Народная медицина в странах Древнего Востока. Медицина древнего востока кратко
im_seminar_3(готовый)
Семинар 3
ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА
ПЛАН:
1. Государства Древнего Востока – хронологические рамки, особенности эпохи, источники и факты.
2. Особенности врачевания в древних цивилизациях Востока
Врачевания в Месопотамии,
Врачевание в Египте,
Врачевание в Индии
Врачевание в Китае
Представления о болезнях.
Подготовка врачей.
Религия и медицина. Храмовая медицина.
6. Народная и традиционная медицина. Особенности и отличия.
Литература:
1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2006.
2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004.
3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987.
4. Малая медицинская энциклопедия или Большая медицинская энциклопедия / слово «медицина» – любые издания.
5. Врачевание в первобытном обществе: Учебно-методическое пособие. – НГМУ, 2000.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:
Особенности медицины Древней Месопотамии
Особенности медицины Древнего Египта
Особенности медицины Древней Индии
Особенности медицины Древнего Китая
Традиционная медицина Древнего Востока. История и традиции.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2004. – С. 13–112.
2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004. – С. 9–43.
3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987. С. 7–98.
4. Малая медицинская энциклопедия / Под. ред. В. И. Покровского. – М., 1992. – Т. 2. – С. 203–225. (любые издания)
5. Интернет-ресурсы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА»
ЗАДАНИЕ № 1. Дайте определения понятиям и терминам:
Асу-терапия - одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризует эмперический характер медицинской практики.
Ашипу-терапия - одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризующиеся высокой степенью влияния религиозных и мистических воззрений на медицинскую практику.
Мумификация – высыхание тканей трупа, создающие возможность его длительного сохранения; превращение трупа в мумию, т.е. высыхание его без гниения.
Бальзамирование – метод предохранения трупа от разложения, заключающийся в пропитывании его тканей веществами, обладающими антисептическими свойствами, блокирующими тканевые ферменты и т.п.
Тарихевты - греческое название специалистов Древнего Египта, которые занимались мумификацией умерших, религиозной и философской систем Индии.
Философия инь-ян – концепция единства и борьбы противоположностей, составляющую диалектическую основу мировоззрения Древнего Востока.
Чжэнь-цзю терапия – древнекитайский метод лечения акупунтурой. Метод заключается в нанесении укола специальной иглой в определенные точки или прикладывание к ним колючек тлеющей травы.
Су-джок-терапия – одна из методик традиционной медицины Китая. Это не только эффективный метод профилактики и лечения болезней, опознавании которого может овладеть каждый человек, но и способ достижения основных законов существ.
Диагностика – раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состоянии.
Этиология – учение о причинах болезней. Профессиональное употребление термина как синонима «Причина» в медицине.
Гуморальное представление о болезнях – одна из древних теорий, согласно которой основа болезней – ненормальное смешение жидких сред организма. Нормальное смешение жидкостей обуславливает здоровье человека, болезнь возникает при нарушение соотношение этих веществ.
Пневматическое представление о болезнях – одна из первых общебиологических теорий, возникшая на основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений.
ЗАДАНИЕ № 2. Опишите значение богов медицины Древнего Востока
Исида - богиня женственности и материнства.
Тот - бог мудрости и знаний.
Сохмет - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница.
Эа - Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений; благосклонно к людям.
Иштар - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.
Гула - богиня врачевания, первоначально — смерти.
Мардук - бог справедливости, мудрости, водной стихии.
Ашвины – божественные близнецы-всадники в «Риг-веде», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме Вивасвата. Они — ведические божества, символизирующие рассвет и закат.
Рудра - ведийское божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой и ветром или бурей.
ЗАДАНИЕ № 3. Напишите значения медицинских текстов Древнего Востока:
папирус Смита - Этот папирус датируется XVI веком до н. э.Основан на материалах, накапливавшихся в течение тысячи лет. Документ охватывает 22 страницы. В нем рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза.
папирус Эберса - Содержит обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения. Кроме прочего, папирус содержит описание лечения и приготовления лекарств по травматологии, борьбе с паразитами, стоматологии, а также по гинекологии и контрацепции. Кроме научно-медицинских рекомендаций, в трактате приводятся различные магические формулы, должные содействовать успеху лечения. Кроме этого, в папирусе делаются и астрономические наблюдения — в частности, огелиакическом восходе Сириуса 9-го эпифи в 9-й год правления фараона Аменхотепа I.
