Византийские фрески – «одухотворенная» живопись. Фото древней византии
Византийские фрески – «одухотворенная» живопись
Дата публикации: 1 сентября 2016
Стены византийских храмов украшали на только мозаики, но и фрески.
Итальянское слово фреска (fresco) означает свежий, сырой. Это живопись по сырой штукатурке. Стену покрывают известковым раствором и тотчас, пока он свежий, начинают писать красками - пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются словно впаянными в стену. Фреску художник должен писать очень быстро, ведь раствор высыхает полностью за 10-15 минут, и тогда уже краски на нем не закрепляются. Поэтому эта техника требует большого мастерства и точности. Стоит художнику чуть ошибиться, провести неверную линию, и приходится полностью счищать уже готовый фрагмент, еще раз покрывать стену штукатуркой и начинать все заново.
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском же искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже внешних стен каменного храма.
Период с середины IX по XIV век стал временем наивысшего расцвета византийской мозаики и фрески.
Канон и техника и византийской фрески
Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы же скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках (как на мозаиках и иконах) главное - одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже - ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах - святые и пророки, на западной стене храма - сцена Страшного суда.
Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».
В Византии в росписи стен до XII века сохранялись античные традиции - верхний слой грунта делался известково-мраморным и выглаженным до слабого блеска. По нему писали с расчетом на его просвет сквозь красочный слой. Но в XII веке византийские мастера стенописи уже пишут на матовых грунтах - левкасах из сильно «отощенной» извести, но с введением в нее традиционных римских наполнителей (толченных известняка, мрамора, черепицы и других).
Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII век). Однако масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Поэтому с XII века количество слоёв штукатурки уменьшилось до двух, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних - лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Добавки эти были минимальными, но оказывали существенное воздействие на качество грунта. Такие трубчатые грунты самые долговечные, что и подтверждено хорошей сохранностью произведений стенописи, на них выполненных.
До наших дней дошло не так много образцов фресковой живописи Византии. Более долговечными оказались мозаики.
Памятники забытой империи
Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500-850 гг н. э.) сохранился в римской церкви Санта-Мария-Антиква (или церковь Девы Марии) на южной стороне Римского форума. Ансамбль раннесредневековой стенописи храма не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О фресках впервые стало известно в 1701 году, а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 году под руководством Джакомо Бони. С тех пор фрески под действием воздуха пришли в аварийное состояние и требуют постоянного внимания реставраторов. Большую часть времени церковь закрыта для публики.
Архангел Гавриил. Фреска из церкви Санта-Мария-Антиква, Рим (ок. 565-578 гг).
В монастыре Осиос Лукас (преподобного Луки) в Греции сохранился целый ряд фресок, датируемых серединой X - первой четвертью XI века. На одной из них изображен Иисус Навин в воинской одежде, в двух арках размещена композиция «Встреча Христа с Иоанном Предтечей». Также сохранились композиции «Вход Господень в Иерусалим», «Положение во гроб».
Иисус Навин. Фреска церкви Богородицы монастыря Осиос Лукас, Греция (XI-XII века).
Погребение Христа и явление ангела женам-мироносицам. Фреска крипты церкви Святого Луки (монастырь Осиос Лукас, Греция).
Еще одним выдающимся памятником византийской монументальной живописи являются фрески храма Святой Софии в Охриде (Македония). Во времена Османской империи в стенах церкви находилась мечеть. Но под слоем более поздней штукатурки сохранились фрески 11 века. Они считаются едва ли не ценнейшими образцами средневековой македонской живописи. Внутри церкви создана крупнейшая галерея византийского искусства в Македонии. Кроме того, там есть редкие изображения Богоматери, которые позднее, спустя двести-триста лет, приобрели огромную популярность в Италии. Например, над входом в притвор храма представлена Богородица с младенцем Христом, сидящая на подушке, положенной прямо на землю. Именно так впоследствии художники Италии изображали Мадонну Смиренную. Этот тип, благодаря своей грустной поэтичности пользовался особым успехом в католической Европе с ее интересом к чисто человеческим чертам Иисуса и Девы Марии. Это доказывает, что Византия искони была подлинной сокровищницей иконографических мотивов.
