Виды подвесок – какие бывают подвески и кулоны? Древние кулоны
Древнерусские подвески и амулеты XI – XIII веков ...
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
Очередным подтверждением того, что обереги носились в связках, стала находка, сделанная в районе города Торжка Тверской области (Таблица, № 1). На бронзовой проволоке были подвешены два звериных клыка и два бронзовых оберега: зооморфное существо (рысь?), тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка. С определенной долей уверенности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, так как три из них символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, успех на охоте.
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 – первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10–12 вв.
Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 – первой половины 12 в.
Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задача оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.
Одним из самых распространенных оберегов 11–12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ 8), на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).
Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной – в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной – в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге – углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
Две наиболее значимые в историческом плане находки – трапециевидные привески 10–11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), – не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).
Обращаясь к теме Рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, в частности, служит ряд привесок из коллекции «Домонгола». Наиболее яркой является найденная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная привеска (№ 22). Поле привески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край – три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся пять полусфер. Композицию дополняет человеческая личина. К сожалению, верхнее крепление было утрачено еще в древности и более позднее самодельное ушко сильно испортило впечатление от композиции. Подобная привеска может быть датирована 10–11 вв. Есть и еще несколько монетовидных привесок предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).
Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 – середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).
Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 – первой половиной 13 в.
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
К особому типу привесок относятся лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10–11 вв.
К другому типу лунниц – узкогорлых или круторогих – относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.
Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв.Подмосковная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно – ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).
Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).
Говоря о верованиях славян 11–13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.
Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12–13 вв.
Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу – треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11–13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.
Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12–13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 – началом 12 в.
Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 – первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты – не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки – Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах России (№ 56).
Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11–12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.
С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.
Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.
Автор: Василий Коршун.
kulturologia.ru/blogs/030713/18512/
Всё и обо всём Обзор. 21 век ...Есть что почитать Новости, обзоры, факты...
banallex.livejournal.com
Какие бывают подвески и кулоны - виды украшений - подвесок
Какие виды подвесок можно встретить? Название этого ювелирного изделия говорит само за себя: его подвешивают на цепочку, шнурок, нитку, и тому подобное. Носят подвески на шее, на браслете на руке или ноге, а также в пупке и других типичных местах для пирсинга. Разновидностью подвески является кулон. Его носят на шее.
Огромное многообразие подвесок можно условно разделить по видам, материалам, форме и стилю. Виды подвесок в зависимости от назначения можно объединить как:
Первая группа — подвески-украшения — самая многочисленная. К ней относятся всевозможные подвески, которые имеют исключительно декоративное значение, то есть используются только как украшение. Самый распространенный и популярный материал для подвесок, конечно, золото и серебро. Но и ювелирные сплавы, камни, дерево, пластик, стекло, кожа – все, что способны человеческие руки превратить в украшение, мож ет быть использовано для кулонов .
По своей форме подвески бывают круглыми, овальными, каплевидными, в виде сердца, ключика, букв или целых слов. Бывают они и в виде представителей флоры и фауны, геометрических и всевозможных фантазийных фигур. Кулоны могут быть без вставок или со вставками, в качестве которых часто используются драгоценные и полудрагоценные камни, кристаллы Сваровски. Крупный камень в окружении мелких, отдельный камешек, впаянный в ажурное плетение, россыпь небольших – вариантов вставок великое множество. Кулоны без вставок могут быть украшены алмазной гранью, гравировкой, чернением, эмалью, барельефом, и так далее.
Подвески, как любое украшение, подбираются по стилю. Элегантность подчеркивается классическими формами и традиционными материалами; этностилю характерны народные мотивы с использованием металла, дерева, камней; винтажные подвески стилизованы под старинные украшения; кэжуал находит применение стеклу (муранскому, например), пластику и полимерной глине.
Медальоны — особый, «личный» вид подвесок
Отдельного внимания заслуживают украшения медальоны (англ. medallion, locket)– чаще овальные или круглые футлярчики, открывающиеся «книжкой». Внутри можно хранить персональную реликвию – портрет или памятную вещь миниатюрного размера. Поэтому это украшение, пожалуй, самое личное из всех.
В настоящее время медальоны обычно носят на шее, но раньше их подвешивали к часам, к кушакам (поясам) или носили просто в кармане прикрепленными к цепочке. Дизайн медальона может быть самым разным – винтаж, камни Сваровски, ажурное исполнение, камея. Изготавливают медальоны из серебра, золота, бронзы, различных сплавов. Медальонами сейчас также называют круглые (овальные) плоские кулоны с рельефным изображением.
Какие еще бывают подвески и кулоны?
Аромамедальоны (аромакулоны) – не только украшение, но и емкость, предназначенная для хранения эфирного масла. Ценители ароматерапии активно используют подобные подвески, позволяющие наслаждаться ароматом и целительным эффектом масла. Обычно такие кулоны изготавливают из керамики, стекла, фарфора, камня. Часто они имеют форму сосуда с узким горлышком, через которое эфирное масло медленно испаряется.
Религиозные кулоны и амулеты – подвески, связанные с принадлежностью к той или иной религии. К ним можно отнести христианские кресты и иконки, звезду Давида, символ буддизма – колесо Дхармы, исламский полумесяц со звездой, известный мусульманский символ – руку Фатимы. Среди популярных амулетов, наделяемых особой силой, – египетский крест (анх), китайская монета счастья, кулоны с изображением знаков Зодиака, др. Религиозные подвески могут быть изготовлены из любого материала – золота, серебра, ювелирного сплава, дерева, кости, и тому подобное. Дизайн бывает тоже разнообразен – от аскетичных простых форм до роскошных инкрустаций драгоценными камнями.
