Гомосексуальность в Древнем Риме. Гомосексуальность в древнем риме
Гомосексуальные отношения в Риме — Энгурра
В латыни нет эквивалентов для слов «гомосексуальность» и «гетеросексуальность», так как сексуальная ориентация римлян определялась манерой поведения: маскулинностью или женской пассивностью. Римское общество было патриархальным, поэтому гендерные роли соответствовали определенным нормам.
Авторитет мужчины в обществе зависел от его мужественности, которая являлась признаком власти и высокого статуса. Гомосексуальных женщин называли «tribas fricatrix» (букв. перевод «та, которая трётся») или «virago» (слово, образованное от латинского «vir» — «мужественный человек»). Но этот термин также использовался для обозначения женщины, которая демонстрирует образцовые и героические качества.
Сексуальность была одним из аспектов религиозных практик. По мнению древних, это демонстрировало властность через физическую (детородную) силу.
Мужчины в целом были свободны в отношениях с другими мужчинами, однако существовал ограничивающий их закон. “Lex Scantinia” запрещал мужскую проституцию, а также наказывал за соблазнение свободных мальчиков и сводничество с ними. Нарушение закона каралось штрафом в 10 тысяч сестерций. Судя по большому количеству упоминании, он использовался часто. По мнению историков, этот закон применялся и к высокопоставленным гражданам-мужчинам, которые брали на себя роль пассивного партнера. С точки зрения общества, быть пассивным или покорным считалось позорным для мужчины, так как это угрожало его маскулинности. В пассивной роли могли выступать только представители низших классов или рабов.
В армии акт гомосексуализма между солдатами считался нарушением военной дисциплины, за что виновных сурово наказывали. Греческий историк Полибий писал, что провинившихся могли подвергнуть фустуарию, то есть избить палками до смерти.
Однако при этом солдатам разрешалось заниматься однополым сексом с рабами, не запрещался секс с проститутками и пленниками обоих полов. Последнее даже считалось признаком доминирования над врагом, подчёркивало мужественность воина.
Интересен случай, который описывает Плутарх в биографии римского полководца Мария. Он пишет, что некий легионер Требоний был объектом сексуальных посягательств своего начальника Гая Луциуса. Требоний в итоге убил Луциуса, за что предстал перед трибуналом. Но когда стали известны все обстоятельства дела, он был оправдан и даже награждён венцом храбрости за защиту своей мужественности.
В другом сочинении «De Bello Hispaniensi», авторство которого иногда приписывают самому Цезарю, описывается Пиренейская кампания полководца. Там же говорится о римском офицере, который вступал в сексуальный контакт со своей наложницей, что никак не порицалось.
Хотя упомянутый ранее Lex Scantinia в источниках упоминается нередко, его полная суть и распространение не совсем ясны. Гомосексуализм в Риме не считался преступлением, и Lex Scantinia его не запрещал. Вместо этого, он выступал скорее как правило поведения настоящего римского гражданина, напоминание о том, какую роль должен играть свободный гражданин даже в сексе.
Однополые изнасилования и рабство
Lex scantinia освобождал граждан от бесчестия и преследования в случае изнасилования или принуждения к пассивному половому акту. Римский юрист Секст Помпоний писал: «Если человек был изнасилован разбойниками или в военное время, он не должен иметь никакого клейма.»
Но изнасилование свободного свободным считалось серьёзным преступлением, и могло караться смертной казнью. Для того, чтобы предупредить случаи изнасилования, несовершеннолетние свободные мальчики должны были носить специальную тогу praetexta, которая показывала статус неприкосновенности.
Римский гражданин мог эксплуатировать своих рабов для секса вне зависимости от их возраста и обстоятельств рождения. Он мог насиловать, пытать, злоупотреблять своей властью, но при этом он не нес никакого наказания, поскольку у рабов не было возможности гражданской защиты. К тому же тело раба принадлежит только хозяину, поэтому господин мог использовать его как угодно.
Император Адриан, известный как строитель стены в Нортумбрии, был в отношениях с красивым юношей вифинианцем Антиноем. Во время путешествия по Нилу в 130 году Антиной утонул (или был принесен в жертву). В память о юноше Адриан основал город Антинополис в Египте. Антиной был обожествлен. В Египте он даже ассоциировался с Осирисом, который также погиб в водах Нила и воскрес.
