Происхождение и развитие городов древней Руси (стр. 1 из 3). Города древней руси
Список городов Древней Руси — WiKi
На протяжении веков число городов в Древней Руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло[1]. В IX—X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — еще 64, в XII веке — еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество[2]. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений в различных областях составляло от 1:3 до 1:7. При этом, эти укрепления в летописях не считались городами. Вероятно, летописцы относили их к погостам или слободам[3].
По мнению историка Даркевича, в домонгольской Руси можно выделить три периода градообразования: середина X — первая половина XI века; вторая половина XI — середина XII века; вторая половина XII — до 1237—1240 годов[4]. В первый период идёт массовое строительство городов по Днепру и Волхову. На второй период приходится начало феодальной раздробленности на Руси — в это время возрастает роль малых и периферийных городов. Третий период характеризуется максимальным развитием древнерусского города и его культуры[4].
Крупные города имели сложные оборонительные системы. Отдельно защищался детинец — центр города. Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться не только население города, но и его окрестностей[5][4]. Каждый такой город был и княжеской резиденцией со своим княжеским двором (до 2000 м2). В то же время, в ряде городов, таких как Новгород, Киев, Рязань и Смоленск, существовали и дворы обычных горожан (до 600 м2)[6]. Наличие дворов в значительной степени сказалось на городской планировке. Как правило, одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Еще одной характерной чертой русского города XI—XIII веков было обязательное наличие церкви или храма. В древнерусских городах насчитывалось от двух-трёх, до нескольких десятков церквей. Монастыри могли располагаться и вне города[7].
Академик Б. А. Рыбаков выделял следующие функции города в Древнерусском государстве: военная, экономическая, административная, идеологическая и культурная. По его мнению, с социальной точки зрения древнерусский город был местом концентрации феодальной знати[8]. Схожие функции выделял В. П. Даркевич[4].
Список городов дан в хронологическом порядке.
ru-wiki.org
роль и устроство друвнеруских городов
Древнейшая история Руси сегодня в стадии пересмотра.
nyaski.ru
Этому есть объяснение – повествовательных источников об этом этапе очень мало. Главный из них – древнерусские летописи в имеющихся сегодня списках или же изводах. Но созданы они спустя полтысячи лет после возникновения древнерусской государственности. Их сообщения о начале этого процесса крайне смутны и малоинформативны.
Отрывочны и сообщения древнескандинавских рукописей, византийских, арабских источников, западноевропейских хроник. Из них только определенностью следует, что в глазах путешественников древнерусские земли были застроены городами (или же, делают оговорку сегодня ученые, городищами). Гардарикой, «Страной городов» называют их скандинавские летописи.
На помощь приходят археологические данные. В первую очередь они важны для изучения материальной культуры. В том числе – древнерусских поселений, особенно городов. С помощью археологов удалось реконструировать внешний вид городов – ту часть древнерусского города, где жили ремесленники и торговцы, и ту, где обитала его верхушка.
Внимание
Используя данные всех источников, историки реконструируют историю возникновения и структур древнерусских городов, их отличительные черты.
Список городов Древней Руси
Древнейшими согласно письменных и археологических данных, образованных в первый период древнерусского градостроения (до середины десятого века включительно), является следующие города Древней Руси, список :
Белоозеро
Великий Новгород
Витебск
Вышгород
. Житомир
Изборск
Искоростен
Киев
Ладога
Любеч
Муром
Пересечен
Переяславль
Полоцк
Псков
Ростов
Смоленск
Суздаль
Чернигов
Древнерусскими городами России из этого перечня являются:
Белоозеро
Великий Новгород
Изборск
Ладога (Старая)
Муром
Псков
Ростов
Смоленск
Суздаль
Самый древний город Руси по данным археологии – Киев. Его основание датируется рубежом пятого и шестого веков новой эры. И хотя эта дата периодически ставится под сомнение, она прочно вошла в массовое сознание еще на уровне школьного изучения древнерусской истории.
За звание древнейшего древнерусского города России «борются» сразу несколько претендентов. Наиболее вероятным из них является Великий Новгород. Но данные археологии к нему еще добавляют Изборск, Старую Ладогу, Белоозеро, Смоленск, Ростов, Муром. Все они возникают задолго до создания летописного свода, в результате факторов, определивших особенности их создания.
Особенности создания древнерусских городов
nyaski.ru
Комплексные данные позволяют выделить %особенности создания древнерусских городов% на первом этапе градостроения. Их несколько.
Создаются они вдали от центров античной греко-римской цивилизации, самими восточными славянами, на основе существующих городищ антского периода (2 век – середина 7 в. н. э.).
Древнерусские города возникают в результате развития сельского хозяйства, ремесла, обмена и торговли.
Города возникают в результате усложнения социальной организации восточнославянского общества, создания и утверждения начатков древнерусской государственности.
Расположение вдоль торговых путей, «водноторговый характер».
При этом таких торговых путей оказывается, по крайней мере, два:
•Волга – Ока – Днепр – Западная Двина; вдоль этого пути расположены Суздаль, Ростов, Муром, Смоленск, Полоцк;
Днепр – Лопать – Волхов (путь «из Варяг в греки») вдоль этих водных артерий расположились Киев, Смоленск, Новгород, Ладога.
Какова была роль города на Руси
Из особенностей создания древнерусских городов следует и роль, которую они играли в обществе той эпохи. Города являются:
центрами сельскохозяйственной округи,
сосредоточием ремесла, обмена и торговли;
опорными пунктами в посреднической торговле;
центрами потребления товаров и услуг;
очагами культуры;
центрами религии и культа; со времени принятия христианства – христианскими центрами;
оборонными твердынями, предназначенные для защиты горожан и жителей округи;
окультуренной, отвоеванной у природы, упорядоченной территорией – ядром новой, организованной общественно-политической, культурной, религиозной жизни.
Из сказанного видно, что древнерусские города формировались как сложный экономический, социально-политический и культурный организм.
Социальная структура древнерусского города
nyaski.ru
В каждом древнерусском городе жили:
ремесленники,
купечество,
холопы и другие категории зависимого населения,
нарождающаяся знать – городское боярство,
агенты власти князя из числа его друзей и родственников,
сам князь с его ближайшим окружением и дружинниками.
