ВНЕШНИЙ ОБЛИК В.КН. СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА, КАК ЭТНООПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРИЗНАК (продолжение)
ВНЕШНИЙ ОБЛИК В.КН. СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА, КАК ЭТНООПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРИЗНАК (продолжение)
Гл.5 ОБЫЧАИ СЛАВЯН.
У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесёмкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов - Б. Васильев "Вещий Олег", Ю. Никитин "Ингвар и Ольха" - бородатые славяне противопоставлены безбородым бритоголовым русам. Те же стереотипы подвигли Герасимова на придание реконструированному облику Ярослава Мудрого бородки "а ля Иван Грозный". Как мы помним, это оказалось ошибкой. Здесь видно, как стереотипы вненаучного происхождения влияют на вполне солидных учёных.
И снова начнём с облика Богов. Славянская языческая иконография (или правильнее будет сказать - идолография?) практически не знает длиннобородых Богов и совсем не знает длинноволосых. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Собственно русы IX-X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого "ус злат"(56) На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху(57). Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена(58). Основной кумир этого острова, Святовит, имел "волосы и бороду, острижены кратко" (в других переводах - "обриты"(59)) в соответствии "с обыкновением руян"(60).Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых(61). Что до Руси, то "представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич - лицо должностное - также без бороды)"(62). На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые(63).В русских былинах есть любопытный эпизод, как бы зеркальное отражение истории Аудуна из Западных Фиордов. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:В три-ряд вились вкруг верховища (макушки? - Л. П.)А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!(64)Т. о., именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные "под горшок" ("в три ряда" вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала!Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (ср. прозвища викингов), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус(65) и т. д. Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус(66), не выводимое из скандинавского именослова, а нелепая попытка "перевести" его, как "Син хауз" (свой дом) встретила отпор со стороны самих норманистов(67). Зато если просто, не мудрствуя, прочесть его как славянское прозвище, получится достойный "ответ" Торвальду Синей Бороде исландских саг.Ещё Гедеонов, не ссылаясь на Адемара Шабаннскаго, утверждал, что ношение бороды и длинных волос приобрело сколь-нибудь массовый характер у восточных славян лишь после крещения(68), да и то, как мы видели, далеко не сразу. Московские бояре брили головы(69), а иногда и бороды, что можно заметить на западных гравюрах, изображавших московских послов. Стоглавый собор, запрещая бритьё бород и голов, как признак "ереси", тем самым свидетельствует о распространённости этого обычая(70). Но и после этого многие русские брили бороды, как, например, Борис Годунов - современные изображения снова рисуют нам далёкий от хрестоматийного шаляпинского бородача образ. Особый интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, где бритьё бороды ставится в один ряд с такими действиями, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание "бесовских" песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей и т. п. пережитками языческого прошлого(71).Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар(72). Тюркским влиянием это, как мы видели, объясняться не может. На миниатюре Ватиканского менология изображён болгарин с обритой бородой и головою(73).Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское "кацап" - "как козёл" - отразило отрицательное отношение этой части славянства к бородам поздних московитов и постпетровских великороссов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено(74). Моравы брили головы и бороды(75). Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове(76). "Великая хроника", описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле - Котышко - сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке - полная аналогия со Святославом(77). Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи(78). Западные авторы отмечают, что" верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению(79). В летописных статьях IX-XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам: "потергаше браде ю"(80). Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Титмар Мерзебургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей(81)Любопытно, что если скандинавы рассматривали, как позорную черту, обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали, как позорный, "бабий", обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить "женские" прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора(82).Родственные славянам балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. В литовских легендах рыцари-крестоносцы скандогерманского происхождения носят устойчивый эпитет "бородачи", "бородатые злодеи"(83), что подразумевает безбородость подчёркивавших эту черту сказителей и их слушателей. На средневековых изображениях пруссов видим обритые бороды, длинные усы и коротко остриженные волосы (иногда угадываются чубы)(84). В иконографической традиции Литвы изображение Ягелло (Ягайло) очень походит на князя Святослава. Таков же был и общий облик литовской шляхты того времени(85).Итак, мы видим, что полярно противоположный скандинавским обычаям и не имеющий аналогий в тюркских, облик Святослава вполне укладывался в балто-славянские традиции.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Подводя итоги нашего исследования, можно сказать: причёска являлась немалым этноопределяющих признаков в традиционном обществе, в особенности в языческую эпоху, т. к. была одним из видов imitatio dei, подражания этническим Богам-покровителям и обеспечивало мистическое единство с ними и благополучие народа и страны. Причёска Святослава отнюдь не была причудой князя или подражанием какой-то внешней моде. Это - за исключением, быть может, чуба - был наиболее распространённый внешний облик руса IX-X вв.. во многом сохранившийся до конца XI в. Этот облик находился в вопиющем противоречии со скандинавскими обычаям: если у русов обритые голова и подбородок были "признаком знатности рода", то у скандинавов - клеймом позора и предельного унижения. Этот облик не был схож с обликом тюрок, носивших в массе своей косы. Этот облик полностью укладывается в традиции балтославян.Можно, конечно, привести примеры причёсок подобного рода у неславянских народов. Можно привести примеры, когда славяне (глубокие старики, языческие жрецы или, напротив, христиане) выглядели по иному. Но всё это ничуть не поколеблет основного вывода этого исследования - а именно. что славяне выглядели так более чем часто, и, что ещё более важно, ни тюрки, ни, в особенности, знатные скандинавы, НИКОГДА И НЕ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ так не выглядели.Отчего же норманисты, в том числе такой блестящий знаток тюркских обычаев, как Петрухин, вопреки всякой очевидности твердят о "тюркской причёске Святослава? Надо полагать, что в противном случае им придется признать - и как-то объяснить - совершенно невероятный факт: "скандинавские" русы в течение неполного столетия, в третьем поколении династии позаимствовали обычай не просто чуждый, но и прямо позорный в глазах их скандинавских "предков" обычай, и заимствовали даже не у соседей - пусть и дикарей печенегов - а у покорённых данников, славян, и стали, в довершение всего, считать этот обычай "признаком знатности рода".Излишне говорить, что подобных примеров история попросту не знает. Пришельцы-завоеватели либо прилагали все усилия, дабы не смешаться с покорёнными (пример забавной крайности - легендарный индийский царь Сагара, завоевав РОДСТВЕННЫЕ племена, принудительно заставил их изменить обычаи, в том числе, кстати, "заставил их… либо обрить себе головы, либо отпустить бороды, чтобы они отличались от его исконных подданных"(86)), либо навязывали им свои обычаи, вплоть до полной ассимиляции (рестоматийный пример - германцы на востоке от Эльбы).Какой же вывод можно сделать из вышесказанного? Разумеется, данные "причёски" - не единственные, позволяющие отвергнуть версию о скандинавском происхождении русов и убедиться в балтославянских корнях последних. За это описания татуировок русов, их одежды, вооружения и боевого искусства, имена и изображения их Божеств и устройство святилищ, обстоятельства принятия ими христианства, их письменность и имена - всё, что можно объединить в понятие этнического портрета. Но именно "причёска" ярче и очевиднее чего бы то ни было доказывает - на Дунай пришёл во главе своих славянских дружин князь Святослав, а не вымышленный норманистами "конунг Свендислейф"(87).1..