Древние русские имена. Древние русские имена: как разобраться с их значением
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мужские и женские Славянские Ведические имена. Древние русские имена


Славянские ведические имена женские и мужские для мальчиков и девочек

Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

МУЖСКИЕ ИМЕНА

Бава - медлительный

Багоня - багульник

Багро - значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен - то же

Байко - говорун

Бакан - багровая краска из червеца,

Бакота - шутник

Бакула - то же

Бакуня - краснобай

Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын - сын врача

Балуй - гриб

Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско - красавчик

Баташ - от «батать» - качать ногами

Батура - упрямец (рязанский говор)

Батяшка - возможно, то же, что и Баташ

Бахарь - сказочник, врун

Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост - высматривающий гостей

Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан - бегающий

Безгнев - безгневный

Бездруг - без друзей

Безман - значение неясно

Безмест - значение неясно

Безнос - безносый

Безобраз - безобразный

Безпрем - неизменный

Безрук - безрукий

Безсон - бессонный

Белеут - язь (рыба)

Велик - белый, беловолосый

Белимир - белый (свешенный) мир

Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук - белый волк, сербское имя

Белоглав - с белой головой, седой

Белоглаз - значение не совсем ясно

Белогор - белая (свещенная) гора

Белогость - свещенный гость

Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер - кречет (птица)

Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав - белый (свещенный) и славный

Белота - белый

Белотур - белый тур

Белоус - имеющий белые ус

Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр - «свещенная ярость»

Беляй - светлый, белый

Беляк - белый

Белян - белый

Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест - берестяной

Берестень - берестяной

Беривой - значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг - значение неясно

Беримир - значение неясно

Берислав - значение неясно

Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень - крыжовник

Веско - возможно, от «бес» - злой дух

Бессон - бессонный

Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг - сокращение от Белогость

Билюд - бьющий людей

Благиня - добряк

Благовест - добрая весть

Благодар - добрый (благой) дар

Благолюб - любящий добро (благо)

Благомил - тот, кому мило благо (добро)

Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни).

Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав - славный добротою, славящий благо

Благота - благостный

Благохран - хранящий добро (благо)

Благояр - благой и ярый

Блажен - блаженный

Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .

Блажимир - значение неясно

Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн - соблазн

Блестан - блистающий

Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика - родственный

Близбор - значение неясно

Близгост - значение неясно

Близна - рубец от раны

Близомир - значение неясно

Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд - блудливый

Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец - бобровый, подобный бобру

Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня - то же, что и Бобрец

Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту

Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.

Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)

Богород - рождённый после просьбы к богам

Богувид - тот, кого видит (замечает) бог

Богужив - тот, кто жив благодаря богу

Богуместь - мстящий за бога

Богумил - милый богу

Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов)

Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад - радеющий за Бога

Богуслав - славящий Бога

Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша - сокращение от имен с основой «Бог»

Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало - рогатина, копьё.

Бодень - орудие для удара тычком.

Боеслав - славный в бою

Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан - то же

Божедар - дар божий

Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен - божий

Божедом - божий дом

Божеслав - славящий богов

Божетех - утешение божье

Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой - божий воин

Божибор - борящийся за богов

Божимир - божий мир

Божирад - радеющий за богов

Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок - то же

Боиборз - скоротечный бой

Бой - бой, воинственный, боец

Бойдан - воинственный

Бойкан - бойкий

Бойко - боец

Болебор - больший (лучший) борец

Болегорд - больший гордец

Болегост - больший купец

Болелют - тот, кто отличается большей лютостью

Болемест - тот, кто больше всех отомстил

Болемил - более милый

Болемир - более мирный

Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав - более славный

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)

Большак - большой

Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират - быстрый ратник

Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».

Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный

Борзун - скорый, быстрый

Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит - от «бороться» и «обитать»

Боригнев - сдерживающий гнев

Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л - борящийся (юж. слав, имя)

Борим - сокращённое от Боримир

Боримир - борющийся за мир

Бориполк - побеждающий полк

Борис - сокращённое от Борислав

Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян

Боритех - тешащийся борьбой

Борич - боровой, лесной

Борко - сокращение от имён с основой «бор»

Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна - то же, что и Борич.

Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай - бородатый

Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»

Бортень - борть, пчелиное дупло

Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»

Бочар - аист, либо бондарь (бочар)

Боща - бодун; от «бость» - бодать

Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»

Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего.

Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд - борозда

Бранен - военный

Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой - сражающийся воин

Браниволк - сражающийся волк

Бранилюб - любитель битв

Браним - сокращение от Бранимир

Бранимир - сражающийся за мир

Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад - радующийся битве

Бранислав - добывший славу в сражениях

Бранитех - тешащийся битвами

Бранко - воинственный; от «брань» — битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован - воинственный

Браносуд - судебный поединок

Бративой - собирающий воинов

Братило - уменьшительное от Братислав

Братимир - собирающий мир

Братислав - берущий славу

Братодраг - дорожащий братом

Братолюб - любящий брата

Братомил - милостивый к брату

Братонег - нежный к брату

Браторад - заботящийся о брате

Братослав - славный братьями

Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .

Бреслав - бренная слава

Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка - кромка

Бронивит - защитник жизни,

Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута - защитник

Брусило - говорящий неразборчиво

Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году.

Будай - будящий, либо лентяй

Будан - лентяй

Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит - значение неясно

Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна - поднимающий волны

Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко - будильник; уменьшительное от Будило

Будило - будящий

Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав - будящий славу

Будовец - строитель

Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом.

Буй - буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев - буйный в гневе

Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное - удалец

Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».

Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав - буйная слава

Бульба - пузырь, толстый человек

Булыга - дубина

Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.

Бунислав - славящий мятеж

Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой - бурый

Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл - аист

Бусоволк - серый волк

Бутко - спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй - бушующий

Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян - буйный

Бык - бык

Быкодёр - убийца быков

Былята - бывалый, опытный

Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан - коврижка

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.

Бабура - мотылёк

Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.

Беда - беда; имя-оберег.

Бела - белка

Белава - беленькая

Белослава - белая (свешенная) слава.

Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».

Беляна - беленькая

Беляница - беленькая

Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.

Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защи­ты от злых духов.

Благолюба - любящая благо (добро)

Благомила - та, кому мило благо (добро)

Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»

Блажена - блаженная

Богдана - данная богами

Боголепа - угодная богам

Богумила - милая богу

Богуслава - славящая бога

Божедана - данная богами

Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.

Божемила - милая богам

Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.

Божеслава - божья слава

Боленега - более нежная

Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).

Борислава - борющаяся за славу

Бояна - боевая

Братислава - берущая славу

Братомила - милая братьям

Бреслава - обретшая славу

Бронислава - защищающая славу

Брячислава - звенящая славой

Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.

Будана - лентяйка

Буеслава - буйная слава

slavculture.ru

как разобраться с их значением — журнал "Рутвет"

С приходом христианства большинство исконно русских имен было вытеснено новыми церковными, и со временем очень многие старые оказались забыты. Их место заняли заимствованные, преимущественно византийские. Многие привычные сейчас имена людей имеют древнеримские, древнееврейские или даже сирийские корни.

По какому принципу называли детей на Руси

Во времена язычества на Руси было принято называть людей в соответствии с их чертами характера, событиями в жизни семьи, физическими особенностями. Например, Первой (первый ребенок в семье), Меньшой (младший ребенок) или Воробей. Большинство из них сейчас нашло отражение в фамилиях. Первой стал фамилией Перваков, Меньшой приобрел форму Меньшов, Воробей – Воробьев.

Древние русские имена называют именами-композитами, то есть состоящими из двух частей, часто старой и новой, пришедшей с новой религией. Те слова, что были новыми для того времени, претерпели значительные видоизменения, в соответствии с особенностями нашего произношения. К примеру, Иеремия стала Еремией, а Диомид – Демидом. Дошли до нас в основном имена влиятельных людей той эпохи, упоминающиеся в летописях.

Узнайте, что означает имя Дмитрий, одно из старейших русских имен.

Имя часто зависело от рода деятельности отца

Значение

Разобраться со значением многих древнерусских имен несложно и сейчас. Например, Всеволод происходит от двух слов – «владеть» и «все», то есть буквально означает «владеющий всем». Другие же расшифровать не так просто, потому что некоторые слова уже давно не употребляются – и потому совсем позабыты. Разобраться с такими можно при помощи словаря древнерусского языка. Например, Изяслав. Если со второй частью слова все понятно, то первая большинство современных людей поставит в ступор. На само же деле, слово «изяти» ранее означало «власть».