Внешний вид древнерусского города
На начальном этапе градостроения сил для постройки оборонительных сооружений всего поселения не хватало. Поэтому место для него старались выбрать защищенное самой природой. Где это позволяли условия, он располагался на речных островках или на краю болот. Примером такого устройства могут служить городища славянских общин в Полоцкой либо же Смоленской земле.В северо-западной зоне расселения восточнославянских племен. Городища строятся на холмах с обрывистыми, крутыми склонами.
Наиболее же характерным и распространенным стал тип мысовый. Ограниченный рукавами рек, их слиянием или же оврагами, мыс лишь с одной стороны нуждался в искусственных укреплениях. Таковыми, обычно, были рвы и возведенные из вырытой при их устройстве земли валы.
Центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, являлась настоящей твердыней. Именно вокруг нее и под ее защитой и прикрытием выстраивался весь город. В ней располагаясь палаты князя, бояр, представителей знати. Под прикрытием дружины устраивалась жизнь верхушки древнерусских городов.Эта центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, называлась «детинец».
sofiyskiy_sobor_24s
Позднее, с конца четырнадцатого века, он уже приобретает название «кремль», происхождение которого вызывает споры еще и сегодня. В Руси до монгольского нашествия «кремлей» или «детинцев» насчитывалось более четырехсот. Самые известные – Золотые ворота киевского детинца, Рюриково городище Великого Новгорода, Владимирский кремль и, разумеется, кремль Москвы.
Вокруг детинца выстраивалась остальная часть города. Улочки и переулки, иногда уже мощеные, простые в своей планировке дома создавали пока еще довольно простую, но, все же, с привнесением определенного порядка, структуру города.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась посадом. Часто, как это было, например, в Киеве, он располагался у подножья «верхнего города» и назывался «подолом». Его обитатели жили своей, часто весьма отличной от обитателей детинца, жизнью.
Упорядоченная жизнь древнерусских городов являлась благоприятной средой для развития всех форм общественной жизни. Как и в странах Западной Европы и Византийской империи здесь были сосредоточены основные богатства. Здесь отчетливее ощущался напряженный пульс все усложняющейся жизни. В городах создавались условия для проникновения идей, обычаев и нравов из других стран. Здесь, в древнерусских городах, будут построены и первые христианские церкви, отсюда новое вероучение начнет свое победоносное шествие по всей Руси. Отсюда начнется крещение древнерусского народа.
А еще читайте о военном устройстве древних городов
perstni.com
Список городов древней Руси
Список городов, встречающихся в русских летописях и грамотах IX -XV вв.
Города восточной, западной и южной руси (общий список)
Алексиин (Олексин),
Бакот,
Балин,
Баруч,
Белз,
Брест (Берестий),
Берестово,
Берлад,
Боголюбов,
Богуславль (постр. 1025 г. ),
Болхов,
Борисов (постр. 1402 г.),
Борисоглебск,
Боричев,
Боровск,
Бохман,
Брацлав,
Броды,
Брянск (Дебрянск, Добрянск),
Бужск,
Быковен,
Белев,
Белгород (постр. 990 г.),
Беловес,
Бельск,
Васильев,
Васильков (постр. Влад. В. ),
Вдвижен (Вздвижен),
Венев,
Верея,
Верещин,
Вертязин,
Вжище,
Визня (Вишня),
Витебск,
Витичев (Витачев),
Владимир-Волынский (постр. 992 г.),
Владимир-на Клязьме (постр. 1420 г.),
Вобрынь,
Волковыск,
Волотическ,
Воргол,
Воробьин (Верпел),
Ворович,
Воротынск,
Всеволожь,
Всеславль,
Вщиж,
Выгошев,
Вырь,
Вышгород,
Галич,
Глухов,
Гологоры,
Голотическ,
Голубь,
Гомель (Гомь, Гомой, Гомья),
Горичев,
Городно,
Городец на Волге (Радилов),
Городец Рязанский (Касимов),
Городец на Остере (Юрьев),
Гороховец,
Губин,
Данилов,
Дверен,
Деревич,
Дерев,
Дмитровец,
Дмитров,
Долобск,
Донец (Донецк),
Дорогобуж,
Дорогожичъ,
Дорогомилов,
Дрогичин,
Дрончев,
Друцк,
Дубно (Дубенъ),
Дубровна,
Дедославль,
Дядьков,
Еглин,
Елец,
Еренск,
Желний (Желдий, постр. 1116 r.),
Жидичин,
Житомир,
Заозерье,
Зарайск (Заразск),
Заруб,
Зареческ,
Збараж,
Звенигород (Моск. губ.),
Звенигород (Киевск. губ.),
Зубцов (Зубчев),
Зудечев (Жидичев),
Изяславль (постр. Влад. В.),
Истожск,
Калуга,
Каменец (постр. 1276 г.),
Канев,
Канин,
Карачев,
Кашин,
Киев,
Клецк (Клеческ),
Клин,
Кличен,
Кобрынь,
Кобуд,
Козельск,
Коломна,
Комов,
Копыс,
Коран,
Корецк,
Коростень,
Корсунь,
Корческ,
Коснятин,
Кострома,
Костянтин,
Котельница,
Кошира,
Красный,
Кременец (Кременецк),
Кричев,
Кубен,
Кудин,
Курмыш,
Курск,
Ладыжин,
Летичев,
Липецк,
Липовец,
Листвень,
Логожск,
Лопастна,
Лубны (Лубен),
Лубенск (Лобынск),
Лужа,
Луки,
Лукомль,
Лутава,
Луцк (Луческ),
Лучин,
Львов (Львив,)
Любачев,
Любечь,
Любомль,
Любутск (Лубудск),
Малотин (Милотин),
Малый Ярославец,
Медынь (Медынск),
Межибож (Меджубуж),
Минск (Менеск),
Мещовск,
Микулин,
Мильск (Мельск, Мыльск),
Михайлов,
Могилев,
Можайск,
Мозырь,
Моклеков (Клеков),
Молога,
Моравийск,
Мосальск,
Москва (Москов, Москова, упом. с 1147 г. ),
Муром,
Мстиславль,
Мценск (Мченск),
Неключ (Неколоч),
Нерехта,
Неренск,
Несвиж,
Неятин,
Нижний Новгород (постр. 1221 г.),
Новгород-Северский (постр. 1044 г. ),
Новгородек,
Новосиль,
Носов (Носовой),
Новый-Торг,
Нежатин,
Нежин (Унеж),
Оболенск,
Одоев,
Олешье,
Опаков,
Опоки,
Орлец,
Орша (Рша),
Остер (Остр),
Острог, Осечен,
Перевитеск,
Переволока,
Пермиль,
Перемышль,
Переславль-Рязанский,
Переяславль 3алесский (постр. 992 г. ),
Пересопница,
Пересечень,
Песл,
Песочен (Песочный),
Пинск (Пинеск),
Пирятин,
Плеснск (Пленеск),
Погорина,
Подольск (Подол),
Подтелич (Телич),
Полонной,
Полоцк,
Полтовыск,
Почеп,
Прилуки (Прилуцк),
Пронск,
Путивль;
Радогощь,
Радомиль,
Радонеж,
Ромен (Ротны, Рим),
Ровень,
Рогачев,
Романов,
Рославль,
Росна,
Ростиславль,
Ростовец,
Ростов,
Руза,
Речица,
Рыльск,
Рязань,
Рясна,
Саков,
Санок,
Сверильск,
Святополчь (постр. 1095 г. ),
Семычь (Семоць),
Серенск,
Серпенск,
Серпухов,
Слоним,