См., напр., Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Смоленск, Русич: М., Гнозис, 1995. 2.Лев Диакон. История. М., Наука, 1988, С.82 3.Иловайский Д. И. История России. Начало Руси. М., "Чарли", 1996, С 344. 4.Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., Алетейя, 1999, С 145. 5.Ковалёв С. И. История Рима. Л., Изд-во ЛГУ. 1986 6.См., напр., Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991, Т.1, илл. на С 503. Семёнов Ф. Ф., Кириллова А. А. Альбом по истории средних веков. М., ГУПИМП РСФСР, 1960, С 17 и т. д. 7.Элиаде М. Священное и мирское. М., Изд-во МГУ. 1994, СС 66,70. 8.Памятники литературы Древней Руси XI - начала XII века. М., Художественная литература, 1978, СС 48-49. 19.Иловайский Д. И. Указ. соч. С 366. 10.Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876, С 365. 11.Там же. Иловайский Д. И. Указ. соч., С 174. 12.Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., Молодая Гвардия. 1997, С 173. 13.Сотникова М. П.. Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI вв., Л., Искусство, 1983, С 61. Авторы прямо проводят параллель между изображениями на монетах и описанием Святослава у Льва Диакона. 14.Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв. М., Интрада, 1998, С 19, илл. на С 259. 15.История искусств народов СССР. М., Изобразительное искусство, 1973, С 391. 16.Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., Наука, 1988, цв. вкл., л 1. 17.Памятники… С 303. 18.Гедеонов С. А. Указ. соч., С 365. 19.Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., Художественнаялитература, 1975, СС 21, 219-223. 20.Снорри Стурлусон. Круг земной. М., Ладомир, 1995, С 70. 21.Piecarcyk St. Mitologia germanska. Warszawa, 1979, s 105 22.Мифы народов мира. Т. 2, илл. на С 519. 23.Исландские саги. Ирландский эпос. М., Художественная литература, 1973, С 120. 24.Мифы народов мира. Т.2. илл. на С.572. 25.Исландские саги… СС 840-854. 26.Снорри Стурлусон. Указ. соч., СС 671-681. 27.Сага о Волсунгах.//Корни Иггдрасиля. М., ТЕРРА, 1997, С 217 28.Снорри Стурлусон. Указ. соч., С 124. 29.Пословицы русского народа. М., Русская книга, 1993, Т.1, С 76. 30.Исландские саги… С 83. 31.Там же, С 192. Безбородость Ньяля, судя по его кельтскому имени, связана с другой этнической традицией, но здесь мы не будем вдаваться в эту достаточно интересную тему. 32.Там же, СС 213, 224, 227, 228 34.Стиг-знаменосец: шведские и датские народные баллады. Л., Детская литература, СС 13-14. 35.Адам Бременский. История гамбургской церкви//Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., Ладомир, 1996, С 210.36.Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., Евразия, 2000, С 83.37.Корнелий Тацит. Сочинения. М., Ладомир, 1993, Т 1, С 189.38.Селицкий А. И. "Воданические короли": религиозный аспект формирования королевской власти у древних германцев.// Скандинавские чтения 2000 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб, Наука, 2002, С 29.39.Григорий Турский. История франков.//История Средних веков. М., Просвещение, 1969, С 30-31.40.Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., Художественная литература, 1976, СС 83, 119, 124, 125, 251, 252 и др.41.Мифы народов мира. Т. 2, С 241.42.Найджел Пеннинк, Пруденс Джонс. История языческой Европы. СПб., Евразия, 2000. С 232, илл на стр.234.43.Беовульф… С 415.44.Наследники Вюльфингов. М., Аргус, 1994, СС 135, 220, 231, 244.45.Сюзюмов Н. Я.. Иванов С. А. Комментарии//Лев Диакон, Указ. соч., С 214. Петрухин В. Я. Указ. соч., СС 110, 193. Членов А. М. По следам Добрыни. М., Наука, 1971, С 12046.Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., Наука, 1981, СС 264-265.47.Петрухин В. Я. Указ. соч., С 187.48.Иловайский Д. И. Указ. соч., С 173. Мерперт Н. Я. Авары в Восточной Европе//Очерки истории СССР М., Издательство АН СССР, 1958, Т.2, С 571.49.Плетнёва С. А. Хазары. М., Наука, 1986, С 25.50.Петрухин В. Я. Указ. соч., С 187.51.Плетнёва С. А. Печенеги//Очерки истории СССР, Т.2, С 726.52.Книга отца нашего Коркута. Баку, Язычеч, 1989, СС 114, 118, 213 и др. 53.