Флешки-кулоны представляют собой соединение декоративности и практического применения как носителя информации. Причем они могут быть исполнены как в дорогом варианте (драгоценные металлы, камни), так и в бижутерном. Флеш-кулоны можно найти в виде замочка, сердечка, машинки, прямоугольника, цилиндра. Все, на что хватает фантазии дизайнеров, воплощается в красивую и полезную вещицу, отлично вписывающуюся в офисный дресс-код.
Часы-кулоны пару десятилетий назад были весьма популярным украшением. А в 19 веке такой способ ношения часов — в виде кулона — был практически основным для большинства дам. Возможно, сейчас это не самый модный аксессуар, но настоящие ценители найдут в магазинах стильные часы в виде медальона, совы, медвежонка, божьей коровки, футбольного мяча, дамской сумочки, и другие. Изготовленные из драгоценных металлов, нержавейки или ювелирного сплава, часы-кулоны часто делают «под старину». Так называемый гламурный стиль тоже не обделен вниманием дизайнеров – инкрустация стразами и камнями превращает эти кулоны в яркие женственные украшения.
Отдельная разновидность кулонов — сегодняшний тренд — это кулончики для двоих (подвески для влюблённых), которым посвящена наша отдельная статья.
Где можно купить оригинальную подвеску или кулон?
Практически все крупные интернет-магазины украшений предлагает обширный ассортимент этих изделий в самых разных стилях и на разный бюджет.
ВИДЫ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | УКРАШЕНИЯ ПОДВЕСКИ
Открывающиеся медальоны с секретом. Медальон с фотографией внутри | Модные подвески — что носят в сезоне 2014-15? | Как и с чем носить подвески и кулоны? | Мужские подвески и кулоны | Кулоны для детей
juvelirum.ru
Значение подвесок!))) Небольшой экскурс!))) – Ярмарка Мастеров
Всем здравствуйте!)))
Сегодня мне бы хотелось рассказать об ассортименте подвесок в магазине SilverФурнитура!
Кстати, хочу сказать, что все изделия в магазине явлются оригинальными и подлинными!)))
Итак!!!
Подвеска – это, вероятно, самое старое украшение, которое придумал человек. Раньше в виде подвесок использовались кости или камешки, но со временем это украшение превратилось в искусное ювелирное изделие, как правило, богато инкрустированное драгоценными камнями.
Еще в первобытную эпоху люди носили подвески, обозначая так свой пол, показывая достаток и положение в обществе.
Также подвески выполняли роль оберега, талисмана, амулета против злых духов.
В наше время эта тенденция сохранилась: подвески стали не только стильным аксессуаром, но и неким магическим символом удачи, благополучия и везения!
Поэтому прежде чем покупать, дарить или использовать мастерам подвески в своих изделиях необходимо знать их значение.
Начнем с подвески слоника!
1.
Слон - символ величия, силы, власти, мудрости, богатства, благополучия долголетия и верности! В Индии слон считался царем зверей - своими размерами и важной неторопливостью он внушал людям мысль о свой исключительности.
Ювелиры с древности используют в своих украшениях изображения слонов. Эти изделия несут самую сильную и положительную энергетику для человека. Такие украшения подойдут людям, стремящимся к стабильности, уверенности и устойчивости в жизни.
Кошка привлекает денежную удачу, процветание и новые возможности. Поднятая лапа у кошки - к деньгам, т.е. к приросту богатства и прибыли.
Также кошка как священное животное у многих народов символизирует хитрость, развитую интуицию, ясновидение, чувственную красоту, способность к перевоплощению. Фигурка кошки — символ вечности, независимости, изящества и грации, царица любви! Считается, что она защищает от сглаза.
Если приобрести подвеску в виде милой кошки, которая изготовлена из серебра, то действие такого талисмана усиливается в два раза.
Рыбки символизируют богатство. Они используются для привлечения процветания и изобилия в доме или офисе. Рыбка, смотрящая вверх, способствует движению по карьерной лестнице, гарантирует высокие достижения, признание и славу.
Чаще всего в качестве талисмана используют карпа, золотую рыбку, а также рыбку-дракона.
Сердце – пожалуй, излюбленный символ, не только в ювелирной индустрии, но и во всех отраслях искусства, ведь он воспевает самое светлое и чистое чувство на Земле – любовь.
Символ сердца уже давно используется как символ для обозначения духовных, эмоциональных, моральных и интеллектуальных устоев человека, привлекающий любовь и романтику!
Казалось бы, ну что особенного в таком обычном предмете, как ключ? Но как ни странно, есть множество людей, выбирающих именно ключ талисман.
На самом деле, любой ключ - это не совсем простая вещь, а фактически разгадка к тайне. Да и чаще всего в качестве талисмана выбирают не просто ключ, а ключик, имеющий секрет - изящный и старинный. Человек, который выбирает именно такой ключ талисман - неисправимый романтик, склонный к мечтаниям. Для него ключ - признак того, что когда-нибудь он сможет открыть дверь своей мечты и оказаться в сказке.
Серебряный ключ больше всего подойдет студентам и школьникам в качестве талисмана, ведь такой талисман помогает лучше усваивать знания и ориентироваться в получаемой информации. Имеет смысл приобрести серебряный ключ и начинающим бизнесменам - он поможет в благосклонности банков.