Слуцк (Случеск),
Смоленск,
Смотричь,
Смытин,
Снов (Сновск),
Сосница,
Спаш,
Станков,
Старица,
Стародуб (на Клязме),
Старобуд (Черниговский),
Столп (Столпы),
Стрежев,
Стряков,
Сутеск (Суетеск),
Суздаль,
Суходол,
Тверь,
Теребовль,
Тихомль,
Тмутаракань,
Толмач,
Торуса,
Торческ,
Торчин,
Торчица,
Триполь (Треполь, постр. 996 г.),
Трубск (Трубеч),
Трубчевск,
Тула,
Турск (Турийск),
Туров,
Тухчин,
Тысменица,
Тешилов,
Углич,
Угровск,
Удеч,
Устюг-Великий (Гледень),
Устюжна (Железопольская),
Ушек,
Ушица,
Халеп,
Хелм,
Хлепен,
Хороль,
Хоробор,
Хотунь,
Чемерин,
Червен,
Чернигов,
Чернск,
Черторийск,
Чечерск,
Чухлома,
Шеполь,
Шернск,
Шеша,
Шумск,
Щекотов,
Щитов,
Юрьев (Польский),
IОрьев (Дерпт, постр. 1050 г.),
Яжелбицы,
Ярославль (постр. 1025 г.).
Новгородская область. Пятины:
Бежецкая - от Словянского конца в Новгороде через восточную сторону Ильменя, с одной стороны до Устюжны, Вологды и Уральского Хребта, с другой до Борович и Бежецка.
Обонежская - от Плотенского конца к востоку до Онежского озера, Каргополя, Двины и до Белого Моря.
Водская или Вотская — от Неровского конца, заключала всю Ингерманландию и Корелию до границ Лифляндии и Эстляндии.
Шелонская — от Загородского конца, по р. Шелони, до города Холма.
Деревская — от Гончарского конца, по западному берегу Ильменя до Валдая и Тверского Княжества.
Каждая из этих пятин разделялась еще на две части:
Бежецкая — на Белозерскую и Тверскую,
Обонежская — на 3аонежскую и Нагорную;
Водская — на Корельскую и Полугскую;
Шелонская — на Зарусскую и Залесскую;
Деревская — на Григорьеву-Морозову, и Жигареву-Рябчикову.
zz-project.ru
Города Древней Руси - Русская историческая библиотека
XIII. СТРОЙ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
(продолжение)
Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением. Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот городов. Но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение.
До объединения Руси под одним княжеским родом и вообще в языческую эпоху, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины и княжения, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения. Города неизбежно и постепенно умножались вместе с переходом славяно-русских племен от кочевого и бродячего быта к оседлому. Еще в VI веке, по известию Иорнанда, леса и болота заменяли славянам города, т.е. служили им вместо укреплений против неприятелей. Но и это известие нельзя принимать буквально. Уже в те времена, по всей вероятности, были укрепленные поселения и даже существовали значительные торговые города. С большим развитием оседлости и земледелия число их сильно возросло в последующие века. Около трех столетий спустя после Иорнанда другой латинский писатель (неизвестный, по имени географ Баварский) перечисляет славянские и неславянские племена, населявшие Восточную Европу, и считает у них города десятками и сотнями, так что в сложности получается несколько тысяч городов. Если бы его известие и было преувеличено, все-таки оно указывает на огромное количество городов в древней России. Но из такого количества еще нельзя заключать о густоте и многочисленности самого населения страны. Города эти были собственно городки или небольшие селитьбы, окопанные валом и рвом с прибавлением тына, или частокола, и только частью имели стены из плетней и бревенчатых срубов, наполненных землей и камнями с башнями и воротами. В мирное время население их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах. На эти сельские занятия горожан прямо указывает летопись, влагая в уста Ольги следующие слова, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Но при первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и самое место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки или озера; по крайней мере с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. Разумеется, чем открытее была страна, чем более подвергалась неприятельским нападениям, тем большая потребность существовала в поселениях, окопанных валами, как это и было в южной полосе Древней Руси. В местах же лесистых, болотистых и вообще защищенных самой природой, укрепленных таким способом селений встречалось, конечно, меньше.
Вид древнерусского города
Автор изображения - фрилансер Елена Доведова [NIKLEN]
Когда русское племя посредством собственных дружин распространило свое господство в Восточной Европе и когда эти дружины объединили восточных славян под властью одного княжеского рода, естественно, должны были уменьшиться и опасность от соседей, и взаимные драки между славянским племенами. Русь, с одной стороны, обуздывала внешних врагов, которых нередко громила в их собственной земле; а с другой стороны, княжеская власть запрещала в своих владениях драки, возникшие из-за обладания полем, лесом, пастбищем, рыбною ловлею или из-за похищенных женщин, а также нападения с целью грабежа, добычи рабов и т.п. Налагая дани на туземное население, князья взамен, кроме внешней защиты, давали им суд и расправу, т.е. обязывались более или менее защищать слабых от обид сильнейшего, другими словами, полагали начало государственному строю. Поэтому жители множества городков вследствие большей чем прежде безопасности могли постепенно расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и поселках, чтобы удобнее заниматься сельским хозяйством; самые городки нередко получали более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все более и более размножалось сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям. Так было преимущественно во внутренних областях; но по окраинам и там, где существовало более опасности, а также в землях покоренных инородцев князья уже сами заботились о поддержании и сооружении хорошо укрепленных городов, в которых размещали своих дружинников. Вообще в эту русско-княжескую эпоху постепенно выработалось различие между городским и сельским населением.
