Краткий очерк истории развития мебели. Мебель древнего рима
10 – Мебель Древнего Рима
Римская империя распространялась на всё Средиземноморье, завоевав сначала Италию, затем Карфаген, Грецию и эллинистические государства. Римская культура и искусство были сложные, многогранные и достигли своего наивысшего расцвета только в период императорской власти.
Столярной работой в основном занимались рабы. В производстве мебели кроме столяров участвовали и другие ремесленники. Столярная техника была на высоком уровне, и почти все столярные инструменты той эпохи используются и в настоящем времени.
Для производства мебели в основном использовалась древесина туи, кедра, ясеня, оливы, клёна, для интарсии – пальма, самшит, платан и чёрное дерево.
Мебелью для сиденья римлянам служили табурет, складной стул, кресло. Табуреты (sella, scamnum, subsellium) изготавливались из дерева или бронзы, были без спинки и имели выточенные ножки. К складным стульям относились: курульный стул (sella curulis), которые использовали важные персоны, и курульное императорское кресло (sella imperatoris) – только для императора. Сиденьем для знати служило удобное, но очень громоздкое кресло – Кафедра. У глав аристократических семейств были свои почётные стулья Солиум (solium), которые часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Также для повседневного пользования служили простой формы скамьи (scamnum).
Ложе (lectus tricliniaris) римляне применяли для приёма пищи, чтения, неспешных бесед и заключения сделок.
Кровать для сна (lectus cubicularis, lectus genialis) изготавливалась в основном из древесины, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четырёхугольная деревянная рамка с низкими – косыми или изогнутым – изголовьем несли четыре выточенные ножки. Для придания кровати эффектного вида, её декорировали профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения.
Обеденный стол у римлян был лёгким и подвижным, стоял на трёх ножках из бронзы, в виде звериных лап.
Для хранения предметов домашнего обихода римляне использовали сундуки. Арка (area) – один из видов сундуков, который полностью обивался железом и служил для хранения ценных вещей.
Мебель римлян была богато украшена. Для декоративного оформления мебели применяли резьбу, роспись, гравировку, позолоту, фанерование, инкрустацию. В своём стремлении к роскоши римляне украшали мебель дорогостоящими материалами: золото, серебро, бронза, мрамор, слоновая кость, рог, панцирь черепахи.
Растительные орнаменты, листья аканта, гирлянды, гроздья, фрукты были основными элементами орнаментики. Комбинации цветов, вьющихся побегов и листьев были строго симметричны и стилизованы. В символической орнаментике часто использовались изображения зверей, орлов, крылатых хищников, сфинксов.
Римские художники и ремесленники достигли высокого уровня в мастерстве изготовления мебели, и оказали огромное влияние на последующие эпохи.
mirmebeli2012.ru
Мебель Древней Греции, Рима, Египта в рабовладельческую эпоху
Столярная техника, например соединение нагелями и шипами, была развита достаточно высоко. Пользовались прежде всего инструментами из бронзы, а позднее железа, что позволяло делать мебель каркасной конструкции.
Египет.
Египетские столяры знали пилы с одной ручкой, долото, угольник, сверло, но еще не употребляли рубанка. Мебель раскрашивалась и инкрустировалась золотом, серебром, слоновой костью и перламутром. Металлическая фурнитура и фигурки для украшения были сделаны из бронзы. На дорогую мебель шла древесина черного, оливкового, финикового, фигового, липового деревьев и акации. Древесина в Египте стоила очень дорого, так как она была привозной. Это заставляло ремесленников применять экономные конструкции.
Мебель делали главным образом на полозьях, чтобы ее можно было ставить на песке.
Мебель того времени - это настоящее произведение искусства. Кресла и столики различного вида и разной высоты имели твердые, плетеные или мягкие с цветной богатой тканой обивкой сиденья. В жилищах была различная мебель, известная и в настоящее время, например обеденные столы, столики и подставки, круглые столы с ножками в форме цветка, буфеты и сундуки с плоскими и двустворчатыми крышками, шезлонги и ложа.
Декоративные детали были очень разнообразны. В большинстве это были головы птиц и зверей, клыки и копыта, а также многочисленные мотивы с растениями и цветами лотоса.
Греция.