Иловайский Д. И. Указ. соч., С 173. Видимо, Иловайский пользовался другими переводами. В позднейших изданиях эта причёска выглядит совершенно по иному: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., Наука, 1993, С 338.54.Прокопий Кесарийский о славянах//Материалы по истории СССР. вып 1, М., Высшая школа,1985, С 226.55.Седов В. В. Славяне в древности М., Фонд археологии,1994, С 5.56.Памятники литературы Древней Руси. СС 94-9557.Радзивилловская летопись. СПб, Глагол, М., Искусство, 1992, Т.1, л 16, 26, 45.58.Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб, Алетейя, 1995, С 29.59.Цит. по Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне//Славяне и скандинавы. М., Прогресс.1986, С 358.60.Фаминцын А. С. Указ. соч. С 27.61.Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. М., Фонд археологии, 1995, С 77.62.Рабинович М. Г. Указ. соч. С 202.63.Древняя Русь. Быт и культура. М., Наука,1997, С 197, Таб. 113 на С 359, илл. 25-57.64.Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж, Центрально-Черноземное Изд-во, 1987, С 124. 65.Гедеонов С. А. Указ соч. С 363.66.Памятники литературы Древней Руси СС 36-37.67.Петрухин В. Я. Комментарии//Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., Прогресс,1985, С 27568.Гедеонов С. А. Указ. соч. С 363.69.Валишевский К. Иван Грозный. М., ИКПА, 1989, С 110.70.Стоглав. СПб, Изд. Котанчинова,1863, С 124.71.Грамата царя Алексея Михайловича.//Сказания Русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., Художественная литература, 1990, СС 388-390.72.Иловайский Д. И. Указ. соч. С 173.73.Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000. илл. наС 254.74.Гедеонов С. А. Указ. соч. С 363.75.Нидерле Л. Указ. соч. С 259. Автор отчего-то считает такую прическу неславянской, заимствованной. Данные источников показывают, как видим, обратное.76.Гедеонов С. А. Указ. соч. С 361.77."Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., Изд-во МГУ, 1987, С 62, Комментатор (С. 208) особенно отмечает сходство с причёской Святослава.78.Нидерле Л. Указ. соч. Илл на СС 190, 247.79.Фаминцын А. С. Указ. соч. С 52.80.Памятники литературы Древней Руси. СС 190-191.81.Гедеонов С. А. С 363.82.Гильфердинг А. История балтийских славян. М., ВНИИОНЭГ, 1994, С 78.83.Дайны. Народные литовские песни. М., Гослитиздат,1944. С 28.84.Мифы народов мира. Т. 1. Илл на С 156. Петрухин В. Я. Славяне. М., Росмэн, 1997, Илл. на С 91.85.Личные наблюдения автора в Каунасском историческом музее в июне 1985 г.86.Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., РИКРусанова, Астрель, АСТ. 2000 СС 283-28487.Скрынников Р. Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительно
Р.S. Решил вывесить свою старую статью. Может быть, будет интересна.
slav-drevnosti.livejournal.com
Внешний облик | Родоверие
Облик славянина всегда можно было распознать по манере одеваться, по орнаменту и фасону одеяния. Внешне древний славянин воплощал идеал эстетического понимания. Женское лицо – белое, с румянцем, алыми губами, густые брови, длинные волосы. Мужчина – с густой бородой, крепкий, широкоплечий.
Одежда славянина отличалась простотой и удобством. Шили облачение из самых простых и подручных тканей, крой был также простым. Тем не менее, славянская любовь к украшениям и ярким броским деталям была заметна уже в одежде предков: одеяния украшались орнаментом, изобилием надетых поверх нее браслетов, бус, серёжек. Обязательными атрибутами были пояс, вышитые манжеты и воротник, другие детали.
Мода в те времена складывалась простыми условиями. Во-первых, влияние оказывали погодные условия. Зимы славянские – суровые зимы. Да и лето не везде жаркое. Потому одежда у славян была, в основном, закрытой, защищала от ветра и дождя. Во-вторых, сфера занятий. Основными были землепашество и скотоводство.
Атрибутами, без которых не обходился ни один мужчина, были рубаха и портки. Рубахи были, как правило, холщёвыми. Выполняли они функцию как верхнего, так и нижнего белья. Рукава вшивались, были длинными и узкими. Иногда вокруг кисти на рукав носили зарукавье. На праздник рубаху украшали закругленным нешироким воротником и ожерельем. Порты были неширокими и длинными, сужались к низу. Сверху костюма надевали свиту. Носили также боевое обмундирование, кольчугу.
Костюмы наших предков создавались собственноручно: женщины ткали полностью всё облачение своих мужей, отцов и сыновей. Носили также венки из собранных трав. Данный атрибут одеяния считался праздничным.