Если число укрепленных селитьб не было так многочисленно, как прежде, зато самые города сделались значительнее и стали вмещать в себе население более разнообразное по своему делению на классы и сословия. Они постепенно становятся средоточием для окрестной области как в военно-правительственном отношении, так и в промышленно-торговом; по крайней мере, это должно сказать о городах наиболее значительных. Такие города обыкновенно состояли из двух главных частей: "детинца" и "острога". Детинец, иначе кремль, считался внутренней частью, хотя он редко приходился внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя или его посадника, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины, или детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца"). Острогом назывался внешний, или окольный, город, примыкавший к детинцу. Он также опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Стены и башни в Древней Руси были деревянные; только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной, где замки и города укреплялись еще по образцу римских колоний. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений. В больших городах с умножением населения вокруг острога заводились новые селитьбы, носившие названия "предгородия", "застенья", а впоследствии – "слобод", обитатели которых занимались или земледелием, или огородничеством, рыбной ловлей и другими промыслами. Эти предгородия в свою очередь опоясывались валом. Кроме того, около больших городов в более или менее значительном от них расстоянии насыпались валы с той целью, чтобы в случае неприятельского нашествия окрестные сельские жители могли укрыться за ними не только с своими семьями и с хлебными запасами, но и со своими стадами. Особенно в Южной Руси, где грозила постоянная опасность от кочевников, и доселе можно видеть остатки многочисленных валов по соседству с важнейшими древними городами.
В те времена, когда еще не было строгого деления по сословиям и занятиям, когда была так сильна потребность в защите себя, своей семьи, своего имущества и жилища, все свободное население должно было иметь привычку к оружию, чтобы в случае нужды встать в ряды войска. Горожане по преимуществу сохраняли свой воинственный характер; при обороне городов, равно и в больших походах княжие дружинники составляли только ядро военной силы; но, конечно, они были и лучше вооружены, и более привычны к воинскому делу, более искусны в употреблении оружия. Земская рать, по-видимому, имела своих особых начальников в лице "тысяцких" и "сотских". Названия эти напоминают те времена, когда все свободное население делилось по тысячам и сотням и с таким делением выступало на войну. А потом сотские и десяцкие обратились в земских чиновников, заправлявших некоторыми текущими делами, особенной раскладкой и сбором даней и повинностей[1].
[1] Пособиями для общественных отношений и учреждений Древней Руси служат Плошинского "Городское состояние русского народа в его историческом развитии". СПб. 1852. Погодина "Исследования и лекции". Т. VII. Соловьева "История отношений между князьями Рюрикова дома". М. 1847. В. Пассека "Княжеская и докняжеская Русь" (Чт. Общ. И. и Др. 1870, кн. 3). Сергеевича "Вече и князь". М. 1867. (Подробную рецензию Градовского на это сочинение см. в Ж. М. Н. Пр. 1868. Октябрь.) Беляева "Лекции по истории русского законодательства". М. 1879. Лимберта "Предметы ведомства веча в княжеский период". Варшава. 1877. Самоквасова "Заметки по истории Русского государственного устройства и управления" (Ж. М. Н. Пр. 1869. Ноябрь и Декабрь). Его же "Древние города России". СПб. 1870. Его же "Начала политического быта древнерусских славян". Вып. I. Варшава. 1878. В двух последних сочинениях проф. Самоквасов доказывает несостоятельность прежде господствовавшего мнения о малочисленности городов в древнейшей Руси – мнения, основанного на нескольких гадательных фразах летописца о быте русских славян до так наз. призвания Варягов. (Некоторые писатели, по недостатку критики, до того полагались на эти фразы, что самое построение городов на Руси считали делом призванных Варягов.) Лучшая рецензия по теории о городах проф. Самоквасова принадлежит проф. Леонтовичу (Сборник Госуд. Знаний. Т. II. СПб. 1875).
В последнем сочинении г. Самоквасова ("Начало политического быта") представлен обзор разных теорий политического быта русских славян в эпоху призвания; таковы теории: родовая, общинная, задружно-общинная и смешанная. Представителями патриархального и родового быта являются Соловьев и Кавелин, общинного – Беляев, Аксаков и Лешков, задружно-общинного – Леонтович (см. его статью в Ж. М. Н. Пр. 1874. №№ 3 и 4), а смешанного – Затыркевич ("О влитии борьбы между городами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период". Чт. Об. И. и Др. 1874). Критика на него проф. Сергеевича в Ж. М. Н. Пр. 1876. № 1. Проф. Никитский ("Теория родового быта в древней Руси". "Вестник Европы". 1870. Август) развивает теорию рода фиктивного или политического. Помянутого проф. Самоквасова "Главнейшие моменты в государственном развитии древней Руси". Варшава. 1886. (Примыкает к родовой теории междукняжеских отношений.) Проф. Хлебникова "Русское государство и развитие русской личности (Киев. Университет. Известия. 1879. № 4). Мы не входим в разбор всех этих теорий; так как они более или менее исходным своим пунктом берут мнимое призвание Варяжских князей, считая его историческим фактом и полагая его началом Русской государственной жизни. Даже г. Затыркевич, признавая более древнее происхождение Русского государственного быта, в то же время как-то сплетает его с призванием Варягов и считает Русь выходцами из Скандинавии. С своей стороны мы возводим начало нашего государственного быта с туземными русскими князьями во главе ко времени гораздо более раннему, чем эпоха мнимого призвания Варягов. Во внутренних отношениях видим в Древней Руси существование общины и веча рядом с дружинно-княжеским началом, но при явном подчинении сему последнему. (Несколько моих мыслей о происхождении государственного быта вообще см. в Известиях Моск. Общ. Естествознания, Антропологии и Этнографии за 1879 г.: "О некоторых этнографических наблюдениях".) Что касается до местных славянских князей, существовавших до подчинения их Киеворусскому княжему дому, то летопись сохранила нам несколько имен. Таковы: в X веке древлянский Мал и полоцкий Рогволод, а позднее встречаем у Вятичей Ходоту, современника Владимиру Мономаху. Вятичи позднее других племенных князей подчинились Киевскому княжему роду. Этот род на место побежденных князей сажал своих членов, или своих посадников.
rushist.com
Древние города Руси
Именно такой вопрос могут частенько задавать маленькие почемучки своим родителям, маме и папе, и чтоб родители могли дать интересный ответ – рассмотрим данный вопрос более подробно. Ученые, археологи и поныне спорят о том, какой город Руси самый древний и поэтому на рассмотрение всех были представлены три города, которые могут смело претендовать на статусное звание самого древнего города Руси.