Здесь же в Охриде находится церковь Богородицы Периплевта. Церковь знаменита, в первую очередь, своими фресками, датированными 14 веком. Это единственные сохранившиеся фрески в мире являются образцами византийского церковного искусства последних лет существования великой империи.
Храм Святой Софии в Охриде (Македония).
Вознесение Христово. Фреска церкви Святой Софии в Охриде (Македония), XI век.
Церковь Богородицы Периплевта (Охрид, Македония).
Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески из храма Богородицы Периплевта (Охрид, Македония).
В период с XII по XIV век многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками.
Церковь Хора (Карие) в Стамбуле (Турция) относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви. Потолок, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких пастельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.
Фрески церкви Хора (Карие) в Стамбуле (Турция).
Особую ценность для мировой культуры представляют хорошо сохранившиеся памятники византийской архитектуры в живописных горных долинах Кипра. Это маленькие церквушки, зачастую внешним видом напоминающие амбар с богатым внутренним убранством: фрески и иконы, дошедшие до наших дней, в прекрасном состоянии. В декабре 1985 года на 9-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей Париже, девять православных церквей и один монастырь Кипра с настенными росписями византийских времён были включены в список всемирного культурного наследия UNESCO.
Фрески церкви Святого Николая в Какопетрии (Кипр).
Просто невозможно в рамках одной статьи рассказать о всем богатейшем наследстве византийской монументальной живописи. В нем тесно переплелись утончённая декоративность и пышная зрелищность, условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой мира.
Уникальная находка
Кстати, и в наши дни совершаются удивительные исторические открытия. Так, в марте 2015 года во время проведения археологических работ в турецком городе Невшехир в регионе Каппадокия ученые обнаружили огромный подземный город византийской эпохи. А в нем в ходе раскопок была открыта древняя церковь.
Город является одним из крупнейших подземных поселений, известных на сегодняшний день. На его территории, по оценкам специалистов, могло проживать до 20 тысяч человек.
Высеченный в скале раннехристианский храм предварительно датируют V веком. Здесь сохранились необычные древние фрески. Часть росписей осыпалась, но археологи утверждают, что фрески будут полностью восстановлены.
xn--n1abh7c.xn--p1ai
Византийское искусство как основа развития мировой средневековой культуры
Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.
История развития
Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.
На месте античного города Византия был возведён Константинополь — новая столица Римской империи.
Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.
Иконы в византийском стиле
Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.
Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.
Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.
При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.
История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:
Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.
Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.
Современные проявления направления
Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.
Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре.На территории страны возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.
Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.
Икона-покровитель и Михаил
Архитектурные особенности
Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.
Сербское подворье в Москве
О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.
С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.
Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.
Керченский историко-археологический музей
Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.
Храм Христа Спасителя в Москве
Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.
Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.
Реконструированная синагога в Германии
Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.
Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.
Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.
Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.
Интерьер
Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.
В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.
Базилика Сан-Витале
Цвета
Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.
Церковь Сан-Витале
Материалы
В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.
Полы и стены
Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.
Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.
Окна
Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.
Декор и аксессуары
Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.
Собор Святой Марии в романско-византийском стиле
Дизайн спальни на мансарде: особенности планировки и предпочитаемые отделочные материалы.
Обои Касторама: что это такое и в чем их преимущества читайте тут.
Дизайн ванны с окном: http://trendsdesign.ru/home/vannaya-komnata/oformlenie-vannoj-komnaty.html
Заключение
Византийское искусство оказало значительное воздействие на средневековое искусство многих стран. Черты данного стиля ярко прослеживаются во многих более поздних направлениях, таких как готика или романский стиль. Византийское искусство отличается особой помпезностью, яркостью и богатством. В этом направлении органично сочетались христианские, античные и восточные элементы.
trendsdesign.ru
Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1: ludmylasavina
Мать императора Константина Великого царица Елена была христианкой, будущий правитель Римской империи воспитывался в уважении к христианской религии. Став императором, Константин был глубоко убежден, что только христианская религия сможет объединить огромную и разрозненную Римскую империю. Он всячески поддерживал церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.
Создавая новую столицу, император Константин Великий объявил христианство государственной религией, Константинополь сразу стал столицей огромной христианской империи.
