Мифология в древней месопотамии. Глава II. Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифология и общество Древнего Двуречья (стр. 1 из 10). Мифология в древней месопотамии


Мифология Месопотамии

Примером культурной системы с устойчивыми характеристиками, сохраняющимися на протяжении длительного периода, на наш взгляд, является мифология Междуречья – со времени существования древних шумеров до момента потери культурной автономии Вавилоном и Ассирией. Взаимодействие этносов и отсутствие единого культового центра не помешали становлению единой культурной целостности на основе хронотопа.

Специалисты характеризуют пантеон шумеров крайне противоречиво. Элиаде утверждает, что уже первые шумерские тексты отражают классификационную и систематизаторскую работу жрецов. Он выделяет две триады богов – великую и планетарную.

Белицкий высказывает противоположную точку зрения, указывая, что в шумерских верованиях система отслеживается с большим трудом. Прежде всего, этому мешает отсутствие единой государственности в течение долгого периода времени. В номах формируются локальные варианты пантеона, космогонического и антропогонического процессов. Исследователь также утверждает, что у шумеров при огромном объёме культурной информации не существовало обобщений, определений и формулировок. Это вполне увязывается с данными об отсутствии на востоке теорий как выражения претензий человека на освоение мироздания. Вместо системной информации у шумеров были распространены длинные списки вещей, видимо, воспроизводящие процесс мироустройства.

До сих пор не найдено ни одного собственно космогонического текста, однако некоторые намеки позволяют реконструировать решающие моменты творения. Богиня Намму («Первоматерь») считается «породившей Небо и Землю» и «прародительницей всех богов». Она отождествляется с первостихией, изначальными Водами, из которых возникает мир и которые являются источником космической энергетики. Эта их функция сохраняется на всех этапах существования мира и является традиционной для большинства мифологий.

«Они вдвоем (Машгула и Урэдинна) бросили владыку в реку,

Но «машмаш» вызвал из воды большую рыбу «сухур».

Тогда Мать Сагбурру вызвала из воды птицу…

Птица… схватила рыбу «сухур» и унесла ее в горы.

Второй раз они бросили владыку в реку,

Но «машмаш» вызвал из воды овцу с ягненком.

Тогда Мать Сагбурру вызвала из воды волка,

Волк схватил овцу и ягненка и унес их на широкую равнину.

В третий раз они бросили владыку в реку,

Но «машмаш» вызвал из воды корову с теленком.

Тогда Мать Сагбурру вызвала из воды льва,

Лев схватил корову с теленком и унес их в заросли тростника.

В четвертый раз они бросили владыку в реку,

Но «машмаш» вызвал из воды дикого барана.

Тогда Мать Сагбурру вызвала из воды барса,

Барс схватил дикого барана и унес его в горы.

В пятый раз они бросили владыку в реку,

Но «машмаш» вызвал из воды молодую газель.

Тогда Мать Сагбурру вызвала из воды зверя «гуг»,

Зверь «гуг» схватил молодую газель и унес ее в чащу леса».

Воды здесь выступают как субстанция с неограниченным потенциалом и в этом смысле являются проявлением Хаоса как начального этапа и необходимого условия космогонического процесса.

Первыми из божественных сущностей возникают Небо (Ан) и Земля (Ки). Это воплощения женского и мужского начал. Эта пара связана, вплоть до слияния в иерогамии. От их союза происходит Энлиль, бог воздуха, впоследствии выполняющий функции принципа мирового порядка. Изначально он выступает как типичный бог-громовник, выполняющий функции космократа. Его имя так и переводится – «Господин Гроза». Именно Энлиль разъединяет своих родителей.

После того как небо отделилось от земли,

После того как земля отделилась от неба,

После того как человеку было дано имя,

После того как (бог неба) Ан поднял небеса,

После того как (бог воздуха) Энлиль опустил землю…

Энлиль определяет все базовые отношения в существующем Космосе, в какой-то мере - и его статичность.

Энлиль, чьи повеления достигают самых

Отдаленных пределов, чье слово свято,

Повелитель, чьи решения нерушимы,

Чьи предначертания вечны.

Тот, кто взором охватывает все земли,

Тот, чей свет проникает в сердца всех земель,

Энлиль, вольно восседающий на белом помосте,

На высоком помосте,

Совершенствующий законы власти, господства и царства,

Тот, перед кем склоняются в страхе все боги земли,

Перед кем ничтожны боги небес…

……………………………………….

Без Энлиля, «Великой Горы»,

Не было бы возведено ни одного города,

Не было бы заложено ни одного селения,

Не было бы построено ни одного хлева,

Не было бы устроено ни одного загона,

Не возвысился бы ни один царь,

Не родился бы ни один верховный жрец;

Ни один жрец «мах» и ни одна верховная жрица

Не были бы избраны гаданием по внутренностям овцы.

