Мексика древние цивилизации. Уровень сложности : Легкий 12+ Загадки древней Мексики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Памятки древнейшей цивилизации Майя в Мексике. Мексика древние цивилизации


Мексика - наследие древних цивилизаций

С 5 по 19 ноября 2016 года за 1800$ + авиабилеты и питание. Загадки древних ольмеков, ацтеков и майя, каньоны и подземные озера, пляжи Карибского моря, мегаполис-гигант Мехико, колониальная архитектура и современность в путешествии с гидом Диамандой Сергеевой.

Вид: историко-культурные, пляжи, флора и фауна 

First-900

Анонс от автора путешествия, гида и руководителя группы Диаманды Сергеевой:   

Diamandakomanda

Мексика - удивительная во всех отношениях страна. Это колыбель древнейших цивилизаций ацтеков и майя, где археологические памятники прячутся посреди густых джунглей. Это старинная колониальная архитектура городов, которая будто бы переносит во времена благородных идальго и их прекрасных дам. Это диковинные природные ландшафты – тропические леса и пустыни, заснеженные горы и кристальные озера, райские острова и километры роскошных пляжей. Это радушные местные жители и традиционная мексиканская кухня, уже давно вышедшая за пределы страны и покорившая весь мир. Это особая атмосфера и пестрый колорит национальных праздников и шумных карнавалов.

Я приглашаю вас в двухнедельное путешествие в Мексику – страну исконных индейских традиций, кактусов, текилы и марьячи. Путешествие будет представлять собой динамичный микс из наследия древних цивилизаций, архитектурных изысков колониального прошлого, ритмов современной культуры и неповторимой красоты природы. Самой приятной и расслабляющей частью маршрута будет релакс на белоснежных пляжах Карибского побережья.

Маршрут и программа: 

1 день. Международный перелет в Мехико.

Встреча в аэропорту. Размещение в гостинице. Отдых после перелета.

Day 01

2 день. Мехико – город контрастов.

Мы начнем знакомство со столицей Мексики с огромной площади – Сокало, где расположены главные архитектурные памятники: Кафедральный собор XVI века и национальный Королевский дворец. В музее Темпло Майор под открытым небом увидим руины древнего ацтекского города Теночтитлан, который находился на этом месте задолго до прихода испанских завоевателей. Полюбуемся панорамой города с самого высокого здания – Латино-Американской башни. Музей антропологии в городском парке Чапультепек познакомит нас с доколумбовыми культурами Мезоамерики. О национальных питейных традициях нам расскажут в музее, посвященном истории текилы и мескаля, где эти напитки предлагается продегустировать. Завершим вечер ужином в уютном кафе под традиционную музыку темпераментных марьячи – мексиканских музыкантов.

Day 02

3 день. Теотиуакан – заброшенный город богов.

Всего в часе езды от Мехико располагается один из самых популярных и самых посещаемых туристами археологических памятников – древний комплекс Теотиуакан, принадлежавший неизвестной, но очень развитой цивилизации. Теотиуакан был самым крупным городом Нового Света. В период своего расцвета, в середине I тысячелетия новой эры, он превышал по размерам любой город Европы того времени. В Америке до Колумба не было массивнее сооружений, чем здешние пирамиды Солнца и Луны. Для многих мексиканцев Теотиуакан до сих пор остается священным городом древних богов.

Day 03

4 день. Атланты из Тулы.

Автобусный переезд (1,5 ч в пути) в городок Тула. В древности здесь находилась столица цивилизации толтеков - Толлан, где развалины пирамид X века охраняют каменные воины-истуканы.Возвращение на автовокзал в Мехико и новый автобусный переезд (2 ч в пути) – на этот раз в другой небольшой городок под названием Пуэбла.

Day 04

5 день. Великая пирамида Чолулы.

В Пуэбле мы прогуляемся по историческому центру, а затем совершим экскурсию в соседний городок Чолула, где находится загадочная пирамида древних толтеков, до сих пор окончательно не раскопанная из недр холма высотой более 80 м. Под пирамидой скрыты от любопытных глаз многие километры подземных лабиринтов-тоннелей, заглянуть в которые дозволено и простым туристам.Автобусный переезд (4,5 ч в пути) в город Оахака.

Day 05

6 день. Оахака и Белая Гора.

С утра уделим немного времени осмотру исторического центра Оахаки. Этот очаровательный колониальный городок часто называют Зелёным городом Мексики, но не за обилие растительности, как можно было бы подумать, а за преобладающий цвет старинных зданий, в строительстве которых использовался особый вулканический туф зеленоватого оттенка.Продолжая знакомство с наследием древних цивилизаций, мы посетим археологический комплекс Монте-Альбан, или Белая Гора, расположенный в 9 км от Оахаки. В начале первого тысячелетия нашей эры это была столица цивилизации сапотеков и крупный город Мезоамерики.Вечером выезжаем на комфортабельном ночном автобусе в штат Чьяпас (в пути 10 часов).

Day 06

7 день. Каньон Сумидеро.

В часе езды от города Тукстла Гутиеррес, где мы остановимся, находится природная достопримечательность, удивительное по красоте место – каньон Сумидеро. Река Грихальва, одна из крупнейших рек Мексики, протекает здесь по живописному ущелью среди причудливых скал высотой до тысячи метров. Мы осмотрим каньон с двух ракурсов - сначала снизу, прокатившись на лодке по реке. А затем – и сверху, со смотровых площадок. По пути нам могут встретиться коренные обитатели парка - обезьяны, грифы-урубу и крокодилы.

Day 07

8 день. Водопад Мисоль-Ха.

И снова долго едем на автобусе (в пути 5-6 ч) – в город Паленке. После переезда вознаградим себя неспешной прогулкой по природному парку и купанием в чистейшем водопаде Мисоль-Ха, что означает «Падающая вода».

Day 08

9 день. Змеиный город майя.

Паленке - историческая загадка Мексики. Этот город майя расположен в горной сельве и окружен со всех сторон тропической растительностью. На удивление хорошо сохранившиеся постройки по площади вчетверо превышают любой из известных городов майя. Здесь обнаружена целая сеть акведуков и каналов, использовавшихся для подачи воды в город. Главная пирамида Паленке - Храм Надписей (VII век н. э.) содержит захоронения правителей майя и множество гигантских каменных плит с иероглифами.

После осмотра археологического комплекса - автобусный переезд из Паленке в город Вильяэрмоса (в пути 2 ч). До вечернего авиаперелета в Мериду успеем заглянуть в тематический парк Ла-Вента, где выставлены монументальные каменные изваяния – знаменитые головы ольмеков.

Day 09

10 день. Белый город Мерида.

Мерида – один из первых городов, построенных испанцами на полуострове Юкатан; в его культуре, архитектуре и традициях оставили свой след все европейские цивилизации. Мериду еще называют «Белым городом», потому что стены домов выкрашены в белый цвет, причиной чему явилась добыча известняка на территории города.

Прогулявшись по историческому центру, мы поедем в Ушмаль – огромный археологический комплекс в полутора часах езды от Мериды. О ранней истории этого древнего города, равно как и о его строителях, достоверно ничего не известно, кроме того, что до XI века он был важным религиозным и церемониальным центром. Название «Ушмаль» на языке майя означает «Построенный трижды», видимо, имеются в виду три периода существования города – после основания он был воссоздан еще два раза.

Вечером возвращение в Мериду и автобусный переезд в Чичен-Ицу (в пути 2,5 ч).

Day 10

11 день. Новое чудо света - Чичен-Ица.

Руины этого города майя внесены в список 7 новых чудес света. По известности в туристическом рейтинге он аналогичен древнему городу Мачу-Пикчу в Перу. Полагают, что главная пирамида Чичен-Ицы служила астрономическим календарем, а храм на вершине был посвящён пернатому змею Кукулькану. Рядом с пирамидой расположен священный колодец-сенот, в который жрецы сбрасывали жертвы богам. В этом сеноте сейчас купаться нельзя, но поблизости от археологического комплекса находится другой благоустроенный и пригодный для купания сенот Ик-Киль, его мы также посетим.

Во второй половине дня: автобусный переезд в Плайя-дель-Кармен (в пути 3,5 ч).

Day 11

12 день. Косумель – остров ласточек.

Плайя-дель-Кармен - курортный городок к югу от Канкуна, известный своими бесконечными пляжами. Здесь не так многолюдно, как в Канкуне, и удобно ехать до многочисленных туристических объектов, которые не обойдем вниманием и мы. Например, на пароме доберемся до острова Косумель, что в 20 км к востоку от Плайя-дель-Кармен. Кроме чистейших пляжей, остров знаменит своими национальными парками, где обитают редкие виды животных. Небольшой археологический комплекс Сан-Гервасио напомнит посетителям о том, что здесь, на острове, возводила свои города цивилизация майя.

Day 12

13 день. Тулум – город рассвета.

Полуостров Юкатан известен древними городами майя, среди которых особое место занимает Тулум – третье, наиболее посещаемое место археологических раскопок Мексики после Теотиуакана и Чичен-Ицы.В окрестностях Тулума находится несколько очень интересных природных объектов, которые называются сеноты. Сенот - это карстовый колодец или небольшое озеро, которые индейцы майя использовали в качестве источника воды или для жертвоприношений. Майя называли их «вратами в царство мертвых» и считали воды сенота священными. В некоторых сенотах можно купаться, они обустроены и выглядят очень необычно.

Day 13

14 день. Пляжный отдых / Руины древнего города Коба.