Несколько ранее Константин отправил свою мать в Иерусалим, дав ей большие полномочия и материальные средства. В поисках реликвий Страстей Христовых, царица Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, в 326 году, раскопав пещеру, в которой согласно преданию был погребен Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.
На местах евангельских событий именно матерью Константина были основаны храмы: на Голгофе - Храм Гроба Господня, в Вифлееме - базилика Рождества Христова, на Елеонской горе - церковь над местом вознесения Христа и целый ряд других всемирно известных храмов. Надо отметить, что занималась этой миссией царица Елена в возрасте примерно 80 лет.
За свою деятельность по распространению христианства царица Елена и император Константин Великий канонизированы и называются равноапостольскими.
На протяжении всей истории в Константинополе было построено более 450 христианских церквей, но на сегодняшний день существуют едва ли полтора десятка. Со дня падения Константинополя сотни православных церквей были разрушены или обращены в мечети.Справедливости ради, надо сказать, что Константинополь располагался в сейсмически нестабильном районе, византийские архитекторы не сразу научились строить здания, способные выстоять при частых землетрясениях. А у византийских императоров зачастую не хватало денег на восстановление поврежденных храмов. В поздней Византии денег не хватало и на содержание храмов. Храмы приходили в запустение, ветшали и, со временем, разрушались.
Церковь Святых Апостолов
Картинка из Википедии
Изображение храма святых Апостолов сохранилось только на миниатюре.
Храм был заложен императором Константином Великим в 330 году, как главный храм новой столицы с намерением сделать его собственным мавзолеем и поместить в нем также мощи святых апостолов, которые он надеялся разыскать. В храме был помещен саркофаг Константина и вокруг него 12 пустых порфирных саркофагов для апостолов. Там Константин Великий и был погребен его сыном Констанцием ll.
После строительства собора святой Софии, церковь святых Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения и император Юстиниан повелевает возвести на ее месте новый, более величественный храм, который должен был стать усыпальницей всех императоров Византии. Новый храм святых Апостолов был освящен 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении 700 лет.
Юстинианова церковь святых Апостолов была пятиглавой и послужила прообразом всех многлавых православных церквей на Руси.
Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где была похоронена большая часть императоров и императриц Византии.
В 1204 году храм святых Апостолов был разграблен крестоносцами.Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных крестоносцами, хранятся в базилике св. Марка в Венеции.
В 1471 году султан Мехмед ll разрушил храм святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих.
Порфирные саркофаги императоров Византии стоят во дворе Археологического музея Стамбула:
Церковь Девы Марии Влахернской
Церковь Девы Марии была построена в пятом веке над священным целебным источником, наполненным по легенде слезами Богородицы. Церковь много раз разрушалась, горела, перестраивалась, облик ее тоже не сохранился.
Интересна она своими святыми реликвиями. Именно за ними в Константинополь, а не в Святую Землю отправились в поход крестоносцы.
Здесь хранили Покрова Богоматери, которые были тайно привезены (читай - похищены) паломниками из Иерусалима в пятом веке и помещены в специально построеном здании возле Влахернской церкви. Это событие православная церковь празднует в день Ризоположения Честной ризы Пресвятой Богородицы.В X веке, когда русы-язычники осадили Константинополь, защитникам города явилась Богородица и накрыла город своей ризой. Сразу после этого покрова Богоматери вынесли из Влахернской церкви и окунули в воды Золотого Рога. Поднялась сильная буря и потопила русские ладьи. На уцелевших русов это произвело очень сильное впечатление и надолго осталось в памяти. После принятия христианства на Руси одним из главных праздников, отмечаемых преимущественно в русском православии, является праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Здесь же, в церкви Девы Марии, хранилась чудотворная икона Божьей Матери, создание которой предание приписывает евангелисту Луке. Эта икона первоначально находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме и прославилась многочисленными чудесами. В Иерусалиме ее приобрела супруга императора Феодосия ll Евдокия в 439 г.Влахернская икона Божьей Матери считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров.В 626 году во время осады города патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.В период иконоборчества и во время захвата города крестоносцами икону прятали в монастыре Пантократора, замуровав в стене с горящей лампадкой. Когда смутные времена проходили и икону размуровывали, лампадка продолжала гореть.