Греки умели конструировать мебель лучше, чем египтяне. Они знали способы не только обработки, но и предохранения древесины. Зная свойства древесины, они перед спиливанием удаляли из нее соки через соответствующие надрезы, варили древесину и пропитывали ее квасцами. Греки знали способы покрытия изделий маслом и воском, что соответствует в некотором роде современному полированию. Они умели гнуть древесину; знали лучше, чем египтяне, способы соединения и оклеивания. В качестве облицовочной фанеры применяли древесину ореха, кедра, тиса, клена, самшита и других пород. В столярной работе применяли разного рода долота, пилы, сверла, а также рубанки и напильники.
Мебель для сидения имела разнообразную форму. Это были табуреты, стулья и кресла. Форма этой мебели различалась в зависимости от назначения: для женщин мебель делали легче, для мужчин - тяжелее.
Ножки мебели уже не имели формы ног зверей, а получили форму более легкую, удобную для исполнения. Гнутые ножки были выполнены горячим способом, так же как на современных предприятиях гнутой мебели. Мебель для сидения имела мягкие подушки, которые клали на сиденье либо вешали на спинку.
Большие столы не были известны. В широком употреблении были маленькие столики с круглой, овальной, прямоугольной или треугольной доской, которые во время приемов ставились у ложа.
Кровать напоминала софу; ее выполняли с прекрасной отделкой с мягкими матрацами, подушками и покрывалом из ткани.
Сундуки делали рамной конструкции и иногда с ножками, украшенными внизу резьбой. Крышка сундука была плоской.
Рим.
В римских жилищах было мало мебели. Комнаты, за исключением спальни и столовой, были пусты. Единственной обстановкой спальни было ложе, которое чаще всего устанавливали в нише. Ложе было рамной конструкции с натянутыми на раму ремнями.
В украшении жилища стол играл большую роль. Он был сделан из мрамора, дерева и бронзы. Тяжелый стол на украшенных ножках выполнял декоративную роль, а также служил местом, на котором устанавливали различные предметы. В столовых стояли квадратные и круглые столы, за которыми ели. Рабочие и письменные столы были неизвестны.
Применяли столики разнообразных типов, очень красивой формы, иногда с несколькими полочками; чаще всего столики были на трех ножках, в форме ног лани или козы, с поперечной перекладиной. Эти столики были предназначены для пиров и приемов.
Для хранения одежды и белья применяли шкафы и сундуки. Были известны стенные шкафы, а также шкафы, похожие на современные. Их делали из досок, соединенных столярным способом, с внутренними полками. Дверцы навешивали на петли.
Стулья и кресла делали со спинками, подгонявшимися под форму спины. Передние и опорные ножки были гнутыми. Мебель для сидения имела мягкие подушки.
Римляне значительно усовершенствовали столярные инструменты, пришедшие к ним из Египта и Греции. Для производства мебели употребляли древесину дуба, бука, ясеня, пальмы, туи, черного дерева и др. Уже применялось оклеивание мебели.
www.drevesinas.ru
30. Мебель неоклассицизма
Во время неоклассицизма в Европу большими партиями начинает поступать красное дерево. Новый материал открывает большие возможности – эта древесина прочнее, чем привычный орех, богаче по цвету и фактуре. Мебели неоклассицизма свойственно абсолютное следование симметрии и геометрии, имеет ясную конструктивность, массивность, минимум декора, плотно стоит на поверхности. Часто мебель декорируют в технике маркетри (это инкрустация деревом по дереву из разных кусочков) и росписью, сначала преобладают японские панели, но затем панели начинают производить и в Европе. Мотивами панелей были пейзажи, античные элементы, орнаменты (гирлянды цветов, античные храмы, прорезной орнамент). Также для декора используют гипсовые элементы, которые монтировали и золотили. Производят этажерки, угловые комоды (у них некоторое время сохраняется изгиб бомб), шкафы для книг, бюро, туалетные столики, столики на колёсиках, большие письменные столы с мраморными столешницами (белые, черные, серые), столики со складными столешницами, стулья имеют прямые точеные ножки, прорезную спинку, сидение с текстилем, кресла переходят из рококо, но имеют более геометрические формы. Появляются пьедесталы, на них ставили копии античных статуй. Подчеркивают плоскостность и геометрию. Мебель создаёт впечатление архитектуры ( фронтоны, пилястры). Первые зачатки неоклассицизма широко представлены в творчестве Томаса Чиппендейла(1718-1779). Он яркий представитель ранено английского неоклассицизма. Чиппендейл обладал безукоризненным вкусом и редкостной фантазией. Чиппендеил не просто выработал индивидуальный творческий почерк, но сумел на его основе создать вполне универсальный декоративный стиль, а также разработал новые типы, сохраняющиеся по сей день без существенных изменений. В его ранней мебели — в столах, кабинетах — преобладают кривые вогнутые линии, но форма все равно тяготеет к определенной жесткости, а линии – к прямоугольности. В 1754 году Чиппендейл издал роскошный каталог «Указатель для клиентов и краснодеревщиков» с этого времени можно было заказать мебель по каталогу, можно было выбрать разные декоративные элементы.