Свободный день, который можно целиком посвятить пляжному отдыху. Или же, можно продолжить знакомство с древними городами майя и посетить еще один археологический комплекс Кобá в двух часах езды от Плайя-дель-Кармен. Именно там находится самая высокая пирамида майя из всех, что сохранились до наших дней, и на нее даже можно взобраться. Постройки комплекса разбросаны в гуще леса, и от одной пирамиды до другой удобно добираться на велосипедах, которые предлагают в аренду всем желающим.

Day 14

15 день. В зависимости от обратного рейса, до обеда у нас будет свободное время, которое можно посвятить пляжному отдыху или покупке сувениров.

Переезд из Плайя-дель-Кармен в аэропорт Канкуна (в пути 1,5 часа). Авиаперелет Канкун – Мехико. Возвращение на родину.

Day 15

Примечание: маршрут и программа могут корректироваться в зависимости от погодных, транспортных условий, состояния и пожеланий участников группы. 

Организационные вопросы 

Виза

Электронное разрешение для въезда в страну можно оформить бесплатно на сайте Национального Института Миграции Мексики (только для граждан России и Украины). Разрешение действительно в течение 30 дней с момента его получения, а срок пребывания в стране по такому разрешению до 180 дней.

Граждане России, имеющие в паспорте действующую визу США, могут въезжать на территорию Мексики без оформления электронного разрешения или мексиканской визы, если целью визита является туризм. 

Стоимость участия: 1800 $

В стоимость входит:

• Сопровождение гида клуба на протяжении всего маршрута• Все трансферы по программе (наземный транспорт: автобусы, микроавтобусы, такси; водный транспорт: паром, лодки)• Проживание в двухместных номерах в гест-хаусах и отелях 2-3*• Питание: завтраки в отелях• Все экскурсии по программе• Входные билеты по программе

В стоимость НЕ входит:

• Международный авиаперелет в Мехико и обратно: если лететь из Москвы, то от 700$ - с пересадкой в США (требуется виза), от 850$ - с пересадкой в Европе (транзитная виза не нужна). Билеты приобретаются самостоятельно, но только после согласования с гидом!• Местные авиаперелеты: Вильяэрмоса – Мерида, Канкун – Мехико (около 170-200 $ за все перелеты). Приобретает гид на всю группу.• Обеды-ужины на маршруте (10-15 $ в день)• Личные расходы, сувениры, чаевые и т.д.• Медицинская страховка – по желанию (15-20 $)

Заявка на участие

Интересно? Поделись с другими:

club-miry.ru

Мексика – земля древних цивилизаций

01_Если вы относите себя к тем людям, которым нравится путешествовать, открывать новые места, знакомиться с культурами других народов и посвящать время чему-то необычному, то вам наверняка будет интересно узнать об одном из популярнейших туристических направлений – Мексике.

Но в этой статье мы не будем говорить о том, как замечательно греться на жарком солнышке в Акапулько или как приятно выпить пару освежающих коктейлей в одном из баров на живописном курорте Канкун. Мы не будем описывать фантастические красоты подводного мира Ривьеры Майя, Пуэрто Вальярта или острова Косумель. Древнейший на континенте столичный город Мехико, превратившийся в суперсовременный мегаполис, тоже останется немного в стороне. Несомненно, всё это, как ничто другое, достойно восхищения, изучения и написания интереснейших статей. Но сегодня мы поговорим о таинственной и мистической стороне мексиканской земли, ведь именно она, в наибольшей степени, вызывает огромный интерес и благоговейный трепет у людей, неотъемлемой частью жизни которых являются постоянное саморазвитие и духовное обогащение своего внутреннего мира.

Таинственная Мексика

Мексика – одна из множества стран североамериканского континента. Но одна из немногих, окутанных многовековыми тайнами древнейших цивилизаций, которых за всю историю на её территории существовало несколько.

03_Ольмеки

Ольмекская цивилизация – это первая цивилизация, данными о которой обладают исследователи доколумбовой Америки. За две тысячи лет до нашей эры они освоили земледелие, обработку камня и живопись, начали осваивать письменность и создали календарь, а также обладали астрономическими знаниями. Кстати, именно ольмеки придумали игру, напоминающую современный баскетбол: они забрасывали в кольцо мяч при помощи ягодиц, бёдер и плеч. Правда, проигравшего ожидала незавидная участь – обезглавливание, т.к. игра была связана с культом плодородия, а смерть побеждённого была жертвоприношением. Главным памятником ольмекской цивилизации, дошедшим до нашего времени, являются огромные каменные головы возле мексиканских поселений Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо и Ла-Вента.

05_Майя

Цивилизация Майя – наиболее яркая цивилизация американского континента, пропитанная множеством мифов, легенд, загадок и вопросов, ответов на которые нет даже сегодня. Ещё за столетия до нашей эры майя создали свой известный на весь мир солнечный календарь предельной точности, иероглифическую письменность, достигли непревзойдённых результатов в таких областях деятельности как архитектура и искусство, начали предсказывать циклы луны и солнца, вычислять движения планет с точностью до нескольких секунд. У них был целый пантеон богов, в честь которых они совершали многочисленные жертвоприношения. Майя были отважными воинами и вступали в битвы с соседними народами. Города, созданные ими, до сих пор окутаны легендами, а точную причину исчезновения этой цивилизации не может назвать никто. Самыми известными памятниками майя в Мексике в наши дни являются древнейшие города Паленке, Тулум, Ушмаль, Чичен-Ица.

07_Тольтеки

В VIII в н.э. на территорию Центральной Мексики вторглись тольтеки, образовавшие там своё государство. Как и майянцы, тольтеки знамениты высоким развитием своей цивилизации и постройками величественных храмов на вершинах удивительных пирамид. Но закатом цивилизации тольтеков стало нападение воинственных ацтеков, которые подчинили их себе. Сегодня на территории Мексики можно увидеть полуразрушенные тольтекские города Тула, Ушмаль, Чичен-Ица, где до сих пор чувствуется незримое присутствие древних. 

09_Ацтеки

Последняя цивилизация, которая существовала на территории Америки перед приходом туда конкистадоров. Культура ацтеков так же обладала богатейшей мифологией и культурным наследием. Кстати, столицей ацтекского государства был город Теночтитлан, располагавшийся там, где сегодня стоит столичный Мехико. У ацтеков были широко распространены жертвоприношения. Некоторые учёные даже считают, что представители элиты употребляли в пищу человеческое мясо. Но всем жертвоприношениям, как и существованию цивилизации ацтеков, пришёл конец в 1519 году, когда испанские завоеватели – конкистадоры вторглись на их территорию. И, несмотря на поднятый против испанцев в 1521 году мятеж, ацтеки так и не смогли вернуть себе былое величие. Сейчас можно лишь любоваться древними достопримечательностями и восхищаться произведениями искусства ацтеков, такими как многочисленные фигуры из золота и серебра, изделия из перьев, изображения пернатого змея Кетцалькоатля и многие другие.

12_Теотиуакан

Говоря о достопримечательностях, представляющих особый интерес для путешественников, нельзя не упомянуть о городе-призраке Теотиуакане, расположенном в 50 км к северо-востоку от Мехико. «Город, где родились боги», как его ещё называют, и по сей день остаётся тайной, т.к. не известны ни его создатели, ни цель постройки. В этом городе особо выделяются: внутренняя площадь под названием «Цитадель», центральная улица – «Дорога мёртвых», а также два величественных сооружения – пирамида Луны и пирамида Солнца. Вся территория Теотиуакана украшена множеством скульптур и барельефов, лестниц, ведущих в никуда, дверей, за которыми ничего нет и другими подобными вещами. Это непередаваемое зрелище способно поразить даже видавших виды путешественников.

13_Напоследок...

Конечно, приведённая выше информация, не способна вместить в себя весь тот огромнейший объём культурного наследия, которым обладает Мексика. Древним цивилизациям, некогда господствовавшим здесь, посвящены целые книги и научные работы. Но нашей целью было отнюдь не охватить весь материал целиком, вместив в него всю информацию, но сделать, пусть и маленькую, но попытку показать читателю, что Мексика полна тайн и загадок, познакомиться с которыми непременно стоит.

А если говорить о таких вещах, как шаманизм, индейские ритуалы, культ мёртвых и т.д., то можно посвятить изучению Мексики целую жизнь. Наверное, именно по причине такого духовного богатства сюда отправляются путешественники со всего мира с целью эзотуризма, духовных практик (медитации, ченнелинга и т.д.), саморазвития и поиска возможности прикоснуться, возможно, к началу Всего, и уловить хотя бы намёк на Великое Знание.

Автор: Кирилл Ногалес.

builduptoday.com

Древняя Мексика

Мехико - Теотиуакан - Тула - Пуэбла - Чолула - Эль Тахин - Оахака - Морелиа - Кереро - Гвадалахара - Гуанахуато - Сакатекас - Дуранго - Чиауа - пустыня Сонора - Сьерра-Гранде-де-Сан-Франциско - Ла-Пас

На территории современной Мексики находятся города и поселения десятков древних цивилизаций. Когда-то здесь процветали государства ацтеков, майя, тарасков, миштеков, сапотеков и т.д. Кто-то жил тысячи лет назад, кто-то сотни, а чьи-то наследники до сих пор населяют большинство территорий современных Соединенных Штатов Мексики.

Есть и другой взгляд на древнюю историю. Возможно, эти народы оказались наследниками более древней и гораздо более развитой цивилизации. Основным доказательство этой теории служат находки орудий труда и ахитектурных фрагментов, изготовить которые не могли древние работники, вооруженные каменными молотками и пилами, а порой не могут и современные мастера.