Очень многие древние русские имена мужчин имеют окончание «-мир». Например, Остромир, Радомир или Владимир. Существует версия, что часть «мир» не имеет отношения к современному слову «мир», а пришла к нам из германо-скандинавских языков. В этом случае она приобретает совершенно иной смысл и переводится как «знаменитый» или «славный».

Древние русские имена женщин сохранились в значительно меньшей степени, поскольку женщины редко имели влияние в обществе того времени и нечасто упоминались в летописях. Кроме того, многие из них не были самостоятельными, а образовывались от мужских форм.

Имя могло подчеркивать какие-либо доблестные качества

Возникающие сложности

Немало путаницы вносят родноверы, пытающиеся вернуться к истокам и возродить культуру, существующую у наших народов до появления на Руси христианства. Многие свои имена они придумывают сами, по аналогии с прозвищами того времени или заимствуя их из непроверенных источников, таких как Велесова книга, о подлинности которой споры ведутся до сих пор.

Еще одно затруднение в восстановлении древнерусских имен заключается в том, что во многих записях бывает очень сложно понять, где реальное, данное от рождения имя человека, а где его прозвище. Ведь на Руси была распространена традиция называть детей словами с дурными значениями, что, по мнению родителей, должно было отпугивать от чада злых духов и прочую нечисть. Примерами могут послужить, встречающиеся в древних записях, Корнилко Дурак или Грязнуша Колоднич.

Как бы там ни было, исконно русские имена набирают все большую популярность в обществе. Ведь многие из них звучат красиво, а разобраться с их интерпретацией можно, не утруждая себя переводами.

www.rutvet.ru

Древние русские имена; происхождение и история

ДРЕВНИЕ РУССКИЕ ИМЕНА: «ОТО НЕГОЛА И ОТО ГОВЕНА КО ДУРДЕВИ…»

Автор статьи: В. О. МАКСИМОВ, генеральный директор ИИЦ «История Фамилии», член редакционного совета Общества любителей российской словесности.Источник: Архив ИИЦ «История Фамилии».Новая публикация В. О. Максимовав серии «К истокам имён и фамилий»)на сей раз посвящена антропонимам в древнерусских берестяных грамотах). В сокращённом варианте очерк опубликован в ноябрьском (№ 18-2007) номере газеты «Мiръ имёнъ и названiй».

Каждый год 26 июляв Великом Новгороде отмечается необычный праздник —  День Бересты. Именно в этот день в 1951 году здесь на Неревском раскопе была найдена первая берестяная грамота.

Последующие находки коренным образом изменили представления учёных об истории древнерусского языка и всей Древней Руси. Открытие многочисленных берестяных грамот убедительно показало, что уровень грамотности в среде русских горожан уже в XI–XV вв. был довольно высоким. Былые утверждения о почти поголовной неграмотности и отсталости наших предков оказались заблуждениями. Поражает сам состав авторов и их адресатов.Это и бояре,и воины,и простые ремесленники. Более того, среди них есть и женщины,и даже дети. Между прочим, именно женская грамотность в средневековье рассматривается учёными как один из важнейших признаков высокого уровня культуры того или иного народа. А обучение грамоте новгородских детей говорит о том, что данной проблеме новгородцы уделяли очень большое внимание.

Однако не стоит думать, что письмо было распространено только в городской среде. Политическое устройство земель Новгородской феодальной республики было таково, что основная масса землевладельцев предпочитала проживать в столице, умело пользуясь своим аристократическим правом не только избирать, но и быть избранным в различные новгородские «руководящие органы». А их земельные владения могли находиться за многие сотни километров от города. Кстати, значительное число берестяных грамот составляют письма крестьян к своим феодалам, присланные из различных селений новгородской «глубинки». Этим и объясняется тот факт, что находят берестяные грамоты в основномна городских раскопах. Просто здесь они сохранились, скажем так, в большей концентрации.