В списке претендентов будут представлены три древних города, а уже судить о статусе будете вы сами.
Дербент – самый древний из городов Руси
Многие ученые на первое место в рейтинге самых древних городов Руси ставят именно Дербент – о нем историкам стало известно из летописей, датированных 8 веком до н.э. Город древний – он уже существовал, когда на карте мира не было ни Киевской Руси, ни самой Российской империи. Именно он считается самым древним городищем, которое упоминалось в древних летописях и сказаниях.
Именно Дербент назвать городом как таковым нельзя – он не входил в состав России, пока не был завоеван Кавказ. Его скорее можно назвать древним поселением, но никак не городом и потому тех, кто считает его таковым, как среди ученых, так и среди историков очень мало.
Если говорить о самом названии Дербента, то оно переводится как Каспийские ворота – именно о них и вспоминает географ Древней Греции Гекалий в своих летописях. За все время своего существования и развития он не единожды был разрушен под натиском осад и штурмов, перенес упадок и настоящие расцветы. Сегодня в городе можно встретить много музеев и исторических мест – он служит настоящим центром паломничества туристов.
Великий Новгород – древний город Руси
На второе место ученые и историки ставят Великий Новгород – достаточно древний и более известный, нежели Дербент город. Говоря о дате его основания – в исторических летописях упоминается 859 год нашей эры. В древних сказаниях упоминается, что это город, который окружает и омывает река Волхов и он есть предком православия на всей Руси. В Великом Новгороде сегодня есть масса исторических мест и памятников древней архитектуры, повествующие о славной истории города, есть свой Кремль, который помнит в своих стенах древних, мудрых правителей. Древний город существовал на всех этапах становления и развития Российской Империи.
Старый Ладога – еще один древний город
Именно самое большое число историков склоняются к версии, что именно Старый Ладога – наиболее древнее городище из всех древних поселений на Руси. Сегодня Ладога – это город, но вот первые упоминания о нем отнесены к 8 веку. Уже с 9-10 века Ладога – крупный портовый город, в котором переплетались меж собой многие народы и культуры. В Ладоге сходились многие купеческие караваны и велась оживленная торговля – в исторических летописях Ладогу упоминали как один из десяти крупных городов Руси в 862 году. Сегодня же на территории Ладоги сохранилась одна из древних церквей – именно в ней, как считают многие историки и ученые, и проходило крещение всех потомков знаменитого основоположника истории Древней Руси Рюрика.
Подведя итог можно сказать – первенство за звание древнего города Руси сегодня ведется меж такими городами как Новгород, Ладога и, конечно же, Дербент. Вопросов все еще остается много, а ответов мало и потому многие жаркие споры как велись, так и ведутся до сегодня.
Единственное, что можно сказать – может быть, со временем история преподнесет еще много интересных фактов, которые и решат исход спора в ту или иную сторону, но сегодня можно лишь наслаждаться красотой каждого из городов и чтить историю предков.
< Предыдущая
Следующая >
deti-svetgorod.ru
Города древней Руси | Культура Руси
Кириллический алфавит на берестяной грамоте
Принятие христианства принесло на Русь ещё один очень важный элемент — кириллическую письменность. Для богослужения и внедрения христианских канонов требовались книги на понятном языке. Недаром основная часть сохранившихся книг — церковные, хотя уцелело их ничтожно мало. Большинство книг, грамот, актов погибло в бесчисленных пожарах. Но археологические изыскания дали новый письменный источник: 26 июля 1951 г. в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Это событие стоит в одном ряду с открытием вавилонских глиняных табличек или расшифровкой египетских иероглифов. Впервые средневековый русский человек заговорил обычным языком со своими далёкими потомками.
Позднее грамоты обнаружили в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Торжке, Твери, а также в ныне белорусских Звенигороде Галицком, Витебске, Мстиславле, наконец, Москве — там, где сохраняется органика. Теперь известно более 1000 грамот, из которых почти половина датируется XI — первой половиной XIII в. Их содержание разнообразно: бытовые записи, деловые акты торгового и правового характера, заказы ремесленникам и художникам, донесения воинов, поминальные записки, хозяйственные распоряжения, любовные послания, черновики ученических тетрадей. В них отразился весь спектр жизни горожанина.
Грамотой владели представители разных слоёв: бояре и крестьяне, ремесленники и священнослужители, мужчины и женщины, взрослые и дети. Грамоте обучали в школах. Для школьных упражнений использовались церы — деревянные таблички с воском, по которому писали железным или костяным заострённым стержнем — писалом (стило). Другой конец обычно завершался лопаточкой: ею можно было стирать написанное. Иногда несколько табличек соединялись в книжечки — кодексы, служившие для записи литературных текстов. В Новгороде найдена книжечка из трёх цер с текстом части псалтыри. Это самый ранний русский литературный памятник, его дата — начало XI в.
Трудно переоценить значение такого источника, как берестяные грамоты. Они, в отличие от летописи, доносят до нас живой непосредственный язык средневекового населения, его проблемы и заботы, радости и печали — всё то, что составляет жизнь человека. Правда, есть ещё один способ больше узнать о средневековом горожанине: на стенах многих храмов того времени сохранились граффити — надписи, процарапанные прихожанами разного возраста, часто это детские рисунки и тексты, иногда насмешливые замечания о соседях, но обычно просьбы к Всевышнему.
Бурный рост экономики и культуры городов Руси в XII в. не уступал общеевропейскому, но был искусственно прерван в середине XIII в. монгольским нашествием.
«Сигтунские» врата собора Святой Софии. Западная Европа. XII в. (установлены в XIV—XV вв.). Новгород.
