Медицина древней греции. Легендарные врачеватели Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Медицина Древней Греции кратко. Медицина древней греции


Легендарные врачеватели Древней Греции

Бог медицины и отец Гиппократа Асклепий, его наставник кентавр Хирон и один из известнейших мифологических героев Геракл – что общего у этой троицы? Если приглядеться к тому, что поведали нам в своих преданиях древние греки, то вывод однозначен –  все они в той или иной степени обладают способностью дарить физическое и/или душевное исцеление.

 

 

Необходимость в лекарском искусстве возникла на заре человечества, когда наши далекие предки столкнулись со всеми невзгодами агрессивной окружающей среды. И если с некоторыми недугами люди в те времена могли справиться самостоятельно, скажем, прибегнуть  к примитивной перевязке поврежденного участка тела с помощью сорванных с дерева листьев либо облегчить боль от гнойной инфекции путем пронзания кожи, то с более сложными заболеваниями им было не совладать. Тогда то и родилась вера в легендарных целителей, которые считались посредниками между людьми и некими всемогущими высшими силами. По мере взросления человечества и увеличения багажа знаний, эти силы стали обретать более индивидуальные черты, превратившись во вполне определенных богов медицины. 

 

Одно из первых упоминаний о дарующих исцеление божествах встречается у Гомера. Описывая знаменитые баталии у Трои, античный мудрец рассказывает в своем труде о боге медицины Паеоне, который лечил как своих побратимов богов, так и простых смертных. В «Иллиаде» Гомера также можно встретить знакомое сегодня практически каждому имя Асклепия. Правда, во времена Троянской Войны он еще не являлся богом медицины. На тот момент Асклепий – простой смертный, который отправляет своих сыновей Махалона и Подарилиуса принять участие в легендарном противостоянии в качестве полководцев и врачей. Лишь несколько веков спустя последователи Махалона и Подарилиуса возведут их отца на Олимп (во всех смыслах этого слова), сделав его божеством медицины.

 

Асклепий. Фото с сайта  - www.eleysis-ellinwn.gr

 

Другим легендарным целителем древности является кентавр Хирон, которому помимо всего прочего приписывают роль великого педагога, в том числе, и по части медицины. Мифы гласят, что образование своих чад этому полубожеству доверяли как земные короли, так и всемогущие боги.

 

Асклепий, Аполлон и Хирон. Фото с сайта - wikimedia.org

 

Среди последних  числится и сам Аполлон, поручивший мудрому кентавру наставничество над своим сыном Асклепием, который впоследствии превзошел учителя в лекарском искусстве.

 

Греческая земля издревле славится обилием целебных трав, и одна из медицинских практик Хирона основывалась как раз на фармацевтике на основе даров природы. Помимо этого легенды гласят о большой популярности практикуемых кентавром заклинаний, которые использовались для исцеления душевнобольных либо просто для поддержания психического здоровья тех, кто был ранен либо страдал каким-либо недугом.

 

Говоря о врачевателях античности, нельзя не упомянуть и Геракла. Он, конечно же, воин, однако существует мнение, что описанные в мифах события следует читать между строк. Это, впрочем, не сделает Геракла врачом, однако позволит увидеть, что он также внес свой вклад в медицину в сферу, так сказать, поддержания общественного здоровья. В качестве примера можно привести убийство Гераклом Лернейской гидры.

 

Лернейская гидра(второй подвиг Геракла)

 

Шестой из царей Древнего Рима Сервий Тулий считал, что гидра на самом деле являлась не живым существом, а болотом, источавшим опасные для человеческой жизни испарения и отравлявшие близлежащую местность. Ее головы  по Сервию представляли из себя подземные источники, питавшие это болото. Так вот, описанное в мифах убийство гидры являлось ничем иным как осушение Гераклом болота, а также перекрытием подземных источников.  

 

Аналогичный результат дал и другой подвиг Геракла, связанный с уничтожением Стимфалийских птиц, которые представляли из себя распространявших малярию комаров. Кроме того, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что в Афинах  (особенно в годы Пелопоннесской войны – 431-404 до н.э.) мифологического героя почитали как божество медицины.

