ПЕРВОМУ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМУ ПАРКУ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ БЫТЬ?!
Нурулин Тимур, Азимов Гулом 1) Археологический памятник Шаштепа II века до н.э., накрытый навесом от осадков. 2) Торговые ряды; мастерские керамики. 3) Гостиничный комплекс в виде одноэтажных глинобитных домов, воспроизводящих впечатление древней эпохи. 4) Площадка экспериментальной археологии. 5) Школа археологии и конференц-зал для проведения научных и научно-популярных семинаров. 6) Музей Археологии Древнего Ташкента. 7) Макет памятника ШАШТЕПА в масштабе 1:1. 8) Входная группа в Археологический парк (Ворота, касса, охрана). 9) Парковка для туристических автобусов и частных автомобилей. 10) Чайхана 1, Чайхана 2. Небывалые работы нового времени по застройке Сергелийского района города Ташкента многоэтажными жилыми домами, а также строительство новой надземной ветки метрополитена, открывают широкие перспективы развития южной части города Ташкента. Этот спутник города, возникший полвека назад на юго-западе столицы, с развитием инфраструктуры, обозначит новый виток, при котором, в будущем, территория Ташкента увеличится, так же как Москва недавно увеличилась за счет отведения столице нового сектора того же юго-запада, - такова участь мегаполисов с радиально-кольцевой системой, где первым сигналом начала роста города является появление спутника. Присоединение новых территорий на юге, одновременно, потребует уплотнения застройки, и появления новых дорог. В этой связи, проблемой встает вопрос сохранения множества археологических памятников древнего и раннесредневекового периодов, дошедших до наших дней в руинном состоянии на территории современного Ташкента. Очевидно, территория в непосредственной близости от археолого-архитектурного памятника II в. до н.э. Шаштепа, в настоящее время относительно свободная от застроек, в скором будущем будет отдана под застройку жилого фонда или других нужд. Тем более, что в непосредственной близости строится Сергелийская линия метро со станцией Чоштепа, а это означает неизбежное развитие этого района в градостроительном отношении. Уплотнение застройки вокруг археологического памятника Шаштепа приведет к нарушению охранных зон и как следствие отсутствию видовых точек, необходимых для визуального восприятия памятника такого масштаба с расстояния. Так произошло с археологическим памятником Мингурик, расположенным недалеко от Северного вокзала: современный район с многоэтажными жилыми домами фактически зажал древнее строение со всех сторон, а кое-где это привело к полной утрате частей памятника. В итоге в 2009 году памятник обнесли вплотную оградой (больше места не было) и накрыли навесом, что тоже очень хорошо в деле сохранения культурно значимого объекта. Таким образом, ввиду отсутствия свободных территорий, удалось лишь музеефицировать объект, где не может разместиться большое количество посетителей. Другой памятник – Актепа Юнусабад, имеющий крупные габариты и эффектный силуэт, в недавнем прошлом был свободен от окружающей современной застройки, а за последние годы частное строительство малоэтажных жилых домов взяло памятник плотным кольцом, тем самым, нарушив границы охранных зон, фактически уничтожило основные подходы к памятнику, а также исключило наблюдение силуэта руин со стороны. В этой связи, проектом предлагается создание археологического парка на базе древнего археолого-архитектурного памятника Шаштепа II века до н.э., расположенного на юго-западе современного Ташкента, в Сергелийском районе, вблизи улицы Чоштепа. Территория археологического парка занимает свободную от застроек территорию, расположенную в южной части от холма Шаштепа, и ограничивается своеобразным междуречьем: двумя руслами каналов (левый берег канала Джун, правый берег канала Салар) и ТКАДом. Скоро будет метро… Транспортная доступность В 900-х метрах от археолого-архитектурного памятника Шаштепа будет расположена станция метро «Чоштепа», строящейся Сергелийской линии метрополитена (2020 г.). Проектируемая станция расположена на одноименной улице, и получила свое название благодаря древнему памятнику. А также в 800-х метрах от станции метро «ТКАД», расположенной рядом с микрорайоном Сергели-5. Фактически, памятник окажется в пешей доступности (10 мин ходьбы) от этих двух станций метро. В связи с этим, создание археологического парка на базе древнего городища Шаштепа становится более актуальным. Из центра города можно будет добраться до археологического парка посредством Чиланзарской линии метро (станции: Амир Темур, Мустакиллик, Пахтакор, Бунъёдкор, Миллий бог, Новза, Мирзо Улугбек, Чилонзор, Олмазор), и строящейся Сергелийской линии метро (выход на станции «Чоштепа» или следующей станции «ТКАД»).
Археологические раскопки перед началом строительства на древней земле Археологами установлено, что вдоль саларо-джунской водной системы Ташкента расположены самые древние памятники в градостроительном отношении. Фактически, - это край ташкентской террасы, обрывом спускающейся к голоценовой террасе – крайней границе подхода реки Чирчик в древности. Неудивительно, что именно этот высокий берег привлек внимание древних при освоении территорий долины реки Чирчик: близость воды, наличие лёсса, используемого для строительства и изготовления глиняной посуды, благоприятные условия для развития сельского хозяйства и разведения скота и др. Используя современные топонимы, можно условно очертить эту границу улицами: Чаштепинской, Шота Руставели, Нукусской, Темура Малика. Принимая во внимание этот факт, предлагается до начала строительства новых зданий и сооружений в зоне освоения древними жителями ташкентской террасы, производить археологические раскопки. Это позволит сохранить от утраты множество артефактов повествующих историю о нашем городе. В частности, при строительстве станции метро Чоштепа Сергелийской линии, как раз расположенной на границе ташкентской и голоценовой террас, в непосредственной близости от памятника II в. до н.э. Шаштепа, можно провести археологические изыскания на предмет выявления культурных слоев округи древнего памятника Шаштепа. Это не гарантирует нахождение артефактов, но подобная практика исключит возможные потери культурно значимых объектов, при их наличии в грунте. Пример этому есть… При устранении последствий землетрясения 1966 года в городе Ташкенте была организована программа [2], при которой проводились раскопки на месте заложения котлованов зданий нового Ташкента, осуществлявшаяся Ташкентским археологическим отрядом Института истории и археологии с 1967 года. Археологический парк «Шаштепа»
Шаштепа – культовое сооружение II века до н.э., по данным археоастрономического анализа подходящее под определение храма-обсерватории, которое имеет уникальную планировку в виде древневосточной мандалы, в планировке которого заложены принципы геометрической гармонизации [1]. Более того, - это древнейшее городское образование на территории современного Ташкента, и именно по нему археологами был установлен возраст города равный 2200 лет [2]. Археологический парк – это пространство, в первую очередь, ориентированное на сохранение древнего памятника, на базе которого он и создается, популяризацию исторически значимого объекта и в целом культуры среди населения, с целью бережного отношения к памятнику, познания – увлекательной составляющей, призванной обогатить знания людей, а также вызвать живой интерес к науке у молодежи. Создание подобного объекта, также, приведет к развитию туризма в городе Ташкенте, и как следствие, росту экономики. Тем более что, перспектива создания археологического парка в городе Ташкенте на базе городища Шаштепа выглядит привлекательной на фоне растущей туристической отрасли Узбекистана. Мировой опыт создания археологических парков основан на музеефикации раскопок античных городов, сохранившихся средневековых городов, а также руин бронзового века. К примеру, археологический музей под открытым небом основанный в городе Пафосе (Кипр), известен сохранившимися мозаиками римского времени. Парк включает в себя также руины агоры, одеона и храма Асклепия II века н.э. В городе Ксантен (Германия) находится музей под открытым небом, включающий «Римский музей Ксантена», амфитеатр и другие реконструированные объекты. Здесь проводится «Международная Археологическая летняя академия Ксантена», где студенты археологических факультетов из разных стран участвуют в раскопках. В Средней Азии известны крупные историко-культурные заповедники, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: в Туркмении находится Государственный историко-культурный парк Древний Мерв, в Узбекистане официальный статус города-заповедника получил внутренний город Хивы Ичан-Кала. Интереснейший памятник бронзового века Гонур-депе (Туркмения) превращен в археологический музей под открытым небом, где раскопанные руины глиняных стен консервируются от дальнейшего разрушения [3]. В археологическом парке «Шаштепа» вы сможете не только увидеть руины древнего сооружения такого масштаба на территории Ташкента, но и испытать эмоции радости от раскопок на специально отведенной площадке экспериментальной археологии, окунуться в древнюю эпоху, обойдя древние руины, а также заглянуть внутрь здания, специально воссозданного макета памятника, послушать лекции от именитых археологов Узбекистана и мира, посетить музей Древнего Ташкента и многое другое.
