно объявили молодого фараона еретиком; общество в считанные годы разделилось на два лагеря: приверженцев старого бога Амона-Ра и немногочисленных сторонников нового единого бога - Атона.

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Египтяне считали, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Своим подданным Эхнатон объявил, что по воле Атона, было выбрано место для новой столицы Египта. Это место действительно было очень удачным. Возведенный за несколько лет, город был удобен, красив и лаконичен. Сады и бассейны, птицы и живность наполнили его поистине райским очарованием.

История Ахетатона собиралась по крупицам. Долгое время ученые знали о его существовании, но полных и завершенных текстов о нем не было, значит, не было и археологических подтверждений.

В одной деревне, где несколько веков живут "новые египтяне", местная крестьянка, копаясь в земле, нашла старинные глиняные таблички. И это оказался архив министерства внутренних дел Эхнатона.

Почва для монотеизма в Египте подготавливалась давно. Формально Эхнатон был не первым. Но именно он первым пошел на открытый конфликт с Амоном-Ра: он построил дворец Атона просторнее и выше дворца Амона.

В Ахетатон была завезена земля, высажены взрослые растения, выкопаны и заполнены каналы, бассейны, дно и стены которых были расписаны под натуральные водоросли и цветы- лилии и лотосы, в заросли запустили водоплавающих рыб и птиц. В ветвях деревьев запели птицы. Были построены прекрасные здания - дом Атона, Дворец Атона, храм "Проводов Атона на покой", храм "Тень Ра".

Как это и бывало раньше в Египте, камень, оставшийся после разрушения Ахетатона, вывезли для нового строительства. Остаток руин исчез навсегда. А нам остается только представлять себе сказочный город и доверяться немногим письменным источникам.

2. Аменхотеп III отказался от завоевательных войн отца и мирно правил Египтом более тридцати лет. Его жена - царица Тейе первая из египетских жен фараона удостоилась участия в правлении. Его сын Аменхотеп IV знаменитый фараон - еретик Эхнатон. Жена Эхнатона - красавица Нефертити.

Теодором Девисом, американским археологом, был найден золотой гроб. Ему очень повезло потому, что в почти полностью раскопанной Долине царей он нашел нетронутую могилу.

Но вопрос, кто погребен в этой могиле мучает археологов более 90 лет!

Все в этой могиле несет неопределенность, то есть нельзя понять, кто был похоронен: мужчина или женщина. Над гробом в стене была выдолблена ниша, в которой помещались четыре алебастровых сосуда с внутренностями покойника. Они были выполнены в виде человечьих голов, но определить пол по этим останкам было невозможно. Накладные волосы, изображенные в алебастре, окаймляли четыре молодых безбородых лица.

Изучив мумию, хирурги сделали заключение: ширина таза не оставляла сомнений, что скелет женский. Дэвис обрадовался: это царица Тейе. Но когда останки были перевезены в Каирский музей и тщательно изучены, археологи получили странное и неожиданное заключение: скелет принадлежал молодому мужчине двадцати пяти- двадцати шести лет.

Ученые все больше задумывались над находкой. Некоторые ученые заявляли, что погребение принадлежало Эхнатону. Ведь по погребальной камере были расставлены золотые кирпичи с надписями, по содержанию совпадающими с письменами на гробе. А на двух из них четко прочитывается имя Аменхотепа IV (Эхнатона)! В этом, многих убеждало то, что телосложением Эхнатон как раз подходил под описываемый скелет. Узкая с выступающим затылком голова, тонкая шея, тонкие руки, голени. Все совпадало и все объяснялось. Кроме одного: мужчина в гробу был очень молодым.

Все в гробнице говорило о том, что она принадлежала Эхнатону. Но кроме возраста, ученых вводили в сомнения четыре алебастровых сосуда. Они были выполнены очень тонко, но на их крышках был изображен не Эхнатон. В 1919 году было предположение, что гробница принадлежит царице Нефертити! Но эта версия быстро исчерпала себя. Тип лица не походил на внешность Нефертити.

Наконец, мертвец, возраст которого насчитывал не более 28 лет, возбудил сомнения ученых именно своей молодостью: неужели реформу такого масштаба, какую осуществил Эхнатон всего за 17 лет царствования, провел...мальчик 11 лет? Ну пусть 12...В этом было что-то не так. Тогда сразу стали искать доказательство, что в силу своей болезни, Эхнатон выглядел на десять лет моложе.

Но в 1931 году останки были еще раз изучены и сделан вывод, что скелет принадлежит молодому человеку 23-24 лет. Тождество с Эхнатоном было исключено: шести или семи летний ребенок, чисто теоретически мог "проводить" реформы, но уж детей иметь не мог никак! Надо было искать другого претендента на золотой гроб.