В отличие от Антиноя, мальчики, рожденные или проданные в рабство, а также захваченные в плен, часто подвергались сексуальной эксплуатации. Это считалось социально приемлемым среди высших классов.
Рабов для сексуальных утех называли puer delicatus или deliciae (сладкий, изящный). Такого рода практика изображена на кубке времен Юлиев-Клавдиев (хотя датировка оспаривается). Сосуд украшен рельефами двух зрелых мужчин, которые занимаются сексом с рабами. О рабском статусе последних говорит прическа, которую делали таким юношам.
Нерон
В крайних случаях puer delicatus кастрировали и одевали в женскую одежду. Это было сделано с целью усиления женской пассивной привлекательности. Это была распространённая тенденция. Например, у Нерона был puer delicatus по имени Спорус, который также был кастрирован. Источники сообщают, что Нерон женился на Спорусе, после чего тот носил женское платье и регалии императрицы.
В связи с тем, что сексуальное рабство стало крайне распространенным явлением в годы Ранней Империи, Сенат принял закон, запрещающий кастрированное рабов без их согласия.
Однополый брак
Римское право в целом никогда официально не признавало однополые браки. Однако в годы Ранней Империи такие союзы встречались нередко.
Известен пример начала 3 века нашей эры, когда император Элагабал, славившийся своими эксцентричными поступками, вышел замуж за атлета Зотика на публичной свадебной церемонии в Риме.
Однако с появлением и распространением христианства гомосексуальные браки криминализировались. В 390 году гомосексуализм был объявлен незаконным по всей империи для всех свободнорождённых римлян. На гомосексуалистов начались гонения.
При византийском императоре Юстиниане в 6 веке нашей эры было установлено, что любая форма гомосексуального поведения противоречит человеческой природе, поэтому объявляется вне закона и в Восточной Римской империи.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
engur.ru
Гомосексуальность в Древнем Риме Википедия
До наших дней дошло множество источников, касающихся гомосексуальных отношений в античном Риме и Римской империи. Среди их числа — многочисленные литературные произведения, стихи, рисунки и другие изображения, так или иначе описывающих сексуальные пристрастия некоторых правителей. Однако, в сравнении с аналогичными древнегреческими источниками, число сохранившихся гомоэротических изображений значительно меньше. Отношение древних римлян к однополой сексуальности также менялось от временной эпохи и было не одинаковым в различных провинциях империи.[1][2][3][4]
Взгляд на однополую сексуальность[ | код]
Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.
В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлась мужественность (virtus), определяющая мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.[5]
В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился[6].
Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль.[7][8] Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли.[9] Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставались под табу, поэтому в качестве пассивных партнёров римляне часто могли выбирать мужчин (например, рабов или кинедов) значительно более старших, чем они сами[10].
Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол того не был важным фактором приемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру[11].
Однополые отношения между женщинами менее документированы. Хотя римские женщины с высоким социальным статусом также получали образование, писали стихи и переписывались с родственниками-мужчинами, в целом до наших дней дошло очень мало литературных источников, написанных женщинами. Мужчины же мало интересовались сексуальными переживаниями женщин.
Гомоэротическая литература и искусство[
ru-wiki.ru
WikiZero - Гомосексуальность в Древнем Риме
Open wikipedia design.
До наших дней дошло множество источников, касающихся гомосексуальных отношений в античном Риме и Римской империи. Среди их числа — многочисленные литературные произведения, стихи, рисунки и другие изображения, так или иначе описывающих сексуальные пристрастия некоторых правителей. Однако, в сравнении с аналогичными древнегреческими источниками, число сохранившихся гомоэротических изображений значительно меньше. Отношение древних римлян к однополой сексуальности также менялось от временной эпохи и было не одинаковым в различных провинциях империи.[1][2][3][4]
Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.
В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлась мужественность (virtus), определяющая мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.[5]
В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился[6].
Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль.[7][8] Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли.[9] Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставались под табу, поэтому в качестве пассивных партнёров римляне часто могли выбирать мужчин (например, рабов или кинедов) значительно более старших, чем они сами[10].
Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол того не был важным фактором приемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императо
www.wikizero.com
Гомосексуальность в Древнем Риме - WikiVisually
1. Эрот – In Greek mythology, Eros was the Greek god of sexual attraction. Some myths make him a god, while in other myths. He was one of the winged love gods, Erotes, Eros appears in ancient Greek sources under several different guises. In the earliest sources, he is one of the gods involved in the coming into being of the cosmos. But in later sources, Eros is represented as the son of Aphrodite, whose mischievous interventions in the affairs of gods and mortals cause bonds of love to form, a cult of Eros existed in pre-classical Greece, but it was much less important than that of Aphrodite. However, in antiquity, Eros was worshiped by a fertility cult in Thespiae. In Athens, he shared a very popular cult with Aphrodite, according to Hesiod, one of the most ancient of all Greek sources, Eros was the fourth god to come into existence, coming after Chaos, Gaia, and Tartarus. However, Parmenides, one of the philosophers, makes Eros the first of all the gods to come into existence. The Orphic and Eleusinian Mysteries featured Eros as a very original god, aristophanes, influenced by Orphism, relates the birth of Eros, At the beginning there was only Chaos, Night, Darkness, and the Abyss. Earth, the Air and Heaven had no existence and he mated in the deep Abyss with dark Chaos, winged like himself, and thus hatched forth our race, which was the first to see the light. In later myths, he was the son of the deities Aphrodite and Ares, Eros was associated with athleticism, with statues erected in gymnasia, and was often regarded as the protector of homosexual love between men. Eros was depicted as carrying a lyre or bow and arrow. He was also depicted accompanied by dolphins, flutes, roosters, roses, “We must have a word with Aphrodite. Let us go together and ask her to persuade her boy, if that is possible, to loose an arrow at Aeetes’ daughter, Medea of the spells, and make her fall in love with Jason. ”He smites maids’ breasts with unknown heat. Once, when Venus’ son was kissing her, his quiver dangling down, in fact the wound was deeper than it seemed, though unperceived at first. Enraptured by the beauty of a man, Eros drove Dionysos mad for the girl with the delicious wound of his arrow, then curving his wings flew lightly to Olympus. And the god roamed over the hills scourged with a greater fire. ”The story of Eros and Psyche has a tradition as a folktale of the ancient Greco-Roman world long before it was committed to literature in Apuleius Latin novel. The novel itself is written in a picaresque Roman style, yet Psyche retains her Greek name, Eros and Aphrodite are called by their Latin names, and Cupid is depicted as a young adult, rather than a child
2. Сатиры – In Greek mythology, a satyr is one of a troop of ithyphallic male companions of Dionysus with goat-like features and often permanent erection. Early artistic representations sometimes include horse-like legs, but in 6th-century BC black-figure pottery human legs are the most common, in Roman Mythology there is a concept similar to satyrs, with goat-like features, the faun, being half-man, half-goat, who roamed the woods and mountains. In myths they are associated with pipe-playing. Greek-speaking Romans often used the Greek term saturos when referring to the Latin faunus, the satyrs chief was Silenus, a minor deity associated with fertility. These characters can be found in the complete remaining satyr play, Cyclops, by Euripides. The satyr play was a short, lighthearted tailpiece performed after each trilogy of tragedies in Athenian festivals honoring Dionysus, there is not enough evidence to determine whether the satyr play regularly drew on the same myths as those dramatized in the tragedies that preceded. The groundbreaking tragic playwright Aeschylus is said to have especially loved for his satyr plays. Mature satyrs are depicted in Roman art with goats horns. As Dionysiac creatures they are lovers of wine and women, because of their love of wine, they are often represented holding wine cups, and they appear often in the decorations on wine cups. Attic painted vases depict mature satyrs as being built with flat noses, large pointed ears, long curly hair. Satyrs often carry the thyrsus, the rod of Dionysus tipped with a pine cone, in earlier Greek art, Silenos appear as old and ugly, but in later art, especially in Hellenistic art, he is softened into a more youthful and graceful aspect. This transformation or humanization of the Satyr appears throughout late Greek art, another example of this shift occurs in the portrayal of Medusa and in that of the Amazon, characters who are traditionally depicted as barbaric and uncivilized. A humanized Satyr is depicted in a work of Praxiteles known as the Resting Satyr, Praxiteles gives a new direction to the satyr in art. Although not mentioned by Homer, in a fragment of Hesiods works satyrs are called brothers of the nymphs and Kuretes. In the Dionysus cult, male followers are known as satyrs, in Attica there was a species of drama dealing with the legends of gods and heroes, and the chorus was composed of satyrs and sileni. In the Athenian satyr plays of the 5th century BC, the chorus commented on the action and this satyric drama burlesqued the serious events of the mythic past with lewd pantomime and subversive mockery. One complete satyr play from the 5th century survives, the Cyclops of Euripides, the Satyr and the Traveller, one of Aesops Fables, features the satyr as the benevolent host for a traveler in the forest in winter. The satyr is bewildered by the claim to be able to blow hot and cold with the same breath, first to warm his hands, then to cool his porridge