Проект археологического парка состоит из следующих зон (см. по плану): 1. Археологический памятник Шаштепа II в. до н.э., накрытый навесом. В целях сохранения руин древнего археолого-архитектурного памятника необходим ряд мер по стабилизации остатков сооружения, его консервация. Комплекс мер включает в себя покрытие холма навесом с целью защиты от атмосферных осадков, оконтуривание стен профессиональными археологами для достижения читаемости плана сооружения, укрепление стен руин материалами идентичными оригиналу (пахса, кирпич сырец) или близких к ним. Необходимо отметить, что на всех этапах работ по сохранению памятника важно присутствие высококвалифицированных специалистов археологов. 2. Торговые ряды, мастерские керамики. Мастерские, ориентированные на восстановление утраченных техник изготовления глиняной посуды с применением гончарного круга и без него, черепки которой находят на территории современного Ташкента. В данном случае, речь идет о воспроизводстве круглодонной керамики Бургулюкской культуры бронзового века, а также посуды Каунчинской культуры древнего периода, и глазурованной керамики средневековья (X-XI вв.). 3. Гостиничный комплекс в виде глинобитных одноэтажных домов, воспроизводящих впечатление древних времен. Размещение туристов, непосредственно, в комплексе археологического парка с многодневным пребыванием. Культурный досуг гостей не ограничивается познавательными программами, освещающими историю древнего памятника и города, археологический парк предлагает окунуться в эпоху функционирования древнего сооружения и его округи посредством проживания в глинобитных домах того периода с соответствующими интерьерами и дворовыми пространствами. 4. Площадка экспериментальной археологии. Гостям комплекса предлагается интерактивное участие в археологических раскопках на искусственно созданной площадке, где инсценирована определенная ситуация, при которой посетителю предлагается найти руины строения, керамические кувшины, монеты, глиняные или каменные печати, под руководством профессиональных археологов. Данный аттракцион позволит ощутить себя археологом-первооткрывателем, и вызвать соответствующие эмоции этой эвристической профессии. 5. Школа археологии и конференц-зал для проведения научных и научно-популярных семинаров. В школе археологии предлагается проводить мастер-классы от именитых археологов Узбекистана, для студентов исторических факультетов, специалистов данной отрасли, а также для всех интересующихся историей и культурой нашей страны. Научные семинары и конференции привлекут отечественных и зарубежных ученых к исследованию богатейшего культурного наследия Ташкентского оазиса и Среднеазиатского региона в целом. 6. Музей археологии Древнего Ташкента. За более чем вековую историю археологических изысканий на территории Большого Ташкента, было найдено огромное количество артефактов бронзового, древнего и раннесредневекового периодов. С целью сохранения этих объектов культуры и концентрации их в одном месте, проектом предусмотрен музей археологии Древнего Ташкента, что создаст полное впечатление о том времени и данном регионе. 7. Макет памятника Шаштепа в масштабе 1:1. Восстановление древнего памятника Шаштепа в первозданном виде не представляется возможным, из-за многочисленных культурных слоев, относящихся к разным периодам. Холм заключает в себе несколько периодов обживания (снизу-вверх: Бургулюкская культура, захоронение номадов, Храмовое строение Каунчинской культуры, средневековое сооружение). Восстановление наиболее сохранившегося храмового строения повлечет за собой утрату всех остальных культурных слоев. Также, руины памятника, заключающие в себе обрывки стен и своды, выполненные из необоженной глины и имеющие трещины, не выдержат нагрузки верхних надстраиваемых частей. В связи с этим предлагается в непосредственной близости построить копию памятника в масштабе 1:1 из тех же строительных материалов, что и оригинальный памятник. В данном случае, необходимо использование материалов и отчетов полевых работ археологов, где указаны основные параметры сооружения, его планировка, стратиграфические разрезы, приемы кладок кирпича-сырца, пахсовых блоков, состав строительных материалов, их габариты, техника возведения сводов, отделочные работы, цветовое решение интерьеров [2]. Макет памятника в натуральную величину является, фактически, реконструкцией сооружения, благодаря которой посетители археологического парка могут получить визуальное представление о строении, изучить планировку здания, посетив его внутренние помещения. 8. Входная группа в Археологический парк (ворота, касса, охрана). Входная группа в археологический парк устраивается в южной части комплекса, со стороны ТКАДа, проектируемой кольцевой железной дороги и проектируемой станции метро у микрорайона Сергели-5. Второй вход планируется с северной стороны парка, в непосредственной близости от древнего памятника Шаштепа. Данный вход имеет выход к каналу Джун, улице Чоштепа и проектируемой станции метро Чоштепа. 9. Парковка для туристических автобусов и частных автомобилей. Парковка располагается со стороны центрального входа в археологический парк, со стороны ТКАДа. 10. Пункты общепита (чайхана). На берегу Салара, вблизи входной группы проектом предложены две чайханы. Колоритные чайханы благодаря террасам над водой и глубоким айванам, создадут благоприятный микроклимат для отдыхающих в знойный день. Маршрут «Древний Ташкент» Консервация памятника Шаштепа, а также создание на базе него археологического парка, позволит осуществить программу по продвижению бренда «Древний Ташкент». До наших дней на территории современного Ташкента сохранилось множество так называемых тепе (археологических холмов) (Мингурик, Актепа Юнусабад, Актепа Чиланзар, Кугаиттепа, Тешиккуприктепа и др.), скрывающих руины древних и раннесредневековых строений. Меры по сохранению всех этих памятников замкнут целую сеть туристического маршрута под единым брендом «Древний Ташкент». Этому способствует и ряд мер уже проведенных работ по сохранению памятника I века н.э. Мингурик, что у Северного вокзала. В 2008-2009 гг. здесь были проведены раскопки, после которых глиняные руины накрыли навесом. В 2016 году при прокладке новой малой кольцевой дороги в городе Ташкенте, памятник Актепа Чиланзар, что у площади Актепа, был обнесен забором.
Маршрут нанесен на археологическую карту Ташкента [2].
Маршрут «Древний Ташкент» будет проходить по основным улицам города. Так, основной отрезок пути от Актепа Юнусабад до археологического памятника Мингурик занимает улица Амира Темура, памятник Шаштепа с последним соединяет улица Шота Руставели и Чаштепинская, Актепа Чиланзар и Тешиккуприктепа объединяет проспект Бунъедкор и улица Мукими, которая, в свою очередь, выходит на улицу Шота Руставели. Вместо заключения Идея создания археологическиого парка «Шаштепа», в первую очередь, преследует своей целью сохранение древнего памятника для будущих поколений, а также основана на глубокой убежденности в том, что он займет достойное место в культурной жизни города Ташкента, станет его достопримечательностью. Ссылки на литературу 1) Древний Ташкент / civiltashkent.blogspot.com 2) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с. 3) Археологический парк Пафоса / Археологический парк Ксантена / Мерв (Древний город) / Ичан-Кала / Гонур-Депе / Источник: Википедия.
civiltashkent.blogspot.com
О КУЛЬТОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕГО ТАШКЕНТА ШАШТЕПА И МИНГУРИК
Нурулин Т.С. Историография. Начало исследованиям археолого-архитектурного памятника Шаштепа положил еще в 1896 году Н.П. Остроумов, определив его как сторожевой пост с подземным зданием [1]. В 1934 году Г.В. Григорьев, обследовав памятник, интерпретировал здание как подземный храм саков [2]. Цитаделью называют памятник Шаштепа в своих работах Н.И. Крашенинникова (1956 г.), Г. Дадабаев (1970 г.) [3]. В 1978-1982 г.г. В.И. Спришевским и М.И. Филанович были произведены раскопки на памятнике, определенным археологами как архитектурно – фортификационное сооружение [1]. Результатом масштабных раскопок 1982 г. и 2000 г., Ташкентской археологической экспедицией под руководством М.И. Филанович, стало определение памятника как храма огнепоклонников, который строился по принципу сочетания креста и круга (космограмма) – древнейших символов Солнца, а находка черепа в одном из помещений сооружения позволила установить археологам, что с течением времени храмовое здание Шаштепа постепенно превратилось в погребальное [3]. Раскопки 2008 г. на памятнике Мингурик (М.И. Филанович, Г.И. Богомолов, С.Р. Ильясова, Эм. В. Вульферт) выявили также крестообразное здание. По мнению М.И. Филанович, этот ранний архитектурно-строительный комплекс возводился по принципу, зафиксированному в первичном здании Шаштепа. И что планировка отражает ту же идею поклонения Солнцу с обращением главного входа на восток. Само здание автор относит к типу культовых строений, где возжигался огонь на высоко поднятой платформе [3]. С этими выводами не соглашаются Г. Богомолов, С. Ильясова, и относят сооружения Шаштепа и Мингурик к гражданской архитектуре жилого назначения [5]. Архитектор М.С. Булатов рассматривает памятник Шаштепа с позиций древнеиндийских канонов возведения алтарей и храмов, освещенных в текстах Брахманы (VIII-V в. до н.э.), Шульбасутры и Грихьясутры (V в. до н.э.), и определяет его как храм астрального культа [6]. Архитектор А. Зияев представляет городище Шаштепа как резиденцию правителя и храм огнепоклонников [7]. Шаштепа и Мингурик – храмовые постройки. Дуалистическая система представлений о мире стала основой мировоззрения древних людей: борьба добра со злом, света и тьмы поставила человека перед выбором. Добро, свет и другие блага обеспечивали благоприятные условия для развития общества. Так родилась мораль. Храмы, призванные объединять людей на основе этой самой морали, стали отражением всемирного порядка, противостоящего хаосу. Идеальной моделью для храмовых построек стали представления древних о гармоничной Вселенной, построенной из простых форм круга и квадрата (космограмма). Памятники Древнего Ташкента Шаштепа и Мингурик, обладающие уникальной планировкой, заслуживают глубокого комплексного подхода в их изучении. В плане здание Шаштепа представляет собой композицию, состоящую из квадрата в квадрате, к периметру внешнего из которых пристроены трапецеидальные серединные «башни» (крестовина). Эта «крестовина» обведена двумя окружностями стен, к внешней из которой, также пристроены «башни». Здание имеет центрическую композицию и подчинено законам строгой симметрии. Подобную композицию имеет и сооружение Мингурик: только к внешнему периметру квадрата здания пристроены полуовальные «башни». Композиция этих двух памятников построена по принципу древней космограммы (мандалы) [8]. По принципу мандалы построены многие сооружения, начиная с бронзового века: Теменос Гонур-депе цивилизации Маргуш, также как и Шаштепа имеет крестообразную планировку, центральное прямоугольное помещение к серединам сторон которого пристроены прямоугольные «башни»; в Бактрии – храм Дашлы 3, кольцевая двойная стена, образующая коридор, с выходами из него в прямоугольные «башни», которого напоминает аналогичную кольцевую структуру строения Шаштепа. Композиция Шаштепа, в данном случае, сочетает в себе крестовину Теменоса Гонур-депе и кольцевой стены храма Дашлы 3. А.К. Акишев [10] отмечает: «планировки, имеющие в своей основе мандалу использовались для храмовой и погребальной архитектуры, бытовая архитектура всегда отклонялась от формальной схемы мандалы, так как подчинена динамической жизни». М.И. Филанович указывает основное направление распространения культовых зданий, построенных на различных сочетаниях круга, квадрата и креста, от низовьев Сырдарьи (мавзолеи Северного Тагискена X – VIII в. до н.э., мавзолеи Чирикрабата V-IV в. до н.э.), через ее среднее течение (Шаштепа II в. до н.э., Мингурик I в. н.э.), до Ферганы (Биловур-тепе I-II в. н.э., Арк-тепе II-III в. н.э.). Это направление обусловлено ухудшением экологической ситуацией в Приаралье и, соответственно, возникла необходимость в поиске новых благоприятных условий для жизни людей [3]. Автором отмечается также, что памятники Тагискена, Чирикрабата, Древнего Ташкента сочетают в себе строительные традиции юга Средней Азии и архитектурно-планировочные решения севера [3].