Поверх кафтана порой надевали ферязь. В рукав чаще всего засовывали правую руку, а левый рукав опускали вдоль тела до земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава».
rodoverie.ru
Славянский бог богатства Велес
У славян основным богом богатства считался Волос, Велес, Власий или Власе - "скотий бог", через скот бог богатства, бог искусств, покровитель сказаний и сказателей, бог дикой природы и лесов. В тексте договора Руси с Византией 907 г. Волос (Велес) сопоставляется с золотом, а в тексте «Слова о полку Игореве» старинный песнотворец Боян обозначается Велесовым внуком.
Богатство человека у простых крестьян вплоть до середины 20-го века определялось наличием, количеством и качеством имеющейся в его хозяйстве скотины. Поэтому не удивительно, что Велес - один из основных богов в славянкой мифологии. В средневековых учениях против язычества, к примеру, в тексте апокрифа "Хождение Богородицы по мукам” его определяют, как Сатану и лютого зверя, у прибалтов «vels» - является синонимом слова "черт". Также он известен под именем Мокос - муж Макоши.
Известно по крайней мере 4 упоминания Мокоса-Мокоша в мужском роде: бог магии, посмертный судья, бог Нави. Именно его называют Чернобогом у славян, хотя у него есть воплощение и в Прави. Он одна из сторон великого Рода. Велес отождествляетя с трехликим образом на Збручском кумире.
День его - среда, металл его - свинец или ртуть, камень его обсидиан или опал, дерево его орех, ель или ясень. Велесовы дни отмечают второго и шестого января и в дни восхваления Ярилы. У приильменских славян бог богатства выступал, вероятно, также под именем Волхова или Ящера.
Согласно мифологии, Велес женат. Жены Велеса - Волосыни. Вселенная представлялась древним славянам Коровой, а Млечный путь также как молоко ее. Велес был сыном Коровы Вселенной. А Лось, или Созвездие Большой Медведицы являлись чертогами Велесовыми.
Велес – двигатель мира
Главным деянием Велеса явилось то, что он привел сотворенный Сварогом и Родом мир в движение. День стал менять ночь, за выдохом — вдох, а за зимой непременно стали следовать весна, лето и осень, а после грусти— веселье. Так все люди были призваны учиться ценить счастье и преодолевать трудности. Коловращение осуществляется согласно высшего закона Прави, следуя за движением Солнца по небосводу — Посолонь, а путеводной силой выступает Великая Любовь, помогающая в испытаниях и борьбе. С именем Велеса также у древних славян связывалось звёздное скопление Плеяд (на древнерусском Влосыни, болгарском Власците).
У древних славян существовал обычай (обряд) непременно оставлять на поле в дар Велесу несжатыми небольшое количество стеблей злаков, так называемых волоти. Это жертвоприношение носит имя «Волосовой бородки», которое должно было задобрить его и получить его поддержку в выращивании скота, охоте, а значит, и в богатстве.
В христианскую эпоху функции Велеса были перенесены на святых и чудотворцев. Часть из них принял на себя святой Николай Чудотворец, который стал покровителем богатства и торговли, а также являлся в представлении славян хозяином морского и подземного миров. Из-за звуковой схожести имён и совпадениях в некоторых чертах культа, Велес слился с христианским святым Власием, который являлся покровителем скота.
Велеса так же называют покровителем торговли, ибо он смотрит за тем, чтобы условия сделки соблюдались. Подношением ему в таком случае может быть медяк (медная монета).
Для того чтобы задобрить этого бога и получить его благосклонность, необходимо в ясную ночь выйти в чисто поле, связать крепким узлом копь пшеницы, положить туда медную монету и произнести следующие слова: “покровитель о великий, дарующий благодать, пошли же мне ласку свою да взор твой на дела мои, и огради от лиха чужого да приумнож добро мое”.
Облик Велеса
Велеса описывают по-разному. Одним из его описаний есть старец в дорогих шатах с золотой бородой из пшеницы, другим же – мужчина средних лет, одетый в шкуру быка.
В наше время, тяжело найти более достоверную информацию об этом боге, так как его внешность и функции были ассимилированы христианскими святыми и угодниками.