3. Терракота – Terracotta, terra cotta or terra-cotta, a type of earthenware, is a clay-based unglazed or glazed ceramic, where the fired body is porous. The term is used to refer to the natural, brownish orange color, of most terracotta. This article covers the senses of terracotta as a medium in sculpture, as in the Terracotta Army and Greek terracotta figurines, asian and European sculpture in porcelain is not covered. Glazed architectural terracotta and its version as exterior surfaces for buildings were used in Asia for some centuries before becoming popular in the West in the 19th century. In archaeology and art history, terracotta is used to describe objects such as figurines not made on a potters wheel. An appropriate refined clay is formed to the desired shape, after drying it is placed in a kiln or atop combustible material in a pit, and then fired. The typical firing temperature is around 1,000 °C, though it may be as low as 600 °C in historic and archaeological examples. In some contexts, such as Roman figurines, white-colored terracotta is known as pipeclay, as such clays were later preferred for tobacco pipes, fired terracotta is not watertight, but surface-burnishing the body before firing can decrease its porousness and a layer of glaze can make it watertight. It is suitable for use below ground to carry pressurized water, for garden pots or building decoration in many environments, most other uses, such as for tableware, sanitary piping, or building decoration in freezing environments, require the material to be glazed. Terracotta, if uncracked, will ring if lightly struck, painted terracotta is typically first covered with a thin coat of gesso, then painted. It has been widely used but the paint is only suitable for indoor positions and is much less durable than fired colors in or under a ceramic glaze. Terracotta sculpture was rarely left in its raw fired state in the West until the 18th century. Terracotta/earthenware was the known type of ceramic produced by Western and pre-Columbian people until the 14th century. Terracotta has been used throughout history for sculpture and pottery as well as for bricks, in ancient times, the first clay sculptures were dried in the sun after being formed. They were later placed in the ashes of open hearths to harden, however, only after firing to high temperature would it be classed as a ceramic material. Terracotta female figurines were uncovered by archaeologists in excavations of Mohenjo-daro, along with phallus-shaped stones, these suggest some sort of fertility cult and a belief in a mother goddess. The Burney Relief is a terracotta plaque from Ancient Mesopotamia of about 1950 BC. In Mesoamerica, the majority of Olmec figurines were in terracotta
4. Древний Рим – In its many centuries of existence, the Roman state evolved from a monarchy to a classical republic and then to an increasingly autocratic empire. Through conquest and assimilation, it came to dominate the Mediterranean region and then Western Europe, Asia Minor, North Africa and it is often grouped into classical antiquity together with ancient Greece, and their similar cultures and societies are known as the Greco-Roman world. Ancient Roman civilisation has contributed to modern government, law, politics, engineering, art, literature, architecture, technology, warfare, religion, language and society. Rome professionalised and expanded its military and created a system of government called res publica, the inspiration for modern republics such as the United States and France. By the end of the Republic, Rome had conquered the lands around the Mediterranean and beyond, its domain extended from the Atlantic to Arabia, the Roman Empire emerged with the end of the Republic and the dictatorship of Augustus Caesar. 721 years of Roman-Persian Wars started in 92 BC with their first war against Parthia and it would become the longest conflict in human history, and have major lasting effects and consequences for both empires. Under Trajan, the Empire reached its territorial peak, Republican mores and traditions started to decline during the imperial period, with civil wars becoming a prelude common to the rise of a new emperor. Splinter states, such as the Palmyrene Empire, would divide the Empire during the crisis of the 3rd century. Plagued by internal instability and attacked by various migrating peoples, the part of the empire broke up into independent kingdoms in the 5th century. This splintering is a landmark historians use to divide the ancient period of history from the pre-medieval Dark Ages of Europe. King Numitor was deposed from his throne by his brother, Amulius, while Numitors daughter, Rhea Silvia, because Rhea Silvia was raped and impregnated by Mars, the Roman god of war, the twins were considered half-divine. The new king, Amulius, feared Romulus and Remus would take back the throne, a she-wolf saved and raised them, and when they were old enough, they returned the throne of Alba Longa to Numitor. Romulus became the source of the citys name, in order to attract people to the city, Rome became a sanctuary for the indigent, exiled, and unwanted. This caused a problem for Rome, which had a large workforce but was bereft of women, Romulus traveled to the neighboring towns and tribes and attempted to secure marriage rights, but as Rome was so full of undesirables they all refused. Legend says that the Latins invited the Sabines to a festival and stole their unmarried maidens, leading to the integration of the Latins, after a long time in rough seas, they landed at the banks of the Tiber River. Not long after they landed, the men wanted to take to the sea again, one woman, named Roma, suggested that the women burn the ships out at sea to prevent them from leaving. At first, the men were angry with Roma, but they realized that they were in the ideal place to settle. They named the settlement after the woman who torched their ships, the Roman poet Virgil recounted this legend in his classical epic poem the Aeneid