Планировка памятника Шаштепа представляет наиболее совершенную композицию, близкую к более поздним буддийским мандалам, воспринятым из общего пространства индоевропейской культуры, в более совершенном и законченном виде. Совершенность плана Шаштепа, позволяет видеть в этом, конкретное историческое событие, идею определенной личности, ознаменовавших его строительство. Сопоставление древних представлений и легенд о происхождении мира, выявило схожесть древнеиранских (Авеста) и более поздних тибетских (Шамбала) представлений о мире, а также, легенды о стране Чамбил эпического произведения узбекского народного творчества «Нурали» (Гуруглибек) [9]. Изображения Шамбалы на Тибете содержат в себе историю происхождения этой священной страны, в которой царь Сучандра отправившись в Индию и получив учение Калачакры от самого Будды, возвратившись на родину, возводит храм в виде мандалы у великой горы. Примечательно, что все изображения тибетских мандал, передают ее в виде архитектурного сооружения, храма. То есть изображения мандал на Тибет попали в виде легенды о священной стране, где построен храм в виде мандалы. Возможно, что этой священной страной была Кангха на территории Древнего Ташкента, а храмом в виде мандалы – Шаштепа, у подножия западных отрогов Тянь-Шаня. Это объясняется общим протоиндо-европейским корнем развития культуры этих регионов. Поэтому, возможно, планировка
храмов Шаштепа II в. до н.э. и Мингурик I в. н.э. распространилась далеко за пределами этого региона (Биловур-тепе I-II вв. н.э. и Арк-тепе II-III вв. н.э. в Ферганской долине, Ак-тобе 2 в Чардаре I-II вв. н.э., Чоль-тобе I-IV вв. н.э., Сеталак 1 III-V вв. н.э. [3], Кайла-Санатха в Элоре в Индии VII в. н.э.). Анализ плана Шаштепы (II в. до н.э.) и тибетской мандалы (конец I тыс. н.э.), позволил реконструировать гипотетический план древнего зодчего, где центральный квадрат сооружения, на первом этапе строительства еще не перегороженный, олицетворял духовное начало: на изображениях тибетских мандал в этом центральном квадрате изображается божество. После захоронения останков человека в первом уровне здания, возможно, это помещение олицетворяющее духовное начало переносится на второй уровень. Пристроенные к сторонам этого квадрата «башни» олицетворяли четыре стихии. В одной из «башен» Шаштепа археологами был найден алтарь огня. Мощными пилонами особо подчеркнут и вход в это помещение, посвященное огню. Почитание огня занимает особое место на ранних этапах возникновения зороастризма, а в последующем занимает центральное место его культа. Три остальные башни гипотетически предполагаются помещениями почитания Воды, Земли и Воздуха. Как известно почитание стихий в зороастризме, как чистых творений Ахурамазды, составляет основу религиозно-нравственных взаимоотношений человека с окружающим его миром. Строительство сооружений в виде мандал или космограмм, является отличительной чертой культовых строений древности: храмов, погребальных строений. Это объясняется теократической направленностью государств, городов. Градообразующим объектом, которых были храмы или иные культовые постройки: Зиккураты Месопотамии, Пирамиды Египта, Пирамиды Южной Америки, ступы Индии, храмы цивилизации Маргуш и Бактрии.
Культовый характер строений Шаштепа и Мингурик подтверждается и археоастрономическим методом исследования [11]. Здания Шаштепа и Мингурик имеют специфическую ориентацию на космические константы: Солнце и Луну. Шаштепа имеет координаты 41º 13` 54`` N и 69º 11` 19`` E. Сохранившиеся арочные проемы в восточной и южной частях кольцевой стены имеют ориентировку на восход, кульминацию Солнца в день весеннего равноденствия. А вход непосредственно в крестовину, расположенный в западной части сооружения, как бы “ловит” последние лучи на закате Солнца в этот день. Два других проема в кольцевой стене, выводившие в предполагаемые башни, имеют направление на Луну в дни летнего и зимнего солнцестояний. Один проем имеет азимут 65º, и это восход Луны в день летнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`. Второй – имеет азимут 130º, и это восход Луны в день зимнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`. Мингурик имеет координаты 41º 17` 53`` N и 69º 17` 13`` E. Азимут диагонали основного квадрата здания равен -122º. И это заход Солнца в день зимнего солнцестояния, при склонении Солнца равном +23º 27`. Направленность тех или иных частей зданий (башен и входов) на космические константы, не является отражением только лишь функции обсерватории, а также несёт в себе сакральный смысл отношения Человек – Вселенная. В данном случае, применительно понятие храм-обсерватория. Время отправления культов, начало сезона посева и сбор урожая в стране, религиозные праздники (к примеру, Навруз являлся также праздником предков: именно в этот день, по представлениям древних, предки возвращаются на землю [12]) – все это требовало точных календарей, которые составлялись жрецами в подобных храмах-обсерваториях. Ритуальный характер носят оба коридора строения Шаштепа. Коридор по периметру основного квадрата здания служил основным путем, направляющим служителей храма к последовательному посещению «башен» посвященных стихиям и совершению в них соответствующих обрядов. В последующем, в этом обходном коридоре, как отмечают археологи, возжигался ритуальный огонь, после того, как в храме захоронили останки человека [3]. Погребение, возможно, привело к перекрытию центрального квадратного помещения, до этого открытого и надстройке второго уровня. На это указывают широкие стены и пристройки к ним дополнительных параллельных стен, для возведения сводов первого уровня. Кольцевой коридор способствовал доступу в пристроенные «башни», олицетворяющие Солнце и Луну, где также производились ритуальные подношения, а также они служили ориентирами фиксирующими восходы Солнца и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего равноденствия. Обходные коридоры вокруг святилищ – часто используемый прием в храмовой архитектуре. Галерея, окружала святилище зороастрийского храма во дворце парфянских царей в Хатре (I-II века н.э.), в храме огня в Согде, и в ахеменидском храме в Сузах. Также длинная обходная галерея предполагается и в иерусалимском храме Соломона (X в. до н.э.). Обходные коридоры встречаются также и в одном из храмов Пенджикента, в храме Ак-Бешима [13]. Обходной коридор есть и в Круглом храме Старой Ниссы. Подобные коридоры характерны и для буддийских храмов [13]. Очевидно, что подобные обходные коридоры носили ритуальный характер, способствуя обходу служителей храма вокруг святилища. Святилища зороастрийских храмов Ирана и Хорезма окружались обходным коридором, чтобы избежать проникновения в них солнечного света [13]. На ритуальный характер кольцевого коридора здания Шаштепа указывают и установленные в нем слева от южного входа хумы со свастикообразными изображениями [3]. Возможно, в них хранился священный напиток индоиранцев Хаома. Стены помещения «башни» с алтарем огня были окрашены в красный цвет. В красный цвет были окрашены также стены внутри кольцевого коридора. Стены айвана храма парфянской Нисы III-II века до н.