31. Мебель Древнего Рима
Возможность познакомиться с образом жизни и обстановкой жильщ римлян нам дают жилые дома обнаруженные во время раскопок Помпея. Образцами мебели римлян служили поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали. Римляне стримились к роскоши, это обусловлено тем, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы: бронза, мрамор, золото, серебро, слоновая кость, рог, панцирь черепахи. Но также существовала и плетёная мебель. Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы. К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. Для декора использовали растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты, военную атрибутику. Часто встречаются изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. Вся деревянная мебель погибла, до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, курулис (складной стул перешедший из Египта в Грецию из Греции в Рим) и тронное кресло. Римляне — как и древние греки — большую часть жизни проводили лёжа, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа – клине. Каменные ложа - лектус. Ложе с рамной конструкцией и ножками – гробатус. У римлян была кровать конечно не в том виде какой мы привыкли её видеть ,это клине на четыре выточенных ножах с четырёхугольной деревянной рамой с низким — косым или изогнутым —изголовьем. Римские матрасы того периода набивались камышом, сеном, шерстью или перьями, в более роскошных вариантах. Постельные принадлежности также делались очень дорогими. Использовались покрывала с богатой вышивкой золотом, которые спадали роскошными драпировками. Часто кровати ставились в специальные ниши. Для хранения предметов домашнего обихода использовали сундуки. Также в интерьере были канделябры, треножники, столы и другие мелкие бронзовые вещи и приспособления.
studfiles.net
28.Интерьер Древнего Рима
Характерными памятниками римско-италийской архитектуры этого времени являются перистильные дома Помпей. Римский дом богатых делился на две части. Первая часть – официальная, в ней принимали купцов, торговцев ит.д. Вторая часть - домашняя там принимали гостей, учителей, пировали и т.д.1-атриум-римская часть.2 -перистиль– греческая. Дом мог быть только атриумной или перистильной частью, это зависело от размера участка и состоятельности владельцев. Слово атриум произошло от слова ater - черный (очаг не имел трубы и дым выходил через отверстие в крыше). Первыми в отдельно помещение перешли кухни, ушел очаг на его месте появился бассейн, вода в который попадала через отверстие в крыше. Отверстие в крыше называетсяимплювий(падать дождём), а бассейн, в который стекает вода, называетсякомплювий(стекать, низвергаться). Позднее их площадь увеличивается и имплювий начинают поддерживать 4 колонны, затем 4-6-12, затем отличить атриумную часть от перистильной (или дом от атриумного от перистильного) позволял только бассейн. Вода из бассейна бралась для хозяйственных нужд. В центре бассейна мог быть фонтан. Атриум имеет квадратную форму, а перистиль прямоугольную. В перистиле располагался сад -веридарий.Когда было не жарко, время проводили в перистиле, а когда жарко в атриуме. В менее состоятельных домах могли быть просто три-четыре комнаты. Далее появляется помещениетаблинум – это личный кабинет, первоначально он был проходным, от атриума и перистиля отделялся занавесями. Затем появляются коридоры -фау/цы- по бокам кабинета. Кабинет роскошно отделывался. Со временем в таблинуме появилось окно и зайти в него можно было только через атриум. Возникает спальня- кубикула. Кубикулы находились как правило рядом с атриумом и были роскошно украшены. До этого времени спали не в атриуме, а в перестиле. Появляется помещения для трапезы - её название зависит от количества находившихся в ней клине -биклииний(2 ложе),триклиний(3 ложе). Вообще ложе в римском доме чаще всего каменные –лекстус, но также встречаются ложе с рамной конструкцией и ножками -гробатус, выполнялись из дерева, декорировались бронзой, слоновой костью. В столовой также могла быть ниша – эдикула, которая поддерживалась колоннами и была