У работников не было бы ни смотрителя, ни надсмотрщика…

Реки в паводок не разливались бы,

Рыбы морские не метали бы икру в зарослях тростника,

Птицы небесные не вили бы гнезд на земных просторах,

В небе летучие облака не отдавали бы свою влагу…

Другим персонажем, формирующим структуры космоса, является Энки – «Господин Земли». Его функции также двойственны. Самим значением своего имени Энки противостоит Энлилю, как земное противостоит небесному, как хаотическое - космическому. С одной стороны, он фиксирует правильность существования мира.

Владыка, полный благородных чувств, знающий

Решительный ответ, чья воля неисповедима, знающий все,

Энки, полный великого постижения,

Высочайший предводитель небесных богов.

Мудрец, который изрекает приговор,

Произносит слова правды, заботится о результатах.

Который находит решение, который от восхода

До заката солнца подает советы,

Энки, господин истинных слов…

 (Молитва о долголетии и успехах царя Ур-Ни-нурты)

Я повелитель, твёрдый в своих решениях, в их исполнении,

По моей воле воздвигнуты хлева, огорожены

Загоны для овец,

Я приближаюсь к небесам, и дождь льёт с высоты,

Я приближаюсь к земле, и разливается могучий паводок…

(«Энки и мироздание»)

С другой стороны, именно Энки, находясь в Дильмуне – райской стране – съедает только что созданные растения и тяжело заболевает. Итогом его исцеления становится появления новых божественных персонажей и дальнейшее развёртывание космогонического процесса. Возможно, поэтому в гимнах четко выделены демиургические функции этого божества. Одновременно бог выполняет и функции трикстера. Энки может быть старейшим персонажем пантеона, поскольку изначально он почитается как владыка водной стихии. Вода в таком понимании не противопоставляется земле, на которую указывает имя божества, скорее, имеет место всего лишь смена ипостасей хтонического начала в мире.

Ан является прародителем и других богов.

На горе небес и земли

Ан зачал (богов) Ануннаков

………………………………

Жевали растения, как овцы,

И пили воду из канав.

………………………………

Изобилие, даруемое небесами,

Лахар и Ашнан являют (на земле).

Собранию они приносят изобилие,

Стране они приносят дыхание жизни.

……………………………………………

Ануннаки из дома Дуку съедали, но не утоляли голода.

В своих превосходных овчарнях молоко «шум»

Ануннаки из дома Дуку выпивали, но не утоляли жажды.

И вот, чтобы следить за их превосходными овчарнями,

Человек получил дыхание жизни.

(Миф «Скот и зерно»)

Наряду с полностью космизированными персонажами существует и круг хтонических существ, в литературе называемых демонами. Демонов считали детьми бога Анна и богини земли Ки, что и указывает на их хтоническую природу и древность образов. В целом по своей природе демоны амбивалентны – существуют как добрые, так и злые персонажи, которые мучают людей и насылают на них болезни. Самыми жестокими считались демоны Удуг (по-аккадски Утукку), которых было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами», «дыханием смерти», «преследователями людей». Они ходили по земле, разрушая дома и плодородие почв, поражая людей страшными болезнями, внося хаос в установленный порядок. Только заклинания посвящённых жрецов могли отогнать этих демонов.

Необходимо отметить, что в верованиях шумеров нет чёткого разделения богов как персонажей. Так, одними из имен бога луны Нанну были Ангаль (великий Ан) и Аншар (небесный круг). О том же свидетельствуют спутанные генеалогические связи между богами (сын может оказаться братом и т. п.).

Происходит дальнейшее пространственное и временное упорядочивание мира.

Энтен заставил овцу рожать ягнят, а козу – рожать козлят,

Корову и быка он заставил размножаться, дабы сливок

И молока было в изобилии.

На равнине он радовал сердце дикой козы, осла и барана,

Птицам небесным велел на обширной земле вить гнезда,

Рыбам морским велел в зарослях тростника метать икру,

Пальмовые рощи и виноградники он заставил давать

В изобилии мед и вино,

Деревья, где бы они ни были посажены, он заставил плодоносить,

Сады он одел в зеленый убор,

Украсил их пышной растительностью,

(Он) умножает зерно, брошенное в борозды…

…………………………………………………………………..

Эмеш сотворил деревья и поля, расширил хлеба и овчарни,

В хозяйствах он умножает урожай, покрывает землю…

В дома он приносит урожай обильный,

 Наполняет житницы доверху.

Он заставляет возводить города и жилища,

Строить дома по всей стране

И воздвигать храмы, высокие, как горы.

…………………………………………………………………

Воды, приносящие жизнь всем странам, поручены Энтену,

Земледельцу богов, который производит все.

Эмеш, сын мой, как же ты можешь сравнивать себя

 С твоим братом Энтеном!