Разумеется, не привлекали бы берестяные грамоты столь пристального внимания учёных, если бы были лишь свидетельством массовой грамотности наших предков. В отличиеот летописей, которые уделяли внимание лишь значимым вопросам в масштабах всего общества, «берестяная переписка» носит более бытовой характер. В теперь уже далёком 1985 году суть содержания этой переписки ярко и образно охарактеризовал всемирно известный археолог, историк Валентин Лаврентьевич Янин: «Они (берестяные грамоты) написаны по разным поводам, большей частью преходящим, вводят нас в мир повседневных забот их авторови адресатов, позволяют разделить их радость, скорбь, гнев, нежность. Они открывают нам сотни имён давно забытых людей, именно тех, кто были подлинными творцами культуры народа и его истории». Вот уже более 50 лет новые и новые находки дают огромный материал для исследования представителям различных направлений науки.

Невозможно переоценить и значение берестяных грамот для изучения живого разговорного языка, речевого этикета и конечно же именника древних новгородцев. Мы же ограничимся лишь некоторыми наблюдениями над употреблением в берестяных грамотах личных именований.

Бытует мнение о том, что появление большого числа различных форм канонических христианских имён связано с неграмотностью древних русичей. Мол, не мог простой русский крестьянин воспроизвести услышанное им из уст священника замысловатое крестильное имя, не мог его, разумеется, и прочитать, чтобы понять и усвоить истинное произношение. Оттого и появлялись «простонародные» формы этих имён. Но тут, пожалуй, вновь следует вспомнить о высоком уровне грамотности наших предков. Раз уж этот факт ныне доказан, стало быть и причины возникновения «русских» вариантов православных имён следует искать не в отсталости восточных славян. Ведь не мог грамотный человек не знать истинного написания своего имени, имени своей жены, детей, друзей, соседей и, тем более, своего феодала и членов его семьи (этикет предписывал обращаться в хозяинув уважительной форме). Разумеется, знали и не раз читывали, открывая церковный календарь или молитвенник. Просто правильнее будет говорить не об ошибочном употреблении церковных имён нашими предками, а об их сознательном «имятворчестве», т. е.о признаваемом всеми за правило стремлении сделать эти имена удобными для употребления в родном языке, в конкретном диалекте.

Странные, на наш современный взгляд, трансформации христианских имён в речи русских людей начала II тысячелетия,не покажутся удивительными, если мы вспомним, что за прошедшее столетие и сам русский язык изменился весьма и весьма значительно.

С точки зрения современного литературного языка совершенно необъяснимой и даже смешной кажется цитата из берестяной грамоты первой половины XII века, вынесенная нами в заголовок этой статьи, которая в оригинале выглядит примерно таким образом: «Ото Негола и ото Говена ко Дурдев…».  А между тем, приведённые в грамоте имена имеют весьма достойное и даже возвышенное значение. Например, имя Негол или, иначе, Негл, восходит к общеславянскому слову нега (забота, внимание, радость). Имя Говен образовано от словаговеть, одно из древнейших значений которого «благоговеть».  А третье имя есть ни что иное, как редчайшая форма церковного имени Георгий (его окончание в грамотене сохранилось: письмо могло быть адресовано самому Дурдеви или же его жене, которую именуют, как это было принято в те времена, «по мужу» — Дурдевия).

Пример календарного имени Георгий, которое на русской почве получило два ставших самостоятельными именами варианта звучания — Егор и Юрий – вообще показателен. В древнейших новгородских берестяных письмах (например, середины XII века) оно встречается в основномв форме Гюрьги или (реже) — Гурьги, Герьгии, Герьги, Горьги и даже Дурди. А с XIV века появляются новые варианты этого имени. Сначала Юрьги, Юрьгии; потом Юрьи, Июрьи, а от него уже образуются другие уменьшительные формы: Июра, Юрка, Юрко. А форма Егор или, как нередко говорили в прошлом, Егорий возникло в других русских говорах.

Тщательное исследование текстов берестяных грамот было проведено выдающимся русским учёным-филологом Андреем Анатольевичем Зализняком. Его монография «Древненовгородский диалект» выдержала уже два издания (1995 и 2004 гг.), причём объём исследуемого материала во втором издании за прошедшие10 лет вырос на 30% — всё это за счёт новых берестяных грамот, найденных после 1994 г. И каждый год лишь увеличивает число таких находок.