С момента своего появления города были средоточием культуры на Руси, что выражалось и в мощении улиц, и в усадебной планировке, и в каменном строительстве, прежде всего церквей. Принятие христианства вывело Русь в число цивилизованных государств Европы. Укрепились культурные связи и с Византией, в первую очередь сказавшиеся на храмовом строительстве, перенявшем византийскую традицию возведения крестово — купольных церквей из плинфы на розовом растворе (цемянке). В 989—996 гг. в Киеве поставили каменный Богородицкий собор (Десятинная церковь), который рухнул во время штурма столицы в 1240 г. войсками Батыя. Десятинную церковь делали византийцы, по окончании строительства, вероятно, возвратившиеся в Константинополь. И почти 40 лет каменных зданий на Руси не строили. Пока в ЗО-х гг. ХIв. в Киеве не началось возведение кафедрального Софийского собора. Почти сразу поставили Спасский собор в Чернигове. В середине того же столетия в Новгороде и Полоцке были построены Софийские соборы.
Уже первые соборы на Руси отличались от византийских своим многоглавием на высоких барабанах с окнами, сквозь которые проникал свет, освещавший княжеские хоры. Видимо, в то время работала одна княжеская артель, о чём свидетельствует близкая архитектура построек. Внутреннее убранство могло создаваться разными художниками. Несомненно, мозаики Софии Киевской выполнены византийскими стеклоделами, художник-грек осуществлял фресковую роспись храма (к сожалению, фресок сохранилось немного). Так или иначе, создание этих соборов стало школой для русских мастеров. В XII в. по мере расширения строительства уже возникли местные школы, отличавшиеся пропорциями зданий и приёмами. В Киевской, Черниговской, Турово — Пинской и Смоленской землях здания клали из кирпича (найдены горны для обжига плинфы, работавшие только на нужды данной стройки), в Новгородской, Полоцкой, Волынской, Рязанской, Владимирской — из местного камня. В Галиче, Владимире и Рязани употреблялся мягкий и пластичный известняк, хорошо поддающийся резьбе. Вершиной церковной каменной резьбы на Руси являются, конечно, владимирские соборы — Дмитриевский, Покрова на Нерли, Георгиевский в Юрьеве-Польском. В работе над ними принимали участие галицкие и романские мастера, чей стиль можно назвать общеевропейским. Тематика сюжетов — библейские сцены, святые, фантастические животные, обведённые богатейшим растительным узором, основу которого составляет аканф (греч. «аканта»; трава с причудливыми листьями, полюбившаяся резчикам ещё в античное время). Интерьеры храмов в то время украшали фресками местных живописных школ, каменную мозаику полов заменили керамическими поливными плитками, из которых иногда выкладывали замысловатые узоры. Большое внимание уделялось иконам, начали создаваться предалтарные иконостасы, что отличает Русь от других православных стран.
Зарубежные товары подразделялись на предметы ремесла и сырьё. К последнему относились цветной металл, закупавшийся в Северной и Центральной Европе, янтарь из Прибалтики и самшит с Северного Кавказа. По письменным источникам известно, что из Европы поставлялись сельдь и шерстяные ткани — их закупали оптом. В розницу шли дорогие вещи: шёлк, посуда из серебра и бронзы, цветного и расписного стекла, бусы из стекла и поделочных камней (сердолик и хрусталь) из Византии, стран Ближнего Востока и Испании. С Запада ввозили вставки из горного хрусталя для ювелирных изделий и окладов книг, бронзу с лиможской и лотарингской эмалью. По материалам из Новгорода известно о наличии корпораций «заморских гостей» (русских купцов, осуществлявших международные торговые сделки). Деятельное участие во внешней торговле принимала и церковная организация, как правило хранившая эталоны весов; часто подклеты церквей служили своеобразным складом товаров. В столичных городах — Новгороде, Киеве, Смоленске — строились дворы иностранных купцов. Так, в Смоленске найдена берестяная грамота, написанная руническим алфавитом, где говорится о покупке земли неким скандинавом по имени Висгейр. Письменные источники свидетельствуют о существовании Русского двора на острове Готланд.
Русь находилась на пересечении торговых путей, соединявших Европу с Арабским Востоком, Средней Азией, Византией, причём русские купцы успешно торговали на международном рынке. На этот рынок поставлялись пушнина, воск, мёд, соль, мамонтовая и моржовая кость, замки и ключи, кресты-мощевики, шиферные пряслица. С конца XII в. отношения между зарубежными и русскими купцами определялись межгосударственными соглашениями. Расчёты производились в IX—XI вв. при помощи арабских дирхемов или западноевропейских динариев. Однако к XII в. поток зарубежной монеты иссяк и начался безмонетный период. В то время на Руси вместо денег использовали меховые шкурки (связанные особым образом) и стандартные бытовые предметы. Только при крупных сделках в оборот пускали серебряные слитки — гривны. Они были разных форм и массы: на севере отливали брусковидные слитки (ок. 200 г), на юге — уплощённые шестигранные гривны (ок. 160 г), что свидетельствует о существовании двух параллельных денежных норм.
Обильный археологический материал позволил исследователям выделить этапы развития городского ремесла. На наиболее раннем этапе, до первой трети XII в., работали в основном на заказ. В следующие 100 лет рынок сбыта вырос, что потребовало, с одной стороны, стандартизации продукции, а с другой — расширения ассортимента изделий. Торговля стала второй важной составляющей развития экономики города. Если с X до первой половины XI в. важнейшую роль играла внешняя торговля, благодаря которой на Русь доставлялись, прежде всего, престижные материалы: шелка, изделия из стекла и полудрагоценных камней, мечи и серебро в виде арабских и европейских монет, то позднее преимущество получила внутренняя торговля. В северные области в неурожайные годы поставлялся хлеб. Из южных областей приходила глиняная тарная посуда — корчаги, использовавшиеся для перевозки и хранения жидких и сыпучих продуктов. Волынь направляла в другие города шиферные пряслица, иногда продавались целые плиты этого камня. Из них делали саркофаги, предназначенные для захоронения людей высокого звания. Города, где существовали стеклодельные мастерские, вывозили свои изделия в места, не имевшие такого производства. С севера на юг шла моржовая кость.
Железные кованые ножи с костяными рукоятками. Неревский конец, Новгород. XII – XIII вв. ГИМ.
Основным же материалом на Руси было дерево. Из него строили дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой и предметами туалета. Мастерам были хорошо известны особенности разных древесных пород. Так, на строительные нужды употреблялись в основном хвойные, на производство предметов быта шли лиственные. Иногда работали с привозной древесиной: двусторонние гребни делались из самшита, для иконок использовали дорогой кипарис.