 

Стимфалийские птицы (третий подвиг Геракла)

 

Впрочем, Асклепий, Хирон и Геракл являются не единственными персонажами в мифологии Древней Эллады, которые тем или иным образом отождествляются с медициной. К примеру, описанный в трудах Эсхила Прометей подарил людям знания о том, как стоить «здоровые» дома, которые были бы наполнены солнечным светом, каким образом готовить питательную и здоровую пищу и какие травы использовать для снятия/успокоения того или иного вида боли.

 

www.ilovegreece.ru

Медицина древней Греции

Древние греки первоначально рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление, как, буквально, дар богов. Однако к 5 веку до н.э. были попытки идентифицировать материальные причины болезней, а не духовные, и это привело к отходу от суеверия к научным исследованиям, хотя на самом деле они никогда не были бы полностью отделены друг от друга. Поэтому греческие врачи начали проявлять больший интерес к самому телу и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения.

ГРЕЧЕСКИЙ ПОДХОДГреческая медицина не была единым телом знаний и практики, а представляла собой разнообразный набор методов и убеждений, которые зависели от таких общих факторов, как география и период времени, и более конкретные факторы, такие как местные традиции и гендерный и социальный класс пациента. Тем не менее, общие темы, проходящие через греческую медицинскую мысль, включали озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может что-то сделать по поводу своей жалобы, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Однако различие между духовным и физическим мирами часто размывается в греческой медицине, например, бог Асклепий считался дозатором исцеления, а также высококвалифицированным практическим врачом. Бог был призван пациентами в его различных святилищах (в частности, Эпидавр), чтобы дать пациенту советы через сны, которые затем могут применить практические работники сайта. Благодарные пациенты на этом участке часто оставляли памятники, которые выявили некоторые проблемы, которые необходимо было лечить, к ним относятся слепота, черви, хромота, змеи и афазия. Как иллюстрирует Эпидавр, тогда может быть и божественная, и физическая причина или средство от болезней.

Было обнаружено, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод и травма, являются важными факторами здоровья людей, и они могут облегчать или ухудшать симптомы болезни или самой болезни. Было также признано, что физическая конституция человека может также влиять на тяжесть заболевания или его восприимчивость к болезни. Возрастало также убеждение, что лучшее понимание причин симптомов болезни может помочь в борьбе с самой болезнью. С большим знанием тела также возникло убеждение, что баланс различных жидкостей (humours) внутри него может быть фактором, вызывающим болезнь. Таким образом, наблюдение симптомов и их вариаций стало предметом озабоченности греческого врача.

ИСТОЧНИКИТекстовые источники в греческой медицинской практике начинаются со сцен из Илиады Гомера, где лечатся раненые в Троянской войне, например, Патрокл, очищающий рану Эррипила теплой водой. Медицинские вопросы и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, таких как комедийные пьесы, но наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов часто приписываются Гиппократу (с 5 по 4 век до н.э.), самому известному доктору. Однако ни один из этих медицинских трактатов не может быть уверенно приписан Гиппократу, и рядом с ним о нем наверняка известно.

Тексты Гиппократов охватывают всевозможные медицинские темы, но могут быть сгруппированы в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей. Другой источник — фрагментарные тексты из греческого корпуса естественной философии, датируемые VI-V вв. До н.э. Философы вообще, видя преимущества хорошего здоровья на уме и душе, часто касались либо прямо, либо косвенно с человеческим телом и медициной. Эти мыслители включают Платона (особенно в Тимее), Эмпедокле из Акрагаса, Филистима Локри и Анаксагора.

ПРАКТИКИПоскольку не было никакой профессиональной квалификации для врачей, тогда кто-то мог бы стать врачом и путешествовать вокруг, ища пациентов, на которых можно было практиковать то, что было известно как техника медицины (или искусство, хотя и таинственное). Однако у спартанцев был специальный персонал, отвечающий за медицинскую помощь в своей профессиональной армии. Кроме того, практикующие, похоже, в целом пользовались высоким уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа для наблюдения и обучения будущих врачей и странного безумного врача, который появляется в греческой комедии. Как утверждает Гомер в «Илиаде» (11.514), «врач стоит многих других мужчин». Не только врачи давали медицинские консультации и лечение, но и другие группы, которые могли использовать свой практический опыт, например, акушерки и тренажеры.