5. Римская империя – Civil wars and executions continued, culminating in the victory of Octavian, Caesars adopted son, over Mark Antony and Cleopatra at the Battle of Actium in 31 BC and the annexation of Egypt. Octavians power was then unassailable and in 27 BC the Roman Senate formally granted him overarching power, the imperial period of Rome lasted approximately 1,500 years compared to the 500 years of the Republican era. The first two centuries of the empires existence were a period of unprecedented political stability and prosperity known as the Pax Romana, following Octavians victory, the size of the empire was dramatically increased. After the assassination of Caligula in 41, the senate briefly considered restoring the republic, under Claudius, the empire invaded Britannia, its first major expansion since Augustus. Vespasian emerged triumphant in 69, establishing the Flavian dynasty, before being succeeded by his son Titus and his short reign was followed by the long reign of his brother Domitian, who was eventually assassinated. The senate then appointed the first of the Five Good Emperors, the empire reached its greatest extent under Trajan, the second in this line. A period of increasing trouble and decline began with the reign of Commodus, Commodus assassination in 192 triggered the Year of the Five Emperors, of which Septimius Severus emerged victorious. The assassination of Alexander Severus in 235 led to the Crisis of the Third Century in which 26 men were declared emperor by the Roman Senate over a time span. It was not until the reign of Diocletian that the empire was fully stabilized with the introduction of the Tetrarchy, which saw four emperors rule the empire at once. This arrangement was unsuccessful, leading to a civil war that was finally ended by Constantine I. Constantine subsequently shifted the capital to Byzantium, which was renamed Constantinople in his honour and it remained the capital of the east until its demise. Constantine also adopted Christianity which later became the state religion of the empire. However, Augustulus was never recognized by his Eastern colleague, and separate rule in the Western part of the empire ceased to exist upon the death of Julius Nepos. The Eastern Roman Empire endured for another millennium, eventually falling to the Ottoman Turks in 1453, the Roman Empire was among the most powerful economic, cultural, political and military forces in the world of its time. It was one of the largest empires in world history, at its height under Trajan, it covered 5 million square kilometres. It held sway over an estimated 70 million people, at that time 21% of the entire population. Throughout the European medieval period, attempts were made to establish successors to the Roman Empire, including the Empire of Romania, a Crusader state. Rome had begun expanding shortly after the founding of the republic in the 6th century BC, then, it was an empire long before it had an emperor
6. Древняя Греция – Ancient Greece was a civilization belonging to a period of Greek history from the Greek Dark Ages of the 12th-9th centuries BC to the end of antiquity. Immediately following this period was the beginning of the Early Middle Ages and this was followed by the period of Classical Greece, an era that began with the Greco-Persian Wars, lasting from the 5th to 4th centuries BC. Due to the conquests by Alexander the Great of Macedonia, Hellenistic civilization flourished from Central Asia to the end of the Mediterranean Sea. Classical Greek culture, especially philosophy, had a influence on ancient Rome. For this reason Classical Greece is generally considered to be the culture which provided the foundation of modern Western culture and is considered the cradle of Western civilization. Classical Antiquity in the Mediterranean region is considered to have begun in the 8th century BC. Classical Antiquity in Greece is preceded by the Greek Dark Ages and this period is succeeded, around the 8th century BC, by the Orientalizing Period during which a strong influence of Syro-Hittite, Jewish, Assyrian, Phoenician and Egyptian cultures becomes apparent. The end of the Dark Ages is also dated to 776 BC. The Archaic period gives way to the Classical period around 500 BC, Ancient Periods Astronomical year numbering Dates are approximate, consult particular article for details The history of Greece during Classical Antiquity may be subdivided into five major periods. The earliest of these is the Archaic period, in which artists made larger free-standing sculptures in stiff, the Archaic period is often taken to end with the overthrow of the last tyrant of Athens and the start of Athenian Democracy in 508 BC. It was followed by the Classical period, characterized by a style which was considered by observers to be exemplary, i. e. classical, as