29 февраля 1434 года Влахернская церковь загорелась и обрушилась. Денег на ее восстановление у Палеологов не было, до середины XlX века окрестности святого источника пустовали.
Местонахождение Ризы Богородицы теряется. Позже частицы Ризы Богородицы находят свое место в различных храмах по всему миру. А в Грузии обнаружена Влахернская Риза Богородицы целиком в запасниках музея. Ну не в единственном же платье ходила Пресвятая Дева всю жизнь.
Влахернская икона Божьей матери на какое-то время тоже теряется из вида, а в 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила. Икону эту, замурованную в стене, нашла женщина во время перестройки своего жилища. Там же, по ее словам, была горящая лампада.
Влахернская икона, помещенная в Успенский собор Московского кремля, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Для нее изготовили золотой оклад с драгоценными камнями. Алексею Михайловичу была отправлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием.В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.
Картинки из Википедии
Данная икона представляет собой рельефное изображение, вырезанное из дерева и покрытое воскомастикой. По слою воска сделана тонкая моделировка красками. Воскомастика изготовлена с добавлением святых мощей и благовоний, что придает особую святость Влахернскому образу.
Однако: по оценкам современных исследователей на основе иконографического и стилистического анализа, икона была создана не ранее Vll века, а древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине XV - началу XVl веков.
Более позднее происхождение чудотворного образа и некоторые неточности в церковном описании его истории ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира (но наводят на размышления о кознях духовенства и древности ремесла фальсификаторов).
В Третьяковской галерее хранится список этой иконы, изготовленный в той же технике, что и оригинал. Список принадлежал Строгановым, а потом - Голицыным, по семейным преданиям которых царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы:
В 1867 году возле Влахернского источника была построена маленькая греческая часовня, которая сегодня выглядит так:
Вокруг часовни уютный садик:
Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:
Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.
Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы.
Добираться сюда удобно и приятно на пароме по Золотому Рогу до причала Айвансарай, там перейти дорогу и по узкому переулку метров 100 до часовни.
Студийский монастырь
Базилика Студийского монастыря - самая древняя из сохранившихся византийских церквей Константинополя. Здание давно в руинах.Основанный в 462 году, монастырь связан с важнейшими событиями в христианской жизни, являлся центром борьбы иконопочитателей с иконоборцами. Здесь жил патриций по имени Студий, в честь которого и назван монастырь. В монастыре долгое время хранилась голова Иоанна Крестителя.
В монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный Студийским.
Студийский монастырь подвергался разрушениям при разграблении Константинополя крестоносцами и взятии города турками. Какое-то время он был мечетью, страдал от пожаров и землетрясений. В предреволюционные годы на территории монастыря действовал Русский археологический институт.Сто лет назад под тяжестью снега рухнула крыша монастыря, что для Стамбула несколько удивительно.В развалинах сохранились остатки полов - малахит, порфир, мрамор.
Добираться электричкой до станции Едикюле, потом вернуться назад вдоль железной дороги, мимо подземного перехода, до поворота налево на улицу Имама Ашира. По улице Имама Ашира метров 50 до развалин монастыря.
Храм Пресвятой Богородицы (Храм Балыклы)
Храм Пресвятой Богородицы построен в V веке рядом с чудотворным источником, прославившимся чудесами на протяжении многих веков и ставший христианской святыней.
С источником связано много легенд. По одной из них молодой воин Лев, гуляя по лесу, встретил старца, который попросил у него воды, а воды не было. Лев обратился к Богородице и та подсказала, где найти источник. Воин напоил старца, промыл ему глаза и старец прозрел.Богородица снова обратилась к воину и велела не забыть это место. Через семь лет воин стал императором Львом l. На месте обнаружения источника он воздвиг храм Пресвятой Богородицы, а иконописцам заказал икону Матери Божьей "Живоносный Источник".
После падения Константинополя храм был разрушен, икона утеряна, но из под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шли люди за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление султан и его супруга, было разрешено снова воздвигнуть здесь храм.