Известная клятва Гиппократа, вероятно, была зарезервирована для избранной группы врачей, и это был действительно религиозный документ, обеспечивающий работу врача внутри и за общественные ценности. С помощью Клятвы практикующая клялась Аполлоном, Гигией и Панацеей уважать своего учителя, а не управлять ядом, злоупотреблять пациентами каким-либо образом, использовать нож или нарушать конфиденциальность между пациентом и врачом.

Известные врачи включали в себя фигуры 4-го века до н.э. Диокля из Кэристуса (у которого была головная повязка и ложка для удаления стрелковых головок, названных в его честь), Praxagoras of Cos (отмеченная за его «открытие» пульса и первая отличившая вены из артерий), и афиняне Мнесифей и Дьех. Эти специалисты в своей области могли изучить лицо пациента и сделать диагноз, помогающий с информацией, такой как диета пациента, движения кишечника, аппетит и привычки в поведении. Обработки часто используют натуральные растения, такие как травы и корни, но также могут включать использование амулетов и прелестей. Хирургии, как правило, избегали, так как считалось слишком рискованным, но, возможно, выполнялись мелкие операции, особенно для солдат, раненых в бою.

ОБРАБОТКАРаненые солдаты на самом деле были одним из лучших способов для доктора изучить его профессию и расширить свои знания о человеческом теле и его внутренних действиях. Вероятно, был и меньше риск того, что солдат вызвал проблемы, если все пошло не так, что может произойти с частными пациентами. Помимо проблем со здоровьем, которые могут также затронуть гражданских лиц, таких как недоедание, обезвоживание, гипотермия, лихорадка и тиф, эти врачи, обращающиеся с солдатами, имели дело с ранами, сделанными мечами, копьями, дротиками, стрелами и снарядами из строп. Медицинские врачи знали о важности удаления инородных тел, таких как головки стрел из раны, и необходимости правильной очистки раны (поэтому головки стрелок стали зазубренными, чтобы их было трудно удалить и, следовательно, более смертоносными). Греческие врачи знали, что важно как можно скорее остановить чрезмерную кровопотери, чтобы предотвратить кровотечение (хотя они также думали, что сдача крови может быть полезной). Хирургия также может включать использование опиума в качестве анестетика, хотя многие ссылки в литературе пациентам, которых удерживают во время операции, предполагают, что использование анестетика было редкими.

После операции раны были закрыты с использованием стежков льна или льняной нити и раны, одетых в полотняные повязки или губки, иногда пропитанные водой, вином, маслом или уксусом. Листья могут также использоваться для той же цели, и раны также могут быть запечатаны с использованием яичного белка или меда. Было также рассмотрено лечение после операции — важность диеты, например, или использование растений с противовоспалительными свойствами, такими как сельдерей.

К БОЛЬШИМ ЗНАНИЯМСо временем врачи пришли, чтобы получить базовые знания о анатомии человека, чему, без сомнения, помогли наблюдения тяжело раненых солдат, а с 4-го века до нашей эры — рассечение животных. Однако некоторые утверждали, что это бесполезно, поскольку они полагали, что внутреннее тело изменилось при контакте с воздухом и светом, а третьи, как и сегодня, протестовали против того, что использование животных для таких целей было жестоким. Расселение человека должно было дождаться эллинистических времен, когда были открыты такие открытия, как полная нервная система. Тем не менее, возрастало стремление обнаружить, что здорово функционирует здоровое тело, а не то, что из-за чего нездоровый. Отсутствие практических знаний, однако, привело к некоторым фундаментальным ошибкам, таким как убеждение Аристотеля, что сердце, а не мозг контролируют тело и идею, предложенную в трактате «О древней медицине» (V в. До н. Э.), Что физическая боль возникает из неспособность ассимилировать определенные продукты.