Очень интересными являются капища Велеса, так как они были одними из самых богатых и искусных во всем пантеоне славянских богов. Эти алтари украшались не только снопами пшеницы, но и черепами крупного рогатого скота. Охотники приносили на них дорогую пушнину, а торговцы – товары заморские. Каждый обращался к Велесу со своей просьбой, так как он (Велес) был богом всемогущим и вездесущим.
Известны случаи, когда древнерусские князья (до крещения Руси) обращались к Велесу с просьбами о помощи в принятии важных решений, задабривая его при этом дорогими дарами.
Нередко на капищах Велеса находили расплавленную медь и серебро. Это свидетельствует о том, что верующие и поклоняющиеся ему люди приносили драгоценные дары и бросали их в огонь. Те в свою очередь плавились и образовывали накипь драгоценных металлов на жертовниках (камни для жертвоприношений).
В наше время, некоторые люди, имеющие информацию о древних ритуалах, нередко и сами обращаются за помощью к этому великому славянскому богу. И это можно понять, так как Велес – бог-угодник.
magic-daily.com
АмГПГУВсе новости
В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторые возможности сайта будут недоступны.Как включить JavaScript ?
Начальник_отдела
Новости факультета
04.06.2018
В весеннем семестре 2017-2018 учебного года иностранные слушатели ФФиМК под руководством к.ф.н., доцента кафедры русского языка как иностранного Иванцовой Елены Владимировны изучали дисциплину «Язык СМИ». Слушатели познакомились с различными жанрами журналистики: заметкой, статьей, интервью, репортажем - и попробовали себя в качестве корреспондентов.
01.06.2018
22 мая 2018 года в аудитории Института Конфуция прошел Последний звонок для выпускников факультета филологии и межкультурной коммуникации направлений подготовки «Лингвистика» и «Иностранный язык (первый)» и «Иностранный язык (второй)»
03.05.2018
27 апреля 2018 года в рамках «Дней науки-2018», посвященных 80-летию Хабаровского края на факультете филологии и межкультурной коммуникации состоялась научно-практическая студенческая конференция «Проблемы лингвистики». Организаторами конференции выступили Краснопёрова Ю.В., к.ф.н, и.о.заведующего кафедрой первого ин. языка и переводоведения; Третьякова М.Ф., к.ф.н., доцент кафедры первого иностранного языка и переводоведения; Боровикова К.В., к.ф.н., декан ФФиМК.
27.04.2018
27 апреля 2018 года преподаватели кафедры русского языка и литературы подвели итоги кафедрального конкурса студенческих научно-популярных статей.
26.04.2018
23 апреля 2018 г. в рамках «Дней науки-2018» на факультете филологии и межкультурной коммуникации прошел традиционный День английского язык
Кафедры
Кафедра русского языка и литературы
Кафедра русского языка и литературы обединила старейшую в университете кафедру русского языка и образованную в 1962 г. кафедру литературы. В состав кафедры входит научно-исследовательская лаборатория «Литература и культура Дальнего Востока и дальневосточного зарубежья» (научный руководитель: д.ф.н., профессор О.А. Бузуев).
Подробнее
Кафедра русского языка как иностранного
Кафедра обеспечивает подготовку иностранных студентов из КНР, Японии, Республики Корея.
В процессе изучения русского языка иностранные студенты получают представления о культурных и научных достижениях России, происходит развитие познавательной активности, формирование лингвокультурологической компетентности.
Подробнее
О факультете
Факультет филологии и межкультурной коммуникации – центр гуманитарного образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. В 2014 году из его стен вышел 55-й выпуск молодых специалистов, учителей русского языка и литературы, учителей иностранного языка. Выпускники факультета филологии и межкультурной коммуникации хорошо известны в регионе – они неоднократно становились победителями городского и краевого конкурсов «Учитель года» (Надежда Ивановна Коростылева, Оксана Викторовна Лаптева, Наталья Александровна Емельянова, Смирнова Елена Юрьевна), национального приоритетного проекта «Образование» (Спиркина Любовь Федоровна, Буркова Светлана Алексеевна, Кудинова Елена Дмитриевна, Федорюк Лидия Владимировна и многие другие), их ученики занимают призовые места в городских и региональных олимпиадах по русскому языку и литературе, иностранным языкам. Среди выпускников ФФиМК – ректор АмГПГУ, д.п.н., профессор А.А. Шумейко, д.п.н., ректор Хабаровского института культуры, доктор культурологи, профессор С.Н. Скоринов, профессор, зав. каф. культурологи КнАГТУ Т.А. Чебанюк, зам. главы администрации города Комсомольска-на-Амуре по вопросам образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, спорта, молодежной политике Овсейко Т.Г., начальник отдела образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Кускова Л.А.