Турецкое название храма Балыклы, что означает - рыбное. С этим названием тоже связана легенда. Византийский монах шел из маленькой часовенки через рощу, неся себе на ужин несколько жареных рыбешек, споткнулся и уронил рыбу в ручей. На глазах у изумленного монаха рыба ожила. Рыбы в источнике плавают до сих пор. На боках у многих коричневые пятна, как будто рыбок поджарили.
На самой иконе Живоносного источника изображена Богородица с Младенцем в купели, источник и люди, исцеляющиеся в целебных водах.Сюжет, повторяющий икону живоносного источника встречается здесь несколько раз:
Здесь можно испить целебной водички и унести ее с собой.
С древних времен известна икона Богоматери "Живоносный источник" и на Руси. В XVl веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божьей Матери. Соответственно, для часовен и купален, установленных над ними также писались иконы Богоматери "Живоносный источник". Иконы этого типа очень красочные, со многими персонажами и сложным сюжетом:
Иконы с сайта
Чтобы попасть в храм Балыклы, надо доехать до Силиврийских ворот в стене Феодосия. Возле указателя Gasilhane повернуть на территорию кладбища. Метров через 150 будет первый поворот направо, повернуть и двигаться прямо в этом направлении. Вход в церковь будет слева.
Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Айя-София):
Википедия:Церковь Святых Сергия и Вакха - одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для собора Святой Софии (отсюда и второе название - "Малая Айя-София"). Вероятно, является работой тех же мастеров - Исидора Милетского и Артемия Тральского.
Храм был заложен в 527 году близ дома, в котором император Юстиниан провел свои молодые годы. Юстиниан решил основать церковь после того как неожиданно ему был отменен смертный приговор по обвинению императором Анастасием в измене. Свое избавление от казни Юстиниан приписывал заступничеству свв. Сергия и Вакха.О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.
В 536 году Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа Вигилий.Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в те годы, когда ее облюбовали иконоборцы.
После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до 1506 года, пока некий царедворец не обратил ее в мечеть, забелив мозаики, пристроив притвор и медресе.
Место не туристическое, сейчас здесь действующая мечеть, вход свободный.
Храм легкий и воздушный, в нем много света, покой и тишина.
Серьезный ущерб состоянию памятника нанесло строительство железной дороги в Стамбуле в непосредственной близости от "малой Софии". По этой причине ЮНЕСКО внесло бывшую церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Увидеть церковь свв. Сергия и Вакха можно, если спускаться от Ипподрома к Мраморному морю, мимо древней Сфенды.
Продолжение следует...
ludmylasavina.livejournal.com
3 главных экспоната выставки «Шедевры Византии»
С 8 февраля по 9 апреля в Третьяковской галерее в Москве проходит выставка «Шедевры Византии», на которой представлены редкие христианские реликвии, такие как процессионный крест X века, Евангелие Тетр и двусторонняя резная икона великомученика Георгия Победоносца.
Экспонаты предоставлены музеем Бенаки, Византийским и Христианским музеем в Афинах и частной коллекцией Э. Велимезиса-Х. Маргаритиса в рамках Перекрестного года России и Греции. Специально для читателей «Фомы» куратор выставки Елена Михайловна Саенкова рассказала о трех самых необычных экспонатах.
При размещении экспонатов мы не выстраивали хронологическую линию, поскольку большинство памятников сложные, рассматривать их нужно с двух сторон.
Елена Михайловна Саенкова, доцент кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ
Процессионный крест
Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки
Самый ранний экспонат — двусторонний крест X века. Он выносился на процессиях: крестных ходах, литаниях. Крестный ход — русское слово, греки применяют выражение «литания». Соответственно, он большого размера. У него есть ручка, которую могли крепить на стационарном основании, чтобы он находился, например, в алтаре за престолом и мог крепиться к древку, на котором несли крест перед процессией. Такие кресты в древней Византии выносили перед Святыми Дарами во время Херувимской песни (великий вход на литургии) — духовенство обходило с Дарами весь храм, а не только солею (возвышение перед иконостасом), как теперь. Эта традиция до сих пор есть в Греческой Церкви. Крест использовался в больших городских крестных ходах, которые насчитывали иногда несколько часов пути. Это мог быть крестный ход по случаю праздника или по случаю вражеского нашествия, когда совершались особые молитвы об избавлении от врага.