Ключ в виде кулона на шее поможет приблизить к себе дорогого человека. Только нужно будет носить его исключительно бороздкой вниз, продев через верхнее кольцо шнурок или цепочку.
Змея, как талисман наделяет своего обладателя силой воли и целеустремленностью. Любое начатое дело будет доведено до конца. Талисман змеи одаривает мудростью и терпением. С таким талисманом можно не бояться козней «друзей», опасностей и разочарований. Талисману в виде змеи приписываются и такие свойства, как долголетие и вечная молодость, ведь она сама способна обновляться. Повышение своей интеллектуальной планки, развитие сверхъестественных способностей, жизненная активность, тяга к искусству – все эти качества развиваются в человеке благодаря талисману змейке.
На Востоке Змея – символ женской красоты, символ таинственных сил, телепатии, ясновидения.
Талисман в виде дракона поможет найти истинную любовь. Китайские философы утверждают, что у каждого человека, живущего на этой земле, есть своя вторая половинка. И по-настоящему счастлив человек будет тогда, когда найдет ее. А это очень сложно сделать, ведь людей так много и найти свою любовь очень сложно. Талисман в виде дракона поможет найти именно настоящую любовь – свою вторую половинку.
Мужчина, носящий талисман в виде дракона, будет пользоваться огромной популярностью у женщин, но это не означает, что он будет изменять, напротив, он будет верен своей избраннице.
А женщина, носящая этот талисман, даже нехотя, будет создавать вокруг себя атмосферу полной гармонии. Ею будут восхищаться.
Только нельзя носить дракона рядом с сердцем - не надевайте кулон на длиной цепочке. Однако дракон на шее обеспечивает защиту, так что можно носить кулон на короткой цепочке.
С античных времен сова является символом познания, проницательности, мудрости и просвещения, а в Китае еще и знаком богатства. В древнегреческой мифологии сова являлась атрибутом богини мудрости Афины, носившей эпитет «совоокая». Символом мудрости и познания сова стала в силу того, что ее природное поведение напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала ее символом проницательности.В мифах славян мудрая птица иногда выступает в роли хранительницы легендарной разрыв-травы, дающей возможность герою отыскать спрятанные под землей сокровища и овладеть зачарованными кладами.
И в наши дни совушка считается символом мудрости, защиты от черных сил и злых чар, сглаза, сохранения богатства в доме и привлечения удачи.
Огромные светящиеся глаза птицы глядят в самую суть, от них, как от зеркала, отражаются дурные помыслы, завистливые взгляды, нехорошие пожелания. Чтобы сова стала талисманом – оберегом от сглаза и магических сил, следует выбрать фигурку с широко распахнутыми глазами. Можно приобрести кулон или подвеску, главное, чтобы ювелирное изделие приковывало внимание окружающих. Лучше, если глаза ночной птицы будут сделаны из драгоценных или полудрагоценных камней.
В древнегреческой мифологии Пегас — крылатый конь Зевса. Также Пегас — крылатый конь муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отрубил ей голову. От удара копыта Пегаса забил чудесный источник, дающий вдохновение творческим натурам. Символизирует вдохновение, созерцание прекрасного и красноречие. В европейской геральдике Пегас использовался в гербах мыслителей и творцов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой.
Сейчас талисман в виде крылатого коня считается талисманом всех влюбленных. Как древнегреческий Пегас помог Персею спасти Андромеду, так талисман помогает сохранить любовь. Стоит только подарить своему избраннику(це) такой талисман и он (она) никогда с вами не расстанется, ведь через талисман к нему (ней) перейдет ваша любовь, которую ваш возлюбленный(ая) будет постоянно чувствовать.
У разных народов мира стрекоза имеет совершенно разное значение.У европейцев стрекоза - символ легкости, изящества, наступления лета, а также легкомысленности и эгоизма. Символ женщины легкой и прекрасной, которая любит веселиться и не задумывается о будущем. Именно этот символ использован в басне Крылова Стрекоза и Муравей.Позже, во времена декаданса стрекоза становится символом роковой женщины - красивой, легкой, но расчетливой и хищной. Сочетание легкости, стремительности и хищной природы вдохновляло художников, поэтов, ювелиров - они создали множество прекрасных произведений искусств, отождествляя стрекозу с женственностью и неразгаданной женской природой.По латыни стрекоза называется очень поэтично odonatum - рожденная ароматом вселенной. В античном искусстве стрекоза изображалась как символ идиллического спокойствия и красоты.В средние века в Европе стрекоза была зловещим символом. Ее называли "чертова игла" и считали, что укус стрекозы ядовит. Стрекоза была одним из символом ведьм. Также стрекоза считалась символом фей. Согласно древним кельтским легендам, иногда малый народ превращался в стрекоз, чтобы носиться над чистыми ручьями и глубокими омутами и заманивать незадачливых ловцов в опасные ловушки. На некоторых картинах феи изображаются с крылышками стрекозы.В Японии стрекоза (томбо) - мужской символ. Стрекоза почитается как символ мужества и считается национальным символом Японии. Остров Хонсю называют иногда Островом Стрекоз. Красных японских стрекоз приносили в жертву богам, прося мужества и победы в бою.У североамериканских индейцев стрекоза - символ возрождения, восстановления после тяжких испытаний. Такое значение символа стрекозы бытует в Соединенных Штатах.В Фен Шуй стрекоза - символ ветра, существо стихии воздуха, бессмертия, возрождения. Ее изображение используют, когда нужно оживить отношения, ставшие рутиной.