Греческая медицинская практика, возможно, включала ошибки, возможно, многие и, возможно, даже смертельные, но греческие практикующие начали медицину в правильном направлении. Наблюдение, опыт и эксперименты означали, что те, кто следовал в эллинистические и римские времена, такие как Гален и Цельс, могли продолжить свои расследования по длинному пути к большему и более точному научному знанию человеческого тела, болезням, которые он подвержен, и потенциальному лечит.

demon-angel.ru

Медицина Древней Греции кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Если говорить какая была медицина Древней Греции кратко, то надо отметить что первейшая школа, какая стала всем ведома, была образована в Книде примерно в 700 г. до н. э. первый труд по человеческой анатомии написал Алкмеон, какой трудился прямо в этой школе и провел первую практику надзоры за пациентами во время болезни. Позже всем известный Гиппократ открыл собственную школу на острове под названием Кос.

 

Из-за того, что письменных источников в то время было не очень много, тем более тех, кто смог бы понять все термины медицины того времени, то перенести медицину египтян практически не представлялось возможным для греков, несмотря на тот факт, что медицину Египта эллины уважали и ценили. Конечно, для собственных справочников греки много чего взяли у египтян для записи рецептов некоторых лекарств. После того, как в Александрии создали медицинскую школу, значительно стало видно, какое влияние оказывает Египет.

Самым знаменитым в медицине древней Греции кратко следует упомянуть Гиппократа. В его сборнике трудов находятся тексты, которые были написаны сугубо для медицинской школы. Всегда считалось что все записи делал несомненно Гиппократ, однако у современных ученых возникают сомнения и есть вероятность, что главы писали разные люди на протяжении пары десятков лет. Из-за того, что идентификация никак не может быть проведена, трудно сказать, что именно писал и предлагал сам Гиппократ.

В медицине древней Греции кратко следует сказать, что есть клятва Гиппократа, которую дают врачи и по сей день. Так как существует данная клятва, есть предположения, что определенная группа терапевтов профессионалов практиковали медицину Гиппократа. Те, кто хотел обучаться, как правило вносили особый первый взнос, после чего их как бы принимали в определенную семью. В обучение входила как теоретическая, так и практическая часть, в которой ученик представлялся как помощник учителя, так как сама Клятва имеет ввиду контакт ученика непосредственно с больным. Также Клятва Гиппократа накладывает ограничения на действия терапевта и говорит о иных существующих врачах, какие по своей специфики очень напоминают хирургов.

antiquehistory.ru

Медицина Древней Греции

Медицина Древней Греции

В этой статье рассказана история медицины Древней Греции. Из нее вы узнаете, как медицина Древней Греции повлияла на современную медицину. А также, откуда были взяты знания первых древнегреческих медицинских школ.

Эта статья расскажет о прямом приемнике медицины Древнего Египта,а именно о том, какой была медицина в Древней Греции. Ведь можно с полной уверенностью сказать, что именно греческая медицина Гиппократа легла в основу всей современной медицины. 

Несколько слов о том, какой была медицина в Древней Греции

Важно понимать, что греки всегда отличались делением по школам. Т.е. не существовало какого либо одного мнения или теории. Каждая из школ говорила о своем и преподносила это как истинное мнение. Поэтому медицина Древней Греции достаточно не однородная. Хотя все принципы  преемственности никто не отменял.

Поэтому можно смело сказать, что самые первые школы древнегреческой медицины переняли огромное количество опыта и знаний из древнеегипетских.Обычно, все знания первых школ основывались на писменных источниках, которые доходили до греческих врачей. Но они не всегда были полностью верными (согласно изначальным знаниям египтян).

А после, уже последующие школы перенимали знания первоначальных школ, дорабатывали и пользовались знаниями в своей практике,поэтому сказать что отец современной медицины Гиппократ сам лично перенял идеи древнеегипетских врачей ошибочно. То,чтоистория медицины Древней Греции во главе с Гиппократом строиться именно на Египте, это является бесспорным фактом.

Что дошло в полной мере от медицины Древней Греции до наших дней?

Пожалуй, самым ярким примером,который используется в наши дни, является Клятва Гиппократа, которая есть яркий пример врачебной этики, передаваемой с самых древних времен. Помимо этого,не стоит забывать и про часть трудов Аристотеля, которые отражали некоторые элементы теории эволюции Дарвина.