 («Эмеш и Энтен»)

Эмеш и Энтен означают не только зиму и лето, которые последовательно сменяют друг друга, символизируя наличие круговорота во времени, но и два аспекта идеи плодородия – космический и социальный. Время и пространство трактуются как воспроизводящие изначальный образец.

Для пространства таким образцом является некий божественный проект. Любое поселение или храм своей целью ставит воспроизведение космогонии. Согласно шумерской традиции после сотворения человека один из богов основал пять городов. Он построил их «на голом месте, дал им имена и определил как культовые центры». Затем боги передали прямо правителям план городов и святилищ. Модели города и храма являются священными, поскольку имеют свой небесный источник и образец. Считалось, что архетипы вавилонских городов были заданы в созвездиях. Эта идея была распространена на всем Ближнем Востоке. Образец признавался настолько незыблемым, что при разрушении старых святилищ новые возводились с таким расчетом, чтобы фундамент предыдущей постройки оказывался в границах нового здания.

Недостаточно четко, но все же прослеживается идея мирового Древа как стержня мироздания. Этот образ возникает в мифе об Инанне и дереве хулуппу. Богиня посадила его в своём саду, и оно выросло до гигантских размеров. В кроне свила гнездо птица Имугуд. В стволе поселился демон Лилит в женском образе. Корни охранял огромный змей. Только вмешательство других богов помогло богине избавиться от таких соседей. Примечательно, что дерево было срублено, и из его древесины был сделан барабан – воплощение ритма.

Образец понимания времени складывается на основе идеи постоянной борьбы хаоса и космоса. Космический порядок постоянно нарушается: сначала «Большим Змеем», потом в результате преступлений, заблуждений и ошибок людей, которые требуют искупления. Пиком очищения и космогонической жертвой становится гибель человечества во время всемирного потопа. Последний свидетельствовал не только о неправильном поведении людей, но и о постепенном размывании первообразцов. Моментом временного возвращения к хаосу был и месяц Шабату, аккадское название которого переводится как «побивание, сметание». Этот период считался самым опасным в году и подчинённым богу Энлилю, что еще раз подчёркивало его космократическую функцию. Поэтому шумеры воспроизводили процесс создания мира во время празднования Нового года. Шумерское название этого праздника – акитиль – переводится как «сила, возрождающая мир». Центральным событием празднества становится священный брак царя с храмовой жрицей. В этом браке воплощалось единение богов и людей и изливание божественной энергии на город.

Отголоски признания круговорота во времени можно обнаружить и в мифе об Инанне и Думузи, который повествует об умирающих и воскресающих богах. Таковыми здесь предстают оба супруга – Инанна, решившаяся на уход в подземный мир в погоне за властью, и Думузи, который поневоле вынужден нести жребий, выпавший жене. Поступок богини не зря осуждается другими богами. Шумерский ад – кур – дословно имеет значение «чужая страна». Всё, что в мифе является чужим, находится за пределами космического пространства и является потенциально хаотичным. Инанна нарушает мировой порядок и вынуждена заплатить за это. По аккадской версии в мире ее действия приводят к прекращению воспроизведения человеческого рода и животных. С точки зрения Элиаде, в поступке богини заключена попытка отменить смерть как явление, а следовательно – остановить круговращение времени. Рассмотренный сюжет распространён во многих народных сказках (добыча живой воды, победа над Кощеем, поиск молодильных яблок). Миф фиксирует анизотропность времени для большинства живых существ.

Пантеон месопотамских божеств обширен как минимум по двум причинам: в силу локальности культов и пантеонов и мифологического стремления обозначить-обосновать существующий мир. Однако в этом многообразии прослеживается единый стержень - постоянный цикл смертей и рождений, воплощённый в идее плодородия. Белицкий пишет, что именно ее олицетворяли все многочисленные богини шумеров. Думается, причиной такого понимания мира был не страх голодной смерти (Шумер был процветающей страной), а ощущение единства в существовании космоса, основанного на идее ухода и возвращения. Отсутствие такой идеи логически приводило бы к мысли о прекращении бытия в будущем, исчезновении первообразцов и «привязанных» к ним предметов. Смена времен года, возрождение космоса и, скорее всего наличествующая, идея реинкарнации обусловливали постоянство мира.

По В. В Емельянову, специфически шумерским было понимание божества как удаленного от суеты здешней жизни, обладающего ясным светом, нисходящим с небес и управляющего законами, которым подчиняется мироздание. Об этой трансцендентальной природе богов Междуречья упоминает и М. Элиаде.

Человек в этой системе занимает особое место. Известно, по меньшей мере, четыре шумерских текста, объясняющих происхождение человека. Один миф рассказывает, что первые человеческие существа выросли из земли. По другой версии человека сделали из глины некие божественные мастера, затем богиня Намму слепила ему сердце, а Энки дал жизнь. Иногда творцом людей называют богиню Аруру. По четвертой версии человек был сделан из крови двух богов – Лахму и Лахаму, принесенных в жертву. Заимствование человеком божественных субстанций размывает границу между ним и богами. Функцию души-двойника как посреднической сущности выполняют личные боги, которые служат посредниками между человеком и главными богами.