оформлена портиками, в ней чаще всего стояла статуя. В доме было место для поклонения домашним богам – ларарий. Лестницы внутренние винтовые, каменные или деревянные. Пол – мозаичный– мраморный наборныйтессер(элемент мозаики, кусочек мрамора). В обычных помещениях мозаика пола черно-белая, выложенная цветочным, геометрическим или фигуративным орнаментом. также любили различные иллюзорные эффекты. Крупными комплексами атриумно-перистильного типа являются дом Пансы и дом Фавна. Дом Фавна выделяется своими размерами и богатством архитектуры, в нём сохранились элементы внутренней отделки (около II века до н. э.). Здесь сохранились фигурные мозаики. В первую очередь, это — знаменитая мозаика экседры, на которой в коричневых тонах мельчайшими кусочками мрамора (2—3 мм) изображена битва Александра Македонского с Дарием. Затем, мозаика с голубями, пьющими воду из чаши, и мозаика с утками и кошкой и др. Мозаичный рисунок пола, исполненный белыми камешками по кирпичному бетону, так же полы украшали в два-три цвета мозаичными рисунками, подражающими меандру, поставленным на ребро рядами кубам, иллюзии объемности. Прекрасный образец такого пола имеется и в таблинуме дома Фавна. Свод в Древнем Риме отделывали штукатуркой, для декора могли использовать гипсовый рельеф –стукко, который изготавливался с помощью отливки, некоторые детали золотились и ярко и насыщенно раскрашивались. Также на стенах применялись мраморные панели.Настенная мозаика подражала живописи, а напольная выполнялась в ковровом стиле.Стены могли украшать картинами- пинака, написанными на деревянных панелях восковыми красками, техника живописи (энкаустика). В римском интерьере на плоскости стены мозаика и фрески вместе не используются. Цвета гармоничны. Стены в античности любили красить в красный, бордовый, но не только.
Существует 4 стиля, в которых расписывали стены. 1 стиль - декоративный или инкрустационный: имитации в живописи архитектурной отделки, деталей. Имитировали мраморную облицовку; карнизы, пилястры и др. арх. Элементы выполнены в штукатурном рельефе. Цвета росписи темно-красный, желтый, черный и белый - отличаются глубиной и чистотой тона. Хорошим примером первого стиля служит вестибюльдома Фавна и ролсписидома Альбуция Цельса, так называемый Дом Серебряной свадьбы.2 стиль - архитектурный или перспективный: происходит иллюзорное разрушение стены эффектно исполненными колоннами и портиками, декорации словно раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера. Между колоннами появляются стенные картины - фигурные и пейзажные. Фигурные - мифологические сюжеты с многофигурными композициями. Пейзажные – перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин. Все архитектурные элементы изображаются не лепкой, а росписью. Примером этого стиля служат Дом Грифов (переходный от 1 ко 2 стилю), вилла Мистерий около Помпей, в доме Лабиринта, некоторые росписи виллы в Боскореале.3 стиль - орнаментальный или стиль канделябров. Вырос из второго, но утратил иллюзорную перспективу. Архитектурные детали становятся более условными. Стиль отличается плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, преобладают сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, «лёгкие» колонны. Картины становятся миниатюрными. Орнамент композиций симметричен. Цвета ярки, чистые с мягкими тональными переходами( чёрный, красный, желтый). Примеры: Вилла Ливии в Прима Порта, Дом Марка Лукреции, дом наказанного Амура.4 стиль - декоративный или иллюзорный, также его называют фантастическим или перспективно-орнаментальным.Это усложнение 2 стиля. Здесь присутствует изобилие богатств, нет новых элементов. В основе лежит 1стиль - имитация мраморной облицовки стен и её членение., используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для 2 стиля. Для этого стиля характерны: украшение канделябрами, вьющиеся растения, обилие фигур, изображения фантастических животных. Отличается также резкой динамичностью архитектурного пространства композиций и театральностью. Примеры: Дом Диоскуров, Дом Веттиев в Помпеях, дом Менадра.