законы Хаммурапи - созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах вСузах (территория древней Месопотамии).
Аюрведа - традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов.«Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья.
Чарака-самхита - трактат детально описывающий знания о естественном законе существования человека. Авторство «Чарака-самхиты» приписывается Чараке, представляющему школу странствующих целителей.
Сушрута-самхита - трактат, в основном посвящённый оперативному лечению; в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В трактате перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атхарваведе.
Предписания Ману - наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нем наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры.«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующим классом; в нем наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т. д.
«Нэй-цзин» («Канон врачевания») - великий трактат, состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, вобравшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.
«Лин Шу» («Чудесные точки») – тракт, исходя из которого производиться выбор точек взаимодействия.
У Чин Ши («Игры пяти зверей») – Наблюдая за повадками животных, был создан комплекс упражнений для улучшения циркуляции ци внутри тела человека, известный под названием "Уциньси" ("Игры пяти зверей"), ставший прообразом современных комплексов Цигун.
ЗАДАНИЕ № 4. Заполните таблицу, отражающую особенности врачевания по отдельным государствам Древнего Востока.
Государства Древнего Востока
Представления о
болезнях
Традиционные методы лечения
Имена богов-покровителей медицины и древних врачевателей
1
2
3
4
Месопотамия
(3 – 1 тыс.лет до н.э. )
Нарушение принятых в обществе обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний, зависящие от явлений природы и образа жизни. Определяется религиозными верованиями людей.
Лекарственные средства растительного происхождения – травы, коренья(врачевание асу и шипуту), семена, овощи, листья и плоды, кедровые бальзамы, нефть, воск, экскременты птиц и овец. Предсказания и заклинания-психотерапия, родовспоможение, оперативное врачевание.
Владыка Эшмиль, бог рождения -Нинту, бог чумы-Эрра, богиня врачевания-Гула.
Древний Египет
(3 – 1 тыс. лет до н.э.)
Определение болезней по пульсации сосудов, естественное и сверхъестественное представления, «все людские недуги от пищи».(изобретение клизмы)
Лекарства: растения, минеральные средства, части тела животных, магические заклинания, заговоры, неприятные на вкус вещества и косметические средства, оперативное лечение.
Бог Джехути, богиня Сохмет, бог Тауэрт.
Древняя Индия
(3 тыс. лет до н.э.-4 тыс. лет. н.э.)
Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, состоящим из 5 стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма: взаимодействие 3 субстанций: воздуха, огня и воды, носители которых: 3 первичные жидкости-ветер, желч и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного состояния 3х субстанций, а болезнь-как нарушение этих соотношений и отрицательного воздействия 5х стихий.
Лечение направлялось на восстановление соотношения субстанций.это достигалось диетой, лекарственной терапией(рвотное, слабительное), хирургическими методами лечения. Использовались лекарственные растения, применялись ампутации конечностей, лапаротомия, грыжесечения, пластические операции.
Агни-бог огня, Сурья-божество солнца, Рудра-божество гнева и ярости, Индра-царь богов.
Древний Китай
(середина2ого тысячелетия до н.э.-3 век н.э.)
Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и янь, и 5ти стихий у шин, а болезнь-нарушение их правильного взаимодействия.
- В колонке 1 таблицы в скобках указать хронологические рамки древних государств.
- В колонке 2- кратко записать представления о болезнях.
- В колонке 3 - перечислить самые известные традиционные методы лечения.
- В колонке 4 - перечислить имена известных богов-покровителей медицины, древних врачевателей, жрецов.
ЗАДАНИЕ № 4. Сделайте выводы по теме«Врачевание в Древних цивилизациях Востока»:
Какое направление медицины сложилось в древних цивилизациях Востока? Дайте определение - Традиционная медицина - древнее направление медицины, представляющее собой систему медицинских знаний, в основе которых лежит эмпирический опыт народного врачевания, религиозно-философское учение о происхождении человека, а также культурные и религиозные традиции определённого этноса.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Ответьте на вопросы по теме «Врачевание в Древних цивилизациях Востока» для обсуждения на семинарском занятии:
Каковы хронологические рамки Древних цивилизаций Востока?
Назовите черты, характерные для медицины рабовладельческого общества.
В чем проявлялся классовый характер медицины?
Какова была ответственность врачей Месопотамии за свои профессиональные действия?