Сегодня на Факультете филологии и межкультурной коммуникации работают 4 кафедры, укомплектованные кандидатами и докторами наук, специалистами в области русского и иностранных языков, литературы, методики преподавания русского языка как иностранного.
Сегодня факультет филологии и межкультурной коммуникации готовит студентов по следующим направлениям: «Педагогическое образование» профиль «Русский язык и литература», «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык (первый) и иностранный язык (второй)» (первый язык – английский, китайский, второй язык – французский, немецкий, японский, китайский, английский), «Лингвистика» профиль «Перевод и переводоведение». Факультет также осуществляет подготовку магистров по профилю «Литературное образование».
На внебюджетной основе в АмГПГУ сегодня работает лингвистический центр «Интерленд». Центр осуществляет обучение иностранным языкам всех желающих любого уровня подготовленности. Основная специализированная подготовка ведется в центре высококвалифицированными преподавателями университета по дисциплинам: английский, французский, немецкий, японский и китайский языки.
Весело и интересно живут студенты филфака (так уж по традиции они себя называют!). Студенты активно участвуют во внеаудиторных мероприятиях: Дне посвящения первокурсников в студенты, в литературных вечерах, конкурсах чтецов; по субботам студенты ФФиМК смотрят новое и хорошее старое кино в киноклубе «Сестры Люмьер», в День славянской культуры и письменности проводят молодежные акции в защиту грамотности и культуры речи, отмечают театрализованными постановками, играми, песнями праздники стран изучаемых языков (Великобритании, Германии, Китая, Японии, Кореи).
Ежегодно студенты и преподаватели факультет филологии и межкультурной коммуникации отмечают знаменательные литературные даты, объявляют конкурсы творческих работ среди студентов и школьников, проводят Дни русского и иностранных языков, Дни литературы, участвуют в научных студенческих конференциях. Неотъемлемой частью обучения студентов-лингвистов являются языковые семестровые стажировки в КНР, Японию, Республику Корею.
Не только студенты, но и сегодняшние школьники могут своими глазами увидеть жизнь факультета, услышать много интересного на филологическом лектории в рамках Школы будущего филолога, принять участие в фестивале поэзии, вынести свои стихи на суд редколлегии и, возможно, опубликоваться в сборнике творческих работ студентов и школьников.
ФФиМК готовит специалистов не только для образовательных учреждений города и края, но и для зарубежных партнеров. Специалисты кафедры русского языка как иностранного на сегодняшний день обучают студентов из КНР, Кореи, Японии русскому языку. Студенты, магистранты, стажеры и аспиранты из соседних стран выбирают местом учебы факультет филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ не только потому, что они получают здесь качественную подготовку, но и потому, что здесь они чувствуют себя комфортно - преподаватели и студенты ФФиМК опекают их и во внеучебное время: экскурсии, посещение театра, выезды на природу, вечера дружбы, творческие фестивали, – используются самые разнообразные формы работы с иностранными студентами!
В 2011 году ФФиМК осуществил первый выпуск студентов-бакалавров направления подготовки «Филологическое образование» и специалистов в области рекламы. В 2013 году состоялся первый выпуск специалистов в области перевода. Выпускники-бакалавры продолжают свое обучение на факультете филологии и межкультурной коммуникации по магистерской программе «Литературное образование», а выпускники специальности «Реклама» нашли рабочие места в рекламных агентствах города, в государственных и коммерческих учреждениях.
Выпускники факультета филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ отличаются надежными профессиональными знаниями, широкой эрудицией, культурой общения и поведения – гуманитарные и филологические науки, которыми они овладевают в течение 4 или 5 лет, способствуют развитию личности и формированию духовно-нравственных идеалов человека.