 Человек создается для того, чтобы служить богам, нуждавшимся в кровле и пище. Однако жертва представляет собой не символ рабского служения, а залог соответствия человека космическим принципам. Для этого существуют нормы – «ме» - «включающие в себя» все аспекты существования общества. Институт царской власти – тиара и трон – также спускается с неба, до потопа и после него. Однако сама власть претерпевает аналогичное мировому упорядочивание. Недаром в династии Киша – одного из городов Междуречья – первые двенадцать правителей носят звериные имена, что делает их хтоническими персонажами.

Примечательно, что реальный человек у шумеров не обожествляется. В некоторых городах существовали изображения божественного правителя, повеления которого должны были исполнять все жители. Даже если наряду с ним в номе присутствовал царь – человек, то он не считался наделенным полной властью. Скорее, боги давали ему возможность осуществлять властные функции. Так, один из царей, Эанатум, называет себя «правителем Лагаша, Энлиль нарёк именем, Нингирсу дал силу, Нанше нашла в своём сердце, Нинхурсаг священным молоком накормила, Инанна благоприятным именем нарекла, Энки разум дал, а Думузи – Абзу возлюбил, Хендурсанг дал знамение жизни, а Лугальурукар – свою дружбу и любовь».

Следование божественным указаниям у шумеров не исключает элементы богоборчества. Их можно выделить в мифе об Инанне и Шуккалитуде, который нечестным путем овладевает богиней, что приводит к мировому катаклизму.

Тем не менее человеком, как и богами, правит судьба, и семь божеств судьбы занимают главенствующее место в пантеоне.

«Судьба – это зверь, всегда готовый укусить.

Как грязная одежда, она прилипает (говоря):

«Кто бы ни был мой господин, пусть знает:

Судьба подобна той одежде (что на него надета),

Пеленает плотно среди пустыни.

Судьба – это (также) бешеный вихрь,

Несущийся над страной,

Судьба – это пес, следующий за ним по пятам».

  («Бедняк и его судьба»)

Основные принципы мифологической системы шумеров были унаследованы аккадской системой верований. Сохранились основные верховные боги. Частично были заимствованы семитские имена. Произошло слияние тех божеств, функции которых у шумеров и аккадцев совпадали (Инанна – Иштар; Энки – Хайя). Попытки семитской династии унифицировать пантеон не только свидетельствуют о стремлении узаконить свой политический и идеологический статус, но и в скрытом виде подтверждают устойчивость хронотопа, исключающего альтернативные способы существования для данной культуры.

В эпоху Третьей династии Ура пантеон был окончательно унифицирован. Божества были помещены в строгую иерархическую систему и наделены родословными. В их число начинают включаться цари, также наделенные божественным происхождением. Необходимо отметить, что это происхождение понималось как милость богов по отношению к данному персонажу, а не как их обязанность.

 Высший религиозный статус постепенно переходит к Вавилону, и Энлиль заменяется Мардуком. Мардук, а позднее и ассирийский Ашшур становятся универсальными божествами. Единый принцип, заключённый в верховном божестве, теперь оформляется и внешне отчетливо. Подтверждением мощи божества является его внешний облик – четыре уха, четыре глаза и наличие невероятной богатырской силы. Он требует передачи себе всех имен и функций главных богов. Пятьдесят МЕ, принадлежащих Нингирсу, становятся именами-эпитетами Мардука. При этом Вавилон объявляется центром мира, что не меняет принципа построения мифологической картины мира.

В поэме «Энума элиш» отчётливо проступает космогонический сюжет с элементами драконоборчества и священной жертвы. Чудовище Тиамат, изначально бывшее первым сакральным персонажем, становится основой для создания мира. Образы Апсу и Тиамат также соответствуют архетипическим основаниям предшествующего периода в существовании культуры. Прежде всего они имеют водную природу (Апсу – это пресные воды, а Тиамат – морские). Космогония развертывается через преодоление изначального единства и однородности Хаоса. Недаром Апсу провозглашает:

«Я их уничтожу, я пути их разрушу.

Снова мир воцарится, будем спать в покое».

В период культурного доминирования Ассирии героем, убивающим Тиамат, становится Ашшур. При этом его ассоциируют с Аншаром, одним из первых богов вавилонского эпоса, что свидетельствует о попытке легитимизации персонажа и вписывании его в границы хронотопа.

Необходимо отметить, что смена культового центра и культурного лидера Месопотамии не означала ликвидации старых сакральных персонажей. Они сохранялись в пантеоне, но занимали уже более низкое, подчиненное положение. Особенно наглядно это отразилось в ритуале пиршества, во время которого царь кормил называемых жрецом богов. Порядок кормления напрямую был связан с правящей династией и ее родовыми богами.