Разумеется, Греческая медицина того времени не была пределом совершенства, но без нее,мы бы не имели тех знаний, которыми располагаем сейчас.

www.medokno.com

Медицина Древней Греции - это... Что такое Медицина Древней Греции?

Первая известная школа древнегреческой медицины была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Позднее свою школу на острове Кос основал Гиппократ[1]. Несмотря на общеизвестное уважение эллинов к египетской медицине, в те времена не было успешных попыток перенести опыт египтян на греческую землю из-за недостаточного количества письменных источников и трудностей в понимании древней медицинской терминологии. Известно, впрочем, что для своих медицинских справочников греки позаимствовали множество рецептов египетских лекарств. Влияние Египта стало более очевидным после создания греческой медицинской школы в Александрии[2].

Гиппократ и «гиппократова» медицина

Гиппократа называют «Отцом современной медицины».[3][4]

Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы.

Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.

Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных (по крайней мере, друг с другом) строгим этическим кодексом. Желавшие стать учениками обычно делали вступительный взнос, после чего становились частью своеобразной семьи. Обучение включало в себя устные наставления и практику в роли помощника учителя, поскольку Клятва подразумевает, что ученик должен непосредственно контактировать с пациентом. Клятва также ограничивает действия терапевта («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства») и указывает на существование другого класса врачей, возможно, схожего с хирургами («Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом»).[5]

Аристотель

Древнегреческий философ Аристотель был самым влиятельным ученым античности. Хотя его ранние философские работы были в большей степени спекулятивными, поздние труды демонстрируют глубокое понимание эмпиризма, основ биологии и разнообразия жизненных форм.[6] Аристотель не проводил экспериментов, полагая, что вещи вернее проявляют свою истинную природу в естественной среде обитания, чем в искусственно созданной. Тогда как в физике и химии подобный подход был признан нефункциональным, в зоологии и этологии труды Аристотеля «представляют реальный интерес».[7] Им были сделаны многочисленные описания природы, особенно мест обитания и свойств различных растений и животных, которых он вносил в свой каталог. Всего Аристотель классифицировал 540 разновидностей животных и изучил внутреннее строение по меньшей мере пятидесяти видов.

Аристотель верил, что всеми природными процессами руководят интеллектуальные цели, формальные причины.[8] Подобные телеологические взгляды давали Аристотелю основание представлять собранную им информацию как выражение формального дизайна. Например, он предполагал, что Природа не зря одарила одних животных рогами, а других бивнями, тем самым она дала им минимальный набор средств необходимый для выживания. Аристотель считал, что все живые существа можно расположить по порядку на специальной шкале — scala naturae или Великая Цепь Бытия — в самом низу которой будут находиться растения, а наверху — человек.[9] .

Аристотель придерживался мнения, что, чем совершеннее создание, тем совершеннее его форма, но при этом форма не определяет содержания. Другой аспект его биологической теории состоял в выделении трёх типов душ: растительной души, ответственной за репродукцию и рост; чувствующей души, ответственной за подвижность и чувства; и рациональной души, способной мыслить и рассуждать. Он приписывал наличие первой души растениям, первой и второй — животным, и всех трёх — человеку.[10] Аристотель, в отличие от прочих ранних философов, и вслед за египтянами полагал, что место рациональной души в сердце, а не в мозге.[11] Интересно, что Аристотель одним из первых разделил чувство и мысль.[12]Теофраст, последователь Аристотеля из Лицея, написал серию книг- «История растений» — которая является важнейшим вкладом античной науки в ботанику, он оставался непревзойденным вплоть до Средних Веков. Многие из названий, придуманных Теофрастом, дошли до наших дней, например, carpos для обозначения фрукта и pericarpion для семенной коробочки. Вместо того, чтобы опираться на теорию о формальных причинах, как делал Аристотель, Теофраст предложил механистическую схему, проведя аналогии между естественными и искусственными процессами, полагаясь на концепцию Аристотеля о «движущей причине». Теофраст также признал роль пола в репродукции некоторых высших растений, хотя это знание позднее было утрачено. Нельзя недооценивать вклада биологических и телеологических идей Аристотеля и Теофраста в западную медицину.[13].

Александрия

Фронтиспис к 1644 версии расширенного иллюстрированного издания книги Historia Plantarum, написанной примерно в 200 г. до н. э.