studfiles.net
Культовые интерьеры др. Греции и др. Рима
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Стр 1 из 10Следующая ⇒
Римский стиль заимствовал лучшие черты греческого и добавил к ним пышность, масштабность, амбициозность, величественность. декоративным деталям отводится гораздо больше значения. Большое достижение римлян в том, что они решились совместить греческий ордер с италийской аркой и цилиндрическим сводом, что стало новым словом в архитектуре и дизайне. Также в Риме была изобретена арочно-ордерная ячейка (как раз она украшает Триумфальную Арку). Римляне экспериментировали и с такой элегантной и красивой формой, как купол.Таким образом, на смену аскетизму и естественности, присущей Греции, пришла спокойная роскошь, тепло и гармония изящного искусства Древнего Рима. Полностью преобразить свой дом в древнегреческое жилище довольно сложно. Особая планировка помещений, созданная по античным архитектурным канонам, подразумевает одно главное помещение, к которому выходят все остальные комнаты в доме.
Стиль Древней Греции:рациональность, простота и естественностьгармония и ясность,планировка, обращенная внутрь,неприятие роскоши,аскетичность, естественная простота отделки, минимум мебели, мозаика из гальки и мрамора, орнаменты,глиняные украшения, вазы и амфоры,цвет стен – глиняный жёлтый, элементов интерьера - желтого, красного и черного,орнаменты в виде изломанных линий, переплетения ветвей и трав, спиралевидных завитков.
Стиль Древнего Рима:рационализм, единство красоты и удобства, роскошь и масштабность, изысканность и изящество, открытость римских домов, орнаменты выполнены в виде лавровых венков, львиных лап, хищных птиц, играющих амуров,легкие графические узоры,арки, колонны,контрастные сочетания цветов: красного или белого с черным.
БИЛЕТ 3. Культовые интерьеры древнего Египта
Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака план храма.( Рис1) Храм Сфинкса.(рис2) Храм Дендера.(рис3) Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле.(рис4). Храм Сети в Абидосе(рис5А). Дейр-эль-Бахри(рис5В) Мединет-Абу.(М) Южный Храм в Фивах(S). Луксорский храм. Храм в Эдфу(F). . Элефантинский храм(рис7).
Храм в Карнаке План. — Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним — зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N— обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком. Святилище. — Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья и жертвенный стол
Храм СфинксаОтдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса .Храм ДендераЗамыкающая стена не доходит до верха и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Храм Рамзеса 2что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским. К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум, построенный Рамсесом II, Мединет-Абу — постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех,
Храм Сети в Абидосеразвертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы. Дейр-эль-Бахриэтот храм расположен на поднимающихся уступами террасах .Мединет-Абу ( М) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором — еще один двор, позднейшей постройки. Южный Храм в Фивах ,( S) изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон. Луксорский храм (Храм в Эдфу)мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой. Элефантинский хрампредставляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.
Внутреннее убранство домов в Египте было богатым и красочным. Особый колорит придавали интерьеру величественные колонны, поддерживающие потолок. Стены белили, часто покрывали росписями. Для декора стен активно использовалась фресковая роспись, изображающая жизненные деяния жильцов, быт семьи, природу. В интерьерах использовались так же и ткани в виде занавесей, ковров, покрывал. Полы были глинобитные. Иногда их окрашивали в розовый или белый цвет. Египтянами были созданы основные типы мебели, дошедшие и до наших дней. Так, им присваивают создание первой мебели для сидения и первой кровати. Помимо этого египтяне создали целый ряд мебели – прототипы современной: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки, шкафы. Египетская мебель выглядит довольно жестко, так как в ней явно выявлена конструкция. связана с еще несовершенным развитием столярных инструментов, а так же с секретностью технологий изготовления, которые передавались в закрытых мастерских. Видимая грубость нивелировалась толстым слоем краски-замазки и ярким декоративным оформлением. Для декора мебели использовалась роспись геометрическим орнаментом, фаянсовые вставки, инкрустация слоновой костью или полудрагоценными камнями (зеленый, синий малахит, ляпис-лазурь). Древнейшие из образцов мебели были найдены в погребениях периода раннего Додинастического периода. большое значение придавалось изысканному декору мебели. Особенно популярна была инкрустация слоновой костью. Мебель старались изготавливать из дорогих материалов (черное дерево). Считается, что Египтяне первыми разработали мебель для сидения, так как на ранних росписях в гробницах очень часто встречается изображение человека, работающего, сидя на корточках. Ранние представители мебели для сидения – низкие табуреты, скамеечки. Так же в Египте впервые появился стул со спинкой. Конструкция такого стула стала прототипом для всей последующей мебели этого типа.Для богатых египтян создавались специальные парадные стульякоторые, как правило, делались из более дорогой древесины и особенно тщательно декорировались. Ножки стульев выполнялись в виде ног жвачных животных, причем найденные в гробницах образцы мебели свидетельствуют о том, что ножки вырезались из целых слоновьих клыков.