Каковы были представления о причинах болезней в странах Древнего Востока?
В чем выразилось влияние философии на представления врачей Древнего Китая о сущности человека и сущности болезней?
Назовите особенности медицины в Древнем Египте.
Назовите особенности медицины в Древней Индии.
Назовите особенности медицины в Древнем Китае.
В каком из древних государств Востока впервые использовали диагностику по пульсу?
Какое государство древнего Востока считается родиной косметологии?
На каком уровне была развита анатомия в Древнем Египте? (Месопотамии, Индии, Китае)?
В каком из государств использовалась мумификация и бальзамирование? Кто такие тарихевты?
Назовите примеры влияния религии на медицину в странах Древнего Востока.
Назовите богов медицины в государствах Древнего Востока. Как они изображались?
Что такое “йога”? В каком из древних государств она использовалась как метод лечения?
Назовите примеры личной и общественной “гигиены” в странах Древнего Востока.
Что такое гуморальное представление о болезнях?
Что понималось под пневматическим представлением о болезнях в Древнем Востоке?
Назовите имена древних врачевателей Востока.
Какие традиционные методы лечения использовали врачи Древнего Египта? (Месопотамии, Индии, Китая)?
Какое направление медицины вышло из древних цивилизаций Востока?
Что такое традиционная медицина? В чем ее отличие от народной?
6
studfiles.net
Народная медицина в странах Древнего Востока — доклад
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
ВЫПОЛНИЛ: студент
лечебного факультета
403 группы
Баранов Юрий Иванович
ИРКУТСК
2012 г.
Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытно-общинного строя к строю рабовладельческому. Народы и племена Востока ранее других, за 4000— 5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее Древние исторические памятники. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и др.), в Египте, Индии и Китае уже в IV—II тысячелетиях до н. э. В I тысячелетии до новой эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (государство Урарту), с VIII—VII веков до н. э. существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.
На Древнем Востоке рабовладельческий строй развивался в своеобразных формах: длительно сохранялись пережитки родового строя, отмечалось прочное, хотя и пережиточное сохранение древней общины (сначала семейной, позднее сельской), здесь впервые общество разделилось на классы рабовладельцев и рабов, образовались своеобразные доисторические государства, где отмечалось медленное прогрессивное развитие, преобладали натуральное хозяйство и примитивная меновая торговля. Преобладающим политическим строем была деспотическая монархия с пережитками родового строя. Власть деспота оправдывалась и обосновывалась религией, царь считался воплощением бота на земле и правил в интересах рабовладельческой знати.
Огромную роль в рабовладельческих странах Востока играла жреческая аристократия. Жрецы были влиятельной кастой. Сила жрецов основывалась на экономической мощи храмов, обладавших большими богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и т. д. Обширные хозяйства принадлежали храмам, велись на основе рабского труда.
История зарождения, возникновения и развития философской, естественнонаучной и медицинской мысли в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока — Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии, как и дальнейшая история культуры восточных народов, раскрывает значительную плодотворную роль Востока в истории мировой культуры, науки и философии. Уже за несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды способствовали борьбе против идеализма и религии и расчищали почву для развития науки.
В эпоху рабства в классовом обществе сложились и оформились материализм и идеализм как более или менее цельные мировоззрения. Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих свое начало от наивного реализма первобытных людей.
Материалистическая философская мысль Древнего Востока, рассматривавшая мир таким, каков он есть, была проникнута стремлением понять его как движущееся и развивающееся целое, вечно меняющее формы своего проявления. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока еще не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии, но были тесно связаны с накопленными многолетним опытом сведениями о свойствах природных тел и явлений.
Материалистические учения противопоставляли идеализму представление о материальности мира, материалистический детерминизм, доказывающий объективную закономерность всего существующего, и вселяли в людей веру в их способность познавать явления природы. Материализм признавал силу человеческого познания и был связан с первоначальными научными знаниями эпохи. Он отвечал интересам и потребностям передовых слоев рабовладельческого общества, выступавших за прогресс материального производства и культуры всей общественной жизни. Развитие материалистического мировоззрения было связано с борьбой передовых сил рабовладельческого общества, боровшихся за развитие ремесла, торговли, научных знаний против политического и экономического засилья косной рабовладельческой знати, заинтересованной в застое общественной жизни.