shown in the Parthenon. This period saw the Greco-Persian Wars and the Rise of Macedon, following the Classical period was the Hellenistic period, during which Greek culture and power expanded into the Near and Middle East. This period begins with the death of Alexander and ends with the Roman conquest, Herodotus is widely known as the father of history, his Histories are eponymous of the entire field. Herodotus was succeeded by authors such as Thucydides, Xenophon, Demosthenes, Plato, most of these authors were either Athenian or pro-Athenian, which is why far more is known about the history and politics of Athens than those of many other cities. Their scope is limited by a focus on political, military and diplomatic history, ignoring economic. In the 8th century BC, Greece began to emerge from the Dark Ages which followed the fall of the Mycenaean civilization, literacy had been lost and Mycenaean script forgotten, but the Greeks adopted the Phoenician alphabet, modifying it to create the Greek alphabet. The Lelantine War is the earliest documented war of the ancient Greek period and it was fought between the important poleis of Chalcis and Eretria over the fertile Lelantine plain of Euboea. Both cities seem to have suffered a decline as result of the long war, a mercantile class arose in the first half of the 7th century BC, shown by the introduction of coinage in about 680 BC
7. Pater familias – The pater familias, also written as paterfamilias, was the head of a Roman family. The pater familias was the oldest living male in a household and he had complete control of all family members. The term is Latin for father of the family or the owner of the family estate, the form is archaic in Latin, preserving the old genitive ending in -ās, whereas in classical Latin the normal genitive ending was -ae. The pater familias always had to be a Roman citizen, Roman law and tradition established the power of the pater familias within the community of his own extended familia. The same mos maiorum moderated his authority and determined his responsibilities to his own familia, in effect, the pater familias was expected to be a good citizen. In theory at least, he powers of life and death over every member of his extended familia through ancient right. In practice, the form of this right was seldom exercised. It was eventually limited by law, the Roman household was conceived of as an economic and juridical unit or estate, familia originally meant the group of the famuli living under the same roof. That meaning later expanded to indicate the familia as the basic Roman social unit, which include the domus but was legally distinct from it. All members and properties of a familia were subject to the authority of a pater familias, his legal, social, in Roman law, the potestas of the pater familias was official but distinct from that of magistrates. Only a Roman citizen held the status of pater familias, and he was responsible for its well-being, reputation and legal and moral propriety. He was also obliged to observe the constraints imposed by Roman custom and his decisions should be obtained through counsel, consultation and consent within the familia, which were decisions by committee. The family consilia probably involved the most senior members of his own household, especially his wie, augustuss legislation on the morality of marriage co-opted the traditional potestas of the pater familias. Augustus was not only Romes princeps but also its father, as such, he was responsible for the entire Roman familia. Romes survival required that citizens produce children and that could not be left to individual conscience. The falling birth rate was considered a marker of degeneracy and self-indulgence, particularly among the elite, Lex Julia maritandis ordinibus compelled marriage upon men and women within specified age ranges and remarriage on the divorced and bereaved within certain time limits. The Lex Julia de adulteriis coercendis severely penalised adulterous wives and any husbands who tolerated such behaviour, the Lex Papia Poppaea extended and modified the laws in relation to intermarriage between social classes and inheritance. Compliance was rewarded and exceptional public duty brought exemption, but dictatorial compulsion was deeply unpopular, the laws were later softened in theory and practise, but the imperial quaestio perpetua remained
8. Маскулинность – Masculinity is a set of attributes, behaviors and roles generally associated with boys and men. Masculinity is made up of both socially-defined and biologically-created factors, distinct from the definition of the biological sex. Both males and females can exhibit masculine traits and behavior and those exhibiting both masculine and feminine characteristics are considered androgynous, and feminist philosophers have argued that gender ambiguity may blur gender classification. Masculine traits include courage, independence and assertiveness and these traits vary by location and context, and are influenced by social and cultural factors. An overemphasis on masculinity and power, often associated with a disregard for consequences, masculine qualities, characteristics or roles are considered typical of, or appropriate for, a boy or man. They have degrees of comparison, more masculine and most masculine, the concept of masculinity varies historically and culturally, although the dandy was seen as a 19th-century ideal of masculinity, he is considered effeminate by modern standards. Masculine norms, as described in Ronald F and these norms reinforce gender roles