Билет 4 Античный жилой дом и его эволюция
Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели - все это весьма созвучно современным минималистским интерьерам. План более позднего греческого дома формировался вокруг внутреннего, перистильного дворика. Стены были окрашены темперой, излюбленный цвет - красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра. Иногда плоскость делили три горизонтальные полосы равной ширины. Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же как стены, полы иногда делались расписными, а в самых богатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распространенный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными. Немногочисленная мебель отличалась выверенностью пропорций и элегантностью исполнения. То, как она выглядела, мы можем представить себе по изображениям на греческих расписных вазах. Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д. Интерьерыпомпейских домов украшались фресковыми росписями. Археологи, делавшие раскопки, даже стали называть здания по сюжету фресок, связанному с личностью владельца. Примером может служить роспись зала на вилле Мистерий. Загадочное их содержание исследователи связывают с дионисийским культом . Зал расположен справа от оси атриум - таблинум - перистиль, за рядом кубикул. мозаика, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием, - был найден в Помпеях в "доме Фавна". Дом этот, название которому дала бронзовая скульптура танцующего Фавна в имплювии атриума, являет собой лучший образец жилой постройки того периода. Цельность интерьера достигнута благодаря контрастному сочетанию разнообразных мозаичных полов со строгими оштукатуренными стенами, украшенными рельефами.Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму — главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имилювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу.дома римских патрициев (родовой знати) выглядели не столь помпезно, как у императора, однако были значительно более представительными (репрезентативными), чем греческие. Вокруг центрального зала (атриума) располагались спальни (кубикулы) и столовые (триклинии). Причем различались триклинии летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах. Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живописью, имитирующей колонны — так называемый архитектурный стиль. Культура завоеванных народов влияет и на римскую орнаментику. Кроме традиционных симметричных комбинаций цветов и листьев, используются символические фигуры орлов, львов, сфинксов. Правда, они не носили столь серьезного (как у народов Востока) содержания, и именно у римлян мы, впервые в истории, сталкиваемся с осознанной стилизацией.
МебельНа образование стиля древнеримской мебели также большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные завоевателями к Римской империи. Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетенную из ивовых прутьев. Кресла, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра. Как и греки, римляне любили проводить большую часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно ставили три ложа (каждое — на трех человек). Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сидели на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре — в виде колонны, либо на трех — в форме звериных лап. В атриуме находились мраморные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась посуда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки). Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помещалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки прямоугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках — для светильников. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией. Мебель для сиденья, опять-таки, похожа на греческие формы. На табурете с плоскимсиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках право сидеть принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр. К числу мебели особого характера принадлежит искамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом. Стулья со спинкой назывались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом.
Итак, римляне ничего особенного к греческим формам не добавили, разве что скрыли их простоту и ясность за вычурностью декора. В мебели властвовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Строки великого Вергилия прекрасно выражают понимание римлянами своей культурной миссии — управлять покоренными народами, рационально использовать их таланты, перенимать их лучшие достижения и распространять до самых отдаленных границ Римской империи.
БИЛЕТ 5 СВЕТСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ ДРЕВНЕГО РИМА(БАЗИЛИКА, ТЕРМЫ, ТЕАТР)
Римские термы — сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария)в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий. *Наиболее известны термы Каракаллы (206—216 гг., рис. 25) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы) Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы ) Так, перекрытиецентрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода ,опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды. Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. (Рис1)Термы Каракаллы. (рис2)базилика ульпия.(рис3)Базилика Максенция. (рис4)Театр Марцелла. (рис5) Театр в Эпидавре
mykonspekts.ru
Мебель Древнего Рима | Dgasa — Ваш гид по архитектуре
Мебель в древнеримском жилище немногочисленна. Обычной обстановкой были кровати, обеденные столы, маленькие столики, стулья и табуреты, сундуки, канделябры. В спальнях и столовых устанавливали ложа (самый распространенный и престижный тип мебели). Римляне не только спали, но обычно и ели, читали и писали лежа.