Но не стоит думать, что на Руси в таком почёте грамота была лишь у новгородцев.За прошедшие десятилетия берестяные письма были обнаружены и в других городах: в Старой Руссе, Торжке, Пскове, Твери, Москве, Смоленске, Звенигороде Галицком, Витебске, Мстиславле, Нижнем Новгороде, Старой Рязани. Число их не столь велико: подавляющее большинство находок имеет новгородское происхождение (собственно, к новгородским памятникам можно отнести и найденныев Старой Руссе – одном из крупных центров Новгородской феодальной республики). Это объяснимо. Сырая и глинистая новгородская почва (в этомеё особенность) оберегала древние письмена от главной опасности, приводящей к их разрушению – от наличия воздуха и, соответственно,— окисления, развития уничтожающих их микроорганизмов.Это и позволило берестяным грамотам, как и прочим органическим материалам (изделиям из дерева, ткани, кожи, кости) сохраниться в целостии сохранностина протяжениимногих веков.

Особую ценность берестяные грамоты имеют и по той причине, что охватывают они период с XI поXV вв.Для учёных это не просто исторические вехи. Дело в том, что с концаXV века,т. е.со времени присоединения Великого Новгорода к Московской Руси, сохранилось большое число новгородских писцовых и переписных книг. Поэтому, начиная с этого времени, наука располагает достаточным материалом, например, для изучения постепенного изменения новгородского именника. А открытие берестяных грамот позволило узнать о том, как эти процессы происходили в более ранний период, что ещё в середине прошлого столетия казалось абсолютно невозможным. Более того, берестяные письма предоставляют учёным более «чистый» материал, написанный носителями новгородского диалекта, людьми, жившими теми культурными традициями, которые весьма сильно отличались от московских.И опять сошлёмся на краткое,но удивительно содержательное высказывание на В. Л. Янина, сделанное им более 20-ти лет назад: «Благодаря берестяным грамотам прошлое стало говорить с современным человеком не таинственным языком предметов материальной культуры, а живой речью самих владельцев и создателей таких предметов». Таким образом, теперь мы имеем реальную возможность  изучать древнейший период русской истории, первые века бытования письменности на Руси не в более поздних летописных списках, а обращаяськ многочисленным «первоисточникам», читая и даже «слыша» живую речь наших предков. Связь времён, ранее казавшаяся безвозвратно разорванною, восстановлена.

Анализ употребления личных имён в берестяных грамотах, проведённый А. А. Зализняком, открыл любопытнейшие факты. Учёный установил, например, что уже в XI – первой четверти XII вв. христианские имена и образованныеот них отчества в новгородских письмах составляли весьма внушительный процент (28 и 39 от общего числа именований, упоминаемых в берестяных грамотах), а к XV веку христианский элемент в таких именованиях превысил 90%. Кроме того, выяснилось, что до XIV в. лица, упомянутые в берестяных грамотах, именуются чаще лишь одним именем (христианским или древнерусским) или же«с отцы»,т. е.с отчеством, которое также могло быть образовано, как от христианского, так и от мирского имени отца. Причём явно преобладают отчества, образованные от нецерковных имён («христианские» отчества составляют лишь 15%).  Без сомнения, выбор имени, от которого образовывалось отчество, был связан с тем, какое из имён отца (церковное или мирское) обладало более индивидуализирующей силой – наиболее чётко указывало на конкретного человека. Причин, почему столь живучими в этом качестве оставались имена мирские, как минимум две. Первая – «прозрачность» исконно русских имён и прозвищ и, соответственно, их большая «запоминаемость». Но важную роль в этом играл и тот факт, что мирской именник был значительно более разнообразным. Число древнерусских имён, в отличиеот имён христианских, было практически неограниченным, а, как известно, в первые века распространения на Руси православия, христианский именник был значительно более скромным, даже по сравнению с современными святцами. Но ужек XIV в. большинство упоминаемых в берестяных грамотах отчеств оказались «христианскими». Одновременно увеличилось число примеров упоминания человека под двумя именами: как правило, с крестильными мирским.Это оказалось довольно неожиданным. Дело в том, что ранее считалось, что официальная форма именования человека двумя именами (крестильным и мирским) имеет непрерывную традицию, восходящую к дохристианским временам и обычаям того периода. Действительно, такая традиция явно прослеживается в русских документах вплоть до серединыXVII в.Но вXI–XIII вв.её нет. Получается, что древние новгородцы о таком обязательном правиле просто не подозревали.