Убедиться в состоятельности такой теории, либо подтвердить классические исторические представления – для этого мы отправляемся в нашу экспедицию. Мы побываем в древних городах Монте-Альбан в Оахаке и Теотиуакан, взберемся на самую высокую пирамиду в мире в Чолуле. Проедем по городам, возведенным в Колониальную эпоху: Пуэбла, Сакатекас, Гуанахуато и т.д. Увидим пирамиды-гнезда в Эль-Тахине. Переправимся в мексиканскую Калифорнию, побываем в пустынных городах индейцев в Чиауа.

Количество участников: 6-10 человек

Взнос за 1 человека: 3500 USD

Ближайшие даты проведения

Ваш инструктор:

Дмитрий Алёшкин

Основатель Школы выживания "Волчица", организатор сотни походов и экпедиций на большинство континентов нашей планеты. Побывал в более 100 странах. Имеет два высших образования: историк-археолог, специалист по выживанию в экстремальных условиях дикой природы.

Член Русского Географического Общества.

Подробнее

 

Программа поездки

Древняя столица Мексики
Древняя столица Мексики

Прилетаем в Мехико, бывшую столицу империи ацтеков Теночтитлан. Посещаем Национальный музей, сады Шочикалько

Подробнее
Теотиуакан
Теотиуакан

Пирамиды Луны и Солнца самого загадочного города на планете. Кто и когда их построил?

Подробнее
Чолула - самая большая пирамида
Чолула - самая большая пирамида

Через колониальный город Пуэбла направляемся в Чолулу, на самую высокую в мире пирамиду.

Подробнее
Эль Тахин
Эль Тахин

Эль-Тахин - город индейцев-тотонаков. Здесь мы увидим уникальные пирамиды с окнами-гнездами

Подробнее
Оахака
Оахака

В штате Оахака смотрим древний Монте-Альбан, колониальную столицу, дерево Туле, кактусовый лес.

Подробнее
Колониальные города
Колониальные города

Посещаем колониальные города испанской Мексики - Гуанхуато, Сакатекас, Гвадалахара, Морелия.

Подробнее
Дикий Запад
Дикий Запад

В Дуранго смотрим городок ковбоев, а в Чиауа города индейцев-пуэбла. Через пустыню Сонора направляемся в Калифорнию.

Подробнее
Калифорния
Калифорния

Проезжаем весь полуостров Калифорния. Ищем древние наскальные рисунки гигантов. Наблюдаем за миграцией китов.

Подробнее

www.wolfin.ru

Глава 1 ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕКСИКИ. Мифы инков и майя

Глава 1

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕКСИКИ

Цивилизации Нового Света

В настоящее время не ставится под сомнение вопрос о местном происхождении цивилизаций Мексики, Центральной Америки и Перу, хотя ряд прежних представлений оказался ошибочным. Предками народов, которые населяли эти регионы, и культур, которые они создали независимо друг от друга, называли чуть ли не каждый цивилизованный или полуцивилизованный народ древности, и выдвигались произвольные, пусть даже и захватывающие, теории с намерением показать, что цивилизация на американской земле зародилась благодаря азиатскому или европейскому влиянию. Эти теории выдвигались, главным образом, людьми, имевшими лишь общее представление о среде, в которой возникла исконно американская цивилизация. Они были поражены внешними чертами сходства, несомненно существующими между американскими и азиатскими народами, обычаями и формами искусства, которые перестают быть очевидными для американиста, различающего в них только те схожие черты, которые неизбежно возникают в деятельности людей, живущих в схожих условиях окружающей среды и в схожих общественных и религиозных условиях.

Майя с полуострова Юкатан можно рассматривать как самый высокоразвитый народ, населявший американский континент до прибытия европейцев, и обычно нас стараются уверить в том, что это именно их культура берет свое начало в Азии. Нет необходимости подробно доказывать ложность этой теории, так как это уже было талантливо сделано г-ном Пейном в работе «Новый Свет под названием Америка» (Лондон, 1892—1899). Но можно заметить, что самое надежное доказательство чисто местного происхождения американской цивилизации лежит в уникальной природе американского искусства, которое явилось несомненным плодом многих и многих веков изоляции. Язык жителей Америки, система счета и отсчета времени также не несут никакого сходства с другими системами, европейскими или азиатскими. И мы можем быть уверены в том, что если бы какой-то цивилизованный народ попал на территорию Америки из Азии, то остался бы неизгладимый след на всех вещах, которые тесно связаны с жизнью народа, а также в искусстве, так как они в такой же степени являются продуктом культуры, как и умение возводить храмы.

Доказательства в животном и растительном мире

В этой связи невозможно не обратить внимания на доказательство в пользу самостоятельного развития, которое можно привести, если рассматривать сельское хозяйство Америки. Почти все одомашненные животные и культивируемые съедобные растения, найденные на этом континенте в период его открытия европейцами, совершенно отличались от тех, что были известны в Старом Свете. Кукуруза, какао, табак, картофель и целая группа полезных растений были неизвестны завоевателям-европейцам, а отсутствие таких знакомых животных, как лошадь, корова и овца, помимо множества менее крупных животных, является красноречивым доказательством длительной изоляции, в которой находился американский континент после первоначального заселения его человеком.

Происхождение человека на американском континенте

Азиатское происхождение допускается, конечно, для аборигенов Америки, но оно, без сомнения, уходит своими корнями назад, в ту далекую кайнозойскую эру, когда человек недалеко еще ушел от животного, а его язык либо еще не сформировался, либо, в лучшем случае, сформировался частично. Безусловно, были и более поздние переселенцы, но они, вероятно, прибыли через Берингов пролив, а не по сухопутному мосту, соединявшему Азию и Америку, по которому сюда попали первые поселенцы. В более поздний геологический период уровень североамериканского континента вообще был выше, чем в настоящее время, и с Азией его соединял широкий перешеек. В течение этого продолжительного периода возвышенного положения континента обширные прибрежные равнины, которые в настоящее время погрузились под воду, простирались от американского до азиатского побережья, предоставляя легкий путь для миграции тому представителю рода человеческого, от которого, возможно, произошли обе монгольские ветви. Но этот тип людей, недалеко ушедших от животных, как, без сомнения, оно и было, не принес с собой утонченных искусств или культуры. А если и встречается какое-либо сходство между формами искусства или государственным устройством их потомков в Азии и Америки, то оно возникло благодаря влиянию давнего общего происхождения, а не какому-либо более позднему притоку азиатской цивилизации к американским берегам.

Предания о связи с Азией

Немногочисленные предания о связи Азии с Америкой — увы! — легко рассеиваются. Скучное дело — оказаться вынужденным разрушать мечты других. Насколько более захватывающей была бы история Америки, если бы Азия посеяла семена своей собственной оригинальной цивилизации на западном континенте, который тогда стал бы более молодым и дальним Востоком, более ярким и золотым Востоком! Но Америка вызывает к себе почти такой же сильный интерес и когда речь заходит о чуде эволюции ее удивительных цивилизаций, цветов прогресса нового, обособленного мира.

Мысль о том, что в китайских летописях «Фу-сан» содержится ссылка на Америку, была трактована Клапротом как заблуждение. Он доказал, что там имелся в виду один из японских островов. Нет ничего невозможного в том, чтобы китайские и японские суда могли быть отнесены ветром или течением к берегам Америки, но то, что они доплывали до тех краев намеренно, совершенно невероятно. Мексиканский историк Гомара утверждает, что участники экспедиции Коронадо в 1542 году видели у Тихоокеанского побережья некие корабли, носы которых были украшены золотом и серебром и которые были нагружены товарами. Они предположили, что это китайские корабли, «потому что те знаками известили, что находятся в пути тридцать дней». Но, как и большинство таких интересных рассказов, эта сказка не имеет под собой фактической базы, так как упоминания об этом происшествии нельзя найти в первоначальном отчете экспедиции, который был опубликован в 1838 году в серии о путешествиях Терно-Компана.

Легенды о связях с Европой

Мы увидим, что предания — их можно назвать почти легендами — о древних связях Европы с Америкой немногим более удовлетворяют нас, чем те, что повествуют о ее древней связи с Азией. Мы можем не принимать во внимание саги об открытии Америки древними скандинавами, хотя та ни в коем случае не является простым преданием, и перейти к тем преданиям, в которых фактическая база слабее, а доля легенды больше. Мы узнаем, что, когда древние скандинавы изгнали ирландских монахов, которые поселились в Исландии, беглецы переправились на «Большую Ирландию», под которой, по мнению многих исследователей древности старой школы, автор этого мифа подразумевал Америку. В ирландской «Книге Лисмора» рассказывается о путешествии святого Брэндана, ирландского аббата Клуайнфертского, на остров в океане, который Провидение предназначило святым для житья. В ней дается яркое описание семилетнего плавания в водах западного океана и повествуется о многочисленных открытиях, среди которых фигурируют огненная гора и бесконечный остров, который он покинул после безрезультатного сорокадневного путешествия, нагрузив свои корабли его плодами, и возвратился домой. Существует много скандинавских легенд об этой «Большой Ирландии» или «Земле Уитраманна» (Земле белого человека). В одной из них рассказывается о скандинаве, который оказался выброшенным на ее берега и нашел там племя белых людей; они ходили молиться своим богам, держа определенные символы, и «кричали громкими голосами». Есть, конечно, крошечная возможность того, что древних скандинавов во время их путешествий могло иногда течением или ветром относить далеко на юг до самой Мексики. Такой случай легче принимается на веру, когда мы вспоминаем, что они, безусловно, достигали берегов Северной Америки.