Сохраняется идея единого ритма, в котором существует Космос. Так каждой планете соответствует определенный металл и цвет. Следовательно, окрашенные предметы подчиняются этой планете. Она, в свою очередь, является олицетворением божества, которое представлено соответствующим металлом.

Примечательно, что особый вес приобретают личные молитвы и покаянные псалмы. Появляется жанр своеобразной исповеди: «О, Господь, велики грехи мои! О, бог, которого я не знаю, велики грехи мои!.. О, богиня, которую я не знаю, велики грехи мои!.. Человек не знает ничего, он не знает даже, грешит он или творит добро… О, мой Господь, не отвергай своего слугу! Грехов моих семижды семь… Изгладь мои прегрешения!». Идея греха и покаяния здесь занимает промежуточное положение между западной и восточной парадигмами. Эпос о Гильгамеше подчёркивает конечность человеческого существования. Видимо, в вавилонской и ассирийской культурах уже началось формирование элементов религиозного мировоззрения, которые предполагают возрастание роли индивидуального начала внутри системы верований.

Этот процесс стимулирует и развитие гадательных практик, магии и астрологии. Гадание в какой-то мере становится овладением временем. Кристаллизуется идея божественной природы царской власти. К иерогамии в новогодние праздники добавляется божественный титул «царя стран» и «сына богов». Царь представляет народ перед богами и берет на себя поступки подданных. В этой ситуации он приобретает функции дивинатора, но не входит в пантеон и остаётся смертным. Это также служит свидетельством роста личностного начала в культуре. Постоянно подчеркивается связь человека и богов. Храмы и города остаются гомологичными небесным сооружениям. Недаром название «Вавилон» переводится как «Ворота богов». Многие города и святилища назывались «Связью Неба и Земли», что подчёркивало традиционную соотнесенность всех частей космоса в мифологической системе верований.

Краткий анализ системы верований Древнего Двуречья показывает, что, несмотря на закономерное развитие ряда мифологических и религиозных форм, базовые понятия, символы и сюжеты культуры региона оказались неизменными. Топология и хронология образов, определяющие восприятие окружающего мира и во многом обусловленные им, сформировали культурное пространство Месопотамии и благодаря своей устойчивости оказали воздействие на другие этнические образования.



biofile.ru

Религия и мифология Древней Месопотамии — реферат

План. 

    3. Религия и мифология Древней Месопотамии…………………….6

    4. Месопотамские мифологические существа и божества………….7

    8. Достижения народов Древней Месопотамии………………..……14

 

  1. Понятие мифа и религии.
 

       Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами.

       Миф — первая форма рационального  постижения мира, его образно-символичного воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого.

       Мифологические  образы понимаются как реально существующие. Мифологические образы в высшей степени  символичны, являясь продуктом соединения чувственно-конкретного и понятийного моментов. Миф — средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.

       Религия – одна из форм общественного сознания, одна из форм идеологии. А всякая идеология есть, в конечном счете, отражение материального бытия людей, экономической структуры общества. В этом отношении религия может быть поставлена в один ряд с такими идеологическими формами, как философия, мораль, право, искусство и т.д.

       И в первобытной общине, и в классовом  обществе имеются общие условия, поддерживающие веру в сверхъестественный мир. Это – бессилие человека: его беспомощность в борьбе с природой при первобытнообщинном строе и бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами в классовом обществе. Именно такого рода бессилие порождает неизбежным образом искаженные отражения в сознании человека общественной и природной среды в виде тех или иных форм религиозных верований.

       Т.о., религия есть не только отражение каких-либо реальных явлений жизни, но и восполнение недостающих у человека сил.  

  1. «Древний  Восток».
 

       Термин "Древний Восток" состоит из двух слов, одно из которых является исторической характеристикой, второе — географической. Исторически термин "древний" относится в данном случае к самым первым известным человечеству цивилизациям (начиная с IV тысячелетия до н.э.). Термин "Восток" в данном случае восходит к античной традиции: так называют бывшие восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то есть то, что было на востоке от Рима. То, что мы называем Востоком сегодня: Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие "Древний Восток" не входит. В целом под восточными понимаются культуры народов, имеющих неантичные культурные корни.

       В древности на территории Ближнего Востока  расцвели могучие цивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степени присущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма), персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие систем перманентного физического и психологического террора, жестокого угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась в осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешних войн.

         «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

       Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.  

2.1. Древний Шумер. 

       На  восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.

       На  юге Месопотамии, где широко проводилось  сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.

       Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

       Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью.

       Города  постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.

       Хотя  народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

       В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее  рабовладельческое государство  Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. 

  • Вавилон. 
  •        Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль.

           Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".

           Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского  меньшим значением жречества  как аппарата управления государственным  орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.