После Теофраста в Лицее больше не появилось никаких оригинальных работ. Хотя интерес к трудам Аристотеля сохранялся, их принимали, не подвергая сомнению.[14] Так что новые открытия в биологии были сделаны лишь в эпоху правления Птолемеев в Александрии. Первым учителем медицины в Александрии был Герофил из Халкедона, который внёс исправления в труды Аристотеля, поместив разум в мозг и соединив нервную систему с движением и осязанием. Герофил также четко различил вены и артерии, отметив, что последние пульсируют. Он проводил эксперименты, перерезая по очереди разные вены и артерии на шее свиньи.[15] Кроме того, он разработал диагностический метод, основанный на различении типов пульса.[16] Он и его современник Эразистрат из Кеоса изучали роль вен и нервов и прослеживали их расположение на теле человека.

Эразистрат связал более сложное, по сравнению с мозгом животных, поверхностное строение человеческого мозга с его повышенными интеллектуальными способностями. Он проводил эксперименты над птицами, взвешивая их и отмечая потерю в весе в период между кормлениями. Вслед за своим учителем он изучал пневматику и утверждал, что человеческая система кровеносных сосудов контролируется вакуумами, переносящими кровь по всему телу. Согласно физиологической теории Эразистрата, воздух поступает в тело, затем легкие гонят его в сердце, где он превращается в жизненную силу, которую артерии разносят по всему телу. Часть этой жизненной силы достигает мозга, где трансформируется в животный дух, который затем распространяется по нервам.[17] Герофил и Эразистрат проводили свои эксперименты на заключенных, которых им выдавали птолемейские цари. Они проводили вскрытие на живых людях, и, «пока те еще дышали, изучали части тела, сокрытые природой от людского взора, их расположение, цвет, форму, размер, устройство, жесткость, мягкость, гладкость и взаимосвязь».[18]

Некоторые античные анатомисты, вроде Лукреция, пытались оспаривать телеологические взгляды на жизнь, выдвинутые Аристотелем, но телеология (а после установления Христианства и натуральная теология) вплоть до 18-19 веков продолжала оставаться основой биологической мысли. Как сказал Эрнст Майр: «После Лукреция и Галена и до эпохи Ренессанса в биологии не было сделано никаких выдающихся открытий».[19] Идеи Аристотеля касательно натуральной истории и медицины сохранились, но принимались как данность.[20]

Историческое наследие

За время своего длительного контакта с греческой культурой римляне переняли многие медицинские идеи. Реакция ранних римлян на греческую медицину варьировалась от энтузиазма до враждебного неприятия, но в конечном счете они признали рациональность «гиппократовой» медицины.[21]

Это привело к распространению греческих медицинских теорий по всей Римской Империи, а оттуда по большей части территории Запада. Самым влиятельным римским ученым, рискнувшим продолжить и расширить традиции «гиппократовой» школы, был Гален. К сожалению, на Западе большинство материалов, посвященных исследованию текстов Гиппократа и Галена, пропали во времена раннего Средневековья после крушения Западной Римской Империи, но традиции Гиппократа и Галена в греческой медицине продолжали изучаться и применяться в Восточной Римской Империи (Византии). После 750 года н. э. мусульмане перевели некоторые труды Галена, вследствие чего многие традиции «гиппократовой» и «галеновой» медицины были внедрены в практику врачевания. Многие мусульманские учёные пытались развивать эту традицию, самым успешным из них был Авиценна. Начиная с XI века, «гиппократово- галенова» медицина начала своё возвращение на Запад Римской Империи в основном в виде переводов с арабского, но иногда и в виде греческих оригиналов. В эпоху Ренессанса многие переводы Галена и Гиппократа с греческого были сделаны со ставших доступными византийских манускриптов. Ещё в XIII веке авторитет Галена был столь велик, что многие учёные пытались включить в его теорию даже находки, противоречащие ей.