В рабовладельческих государствах народная медицина продолжала оставаться основой врачевания. В периоде разложения первобытно-общинного строя и превращения его в классовое рабовладельческое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, преимущественно женщинам, постепенно сосредоточивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В дальнейшем занятие медициной выделилось из числа остальных профессий того времени, появился врач-профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою медицинскую подготовку врачи-профессионалы получали в семье. Врачебные знания передавались из поколения в поколение и дополнялись. Глава семьи передавал врачебный опыт своим сыновьям и дочерям, обучал их лечебным приемам, сообщал им секреты приготовления лекарств. Из поколения в поколение этот материал накапливался и становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим после возникновения письменности появились первые записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. В медицине рабовладельческого периода применяли лекарственные вещества в основном растительного происхождения, реже — животного происхождения (молоко, масло, шпанские мушки) и некоторые минеральные вещества (ртуть, мышьяк).
В рабовладельческих государствах Древнего Востока продолжала совершенствоваться помощь беременной женщине, установились гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, вырабатывались приемы вмешательства при трудных родах, при неправильном по ложении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию.
Медики рабовладельческого периода знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя, удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечение. На территории Ассиро-Вавилонии, Египта, Армении, Грузии, Азербайджана, Хорезма, Индии археологи обнаружили много хирургических инструментов, относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т. п.). Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента: опий, белена, конопля, настой из корней мандрагоры.
В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины.
С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия. Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги — покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных жсш.пин. Жрецы, являвшиеся часто наиболее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя указаниям оогов, возвращать утраченное здоровье.
Медицина в рабовладельческих государствах Востока долгое время находилась в руках служителей религиозных культов, жрецов и играла роль орудия для удержания народа в страхе и для достижения корыстных целей. Жрецы стремились сосредоточить в своих руках дело врачевания, так как это являлось одним из средств эксплуатации народа я приносило храмам и их служителям жрецам большие доходы.
В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождавшиеся магическими действиями, гаданиями, толкованием снов, различного рода «чудесами», «откровениями» и т. п. Однако все более и более затемняя истинные причины болезней демонологическими представлениями, используя стремления больных людей получить исцеление, стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные лечебные приемы и целебные средства народной медицины. Борясь за сосредоточение в храмах врачевания и лечебной помощи, борясь и конкурируя с представителями народной эмпирической медицины, жрецы многое взяли из народной медицины, отбирали из нее лечебные средства, подмечали различия^ между ними. На известном этапе жрецы стали хранителями знаний о природе, ее наблюдателями и с появлением письменности записали народный опытв области врачевания.
Выдающимся достижением культуры рабовладельческого периода народов Древнего Востока было изобретение письма. Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают сведения о медицине народов этой эпохи.
Медицина того времени поэтому чаще всего предстает перед нами в мистической оболочке. Для правильного понимания прошлого медицины рабовладельческого периода нужно уметь отделять объективные факты от элементов мистики.
Одним из источников доходов храмов были приношения верующих. Драгоценности, статуи и другие предметы люди приносили в храмы, прося исцелить их от болезней и в память об умерших. Больные, надеясь получить исцеление, жертвовали изображение больного органа, глаза, уха, сердца, матки, конечности и т. п. Обычай приношения посвящений был особенно распространен в местах, известных древними культами, храмами, «чудотворными» статуями богов. Такие места массового поклонения широко использовались жрецами. Вблизи их обычно располагались храмовые мастерские, изготовлявшие предметы для посвящений, которые покупались паломниками.
С древнейших времен Восточная Медицина рассматривала человеческий организм как единое целое, неразрывно связанное со средой обитания — климатом, ландшафтом, местной почвой. Этот синтетический взгляд, в основании которого лежало представление о единстве Человека и Природы, служил руководящим принципом при определении нормального состояния организма и его патологии в процессе диагностики.
Восточные врачеватели рассматривали все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в тесной связи с состоянием окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, предмет внимания и пристального изучения врача составляли время года в момент заболевания, атмосферные условия, особенности жилища, одежды и питания пациента, его эмоциональные реакции, привычки и даже взгляды на себя и на окружающую жизнь. Восточные медики большее внимание уделяли функциональной деятельности органов и систем организма, нежели их анатомическому строению, и кроме зримо определяемых реальностей тела (таких, как органы, кровь, лимфа, желчь и другие жидкости и ткани) они признавали реальность существования невидимой для глаза всесвязующей и всепроникающей «субстанции жизни», имеющей тем не менее материальную основу. Это наложило отпечаток на всю систему диагностических приемов, обусловило самый стиль диагностической деятельности врача, определяемый как целостный, функциональный, причинный, экологический, системный.