           Ассиро-вавилонская  культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

           Именно  в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и государственности. 

    1. Религия Древней Месопотамии.
     

           Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов  стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

           Ни  одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

           Культ правителя-символа, посредника между  миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.

           Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами). Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

           Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

           Мир духовной культуры шумеров основан  также и на мифологии.

           Мифология Двуречья включает в себя истории  о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов.  Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе – Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.

    turboreferat.ru

    Мифология и общество Древнего Двуречья

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Сочинский филиал Российского Университета Дружбы Народов

    Курсовая работа по дисциплине: «История Древнего мира»

    На тему: «Мифология и общество Древнего Двуречья»

    Выполнил: студентка исторического

    факультета I курса Сумина Е.

    Сочи 2007

    Оглавление

    Введение

    Глава I. Государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э.

    1.1 Образование номовых государств

    1.2 Социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства

    Глава II. Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии

    2.1 Понятие и сущность шумерского мифа

    2.2 Особенности героического эпоса Древнего Двуречья

    2.3 Религиозные представления и мифология населения Древней Месопотамии

    Заключение

    Список источников и литературы

    Введение

    Изучение мифологии и общества Древнего Двуречья считается актуальным, так как на протяжении III тысячелетия до н.э., как отмечает С. Н. Крамер «шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, особенно через иудаизм, христианство и магометанство. На интеллектуальном уровне шумерские мыслители и святые отцы, в результате размышлений о происхождении и природе вселенной и её движущих силах, разработали космологию и теологию, которая была столь убедительна, что стала базовым кредо и догмой большей части Ближнего Востока».[1]

    В современной науке принято при описании древнего общества указывать на периоды, когда от земледелия отделилось ремесло и когда от ремесленников отделилось жречество. Но для Шумера такая схема не действует: уже в самых ранних пиктографических текстах из Урука и Джемдет-Насра существуют знаки для обозначения управленческих, жреческих, воинских и ремесленных должностей. Из этого следует заметить, что никто ни от кого не оделялся, и люди разного общественного предназначения жили в самые первые годы существования древнейшей цивилизации.

    Изучая жизнь и характер общества погибшей цивилизации, невольно поражаешься тесной связи между политической жизнью шумерского народа и религиозной. Вся земля здесь, в конечном счете, принадлежала богам; царь, - вероятно, царь-жрец и военачальник в одном лице, - был лишь наместником богов. Никакого человеческого суда, перед которым он должен был нести ответственность, разумеется, не было. Существование института наместничества означало также, что уже возникла каста священнослужителей, специалистов, и их роль была настолько велика, что оправдывались расходы на обучение мастерству и знаниям. И в этом отношении Шумер также был зачинателем традиций – отсюда пошли пророки, предсказатели, мудрецы Востока.

    Приблизительно за 15 веков своей истории Шумер сознал основы цивилизации в Месопотамии, подобно тому, как его предшественники в эпоху до цивилизации создали материальные предпосылки, на которые она опиралась. Шумер оставил в наследство после себя письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права и корни великой религиозной традиции. Это было значительное достижение, и оно содержало семена большого будущего.

    Целью данной работы является исследование мифологии и общества Древнего Двуречья.

    Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Проанализировать государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э.

    2. Рассмотреть социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства.

    3. Раскрыть понятие и сущность мифа.

    4. Определить особенности героического эпоса Древнего Двуречья.

    5. Изучить и дать оценку религиозным представлениям и мифологии населения Древней Месопотамии.

    Объектом изучения для данной работы является общество Древнего Двуречья.

    Предметом изучения для данной работы является религия и мифология Древнего Двуречья.

    Степень изученности и источниковая база

    Мифология и общество Древнего Двуречья достаточно изучены в отечественной и зарубежной историографии. Каждый из историков, описывающих события IV-III тысячелетия до н.э., имеет свои взгляды. Среди всех работ можно выделить труды отечественных историков (Илловайский[2] , В.В. Емельянов[3] и В.И. Гуляев)[4] и труды зарубежных (Н. Крамер[5] , Л.Лео Оппенхейм[6] , И.Н. Рассоха[7] и Дж.М.Робертс[8] ). В журнале «Вестник Древней истории» статья Корниенко Т.В. «Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период»[9] помогает нам представить облик городов древнейшей цивилизации,

    Если рассматривать труды В.В. Емельянова, В.И. Гуляева и Н.Крамера, то можно отметить, что их очень многое объединяет. Они проводят обширное, подробное исследование всей истории древнейшей цивилизации. В их работах уделяется в равной степени как социально-экономической и политической жизни общества Месопотамии, так и религии Древнего Двуречья. Так же в своих трудах В.В. Емельянов, В.И. Гуляев и Н. Крамер проводят хороший анализ некоторых мифов погибшей цивилизации, и это является их отличительной чертой.

