Мифы древней эллады немировский. «Рождение музыки» из кн. «Мифы Древней Эллады» (Немировский)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады.— М. Просвещение, 1992. djvu. Мифы древней эллады немировский


Немировский А. И. Мифы Древней Эллады.— М. Просвещение, 1992. djvu

  • Название:
  • Размер: 6.28 Мб
  • Формат: DJVU
  • Скачать

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

.И. Немировский МИФЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ А. И. Немировский МИФЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992 ББК 63.3(0)3 Н50 Рецензенты: доктор исторических наук И. С. Свенцицкая, учителя московских школ Л. А. Кацва и И. Л. Пигрищ Немировский А. И. Н50 Мифы Древней Эллады.—М.: Просвещение, 1992.—319 с: ил,-ISBN 5-09-003140-1. В книге в увлекательной форме изложены древнегреческие мифы о происхождении космоса. Земли и человечества, о борьбе богов и титанов, о богах Олимпа и героях Древней Греции, о подвигах Геракла и аргонавтах, о Трое и Троянской войне. Автор, писатель и ученый-специалист в области истории древнего мира, излагает мифы в современном прочтении и с учетом нового в исторической науке, появившегося за последние 70—80 лет, т. е. с момента выхода известной книги Н. А. Куна. Он соединяет художественное изложение мифологических сюжетов с научными данными. Это позволит читателю взглянуть на мифы не просто как на занимательные рассказы, но и как на своеобразный источник сведений по истории Древней Эллады. н 4306020000—348 „г Л |Щ5зТ-92 95~~91 ББК 633(0)3 ISBN 5-09-003I40-1 © Немировский А. И., 1992 КООРДИНАТЫ МИФА Если верить мифам, ни у кого из воителей, как ахейских, так и троянских, не было такого великолепного щита, как у Ахилла, сына Фетиды. Его не было даже у небожителей, которые порой спускались со своего многоснежного Олимпа на землю, чтобы встретиться с полюбивши- мися им людьми или вступить в битву, защищая своих любимцев. Для описа- ния этого щита Гомеру потребовалось 125 строк, тогда как для всего осталь- ного оружия, выкованного Гефестом по просьбе Фетиды, хватило и шести. Щит из пяти составил листов и на круге обширном Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. Там представил он землю, представил и небо и море. Солнце в пути неистомное, полный серебряный месяц, Все прекрасные звезды, какими венчается небо; Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, Арктос, сынами земными еще Колесницей зовомый; Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона И единый чуждается мыться в волнах Океана... Почему Гефесту пришло в голову изобразить на щите всю землю, небо и звезды, не говоря уже о многочисленных эпизодах сельской и городской жиз- ни? Ведь воину, каким был Ахилл, важно было не то, как разрисован щит, а крепок ли он и сумеет ли противостоять ударам вражеских копий, дротиков и стрел! Недоумение рассеется, если мы вспомним, что Фетида была не смертной женщиной, а богиней, и не просто богиней, а богиней, приближенной к пра- родителю богов Океану, первенцу Геи и Урана, рожденному задолго до Крона,— к быстротечному глубокому Океану, окружавшему землю и море. Она знала не из вторых рук, как устроен мир, и попросила бога-кователя изобразить на щите карту космоса и обитаемой земли — ойкумены. По ней Ахилл мог бы отыскать не только землю мирмидонян, где правил его смерт- ный отец Пелей, но и Трою, куда он прибыл во главе отряда, чтобы вместе с другими ахейцами отстаивать честь Менелая и наказать его оскорбителей. Как щит Ахилла (подобно любому другому щиту) имел центр с неболь- шим возвышением, так и земля, имевшая форму щита., обладала в представле- ниях древних народов срединной горой, которую называли «пупом земли». 3 В силу слабо развитых географических представлений и уверенности каждого народа в его превосходстве над другими народами греки искали «пум земли» в своей собственной стране. Они поместили его на месте знаменитейшего хра- ма Аполлона в Дельфах, посещавшегося не только греками, но и чужезем- цами. Оставалось только объяснить с помощью мифа, что центральное по- ложение храма — не людская выдумка, а факт, установленный самими богами. За этим дело не стало! Появился миф, будто Зевс, послал с востока и запада двух орлов, которые встретились в воздухе прямо над Дельфами. В знак того, что Дельфы являются «пупом земли», там позднее, когда уже землю пред- ставляли в форме шара, был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам. Через срединную гору, или «пуп земли», у греков, как и у многих других народов, была мысленно проведена мировая ось, верх которой упирался в Полярную звезду, а нижняя часть уходила под землю, где располагалось царство мертвых — аид, а еще глубже — тартар, находящийся на таком же расстоянии от земли, как сама земля от небесной дали. В многосумрачном тартаре залегали корни земли и моря — все начала и все концы, и именно туда были низвергнуты побежденные Зевсом титаны. Щит Ахилла помогает нам разобраться в, казалось бы, хаотических пред- ставлениях древних греков о том, что мы называем миром, а они именовали «космосом». Мы уже на пороге нашего путешествия в страну мифов узнаем, каким было пространство, где разворачивалось великое