В определенные дни церковная процессия (наш теперешний крестный ход) начиналась в Св. Софии (собор на территории современной Турции, сейчас в нем расположен музей. — Прим. ред.) и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь — а не отдельный «приход» — эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «уз св. Апостола Петра процессия — по указанию „Устава Великой Церкви“ — выходит из Великой Церкви (то есть Святой Софии) и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия». Так вот, пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии. Отсюда многообразие антифонов, их «изменчивость» в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т. п. Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда «Устав», отмечая эти тропари, предписывает: «…И входим в Церковь св. Петра и поется „Слава“ с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое…»
Протопресвитер Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Входа
Если внимательно рассматривать, можно увидеть, что образ Христа Пантократора, который традиционно для таких крестов располагался в центре, поднят на верхнюю перекладину. Получилось, что он смещен со своего исторического места. Это связано с тем, что посредине (в средокрестии) была вложена чтимая реликвия. Считают, что здесь было Древо Честного Животворящего Креста, — это должна была быть слишком значимая реликвия, чтобы изменить иконографическую программу, сместив из центра образ Спасителя. Когда реликвия пропала, не известно. Теперь на ее месте медная вставка, приблизительно XVIII века — изображение Христа, восстающего из гроба. Очевидно, у реликвии была непростая судьба.
На лицевой стороне креста выгравированы полуфигуры Христа Пантократора, Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила. В медальонах, завершающих концы креста, представлены святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Мирликийский, целители Косма и Дамиан, мученики Прокопий и Сисиний.
На обороте креста в центральном медальоне представлен Иоанн Креститель, по сторонам от него — великомученики Георгий и Феодор Тирон, а на вертикальной оси — равноапостольные Константин и Елена. На обороте также есть надпись, в которой упомянут не только заказчик Сисиний, но и некий пресвитер по имени Иоанн.
Евангелие Тетр (Четвероевангелие)
XIII век. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 216 листов. Музей Бенаки
Это Четвероевангелие содержит традиционный порядок евангельского повествования, когда перед каждым началом располагается образ евангелиста. Книга небольшая, предназначалась для личного употребления. Написана в Константинопольской императорской мастерской, уровень исполнения очень высокий — рукопись могла принадлежать императору или кому-то из церковных иерархов. Рукопись написана на пергамене, оклад более поздний.
У рукописи хорошая сохранность — только немного осыпался лик евангелиста Луки. Миниатюры евангелистов писались по той же технологии, что и иконы, только на листе пергамента. В общем-то хорошее состояние книги обусловлено тем, что она находились в чьей-то частной библиотеке. По всему тексту зачала (пронумерованные фрагменты текстов Евангелия) сопровождаются золотыми инициалами. Евангелие раскрыто на листе с изображением апостола Луки, восседающего на деревянном кресле и держащего в руках стилос и раскрытый кодекс, в который он записывает слова Божественного Откровения.
Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)
Двусторонняя икона, XIII век, дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей
Двусторонняя резная икона, которая сохранилась в единственном экземпляре. Есть несколько примеров деревянной высокой скульптуры с окружением из клейм со сценами жития святого, но их 2-3, не больше. Двусторонних образов, где на лицевой стороне резьба, больше нет. Икона замечательна тем, что создана предположительно по заказу ктитора (жертвователя) — женщины, портрет которой находится слева от ног святого. Ее имя не сохранилось.
Ктиторские изображения очень распространены. Фактически это своеобразный средневековый портрет ктитора в молении. Люди, которые не замечают изображение женщины у ног святого, воспринимают икону просто как образ святого великомученика Георгия, молящегося Христу. Если мы начинаем рассматривать иконографическую программу в целом, мы понимаем, что перед нами заказчица иконы, которая молится Георгию, и он ее молитвы передает Спасителю. Это была очень распространенная византийская форма. Получается такая цепочка: человек — святой — Бог. Точно также мы обращаемся в молитве к Богородице, к святым и просим за нас ходатайствовать ко Христу. Ктиторы, как правило, не предстоят сами в молении ко Христу, как это делает святой. Они скромно преподносят свой дар Господу в виде храма или монастыря, с надеждой выражая свою мольбу о спасении.