Украшение в виде стрекозы дарит человеку легкость, непринужденность, коммуникабельность, помогает привлечь к нему новых людей.
Птичьи перья - в основе их символизма лежит невесомость перьев, способность птиц летать и духовные качества, которыми наделяли птиц.
Птичье перо символизирует истину, легкость, Небеса, высоту, скорость, простор, бегство в другие области мира, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности, сухость. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство.
Бабочка— символ души, бессмертия, возрождения и воскресения. Она символизирует способность к превращениям, к трансформации, так как это прекрасное крылатое существо появляется на свет, преображаясь из маленькой ползающей гусеницы. Бабочка несёт в себе творческое начало, помогает с лёгкостью воспринимать окружающую реальность, своими радужными красками раскрашивая серые будни.
Это символ творческих людей: художников, писателей, поэтов, музыкантов. Поможет этот талисман и тем, кто хочет ярких перемен в своей жизни.
Кулон в виде бабочки для женщины может стать настоящим оберегом (амулетом). Считается, что женщины благодаря таким украшениям смогут привлечь в свою жизнь достойного мужчину и удержать его возле себя.
Ярило - это бог древних славян, который пользуется почетом и поныне: во все времена он занимал центральное место на небесном склоне. Его талисманы давали своему владельцу достаток, гарантировали сильное мужское начало. Также подобный знак помогал восстановить свою внутреннюю энергию и привносил равновесие в жизнь человека. Но помимо вышеозначенных функций, такой символ давал защиту от любых жизненных неурядиц, как физического, так и энергетического воздействия.Этот магический символ может увеличить запас жизненной энергии, в данное время люди обращаются именно к этому талисману, чтобы восполнить запас жизненных сил. Амулет помогает каждому избавиться от бед, горестей и просто мелких неприятностей, а значение его зависит от внутренних потребностей самого человека.
От солнца исходит потребность жить, творить, вести активный образ жизни.
Надеюсь, подборка будет интересной!)
Заходите за подвесками в магазин SilverФурнитура!!!))
Всем добра!)))
www.livemaster.ru
История подвесок как украшений богата странами и эпохами
Подвески – древнейшие украшения, их история началась одновременно с историей человека разумного. Однако свое современное значение подвески как украшения получили не сразу. Изначально их роль заключалась в защите владельца от злых духов, они использовались как обереги, им приписывали колдовские качества.
Древние иранские объемные подвески
Но основная функция все же – обозначать положение своего обладателя в обществе. К примеру, первобытные охотники использовали когти и клыки пойманных на охоте животных как ожерелья. Любые виды украшений из давнего-давнего времени были штучными изделиями ручной работы, но не исключено, что кое-кто из пещерных жителей становились мастерами по изготовлению подвесок и обменивали их на кое-что другое в своей округе. Основным материалом были раковины и кости. По мере развития общества и ремесел расширялась материальная база – появлялись деревянные подвески, из натурального камня или металлов.
В Древнем Египте главной функцией подвесок все так же было оберегание от злых духов, неудач и негатива. Традиционно эти подвески располагались на груди, ближе к сердцу, которое считалось источником жизненной силы. Египтяне предпочитали носить обереги, созданные по образу божества или священного животного. Наиболее были распространены подвески-амулеты в виде жука-скарабея. Особенно ценились они, если были сделаны из панциря этого жука, потому что само насекомое было земным преображением Хепри – бога, который знаменовал начало нового дня. Мастера того времени изготавливали подвески из драгоценных металлов (золото, серебро) либо из камней (натуральных или драгоценных).
Долгое время подвески располагались на концах кожаных или тканых шнуров, которыми подпоясывались, вместо пуговиц и застежек. Имели возможность их изготовить только очень состоятельные люди, подвески указывали на статус и уровень достояния заказчика. Либо носили подвески-кулоны, на которых предпочитали изображать геральдику дома, к которому принадлежал владелец.
В Средневековье подвески получили свое современное название и значение как украшения, повышалась их ценность. Мастерство изготовления поднялось на новый уровень – теперь это были изысканные вещи из мастерских ювелиров, все более сложные и совершенные.
Самый расцвет ювелирного искусства попал на эпоху Ренессанса. В это время оно расширялось, дополнялось новыми модными веяниями, новыми приемами изготовления, способами украшения и гравировки, пополнялась коллекция материалов. Итальянские мастера стали делать подвески-кулоны полыми внутри, чтобы заливать туда парфюм или настойки ароматных трав. К сожалению, это изобретение использовалось не только для собственных радостей, но и для хранения яда, чтобы участвовать в дворцовых интригах, убирать конкурентов – а уж этим были прославлены все королевские дворы всех без исключения стран в течение всей истории человечества.
В 18 веке подвески стали символом аристократии и взошли на пик своей славы. Это были истинные произведению искусства. Женская часть общества вешала их на шею как кулон или крепила на платья вместо броши. Затем история подвесок перешла в историю колье, потому как одиночные украшения почти исчезли, соединившись вместе. Так получили первые колье.
www.ukrashenja.ru
Недорогие украшения из бронзы древнего мира
Размышляете, какой кулон купить? Ищете оригинальный подарок любимому человеку? Значит, вы попали по адресу.