мифологическое дей- ство, великая трагедия, участниками которой были богини и боги, титаны, гиганты, смертные мужчины и женщины, иногда удостоенные встречаться с небожителями, вступать с ними в брак и рождать от них героев. Вскоре мы убедимся, что действо развивалось не только в пространстве, но и во времени, что мир богов, построенный по образу и подобию мира людей, знал свою ис- торию. Спартанки, провожая своих сыновей на войну, напутствовали их: «Со щи- том или на щите». Конечно же, мы отправимся со щитом, чтобы с ним вер- нуться в наш современный столь не похожий на древний космос мир. Щит Ахилла будет для нас не только пропуском в страну мифов, но своего рода компасом, который не даст заблудиться среди сложных и запутанных лаби- ринтов древних сказаний. И с самого начала он поможет нам усвоить, что миф не сказка, а донаучное объяснение мира, соответствующее тому времени, когда возможности человека понять природу и историю были ограничены. КОСМОГ ■'"■ к'- ^ Ч*:СГВО ОСТАНОВИ?:.!. ■;*>■ Не иди путями бессмертных, если в тебе бьется смерт- ное сердце и течет в жилах человеческая кровь. Не до- зволит Немесида увидеть то, что сокрыто от взгляда смерт- ных. Не пройти тебе мимо Горгон, при одном виде которых каменеет тело и ты превращаешься в памятник своего неразумия, не проплыть мимо Сирен, заманивавших в воды смерти сладостным пением. Остановись! Но если у тебя в груди тлеет уголь любознания, вложенный человеколюбивым титаном Прометеем, насыть его песнями Гомера и Гесиода, которые им напели легкокрылые музы1. В начале всего был бесформенный, неопределен- ный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубо- ко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар и извечная, существовавшая еще до них сила влечения — Эрос2. Этим же словом греки называли божка любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мирозда- ния, исключает то, что понимается самим Гесиодом под словом «любовь»: «Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий». Он исключает какое бы то ни было чувство — было бы странным представить себе, что метеорит, летящий к земле, направ- ляется силой любви. Эрос — это то, что мы назвали бы силой тяготения, су- ществующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движе- ние и Хаос, и Землю. Хаос производит женское начало — Ночь и мужское начало — Мрак (Эреб). Порождения Ночи — и Мор, и мрачные, беспощадные божества смерти керы, и Танат (Смерть), и Сон (Гипнос), и целая толпа сно- видений, и бесстрастные мойры, в чьих р-уках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида, и Обман, и.Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство — Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судеб- ные тяжбы и Беззакония, но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка, карающего всякого, дающего лживую клятву. А из соединения Ночи с Эребом 1 Здесь и далее эпиграфы 0е:рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющий День. Свет из Тьмы. Этот образ известен и восточной мудрости: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью». Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет. Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъ- единяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон. ' Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт). Обычно под Понтом мыслилось Черное море. Уран ---- олицетворение мужского начала, «небо» в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, «точно покрыл землю»—мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли. Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Жен- щины, привело к появлению богов первого поколения — их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов — Сторуких. Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери- Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения. У старшего из них, могучего Океана, которого поэты называли «началом всего», было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же пронизавших всю сушу речных потоков. Смертным никогда не запомнить их имен, как не вычерпать их вод, питаемых Океаном. Об истоках потоков- братьев Нила, Эридана и Истра знают лишь живущие на краю света суровые киммерийцы, блаженные эфиопы и черные человечки пигмеи, неустанно веду- щие войну с журавлями. Какой смельчак найдет к ним пути? А если найдет, сумеет ли вернуться назад? Дано это лишь Гелиосу (Солнцу), порожденному вместе с Селеной (Луной), Эос (Зарей) и многочисленными Звездами другой парой титанов, занявшей высоты мироздания, да, может быть, быстролетным ветрам Борею, Ноту и Зефиру — крылатым внукам третьей их пары. Титан Я пет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлан- том, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов. Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетерпеливый. Не за- хотел он выносить не только высокомерного покровительства старших брать- ев, но и власти собственного отца. Может быть, и не решился бы он поднять на него руку и посягнуть на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей — Сторуких великанов и заточил, опутав цепями

freedocs.xyz

А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»