Ученые выдвигали предположения, что гроб принадлежит: дочери Эхнатона- Микетатон, умершей очень рано, старшей дочь Эхнатона- Меритатон, неведомой жене Эхнатона- Кийа или зятю Эхнатона – Сменхкаре.

В 1966 году возраст мертвеца снизился до 20 лет и признаков болезни на костях не оказалось.

До сих пор ни одна из версий не имеет достаточно доказательств. В числе наиболее вероятных "кандидатов" на обладание золотым гробом называются четыре лица -Эхнатон( Аменхотеп VI),Кийа, Сменхкара, Нефертити...

Заключение

Как сказал известный французский писатель 19 века Анатоль Франс: «Боги обычно подобны тем, кто им поклоняется». Так и древнейший народ Египта, насчитывающий около 7-ми тысячелетий существования и процветания, похож на своих божеств. Живя под девизом: «Один есть всё - и всё едино», египтяне создали самую яркую и загадочную цивилизацию. Объединение множества народов и верований дало такой богатый культурный фонд, осознание единения, помогли просуществовать такой длительный промежуток времени одним государственным строем, подчиняясь единой централизованной власти. Это же понимание единства, помогло создать такие неповторимые творения как пирамида Хеопса, сфинкс Хефрена, Колоссы Аменхотепа III, колоссы Мемнона, Долина царей и цариц, а так же множество потрясающих городов и храмов. Сильные духом египтяне, создававшие удивительную культуру и поэтичное искусство, могущественную цивилизацию своими руками. Это ли не чудо?

doc4web.ru

Искусство и Боги Древнего Египта

В наши дни ученые пришли к выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимой глубине своей сущности.

В Египте поклонялись не множеству богов, а напротив, под именем какого-либо божества — Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого изначального Бога... Египетские жрецы говорили: "Из него проистекает сущность всех других богов", "По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его творении".

Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое солнце". Высшее Существо едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении, он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога. Именно поэтому в Египте приняты триады божеств.

В каждой египетской провинции была своя триада, связанных между собой божеств, и это вовсе не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти фараона. Самая главная триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте, так как Осирис был воплощением Добра. Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу — фиванскую.

Теперь рассмотрим этих богов отдельно с точки зрения изображения и поклонения им.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Согласно мифу, Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он сразился с Сетом, но проиграл и победитель отнял у него волшебное Око. Позже состоялась вторя битва, и Гор смог одолеть Сета. Свое волшебное Око Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.

Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет, а когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

Птах , в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам..

Нефертум - "прелестное дитя богов", центр его культа Мемфис. Он был мягким, исцеляющим божеством, Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом.

Нут в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.

Что оставили нам Боги Древнего Египта

искусство египет архитектура религия

Пока сбираешь и позже перечитываешь рассказы о мифах, кажется, что эта древнейшая цивилизация уже понята и разгадана современным человеком. Но в действительности, чем больше мы узнаем о ней, тем яснее понимаем, как много еще предстоит постичь. Все сведения о Древнем Египте собранные человечеством, всего лишь видимая вершина, огромного айсберга, скрытого от неискушённого зрителя. Конечно, в пример можно привести разнообразные гипотезы о технологии построения пирамид и сфинксов, а так же иероглифическое письмо, расшифрованное Шампольоном только в 19-ом веке! Ранее и греки, и мыслители периода Возрождения, и многие ученые современники Шампольона пытались разгадать эту загадку на протяжении почти 18-ти веков, а сейчас к расшифровке египетской письменности относятся как к должному. Но люди, уверенные в своем могуществе, забывают про множество неразгаданных тайн. Чтобы развеять обманчивое впечатление всезнания, хотелось бы привести несколько из них.

1. Если плыть по Нилу от древних Фив к его устью, в пути вас заставит остановиться долина. В полукольце гор простирается великий город-призрак Ахетатон. Он просуществовал всего 17 лет, пока Древним Египтом правил его основатель - фараон Эхнатон.

В двадцать один год Аменхотеп IV, будущий фараон Эхнатон стал правителем Египта. Первые два года, прошедшие с момента своего восхождения, Аменхотеп продолжал ту же политику, что и его отец. Но постепенно попадал под власть своей жены Нефертити. Ученые допускают, что вовсе не личные убеждения, а влияние первой красавицы заставило Эхнатона пойти против фиванского жреческого клана и объявить войну неслыханно влиятельному культу Амона-Ра.

Неожиданно, на шестом году своего правления Эхнатон решил порвать со старой религией и возвел на духовный престол единого бога - Атона. Жрецы Амона-Ра, как и следовало ожидать, мгновенно объявили молодого фараона еретиком; общество в считанные годы разделилось на два лагеря: приверженцев старого бога Амона-Ра и немногочисленных сторонников нового единого бога - Атона.

mirznanii.com