Легенда о Мадоке

Это гораздо более интересная, потому что более вероятная, история, которая повествует об открытии в 1170 году далеких земель по другую сторону западного океана одним мелким вождем из Северного Уэльса по имени Мадок. Она записана в «Английских путешествиях» Хэклуйта и «Истории Уэльса» Пауэла. Мадок, сын Оуэна Гуинета, возмущенный соперничеством своих братьев за титул вождя после смерти отца, решил не жить в таком неподходящем ему месте, а, оснастив корабли всем необходимым, стал искать приключений на море. Он поплыл на запад, отдалившись от берегов Ирландии так далеко на север, что приплыл к неизвестной земле, где увидел много необычного. «Эта земля, — пишет Хэклуйт, — должно быть, является частью той страны, которую, как утверждают испанцы, они первыми открыли со времен Ганнона». И благодаря этой ссылке мы имеем возможность увидеть, как эти легенды о мифических землях стали ассоциироваться с американским континентом. О земле, открытой Мадоком, в средневековом Уэльсе ходили многочисленные рассказы. По возвращении Мадок объявил, что земля была красивая и плодородная, но необитаемая. Ему удалось уговорить многих людей поехать с ним в эти чудесные края, и, так как он не вернулся, Хэклуйт приходит к заключению, что потомки людей, которых он с собой взял, составили большую часть населения Америки XVII века. И в этом его поддержал не один современный исследователь древности. Действительно, самые дикие фантазии основываются на этой легенде, и рассказы о говорящих по-валлийски индейцах, которые могли объясняться с кимрскими иммигрантами американских колоний, с удовлетворением принимались представителями старой школы американских историков в качестве самого сильного аргумента, подтверждающего эту сагу. Примечательно, однако, что английский король Генрих VII, сын уэльсца, оказывавший покровительство первым исследователям Америки, возможно, находился под влиянием этой легенды о Мадоке, так как известно, что он нанял некоего Гаттина Оуэна, валлийского историографа, чтобы тот составил его родословную по линии отца, и что этот самый Гаттин включил легенду в свой труд. Повествования, подобные тем, что имеют отношение к Атлантиде и Антилии, едва ли могут быть включены в разряд американских мифов, так как они, без сомнения, затрагивают давние связи с Канарскими и Азорскими островами.

Американские мифы об открытии Америки

А что думали краснокожие люди по другую сторону Атлантики? Не было ли там слухов или легенд о землях на Востоке? Непосредственно перед открытием Америки европейцами на этом континенте была широко распространена вера в то, что сравнительно давно американскую землю посетили чужеземцы с востока, которые в конце концов возвратились к себе на родину, в Страну восходящего солнца. Такой, например, была мексиканская легенда о Кецалькоатле, к которой мы вернемся позже. Он высадился с несколькими спутниками в Вера-Крус и в глазах местного населения быстро стал силой, несущей цивилизацию. На древних мексиканских pinturas, или рисунках, он изображен одетым в длинное черное одеяние в обрамлении белых крестов. Прожив с мексиканцами несколько лет, в течение которых он научил их ремеслам и привил цивилизацию, он отплыл из их страны на волшебном плоту, пообещав, однако, вернуться. Его второе пришествие ожидалось с нетерпением, и, когда Кортес со своими спутниками прибыл в Вера-Крус, в то же самое место, откуда, как полагали, Кецалькоатль отправился в свое путешествие домой, мексиканцы полностью поверили в то, что он и есть вернувшийся герой. Конечно, их правитель Монтесума не был захвачен врасплох приходом белого человека, так как ему уже сообщили о прибытии загадочных чужеземцев на Юкатан и в другие места Центральной Америки. Но в глазах простых людей этот вождь испанцев был на самом деле «богом-героем». В этой интересной личности некоторые монахи, летописцы Новой Испании, увидели апостола святого Фому, который отправился на американский континент, чтобы обратить его в христианство.

Перуанское пророчество

Мексиканцы были далеко не одиноки в своих ожиданиях. Когда Эрнандо де Сото, высадившись в Перу, впервые встретил Инку Уаскара, последний рассказал о древнем пророчестве, которое его отец Уайна Капак повторил на своем смертном одре: во время царствования тринадцатого Инки от отца-Солнца придут белые люди, превосходящие в силе и храбрости, и подчинят перуанцев своей власти. «Я повелеваю вам, — сказал, умирая, правитель инков, — оказать им почет и повиноваться, так как они будут превосходить нас во всем» (Инка Тарсиласо де ла Вега. История инков).

Но самая интересная американская легенда, связанная с открытием этого континента, — та, в которой описывается пророчество жреца племени майя чилана Балама. Преподобный отец Лисана, испанский автор, записал это пророчество, которое, по его утверждению, было очень хорошо известно на всем Юкатане; об этом же говорит и Виллагутьерре, который его цитирует.

Пророчество чилана Балама

Часть этого необычного пророчества звучит следующим образом: «В конце тринадцатого века, когда Ица будет в зените своей власти, как и город под названием Танках, на небесах появится знак Бога и Крест, который озарил мир. Среди людей начнутся споры, когда появится этот знак… Примите своих чужеземных бородатых гостей с востока, которые несут знак Бога, который приходит к нам с милосердием и состраданием. Наступает время нашей жизни…»

Если внимательно прочитать это пророчество, может показаться, что подлинная основа местных преданий затушевана и расцвечена под влиянием первых испанских миссионеров. Выражения, в которых сделано это заявление, слишком точны, а язык явно библейский. Но книги чилана Балама на родном языке, откуда взято это пророчество, гораздо менее ясны в формулировках, и их подлинность проявляется в использовании идиоматических выражений языка майя, которые в своем представленном виде не могли быть написаны никем, кроме тех, кто привык употреблять их с детства. Что же касается пророческого характера этих заявлений, то известно, что чилан, или жрец, в конце определенного продолжительного периода обычно провозглашал публично какое-нибудь пророчество, предсказывающее характерные особенности грядущего такого же периода, и есть основания верить тому, что какие-то отдаленные слухи о прибытии белого человека достигли ушей нескольких предсказателей.

Эти неясные намеки на то, что моря отделяют их от огромного континента, где живут такие же, как и они, люди, кажется, были распространены и среди белых, и среди краснокожих людей. И кто скажет, благодаря какой необъяснимой волшебной телепатии они вселились в умы отважных исследователей и аскетов-жрецов, которые выразили их в действиях и словах? Открытие Америки было чем-то гораздо большим, нежели следствие развития науки, и скорее романтика, нежели холодные размышления о географии, побуждала людей в Средние века покорять неизведанные западные моря в поисках золотых островов, увиденных во сне.

Tипмексиканской цивилизации

Первым цивилизованным народом Америки, с которым первооткрыватели вступили в контакт, был народ науа, или древний народ Мексики. Мы используем термин «цивилизованный» намеренно, так как, хотя некоторые титулованные авторитеты отказываются считать мексиканцев народом, который достиг такого уровня культуры, который давал бы ему право на место среди цивилизованных сообществ, нет сомнений, что мексиканцы продвинулись вперед настолько, насколько это было возможно, если принимать во внимание их окружение и обстоятельства, которые им мешали. В архитектуре они создали тип построек, прочных и в то же время удивительно красивых, которые если и не были такими же массивными, как египетские или ассирийские, то, во всяком случае, более нарядными. Их художественные взгляды, выраженные в произведениях живописи и гончарного искусства, были более разносторонними и менее условными, чем у древних народов Востока; их общественное устройство было более передовым, а правящий класс проявлял меньшую суровость в отношении подчиненных им классов. И все же, с другой стороны, картина омрачается ужасными, пусть и живописными, ритуалами, которые сопровождали их религиозные церемонии, и страшной тенью человеческих жертвоприношений, которая вечно довлела над их немалочисленными народами. Тем не менее уровень нравственности был высок, правосудие беспристрастно, формы правления сравнительно мягки, и, если бы не фанатизм, требовавший таких жертв, мы могли бы справедливо сравнивать цивилизацию Древней Мексики с цивилизацией народов Древнего Китая или Индии, если только не принимать в расчет литературу восточных государств.

Народ Мексики

Народ, который создал эту многогранную и красочную цивилизацию, известен как науа («те, которые живут по правилам»). Они стали так называть себя, чтобы отличаться от других племен, которые все еще вели неоседлый образ жизни, кочуя по соседним равнинам Новой Мексики и в более северных регионах. Они использовали это название для обозначения целого народа, который состоял из многих различных элементов. Не утихает полемика вокруг вопроса об исконной родине науа, но их легенды о переселении неуклонно указывают на северные корни. Когда начинают рассматривать близкое сходство между формами искусства и мифологией современных местных жителей Британской Колумбии и народа науа, а также неизменные легенды о длительном странствии с севера, где они жили «у воды», вывод о том, что науа родом из указанного региона, становится почти неопровержимым (см.: Пейн. История Нового Света под названием Америка. Т. 2. С. 373 и далее).

В преданиях науа название местности, откуда этот народ начал свои скитания, называется Ацтлан (Где растет тростник), но это название практически не дает никакого ключа ни к какому конкретному региону, хотя, вероятно, рьяные исследователи старины с ним отождествляли всякую подходящую местность между Беринговым проливом и Мексикой. Другими названиями, обнаруженными в легендах о переселении, стали Тлапаллан (Страна ярких красок) и Чикомоцток (Семь пещер). Их, наверное, можно отождествлять с Новой Мексикой или Аризоной.