Инструмент для обработки древесины был разнообразным и в большинстве своём в ходу до сих пор. Правда, главным был топор. Им рубили брёвна и кололи доски. Брёвна никогда не опиливали, так как пила нарушает структуру дерева, и оно быстрее гниёт. Дома и церкви покрывали лемехом — русской черепицей, сделанной чаще всего из сосновой коры. Пила, всевозможные резцы, токарный станок использовались при выполнения мелких бытовых предметов. Многие из них украшалась резьбой: детали домов (наличники, карнизы, балясины), мебель, посуда, гребни, ложки, рукояти ножей, копылы саней, доски кораблей и уключины для вёсел. Иногда дерево покрывали краской, но она плохо сохраняется. Вырезали и мелкие, но весьма выразительные фигурки человекоподобных существ и животных.
Декор, использовавшийся в резьбе по дереву, чаще всего представлял собой циркульный, спиралевидный и волютообразный орнамент. Таким же орнаментом украшали изделия из кости. Не исключено, что резчики умели работать с обоими видами материалов. Но хорошо известны и изображения мифологических существ (драконы, русалки), скульптурные головки хищных птиц, выполненные очень живо. Многочисленные находки деревянных и костяных орнаментированных бытовых предметов дают представление о художественной культуре средневековых русских городов, которая, вливаясь в русло архитектуры и живописи того времени, создавала яркий образ Руси домонгольской эпохи.
Конечно, люди не только работали, но и развлекались. В древних городах найдены музыкальные инструменты (гусли, гудки, варганы, трещотки), многочисленные костяные шашки, шахматные фигурки из кости и дерева, игральные кости, бабки и кожаные мячи, костяные коньки. Известны также детские игрушки из дерева и глины: куклы, коники, мечи, кинжалы, луки и стрелы, свистульки, фигурки животных.
Кожаные мячи. Неревский конец, Новгород. XII в. ГИМ.
Другим столь же многочисленным материалом при раскопках является кожа, которую чаще находят в обрезках, причём предметы из неё сохраняются далеко не везде. Кожевенники использовали шкуры домашних животных, для выделки (а это трудоёмкий и сложный процесс) которых требовалась проточная вода. Поэтому эти ремесленники селились вблизи ручьёв или родников. Из кожи изготовлялись различные вещи, начиная от обуви и кончая сбруей. Горожане носили только кожаную обувь — туфли, поршни (шились из одного куска кожи, собранного вокруг щиколотки на ремешке), сапоги и короткие сапожки. Кожаными были пояса, сумочки, ножны, чехлы для разных предметов, кошельки, рукавицы, конская сбруя. Нередко эти предметы украшались: женская обувь, ножны и сумочки прошивались цветными нитками по наколотому геометрическому орнаменту, на некоторых ножнах заметно тиснение. На сумочки и пояса нашивались металлические бляшки разных форм, кожаными были и аппликации, декорированные прорезным геометрическим узором.
Деталь мозаичной стены в центральной апсиде собора Святой Софии. XII в. Новгород.
Не уступало металлообработке в технологии и организации стеклоделательное ремесло, возникшее на основе византийской школы в XI в. сначала в Киеве. К середине XII в. свои мастерские уже открылись в Новгороде, Смоленске, Полоцке и других городах. Там изготовляли бусы, подвески, браслеты, вставки для перстней и окладов книг, посуду, оконное стекло. Стекольщики делали и глазурь (поливу), покрывавшую глиняную посуду, рукоятки столовых приборов, игрушки и плитки для пола. Стекло варилось прозрачное и цветное: голубое, зелёное, фиолетовое, коричневое, жёлтое. Многообразие оттенков зависело от точности соблюдения технологического режима. (По массовости находок стеклянные украшения, прежде всего браслеты, уступают только керамике.)
Керамика — единственный материал, сохраняющийся в любом слое. Внимательное изучение особенностей керамического материала даёт возможность судить не только об изменении или приёмах производства в разных городах, но иногда позволяет уловить передвижение населения в пределах Древ — ней Руси. Вся керамика с середины X в. и позже формовалась на гончарном круге и обжигалась либо в печи, либо в горне. Последних известно немного (в частности, во Вщиже раскопан гончарный горн с оставшимися в нём горшками).
Кованые железные ключи от навесных замков. Новгород. XII—XIII вв. ГИМ.
В городах древней Руси мастерские отличались от обычных построек тем, что печь располагалась не в углу, а посередине (в них находят отходы производства, полуфабрикаты, иногда инструмент). Одним из наиболее уважаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выносились за черту города, что обусловливалось не только противопожарными мерами, но и близостью сырья: для получения железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенах стояли главным образом кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения чистого металла их проковывали. Разнообразие изделий из чёрного металла чрезвычайно велико — от простейших гвоздей и скоб до сложного вооружения.
Средневековым кузнецам было знакомо несколько сортов стали, получаемых многократной кузнечной проковкой или выдерживанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инструментарий кузнеца отличался рациональностью — формы этих вещей не изменились и ныне. Всевозможные виды кузнечной продукции требовали знаний и применения разнообразных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы. Так, на севере Руси до середины XII в. существовала трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающиеся лезвия. Позже техника упростилась до наварки стальной полосы на железную основу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выделению разных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны бронники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.
Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X — вторая половина XII в. ГИМ.
Изделия русских кузнецов ценилась и в иных странах. Не случайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обычные предметы, такие, как навесные замки и ключи, сработанные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндрической формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластины, напаянные на стержень. Второй конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластиной. В нижней части большого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но достаточно изменить толщину или количество пластин в пружине — и нужен другой ключ. То есть каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудивительно, что замочники рано выделились в отдельную специальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, собиравшихся при помощи пайки. Корпус замка, как правило, украшался накладными деталями из медных сплавов или целиком покрывался цветным металлом.
Флакон для мирры, выкованный из белого металла. Новгород. Рубеж XII—XIII вв. ГИМ.
Цветные металлы использовались довольно широко, и способы их обработки были обычными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё или привозили, часто издалека (Скандинавия, Венгрия), или нередко выплавляли из старых либо поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов пользовались большим спросом: разнообразные женские украшения, детали костюма и аксессуары, предметы культа и церковная утварь, весовые гирьки, кистени и булавы для воинов. К середине XII в. наряду с другими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» — заливаемый в форму металл застывал на её стенках тонким слоем, а излишки выплёскивались наружу — позволяло получать пустотелые лёгкие украшения, причём сберегался редкий металл.