э., а также погребальные камеры некрополя, находящегося недалеко от храма, были выкрашены в красный цвет [14]. Красный цвет также часто используется в буддийских храмах. Красный цвет в древности символизировал огонь, жизнь, идею возрождения. Этот цвет был излюбленным цветом сильных мира сего («Красный зал» Варахши; скульптуры Халчаяна преимущественно окрашены в красный цвет; красные одежды носили знатные люди), он использовался в погребальном обряде (погребальные манекены таштыкцев, после кремации, покрывались красной шелковой тканью; у срубно-андроновских племен эпохи бронзы существовал обычай подсыпать в могилу охру) [10]. Также интересна ориентация храма Шаштепа – строго углами по сторонам света (редкий случай в истории архитектуры). Подобную ориентацию углами по сторонам света имеют также курганы в виде усеченной пирамиды в Семиречье (Алексеевский могильник), имеющие квадратные жертвенники на верхней площадке [10]. Подобная ориентация обусловлена мировоззренческими и космологическими представлениями древних о сотворении и структуре Мира. В Авесте центром мира является гора «Хара», с которой стекают реки, протекающие через страну Хванириата. Эти реки впадают в море Воорукаша. Гору окружали шесть областей (кешваров). Два основных вектора, исходящих из центра – Арезахи (восход Солнца) и Савахи (заход Солнца), отмечали позиции двух кешваров, расположенных соответственно на востоке и западе. Остальные кешвары располагались на северо-западе (Видадафшу), северо-востоке (Фрададафшу), юго-западе (Ворубарэшти) и юго-востоке (Воруджарэшти) [15]. Эти первые представления о Мире рассматриваются древними во взаимодействии с циклическим движением Солнца вокруг мировой горы «Хара», и соответственно вокруг Земли. Эта модель отражает представления людей об устройстве Вселенной, подчиненной геоцентрической системе. В этой связи, место под строительство храма выбиралось жрецами-астрономами. Необходимо заметить, что граница между 5 и 6 кешварами по Бируни - 41°13’5’’, а это точные координаты здания Шаштепа. Четыре статичные позиции Солнца (восход, полдень, заход, «полночь») образуют квадрат, который оказывается вписанным в окружность, очерченную движением Солнца. Подобная интерпретация взаимосвязи геометрии и космологии, позволяет заметить связь этих представлений с планом Шаштепа, где центральный квадрат имеет ориентировку углами по сторонам света, которые отмечают выше упомянутые четыре позиции Солнца. Этот квадрат в свою очередь вписан в кольцо стены. Примечательно, что к этой округлой стене пристроены «башни» олицетворяющие Солнце и две фазы Луны. Т.е. эта композиция отражает представление о Вселенной, с циклическим движением небесных светил вокруг Земли. Особое культовое назначение строений Шаштепа и Мингурик подчеркивается применением древними зодчими принципов геометрической гармонизации при их строительстве [16]. Анализ планов храмов Шаштепа и Мингурик Древнего Ташкента показал, что в их основе заложена закономерность «святого сечения». При анализе отношений основных величин сооружения Шаштепа, так или иначе получаем близкие к «золотой пропорции» числа (1,618). Построение планов, рассматриваемых памятников, подчинено определенному модулю. Так основной квадрат храма Шаштепа состоит из сетки 4 x 4, каждая ячейка которой размером 5 м30 смx 5 м30 см. А основной квадрат храма Мингурик составляет сетка 3 x 3, состоящая из ячеек тех же размеров, что и на Шаштепа. Этот факт разбивки планов показывает следование мировоззренческим представлениям о мире, в которых цифры 3 и 4 занимают особое место, а также подтверждает мнение археологов о преемственности архитектурно-строительных традиций в Древнем Ташкенте. Строение Шаштепа расположено на левом берегу канала Джун, а на правом – само поселение, соответственно, на востоке и западе. Интересное разделение главной постройки от поселения, может быть слабым подспорьем теории оборонительного характера Шаштепа. И вполне логично объясняется религиозными и мировоззренческими представлениями древних обитателей Ташкента. В авестийской традиции прежде чем попасть в загробный мир, человек должен пройти по мосту Чинват. Возможно, в данном случае мы наблюдаем материальное воплощение этих мировоззренческих идей. Более того он находится на большом возвышении - ближе к Небу. Рассматривая памятник Шаштепа в пространстве всего среднеазиатского региона, можно предположить что это был один из значимых культовых центров. На это указывают, в первую очередь, его крупные габариты (диаметр внешнего кольца равен 50 м). Подобные размеры имеет в Хорезме культовое строение Кой-Крылган-Кала, а также центральное крестовидное здание Теменоса Гонур-депе. В Ташкентском оазисе и близлежащих регионах, аналогичные Шаштепа памятники имеют более скромные размеры (Мингурик, Сеталак-1, Биловур-тепе и др.). Размер имеет значение. Социальная иерархия отражалась в иерархии архитектурных объектов, по принципу: выше – ниже, больше – меньше [10]. Территория западной стороны холма Шаштепа, возможно, использовалась как площадка жертвоприношений перед храмовым комплексом. Археологами не зафиксировано никаких признаков строительства в этом месте, а найдено достаточное количество керамики и костных останков животных (жертвенная пища). Комплексный подход в изучении памятников Древнего Ташкента Шаштепа и Мингурик указывает на культовый характер этих строений. Тесная связь науки и религии в древности рождает особый тип культовых строений – храмы-обсерватории, к которым можно отнести и рассматриваемые памятники. Не подразумевающие большого пространства для молящихся, храмы Древнего Ташкента Шаштепа и Мингурик, очевидно, предназначены для отправления культа малой группой людей (жрецами). Основная масса людей совершала определенные обрядовые действия рядом с храмом. В этой связи, точнее называть подобные культовые сооружения теменосами: верховный жрец – посредник между небом и землей, получал необходимую информацию в теменосе (время религиозных праздников, посева и сбора урожая, высчитанное посредством особой ориентации сооружения) и хранитель тайных культов, посвященных стихиям, от которых зависела жизнеспособность общества. Храм Шаштепа сочетает в себе несколько культов: астральный культ, культ предков, культ Огня и Солнца, входящие в систему зороастрийских религиозных воззрений, в целом символизируя Вселенную (космограмму). Это свидетельствует об архаичных формах зороастризма, существовавших на территории Древнего Ташкента. В храме Мингурик, унаследовавшем крестообразную планировку Шаштепа, обособляется культ Огня, становясь основным. Эволюцию главенства культа Огня в зороастрийских храмах Древнего Ташкента при резиденциях правителей в V-VII вв. н.э. (Мингурик, Юнусабад-актепа, Кугаит-тепа) и других регионов Средней Азии (Пенджикент) завершают отдельные четырехколонные залы с алтарями огня в центре помещений. Ссылки на литературу: 1. Филанович М.И. У истоков древней культуры Ташкента. – Ташкент: Фан, 1982. – 200 с. 2. Григорьев Г.В. Отчет об археологической разведке в янгиюльском районе УзССР в 1934 г.. – Ташкент: Издательство комитета наук УзССР, 1935. – 48 с. 3. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с. 4. Буряков Ю.Ф. Городище Минг-Урюк в Ташкенте // Труды САГУ (Археология Средней Азии). – Ташкент: Издательство САГУ, 1956. – С. 121-132. 5. Богомолов Г., Ильясова С. К дискуссии о зданиях с крестообразной планировкой в Чаче // Традиции Востока и Запада в античной культуре Средней Азии (Сборник статей в честь Поля Бернара) / Под редакцией Казима Абдуллаева. – Самарканд: Noshirlik yog`dusi, 2010. – С. 106-116. 6. Булатов М.С. Космос и Архитектура. – Ташкент: SMI-ASIA, 2009.– 288 c. 7. Зияев А. Ташкент I (Древность и средневековье). – Ташкент: Санъат, 2009. 8. Нурулин Т.С. Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41. 9. Нурулин Т.С. Шамбала в Древнем Ташкенте // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. - №3. – С. 36-37. 10. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. – Алма-Ата: Наука, 1984. – 176 с. 11. Нурулин Т.С. Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №1. – С. 23-25. 12. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. Послесл. Э.А. Грантовского. – Москва: Наука, 1987. – 303с. 13. Нильсен В.А. Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). – Ташкент: Наука, 1966. – 336 с. 14. Ставиский Б.Я. Между Памиром и Каспием. – Москва: НАУКА, 1966. – 327 с. 15. Карим Т. По следам Авесты (Легенда об Ардахиве). – Ташкент: Издательско – полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма, 2007. – 240 с. 16. Нурулин Т.С. Разгадка геометрического ключа храмов Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. - №1. – С. 23-25.
civiltashkent.blogspot.com
ДРЕВНИЙ ТАШКЕНТ: КАРТА ДРЕВНЕГО ТАШКЕНТА
Нурулин Тимур
Рис. Автора.Нажмите на картинку, чтобы посмотреть ее в лучшем качестве.
Более двух тысяч лет назад в долине реки Чирчик зародилась градостроительная культура – прародительница современного Ташкента. Как известно, древнейшие цивилизации зарождались в долинах рек. Вспомним Египет, возникший на берегах Нила, Хараппскую цивилизацию – в долине Инда, Месопотамию, которая располагалась на равнине между Тигром и Евфратом, Маргуш на реке Мургаб. И Древний Ташкент не стал исключением, ведь вода – источник жизни.