А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»

Схватка богов и титанов

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег,

И мышцы гордые напрягших мощь титанов…

Вячеслав Иванов

Просмотр содержимого документа «А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»»

А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»

Схватка богов и титанов

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег,

И мышцы гордые напрягших мощь титанов…

Вячеслав Иванов

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, и не было видно конца их сражению, пока не стало Зевсу известно, что, лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли Сторуких, одержат боги победу.

Присоединились к богам также киклопы и кое-кто из титанов. С новой силой разгорелась жестокая битва, когда ринулись в бой Сторукие. Опьяненные полученной свободой, они вырывали из тела Земли скалы и с силой обрушивали их на головы титанов. Зевс же без устали метал огненные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему киклопы.

Застонала Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов. Ничем не могла она помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты в такую глубь Матери-Земли, что наковальня, если бы кто бросил ее вниз, лететь должна была бы девять дней и ночей. Там, в сумрачном тартаре, за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны, за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов, занявших многовершинный Олимп. Среди них – и сын Иапета Прометей, и старший из титанов Океан: хотя и не смог он поднять своего текучего тела на снежную вершину Олимпа, зато убедил это сделать суровую Стикс, старшую из океанид, и она первой явилась на Олимп вместе со своими детьми Никой (Победой), Силой и Мощью, чтобы вместе с олимпийцами обрушиться на титанов. Зевс не забыл этой услуги – он навсегда оставил при себе ее детей, а самой Стикс оказал небывалую честь – предназначил ей быть нерушимой клятвой бессмертных. С тех пор и клянутся ее водами подвластные Зевсу небожители, когда хотят скрепить договор самой верной из клятв.

Завершилось время Крона.