Легенды о переселении мексиканцев

Все первые исследователи истории Мексики сходятся на том, что тольтеки были первыми из нескольких племен науа, которые хлынули на Мексиканское плато все увеличивающимся потоком. О реальном существовании этого народа известно так мало, что многие именитые авторитеты считают его полностью мифическим, тогда как другие заявляют, что видят в нем реально существовавший народ, создавший мексиканскую цивилизацию. Автор этой книги уже разработал свою теорию по этому непростому вопросу (см.: Спенс. Цивилизация Древней Мексики. Гл. 2), но вкратце упомянет о ней, когда будет воспринимать цивилизацию тольтеков и относящиеся к ней легенды. Пока мы должны рассматривать тольтеков просто как народ, упомянутый в мифе о переселении в качестве первых переселенцев-науа в район Мексики. Местный летописец Иштлильшочитль, который трудился вскоре после завоевания Мексики испанцами, дает два отдельных изложения о древних переселениях тольтеков. Первый рассказ относится ко времени их появления в мифической стране Тлапаллан, о которой говорилось выше. В этом рассказе Тлапаллан описывается как местность у моря, которой тольтеки достигли, двигаясь на юг и обходя стороной побережье Калифорнии. К этому рассказу следует относиться с величайшей осторожностью. Но мы знаем, что местные жители Британской Колумбии с давних времен ловко умели управляться с каноэ и что мексиканский бог Кецалькоатль, который, вероятно, первоначально имел общие корни с их божеством Йетлем, изображается умелым корабельщиком. Поэтому нет ничего невозможного в том, что первые группы переселенцев-науа прибыли в Мексику по морю, но гораздо более вероятно то, что их перемещения происходили по суше, вдоль равнинной местности у подножия Скалистых гор.

Возвышение тольтеков

Как почти все легендарные переселенцы, тольтеки отправились заселять далекие страны не по своей воле, а стали жертвами междоусобных распрей на своей родине, были изгнаны и стали искать счастья в других местах. Будучи таким образом вытолкнуты из привычной среды, они направились на юг и достигли Тлапаллана в первом году Текпатля (387 г. н. э.). Двигаясь мимо страны Шалиско, они высадились в Уатулько и пошли вдоль побережья, пока не достигли Точтепека, откуда направились в глубь суши к Толланцинко. Для того чтобы совершить такое путешествие, им потребовалось не менее 104 лет. В своей книге «Relaciones», в которой он занимается исследованием истории народов Мексики, Иштлильшочитль предоставляет читателям еще один рассказ о переселении тольтеков. В нем повествуется о том, как в 439 году н. э. вождей Тлапаллана, восставших против верховной власти, изгнали из этого региона. После восьми лет жалкого существования вблизи своей древней территории они отправились в Тлапалланцинко, где задержались на три года перед тем, как пуститься в длительное странствие, на которое у племени ушло больше века и в течение которого оно делало остановки не менее чем в тринадцати различных местах, шесть из которых можно обнаружить в качестве стоянок на Тихоокеанском побережье, а остальные — различные места на севере Мексики.

Искусственный характер мифов о переселении

Из их внутреннего содержания явствует, что эти две легенды о переселениях тольтеков носят искусственный характер. Но если мы не можем доверять им во всех подробностях, то это не значит, что они не описывают отчасти реальные скитания. Они являются образцами тех многочисленных мифов о переселении, которые связаны между собой, так как относятся к различным ветвям мексиканских народов. В них мало что представляет интерес, и замечательны они главным образом утомительными повторениями и расхождениями в существенных деталях.

Мифы о тольтеках

Мы попадаем в гораздо более интересную область, когда начинаем внимательно читать мифы о царстве и цивилизации тольтеков, так как, прежде чем приступить к вопросу о происхождении или истинной истории народа тольтеков, будет лучше сперва рассмотреть местные легенды о них. Они демонстрируют почти восточное богатство фантазии и колорита и убедительно напоминают читателю о великолепии архитектурных и пейзажных описаний «Тысячи и одной ночи». Главными источниками этих легенд являются истории Сумарраги и Иштлильшочитля. Последний ни в коей мере не является достаточным авторитетом, но ему в значительной степени удалось придать преданиям своей родной страны очарование. По его словам, в 566 году Воплощения тольтеки основали великолепный город Толлан. Этот город, на месте которого находится современный город Тула, расположен к северо-западу от гор, опоясывающих долину Мехико. Туда привел тольтеков могущественный колдун Уэймацин (Большая рука), и под его руководством они решили построить город на том месте, где была их стоянка. В течение шести лет они трудились на строительстве Толлана, и поднялись величественные здания, дворцы и храмы, все вместе образовавшие столицу, с великолепием которой ничто не могло сравниться в Новом Свете. Долина, в которой располагалась столица, была известна как «Место, где растут фрукты», что было указанием на ее большое плодородие. Окружавшие ее реки были полны рыбы, а холмы, окружавшие это восхитительное место, служили приютом стаям дичи. Но до тех пор у тольтеков еще не было правителя, и на седьмом году их жизни в городе собрались вожди и, посовещавшись, решили отдать свою власть в руки монарха, которого выберет народ. Выбор пал на Чальчиуха Тлатонака (Сияющий драгоценный камень), который правил пятьдесят два года.

Легенды о мастерстве тольтеков

Удачно устроившись на новом месте и выбрав себе правителя, к которому они относились с благоговением, тольтеки стали быстро делать успехи в различных областях искусства, а их город прославился повсюду непревзойденным мастерством его ремесленников и красотой своей архитектуры и гончарными изделиями. На самом деле название «тольтек» для окрестных народов стало синонимом слов «мастер своего дела», чем-то вроде клейма, которое гарантировало превосходное качество любого изделия тольтекской работы. Все в городе и вокруг него красноречиво говорило о вкусе и мастерстве его основателей. В сами стены были вставлены редкие камни, а их кладка была так прекрасно сделана и обработана долотом, что напоминала прекраснейшую мозаику. Одной из построек, которой по справедливости гордились жители Толлана, был храм, где совершал богослужения их верховный жрец. Это здание было поистине жемчужиной архитектурного искусства. В нем было четыре помещения. Стены первого были инкрустированы золотом, второго — драгоценными камнями всех видов, третьего — прекрасными морскими раковинами всевозможных разновидностей и самых ярких и нежных оттенков, которые были вставлены в серебряные кирпичики, искрившиеся на солнце так, что слепили глаза тех, кто на них смотрел. Четвертое помещение было сделано из блестящего красного камня, украшенного раковинами.

Еще более фантастическим и необыкновенно красивым было другое здание, «Дом перьев». В нем также было четыре помещения, одно из которых было украшено перьями ярко-желтого цвета, другое — ослепительными и сверкающими перьями «синей птицы». Они были сплетены в своеобразный гобелен и повешены на стенах в виде изящных драпировок и фестонов. Помещение, как было написано, завораживающей красоты было украшено перьями чистейшего и самого ослепительного белого цвета. Последнее помещение было убрано перьями ярко-красного цвета, взятыми от самых красивых птиц.

Уэмак Нечестивый

Череда более или менее талантливых правителей следовала за основателем тольтекской монархии, пока в 994 году н. э. на трон Толлана не взошел Уэмак П. Сначала он правил мудро и уделял большое внимание государственным делам и религии. Но потом он пал в глазах людей с высоты, на которую вознес себя, вероломно обманув их и ведя себя невоздержанно и распущенно. Провинции восстали, а многие знаки и мрачные знамения предсказывали падение города. Хитрый колдун Товейо собрал около Толлана большую толпу народа и, колотя до глубокой ночи в волшебный барабан, заставил людей плясать под его звуки, пока, измученные пляской, они не упали вниз головой с головокружительного обрыва в глубокое ущелье, где превратились в камни. Товейо также умышленно уничтожил каменный мост, так что тысячи людей упали в реку и утонули. Расположенные поблизости вулканы начали извергаться, являя собой ужасающее зрелище, и среди пламени можно было видеть зловещие призраки, которые грозили городу наводившими страх движениями.

Правители Толлана решили не терять времени на то, чтобы умилостивить богов, которые, как они сочли из знамений, вероятно, чрезвычайно разгневались на их столицу. Поэтому они подготовили большое жертвоприношение военнопленных, но, когда первую жертву положили на алтарь, произошла еще более ужасная катастрофа. Во время жертвоприношения у народа науа было принято вспарывать пленнику грудь, чтобы извлечь из нее сердце, но руководивший этой церемонией жрец не увидел этого органа в груди. Кроме того, в венах жертвы не было крови. От трупа стал исходить такой смердящий запах, что началась ужасная эпидемия, вызвавшая смерть тысяч тольтеков. Нечестивый монарх Уэмак, который навлек все эти страдания на свой народ, повстречался в лесу с Тлалоками, или богами воды, и стал смиренно просить эти божества пощадить его и не отнимать богатство и высокое положение. Но боги почувствовали отвращение к нему, так как в его желаниях звучало бессердечие и эгоизм, и ушли, пригрозив народу тольтеков шестью годами бедствий.

Бедствия тольтеков

Следующей зимой в стране случился столь жестокий мороз, что вымерзли все посевы и растения. Затем началось лето с изнуряющей жарой, такой сильной и удушающей, что высохли реки и стали плавиться камни. После жары обрушились сильные ливни с ураганами, которые затопили улицы и дороги, и по всей стране пронеслись ужасные бури. Огромное количество мерзких гадов наводнили долину, истребляя то, что осталось после гибельного мороза и жары, и забираясь в дома людей. На следующий год страшная засуха стала причиной смерти тысяч людей от голода, а наступившая вслед за этим зима снова была на редкость суровой. Подобно тучам, спустились стаи саранчи, а град и грозы довершили бедствие. Во время этих испытаний умерло девять десятых всего народа, и всякое стремление к искусству прекратилось из-за борьбы за выживание.