На востоке амфитеатром раскинулись Западные отроги Тянь-Шаня, там, где восходит Солнце и откуда берет свое начало река Чирчик, полого спускаясь в равнину ею же и намытую. На правобережье реки высоким уступом нависает Ташкентская терраса в виде лёссовых отложений, край которой мы можем наблюдать и сегодня на Южном вокзале и крутой спуск на Паркентском рынке. По этой же террасе сегодня можно подняться в Экопарке имени Бабура и в Центральном парке имени Мирзо Улугбека. Именно вдоль этого уступа археологами были найдены древнейшие сооружения Ташкента.
Ташкентскую террасу рассекают глубокие лёссовые каньоны древних каналов Ташкента, свидетельствующих об их древности. А какие у них названия! Калькауз (Кей-Кавус), Зах (Заль), Салар, а холмы Мингурик и Шахнишин-тепа в народе называют Афросиаб. Эти названия – имена легендарных правителей и героев Ирана и Турана.
Благоприятные географические условия сыграли ключевую роль в выборе места для проживания первых поселенцев Древнего Ташкента. Плодородный двадцатиметровый слой лёссовых отложений способствовал не только развитию земледелия, - это еще и отличный строительный материал. Древние зодчие формовали из него крупные пахсовые блоки и сырцовые кирпичи, из которых возводили стены и своды храмов, дворцов и гражданских сооружений. В условиях защищенности от влаги, здания из необожженной глины могут простоять тысячелетия. Видимо, - это была одна из причин, по которой здания древнего и раннесредневекового периодов на территории Ташкента возводились на холмах или искусственно поднятых платформах, как это делалось в Шумере при возведении зиккуратов. Искусственные платформы защищали зиккураты от намокания нижних частей строения во время разлива рек.
А началась градостроительная деятельность в Древнем Ташкенте со строительства храма-обсерватории Шаштепа во II в. до н.э., были, конечно, до этого в бронзовом веке и стоянки и землянки, но такого грандиозного сооружения еще не было (здесь мы ограничиваемся территорией современного Ташкента) . Построено здание строго углами по сторонам света – редкий случай в истории архитектуры. Разве что, зиккураты Месопотамии так строили. А какой гармоничный план! Здесь и золотое сечение и святое, в лучших традициях древнего мира. В плане здание - мандала, основа построения древних индийских культовых строений. Есть даже древние тексты Шульбасутра и Грихьясутра - правила возведения алтарей и храмов. Какая география, какие культурные связи!
Какая это была страна? Многие ученые уже давно сошлись во мнении, что на территории Древнего Ташкента две тысячи двести лет назад существовала страна Канг или Кангха, описанная в Авесте, а позже отмеченная и в Шахнаме Фирдоуси. В китайских источниках она известна под названием Кангюй.
На карте изображены авторские графически реконструированные археолого-архитектурные памятники Ташкента древнего и раннесредневекового периодов, на которых проводились масштабные археологические изыскания, которые помогли выявить планировочную структуру зданий. Это Шаштепа, Мингурик, Актепа Чиланзар, Актепа Юнусабад, цитадель Ханабад. Что позволило автору со значительной долей достоверности визуализировать ретроспективный вид строений, привлекая аналогии сходные территориально и по времени функционирования.
Здесь отмечены и другие памятники, сохранившиеся в виде так называемых «тепа», - холмов, на которых еще не производились значительные раскопки. Археологами тут закладывались шурфы с целью выявления датировки, но они еще ждут своего открывателя. А пока мы их бережно называем Молчаливые холмы, хранящие свою тайну. Месторасположение и названия их даны по археологической карте, представленной в книге Филанович М.И. «Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках».
Изображения животных дополняют картину тех времен. Они взяты с Каунчинских печатей найденных на территории Большого Ташкента, и синхронных времени функционирования строений Шаштепа и Мингурик. Древние жители региона изобразили оленей, архаров, горных козлов, коней и рыб. Тех животных, которых они видели. Остеологический материал, находимый археологами при раскопках многочисленных тепа Ташкента, подтверждает это.
На изображение древнего ландшафта Ташкента наложен каркас современных улиц с целью удобства нахождения памятников в структуре сегодняшнего города. Ярко оранжевым цветом отмечен маршрут бренда «Древний Ташкент», проходящий по основным улицам города. К примеру, памятники Шаштепа, Актепа Чиланзар и Мингурик объединяют две основные улицы Шота Руставели и Мукими, а от Мингурика до Актепа Юнусабад основу пути составляет проспект Амира Темура.
Карта Древнего Ташкента – это виртуальная реконструкция древнего города, которая имеет своей основной целью сохранение культурного наследия через популяризацию его образов.
Ко дню рождения Маргариты Ивановны Филанович.
civiltashkent.blogspot.com
История развития Ташкента
Туры в Узбекистан
Блог
История развития Ташкента
Столица Узбекистана – город, примечательный во всех отношениях. Богатейшая история сочетается с успешным современным развитием. Богатый зелеными насаждениями мегаполис хранит многочисленные памятники древности и современные творения; город Ташкент – крупный культурный, промышленный и транспортный узел, удобный для проживания и интересный для посещения.
Путь тысячелетий
Возникновение человеческих поселений в районе расположения нынешнего Узбекистана произошло еще до нашей эры. Проследить перипетии его развития достаточно сложно из-за многочисленных природных катаклизмов и иноземных вторжений, оставивших развалины и руины. Возрождение города после подобных испытаний достойно восхищения.
Истоки нынешнего Ташкента
Бассейн рек Зеравшан и Кашкадарья – один из древнейших центров цивилизации; государство Согдиана имело столицей Мараканду (ныне Самарканд). Первым завоевателем этой территории был Александр Македонский. Далее существовали Кушанское государство и Тюркский каганат, Хорезм и Бухарское ханство. Завоевателями были арабские племена, Чингисхан и Тимур. Выступала в роли колонизатора и царская Россия, захватившая часть территории; в советский период Узбекистан был в составе различных образований, затем существовал как союзная республика.
Документально известный со второго века до нашей эры, Ташкент вошел в состав России в 1865 году; с 1918 – столица Туркестанской автономной республики, а с 1930 – Узбекской ССР. В городе десятки ВУЗов и театров, множество музеев и других интересных достопримечательностей. Проживали в Ташкенте многие состоятельные люди – ремесленники и торговцы; их средства позволяли возводить достаточно крупные сооружения религиозного и бытового назначения. В их числе мечети и медресе (образовательные заведения мусульман), мавзолеи, чайханы и караван-сараи.
Испытания и катастрофы
Ташкент был важным пунктом Великого шелкового пути, обеспечивающего попадание китайских тканей на европейские рынки. Однако мягкий климат и важное стратегическое расположение сочеталось с высокой сейсмической активностью гористой местности. Наряду с разрушениями, причиняемыми многочисленными завоевателями Средней Азии, значительный ущерб город Ташкент неоднократно получал от землетрясений большой мощности. Многие архитектурные памятники пострадали в 1868 году; известная мечеть Джума восстанавливалась около 20 лет.
Сильнейшее землетрясение потрясло Ташкент и его окрестности в апреле 1966 года. Очаг подземных возмущений располагался на малой глубине, что обусловило огромный масштаб разрушений. Уже в день катастрофы в городе побывали высшие должностные лица СССР во главе с самим Брежневым; помощь в восстановлении была поистине всенародной. Военные и гражданские строители прибывали со всей страны; оперативно доставлялись все необходимые строительные материалы. Практически все потерявшие жилье получили к зиме крышу над головой.
В феврале 1999 года в Ташкенте произошел крупнейший террористический акт, организованный радикальными исламистами. Шесть взрывов значительной мощности произведены в центральных районах города, в том числе у правительственного здания, где ожидалось присутствие президента Каримова. Погибло 16 жителей города, более 100 человек пострадали.
Сегодняшний день
Восстановление Ташкента в 1966 году производилось с вполне оправданной поспешностью, при этом часть нового жилого фонда составили здания не самых удачных серий. Капитальное строительство в городе велось непрерывно; в наши дни Ташкент представлен многими улицами современных домов европейского качества. К строительству зданий предъявляются самые высокие требования по сейсмической устойчивости. Благоустроенные улицы и проспекты прекрасно озеленены; жаркий климат смягчается многочисленными фонтанами, арыками и прудами.
Достопримечательности Ташкента
Примечательные здания и сооружения, повреждаемые землетрясениями и чужеземными варварами, по возможности восстанавливаются. Самые древние реставрируются, чтобы они дошли до потомков в исторически достоверном состоянии. Уделяется в Узбекистане и значительное внимание увековечению памятных событий, национальных и общечеловеческих ценностей.
Исторические монументы
Мечеть Джума, уже упомянутая в обзоре, называют также Царской – она восстановлена после землетрясения на личные средства императора Александра III. Находится сооружение в старой части Ташкента, вблизи центрального базара; здесь всегда много прихожан и туристов. Сохранилась до наших дней близлежащее здание медресе Кукельдаш, названное по прозвищу строителя – визиря, приближенного Барак-хана. Медресе самого хана также сохранилось; удачливый правитель (так переводится прозвище Барак-хан) был внуком великого Улугбека.