Но вряд ли стоит искать в этом открытии причины для кардинального пересмотра нашего представления о системе именования древних русичей. Вероятнее всего, причины таких расхождений в грамотахXI–XIII и, например, XVI–XVII вв. связаны с другим явлением, а именно,с уже упоминавшимся резким сокращением именика. В этом смысле большой интерес представляет грамота № 36 найденная в Старой Руссе и датируемая 20-50-ми годами XII века.В ней перечисляются имена должников: Перенег, Сбыслав, Братонег, жена Плеша, Стойнег, жена Заида, Ремья, Сушко, Якша, Жаден, жена Небереши, Малята, Сдан, Носатка, Сестрата, Путила и Путила Носович.  Как мы видим, все должники упоминаются с одним именем (а три женщины даже не под своими именами, а по имени мужа). Уточнение сделано лишь для Путилы Носовича, имя которого совпадает с именем другого должника, что и потребовало соответствующего уточнения.

Богатый древнерусский именник практически исключал повторения имён. Там же где они случались, на выручку составителю документа приходили отчества, не менее разнообразные, чем сами имена. Но, как мы увиделииз анализа древненовгородского именника, проведённого А. А. Зализняком, к XV векуу новгородцев церковные имена практически полностью сбрасывают с «первых мест», т. е.из употребленияв качестве основных имён, в письмах и из обихода имена древнерусские (ведь большинство берестяных грамот отражают бытовой язык и правила бытового общения).  В результате, при составлении грамот оказывается, что при перечислении значительного числа лиц возникает путаница – большое число повторений одинаковых имён и отчеств.Вот тогда-то мирские имена и получают «вторую жизнь». Но их рольв русской системе именования уже сильно отличается от исконной.Они начинают превращаться в известные нам и сегодня прозвища, которые в тот период ещё продолжают использоваться в качестве полуофициальных именований. В пользу этого говорят и такие факты. Например, по данным Зализняка, наиболее архаический и очень распространённый в грамотахXI–XIII вв. пласт древнерусских мирских имён (Милонег, Ратмир, Святополк, Сновид, Домаслав, Добромысл, Перенег, Полюд и др.)к XIV веку практически исчезает из употребления.Их полностью вытесняют имена, совпадающие с именами нарицательными, часто оформленные уменьшительными суффиксами: Бобр, Боран, Волчко, Жила, Кочанко, Рык, Шило, Щюка и др. И, несмотря, на несомненную победу в сознании русского человека христианского мировоззрения, именно этот именник и развиваетсяна Русив ближайшие три столетия и становится причиной огромного разнообразия современных русских фамилий, образованных от нехристианских имён и прозвищ: Волков, Соболев, Рыбин, Чесноков, Рыков, Зыкин и т. д.  Например, в берестяных грамотах после 1300 года древнерусские двухсоставные имена в полной форме упоминаются лишь трижды и тольков составе отчеств: в XIV в. – Станимирович и Твердиславич, а в XV в. – Буйносов (и то лишь в форме, которая спустя столетия получит официальное название «полуотчество», а позднее — «фамилии»).

Итак, благодаря берестяным грамотам мы теперь довольно точно знаем, как происходило изменение древнерусского именика в новгородских землях в XI–XV вв.К XV веку христианский именник прочно занимает место основного. Исчезновение основного массива исконных древнерусских имён (не имеющих эмоциональной окраски по отношению к называемому)и заменаих именами-прозвищами (некоторые из которых могли даваться и в младенчестве, например, из суеверных представлений или по семейное традиции, а не как реальные прозвища, отражающие какие-либо особенности человека: Ненаш, Дурак, Найдён, Некрас, Одинец, Третьяк и т. д.) лишь подтверждает этот переход.