Мебель изготавливали из древесины кедра, ясеня, клена, туи, оливы. Распространена была также мебель, плетенная из ивовых прутьев, и бронзовая. Столярная техника была очень развита: использовались почти все известные в настоящее время ручные инструменты.
В отделке применяли резьбу, роспись, позолоту, фанерование, инкрустацию металлом, слоновой костью, рогом, панцирем черепахи. Кроме легкой мебели, в обстановку богатых жилищ входила монументальная мебель из белого и цветного мрамора — подставки для статуэток, ложа, почетные кресла для главы дома с ножками в виде звериных лап, парадные столы (картибулы), в которых ножки обычно заменяли двумя скульптурно обработанными мраморными плитами (неизменные сюжеты рельефных украшений — грифоны, орнамент из листьев аканфа, цветов и стеблей).
Такие столы предназначались для парадной бронзовой посуды и устанавливались в атриуме. Каменными часто бывали и ложа в столовых, которые устанавливали в виде буквы П, чтобы в свободный центр можно было поставить стол и обслуживать участвующих в трапезе.
На таких ложах могли лежать по диагонали несколько человек (обычно по трое на каждом ложе), которые опирались левой рукой на подушку, а свободной правой рукой держали кубок или салфетку. Обычно столовые-триклинии в помпеянских особняках были небольшими (20 -24 кв. м), причем основную площадь занимали кровати.
Свободными оставались пространство в центре и часто узкие проходы между ложами и стенами, где располагались рабы гостей. В богатых домах столовая ойкос имела довольно большие размеры (до 80 кв. м) и колоннады вдоль стен, за которыми находился проход для гостей и слуг.
apshu.ru
Мебель древнего Рима
Сильное влияние на стиль мебели древнего Рима оказали Египет и Греция, которые завоевала Римская империя. Мебель древнего Рима изготавливали из мрамора, бронзы и различных древесных пород, в том числе и из красного дерева, которое являлось основным материалом, его гладкую поверхность украшали золочёной через огонь бронзой с узорами, которые размещались строго симметрично.
Отличительной чертой жилища и мебели древнего Рима был более высокий уровень комфорта и более красивый дизайн, который бросался в глаза – жители Рима славились тем, что любили жить “широко”, как и жители Симферополя. По сравнению с мебелью Египта, древнеримская мебель была довольно сильно перегружена различными украшениями с резьбой, лепкой и орнаментикой. Она представляла собой самые настоящие произведения искусства – её очертания были прямоугольными, целостными, массивными, замкнутыми; ножки мебели в древнем Риме делали в виде лап животных, из них иногда совершенно неожиданно вырастали грациозные и причудливые фигуры львов, сфинксов или лебедей. Также любовь жителей древней Греции к войнам и роскоши сделала отпечаток на стиле мебели древних греков, её украшали военными трофеями.
Популярными элементами древнеримской мебели были мраморные столики из лимонного дерева, которые имели одну ножку, что была сделана из слоновой кости – предшественники современных круглых журнальных столиков; курильные кресла для высших чиновников на высоких ножках, которые представляли собой табуреты с ножками, что перекрещивались в форме буквы “Х”; кресла “домохозяина”, в которых были высокие ножки и подлокотник, их ставили на небольшой постамент и очень богато украшали; скамьи, предназначенные для двоих, особо заслуженных граждан; сундуки – ёмкости, где хранились драгоценности и вещи, они не чем не отличались от более поздних аналогов Греции.
Также одним из важных элементов древнеримской мебели был так называемый “клин” – специальную кровать, предназначенную для приёма пищи. Кстати, такая мебель в Симферополе делается под заказ.
Дело в том, что привычка есть лёжа была отличительной чертой многих народов, а в частности римлян, греков и египтян. Она, безусловно, оказала влияние на стиль их мебели, в частности на кровати, которые называли клинами. Он представлял собой каркас, имеющий изогнутые ножки и изголовье, которое украшали инкрустацией из слоновой кости, черепахового панциря, стекла и рога.
Мебель жителей Древнего Рима внесла огромный вклад в развитие дизайна мебели, особенно это относилось к французской мебели эпохи Наполеона.