multiurok.ru

Немировский А. И. Мифы древней Эллады (1992). djvu

  • Название:
  • Размер: 6.28 Мб
  • Формат: DJVU
  • Скачать

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

.И. Немировский МИФЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ А. И. Немировский МИФЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992 ББК 63.3(0)3 Н50 Рецензенты: доктор исторических наук И. С. Свенцицкая, учителя московских школ Л. А. Кацва и И. Л. Пигрищ Немировский А. И. Н50 Мифы Древней Эллады.—М.: Просвещение, 1992.—319 с: ил,-ISBN 5-09-003140-1. В книге в увлекательной форме изложены древнегреческие мифы о происхождении космоса. Земли и человечества, о борьбе богов и титанов, о богах Олимпа и героях Древней Греции, о подвигах Геракла и аргонавтах, о Трое и Троянской войне. Автор, писатель и ученый-специалист в области истории древнего мира, излагает мифы в современном прочтении и с учетом нового в исторической науке, появившегося за последние 70—80 лет, т. е. с момента выхода известной книги Н. А. Куна. Он соединяет художественное изложение мифологических сюжетов с научными данными. Это позволит читателю взглянуть на мифы не просто как на занимательные рассказы, но и как на своеобразный источник сведений по истории Древней Эллады. н 4306020000—348 „г Л |Щ5зТ-92 95~~91 ББК 633(0)3 ISBN 5-09-003I40-1 © Немировский А. И., 1992 КООРДИНАТЫ МИФА Если верить мифам, ни у кого из воителей, как ахейских, так и троянских, не было такого великолепного щита, как у Ахилла, сына Фетиды. Его не было даже у небожителей, которые порой спускались со своего многоснежного Олимпа на землю, чтобы встретиться с полюбивши- мися им людьми или вступить в битву, защищая своих любимцев. Для описа- ния этого щита Гомеру потребовалось 125 строк, тогда как для всего осталь- ного оружия, выкованного Гефестом по просьбе Фетиды, хватило и шести. Щит из пяти составил листов и на круге обширном Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. Там представил он землю, представил и небо и море. Солнце в пути неистомное, полный серебряный месяц, Все прекрасные звезды, какими венчается небо; Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, Арктос, сынами земными еще Колесницей зовомый; Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона И единый чуждается мыться в волнах Океана... Почему Гефесту пришло в голову изобразить на щите всю землю, небо и звезды, не говоря уже о многочисленных эпизодах сельской и городской жиз- ни? Ведь воину, каким был Ахилл, важно было не то, как разрисован щит, а крепок ли он и сумеет ли противостоять ударам вражеских копий, дротиков и стрел! Недоумение рассеется, если мы вспомним, что Фетида была не смертной женщиной, а богиней, и не просто богиней, а богиней, приближенной к пра- родителю богов Океану, первенцу Геи и Урана, рожденному задолго до Крона,— к быстротечному глубокому Океану, окружавшему землю и море. Она знала не из вторых рук, как устроен мир, и попросила бога-кователя изобразить на щите карту космоса и обитаемой земли — ойкумены. По ней Ахилл мог бы отыскать не только землю мирмидонян, где правил его смерт- ный отец Пелей, но и Трою, куда он прибыл во главе отряда, чтобы вместе с другими ахейцами отстаивать честь Менелая и наказать его оскорбителей. Как щит Ахилла (подобно любому другому щиту) имел центр с неболь- шим возвышением, так и земля, имевшая форму щита., обладала в представле- ниях древних народов срединной горой, которую называли «пупом земли». 3 В силу слабо развитых географических представлений и уверенности каждого народа в его превосходстве над другими народами греки искали «пум земли» в своей собственной стране. Они поместили его на месте знаменитейшего хра- ма Аполлона в Дельфах, посещавшегося не только греками, но и чужезем- цами. Оставалось только объяснить с помощью мифа, что центральное по- ложение храма — не людская выдумка, а факт, установленный самими богами. За этим дело не стало! Появился миф, будто Зевс, послал с востока и запада двух орлов, которые встретились в воздухе прямо над Дельфами. В знак того, что Дельфы являются «пупом земли», там позднее, когда уже землю пред- ставляли в форме шара, был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам. Через срединную гору, или «пуп земли», у греков, как и у многих других народов, была мысленно проведена мировая ось, верх которой упирался в Полярную звезду, а нижняя часть уходила под землю, где располагалось царство мертвых — аид, а еще глубже — тартар, находящийся на таком же расстоянии от земли, как сама земля от небесной дали. В многосумрачном тартаре залегали корни земли и моря — все начала и все концы, и именно туда были низвергнуты побежденные Зевсом титаны. Щит Ахилла помогает нам разобраться в, казалось бы, хаотических пред- ставлениях древних греков о том, что мы называем миром, а они именовали «космосом». Мы уже на пороге нашего путешествия в страну мифов узнаем, каким было пространство, где разворачивалось великое мифологическое дей- ство, великая трагедия, участниками которой были богини и боги, титаны, гиганты, смертные мужчины и женщины, иногда удостоенные встречаться с небожителями, вступать с ними в брак и рождать от них героев. Вскоре мы убедимся, что действо развивалось не только в пространстве, но и во времени, что мир богов, построенный по образу и подобию мира людей, знал свою ис- торию. Спартанки, провожая своих сыновей на войну, напутствовали их: «Со щи- том или на щите». Конечно же, мы отправимся со щитом, чтобы с ним вер- нуться в наш современный столь не похожий на древний космос мир. Щит Ахилла будет для нас не только пропуском в страну мифов, но своего рода компасом, который не даст заблудиться среди сложных и запутанных лаби- ринтов древних сказаний. И с самого начала он поможет нам усвоить, что миф не сказка, а донаучное объяснение мира, соответствующее тому времени, когда возможности человека понять природу и историю были ограничены. КОСМОГ ■'"■ к'- ^ Ч*:СГВО ОСТАНОВИ?:.!. ■;*>■ Не иди путями бессмертных, если в тебе бьется смерт- ное сердце и течет в жилах человеческая кровь. Не до- зволит Немесида увидеть то, что сокрыто от взгляда смерт- ных. Не пройти тебе мимо Горгон, при одном виде которых каменеет тело и ты превращаешься в памятник своего неразумия, не проплыть мимо Сирен, заманивавших в воды смерти сладостным пением. Остановись! Но если у тебя в груди тлеет уголь любознания, вложенный человеколюбивым титаном Прометеем, насыть его песнями Гомера и Гесиода, которые им напели легкокрылые музы1. В начале всего был бесформенный, неопределен- ный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубо- ко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар и извечная, существовавшая еще до них сила влечения — Эрос2. Этим же словом греки называли божка любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мирозда- ния, исключает то, что понимается самим Гесиодом под словом «любовь»: «Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий». Он исключает какое бы то ни было чувство — было бы странным представить себе, что метеорит, летящий к земле, направ- ляется силой любви. Эрос — это то, что мы назвали бы силой тяготения, су- ществующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движе- ние и Хаос, и Землю. Хаос производит женское начало — Ночь и мужское начало — Мрак (Эреб). Порождения Ночи — и Мор, и мрачные, беспощадные божества смерти керы, и Танат (Смерть), и Сон (Гипнос), и целая толпа сно- видений, и бесстрастные мойры, в чьих р-уках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида, и Обман, и.Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство — Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судеб- ные тяжбы и Беззакония, но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка, карающего всякого, дающего лживую клятву. А из соединения Ночи с Эребом 1 Здесь и далее эпиграфы 0е:рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющий День. Свет из Тьмы. Этот образ известен и восточной мудрости: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью». Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет. Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъ- единяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон. ' Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт). Обычно под Понтом мыслилось Черное море. Уран ---- олицетворение мужского начала, «небо» в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, «точно покрыл землю»—мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли. Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Жен- щины, привело к появлению богов первого поколения — их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов — Сторуких. Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери- Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения. У старшего из них, могучего Океана, которого поэты называли «началом всего», было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же пронизавших всю сушу речных потоков. Смертным никогда не запомнить их имен, как не вычерпать их вод, питаемых Океаном. Об истоках потоков- братьев Нила, Эридана и Истра знают лишь живущие на краю света суровые киммерийцы, блаженные эфиопы и черные человечки пигмеи, неустанно веду- щие войну с журавлями. Какой смельчак найдет к ним пути? А если найдет, сумеет ли вернуться назад? Дано это лишь Гелиосу (Солнцу), порожденному вместе с Селеной (Луной), Эос (Зарей) и многочисленными Звездами другой парой титанов, занявшей высоты мироздания, да, может быть, быстролетным ветрам Борею, Ноту и Зефиру — крылатым внукам третьей их пары. Титан Я пет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлан- том, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов. Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетерпеливый. Не за- хотел он выносить не только высокомерного покровительства старших брать- ев, но и власти собственного отца. Может быть, и не решился бы он поднять на него руку и посягнуть на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей — Сторуких великанов и заточил, опутав цепями