Значительные исправления в работы по анатомии Галена внесли тексты и рисунки Везалия. Но первым ударом, пошатнувшим «галеновскую» теорию циркуляции крови, была публичная демонстрация процесса циркуляции, проведённая Уильямом Гарвеем. Тем не менее, практика кровопускания, разработанная Гиппократом и Галеном, была в ходу вплоть до 19 столетия, несмотря на свою неэффективность и рискованность. Реальная замена медицинским традициям Гиппократа и Галена была найдена только после серии открытий, сделанных Луи Пастером, Робертом Кохом и другими учеными, которые доказали, что болезни вызываются не дисбалансом четырёх темпераментов, а микроорганизмами, такими как бактерии.

Примечания

  1. ↑ Atlas of Anatomy, ed. Giunti Editorial Group, Taj Books LTD 2002, p. 9
  2. ↑ Heinrich Von Staden, Herophilus: The Art of Medicine in Early Alexandria (Cambridge: Cambridge University Press, 1989), pp. 1-26.
  3. ↑ Useful known and unknown views of the father of modern medicine, Hippocrates and his teacher Democritus., U.S. National Library of Medicine
  4. ↑ The father of modern medicine: the first research of the physical factor of tetanus, European Society of Clinical Microbiology and Infectious Diseases
  5. ↑ Owsei Temkin, «What Does the Hippocratic Oath Say?,» in «On Second Thought» and Other Essays in the History of Medicine (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2002), pp. 21-28.
  6. ↑ Mason, A History of the Sciences pp 41
  7. ↑ Annas, Classical Greek Philosophy pp 247
  8. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 84-90, 135; Mason, A History of the Sciences, p 41-44
  9. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 201—202; see also: Lovejoy, The Great Chain of Being
  10. ↑ Aristotle, De Anima II 3
  11. ↑ Mason, A History of the Sciences pp 45
  12. ↑ Guthrie, A History of Greek Philosophy Vol. 1 pp. 348
  13. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 90-91; Mason, A History of the Sciences, p 46
  14. ↑ Annas, Classical Greek Philosophy pp 252
  15. ↑ Mason, A History of the Sciences pp 56
  16. ↑ Barnes, Hellenistic Philosophy and Science pp 383
  17. ↑ Mason, A History of the Sciences, p 57
  18. ↑ Barnes, Hellenistic Philosophy and Science, pp 383—384
  19. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 90-94; quotation from p 91
  20. ↑ Annas, Classical Greek Philosophy, p 252
  21. ↑ von Staden, "Liminal Perils: Early Roman Receptions of Greek Medicine, " in Tradition, Transmission, Transformation, ed. F. Jamil Ragep and Sally P. Ragep with Steven Livesey (Leiden: Brill, 1996), pp. 369—418.

Источники

  • Annas, Julia Classical Greek Philosophy. In Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. Oxford University Press: New York, 1986. ISBN 0-19-872112-9
  • Barnes, Jonathan Hellenistic Philosophy and Science. In Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. Oxford University Press: New York, 1986. ISBN 0-19-872112-9
  • Cohn-Haft, Louis The Public Physicians of Ancient Greece, Northampton, Massachusetts, 1956
  • Guthrie, W. K. C. A History of Greek Philosophy. Volume I: The earlier Presocratics and the Pythagoreans. Cambridge University Press: New York, 1962. ISBN 0-521-29420-7
  • Jones, W. H. S.  Philosophy and Medicine in Ancient Greece, Johns Hopkins Press, Baltimore, 1946
  • Lennox, James Aristotle's Biology. Stanford Encyclopedia of Philosophy (15 февраля 2006). Архивировано из первоисточника 14 апреля 2012.
  • Longrigg, James Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmæon to the Alexandrians, Routledge, 1993.
  • Lovejoy, Arthur O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Harvard University Press, 1936. Reprinted by Harper & Row, ISBN 0-674-36150-4, 2005 paperback: ISBN 0-674-36153-9.
  • Mason, Stephen F. A History of the Sciences. Collier Books: New York, 1956.
  • Mayr, Ernst. The Growth of Biological Thought: Diversity, Evolution, and Inheritance. The Belknap Press of Harvard University Press: Cambridge, Massachusetts, 1982. ISBN 0-674-36445-7
  • von Staden H. (ed. trans.) Herophilus: The Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge University Press, 1989 ISBN 0-521-23646-0, 9780521236461

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также