Медицина в Арабоязычных Халифатах (VII-X вв.)
История
Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.
В VI в. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговые пути между Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем — Сасанидского Ирана (572—628).
В VI—VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама (в переводе с араб. — покорность). — религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (ума), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.
В истории Халифата выделяют три" периода.
Первый период (632—750) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников» пророка)—Абу-Бекра . (632—634), Омара (634—644), Османа (644— 656) и Али (656—661) и династии Омейядов (661—750).
В результате начального этапа завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также, значительные территории Армении и Грузии.
Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть. Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета (рис. 70). В VII—VIII вв. столица Халифата располагалась в Дамаске.
referat911.ru
«Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока»
Ф КГМУ 4/3-04/01
ИП №6 УМС при КазГМА
от 14 июня 2007 г.
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения
ЛЕКЦИЯ
Тема: «Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока»
Тема: «Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока»
Цель: познакомить с эпохой рабовладения, с общими чертами развития
врачевания в рабовладельческих государствах Древнего Востока: Египта, Месопотамии, Древнего Вавилона, Ассирии, Индии и Китая. Охарактеризовать первые письменные памятники медицинского законодательства. Показать значение медицины стран Древнего Востока для развития медицины мира.1.Общие черты развития медицины в странах Древнего Востока
Медицина в Египте
Развитие медицины в Месопотамии, в Вавилоне и Ассирии
Медицина в Индии
Развитие медицины в Китае
Общие черты развития медицины в странах Древнего Востока
В условиях разлагающегося первобытно-общинного строя рабовладельческий строй был вполне закономерным явлением. Он открывал более широкие возможности роста производительных сил.
При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы играли большую роль в эпоху рабства и относились к классу крупных земельных собственников-рабовладельцев.
Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытно – общинного строя к строю рабовладельческому. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии и Египте (IV-III тысячелетиях до н.э.), Индии (середине III тысячелетия до н.э.), Китае (во II тысячелетии до н.э.), в Закавказье (государство Урарту, в I тысячелетии до н.э.)
Преобладающим политическим строем была деспотическая монархия с пережитками родового строя. Влиятельной кастой были и жрецы.
Несколько тысячелетий до нашей эры у народов Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Материалистическая мысль Древнего Востока рассматривала мир таким, каков он есть, была проникнута стремлением, понять его как движущееся и развивающееся целое. Материализм отвечал интересам и потребностям передовых слоев рабовладельческого общества, выступавших за прогресс материального производства и культуры всей общественной жизни. Развитие материалистического мировоззрения было связано с борьбой передовых сил рабовладельческого общества, боровшихся за развитие ремесла, торговли, научных знаний против политического и экономического засилья косной рабовладельческой знати, заинтересованной в застое общественной жизни.
Изобретение письменности (с IV тысячелетия до н.э.) и создание первых медицинских текстов /с конца III тысячелетия до н.э. у шумеров/
Формирование двух направлений врачевания 1) народного (эмпирического) врачевания, основанного на практическом опыте народа, и 2) культового (храмового), основанного на религиозных верованиях.
Представления о происхождении болезней (морально-этические, связанные с природой, связанные с религией).
Подготовка врачевателей (семейная традиция и обучение в общих школах при храмах).
О развитии медицины свидетельствуют надписи на саркофагах, скалах, глиняных табличках. Многочисленные рецепты изготовления лекарств, моющих средств, стекла в папирусах Египта.
Создание древнейших санитарно-гигиенических сооружений. Развитие гигиенических навыков. Классовый подход к врачеванию в классовом обществе. Формирование основ врачебной этики. Взаимные влияния и преемственность в развитии фармации и врачевания в древних цивилизациях.
^
Древнейшим очагом египетской цивилизации было нижнее течение плодородной реки Нил, где в VI тысячелетии до н.э. появились первые поселения, превратившиеся впоследствии в города - государства. Около 3200 года до н.э. образовалось единое государство.
Источниками сведений о фармации в Египте, как и древнеегипетской культуре в целом, являются многочисленные иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях, и, в первую очередь, папирусы (свитки для письма, которые готовились в Египте из одноименного растения - папируса, распространенного в долине Нила).