    Л.Лео Оппенхейм в своей работе «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» анализирует социальную структуру, политическую и религиозную жизнь Месопотамии. Большое внимание уделяет религиозным обрядам, предсказаниям и т. д. Также Л. Лео Оппенхейм немалый интерес проявляет к изучению роли письменности в Древнем Двуречье. Историк пишет доступным языком, но иногда использует латинские названия.

    Илловайский создал обширный портрет цивилизации Древней Месопотамии. Акцент делает на периодизацию истории древнейшей цивилизации.

    В книге Дж.М. Робертса «Доисторическое время и первые цивилизации» внимание на вопросы о мифологии и обществе Древнего Двуречья обращено лишь обзорно. Этот труд отличается конкретностью и обширностью рассматриваемых событий того времени.

    В труде И.Н. Рассохи «Языческие религии и мифы народов мира» не разбирается социально-экономическая и политическая и политическая жизнь населения Месопотамии, но отображена религия, мифология Древнего Двуречья, гадания и т. д. Для этой работы характерна конкретность и краткость.

    Журналист и исследователь Корниенко Т.В. В своей статье очень обширно и подробно описывает структуру строений того времени. Прочитав эту статью, можно красочно и точно представить себе город Древнего Двуречья с его домами, храмами, царскими гробницами и т.д. особое внимание он уделяет строительству и устройству храмов.

    Во время написания данной работы использовались разнообразные труды историков, писавших в разное время, что и наложило свой отпечаток на совершенно разное отношение авторов к рассматриваемым вопросам. Историки пользовались разными источниками. Поэтому сделанные ими выводы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Каждый имеет своеобразную точку зрения, и иногда они отличаются одна от другой.

    Все работы историков, использованные для написания данной курсовой работы, можно разделить на две группы: общие и специальные. К общим относятся работы, в которых историки рассматривают значительный промежуток времени и не уделяют особое внимание какому-то отдельному вопросу. К специальным трудам относятся работы, в которых подробно рассматриваются конкретные вопросы.

    Источниковая база для данной работы представлена в работах В.В. Емельянова, В.И. Гуляева и Н. Крамера, в которых историки анализируют и приводят, цитаты из некоторых мифов Древнего Двуречья, в хрестоматии под ред. В.И. Кузищина, в которой даётся перевод законов Ур-Намму и шумерских частноправовых документов, а так же важным источником является Ветхий Завет, цитаты из которого так же представлены у В. И. Гуляева.

    Для выполнения данной работы использовались источники по мифологии Древнего Двуречья, так как в них можно изучить как религиозную, так и социально-политическую жизнь общества Месопотамии. Но различного рода документы не менее важны. Потому как в них можно быть больше уверенными, что они отображают факты, нежели мифология погибшей цивилизации.

    Интерес к Шумеро-Аккадской цивилизации не угасает на протяжении уже многих веков. Их мифы переведены на сотни языков мира. Мифические герои вызывают в нас различные чувства. В то же время мифы помогают нам судить о событиях и обществе того периода.

    Три замечательных историка В.В. Емельянов, В.И. Гуляев и Н. Крамер в своих трудах подробно и понятно проанализировали некоторые из мифов Древнего Двуречья, дали оценку тем или иным событиям, описанных в месопотамской мифологии.

    Документы, представленные В.И. Кузищиным, были переведены с позднешумерского языка и представлены в хрестоматии. Законы Ур-Намму дают нам сведения о том, что уже в древней цивилизации существовали наказания за различного рода преступления. Шумерские частноправовые документы повествуют о некоторых исторических событиях.

    Глава I. Государство Древнего Двуречья IV - III тысячелетия до н.э.

    1.1 Образование номовых государств

    От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек – Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики.

    Евфрат (шумерское Буранун, аккадское Пуратту), имеющий протяженность 2700 км, и Тигр (шумерское Идигна, аккадское Идиклат) протяженностью 1900 км берут начало на армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности – двумя раздельными устьями, а сейчас – одним обширным устьем Шатт-эль-Араб. Реки, питаемые водой горных ручьев, прорезающие в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр (Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр), в среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине и на подступах к месту своего впадения в Персидский залив разливаются по плоской территории, образуя большое заболоченное пространство, которое древние обитатели Месопотамии звали Горькой рекой.

    mirznanii.com

    Глава II. Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии. Мифология и общество Древнего Двуречья

    Похожие главы из других работ:

    Героизм в поэмах Гомера

    Глава 2. Герои гомеровского эпоса

    ...

    Героизм в поэмах Гомера

    2.2 Главные герой гомеровского эпоса

    Можно ли говорить о характерах героев Гомера? Можно ли вообще как-то судить о характерах персонажей народного эпоса, испытавших, по всей видимости, неоднократную отделку и переделку и обычно наделенных качествами...