Целый архитектурный ансамбль Хазрет (святой) Имам реставрирован в 2007 году; первым сооружением комплекса был мавзолей имама Каффаля аш-Шаши. Мавзолеи были распространенными сооружениями исламской страны; в Ташкенте и окрестностях их сохранилось более десятка. Мавзолеи эпохи тимуридов – наследников Тимура представлены усыпальницами Юнус-хана и шейха ат-Тахура на территории Исламского университета.
Позднейшие достопримечательности
Современные мемориальные комплексы также украшают столицу Узбекистана в память людей и событий. Мемориал Памяти жертв репрессий напоминает о потерях из-за сталинского произвола; монумент Мужество напоминает о землетрясении 1966 года. Черный расколотый куб постамента символизирует расколотую земную твердь; мужчина, грудью защищающий женщину и ребенка – единение людей перед лицом стихийного бедствия.
Интересны и многие другие достопримечательности узбекской столицы. Это и метрополитен, построенный после большого землетрясения; и ташкентская телебашня. Замечательный ботанический сад и зоопарк привлекают любознательных туристов, которых город Ташкент встретит радушием и гостеприимством..
orientaltales.uz
Ташкент: история и современность - Ташкент: история и современность
Ташкент - город на границе земледельческих оазисов Средней Азии и бескрайних евразийских степей существует уже более двух тысяч лет. В глубокой древности, когда этот город носил еще название Чач, он не был особенно крупным и по значению в истории значительно уступал своим более южным соседям - Самарканду и Бухаре. Но археологи сегодня уверенно идентифицируют на территории современной столицы Республики Узбекистан несколько значительных археологических объектов, бывших предками Ташкента. Да и сохранившиеся памятники древней архитектуры имеют достаточно почтенный возраст. Так, знаменитая подземная чилля-хана при мавзолее Зайн ад-дина бобо построена в ХII веке. Но основная масса древних памятников Ташкента, которые сегодня можно увидеть, относятся к ХVI веку, когда Ташкент стал столицей одного из крупных уделов государства шейбанидов и управлялся авторитетной ветвью этой династии.
Другой группой интересных памятников истории и архитектуры являются сохранившиеся постройки нового города, созданные талантливыми инженерами конца ХIХ - начала ХХ веков для общественных учреждений административного центра Туркестанского края, образованного в Средней Азии после завоевания этих земель Российской империей.
Наконец, наша современность, включающая в себя и старое, и новое, многочисленные перестройки, полные перепланировки, грандиозное суперсовременное строительство - все это превратило Ташкент в уникальный образец самого крупного среднеазиатского мегаполиса, в котором чрезвычайно поучительно для нас попытаться осмыслить взаимоотношения древности и современности для того, чтобы понять сам дух этого города.
Люди живут на месте современного Ташкента уже много тысяч лет. Благодатная зелень Ташкентского оазиса, раскинувшаяся по берегам небольшой, но многоводной реки - Чирчика, привлекла человека еще в каменном веке. Чирчик вытекает из Чимганских гор (это - западные отроги горной страны Тянь-Шань, в ясную погоду они хорошо видны из Ташкента) и впадает в великую реку Центральной Азии - Сырдарью.
Еще в древности, для того, чтобы расширить площадь орошаемых Чирчиком земель, в верхнем его течении были отведены многочисленные каналы. Эти каналы действуют и сегодня, они протекают через современный город и имеют вид природных речек, но на самом деле это ирригационные сооружения, прорытые людьми две-две с половиной тысячи лет тому назад. Если взглянуть на Ташкент с самолета, то можно ясно увидеть, что город располагается у подножия высоких гор на изрытой каналами холмистой равнине, плавно понижающейся с северо-востока на юго-запад. Самая высокая отметка в пределах города - 511,7 метра над уровнем моря, самая низкая - 381,1 метра.
Многие холмы, угадываемые под городской застройкой, - остатки древних поселений. Самым старым из них считается холм Мингурюк-тепе у северного железнодорожного вокзала. Археологические раскопки показали, что это и есть остатки первоначального города Ташкента двухтысячелетней давности, города, уничтоженного во времена арабского завоевания Центральной Азии, то есть в начале VIII века. Тогда и город и весь оазис назывался Чач. Специалисты производят современное название города - Ташкент - от слов Чач-кент, что в переводе с древнетюркского языка означает "город страны Чач". Под именем Чач он известен в документах и надписях древнеперсидских царей, которые неоднократно предпринимали сюда военные походы.
В те далекие времена, когда страна Чач являлась желанной добычей для завоевателей: персидских шахиншахов, фаланг Александра Македонского, кочевников Центральной Азии (белых гуннов, юечжи), местные жители были огнепоклонниками, то есть исповедывали исконно среднеазиатскую религию - зороастризм. Памятники эпохи зороастризма разбросаны по всей территории современного Ташкента. Под отдельными холмами археологи обнаружили небольшие укрепленные поселения-замки, храмы Огня и других зороастрийских божеств. Довольно часто попадаются в земле Ташкента и характерные оссуарии - особые украшенные глиняные сосуды для погребения человеческих костей по странному обряду зороастрийцев.
После разрушения Чача (арабы произносили "Шаш") завоевателями-мусульманами под предводительством известного полководца Кутейбы ибн Муслима город в районе Мингурюк-тепе уже не возродился, а стал отстраиваться в другом месте - на холме между современными площадями Хадра, Эски-Джува и Чорсу. Очень наглядно это можно себе представить, стоя на площадке перед сохранившимся памятником средневековой архитектуры - медресе Кукельдаш, расположенным в конце улицы Навои напротив высотной гостиницы Чорсу. Строители ХVI века - при шейбанидском правителе Дервиш Мухаммад-хане выбрали эту оконечность южного фаса средневекового внутреннего города - шахристана - для возведения величественного здания медресе (то есть исламского института), самого крупного из семнадцати подобных учебных заведений, существовавших в Ташкенте.
Осмотр медресе Кукельдаш и площади Чорсу демонстрирует одну из очень характерных особенностей современного Ташкента - его поразительную многоликость. Суперсовременные постройки здесь нередко соседствуют с седой древностью, воспоминания о прошлом живут рядом с небоскребами будущего.
Недалеко от медресе Кукельдаш видны три обновленных купола - это реконструируется главная пятничная мечеть. Она носит имя известного общественного деятеля эпохи темуридов Хoджи Ахрара (1404-1490) - главного шейха могущественного дервишского ордена накшбанди.
Ташкент был типичным средневековым восточным глиняным городом. Внушительная стена с двенадцатью воротами и сторожевыми башнями защищала горожан от вторжения извне. В наше время от многокилометрового фортификационного сооружения практически ничего не сохранилось, разве что современная декоративная имитация Самаркандских ворот. Внутри городских стен одноэтажные дома из сырцового кирпича под плоскими земляными крышами образовывали небольшие кварталы - махалля, окруженные узкими немощеными улочками. К началу ХХ века в старом городе 21 тысяча таких жилых домов образовывали почти 280 махалля. Махалля объединялись в крупные районы - даха , каждый из которых управлялся собственной выборной администрацией. В Ташкенте было 4 даха, названия их сохранились до наших дней: Шейхантаур - на востоке, Бешагач - на юге, Кукча - на западе, и Сибзар - на севере старого города. Даха сходились к центру, где у подножия главного городского холма (шахристан) располагался центральный рынок - средоточие тогдашней общественной жизни.
"Шумная, пестрая, разноплеменная толпа, изобилие всяких экзотических фруктов, пятна непривычно ярких цветастых нарядов, еще более яркие тона всякого азиатского товара, выпирающего по рядам лавок-палаток, величавые белобородые всадники на конях, ослах и верблюдах, пробирающиеся в разных направлениях по многоголосным переходам и площадям, - и все это, как в расплавленном масле, плавает в сверкающем, не скупящемся южном солнце", - так описывает замечательный ташкентский базар в начале ХХ века очевидец. Главный рынок Ташкента существует на одном и том же месте уже более десяти веков. Издавна здесь объявлялись народу и распространялись всякие новости, выступали певцы-хафизы, проповедники-маддахи, клоуны-масхарабозы и острословы. В особых балаганах показывали свое искусство циркачи-дарвазы. Здесь же можно было встретить странствующих дервишей-каляндаров, одетых в своеобразные наряды, сшитые из разноцветных лоскутов. На голову каждый дервиш одевал характерную остроконечную шапку (кулах), а на поясе носил особую чашку для сбора подаяний, изготовленную из кокосового ореха.
И конечно же, на базаре продавалась разнообразная продукция мастеров-ремесленников, чем с незапамятных времен славился на Востоке Ташкент. Прежде всего, это была выдающаяся по художественным достоинствам шашская керамика - кувшины, чаши, блюда, детские игрушки и специальным образом выделанная кожа - зеленый шагрень.
Помещения базара мало отличались от махалля и состояли из все тех же глинобитных каркасных построек. Лишь кое-где в городе над однообразными желтыми стенами домов, не имевших окон со стороны улицы, возвышались монументальные общественные здания с куполами, возведенные из обожженного кирпича, - мечети, медресе и мавзолеи чтимых подвижников ислама. Лишь малая их часть сохранилась. И время постройки (ХII-ХIХ вв.), и художественная ценность переживших века памятников старинной архитектуры Ташкента весьма различны. Мы это можем видеть на примере почитаемого мавзолея (мазара) мусульманского святого Абу Бакра ибн Исмаила Каффаля, расположенного среди средневековых сооружений комплекса Хаст Имам. Путь к Хаст Имаму проходит через частично сохранившиеся типичные махалля старого города.