by associating attributes and characteristics with one gender. The academic study of masculinity received increased attention during the late 1980s and early 1990s and this has sparked investigation of the intersection of masculinity with other axes of social discrimination and concepts from other fields, such as the social construction of gender difference. In many cultures, displaying characteristics not typical of ones gender may be a social problem, in sociology, this labeling is known as gender assumptions and is part of socialization to meet the mores of a society. Non-standard behavior may be considered indicative of homosexuality, despite the fact that expression, gender identity. When sexuality is defined in terms of choice, male homosexuality is interpreted as effeminacy. Social disapproval of excessive masculinity may be expressed as machismo or by such as testosterone poisoning. The relative importance of socialization and genetics in the development of masculinity is debated, the historical development of gender roles is addressed by behavioural genetics, evolutionary psychology, human ecology, anthropology and sociology. All human cultures seem to encourage gender roles in literature, costume and song, examples may include the epics of Homer, the Hengist and Horsa tales, more specialized treatments of masculinity may be found in the Bhagavad Gita and the bushidō of Hagakure. The extent to which masculinity is inborn or conditioned is debated, genome research has yielded information about the development of masculine characteristics and the process of sexual differentiation specific to the human reproductive system. The testis determining factor on the Y chromosome, critical for male sexual development, the activation of SRY halts the process of creating a female, beginning a chain of events leading to testicle formation, androgen production and a number of pre- and post-natal hormonal effects. How a child develops gender identity is also debated, some believe that masculinity is linked to the male body, in this view, masculinity is associated with male genitalia. Others have suggested that although masculinity may be influenced by biology, proponents of this view argue that women can become men hormonally and physically, and many aspects of masculinity assumed to be natural are linguistically and culturally driven
9. Виртус – In Roman mythology, Virtus was the deity of bravery and military strength, the personification of the Roman virtue of virtus. The Greek equivalent deity was Arete, he/she was identified with the Roman god Honos and was often honoured together with him, such as in the Temple of Virtus and Honos at the Porta Capena in Rome itself. This deity was represented in a variety of ways, for example, on the coins of Tetricus, it can appear as a matron, within the realm of funerary reliefs Virtus is never shown without a male companion. Often her presence within this realm of art is to compliment, in 1776, Virtus was made the central figure in Seal of Virginia and the subsequent states flag, which features the seal. The Virginia four-dollar note, a Continental currency, had a similar Virtus pictured on its obverse
wikivisually.com
Гомосексуальность в Древнем Риме Википедия
Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.
В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлась мужественность (virtus), определяющая мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.[5]
В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился[6].
Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль.[7][8] Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли.[9] Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставались под табу, поэтому в качестве пассивных партнёров римляне часто могли выбирать мужчин (например, рабов или кинедов) значительно более старших, чем они сами[10].
Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол того не был важным фактором приемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру[11].
Однополые отношения между женщинами менее документированы. Хотя римские женщины с высоким социальным статусом также получали образование, писали стихи и переписывались с родственниками-мужчинами, в целом до наших дней дошло очень мало литературных источников, написанных женщинами. Мужчины же мало интересовались сексуальными переживаниями женщин.
ruwikiorg.ru
Гомосексуальность в Древнем Риме - Вики
Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.
В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлась мужественность (virtus), определяющая мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.[5]
В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился[6].
Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль.[7][8] Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли.[9] Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставались под табу, поэтому в качестве пассивных партнёров римляне часто могли выбирать мужчин (например, рабов или кинедов) значительно более старших, чем они сами[10].
Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол того не был важным фактором приемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру[11].
Однополые отношения между женщинами менее документированы. Хотя римские женщины с высоким социальным статусом также получали образование, писали стихи и переписывались с родственниками-мужчинами, в целом до наших дней дошло очень мало литературных источников, написанных женщинами. Мужчины же мало интересовались сексуальными переживаниями женщин.
ru.wikiredia.com
В падении Римской империи виноваты геи?