Когда закончились страдания, неправедный Уэмак решил жить честно и стал усердно трудиться на благо народа и править им надлежащим образом. Но он объявил, что его преемником должен стать незаконнорожденный сын Акшитль, и в дальнейшем решил отречься от трона в пользу этого юноши. У тольтеков, как и у большинства первобытных народов, царей считали богами и на попытку возвести на трон кого-то не царской крови смотрели как на серьезное оскорбление богов. Последовал бунт, но двух его вождей купили обещаниями выгодных должностей. Акшитль взошел на трон и в течение какого-то времени правил мудро. Но вскоре, как и его отец, он предался беспутству и стал подавать дурной пример своим придворным и жрецам, а дух порока передался всем его подданным и пронизал все слои общества. Пороки жителей столицы и чудовищные преступления, совершаемые царскими фаворитами, вызвали такое возмущение в отдаленных провинциях, что, в конце концов, они подняли открытый мятеж, а наместник восточных провинций Уэуэцин объединился с двумя другими недовольными правителями и пошел на город Толлан во главе сильной армии. Акшитль не смог собрать армию достаточно мощную, чтобы отразить мятежников, и был вынужден прибегнуть к уловке, подкупив их богатыми подарками, и таким образом получил передышку. Но судьба Толлана уже висела на волоске. Орды грубых диких чичимеков, пользуясь распрями внутри государства тольтеков, вторглись в район озера Анауак или Мексику и поселились на его плодородной земле. Конец был близок!

Так как гнев богов усилился, вместо того чтобы уменьшиться, чтобы умилостивить их, в Теотиуакане, священном городе тольтеков, собралось большое количество мудрецов этого царства. Пока они совещались, явился великан и ринулся прямо в их гущу. Хватая их своими костлявыми руками, он швырял их на землю и выбивал мозги. Так он лишил жизни очень многих, а когда охваченные паникой люди подумали, что уже избавились от него, вернулся в другом обличье и перебил еще больше народу. Вновь вселяющее ужас чудовище появилось уже в виде прекрасного ребенка. Люди, очарованные его красотой, подбежали, чтобы рассмотреть поближе, и обнаружили, что его голова представляет собой гниющую массу, зловоние от которой было ядовито, так что многие умерли на месте. Дьявол, который наслал это бедствие на тольтеков, наконец, снизошел до того, чтобы сообщить, что боги больше не будут слушать мольбы и полны решимости извести их под корень, а затем посоветовал им искать спасения в бегстве.

Падение государства тольтеков

К этому времени основные семьи Толлана уже покинули страну, найдя себе убежище в соседних государствах. И снова Уэуэцин стал угрожать Толлану, и благодаря почти сверхчеловеческим усилиям старый царь Уэмак, возвратившийся из своего уединения, собрал армию, достаточную для того, чтобы встать лицом к лицу с врагом. Мать Акшитля призвала на службу женщин города и создала из них отряд амазонок. Во главе всех встал Акшитль, который разделил свои вооруженные силы, послав одну часть на войну под командованием своего верховного главнокомандующего, а из другой части образовал резерв, который возглавил сам. В течение трех лет царь защищал Толлан от объединенных сил мятежников и полудиких чичимеков. В конце концов тольтеки, почти обескровленные, после последней отчаянной битвы бежали в болота близ озера Тецкоко и под защиту горных твердынь. Другие их города были разрушены, и империи тольтеков пришел конец.

Переселение чичимеков

Тем временем грубые чичимеки с севера, которые в течение многих лет вели постоянную войну с тольтеками, удивились, что враги больше не рыскают возле их границ, что они делали главным образом с целью заполучить пленников для жертвоприношений. Чтобы выяснить причину такого подозрительного затишья, они послали шпионов на территорию тольтеков. Шпионы вернулись с поразительной вестью: владения тольтеков на расстоянии шестисот миль от границы чичимеков представляют собой безжизненную местность, их города разрушены и пусты, а жители разбежались. Царь чичимеков Шолотль созвал в свою столицу вождей и, ознакомив их с тем, что сообщили шпионы, предложил совершить поход с целью присоединить к себе покинутые земли. В этом переселении участвовали не менее 3 202 000 человек, и только 1 600 000 остались на территории чичимеков.

Чичимеки заняли большую часть разрушенных городов, многие из которых они отстроили заново. Оставшиеся тольтеки стали мирными подданными и благодаря своему умению торговать и знанию ремесел скопили значительные богатства. Но от них потребовали платить дань, что категорически отказался делать Науйотль, тольтекский правитель Кольуакана. Но он потерпел поражение и был убит, и в конце концов установилась верховная власть чичимеков.

Исчезновение тольтеков

Рассказчики этой легенды излагают ее как свое мнение, которое разделяют некоторые видные авторитеты. Оно состоит в том, что тольтеки, спасаясь бегством от внутренних распрей в своем городе и от набегов чичимеков, попали в Центральную Америку, где стали основоположниками цивилизации и строителями многих замечательных городов, руины которых сейчас встречаются на ее равнинах и в лесах. Но пора нам рассмотреть утверждения, выдвинутые в отношении тольтекской цивилизации и культуры, при помощи более научных методов.

Существовали ли тольтеки?

Некоторые ставят под вопрос существование тольтеков и заявляют, что видят в них всего лишь мифический народ. Они основывают эту теорию на том, что продолжительность правления нескольк

librolife.ru

Древние цивилизации, НЛО: Теотиуакан (Мексика)

"Город богов" или "Место, где становятся богами". Согласно преданиям, именно Теотиуакан был тем местом, куда боги вернулись после Потопа для того, чтобы повторно создать мир. Таким образом, по представлениям древних индейцев Теотиуакан имеет допотопное происхождение. К сожалению, внешний облик Теотиаукана ныне определяется представлениями тех, кто занимался его "реставрацией".

Теотиуакан - древний священный участок, расположенный в 40 километрах к северо-востоку от Мехико (Мексика). Теотиуакан , до настоящего времени крупнейший участок доколумбовых цивилизаций, лежит в абсолютно безлесной области, на краю высокогорной долины Анауак. Симметрия огромного участка и единство его архитектурного стиля делают Теотиуакан одним из самых внушительных древних городов мира. В первые 600 лет н.э. Теотиуакан обладал огромной политической, религиозной и культурной властью в Центральной Америке.

Он был оставлен в 750 году нашей эры, и до сих пор не найдено каких-либо иероглифов или иной письменности, которые поведали бы об этой загадочной цивилизации — какова была ее культура, кто правил этим городом, и почему жители оставили его. В период расцвета здесь жили более 150 тыс. человек, но пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины и назвали их Городом Богов. Письменности у ацтеков так и не оказалось, как выяснили позже.

Существует старая легенда о том, что Монтесума — грозный повелитель ацтеков — не один раз совершал к руинам мертвого города утомительные паломничества для принесения жертв богам Луны и Солнца, обитавшим, по преданию, на вершинах больших пирамид. Сооружение Теотиуакана ацтеки приписывали расе гигантов — мифических предков современных людей. Индейцам казалось, что такие грандиозные постройки могли воздвигнуть лишь существа, наделенные сверхъестественной силой.

На настоящее время достоверной датировки этого памятника нет. Некоторые ученые относят его основание к 100 году до н.э., другие – к периоду между 1000 и 1500 годами до н.э. Третьи, опираясь на данные геологических исследований, говорят о времени около 4000 года до н.э., до извержения вулкана Хитли, расположенного неподалеку.

Во времена своего расцвета Теотиуакан занимал площадь около 30 км2. В его состав входило около 50000 домов в двух тысячах поселков, 600 крупных и более мелких пирамид и храмов, несколько сот ремесленных районов. Численность населения, по оценкам современных археологов, составляла около 200000 человек – это больше, чем в Риме времен Юлия Цезаря или в Лондоне времен Шекспира. Чтобы осуществить прямоугольно-сетчатую планировку города со строго параллельными и перпендикулярными улицами, здесь с помощью обводного канала изменили русло реки. Но мировую известность и ореол таинственности в наше время Теотиуакану принес громадный комплекс пирамид, который часто сравнивают с пирамидами на плато Гиза в Египте.

Две пересекающиеся под прямым углом широкие улицы сформировали центр, в котором сосредоточено 18 пирамид. В плане весь комплекс выстроен вдоль одной из них – «бульвара» шириной 40–45 метров и длиной около 5 километров, который ацтеки называли Мишкоатли – «Дорога Мертвых». Есть много оснований полагать, что когда-то он представлял собой систему сообщающихся прудов с необходимыми шлюзами и другими гидравлическими механизмами. Этот «бульвар», идущий с юго-запада на северо-восток, начинается у так называемой Цитадели с заключенной в ней пирамидой Кецалькоатля и приводит к пирамиде Луны. Его уровень в конце на 27 метров выше, чем в начале, у Цитадели. Немного восточнее него, точно на одной линии с Цитаделью, расположена самая высокая пирамида Америки – пирамида Солнца. Конечно, это не первоначальные названия пирамид, они также были даны ацтеками, которые удивлялись их красоте и величию.

Как ни странно, Дорога Мертвых не ориентирована, скажем, строго по оси север-юг или запад-восток. Она отклоняется от направления на север на 15°30' к востоку. О причинах такой своеобразной ориентации было высказано много гипотез, преимущественно астрономического характера. Профессор Джеральд Хоукинс предположил, что эта ориентация связана с осью Сириус-Плеяды.

Другую, более убедительную гипотезу высказал Стэнсберг Хагар, ученый секретарь Бруклинского института искусств и наук. Он предположил, что «Дорога Мертвых» отражает на земле Млечный Путь – «вид изнутри» нашей собственной Галактики. Он высказал также предположение, что многочисленные пирамиды, курганы и прочие сооружения, расположенные по сторонам этого своеобразного «бульвара», олицетворяют конкретные планеты и звезды.