Мавзолей Абу Бакра Каффаля - купольная постройка причудливых очертаний на высоком основании с фасадом на север - воздвигнут в 948 году хиджры (1541 г.), о чем имеется соответствующая надпись на фасаде, который когда-то сплошь был украшен майоликой. Плохая сохранность здания (потери декоративных плиток, глубокие трещины в кирпичной кладке) вызвана, главным образом, воздействием подземных толчков. Cуществующий мавзолей Абу Бакра Каффаля - конечно, не первый над могилой святого, жизнь и деятельность которого относится к Х веку (он умер в 976 году). Когда предыдущие строения разрушались от древних землетрясений, горожане упорно возводили и возводили новые.
Вообще район Хаст Имама богат сохранившимися памятниками древней восточной архитектуры. Сейчас здесь размещается резиденция муфтия - главы мусульман Республики Узбекистан. Она расположена в старинном медресе Барак-хана, построенном в ХVI веке, на несколько десятилетий раньше, чем медресе Кукельдаш.
С Хаст Имамом связан длительный, сорокалетний период жизни выдающегося восточного поэта Зайн ад-дина Васифи (1485-1556). Считается, что он работал первым ректором (мударрисом) в медресе Барак-хана, а на одном из ныне не сохранившихся строений этого медресе (купол Кок Гумбаз) цветной майоликой были выложены стихи из написанной Васифи в 1515 году поэмы о Ташкенте, где есть такие строки:
О, что за царство! И лужайкам раяНе выдержать сравненья с древним Шашем.А тот, кто поселился здесь надолго,Забудет навсегда о райских кущах.Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,Чем жизнь влачить в любом другом краю!
Традиции восточной культуры и науки сохраняются и на современном Хаст Имаме. Здесь действует Исламский институт имени имама ал-Бухари, есть богатая библиотека восточных рукописей Духовного управления мусульман. Главная книга этой библиотеки заслуживает особого упоминания. Это всемирно известный Коран халифа Османа - первоисточник священной книги ислама, написанный в середине VII века. Древний манускрипт, состоящий из 353 пергаментных листов очень большого размера с первоначальным текстом Корана, столетиями хранился в сокровищнице халифов (последовательно в городах Медине, Дамаске и Багдаде). Из Багдада во времена Амира Темура Коран Османа попал в Узбекистан, затем (уже в ХIХ веке) успел побывать в Санкт-Петербурге, в руках российских ученых, доказавших его подлинность, и вновь перекочевал через Уфу в Центральную Азию. История знаменитой книги как бы подтверждает известную латинскую пословицу "Habent sua fata libelli" (Книги имеют свою судьбу).
Конечно, имеют свою судьбу и города. Ташкент в прошлом хотя и не был столицей какого-нибудь крупного древнего государства, однако приобрел достаточную известность. Ведь через эти места проходила северная ветвь знаменитой торговой дороги древности - так называемого Великого Шелкового Пути, о котором столь красноречиво поведал Западу в свое время венецианец Марко Поло. Возникновение Великого Шелкового Пути теряется во тьме веков, но достоверно известно, что уже две тысячи лет тому назад шелковые ткани из Китая перевозились в Римскую империю по суше через Центральную Азию. Безусловно принимал участие в этой транзитной торговле и Ташкент - оживленный торговый город на пути с Востока на Запад.
Поэтому не удивительно, что народные легенды связывают Ташкент и знаменитого героя древней истории - Александра Македонского, который в Коране именуется Искандером Двурогим. Будто бы однажды Александр после сражения со скифами у переправы через Сырдарью в 328 году до нашей эры остановился у некоего священного источника в местности, называемой теперь Шейхантаур. Когда он зачерпнул Воду Жизни и стал пить прямо из своего украшенного золотыми рогами боевого шлема, то с кончиков рогов капали капельки драгоценной влаги, и там, где они падали на землю, стали расти особые деревья местной хвойной породы саур. Вокруг чудесной рощицы затем возник культ Искандера Двурогого, очень уважаемого на Востоке. Вообще говоря, сауры весьма долговечны, но с тех пор прошло так много времени, что эти деревья успели высохнуть и даже окаменеть. В таком виде аллея священных сауров Александра Македонского в Ташкенте просуществовала до 30-х годов ХХ века.
Если мы сегодня будем осматривать Шейхантаур, то знаменитых сухих стволов, внешне напоминающих скрюченные человеческие пальцы, торчащие из-под земли, не увидим. Но одно дерево Искандера все-таки сохранилось. Оно находится внутри мавзолея местного святого - шейха Ховенди ат-Тахура, занимая пространство от пола до самого купола. Скорее всего, в ХIV веке здание было возведено прямо вокруг одного из священных деревьев, у корней которого когда-то завещал похоронить себя шейх.
Интересно, что в настоящее время никакого источника воды на Шейхантауре нет, но в других местах Ташкента бьют несколько фонтанов геотермальной минеральной воды, причем они имеют промышленное значение. Известно, что в зонах землетрясений естественные выходы подземных горячих вод с течением времени могут менять свое расположение, и поэтому легенда об источнике на Шейхантауре, возможно, имеет под собой вполне реальные основания.
Вокруг почитаемых деревьев Искандера Двурогого возник в средневековье комплекс построек, большая часть которых в период тоталитаризма была, к сожалению, снесена. Теперь из шестнадцати памятников старинной архитектуры здесь сохранилось только три (мавзолеи Ховенди ат-Тахура, Калдыргач-бия и Юнус-хана моголистанского). Памятники бережно сохраняются, так как они связаны с выдающимися людьми прошлого.
Так, Юнус-хан моголистанский из потомства Чингисхана - родной дед великого поэта и государственного деятеля Бабура (1483-1530), основателя государства Великих Моголов в Индии. Как пишет сам Бабур в свих мемуарах, он неоднократно посещал Ташкент и, конечно, совершал на Шейхантауре традиционный обряд поклонения предкам.
Если обратиться к более поздним временам, то эти места тоже освящены важными событиями в культуре и искусстве. Здесь в середине 20-х годов ХХ века в приспособленных помещениях одного из медресе (уже не существующего) открылась киностудия "Узбекфильм" и снимались первые узбекские кинофильмы - тогда еще немые.
Так причудливо переплетается на Шейхантауре старое и новое, а сами памятники прошлого теперь со всех сторон окружены ординарной городской застройкой. Катастрофическое землетрясение 1966 года дало толчок к полному изменению облика Ташкента.
То, что мы видим сегодня, особенно на территории нового города, можно назвать итогом полной перестройки и реконструкции столицы Узбекистана после землетрясения 1966 года. Вместе с разрушенными от подземных толчков строениями были снесены также многие целые, но сильно обветшавшие от времени одно- и двухэтажные дома в новом городе. Полностью изменили облик главные улицы нового города, например, Пушкинская улица (ныне проспект Мустакиллик). В период вхождения
Средней Азии в состав Российской империи в Ташкенте были сооружены монументальные храмы различных христианских конфессий, большинство из которых к настоящему времени не сохранилось. В последнее десятилетие ХХ века, то есть в годы независимости Узбекистана, коренной реконструкции подвергся и старый город, так как естественный ресурс жизни жилых домов там подходил к концу. Сохранены только некоторые старые здания, представляющие историко-культурный интерес (число их невелико), да сетка первоначальных улиц. Впрочем, и транспортные артерии подверглись значительным изменениям. Ведь для восточных городов, строившихся в прошлом стихийно, в наш автомобильный век особенно остро стоят транспортные проблемы. Ташкент выгодно изменился в этом смысле только в последние годы. Новые двухъярусные путепроводы и удобные транспортные развязки значительно упростили поездки по городу, в чем мы легко можем убедиться, объехав часть нового города от мемориала "Мужество" через путепровод у Алайского рынка и проспект Мустакиллик к скверу Амира Темура.
В центре сквера стоит бронзовый конный памятник Амиру Темуру (1336-1405) - знаменитому государственному деятелю Центральной Азии, полководцу и законодателю. Амир Темур (в Европе его называли Тамерлан), победив в борьбе за власть в среднеазиатском междуречье, почти сорок лет успешно управлял обширным государством, границы которого он раздвинул до Средиземного моря, Индии, Китайского
Туркестана и России. Свою столицу - Самарканд - Амир Темур превратил в подлинный Рим Востока, украсив и его, и другие крупные города своей империи (в том числе Ташкент) выдающимися зданиями и сооружениями. Он любил повторять: "Если ты сомневаешься в нашей силе и могуществе, взгляни на построенное нами". Обо всем этом можно узнать подробно в Государственном музее темуридов, открытом рядом со сквером в 1995 году. Архитектура музея - типичный образец новых общественных зданий современного Ташкента.