Роберто де Маттею, кстати, ревностному католику, награжденному Ватиканом за служение церкви и пропаганду ее идей, не привыкать оказываться в центре скандалов. Достаточно сказать, что совсем недавно он «отличился», заявив, что землетрясение и цунами 11 марта было послано японцам как «божественное наказание».
Наверное, поэтому мало кого на Апеннинах удивила очередная научная теория де Маттейя, сказавшего в интервью на освещающей религиозные вопросы радиостанции Maria: «Падение Римской империи и набеги варваров произошли из-за расцвета гомосексуализма. Рассадником гомосексуализма, заразившим многих римлян, стала римская колония в Карфагене, которая была раем для гомосексуалистов».
Что же касается нашествий варваров, среди которых однополая любовь была практически неизвестна, то их 63-летний историк, как нетрудно догадаться, считает наказанием, посланным далеким предкам свыше за моральные прегрешения.
К новому опусу скандального ученого о божественных наказаниях за земные грехи можно было бы отнестись, как к очередной выходке религиозного мракобеса, не требующей серьезного внимания, если бы Роберто де Маттей не был вице-президентом престижного и авторитетного Центра национальных исследований и личным другом министра образования Италии Марии Стеллы Гельмини и премьер-министра Сильвио Берлускони, который не так давно заявил, что лучше любить девочек, чем быть геем.
Маттей ссылается на христианского автора Vвека Сальвиано ди Марсилью и одного из самых больших специалистов по древнему Риму, автора многотомной «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдварда Гиббона, который считал, что из первых 15 императоров только у одного – Клавдия была правильная сексуальная ориентация. К тому же, гомосексуализм широко отображался в древнеримском искусстве и не находился под запретом, а у чиновников нередко были любовники из рабов.
Несмотря на ссылки на такого авторитета по вопросам Римской империи, как Гиббон, историки дружно встретили новую теорию Маттейя в штыки, потому что никаких серьезных доказательств того, что в Риме было много гомосексуалистов, нет.
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
На заре существования Римской империи гомосексуальность была распространённым явлением. Ситуация в Древнем Риме чем-то напоминает греческую по степени открытости гомосексуальных отношений, однако тут не было древнегреческого типа отношений «учитель-ученик». Вместо этого было принято держать у себя дома рабов-наложников. Часто об этом знали родители, жена и дети гражданина. Ещё одно отличие от греческие традиции – наличие и широкое распространение в Риме мужской проституции. Между женщинами существовали отношения в форме патроната (покровительства), а кое-где и брака.
В Древнем Риме гомосексуальность была характерны явлением в равной степени как для верхов общества, так и для простых граждан (гражданин мог упрекнуть другого гражданина-гомосексуала в женоподобии).
Среди римских императоров вряд ли найдётся тот, кто не соблазнял или не был соблазнён другим мужчиной. Юлий Цезарь «грешил» содомией с царём Вифинии Никомедом, чем и заслужил прозвище «царица» и насмешек во время галльского триумфа. Марк Антоний утверждал, что Август добился своего усыновления лишь с помощью сексуальных контактов. Адриан, оставивший след в истории, как правитель империи, отошедший от агрессивной милитаристской политики, все свои подвиги совершил, неся в сердце образ возлюбленного «неземной красоты» Антиноя, которого объявил после его гибели божеством. Светоний, описывая жизнь императоров и их сексуальная жизнь, полную промискуитета и неопределённой ориентации сексуальной, относился к ним явным пренебрежением.
Приемлемой и нормальной практикой были однополые отношения в римской армии. Христианская религия, распространившаяся уже в III в до н. э. поставила императоров в затруднительное положение, т. к. определённо осуждала гомосексуальность, в то время как среди римских легионеров в III – IV вв. была распространён митраизм с сильным гомосексуальным подтекстом. А так как армия играла в империи немаловажную роль, действовать необходимо было крайне осторожно.
Христианское учение пророчествовало конец света, вызванный и постыдной разгульной жизнью римлян. Развал Западной Римской империи (476 г.) рассматривался как наказание господне за грехи общества, погрязшего в разврате, в т. ч. и в гомосексуальном. В то же время в Восточно-Римской империи ситуация было несколько иной. В 538 г. император Юстиниан, направивший свои усилия на укрепление государственности, официально осудил гомосексуальность, как безбожное действие, от которого может пострадать и само государство. При этом делались ссылки на библейское предание о разрушении Содом.