Каменные литейные формочки для отливки браслетов с подписью ювелира «Макъснмовъ» («Максим»). Найдены в слое пожара, связанного с гибелью города. Серенск (Калужская область). 1238 г. ГИМ.
«Кузнецы меди» делали в XII—XIII вв. украшения и для горожанок, и для жительниц округи. Они же изготовляли и предметы культа: кресты-тельники и энколпионы, церковное убранство и утварь. Одним из наиболее впечатляющих образцов таких изделий являются арки из церкви городища Вщиж (в XII—XIII вв. то был настоящий город, его развалины обнаружили в конце XIX в. на территории Брянской области). Они отлиты в технике восковой модели, то есть с потерей формы. Ажурный ременной орнамент разделён овалами с изображениями геральдических птиц. Эти арки ценны не только изяществом исполнения, но прежде всего подписью мастера, еде ланной при отливке: «Господи, помози рабу своему Константину». Это редчайший случай, поскольку почти всё средневековое искусство анонимно. Среди нескольких десятков эпиграфических памятников найдены единицы имён мастеров. Чаще всего они встречаются на церковных предметах. Исключением стал ювелир по имени Максим, пометивший свои литейные формы, одна из которых найдена в Киеве, а вторая в центре металлургов — Серенске (город был сожжён во время монголо-татарского нашествия; ныне на его месте стоит одноимённая деревня в Калужской области).
Николо-Дворищенский собор был поставлен князем Мстиславом в 1113 г. на Ярославовом дворище, где служили попы, подчинявшиеся князю. Новгород.
Первые города на Руси возникли в конце IX—X в.
К началу XI в. известно 30 городов, а уже через полтора столетия их количество выросло до 150. Такое бурное градостроительство предполагает, что они занимали разное положение в государстве. Это действительно так, поскольку древнейшие из них становились столицами земель и княжеств, образованными позже, — владетельными княжескими городами, центрами небольших волостей.
В летописях терминами «град», «город» обозначалось укреплённое (огороженное) поселение. (Но не всякое огороженное селение можно называть городом, так как там должен накапливаться и перерабатываться прибавочный продукт.) В городе должна осуществляться ремесленная и торговая деятельность, вестись административная, культурная и религиозная жизнь. Кроме того, город всегда тесно связан с широкой округой, получая оттуда сырьё и рабочую силу. Таким образом, хотя, по археологическим данным, к рубежу XII—XIII вв. на Руси насчитывалось более 1000 укреплённых поселений, только 150 из них стали городами. Остальные представляли собой замки, сторожевые крепости и т. п.
Городские укрепления обязательно включали ров и вал, насыпаемый из грунта. Чтобы он не оползал, внутри вала ставились деревянные опоры, чаще всего в виде срубов (клети), заполнявшихся землёй или камнями. По верху вала устанавливался частокол либо ряд бревенчатых срубов с бойницами. Наиболее уязвимые части укрепляли глухими башнями, а там, где к валу подходили крупные городские улицы, делали проездные ворота. Иногда, как в Киеве Золотые ворота и во Владимире Золотые и Серебряные ворота, они выкладывались из камня или кирпича. Но для Руси это единичные случаи. Основным материалом оставалось дерево, использовавшееся в строительстве укреплений вплоть до XIV—XV вв., когда начали применять огнестрельное оружие.
Деревянным был весь средневековый русский город, отличительной чертой которого является улично-усадебная планировка. От одной проездной башни до противоположной город пронизывали крупные улицы, между ними проходили небольшие проулки, иногда тупики. Все они мостились деревянными плахами, уложенными на лаги. Усадьбы, располагавшиеся вдоль улиц, огораживались высоким частоколом. Все постройки, как правило, представляли собой сруб из сосновых, редко дубовых брёвен. В лесной зоне Руси дома имели подклет (из-за сырой почвы). В лесостепной зоне, наоборот, жилища слегка углублялись в землю. Но и на юге, и на севере площади усадеб отличались устойчивостью.
Дворы были разных размеров — от 120 до 1500 квадратных метров. На больших усадьбах ставились хоромы, возможно двухэтажные, и несколько хозяйственных построек. На малых дворах (125 — 150 кв. м) располагались лишь жилой дом да хозяйственный сруб. Постройки обновлялись по мере их ветшания (через 30—40 лет), но значительно чаще они уничтожались пожарами — бедствием русских городов. Бывало, пожар охватывал практически весь город, и тогда это событие отмечалось в летописи. Очень редко дом стоял неизменно в течение 60—100 лет (на тысячи раскопанных построек таких срубов единицы).
В обязанности владельцев усадеб входило благоустройство прилегающих уличных участков, что выражалось, во-первых, в уборке мостовых, а во-вторых, в их ремонте по мере надобности. В Новгороде, например, рядом с настилом мостовой отмечаются вбитые в землю колышки — ими, видимо, размечались участки, закреплённые за разными хозяевами. К городскому хозяйству относятся водоотводные и водосборные сооружения, известные как на усадьбах, так и на улицах. Трубы для водоотвода делались из двух долблёных половинок бревна, их соединяли и оборачивали берёстой. Поскольку длина водоотвода обычно была не меньше 10 метров, требовалось несколько брёвен для одного колена. Водосборником служили бездонные бочки, вкапывавшиеся либо во дворе, либо рядом с мостовой. Так отводились излишки грунтовых вод.
kulturarusi.ru
Происхождение и развитие городов древней Руси
Введение.
Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае славянские поселения VI — VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений — славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города .
По всей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Мы видели, что восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. При церквах хоронили покойников: отсюда произошло значение погоста как кладбища. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Но все это - позднейшие значения термина: первоначально так назывались сборные торговые, "гостинные" места. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли Наши древнейшие торговые города по греко- варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:
1) развитие внешней южной и восточной, черноморско- каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов,
2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIIIв.
Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселениев отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVIIв. этим словом часто называли сами оборонительные стены.
В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений — городов.
Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII— IX, а частично даже и в Х в., еще и не было возможностей строить мощные укрепления — ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.
Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленскойи Полоцкойземель.
Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.
К началу IXв. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром- кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы).
Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь.
Роль городов в экономической политической и духовной жизни Руси
Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.
"В городах, - пишет В.П.Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях".
Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.
"Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие".
В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи.
Что же такое древнерусский город?
В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения. Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей "очевидности" ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова "город" (родственное "жердь"), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, "городом" в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения "крупные"), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином "город" имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.