В этом разделе интернет магазина представлен богатый выбор талисманов, оберегов, амулетов древних народов. Это искусные копии современных мастеров, сделанные на основе артефактов, найденных в ходе археологических раскопок по всему миру.
История возникновения древних талисманов
Кулон Коринфский шлем
Эта история уходит вглубь веков. По данным археологов первые амулеты возникли за несколько тысячелетий до н.э. и появились на земле вместе с человеком. Причем, существовали они у всех народов вне зависимости от места расселения. Только вдумайтесь! Не имея возможности общаться, народы мира, населяя разные климатические пояса, разделённые океанами и континентами, веками генерировали одни и те же идеи и создавали схожие символы. Верили, что они приносят удачу, плодородие, богатство, защищают от опасностей и продлевают жизнь.
В ходе истории магические обереги и талисманы неоднократно объявлялись суевериями, подвергались гонениям и уничтожались. Однако они прошли сквозь эти трудности, проникли в христианство, иудаизм, индуизм, буддизм и другие культуры и в неизменном виде дошли до нас. Это говорит только об одном: в них заключено сакральное, архетипическое знание, составляющее основу жизни.
Архетипы стали фундаментом для развития культуры. Древние талисманы - это первые украшения. Впоследствии они дали импульс к развитию ювелирного искусства. Из них появились фэн-шуй, дорожные знаки и многое другое.
Как сильно мы сегодня отличаемся от людей прошлого?
Мы так же, как и они хотим быть здоровыми, богатыми, счастливыми. Мы не хотим страдать, болеть и рано умирать. Так может те оберегающие и приносящие счастье символы, в которые неизменно верили люди тысячелетиями, имеют силу и сегодня? Как минимум, они появились не случайно, и заряжены верой миллионов поколений людей.
Как правильно выбрать «свой» талисман?
Кулон Исландский крест на клиенте
Лучше всего, наверняка знать, что вы хотите. Но даже если вы не разбираетесь в вопросе, самым верным способом, будет внимательно посмотреть на оберег или фото амулета и прислушаться к себе. Ваш талисман должен вам понравиться. Вы обязательно захотите иметь его у себя.
И еще один важный момент, проверенный веками. Для того, чтобы амулет заработал в него нужно верить. Об этом знали древние люди. К этому мнению приходят и современные ученые. Психологи – с удивительным эффектом плацебо и даже физики с теорией корпускулярно-волнового дуализма.
Все кулоны на нашем сайте, уникальны, так как изготавливаются вручную. Используемый материал – бронза. Амулеты изготовлены из цельного куска (внутренних пустот нет). В отдельных случаях материал обрабатывается патиной (по технологии искусственного старения) с последующей полировкой изделия.
Вы можете купить талисман древних скифов, византийцев, греков, ацтеков, славян, египтян, кельтов и многих других народов. Цены на представленные амулеты доступны для любого кошелька.
Как купить украшения древнего мира с бесплатной доставкой по России
Вы можете купить украшения древнего мира из бронзы, нейзильбера с бесплатной доставкой по России и ближнему зарубежью. Для этого выполните простые условия действующей акции. А мы в свою очередь быстро доставим заказанный Вами товар в любую точку России. Условия проведения акции с бесплатной доставкой по России читайте в разделе акции.
www.replicahouse.ru
Женские древнерусские Подвески — Славянская культура
Многие «украшения» защищали звоном или шумом, стукаясь друг о друга: позванивая при ходьбе, они отгоняли все злые силы.Таковы, например, многочисленные бубенчики и зооморфные подвески, которые очень часто встречаются на Русском Севере, — кони, петухи, лягушачьи и утиные лапки. Лягушка — нередкий персонаж русских сказок, который символизирует защитную силу природы, магическую «оборачиваемость» в колдовских обрядах. Любили подвески в виде утиных лапок, символизировавшие берегинь — дев водных источников. В одежде старались использовать красный цвет, который символически защищал от темных сил. Поэтому в волосы вплетали алые ленты, вышивали алыми нитками, носили алые платья. В древнерусской одежде очень много алого цвета — охранного цвета, много белого — священного цвета чистоты, а также зеленого — особенно в мужской одежде — символа защиты от враждебных сил природы.
Один из атрибутов женской защитной магии — так называемые подвески-обереги, которые прикрепляли на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде одного или двух солнечных коньков или утко-коня (это очень интересный символ, и мы еще поговорим о нем подробнее). Уточка — символ Рода — создателя Земли, а Конек — один из сильнейших славянских оберегов, символ добра и счастья. Такие подвески носили на поясе, на шее как ожерелье, у плеча или соединяли с головным убором.
Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.
Другим защитным предметом был женский гребень. Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно — грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми, потому что семь является священным магическим числом (кстати, во всех магических традициях, а не только у славян), дающим защиту от болезней, старости и дурного глаза. В подвески нередко вплетали крохотные ложечки — символ богатства и достатка в доме.
В некоторые подвесочные комплексы включен крохотный ключик, отпирающий сокровища. Некоторые ключики имеют размер 5—8 см, так что они могли служить настоящими ключами, отпирающими сокровища невесты, входящей в чужую семью.
Серьги или подвески с крохотными ножами считались символом урожая, плодовитости. А маленький пестик от ступы был символом мужского начала и плодовитости. Стилизованное же изображение небольших челюстей было женским оберегом и должно было защищать от нападения диких зверей в лесу. Но кроме положительного смысла — благополучие, плодовитость — все изображения ножей, топориков, секирок и прочих острых, режущих инструментов были сигналом для всякой нечисти, что человек находится под защитой богов и его трогать небезопасно.