freedocs.xyz

А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады

Петников Г.Н.Мифы древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — Эксмо, Атласы и энциклопедии Подробнее...2017599бумажная книга
Петников Г. (пер.)Мифы Древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — Эксмо, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Подробнее...2017651бумажная книга
Петников Г.Н.Мифы древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — ЭКСМО, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2016720бумажная книга
Лариса КондрашоваМифы Древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которо — ЭКСМО, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2016429бумажная книга
Плетников Г. Н.Мифы Древней Греции. Серия Атласы и энциклопедии для детей и школьников288 стр. Мифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Плетникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться только поэт. В книгу вошли… — ЭКСМО-ПРЕСС, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2008720бумажная книга
Г.Н. ПетниковМифы Древней Греции288 с. Мифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться только поэт. В книгу вошли наиболее… — ЭКСМО-ПРЕСС, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2011662бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней Греции. Боги и героиСведения об авторе/иллюстраторе Николай Альбертович Кун - русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал ви пересказал самые важные сюжеты… — Эксмо, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия Подробнее...2018175бумажная книга
Кун Н.Мифы Древней Греции. Боги и героиСведения об авторе/иллюстраторе Николай Альбертович Кун — русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал ви пересказал самые важные сюжеты… — Эксмо, (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...2018149бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней Греции. Боги и героиСведения об авторе/иллюстратореНиколай Альбертович Кун русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал в ипересказал самые важные сюжеты легенд… — (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия Подробнее...201889бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней Греции. Боги и героиЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры - античной мифологией дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Цивилизации Древней Греции, или Эллады, дали людям не… — Эксмо, Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний Подробнее...2018120бумажная книга
Николай КунМифы Древней Греции. Боги и героиЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры – античной мифологией дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Цивилизации Древней Греции, или Эллады, дали людям не… — Эксмо, Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний электронная книга Подробнее...201559.9электронная книга
Кун Н.А.Мифы Древней Греции. Боги и героиЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры - античной мифологией дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Цивилизации Древней Греции, или Эллады, дали людям не… — Издательство "Эксмо" ООО, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний Подробнее...2018103бумажная книга
Кун Н.А.Мифы Древней Греции. Боги и героиЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры - античной мифологией дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Цивилизации Древней Греции, или Эллады, дали людям не… — ЭКСМО, (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...2015144бумажная книга
Смирнова В. (пер.)Мифы Древней ГрецииГерои Эллады. В серии вы найдёте художественные произведения из списка литературы, рекомендованной для внеклассного чтения в начальной и средней школе. В эту книгу вошли самые известные мифы… — Росмэн, (формат: Твердая глянцевая, 160 стр.) Подробнее...2015116бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней ГрецииЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры - античной мифологией - дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Николай Альбертович Кун-- автор самой известной в… — Эксмо, Золотые сказки для детей Подробнее...20181042бумажная книга