В 60-х и 70-х годах это предположение проверял Харлстон Хьюг. В результате проведенного математического исследования выяснилось, что Теотиуакан был задуман как своего рода выполненная в масштабе модель Солнечной системы. Если принять, что Солнце расположено на оси пирамиды Кецалькоатля, то расстояния от него до других пирамид и курганов оказываются пропорциональны радиусам планетных орбит: так называемая пирамида Солнца соответствует Сатурну, пирамида Луны – Урану, а нераскопанные курганы на севере – Нептуну и Плутону. Заметим, что Уран, Нептун и Плутон – наиболее удаленные от Солнца планеты – наша цивилизация открыла только в 1787, 1846 и 1930 годах соответственно...

Комплексы пирамид в Теотиуакане имеют ряд необъяснимых параллелей с пирамидами на плато Гиза. Во-первых, они одинаковым образом расположены в плане (то есть при взгляде сверху). Пирамида Луны соответствует тогда Великой пирамиде (так называемой пирамиде Хеопса), пирамида Солнца – пирамиде Хефрена, а Цитадель – так называемой пирамиде Микерина. И оба комплекса отражают расположение на небе трех ярких звезд из пояса Ориона. Во-вторых, в обоих комплексах вершины двух самых больших пирамид (пирамид Солнца и Луны в долине Мехико и пирамид Хеопса и Хефрена в Египте) находятся на одном уровне, хотя их высота различна. В-третьих, насколько позволяет судить реконструкция размеров пирамид (так как и там, и там сооружения сильно пострадали от варварского отношения уже в историческое время), в обоих случаях самая высокая пирамида комплекса в своих пропорциях выражает число ? через соотношение высоты и периметра своего основания. В обоих случаях фигура из вертикальной окружности и горизонтального квадрата наводит на определенные мысли о загадочной «квадратуре круга» . Особенно если вспомнить, что круг традиционно символизировал небо, а квадрат – землю...

Да, XX век принес нам много открытий. Но за каждым из них не перестают вставать все новые и новые загадки. Не нужно быть пророком, чтобы с уверенностью утверждать, что Теотиуакан готовит исследователям еще много сюрпризов. Что скрывается в глубине его нераскопанных курганов? Что означают многочисленные сложнейшие росписи и рисунки на стенах святилищ? Какой неизвестный народ построил в незапамятные времена эти громадные пирамиды? Почему существуют аналогии между столь сильно разнесенными в пространстве пирамидальными комплексами, относящимися к различным культурам? Видимо, такова природа всякой науки – чем больше ответов находят исследователи, тем больше возникает новых вопросов...

Под Теотиуаканом найден подземный тоннель...

В Мексике возле храма Кетцалькоатля обнаружен подземный тоннель, куда никто не входил 1,8 тыс. лет. Галерея должна привести ученых к усыпальницам правителей и помочь понять религию загадочных древних обитателей Теотиуакана.

Точное местоположение тоннеля было установлено специалистами мексиканского Национального института антропологии и истории (INAH), использовавшими георадар. Вход в подземное сооружение расположен в нескольких метрах от пирамидального храма Пернатого Змея (Кетцалькоатля) на глубине 12 м. Археологи под руководством Серхио Гомеса Чавеса вывезли с места раскопок 200 т земли, однако до конца тоннеля пока так и не добрались. Техника показывает, что на 37−м метре находится некое препятствие. Как заявил Гомес на специально собранной пресс-конференции, это могут быть гигантские блоки или статуи, которыми древние завалили вход в тоннель, чтобы в него никто не проник.

Исследователи польщены тем, что они первые, кто смог проникнуть в тоннель за последние 1,8 тыс. лет — по какой-то пока неустановленной причине его забаррикадировали во II веке н. э. Историки INAH уверены, что в конце тоннеля, расположенном непосредственно под основанием храма, находится галерея, ведущая к усыпальницам правителей Теотиуакана, подчеркивается в пресс-релизе INAH. До сих пор ученым не удавалось найти ни одного погребения высокопоставленного теотиуаканца.

Между пирамидой Солнца и Цитаделью (с пирамидой Кетцалькоатля) перпендикулярно Дороге Мертвых протекает небольшая речушка. На ее южном берегу находится то, что мы условно назвали "Садом камней" - одиночные камни, поставленные археологами на специальные подставки. Вполне возможно, там, где эти камни и были найдены. Столь разрозненное их расположение и сильные отличия друг от друга не позволили археологам хоть что-то из них "реконструировать".Сюда заглядывает разве что редкий турист. А зря: многие камни имеют столь ровные плоскости, ребра и грани, что могли быть изготовлены лишь при помощи пил (неизвестных индейцам) или еще более совершенных инструментов. Да и форма других иной раз столь причудлива, что заставляет задуматься о странностях их происхождения... Добавляет интриги и то, что камни вовсе не все из мягких пород - встречается и базальт, и гранит.

Аналогичные блоки прямоугольной формы попадаются то тут, то там по всему комплексу.

А вот, что можно увидеть с противоположной - закрытой для доступа туристов - стороны пирамиды. Это - вовсе не примитивные технологии ручного труда индейцев!..

Одна из наиболее странных конструкций - Слюдяной храм. Кому взбрело в голову назвать "храмом" небольшой участок построек размером чуть более обычной комнаты в обычной квартире?.. Но еще большая загадка: зачем кому-то понадобилось укладывать под пол этой "комнаты" два слоя слюды внушительной толщины?..

Даже если взять за основу версию, изложенную смотрителей, что слюда сюда доставлялась из Оахаки (а не из Бразилии) "всего" за 200 км, то все равно странность поведения строителей бросается в глаза. Зачем это им могло понадобиться?..Нижний ярус, куда смотритель нас услужливо допустил (после двухдневного предварительного налаживания контакта), лишь добавил загадок: под слоями слюды лишь небрежная забутовка промежутка между двух стен, из которой выделяется разве что дренажный канал...

Единственное хоть сколь-нибудь разумное объяснение такого странного поведения строителей: в "комнате-храме" ранее располагалось какое-то оборудование, для которого (или от которого) требовалась специализированная слюдяная защита...

paleokontakt.blogspot.com

Мексика - наследие древних цивилизаций

Мексика - удивительная во всех отношениях страна. Это колыбель древнейших цивилизаций ацтеков и майя, где археологические памятники прячутся посреди густых джунглей. Это старинная колониальная архитектура городов, которая будто бы переносит во времена благородных идальго и их прекрасных дам. Это диковинные природные ландшафты – тропические леса и пустыни, заснеженные горы и кристальные озера, райские острова и километры роскошных пляжей. Это радушные местные жители и традиционная мексиканская кухня, уже давно вышедшая за пределы страны и покорившая весь мир. Это особая атмосфера и пестрый колорит национальных праздников и шумных карнавалов. Я приглашаю вас в двухнедельное путешествие в Мексике – стране исконных индейских традиций, кактусов, текилы и марьячи. Путешествие будет представлять собой динамичный микс из наследия древних цивилизаций, архитектурных изысков колониального прошлого, ритмов современной культуры и неповторимой красоты природы. Самой приятной и расслабляющей частью маршрута будет релакс на белоснежных пляжах Карибского побережья.

МАРШРУТ И ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ (может корректироваться в зависимости от погодных, транспортных условий, состояния и пожеланий участников группы)

1 день. Международный перелет Москва – Мехико.Встреча в аэропорту. Размещение в гостинице. Отдых после перелета.

2 день. Мехико – город контрастов.Мы начнем знакомство со столицей Мексики с огромной площади – Сокало, где расположены главные архитектурные памятники: Кафедральный собор XVI века и национальный Королевский дворец. В музее Темпло Майор под открытым небом увидим руины древнего ацтекского города Теночтитлан, который находился на этом месте задолго до прихода испанских завоевателей. Полюбуемся панорамой города с самого высокого здания – Латино-Американской башни. Музей антропологии в городском парке Чапультепек познакомит нас с доколумбовыми культурами Мезоамерики. О национальных питейных традициях нам расскажут в музее, посвященном истории текилы и мескаля, где эти напитки предлагается продегустировать. Завершим вечер ужином в уютном кафе под традиционную музыку темпераментных марьячи – мексиканских музыкантов.

3 день. Теотиуакан – заброшенный город богов.Всего в часе езды от Мехико располагается один из самых популярных и самых посещаемых туристами археологических памятников – древний комплекс Теотиуакан, принадлежавший неизвестной, но очень развитой цивилизации. Теотиуакан был самым крупным городом Нового Света. В период своего расцвета, в середине I тысячелетия новой эры, он превышал по размерам любой город Европы того времени. В Америке до Колумба не было массивнее сооружений, чем здешние пирамиды Солнца и Луны. Для многих мексиканцев Теотиуакан до сих пор остается священным городом древних богов.

4 день. Атланты из Тулы.Автобусный переезд (1,5 ч в пути) в городок Тула. В древности здесь находилась столица цивилизации толтеков - Толлан, где развалины пирамид X века охраняют каменные воины-истуканы.Возвращение на автовокзал в Мехико и новый автобусный переезд (2 ч в пути) – на этот раз в другой небольшой городок под названием Пуэбла.

5 день. Великая пирамида Чолулы.В Пуэбле мы прогуляемся по историческому центру, а затем совершим экскурсию в соседний городок Чолула, где находится загадочная пирамида древних толтеков, до сих пор окончательно не раскопанная из недр холма высотой более 80 м. Под пирамидой скрыты от любопытных глаз многие километры подземных лабиринтов-тоннелей, заглянуть в которые дозволено и простым туристам.Автобусный переезд (4,5 ч в пути) в город Оахака.

6 день. Оахака и Белая Гора. С утра уделим немного времени осмотру исторического центра Оахаки. Этот очаровательный колониальный городок часто называют Зелёным городом Мексики, но не за обилие растительности, как можно было бы подумать, а за преобладающий цвет старинных зданий, в строительстве которых использовался особый вулканический туф зеленоватого оттенка.Продолжая знакомство с наследием древних цивилизаций, мы посетим археологический комплекс Монте-Альбан, или Белая Гора, расположенный в 9 км от Оахаки. В начале первого тысячелетия нашей эры это была столица цивилизации сапотеков и крупный город Мезоамерики.Вечером выезжаем на комфортабельном ночном автобусе в штат Чьяпас (в пути 10 часов).