Иногда вплетали и миниатюрные гребни, обычно украшенные двумя головами коней или птиц. Это был символ здоровья и чистоты. На всех гребнях-оберегах есть еще и знак воды. А символом семьи были птицы или рыбы. Причем птиц часто изображали, высиживающими птенцов.
Женские украшения-обереги чаще всего делали из мягких желтых (то есть солнечных) металлов: если позволяли средства — из золота, а в более бедных семьях — из меди. А для защиты от нечистой силы нередко использовали серебро. Серебро считалось металлом, уничтожающим упырей.
Похожие статьи:
Русский народный костюм → Тувинский национальный костюм
Славянские символы → Какие вам нужны обереги?
Русский народный костюм → Русский народный костюм
Ремесла → Резьба по дереву
Аудиокниги → Мы славяне - Семенова Мария (2002)
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Змеевики-уникальный символ двоеверия Древней Руси
Змеевик - языческий оберег, который существовал практически до XX века. После принятия христианства, змеевик принял форму наступившего двоеверия и даже активно использовался церковью. Официальный отказ церкви от змеевиков, как принадлежащих только язычеству оберегов, произошёл на рубеже XVII-XVIII вв.
Змеевик представляет собой двусторонний металлический и каменный медальон-амулет, обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы. На одной стороне изображался лик Божества, на другой стороне - изображения змей или змееобразных существ(от 6 до 14). После принятия христианства вместо языческого Божества на одной из сторон стали изображать христианских святых. При этом церковь не убрала змей с другой стороны. Стоит также отметить, что амулеты и обереги Змеевики были присущи не только славянским народам, расселившимся на территориях Руси и Европы, но и таким странам, как Византия, древняя Греция и т.д. Во всяком случае, змеевики носили именно защитную функцию, призваны были защищать своего владельца от болезней, несчастий, злой магии. На Руси змеевики получили широкое распространение в центральной, восточной и северной части. Археологические находки подтверждают то, что это были одни из самых распространённых амулетов среди древних славян. Их носили как обычные люди, так и знатные особы - князья, бояре и так далее. При раскопках встречаются и змеевики, которые выполнены из дешёвых материалов, и такие обереги, которые выполнены из серебра и даже золота («Черниговская гривна Владимира Мономаха», найденная на реке Белоус), что говорит об их значимости среди славян. Кроме всего прочего, подтверждением того факта, что змеевики обладали большой важностью среди славянских племён, говорит и то, что найдено немало амулетов, которые имеют в своей основе не только лики языческих и христианских святых и изображения из змей, но и гербы княжеских и боярских родов.
Считается, что змеевики носились поверх одежды и находят их в основном в тех местах, где когда-то располагались города или хотя бы значительные для того времени поселения. Хотя лично я уверен и у меня есть на то веские основания, что змеевик можно поднять далеко не только в вышеописанных крупных населённых пунктах. Дата их появления довольно расплывчата и неопределённа: появляются они в 11 – 12 веках (по другим сведениям в 10 веке), продолжают бытовать вплоть до 16 века. Известно так же, что нередко и в более позднее время копировались, возможно просто механически, ранние образцы. По мнению специалистов это свидетельствует о том, что данный тип амулетов высоко ценился и был очень популярен на протяжении многих столетий.
Вообще амулеты-змеевики связывают с княжеско-боярскими кругами, но ведь науке сегодня отлично известны не только образцы, выполненные из золота или серебра, но так же изготовленные из меди и бронзы. Учитывая популярность змеевиков, почему бы их не носить и простым людям, не говоря уж о дружинниках и купцах? Не понятно.
Сама форма и посвящение этого оберега до сих пор вызывают большие споры в научных кругах. Одно время считалось, что змеевики имеют византийское происхождение, однако многие последующие после этого заявления раскопки убеждают в спорности этого мнения. На Руси змеевиков найдено гораздо больше, чем в Византии и других странах. Также есть и предположения, что змеевики пришли на Русь с языческого Востока или Греции.
Почти всегда на змеевиках преобладают греческие надписи с заклинанием от чёрной немочи («истеры»), что переводилось на тогдашний русский язык словом ДЪН – «нутро», «внутренность», «утроба». На лицевой стороне изображался, какой либо христианский сюжет: Михаил архангел, Богородица, змееборец Фёдор Тирон, Фёдор Стратилат, целители Козьма и Дамиан, Борис и Глеб, распятие и т.д. и т.п. Вокруг христианских изображений по внешней окружности змеевика идёт надпись, в русском варианте выглядящая так: СТЪ СТЪ СТЪ ГЬ САВАОФ ИСПОЛНЬ НБО И ЗЕМЛЯ СЛАВ ТВО, что значит: Свят, свят, свят господь Саваоф; исполнены небо и земля славы твоей! Правда надпись была, как правило, на греческом языке с аббревиатурами.
Выходит, что таким образом изображение того или иного христианского персонажа оказывалось вторичным по отношению к такой всеобъемлющей мощнейшей круговой надписи, которая была прямо обращена к повелителю всего сущего, всего макрокосма в понимании тогдашнего человека. Находящийся по центру образ святого, говоря современным языком, определял лишь специфику той помощи, которой ожидал носитель амулета. Это был или только целитель или борец со злом, олицетворённым в виде змея, или же тот, кто мог обеспечить победу в битве.