Среди сохранившихся медицинских папирусов наиболее известными являются: папирус из Кахуна, посвященный женским болезням, один из его разделов посвящен родовспоможению - около 2000 г. до н.э., папирус Смита, по имени нашедшего его исследователя - ок. 1500 г. до н.э., - по хирургии, большой медицинский папирус Эберса (середина II в. до н.э.), папирус Бругша (ок. 1450-1350 гг.до н.э.), посвященный лечению детских болезней. В папирусе Эберса имеется раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», где приведено около 800 рецептов, в которых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел.
Древний Египет был очагом тяжелых глистных заболеваний. Египтяне уделяли большое внимание соблюдению гигиены, пили воду из медных сосудов, мылись два раза днем и два раза ночью.
Как и в Месопотамии, в Египте имелись приюты при некоторых больших храмах, преимущественно для душевнобольных. Будучи больше изоляторами, чем лечебными учреждениями, эти приюты явились прообразами будущих больниц - богаделен.
Для лечения больных в Египте применяли мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы (изобретения последних приписывается египтянам), компрессы, горчичники, пластыри, примочки, настои, отвары и пилюли. Широко использовалась трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, опий, кедровое и касторовое масло, мирт, уксус, вино, пивные дрожжи. Из минеральных продуктов использовали селитру, медный купорос, квасцы, поваренную соль и мемфисский камень. Из продуктов животного происхождения получили распространение жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.
В Египте приобрели известность средства против кожных болезней, поэтому многие историки считают эту страну родиной дерматологии. Врачебное искусство в Древнем Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей. Однако, уже в этот период некоторые жреческие касты обладали широкими знаниями, которые постепенно стали оказывать существенное, а в последующие века и определяющее влияние на развитие медицины.
Наследие египетской медицины оказало влияние на развитие знаний в странах Древнего Востока, в Древней Греции, Рима и на развитие мировой медицины.
^
В конце III начале II тысячелетия до н.э. началось становление Вавилонского государства. Позднее в I тысячелетии до н.э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.
Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета в старовавилонский период во времена Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) - одного из наиболее выдающихся правителей древности. За 42 года правления он создал могущественное государство. После смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию завоевателей.
Могущественным соседом Вавилонии была Ассирия, которая достигла наивысшего расцвета при Ашшурбанипале (668-ок.626 гг. до н.э.), выдающемся государственном деятеле. Он был достаточно образованным человеком. Созданная при нем царская библиотека в Ниневии является самым большим из дошедших до нас собраний глиняных табличек, содержащая несколько десятков тысяч клинописных текстов. Как правило, табличка начинается словами: "Если человек болен..." Далее идет подробное описание признаков болезни и наставлений врачевателю о способах приготовления и применения лекарства. Заканчивается табличка словами: "... он выздоровеет".
Медицина имела два основных направления: асуту (в переводе "искусство врачевателей") и ашипуту - "искусство заклинателей". Обе традиции сохранялись без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда слились в одну, более близкую к ашипуту.
Представления о причинах болезней делились на три основные категории:
1. Сверхьественные причины - "рука бога", "дуновение злого духа", "объятия Ламашту" (считалось что старуха Ламашта по ночам бродит по городу и распространяет детскую лихорадку).
2. Возмездие за нарушение принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний.
3. Естественные причины, связанные с явлениями природы и образом жизни (употребление нездоровой пищи, купание в грязной реке).
Врачеватель - асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: "он выздоровеет", "его нужно лечить". Врачевание асу основывалось на практическом опыте врачевателя - эмпирика: его интуиции в сочетании с приобретенными знаниями. Цели его лечения реальные: "остановить лихорадку", "отвести отеки", "заставить болезнь уйти", "успокоить выступающие сосуды рук и ног" и т.п.
Главным приемом врачевания ашипу было чтение заклинаний. Определив болезнь и ее причину, ашипу до начало лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: "он умрет", "он не выздоровеет" и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже: "он будет жить", "его болезнь уйдет". Если прогноз был безнадежен, ашипу удалялся, не начиная врачевания.
Строение тела человека в Междуречье не знали, вскрытия трупов не производили, вскрытия жертвенных животных давало лишь общее представление о внутренних органах: печени, сердце, желудке, почках, кишечнике.
Родовспоможением занимались женщины.
Большое место в культуре ассиро-вавилонян занимала астрология. При прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастливые числа для родов, для операции и т.д.) Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других народов и занимала большое место в медицине.