7 день. Каньон Сумидеро.В часе езды от города Тукстла Гутиеррес, где мы остановимся, находится природная достопримечательность, удивительное по красоте место – каньон Сумидеро. Река Грихальва, одна из крупнейших рек Мексики, протекает здесь по живописному ущелью среди причудливых скал высотой до тысячи метров. Мы осмотрим каньон с двух ракурсов - сначала снизу, прокатившись на лодке по реке. А затем – и сверху, со смотровых площадок. По пути нам могут встретиться коренные обитатели парка - обезьяны, грифы-урубу и крокодилы.

8 день. Водопад Мисоль-Ха.И снова долго едем на автобусе (в пути 5-6 ч) – в город Паленке. После переезда вознаградим себя неспешной прогулкой по природному парку и купанием в чистейшем водопаде Мисоль-Ха, что означает «Падающая вода».

9 день. Змеиный город майя.Паленке - историческая загадка Мексики. Этот город майя расположен в горной сельве и окружен со всех сторон тропической растительностью. На удивление хорошо сохранившиеся постройки по площади вчетверо превышают любой из известных городов майя. Здесь обнаружена целая сеть акведуков и каналов, использовавшихся для подачи воды в город. Главная пирамида Паленке - Храм Надписей (VII век н. э.) содержит захоронения правителей майя и множество гигантских каменных плит с иероглифами.После осмотра археологического комплекса - автобусный переезд из Паленке в город Вильяэрмоса (в пути 2 ч). До вечернего авиаперелета в Мериду успеем заглянуть в тематический парк Ла-Вента, где выставлены монументальные каменные изваяния – знаменитые головы ольмеков.

10 день. Белый город Мерида.Мерида – один из первых городов, построенных испанцами на полуострове Юкатан; в его культуре, архитектуре и традициях оставили свой след все европейские цивилизации. Мериду еще называют «Белым городом», потому что стены домов выкрашены в белый цвет, причиной чему явилась добыча известняка на территории города.Прогулявшись по историческому центру, мы поедем в Ушмаль – огромный археологический комплекс в полутора часах езды от Мериды. О ранней истории этого древнего города, равно как и о его строителях, достоверно ничего не известно, кроме того, что до XI века он был важным религиозным и церемониальным центром. Название «Ушмаль» на языке майя означает «Построенный трижды», видимо, имеются в виду три периода существования города – после основания он был воссоздан еще два раза.Вечером возвращение в Мериду и автобусный переезд в Чичен-Ицу (в пути 2,5 ч).

11 день. Новое чудо света - Чичен-Ица.Руины этого города майя внесены в список 7 новых чудес света. По известности в туристическом рейтинге он аналогичен древнему городу Мачу-Пикчу в Перу. Полагают, что главная пирамида Чичен-Ицы служила астрономическим календарем, а храм на вершине был посвящён пернатому змею Кукулькану. Рядом с пирамидой расположен священный колодец-сенот, в который жрецы сбрасывали жертвы богам. В этом сеноте сейчас купаться нельзя, но поблизости от археологического комплекса находится другой благоустроенный и пригодный для купания сенот Ик-Киль, его мы также посетим.Во второй половине дня: автобусный переезд в Плайя-дель-Кармен (в пути 3,5 ч).

12 день. Косумель – остров ласточек.Плайя-дель-Кармен - курортный городок к югу от Канкуна, известный своими бесконечными пляжами. Здесь не так многолюдно, как в Канкуне, и удобно ехать до многочисленных туристических объектов, которые не обойдем вниманием и мы. Например, на пароме доберемся до острова Косумель, что в 20 км к востоку от Плайя-дель-Кармен. Кроме чистейших пляжей, остров знаменит своими национальными парками, где обитают редкие виды животных. Небольшой археологический комплекс Сан-Гервасио напомнит посетителям о том, что здесь, на острове, возводила свои города цивилизация майя.

13 день. Тулум – город рассвета.Полуостров Юкатан известен древними городами майя, среди которых особое место занимает Тулум – третье, наиболее посещаемое место археологических раскопок Мексики после Теотиуакана и Чичен-Ицы.В окрестностях Тулума находится несколько очень интересных природных объектов, которые называются сеноты. Сенот - это карстовый колодец или небольшое озеро, которые индейцы майя использовали в качестве источника воды или для жертвоприношений. Майя называли их «вратами в царство мертвых» и считали воды сенота священными. В некоторых сенотах можно купаться, они обустроены и выглядят очень необычно.

14 день. Пляжный отдых / Руины древнего города Коба.Свободный день, который можно целиком посвятить пляжному отдыху. Или же, можно продолжить знакомство с древними городами майя и посетить еще один археологический комплекс Кобá в двух часах езды от Плайя-дель-Кармен. Именно там находится самая высокая пирамида майя из всех, что сохранились до наших дней, и на нее даже можно взобраться. Постройки комплекса разбросаны в гуще леса, и от одной пирамиды до другой удобно добираться на велосипедах, которые предлагают в аренду всем желающим.

15 день. В зависимости от обратного рейса, до обеда у нас будет свободное время, которое можно посвятить пляжному отдыху или покупке сувениров. Переезд из Плайя-дель-Кармен в аэропорт Канкуна (в пути 1,5 часа). Авиаперелет Канкун – Мехико. Возвращение на родину.

ВИЗОВЫЙ ВОПРОС: Электронное разрешение для въезда в страну можно оформить бесплатно на сайте Национального Института Миграции Мексики (только для граждан России и Украины). Разрешение действительно в течение 30 дней с момента его получения, а срок пребывания в стране по такому разрешению до 180 дней.Граждане России, имеющие в паспорте действующую визу США, могут въезжать на территорию Мексики без оформления электронного разрешения или мексиканской визы, если целью визита является туризм.

wayfolio.com

Памятки древнейшей цивилизации Майя в Мексике |

Памятки древнейшей цивилизации Майя в МексикеМайя – одна из древнейших и наиболее загадочных цивилизаций мира. До сих пор тысячи ученых пытаются разгадать тайны этого народа. В Мексике сохранилось много загадочных строений эпохи майя и сотни тысяч людей ежегодно приезжают туда, чтобы прикоснуться к таинственному миру племени.

Старинный город Чичен-Ица

Памятки древнейшей цивилизации Майя в Мексике

На севере полуострова Юкатан в Мексике находятся руины древнего города Чичен-Ица, построенного племенем майя. Главная достопримечательность города – загадочная пирамида Куклькан. Пирамида имеет четыре лестницы, каждая из которых содержит девяносто одну ступеньку, что вместе с цокольной ступенью дает 365 ступеней. Но это не вся загадка данного сооружения. Ежегодно в дни солнцестояния солнечные лучи падают на пирамиду и образуют змеевидную тень на камнях. Считается, что эта тень является змеем Куклькан, главным божеством цивилизации майя. В городе Чичен-Ица имеется большое количество изображений змей, а так же скульптура ягуара, которая находится в Храме Ягуаров. Другой достопримечательностью города является святилище, построенное в честь бога дождя и плодородия Чака. Божество изображено с хоботом в виде дождевого водостока.

Коба - город взволнованных вод

Памятки древнейшей цивилизации Майя в Мексике

Город Коба – еще одна памятка старинной цивилизации. Помимо прочих, здесь находится огромная пирамида Эль-Кастильо, к вершине которой ведут сто двадцать ступенек. Пирамида окружена загадочными и прекрасными джунглями, вид на которые открывается с ее верхушки.

Памятки древнейшей цивилизации Майя в Мексике

В Коба сохранилось традиционное для городов майя поле для игры в мяч. Представители племени играли в эту священную игру команда на команду. В конце капитан проигравшей команды выходил в центр поля, где ему отрубали голову. Этот ритуал являлся жертвоприношением божествам, и такая смерть считалась очень почетной. В наши дни неподалеку от города имеется маленькая деревушка, жители которой придерживаются такого же образа жизни, как и древние майя. Посетить эту достопримечательность помогут туры в Мексику из Киева.

Место, где рождается ветер – озеро Ик-Киль

Памятки древнейшей цивилизации Майя в Мексике

На территории полуострова Юкатан находится множество подземных карстовых озер. Однако большая их часть не изучена и закрыта для туристов. Но есть и такие, куда доступ для посетителей открыт. Наиболее известным подземным озером является Ик-Киль. Это уникальная и завораживающая памятка природы. Озеро расположено на 25 метров ниже уровня земли. К воде спускаются дивные корни деревьев, а каменные стены колодца покрыты махровой растительностью. Ик-Киль – это одновременно прекрасное и ужасное место. Когда-то жители племени майя использовали озеро для жертвоприношений и топили здесь молодых девушек. Считалось, что такие подземные колодцы были священными воротами в царство мертвых. Сейчас озеро полностью оборудовано для визитов туристов: есть и место для прыжков в воду, и специальные ступени, и даже отель с уютным кафе. Но все же говорят, что Ик-Киль имеет сильную и весьма странную энергетику.

Чудесная страна Мексика имеет множество прекрасных достопримечательностей, но памятки цивилизации майя, наверно, все же самые удивительные из них. Еще не одну сотню лет ученые будут изучать наследие этого народа и неизвестно, удастся ли им открыть их тайны. Однако собственноручно прикоснуться к древним пирамидам и искупаться в загадочных озерах стоит каждому.

terra-z.com


Смотрите также