Что касается посвящения змеевика, то наиболее достоверной точкой зрения считается, что это символ, относящийся к культу Земли и Луны. На одной стороне изображался Бог Луны, на другой стороне Змеи - символы Земли и плодородия. О спорности мнения насчёт византийского происхождения амулетов мы ещё поговорим ниже, где я приведу доводы в пользу того, что змеевики могли быть исконно-русскими, языческими символами, амулетами и оберегами, а вовсе не продуктом греческой мифологии.
Как вы и сами можете понять из всего вышесказанного, несмотря на широкое распространение змеевиков на Руси, его смысл по большей части остаётся загадкой. Ещё одной загадкой является способ ношения змеевика, ведь ни один из древних амулетов не был найден с цепочкой или шнурком, а значит нельзя с уверенностью говорить, что данный медальон носился на шее или каким-либо другим способом. В ходе христианизации Руси, стерлись некоторые предпосылки, которые могли бы дать точное определение - какое Божество было изображено на змеевиках и какую цель преследовали люди, когда носили именно этот амулет, предпочитая его многим другим. В отличие от христианских медальонов, где змеи часто изображались на голове какого-то Божества, в более древних вариантах, змеевая сторона амулета не имеет ни низа, ни верха, и носит некий эзотерический характер, часто представляет собой подобие солярного символа. Это наталкивает на мысль о том, что солярный символ из змей представлял не Верхнее Солнце, как другие свастические символы и коловраты, а именно подземное Солнце или Чёрное Солнце, понятие о котором было очень распространено среди древних народов. Ещё одним явным отличием языческих от христианских змеевиков является то, что при их изучении было с большой точностью вычислено - при христианстве главной стороной (лицевой) была сторона с ликом святого, так как лик святого был тщательно выгравирован, а сторона со змеями часто носила общий характер, которому уделялось меньшее внимание. В языческой культуре всё как раз наоборот - лицевой стороной является сторона со змеями!
Что касается характера стороны со змеями, то, согласно изучению А. С. Орлова, они делятся на 8 типов: Мощный (в центре голова или верхняя часть человеческой фигуры с извивами змеиных тел), облегчённый (практически идентичная мощному типу, но с более упрощёнными формами), безобразный (женская фигура с извивающимися змеями вместо ног, змеи находятся также в руках фигуры и образуют крылья женщины), вензелевидный (человеческая фигура полностью образована змеями), колесовидный сигматический (от человеческой головы радиально расходятся змеиные тела, при этом змеиные головы обращены в одну сторону, как на коловрате), серповидный встречный (восемь змеиных туловищ, которые сгруппированы по парам и представляют собой крестообразную фигуру, тела змей имеют серповидный изгиб, а головы развёрнуты в разные стороны), серповидный пересекающийся (состоит из 12 змей, 8 змей сгруппированы попарно, а остальные четыре представляют дополнительный косой крест, змеиные шеи в верхней части пересекаются), серповидный сложнопересекающийся (человеческая голова, от которой вверх и вниз отходят по 4 змеиных туловища, в стороны отходят по 2 змеиных туловища, при этом тела змей переплетаются в сложных формах).
Часто встречающиеся змеевики с человеческой головой, у которой вместо волос змеи, относит нас к мифу о Медузе Горгоне, который существовал в Древней Греции. По этой и по некоторым другим признакам многие исследователи делают вывод, что изначально амулеты змеевики были изобретены в Греции, и только потом проникли в другие страны. Подобно тому, как Персей, отрубив голову Горгоне и держа её в руке взглядом от себя, превратил в камень чудовище, так и змеевик, который носился человеком, представлял живое олицетворение этой истории. Взгляд Медузы Горгоны с амулета должен был уничтожить все опасности и всех врагов. Если учесть ещё и тот факт, что в древней Греции голова Горгоны изображалась на панцирях и щитах воинов, то вполне вероятным может быть то, что змеевики были изобретены в Греции.
Стоит сказать, что не стоит со 100% уверенностью быть уверенными, что изображение на змеевиках является греческой медузой Горгоной. В славянской традиции и верованиях также были существа, как русалки (изображались со змеиным хвостом), изображавшиеся со змеиным телом. Стоит вспомнить и многоглавого Змея-Горыныча, древнерусского дракона, который во многих мифах и сказаниях изображается именно как 12-главый, что вполне соответствует количеству змей на змеевиках. Дракон о нескольких змеиных головах был практически главным действующим лицом многих фольклорных сказаний, поэтому изображение змееголового существа или скопления змей вполне может относиться и к славянской традиции. У древних скифов была змееногая богиня Апи. Змеи в язычестве были очень сильно распространены. Змеи являются мифологическими символами самой Земли, поэтому их изображение на амулетах не является каким-то экзотическим новшеством для славян и могло зародиться именно на Руси, а не Византии.