В русской иконописной традиции была такая же практика, но памятников сохранилось немного. Есть большая книга Александра Сергеевича Преображенского «Ктиторский портрет древней Руси», в которой это подробно описано.
В XIII веке, после захвата Константинополя латинскими рыцарями (1204 год, Четвертый Крестовый поход), в результате тесных контактов византийских и западноевропейских мастеров возникает интереснейшее явление — мастерские крестоносцев. Примером такого взаимодействия служит рельефный образ великомученика Георгия со сценами его жития. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства резьбы и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.
На обороте иконы в молении ко Христу представлены великомученица Марина и святая, которую по иконографии можно идентифицировать как святую Екатерину или святую Ирину. Понять сложно, поскольку обе были из царского рода и изображаются в православной традиции в похожих венцах. Последняя могла быть небесной покровительницей Ирины Комниной (Ирины Дукены), супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня. Возможно, именно ее ктиторский портрет представлен на лицевой стороне, а образ великомученика заказан в память о ее муже.
Другие экспонаты выставки
Гостеприимство Авраама
Первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей
На иконе изображена трапеза трех Ангелов, явившихся Аврааму у дубравы Мамре, описанная в 18 главе Бытия. Согласно ветхозаветному тексту, явившиеся странники предсказали Аврааму и Сарре рождение Исаака, от которого произойдет новый народ.
С раннехристианского времени библейское событие явления трех странников Аврааму имело несколько символических толкований. Прокопий Газский писал: «Что касается трех мужей (явившихся Аврааму), то одни утверждают, что это были три ангела; другие, что один из трех – Бог, а остальные Его ангелы; а еще другие, что здесь говорится о прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы». Последнее из трех толкований, ставшее приоритетным с IX-X веков, было положено в основу иконографии представления иконы.
Богоматерь с Младенцем
XIII век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей
Икона Богоматери с Младенцем отличается редкими иконографическими деталями, среди которых – скрещенные и обнаженные по колено ножки Младенца и необычный жест Богоматери, придерживающий пяточку Христа.
Художественные особенности образа, наряду с особенностями иконографии, свидетельствуют о создании иконы в византийской провинции, возможно на Кипре, в начале XIII столетия.
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, на троне
Около 1500 года, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса
Святитель Николай Мирликийский изображен восседающим на троне в архиерейском облачении. Представленный образ является ранним примером такого типа иконографии, получившего распространение в поствизантийском искусстве. Интересной особенностью иконы является наведенные золотом изображения пророков, апостолов и Христа Эммануила на ножках трона, на епитрахили и палице святителя.
Великомученица Марина
Конец XIV – начало XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей
Великомученица Марина Антиохийская – раннехристианская святая, пострадавшая в конце III – начале IV века, — представлена в традиционной иконографии, характерными признаками которой являются ярко-красный мафорий и крест в правой руке, символизирующий страдания за Христа.
Виртуозное владение приемами позднепалеологовской живописи, драгоценность колорита и глубокая продуманность образа, наделенного большой художественной интенсивностью, свидетельствуют о подлинном мастерстве, сохранившемся в византийском искусстве в первой половине XV века – в последний период существования империи.
Богоматерь Кардиотисса
Ангелос Аконтантос, первая половина XV века, дерево, темпера, Виз
foma.ru
Артефакты древнего христианства. Византия - Нешёлковый путь
Здесь я выложил свои фото из византийского отдела Музея в Стамбуле. Музей конечно потрясающий, поэтому я не удержался и отснял, наверно, половину его экспонатов:)
Реконструкция статуи императора Константина. Археологический музей Стамбула.
Реконструкция дворца Порфирогенита или Текфур Сарай. Археологический музей Стамбула. Если кому интересно, здесь можно посмотреть большую часть реконструкций Константинополя http://www.arkeo3d.com/byzantium1200/contents.html
Реконструкция части Большого Дворца. Археологический музей Стамбула
Морской фасад дворца Вуколеон. Археологический музей Стамбула.