Изучение берестяных грамот позволило учёным сделать немало интересных наблюдение и над изменениями самих форм употребления имён у новгородцев в XI–XV  вв. Любопытно, например, что древнейшие имена в форме прилагательных, состоящих из одной основы, имели здесь краткую форму (Мал, Мил, Крив, Лют). Они вышлииз употребления одновременно с такими именами, как Станимир, Святополк и др.На смену им «пришли» более понятные нам имена-прозвища Малой, Милой, Кривой, Лютый.

Другой интересный процесс связан с изменением употребления некоторых обиходных форм мужских имён. Если вXI–XII в. подавляющее большинство форм мужских имён, оформленных формантом -ил соответствует своему «мужскому» роду (Путило, Томило, Данило и др.), то в XIV и, главным образом, в XV вв. многие из них начинают употребляться в форме «женского» рода: Путила, Томила, Данила и т. п. Причём, на образование отчеств первое время это практически не влияет: они по-прежнему продолжают звучать как Путилов, Томилов, Данилов.

Имена, образованные, например, при помощи суффиксов –к (Демко, Жадко, Радко, Михалко) или  -шк (Мишко, Домашко, Мирошко) тоже изменяют звучание. Одни весьма быстро – уже в ранний период (Мишка, Домашка, Мирошка), другие лишь к XIV–XV вв. (Демка, Жадка, Радка, Михалка). Но в случаес этими именами, одновременно начинают изменяться и образованныеот них отчества (Мирошкин, Жирошкин, Тимошкинич). Эта, весьма любопытная особенность древненовгородского диалекта, стала известна лишь благодаря изучению найденных берестяных грамот.  По мнению Зализняка, такое изменение употребления мужских имён связано с общей тенденцией русского языка к употреблению прозвищных именований в женском роде (примером могут служить и современные русские нарицательные дедушка, сынуля, разиня, рёва и др.).

Схожие ли процессы происходили и в восточных русских землях, объединившихся к концу этого периода в государство Московскую Русь, и в других землях восточных славян? Одновременно ли они начались или были результатом заимствования?  Многие из таких вопросов для учёных пока остаются загадками. Известно, например, что в украинских говорах формы мужских имён типа Юско, Грицко, Федко и в XVII веке оставались преобладающими (хотя встречались и Савка, Захарка и др.,а мирские имена и прозвищав такой форме были уже очень популярными: Плишка, Сыроватка, Бабка, Кошулка и др.),в то время, как в большинстве русских говоров к этому периоду возобладали формы на -а (Ивашка, Якушка, Емелька, Мишка: от нихи произошли популярные фамилии Ивашкин, Якушкин, Емелькин, Мишкин).

Раскрытию древних тайн Господина Великого Новгорода поспособствовала сама природа: новгородская почва, как и вообще недра земли новгородской, весьма бедные полезными ископаемыми, оказалась идеально приспособленной для сохранения богатейшего культурного наследия наших предков. Случайно ли это? Хочется верить, что нет.

Открытие берестяных грамот в 50-е годы прошлого века коренным образом изменило наше представление о многих сторонах жизни древних русичей. И, без сомнения, именно Великий Новгород – древнейший из русских городов, который в 2008 году будет торжественно отмечать свой 1150-летний юбилей, в наибольшей степени был достоин стать также и главным хранителем, «новооткрывателем» русских древностей, письменных и иных памятников древнерусской культуры.

Нет сомнений в том, что российская земля хранит ещё бесчисленное множество тайн веков и тысячелетий…Но будут ли в их числе находки и открытия столь значительные, как новгородская берестяная библиотека?

В. О. МАКСИМОВ,

генеральный директор ИИЦ «История Фамилии»,

член редакционного совета Общества любителей

российской словесности.

www.familii.ru

Древнерусские имена и их значения

Имя необходимо человеку, чтобы выделиться из семьи или рода, подчеркнуть индивидуальность. Оно служит своеобразной характеристикой. И это понятно, как только мы начинаем узнавать, как звали наших предков.

Особенность имен

Древние русские имена были очень разнообразны. Они могли характеризовать:

  • внешность, физические особенности ребенка — Малыш, Кудряш, Черныш, Косой;
  • его положение в семье — Первуша, Второй, Третьяк;
  • черты характера и поведения — Плакс, Добр, Молчан;
  • отражать обстоятельства рождения ребенка, например, если он появился на свет в сильный мороз, его так и называли — Мороз. Истома, Томило указывали на тяжелые роды.