Тождество змеевиков именно поверьям славянских народов доказывает и человеческая фигура со змеями не вместо волос, а вместо ног. Здесь уже нельзя говорить о медузе Горгоне, так как всякое сравнение будет большим преувеличением. Змееногие фигуры больше похожи или на славянских русалок или на скифскую богиню Апи. При этом, стоит заметить, что богиня Апи является божеством Земли! Именно по этой причине вместо её ног изображаются змеи, как существа символизирующие землю. Так каким же образом на амулеты змеевики попали такие разные Боги, как Богиня Земли из славянских верований и Горгона из греческих мифов? Может быть, мнение исследователей глубоко ошибочно и Горгонами змей назвали уже в христианское время сами христиане, которые увидели в образах славянских Богов схожие черты с греческими языческими Божествами и существами? Может быть и такое, что изначально змеевики были исконно-славянскими амулетами, на которых изображались Божества Земли со змеями в руках, со змеями на голове и со змеями вместо ног. В этом случае становится понятно, что символизировал этот амулет и что он означал. Так же становится понятно, почему змеевики были так распространены на Руси, где смутно представляли себе - кто такая медуза Горгона, а, скорее всего, и вовсе не знали, зато знали древних языческих Богинь Земли, которых и изображали на своих амулетах. Также становится понятно, почему славяне носили с собой эти амулеты. Если исходить из последних выводов, то распространённость этих оберегов была вовсе не из-за того, что на одной из сторон было нарисовано экзотическое чудовище с непонятным значением, а из-за того, что амулет представлял собой языческую "иконку", который символизировал силы Земли, являлся символом плодородия и оберегом от злых сил загробного мира.
Удивительно, как быстро змеиный узор стал считаться не русским, как только того пожелали различные деятели, не считающиеся с многотысячелетним наследием Великой Руси. Змеиный узор был очень распространён в росписи, вышивке и прикладных искусствах на протяжении многих тысячелетий. Клубки змей (ужей) наносились на жертвенники, сосуды, одежду и даже дома. Что касается домов, то это вообще отдельная история, которой можно уделить целую книгу. Клубки змей, пары змей или ужи-одиночки украшали дома, так как считались покровителями дома. Сохранились и предания, что некогда ужи жили в домах вместе с людьми, обитали под печью и считались священными охранителями дома, домовыми духами - цмоками. Кроме того, змеи соотносятся со стрелами Перуна - молниями, с дождём, а, следовательно, были олицетворением борьбы со злыми силами и покровительствовали урожаю. Как вы и сами можете понять, культ змей у древних славян был очень обширен, им придавали огромное значение в верованиях и мировоззрениях. Найдены и женские фигурки со змеями в руках, которые относятся к Трипольской культуре. Исходя из всего вышесказанного, стоит сильно сомневаться в том, что змеевики имеют исключительно зарубежное происхождение. У славян змеи были в большом почёте и играли огромную роль в верованиях и магических представлениях, так что - где, как не здесь, было зародиться амулетам, которые сегодня известны, как - Змеевики?!
Всё-таки двоеверие являлось далеко не только результатом терпимости РПЦ к языческим верованиям. Да и была ли эта терпимость на самом деле? А вот показателем нежелания отказаться от веры предков, как в кругах русской аристократии (князей, боярства), так и среди простых людей, двоеверие можно считать наверняка. Значит и после принятия христианства язычество развивалось, совершенствовалось и вырабатывало новые непрямолинейные методы соперничества с навязанной извне религией.
Возможно амулеты-змеевики, в какой-то мере придавали уверенности тогдашнему человеку - случись чего, новая вера, чужой Бог ещё неизвестно помогут ли, а уж заповеданные прадедами обережные знаки защитят наверняка.
По моему собственному мнению, вполне может быть, что ношению таких амулетов не препятствовала и сама церковь по одной простой причине. Устроители христианства на Руси тоже ведь не всегда шли напролом, действуя исключительно силовыми методами. Могло статься и так, что, безусловно зная о двойственном значении амулетов-змеевиков, православные священнослужители, глядя в будущее, попросту приучали людей к ношению предметов с христианской символикой и вере в них. Много встречается и другой христианской пластики, особенно домонгольского периода, где форма тех же крестов, например, близка к форме круга, которая была более привычной для язычников.
Самым известным из древнерусских змеевиков, является золотая «Черниговская гривна Владимира Мономаха».
Это очень большой золотой змеевик, который, по-видимому, действительно принадлежал самому Владимиру Мономаху. И был им утерян во время охоты на речке Беловосе под Черниговом, где Мономах княжил с 1076/78 по 1094 г.г. Этими же годами принято датировать и амулет-змеевик.
Сердцевина оборотной стороны змеевика занята сложной композицией из десяти драконо-змей, окружающих фигуру, у которой верхняя часть туловища женская, а нижняя змеиная, её руки и ноги переходят в змеиные извивы, завершающиеся драконьими головами. Так же оборотная сторона содержит обычную надпись заклинания от «истеры» - дъны и вторую надпись: Г(оспод)И, ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМУ ВИСИЛИЮ. АМИН. Василий – крёстное имя Владимира Мономаха.
На лицевой стороне изображение архангела Михаила, покровителя Киева, далее идёт кольцевая греческая надпись, затем изображена кольцевая волнистая линия (мировой океан, не в географическом смысле конечно?), а по внешнему краю даны символы растительной силы (крины), обращённые вовне: «Пусть всё растёт и процветает».
Красота непередаваемая, искусство мастеров вызывает величайшее восхищение!
В настоящее время древнерусские змеевики очень популярны у реконструкторов периода Древней Руси, любителей истории, коллекционеров.
Наш интернет-магазин mednyobraz.ru предлагает Вам купить уникальную копию древнерусского амулета-змеевика XIII в., с изображением Богоматери Знамение «Оранта», в серебряном и медном исполнении.
Он будет отличным подарком для Вас и Ваших друзей! Купить можно вот здесь.
Написано с использованием материалов из статьи академика Б.А.Рыбакова «Язычество в городском быту 11-13 вв.».