А рядом с музеем следует обратить внимание на два длинных бурых трехэтажных корпуса, окаймляющих сквер с запада. Это первые в Ташкенте учебные заведения европейского типа: мужская и женская классические гимназии, принявшие первых учеников в 70-е годы ХIХ века. На базе гимназий потом, уже в ХХ веке, был создан Ташкентский университет. Здесь учился и в 1900 году окончил гимназию в числе лучших учеников известный политический деятель ХХ века - Александр Керенский (1881-1970), глава Временного правительства России в 1917 году.
Со зданиями гимназий связано и другое важное для истории событие. В этом месте состоялась первая в мире телевизионная передача. Слушатель Ташкентского университета Борис Грабовский изобрел и тогда же запатентовал особый прибор, названный телефотом, в котором впервые был применен принцип передачи изображения по радио, используемый в наших телевизорах. Действующую модель прибора-передатчика он установил на перекрестке у гимназий, а прибор-приемник (то есть телевизор) отнес метров на пятьсот по улице на запад. В присутствии многочисленных зрителей экспериментаторы летом 1928 года получили на экране движущееся изображение трамвая. Между зданиями старых гимназий уходит от сквера на запад улица Саильгох, своеобразный ташкентский Бродвей. Здесь всегда людно, под открытым небом работают уличные художники, продаются всевозможные сувениры, продукция народных промыслов, в расположенных вдоль улицы кафе можно отведать различные блюда узбекской национальной кухни.
На юге от улицы Саильгох расположена великолепная Театральная площадь Ташкента, где стоит запоминающееся здание Большого академического театра оперы и балета имени Алишера Навои.
Повернув от Театральной площади на Узбекистанский проспект, мы мимо резиденции Президента Республики Узбекистан, расположенной вблизи от величественной площади Независимости, где традиционно проходят многолюдные торжества в дни государственных праздников, направляемся в сторону площади Истиклол.
Если обогнуть Дворец Истиклол и подняться на холм, увенчанный памятником великому поэту, основоположнику узбекской классической литературы Алишеру Навои (1441-1501), то перед нами открывается впечатляющая панорама современного Ташкента. В окружающей застройке привлекают особое внимание ажурное многоколонное здание Олий Мажлиса (то есть Верховного Совета) Республики Узбекистан под огромным голубым куполом, стеклянный небоскреб Межбанковского Центра, реконструированная и благоустроенная парковая зона на месте прежних глиняных махалля Бешагача.
Трудно поверить, что эти монументальные оригинальные по архитектуре, необходимые городу-столице нарядные произведения современных градостроителей выросли и вписались в живую ткань ташкентского городского пейзажа совсем недавно, в последние несколько лет. Тем не менее остается несомненным фактом, что годы независимости Республики Узбекистан были годами непрестанного, все расширяющегося строительства нового Ташкента. Вот он и встает теперь перед нами во всей красе - древний и вечно молодой двухмиллионный город в центре Азии, который в одной очень популярной современной песне метко назван "звездой Востока, столицей дружбы и тепла".
Источник
www.mg.uz
Ташкент история возникновения
Ташкент, столица Республики Узбекистан – крупный экономический, политический, научный и культурный центр Центральной Азии.Город расположен в северо-восточной части республики, в предгорной части западного Тянь-Шаня, в долине реки Чирчик, на высоте 440-480 м. над уровнем моря. История Ташкента насчитывает более 2500 лет. Свою историю город начал, как предполагают историки, с небольшого поселения саков (VI –III вв. до н.э.). За свою продолжительную историю город назывался по-разному – Юни, Чач, Шаш-Тепа, Бинкент, Ташкент. Впервые поселение упоминается в хроникальных китайских источниках под названием Юни, входящим в состав государства Кангюй (III в. до н.э.).В I-IV веках Чач входил в состав Кушанского царства. В V веке город был захвачен эфталитами, создавшими огромную державу на территории всей Средней Азии, а в 6-ом веке он оказался под влиянием Тюркского каганата. В это время начинается формирование тюркского языка у народов этого края.Впервые поселение упоминается в хроникальных китайских источниках под названием Юни, входящим в состав государства Кангюй (III в. до н.э.).
В I-IV веках Чач входил в состав Кушанского царства. В V веке город был захвачен эфталитами, создавшими огромную державу на территории всей Средней Азии, а в 6-ом веке он оказался под влиянием Тюркского каганата. В это время начинается формирование тюркского языка у народов этого края.
В начале VIII в. арабские войска перешли Амударью и начали завоевание Средней Азии. Вначале были захвачены Бухара, Самарканд, а в 716 г. – Чач (Ташкент). Население Чача покидает опустошённый арабами город, и создаёт новый город, но не на руинах, а в 4-5 км к северо-западу от прежнего, на берегу Боз-су. В это время, на территории Центральной Азии распространяются религия ислам, арабская письменность и культура. С IX в. город прочно обосновался в центре «старой» части современного Ташкента и называется арабским именем «Бинкент» (т.е. главный город области). И этот период, IX-X вв., был поистине «золотым веком» в истории экономического, и особенно, культурного развития региона, названного периодом «мусульманского Ренессанса». В это время в городе развиваются ремёсла, гончарное и стеклодувное дело, обработка металлов, тканей, кожи, дерева. В городе были расположены многочисленные караван-сараи, в которых останавливались караваны, идущие по «Великому Шелковому пути». Располагаясь на транзитном торговом пути, Бинкент не был просто перевалочным пунктом, но и сам производил и экспортировал товары. С конца X в. город входит в состав государства караханидов. Впервые название «Ташкент» встречается в XI в. в трудах Бируни и Махмуда Кашгари. Ташкент в переводе означает «каменный город».
В 1219 г. (XIII в.) в результате нашествия Чингиз-хана, город перешёл к монголам. Были уничтожены все городские укрепления, уменьшилась заселённая часть города. Монгольское завоевание характеризуется полным упадком Ташкента.
Новый подъём города связан с правлением Тимура и тимуридов. В XIV и начале XV вв., в составе государства Амира Темура город вновь приобрёл значение сильной крепости, расширилась его территория, развивается производства, торговля, культура. Город был окружён новой стеной, т.к. Тимур придавал большое значение Ташкенту, как военной крепости (форпосту) своей империи. Начало XVI в. характеризуется появлением кочевых узбекских племён под предводительством Шейбани-хана. Кочевые узбеки поселились на завоёванных территориях и смешались с местными осёдлыми тюрко-язычными и другими народами. Эти кочевники называли себя «узбеками» и с этого времени термин «узбек» получил широкое распространение и стал утверждаться как название, впоследствии сформировавшейся, узбекской народности.
Затем на протяжении 2-х столетий, в XVII-XIX вв., Ташкент стал ареной борьбы между Хивинским, Кокандским ханствами и Бухарским эмиратом. В начале XIX в. город был завоёван кокандским ханом и входит в состав Кокандского ханства. Не раз пытался захватить Ташкент Бухарский эмират. Сложившейся обстановкой между местными ханствами воспользовалось царское правительство России. В 1865 году царские войска овладели Ташкентом, и город был присоединён к России. В 1867 г. образовывается Туркестанское генерал-губернаторство со столицей в г. Ташкенте.
Ташкент являлся столицей УзССР в 1924 году, а затем столица была перенесена в город Самарканд. С 1930 года Ташкент снова становится столицей.
На сегодняшний день, Ташкент является крупнейшим городом Центральной Азии, с населением более 2.5 млн. человек. Территория города составляет 320 км 2 и состоит из 11 административных районов. Этот древний город на Великом Шёлковом Пути, где гармонично переплетаются древняя восточная архитектура и современные приёмы градостроительства. Всё это привлекает многочисленных туристов со всего мира, совмещая древние восточные традиции и современный образ жизни.
Sitelinkx by eXtro-media.de
slt.uz
«Древний и современный Ташкент» -
Ташкент – город древний и современный одновременно!
ЮНЕСКО вносит Ташкент в списки городов мирового культурного наследия поскольку здесь есть памятники зодчества античной, средневековой и современной архитектуры.
Именно сочетание древности и современности создает неповторимый облик Ташкента.
В разные исторические эпохи Ташкент получил разные эпитеты, которые характеризуют дух города:
Ташкент – город Камня.
Ташкент – город Солнца.
Ташкент – город Сад.
Ташкент – город Хлебный.
Ташкент – город Дружбы.
Ташкент – город Мира.
Ташкент – город Легенд.
Ташкент – город Счастья.
Именно об этой многогранности Ташкента расскажет эта экскурсия.
Маршрут экскурсии начинается с посещения Дома детского творчества и Центр национальных художественных ремесел (Галерея современной моды) в центре старого города неузнаваемо преображенного в годы Независимости.
После этого мы посетим Мечеть Ходжа Ахрара Вали 15в. и медресе Кукельдаш 16в. в ансамбле Ташкентского Регистана на площади Чорсу. Далее по программе у нас посещение выставочного Зала культуры и творчества 2005г. на площади Бунедкор ( что означает Творец-Созидатель), аллея поэтов Узбекистана.
Затем мы остановимся у Памятника Алишера Навои и национальный парк А.Навои.
По проспекту Узбекистанский, мимо новой Консерватории наш маршрут приведет нас к монументу Мужества, посвященному преодолению разрушительного землетрясения 1966г.
И в завершении этой экскурсии Вы посетите Выставочный павильон и садово-парковую территорию «Узэкспоцентра».