Часть фасада дворца Вуколеон. Археологический музей Стамбула.
Лев с фасада дворца Вуколеон.
Одно из помещений дворца Вуколеон. Фото из Археологического музея Стамбула.
Реконструкция Большого Дворца. Археологический музей Стамбула.
Морские стены Константинополя, включающие в себя фасад дворца Вуколеон и маяк Фарос. Фото начала 20 века из Археологического музея в Стамбуле.
Реконструкция ворот Ипподрома в Константинополе. Археологический музей Стамбула.
Руины Большого Дворца в Константинополе. Фото из Археологического музея Стамбула.
Внутренние помещения Большого Дворца Константинополя. Фото из Археологического музея Стамбула.
Раскопки Большого Дворца рядом с собором Св.Софии. Фото из Археологического музея Стамбула.
Раскопки Большого Дворца. Фото из Археологического музея Стамбула.
Фото из Археологического музея Стамбула.
Фото из Археологического музея Стамбула.
Фото из Археологического музея Стамбула.
Реконструкция статуи императора Юстиниана. Археологический музей Стамбула.
Византийская керамика.
Постамент от статуи знаменитого византийского возницы Порфирия.
И еще один постамент Порфирия, где он изображен лично.
Капитель с головой Океана, 6 век н.э.
Мраморная голова императора Аркадия.
Статуя императора ВалентинианаII
Христос Добрый Пастырь в трех видах.
Женская голова из Никомедии.
Бюст евангелиста из собора Свв. Апостолов.
Ранневизантийский амвон из города Фессалоники.
Сенмурв - существо из персидской мифологии.
Мраморная икона Богоматери, 11 век.
Рельефное панно из какого-то дворца в Константинополе 9 -10 век н.э.
Рельефные зайцы из Коньи, 10 век.
Мраморная икона св.Евдокии из монастыря Липс в Константинополе.
Ранневизантийские саркофаги. На обоих изображен моложавый, безбородый Христос. Вверху он въезжает в Иерусалим, внизу совершает различные чудеса - исцеляет, воскрешает.
Въезд Христа в Иерусалим. Саркофаг 5 века из Студийского монастыря.
Кинокефал - человек с собачьей головой.
И еще один. У этого вроде как присутствуют женские половые признаки.
Ранневизантийский саркофаг.
На саркофаге ниже Христос передает Закон Петру и Павлу. Можно заметить, что Христос здесь не только безбородый, но и имеет огромные уши, как у Будды. Возможно, здесь изображен в облике Христа какой-то византийский император, обладавший повышенной ушастастью:)
Фреска 13-14 века - Св. Меркурий.
Часть знаменитой цепи Константинополя, она перегораживала бухту Золотой Рог.
Колонны из церкви Полиевкта.
Инкрустированная колонна из церкви Св. Евфимии.
Мозаика из мечети Календархане ( церковь Богоматери Кириотиссы)
Бюст философа, конец 4 - начало 5 века.
Одна из цистерн Константинополя. Фото из Археологического музея Стамбула.
Морские стены Константинополя. Фото из Археологического музея Стамбула.
Рельеф богини Ники из ворот Балат.
Реконструкция Золотых Ворот Константинополя. Археологический музей Стамбула.
Предыдущие посты, посвященные Стамбулу:Морские стены Константинополя.Достопримечательности района Лалели в Стамбуле.Крепостные стены КонстантинополяПутешествие в Константинополь.
nandzed.livejournal.com
карты византии
Восточная Римская Империя 450г
Восточная Римская Империя 570г
Восточная Римская Империя 630г
Восточная Римская Империя 690г
Восточная Римская Империя 800г
Восточная Римская Империя 940г
Восточная Римская Империя 1000г
Восточная Римская Империя 1200г
Восточная Римская Империя 1077г
Восточная Римская Империя 1100г
Восточная Римская Империя 1200г
Восточная Римская Империя 1265г
Восточная Римская Империя 1265 - 1322г
Восточная Римская Империя 1300г
Восточная Римская Империя 1340г
Восточная Римская Империя 1355г
Восточная Римская Империя 1265 - 1451г
Карты античного Римского государства с момеента возникновения и до падения Западной Римской Империи см. По ссылке