dic.academic.ru

А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»

А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»

Схватка богов и титанов

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег,

И мышцы гордые напрягших мощь титанов…

Вячеслав Иванов

Просмотр содержимого документа «А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»»

А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады»

Схватка богов и титанов

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег,

И мышцы гордые напрягших мощь титанов…

Вячеслав Иванов

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, и не было видно конца их сражению, пока не стало Зевсу известно, что, лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли Сторуких, одержат боги победу.

Присоединились к богам также киклопы и кое-кто из титанов. С новой силой разгорелась жестокая битва, когда ринулись в бой Сторукие. Опьяненные полученной свободой, они вырывали из тела Земли скалы и с силой обрушивали их на головы титанов. Зевс же без устали метал огненные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему киклопы.

Застонала Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов. Ничем не могла она помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты в такую глубь Матери-Земли, что наковальня, если бы кто бросил ее вниз, лететь должна была бы девять дней и ночей. Там, в сумрачном тартаре, за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны, за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов, занявших многовершинный Олимп. Среди них – и сын Иапета Прометей, и старший из титанов Океан: хотя и не смог он поднять своего текучего тела на снежную вершину Олимпа, зато убедил это сделать суровую Стикс, старшую из океанид, и она первой явилась на Олимп вместе со своими детьми Никой (Победой), Силой и Мощью, чтобы вместе с олимпийцами обрушиться на титанов. Зевс не забыл этой услуги – он навсегда оставил при себе ее детей, а самой Стикс оказал небывалую честь – предназначил ей быть нерушимой клятвой бессмертных. С тех пор и клянутся ее водами подвластные Зевсу небожители, когда хотят скрепить договор самой верной из клятв.

Завершилось время Крона.

multiurok.ru

Прометей (по книге Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992)

скачать ПРОМЕТЕЙ

(по книге Немировский А.И. "Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992) О, искра огня Прометея,

К Олимпу из мрака прорыв,

Но, ею бездумно владея,

Мы вызвали атомный взрыв.

Не горький ли опыт Икара,

Нарушивший Зевса закон,

Навлёк олимпийскую кару,

Прорвав над Землёю озон?

Мы знаем, что мир наш беспечен

И наши не вечны тела,

Но слава подставившим печень

Под когти кривые орла.

Тогда ещё люди не знали огня. Они бродили стадами по лесам и долам, собирая случайную пищу или нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. С наступлением темноты они валились на землю, зарываясь с головой в листву. Убежищами им служили пещеры, во мраке которых они жили вместе с летучими мышами и откуда убегали без оглядки, если пещеру облюбовал какой-нибудь опасный хищник.

Миром правили боги, жившие на многовершинном Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Сытые и весёлые, они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у Олимпийцев соперников, кроме более древних властителей — титанов, порождённых Землёй и Небом. Посланцем мира между богами и ещё не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета. Прометей был наделён чутким сердцем и храброй душой. Не раз по дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода, страдающих от болезней и невежества. И хотя люди никому не жаловались, Прометей их пожалел и не побоялся облегчить им жизнь вопреки воле богов.

Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Боги к этому привыкли, не заметив, что однажды Прометей пришёл к ним с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил Прометей в тростник тлеющий уголёк из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. Оставив огонь у людского становища, Прометей удалился.