Также можно было узнать о родительских чувствах по отношению к малышу — Любим, Неждан, Нечай.

Такая классификация долгое время применялась лингвистами, изучающими человеческие имена. Существует предположение, что по-новому нарекались даже взрослые, вследствие чего появились Мельник, Кожемяка, Кузнец и т. п. Однако они давались еще и по другим причинам.  К примеру, Черныш или Чернава для девочки часто встречались в Древней Руси. Так могли назвать смуглого, темноволосого младенца. Но бывало и по-другому: для наших предков черный цвет был связан со злом, поэтому Черныш могло обозначать «плохой», «злой». Нет ничего удивительного в том, что ребенка нарекали именно так. Дело в том, что таким образом ребенок защищался от нечистой силы. Косой или Рябой означали не дефекты внешности, они давались, чтобы отпугнуть злых духов. Что же касается Добр, Умной, Храбр —  они символизировали пожелания: «стань таким, как я хочу».

Молчун могло символизировать черты спокойного ребенка или быть пожеланием — «не будь крикливым, будь смирным и неразговорчивым». Неждан и Нечай означали ненамеренную удовлетворенность: не ждали ребенка, наконец, он родился. Либо это был талисман: не знали, не ведали, откуда младенец взялся, нечистые силы должны были отступить от малыша.

Профессиональные имена несли в себе тот же смысл. Или были пожеланием, чтобы ребенок, когда вырастет, избрал конкретное занятие. Имя Малыш, Малой мог получить последний ребенок в семье — такое наречение могло символизировать отсутствие желания иметь еще больше детей.

Имя всегда было неотъемлемой частью человека, к вопросу, как назвать ребенка, всегда  подходили очень серьезно. Нарекая младенца определенным образом, наши предки стремились оградить его от невзгод, запомнить свои мечты и желания.

Древние русские имена хорошо известны по летописям. Можно сказать, что они характерны для всех славянских языков. В чешском, болгарском, хорватском и польском языках их  сохранилось гораздо больше, и они активно применяются до сих пор. Отчасти это связано с тем, что в святцы Русской православной церкви вошло мало древнерусских имен. После принятия христианства сложилась традиция давать ребенку два прозвища — родное славянское и крестильное из церковного календаря.

Значение

Как правило, значение прозвищ, существовавших в Древней Руси, понятно без перевода: Святослав — святой и слава, Всеволод — владеющий всем. Но можно встретить и не совсем очевидные: Остромир, Жирослав, Изяслав. Чтобы узнать их значение, стоит изучить словарь — изяти означает «взять, «гость», слово «жир» — богатство, изобилие, остръ — храбрый, решительный.

Мода на древние языческие имена периодически возвращается. Сегодня они пользуются очень большой популярностью. Это обусловлено попыткой вернуться к истокам, а также тем, что западные варианты уже надоели. Сегодня детям даются не только древние русские имена, но и болгарские, сербские, чешские, польские: Снежана, Милана, Болеслав, Красимир, Братислава.

В истории русских имен выделяют три этапа:

  • дохристианский — были распространены самобытные прозвища;
  • после крещения Руси — введение иноязычных имен, заимствованных у разных народов;
  • после Октябрьской Революции.

До появления христианства личные имена были прозвищами, данными по конкретному поводу. В древности люди воспринимали их материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали их от врагов, чтобы те не могли навредить. Древние прозвища вызывают огромный интерес, так как раскрывают богатство русского языка.

После введения христианства стали  использоваться так называемые календарные имена, но их принятие народом шло медленно. В первые годы после Октябрьской Революции большинству рождавшихся давали старые варианты. После войны произошли перемены, церковные свадьбы стали редкостью, проводилась гражданская регистрация младенцев.

В настоящее время детей называют по-разному, широко распространены сокращенные формы, которые употребляются в разных ситуациях, кроме официальных. Некоторые из них настолько коротки, что часто оказывают созвучными с несколькими полными, или наоборот, одному имени могут соответствовать несколько сокращенных: Аграфена — Агаша — Груня — Груша — Гаша — Феня.

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

woman-v.ru


Смотрите также