    Индуизм - древнейшая национальная религия Индии

    1 Зарождение индуизма. Религиозно-мифологические воззрения протоиндийской цивилизации

    Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, связан с Протоиндийской цивилизацией и реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация была значительным звеном в цепи древних земледельческих цивилизаций...

    Индуизм – древнейшая национальная религия Индии

    Формативный период индуизма. Религиозно-мифологические воззрения Протоиндийской цивилизации

    Генезис самого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, связан с Протоиндийской цивилизацией и реликтами иных, доарийских верований...

    Ислам как мировая религия

    5. Влияние исламской цивилизации

    Общее воздействие ислама на политику, социальную структуру, право, этику, искусство, литературу являлось столь значительным, что позволяет говорить об исламе не просто как одном из элементов Восточной цивилизации...

    Мифологические сюжеты эпоса "Манас"

    О мифологических сюжетах эпоса «Манас»

    Значительную часть мифологических сюжетов эпоса «Манас» составляют повествования о животных, названия которых во многих случаях употребляется в качестве сравнений. Например, только в эпосе «Эр тоштюк»...

    Мифология бриттов

    1.2. Роль и значение мифологии бриттов

    Древнейшие легенды и поэтические памятники любой страны и любого народа представляют огромный интерес и ценность не только для потомков, но и для всего человечества. В качестве примера достаточно назвать классические мифы Древней Греции...

    Мифология Древнего Востока и античного мира

    3.1 Мифы Древней Греции

    Мифы древних греков можно разделить на два вида: героические (в сказочной форме передающие реальные исторические события) и этиологические (в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов)...

    Общие понятие мифологии. Мифы Древней Греции

    4. Герои Древней Греции

    ...

    Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья

    1. История Древней Месопотамии

    В начале IV тысячелетия до н. э. в Юго-Западной Азии произошли события, оказавшие большое влияние на историю человечества: один за другим там образовались культурные центры. Они стали источником возникновения цивилизации...

    Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья

    2. Возникновение религии в Древней Месопотамии

    Источниками для изучения месопотамской религии служат археологические и письменные памятники. Археологические источники - развалины зданий и других построек, служивших некогда культовым целям (алтари, храмы, храмовые башни)...

    Религиозно-философские традиции и памятники культуры Древней Индии

    2.2 Памятники культуры Хараппской цивилизации

    Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется индской (по реке Инд -- центральной водной артерии северо-запада Индийского субконтинента), протоиндийской или хараппской (по месту раскопок; ныне Хараппа находится на территории Пакистана)...

    Религия в древнем мире

    4. Религиозная жизнь Древней Месопотамии

    Прежде чем обратиться к документальным данным, относящимся к религиозной жизни Месопотамии, текстам, которые по своему обилию обещают на первый взгляд массу информации...

    Религия как область духовной культуры

    Зарождение исламской цивилизации

    Мухаммед Мухаммед, основоположник ислама, родился 20 апреля 570 г. (по христианскому летосчислению) в г. Мекке, представляя род хашим племенной группы курайш. Мекка, начало расцвета которой относится к середине VI века...

    Язычество древних славян

    1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны

    В настоящее время в славянских республиках бывшего СССР доля славян составляет от 85% до 98%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян...

    rel.bobrodobro.ru

    Мифология Месопотамии 1

    Мифология Месопотамии 1 (творение мира).

     

    С точки зрения изучения месопотамской мифологии, важно отметить, что практически все образно-сюжетные линии были созданы шумерами. Аккадцы заимствовали их, но при этом внесли новое звучание, динамичность и даже "психологизм". Как мы видим, ментальный склад обеих народов был разным. Поэтому большинство мифов Междуречья существуют в двух версиях.

    Идея войны поколений богов повлияла на весь Ближний Восток и проникла к грекам, для которых, как индоевропейского народа, в таком виде первоначально была чужда. В греческой мифологии мы видим многочисленные черты шумеро-аккадской: печальные образы подземного царства Аида также не соответствовали жизнерадостному представлению индоевропейцев.

    Народам Древней Месопотамии мы обязаны и семидневной неделей, и популярной ныне зодиакальной астрологией, проникшей в Европу опять таки через Грецию.

     

     

    Рождение богов. (А. Н. Фанталов, рисунок тушью

    ).

    Согласно шумерскому варианту космогонического предания, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание основание же тверди мыслилось богиней земли Ки.

    У неба и земли стали рождаться дети-боги, важнейшим из которых является Энлиль (Эллиль) – "господин", бог воздуха. Он разделил небо и землю и стал фактическим верховным божеством Шумера и Аккада (Ану представляли находящимся очень далеко и мало вмешивающимся в дела мира). Детями Энлиля были Нанна (Син) – бог луны, Уту (Шамаш) – бог солнца, Нинурта/Нингирсу – бог войны, Нергал – подземное божество, обладающее губительными функциями.

     

    Мифология Месопотамии 2 Меню

     

    Hosted by uCoz

    atlas9.narod.ru