При раскопках городов (Вавилона, Ниневии) найдены остатки мостовых, водопроводов и канализации из глиняных труб; имелись законы об удалении из городов больных заразными болезнями.
До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства - законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н.э; в нем обобщены древние законы, регулирующие все стороны жизни. Ряд статей, вырезанных на базальтовом столбе, посвящен деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.
Как и в других странах Древнего Востока, лечение больных в Вавилоне было доступно только состоятельным людям. Греческий историк Геродот (V в до н.э.) описал своеобразный древневавилонский обычай лечения бедных людей – их выводили на людные места и проходящие мимо давали им советы, основываясь на личном опыте.
^
Индия была населена за много тысячелетий до нашей эры. К концу IV - началу III тысячелетия до нашей эры в Индии сложился рабовладельческий строй.
Источниками для изучения общественного строя, ее экономики, культуры, медицины являются: свод законов Ману, "Веды" - сборники бытовых и религиозных предписаний, произведения народного эпоса - поэмы "Махабхарата", "Рамайяна" и др. и данные археологии.
Сведения о строении тела человека в Древней Индии были самыми полными в древнем мире. Вскрытие трупов не преследовалось. Изучаемый труп подвергался мацерации в течение 7 суток в проточной воде. После этого отмоченные части соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в "Ведах" свидетельствуют о наличии анатомических знаний, в том числе даже о мозге - головном и спинном, но весьма неточных.
При исследовании больного врач пользовался расспросом и осмотром. Сердцебиение и дыхание изучали как в покое, так и при работе и беге.
По вкусу мочи устанавливали особую болезнь, - очевидно, сахарное мочеизнурение, незнакомое медицине других народов древности.
Для лечения применяли лекарства растительного, животного и минерального происхождения; особенно ценилась ртуть в разных видах.
О развитии хирургии, "первой и лучшей из всех медицинских наук", по определению Сушруты, одного из авторов "Аюрведы", свидетельствуют обнаруженные при раскопках хирургические инструменты. Индийские врачи делали ампутации, лапаротомии, офтальмологические и пластические операции - замещение дефектов ушей, носа, губ.
В акушерстве знали поворот плода на ножку, кесарево сечение.
Наряду с зачатками специализации существовало представление об единстве медицинской деятельности. По мнению Сушруты, врач, умеющий оперировать, но пренебрегающий медицинскими знаниями, подобен птице с одним крылом. Врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого зависел от кастового положения больного.
По существующим в медицине представлениям, здоровье являлось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного, слизи и желчи, которые связаны с основными элементами или стихиями природы.
Сильную сторону индийской медицины составляла гигиена. Гигиенические предписания включены в свод законов Ману. Осуждалось пресыщение, ограничивалось употребление мяса, рекомендовалась свежая и, соответствующим образом, приготовленная растительная пища, молоко и мед; обращалось внимание на чистоту посуды; были разработаны правила ухода за телом. Все это касалось богатых людей. При раскопках в Махенджо-Даро обнаружены, относящиеся к IV-началу III в. до н.э., городская канализация с трубами до двух метров в диаметре, бассейны при дворцах.
Описана больница, основанная во второй половине VI века до н.э., а также больницы в портах и на больших дорогах.
Сильный отпечаток на медицину оказала религия в Индии - сначала брахманизм, затем сменивший его буддизм.
Тайны древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Это уважение к учителям, безупречный внешний вид, бесплатное лечение бедных и друзей, служение больному "даже ценой собственной жизни", постоянное совершенствование своих знаний.
Важной частью лечения у древнеиндийских врачей считалось назначение лекарств. По мнении Сушруты, «в руках невежды лекарство - яд и по своему действию может быть сравнено с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия». В «Аюр-Веде» описано 760 лекарственных препаратов. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным лекарственным средствам, многие из них применяются в Индии и в настоящее время.
^
В IV-III тысячелетиях до н.э. в долине реки Хуанхе зародилась одна из древнейших цивилизаций земного шара, которая в середине II в. до н.э. обрела государственность. Древний Китай дал миру шелк и порох, компас и фарфор, фаянс и бумагу, книгопечатание и много других открытий в области естественных наук, медицины.