Увидели люди огонь и, подумав, взяли его к себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от сильных порывов ветра. Они делились друг с другом его теплом. Вооружённый огнём человек изгнал из пещер хищников, научился жарить на углях мясо, обжигать горшки, варить пищу, плавить руду и изобрёл многое другое, необходимое для жизни.

Взглянул однажды отец богов Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в хижинах и домах. Они определяли время по небесным светилам, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. И стал Кронид в ярости громыхать и швырять куда попало свои огненные стрелы молний; когда же опустел его колчан, он вызвал к себе послушных слуг Силу и Власть, приказал им отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. Вместе с ними он отрядил бога-кователя Гефеста с огромным молотом и толстыми железными цепями.

Был долог и медлен скорбный путь. В страхе перед идущими скрывались люди, звери и птицы. Смолкали цикады, сгорали травы, переставали звенеть по камням ручьи. Наконец показались осыпи камней и уродливые, словно застывшие в судороге голые скалы. С ледяных вершин Кавказа повеяло вечным холодом.

— Остановитесь, — сказал Гефест своим спутникам. Но от одного взгляда на непреклонные лица Силы и Власти он осёкся, поняв, что жестокая воля Зевса для них закон.

— Здесь, — молвила Власть, указывая на плоскую скалу. — Вот вечное место его мук. Приступай к делу, Гефест!

Гефест медлил, с содроганием глядя на свой молот, который по воле Зевса должен стать орудием казни.

— Поторапливайся! — приказала Сила. — И помни, что бывает с ослушниками.

Тяжко вздохнув, Гефест повалил Прометея на скалу и прикрепил последние звенья цепей к скале острыми клиньями.

Отведя взгляд, чтобы не видеть пылающих, как угли, глаз Прометея, Гефест остановил его на ладони титана. «Нет, это не рука вора, похитившего огонь, — подумал он. — Рука мастерового, и обречена она на тысячелетия бездействия! Какого бы прекрасного помощника обрёл я в кузнице, не приди ему в голову отдать огонь людишкам».

— Возьми! — послышался резкий голос Власти, и Гефест ощутил холодное прикосновение металла. — Возьми и пробей ему этим грудь.

Гефест закрыл глаза и не глядя вбил острие в грудь Прометея. Дрогнул Прометей, но ни один стон не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители, он закричал — и так громко, что его мог услышать на противоположном краю земли его брат Атлант, поддерживающий на плечах небесный свод.

— Я не жалею, что дал людям огонь. А Зевс пусть знает, что власть его не вечна. Будет он свергнут с Олимпа, и ведомо лишь мне одному, как мог бы он избегнуть падения, но не вырвать ему из моих уст этой тайны!

Донеслись эти гордые слова на многовершинный Олимп. И послал встревоженный Зевс к Прометею быстролётного вестника богов Гермеса, угрожая небывалыми карами, если не захочет он раскрыть своей тайны. Но не испугали титана угрозы, неколебим он в гордом презрении к владыке богов и его покорному прислужнику.

Снова стал Зевс в ярости громыхать и метать молнии. Но лишь смеялся в ответ Прометей. И обрушилась по воле Зевса скала с титаном на долгие столетия в вечную тьму, а когда был возвращён Прометей на землю, ждали его новые муки. Отправил громовержец на Кавказ своего орла, приказав, чтобы хищник раздирал когтями тело титана и клевал его печень. За ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над Кавказом вновь слышался плеск гигантских крыльев, заслонявших солнце. Орёл опускался на грудь Прометея, и его муки возобновлялись.

Веками длились страдания Прометея. Но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали Прометея как бога. Поэты всех времён и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества.

Дата установки: 09.02.2008 скачать

nenuda.ru

«Рождение музыки» из кн. «Мифы Древней Эллады» (Немировский)

Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, еще не знавших узды. Из зарослей выбегал черный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчел.

Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос почти не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал. Но однажды — как рассказывает предание — на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса.

Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора.

Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Словно бы пчелы вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать все лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвел.

И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду. Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполнило, не заботясь о слушателях.

А их с каждым мгновением прибывало все больше и больше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казалось, вот-вот шагнут навстречу певцу. Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода.

Другие герои считали своими отцами Зевса или Аполлона, матерью - Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью — муза Каллиопа (Прекрасноголосая).

Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

Материалы по теме:

ruslit.biz