О развитии медицины в Древнем Китае повествуют древние иероглифические книги, некоторым из которых 2-3 тыс. лет. Древнейший из них является энциклопедический труд Нэй цзин (18 книг). Девять первых ("Су вэнь") посвящены строению и функциям организма, диагностике и лечению болезней. В девяти последних томах ("Лин шу") описывается древний метод чжень-цзю терапия. В основе народной китайской медицины издавна лежала древняя китайская материалистическая философия, согласно которой объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Понимание болезни основывалось на взаимоотношении организма с окружающим миром, что изложено в учениях у-син (о пяти первоэлементах) и ян-инь.
Характерной особенностью китайской народной медицины является чжень-цзю терапия (чжень-акупунктура, или иглотерапия; цзю-мокса, или прижигание). Ее эмпирические корни уходят в глубокую древность, когда китайские врачи пришли к выводу о существовании "жизненных точек", раздражение которых производило лечебный эффект. Первое подробное описание этого метода дано в III в. до н.э. К XIV в. насчитывалось уже 700 "жизненных точек", которые объединялись в 14 "жизненных линий". Иглы для их раздражения изготовлялись вначале из кремния и яшмы, затем из кости и бамбука, а позднее - из металлов: бронзы, серебра, золота, платины. Для обучения создавались специальные атласы и отливались манекены, на которых обозначались все точки и каналы для введения игл. Все великие китайские врачи в совершенстве владели этим методом.
Особого искусства древние китайские врачи достигли в области пульсовой диагностики. Ее основоположником является врач Бянь-цзяо, который утверждал, что каждый орган имеет пульсовое выражение на периферии, и поэтому рекомендовал исследовать пульс не менее чем в девяти различных местах. Китайские врачи выделяют от 24 до 200 видов пульса, из которых основными являются десять. О значении пульса говорится в трактате Нэй цзин. В III в. н.э. древняя китайская наука о пульсе была обобщена в десятитомном трактате о пульсе (Мо-цзин, 280г.). Учение о пульсе распространилось далеко за пределами Древнего Китая. Так, Ибн-Сина описывает 48 разновидностей пульса, из которых 35 он заимствовал из древней китайской медицины.
Лекарственная терапия в Древнем Китае достигла высокого искусства. Из народной китайской фармации в мировую практику вошли такие растительные средства, как корень женьшеня, лимонник, камфара, чай, лук, ревень, смола, чеснок; лекарства животного происхождения: панты оленя, печень, желатина. Самый монументальный труд в этой области - Великий травник Ли Ши - чженя в 52 томах, где описано 1892 лекарственных средства.
Широкое распространение в Китае имела вариоляция. Обычный способ оспопрививания заключался в том, что в ноздри вводили высушенный гной оспенных пустул больного.
О понимании значения предупреждения болезней свидетельствует изречение в древнем своде медицинских правил и наставлений: "Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь и укреплять государства и народы своими советами".
Имела распространение своеобразная система оплаты врачей - не за лечебную деятельность, а за предупреждение заболеваний их клиентов необходимыми советами.
В соответствии с элементами гигиены и профилактики в китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, лечебной гимнастике.
В Китае существовало государственное медицинское учреждение, основным назначением которого было обслуживание императорского двора, на деле круг обязанностей был шире (например, борьба с эпидемиями). Весьма давнего происхождения и китайская аптека как специальное учреждение.
В настоящее время здравоохранение КНР используется все ценное из богатого наследия древней китайской медицины.
Таким образом, в условиях рабовладельческого строя в странах Древнего Востока существовала народная эмпирическая медицина, светская и храмовая. Особенно сильным было влияние храмовой медицины в Месопотамии (Ассирии). Возникает медицинская письменность и первые законодательные акты (Вавилон). Возникают зачатки стационара в виде приютов при храмах, в частности, для душевнобольных (Египет) и гражданских больниц (Индия). Были склады лекарств и места их изготовления (Египет), аптеки как специальное учреждение (Китай).
В целом рабовладельческих государствах Древнего Востока люди имели значительный опыт распознавания и профилактики болезни, а также целый ряд препаратов для их лечения.
Иллюстративный материал
Первичные и вторичные источники
Список литературы
1. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах / А. Арцишевский.-
// Казахстанский фармацевтический вестник - 2002.- N1-2. -С.8-9.
2. Богоявленский Н.А. О раковых заболеваниях в рабовладельческом обществе / Н.А. Богоявленский.- // Из истории медицины: Сб. ст.- Рига, 1967.- С. 129-135.